Совершенствование многоуровневой профессиональной системы образования медицинских сестер
Многие исследователи в своих диссертационных работах отмечают, что не проводится глубокий анализ потребности населения в уходе и сестринской помощи, отсутствуют научные исследования в сестринском деле. Практически во всех исследованиях, наряду с положительными моментами обозначены негативные тенденции в реформировании сестринского дела и указывается на отсутствие современной сестринской практики… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
- 1. 1. Многоуровневая, непрерывная, профессиональная система образования медицинских сестер как фактор, способствующий формированию современного специалиста в сестринском деле
- 1. 2. Научная основа современной сестринской практики
- 1. 3. Анализ кадрового состава специалистов сестринского дела
- 1. 4. Основные направления развития инновационного процесса в 24 сестринской практике
- 1. 5. Подготовка руководителей сестринского персонала как условие 34 реформирования сестринской практики
- ГЛАВА II. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВАШ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУ СИСТЕМОЙ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗДРАВОХРА-НЕНИЕМ
- 3. 1. Базовый уровень образования
- 3. 2. Повышенный уровень образования
- 3. 3. Последипломное образование медицинских сестер «
- 3. 4. Высшее сестринское образование
- ГЛАВА IV. ИНТЕГРАЦИЯ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРО ВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УХОДА
- 4. 1. Организационный эксперимент как условие создания модельной сестринской практики
- 4. 2. Влияние организационного эксперимента на качество ухода за пожилыми пациентами
- 4. 3. Влияние организационного эксперимента по введению сестринского процесса в работу медицинских сестер онкоторакального и урологического № 2 отделений МУЗ НМКБ№ 1 на качество жизни пожилых пациентов
- 4. 4. Анализ результатов организационного эксперимента и сравнительный анализ освоения СП различными группами
- 4. 5. Роль руководителей сестринского персонала в реформировании сестринской практики
Совершенствование многоуровневой профессиональной системы образования медицинских сестер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Демографическая ситуация в Российской Федерации, а также изменения в политической и социальной жизни общества требуют безотлагательного реформирования системы здравоохранения. Реформа здравоохранения включает в себя новые подходы, обеспечивающие наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов, и стремится обеспечить при этом максимально возможную медицинскую, экономическую и социальную эффективность [40, 42, 45, 66, 90].
Проводимая в последнее время Министерством здравоохранения и социального развития России политика развития здравоохранения, рассматривает сестринское дело в качестве важнейшего ресурса и критерия эффективности оказания медицинской помощи населению. Об этом говорят многочисленные приказы и решения коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации [121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 131] и т. д.
Важнейшими факторами, определяющими потребность в реформировании сестринского дела, являются:
• Негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения;
• Ухудшение состояния здоровья населения;
• Появление и распространения новых опасных заболеваний, в частности СПИДа [45].
В течение 15 лет в здравоохранении Российской Федерации идет реформа сестринского дела, направленная на изменение системы образования медицинской сестры, изменение ее статуса, расширения зоны профессиональной деятельности, перераспределения обязанностей между сестрой и врачом. В результате сформирована многоуровневая система профессиональной подготовки медицинских сестер, включающая в себя три уровня образования и последипломную подготовку, которые открывают перед медицинскими сестрами новые возможности профессионального роста [9, 20, 21, 22, 31, 38, 45, 79, 99, 101, 103].
С 1997 года введены Государственные образовательные стандарты во все уровни образования медицинских сестер. Они являются нормативным документом, благодаря которому на территории РФ создано единое образовательное пространство [32, 79].
С 1995 года, когда начался выпуск медицинских сестер, подготовленных по новым трехлетним учебным планам, практическое здравоохранение пополняют ряды специалистов сестринского дела с новым стилем мышления, разделяющих философию сестринского дела, владеющих сестринским процессом (СП). СП это метод организации профессиональной деятельности медицинской сестры по уходу за пациентом, объединяющий медицинскую сестру и пациента в качестве сторон [38, 93, 100, 139, 143, 157]. Вместе с тем, неизменной остается сестринская практика с прежним штатным расписанием, отсутствием дифференцированной оплаты труда, в зависимости от уровня образования, большой нагрузкой на медицинскую сестру, с отсутствием новых моделей построения партнерских взаимоотношений между медицинской сестрой, врачом и пациентом и т. д.
