Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиолого-гигиеническая оценка тренировочной деятельности студентов-спортсменов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пооперационный анализ тренировочной деятельности спортсменов таких видов спорта, как дзюдо, тяжелая атлетика и гимнастика, позволил определить их тренировочную деятельность, как труд очень высокой степени тяжести. Наиболее высокие фактические значения тяжести (класс 3.2) для всех спортсменов были получены по показателям массы поднимаемого и перемещаемого вручную груза, в том числе, при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Факторы тренировочного процесса спортсменов
    • 1. 2. Механизмы адаптации организма спортсменов к условиям тренировочной деятельности
    • 1. 3. Вероятность формирования патологических изменений организма студентов-спортсменов, обусловленных тренировочной деятельностью
  • Глава 2. Объекты, объем и методы исследования
  • Глава 3. Гигиеническая оценка факторов тренировочной деятельности студентов-спортсменов
    • 3. 1. Социально — гигиенический портрет студентов-спортсменов
    • 3. 2. Гигиеническая оценка питания студентов-спортсменов по данным опроса
    • 3. 3. Комплексная гигиеническая оценка условий тренировочной деятельности
      • 3. 3. 1. Микроклимат закрытых спортивных сооружений
      • 3. 3. 2. Микробное обсеменение воздуха закрытых спортивных сооружений
    • 3. 4. Физиолого-гигиеническая оценка тяжести тренировочной деятельности студентов-спортсменов
    • 3. 5. Физиолого-гигиеническая оценка напряженности тренировочной деятельности студентов-спортсменов
  • Глава 4. Показатели функционального состояния и здоровья студентовспортсменов и их связь с условиями тренировочной деятельности
    • 4. 1. Характеристика адаптационных возможностей по данным кар-диоинтервалографии
    • 4. 2. Характеристика физической работоспособности студентов-спортсменов
    • 4. 3. Характер изменения гемоциркуляции глаза у студентов-спортсменов
    • 4. 4. Состояние аутофлоры кожи и слизистых верхних дыхательных путей
    • 4. 5. Анализ заболеваемости студентов-спортсменов
  • Глава 5. Система мер по оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов

Физиолого-гигиеническая оценка тренировочной деятельности студентов-спортсменов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из актуальных задач гигиены и медицины труда является сохранение здоровья работоспособного населения /39,40,75,100,101,109/.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80 — ФЗ /82/ обозначил спортивную деятельность как категорию профессионального труда, в связи с чем проблема физиолого-гигиенической оценки спортивной деятельности, нормирования общей физической нагрузки и условий тренировочной деятельности, призванных обеспечить охрану труда, профессиональное здоровье и долголетие спортсменов, становится особенно актуальной.

Сохранение здоровья и работоспособности спортсменов с целью продления их спортивного долголетия является одной из перспективных задач гигиены и медицины труда в области профессионального спорта. Среди различных категорий спортсменов особое место занимают студенты-спортсмены, здоровье и подготовленность которых определяет в ближайшей и отдаленной перспективе присутствие нашей страны на мировой олимпийской арене.

Профессионализация и коммерциализация спорта высших достижений поставила спортсменов в условия жесткого прессинга и высоких требований к уровню функциональной подготовленности, что не могло не отразится на условиях системы спортивной подготовки. Разработанная в 60-х годах прошлого столетия система подготовки спортсменов высокой квалификации длительное время не предусматривала существенного реформирования /16, 57−62, 68, 105, 106, 128, 131, 134, 141, 172−174, 175/, а созданные в середине прошлого столетия теории спортивной тренировки по-прежнему некритично принимаются практиками независимо от приносимых ими результатов /18, 20, 57−62, 90, 91, 92, 118, 123/. По мнению большинства специалистов, на сегодняшний день отечественная система подготовки спортсменов утратила свои позиции /16,20, Ш, 123, 128, 146,176, 178/.

Специалисты считают, что устаревшие положения спортивной подготовки спортсменов не отвечают потребностям современного спорта /118, 134, 140, 151, 155/, не способствуют росту функциональных резервов организма /70,111, 164,171/ и тормозят прогресс спортивных результатов.

