Управление социальной и трудовой активностью студенческой молодёжи России
Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4- Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Латыш Л. Б. Социальная адаптация молодежи как объект регионального управления (по материалам Хабаровского края): Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М., 2007; Лелекина И. А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ КАК СОЦИАЛЬНО УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС
- 1. 1. Современное положение студенческой молодёжи в России
- 1. 2. Факторы, влияющие на формирование студенческой молодёжи как части человеческих ресурсов
- 1. 3. Методологические основания социологического анализа трудовой активности молодёжи
- ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА
- 2. 1. Трудоустройство выпускников как аспект планирования в условиях современного управления
- 2. 2. Молодёжь в общественном производстве: востребованность трудового потенциала российским рынком труда
- 2. 3. Социально-психологические особенности студенческой молодёжи (на примере
- ФГБОУ ВПО «СТАНКИН»)
Управление социальной и трудовой активностью студенческой молодёжи России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальная и трудовая активность студенческой молодёжи в современной России характеризуются высокой степенью сложности взаимопроникающих процессов и возможных форм их проявления.
В период социально-экономической нестабильности актуализировалась необходимость в обретении новых знаний в области трудовых практик молодежи, выявлении факторов, детерминирующих социальную и трудовую активность, определении причин трудовой пассивности работников молодежного возраста, что позволит структурам, управляющим социальными организациями, нивелировать негативные процессы, возникающие в трудовой сфере. Научное осмысление социальной и трудовой активности даст возможность выявить степень адаптации молодежи к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал, обеспечит благоприятные предпосылки для использования энергии молодых в позитивном русле. Появится возможность помочь молодежи определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы, глубоко интегрироваться в систему общественного труда.
Изучение студенчества как особо значимой социальной группы способствует пониманию принципов социального управления в ВУЗе, формированию здоровой социальной ориентации современной молодёжи и создаёт основу как для теоретико-методологических разработок в этой области, так и для конкретных программ развития студенческой молодёжи.
Одной из основных проблем рынка труда современного российского общества является острая нехватка высококвалифицированных специалистов, несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества. Почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию, причем кардинальным способом, в результате чего новая профессия зачастую существенно отличается от прежней, полученной после обучения в вузе1. И это происходит в условиях острой нехватки специалистов на рынке труда и их постоянном сокращении. Многие работодатели ориентируются на кадры, имеющие опыт работы, владеющими несколькими смежными профессиями или специальностями, что позволяет быть более мобильными в профессиональной деятельности. Стабилизация общественной и социально-экономической жизни страны напрямую связана с созданием эффективного, высококвалифицированного, социально мобильного и социально ориентированного рынка труда, на котором молодежь представляет в современных условиях основную силу, является основным социальным резервом и потенциалом страны, способным наиболее быстро и удачно адаптироваться в поле быстро изменяющихся информационных технологий. Именно молодежь должна стать объектом наиболее пристального внимания со стороны государственной политики в области урегулирования трудовых отношений и трудового поведения. Положение российской молодежи на рынке труда характеризуется высоким уровнем безработицы, увеличением периода незанятости на ранних стадиях трудовой и профессиональной карьеры, что приводит к недоинвестированию в человеческий капитал молодых когорт, росту девиантных практик в молодежной среде и в целом к увеличению социальных рисков" .
Комплексное изучение специфики управление социальной и трудовой активности российской молодежи позволит в определенной степени спрогнозировать характер развития российского общества на ближайшую социальную перспективу, а также тенденции в области социально-трудовых отношений.
Степень научной разработанности темы.
Исследование трудовой активности молодежи базируется на фундаментальных теоретических и практических разработках в области социологии управления, социологии молодежи, социологии труда,.
1Лоншакова Н. А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 68. пРощин С. Ю. Переход «учеба — работа»: омут или брод? М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 4. социальной экономики, социальной философии, социальной психологии и других наук.
