Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Природа, культура и цивилизация в художественном мире Г. Мелвилла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

XIX век — время расцвета американского романтизма, который был своеобразным ответом творческой интеллигенции на социальную и политическую нестабильность Европы и Америки XIX столетия. США переживали сильные изменения социального, экономического и политического характера. Происходил постепенный переход от аграрного к промышленному хозяйству. В стране росла деловая активность, а вместе с нею… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РАННЕГО МЕЛВИЛЛА
  • Раздел 1. Образно-понятийный аппарат Мелвилла как писателя культурологической направленности
  • Раздел 2. Становление культурологической мысли Мелвилла
  • ГЛАВА II. МЕЖДУ КУЛЬТУРОЙ И ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ: СТАНОВЛЕНИЕ РЕФЛЕКТИРУЮЩЕГО ГЕРОЯ
  • ГЛАВА III. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЗРЕЛОГО МЕЛВИЛЛА: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА КАК ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ СОВРЕМЕННОСТИ
  • ГЛАВА IV. ИТОГ ИСКАНИЙ: СОЗЕРЦАНИЕ КАК МИРОВОСПРИЯТИЕ И СПОСОБ ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ

Природа, культура и цивилизация в художественном мире Г. Мелвилла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурология как самостоятельная научная дисциплина оформилась лишь во второй половине XX веке. Это произошло из-за того, что междисциплинарные аспекты стали все больше выходить на передний план, приковывая к себе внимание специалистов самого разного профиля: философов, историков, писателей, искусствоведов, литературоведов. С возникновением новой области знания появилась возможность применения культурологического подхода к произведениям искусства, и в частности литературы. Обращение к этой методологии становится особенно оправданным в случае, когда рассматриваемый писатель видит мир в культурологическом срезе. В связи с вышесказанным, нам представляется вполне логичным рассмотреть в этом ключе творчество Г. Мелвилла, американского писателя XIX века, поскольку в центре всего его творчества находились вопросы, составляющие предмет изучения культурологии: цивилизация и природа, взаимодействие европейской культуры и культуры диких народов, человек и его место в современном обществе, вопросы нравственности и долга, безверия и веры, Добра и Зла и их преломления в современном мире. Г. Мелвилла справедливо можно назвать писателем культурологической направленности. Необходимо также отметить, что он выражал свои культурологические взгляды не только в художественном творчестве, но и в критических статьях («Готорн и его мхи», 1851), письмах (особенно к Н. Готорну). Обширную проблематику Мелвилла можно свести к нескольким основополагающим понятиям: природа — человек — культурацивилизация — общество и личность. Писатель последовательно создавал свою теорию жизни и бытия, которую можно вычленить из его работ, и которая формировалась на протяжении всего его творческого пути.

Философские и культурологические взгляды Мелвилла перекликаются с взглядами И. Канта и Ж. Ж. Руссо. Однако наиболее интересное сходство можно найти между идеями Мелвилла, О. Шпенглера и Н. Бердяева. В некотором роде автор «Моби Дика» даже предвосхитил культурологическое учение Шпенглера о цивилизациях.

Однако подход к произведениям писателя с точки зрения культурологии невозможен без анализа творческой судьбы писателя и особенностей его времени, поскольку именно они определили основное направление его художественной и культурологической мысли.

Творческая судьба Г. Мелвилла (1819 — 1891) представляет собой одну из самых ярких страниц американской и мировой литературы. Художественное миропонимание Мелвилла являет собой сложнейший синтез отчаяния и надежды, атеизма и веры, романтических прозрений и глубокого философского и социального анализа, а также эмерсоновских и кальвинистских идей. Мелвилла справедливо причисляют к классикам американской словесности, а роман «Моби Дик» признан одним из шедевров мировой литературы.

Однако писатель был по-настоящему открыт, прочитан и по достоинству оценен лишь посмертно. И его не обошла одна из самых мучительных трагедий художника — трагедия забвения. Для многих своих современников он оставался только автором морских романовсмысл его произведений, их глубину читатели рассмотреть не сумели. Спустя много лет, к середине первой половины XX века, читателям становятся доступным глубины философского содержания произведений Мелвилла. И хотя книги Г. Мелвилла выглядят неравноценными, одни — незавершенными, дробными или статичными, другие же, напротив, — яркими, целостными, динамичными, все они являются плодом творения великого художника. Творчество Мелвилла по-разному отражает восприятие писателем действительности, до противоположностей контрастной и все же единой. Мелвилл на протяжении всей своей жизни постоянно находился в поиске, экспериментируя с формой и идеей, отражал разные грани бытияи все эти усилия были направлены на одно: познать суть жизни, природу Добра и Зла, Истину и нравственность, постичь извечный конфликт между человеком, природой и цивилизацией. Мелвилл художественно обозначил конфликт между цивилизацией и культурой, который станет центральным для философов и культурологов лишь в XX веке. По отношению к творчеству Мелвилла справедливо применить слова самого писателя о Шекспире: «Ибо в этом царстве лжи Истина не может не быть пугливой, как белый олененок в лесуи она являет свой лик — пусть и скрытый под маской и только мимолетно — лишь в удивительных озарениях.» (8−383). Однако представления об Истине у писателя с течением времени меняются, они, как и сами произведения художника, приобретают иные формы и вбирают новое содержание. В какой-то степени это объясняет тот феномен, что интерес к творчеству Мелвилла до сих пор не угас, и, хотя о нем уже написано море критической литературы, современные отечественные и зарубежные критики и литературоведы продолжают исследовать его литературное наследие. Вечно изменяющийся мир Мелвилла настолько глубок, что продолжает манить к себе, он притягивает как профессиональных литературоведов и критиков, так и обычного читателя. Г. Мелвилла можно справедливо назвать размышляющим писателем, писателем-философом и даже писателем культурологической направленности. Мелвилл выражал свои взгляды не только в художественной и образной форме, но и в откровенно философских рассуждениях, которые являются неотъемлемой частью любого произведения писателя. Однако эти рассуждения проходят не на уровне философско-теоретических обобщений, а на уровне социокультурных, поскольку Мелвилл изучал современное западное общество и его ценностно-нормативные механизмы. Писатель проводил сравнительный анализ различных культур (европейской культуры, вступившей в стадию цивилизации, и культуры диких племен). Необходимо также отметить своеобразие культурологии.

Мелвилла, которая сосредоточена на постижении духовного содержания понятий культуры, цивилизации, личности и природы.

Для глубокого осмысления произведений Мелвилла необходимо обратиться к истории Америки XIX века, поскольку именно она определила направление философских и культурологических исканий писателя.

XIX век — время расцвета американского романтизма, который был своеобразным ответом творческой интеллигенции на социальную и политическую нестабильность Европы и Америки XIX столетия. США переживали сильные изменения социального, экономического и политического характера. Происходил постепенный переход от аграрного к промышленному хозяйству. В стране росла деловая активность, а вместе с нею и классовое расслоение общества. Естественно, литература отражала все эти перемены. Первоначально романтический протест против новых форм жизни не был столь категоричным, но постепенно лояльность уходила, уступая место разочарованию. Один из первых американских романтиков В. Ирвинг относился достаточно мягко к социальным изменениям, порою считая их даже уместными, но в тоже время с ностальгией рисовал картины размеренной жизни ушедших времен. Поэтому вполне возможно рассматривать литературу 10−20 годов XIX века как прелюдию к американским романтическим утопиям 30−40 годов, толчком для расцвета которых послужил сильный экономический кризис 1837 года. К тому же стал формироваться новый социальный класс — зарождающаяся американская буржуазия, что сопровождалось резкой сменой нравственных и духовных ценностей, составляющих основу любой культуры. Этим объясняется появление и развитие трансцендентализма, романтического философско-литературного движения 30−40 годов, критиковавшего просветительский рационализм и буржуазную цивилизацию.

Одна из наиболее значимых черт американского романтизма — его глубокая противоречивость. С одной стороны, писатели-романтики отвергли утопию просветительства, с другой же, на ее месте они стали возводить новую утопию — романтическую. Ломка культурных ценностей привела к обострению вопроса о роли и месте личности в истории и жизни общества.

Литература

и искусство отражали конфликты межличностного характера, а также состояния «культурно обусловленной психологической фрустрации индивида» (206−64).

Писатели-романтики (среди них В. Ирвинг, Ф. Купер, Н. Готорн, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо и, конечно же, Г. Мелвилл) пытались найти положительную модель социального устройства. Они искали ее и в теории, и на практике. В 40-е годы в США возникли общины, которые пытались строить свою жизнь на экономических и нравственных принципах, отличавшихся от тех, что господствовали в американской реальности. Все это нашло отражение в литературе США. Роман Ф. Купера «Колония на кратере» (1.848) и повесть Н. Готорна «Блайтдейл» (1852) уже полны недоверия не только к утопическим предприятиям 40-х годов XIX века, но и выражают сомнения в американском образе жизни в целом. Нельзя не вспомнить и романтическую робинзонаду Торо «Уолден, или жизнь в лесу» (1854), где писатель предложил свой рецепт физического и духовного выживания для каждого отдельного человека. И это было свойственно большинству американских романтиков, которые все же пытались хотя бы в теории создать свой собственный идеал, воплощенный в отдельном человеке или в сообществе людей. С одной стороны, писатели-романтики искали свой идеал для реальной жизни, с другой — находили его вдали от нее и таким образом полностью отрывались от действительности. К примеру, Готорн идеализировал нравы старинных английских поселений («Майский шест Веселой Горы»), Купер обрел свой идеал в жизни фронтирсменов и пионеров («Зверобой», «Следопыт»), Торо видел выход в отречении от общества и в жизни наедине с природой. Все эти искания были продиктованы реальными социокультурными противоречиями. Иными словами, писатели отражали конфликт между цивилизацией и природой, культурой и цивилизацией, личностью и современным западным обществом.

Вышесказанное справедливо и по отношению к творчеству Г. Мелвилла, который идеализировал безоблачную, счастливую жизнь дикарей, не знающих и не сталкивающихся с цивилизацией («Тайпи», «Ому»). Таким образом, на первом этапе творческого пути Мелвилла философские и культурологические взгляды писателя во многом совпадают со взглядами Ж. Ж. Руссо. Следует также отметить, что у писателей-романтиков в центре внимания было не столько идеальное общество, сколько нравственный идеал человека, ведь именно личность определяет общество. Мелвилл изучал влияние цивилизации на личность, а, следовательно, и на общество. Поэтому мнение многих исследователей о том, что Мелвилл аполитичен, абсолютно несправедливо. В своих произведениях писатель иногда аллегорично, а иногда и достаточно прямо выражал свои философские, нравственные и социальные взгляды. «А ведь в действительности настоящий гений — это часть своей эпохисам гений — это и есть эпоха, и он окрашен в ее цвет» (8385). Эти слова принадлежат Мелвиллу, и они справедливы по отношению к творчеству самого писателя. Все его произведения отражают время, вопросы и проблемы, будоражившие Америку XIX века. Однако при более пристальном анализе становится очевидным, что эти проблемы и в настоящее время актуальны для западного (европейского и американского) общества.

Хотя современники Мелвилла не осознавали всю глубину философских, культурологических исканий Мелвилла, все же нельзя сказать, что признание и известность полностью обошли писателя. Ранние повести «Тайпи», «Ому», а также более поздние произведения «Редберн» и «Белый Бушлат» принесли автору успех. А вот самое главное творение художника, ставшее мировой классикой, «Моби Дик», было воспринято как явная неудача. И в этом проглядывается некий феномен Мелвилла. Это писатель, чье творчество способно дарить плоды для каждого возраста, для любых эпох, для любого читателя: XIX век оценил «Тайпи», «Ому» и «Белый Бушлат" — XX векроманы «Моби Дик», «Пьер» и позднее творчество писателя. Читатели, ищущие развлечения, выбирают «Тайпи" — тот, кто находится на духовном перепутье — «Марди», те же, кто задумываются о смысле жизни — «Моби Дика». Конечно же, такое деление достаточно условно. Однако во всех произведениях Мелвилла просматривается всемирный масштаб, а именно его и не сумели рассмотреть современники писателя. За кажущейся простотой они не увидели той глубины, к которой лишь начинает приближаться современный читатель. В то же время, благодаря именно этой внешней доступности, интерес к Мелвиллу до сих пор не угас: и критики, и литературоведы, и обычные люди воспринимают и анализируют творчество писателей, как и все искусство, через призму собственных взглядов и сомнений, через призму своей эпохи и системы ценностей.

Вследствие обилия литературы, посвященной творчеству Мелвилла, придется обращаться только к тем работам, которые имеют некоторое отношение к культурологии. До сегодняшнего дня нам не удалось обнаружить работ ни отечественных, ни зарубежных исследователей, которые всецело опирались бы на культурологические методы анализа творчества писателя, однако есть ряд исследований, так или иначе затрагивающих культурологические аспекты.

Надо признать, что значительная часть работ объединена одной темойанализом причин основного конфликта в творчестве Мелвилла, конфликта между индивидуумом и современным миром, личностными и общественными нравственными и религиозными критериями и нормами, которые являются основой духовной культуры любого общества.