Рядом авторов/16, 123, 128, 137, 146, 153, 172−175, 176, 178/подчеркивается, что методика, основанная на периодизации спортивной тренировки не в состоянии обеспечить подготовку спортсмена, чтобы он стабильно показывал высокие спортивные результаты не на так называемых «пиках спортивной формы», а на протяжении всего соревновательного сезона, как этого требует современный спортивный календарь.

В процессе спортивной деятельности на организм спортсменов воздействует комплекс неблагоприятных факторов: повышенные объем и интенсивность тренировочных нагрузок, психоэмоциональное напряжение, смена климатических и временных поясов, загрязняющие агенты (пыль, микроорганизмы) закрытых спортивных сооружений.

Систематическое воздействие неблагоприятных факторов спортивной деятельности на фоне хронического утомления, характерного для спортсменов высокой квалификации сопровождается кумулятивными эффектами в виде функциональных сдвигов как адаптационного, так и дезадаптационного характера и развитию соматической патологии.

Декларировавшийся до недавнего времени тезис: «Спорт — это здоровье» не отвечает истинному состоянию здоровья спортсменов. Обширные литературные данные свидетельствуют о достаточно широком спектре патологических изменений, связанных с состоянием перенапряжения спортсменов вызванных факторами тренировочной и соревновательной деятельности /4, 6, 8, 18,30−32,34,35,42, 50,102,125, 126, 142/.

Все это требует введения научно обоснованных гигиенических нормативов для условий спортивной деятельности, поскольку по многим показателям (тяжесть и напряженность труда, микробная обсемененность спортивных сооружений и др.) они вообще отсутствуют, а имеющиеся нормативы ориентированы на непрофессиональный спорт, не отвечают современным требованиям и не могут обеспечить необходимое качество профилактики отрицательного воздействия спортивной деятельности на организм /28, 53/.

Следует отметить, что богатый экспериментальный материал, накопленный в спортивной медицине и физиологии, в большинстве случаев посвящен изучению влияния повышенных физических нагрузок на организм спортсменов /1, 21, 24, 44, 52, 64, 71, 74, 85, 104, /, в то время, как изучению совокупности влияния различных факторов спортивной деятельности посвящены единичные работы /23/.

Таким образом, исследование комплексного влияния факторов спортивной деятельности на организм студентов-спортсменов является актуальным.

Цель исследования. Дать комплексную физиолого-гигиеническую оценку условий тренировочной деятельности и адаптационных возможностей студентов, активно занимающихся спортом, и разработать систему мер по их оптимизации.

Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:

1 Дать комплексную гигиеническую оценку условий тренировочной деятельности студентов-спортсменов.

2 Оценить с физиолого-гигиенических позиций тяжесть и напряженность тренировочной деятельности студентов-спортсменов различных видов спорта.

3 Выполнить анализ показателей здоровья студентов-спортсменов различной квалификации по данным углубленного медицинского осмотра.

4 Оценить адаптационные возможности студентов-спортсменов по результатам функциональных исследований в зависимости от квалификации.

5 Обосновать и разработать принципы оптимизации условий тренировочной деятельности студентов-спортсменов.

