Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные пути совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов, базирующиеся на разработанной Концепции воспитания курсантов образовательного учреждения МВД России, Кодекса чести курсанта образовательного учреждения МВД России, Положения о кураторах учебно-воспитательного процесса в учебных группах образовательного учреждения МВД России и Положения о совете… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Ценностная специфика личностно-значимых качеств курсантов ВУЗов МВД РФ
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования личностно значимых качеств курсантов
    • 1. 3. Сущность и содержание процесса воспитания курсантов
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Разработка модели процесса воспитательной деятельности в ВУЗе
    • 2. 2. Обоснование организационно-методической структуры воспитательной деятельности в ВУЗе
    • 2. 3. Критерии и уровни оценки эффективности формирования личностных качеств курсантов
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВУЗе
    • 3. 1. Формирование и развитие личностно значимых качеств курсантов в образовательном процессе
    • 3. 2. Основные формы духовно-нравственного воспитания курсантов
    • 3. 3. Результаты экспериментальной диагностики формирования личностно-значимых качеств курсантов
  • Выводы

Формирование личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Активное строительство правового государства, проведение реформы в системе правоохранительных органов России, дальнейшее расширение правоприменительной практики во всех сферах общества, выход на мировой рынок, усиление процесса изучения мирового опыта и его адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям в стране обусловливают необходимость совершенствования профессиональной вузовской подготовки сотрудников органов внутренних дел. Переход к принципиально новым образовательным системам обоснован парадигмальным сдвигом в сторону гуманизации образования, фундаментальными исследованиями А. А. Бодалева, Е. В. Бондаревской, В. П. Зинченко, В. В. Краевского, В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова и др. Большое значение для становления гуманистической концепции образования имели идеи развивающего обучения (Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова,), целостности учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанского, В. С. Ильина), гуманистической трактовки воспитательных проблем (К. А. Абульхановой-Славской, М. А. Вейта, О. С. Газмана, И. А. Колесниковой), личностно ориентированного образования (В. И. Слободчикова, В. В. Серикова, В. И. Лещинского, И. С. Якиманской) — понимания профессионального становления личности как условия ее самореализации и социализации (С. Я. Батышева, И. С. Кона, Е. А. Климова), концепции развития и воспитания личности как процесса ее саморазвития и самоорганизации (В. Г. Виненко, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, С. В. Кульневича, И. Р. Пригожина и др.).

Проблема воспитания, формирования мировоззренческих качеств у курсантов вузов Вооруженных Сил, Министерства внутренних дел ставились целью исследования А. В. Барабанщикова, А. В. Буданова, И. В. Горлинского, А. Ю. Ефремова, Н. С. Кравгуна, Л. В. Мирдахаева, Ю. В. Серова, A.M. Столяренко, Ю. Н. Хряпина, В. М. Шамарова и др.

Педагогическим аспектам учебно-воспитательного процесса становления и формирования профессионально-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД посвящены диссертационные исследования В. ВАнциферова, Ю. В Богомолова, И. В. Горлинского, А. В. Димитрова, Н. М. Дудина, С. Ф. Сердюка, С. Н. Тихомирова и др. Вместе с тем проблема формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России в прямой постановке не рассматривалась.

Актуальность и значимость исследования вызывается: во-первых, радикальными преобразованиями, происходящими в нашей страненарушением привычных стереотипов и схем поведения, сложившихся традиций и норм, ранее существовавших в общественеопределенностью духовно-нравственных ориентиров. Это сказывается на снижении у ряда сотрудников органов внутренних дел уровня социальной ответственности за свои действия и поведение. Отдельные сотрудники нарушают законы, вступают в преступный сговор с мафиозными структурами, занимаются коррупцией. Обо всем этом открыто заявляют в руководстве МВД, проводя чистку в своих рядах, разоблачая «оборотней в погонах" — во-вторых, снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушенийснижением профессионализма и уровня общей культуры сотрудников, что выражается в невнимательном отношении к гражданам, оскорблении и унижении людей [4,6]- в-третьих, возрастанием физических, моральных и психологических нагрузок, усилением давления на сотрудников со стороны противоправных элементов. Все это усугубляется политической и экономической нестабильностью в стране, обострением социально-криминогенной обстановки. В итоге не прекращается отток квалифицированных профессиональных кадров, а также молодых сотрудников, окончивших образовательные учреждения МВД России.

Одной из причин этого является недостаточно эффективная работа системы подготовки кадров, в том числе в образовательных учреждениях МВД России. Следовательно, особое значение в современных условиях приобретают обучение и воспитание курсантов и слушателей — будущих профессионалов органов внутренних дел. В последнее время в обществе все более осознается роль воспитания. Свидетельством тому является признание воспитания наряду с обучением приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений МВД России, что отражено в документах Министерства образования [2,5] и Министерства внутренних дел жь организации и проведению воспитательной работы [7,9,10]. В программе развития воспитания в системе образования России перед образовательных учреждений определены следующие задачи [2,3,5]: повышение социального статуса воспитания в системе образованияукрепление и развитие воспитательных функций образовательных учрежденийрасширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействияразвитие демократическогостиля руководства воспитательным процессомиспользование отечественных традиций и современного опыта в области воспитанияразвитие гуманистических принципов воспитания и другие. Обучение и воспитание кадров в образовательных учреждениях является целостным педагогическим процессом, который только и может обеспечить формирование у будущих специалистов профессиональных знаний и умений, навыков работы и качеств, необходимых им в практической деятельности. Одним из эффективных средств воспитания в образовательном учреждении выступает педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава, руководителей факультетов, курсов [7,9,10], сотрудников подразделений кадровой и воспитательной работы, учебных коллективов и различных общественных формирований. с.