Некоторые исследователи, например Р. Уивер (167), лишь описывают данный конфликт, констатируя его сложность и безысходность: «История Мелвилла — это свидетельство отчаянного стремления к побегу из безжалостного и губительного действительного мира, это бесконечная и, в сущности, трагическая Одиссея» (167−19). Исследователь считает, что Мелвилл не мог принять действительность. Однако Уивер совершенно не отмечает того факта, что писатель не только критически описывал выше обозначенный конфликт, но и целенаправленно и неутомимо искал пути его разрешения. Американский историк и публицист В. Паррингтон (102) был солидарен с Уивером. В Мелвилле он увидел духовного наследника Руссо, не рассмотрев основного противоречия между взглядами Руссо и Мелвилла: американский писатель считал возврат к природе невозможным.

О трагедийности мировосприятия Мелвилла писал Л. Мамфорд: «Мелвилл покинул плотно задрапированный мир условностей и предстал с глазу на глаз перед лицом бытия и смерти, любви и власти, зла и вечности. Он (Мелвилл — O.K.) откинул портьеры викторианских гостиных и увидел перед собой непроницаемый мрак ночи» (155−5). Т. Хиллвей (142) также усмотрел трагедийный аспект, который, безусловно, является доминантным в творчестве Мелвилла: «Мелвилл презирал традиционные взгляды на природу, .бездушный оптимизм, и другие слабости романтической эпохи. Но в то же время и в позитивных науках виделось ему нечто враждебное» (142−2). Ф. Матиссен (153) считал трагедию Мелвилла следствием бессилия художника перед господством зла и безнравственности в окружающем мире. Однако ни JI. Мамфорд, ни Т. Хиллвей, ни Ф. Матиссен, ни М. Стерн (162) или У. Седвик (160) не усмотрели того решения конфликта, которое предлагает Мелвилл и которое, по сути, делает его миропонимание не столь трагичным, как его хотели представить вышеперечисленные исследователи.

В отличие от них У. Торп (115) и Р. Мейсон (152) все же сумели разглядеть способ разрешения конфликта, который предложил Мелвилл в своих поздних произведениях, однако они трактовали его в свете своих собственных социальных и философских взглядов. Торп (как и советский исследователь Ю. Ковалев) считал, что Мелвилл склонился перед буквой закона, а Мейсон увидел разрешение трагедии цивилизации в обретении Бога. Однако, на наш взгляд, ни тот, ни другой подходы, при всей их частичной справедливости, не являются исчерпывающими.

Одним из наиболее интересных и близких к теме настоящего исследования нам представляется работа Т. У. Герберт «Мелвилл и значение цивилизации» (141), в которой автор разбирает ранние произведения Мелвилла, в частности «Тайпи». Исследователь постулирует мысль о том, что современный человек не может вернуться в мир диких племен, с чем нельзя не согласиться. Однако поскольку работа ограничивается лишь ранними произведениями, в ней отсутствует перспектива развития данной проблемы, пути ее решения, которые разрабатывались Мелвиллом на протяжении всего его творческого пути. Этими наработками ограничивается культурологическая проблематика западного мелвилловедения.

Отечественная мелвиллиана в целом также достаточно разнообразна, хотя и не столь богата, как зарубежная.

В нашей стране о Мелвилле начали писать значительно позже. Основные романы Г. Мелвилла были полностью переведены лишь в 60 годы XX века, и то не все. До сих пор некоторые произведения писателя остаются непереведенными на русский язык («Марди», «Шарлатан», «Пьер»). Первым отечественным исследователем творчества Мелвилла была Т. Сильман. Она представила нашему читателю Г. Мелвилла, посвятив ему очерк в первом томе «Истории американской литературы» (80). Т. Сильман обращает основное внимание на социально-обличительные мотивы в творчестве Г. Мелвилла, категорично причисляя автора «Моби Дика» к революционным романтикам. Усиление мотивов отчаяния в творчестве Мелвилла она относит за счет краха надежд в связи с революцией 1848 года.

В начале 60 годов XX века в нашей стране резко возрастает интерес к творчеству Г. Мелвилла. Появляются статьи А. Елистратовой (77),.

А. Старцева (113), А. Николюкина (96). Но по-настоящему Г. Мелвилла читателю нашей страны открыл Ю. Ковалев, который пристально изучил творчество писателя в целом.

В книге «Г. Мелвилл и американский романтизм» (87) Ковалев разобрал четыре романа писателя: «Тайпи», «Белый Бушлат», «Израиль Поттер» и «Моби Дик». Последнему было посвящено целых три работы: «Моби Дик» (Творческая история. Мелвилл и Шекспир), «Моби Дик» как морской, «китобойный» и социальный роман", «Моби Дик» как философский роман". Как видим из названия этих работ, Ю. Ковалев тщательно проанализировал главное произведение писателя. Ю. Ковалев обратился также к роману «Марди», посвятив ему работы «Четыре книги «Марди» (91), «Г. Мелвилл и Европа 1848 года (Европейские главы «Марди»)» (88). Исследования Ю. Ковалева настолько важны для понимания творческого наследия Мелвилла, что ни один российский критик и литературовед, занимающийся американским классиком, не может обойтись без учета этих работ. Именно в исследованиях Ю. Ковалева мы находим освещение практически всех вопросов творчества писателя, работа над которыми впоследствии перешла к другим специалистам.

Ю.Ковалев исследовал нравственные, философские, социальные взгляды Г. Мелвилла. Он детально изучил эпоху писателя, его личную жизнь, его взгляды и убеждения («Г. Мелвилл и «Молодая Америка»), Ю. Ковалев первым заговорил об амбивалентности «американского романтического миросозерцания» (95−29). Впоследствии эту тему затрагивали в своих работах Н. И. Наказнюк (95, 96) и Н. А. Шогенцукова (117). Преимущественно комментарии Ю. Ковалева находим мы в наших изданиях книг Г. Мелвилла: и в трехтомном собрании сочинений Г. Мелвилла, и к отдельно вышедшим произведениям. В творческом наследии писателя Ю. Ковалев сумел объяснить множество отсылок к американской действительности, и именно благодаря ему Мелвилл становится более понятным и вследствие этого интересным.

Свой вклад в развитие отечественной мелвиллианы в последние десятилетия XX века внесли такие исследователи, как Е. Г. Габуния (69), В. А. Камышанов (80), В. Г. Дукельская (76), Н. В. Ратушинская (108), И. Л. Новиченко (101). Последний в своей кандидатской диссертации проанализировал творческую эволюцию писателя. В. Камышанов детально разобрал новеллистику Мелвилла. Е. Габуния и В. Дукельская сделали попытку дать периодизацию творчества Г. Мелвилла. Особенно хотелось бы выделить работу Н. И. Наказнюк «Поздние романы Г. Мелвилла» (4). Проанализировав ряд произведений Мелвилла, Наказнюк подчеркивает критическое отношение к реальности, разочарование в буржуазной действительности середины XIX века. Она пишет о переходе автора «Моби Дика» на позиции «иронического романтизма», внимательно исследуя влияние немецкой романтической литературы на творчество американского классика.

Однако ни одно из вышеперечисленных исследований не подходит к произведениям Мелвилла с позиций культурологии, хотя, безусловно, многие исследователи не могли обойти вниманием отдельные культурологические аспекты. Так, Ю. Ковалев рассматривает проблемы цивилизации, культуры и личности в творчестве писателя, но его внимание привлекали чисто литературные аспектык тому же методы его исследования являются сугубо историческими и литературоведческими. Ученый затрагивал лишь некоторые вопросы культурологии, не организуя их в самостоятельный аспект исследования. Он также недостаточно полно раскрывает основные понятия «цивилизации», «природы» и «культуры».

В настоящее время культурологический подход к изучению творчества отдельного писателя и методология такого подхода находятся на стадии становления. И это определяет актуальность данной диссертации и ее теоретическую значимость.

Основная цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть и выявить культурологические взгляды Мелвилла, доказать актуальность произведений писателя, их культурологическую направленность. В свете такого подхода в задачи диссертации входит:

— определение понятий «природа», «культура», «цивилизация» в миропонимании Мелвилла;

— изучение проблемы цивилизации и ее взаимодействия с человеком и культурой;

— рассмотрение конфликта между природой и цивилизацией;

— изучение взаимовлияний различных культур;

— рассмотрение взаимоотношений человека и общества;

— изучение вопросов нравственности и долга, Добра и Зла как основополагающих аспектов в духовной культуре современного западного общества.

В результате данного исследования мы получим возможность понять феномен Мелвилла, как писателя «культурологической направленности», оценить культурологические взгляды Мелвилла и их эволюцию, более четко представить особенности западной и американской культуры в эпоху романтизма, ее основной конфликт и пути его разрешения.

Теоретической базой данной работы являются культурологические концепции Ж. Ж. Руссо, О. Шпенглера, Н. Бердяева, В. Иванова, А. Белогобазовые, фундаментальные работы по культурологии (Ю. Асоян//А. Малафеев, А. Я. Флиер, Б. Ерасов и др.), книги по истории и литературе США, работы российских, советских, американских литературоведов (Ю.Ковалев, А. Николюкин, А. Старцев, У. Торп, Р. Уивер, В. Паррингтон, А.В. Ващенко).

Основной теоретической базой исследования является работа О. Шпенглера «Закат Европы» (1918), которая раскрывает соотношение культуры и цивилизации. В вопросе соотношения человека и природы мы опираемся на научную мысль Н Бердяева о природе.

Методологическойосновой исследования являются культурологический подход в сочетании с историко-литературным и ценностно-ориентированным подходом к изучению литературного материала. Использование различных методов анализа позволяет также говорить о том, что в настоящей работе использовался междисциплинарный подход к изучению исследуемого материала.

Научная новизна диссертации определяется самой темой, которая прежде никогда не разрабатывалась ни в западной, ни в отечественной культурологии и литературоведческой мелвиллиане.

Особое значение имеет разработка культурологического подхода к анализу произведений американского писателя Г. Мелвилла. Такой поход позволил соотнести взгляды Мелвилла и крупнейших культурологов XX века О. Шпенглера и Н.Бердяева.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов и выводов при разработке курсов и чтении лекций по культурологии, истории и теории культуры, истории национальных литератур и по американской культуре.

Апробация. Положения настоящей работы были представлены на ежегодных конференциях «Россия и Запад: диалог культур» (1998, 1999, 2000 гг.), на конференциях, ежегодно проводимых Обществом по Изучению Культуры США (1998, 2000 гг.), на Ломоносовских чтения (2001 г.), а также на круглых столах, проводимых кафедрой английского языка для экономического факультета факультета иностранных языков (2001 г.). По материалам диссертации опубликованы статьи (всего пять работ).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Анализ культурологической мысли Мелвилла требует введение и тщательного разбора таких ключевых понятий, как «природа», «цивилизация», «культура», «общество» и «личность».

2. Г. Мелвилл является писателем «культурологической направленности», поскольку в центре его творчества находятся вопросы, составляющие предмет изучения культурологии.

3. Изображение пагубного влияния цивилизации как на саму природу, так и на культуру диких племен является важным аспектом творчества Мелвилла.

4. Невозможность возвращения современного западного общества в лоно природы, по Мелвиллу, является следствием закономерного поступательного развития общества.

5. Компаративный анализ культур первобытного и современного европейского обществ дает писателю возможность сделать вывод о том, что цивилизация пагубно влияет прежде всего на духовные и нравственные ценности, являющиеся основой любой культуры.

6. Конфликт между природой и Богом, с одной стороны, и личностью, с другой, рассматривается писателем как основная проблема современного западного общества.

7. Процессы, происходящие в европейском обществе XIX века, актуальны и в настоящее время. Поэтому в данном исследовании понятие «современность» включает в себя как XIX, так и XX и XXI века.

8. В отличие от Шпенглера, предсказывавшего гибель современной западной культуры, вступившей в стадию цивилизации, Мелвилл находит путь спасения, который видится ему в милосердии и нравственности, в соблюдении юридического закона, основанного на вневременных ценностях, а также в обретении Бога. Структурное членение. Диссертация состоит из введения, 4 глав,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Взгляд на творчество Мелвилла с точки зрения культурологии позволяет выявить необычайность эволюции писателя и сложный цикличный путь от надежды к разочарованию и вновь к надежде. В своих произведениях писатель сделал попытку понять истоки и причины развития западного общества, его культуры, вступившей в стадию цивилизации. Раскрывая эволюцию Мелвилла-мыслителя, можно обнаружить связь идей писателя с теориями и концепциями различных культурологов XIX—XX вв.еков. В первую очередь это относится к теории О. Шпенглера и научной мысли Н. Бердяева о природе.

Детальный анализ произведений Мелвилла дает возможность проследить, как менялось отношение Мелвилла к таким центральным понятиям культурологии, как «природа», «культура», «цивилизация», «общество», «личность». В ранних произведениях Мелвилл пытается найти идеал в жизнеустройстве дикого общества. Писатель вдохновлен природным руссоистским идеалом. В цивилизации он видит лишь негативные стороны, воспринимая ее как разрушительную силу. Природа же, напротив, представляется ему единственным спасением, способным успокоить растерзанную душу современного человека. Однако как сама жизнь, так и сюжет произведений (в данном случае «Тайпи» и «Ому») показывает невозможность возвращения человека в лоно природы. Поэтому писатель постепенно приходит к выводу о том, что подобный идеал совершенно не соответствует современному человеку: нетронутость «природных», «естественных» племен, их органичность и жизнерадостность не могут существовать в мире цивилизованного человека, который невозвратимо утратил былую связь с природой. Таким образом, Мелвилл не видит пути спасения современного западного общества в простом единении с природой. Отсюда становится естественным обращение писателя к внутреннему миру человека.

В центре внимания во втором периоде творчества писателя находится как сама личность, ее внутренние противоречия, так и различные социальные и общественные связи, поскольку разрыв человека с природой неминуемо приводит к социальным катаклизмам. Природа несколько отходит на задний план, ее место занимает цивилизация и общество. Хотя, как и в ранних произведениях, отношение автора к цивилизации продолжает быть отрицательным, Мелвилл анализирует ее уже с иных позиций. Если в «Тайпи» и «Ому» он безоговорочно осуждал и критиковал цивилизацию, то теперь Мелвилл делает попытку понять внутренние пружины цивилизации, которая живет прежде всего в душе современного человека. Поскольку одной из основных мыслей Мелвилла становится идея о неоднозначности бытия, это же можно отнести и к цивилизации. Оставив в прошлом активное отрицание, автор в своем отношении скорее приходит к иронии, горечи. Мелвилл безрезультатно ищет пути к внутренней гармонии человека и общества. Главный герой «Марди» Таджи теряет себя. Его поиск Йиллы отражает побег от внутренних проблем, от осознания бесцельности существования, что, по Шпенглеру, типично для представителя «фаустовской» культуры. Образ Йиллы — некая внешняя, связующая, упорядочивающая жизнь Таджи нить, но такая направляющая тенденция хрупка и ей суждено оборваться. Писатель видит причину этого конфликта в утрате современным человеком нравственных, духовных ценностей, составляющих культуру любого общества, а значит, и ту артерию, которая обусловливает жизнь и процветание человеческого общества. Без этого стержня человек обречен на гибель.

Принимая во внимание вышесказанное, становится логичным и закономерным появление романа «Моби Дик», в котором Мелвилл наиболее полно раскрывает истинную драму современного западного мира. Автор вновь возвращается к теме природы. Однако если в начальный период творчества писатель говорил лишь о невозможности воссоединения с природой, то в «Моби Дике» этот конфликт представляется автору истинной трагедией. В романе наблюдается слияние природного с божественным. Главный герой произведения, Ахав, возомнив себя хозяином жизни, подчиняющимся лишь своим собственным желаниям и амбициям, бросает вызов как природе, так и Богу. Вполне естественным представляется и исход такой жизни — ранняя и насильственная смерть, которая, безусловно, является возмездием природы, препятствующей человеку взять над собой верх. Безумная идея Ахава представляется лишь оборотной медалью его гордыни и самомнения, которые привели его не к гармонии, истине и счастью, а к гибели. «Моби Дик» — кульминационное и переломное произведение писателя. Внутренний конфликт героя, раскрывающийся в конфликте с природой и Богом, связанный с самовозвеличиванием человека, доходит здесь до самой напряженной точки. Цивилизация окончательно встала на путь уничтожения природы и Бога, недаром в романе так настойчиво звучит тема Апокалипсиса. Таким образом, Мелвилл утверждает мысль о ложности идеалов, которыми руководствуется цивилизованное общество.

В четвертый период творчества у Мелвилла наблюдается новое смещение акцентов. В ранних произведениях в центре внимания находилась природа, тогда как цивилизация представлялась в виде негативного фона, оттеняющего гармоничность естественного окруженияво втором и третьем периодах цивилизация и природа обнаруживают себя как равноправные антагонистические силыв четвертый период внимание Мелвилла целиком приковано к проблемам цивилизации и общества, религииприрода отступает на задний план. Окончательно сливаясь с божественным, природное становится его неотъемлемой частью. В заключительный период творчества эти понятия становятся практически идентичными и неразрывно связанными. Так, в «Пьере» в центре повествования оказывается внутренний трагедийный конфликт обыкновенного современного человека, раздавленного различными социальными условностями, бездуховностью материального начала. Однако идейные поиски продолжаютсяМелвилл не сдается, пытаясь увидеть и найти в самой цивилизации, в самом обществе силы и пути спасения. Посредством созерцания, как способа бытия и познания, Мелвилл приходит к разрешению основного конфликта. Это новое миропонимание Мелвилла, постепенно формируясь в поздних произведениях «малой прозы», окончательно оформляется в самом последнем произведении писателя — в повести «Билли Бад, фор-марсовый матрос». Трагедия, случившаяся с Билли Бадом, позволяет выявить опору, на которой может держаться мир: чувство долга, не общественного, не гражданского, а внутреннего. Такое чувство вместе с юридическим законом могут привнести в общественную жизнь порядок, который единственно может спасти человечество от гибели и полного саморазрушения. Однако над всем этим должен стоять нравственный закон, одним из проявлений которого служит милосердие и религиозное чувство. Это и является той истиной, той опорой, которую искал Мелвилл на протяжении всего своего творческого пути. И самое примечательное состоит в том, что милосердие, нравственность и религиозное чувство живы в народе, в простых людях. Таковы Измаил, Израиль Поттер, Билли Бад — лучшие герои Мелвилла.

На протяжении творческого пути Мелвилла его герой претерпел значительные изменения. В ранних произведениях он был неискушенным простым матросом, который сначала превратился в пассивного борца Таджи, затем — в активного бунтаря Ахава и созерцающего Измаила, потом — в потерявшего себя Пьера, а в дальнейшем читатель узнает его в умном, мудром, мыслящем и созерцающем рассказчике, который появляется в поздних произведениях писателя, а именно, в его рассказах. Его отношение к жизни можно охарактеризовать как действенное созерцание. Рассказчик принял жизнь, общественное устройство, постиг и прозрел не только их недостатки, но и пути преодоления этих проблем. Именно этим и объясняется тот факт, что обыкновенные матросы из «Билли Бада» существенно отличаются от матросов «Белого Бушлата». Если последние напоминали отбросы общества, то первые наделены теми нравственными качествами, которые могут спасти цивилизацию от гибели. Матросы из «Билли Бада» умеют чтить память погибших моряков, они не лишены творческого потенциала, у них даже есть зачатки религиозного чувства. В поисках истины и религиозного откровения в «Билли Баде» Мелвилл вплотную подходит к христианскому разрешению конфликта, поскольку именно милосердие является важнейшим компонентом христианского мировоззрения.

Писатель также приходит к выводу о том, что в этом несовершенном мире все неоднозначно: наравне с уродством существует и красота. Человек должен любить и принимать не только прошлое (имеется ввиду период, когда человек жил в природе, то есть дикое состояние человеческого общества), которое пассивно, а поэтому и не представляет опасностей и неожиданностей, но и настоящее, исполненное поражений и двусмысленностей. Внутреннее спокойствие, доброта, нравственность и закон, основанный на этой нравственности, милосердие могут открыть обществу путь к Истине, гармонии, красоте и вере. Человек как представитель цивилизации может самоорганизовать собственную жизнь, общественное устройство, однако он не должен самовозвеличиваться, пытаться влиять на природу, на уклады жизни других обществ и культур, напротив же, западное человечество должно научиться сосуществовать с природой, другими культурами и даже учиться у них.

