Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Менталитет российских военнослужащих и его отражение в государственной информационной политике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую базу исследования составили концептуальные положения в работах по философии, политологии, журналистике, политической социологии, социальной психологии, военной истории, общей теории информации, политической коммуникации и социальной информациологии. Важное методологическое значение для настоящей работы играет немарковская парадигма (Э.А. Азроянц, А. С. Харитонов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико методологическая модель воинского менталитета
    • 1. 1. Менталитет как предмет социальной информациологии
    • 1. 2. Сущность воинского менталитета и его особенности в современных условиях
    • 1. 3. Престиж военной профессии и его влияние на укрепление обороноспособности России
  • Глава 2. Единство ментальной и информационной идентичности как условие нормализации военно-гражданских отношений
    • 2. 1. Формирование государственной информационной политики на основе принципа ментальной идентичности в военно-гражданской сфере
    • 2. 2. Оборонные интересы государства и общества в журналистской картине действительности
    • 2. 3. Состояние государственной информационной политики в военной сфере

Менталитет российских военнослужащих и его отражение в государственной информационной политике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В средствах массовой информации и коммуникации в течение последних двух десятилетий доминирует негативная информация о Российской армии, что существенно сказывается на ее государственном и социальном статусе. Наукой доказано, что восстановление сильной государственности в Россииобеспечение безопасности страны напрямую зависит от состояния вооруженных сил. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению «военной власти», к падению престижа армии и наоборот. Эта проблема имеет коммуникативные истоки, когда удар наносится по фундаментальным, — ментальным основаниям армии и власти с применением информационного воздействия на общественное сознание и социальную психику. Если происходит отчуждение сознания от власти, ослабевает государство, при этом ослабевает армия. Ослабление престижа, негативизация имиджа армии приводит к отчуждению призывной молодежи от армии. Здесь проявляются как внутренние факторывнутренние взаимоотношения в армейских коллективах, так и внешниеинформационно-коммуникативные флуктуации, то есть воздействие масмедиа, общественных организаций, власти, внешней политики на моралыю-психологическое состояние воинских коллективов.

Исследования показали, что значительная часть россиян в качестве одной из причин, отпугивающей молодых людей от службы в армии, считает дискредитацию армии в средствах массовой информации и массовой коммуникации (далее — СМИ и МК), следствием чего является нарастание пацифистских настроений в обществе.

Половина населения испытывает стыд за состояние страны и армии1. Одна из причин тому — отсутствие открытого диалога армии с обществом, адекватной менталитету российского общества информационной политики. В условиях экономической, социально-политической, идеологической, информационно-коммуникативной трансформации общества обострилась проблема защиты ментальных ценностей российской армии.

Изменение роли вооруженных сил в историческом процессе повысило интерес общества к делам армии, усилило стремление различных политических сил заполучить ее в свои союзники, либо нейтрализовать как нежелательного противника. Это вызывает расширение информационного обмена между армией и обществом, армией и государственными органами и внутри самой армии. Армия становится одним из приоритетных объектов информационного влияния различных политических сил российского общества.

Анализируя подобную проблему 20-х годов XX века, выдающийся российский военный теоретик Свечин А. А. писал: «Элементарное благоразумие требует, чтобы господствующий класс обрабатывал мышление армии в соответствии с требованиями своей политики"2.

Практически отсутствуют научные исследования по изучению взаимосвязи ментальных факторов и информационной политики в военной и гражданской сферах в условиях экономической, социально-политической, идеологической, информационно-коммуникативной трансформации общества. Особая актуальность разработки данной проблемы диктуется необходимостью обеспечения политической стабильности, целостности России, защиты ее национальных интересов, обеспечения информационно-психологической безопасности в обстановке изменяющихся военной и.

1 Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа/Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М., 2005. С. 37.

2 Свечин А. А. Эволюция военного искусства. М., 1927. Т.1.С.11. внешнеполитической доктрин ряда государств, глобальных вызовов современности.

Сегодня, в условиях информационной революции, Россия находится в поисках своей идентичности (можно сказать, находится в кризисе идентичности), о чем свидетельствует, с одной стороны, постоянная критика в публичной политике, в прессе исторического прошлого страны (включая историю армии), «отсталость русского менталитета», а с другойправомерные доказательства отсутствия стратегии развития государственной идеологии, информационной политики, проводимых реформ в гражданской и военной сферах с учетом особенностей истории, традиций, менталитета российского общества.

В прямой постановке вопрос влияния воинского менталитета на проводимую государственную информационную политику современной политической наукой не рассматривался. Актуальность, отсутствие коммуникационного, системного исследования проблемы, практическая значимость военно-информационной политики государства для обеспечения безопасности и обороны страны, реализации деятельности различных социальных и политических сил общества в сохранении лучших традиций российской армии обусловили выбор темы, основную цель и задачи исследования.

Степень научной разработанности темы. У истоков научного исследования категории «менталитет» стояли М. Блок и JI. Февр. «Архаическими остатками» или «архетипами» называют его психоаналитики 3. Фрейд и К. Г. Юнг при раскрытии индивидуального и «коллективного бессознательного"1, в которое они закладывают наследуемое им общечеловеческое основание душевной жизни любого рода, этноса, нации,.

1 1 Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. народа. Данные характеристики послужили отправной точкой для исследования глубинной составляющей менталитета.

В процессе подготовки диссертации были изучены многочисленные подходы к трактовке отечественной истории, раскрытию национального характера российского народа, разноплановыми по оценкам прошлого отечественных и зарубежных мыслителей (Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Гегель, И. Ильин, Н. Карамзин, Л. Карсавин, И. Кант, Н. Лосский, Д. Лихачев, В. Соловьев, П. Сорокин, В. Серебрянников, П. Савицкий, Г. Флоровский, Г. Федотов, С. Франк)1, позволивших сформировать целостное представление о процессах общественного развития в России, становления российской армии от зарождения древнерусского государства и до настоящего времени. Этот научный арсенал автор применяет при исследовании особенностей национального характера российского народа.

В контексте исследуемой темы научный интерес имеют исследования менталитета российского офицера и его отражение в политике в трудах военных ученых М. Тюшкевича, С. Соловьева, Н. Баранова и др.2.

Глобальные трансформационные процессы формирования информационного общества, затрагивающие процессы военно-политического развития, представлены в рамках цивилизационного подхода в теории коммуникативного действия 10. Хабермаса, в теории социального действия, в коммуникативно-пропагандистских правилах «коллективного поведения» Г.

1 Бердяев II.A. Русская идея. Судьба России. М., 1997; Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990; Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти томах. T.2. Кн. 1. М., 1993; Гегель Г. Сочинения. Т. З-й. М., 1956; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988; Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993; Лосский Н. О. Характер русского народа /Условия абсолютного добра. М., 199-Лихачев Д.С.О национальном характере русских. М., 1995; Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти томах. T.3. М., 1972; Соловьев В. Национализм. Патриотизм. // Новый Вавилон. 1994. № 1- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Серебрянников В. В. Социология войны. М., 1998; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Федотов Г. П. Судьба и грехи России. М., 1993; Франк С. Л. Русское мировоззрение / Духовные основы общества. М., 1992.

2 Соловьев С. С. Менталитет и менталыюсть российского офицера: вызовы XXI века //СИ. 2003. № 3- Баранов II.А. Современные политические реалии и особенности формирования менталитета российских военнослужащих //Социально-гуманитарные знания. 2004. №.3- Тюшкевич С. А. Законы войны. М., 2002.

Блумера1, в убедительных доказательствах Н. Лумана о коммуникативной. природе власти, в «метаморфозах власти» и ее информационной составляющей Э. Тоффлера, в открытии феномена «социальной аномии» А. Панарина и новой антропологической категории «информационный человек» В. Егорова3, в синергетической концепции социальных систем (С. Курдюмов, Е. Князева, И. Пригожин)4, теории социальной информации (В. Афанасьев, А. Урсул)5, философских теориях информации (Р. Абдеев, И. Юзвишин)6. Указанные работы позволили автору показать объективную взаимосвязь менталитета и информационной политики.

Проблемы развертывания в мире новой информационно-психологической войны и информационных войн внутри страны и на поле стран СНГ исследуемые учеными России (В. Прокофьев, В. Почепцов, С. Расторгуев, В. Лисичкин, Лазарев И. А., Л. Шелепин, И. Панарин)7 и их публикации позволили автору глубже представить решение проблемы единства ментальной и информационной идентичности и обеспечения информационной безопасности государства и общества.

Научная методология комплексного исследования различных проблем национальной безопасности (А. Возжеников, М. Родионов, В. Романов, С.

1 Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты под. ред. В. И. Добренькова. М., 1996; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Лумап Н. Власть. М., 2001; Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. M., 2001;

3 Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998; Он же: Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000; Егоров B.C. Человек информационный // Человек, наука, управление. М., 2000.

4 Курдюмов С. П., Князева Е. Н. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994; Пригожин И. Стенгерс И. Порядок хаоса. M., 2000.

3 Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975; Урсул А. Д. Природа информации. M., 1968.

6 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Юзвишин И. И. Основы информациологии. М., 2000.

Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационных войн. М., 1999; Почепцов Г. Г. Информационная война. М., 2000; Расторгуев С. П. Информационная война. М., 1999; Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999; Панарин И. Н. Информационная война и власть. М., 2001; Лазарев И. А. Информация и безопасность. М., 1997.

Смульский)1, со всей очевидностью подтверждает вывод о том, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности. Недооценка угрозы информационной безопасности страны обусловливает уязвимость всей концепции национальной безопасности. Отсюда представляется необходимым рассматривать информационную политику в военной сфере как часть внутренней политики государства.

Теоретические подходы к решению проблем отечественной журналистики (Е. Прохоров, Я. Засурский, П. Киричек, С. Корконосенко, В. Олешко, JT. Свитич, М. Шкондин), позволяют определить ее место и роль как важнейшего связующего звена между армией, обществом и властью. Журналистика, являясь традиционно информационным важнейшим посредником во взаимодействии структур государства и гражданского общества сама должна обретать ментальные свойства (В. Олешко). Именно такой подход позволяет, следуя закону ментальной идентичности, освещать военную реформу на глубинном уровне.

Социалыю-информациологический подход к анализу информационно-коммуникативных отношений в обществе делает акцент на единстве сущностных сторон информации и коммуникации, средств массовой информации как основного инструмента воздействия на массовое сознание и социальную психику. Методология социальной ииформациологии представлена в монографиях, научных сборниках и публикациях сотрудников.

Возженнков А. В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002; Родионов М. А. Информационная безопасность социального развития. М., 2006; Актуальные проблемы информационного противоборства. Под общ. ред. А. И. Гурова. М., 2000; Романов В. Л. Социальная самоорганизация и государственность. М., 2000.

2 Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002; Киричек П. Н. Публицистика и политология. Природа альянса. Саранск, 1995; Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2006; Олешко В. Журналистика как творчество. Екатеринбург, 2002; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001; Шкондин M.B. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях формирования общества). M., 2000. кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации1.

Непосредственный выход на проблему формирования государственной информационной и медийной политики в свете новейших методологических подходов, сформированных в русле политической коммуникативистики, антикризисного управления обеспечили работы А. Соловьева, М. Анохина,.

— л.

В. Комаровского, В. Романова, JI. Тимофеевой, Е. Шестопал) .

Тенденции формирования и развития военной журналистики, ее современное состояние и перспективы развития, освещение военной проблематики во вневедомственных, общегражданских СМИ, осмысление этого пути, его тупиков и магистральных направлений, ошибок и перспективных достижений также представлял интерес для диссертационного исследования3.

Характеристика современных процессов в сфере взаимовлияния общества, средств массовой информации и массовой коммуникации, власти и армии в значительной степени обеспечивается результатами социологических исследований М. Горшкова, Б. Грушина, Г. Дилигенского, Т. Заславской4.

Имеющиеся теоретические исследования механизмов воздействия коммуникативных процессов на психику российского социума, изучение.

1 Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001; Он же: Социальная информациологиянаука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2005; Воробьев В. В. Особенности взаимодействия средств массовой информации и государственных структур / Информационная политика. М., 2003; Горшков М. К. Трансформационная ценность сознания россиян. М., 2003; Коновченко С. В., Кисилев А. Г. Информационная политика в России. M., 2004; Идеология и практика информационной политики в современном российском обществе. Под общей ред. С. Г. Маслюка. М., 1994; Маркелов К. В. Психология информационной деятельности: Массовые информационные процессы в современной России. Очерки / Отв. ред. Шевченко А. В. М., 2002; Сухомлинова Т. П. Государственная информационная политика как составляющая модернизации государственной службы // Социология власти. 2004. № 5- Тавокин Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005; Шевченко А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.

Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001; Политические коммуникации / под ред. А. И. Соловьева. М., 2004; Анохин М. Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М., 1998; Тимофеева Л.II. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации. М., 2004; Шестопал Е. Б. Образцы власти в постсоветской России. М., 2004.

3 Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы / Ред.- сост. Погорелый M., СафранчукИ. М&bdquo- 2002.

4 Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992;2002.M., 2003; Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002; Заславская Т. И. Социальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. M., 2003. проблем взаимодействия власти, СМИ, общества и формирования информационной политики в условиях перехода к информационному обществу, позволяют автору заполнить, в меру возможного, вакуум в изучении структуры менталитета военного человека, состояния массового сознания военнослужащих.

Объект исследования — проявления менталитета российских военнослужащих в военно-гражданской сфере.

Предмет исследования — тенденции, механизмы проявления менталитета российских военнослужащих в деятельности СМИ и массовых коммуникациях, в государственной информационной политике.

Цель исследования: выявить степень соответствия современной государственной информационной политики армии в военной и государственной сферах менталитету российского военнослужащего, лучшим традициям Вооруженных сил России, разработать систему мер по коррекции медийной политики в массово-коммуникативной сфере.

Задачи исследования.

1. Сформулировать и ввести в научный и практический оборот понятие «воинский менталитет»: осуществить теоретико-методологический анализ его сущности и структуры, обосновать функции, место и роль в развитии социума.

2. Применить социально-информациологический подход к исследованию менталитета военнослужащих российской армии для определения степени соответствия ему проводимой государственной и негосударственной информационной политики.

3. Обосновать практическую значимость принципа единства ментальной и информационно-коммуникативной идентичности при формировании государственной политики в военной сфере, необходимость пропаганды в СМИ лучших традиций российской армии.

4. Проанализировать и оценить мотивационный потенциал военной журналистики, обосновать необходимость ее коррекции в условиях трансформации реформирования армии.

5. Разработать эффективные механизмы по коррекции медийной политики в целях восстановления престижа военной профессии, защиты позитивных ментальных ценностей, с учетом задач, представленных в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили концептуальные положения в работах по философии, политологии, журналистике, политической социологии, социальной психологии, военной истории, общей теории информации, политической коммуникации и социальной информациологии. Важное методологическое значение для настоящей работы играет немарковская парадигма (Э.А. Азроянц, А. С. Харитонов, JT.A. Шелепин)1. Она ориентирует на анализ предыстории развития воинского менталитета, исторической памяти, что особенно актуально при исследовании формирования общественного сознания и менталитета россиян. Особое место в исследовании занимает социалыю-информациологический подход (В.Д. Попов), позволяющий анализировать социальные и политические процессы во взаимодействии с массовыми информационными процессами с учетом изменений в массовом сознании и информационные отношения — в контексте субъект — субъектных отношений в системе средств массовой информации, в рамках единого целого с учетом особенностей и закономерностей их исторического развития, усиливающейся роли коммуникативной составляющей и процессов самоорганизации, с предложениями по их нормативному совершенствованию.

Эмпирическая база исследования. Использовались данные, полученные автором в результате проведения массового анкетного опроса.

1 Азроянц Э. А., Харитонов А. С., Шелепин Л. А. Немарковские процессы как новая парадигма// Вопросы философии. 1999. № 7.

1530 респондентов (2003г.) в Военно-транспортном университете железнодорожных войск Российской Федерацииисследования общей информационной картины в публикациях основных печатных органов по военной тематике за 2004грезультаты социологических исследований, проведенных Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (2005г.) — контент-анализа Центра социологии образования Российской академии образования (РАО) информационных блоков трех центральных каналов (ОРТ, РТР, ТВЦ), реализующих государственную «Программу патриотического воспитания граждан на 20 012 005 г. г.», за период с 2004 по 2005 г. г.- данные Центра военно-социологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации, отслеживающего динамику основных социальных процессов и морально-психологического состояния армии и флота с 1992 г.- статистические сведения Генерального штаба ВС РФ, фонда «Общественное мнение» (ФОМ) — «Левада-центра" — анализа PR-кампаний в СМИ по военной проблематике.

Положения выносимые на защиту:

1. Менталитет военнослужащих российской армии является системообразующим фактором психологического склада личности военного человека, продуктом истории страны и ее армии. Будучи закрепленным в нравственно-нормативных, правовых формах, он принимает характер норм поведения, установок, облик воинских ритуалов, традиций и обычаев, и составляет духовную основу военно-гражданских отношений.

2. Знание основных черт менталитета российского военнослужащего, являющего частью своего народа, важно для политического и патриотического воспитания молодежи, защитников Отечества. Обращение к социально значимым ментальным ценностям при проведении информационной политики способно существенно изменить отношение гражданского общества к Вооруженным силам Российской Федерации.

3. Без соблюдения принципа единства ментальной и информационной идентичности в формировании государственной информационной политики, не может решаться задача реформирования военно-гражданских отношений, в основе которых лежат ментальные ценности, развивающихся под воздействием обычаев, традиций, нравов, архетипов, мифов и символов, составляющих основы коммуникации.

4. Существующие ментальные ценности российского народа, военнослужащих российской армии не могут подвергаться коренной ломке и насильственному изменению путем навязывания средствами массовой информации чуждого образа жизни и нравственного поведения. Необходима специальная государственная программа по социально-психологической коррекции несовершенных ментальных качеств военного человека средствами информации и коммуникации.

5. В условиях информационно-психологического противоборства и геополитической конкуренции, повышение эффективности информационной политики в военной и гражданской сферах, усиление армии является необходимым и существенным фактором укрепления российской государственности, престижа страны, обеспечения политической стабильности и национальной безопасности. Чем большее пространство завоевывает информационная революция, тем большую значимость приобретает данный фактор, его учет в политической коммуникации, во внутренней и внешней политике государства.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы государственными и общественными структурами, при реализации информационной политики в военной сфере, в особенности практические рекомендации по учету менталитета российских военнослужащих при решении задач оборонного строительства.

Практическим результатом исследования явилось доказательство того, что одним из наиболее продуктивных подходов, позволяющим применить его в качестве методологического инструмента исследования поставленной проблемы и приращения теоретических знаний для создания эффективной системы государственной информационной политики в области военной сферы, является социально-информациологический подход.

Положения и выводы диссертационного исследования, экспериментальные результаты, могут найти применение в информационно-аналитической деятельности органов государственной власти, Министерства обороны, при координации работы по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, в системе повышения квалификации научных и практических работников, в практике подготовки специалистов, занятых воспитательной работой с военнослужащими.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается применением проверенных практикой общенаучных теоретико-методологических принципов, положений и методов журналистики как политической науки, политологии и социологии, использованием социально-информациологического подхода, научно-обоснованной методики сбора социологической, политической информации и ее политологической интерпретации. Научные выводы и практические рекомендации автора базируются на материалах современного реформирования армии, справочных материалах и соответствующих разработках отечественных и зарубежных исследователей.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на заседании проблемной группы и кафедры информационной политики РАГСпредставлены в выступлении автора на научно-практической конференции по теме: «Государственная информационная политика: проблемы и пути их разрешения». (Москва, РАГС, 2001 г.), в выступлении на методологическом семинаре по проблеме «Информационные войны: понятие и сущность» (Москва, РАГС, 2002 г.), на Всесоюзной научно-практической конференции: «Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров» (СПб., 2004 г.), а также нашли отражение в публикациях автора.

Заключение

.

Исследуемые в диссертационной работе факты позволяют засвидетельствовать проявление закономерности: экономическая политика государства и информационная политика объективно завязаны в один «узел» и должны быть идентичными друг другу. Требованиям идентичности должна соответствовать и государственная политика в целом, и информационная политика — в частности, а ядро последней — государственная идеология или общественный идеал (здесь пока вакуум).

Учет ментальных ценностей, характерных для военнослужащих российской армии, способно в корне изменить существующие взгляды на характер вооруженной защиты, поднять социальный престиж службы в армии. Содержание воинского менталитета обязывает политиков, деятелей средств массовой информации учитывать такие факторы, как внутренний мир человека и человеческих объединений, влияние на поведение людей окружающих условий, быта, климата, традиций, религии и других обстоятельств. Без учета менталитета не может решаться задача совершенствования науки управления войсками (силами), в основе которого лежат «человеческие отношения». Знание основных черт менталитета важно для политического и патриотического воспитания молодежи, защитников Отечества. Основываясь на сказанном, можно утверждать, что учет менталитета российских военнослужащих, при реализации государственной информационной политики, становится наиболее актуальным.

Требования, предъявляемые социумом к военной службе, результаты реформы вооруженных сил, напрямую зависят от общественного сознания и степени учета ментальных ценностей, глубинной психологии российского народа при проведении государственной информационной политики. Существующие ментальные ценности российского народа, военнослужащих российской армии не могут подвергаться коренной ломки и насильственному изменению путем навязыванием СМИ чуждого им образа жизни и нравственного поведения, особенно в среде подрастающего поколения, молодежи призывного возраста.

Следовательно, вполне естественно, встают вопросы: идейно-нравственной, патриотической направленности средств массовой информации, как субъекта информационно-психологической войны, и в тоже время соблюдение принципов объективизма, правдивости в подаче информацииповышение качества информационно-аналитической информации, поставляемой в СМИ соответствующими государственными и негосударственными центрамиповышение квалификации журналистов всех уровнейовладение новыми информационными технологиями воздействия на массовое сознание военнослужащих, в целях повышения боеготовности и обеспечения защиты Отечества.

В информационном обществе складываются новые формы массовой коммуникации, социального общения, стили мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, военной политики к чему необходимо готовиться. Среди направлений формирования государственной информационной политики автор отмечает совершенствование информационного законодательства в сфере военно-гражданских отношенийразработку системы финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства, активизацию деятельности самих СМИ и МК как источника народного просвещения, консолидации патриотических сил общества. Необходимо выстроить государственную информационную политику таким образом, чтобы она способствовала возможности общества получать объективную информацию социально-политического характера о деятельности вооруженных сил, адекватно воспринимать ее, тем самым, повышая зрелость общественного сознания, оказывающего решающее воздействие на процессы обеспечения национальной и военной безопасности страны.

Основные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Предложено авторское определение содержания понятия «воинский менталитет.

2. Доказано, что менталитет имеет коммуникативную природу и обладает коммуникативной функцией. Находясь по своей сущности в «российском бессознательном», он взаимодействует с сознательным с помощью коммуникативных механизмов вытеснения и сопротивления. Содержание и направленность воинского менталитета определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

3. В результате применения социалыю-информациологического подхода к исследованию менталитета военнослужащих Российской армии установлено, что концепция информационной политики в сфере военно-гражданских отношений должна опираться не только на «психологию сознания», но и учитывать глубинную ментальную составляющую личности и социума и «бессознательные процессы», которые более значительнее, нежели сознательные. Игнорирование этого утверждения в современном процессе управления информационной политикой привело к низкой эффективности восстановления социального статуса армии и военнослужащего.

4. Выявлено несоответствие между менталитетом российской армии, как исторически сложившимся авторитетным институтом государства, традиционным образом военнослужащего — защитника Отечества и современной государственной и негосударственной информационной политикой в военной и гражданской сферах.

5. Установлено, что заимствование либеральных философско-социальных подходов для становления системы военной безопасности Российской Федерации, при игнорировании особенностей формирования российской нации как культурно-исторической общности приводит к неадекватному пониманию целей и задач обеспечения информационной безопасности национального государства.

6. Оценен мотивационный потенциал военной журналистики, обоснована необходимость и меры по ее коррекции в условиях трансформации реформирования российской армии.

7. Определены принципы формирования оптимальной модели повышения престижа военной службы: коммуникативность, гласность, объективность и открытость информации, не составляющей военной тайны, идентичность коммуникативных, медийных кодов и кодов государственной власти, российской армии. Предложены практические рекомендации по повышению престижа военной службы в общественном мнении.

Новизна и научно-теоретическая значимость полученных результатов заключается в следующем:

1. Предложенное авторское определение содержания понятия «воинский менталитет» может использоваться в научном обороте. Выявленная структура и функции воинского менталитета в информационной политике позволили автору заполнить, в меру возможного, вакуум в изучении влияния воинского менталитета на государственную информационную политику.

2. Вскрыто противоречие между ментальным образом российского воина и образом, формируемом в современном общественном сознании посредством средств массовой информации и коммуникативными конфликтами в самой армии.

3. Доказано, что все негативные и позитивные явления в армии, имеющие в основе своей коммуникативную сущность, происходят по причине несовершенства информационно-коммуникативных отношений в системе: власть — армия — средства массовой информации и массовой коммуникации — общество.

4. На основе социально-информациологического подхода сформулированы принципы и методы, предложены технологии формирования престижа российской армии и способы противодействия недобросовестным информационно — манипулятивным технологиям.

5. Обоснована необходимость использования психокоррекционной функции СМИ и МК для обеспечения полноценного диалогового информационного взаимодействия между властью, народом, армией и масс-медиа, на основе принципа (механизма) ментальной идентичности в процессе формирования государственной информационной политики в сфере обороны государства.

В заключение отметим, что проблема формирования государственной информационной политики многоаспектна и многопланова, и не может быть исчерпана предложенным исследованием. В работе поставлены вопросы, на которые совместными усилиями могут ответить ученые, государственные органы власти, средства массовой информации и массовой коммуникации, общество.

Пришло время твердо уяснить: информационная политика — величайшее искусство, на сегодняшний день, быть может, даже важнейшим из тех, которым обучают в военных институтах, университетах и академиях. Не освоив его, то нечего и думать о победах в возможных грядущих боевых операциях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  2. К.А. Российский Менталитет. Психология личности, сознания, социального предсознания. М., 1996.
  3. Э.А., Харитонов А. С., Шелепин JI.A. Немарковские процессы как новая парадигма// Вопросы философии. 1999. № 7.
  4. М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М., 1998.
  5. Е.А., Лесная JI.B. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. М., 1997.
  6. Актуальные проблемы информационного противоборства. Под общ. ред. А. И. Гурова. М., 2000-
  7. В.Г. Социальная информация и управление обществом.М., 1975.
  8. А.С. Россия: критика исторического пути. Т. 1. М., 1992.
  9. А.Д. Природа информации. М., 1968.
  10. Н.А. Современные политические реалии и особенности формирования менталитета российских военнослужащих //Социально-гуманитарные знания, 2004, №.3.
  11. Н.А. Русская идея. Судьба России. М., 1997.
  12. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты под. ред. В. И. Добренькова. М., 1996-
  13. С.В. Социология коммуникации. М., 2003.
  14. С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
  15. Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельд. Русский человек. Слово, 1992. № 1−6.
  16. А.И. Военная реформа в России. М., 2000.
  17. А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.
  18. Воинский дух. Военная энциклопедия. СПб., 1912. Т.6.
  19. A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества- процесс, тенденции, противоречия. -Екатеринбург, 1998.
  20. В.В. Особенности взаимодействия средств массовой информации и государственных структур/Информационная политика. М., 2003.
  21. Г. Сочинения. Т. З-й. М., 1956-
  22. М.К. 10 пет российских реформ глазами россиян. Аналитический доклад РНИС и НП (ныне ИКСИ РАН). М., 2002.
  23. М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). М., 2000.
  24. Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Сб. статей. /Составитель и редактор: Е. П. Тавокин. М.: Изд-во РАГС., 2001.
  25. СМ. Экономика отечественных СМИ.- М., 2004.
  26. Г. Г. Люди среднего класса. М., 2002.
  27. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Утв. Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г.//Российская газета. 2000 28 сентября.
  28. М.И. Сборник оригинальных и переводных статей 1858−1880 г.г. СПб., 1881.
  29. .А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеринбург, 2002.
  30. B.C. Человек информационный // Человек, наука, управление. М., 2000.
  31. Жан Жорес. Новая армия. СПб., 1912.
  32. Г. К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории. Полководцы. // Роман-газета, 1994. № 18.
  33. Т.И. Социальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М., 2003.
  34. Я.Н., Вартанова Е. Л., Засурский И. И. и др. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
  35. А.Б. Коммуникативный менеджмент. СПб., 1997.
  36. Зорич. Русская душа. Рассказы. М., 1930.
  37. И.А. О национальном призвании России//Шубарт Европа и душа Востока. М., 2000.
  38. И.Л. Русская идея. М., 1992.
  39. Информационная политика. Учебник / Под ред. В. Д. Попова. М., 2003.
  40. И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти томах. Т.З. М., 1972.
  41. П.Н. Публицистика и политология. Природа альянса. Саранск, 1995.
  42. С.Г. Основы журналистики. М., 2006.
  43. С.В., Кисилев А. Г. Информационная политика в России. М., 2004.
  44. В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. М., 1989.
  45. Н.М. История государства Российского. М., 1988.
  46. Л.П. Философия истории. СПб., 1993.
  47. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. М., 1999.
  48. Концепция государственной информационной политики. М., 1999.
  49. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 1997.
  50. В.А. История религий. М., 1976. Т. 2.
  51. С.П., Князева Е. Н. У истоков синергетического видения мира// Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
  52. И.А. Информация и безопасность. М., 1997.
  53. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999.
  54. И.О. Характер русского народа/Условия абсолютного добра. М., 1999.