Работа выполнена на примере учащихся факультетов физической культуры и групп спортивного совершенствования, обучающихся в вузах города Уфы.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней дана комплексная санитарно-гигиеническая оценка закрытых спортивных сооружений по показателям микроклимата, запыленности и микробной обсемененности воздуха. Впервые оценена тяжесть и напряженность тренировочного процесса студентов-спортсменов с использованием нескольких классификаций, показана целесообразность использования для оценки тяжести классификаций, основанных на оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Изучены адаптационные возможности студентов-спортсменов различной квалификации в зависимости от условий тренировочной деятельности, дана оценка неспецифической резистентности на основе микробиологического исследования микробиоценозов кожи и верхних дыхательных путей (зева и носа) спортсменов. Научно обоснована целесообразность проведения контроля уровня адаптационных возможностей на различных этапах тренировочной деятельности студентов-спортсменов с целью профилактики развития предпатологических и патологических состояний у спортсменов. Разработана система оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что в ней дана комплексная гигиеническая оценка состояния закрытых спортивных сооружений и предложены рекомендации по оптимизации их санитарного состоянияполучены фактические данные о соответствии тренировочной деятельности студентов-спортсменов тяжелому и очень тяжелому физическому труду, что неблагоприятно отражается на функциональном состоянии их организма и состоянии здоровьяразработан комплекс профилактических мероприятий по оптимизации учебно-тренировочной деятельности студентов-спортсменов, включающий обязательный контроль их функционального состояния на различных этапах тренировочной работы, а также систему восстановительных мероприятий. Материалы диссертации использованы при подготовке Методических рекомендаций по оптимизации санитарного состояния закрытых спортивных сооружений (Приложение 1) и методических рекомендаций «Система оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов-спортсменов» (Приложение 2). Метод определения адаптационных возможностей спортсменов предложен в практику медицинских осмотров спортсменов Республиканского врачебно-физкультурного диспансера г. Уфы. Результаты диссертационного исследования используются в учебной практике кафедры спортивной медицины Уфимского филиала УралГАФК.

Апробация работы. Результаты работы доложены и обсуждены на: IV Международной научно-практической конференции «Проблемы профессионального образования по физической культуре и спорту», Калининградский Государственный университет (КГУ), 2001; V Международной научно-практической «конференции «Актуальные проблемы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой», Томский Государственный педагогический университет (11 НУ), 2002; V Международной конференции «Здоровье, труд, отдых в XXI веке. (Профилактика, лечение, реабилитация в различные периоды жизни человека)», Москва, 2002; Всероссийскую научно — практическую конференцию специалистов физической культуры и спорта «Методологический подход к решению региональных проблем совершенствования физической культуры и спорта», Калининградский Государственный университет (КГУ), 2002; I Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» Москва, 19−21 ноября 2002 г.- совместном заседании кафедры Спортивной медицины Уфимского филиала Уральской Государственной академии физической культуры и Проблемной комиссии «Научные основы медицины труда» Уфимского НИИ медицины труда и экологии человека, 2002.

По результатам исследований опубликовано 7 научных работ.

Положения выносимые на защиту.

1. Тренировочная деятельность студентов-спортсменов относится к очень тяжелому физическому труду, отрицательное влияние которого на организм студентов сохраняется при ежедневной двухчасовой продолжительности тренировок и еще более возрастает при четырехчасовой продолжительности.

2. Состояние адаптивных возможностей, работоспособности и здоровья студентов-спортсменов зависят от их спортивной квалификации. Наиболее низкие показатели регистрируются у спортсменов-разрядников, что требует отнесения их в специфическую группу риска.

3. Для оптимизации тренировочной деятельности студентов-спортсменов необходима реализация комплекса профилактических мероприятий, включающего первичную (профессиональный отбор, рационализация тренировочного процесса, санитарное состояние спортивных сооружений) и вторичную (медико-биологический контроль, оздоровительно-восстановительные мероприятия) профилактику.

ВЫВОДЫ.

1. Гигиенические условия закрытых спортивных сооружений в которых протекает тренировочная деятельность студентов-спортсменов, характеризуются комплексом неблагоприятных факторов: повышенной или пониженной температурой, высокой относительной влажностью, недостаточной подвижностью воздуха, что в целом требует от организма спортсмена дополнительных затрат на регуляцию деятельности физиологических механизмов.

2. Исследованная группа студентов-спортсменов характеризуется относительно высокими показателями социального оптимизма, однако две трети студентов живет в пределах и ниже прожиточного минимума (около 1500 рублей на человека в месяц.). Питание абсолютного большинства студентов-спортсменов является нерациональным и несбалансированным на фоне повышенного потребления основных питательных веществ (белков, жиров, углеводов).

