Применение гидроцилиндров с гибким штоком для монтажа оборудования нагорных карьеров: на примере Боснийского месторождения доломитов
Подобные проблемы характерны при разработке месторождений открытым способом на глубоких и нагорных карьерах. Доставка оборудования в сборе по кратчайшему пути часто бывает более эффективной, чем его демонтаж и доставка узлами по карьерным дорогам к местам производства капитального ремонта. Подобные ситуации встречаются также при выполнении монтажных работ, когда сборочные единицы горной техники… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и задачи диссертации
- 1. 1. Средства транспорта на глубоких карьерах
- 1. 2. Клетевые автоподъемники
- 1. 3. Проблемы и перспективы разработки Боснийского месторождения
- 1. 4. Задачи диссертации
- 2. Динамика перемещения горных машин с гидроприводом
- 2. 1. Вынесенный механизм подачи
- 2. 1. 1. Общая характеристика
- 2. 1. 2. Перемещение грузов по слабонаклонным трассам
- 2. 1. 3. Физическое моделирование процессов движения машин с упругим тяговым органом
- 2. 2. Встроенный механизм подачи
- 2. 3. Сравнительная оценка механизмов подачи
- 2. 4. Выводы
- 2. 1. Вынесенный механизм подачи
- 3. Анализ особенностей динамики движения машин на крутонаклонных подъемниках
- 3. 1. Перемещение горных машин гибким тяговым органом
- 3. 2. Способы получения мягких характеристик гидравлического силового механизма 54 3.2.1 Введение искусственной утечки 54 3.2.2. Применение гидравлического аккумулятора
- 3. 3. Исследование влияния искусственной утечки на динамику перемещения: грузов
- 3. 4. Использование гидроаккумуляторов для гашения колебаний усилий в тяговом органе
- 3. 5. Синтез ходовой части крутонаклонных подъемников
- 3. 6. Подъемные установки со шкивами трения без хвостовых канатов 74 3.7. Выводы
- 4. Совершенствование средств монтажа оборудования при разработке Боснийского месторождения доломитов
- 4. 1. Проблемы разработки месторождения
- 4. 2. Варианты транспортных систем нагорных карьеров
- 4. 3. Сравнительная оценка систем транспорта по обобщенным показателям
- 4. 4. Разработка и внедрение силовых гидроцилиндров с гибким штоком
- 4. 5. Выводы
Применение гидроцилиндров с гибким штоком для монтажа оборудования нагорных карьеров: на примере Боснийского месторождения доломитов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Для перемещения штучных грузов по горным выработкам в шахтах и на рудниках, а также по бермам и откосам на карьерах, нашли широкое применение канатные устройства в виде транспортных и монтажных лебедок. Однако, как показывает практика, мощность их приводов, а также ограниченные навивочные размеры барабанов не позволяют осуществлять транспортировку габаритных и массивных элементов горных машин методом их волочения. К таким элементам относится подземное оборудование шахт, органы навивки, копры. Например, это имеет место при строительстве или реконструкции объектов рудничного подъема и использовании прогрессивного метода монтажа способом надвига. При такой технологии предварительно выполняется комплектация и сборка сооружения или машины на специальной монтажной площадке, а затем в готовом виде они перемещаются методом волочения по почве или по специальным направляющим на место постоянной эксплуатации.
Подобные проблемы характерны при разработке месторождений открытым способом на глубоких и нагорных карьерах. Доставка оборудования в сборе по кратчайшему пути часто бывает более эффективной, чем его демонтаж и доставка узлами по карьерным дорогам к местам производства капитального ремонта. Подобные ситуации встречаются также при выполнении монтажных работ, когда сборочные единицы горной техники доставляются на рабочие площадки карьеров с применением волокуш, саней, салазок или других приспособлений.