  55. Д.С. О национальном характере русских. М., 1995.
  56. Н. Власть. М., 2003.
  57. К.В. Информационно-аналитическая деятельность на государственной службе. М., 2004.
  58. Е. Лик современной войны (Буэнос-Айрес) / Российский военный сборник. Выпуск 16. Военная мысль в изгнании. М., Военный университет. Русский путь, 1999.
  59. А. Трагедия русского офицерства. Новый сад. 1923.
  60. О.А. Политическая эпистемология. М., 2004.
  61. Н.К. Заметки о патриотизме // Михайловский Н. К. Полное собрание сочинений. Т.10. СПб., 1913.
  62. А.Н. Мифы России. Мифологические доминанты в современной российской ментальности. М., 2003.
  63. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003.
  64. В.В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. М., 1995.
  65. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
  66. Г. Л. Иди куда хочешь. М., ЭКСПО-Пресс, 1998.
  67. В. Журналистика как творчество. Екатеринбург, 2002.
  68. А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  69. И.Н. Информационная война и власть. М., 2001-
  70. И., Стенгерс И. Порядок хаоса. М., 2000.
  71. Д. Что нужно нашей армии?/ Собрание материалов, документов и статей. «О долге и чести воинской в Российской армии» / Под ред. В. Н. Лобова. М., Воениздат. 1990.
  72. Питирим Сорокин. Главные тенденции нашего времени, М., 1997.
  73. В.Д. Тайны информационной политики: социальный психоанализ информационных процессов. М., 2003.
  74. В.Д. Журналистика как политическая наука. М., 2003.
  75. В.Д. Закон ментальной идентичности // Почему реформы в России терпят поражение. НГ, № 9, 26 августа. 1997.
  76. В.Д. Информациология и информационная политика. М., Издательство РАГС, 2001.
  77. В.Д. Социальная информациология наука XXI века (проблемы становления и развития). М., 2005.
  78. В.Д. Медиэкология информационной политики // Государственная служба. 2004. № 4.
  79. В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М., 1997.
  80. В. Д. Федоров Е.С. Коммуникативные коды имиджа власти. М., 2004.
  81. Г. Г. Психологические войны. Киев, 2000.
  82. В.Ф. Тайное оружие информационных войн. М., 1999.
  83. Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
  84. Пушкарев J1.H. Проблемы менталитета //Преподавание истории в школе. М., 1995.
  85. С.П. Информационная война. М., 1999.
  86. А.И. Российский менталитет: от политико-идеологических спекуляций к социологическому дискурсу.
  87. М.М. Современная российская ментальность. СПб., 1996.
  88. М.А. Информационная безопасность социального развития. М., 2006.
  89. В.В. Уединенное. М., 1990.
  90. B.JT. Социальная самоорганизация и государственность. М., 2000.
  91. Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
  92. А.А. Эволюция военного искусства. М., 1927.
  93. В.В. Социология войны. М., 1998.
  94. Современная российская военная журналистика: опыт, проблемы, перспективы / Ред.- сост. Погорелый М., Сафранчук И. М., 2002.
  95. С.С. Менталитет и ментальность российского офицера: вызовы XXI века. Социальные исследования. 2004., № 3.
  96. А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.
  97. Политические коммуникации / под ред. А. И. Соловьева. М., 2004.
  98. В. Национализм. Патриотизм. (Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона) // Новый Вавилон, 1994. № 1.
  99. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  100. Т.П. Государственная информационная политика как составляющая модернизации государственной службы//Социология власти. 2004. № 5.
  101. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001.
  102. Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005.
  103. JI.H. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникации. М., 2004.
  104. С.А. Законы войны. М., 2002.
  105. Федеральный закон 1996 г. № 61-ФЗ. «Об обороне».
  106. Г. П. Судьба и грехи России. М., 1993.
  107. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  108. Франк C. J1. Русское мировоззрение/Духовные основы общества. М., 1992.
  109. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
  110. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  111. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  112. А.В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.
  113. Ф. Социология политики. Прикладные исследования. М., 2003.
  114. Е.Б. Образцы власти в постсоветской России. М., 2004- она же: Психология восприятия власти, М., 2002.
  115. М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях формирования общества). М., 2000.
  116. И.И. Основы информациологии. М., 2000.
  117. Юнг. К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
  118. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Заполнить форму текущей работой