3. Тренировочная деятельность студентов-спортсменов относится к категории очень тяжелого труда. Тяжесть тренировочной деятельности возрастает в ряду «хоккеисты <гимнасты <тяжелоатлеты <дзюдоисты Легкоатлеты», при этом ранжированный интегральный показатель тяжести труда у легкоатлетов в 2−4 раза выше, чем у хоккеистов в зависимости от используемой классификации тяжести труда.

4. Наиболее адекватно степень тяжести тренировочной деятельности студентов-спортсменов отражает классификация, основанная на величине прироста ЧСС в процессе трудовой деятельностидалее по информативности следует классификация, в основу которой положена максимальная ЧСС в процессе труда и наименее информативной является классификация тяжести труда, содержащаяся в «Гигиенических критериях оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» Р 2.2.755−99.

5. Низкие показатели адаптационных возможностей выявлены для спортсменов-разрядников, в тренировочных процессах которых на фоне неблагоприятных условий используются нагрузки, неадекватные их функциональным возможностям, при недостаточном периоде восстановления. Высокая корреляционная связь (г = 0,8), выявленная между работоспособностью и квалификацией спортсменов, указывает на то, что уровень работоспособности возрастает с ростом квалификации спортсмена.

6. Более низкий уровень частоты хронической патологии выявлен у спортсменов-мастеров и кандидатов в мастера спорта, в то время как у спортсменов-разрядников и не имеющих разряда он был несколько выше. Эта же тенденция сохраняется для частоты функциональных нарушений, что согласуется с более низкими адаптационными возможностями спортсменов-разрядников и не имеющих разряда, обусловленными несоответствием задаваемых физических нагрузок функциональным возможностям этих спортсменов.

7. Характер и интенсивность микробного обсеменения поверхностных и глубоких слоев кожи, а также слизистых носа и зева студентов-спортсменов свидетельствуют о напряжении неспецифической резистентности, обусловленной чрезмерной физической нагрузкой, что позволяет рассматривать его в качестве биомаркера снижения адаптационных механизмов спортсменов.

8. По результатам исследований обоснованы основные принципы оптимизации учебно-тренировочного процесса и разработана система мер, направленных на предупреждение снижения физической работоспособности и охрану здоровья студентов-спортсменов, которая включает санитарно-гигиенические, педагогические, медико-биологические и лечебно-профилактические аспекты оптимизации учебно-тренировочного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Спорт на сегодняшний день остается одним из видов человеческой деятельности, в которой ведущая роль принадлежит физической компоненте при невозможности хотя бы частичной механизации.

В спорте мы сталкиваемся с категорией лиц, которым присущи существенные отличительные особенности по сравнению с работниками различных отраслей экономики: высокий уровень мотивации их деятельности, связанный с достижением максимально возможного спортивного результатапостоянная добровольная подверженность комплексному воздействию неблагоприятных факторов спортивно-тренировочной деятельности и среды, ведущим среди которых являются чрезвычайно высокие физические нагрузки.

В отличие от других видов человеческой деятельности, спорт обладает свойственной ему спецификой, обусловленной избранным видом спорта и характеризующийся тем, что режим двигательной и физической активности, как правило, не может быть регламентирован.

Следует обратить внимание, на тот факт, что спорт является видом человеческой деятельности, в которой участвуют не только взрослые лица, но также юноши, подростки и дети. Так, например, в художественной гимнастике этап реализации максимальных спортивных возможностей приходится на юношеский возраст спортсменов — 15−18 лет, а в 20 лет спортивная карьера заканчивается. Иными словами, основные физические нагрузки приходятся, по сути, на детский возраст, что не может в дальнейшем не отразиться негативно на состоянии здоровья спортсменов.

Обобщение и анализ результатов исследований, проведенных на 128 спортсменах — студентах физкультурного факультета БГПУ и группы спортивного совершенствования курсантов УЮИ МВД РФ в возрасте 18 — 22 лет, различной спортивной квалификации и избранного вида спорта позволили сформулировать факторы, определяющие слабые звенья тренировочного процесса спортсменов и влияющие на развитие у них заболеваний, обусловленных спортивной деятельностью.

