Информационно-образные и структурно-композиционные средства тв-дизайна
Обоснование научной новизны — выявлены ключевые моменты и исторические корни в возникновении и организации графической экранной композиции. Основной методологической проблемой работы было нахождение принципов подхода к комплексному решению телевизионного пространства, которые позволили бы провести анализ его эмоционального воздействия в рамках искусствоведческого исследования, а также анализ… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- Телевизионное пространство — синтетический вид искусства
- 1. 1. Поиск новых выразительных средств и их эстетическое освоение на рубеже 19−20 веков
- 1. 2. Понятие «виртуальная реальность», типы виртуальной реальности и субъект виртуального дизайна
- 1. 3. Средства выражения предметного мира и композиция
- 1. 4. Двойственность телевизионной среды и психология восприятия экранной композиции с учетом внутрикадровой динамики
- 1. 5. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля в тв-дизайне
- 1. 6. Использование приемов монтажа в тв-дизайне
- 1. 7. Телевизионное пространство как информационное поле и признаки построения телевизионного пространства
- ГЛАВА 2.
- Особенности комплексного проектирования телевизионного пространства
- 2. 1. Особенности дизайн-проектирования электронных и цифровых экранных изображений
- 2. 2. Функции вербальной информации в процессе понимания телевизионных изображений
- 2. 3. Структура, средства и методы проектирования тв-дизайна
- 2. 4. Построение телевизионного образа
- 2. 5. Основы электронного рисунка и экология воздействия виртуальных образов на зрителя
- 2. 6. Комплексный дизайн в условиях современного телепроизводства
- 2. 7. Технология создания и эстетические качества виртуального образа
- 2. 8. Тв-дизайн как жанр промышленного искусства
Информационно-образные и структурно-композиционные средства тв-дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возникнув как средство массовой информации и коммуникации, на сегодняшний день телевидение — значимая часть современной культуры.
Телевизионная культура постоянно расширяет свое воздействие на общество не только в силу более простой и доступной по сравнению с другими видами искусства формы подачи различного рода информации, но и благодаря тому, что видео-технологии позволяют в кратчайшие сроки «транспортировать» эту информацию, используя разнообразные приемы образного построения композиции, воздействуя на зрителя одновременно на уровне сознания и подсознания.
На данный момент в России отсутствуют научные публикации подробно информирующие о проблемах тв-дизайна, анализирующих исторические предпосылки его возникновения, структуру, приемы и методы этой области промышленного дизайна, его композиционную специфику и психологическое воздействие.
Актуальной проблемой развития современного телевидения является правильное понимание пространства и времени как социокоммуникативной, так и художественно-творческой категории. Но если с точки зрения философской и социально-информационной пространство и время исследовались достаточно широко, то применительно к телевидению эта проблема серьезно не анализировалась. Это особенно относится к рассмотрению внутрикадровой композиции параметров пространственно-временного построения графического телевизионного образа и особенностей их восприятия зрителем.
Восприятие любого экранного произведения включает в себя как образные, так и информационные процессы, т. е. понимание и усвоение информации, переданной с экрана, а также эмоциональное «переживание» увиденного. Ощущение, понимание и переживание являются тесно связанными между собой аспектами восприятия.
Если вспомнить известную формулировку С. Эйзенштейна о дуализме воздействия искусства необходимо отметить, что психологический анализ любого экранного произведения должен учитывать напряженность отношения между сознательным и бессознательным в психике человека, так как речь идет о равных, по своему значению, компонентах.
Необходимо подчеркнуть временную сущность тв-дизайна. Если реальный мир существует в настоящем времени, то образный, воображаемый мир имеет настоящее, прошедшее и будущее время, а также — свое знаковое значение. Это еще раз подтверждает мысль, что на телевидении главное не «передать» событие в формах самой жизни, а вызвать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее, то есть создать такие «условия», при которых зритель пережил бы информацию, как ответ на событие, происходящее «здесь и сейчас», переживаемое «на глазах у зрителя» .
В связи с этим необходимо наиболее полно определить отсутствующие до сих пор структуру и методы создания произведений тв-дизайна.