Многие исследователи в своих диссертационных работах отмечают, что не проводится глубокий анализ потребности населения в уходе и сестринской помощи, отсутствуют научные исследования в сестринском деле [4, 16, 31, 35, 56, 63, 83, 103, 105, 135, 138, 140, 146]. Практически во всех исследованиях, наряду с положительными моментами обозначены негативные тенденции в реформировании сестринского дела и указывается на отсутствие современной сестринской практики. Но в них не определено, какую роль в процессе перемен в ЛПУ должен играть процесс интеграции между сестринским образованием и сестринской практикой, а также мало уделяется внимания развитию лидерства в сестринском деле.
Лидерство — это отношение влияния между лидерами и последователями, которые намерены произвести реальные изменения, отражающие их взаимные интересы. Лидер — это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу [14, 57, 70, 72, 73, 167, 169, 171, 174, 196, 225].
Главное направление реформирования системы здравоохранения направлено на приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, организацию и функционирование общей врачебной практики и семейной медицины. В связи с этим приобретает особое значение подготовка семейных сестер, медицинских сестер, осуществляющих специализированный уход за геронтологи-ческими пациентами [2, 3, 9, 10, 20, 22, 36, 45, 58, 95, 98, 120].
Важную роль в организации и предоставлении медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста должен сыграть квалифицированный сестринский персонал. Участие медицинских сестер в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволит обеспечить большую доступность медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста [2, 15, 19, 22, 36, 39, 58, 98, 104, 124]. Требуется значительное расширение системы патронажной помощи, которая в настоящее время не располагает необходимыми кадровыми ресурсами. Важно отметить, что патронажная служба будет значительно эффективнее, если её основу составит высококвалифицированный сестринский персонал, компетентно принимающий решения и заменяющий по ряду вопросов врачей [69, 72, 93, 104, 135, 170, 171,176, 185, 194,211,212].
Для того чтобы сделать медицинскую помощь более доступной социально незащищенным слоям населения, необходимо совершенствовать как сестринское образование, так и сестринскую практику:
Во — первых, чтобы решать задачи первичной медико-санитарной помощи надо изменить содержание образовательных программ во всех уровнях образования;
Во — вторых в соответствии с приказами МЗ РФ [123, 125, 126, 129] необходимо проводить последовательное реформирование сестринской практики, привлекая самый многочисленный контингент системы здравоохранения для выполнения задач, связанных с улучшением качества оказания и доступности медико-социальной помощи людям пожилого возраста и инвалидам.
Некоторые проблемы реформирования сестринского дела можно решить на региональном уровне, но для этого необходимо провести анализ состояния сестринского образования и сестринской практики в регионе, развивать процесс интеграции между учебными заведениями и ЛПУ, создать организационные условия реформирования сестринской практики и на примере введения сестринского процесса в работу медицинских сестер, доказать, что качество сестринской помощи пациентам зависит от уровня образования и профессиональной деятельности медицинской сестры, что и обусловило актуальность исследования.
Цель работы:
Сформировать научно обоснованный подход к многоуровневой системе образования медицинских сестер как основы повышения качества оказания медицинской помощи населению.
Задачи исследования:
1. Разработать программу и методику исследования процесса интеграции сестринского образования и практического здравоохранения.
2. Изучить процесс интеграции сестринского образования и практического здравоохранения на основе исследования инновационного процесса в базовом уровне образования.
3. Проанализировать развитие процесса интеграции на основе изучения инновационного процесса в повышенном, последипломном и высшем уровнях образования.