По результатам исследования с использованием социально-гигиенических методов, установлено, что почти у половины (45%) студентов-спортсменов основным мотивом, побудившим заняться спортом, было желание стать сильным и здоровым. Это отражает ложное, но тем не менее господствующее представление большинства населения, о том, что, во-первых, спорт является у нас любительским, а, следовательно, им занимаются в свободное от основной работы (учебы) время, а, во-вторых, он несет в себе элементы саногенеза, то есть способствует формированию лучшего качества здоровья.

По уровню дохода, на одного человека в семье, студенты-спортсмены разделились на три равных группы (по 33%): имеющие доход менее прожиточного минимума (около 1500 руб. на человека), укладывающиеся в прожиточный минимум и имеющие доход более прожиточного минимума.

Половине студентов в свободное от учебы и тренировок время приходится подрабатывать. Более трети проводит свои каникулы дома, и лишь 16% имеют возможность отдыхать в санаториях и домах отдыха, что в целом характерно для типичного российского «среднего» жителя /92/.

По данным самооценки, абсолютное большинство (81%) студентов-спортсменов не курят, более одной трети не употребляют спиртного. Почти такая же часть употребляет спиртное один раз в месяц и реже, при этом, среди употребляемых спиртных напитков почти половина предпочитает пиво.

Полученные результаты по некоторым позициям совпадают с данными исследований некоторых авторов проводимых среди студенческой молодежи, не занимающейся активно спортом /92/.

При изучении информированности в вопросах восстановления после интенсивных тренировок выяснилось, что почти 40% студентов-спортсменов не имеют представления о способах и средствах повышения работоспособности и предупреждения утомления и переутомления, обусловленных высокими физическими нагрузками.

Следует заметить, что, по мнению ряда исследователей, занимающихся вопросами восстановления в спортивной деятельности, с методами восстановления и повышения физической работоспособности не знакомы не только спортсмены, но и значительная часть тренерско-педагогического состава. Как правило, решением данного вопроса занимаются спортивные врачи, чаще всего, использующие в своей практике методы фармакологической коррекции /8, 34, 35,42, 97, 105/.

Современные тренировочные нагрузки предъявляют к спортсменам своеобразный энергетический счет. В частности, исследованиями Загранцева В. В. /80/ установлено, что суточная энергетическая потребность спортсменов составляет 4620 — 5300 ккал, что согласно «Нормам физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР № 5786 — 91 /78/, позволяет отнести спорт к 5 группе особо тяжелого физического труда.

Фактический анализ недельной «пищевой корзины» по данным самооценки позволил установить, что у абсолютного большинства (83%) опрошенных ее энергетическая стоимость значительно превышает их возрастные физиологические потребности при существующей физической нагрузке. Что же касается сбалансированности и рациональности пищевого рациона, то здесь можно сказать о превышении потребления всех питательных веществ (белков, жиров, углеводов).

При этом в отношении продуктов, обеспечивающих организм спортсменов основными питательными веществами, можно сказать, что основная доля принадлежит, как правило, одному — двум наименованиям. Так, в снабжении организма белками основная доля от 70 до 100% принадлежит продуктам животного происхождения (мясо, молоко), в жирах — растительным маслам, углеводах — свекольному сахару и кондитерским изделиям.

Таким образом, можно сказать, что рацион питания спортсменов носит несбалансированный и нерациональный характер. Об этом же свидетельствует то, что абсолютное большинство (70%) студентов-спортсменов не информированы в вопросах специальной диеты.

В отечественной литературе, к сожалению, практически отсутствуют работы, посвященные исследованиям фактического пищевого рациона спортсменов. Этот аспект затрагивается единичными авторами, но у них он, как правило, сводится к изучению энергетической стоимости физических упражнений различной интенсивности /3, 31, 80/.

На сегодняшний день проблема комбинированного действия факторов на организм спортсменов является одной из важных в спортивной медицине, а также медицине и гигиене труда, хотя, быть может, это не всегда учитывается в спорте высших достижений и профессиональном спорте.