В отличие от Шпенглера Мелвилл в конце своего пути более не является тотальным отрицателем цивилизации и не предсказывает скорую ее гибель. Напротив, писатель ищет пути восстановления связи цивилизации с духовными и нравственными ценностями: именно так можно возвратить цивилизацию в лоно культуры, тем самым, обеспечив ее дальнейший рост и процветание. Мелвилл выступает против ложных и искаженных форм цивилизации: лжехристианство, ложные нравственные и общественные ценности, бездуховный материализм и стяжательство.

В заключение необходимо подчеркнуть, что Мелвилл является не только гениальным писателем, но его можно назвать и выдающимся культурологом, поскольку в своих работах он выражал свои идеи не только образами, но и в многочисленных философских и культурологических отступлениях, составляющих неотъемлемую часть практически любого произведения писателя. Мелвилл предложил не только свое видение современного цивилизованного мира в его связи с культурой, традициями и историей, но и собственное решение основного конфликта современности: конфликта между природой, Богом и человеком, цивилизацией и культурой. Можно с уверенностью утверждать, что Мелвилл предвосхитил основные события XX века, тонко подметив их истоки и причины. Небезынтересным представляется тот факт, что писатель в своих работах затрагивал те вопросы, которые впоследствии переродились в самостоятельные культурологические направления (например, теория цивилизаций О. Шпенглера). Идеи Мелвилла перекликаются с идеями Ортеги-и-Гассета, А. Белого, В. Иванова, с научной мыслью Н. Бердяева и многих других мыслителей XIX—XX вв.еков.