Особое значение в современных условиях приобретает воспитательная деятельность таких субъектов воспитательного процесса, как сотрудники факультетов, курсов, подразделений воспитательной работы. В последние годы на эти должности пришло много молодых, энергичных офицеров, уволенных из разных силовых структур. Они имеют некоторую психолого-педагогическую подготовку, однако их уровень образованности как сотрудников-воспитателей не всегда соответствует специфике профессионального воспитания в образовательных учреждениях МВД России. Сегодня значительная часть сотрудников факультетов, курсов имеют недостаточную психологопедагогическую и методическую подготовку, слабо ориентированы на повышение своего профессионального" мастерства, не владеют приемами и средствами организации воспитательной работы с курсантами и слушателями. t.

В результате этого они нередко допускают досадные промахи, а иногда и серьезные педагогические ошибки, что снижает авторитет и действенность усилий воспитателей. Одной из причин низкого уровня воспитательной работы с обучающимися является то, что руководство факультетов и курсов оценивает качество воспитательной работы лишь по количеству проведенных мероприятий, а системность в воспитании и индивидуальная работа с разными категориями сотрудников, зачастую отсутствуют.

В силу вышеизложенного обучение курсантов образовательных учреждений Министерства внутренних дел России требует: ориентации на высокий профессионализм выпускниковнаправленности на формирование у них внутренней рефлексивной устойчивости к противоправным проявлениям, адекватной утверждению в обществе гуманистических ценностей и смысловвозрождения национальной культуры, свободного развития личности, духовно-нравственных основ, гуманизма и т. д.

Правовой основой совершенствования профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел является Конституция Российской Федерации, из положений которой следует, что вся деятельность правоохранительных органов должна исходить из приоритета обеспечения прав и свобод человека (ст. 18), flf У законное ограничение которых (ст. 55) возможно только в целях защиты основ конституционного строя., нравственности., прав и законных интересов граждан [1], что обуславливает необходимость формирования морально-нравственных основ (профессионально-значимых качеств) личности будущего сотрудника органов внутренних дел.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации [2] и других, нормативных документах отмечается необходимость совершенствования системы обучения и воспитания для достижения результативности профессионального образования, развития личности будущих специалистов, их участия в обновлении общества.

В связи с этим педагогическая наука и образовательная практика призваны решать задачи не только обеспечения глубокого и прочного усвоения курсантами определенной системы знаний, но в гораздо большей степени — реализации свободного развития личности, раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса.

Вместе с тем, для системы подготовки профессиональных кадров в образовательных учреждениях МВД России характерно положение, когда утверждение формирующих образовательных технологий воспитания личности «по образцу» не соответствует необходимости профессионального саморазвития личности на основе собственного свободного выбора. Именно поэтому настойчиво декларируемое в теоретических исследованиях проблематики формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России, стремление дойти до каждого в педагогической практике характеризуется неумением, а часто и невозможностью решить данную задачу традиционными педагогическими средствами.

В условиях обновления общества педагогические проблемы весьма эффективно решаются в гуманистической парадигме и соответствующих ей технологиях личностно ориентированного образования. В вопросах техноло-гизации образовательного процесса в образовательных учреждениях МВД.

России необходимо утверждение такого типа содержания учебно-воспитательного процесса, когда в ситуациях востребования личностных функций курсантов и преподавателей осуществляются операции по включению самообразовательного и самовоспитательного педагогического творчества.

Личностно ориентированное образование в условиях образовательного учреждения МВД России — это сложная система психолого-педагогических взаимодействий, востребующая личностно-смысловой уровень образовательных технологий, характерной особенностью которых является актуализация ненасильственного формирования личностно-значимых качеств курсантов. Личностно-значимые качества в этой связи трактуются как ценностно-смысловые категории образовательной деятельности образовательного учреждения, направленной на социализацию, развитие, саморазвитие, самореализацию, самоопределение и т. д. личности курсанта. Формирование личностно-значимых качеств курсантов понимается как направленность педагогической технологии на совместный с преподавателем выбор средств и методов ее реализации, определение целей, разрешение противоречий, обуславливающие создание условий актуализации внутренних ресурсов личности через внешнее функционирование в предстоящей профессиональной деятельности.

Представляемое исследование предпринимает попытку локального решения достаточно общей для образовательных учреждений Министерства внутренних дел проблемы. Она определяется противоречием между законодательно оформленными требованиями к содержанию учебно-воспитательного процесса (упрочение духовно-нравственных основ будущей профессии, гражданственность, патриотизм, неукоснительное соблюдение законов и этических норм), лежащими в сфере развития у курсантов нравственных ориентаций и личностных профессионально значимых качеств (рефлексивной, ценностно-смысловой устойчивости к противоправным проявлениям и т. д.), и традиционным обеспечением образовательного процесса репродуктивными технологиями проведения занятий, основанными на вербальных и дисциплинарных воздействиях со стороны преподавателей, направленными на формирование необходимого объема знаний для будущей профессиональной деятельности, приучение курсантов к исполнительности.

В качестве одного из вариантов решения данной проблемы определяется создание условий востребования в профессиональном образовании сотрудников МВД России активной, интеллектуальной, эмоциональной, смыслопоисковой деятельности курсантов. Средствами востребования ценностно-смысловых, интеллектуальных, эмоциональных видов деятельности определяются личностно развивающие, ценностнои смыслоориентированные возможности педагогической технологии воспитательного взаимодействия в учебное и внеучебное время, позволяющие реализовать феномен «быть» личностью".

Рассмотрение научных основ формирования личностно-значимых качеств" в профессиональном вузовском образовании как педагогических ценностей становится все более актуальным с позиций аксиологии личностно ориентированного образования (М. В. Богуславский, В. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, В. П. Зинченко, JI. Я. Зорина, О. В. Заславская, В. А. Караковский, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, И. Ф. Исаев и др.).

Обращение к педагогической аксиологии обусловлено ее личностно-развивающими особенностями, методологически обоснованными при анализе понятия «личностно-значимые качества». Аксиология позволяет конкретизировать гуманистическую сущность воспитания средствами ее смыс-лоориентированных положений: о пути постижения сущности явления, как восхождении от воспроизведения к творчествуо средствах субъективации профессиональной деятельности за счет уточнения ценностной природы ее смыслов, определяющей гуманистическую или формирующую основы педагогической технологии. Аксиология личностно ориентированного образования определяет ряд методологических установок, проясняющих и научно доказывающих (на уровне логического доказательства) необходимость перевода профессионального образования в гуманистическую парадигму.