Разнообразие и сложность взаимодействия биологически значимых факторов при спортивной деятельности формируют и соответствующие различия в гигиенических особенностях условий, в которых протекает тренировочная деятельность. Общими среди них являются неудовлетворительные параметры микроклиматы, запыленность и микробное обсеменение воздуха закрытых спортивных сооружений.

При исследовании микроклимата по основным показателям — температуре, влажности и скорости движения воздуха — с учетом тяжести труда выявлено, что санитарные условия, в которых протекает тренировочная деятельность студентов-спортсменов, не отвечают гигиеническим требованиям /53/.

Работы, посвященные данной проблеме, также единичны, причем авторы обращают внимание на линейную зависимость между параметрами микроклимата (температура, влажность и скорость движения воздуха) и функциональным состоянием спортсменов при выполнении физических нагрузок различной интенсивности /23/.

Фоновые (до тренировки) показатели общей обсемененности воздушной среды закрытых спортивных сооружений в среднем не превышают предельно допустимых уровней (ПДУ) Критериев для оценки воздуха жилых помещений /96/. При этом количество гемолитических форм превышает гигиенические нормативы в пять раз.

После тренировок в закрытых спортивных сооружениях уровень микробной обсемененности возрастает в несколько раз.

Наличие в воздухе закрытых спортивных сооружений санитарно-показательных микроорганизмов (гемолитических стрептококков и патогенных стафилококков) и тенденция к увеличению их после тренировок свидетельствует о санитарном неблагополучии условий, в которых протекает тренировочная деятельность спортсменов.

Спортивная деятельность во многих видах спорта представляет собой индивидуальный физический труд, сам феномен которого к началу третьего тысячелетия в гигиене и медицине труда существенно преобразился.

До настоящего времени спортивная деятельность в нашей стране рассматривалась как трудовая крайне редко, и была признана профессиональным видом деятельности, лишь в 1999 г. /82/. Вместе с тем, в чисто спортивной среде всегда было хорошо известно, что спорт — это тяжкий труд, где и по сегодняшний день господствует представление о том, что ценой спортивного мастерства всегда является здоровье, и потому болезни и травмы — неизбежные спутники спортсмена, достигнувшего сколько-нибудь значимых результатов.

Пооперационный анализ тренировочной деятельности спортсменов таких видов спорта, как дзюдо, тяжелая атлетика и гимнастика, позволил определить их тренировочную деятельность, как труд очень высокой степени тяжести. Наиболее высокие фактические значения тяжести (класс 3.2) для всех спортсменов были получены по показателям массы поднимаемого и перемещаемого вручную груза, в том числе, при чередовании с другой работой, а также характеру рабочей позы. У тяжелоатлетов классу 3.2 соответствовали фактические значения физической динамической нагрузки (региональной), массы поднимаемого и перемещаемого вручную груза с рабочей поверхности и пола, в то время как у дзюдоистов и гимнастов значения этих показателей соответствовали 1−2 классу, либо классу 3.1 по тяжести.

По общей оценке тяжести согласно «Гигиеническим критериям оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса» Р 2.2.755−99 /27/, тренировочная деятельность данных видов спорта должна быть отнесена, по меньшей мере, к 3 степени 3 класса тяжести. Однако указанные критерии не дают полного представления о тяжести в конкретных видах спорта, поскольку в их фактических значениях имеется значительная разница по ряду показателей от 10 до 25 и более раз. Данное обстоятельство обусловлено и тем, что существующие в настоящее время гигиенические критерии /27/ для оценки тяжести и напряженности любого трудового процесса разрабатывались, как правило, без учета операций (упражнений), наиболее характерных для спортивной деятельности.

В СССР и за рубежом в 70 — 80-е годы прошлого века использовался ряд классификаций для определения степени тяжести труда различных профессий, отражающих интегральную реакцию самого организма на общую нагрузку и основанных на физиологических сдвигах, возникающих при выполнении физической нагрузки той или иной интенсивности /25, 114/.