В соответствии с методологией структурно-функционального анализа молодёжь рассматривается как целостное образование в работах ряда авторов, таких как: Агеев B.C., Алещенок С. В., Алешин В. И., Бабочкина П. И., Бунин В. А., Быкова С. Н., Гурвич Г., Журавлёв Г. Т., Зубок Ю. А., Здравамыслов А. Г. Иванов В.Н., Ксенофонтов В. Н., Колесников Ю. С., Кузнецов Б, М., Куприянова З. В., Кухтевич Т. Н., Лисовский В. Т., Родионов В., Руткевич М. Н., Ручкин Б. А., Сорокин П. А., Ужегова З. А., Чупров В.И.
Труд как сфера приложения человеческой активности рассматривался в работах таких исследователей, как Маркс К., Маршал А., Рикардо Д., Смит А. Активность как совокупность инициативных действий субъекта изучалась Абульхановой-Славской К. А. Ануфриевым Е.А., Бердяевым H.A. Вединым И. Ф., Каганом М. С., Крупновым А. И., Матвеевым Ю. И., Резником Ю. М., Рубинштейном С. Л., Франклом В.
Специфика положения современной российской молодежи на рынке труда в современных социально-экономических условиях представлена в работах таких российских исследователей, как Г. Е. Зборовский, Ю. А. Зубок, Л. Б. Латыш, И. А. Лелекина, H.A. Лоншакова, В. А. Луков, К. В. Маркова, Г. М. Мкртчян, С. Ю. Рощин, Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов, Н. Е. Сарапова, Е. Л. Спиридонова, И. М. Чистяков, В. И. Чупров, Е.А. Шуклина1. Исследователи.
1Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4- Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007; Латыш Л. Б. Социальная адаптация молодежи как объект регионального управления (по материалам Хабаровского края): Автореф. дисс. .канд. социол. наук. М., 2007; Лелекина И. А. Социально-экономический статус молодежи в трансформирующемся российском социуме: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Майкоп, 2007; Лоншакова Н. А. Указ.соч.- Луков В. А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социологические исследования. 1998. № 8- Маркова КВ., Рощин С. Ю. Поиск работы на российском рынке труда. М.: ТЕИС, 2004; Мкртчян Г. М., Чистяков И. М. Молодежь Москвы на рынке труда // Социологические исследования. 2000. № 12- Рощин С. Ю. Указ.соч.- Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. 2002. № 5- Сарапова Н. Е. Социальная мобильность выпускников вузов и молодых специалистов в регионе: институциональный аспект: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Пенза, 2007; отмечают, и в этом нет расхождений в позициях ученых, что основным препятствием интеграции молодежи в сферу труда становится конфликт института образования и рынка труда1, и в результате отсутствия слаженной работы института образования и труда, недостаточной работы в области исследования спроса на рынке труда формируется диспропорция в плане предложения и спроса на рынке труда.
Теоретическим и практическим вопросам профессиональной подготовки молодежи посвящены работы таких ученых, как Ананьев А., Антосенков Е. Г., Апокин А., БАйкин И.А., Ворона М. А., Дунаева Н. А., Ибрагимов К. А., Магун B.C., Проценко Т. Г., Пряжников Н. С., Рыжиков И. В., Сейтешев А.П.
Тесная связь между трудовыми ценностями, потребностями, интересами и трудовой мотивацией личности, и динамика этого процесса в молодежной среде, особенно ярко проявившаяся в годы реформирования общественно-политической и экономической сферы российского государства, стала предметом исследования таких ученых, как М. Г. Делягин, Ю. А. Зубок, В. И. Климычев, Б. И. Максимов, Н. И. Лапин, С. И. Самыгин, Л.И. Щербакова" .
Таким образом, социальная и трудовая активность молодежи освещена достаточно широко, однако неоднозначность дефиниций, различные исходные позиции, прямо противоположные выводы из одинаковых.
Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М., 2008; Спиридонова Е. Л. Указ.соч.- Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3- и др.
