Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восприятие музыки (как физическое и психическое явление) рассматривается на нескольких уровнях: акустическом, интонационном (коммуникативном) и духовно-ценностном, каждый из которых самоценен, обладает особой логикой развития и психологическими характеристиками. Мы исследовали особенности восприятия музыкального искусства на интонационном (коммуникативном) уровне. В качестве методологической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
    • 1. 1. Сущность понятия «восприятие музыки»
    • 1. 2. Семантические аспекты понимания и интерпретации музыкального произведения
    • 1. 3. Эмоциональное восприятие музыкального искусства
    • 1. 4. Восприятие музыки как процесс категоризации
    • 1. 5. Особенности понимания, оценки и восприятия музыкального искусства учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ
    • 2. 1. Методика исследования
    • 2. 2. Исследование музыкально-стилевых предпочтений учащейся молодежи с разным уровнем музыкального образования
    • 2. 3. Анализ когнитивной структуры восприятия и оценки учащейся молодежью музыкального искусства
    • 2. 4. Особенности образной репрезентации музыкальных стилей и направлений исследуемых молодежных групп
    • 2. 5. Особенности оценки музыкальных произведений учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования по шкалам семантического дифференциала
  • Выводы по второй главе

Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время искусство, в частности, музыкальное, транслируясь навязчиво и повсеместно, перестало быть уникальным, «праздничным». Вследствие кардинального изменения музыкально-культурной среды, можно говорить о появлении новых смысловых контекстов восприятия и понимания музыки современным слушателем.

С появлением психологической направленности проблемы восприятия музыки, возникают вопросы по систематизации поступающей звуковой информации, структурной организации перцептивного акта, его схематизации, различий в типах и уровнях организации восприятия музыки и др. [67- 149- 150- 151]. Актуальными также являются вопросы, связанные с интерпретацией слушателем музыкального произведения, включения в смысловые контексты субъекта восприятия и понимания [13- 67- 95- 122- 177- 181].

Идеи участия категоризации в процессах восприятия восходят к древним философамвпервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории». В современной психологии термины «категоризация», «распознавание», «опознание», «означение» часто употребляются как синонимы (C.B. Василенко, Ш. А. Надирашвили, У. Найссер, В. Ф. Петренко, В.В. Столин).

Категоризация (от греч. — kategoria — высказывание, признак) — одна из наиболее фундаментальных мыслительных операций, понимается как. «выделение наиболее широких понятий, которые отражают существенные свойства предметов или явлений объективного мира, и объединение их во взаимосвязанную систему» [80, 154].

Классическая теория категоризации была разработана Дж. Брунером и впервые изложена в 1958 году в томе VI «Генетической эпистомологии» под редакцией Ж. Пиаже. Основное положение этой теории состоит в том, что «всякий перцептивный опыт есть конечный продукт процесса категоризации».

32]. Категоризация предмета при этом понимается как отнесение его к какому-либо классу, или как идентификация. Автор вводит понятие «стратегии категоризации», т.к. в основе восприятия лежит процесс принятия решения.

В социальной психологии (теория социальной идентичности Г. Тэджфела) категоризация — это процесс приписывания тем или иным индивидам определенных характеристик на основании их принадлежности к социальным группам. В общей психологии под категоризацией понимают психический процесс отнесения какого-либо объекта (переживания, события) к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, стереотипы поведения.

Процесс категоризации непосредственно включен в процесс восприятия. Содержание понятия категоризации в когнитивной психологии соответствует положению об опосредствовании психических процессов социально выработанными эталонами-обобщениями, несущими в себе совокупный общественный опыт. Носителями этого опыта являются, прежде всего, семантические структуры естественного языка (вербальные значения) — формой фиксации опыта также могут выступать символы, ритуалы, формулы, схемы.

Проблему слухового узнавания музыкального стиля (эпохи), «обобщения через стиль» рассматривает Г. В. Иванченко, определяя ведущую роль инвариантов в категориальной организации восприятия и интерпретации музыки. Понятие перцептивного инварианта (визуального восприятия) в психологической науке связано, в первую очередь, с трудами Дж. и Э. Гибсонов [178]. Это те составляющие целостной картины воспринимаемой ситуации, которые являются постоянными при одновременном изменении других ее составляющих.

Феномены стилевой категоризации раскрываются через понятие «музыкальный стиль» и рассматриваются как «устойчивые обобщающие категории» (А.Н. Сохор), которые формируются в результате музыкально-интонационного слухового опыта, т. е. повторных музыкальных восприятий. В данных обобщающих категориях фиксируется практика социально-психологического функционирования музыкального искусства, его восприятия и понимания. С этой позиции, каждый из музыкальных стилей является не только эстетическим, но и социально-психологическим феноменом.

Так, до настоящего времени открытым остается вопрос выделения ведущих инвариантов (стилевых, жанровых и т. д.) в категориальной организации восприятия музыки, а также влияния профессионального музыкального образования на структуру восприятия музыки.

Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантических пространств Ч. Осгуда (метод семантического дифференциала) и теории личностных конструктов Дж. Келли (метод репертуарных решеток) и включает в себя использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта. Отечественная психосемантика базируется на методологических позициях школы U.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и близкой ей школы С. Л. Рубинштейна.

В музыкальной энциклопедии восприятие музыки определяется как сложный многоуровневый процесс, включающий физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку. Это непосредственно-чувственное восприятие внешней (звуковой) стороны музыкальной формы. В качестве непосредственного объекта изучения и исследования восприятие музыки как процесс выступил только в конце XX века, в рамках музыкознания. Восприятию музыки как музыкально-слуховой деятельности посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей С.Н. Беляевой-Экземплярской, А. Л. Готсдинера, З.Г. Казанджиевой-Велиновой, Г. Н. Кечхуашвили, А. Г. Костюка, Е. В. Назайкинского, В. Д. Остроменского, Г. С. Тарасова, В. М. Цеханского и др. Психологическая тенденция берет свое начало в работах Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, Б. Л. Яворского.

Проблемы эмоционального восприятия музыки многоаспектно исследуются в работах В. М. Авдеева, М. Г. Арановского, Л. Л. Бочкарева, Л. С. Брусиловского, Л. М. Веккера, Л. Я. Дорфмана, М. Смирнова, В. Холоповой, В. Морозова, В. Медушевского, Л. П. Новицкой, С. Gabriel, I. Crickmire и др. В эстетическом и психологическом аспекте проблема разграничения обыденных и художественных представлений и эмоций, поставленная в 30-е годы прошлого столетия Л. С. Выготским, получила развитие в исследованиях М. Ш. Бонфельда, В. Г. Ражникова, С. Х. Раппопортавопросы художественного моделирования эмоций рассматривались В. В. Медушевским, В. И. Петрушиным, С. Х. Раппопортом. Проблема музыкальных потребностей изучалась Г. С. Тарасовым, Л. М. Кадцыным.