Для выполнения таких задач в управлении «Спецшахтомонтаж» ПО «Карагандауголь» были разработаны, изготовлены, апробированы и достаточно широко внедрены в практику горного производства оригинальные механизмы в виде силовых гидроцилиндров с гибкими тяговыми органами, ВПО «Лицензинторг» санкционировало поставку фирме «Айкхоф» (ФРГ) гидроцилиндров с гибким штоком в соответствии с лицензионным соглашением. Силовые гидроцилиндры с гибкими тяговыми органами запатентованы в 11 странах мира, среди которых США, Великобритания, Япония, ФРГ, Швеция, Канада и др., а способ уплотнения длинномерных пористых тел и гидроцилиндр в 8 странах, среди которых Франция, Италия, Финляндия, Австралия и др.
Диссертация посвящается совершенствованию приводов на базе силовых гидроцилиндров с гибким штоком для выполнения монтажных работ технологического оборудования нагорных карьеров с применением этого типа устройств.
Целью работы является обоснование возможности эффективного применения силовых гидроцилиндров с гибким штоком для доставки тяжелого горного оборудования на рабочие площадки нагорных карьеров.
Основная идея заключается в использовании для перемещения массивного шахтного и карьерного оборудования волоком по почве выработок встроенных или вынесенных силовых гидроцилиндров, обладающих высокими удельными тяговыми характеристиками мягкого типа.
Научные положения, выносимые на защиту:
— гидроцилиндры с гибким штоком минимизируют динамику тяговых органов при монтажно-транспортных операциях шахтного оборудования при перемещении его волоком по почве выработок или склонам гор за счет создания искусственной мягкости характеристик привода;
— применение метода базисной точки при фазовом исследовании процесса перемещения грузов позволяет установить, что демпфирующее действие газожидкостного аккумулятора наиболее эффективно выполняется в фазе его зарядки и эквивалентно по этому признаку системе привода с искусственной уточкой;
— использование гидропривода с гибким штоком при создании машин и устройств для нагорных карьеров прогнозирует разработку оборудования с максимальными удельными тяговыми характеристиками при минимальной материалоемкости.
Методы исследования: обобщение и анализ литературных источников по опыту эксплуатации карьерного оборудования и объемного гидропривода, математическое и физическое моделирование, технические расчеты и опытно-промышленная проверка функционирования гидроцилиндров с гибким штоком и системой дроссельного регулирования.
Практическая ценность диссертации подтверждается получением 5 авторских свидетельств на изобретения в СССР и РФ, 19 зарубежными патентами в развитых индустриальных странах Европы, Азии, Австралии и Америки, лицензионным соглашением с фирмой «Айкхоф» (ФРГ) на поставку силовых гидроцилиндров с гибким штоком и их широким применением ПО «Карагандауголь» для монтажа шахтного оборудования.
Научная ценность работы характеризуется установлением закономерностей перемещения грузов на шахтах и карьерах волоком при их доставке к местам работы или ремонтаопределением параметров конструктивных средств гашения динамических колебаний в гибких тяговых органах на базе гидравлических аккумуляторов и дроссельных устройствобоснованием метода сравнения технологических и транспортных систем на основе относительных показателей, а также применением метода базовой точки при анализе и оптимизации параметров систем.
Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются сходимостью теоретических расчетов с результатами лабораторных и опытно-промышленных испытаний, а также тенденциями развития современных средств карьерного оборудования.
Реализация и апробация работы. Результаты исследований нашли применение при скоростном методе монтажа механизированных крепей на шахте имени Костенко в Карагандинском угольном бассейне, при разработке технических условий ТУ 12.25. 0034−85 на выпуск гидроцилиндров с гибким штоком, при создании монтажного крана для сборки секций механизированной крепи «Пиома», надвижке копра на шахте Абайская. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на Всесоюзной конференции «Проблемы разработки мощных угольных пластов» (г. Караганда, 1984), региональной научно-практической конференции «Молодые ученые и специали-сты-ускорению научно-технического прогресса» (г. Караганда, 1985), научно-технической конференции СКГМИ (г. Владикавказ 5 2006), на кафедрах «Технологические машины и оборудование» и «Детали машин» СКГМИ и техсовете карьероуправления «Кавдоломит» (г. Владикавказ, 2006).
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 13 работ, из них 5 авторских свидетельств на изобретения и 5 статей в рецензируемых научных журналах РФ.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав и заключения, изложенных на 125 страницах машинописного текста, содержит 45 рисунков, список использованных источников из 90 наименований и имеет 5 приложений на 10 станицах.
4.5 Выводы.
1. Снижение производственной мощности Боснийского карьера является следствием перехода промышленности на рыночные отношения и связано с ростом стоимости железнодорожных перевозок доломита.
2. Выемка запасов нижнего участка месторождения требует восстановления горных работ на верхнем участке и выбора параметров бульдозерию-взрывной подвалки с использованием имеющихся рудоскатов.
3 Сравнительная оценка систем транспорта по обобщенным показателям позволяет выполнить предпроектные работы с минимальными затратами.
4. Эффективность применения силовых гидроцилиндров с гибким штоком для монтажно-транспортных операций по А.с. № 1 405 693 и А.с. № 1 368 249 позволяет рассчитывать на их использование при монтаже оборудования на верхних участках нагорных карьеров.
5. Наиболее перспективным и привлекательным является разработка машин и устройств на базе А.с. № 1 059 169 для выемки и транспортировки доломитов месторождения.
6. Подъемное устройство по А.с. № 1 205 475 с двумя транспортными тележками позволяет при сохранении рабочего давления увеличить его грузоподъемность и использоваться при исчерпании возможностей подъемников одноконцевого типа.
7. Для выполнения монтажных работ непосредственно на рабочей площадке карьера или в его основании может быть применен гидропривод тележки мостового крана по А.с. № 1 116 668.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Диссертация является законченной научно-квалификационной работой, в которой дано решение актуальной научно-практической задачи повышения эффективности монтажа технологического оборудования на верхних участках нагорных карьеров за счет применения силовых гидроцилиндров с гибким штоком, имеющее существенное значение для горно-рудной промышленности Российской Федерации.
В результате выполненного исследования получены следующие научные выводы и практические рекомендации.
1 Циклическое перемещение грузов по горизонтальным и слабонаклонным выработкам методом волочения упругими тяговыми органами и силовыми гидроцилиндрами с гибким штоком однотипно как для вынесенного, так и для встроенного привода.
2. При перемещении грузов на санях, салазках или волокушах по крутонаклонным выработкам шахт, бермам и откосам карьеров с углом наклона трасс больше угла трения для материалов поверхностей скольжения динамические нагрузки в тяговых органах уменьшаются с ростом крутизны трассы и увеличиваются с ростом скорости перемещения поршневых блоков привода.
3. Уменьшение интенсивности подачи рабочей жидкости в гидроцилиндры с применением параллельно включенного дросселя позволяет интенсифицировать процесс демпфирования колебаний тяговых усилий, а применение управляемого дросселирования кроме того интенсифицирует и процесс пуска.
4. Установка газожидкостного аккумулятора в привод гидроцилиндра подачи интенсифицирует процесс демпфирования колебаний усилий в тяговых органах более эффективно при работе в фазе зарядки по сравнению с фазой разрядки аккумулятора, а также при росте давления газа его первичной зарядки и увеличении физического объема.
5. Увеличение собственной массы сосудов подъемных установок с противовесом и шкивами трения без применения хвостовых канатов расширяет область применения этой системы, которая за счет применения клетевых автоподъемников для спуска горной массы к основанию карьера с применением генераторного режима работы приводных электродвигателей повышает эффективность, экономичность и экологическую безопасность разработки доломитов Боснийского месторождения.
6. Использование относительных геометрических параметров сосудов крутонаклонных подъемников позволяет моделировать их устойчивость, оценивать предельную скорость перемещения, а также определять координаты центра тяжести и размер жесткой базы сосудов.
7. Экологическая безопасность разработки Боснийских доломитов может быть повышена за счет применения безвзрывной технологии с применением экскаваторов типа ЭКГ-5 В с активным ковшом, внутрикарьерного автотранспорта, капитального рудоспуска и модульных автоподъемников для выполнения вспомогательных, технологических и транспортно-монтажных операций.
8. Оценка экономической эффективности вариантов транспорта и технологических схем монтажа оборудования на карьерах может быть выполнена на основании обобщенных показателей технологической надежности систем и их удельной материалоемкости.
9. Для освоения добычи доломита на Боснийском месторождении и увеличения его производственной мощности без строительства тоннеля для вскрытия верхнего участка целесообразно было использовать модульные карьерные автоподъемники адаптивного типа со встроенным приводом по А.с. № 1 404 693 от собственного двигателя и подъемное устройство по А.с. № 1 368 249 для последующего монтажа тяжелого технологического оборудования.
10. Пакет А.с. №№ 1 116 668, 1 205 475 и 1 368 349 на модификации гидроцилиндров с гибким штоком расширяет возможности обеспечения мон-тажно-демонтажных работ как на рабочих площадках карьера, так и для перемещения грузов по его наклонным трассам в тележках.
Список литературы
- Васильев М.В. Современный карьерный транспорт.- М.: Госгортех-издат, 1.60, — 320 с.
- Транспорт на горных предприятиях / Б. А. Кузнецов, А. А. Ренгевич, В. Г. Шорин, Н. Я. Биличенко.-М.:Недра, 1969.-656с.
- Юдин А.В. Научно-технические основы создания перегрузочных систем комбинированного транспорта в глубоких карьерах: Дис.докт. техн. наук.- Свердловск, 1989.-325 с.
- Юдин А.В., Мальцев В. А. Эволюция перегрузочных комплексов на глубоких карьерах // Горный журнал.-2002.-№ 4.-С.41−44
- Сапаков Е. А., Кондров И. Д. Обоснование комбинации бестранспортной и циклично-поточной технологий разработки на угольном разрезе «Молодежный» // Горный журнал.-2005.-№ 11 .-С.63−65
- Кучерский Н.И., Мальгин О. Н. Сытенков В.Н. Ларионов Е. Д. и др. Эффективность проектируемого комплекса ЦПТ-руда с крутонаклонным конвейером для карьера «Мурунтау» // Горный журнал.-2005.-№ 11 .-С.59−63
- Логинов И.Г., Слепян В. И., Мальгин О. Н. Конструктивные особенности крутонаклонного конвейерного подъема скальных руд на карьере «Мурунтау» // Горный журнал.-2005.-№ 11.-С.63−65
- Григорьев В.Н., Дьяков В. А., Пухов Ю. С. Транспортные машины и комплексы подземных разраболток.-М.- Недра, 1976.399с
- ДанияровА.Н., Акашев З. Т., Тазабеков И. И. Компенсация избыточной деформации тяговых органов многоприводных пластинчатых конвейеров // Тезисы докл. 1 Всесоюзной конф. «Динамические процессы в горных машинах и стационарных установках». -Тбилиси.1989.-С.45
- Ю.Васильев М. В. Нетрадиционные виды транспорта для карьеров малой мощности //Горный журнал.-1987.-№ 4.-С.22−24
- П.Васильев М. В. Новый вид подъема горной массы из карьера // В кн. Шахтный и карьерный транспорт. Вып. 9.М.: Недра. 1984. -С 246−252
- Васильев М.В. Автомобильно-конвейерный транспорт и реконструкция горнорудных предприятий // В кн. Шахтный и карьерный транспорт. Вып 4. М.: Недра.-1978.-С. 277−285
- Ибатуллин Р.И., Макшуков Х. З. Опыт реконструкции Сибайского карьера//Горный журнал.-№ 1.- 1989.С. 15−18.
- Васильев М.В. Комбинированный транспорт на карьере. М.- Недра. 1975, — 360с.
- Проектирование и конструирование транспортных машин и комплексов. :Учебник для вузов под редакцией И. Г. Штокмана. — М.: Недра, 1986, — 392с.
- Белоцерковский A.M., Волков Ю. Н., Шашин А. Я. Механическое оборудование наклонного скипового подъема.-М.: Углетехиздат, 1954, — 104с.
- Потапов М.Г. Карьерный транспорт.- М.: Недра, 1980.- 264-с
- Потапов М.Г. Карьерный транспорт.- М.: Недра.-1985.- 239с.
- БаранниковН.М., Бельмач В. А. Стационарные установки карьеров-Издательство Красноярского университета. Красноярск, 1988 — 232с.
- М.В. Васильев. Перспективы транспорта на открытых и подземных разработках железных руд // В кн. Шахтный и карьерный транспорт. Вып 6 М.: Недра, 1980.-С.5−11
- Давыдов С .Я., Мальцев A.M. Контейнерный пневмотранспорт и его использование для перемещения насыпных грузов. МЦМ ССР ЦНИИЭиИ ЦМ. Москва.- 1981,48с.
- Николаев Ю.А. Транспортная проблема глубоких шахт и карьеров и пути её решения //Горный журнал.-№ 12.-1991.-С 48−50
- Буянов Ю.Д., Баринова Л. С., Буткевич Г. Р. Новый вид транспорта-струнная транспортная система- и перспективы его применения на горнодобывающих предприятиях промышленности строительных материалов // Горный журнал.- № 7.- 2002.С. 76−78
- Сисин А.Г., Белобров В. И., Файнблит М. А., Акишев А. Н. Эффективность автомобильно-клетевых подъемников АНК-120 на глубоких карьерах // Горный журнал.-1995.-№ 5.-С. 19−21
- Дремин А.И., Перепелицын А. И., Крутиков Н. Н., Бондарев B.C. и др. Подъемник для доставки груженых автосамосвалов со дна карьера на поверхность // Горный журнал.-1993 .-№ 7.-С.49−51
- Макеев А.Ю. Гравитационный транспорт на карьерах // Горный журнал.-2004.-№ 2.-С.63−6429.0садчий В. И. Подъем горной массы в контейнерах- перспективный путь решения транспортных проблем на глубоких карьерах // Горный жур-нал.-2004.-№ 10.-С.84−85
- Семенов Г. М. Комбинированный транспорт глубоких карьеров на основе контейнерных подъемников // Горный журнал.-2004.-№ 1 .-С 80−81
- Шарин В.В. Способ транспортирования на глубоких карьерах // Патент 2 046 951 RU Опубл. 27.10.1995.
- Потапов М.Т. Карьерный транспорт,— М.: Недра, 1972.- 264с
- Ильин С.А. Развитие гравитационного транспорта на нагорных карьерах // Горный журнал.-1996.-№ 7−8.-С.53−57
- Нгуен Тхан Туан Эффективная технология открытой разработки месторождения типа «гора-залежь» // Горный журнал .-1994.-№ 2&bdquo--С. 25−29
- Лазоватский Г. А. Эффективность использования породе- и рудо-скатов на открытых горных разработках // Горный журнал.-1991 .-№ 3.-С.15−19.
- Ржевский В.В. Технология и комплексная механизация открытых горных работ. М.: Недра, 1980. — 631 с.
- Карьерные рудоспуски / Ржевский А. В., Арсентьев А. И., Пермяков Р. С. и др. М.: Недра, 1969. — 208с
- Мкртчян Б.И., Петросян Ф. А., Мкртчан К. Б. Опыт эксплуатации карьерных рудоспусков в условиях Каджаранского месторождения. // Горный журнал. 1988. -№ 9. с. 42−43
- Каган Г. Ф. Теория и практика перепуска руды по глубоким рудоспускам.- Владикавказ. Терек. 1998, — 71с,
- Абегян И.Х., Мкртчян Б. И., Саргсян Э. С. и др. Повышение эффективности эксплуатации рудоспусков на нагорных карьерах. // Горный журнал. 1991. — № 3.-С. 19−21
- Царикаев В.К. Повышение экологической эффективности эксплуатации рудоспусков. Владикавказ, Терек 2001.- 175с
- Ильин С.А. Перепуск горной массы по крутому борту карьера // Горный журнал,-1991.- № 2.-С. 52−55
- Негруцкий С.Б. Гидроцилиндр с гибким штоком для механизации вспомогательных работ на шахтах: Автореферат дис. .канд. техн. наук.-Караганда, 1987.-24 с
- Панкевич Ю.Б., Хартман Г. Технологические схемы ведения горных работ при использовании комбайнов Wirtgen Surface Miner // Горный журнал.- 1995, — № в.- С 30−33
- Дзюба В.М., Панкевич Ю. Б. Результаты испытаний карьерного комбайна Wietgen 2600SM на магнезитовых месторождениях России // Горный журнал.- 1995, — № 6 .-С.34−36
- Панкевич Ю.Б., Хартман Г, Дженес П. Комбайновая выемка горных пород на карьерах Узбекистана // Там же с 39−41
- Супрун В.И., Панкевич Ю. Б. Исследование эксплуатационных параметров работы комбайна Wirtgen 3000SM на разрезе «Каражира» //Там же. С 37−38
- Итаров Ю.К., Кутузов Б. Н. Взрывная технология разработки нагорных месторождений крутыми слоями // Горный журнал. 1991. № 2. С.14−16
- Харебов Г. З. Разработка технологии отбойки горной массы в уступах повышенной высоты на нагорных карьерах кумулятивными зарядами. Автореферат дисс.к.т.н.- Владикавказ, 2004. -.20с.