Такое видение проблематики профессионального образования сотрудников МВД России позволяет рассматривать вопросы формирования личностно-значимых качеств курсантов с позиций переосмысления традиционного воспроизводства средств и методов педагогического воздействия, позволяющего реализовать личностно ориентированные технологии учебно-воспитательного процесса. Технология формирования личностно-значимых качеств курсантов основана на процессах переживания сознанием создаваемых ситуаций педагогической поддержки (О. С. Газман, [71]), самоорганизуемой воспитательной деятельности (С. В. Кульневич, [146]), интеллектуально-нравственной самоорганизации (А. Ю. Ефремов, [99]) и т. д. как специфического процесса реализации внутренних составляющих профессиональных ценностей через их внешние проявления, как личностно значимых. Это становится возможным в условиях личностно ориентированного образовательного процесса, вводящего курсанта в специфический мир смысловых, ценностных, субъективных реалий будущей профессиональной сферы. Экспериментальная апробация эффективности формирования личностно-значимых качеств курсантов средствами личностно ориентированной технологии подтверждается системой квалиметрической диагностики с использованием компьютерного анализа личностно-значимых факторов ценностно-смысловой сферы курсантов в процессе обучения.

Учитывая практическую значимость проблемы, а также недостаточную разработанность в педагогической теории ее воспитательных аспектов, мы избрали в качестве темы исследования: «Формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России».

Цель исследования: обоснование путей формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России.

Объектом исследования является система профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России.

Предмет исследования: процесс формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России.

Гипотеза исследования: формирование личностно-значимых качеств будет успешным, если:

— определена сущность, структура и содержание элементов формирования личностно-значимых качеств на современном этапе реформирования правоохранительных органов;

— обоснована и реализована модель и организационно-методическая структура воспитательной деятельности в образовательном учреждении МВД России;

— обоснованы основные пути совершенствования формирования личностно-значимых качеств будущих офицеров правоохранительных органов, которое должно осуществляться на диагностической основе с учетом динамики проявления и развития личностных функций в процессе обучения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить структурно-функциональный анализ процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России.

2. Опытно-экспериментальным путем проверить модель и организационную структуру воспитательного процесса в современных условиях.

31 Разработать и экспериментально проверить систему диагностики и формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России.

4. Определить на основе опытно-экспериментальной работы основные пути совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России и разработать практические рекомендации по их реализации.

Методологическую и научно-теоретическими базу исследования составили идеи демократизации и гуманизации воспитанияконцепции целостного подхода к рассмотрению педагогического процессафилософские воззрения на природу самоорганизуемого творчества как генетически исходную функцию личностивыводы гуманистической философии о становлении личности как активном самостоятельном росте, самостроении, поиске, о приоритете творчества над репродукцией, самостоятельности над внешней заданностью, сознания над сознательностью, активности над активизмомтеоретические положения о системе и закономерностях развития систем.

Для достижения цели, проверки гипотезы исследования и решения задач исследования использовалась комплексная методика, включающая применение:

— общих методов научного познания (анализа, синтеза, индукции, дедукции, классификации, сравнения, обобщения, аналогии, систематизации, типизации);

— педагогических методов (наблюдения, бесед, изучения документации, изучения результатов деятельности, опроса, педагогического эксперимента, изучения и обобщение опыта, тестов, анализа дневниковых записей);

— психологических методов (пилотажного исследования, полярных профилей, рейтинга, социометрии и др.);

— социологических методов (социальной диагностики, сбора социальной информации, интервью, анкетирования и др.).

Методы исследования: методы включенного наблюденияизучение и обобщение педагогического опыта и оценок состояния педагогической науки и практики профессиональной деятельности, представляющей объект исследования целостномоделирование личностно ориентированной воспитательной ситуации. Для обоснования выдвигаемых положений и гипотез использовались методы теоретического и эмпирического доказательств, диагностические методы: квалиметрическая диагностика ценностно-смысловой сферы, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование результатовопытно-экспериментальная диагностика.

Эмпирической базой исследования являлись Воронежский институт МВД России и Академия правосудия РФ. Исследование проводилось в течение 8 лет и включало три этапа.

Первый этап (1995 — 1996 гг.): теоретический анализ проблемы, уточнение предмета исследования, разработка исходных положений гипотезы, изучение опыта и накопление эмпирических данных по вопросам организации воспитательной работы в учебных заведениях юридического профиля, выяснение проблем и противоречий существующего опыта, разработка методики проведения опытно-экспериментальной диагностики.

Второй этап (1996 — 2000 гг.): обоснование технологии формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России, основанной на теоретических позициях личностно ориентированного образования. Предварительная апробация личностно ориентированных образовательных технологий для последующей корректировки и уточнения системы формирования личностно-значимых качеств, методов ее квалиметрической диагностики.

Третий этап (2000 — 2004 гг.): проведение диагностического эксперимента, его анализ, обобщение результатов. Оформление теоретических и практических результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов, базирующегося на модели и организационной структуре воспитательной деятельности, а также выявленных технологических особенностях и их сущностных характеристиках.

2. Критерии уровня формирования личностно-значимых качеств курсантов (высокий, достаточный, средний, низкий), а также методика оценки уровня педагогической подготовленности субъектов воспитательного процесса к воспитательной деятельности и их готовности к практической реализации современных форм и методов воспитательных воздействий в образовательном процессе.

3. Основные пути совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов, базирующиеся на разработанной Концепции воспитания курсантов образовательного учреждения МВД России, Кодекса чести курсанта образовательного учреждения МВД России, Положения о кураторах учебно-воспитательного процесса в учебных группах образовательного учреждения МВД России и Положения о совете курсантского коллектива и позволяющие: совершенствовать систему управления процессом формирования лично-стно-значимых качеств, включающую создание в институте системы факультативов, повышением роли кураторов учебных группсогласовать мероприятия по формированию личностно-значимых качеств курсантов с системой работы должностных лиц институтаосуществлять целенаправленное формирование личностно-значимых качеств в процессе проведения учебных занятийдуховно-нравственное воспитание посредством погружения курсантов в культурупривлечение общественных структур образовательного учреждения МВД к процессу воспитания.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Осуществлен социально-педагогический анализ процесса формирования личностно-значимых качеств выпускника образовательного учреждения МВД России и выявлены тенденции его развития.

2. Определены сущность, содержание, структура и модель процесса формирования личностно-значимых качеств, позволяющие разработать образовательную технологию и применить ее в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения МВД России в современных условиях.

3. Обоснована организационная структура воспитательной деятельности, которая включает в себя организационные формы, направления и содержание подготовки по обеспечению формирования личностно-значимых качеств выпускника образовательного учреждения МВД России.

4. Выявлены основные критерии оценки уровня сформированности личностно-значимых качеств, необходимых для учета динамики их проявления и развития в процессе воспитательной деятельности.

5. Охарактеризованы и экспериментально проверены основные пути и условия совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательного учреждения МВД России.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны модель и организационная структура воспитательной деятельности, являющиеся основой процесса формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России, и определены критерии оценки их сформированности.

Практическая значимость определяется тем, что разработаны, экспериментально проверены и внедрены в практику воспитательного процесса организационно-методические рекомендации по формированию личностно-значимых качеств курсантов образовательного учреждения МВД России, а также Концепция воспитания курсантов образовательного учреждения МВД России, Кодекс чести курсанта образовательного учреждения МВД России, Положение о кураторах учебно-воспитательного процесса в учебных группах образовательного учреждения МВД России и Положение о совете курсантского коллектива.

Достоверность полученных результатов и выводов обеспечены методологией исследования, адекватной целям, предмету и задачам исследованиявзаимодополняемостью и непротиворечивостью методов педагогических исследований, сочетанием теоретического анализа и практической деятельности по исследуемой проблеме, репрезентативным объемом экспериментальной работы, использованием статистических методов при обработке результатов педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе Воронежского института МВД России и Академии правосудия РФ. Материалы исследования обсуждались на научных конференциях и методологических семинарах в Воронежском институте МВД России, в Рязанском институте права и экономики, на заседаниях кафедры педагогики и лаборатории проблем личностно ориентированного образования ВГПУ, на лекциях для учителей города и области в системе повышения квалификации. Результаты исследования изложены в публикациях, выводы исследования используются в учебно-воспитательном процессе Академии правосудия РФ, ВИ МВД России, ВГПУ, ВГТУ, ВГУ, в школах города, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 работ, из них 6 работ без соавторов. В работах, опубликованных в соавторстве, лично соискателем предложены: в [166]- предложена организационная структура воспитательной деятельности, в [167]- структурно-динамическая модель воспитательной деятельности, в [176]- рассмотрена причинная обусловленность конфликтов в коллективах и их профилактика и предупреждение.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем 209 страниц, 14 таблиц, 5 рисунков.

Список литературы

включает 263 наименования.

ВЫВОДЫ.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс организационно-методической структуры подготовки курсантов к воспитательной деятельности на основе разработанной модели и развития форм и методов воспитательных воздействий, согласованность планирования и организации, систематичность контроля, анализа результатов и корректирования процесса обучения и воспитания будущих офицеров в значительной степени повысило уровень сформированности личностно-значимых качеств курсантов института.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить основные пути совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств. Ведущими условиями формирования личностно-значимых качеств курсантов являются:

— углубления теоретической подготовки командного и преподавательского состава как воспитателей, формирование у них педагогического оптимизма, уважения к воспитуемым, понимания его душевного состояния, повышения уровня педагогической культуры и воспитательного мастерства;

— соединение научно-творческих положений педагогики с передовым опытом офицеров-воспитателейобеспечение единства их слова и дела;

Осуществлена коррекция содержания учебных дисциплин и факультативных занятий по вопросам формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательного учреждения.

В целом, анализ результатов внедрения экспериментальной системы позволил сделать вывод о том, что благодаря настойчивой работе командного и преподавательского состава и самих курсантов повысилась эффективность формирования личностно-значимых качеств, оптимизировалась подготовка выпускников к предстоящей служебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование личностно-значимых качеств сотрудников правоохранительных органов является важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений МВД России. При этом в основу диссертационного исследования легли положения о том, что процесс подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов не может быть правильно понят и научно объяснен в отрыве от воспитания как системного и процессуального педагогического явления.

Выявлено, что для правоохранительной сферы важнейшими личностно-значимыми качествами сотрудников правоохранительных органов являются:

— нетерпимость к преступлениям и правонарушениям;

— уважение прав человека, его свободы, чести, достоинства;

— грамотное толкование и применение действующего законодательства;

— высокие деловые и моральные качества в вопросах несения службы по охране общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности и безопасности граждан.

В силу этого определены гуманистические ценности воспитания — это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы гуманизма, запечатленные в облике гуманного человека (гуманной личности), межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. При этом определено, что гуманная личность — это такой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, культуры, духовности, нравственности, жиз-нетворчества и т. д., а также в их взаимообусловленности.

Таким образом, гуманистическая ориентация выделяет соответствующие понятия, опираясь на которые необходимо осуществить построение «модели» воспитания, дающей, в свою очередь, возможность личности самостоятельно подходить к выбору тех ориентиров, которые определяют процесс воспитания в гуманистической парадигме.

В процессе соединения теоретических основ и опыта практической деятельности разработана структурно-динамическая модель воспитательной деятельности как целенаправленного педагогического процесса по формированию знаний, умений и навыков, развитию личностно-значимых качеств курсантов, необходимых для позитивной деятельности на благо укрепления конституционного порядка в стране, её территориальной целостности.

В ходе исследования были выработаны критерии оценки готовности командного и преподавательского состава образовательных учреждений МВД России к воспитательной деятельности, а также критерии и уровни сформированное&tradeличностно-значимых качеств будущих офицеров правоохранительных органов.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс организационной структуры подготовки курсантов к воспитательной деятельности на основе разработанной модели и развития форм и методов воспитательных воздействий, согласованность планирования и организации, систематичность контроля, анализа результатов и корректирования процесса обучения и воспитания будущих офицеров в значительной степени повысило уровень сформированности личностно-значимых качеств курсантов.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить основные пути совершенствования процесса формирования личностно-значимых качеств. Ведущими условиями формирования личностно-значимых качеств курсантов являются:

— углубление теоретической подготовки командного и преподавательского состава как воспитателей, формирование у них педагогического оптимизма, уважения к воспитуемым, понимания их душевного состояния, повышения уровня педагогической культуры и воспитательного мастерства;

— соединение научно-творческих положений педагогики с передовым опытом офицеров-воспитателейобеспечение единства их слова и дела;

— внедрение в воспитательный процесс разработанных в ходе исследования:

Концепции воспитания курсантов образовательного учреждения МВД России;

Кодекса чести курсанта образовательного учреждения МВД России;

Положения о кураторах учебно-воспитательного процесса в учебных группах образовательного учреждения МВД России;

Положения о совете курсантского коллектива.

Осуществлена коррекция содержания учебных дисциплин и факультативных занятий по вопросам формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России.

Для решения задач по формированию личностно-значимых качеств курсантов в ходе формирующего эксперимента была разработана и апробирована на практике система мероприятий, направленных на вооружение вузовских воспитателей знаниями по сущности процесса воспитания.

Осуществлена коррекция содержания учебных дисциплин и факультативных занятий по вопросам формирования личностно-значимых качеств курсантов образовательных учреждений.