Одним из приоритетных является вопрос о понимании и интерпретации эмоционально-смыслового музыкального кода, содержании главной составляющей музыкального произведения — музыкальной интонации. Впервые термин «музыкальная семантика» употребил в 1925 г. академик Б. В. Асафьев, один из основоположников советской музыкальной теории, в работе «Музыкальная форма как процесс» (чЛ). Именно он разработал теорию интонации, где определил музыку как «искусство интонируемого смысла». Разработка этой теории составляет традицию отечественного музыкознания (М.Г. Арановский, И. И. Земцовский, А. Ф. Лосев, В. В. Медушевский, М. Михайлов, Е. В. Назайкинский, Е. М. Орлова, В. Н. Холопова, Т.В. Чередниченко).

В настоящее время направления современной музыки (эстрада, рок и др.) широко распространены среди всех групп слушателей, культивируя потребителей псевдомузыкальной культуры с ограниченными, развлекательно-агрессивными притязаниями. Так называемый психологический комфорт обеспечивается за счет развлекательности, простоты, доступности, шаблонности, аэмоциональности восприятия музыки, т. е. за счет удовлетворения простейших музыкальных потребностей слушателя. Отсутствие у молодого поколения музыкальной культуры, являющейся превентивной «музыкально-психологической вакцинацией» [166, 33], лишает слушателя высших музыкальных потребностей, т. е. ценностного, нравственно-этического и художественно-эстетического компонентов восприятия и познания музыкального искусства. С этих позиций изучение психологии восприятия музыки современной молодежью приобретает особую социальную значимость.

Достаточно известны слова Б. Асафьева: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение» [15, 166]. Таким образом, именно критерий наличия усилий для восприятия произведений искусства, может быть «эвристическим основанием для различения эндоксального и парадоксального дискурсов» [68, 74].

Сегодня можно встретить множество определений восприятия музыки: «музыкальное восприятие/мышление» (В.В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Б.М. Теплов), «наблюдение/слушание», «музыкально-слуховая деятельность/слуховое восприятие» (В.М. Авдеева, Л. Л. Бочкарев, Л. М. Кадцын, Г. С. Тарасов), «интеллектуальное восприятие» (Г.В. Иванченко), «освоение/познание музыки» (М.Г. Арановский), раскрывающих ту или иную его особенность. Таким образом, в современном психологическом научном знании нет полного и единого понимания сущности восприятия музыки, что подтверждает теоретическую неоднозначность и сложность исследуемого феномена. Налицо явное противоречие между целостно-динамической природой чувственного восприятия музыкального искусства, его процессуальностью и аспектно-результативным способом его познания (стороннее наблюдение либо активное освоение, познание).

Отсутствие обобщенных и теоретически обоснованных представлений о взаимосвязи уровня музыкального образования слушателя и категориальной организации восприятия музыки, в частности — роли ведущих музыкальностилевых инвариантов, определило исследование этой взаимосвязи в качестве проблемы диссертационного исследования.

Объект исследования: психологические особенности восприятия музыки.

Предметом исследования является категориальная организация восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования.

Цель исследования: выявить особенности категориальной организации восприятия музыки современной учащейся молодежью в зависимости от уровня ее музыкального образования.

Гипотезы исследования:

1. Различия структур категориальной организации восприятия музыки по сложности (дифференцированности) и направленности опосредованы уровнем музыкального образования учащейся молодежи и стилевыми характеристиками музыкальных произведений.

2. Музыкальные предпочтения и музыкальные потребности современной учащейся молодежи, выступающие в качестве предкоммуникативной установки восприятия, по уровню и направленности обусловлены музыкальным опытом и образованием слушателей.

3. Структура образной репрезентации музыкальных стилей и направлений представляет собой совокупность музыкально-стилевых инвариантов, опосредующих потенциальное семантическое поле восприятия и оценки музыкальных произведений.

В соответствии с поставленной целью и гипотезами определен следующий комплекс задач:

1) систематизировать основные теоретические и эмпирические разработки по проблеме исследования;

2) разработать методическую схему и инструментарий для эмпирического изучения психологических особенностей категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью;

3) исследовать зависимость структуры категориальной организации восприятия музыки от музыкального образования слушателей и стилевых характеристик музыкальных произведений;

4) исследовать музыкальные потребности и музыкально-стилевые предпочтения исследуемых молодежных групп как предкоммуникативную установку восприятия музыки.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составляют классические теории, раскрывающие сущность психологии восприятия как перцептивного процесса в рамках когнитивного направления (Дж. Брунер, Дж. Миллер, У. Найссер, Г. А. Саймон), как активное изучение, выполняемое во времени (Р. Арнхейм, П. Линдсей, Д. Норманн), как событие (В.А. Барабанщиков), как действие или активность (Л.А. Венгер, Ю. Б. Гиппенрейтер,.

A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, А.Н. Леонтьев).

Основной категорией исследования является фундаментальное понятие отечественного музыкознания — «музыкальная семантика», интонационная теория Б. В. Асафьева. Диссертационное исследование опирается на разработки в области психологии музыкальной деятельности (Л.Л.Бочкарев, Ю. А. Цагарелли, Г. М.Цыпин), в частности, психологии восприятия музыки (Г.В.Иванченко,.

B.Г.Ражников, П. А. Сабадош, В. М. Цеханский, Б.Л.Яворский). Концептуальной основой исследования выступают разработки отечественных и зарубежных исследователей в рамках психосемантического подхода (Е.Ю. Артемьева, В. В. Кучеренко, Ч. Осгуд, П. Танненбаум): концепция семантического пространства как операциональный анализ индивидуальной системы значений (В.Ф. Петренко), психосемантический подход к восприятию и оценке музыкальных произведений (Л.Я. Дорфман, Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьев, П. А. Сабадош, М. Imberty, I. Crickmire).

Методы исследования. Основой нашего исследования явились теоретический анализ и синтез психологической, музыкально-психологической и музыковедческой литературы отечественных и зарубежных авторов о психологии восприятия музыки и психологии восприятия как перцептивного процесса.

Методы сбора информации включили в себя: анкетирование, опрос, тестирование, метод контент-анализа, методика сортировки (при процедуре классификации), метод экспертных оценок, разработанные автором «Анкета музыкально-стилевых предпочтений», метод направленного ассоциативного эксперимента (по В.Ф. Петренко), методика семантического дифференциала.

Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью математико-статистических методов: факторного анализа, коэффициента конкордации W Кэндалла, критерия ф*-угловое преобразование Фишера, коэффициента пересечения Дж. Диза, ¿-/-критерия Манна-Уитни, коэффициента одномоментной надежности а-Кронбаха. Интерпретационные методы: методы описательной психологии. Для статистической обработки данных использовался стандартный пакет статистических функций MS Excel и пакет статистической обработки данных STATISTIC, А 6.0 for Windows. ;

Эмпирическая база исследования. Общая численность респондентов, охваченных исследованием, составила 367 человек обоих полов, в возрасте от.