Сущность данных классификаций заключается в том, что по ним можно определить не только сравнительную тяжесть выполняемой работы, но и индивидуальную приспособляемость к нагрузкам. С использованием этих классификаций нами проанализированы тяжесть тренировочной работы спортсменов пяти видов спорта: легкой атлетики, дзюдо, тяжелой атлетики, игровых видов (на примере хоккея) и гимнастики.

Установлено, что характер общей интенсивности тренировочной деятельности и прирост ЧСС во время выполнения отдельных элементов у хоккеистов соответствует труду тяжелой степени, а у легкоатлетов, тяжелоатлетов, дзюдоистов и гимнастов — очень тяжелому труду. При этом на протяжении всей тренировочной деятельности, даже во время кратковременных регламентированных перерывов, ЧСС спортсменов не опускается ниже 100 уд./мин.

По величине предельной нагрузки на человека — 130 уд./мин., допустимой в течение не более двух часов рабочей смены /114/, выявлено, что интенсивность тренировочных нагрузок спортсменов оцениваемых видов спорта в 1,5 — 2 раза превышает допустимые величины, предусмотренные этой классификацией при продолжительности работы два часа. При этом средние показатели пульса спортсменов значительно превышают средние значения частоты сердечных сокращений у представителей таких профессий, как вальщики леса, забойщики, среднерабочий уровень ЧСС которых при восьмичасовом рабочем дне составляет не более 110 — 125 уд/мин.

Для сравнительной оценки степени тяжести труда студентов-спортсменов выполнено ранжирование полученных величин фактической тяжести на основе предварительно полученных интегральных оценок. При этом для показателей тяжести труда по Р 2.2.755−99 взяты средние величины из произведений доли показателей соответствующего класса от их общего числа, принятого за единицу, на ранг класса условий труда (последовательные ранги присвоены классам 1, 2, 3.1, 3.2). При использовании классификаций, основанных на величине ЧСС в процессе труда фактическая величина ЧСС, либо ее прирост делились на соответствующие предельно допустимые величины (130 уд./мин. для ЧСС и 40 уд./мин. — для прироста ЧСС /25, 114/).

Полученные результаты позволили придти к следующим заключениям. Во-первых, по Р 2.2.755−99 принципиально невозможно установить степень тяжести спортивной деятельности легкоатлетов и спортсменов-игровиков.

Во-вторых, ранги величин фактической тяжести тренировочной деятельности по классификациям, основанных на анализе ЧСС, совпадают, при. этом тяжесть труда возрастает в ряду «хоккеисты, гимнасты, тяжелоатлеты, дзюдоисты, легкоатлеты», в то время как по Р 2.2.755.-99 формируется иной ранговый ряд: «гимнасты, дзюдоисты, тяжелоатлеты».

В третьих, величина «шага» в ранговом ряду существенно отличается в зависимости от используемой классификации: наибольшую дифференциацию по тяжести спортсменов позволяет получить классификация, основанная на величине прироста ЧСС в процессе трудовой деятельности, при которой диапазон ранговых величин составляет от 1 до 3,8- при использовании классификации, основанной на величине максимальной ЧСС, этот же диапазон составляет от 1 до 1,8, в то время как ранговые величины показателей тяжести труда по критериям Р 2.2.755−99 колеблются в пределах всего 20%, причем для гимнастов и дзюдоистов различия не могут быть признаны существенными (табл. 6.1).

Учитывая специфичность спортивной деятельности, оценена напряженность тренировочной деятельности спортсменов анализируемых видов спорта. Интегральная оценка напряженности определяется, в основном, характером выполняемой работы, эмоциональными нагрузками и для отдельных видов спорта — монотонностью наличием сенсорных нагрузок.

Напряженность, обусловленная характером выполняемой работы, связана с необходимостью действий в течение коротких промежутков времени, а также в условиях дефицита времени.

Эмоциональная характеристика обусловлена высокой степенью ответственности за собственный результат, поскольку значимость совершенной ошибки достаточно велика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой