Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническая оценка технологий воспитания и оздоровления часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На начальном этапе работы по физическому воспитанию с часто болеющими детьми, для них ограничивают или исключают упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками. В последствии физические нагрузки должны дозироваться с учетом индивидуальных функциональных возможностей (ЖЕЛ, мышечная сила кистей… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. Обзор литературы: Современные аспекты проблемы часто болеющих детей
    • 1. 1. Часто болеющие дети: эпидемиология, терминология, социальные и экономические аспекты
    • 1. 2. Факторы риска формирования контингента часто болеющих детей
    • 1. 3. Состояние здоровья и особенности иммунитета у часто болеющих детей
    • 1. 4. Современные условия воспитания, обучения и оздоровления часто болеющих детей в ДОУ
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

ГЛАВА 3. Особенности физического развития, функциональных возможностей, состояния здоровья, психоэмоционального статуса у часто болеющих детей 4−7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и факторы риска развития у них отклонений в состоянии здоровья.

3.1. Оценка физического развития и функциональных возможностей часто болеющих детей.

3.2. Изучение состояния здоровья часто болеющих детей.

3.3. Характеристика психоэмоционального состояния часто болеющих детей

3.4. Особенности местного секреторного иммунитета у часто болеющих детей

3.5. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья часто болеющих детей.

ГЛАВА 4. Гигиеническая характеристика условий содержания, организации обучения и воспитания часто болеющих детей 4−7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

4.1. Условия содержания, воспитания и обучения часто болеющих дошкольников.

4.2. Гигиеническая оценка организации учебного процесса.

4.3. Двигательная активность, физическая подготовленность, функциональные особенности систем организма часто болеющих детей при физической нагрузки.

4.4. Изучение фактического питания часто болеющих детей 4−7 лет.

ГЛАВА 5. Гигиеническая оценка технологий оздоровления часто болеющих детей в ДОУ.

Гигиеническая оценка технологий воспитания и оздоровления часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г. П., 2000; Майму-лов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт ИХ и соавт., 2004; Симонова И. В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А. А, Кучма В. Р., Тутельян В. А. и др., 2006). Рост заболеваемости выявлен практически по всем классам болезней (Оншценко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р., 2004). Ведущее место в структуре патологии детского возраста по прежнему занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые инфекции верхних дыхательных путей (Баранов А.А. и соавт., 2002; Альбицкий В. Ю. и соавт., 2003; Таточенко В. К., 2005; Учайкин В. Ф., 2006; Reinert P. et al, 2007). По данным Минздрав-соцразвития РФ (2001;2007) в России ежегодно на 100 тыс. детского населения регистрируются до 65−70 тысяч случаев острых респираторных инфекций (ОРИ), что значительно превышает показатель заболеваемости ОРИ у взрослых. На протяжении последних лет в РФ отмечается тенденция роста заболеваемости детей ОРИ, при отсутствии роста заболеваемости собственно гриппом (Романцов М.Г., 2006).

Главная роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости респираторными инфекциями принадлежит контингенту часто болеющих детей (ЧБД), который в зависимости от возраста, эпидемиологических и социальных условий может составлять от 15 до 25% (Таточенко В. К., 2001; Заплатников А. Л., 2003; de Martino М., Ballotti S., 2007). По данным всеобщей диспансеризации (2002 г.), в Москве группа ЧБД составила приблизительно 15% всего детского населения.

Наибольшее число часто болеющих детей выявляется в раннем и дошкольном возрасте, составляя от 75% до 50% (Макарова З.С., Голубева Л. Г., 2004; Коровина Н. А. и соавт., 2008).

Повторные ОРИ могут неблагоприятно влиять на состояние здоровье детей, снижая их защитно-адаптационные возможности и способствуя формированию хронических очагов инфекции (Зайцева О .В., 2004).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина T. JL, 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Беспокоит и тот факт, что частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики частых ОРИ у детей дошкольного возраста и поиск действенных способов оздоровления ЧБД являются актуальными задачами здравоохранения.

В настоящее время для контингента ЧБД существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения оздоровительной направленности. Однако, на данный момент отсутствуют гигиенические рекомендации по организации обучения, воспитания и оздоровления детей в садах оздоровительного типа, что связано с особенностями состояния здоровья и функциональными возможностями часто болеющих детей, а также отсутствием современных гигиенических исследований, позволяющих обосновать необходимый комплекс санитарно-эпидемиологических требований к данным учреждениям. Изучение этих вопросов является целью настоящего исследования.

Цель работы.

Оценить с гигиенических позиций условия обучения и воспитания, технологии оздоровления часто болеющих детей в ДОУ и разработать гигиенические рекомендации по охране здоровья данной категории детей. Задачи исследования.

1. Изучить показатели физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального статуса у часто болеющих детей и факторы риска развития у них отклонений в состоянии здоровья.

2. Оценить условия и режим, технологии обучения и воспитания, часто болеющих детей в ДОУ и их влияние на работоспособность и функциональные возможности часто болеющих детей.

3. Провести гигиеническую оценку влияния оздоровительных технологий, применяемых в ДОУ, на показатели физического развития, функциональные возможности детей, функцию терморегуляции и резистентность детского организма.

4. Научно обосновать и разработать практические рекомендации по гигиене и охране здоровья часто болеющих детей, посещающих ДОУ.

Научная новизна исследования.

Выявлены особенности физического развития, функциональных возможностей, состояния здоровья и психоэмоционального статуса часто болеющих детей, посещающих ДОУ, в современных условиях. Установлены факторы риска развития отклонений у часто болеющих детей. Впервые изучено влияние образовательной нагрузки на умственную работоспособность часто болеющих детей.

Доказана эффективность воздействия на детей дошкольного возраста современных оздоровительных технологий, применение которых возможно в ДОУ.

Практическая значимость исследования.

Разработаны конкретные практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию организации воспитания и оздоровления в ДОУ, в которых содержатся предложения по усовершенствованию организации лечебно-профилактической и психологической помощи для часто болеющих детей, посещающих ДОУ, и определяются приоритетные направления оптимизации организации воспитания и оздоровления часто болеющих детей в ДОУ.

Внедрение результатов исследования.

Разработаны методические рекомендации «Гигиенические рекомендации по организации воспитания и обучения часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях оздоровительной направленности» (утвержденны Главным государственным санитарным врачом г. Москвы).

Материалы диссертации включены в курс лекций кафедры гигиены детей и подростков ФППО педиатров ММА имени И. М. Сеченова.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены и обсуждены:

• на I конгрессе Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (Москва, 21−22 февраля 2008 года);

• на V конференции молодых ученых России с международным участием (Москва, 19−22 мая 2008 года).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ.

выводы.

1. Часто болеющие дети имеют худшие показатели физического развития. Замедленные темпы биологического созревания установлены у 45, 1% 45-летних, у 29,3% 6−7-летних ЧБД и 14,3% 6−7-летних ЭБД. Резко дисгармоничное морфо-функциональное состояние за счет избытка массы тела — у 6,6% 4−5-летних и 4,0% у 6−7-летних часто болеющих детей.

Часто болеющие дошкольники имеют низкие и ниже средних возрас-тно-половые показатели развития основных двигательных качеств и характеризуются сниженными функциональными возможностями.

Часто болеющие дети более тревожны, у них выше раслространеность выраженного стресса, переутомления и истощения нервной системы.

Часто болеющие дети характеризуются более низкими показателями местного иммунитета.

Среди часто болеющих детей общая патологическая пораженность превышает аналогичный показатель у ЭБД в 1,5 раза, выше распространенность психических расстройств, патологии кожи и подкожной клетчатки и эндокринно-обменной системы. Среди часто болеющих дошкольников отсутствуют дети с 1 группой здоровья и 69,2% детей имеют хронические заболевания в стадии компенсации (1П группа здоровья).

2. Отрицательно влияющими на состояния здоровья часто болеющих детей являются такие факторы, как наличие у матери токсикоза во вторую половину беременности, грудное вскармливание менее 6 месяцев и раннее начало прикорма, отсутствие закаливающих процедур и частота заболеваний ребенка на первом году жизни, отсутствие физической культуры вне дошкольного образовательного учреждения и дневного сна в выходные дни, нерегулярное употребление фруктов, овощей и ягод.

3. Условия обучения и воспитания часто болеющих детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, наиболее часто характеризуются недостаточным озеленением участковнедостаточным оборудованием групповых и физкультурных площадокнесоответствием мебели росту детей, недостаточным количеством санитарного оборудованиянарушениями проветриваниянерациональным расписанием занятий. Продолжительность каждого 7-го занятия превышала нормативные значенияв середине каждого 4-го занятия не проводились физкультминуткитренировочный эффект на занятиях по физической культуре не достигался.

4. Динамика показателей функционального состояния ЦНС часто болеющих дошкольников дает основания считать, что в возрасте от 4−5 лет к 67 годам происходит совершенствование функций ЦНС, созревание высших отделов мозга коры больших полушарий. Это приводит к повышению умственной работоспособности с возрастом, что обеспечивает большинству часто болеющих детей успешное овладение программами воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

5. Оздоровительные мероприятия (закаливание, специальное физическое воспитание, массаж, фитои физиотерапия, коррекционные занятия с психологом), применяемые в дошкольных образовательных учреждениях в течение двух лет, оказывают благоприятное воздействие на показатели физического развития, функциональные возможности детей, позволяют существенно улучшить функцию терморегуляции, повысить резистентность детского организма.

6. Комплексный подход к воспитанию, обучению и оздоровлению часто болеющих детей в дошкольных образовательных учреждениях должен быть направлен на профилактику факторов риска возникновения у них отклонений состояния здоровья, выявление патологии на ранних этапах ее формирования, обеспечение оптимальных условий воспитания, организацию гигиенически рационального учебно-воспитательного процесса и физического воспитания, оздоровительных мероприятий в соответствии с разработанными рекомендациями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Оздоровление ЧБД целесообразно осуществлять в специализированных ДОУ.

2. Основанием для приема ребенка в оздоровительную группу должно являеться заключение медико-психолого-педагогической комиссии на основании заключения участкового педиатра о том, что ребенок относится к группе часто болеющих детей.

3. На этапе подготовки детей к поступлению в ДОУ для ЧБД необходимо углубленное обследование с оценкой физического развития, состояния здоровья, нервно-психического статуса, что позволит в наиболее короткие сроки выявить имеющиеся функциональные отклонения и хронические заболевания, дать прогноз адаптации и оценку готовности к поступлению в ДОУ. Врачом ДОУ после проведения первичного осмотра, тщательного изучения выписки и опроса родителей при участии педагога ДОУ на каждого ребенка должен быть составлен индивидуальный план оздоровления.

4. Режим дня в ДОУ должен соответствовать возрастным особенностям и функциональным возможностям детей и предусматривать время для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.

Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4−4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину дня — после полдника или перед уходом детей домой.

Дневной сон для часто болеющих детей 3−7 лет организуется однократно, продолжительностью 2−2,5 часа.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для часто болеющих детей оздоровительных групп составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) — 9 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) — 10, в старшей группе (дети шестого года жизни) — 13, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) — 14 занятий. Не рекомендуется проведение занятий по дополнительному образованию. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, в старшей и подготовительной группах — трех. Продолжительность занятий в младших группахне более 15 минут, в средних группах — не более 20 минут, в старших группах — не более 25 минут, в подготовительных группах — не более 30 минут. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственной деятельности детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). На каждом занятии статического характера должны проводиться не менее двух физкультминутки продолжительностью 2−3 минуты. Во время физкультминутки используется комплекс из 3−4 упражнений для различных групп мышц и улучшения мозгового кровообращения. Учитывая, что у ЧБД страдает прежде всего дыхательная система, важно включать дыхательную гимнастику в комплексы физкультминуток.

Для проведения планомерных систематических лечебно-профилактических мероприятий в структуре режима дня после дневного сна необходимо предусмотреть оздоровительно-игровой час, который проводится под контролем медицинских работников ДОУ. Во время оздоровительно-игрового часа рекомендуется проводить профилактические, оздоровительные и закаливающие процедуры.

5. Физическое воспитание часто болеющих дошкольников должно быть направлено на улучшение физического развития и функциональных возможностей детей, формирование двигательных навыков и качеств. Физическая активность часто болеющих дошкольников должна осуществляться в полном объеме, с учетом индивидуального уровня здоровья, с максимальным использованием оздоравливающих факторов внешней среды.

Организованные формы двигательной активности должны включать утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе, физкультурные минутки и двигательные разминки, подвижные игры и физические упражнения во время прогулки, занятия в бассейне и т. п. Во всех формах организованной двигательной активности детей необходимо включать дыхательную гимнастику, упражнения на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, коррекционные упражнения для формирования свода стопы и упражнения, развивающие мышцы плечевого пояса.

Физкультурные занятия должны проводиться не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе — 15 минут, в средней группе — 20 минут, в старшей группе — 25 минут, подготовительной группе — 30 минут. Одно из трех физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста следует проводить на открытом воздухе. При температуре воздуха ниже -15°С, а так же в дождливую и ветреную погоду занятия проводятся в зале. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий проводят на открытом воздухе.

На начальном этапе работы по физическому воспитанию с часто болеющими детьми, для них ограничивают или исключают упражнения, выполняющиеся в быстром темпе: интенсивные подвижные игры, игры с элементами соревнования, упражнения, связанные со статическими нагрузками. В последствии физические нагрузки должны дозироваться с учетом индивидуальных функциональных возможностей (ЖЕЛ, мышечная сила кистей рук, функциональные пробы) детей, которые меняются в процессе занятий физической культурой, поэтому наряду с физическими нагрузками тренирующего, постепенного характера обязательно следует давать нагрузки средней и высокой интенсивности не менее 25−40% за занятие. Оценку эффективности физкультурного занятия для часто болеющих дошкольников проводят по показателю моторной плотности: в зале не менее 70%, на воздухе — 80% и среднего уровня частоты сердечных сокращений: в зале средняя 140−150 ударов в минуту, на воздухе — 150−160 уд/мин. На физкультурных занятиях воспитателям и медсестре ДОУ следует осуществлять контроль за внешними признаками утомления детей. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья, функциональных возможностей (ЖЕЛ, мышечная сила кистей рук, функциональные пробы), развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале и в конце учебного года. В начале года с каждым часто болеющим ребенком необходимо проводить пробу Мартине-Кушелевского с целью уточнения медицинской группы и индивидуальной дозированной физической нагрузки. Проводится проба Мартине-Кушелевского для детей 4−5 лет 10 приседаний за 15 секунд, для 6−7 лет 20 приседаний за 30 секунд.

6. Основополагающими принципами оздоровления часто болеющих детей должны быть: индивидуальность — учет особенностей нарушений состояния здоровья каждого конкретного ребенкакомплексность — применение медицинских, психолого-педагогических, логопедических методов реабилитациикруглогодичностьэтапность и преемственность — реабилитация часто болеющих детей проводится на всех этапах: в семье, в ДОУ, в поликлинике, в санатории.

Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в течение всего года, в ДОУ оздоровительного вида должен включать: рациональный режим дня и питаниящадящее закаливание: — основными природными факторами (воздух, солнце и вода), дифференцированными в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендацийфизическое воспитание с дозированной физической нагрузкой в соответствии с уровнем здоровья и состоянием кардио-респираторной системыкомплексы физических упражнений, включающих дыхательную гимнастикупо показаниям — занятия лечебной физкультуройсанацию очагов хронической инфекции (при наличии показаний) — групповые и индивидуальные занятия с психологом для своевременного выявления отклонений в нервно-психическом развитии и поведении детейпсихолого-педагогические мероприятия, обеспечивающие облегчение адаптации к ДОУ и школе, формированию готовности к обучению в школе.

Оздоровительные мероприятия, проводимые курсами 2−3 — раза в год, могут включать: фитотерапию (фиточаи) — массаж общий, массаж грудной клетки и воротниковой зоны.

С профилактической и лечебной целью следует применять физиотерапию (УВЧ-терапию, УФО, УЗ-терапию, ингаляции). В штатное расписание ДОУ оздоровительного вида для часто болеющих детей необходимо ввести ставку массажиста и медсестры кабинета физиотерапии. В медицинский блок ДОУ необходимо включить кабинет массажа и оборудовать кабинет физиотерапии.

Выбор тех или иных технологий оздоровления в каждом конкретном случае определялся индивидуально, в зависимости от состояния здоровья ребенка.

7. Система мониторинга в оздоровительных группах для часто болеющих детей должна включать оценку состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей, психоэмоционального статуса и физической подготовленности, показателям острой заболеваемости.

Для оценки состояния здоровья должны проводиться профилактические медицинские осмотры детей следующими врачами-специалистами: педиатр, психоневролог, отоларинголог, хирург, ортопед, аллерголог, окулист, физиотерапевт и обязательно консультация стоматолога. Врачебное наблюдение для часто болеющих детей: педиатра — 4 раза в год, отоларинголога, стоматолога, физиотерапевта — 2 раза в год, других специалистов — по показаниям. Лабораторные и диагностические исследования: общий анализ крови и мочи — 2 раза в год, другие исследования — по показаниям.

Оценка физического развития проводится 2 раза в год (осень и весна) по антропометрическим (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) и физиометрическим (мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких) показателям. На основании исследования определяют соответствие биологического возраста паспортному и гармоничность морфо-функционального состояния.

Мониторинг психоэмоционального статуса должен включать оценку уровня тревожности и эмоционального благополучия.

Оценка физической подготовленности проводится 2 раза в год (осень, весна). Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростным и скоростно-силовым показателям, показателям гибкости и равновесия. Тесты должны соответствовать возрасту и функциональным возможностям детей. По результатам тестирования определяется уровень физической подготовленности выше среднего, средний или ниже среднего.

Кроме того, на занятиях по физическому воспитанию необходимо осуществлять медико-педагогический контроль, в ходе которого необходимо оценивать моторную плотность занятия, контролировать частоту сердечных сокращений и внешние признаки утомления у детей.

Для динамике острой заболеваемости используются следующие показатели: индекс здоровья (количество детей, не болевших ни разу в течение года к количеству детей в группе, в процентах) — количество часто болеющих детей в течение года к количеству детей в группе, в процентахколичество случаев острых заболеваний (соотношение количества всех случаев острых заболеваний к количеству детей в группе) — количество дней, пропущенных детьми в связи с заболеванием (соотношение всех дней, пропущенных детьми в связи с острыми заболеваниями к количеству детей в группе) — средняя продолжительность одного случая (соотношение суммы пропущенных дней к сумме случаев острых заболеваний).

8. Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление часто болеющих детей, проводится по следующим критериям: показателям острой заболеваемости, физическому развитшо, функциональным показателям, состоянию здоровья, психоэмоциональному статусу, физической подготовленности, показателям закаленности.

Для оценки эффективности оздоровления по показателям заболеваемости дети подразделяются на 4 группы:

1-я группа — ребенок перешел из группы ЧБД в группу эпизодически болеющих (выздоровление);

2-я группа — ребенок перенес на 2 и более острых заболеваний меньше, чем до оздоровления, но остался в группе ЧБД (улучшение);

3-я группа — число заболеваний до и в период оздоровления одинаково (состояние без перемен);

4-я группа — после оздоровления число острых заболеваний больше, чем до того (ухудшение).

Совокупность положительных изменений в состоянии здоровья и развитии ребенка на протяжении года позволяет считать, что использованный комплекс коррекционно-оздоровительных средств в сочетании с реализацией гигиенических мероприятий, выполнением рационального режима дня был достаточно эффективен.