Идеи и размышления Мелвилла настолько глубоки и всеохватны, что каждое последующее поколение будет находить все новые и новые пласты в его философской и культурологической мысли. В самом расцвете творческих сил Мелвилл сказал о Шекспире: «В гробнице Шекспира покоится нечто неизмеримо большее, нежели все написанное Шекспиром» (8−383). Эти слова можно полностью отнести и к их автору, поэтому данная работа лишь открывает перспективу более глубокого культурологического исследования творческого наследия одного из крупнейших американских писателей XIX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.М. Полн. собр. сочинений: в 30 т.т. Л.: Наука, 19 721 990.
  2. И. Сочинения: в 6 т.т. М.: Мысль, 1965, т. 4.
  3. Ф. Майлз Уоллингфорд. М.: Ладомир, 1998.
  4. Ф. На суше и на море. М.: Ладомир, 1998.
  5. Ф. Кратер. М.: Ладомир, 2001.
  6. Г. Белый Бушлат.- Л.: Наука, 1973.
  7. Г. Готорн и его «Мхи старой усадьбы». В кн.: Эстетика американского романтизма. — М.: Искусство, 1977.- С. 376−396.
  8. Г. Моби Дик, или Белый Кит. -М.: Худ. лит., 1981.
  9. Г. Ому. Москва, Географиз, 1960.
  10. Г. Энкантадас или Очарованные острова, Дневник путешествия в Европу и Левант. М.: Мысль, 1979.
  11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. -М.: Наука, 1969.
  12. Г. Д. Уолден или жизнь в лесу. М.: Наука, 1980.
  13. А.П. Собр. соч. в 30 т., дневники, т. ХУИ. М.: Наука, 1980.
  14. Р.У. Природа. В кн.: Эстетика Американского романтизма. -М.: Искусство, 1977. — С. 178−224.
  15. Melville: A Collection of Critical Essays.- ed. by R. Chase, N.Y., Prentice Hall, 1962.
  16. Melville H. Typee: A peep at Polynesian Life During a Four Month' Residence in a Yalley of the Marquesas. N.Y.: Scarborough (Ont.): New American library, 1964.
  17. Melville H. The Portable Melville: Novels, Stories, Poems, Journals, Letters. -London, 1952.
  18. Melville H. Billy Budd, sailor and other stories. Penguin English Library, 1973 .
  19. Melville H. Mardi and a Voyage Thither. The Pequod Edition of H. Melville’s Collected Works, n.d.
  20. Melville H. Moby-Dick. Penguin Popular Classics, Penguin Books, 1994.
  21. Melville H. Pierre or the Ambiguities. Penguin Books, 1996.
  22. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1990.
  23. Библия. Библейские комиссии (Духовное просвещение), 1991.
  24. Большая советская энциклопедия, в 30 т. М.: Советская Энциклопедия, 1970 — 1981.
  25. Краткая философская энциклопедия. М.: Слово, 1994.
  26. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  27. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989.
  28. Культурология: словарь. -М.: Академический проект, 2000.
  29. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
  30. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т.т. СПб.: Университетская книга, 1998.
  31. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  32. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.
  33. Эстетика: словарь. М.: Мысль, 1989.
  34. Этика: словарь. -М.: Мысль, 1989.
  35. A dictionary of culture and critical theory. Cambridge (Mass.), 1996.
  36. Biographical dictionary of twentieth-century philosophers. -N.Y., 1996.
  37. Current Literary Terms: A Concise Dictionary. London: Basingtoke, 1965.
  38. Dictionary of World Literary Terms. Boston: Writer, 1970.
  39. New World Companion to English and American Literature. -N-Y.: Popular Library, 1976.
  40. The Encyclopedia «Americana», complete in thirty volumes. Grolier incorporated, 1994.
  41. К.К. Разящая сталь Г. Мелвилла, рец. Лит. газета, 1961, 9 декабря.
  42. У.С. Функция пейзажа в произведениях Г. Мелвилла «Заколдованные острова», Внутренняя организация художественного произведения. В сб.: Межвуз. науч.-тематич. — Махачкала, 1987. — С. 28−38.
  43. И.М. Невероятная необитаемость. Лит. обозрение, 1981, № 4. — С. 102−103.
  44. В.В. Писатель и американская жизнь. М.: Прогресс, в 2-х т. т., 1967−1971.
  45. В.В. Эстетика романтизма. -М.: Искусство, 1966.
  46. А.В. О романе «На море и На суше». В кн.: Ф. Купер. На море и На суше. М.:Ладомир, 1998. — С.462−468.
  47. А.В. О романе Купера «Майлз Уоллингфорд». В кн. Майлз Уоллинфорд. — М.: Ладомир, 1998. — С. 404 -411.
  48. А.В. «Пик» или «Кратер»? Притча об Америке и о человеческой природе. В кн.: «Кратер». — М.: Ладомир, 2001. — С. 319−326.
  49. Е.И., Американская повесть XIX века: эволюция жанра. -Канд. дисс. М., 1987.
  50. Е.И. Сюжет о спасении. М.: НОПАЯЗ, 2001.
  51. Н.Я. К вопросу об эстетических взглядах Колдриджа и Вордсворта. Фил ос. науки, № 4. — М., 1967. — С. 24−36.
  52. Е.Г. Творческая эволюция Г. Мелвилла-романиста. Канд. дис. — Тбилиси, 1971.
  53. К.С. США: Эволюция буржуазного сознания. -М.: Мысль, 1981.
  54. О., послесловие в кн.: Г. Мелвилла «Энкантадас или очарованные острова. Дневник путешествия в Европу и Левант». М.: Мысль, 1979.-С. 219−223.
  55. О.Н. Особенности повествовательной структуры рассказа «Веранда» В Вестнике Удм. ун-та, 1994, № 4. — С. 55−58.
  56. А. Романтик морской стихии. В сб.: К 175-летию со дня рождения Г. Мелвилла. — М.: Книжная палата, 1994. — С. 61−63.
  57. В. Г. Творчество Г. Мелвилла 40−50 годов. Канд. дисс.-Москва, 1968.
  58. В.А. Кризис романтического метода и проблематика новеллистики Г. Мелвилла. В сб.: Вестник Московского Университета. — М., 1974. — С. 20−29.
  59. О.Р. Загадка романа Г. Мелвилла «Марди». В сб.: Россия и Запад: диалог культур. — М.: Московский Университет, 1998, вып. 6. -С. 34−46.
  60. О.Р. Неоднозначность явлений бытия в художественном творчестве Г. Мелвилла. В сб.: Россия и Запад: диалог культур. — М.: Московский Университет, 1999, вып. 7. — С. 102−109.
  61. О. Р. Ранние произведения Г. Мелвилла. Становление его идейно-художественных позиций. В сб.: Россия и Запад: диалог культур. — М.: Московский Университет, 2000, вып. 8, т. 2. — С. 22−30.
  62. Ю.В. Молодая Америка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.
  63. Ю.В. Бенито Серено, Бартлби и другие. В кн.: Г. Мелвилл «Бенито Серено». -М., 1986. — С.341−350.
  64. Ю.В. Г. Мелвилл и Европа 1848 года. (Европейские главы «Марди»). В сб.: Научные труды Кубанского Университета. -Краснодар: КГУ, 1975. — С. 21−30.
  65. Ю.В. Г. Мелвилл и американский морской роман 1840 годов. -В кн.: Белый Бушлат. Л.: Наука, 1973.
  66. Ю.В. Проблемы американского романтизма 1840 годов. Г. Мелвилл и его эпоха. Канд. диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. — Л., 1971.
  67. Ковал ев Ю. В. Четыре книги «Марди». В сб.: Сборник научных трудов Кубанского университета. — Краснодар: КГУ, 1973. — С. 16−30.
  68. Ф.О. Ответственность критики. М.: Прогресс, 1972.
  69. Н.И. Гражданская война в поэзии Г. Мелвилла. В Вестнике Ленингр. ун-та, № 20, вып. 4, 1984. — С. 61−65.
  70. Н.И. Поздние романы Г. Мелвилла: проблема метода. -Дисс. на соискание ученой степени к.ф.н. Л., 1985.
  71. А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968.
  72. А.Н. Жанры американской романтической прозы. В кн.: Американская романтическая проза. — М.: Радуга, 1984. — С. 7−32.
  73. А.Н. Г. Мелвилл. В связи со 150-летием со дня рождения амер. писателя Г. Мелвилла. М.: Лит. газета, 23.07.1969, № 30. — С. 14.
  74. И. Л. Творческая эволюция Г. Мелвилла. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Киев, 1972.
  75. Л.В. Основные течения американской мысли, в 3-х т.т. -М.: Изд-во иностр. лит, 1962−63.
  76. Н.В. Пуританское духовное наследие Н.Готорна и Г. Мелвилла. Кандидатская дисс. — М., 1997.
  77. Н. Рец. на «Моби Дик». В журнале: Звезда, 1969, № 3. -С. 222.
  78. А.И. От Уитмена до Хемингуэя. М.: Советский писатель, 1981.
  79. Т. Корабль дураков плывет по Миссисипи. Г. Мелвилл и его последний роман «Шарлатан. В журнале: Лит. учеба, 1986, № 3. -С. 183−190.
  80. У. Герман Мелвилл. В кн.: Лит. история США, — М.: Прогресс, 1977, т. 1.-С. 514−548.
  81. Н.А. Опыт онтологической поэтики. М.: Наследие, 1995.
  82. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977.
  83. Adler, Joyce Sparer. War in Melville’s Imagination. N. Y.: New York University Press, 1981.
  84. Anderson, C. R. Melville in the south seas. -N. Y.: Columbia University Press, 1939. Reprinted, New York: Dover, 1966.121 .Arvin N. Herman Melville. N.Y.: Viking Press, 1950.