4. Провести социологическое исследование отношения преподавателей, студентов, практикующих медицинских сестер к технологии СП и экспертазу освоения СП студентами разных уровней образования и практическими медицинскими сестрами. 5. Разработать и внедрить модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) по введению СП в практику и исследовать влияние СП на качество ухода за пациентами.
Научная новизна исследования Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
• проведено исследование процесса интеграции сестринского образования и практического здравоохранения и показано, что процесс интеграции является неотъемлемой частью системы многоуровневого образования медицинских сестер в России и основой реформирования сестринской практики;
• выделены элементы интеграции, которые делают систему многоуровневого образования медицинских сестер действительно непрерывной и формируют новый взгляд на профессиональную подготовку специалистов сестринского дела;
• разработана модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала ЛПУ, которая показывает процесс создания организационных условий реформирования сестринской практики и формирование новых, научно-обоснованных принципов управления сестринским персоналом.
Практическая значимость.
1. Выделенные элементы интеграции сестринского образования и практического здравоохранения способствуют созданию организационных условий реформирования сестринской практики.
2. Внедрение в практику модели управления инновационной деятельностью сестринского персонала повышает качество сестринской помощи в реальных условиях функционирования ЛПУ.
3. Разработанный пакет документов, регламентирующий осуществление инновационной деятельности сестринского персонала, по введению СП в практику способствует эффективному развитию современной сестринской практики.
4. Разработанная документация медицинской сестры, осуществляющей СП, организует работу медицинских сестер по уходу и позволяет контролировать качество выполнения этапов СП, а также повышает мотивацию к индивидуальному уходу за пациентом.
5. Разработанная структура организации системы профессионального сестринского ухода за лицами пожилого и старческого возраста является моделью формирования независимой сестринской профессии.
6. Проведение интерактивных семинаров по технологии «Открытого Пространства» («ТОП») способствует формированию лидерских качеств у медицинских сестер с разным уровнем образования, с целью активизации процесса перемен в сестринском деле.
Внедрение результатов исследования в практику Результаты исследования используются в лекционном курсе кафедры сестринского дела Омского медицинского колледжа МЗ РФ, Омского ЦГЖ РЗ (Центра повышения квалификации работников здравоохранения), Омского областного медицинского колледжа, кафедры сестринского дела Новосибирской государственной медицинской академии (НГМА), в практической деятельности сестринского персонала больницы скорой медицинской помощи (БСМП № 1) г. Омска, Муниципальной Городской клинической больницы им Омска, Муниципального учреждения здравоохранения Новосибирской муниципальной больницы № 1 (МУЗ НМКБ№ 1).
Апробация результатов исследования Основные материалы диссертации доложены на Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция среднего медицинского образования и практического здравоохранения в условиях реформирования» (Омск, 1998), Межрегиональной научно-практической конференции «Многоуровневая система подготовки средних медицинских работников» (Новосибирск, 1999), на.
10 и 14 научно-практических конференциях «Актуальные вопросы современной медицины» (Новосибирск, 2000 и 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Организация сестринского дела на рубеже веков» (Арзамас, 2000), Международной научно-практической конференции «Реформа сестринского дела в Республике Беларусь» (Минск, 2001), Международной научно-практической конференции, посвященной 10 — летию Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России (Санкт-Петербург, 2002), Областной научно-практической конференции, посвященной 65 — летию Областной клинической больницы «Роль медицинской сестры в управлении лечебно-диагностическим процессом» (Новосибирск, 2004).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Результаты исследования процесса интеграции различных уровней образования медицинских сестер с практическим здравоохранением, позволившие выделить основные элементы, которые делают многоуровневую систему сестринского образования непрерывной и способствуют реформированию сестринской практики.
2. Результаты проведенного социологического исследования отношения к технологии СП преподавателей, студентов, медицинских сестер, пациентов, старше 60 лет и анализ экспертных оценок освоения СП студентами разных уровней образования и медицинскими сестрами, позволившие обосновать необходимость введения СП в сестринскую практику.