Детям, не имеющие положительный динамики заболеваемости в течение года, назначают дополнительный объем исследований с целью уточнения возможных причин частых заболеваний с последующей коррекцией лечебных и оздоровительных мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Гигиеническая оценка организации обучения и воспитания дошкольников компенсирующих ортопедических групп: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2007. -26 с.
  2. А.К., Жданова Л. А., Филькина О. М. Возрастные особенности адаптации детей к ДДУ и школе // Вопросы охраны материнства и детства. -1996. Т.31, № 7. — С. 40−44.
  3. И.А., Джумагазиев А. А., Бунич В. Н. и др. Особенности состояния здоровья часто болеющих детей, проживающих в районе действия Астраханского газового комплекса // Тр./ Астраханской гос.мед.академии. — Астрахань, 1999. Т.П. — С. 46−50.
  4. В.Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — 183 с.
  5. B.C., Захарова П. Н. Оздоровление часто болеющих в условиях детского дошкольного учреждения // Здравоохранение РФ. 1999. — № 5. — С. 37−38.
  6. Г. А., Коваленко Н. А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. — Т.2, № 3. — С. 116−124.
  7. Н.И. Программа первичной профилактики заболеваемости детей раннего возраста // Педиатрия. — 1998. № 5. — С. 104.
  8. Н.И. Перинатальная охрана здоровья детей с конституциональной предрасположенностью к заболеваниями: Дис.. д-ра мед. наук. М., 2000.-233 с.
  9. А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях, пути решения II Российский педиатрический журнал. 1998. — № 1.-С. 5−8.
  10. А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы // Российский педиатрический журнал. -1999. -№ 2. С. 4−6.
  11. А.А., Щеплягина Л. А. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. -№ 5. — С. 3−6.
  12. А.А., Щеплягина Л. А., Сухарева Л. М. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» // Российский педиатрический журнал. -2000.-№ 1.-С. 5−8.
  13. А.А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 432 е.: ил.
  14. И.Г. Внебольничная смертность детей: структура, факторы риска, прогнозирование, пути предотвращения. Пенза, 1999. — 235 с.
  15. И.П., Лесина О. Н. Актуальные проблемы инфекционной патологии у детей // Материалы конгресса педиатров-инфекционистов. М., 2003. С. 54.
  16. М.М., Киселева М. Ф., Комаров Г. Д. и др. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6−16 лет // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 3. — С. 100−107.
  17. Е.А. Этапы иммунрпеабилитации часто и длительно болеющих респираторными инфекциями // Лечащий врач. -2000. -№ 2. С. 4851.
  18. Э.Б. Роль специализированных детских дошкольных учреждений в охране здоровья детей с аллергическими заболеваниями // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. М., 2004. — Часть I — С. 128−129.
  19. В.В. Иммунокоррекция в педиатрии // www.info.medoline.ru
  20. Е.В. Оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях: Автореф. дис.. канд.мед.наук, М., 2001 -22 с.
  21. Н.О., Лашнева И. П. Диагностика физической подготовленности дошкольников: новый взгляд // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» М., 2003. — С.23−24.
  22. Н.О., Лашнева И. П. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 27−28.
  23. В.П., Перевощикова Н. К., Гаращенко Т. И. и др. Современные возможности программы оздоровления детей в условиях дошкольных образовательных учреждений // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2002. — № 6. — С. 52−54.
  24. Е.Л. Физические факторы в профилактике острых респираторных заболеваний у детей: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. М., 2004. — 26 с.
  25. Ю.Е. Становление и развитие иммунной системы у детей, иммунная недостаточность. Иммунодиатезы // приложение к журналу Российский вестник перинатологии и педиатрии. Лекции для врачей № 21. -М., 1998.- 79с.
  26. Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 3. — С.7−8.
  27. Т.Ю., Исаева Д. С., Молоткова Т. Н. Физическое развитие детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Москвы и г. Люберцы // Здоровье населения и среда обитания. Информационный бюллетень. 2002. — № 2. — С. 10−15.
  28. Т.Н. Этиологические и патогенетические факторы развития повторных респираторных заболеваний у детей: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук.-М., 1992.-37 с.
  29. С.М. Часто и длительно болеющие дети. Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1993. — 283 с.
  30. Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной школе. Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. М., 2008. — 92 с.
  31. Т.А., Зедгегидзе В .Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
  32. С.Н. Основные тенденции физического развития украинских дошкольников // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. Москва, 2008. — С.59.
  33. Диагностика и лечение продольного плоскостопия: Метод. Рекомендации Д 44 / Е. Р. Михнович, А. И. Волотовский, E.JI. Талако и др. -Мн.: БГМУ, 2004. 26 с.
  34. H.JI. Система реабилитации детей дошкольного возраста с частой заболеваемостью органов дыхания в организованных коллективах на основании коррекции иммунных и метаболических нарушений: Автореф. дисс.. канд. мед. наук, М., 2007. 27 с.
  35. Заболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2007. — № 1(166). — С.50−51.
  36. Заболеваемость населения Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2008. — № 1(178). — С. 50.
  37. Л.И., Битюцкая Т. М., Шавалова И. Г. Проблема часто болеющих детей с позиций иммуноонтогенеза // Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиатра. Под ред. проф. Н. А. Коровиной. Издание второе, дополненное. — М., 2006. — С. 91−97.
  38. Н.В., Давыдова Н. В., Щербина А. Ю., Продеус А. П., Румянцев А. Г. Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле? // Трудный пациент. Архив. 2007. — № 2. С. 13−18.
  39. Н. И., Поляков К. А. Часто болеющие дети (причины частой заболеваемости и оздоровления). — Саратов, 2005. — 45 с.
  40. Иммунокоррегирующая терапия часто и длительно болеющих детей. / Н. А. Коровина, А. В. Чебуркин, А. Л. Заплатников, И. Н. Захарова. М.: Медицина, 1998. — 44с.
  41. Инструктивно-методическое письмо о проведении мониторинга физической подготовленности детей в системе дошкольных учреждений образования г. Москвы", 2000 г.
  42. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. — Спб.: Питер, 2000. -512 с.
  43. Исследование физического развития детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга / Методические указания: (утв. Главным врачом ЦГСЭН г. Москвы Н. Н. Филатовым 12.07.1999). -М., 1999. -37 с.
  44. Н. А. Замотин Б.А. Факторы риска и их влияние на состояние здоровья детей // Российский медико-биологический вестник. 1996 — № 1−2. — С. 70−72-
  45. И.В. Клинико-иммунологическая характеристика рецидивирующих респираторных заболеваний у часто болеющих детей раннего возраста: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Екатеринбург, 2003. — 26 с.
  46. Т.И. Роль нейро-эндокринных взаимоотношений в формировании иммунологический реактивности у часто и длительно болеющих детей // Педиатрия. 1995. — № 6. — С. 38−41.
  47. Т.И., Казарина Н. Е. Применение кламина в комплексном лечении часто и длительно болеющих детей // Казанский медицинский журнал. -1998.-Т.79,№ 6.-С. 45.