Анализ накопленного практического опыта в границах рассматриваемой проблемы с разных сторон предпринимался некоторыми зарубежными и отечественными исследователями-практиками, но в их публикациях не содержится необходимый комплексный анализ функционального, структурного, аксиологического и морфологического аспектов методики тв-дизайна. Новые цифровые технологии в эстетике подачи изображения своими корнями уходят в авангардистские течения искусства начала XX века.
История и философия взаимоотношений человека и воздействия на него все более совершенных технологий подробно изучалась многими исследователями в области философии, семиологии, искусствоведения, социологии и т. д. (П. Флоренский, С. Эйзенпггейн, В. Флусер, М. Хайдеггер, М. Маклюэн, Р. Арнхейм, Л. Кулешов, В. Пудовкин и др.), а также многими деятелями культуры (А. Родченко, В. Татлин, М. Гинзбург, В. Кандинский, А. Ган, Л. Лисицкий и др.).
Проблемами использования новых компьютерных технологий цифрового изображения и организацией с их помощью телевизионного пространства занимались такие современные теоретики и исследователи-практики как В. Вайбель, И. Сазерленд, Р. Лоутон, Б. Иглиш, Л. Дорфсман, Л. Хант и др. Непосредственно проблемы композиции в пространственных видах искусств рассматривались В. Вансловым и др. исследователями.
В настоящей работе выявлены основные закономерности и особенности построения телевизионной композиции, влияние на восприятие экранного произведения сознательных и бессознательных структур психики зрителя, а также выделены оказывающие выраженное эмоциональное воздействие и ставшие специфическими для телевизионного дизайна выразительные приемы. Рассмотрены примеры реального использования этих особенностей и закономерностей в современном языке телевизионного дизайна.
С 90-х годов прошлого века на первый план выходит новая форма подачи и соответственно восприятия информации, связанная с использованием постоянно совершенствующихся высоких технологий.
Информационное пространство сегодняшнего общества значительно отличается от того, что окружало людей 70 — 80-х годов.
В диссертации, с опорой на широкий круг литературы, впервые проведено теоретическое осмысление эволюции, основных характеристик и структуры тв-дизайна.
Актуальность выбранной темы — в связи с активным развитием новых технологий и значимой роли в их воздействии на зрительскую аудиторию, возникла необходимость в анализе современных средств формирующих экранную композицию и стратегии дизайнерского проектирования в области телевидения. Анализ исторических корней возникновения тв-дизайна дает возможность более глубокого проникновения в среду современного дизайн-проектирования телевизионного пространства.
Необходимо подчеркнуть временную сущность тв-дизайна. Если реальный мир существует в настоящем времени, то образный, воображаемый мир имеет настоящее, прошедшее и будущее время, а также — свое знаковое значение. Это еще раз подтверждает мысль, что на телевидении главное не «передать» событие в формах самой жизни, а вызвать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее, то есть создать такие «условия», при которых зритель пережил бы информацию, как ответ на событие, происходящее «здесь и сейчас», переживаемое «на глазах у зрителя» .
В связи с этим необходимо наиболее полно определить отсутствующие до сих пор структуру и методы создания произведений тв-дизайна, в частности, проблемы композиции в тв-дизайне.
Целью данной работы является анализ исторических предпосылок закономерностей построения экранной композиции и выявление структурно-композиционных и визуально-образных средств тв-дизайна.
Объект исследования — тв-дизайн — становление и комплексное развитие нового направления графической проектной культуры как части промышленного искусства. Большое значение в работе над диссертацией имел обширный практический опыт автора, а также изучение им различных материалов смежных областей искусства из фондов РГЪ, методических материалов ВГИК, материалов ВНИИТЭ, личных собраний, материалов нескольких конференций ИНТЕРНЫОС (2002;2003 гг) и др. Собран обширный исторический и современный иллюстративный материал.
Предмет исследования — становление и комплексное развитие нового направления графической проектной культуры как части промышленного дизайна.
Методы исследования — основываются на историко-искусствоведческом анализе возникновения специфики тв-дизайна, осмыслении его комплексной сущности, структурно-композиционных и визуально-образных средств проектирования.
Обоснование научной новизны — выявлены ключевые моменты и исторические корни в возникновении и организации графической экранной композиции. Основной методологической проблемой работы было нахождение принципов подхода к комплексному решению телевизионного пространства, которые позволили бы провести анализ его эмоционального воздействия в рамках искусствоведческого исследования, а также анализ методов дизайнерского проектирования в области тв-дизайна и роли дизайнера как ведущего организатора структуры телевизионного пространства.
Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества. Такое положение обусловлено тем, что более 80% всей информации (сведений, знаний) в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).
Работая в сфере телевидения наряду с визуально-графическими средствами такими как компьютерные «виртуальные» объекты дизайнер применяет пространственно-пластические средства (при проработке интерьера студии). При этом он должен владеть методом театрально-драматургической режиссерской организации «действия», т. е. прогнозируемых и моделируемых жизненных социокультурных процессов. Такое понятие как «сценирование» в дизайне означает воображаемое воссоздание целостного образа проектируемого сложного объекта, которого пока нет в реальности.
Средства композиции играют в структуре и ее теории особенно важную роль. Поскольку они являются главным инструментарием в творческой работе дизайнера.
Для языка тв-дизайна временные глубинно-пространственые композиции, со сложным внутрикадровым движением и пластикой внутрикадрового нелинейного монтажа являются основным способом выражения художественного образа.
Диссертация посвящена разработке методов дизайн-проектирования в телевизионном пространстве и выработке рекомендаций по комплексному проектированию всех элементов дизайна телевизионного пространства.
Выводы диссертации призваны способствовать обозначению тв-дизайна как новой области промышленного дизайна.
На основании выводов и рекомендаций представленных в диссертации можно наметить дальнейший круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику тв-дизайна, а именно вопросы связанные со спецификой интерактивного телевидения, связи телевидения и Интернета и др.
Материалы и выводы диссертации позволяют составить объемную картину становления и современного состояния тв-дизайна, а также заглянуть в перспективу его развития.
Все научные разработки и рекомендации приведенные в диссертации имеют практическую реализацию в работах автора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение тв-дизайна как части промышленного дизайна. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структурно-композиционная и визуально-образная сущность тв-дизайна.
В данной работе рассмотрено воздействие виртуальных образов с точки зрения использования их выразительных средств, наполняющих современное телевизионное пространство.
Теоретически обоснованы свойства тв-дизайна, во-первых, как части промышленного искусства и во-вторых, как технико-эстетической системы.
Центральным научным результатом диссертации стало определение тв-дизайна как комплексной системы визуальной идентификации в телевизионной среде и сформулированы основные рекомендации по использованию технологических и творческих возможностей тв-дизайна.
Доказано, что развитие тв-дизайна непосредственно связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).
Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей тв-дизайна, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и применения свидетельствуют о принадлежности тв-дизайна к промышленному дизайну.
Доказательство вышеизложенных научных положений проведено в два этапа, которым соответствуют две главы диссертации.
Прежде всего, рассмотрено становление тв-дизайна как синтетического вида искусства. Автор осуществил это в ключе синтеза таких искусств как фотографическое искусство, искусство кинематографа, современных видеотехнологий, компьютерной графики. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование образного языка тв-дизайна, его функцию и методы проектирования.
Следующим этапом стало исследование выразительных средств тв-дизайна. Автор пошел здесь путем вычленения логически-пошаговых и эмоционально-комплексных операций восприятия. Продемонстрирована.
152 взаимосвязь принципов формообразования и функции тв-дизайна с техногенными качествами среды его существования. В результате выявлены три композиционных принципа тв-дизайна: принцип изменчивости, принцип монтажа, принцип контекста. Сформулированы пять стадий восприятия произведения тв-дизайна: восприятие образаструктурыдинамического развития произведенияего фирменных элементов. В результате сделан вывод о том, что метод проектирования тв-дизайна основан на комплексном подходе и четкой структуризации при трансформации элементов стиля в область зрительского мышления и эмоционально-комплексного восприятия.
И, наконец, раскрыта культурная и социальная значимость тв-дизайнаон охарактеризован как ведущий структурный компонент, вызывающий у зрителя ассоциации, способствующий созданию впечатления, благоприятного для мотивации к просмотру программы, помогающий раскрытию художественного образа телевизионного произведения в целом.
Тв-дизайн, как графическая образная структура, направлен на формирование эстетического вкуса и удержание интереса зрительской аудитории.
Создавая предпосылки для эстетической оценки, тв-дизайн выстраивает отношения между зрителем и компьютерной технологией, переводя язык технологии на язык человеческих эмоций. Автор доказал, что формирование произведений тв-дизайна возможно только в результате органичного соединения всех элементов телевизионного действия. Из этого следует, что основная цель тв-дизайна состоит в комплексном проектировании среды для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании эстетики телевизионного образа, служащего экологии человеческого восприятия.
Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору определить тв-дизайн, как художественно-проектную деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью, функциональными и образными решениямибазируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром, с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную культуру промышленного дизайна.
Научные положения диссертации, имеют и определенную практическую ценность. Раскрытие темы настоящего исследования и зафиксированное в результате исследования направление тв-дизайна может послужить формированию новой специализации в дизайне.
Диссертация предлагает недостающий на сегодняшний день научный инструментарий для творческой и педагогической деятельности дизайнеров. Базовые положения диссертации дают возможность построить на их основе методику обучения тв-дизайну в художественных учебных заведениях.
Введен в научный оборот ряд имен зарубежных теоретиков и деятелей искусства, которые до сих пор не были известны в современном отечественном искусствоведении.
Список литературы
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства, пер. с англ., науч. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова., М., 1994) 352 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (Б., БКГ им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999) 392 с.
- Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX в. Анализ теоретич. концепций, (автореф. дис. д-ра. иск. М., 1995) 38 с.
- Барт Р. Третий смысл — Исследовательские заметки о нескольких, фотограммах С.М.Эйзенпггейна. Строение фильма (некоторые проблемы анализа произведений экрана., (М., 1984) 32−64 с.
- Барабанщиков В.А., Динамика зрительного восприятия. (Москва: Наука, 1990) 240с.
- Бражников, З.В.- Карлюк, А.С., Человек. Компьютер. Творчество. (Минск: Университетское, 1991) 133с.
- Буданцев Ю.В. В контексте жизни, (системный подход и массовые коммуникации. М., «Мысль» 1979) 262 с.
- Буданцев Ю.В. Экранный образ: системные особенности. (М., МГИМО, 1993)
- Валькова Н.П. Культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора. (Афтореф. дис. к-н.иск. М., 1988) 24 с.
- Вайбель П. Возможности и условия существования искусства в будущем. (Media Art. Сб. статей. Спб., Новый мир искусства, 2000) с. 6−10.
- Взаимодействие и синтез искусств, (сб. статей, Ленинград: Наука, 1978) 269с.
- Вирильо П. Машина зрения, (пер. с франц., А. Шестакова под ред. В. Ю. Быстрова, 2004) 140 с.
- Галеев, Б. Содружество чувств и синтез искусств (Москва: Знание, 1982) 64с.
- Галеев, Б., Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве (Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987) 264с.
- Гаркалов, А.А., Структурализм в эстетике: критический анализ. (Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989) 175с.
- Генисаредский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна.(автореф. дис. к-н.иск. М. 1988) 22 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. (М., 1988.)
- Григорьев Б.В. Философия как часть семиологии. Имена и вещи. Предметность и функции знака. (М., 1999) 131 с.
- Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения, (уч. пособ., М., Аспект Пресс, 2004) 141 с.
- Голубева О.Л. Основы композиции.(М., Изобразит, иск-во, 2001) 120 с.
- Горюнова Н. Художественно-выразительные средства экрана. (М., ИПК, 1998) 115 с.
- Голдовская, Е., Творчество и техника: опыт экранной публицистики. (Москва: Искусство, 1986) 191с.
- Голицын, Г. А., Петров, В. Информация поведение — творчество. (Москва: Наука, 1991) 224с.
- Горелов, И.- Енгалычев, В., Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. (Москва: Молодая гвардия, 1991) 240с.
- Гропиус В. Границы архитектуры, (пер. с англ., сост., науч.ред. и пред. В. И. Тасалова, М., 1971) 286с.
- Даниэль, С. Искусство видеть: о творческих особенностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. (Москва: Искусство, 1990) 223с.
- Динамическая и кинетическая форма в дизайне. (Метод, материалы ред. С.О.Хан-.Магомедов. М., 1989). — 28 с.
- Дмитриева, Н.А. Изображение и слово. (Москва: Искусство, 1962) 314с.
- Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. (М., «Воскресенье», 1999) 416 с.
- Ерошкин В. Промышленная графика (учеб. пособ. Омск, ООГИС, 1998) 264 с.
- Зайцев, В.Ф., Биоритмы творчества. (Ленинград: Знание, 1989) 32с.
- Жуковский, В.И.- Пивоваров, Д.В., Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве. (Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991) 284с.
- Иванов В.В. Знаковые системы.Кино. Поэтика. (Избр. теор. по семиотике и истории культуры в 2-х т. М., 1998) т 1, 911 с.
- Иконников А.В., Каган М. С., Пилипенко В. Р. и др. Эстетические ценности предметно-пространственной среды, (м., 1990) 334 с.
- Иоханнес И. Икусство цвета, (пер. с нем., предисл. Л. Монаховой, изд. Д. Аронов, 2000) 96 с.
- Иоханнес И. Искусство формы, (пер. с нем., предисл. Л.Монаховой. М.изд. ДАронов, 2001) 136 с.
- Иоффе. И., Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. (Ленинград: ГМНИИ, 1937) 412с.
- Кантор К.Н. Красота и польза — М. 1967
- Кандинский В. О духовном в искусстве (М., «Архимед», 1992) 109 с.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. (Спб., Азбука-классика, 2004) 240 с.
- Кино: Методология исследования. Сборник научных работ. (М., ВГИК, 2001) 201 с.
- Колейчук .Ф. Кинетизм. (М., Галарт, 1994) 160 с.
- Кондратьева К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования, (автореф. дис. д-ра иск. М., 1993) 27 с. 45,4647,48,49,50,51,52,53,54.55,5657,58,59,60
- Контуры будущего: перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в художественной культуре, (сб. статей) (М., Искусство, 1984) 238с.
- Копылова Р. Контакт — заметки о феномене телевизионности. (М., 1974) 132 с.
- Копылова Р. Кинематограф плюс телевидение факты и суждения (М., «Искусство», 1974) 132 с.
- Коськов М.А. Предметный мир как система, (автореф. дис. д-ра филос. Н. СПб, 2001)44 с.
- Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. — М.: ВГИК, 1995. Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности (М., «Искусство», 1974) 424 с.
- Лаврентьев А.Н. Традиции и эксперимент в отечественном дизайне 1920−1990 гг. (М., 1996) 60 с.
- Лазарев Е.Н. Дизайн как технико-эстетическая система, (автореф. дис. д-ра искусств. М., 1984) — 32 с. Лазарев Е. Н. Основы технической эстетики и художественного конструирования. (Л., 1972) 26 с.
- Maeda J. Maeda@media. (Thames et Hudson Ltd, London, 2000) 453 c. Маюпоен M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека, (пер. с анг. В. Г. Николаева, М., Жуковский «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003) 464 с.
- Материалы конференции Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров России (М., 2002)
- Материалы конференции Гильдии телевизионных дизайнеров и промоутеров России (М., 2003)
- Мейлах, Б.С., На рубеже науки и искусства: спор о двух сферах познания и творчества. (Ленинград: Наука, 1971) 247с.
- Миллерсон Дж. Телевизионное производство.(пре. С англ. Л. С. Волковой, Ю. В. Волковой под ред. В. Г. Маковеева, М., ГИТР- Флинта, 2004) 568 с.
- Михалкович, В.И., Изобразительный язык средств массовой коммуникации (М., Наука, 1986) 223с.
- Мурина, Е.Б., Проблема синтеза пространственных искусств. (М., Искусство, 1982) 192с.