- Итаров Ю.К., Климов Б. Г., Дзугкоев В. В., Хадонов Б. М. Особенности формирования бортов на горных карьерах. III Всесоюзный семинар «Проблемы разработки полезных ископаемых в условиях высокогорья». Часть II, Бишкек, 1991, С. 4−6
- Курленя М.В., Маттис А. Р., Бойко Г. Х. и др. Новый экскаватор Уралмашзавода //Горный журнал.- 1991.-№ 5.-С. 59−61
- Иофин C.JI. Совершенствование организации и управления исследованиями в горном производстве // Цветная металлургия. 1988. — № 5.- С. 1−4
- Недорезов И.А. Повышение производственного потенциала землеройных машин на основе новых рабочих органов. Автореферат дисс. д.т.и. ЦНИИС.-М. 1973
- Буткевич Г. Р. Направления развития технологии открытых разработок на основе анализа изобретений // Горный журнал. -1989.- № 11 .-С. 15−17
- Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика М.: Машиностроение, 1971, 672 с.
- Выбор параметров гидропневматического аккумулятора для гидроприводов горных машин. Краткий научный отчёт. М., ИГД им. А. А. Скочинского, 1964, 49 с.
- А.с. 1 404 693 Гидравлический тяговый привод. С. Б. Негруцкий, С.Б.
- Климов, Б.Ф. Негруцкий, В.Г. Чуркин.- Бюл. из. № 23., 1988.
- Выбор параметров выемочных машин. Научно — методические основы. Докукин А. В., Фролов А. Г., Позин Е. З. М., Наука, 1976.
- Картавый Н.Г. Исследование и выбор основных параметров выемочных машин угледобывающих агрегатов. Дис. на соиск. учен, степени докт. техн. наук, М., 1970. 380 с. (МГИ).
- Докукин А.В. Статистическая динамика горных машин. М., Машиностроение, 1978, 153 с.
- Игнатьев А.Д., Безуглов В. М., Свириденко А. Ф. Анализ проходимости стругов. // Изв. Вузов. Горный журнал, 1980, № 3, С. 52−56.
- Зиновьев В.П. Исследование и разработка средств снижения динамических нагрузок узкозахватных выемочных комбайнов. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. техн. наук. М., 1975, 24 с.
- Перемещение угледобывающих комбайнов с предварительно натянутым тяговым органом / Бойко Н. Г., Гуляев В. Г., Афендиков Н. Г. и др. Изв. Вузов. Горный журнал, 1976, № 8, С. 96 — 101.
- Исследования в области монтажа надшахтных копров методом надвига. Негруцкий Б. Ф., Богданов B.C., Демченко Г. И., Тимонин А. З. Издание КНИУИ, Караганда, 1971, 123 с.
- Струговая выемка угля. Под ред. А. Д. Игнатьева. М., Недра, 1978,237с.
- Выбор параметров гидропневматического аккумулятора для гидроприводов горных машин. Краткий научный отчёт. М., ИГД им. Скочинского, 1964, 49с.