14 до 27 лет: школьники старших классов, студенты ССУЗ и ВУЗ г. Самары с разным уровнем музыкального образования. ;

Достоверность и надежность результатов, представленных в i диссертации, обусловлены согласованностью эмпирического исследования с теоретико-методологическими позициямикомплексным применением методов, адекватных поставленным целям, задачам и соответствующих логике исследованиярепрезентативностью экспериментальной выборкиt эмпирической проверкой выдвинутых гипотезсовокупностью количественного и качественного анализа полученных данных и интерпретации результатов исследованиянадежностью используемых методик. Научная новизна исследования:

— обобщен и конкретизирован научно-понятийный аппарат психологии восприятия музыки, сформулировано понятие категориальной организации восприятия музыки как процесса идентификации слушателем структуры музыкально-стилевых инвариантов. При этом музыкально-стилевой инвариант — совокупность средств музыкальной выразительности, которые остаются постоянными в рамках одного музыкального стиля;

— впервые выявлены структуры категориальной организации восприятия музыки у исследуемых молодежных групп, проанализированы различия факторов влияния по их направленности и дифференцированности, обусловленные уровнем музыкального образования слушателей;

— выявлены и проанализированы различия структур когнитивной сферы восприятия и оценки учащейся молодежью музыкального искусства;

— выявлены и проанализированы структуры образной репрезентации различных музыкальных стилей и направлений учащейся молодежи;

— разработан и апробирован авторский метод направленного ассоциативного эксперимента для исследования мотивационно-потребностной сферы (музыкальных потребностей) и инвариантных музыкально-стилевых представлений учащейся молодежи;

— исследована мотивационно-потребностная сфера (музыкальные предпочтения и музыкальные потребности) современной учащейся молодежи: выявлены различия в уровне и направленности;

— разработана и апробирована авторская методика семантического дифференциала, направленная на исследование категориальной организации восприятия музыкальных произведений учащейся молодежьюподтверждена ее надежность;

— эмпирически доказано влияние музыкального образования слушателя на сложность (дифференцированность) и направленность категориальной структуры восприятия музыкальных произведений.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе и систематизации существующих направлений теоретических и эмпирических исследований в области психологии восприятия музыки. Полученные эмпирические результаты расширяют общеметодологические подходы и психологические представления о сущности категориальной организации восприятия музыки как процесса идентификации слушателем структуры музыкально-стилевых инвариантов. При этом музыкально-стилевой инвариант восприятия музыки понимается как совокупность средств музыкальной выразительности, которые остаются постоянными в рамках одного музыкального стиля или направления. Данное исследование также позволяет расширить научное понимание психологии профессиональной деятельности музыканта в системе «человек-образ».

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его междисциплинарным характером. Разработанные методики диагностики восприятия, понимания и оценки учащейся молодежью музыкального ' искусства показали свою пригодность для научных и прикладных исследований на российских выборках. Выявленные в результате исследования психологические закономерности восприятия и понимания музыки учащейся молодежью могут быть применены в музыкальной педагогике, диагностике восприятия музыки, лечебно-профилактических целях (музыкопсихотерапия, психо-эмоциональная коррекция, духовно-эстетическая реабилитация) в работе социально-психологических служб. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий для широкого круга специалистов: практических психологов, музыкальных и социальных работников, специалистов в сфере обслуживания, рекламных технологий и т. д., на курсах повышения квалификации.

Положения, выносимые на защиту: 1. Категориальную организацию восприятия музыки следует понимать как процесс идентификации слушателем структуры музыкально-стилевых инвариантов. При этом музыкально-стилевой инвариант восприятия музыки как перцептивного процесса понимается как совокупность средств музыкальной выразительности, которые остаются постоянными в рамках одного музыкального стиля или направления.

2. Категориальная, организация восприятия музыки учащейся молодежью обусловлена уровнем ее музыкального образования: категориальная структура различается по уровню и направленности факторов влияния. В восприятии и оценке музыкальных произведений учащейся молодежью с высоким уровнем музыкального образования эмоциональные категории, более дифференцированы и играют ведущую роль, наряду с эстетическими категориямикатегориальная структура восприятия более сложная и характеризуется субъектной направленностью. У групп с низким уровнем музыкального образования восприятие музыки характеризуется внеличностной направленностью, где ведущую роль играют эмоционально-оценочные категории и категории социальной идентичности.

3. Мотивационно-потребностная сфера (музыкальные предпочтения и музыкальные потребности) исследуемых молодежных групп с разным уровнем музыкального образования различается по направленности и дифференцированности в целом, а также в образовательных группах «Школа-ССУЗ» и «ССУЗ-ВУЗ».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на расширенных заседаниях кафедры социальной психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Статьи, материалы и тезисы исследования были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Ознобишинские чтения» (Инза, 2006, 2008), «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2007), «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)» (Самара, 2007), «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2007), «Ломоносов-2008» (Москва, 2008). Основные результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных публикациях в объеме 4 п.л.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и приложения. Работа изложена на 178 страницах, содержит 9 таблиц, 4 рисунка, 8 приложений. Библиографический указатель включает в себя 195 наименований, в том числе 25 на иностранных языках.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и семинарских занятий для широкого круга специалистов: практических психологов, музыкальных и социальных работников, в сфере обслуживания, рекламных технологий и т. д., на курсах повышения квалификации. Данное исследование также позволяет расширить научное понимание психологии профессиональной деятельности музыканта в системе «человек-образ».

Таким образом, подводя основные итоги проведенной теоретической и эмпирической работы, можно сделать следующие выводы, обобщающие результаты всего диссертационного исследования:

1. Категориальная организация восприятия музыки представляет собой процесс идентификации слушателем структуры музыкально-стилевых инвариантовпри этом музыкально-стилевой инвариант понимается как совокупность средств музыкальной выразительности, которые остаются постоянными в рамках одного музыкального стиля.

2. Для эмпирического исследования психологических особенностей категориальной организации восприятия музыки правомерным является использование методов психосемантики: направленный ассоциативный эксперимент (для изучения мотивационно-потребностной сферы, особенностей образной репрезентации музыкальных стилей) и метод семантического дифференциала (для изучения категориальной организации восприятия музыкальных произведений).

3. Различия структур категориальной организации восприятия музыки по сложности (дифференцированности) и направленности опосредованы уровнем музыкального образования учащейся молодежи и стилевыми характеристиками музыкальных произведений.

4. Структура образной репрезентации музыкальных стилей представляет собой совокупность музыкально-стилевых инвариантов. Выступая в качестве потенциального семантического поля, они опосредуют категориальную организацию восприятия музыкальных произведений.

5. Влияние стилевых характеристик музыкальных произведений на согласованность интегральных оценок обусловлено уровнем музыкального образования слушателей: у более компетентных слушателей показатели согласованности выше, чем у слушателей с низкой компетентностью.

6. Музыкальные предпочтения и музыкальные потребности современной учащейся молодежи выступают в качестве предкоммуникативной установки восприятия музыки. По уровню и направленности они обусловлены опытом музыкальной деятельности (слуховой, исполнительскойкомпозиторской, аналитической и др.) и музыкальным образованием слушателей.

7. Высшие (надличностные) музыкальные потребности выявлены в группе музыкально компетентных слушателей, что определяет установку на восприятие концептуального содержания музыкального искусства, осмысление проблем соотношения «Я-Общество», «Среда-Мир» как соотношение ценностей. Простые (внеличностные) музыкальные потребности выявлены у «немузыкантов»: ведущие категории — простые эстетические и эмоционально-оценочные.

8. В группе «немузыкантов» выявлена меньшая дифференцированность (диапазон) музыкальных интересов и направленность на стили так называемой «легкой» музыки — эстраду, музыку для релаксации, клубную музыку, рэп и др. В группе «музыкантов» выражена направленность на академические музыкальные стили (классику, народную академическую и духовную музыку, джаз, авангард в академической музыке) — данная направленность — постоянное и устойчивое свойство музыкальных предпочтений данной группы, возрастающее с увеличением их профессионального слушательского опыта.

Таким образом, подтверждаются гипотезы о различиях категориальной структуры восприятия музыки, обусловленных уровнем музыкального образования слушателя и стилевыми характеристиками музыкальных произведений.

Полученные результаты позволили сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Разработанные психодиагностические методики можно использовать с целью исследования мотивационно-потребностной сферы слушателя, психокоррекции эмоциональной сферы личности (расширении сферы доступных эмоциональных переживаний), т.к. расширение вербального словаря позволяет расширить границы не только понимания и адекватной интерпретации эмоций, но также их переживания и трансляции и др.

2. Полученные структуры категориальной организации восприятия музыки позволяют обозначить вектор работы с целью активизации музыкально-перцептивной функции слушателя (например, в профессиональной деятельности музыкантов):

— субъектности восприятия музыки (мотивация к восприятию «сложной» музыки, эмоциональная избирательность, ценностное отношение и т. д.);

— активности музыкально-перцептивного процесса (оригинальность и глубина восприятия, адекватность интерпретации, личностные смыслы, включение процессов категоризации и др.).

Данная диссертационная работа позволяет наметить некоторые перспективные направления исследования в рамках поставленной проблемы. Предметом изучения могут стать специальные когнитивные способности, определяющие и регулирующие уровень восприятия музыки различными социальными, возрастными и тендерными группамисовершенствование психодиагностических процедур по выявлению уровня музыкальных потребностей и предпочтений, категориальной организации восприятия музыки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического, анализа научных источников мьь определили понятие «восприятие музыки» как психологической категории, где существенную роль играют понятия динамичности, или процессуальное&trade-, а также активности самого субъекта восприятия музыкального произведения.

Так, восприятие музыки представляет собой активный, динамический процесс воссоздания в. сознании слушателя музыкального образа-произведения при непосредственном его слушании. Отражение в сознаниислушателя музыкального образа произведениявключает в себя, с одной стороны, чувственные компоненты, связанные с непосредственным слуховым восприятием, с другой — ментальные компоненты, связанные с когнитивными схемами (моделями, эталонами), хранимыми в памяти. Данные сенсорные эталоны или. музыкально-стилевые инварианты, т. е. системы звуковых организаций, грамматических конструкций, жанровых и стилистических установок являются потенциальным семантическим полем в восприятии и интерпретации музыкального произведения слушателем.

Существенную роль в восприятии музыки играет музыкальное образование, включающее^ в себя опыт музыкальной деятельности, а также мотивационно-потребностные детерминанты: музыкальные потребности и музыкально-стилевые предпочтения слушателя, выполняющие роль предкоммуникативной музыкальной установки • слушателя, в процессе восприятия музыкальных произведений.

Особое значение имеет апперцепция — накопленные знания, опыт повторных музыкальных восприятий, отработанные языковые эталоны слушателя, создавая установку на восприятие, определяя его направленность, избирательность. Были выделены важные компоненты системы музыкального опыта:

— интонационный тезаурус,.

— музыкально-эстетические эталоны,.

— эмоционально-ценностная сфера,.

— мотивационно-потребностная сфера (музыкальные потребности и музыкально-стилевые предпочтения слушателя).

Методологические основы исследования:

1) объектом восприятия выступает музыка (музыкальная ткань в целом), как система организованных звуков;

2) субъектом восприятия музыки является личность со всей совокупностью психических проявлений;

3) «экологичность» перцептивного акта обеспечивают:

— принцип единства субъекта восприятия и звуковой среды (слуховое пространство как совокупность этих элементов),.

— принцип непосредственного слушания музыки (исходя из временной природы музыкального искусства, его процессуальности).

Методы исследования и анализа восприятия музыки как психологической категории должны быть обусловлены: a) закономерностями ее (музыки) выразительно-смысловой, интонационной сферы и временной природойb) музыкально-теоретическими, эстетическими закономерностями музыкально-слуховой деятельностиc) индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями субъекта восприятия музыки.

В центре нашего внимания было слуховое пространство, или симультанный (целый) музыкальный образ, субъективно выявляемые (семантические и синестетические) его характеристики.

Таким образом, в исследовании были учтены, с одной стороны, уровень музыкального образования: опыт музыкальной деятельности (слушательский, исполнительский, творческий, интерпретационный, аналитический и т. д.) исследуемых молодежных групп, характеристики их мотивационнопотребностной сферы (музыкально-стилевые предпочтения и потребности), с другой — объективные формально-музыкальные свойства музыкальных произведений (стиль, эмоциогенное содержание, лад, темп, т. е. их семантические и синестетические характеристики).

Восприятие музыки (как физическое и психическое явление) рассматривается на нескольких уровнях: акустическом, интонационном (коммуникативном) и духовно-ценностном, каждый из которых самоценен, обладает особой логикой развития и психологическими характеристиками. Мы исследовали особенности восприятия музыкального искусства на интонационном (коммуникативном) уровне. В качестве методологической позиции данного эмпирического исследования были определены образующие перцептивного процесса — это субъект (слушатель), объект (музыкальная ткань в целом) и сама ситуация восприятия, способ их взаимосвязи, формирование и развитие музыкального образа. Объектом восприятия здесь выступает музыка как система организованных звуков, субъектом восприятия музыки выступает личность со всей совокупностью психических проявлений.