  48. Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — С. 52−53.
  49. А.В., Ходарев С. В., Харламов Е. В. Медицинский массаж. -Ростов н/Д, 2001.-441 с.
  50. Н.А., Заплатников А. Л., Фисенко Ю. Ю. Оптимизация вакцинации часто болеющих детей // Вопросы современной педиатрии. 2005. -Т.4. № 2 — С. 92−96.
  51. Н.А. Часто и длительно болеющие дети: терминология, патофизиология, терапевтические подходы // Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиарта. Под ред. проф. Н. А. Коровиной. Издание второе, дополненное. — М., 2006. — С. 81−90.
  52. Н.А., Заплатников А. Л. Первичная иммунопрофилактика рекуррентных респираторных инфекций у детей, посещающих дошкольные учреждения // www. ph-dvnastv.ru.
  53. Н.А., Заплатников А. Л., Леписева И. В. и др. Современные возможности иммунопрофилактики острых респираторных инфекций у часто болеющих детей // Педиатрическая фармакология. — 2008. Т.5, № 1. — С.21−25
  54. Л.Г., Лопухин Ю. М., Арион В .Я. Иммунокоррекция тактиви-ном в комплексном лечении часто болеющих детей: Пособие для врачей. -М., 2005. 92 с.
  55. Н.Н., Степанова М. И., Сазанюк З. И. и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания // Вестник РАМН. 2003. -№ 8. — С. 27−30.
  56. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изда-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. -376 е.: ил.
  57. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». -М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — 316 с.
  58. В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-480 с.
  59. А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. 1997. — № 9. — С. 35−38.
  60. О.Н. Клинико-иммунологические особенности и факторы риска инфекционных воспалительных заболеваний у часто болеющих детей и эффективность иммуномодулирующей терапии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Самара, 2004. 25 с.
  61. Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и здоровья детей // Педиатрия. № 7. — 1990. — С. 61- 69.
  62. И.М. Дети, часто болеющие респираторными заболеваниями: новые аспекты оценки состояния прогноза, профилактики, реабилитации: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. Минск, 1995. — 48 с.
  63. З.С., Печора К. Л., Доскин В. А. и др. Система комплексной реабилитации детей с пограничными отклонениями в состоянии здоровья // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 4. — С. 51−54.
  64. З.С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-270 с.
  65. Е.Н. Здоровье и физическое воспитание дошкольников // Материалы научно-практической конференции с международным участием
  66. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков". М., 2003. -С.89−90.
  67. Методы исследования физического развития детей и подростков в попу-ляционном мониторинге: Руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Ю. А. Ямпольская и др. М.: Союз педиатров России, 1999. -226 с.
  68. Е.В. Состояние здоровья детей в условиях загрязнения атмосферного воздуха // Гигиена и санитария. 2005. — № 2. — С. 49−51.
  69. Н.В. Клинико-физиологические и психологические особенности часто болеющих детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1998. -22 с.
  70. А.А. Психологические особенности часто болеющих детей: Автореф. дис.. канд. псих. наук. -М., 1999. -24 с.
  71. Мсшодцова И А, Сливина Л. П., Мельникова Г. И Факторы риска формирования здорового образа жизни дошкольников // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. М., 2008. — С. 124.
  72. И.Г. Методические подходы и особенности профилактики респираторных заболеваний с использованием гидротерапии у детей в организованных коллективах: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. — Томск, 2004. -23 с.
  73. Л.А. Состояние здоровья детского населения: проблемы, поиск путей решения- Украинская фармацевтическая академия. — Харьков, 1997. -12 с. Деп. в ВИНИТИ, № 2128 — В 95.
  74. JI.E. Курортный этап реабилитации часто болеющих респираторной патологией детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Пятигорск, 2004. — 24 с.
  75. Л.С., Ботвиньева В. В., Торшхоева P.M. и др. Алгоритмы лечения и профилактики респираторных инфекций // Вопросы современной педиатрии. 2006. — Т.5, № 2. — С. 80.
  76. Г. М. Тактика реабилитации часто болеющих детей с повторными респираторными инфекциями // Педиатрия. 1999. — № 4. — С. 108 110.
  77. И.В. Виферон в программной иммунореабилитации часто и длительно болеющих детей // Кремлевская медицина. 2005.—№ 2. — С. 65−69.
  78. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В.А. Ту-тельян, Б. Т. Величковский. М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006.-118 с.
  79. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные Коллегией Минздрава СССР 17.04.91.
  80. Оздоровление ослабленных и часто болеющих детей раннего и дошкольного возраста. Учеб. пособие / М.: МОНИКИ, Нижегородский НИИ педиатрии, 1992. 30 с.
  81. Онищенко Г. Г, Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России // Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. — М., 2004. — 154 с.
  82. КВ. Инфекционные заболевания детей и экология человека. — Ставрополь, 1999. -144 с.
  83. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Научно-практическая программа Союза педиатров России / Под ред. акад. РАМН А. А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2002. — 73 с.
  84. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: Научно-практическая программа Союза педиатров России. — М.: Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка, 2002. 69 с.
  85. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье. Методические рекомендации ГК СЭН РФ № 01−19/31−17 от 17.03.96 г. М.: ГК СЭН, 1996.-55 с.
  86. М.В., Белянкова М. А., Ицкович А. И. Коррекция состояния местных факторов защиты верхних дыхательных путей у детей дошкольников в условиях экологического неблагополучия // Педиатрия. — 2000. -№ 5. — С.9−11.
  87. Т.М. Функциональное состояние организма и адаптационных возможностей детей 4,5,6 лет в процессе развивающего обучения: Авто-реф. дисс.. канд. биол. наук., М., 2007. — 20 с.
  88. Перечень оснащения медицинских блоков образовательных учреждений для проведения профилактической и оздоровительной работы. Инструкция по применению. Пособие для врачей: Утв. директором ГУ НЦЗД РАМН, акад. РАМН А. А. Барановым. -М.: 2004. -25 с.
  89. Перечень профилактических и оздоровительных технологий, реализуемых в образовательных учреждениях. Инструкция по применению. Пособие для врачей: Утв. директором ГУ НЦЗД РАМН, акад. РАМН А. А. Барановым. -М.: 2004. -38 с.
  90. С.В., Кузнецова М. Н. Совершенствование системы терморегуляции методом закаливания // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков». М., 2003. — С. 102−103.
  91. Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -432 с.
  92. М.А. Гигиеническая оценка утомительности учебно-воспитательных нагрузок дошкольников // Здоровье и образование детей и подростков в условиях мегаполиса г. Москвы: Материалы научно-практической конференции. М., 2000. — С. 71−73.
  93. Полякова A. JL, Стародумов B. JL, Желтякова В. В и др. Состояние здоровья детей дошкольных образовательных учреждений г. Иванова: Материалы IX Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». -М., 2004. -С. 337.