I Социология молодежи: Энциклопедический словарь С. 277.
II См. напр .-.Делягин М. Г. Программа выживания или стратегия развития? // Свободная мысль. 2000. № 10- Зубок Ю. А. Феномен риска в социологииКлимычев В.И., Максимов Б. И. Рабочие в период реформ: положение, ориентации, коллективные действия // Мир России. 2002. № 11-Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М., 1996; Лапин Н. И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // Социологические исследования. 2000. № 7- Самыгин С. И. Социальные интересы и психологический облик рабочего класса. Ростов н/Д, 1992; Щербакова Л. И. Наемные работники в России: опыт социологическою анализа. Ростов н/Д., 2001; Щербакова Л. И. Человек и наемный труд в современном российском обществе (институциональный и социологический анализ). Новочеркасск, 2000. посылов, изменившийся за период социально-экономических трансформаций, контекст трудовых отношений оставляют пространство для научного изучения активности молодого поколения в трудовой и социальной сфере и требуют дальнейших исследований с использованием как общетеоретических, так и эмпирических подходов.
Объектом диссертационного исследования является студенческая молодёжь различных форм обучения высших учебных заведений в современной России.
Предметом диссертационного исследования выступают трудовая и социальная активность студенческой молодёжи России.
Целью настоящего диссертационного исследования на основе социологического анализа социальной и трудовой активности студенческой молодёжи произвести теоретическую и практическую разработку проблемы управления социальной и трудовой активностью студенческой молодёжи.
Поставленная цель диссертационного исследования достигается последовательным решением следующих задач:
Осуществить теоретический анализ положения студенческой молодёжи и основные факторы динамики её развития в современной России;
Выявить особенности студенчества как субъекта социального управления и университета как пространства реализации программ развития студенческой молодёжи;
Исследовать социальные характеристики студенческой молодёжи как области реализации современных управленческих ресурсов;
Проанализировать процесс планирования в условиях современного управления на примере трудоустройства выпускников вузов;
Выявить методологические основания социологического анализа трудовой активности молодежи;
Определить меру связи между факторами трудовой деятельности, обусловливающими удовлетворение потребностей молодых работников в признании и самореализации;
Выявить основные противоречия, препятствующие активной трудовой деятельности молодежи;
Выявить специфику положения современной российской молодежи на рынке труда в современных социально-экономических условиях.
Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составила совокупность классических и современных подходов, связанных с изучением молодежной проблематики, а также мотивационных основ ее жизнедеятельности. В целом, среди направлений и концепций, послуживших теоретико-методологической основой исследования современной российской молодежи и ее положения на рынке труда в современных условиях, следует назвать такие, как структурно-функциональный подход (Т. Парсонс), в рамках которого молодежная группа рассматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретается социальный статус и соответствующие социальные роликультурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающихся в определенных типах культурытеория общественного воспроизводства (В.И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями: воспроизводственной, инновационной, трансляционнойрискологический подход (Ю.А. Зубок), который основывается на признании риска существенной и сущностной стороной современности.
В качестве основных методов исследования применялись системный и социокультурный подходы, принципы историзма и социального детерминизма, логико-исторический анализ, а также комплекс общенаучных положений и специальных методов изучения социально-экономических и трудовых процессов в условиях трансформации российской общественной системы. В работе использовались идеи и концептуальные разработки, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по социологии молодежи, социологии труда, социологии управления.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили данные социологических исследований, посвященных проблеме ценностных ориентаций современного российского студенчестваа также автора диссертации на примере ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН». Также в работе используются и официальные статистические данные Госкомстата РФ. Достоверность и надежность данных обеспечивалась методологической обоснованностью и исходными теоретическими позициями, тщательным анализом теоретического и эмпирического материала.
Полученные результаты диссертационного исследования характеризуются научной новизной, которые определяются следующими элементами:
1) Выявлена неоднородность отношения студенческой молодежи к социально-трудовому пространству, сконструированы модели такого отношения студенчества: «оптимистическая», «пассивная», «приспособленческая», «бесперспективная», «бесцельная».