Музыкальный язык отражается в сознании слушателя в виде системы сенсорных эталонов, т. е. определенных систем звуковых организаций, грамматического тезауруса, музыкально-стилистических установок. Сенсорные эталоны (музыкально-стилевые инварианты) у учащейся молодежи с разным уровнем музыкальной подготовки отличаются уровнем и сложностью.

Был рассмотрен психологический подход к художественной установке личности. Современные подходы к феномену установки трактуют широкий спектр установочных ориентаций на уровне образных репрезентаций. С этой точки зрения структурные особенности диспозиции личности могут характеризовать и структуру художественно-психологической установки, и выступать внутренней детерминантой восприятия и понимания музыкального искусства. Группы учащейся молодежи с разным уровнем музыкального образования различаются в музыкально-стилевых предпочтениях, которые являются ценностно-целевой установкой деятельности слушателя и служат внутренней детерминантой восприятия и интерпретации музыкального искусства. Высшие (надличностные) музыкальные потребности (по классификации Л.М.Кадцына) можно констатировать в группе учащейся молодежи с высоким уровнем музыкального образования, что определяет установку на постижение концептуального содержания музыкального искусства, осмысление проблем соотношения «Я-Среда», «Я-Общество», «Среда-Мир» как соотношение ценностей личности.

Были выявлены и проанализированы когнитивные структуры восприятия и оценки музыки исследуемых молодежных группвыявлены и проанализированы особенности образной репрезентации музыкальных стилей и направлений реципиентов. На основе выявленной структуры музыкально-стилевых инвариантов разработана методика семантического дифференциала как метод исследования категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью. В результате эмпирического исследования выявлено очевидное различие структур категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования. Выявленные в результате эмпирического исследования психологические закономерности восприятия и понимания музыки современной учащейся молодежью расширяют возможности психологических исследований восприятия музыки данной категории слушателеймогут быть учтены в музыкальной педагогике, при психологической диагностике музыкального восприятия, а также в лечебно-профилактических целях (музыкопсихотерапии, психо-эмоциональной коррекции, духовно-эстетической реабилитации).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически-музыкальные выразительные средства и их роль в музыкальном восприятии Текст. / В. М. Авдеев // В помощь военному дирижёру. — М., 1981, вып.1.
  2. , В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 200с.
  3. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие Текст. / Н. Я. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др.- под ред. Н. Я. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551с.
  4. , Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности: отечественная психология. М., 1999. — С. 7−94.
  5. , Б. Г. Психология чувственного познания Текст. /Б.Г. Ананьев- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. — 277,(3) с.
  6. , Б. П. Задачи психологии искусства Текст. / Б. П. Ананьев // Художественное творчество. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. 286с.
  7. , А. К истории европейской музыкальной интонационности Текст. / А. Андреев. М.: Музыка, 1996.
  8. , Г. М. Психология социального познания Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 1997. — 283с.
  9. , Т. Я. Психологический анализ аудитории телепрограмм, посвященных классической музыке Текст. / Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Л. В. Матвеева // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». 1995. — № 4. — С. 4961.
  10. Ю.Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / Анохин Петр Кузьмич- Предисл. Судакова К. В. и др.- АМН СССР. М.: Медицина, 1975. — 447с.
  11. , М. Г. Мышление, язык, семантика Текст. / М. Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
  12. , М. Г. Интонация, знак и новые методы Текст. / М. Г. Арановский // Советская музыка. 1980. — № 10. — С. 99−109.
  13. , Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Артемьева Елена Юрьевна- Под ред. Ханиной И. Б.- Предисл. Леонтьева А. А. М.: Наука: Смысл, 1999. — 349,1.с.
  14. , Е. Ю. Семантические измерения как модели Текст. / Е. Ю. Артемьева // Вестник Московского университета. — Сер. 14. Психология. — 1991.-№ 1.-С. 61−72.
  15. , Б. В. Музыкальная форма как процесс Текст. Кн. 1 и 2 / Глебов Игорь- Ред., вступ. ст. и коммент. Орловой Е. М. 2-е изд. — JL: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971. — 375, 1.с.
  16. , Р. А. Психология музыкальных предпочтений Текст. / P.A. Ахмеров, Н. В. Юртаева. 2-е изд., перераб. и доп. — Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2006. — 112с.
  17. , И. И. Музыкальность как культурогенный феномен («вторая природа» создает «вторые связи») Текст. / И. И. Ашмарин // Мир психологии. Москва-Воронеж, 2000. -№ 3. — С. 133−142.
  18. , Н. В. Поиски новой парадигмы в психологии восприятия Текст. / Н. В. Бавра // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 37−46.
  19. , В. А. Восприятие и событие Текст. / Барабанщиков Владимир Александрович- Рос. АН, Ин-т психологии. Науч. изд. — СПб.: Алетейя, 2002. — 512 с.
  20. , В. А. Системность. Восприятие. Общение Текст. / В. А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии, 2004. — 479, 1. с.
  21. , Т. А. Эмпатия и восприятие музыки Текст. / Т. А. Барышева // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузовский сборник науч. тр. — Ленинград, 1989.
  22. , В. К. Музыкальное восприятие школьников Текст. / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев // Сб. ст. под ред. М. А. Румер. М.: Педагогика, 1975. — 160с.
  23. Беляева-Экземплярская, С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
  24. Беляева-Экземплярская, С. Н. О психологии восприятия музыки Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская // М.: Русский книжник, 1924. 115с.
  25. , Л. Музыкальный жанр как система функций (психологические и семиотические аспекты) Текст. / Л. Березовчук // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. науч. тр. Вып.2. Л.: ЛГИТМиК, 1989. С. 95−122.
  26. , Н. А. Мир звуков как объект восприятия и мысли Текст. / H.A. Бернштейн. -М., 1996.
  27. , М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление Текст.: опыт систем, исслед. муз. искусства: монография / Бонфельд Морис Шлемович. СПб.: Композитор, 2006. — 646, 1. с.
  28. , JI. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания Текст. / Л. Л. Бочкарев // Вопросы психологии. 1986. — № 3. -С. 150−157.
  29. , Л. Л. Психология музыкальной деятельности Текст. / Л. Л. Бочкарев. Рос. АН, Ин-т психологии. — М.: Ин-т психологии, 1997. -350,1.с.
  30. , Дж. Психология познания Текст.: За пределами непосредств. информации / Брунер Джером С.- Пер. с англ. Бабицкого К. И.- Предисл. и общ. ред. Лурия А. Р. М.: Прогресс, 1977. — 411,(2) с.
  31. , А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / A.B. Брушлинский // М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 933.
  32. , А. В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы Текст. / A.B. Брушлинский // Известия Российской академии образования. -М: Магистр, 1999. С. 30−41.
  33. , А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики Текст. / A.B. Брушлинский // Психол. журн. 2000. — Т. 21. — № 6. — С. 5−11.
  34. Вейсова, 3. А. Типологические различия восприятия музыки и музыкотерапия Текст. / З. А. Вейсова // Психологическая наука и общественная практика: Тез. докладов. — 4.2. — М., 1983.
  35. , Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов Текст. / Веккер Лев Маркович — Под общ. ред. и со вступ. ст. Либина А. В. -М.: Смысл, 1998. 679,[6]с.
  36. , Б. М. Современная когнитивная психология Текст. / Б. М. Величковский. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  37. , Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. Психология восприятия Текст.: Учеб. пособие / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. -М.: Изд-во МГУ, 1973. 246с.
  38. , Б. М. Представление реального и воображаемогопространства Текст. / Б. М. Величковский, И. В. Блинникова, Е. А. Лапин // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 103−112.
  39. Восприятие музыки Текст.: сб. статей // Сост. В. В. Максимов. М.: Музыка, 1980.
  40. , Л. С. Психология искусства Текст. / Выготский Лев Семенович. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 572,(1) с.
  41. , Л. С. Анализ эстетической реакции Текст.: собр. тр. / Выготский Лев Семенович- коммент. Иванова В. В. М.: Лабиринт, 2001. -477, [2] с.
  42. , Б. А. О системном анализе психических состояний. Сообщение 3. Исследование структуры эмоциональных переживаний, вызванных музыкой Текст. / Б. А. Вяткин, Л .Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. — 1988.-№ 1 (38).-С. 3−8.
  43. , Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха Текст. / H.A. Гарбузов. М.- JL: Изд-во АН СССР, 1948.
  44. , Н. А. Зонная природа тембрового слуха Текст. / H.A. Гарбузов. -М.: Музгиз, 1956.
  45. , Г. В. Ф. Лекции по эстетике Текст.: [в 2 т.]. Т. 2 / Гегель Георг Вильгельм Фридрих- пер. Чернышева Б. С. [и др.]. СПб.: Наука, 2001. — 602, 1. с.
  46. , Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки Текст. / Г. Гельмгольц. — СПб., 1875.
  47. , Дж. Экологический подход к зрительному восприятию Текст. / Гибсон Джеймс Дж.- Пер. с англ. Сокольской Т. М. М.: Прогресс, 1988. -461,(1) с. j
  48. , Г. О вариантности музыкального образа Текст. / Г. О. Головинский // Восприятие музыки. Сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980.-С. 127−140.
  49. , Л. В. Экспериментальное изучение особенностей музыкальноговосприятия у подростков Текст. / Л. В. Горюнова // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1970.
  50. , А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С. 230−251.
  51. , А. Л. Музыкальная психология Текст.' / А. Л. Готсдинер. — М.: Магистр, 1993.
  52. , Н. В. Влияние различных видов, музыки на психическое состояние человека Текст. / Н. В. Гребенникова, А. Г. Васильева, Е. Г. Удачина // Невербальное поле культуры. — М., 1995.
  53. , Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения Текст. / Л. А. Джалагония // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 130−133.
  54. , Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б.И.- До донов. М.: Политиздат, 1978. — 271, 1. с.
  55. , Л. Я. Эмоции в искусстве Текст.: Теорет. подходы и эмпир. исслед. / Дорфман Леонид Яковлевич- Предисл. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 1997.-424с.
  56. , Л. Я. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства Текст. / Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, В. М. Петров // Творчество в искусстве искусство творчества. — М., 2000.
  57. , Е. Г. Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи Текст. / Е. Г. Епифанов, Н. Г. Шпагонова // Психологический журнал. -2002.-Т. 23. — № 3. С. 105−112.
  58. , В. В. Психология понимания Текст.: пробл. и перспективы / В. В. Знаков, И. С. Катрюк, Н.И. Кашубский- Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии, 2005. — 446, 1.с.
  59. , А. В: Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал Текст.: автореф. дис.. д-ра. филос. наук. / A.B. Иванов. -М.: МГУ, 1998.
  60. , Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г. В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. — 252,(4) с.
  61. , Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения Текст. / Г. В. Иванченко // Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 1. — С. 72−81.
  62. , К. Э. Психология эмоций Текст.: Пер. с англ. / Изард Кэррол Е. -СПб. и др.: Питер, 2000. 460с.
  63. , Е. П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. -752с.
  64. , Г. А. К вопросу о механизме музыкального переживания Текст. / Г. А. Ильина, С. Д. Руднева // Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С. 9−14.
  65. , М. С. Морфология искусства Текст. / М. С. Каган. Д.: Искусство, 1972.- 440 с.
  66. , М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст. /
  67. М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  68. , JI. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя Текст.: Учеб. пособие для негуманит. вузов / JI.M. Кадцын. М.: Высш. шк., 1990. -302, (1)с.
  69. , Г. Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений Текст. / Г. Н. Кечхуашвили // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 63−69.
  70. , Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.01 / Д.К. Кирнарская- СПбГУ. СПб., 2006. — 43 с.
  71. , Т. С. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки Текст. / Т. С. Князева, А. Х. Пашина // Психологический журнал. Т.22.-2001. — № 1. — С. 123−127.
  72. Когнитивные стили. Ч. 4 Текст. / Н. Г. Артемцева, Н. В. Губанкова, И. И. Ильясов, A.B. Миронычева, H.JI. Нагибина. М.: МТС А, 2003.
  73. , И. М. Психология Текст.: ил. слов.: более 600 ил. и 1700 ст. / И. М. Кондаков. СПб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс, 2003. — 508 с.
  74. , А. Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения Текст. / А. Г. Костюк // Вопросы психологии. 1963. — № 2.
  75. , Г. М. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий Текст. / Г. М. Котляр, В. П. Морозов // Речь и эмоции: материалы симпозиума АН СССР. Л., 1975. — С. 118−124.
  76. , Е. И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки Текст. / Е. И. Красникова // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 150−155.
  77. , Ю. А. Очерки по эстетике музыки Текст. / Ю. А. Кремлев. М., 1972.-С. 156−157.
  78. , Ю. А. Познавательная роль музыки Текст. / Ю. А. Кремлев. М.: Музгиз, 1963.
  79. , Е. П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е.П. Крупник- Рос. АН, Ин-т психологии, Моск. пед. гос. ун-т. М.: Ин-т психологии, 1999. — 234,1.с.