  94. А.В. Клинико-иммунологические аспекты рецидивирующих бронхитов и бронхиальной астмы у детей (проблемы оптимизации диагноза, лечения и реабилитации): Автореф. дис. .д-ра мед. наук. Воронеж, 1998. — 34 с.
  95. Т.В. Иммунные и метаболические нарушения у детей, часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями //
  96. VAv’vV.IIШ j. СО 11 1. IIcl ii 1С 1 i I У
  97. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. JI. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2006. — 688 е.: ил.
  98. Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В.К. Тато-ченко. М., 2001. — 268 с.
  99. Приказ МЗ РФ № 60 от 14.03.95 г. «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
  100. И.А. Алиментарная коррекция состояния здоровья детей со сниженной резистентностью в дошкольных учреждениях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2001.-24 с.
  101. A.M. психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. Наук. М., 1996.-36 с.
  102. И.И. К проблеме часто болеющих детей в раннем и дошкольном возрасте // Российский педиатрический журнал. — 2001. № 6. — С. 5052.
  103. Рациоанальная фармакотерапия часто болеющих детей: Пособие для врачей-педиатров, семейных врачей, студентов педиатрических факультетов медицинских вузов / Под ред. М. Г. Романцова. СПб. — 2006. — 96 с.
  104. Н.С. Дисбиотическое состояние кишечника у детей первого года жизни, страдающих аллергодерматозами // Вестник новых медицинских технологий. 2003. — Т. 10, № 3. — С. 53−54.
  105. Руководство по использованию восьмицветого теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. М.: «Когито-Центр», 2005. — 63 с.
  106. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. — 384 с.
  107. М.А., Храмцов П. И. Двигательная активность как ведущий фактор укрепления здоровья дощкольников // Материалы научнопрактической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков». М., 2003. — С. 116−117.
  108. Е.А. Физиологическая характеристика развития детей при разных режимах двигательной активности в ДДУ: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Архангельск, 1996.-27 с.
  109. Н.А. Диагностика и характеристика оппортунистических инфекций у часто болеющих детей при острых респираторных заболеваниях и в период ремиссии: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. М., 2007. — 24 с.
  110. Г. А. Часто болеющие дети: проблемы патогенеза, диагностики и терапии // Практика педиатра. 2005. — № 12. — С.5−10.
  111. Н.О. Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ «Здоровые города» (на примере г. Долгопрудного МО): Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2005. -24 с.
  112. А.В. Кпинико-иммунологические особенности часто болеющих детей и методы иммунореабилитации: Автореф.дис.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 24 с.
  113. В.Н., Крашенинина Г. И. Влияние физического закаливания на здоровье дошкольников // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков». М., 2003. — С. 126.
  114. Л.П. Системная энзимотерапия при лечении аллергических и иммуноопосредованных заболеваний. — СПб., 2006. — 360 с.
  115. О.И. Клинико-иммунологическая эффективность реабилитации часто болеющих детей в поликлинических условиях: Автореф. дисс.. д-ра мед. наук. Харьков, 2000. — 32 с.
  116. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей: Пособие для врачей / Под ред. профессора JI.C. Балевой. М.: Агенст-во медицинского маркетинга, 2006. — 56 с.
  117. Л.Н. МЦФ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Лютера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001. — 112 с.
  118. М.И., Сазанюк З. И. Гигиенические требования к образовательной нагрузке дошкольников // Справочник педиатра. 2006. — № 3. -С. 57−61.
  119. Д.В., Вельтшцев Ю. Е. Иммунология и иммунопатология детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1996. 384 с.
  120. С.Г. Эффективность и целесообразность использования традиционных методов диагностики и лечения в реабилитации часто болеющих детей в условиях поликлиники: Автореф. дисс. .канд. мед. наук. -М., 2005.-25 с.
  121. В.К., Озерцовский Н. А. Вакцинопрофилактика. — М., 2001. -173 с.
  122. В. К. Терапия ОРЗ у детей // Русский медицинский журнал. Независимое издание для практикующих врачей. 2005. — № 6. — С. 2−5.
  123. Л. П. Кирильчик Е.Ю. Особенности иммунного статуса у часто и длительно болеющих детей с сопутствующей аллергической патологией // Иммунология. 2000. — № 3. — С. 29−33.
  124. И.А. Эффективность оздоровления часто болеющих детей в условиях поликлиники: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2003. — 27 с.
  125. В.Ф., Нисевич Н. И., Шамшева О. В. Инфекеционные болезни и вакцинопрофилактика у детей: учебник. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. -688 е.: ил.
  126. А.А. Клинико-иммунологическая характеристика детей раннего возраста с дисбактериозом кишечника // Российский педиатрический журнал. 2005. — № 5. — С. 6−8.
  127. Л.В. Комплексная оценка функционального состояния часто болеющих детей и системный подход к их реабилитации: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Челябинск, 1999. — 41 с.
  128. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М., 2000.-584 с.
  129. С.А. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. — С.34.
  130. М.Р. Препараты микробного происхождения в модуляции иммунного ответа при аллергических заболеваниях // Рибосомальная имму-нокоррекция в практике педиатра / Под ред. проф. Н. А. Коровиной. Издание второе, дополненное. М., 2006. — С. 161−167.
  131. С.М., Черняева Т. В., Локоткина Е. А. Опыт вакцинации часто болеющих детей // Вакцинация. 2004. — № 2. — С. 6.
  132. М.М. Комплексный подход к восстановлению здоровья детей младшего школьного возраста, часто болеющих острыми респираторными инфекциями: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Тула, 2007, — 24 с.
  133. Химический состав Российских продуктов питания: справочник / Под ред. член-корр МАИ проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. М.: Де Ли принт, 2002. — 236 с.
  134. С.В., Выгонская Т. В., Поддубная Т. М., Медведева Н. А. Актуальные вопросы медицинской реабилитации в детских дошкольных учреждениях. Ростов н/Д, 2002. — 57 с.
  135. Часто болеющие дети / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев, М. Л. Огнева. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской аадемии, 2003. -180 с.
  136. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности имму-нореабилитации: Руководство для врачей / Н. А. Коровина, А.Л. Заплатни-ков, А. В. Чебуркин, И. Н. Захарова. -М.: Медицина, 2001. 68 с.
  137. Н.Д., Кузьменко Л. Г. Клинико-иммунологическая характеристика часто болеющих детей в интерморбидном периоде // Вестник РУДН, серия медицина. 2002. — № 3. — С. 48−52.
  138. О.В., Кладова О. В., Елынина Г. А. Профилактика гриппа и ОРЗ сочетанным введением вакцины Инфлювак и бактериального лизата ИРС-19 // Детские инфекции. 2002. — № 1. — С. 65−67.
  139. Т.А., Голикова Е. В., Кондратьева Е. И. и др. Дыхательная гимнастика как средство реабилитации детей с патологией органов дыхания дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2007. — Т. -6, № 4. -С. 137−141.
  140. Э.Г. Основы психодиагностики. М.: Медицина, 1998. -201 с.