В целом, анализ результатов внедрения экспериментальной системы позволил сделать вывод о том, что благодаря настойчивой работе командного и преподавательского состава и самих курсантов повысилась эффективность формирования личностно-значимых качеств курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон РФ «Об образовании» / В редакции федерального закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ. Бюллетень Госкомвуза. 1996. -№ 2.
  3. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ. Бюллетень Госкомвуза. -1996. -№ Ю.
  4. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N16, ст. 2−3-4.
  5. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы. Утверждена приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574.
  6. О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в ОВД и ВВ МВД РФ: Приказ МВД РФ от 2.08.96 г., № 426.
  7. Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Приказ МВД России от 10.12.96 г. № 651.
  8. О дополнительных мерах по укреплению служебной и воинской дисциплины в ОВД и ВВ МВД России: Приказ МВД РФ от 29.10 97 г. № 715.
  9. Об утверждении Программы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД РФ на весь период обучения: Приказ МВД России от 09.04.97 г. № 215.
  10. О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД РФ: Приказ МВД России от 25.09.00 г. № 995.
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 2005 годы»: Постановление правительства РФ от 16.02.01 г. № 122 // Российская газета. — 2001. — 12 марта.
  12. О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Приказ МВД РФ от 20.03.96 г. № 145.
  13. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России. М.: МВД РФ, ГУК. — 1997. — 97 с.
  14. Об утверждении Программы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения: Приказ МВД России от 25.05.99 г. № 391.
  15. Об организации общественно-государственной подготовки сотрудников ОВД: Приказ МВД России от 26. 07. 99 г. № 548.
  16. О мерах по совершенствованию воспитательной работы в ОВД РФ: Приказ МВД России от 25.09.00. г. № 995.
  17. Ю.П. Искусство воспитания. М., 1985.
  18. Н.П. Организационно-педагогические основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1970.
  19. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы.- М.: ВПА, 1980.
  20. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990. tst
  21. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995.
  22. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1.- Казань, 1996- Кн. 2.- Казань, 1998.
  23. А педагогом быть обязан.- М.: Воениздат, 1990.
  24. И. С. Ценности и воспитание // Педагогика. № 4, 1999. -С. 118−119.
  25. А.Г. Психология индивидуальности.- М.: Изд-во МГУ, 1986.
  26. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1993.
  27. Ю.К. Избранные педагогические труды.- М., 1989.
  28. А.В., Давыдов В. П. и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии,— М.: ВПА, 1987.
  29. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и методические вопросы разработки профессиограмм выпускников академии.- М.: ВПА, 1982.
  30. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы.- М.: ВПА, 1985.
  31. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры.- М.: ВПА, 1980.
  32. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура офицера." М.: Воениздат, 1985.
  33. З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методические материалы.- М., 1998.
  34. В.К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1980.
  35. Н. А. Судьба России: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКС-МО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 1999. — 736 с.
  36. Н. А. Опыт эсхатологической метафизики // Философия свободного духа. М., 1994.
  37. Н. А. О назначении человека. М., 1993.
  38. Н. А. Смысл истории. М., 1990. — С. 40.
  39. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Перев. С англ. А. И. Федоров- Худож. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 528 с.
  40. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.
  41. .П. Структура процесса воспитания: методологический аспект.-Каунас, 1984.
  42. .П. Введение в философию воспитания.- М., 1996.
  43. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. N4, 1995. -с. 30.
  44. Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. Ч. I. -Ростов н/Д., 1993. С. 11−42.
  45. Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д., 1997. -28с.
  46. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  47. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. -Ростов н/Д., 1997. С. 6−21.
  48. Л.И. Проблемы формирования личности.- М., 1995.
  49. В.Ф. Социологическое сопровождение воспитательного процесса военнослужащих.- М.: ВУ, 2000.
  50. А.Д. Организация методики педагогических исследований.- М., 1981. Ф
  51. M. В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. Педагогика. 1996. N3. С. 72−75.
  52. A.JI. Взгляд на обязанности и дух военного звания. СПб., 1836
  53. П.П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка. 2-е изд., испр, — М., 1918.
  54. Будущему учителю о проблемах педагогики.- Волгоград, 1995.
  55. М. А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы (Учебное пособие). -М.: МГПИ, 1985. -148с.
  56. М. А. Гуманное отношение основной элемент педагогики со-трудничества/ЛТроблемы обучения и воспитания: теория и практика. Липецк.1995. С. 15.
  57. В.И. Военно-педагогическая этика и соврешенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1983.
  58. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы- современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах.- М.: ВУ, 1996.
  59. И.М. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов высших военно-морских училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Л., 1970.
  60. Военная педагогика: Учебное пособие/ Под общей ред. А.В. Бара-банщикова.- М.: ВПА, 1980.
  61. Военная педагогика/ Под. ред. В. Н. Герасимова.- М.: ВУ, 1999.
  62. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации/ Под ред. И. А. Лйпского.- М.: ВУ, 1995.
  63. Воспитательная работа в Вооруженных Силах: состояние и перспективы развития.- М.: ГАВС, 1995.
  64. Воспитательная работа: опыт, организация, методика/ Выпуск 1.-М.: ГУВРВСРФ, 1998.
  65. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 172 с. — С. 22.
  66. JI. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. -М., 1983. Т. 3.
  67. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Но вые ценности образования. Вып. 2. -М., 1995. -103с.
  68. О. С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. -М., 1990.
  69. О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. Новые ценности образования. Вып. 2. -М., 1995. -103с.
  70. К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании.- М., 1938.
  71. В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995.
  72. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск): Автореф. дис. доктора пед. наук.- М., 1996.
  73. С.И. Основы педагогики.- М., 1995.
  74. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.-М.: Педагогика, 1989.
  75. Н.К. Педагогическая диагностика и прогнозирование воспитательного процесса.- Д., 1986.
  76. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — М., 1972.
  77. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе.- М.: ВПА, 1990.
  78. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе.- М.: ВПА, 1983.13 f
  79. Э. Ф. В. В. Розанов. Жизнь и творчество / Розанов В. В. Уединенное: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. — С. 799−800.
  80. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск, 1997
  81. Э. Первая философия. Буффало, 1955.
  82. . А. Маслоу. Мотивация и личность. Нью- Йорк. 1970. В кн. Курс практической психологии. Составитель Р. Р. Кашапов. -Ижевск, 1995
  83. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т М., 1979
  84. А. Я. Гуманизация педагогики // Личностно ориентированное образование в контексте культуры. Известия ЮО РАО. Выпуск И. Рос-тов-н/Д: ООО ИЦ «Булат», 2000. — 234 с. — С. 53−58.
  85. В.П. Воспитание курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в процессе обучения.- М.: ВПА, 1975.
  86. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1977.
  87. В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования. В 2-х частях.- М.: Академия ФСБ, 1997.