  80. , Е. П. Психологические особенности восприятия образа Текст. / Е. П. Крупник // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 150−153.
  81. , JI. А. Акустика музыкальных инструментов Текст.: Справочник / JI.A. Кузнецов. М.: Легпромбытиздат, 1989. — 367,(1)с.
  82. , Э. Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха Текст. / Э. Курт. Под. ред. Б. В. Асафьева. Пер. с нем. З. В. Эвальд. — М.: Музгиз, 1931.
  83. , В. Вопросы психобиологии музыки Текст. / В. Леви. .— Советская музыка. 1966. -№ 8.
  84. , Ж. Ф. Основные концепции и подходы в социальном познании Текст. / Ж. Ф. Лейенс, Б. Дарден // Перспективы социальной психологии. Пер. с англ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 128−156.
  85. , А. Н. Осмысленность искусства Текст. / А. Н. Леонтьев // Искусство и эмоции. Матер, межд. симп. — Пермь, 1991.
  86. , Д. А. Личность в психологии искусства Текст. / Д. А. Леонтьев // Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. — М.: Наука- Смысл, 2000. — С. 69−80.
  87. , А. Р. Основы нейропсихологии Текст. / А. Р. Лурия. — М., 1973.
  88. , Л. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки Текст. / Л. Мазель // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
  89. , Л. А. Анализ музыкальных произведений Текст. / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967.
  90. , В. В. Интонационная теория в исторической перспективе Текст. / В. В. Медушевский // Советская музыка. 1985. — № 7. — С. 66−70.
  91. , О. В. Факторный анализ для психологов Текст. / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2001. -169с.
  92. , М. Стиль в музыке. Исследование Текст. / М. Михайлов. — Л.: Музыка, 1981.-264с.
  93. , М. К проблеме стилевого анализа Текст. / М. Михайлов // Современные вопросы музыкознания: сб. статей. Отв. ред. Е.Орлова. — М.: Музыка, 1976.-287с.
  94. , В. Г. К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса Текст. / В. Г. Мозгот // Вопр. психологии. — 1991. -№ 1.
  95. , В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека Текст. / В. П. Морозов II Вестник Рос. гум. научногофонда. 1977. — № 3: — G. 234−243:.
  96. Морозов- В. П. Музыка как средство невербального воздействия на человека Текст. / В. П. Морозов // Невербальное, поле культуры. — М'., 1995. •
  97. , Е. В. О психологии музыкального восприятия. Текст. / E. Bi Назайкинский.-Mi, 1972.
  98. , Е. В. Оценочная- деятельность при восприятии музыки Текст. / Е. В. Назайкинский // сб. статей: Восприятие музыки. М., 1980.
  99. , У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной- психологии Текст. / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1981.:
  100. , Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. Пер., с англ. Текст. / Т. Нельсон.— СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384с.
  101. Новицкая- Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека Текст. / Л. П. Новицкая:// Психол. журнал. 1984. -№ 6. -С. 79−85.
  102. , Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия Текст. / Г. А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. JL, 1963. -Вып. 2.
  103. , Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления Текст.: История. Становление. Сущность / Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1984. — 302с.
  104. , Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам Текст. / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Семиотика и искусствометрия. Под ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М., 1972.
  105. , В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема Текст. / В. Д. Остроменский. Киев, 1975.
  106. , Г. И. Социально-типологические особенности восприятия музыки Текст. / Г. И. Панкевич // Эстетические очерки. Вып. 3. — М.: Музыка, 1973. С. 95−122.
  107. , Ю. В. Искусство в сфере общения Текст. / Ю. В. Петров // Эстетическая культура советского человека. Под ред. М. С. Кагана. М.: Изд-во МГУ, 1976. — С. 89−96.
  108. , В. Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
  109. , В. Ф. Психосемантический подход к восприятию искусства Текст. / В. Ф. Петренко, О. Н. Сапсолева // Психология искусства. — Самара, 2002.-Т. 2, ч. 1.-С. 3−11.
  110. , В. М. Прямое и непрямое воздействие искусства Текст. / В. М. Петров.-М., 1997.
  111. , В. И. Моделирование эмоций средствами музыки Текст. / В. И. Петрушин // Вопр. психологии. 1988. — № 5. — С. 141−144.
  112. Психология индивидуального и группового субъекта Текст. / Абульханова К. А., Барабанщиков В. А., Брушлинский А. В. и др.- Подред. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И.- Рос. АН, Ин-т психологии. -М.: ПЕР СЭ, 2002. 365,2. с.
  113. Проблемы музыкального мышления: сб. статей Текст. / Сост. и ред. М. Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974.
  114. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пос. для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. // Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 368 с.
  115. Райе, Филип. Психология подросткового и юношеского возраста Текст.: Учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак. вузов: Пер. с англ. / Райе Филип. 8-е междунар. изд. — СПб. и др.: Питер, 2000. — 616с.
  116. , В. Г. Партитурная транскрипция Текст. / В. Г. Ражников // Вопр. психологии.-1980.-№ 1. С. 137−141.
  117. , С. X. Искусство и эмоции Текст. / С. Х. Раппопорт. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1972. — 166, [2] с.
  118. , С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности Текст. / С. Л. Рубинштейн // Психология личности: тексты. -М., 1982.-С. 28−35.
  119. , С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С.Л. Рубинштейн- предисл. Абульхановой К. А., Славской А. Н. СПб. [и др.]: Питер, 2003. — 508 с.
  120. , Л. С. Возрастные особенности восприятия стиля музыкального произведения Текст. / Л. С. Самсонидзе // Серия философии, психологии, экономики и права. 1975. — № 4.
  121. , В. Е. Социальная психология искусства Текст.: Актуал. пробл. / В.Е. Семенов- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 165,[2]с.
  122. Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования: Сб. пер. Текст. / Сост. и ред. Ю. М. Лотмана, В. М. Петрова. М.: Мир, 1972.-368 с.
  123. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 349с.
  124. , П. В. Созидающий мозг Текст.: Нейробиолог. основытворчества / П.В. Симонов- Рос. АН, Отд-ние физиологии, Ин-т высш.1нерв, деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1993. — 108,(3)с.
  125. , Д. Психолингвистика. Пер. с англ. Е. И. Негневицкой Текст. / Д. Слобин, Дж. Грин // Под общ. ред. A.A. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. -336 с.
  126. , М. А. Эмоциональный мир музыки Текст. / М. А. Смирнов. -М.: Музыка, 1990. 318,[2]с.
  127. , П. П. О механизме музыкальных впечатлений Текст. / П. П. Сокальский // Музыка и психология. Вып. 1 и 2. — Одесса, 1987.
  128. , А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. статей. М., 1974. — С. 59−74.