  141. Т.А. Состояние микробиоценоза желудочно-кишечного тракта и его коррекция у часто болеющих детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Воронеж, 2005. — 23 с.
  142. .В., Федько НА. Опыт использования ВП-4 в реабилитации часто болеющих детей // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 3. — С.26−29.
  143. Г. П., Лашнева И. П., Березина Н. О. и др. Состояние здоровья детей и разработка оздоровительных мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях // Гигиена и санитария. — 2000. № 4. — С. 39−42.
  144. Martyn R., Patridge «Действительно ли астма становится все более распространенной, и если да, то почему?» // Астма. — 2001. — Т.2, № 1. ¦ С. 43.
  145. Ackerman-Leibrich U. Outdoor air pollution // Eur. Respir. Mon. 2003. -Vol. 15.-P. 322−383.
  146. Armstrong D., Cohen J. Infection diseases // Mosby. 1999. — N. 4. — P. 2.11−2.12.
  147. Bossuyt X., Moens L., van Holeveld E. et al. Coexistence of (partial) immune defects and risk of recurrent respiratory infections // Clin. Chem. 2007. — Vol. 53.-N.1.-P. 124−130.
  148. Burtin P. Etude prospective des infections des nourrissons en creche. Lyon: These. Universite Claue Bernard, 1991.
  149. Carr R.R., Naliata M.C. Complementary and alternative medicine for upper-respiratory-tract infection in children // Am. J. Health syst. Pharm. 2006. -Vol. 63. -N. 1. — P. 33−39. Review.
  150. Chantry C.J., Howard C.R., Auinger P. Full breastfeeding duration and associated in respiratory tract infections in US children 11 Pediatrics. 2006/ - Vol. 117. -N. 2. — P. 425−432. United States.
  151. Ciprandi G., Tosca M.A., Fasce L. Allergic children have more numerous and severe respiratory infections than non-allergic children // Pediatr. Allergy Immunol. 2006. — Vol. 17. -N. 5. — P. 389−391.
  152. Conley M.E., Notarangelo L.D., Etzioni A. Diagnostic criteria for primary immunodeficiencies // Clinical Immunology. 1999. — Vol. 93. — N. 3. — P. 190−197.
  153. De Martino M., Ballotli S. The child with recurrent respiratory infections: normal or not? //Pediatr Allergy Immunol. 2007. — Vol. 18. — N. 11. — P. 1318. Review.
  154. De Vries E. Immunological investigations in child with recurrent respiratory infections // Pediatr. Respir. Rev. 2001. — Vol. 2. — N. 1. — P. 32−36.
  155. Galli J., Calo L., Ardito F. et al Bacterial biofilm iiidentification in the rhi-nopharingeal mucosa of children with recurrent infection of the upper respiratory tract and otits media // Pediatr. Med. Chir. 2008. — Vol. 30. -N. 1. — P. 3134 Italian.
  156. Jakubezak В., Demkow U., Wasik M. The activity of granulocytes in children with recurrent infections of respiratory tract // Pneumonol Alergol Pol. -2005- Vol. 73. N. 2. -P. 160−166. Polish.
  157. Karimi. A., Isaiyan A. Immunological evaluation of children with recurrent ear, nose and throat (ENT) infections // Iranian Journal of Pediatrics Tehran University of Medical Sciences Press. 2007. — Vol. 17, N. 1. — P. 5−13.
  158. Kovesi Т., Gilbert N.L., Stocca C. et al. Indoor air quality and the risk of lower respiratory tract infection in young children // CMAJ. 2007. — Vol. 177. — N. 2. — P. 155−160.
  159. Largo R. H, Caflisch J. A, Hug F, Muggli K, Molnar A. A, Molinari L. Neuromotor development from 5 to 18 years // Dev. Med. Child. Neurol.- 2001. -Vol.43. -N. 7.-P. 444−453.
  160. Malbran S. Phases in children’s rhythmic development // Ann. N У Acad. Scientifiqe. 2001. -Vol. 30. -N. 6. — P. 401−404.
  161. Medina M., Valdez J. C., Perdigon G. Interaction of lactic acid Bacteria (LAB) with the gut // Immunology Letters. 1999. — N. 1. — P. 32.
  162. Messner H.C., Long S.S. Respiratory syncytial virus infection and recurrent wheezing: a complex relationship // J. Pediatr. 2007. — Vol. 151. — N. 1. — P. 6−7.
  163. Minello V.L., Brunetti L., Catagna R. et al. Phytoterapy: a glimmer of hope in the prevention of recurrent respiratory tract infection in children // Minerva Pediatr. 2007. — Vol. 59. — N. 4. — P. 389−395. Italian
  164. Ng SC Hart A.L., Kamm M.A., Stagg A.J. et al. Machanisms of action of probiotics: Recent advances // Inflamm Bowel Dis. 2008. — N.7. — P. 14.
  165. Nickel R., Lau A., Niggermann В., von Mutius E. et al. Messages from the German Multicentre Allergy Study H Pediatr. Allergy Immunol. 2002. — Vol. 13 (Suppl.15). — P. 7−10.
  166. Noakes P. S., Holt P.G., Prescoff S. L. Maternal smoking in pregnancy alters monatal cytokine responses //Allergy. 2003. — Vol. 58. — P. 1053−1058.
  167. Nystad W., Skrondal A., Nja F. et al. Recurrent respiratory tract infections during the first 3 years of life and atopy at school age // Allergy. 1998. — Vol. 53.-N. 12.-P. 1189−1194
  168. Odemarsky M., Andersson S., Pesonen E. et al Respiratory infection recurrence and passive smoking in early atherosclerosis in children with type 1 diabetes //Eur. J. Clin. Invest. 2008. -Vol. 38. -N. 6. — P. 381−388.
  169. Oh J.W. Respiratory viral infections and early asthma in childhood // Aller-gollnt.- 2006. -Vol. 55.-N. 4.-P. 369−372.
  170. Podsiadlowicz-Borzecka M., Soboeinska A., Stelmach I. Resons for recurrent respiratory tract inflammations in children // Wiad Lec. 2006. — Vol. 59. — N. 1−2.-P. 97−104. Polish.
  171. Raza M., Jalil J., Shafique M., Chafoor J. Frequency of otitis media with effusion in recurrent upper respiratory tract infections in child // J. Coll. Physicians Surg. Рак. 2008. — Vol. 18. -N. 4. — P. 226−229.
  172. Reinert P., Stagnara J., Roy P., Mallet E., Gaudelus J. Recurrent upper respiratory tract infection and otitis in children // Rev Prat. 2007. — Vol. 57. — N. 10.-P. 1767−1773. French.
  173. Rovers M.M., Balemans W.A., Sanders E.A. et al. Persistence of upper respiratory tract infections in a cohort followed from childhood to adult hood // Fam. Pract. 2006 — Vol. 23. -N. 3. — P. 286−290.
  174. Sekerak D.M., Kirkpatrick D.B., Nelson K.C., Propes J.H. Physical therapy in preschool classrooms: successful integration of therapy into classroom routines // Pediatr. Phys. Ther. 2003. — Vol. 15. — N. 2. — P. 93−104. United States.
  175. Timmermaii A., Meesters C., Anteunis L., Chenault M. Level of psychosocial adaptation in young school children with otitis media // Int. J. Pediatr Otor-hinolaryngol. 2007. Vol. 71. -N. 12. — P. 1843−1848.
  176. Van den Akker E.H., Sanders E.A., van Staaij B.K. et al. Long-term effects of pediatric adenotonsillectomy on secum immunoglobulin levels: results ofrandomized controlled trial // Ann. Allergy Asthma Immunol. 2006. — Vol. 97. -N. 2. — P. 251−256.
  177. Venuta A., Laudizi L. et al. Essential fatty acids: the effects of dietary supplementation children with recurrent respiratory infections // J. Int. Med. Res. -1996. Vol. 24. — N.4. — P. 325−330.
  178. Von Mutius E., Scars M.R. Risk factors for development of asthma // Eur. Respir. Monogr. 2003. — Vol. 23. — N. 8. — P. 57−73.
  179. Wiart L., Darrah J. Review of four tests of gross motor development // Dev. Child. Neurol. 2001 .-Vol. 43.- N. 4. -P. 279−285.
  180. Zivicnjak M., Zebec M., Franke D., Filler G. Analysis of cognitive and motor functioning during pubertal development: a new approach // J. Physiol. Anthropol. Appl. Human. 2001, — Vol. 20. -N. 3. — P. 111−118.
Заполнить форму текущей работой