  88. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения.- М.: ВПА, 1983.
  89. В.М. Совершенствование процесса военно-педагогической подготовки слушателей офицерских курсов (по опыту Сухопутных войск): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1989.
  90. Дурай-Новикова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1983.
  91. Дж. Мое педагогическое кредо.- Львов, 1933.
  92. Н.М. Методика воспитательной работы по формированию профессионально значимых качеств слушателей старших курсов ВВШ МВД России / Вестник ВВШ МВД России № 1.1998. с. 163−165
  93. А. Ю. Педагогическая поддержка личности в системе вузовского образования МВД России: Монография. Воронеж: ЦЧКИ, 1999. -145 с.-С. 17.
  94. А. Ю., Дудкина Е. И. Педагогическая поддержка нравственных ориентаций и личностных профессионально-значимых качеств курсантов и слушателей ВУЗов МВД России: Учебное пособие. Воронеж: ВИ МВД РФ, 2002.- 132 с.
  95. А. Ю. Ценностная специфика философских оснований воспитания личности в российском гуманистическом образовании // Известия ВГПУ. Т. 250. Личностно ориентированное образование: история, теория практика. Воронеж 2000. — С. 19−27.
  96. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М., 1989.
  97. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.- Тюмень, 1995.
  98. JI. Э. Педагогика: исторические портреты. Учебное пособие. Воронеж, 1997. — 128 с.
  99. В. В. О мнимом материализме русской философии. -Мюнхен, 1956.
  100. В.Г. Исследование путей повышения воспитательных возможностей коллектива слушателей высшего военного учебного заведения.-М.: ВПА, 1979.
  101. В. П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5.-С. 8.1S?
  102. И.А. Педагогическая психология.- М., 1999.
  103. П.М. Психология воспитания.- М.: Высшая школа, 1991.
  104. Н. В. Ценность и ценностные ориентации // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995. — 112 с. — С. 108−109.
  105. B.C. Формирование личности школьника.- М., 1984.
  106. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1991.
  107. Известия Российской академии образования. № 3, 1999. С. 17.
  108. И.А. Осопротивлении злу силою // Отечеств, филос. мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестомат. сб.М., 1995
  109. Н. В. Ценностные ориентации // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С. 108.
  110. История педагогики.- М.: Просвещение, 1982.
  111. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А. И. Пискунова. М. :ТЦ «Сфера», 1997. — С. 170.
  112. И. Соч.: В 6-ти тт. Т. 5. — М., 1964−1966, — С. 464−469.
  113. О.А. Педагогика как любовь.- М., 1996.
  114. А.С. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1994.
  115. А.И. Педагогический практикум (тренировка способностей зрительного восприятия информации и принятия педагогических решений).-Новосибирск: НВВКУ МВД СССР, 1991.
  116. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М., 1990.
  117. П.Ф. История русской педагогики. С-Пб., 1999.
  118. В.П. Педагогическая коррекция. Книга для родителей.-М.: Просвещение, 1992. т
  119. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России: Автореф. дис.. докт. пед. наук.- СПб., 1998.
  120. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1981.
  121. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ввузов на основе комплексного подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1994.
  122. И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. Спб.: СПГУПИ, 1994.
  123. А. И., Тонких В. А. Личность: идеалы и ценности (социально-психологический аспект. -Воронеж: Издательско-полиграфический цетр ВГПУ, 1997.-134с.
  124. И. Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. -Ростов н/Д., 1997. -144с.
  125. И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педаго гики. Ростов н/Дону. РГПУ. 1994. С. 36.
  126. И. Б. Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания современной педагогики. -Ростов н/Д.: РПГУ, 1997. -80с.
  127. И. Б., Петровский А. В., Шиянов Е. Н. Введение в педагоги ку//Педагогика, 1994. N2. С. 43−50.
  128. В.М., Подлужный В. И., Свиридов В. А. Возрождение духовных основ воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации // Науч.-метод. сб.М., 2001 № 50.
  129. В.М., Подлужный В. И., Свиридов В. А., Синева А. А. Духовные основы воспитания курсантов // Высшее образование в России. 2002. № 2
  130. И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле пед. дисциплин. Л. 1991. С. 18 163.
  131. И. А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. Спб.: СПГУПИ, 1994.
  132. С.М. Воспитание и самовоспитание.- М., 1986.
  133. В.З. Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академий: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1989.
  134. Ю.А. Воспитательное мероприятие: состав, структура, анализ.- Магнитогорск, 1979.
  135. Концепция воспитания учащейся молодежи.- Педагогика № 3 4,1992.
  136. В.М. Введение в педагогику.- М., 1999.
  137. А.И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе.-Ярославль, 1994.
  138. Краткий курс лекций по социальной педагогике / Под общей ред. П. Н. Городова.- М.: ВУ, 1996.
  139. Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1973.
  140. В.В. Методология педагогического исследования.- Самара, 1994.
  141. В.В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных ввузов ВВС: Автореф. дис.. доктора пед. наук.- М., 1988.
  142. С. В., Шабунин JI. В. Личностные ценности профессиональной самоорганизации / Личностно ориентированная педагогика: Научно-методический сборник. Выпуск III / Под ред. В. И. Лещинского и А. Ю. Ефремова. Воронеж: ЦЧКИ, 1999. 112 с. — С. 55.
  143. С. В. Личностно ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация. Ростов н/Дону, 1995
  144. В. И., Лаврикова Т. В., Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. Учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 1999. — 278 с.
  145. Латино-русский словарь / Сост. Дворецкий И. X. М., 1972. С. 482.
  146. Г. И. Цель и способы воспитания.- М.: Педагогика, 1990.
  147. Е.Л. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов высших военных командных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Казань, 1997.
  148. И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. Изд. 2-е, перераб и доп. М.: Высшая школа, 1979.
  149. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 1975.
  150. .Т. Педагогика: Курс лекций. 2-е изд.- М., 1997.
  151. О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1997.
  152. Личностно ориентированная педагогика: Научно методический сборник. Вып. 3. — Воронеж: ЦЧКИ, 1999. — С. 5.
  153. . Ф. О путях развития психологии // Вопр. психологии, 1978.-№ 5.- С. 40.
  154. А.А. Социальная педагогика: Альбом схем.- М.: ВУ, 2000.
  155. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1991.
  156. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  157. А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. Спб.: Евразия, 1999. — 432 с.
  158. М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. филос., 1990. № Ю.-С. 3−18.
  159. А.С. Книга для родителей.- М.: Педагогика, 1988.
  160. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Цель воспитания.- Соч. 1984, т. 5.
  161. В.Ф. Педагогика сотрудничества.- М., 1999.
  162. В.М. Организационная структура воспитательной деятельности. Статья. Вестник Военного института радиоэлектроники. Вып. № 2.-Воронеж: ВИРЭ, 2003.
  163. В.М., Еременко В. Д. Организационная структура духовно-нравственного формирования личности курсантов. Деп. ЦСИФ МО РФ, № Б 5579 от 30.01.2004 г. Сб. реф.деп.рук. Серия Б. Вып. 66.- М: ЦВНИ МО РФ, 2004.
  164. В.М., Еременко В. Д. Модель воспитательной деятельности. Деп. ЦСИФ МО РФ, № Б 5580 от 30.01.2004 г. Сб. реф.деп.рук. Серия Б. Вып. 66.- М: ЦВНИ МО РФ, 2004.
  165. В.М. Ценностная специфика воспитания личности в современном образовании.// Сборник научных трудов аспирантов и преподавателей кафедры педагогики ВГПУ.- Воронеж: ВГПУ, 2003.
  166. В.М. Ценностная специфика личностно-значимых качеств преподавателя юридических ВУЗов. // Материалы региональной научнопрактической конференции «Профессиональная подготовка преподавателей ВУЗов». — Воронеж: ВГУ, 2003.
  167. В.М., Новосельцев В. И. Конфликтология, Учебное пособие.- Воронеж: Российсуая академия правосудия (Центральный филиал), 2004.-290 с.
  168. В. А. Н. А. Бердяев: воспитательный идеал и реальный человек / Педагогика, 1993. № 1. С. 90.