  85. Auden, W. H. The Christian Tragic Hero. In New York Times Book Review. — December 16, 1945.
  86. Beaver H. Introduction and notes to „Billy Budd, Sailor and other stories“. Penguin English Library, 1973 .
  87. Bernstein, John. Pacifism and Rebellion in the Writings of Herman Melville. The Hague: Mouton, 1964.
  88. Bewley M. On Moby-Dick. In „Critical Approaches to American Literature. -N.-Y.: Thomas Y. Crowell Company, 1967, volume 1. — P. 273−289.
  89. Bowen M. The Long Encounter: Self and Experience in the Writings of Herman Melville. Cambridge University Press, 1960.
  90. Bowen M. On Billy Bud. In „Critical Approaches to American Literature“. -N.Y: Thomas Y. Crowell Company, 1967, volume 1. — P. 326 339.
  91. Braswell, William. Herman Melville and Christianity. Ph.D. dissertation. -University of Chicago, 1934.
  92. Braswell, William. Melville’s Religious Thought: An Essay in Interpretation. — N. Y.: Pageant Books, 1959.
  93. Brown E. C. Shakespeare’s Richard III and the masthead in Melville’s Moby-Dick. In Journal ANQ. — Winter 2001. — P.3.
  94. Browne B.R. Political Symbolism in „Benito Cereno“. In „Critical Approaches to American Literature“. -N.-Y.: Thomas Y. Crowell Company, 1967, volume 1. — P. 309−325.
  95. Brownell W. American Prose Masters. Cambridge, 1967.
  96. Brooks V.W. The Times of Melville and Whitman. N-Y: Stratfort Press Inc., 1947.
  97. Bryant, John. Melville and Repose: The Rhetoric of Humor in the American Renaissance. N. Y.: Oxford University Press, 1993.
  98. Chase R. Melville and Moby-Dick. In „Critical Approaches to American Literature“. -N.Y.: Thomas Y. Crowell Company, 1967, volume 1. — P.260−272.
  99. Davis M. Melville’s „Mardi“. A Chartless Voyage. Archon Books, 1967.
  100. Delbanco A. Melville has never looked better. In New York Times Book Review. — 28.10.2001, sec. 7, p. 13.
  101. Dimock, Wai-chee. Empire For Liberty: Melville and the Poetics of Individualism. Princeton: Princeton University Press, 1989.
  102. Hillway T. Herman Melville. N.Y.: Oxford University Press, 1963.
  103. Howard L. H.Melville. A Biography. Los Angeles: University of California Press, 1951.
  104. Karcher, Carolyn L. Shadow Over the Promised Land: Slavery, Race, and Violence in Melville’s America. Louisiana State University Press, 1980.
  105. Kring W. D. Herman Melville’s Religious Journey. Raleigh, NC: Pentland P, 1997.
  106. Lawrence D.H. Studies in Classic American Literature. London: Penguin, 1971.
  107. Lawrence D.H. The Symbolic Meaning. London, Centaur Press ltd., 1962
  108. Lewis R.W. An afterword to „The Confidence Man“. The New American Library of World Literature, 1964.
  109. Leyda J. The Melville Log. A Documentaiy Life of Herman Melville 18 191 891. N. Y, Harcourt Brace, 1951.
  110. Mason R. The Spirit Above the Dust. London: John Lehmann, 1951.
  111. Matthiessen, F.O. American Renaissance. New York and London: Oxford University Press, 1941.
  112. Mayoux I.I. Melville. -N.Y.: Grove Press, 1960.
  113. Mumford L. Herman Melville-N.Y.: Jonathan Cape LTD., 1929.156.01sen C. Call me Ismael. A study of Melville. N.-Y.: Reynal and1. Hitchcock, 1947.
  114. Person, Leland S. Aesthetic Headaches: Women and Masculine Poetics in Рое, Melville, and Hawthorne. Athens: University of Georgia Press, 1988.
  115. Petrulionis Sandra H. Re-reading „Bachelors and Maids“. Melville as Feminist?“ Melville Society Extracts, 1997. — P. 5−10.
  116. Rogin, Michael Paul. Subversive Genealogy: The Politics and Art of Herman Melville. N. Y.: Knopf, 1983.
  117. Sedgewick, William Ellery. Herman Melville: The Tragedy of Mind. -Cambridge: Harvard University Press, 1944.161 .Spengemann W.C. Introduction and notes to"Pierre or the Ambiguities» -Penguin Books, 1996.
  118. Stern, Milton R. The Fine Hammered Steel of Herman Melville. Urbana: University of Illinois Press, 1957.
  119. Stewart C.S. Visit to the South Seas. In the U.S. Ship Vincennes, 1829−1830.-N-Y, 1831.
  120. Thomas, Brook. Cross-Examinations of Law and Literature: Cooper, Hawthorne, Stowe, and Melville. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
  121. Thompson, Lawrance. Melville’s Quarrel With God. Princeton: Princeton University Press, 1952.
  122. Wenke, John. Melville’s Muse: Literary Creation and the Forms of Philosophical Fiction. Kent, OH: Kent State University Press, 1995.
  123. Weaver R.M. H. Melville: Mariner and Mystic. N-Y.: Pageant Books Inc., 1921.
  124. С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. М.: Правда, 1988.
  125. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977. 171. Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимноевлияние культур. Л., 1967.
  126. Асоян Ю./Малафеев А. Открытие идеи культуры. М.: ОГИ, 2001.
  127. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  128. Н.А. Предсмертные мысли Фауста. В Лит. газете. — 1989, № 12, 22 марта.-С. 15.
  129. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.т. -М.: Наука, 1994.
  130. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  131. Н.А. Сочинения. -М.: Раритет, 1994.
  132. Н.А. Из записной тетради. В кн.: Дмитриева Н. К., Моисеева А. П. Философ свободного духа. Н. Бердяев: жизнь и творчество. — М.: Высшая школа, 1993. — С. 247−262.
  133. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Лениздат, 1992.
  134. П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995.
  135. .С. Социальная культурология М.: Аспект Пресс, 1996.
  136. В. Родное и Вселенское. -М.: Республика, 1994.
  137. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
  138. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.
  139. История культуры и поэтики. М.: Наука, 1994.
  140. А. Е. Религии мира. -М.: ACT, 1996.
  141. Культурология. Отв. ред. Драч Г. В. Ростов-на-Дону, 1998.
  142. Культурология, под ред. Радугина А. А. М.: Центр, 1996.
  143. Культурология. История и теория культуры. М., 1996
  144. Культурология. История мировой культуры. -М., 2002.
  145. Культурология. История мировой культуры, под. ред. А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
  146. С.П. Основы культурологии. М.: Олимп, 2001.193 .Мифы народов мира, в 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1 т.-1980, 2 т.- 1982.
  147. О. Современная культура и Православие. -М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
  148. Просвещение, 1993. 199. Очерки по истории мировой культуры. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой.
  149. М.: Языки русской культуры, 1997. 200. Рожденственский Ю. В. Введение в культурологию. М.: ЧеРо, 1996. 201. Розанов В. В. Религия и культура. — УМСА-PRESS PARIS, 1979.184
  150. JT.A. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма. Человек в контексте культуры. Славянский мир. — М.: Индрик, 1995.-С. 83−92.
  151. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  152. Сравнительное изучение цивилизаций, составитель Ерасов Б. С. М.: Аспект Пресс, 2001.
  153. А.Я. Культурология для культурологов. -М.: Академический Проект, 2002.
  154. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.
  155. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет, в 2 т.т. Тбилиси: Мерани, 1991.
  156. Хейзинга Й. HOMO LUDENS.-M.: Прогресс-Академия, 1992.
  157. О. Закат Европы. М.: Мысль, т. 1 -1993- т.2 — 1997.
  158. М. Священное и мирское. -М.: Моск. Университет, 1994.
  159. Эстетика природы. М.: Российская академия наук, 1994.
  160. Campbell J. The power of myth. -N.Y., 1988.
  161. Culture matters: how values shape human progress. N.Y.: Basic Books, 2000.
  162. Chetwynd T. Dictionary of symbols. London: The Aquarian Press, 1993.
  163. Cultural change, mental health, and poverty. University of Centucky Press, 1969.
  164. Grossberg L., Bringing it all back home. Essays on cultural studies. Duke University Press, 1997.
  165. Lerner M. America as a civilization. -N.Y.: Simon and Shuster, 1963.
  166. McDermott J.J. Streams of experience: reflection on the history and philosophy of American culture. University of Massachusetts Press, 1986.
Заполнить форму текущей работой