2) Дана оценка востребованности трудового потенциала молодежи современным российским рынком труда.
3) Показаны формы и способы реализации человеческих ресурсов студенческой молодежи и перспективы ее занятости.
4) Выявлены социально-трудовые установки работников молодежного возраста.
5) Уточнена теоретическая модель трудовой активности субъекта общественного производства.
6) В результате исследования разработаны социальные характеристики студенческой молодёжи как области реализации современных управленческих ресурсов.
7) Установлена мера связи между факторами трудовой деятельности, обусловливающими удовлетворение потребностей молодых работников в признании и самореализации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Для студенчества как социокультурной группы характерно переходное состояние от преимущественного свойства быть объектом образовательной деятельности к преимущественному свойству быть субъектом образования. В результате у студентов формируется ценностное отношение к образованию как социально значимому институту. Оно проявляется в социокультурной гетерогенности и вариативности ценностно-нормативного и информационно-ориентационного комплексов, отражающих ценностный мир студенчества.
2. Методологическими основаниями социологического анализа трудовой активности молодежи является выделение в качестве объекта наблюдения работника молодежного возраста как субъекта общественного производства, возрастная характеристика которого отражает определенный этап его жизненного пути как социально-исторического специфического качества индивидуального бытия, чья деятельность — протекающая в конкретном социально-трудовом пространстве событийность, связанная со стадией становления и развития личности. Главными характеристиками работника молодежного возраста выступают его общественное положение, положение в карьерно-иерархической структуре организации, профессиональный статус. Исследование проблем молодежи в трудовой сфере исключает конструирование молодых работников в качестве оппозиционной взрослым когортам.
3. Трудовой потенциал молодого поколения современным российским рынком труда недовостребован. Подавляющее большинство молодежи, включенной в производственную деятельность, уверено, что обладает большим трудовым потенциалом, чем тот, который реализуется на рынке труда. Недовостребованность трудового потенциала молодежи обусловливается низкой конкурентоспособностью работников молодежного возраста, большим удельным весом безработной молодежи, при ухудшающейся социально-экономической ситуации, затянувшемся кризисе, что увеличивает долю молодежи в составе безработных. Низкая востребованность трудового потенциала молодежи снижает ее качество как рабочей силы.
4. Активность молодежи в социально-трудовой сфере во многом детерминирована связанными между собой факторами трудовой деятельности, обусловливающими удовлетворенность молодых работников в признании и самореализации. Наиболее значимая связь наблюдается в отношении профессионально-статусной принадлежности работника молодежного возраста и степени профессионального самоуважения, авторитета у значимых других, а так же наличия у молодого человека перспектив карьерного ростастепени осознания себя в качестве значимого компонента организации и разнообразия, интересности выполняемой работы, содержания выполняемого труда и наличия в нем творческой составляющейколичества, качества материальных и духовных благ, обеспечиваемых трудом и справедливостью их распределенияналичия условий для регулярного и системного повышения квалификации и личностных качеств молодого работника.
Научно практическая значимость диссертационного исследования связана с элементами его научной новизны. Сформулированные основные положения и выводы способствуют расширению и углублению имеющихся в современном научном знании представлений о концепции управления современной студенческой молодёжью в России, могут быть использованы в процессах выработки концепций государственного, регионального, муниципального и административного управления молодёжными движениями и организациями.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных и консультативных курсов по социологии управления и молодёжной политики, положены в основу спецкурсов по соответствующей проблематике для студентов социологов, управленцев, правоведов, а также, аспирантов и специалистов по социальной работе с молодёжью.
Апробация работы. Основные теоретические и практические положения и выводы диссертации обсуждены на заседании кафедры «Социология, психология и педагогика» Московского Государственного Технологического Университета «Станкин», в докладах автора на методических и аспирантских семинарах кафедры. Материалы исследования использованы в публикациях автора.