3. Разработанная и внедренная в практику модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала в ЛПУ по введению СП в практику, позволившая показать:
• формирование новых принципов управления сестринским персоналом;
• повышение профессионализма медицинских сестер- -улучшение качества ухода и качества жизни пациентов.
ВЫВОДЫ.
1. Методика исследования процесса интеграции между различными уровнями образования медицинских сестер и практическим здравоохранением с использованием методов анализа, анкетирования, моделирования и экспертных оценок показала, что организационным условием реформирования сестринской практики является инновационный процесс по освоению и введению СП в практику.
2. Изучение процесса интеграции в базовом уровне образования позволило выявить:
• целесообразность создания кафедры сестринского дела ОРМК непосредственно на базе БСМП № 1 г. Омска, деятельность которой способствовала, улучшению укомплектованности ЛПУ сестринским персоналом (с 76% в 1995 г. до 95% в 1998 г.) — росту востребованности выпускников ОРМК ЛПУ г. Омска;
• необходимость изменения форм проведения клинической практики у студентов, основой которой должно быть непосредственное участие студентов в уходе;
• актуальность привлечения к образовательному процессу медицинских сестер, особенно при проведении практических занятий- 12,5% преподавателей (90% которых составляют врачи) пропагандируют введение СП в практику, но лишь 20% хотели бы консультировать медицинских сестер по уходу).
3. Основными элементами, способствующими развитию процесса интеграции, выделенными в ходе исследования повышенного, последипломного и высшего уровней образования являются: введение сестринского процесса в образовательный процесс, (которое поддерживает 72,5% преподавателей) и в сестринскую практику (поддерживают 100% медицинских сестер) — развитие научных исследований в сестринском деле, формирование лидерских качеств у руководителей сестринского персонала (по результатам семинаров по «ТОП»).
4. Результаты анкетирования преподавателей (56% респондентов), медицинских сестер (100% респондентов) показали, что сестринский процесс является научной основой современной сестринской практики по уходу за пациентом, улучшает качество ухода и качество жизни пациентов. 98,2% пожилых пациентов в группе воздействия поставили медицинским сестрам отличные и хорошие оценки, 60,1%) респондентов уверены, что лучше ухаживает медицинская сестра, 59,5% отметили, что медицинская сестра обучает самоуходу, 74,5% респондентов хотели бы, чтобы медицинская сестра советовалась о плане ухода, а 73,7%) хотели бы принять активное участие в уходе. Экспертиза качества освоения СП, проведенная в различных группах по уровням образования подтвердила достоверность улучшения качества выполнения этапов СП у практикующих медицинских сестер, (средний балл у медицинских сестер МУЗ НМКБ № 1 составил 4,7±0,01).
5. Разработанная в ходе исследования и примененная на практике модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала, способствует: — совершенствованию управления сестринской деятельностью, через создание организационных структур управления — рабочих, инициативных групп или УМК;
• введению сестринского процесса в работу медицинских сестер;
• возрастанию мотивации медицинских сестер к проведению ухода за пациентами;
• документированию сестринского процесса с целью повышения качества ухода.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Выявленные элементы интеграции сестринского образования и практического здравоохранения следует учитывать учебным учреждениям базового, повышенного, последипломного и высшего уровней образования для улучшения качества подготовки специалистов сестринского дела.
2. Разработанная и внедренная модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала и пакет нормативно-правовой документации, может быть использована руководителями ЛПУ муниципального, областного и федерального подчинения.
3. Разработанная документация медицинской сестры, осуществляющей СП может быть рекомендована учебным заведениям различных уровней образования и ЛПУ муниципального, областного и федерального подчинения.
4. Материалы исследования, результаты социологического опроса, модель управления инновационной деятельностью сестринского персонала могут быть использованы в последипломном образовании для повышения квалификации организаторов здравоохранения, руководителей деятельностью сестринского персонала, преподавателей всех уровней сестринского образования.