- А.с. 1 059 169 СССР, МКИ Е 21 С 27/42, Е 21 С 27/32. Гидроцилиндр для скрепероструговой установки. В. Г. Чуркин, С. Б. Негруцкий, С. Б. Климов, приоритет от 29.4 1982
- Климов Б.Г., Климов С. Б. Подъемные установки со шкивами трения без хвостовых канатов.// Изв. Вузов. Горный журнал&bdquo--№ 7, 1981.- С.96−98
- Климов С.Б. Динамическая устойчивость сосудов наклонных подъемников // Известия вузов. Горный журнал, — 1986, — № 8.- С.83−87.
- Ильин С.А. Технология открытой разработки нагорных месторождений (часть 6).Учебное пособие.- М.:МГГУ, 2000.- 110 с.
- А.с. 1 368 349 СССР, Подъемное устройство.С. Б. Негруцкий, В.Г., Чур-кин, С. Б. Климов и Б. Ф. Негруцкий.- Б.и. № 3, 1988.
- Климов Б.Г., Климов С. Б. О выборе машин непрерывного и циклического действия в системах транспорта горных предприятий // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых.-1988.- № 1.-С.95−96
- Осецкий В.М. Техническая механика.- М.: Госгортехиздат, 1962.-471с
- Гавриленко Б.А., Минин В. А., Рождесчтвенский С.Н.- Гидравлический привод .- М.:-Машиностроение.-1968,502 с.
- Правила безопасности в угольных и сланцевых шахтах.-М.:НедраД973.-511 с.
- Подъемники // Ивашков И. И., Бовин Г. М., Меклер А. Г., Гушманов В.А.-М: Машгиз, 1957.-311 с.
- Федорова З.М. Рудничные подъемные установки .-М.: Углетехиз-дат, 1988, — 542 с.
- Белый В.Д., Найденко И. С. Шахтные многоканатные подъемные установки.-М.: Недра, 1966.-312 с.
- ГОСТ 3377–75. Надежность в технике. Термины и определения.— М.: Госстандарт, 1975.
- Алотин JI. М., Степанов П. Б. Моделирование и расчет транспортных систем горных предприятий.— Алма-Ата: Наука, 1979.-69 с.
- Климов Б. Г. Исследование выемочно-транспортных комплексов угольной шахты с целью повышения эффективности их функционирования //Докт. дис.— М.: МГИД978.- 380 с.
- Основные положения по проектированию подземного транспорта новых и действующих шахт.— М.: ИГД им. А. А. Скочинского, 1977.-174 с.
- Солодовник JI. М., Палей Б. 3., Короткова Т. X. Влияние показателей надежности оборудования на удельную металлоемкость транспортной системы на подъеме горной массы из карьера // Траспортные и горные машины.— Киев: Наук, думка, 1984.
- А.с. № 1 116 668 Гидропривод тележки крана мостового типа. Чуркин
- В.Г., Негруцкий С. Б., Мироненко В. Г., Климов С. Б. и др.-4 с. -1982.
- А.с. № 1 205 475 Подъемное устройство. Негруцкий С. Б. Чуркин В.Г., Климов С.Б.-4 С.-1983.
- Климов С.Б. Эстафетный карьерный автоподъемник адаптивного типа // Труды СКГМИ (ГТУ).- 2006.- Вып.№ 13- С.230−239.
- Климов С.Б. Динамика гидроцилиндров с гибким штоком для транспортных устройств горных предприятий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки.-2006.-Прил к № 3.1. С.81−84.
- Климов С.Б. Перемещение горных машин гибким тяговым органом // Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН (Юбилейный сборник № 2).- 2006, — С.75−84.
- Климов С.Б. Способы получения мягкой характеристики гидропривода силового механизма // Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН (Юбилейный сборник № 2).- 2006.- С. 165−169.
- Агузаров Р.А., Хадонов А. В., Климов С. Б. Опыт и проблемы Боснийского месторождения доломитов // Горный журнал № 9.- 2006.-С.7−11.