  129. , А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки Текст.: Статьи и исследования / А.Н. Сохор- Вступ. ст. Арановского М.- Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. Л.: Сов. композитор, 1981. — 292,(3) с.
  130. , П. П. О механизме музыкальных восприятий Текст. / П. П. Сокальский // Музыкальная психология: Хрестоматия. Под ред. М. С. Старчеус. М., 1992.
  131. , Н. Д. О восприятии музыкального стиля Текст. / Н. Д. Тавхелидзе // Серия философии, психологии, экономики и права. — М., 1975.
  132. , Г. С. Проблемы музыкального мышления и восприятия Текст. / Г. С. Тарасов // Вопр. психологии. 1973. — № 1.
  133. , Г. С. Психология музыкальной потребности человека Текст. / Г. С. Тарасов // Психол. журнал. 1988. — № 5. — С. 63−70.
  134. , Б. М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б. М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
  135. , А. В. Диагностика способностей бессознательного восприятия музыки детьми Текст. / A.B. Торопова. — М., 1995.
  136. , Д. Н. Теория установки Текст. / Д.Н. Узнадзе- Под ред. Надирашвили Ш. А., Цаава В. К.- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Модэк, 1997. — 447с.
  137. Франселла Фей. Новый метод исследования личности Текст.: рук. по репертуар, личност. методикам: пер. с англ. / Франселла Фей, Д. Баннистер- общ. ред. и предисл. Забродина Ю. М., Похилько В. И. М.: Прогресс, 1987. — 232, [2] с.
  138. , В. Н. Музыка как вид искусства Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В.Н. Холопова- Моск. консерватория им. П. И. Чайковского. СПб.: Лань, 2000. — 319 с.
  139. , Ю. А. Психология музыкально-исполнительной деятельности: автореф. дис.. док-ра психол. наук: 19.00.03 / Ю.А. Цагарелли- ЛГУ. -Л., 1989.-31 с.
  140. , В. М. Экспериментальное исследование музыкального воздействия Текст. / В. М. Цеханский, Н. С. Шугрина // Проблемыэкологической психоакустики. М.: ИПАН, 1991. — С. 164−178.
  141. , Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст.: Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. М.: Интерпракс, 1994. — 373,1.с.
  142. , P. X. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) Текст. / Р. Х. Шакуров. Казань: Центр инновационных технологий, 2001 — 180 с.
  143. , Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общности Текст. / Е. Шевляков. — М.: Музыкальная академия, 1995. — № 3. С. 152 154.
  144. , В. П. От этоса к аффекту Текст.: история муз. эстетики от античности до XVIII в. / В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  145. , А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности Текст. / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -158с.
  146. , А. Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных Текст. / А. Г. Шмелев // Вопр. психологии. 1982. — № 5. — С. 36−46.
  147. , К. Происхождение музыки Текст. / К. Штумпф. Л.: Тритон, 1926.-58 с.
  148. , С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма Текст. / C.B. Шушарджан. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. — 364 с.
  149. , А. М. Опыт теоретической интерпретации семантическогодифференциала Текст. / A.M. Эткинд // Вопр. психологии. 1979. — № 1. -С. 17−27.
  150. Юнг, К. Г. Архетип и символ Текст.: Перевод / К.Г. Юнг- Предисл. Руткевича А. М.- Примеч. Бакусева В. М. и др. М.: Ренессанс, 1991. -297,(2)с.
  151. , П. М. Психология художественного восприятия Текст. / П. М. Якобсон. — М.: Искусство, 1964.
  152. , В. П. Социальное время Текст. / В. П. Яковлев. Ростов н/Д, 1980.
  153. Bigand, Е. Contributions of music to research on human auditory cognition. In: Thinking in sound: The cognitive psychology of human audition (McAdams S, Bigand E, eds.), 1993, pp. 231−277. Oxford: Oxford UP.
  154. Botte, M. C., McAdams, S, Drake, C. La perception des sons et de la musique. In: Perception et agnosies: Siminaire Jean-Louis Signoret (Lechevalier B, Eustache F eds.), 1994, pp. 55−99. Brussels: De Boeck.
  155. Bregman, A. S. Auditory scene analysis: Hearing in complex environments. In: Thinking in sound: The cognitive psychology of human audition (McAdams S, Bigand E, eds.), 1993, pp. 10−36. Oxford: Oxford UP.
  156. Chamberlain, Ph. J. Pitch and duration in recognition of music-like structures. -Percept, and Mot. Skills, 1974, v. 38 (2), p. 419−428.
  157. Cupchik, G., Winston, A. Reflection and Reaction: A Dual Process Analysis of Emotional Responses to Art// Emotions and Art. Perm, 1992.
  158. Deese, J. The structure of associations in language and thought. Baltimore, 1965.
  159. Dowling, W. J., Lung, К. M., Herrbold, S. Aiming attention in pitch and time in the perception of interleaved melodies. Perception and Psychophysics 41:642−56,1987.
  160. Gabriel, C., Crickmire, I. Emotion and music // Psychol, of Music. 1977. V. 5. N l.P. 28−31.
  161. Gibson, J. J. An Ecological Approach to Visual Perception. Boston, 1979.
  162. Handel, S. Perceiving melodic and rhythmic auditory patterns. J. Exp. Psychol., 1974, v. 103 (5), p. 922−933.
  163. Hunter, H. An investigation of psychological and physiological changes apparently elicited by musical stimuli.- Birmingham., 1970.
  164. Imberty, M. L’acquisition des structures tonales chez l’enfant. Paris: Klincksieck, 1979.
  165. Iwanwick, K. Musical cognition and aesthetic response // Psychol, of Music. 1973. V. 1, N 2. P. 7−13.
  166. Казанджиева-Велинова, 3. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикални предавания на програма «Орфей». — София, 1976.
  167. Kurth, Ernst. «Musikpsychologie». Berlin, 1931.
  168. , Т. F. «Need for resolution» ratings for harmonic musical intervals: A comparison between Indians and Canadians. J. of Cross-Cultural Psychol., 1976, v. 7(3), p. 259−276.
  169. Marks, L. E. On colored-hearing synesthesia: cross-model translations of sensory dimensions // Psychological Bull. 1975. V. 82. № 3.
  170. McAdams, Stephen, R. Llinas & P. Churchland (eds.). Audition: Cognitive Psychology, of Music. The Mind-Brain Continuum, MIT Press, Cambridge, MA. i 996, pp. 251−279.
  171. Myers, C. S., Valentine, C. W., A study of the individual differences in attitude towards tones. Brit. J. of Psychol., v. VII, 1914, № 5, p. 35−43.
  172. Neisser, U. Multiple systems: A new approach to cognitive theory // Cognition. 1994. Vol. 6, № 3. P. 225−241.
  173. Osgood, С. E., Suci, J. Y., Tannenbaum, P. H. The Measurment of Meaning. Urbana, 1957.
  174. , K., & Taymanov, R. (2003). About a measuring model of emotional perception of music. Proceedings of the XVII IMEKO World
  175. Congress (pp. 2049−2053). Dubrovnik, Croatia.
  176. Serafine, M. L. et al. The cognitive reality of hierarchic structure in music // Music Perception. Sum. Vol. 6, 1989. — P. 397 — 430.
  177. Tajfel, H. Social categorization, social identity, and social comparison. In: H. Tajfel (ed.) Differentiation between social groups. London: Academic Press, 1978, p. 61.
  178. Werner, H. Intermodale Quantitaeten (synestesien) // Handbuch der Psychologie in 12 Bd. Bd. 1, 1966.
Заполнить форму текущей работой