  169. Методика воспитательной работы.-М.: Просвещение, 1989.
  170. Методология и методика исследования проблем профессиональной подготовки военных кадров. Учебно-методическое пособие.- М.: ВУ, 2000.
  171. Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта: Дис. В виде научного доклада на соискание ученой степени доктора пед наук.- М., 1997.
  172. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методы.- М.: Просвещение, 1981.
  173. И.П. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ различных курсов обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1981.
  174. А.Х. Развитие системы воспитания личного состава частей военно-космических сил: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1995.
  175. А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997.
  176. А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. Вып. 6. -М.: Инноватор, 1996. С. 51−55.
  177. Наставление для образования воспитанников военно-учебныз заведений. СПб., 1849.
  178. Новые ценности образования, сб. N6 // Под ред. Н. Б. Крыловой. -М.: Инноватор, 1996. -196с. С. 7. сЬоЗ
  179. A.M. Как работать над диссертацией.- М., 1996.
  180. В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах вузов РВСН): Автореф. дис.. доктора пед. наук.-М., 1999.
  181. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: изд. РГПУ, 1995.-216с.-С. 4.
  182. О долге и чести воинской в Российской армии.- М.: Воениздат, 1990.
  183. А.Н. Образование и воспитание // Избранные педагогические сочинения.-М., 1985.
  184. А. С. Особенности научно-понятийного аппарата личностно ориентированного образования в начальной школе // Личностно ориентированная педагогика в начальной школе. Научно-методический сборник. Воронеж, 1997.-С. 86−87.
  185. М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность.- М.: Высшая школа, 1980.
  186. А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. -Ростов-на-Дону, 1993.
  187. В. А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992. -223 с.
  188. А.К. Особенности мотивации слушателей ВУЗов МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и пути ее коррекции. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Малаховка. 1997.
  189. Педагогика. № 5−6, 1992. С. 82, 83.
  190. Педагогика и психология высшей школы.- Ростов-на-Дону, 1998.
  191. Педагогика (Под ред. П.И. Пидкасистого).- М., 1996.
  192. Педагогика (Под ред. Ю.К. Бабанского).- М., 1983.
  193. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986.
  194. Г. А. Совершенствуем систему воспитания.- М., 1989.
  195. И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.
  196. Я.В. Личность и коллектив. Психология военного управления.- М.: Воениздат, 1989.
  197. Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полку.- М.: ВПА, 1980.
  198. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания, — М., 1984.
  199. Программа воспитательной работы.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
  200. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся (Человек. Личность. Гражданин), — Минск, 1995.
  201. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- Воронеж, 1996.
  202. Психология и педагогика высшей военной школы, — М.: Воениздат, 1989.
  203. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Учебник. В 2 частях.- М.: ВУ, 1998.
  204. Н. И. Избр. пед. соч. М., 1985. — С. 45−46.
  205. Е. Б. Современное м1роздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6.-С. 101.
  206. Д. Я. Теории личности в западно- европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1996. — С. 417.
  207. В. В. Уединенное: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.-912 с.
  208. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994. 480с. dof
  209. . Ж. Эмиль, или о воспитании. Педагогическое наследие.: М. 1989.-С. 250.
  210. Рубинштейн С. J1. Бытие и сознание. — М., 1957. — С. 263.
  211. С. JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. филос. 1989. N4.
  212. Ф.Д. Педагогические основы военно-профессионального воспитания курсантов ввузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1991.
  213. И.П. НОТ учителя.- М., 1989.
  214. Л.И. Теория самовоспитания.- М.: МГУ, 1973.
  215. С.Ф. Особенности и роль педагогической техники в повышении эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях МВД / Научно-практическая конференция BBIII МВД России.- Воронеж: ВВШ МВД РФ, 1997.- с. 61−62.
  216. Ю.В. Педагогические аспекты комплексного подхода к воспитанию курсантов в работе циклов средних специальных учебных заведений МВД РФ. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва 1992.
  217. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград.: Перемена, 1994. — 152 с. — С. 2.
  218. В. В. Образование и личность. Теория и практика премирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  219. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы.- М., 1990.
  220. М.Н. Методология и методика педагогических исследований." М., 1986.
  221. В.А. и др. Педагогика.- М., 1997.
  222. В.А., Мажар П. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности, — М., 1991.
  223. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.- М., 1997.
  224. В. А. Содержание и результат воспитания // Уч. пособие «Педагогика» // Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988.
  225. С.П. Педагогика для всех.- М., 1987.
  226. В. С. Оправдание добра. СПб. 1897 г.
  227. В. С. Собр. соч. в Ют. Т. 3. 2-е изд. Спб., 1911−1914. Т. 3. -С. 120.
  228. B.C. Оправдание добра. Смысл войны // Отечеств, филос. мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестомат. сб. М., 1995.
  229. JI. Н. Аксиология / Русская философия. М.: Республика, 1995.-С. 9.
  230. Н.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений внутренних войск МВД России: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2001.
  231. В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1975.
  232. А. М. Психологические основы изучения и формирования личности специалиста органов внутренних дел в учебно-воспитательном процессе. // Педагогическая психология: Учебн. кн. -М: Акад. МВД РФ. 1993. -с. 18−19.
  233. А. Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М., 1991.
  234. Уваров JLH. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий.- Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1982.
  235. Управление процессом нравственного воспитания / Под ред. Рувин-ского Л.И.- М.: МГУ, 1979.
  236. К. Д. Собр. соч.: В 11-ти т. Т. 2. М., 1948−1952. — С.161.
  237. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии, (т. 5) // Собр. Соч. в 6 т.- М., 1990.
  238. В. А. Публицист с душою метафизика и мистика // Розанов В. В.: pro et contra. Кн. 1. Спб., 1995. С. 15.
  239. Е.С. Комплексный подход в воспитании слушателей и курсантов военно-учебных заведений.- М.: ВПА, 1977.
  240. Г. Н. Воспитание личности школьника.- М., 1985.248. 114 Философский энцеклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 1997.-С. 423.
  241. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 626.
  242. Философский энцеклопедический словарь. М.: ИНФА-М, 1997. -С. 507.
  243. И.Ф. Педагогика.- М., 1997.
  244. А.Г. Социология воспитания,— М.: Политиздат, 1990.
  245. К. С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И. Б. Грин-шпун. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с. — С. 217−224.
  246. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М., 1988.
  247. С.Т. Избранные педагогические сочинения.- М., 1980.
  248. Н.Е. Диагностика воспитанности.- М., 1994.
  249. Ф. О грации и достоинстве. Собр. соч. в 4 т. Спб., 1902.
  250. Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь, 1991.
  251. Е. Н. Гуманистические принципы построения и функционирования педагогической системы пед. вуза// Педагогические системы в школе и вузе: Технология и управление: Тезисы докл. научн. конф. 25−28 мая 1993 г. Ч. 1. Волгоград, 1993. С. 21−36.
  252. В.А. Педагогическая психология.- С-Пб., 1998.
  253. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
  254. И. С. Личностно ориентированное образование // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995.-113с.м
  255. С. G. (1968). Analitical psychology: Its theory and practice (The Tavistock Lectures). New York: Pantheon.
Заполнить форму текущей работой