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. (М. 1994)
- НТР и развитие художественного творчества, (сб. статей) (Ленинград: Наука, 1980) 256 с.
- Олива А.Б. Искусство на исходе 2-го тысячелетия, (пер. с итал., науч. ред. В. Мизиано. М., Художественный журнал, 2003) 215 с.
- Основные термины дизайна, кратк. справочник-словарь. (Сост. Д. А. Азрикал и др.- предисл. Г. Л. Демосфеновой. М., 1988) — 87 с.
- Орлов A.M. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. (М., «ГЕО», 1997 г.) 336 с.
- Петров, В. Прогнозирование художественной культуры: вопросы методологии и методики. (М., Наука, 1991) 152с.
- Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура Фотография и кино. (М., ВГИК, 1997) 233 с.
- Привалова Н. Композиция передачи как система средств выражения ее идеи. (М., ИПК, 1992) 88 с.
- Проблемы синтеза в художественной культуре, (сборн. М., Наука, 1985) 98 с.
- Проблемы композиции, (сб. науч. трудов, учебное пособие под ред. В. Ванцлова. М., Изобразительное искусство, 2000) 292 с.
- Пространство и время в искусстве, (сб. статей) (Ленинград: ЛГИТМиК, 1988) 170с.
- Пухначев, Ю.В., Число и мысль: четыре измерения искусства. (М., Знание, 1981) 176с.
- Разумовский Б.С. Реклама как вид социальной информации.(афтореф. дис. к-н филол.н. Киев, 1991) 16 с.
- Раушенбах, Б.В., Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов (М., Наука, 1980) 288с.
- Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. (Таллин, «Валгус», 1985) 344 с.
- Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. (М., «Искусство», 1988) 167 с.
- Сапунов Б. Культурология телевидения (М., ИПК работников тв. и радиовещ., 1999) 46 с.
- Самохвалова, В.И., Красота против энтропии: Введение в область мегаэстетики (М., Наука, 1990) 176с.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества, (автореф. дис. д-ра иск. М., ВНИИТЭ, 1990) 32 с.
- Силичев, Д.А., Семиотика и искусство: анализ западных концепций (М., Знание, 1991) 64с.
- Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синтезии. (сб. ст. по матер, научн. конф. М., 1992) 127 с.
- Средства массовой коммуникации и современная художественная культура (сб.статей) (Москва: Искусство, 1983) 311с.
- Стахов. А.П., Коды золотой пропорции (М., Радио и связь, 1984) 151с.
- Стор И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов. (М., Ml ТУ им. А. Н. Косыгина, 2003) 296 с.
- Тасалов, В. Эстетика техницизма: критический очерк (М., Искусство, 1960) 152с.
- Теплиц Е. Кино и телевидение в США (М., «Искусство», 1966) 304 с.
- Успенский Б.А. Семиотика искусства.(М., 1995) 357 с.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. (М., 1986) 239 с.
- Филиппов М.В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре (скрин-дизайн: эволюция, осн. характ-ки, структура). (Автореф. канд.дис., Санкт-Петербург, 2003) 25 с.
- Флусер В. Проецирование, (статья из кн. «От субъекта к проекту», пер. с нем. А. Глазова)
- Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. (М., «Искусство», ТПО «Истоки», 1992) 351 с.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения. Работы и размышления разных лет. (М., 1993)
- Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. (Сб., пер. с нем. под ред. A.JI. Доброхотова. М., 1991) 192 с.
- Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна (М., Галарт, 1995) 424 с.
- Хант Ли. Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушен.(М., «Галерея», 2003) 150 с.
- Хиллер Б. Стиль XX века. (М., «Слово», 2004) 240с.
- Художественная коммуникация и семиотика (сб.статей) (М., Наука, 1986) 231с.
- Эйзенштейн С.М. Строение фильма (некоторые проблемы анализа произведений экрана, М., 1984) 32−64 с.
- Эйзенштейн С.М. Монтаж 1938. Избр. произвед. В 6-т (гл. ред. Юткевич С. И. М., 1964) т 6, 156−188 с.
- Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.(М., 1993) 456 с.