Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На каждом возрастном этапе своего развития человек сталкивается с различными требованиями со стороны общества. Уже давно ушло в прошлое представление о взрослости как «периоде окаменелости». Современные исследования показывают, что на самом длинном отрезке своего жизненного пути человек не просто действует в соответствии со сложившимися к данному моменту психологическими механизмами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Природа, формы и факторы самоосуществления
  • §-1.1.Самоосуществление как специфическая активность человека
    • 1. 2. Самоактуализация потенциала человека
  • §-1.3.Способы самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция
    • 1. 4. Сферы самоосуществления и подструктуры свойств человека
    • 1. 4. Сферы самоосуществления и подструктуры свойств человека
    • 1. 5. Детерминанты самоосуществления человека
  • Глава 2. Особенности самоосуществления в разные периоды взрослости
    • 2. 1. Концепции периодизации развития человека в период взрослости
    • 2. 2. Особенности развития и самоосуществления человека в разные периоды взрослости
  • Глава III. Организация и методы исследования
    • 3. 1. Общая организация и эмпирическая база исследования
    • 3. 2. Методы исследования
    • 3. 3. Методы эмпирической обработки данных
  • Глава IV. Особенности самоосуществления в разные периоды взрослости
    • 4. 1. Различия в выраженности характеристик самоосуществления, мотивационно-смысловой сферы и личностных особенностей взрослых в разных возрастных группах
    • 4. 2. Структурная организация показателей самоосуществления взрослых и их личностно-смысловой сферы (по данным корреляционного анализа)
    • 4. 3. Индивидуально-типологические варианты самоосуществления взрослых (по данным кластерного анализа)

Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование раскрывает проблему особенностей самоосуществления человека в разные периоды взрослости, являющуюся особенно актуальной в настоящее время в связи с особенностями социальной ситуации. С одной стороны, общество предлагает неограниченные возможности для творчества человека в различных областях деятельности. В век информации и тотальной конкуренции в первую очередь становится жизненно необходимым постоянное развитие и совершенствование себя, поиск все новых и новых способов приложения своих сил, реализации своего потенциала и своих способностей для достижения значимых результатов в практической деятельности, а, следовательно, и успеха. С другой стороны, человек, пытаясь всегда быть «на гребне», в какой-то момент теряет самого себя, растворяется в бесконечно меняющихся жизненных поворотах, утрачивает, как пишет В. Франкл [1990], смысл своего существования, что приводит к фрустрации и неудовлетворенности жизнью.

На каждом возрастном этапе своего развития человек сталкивается с различными требованиями со стороны общества. Уже давно ушло в прошлое представление о взрослости как «периоде окаменелости». Современные исследования показывают, что на самом длинном отрезке своего жизненного пути человек не просто действует в соответствии со сложившимися к данному моменту психологическими механизмами, но и постоянно изменяется, развивается. Возрастные психологи и акмеологи отмечают наличие как критических, так и относительно стабильных периодов на протяжении этапа взрослости, каждый из которых имеет свою специфику. Естественно, что и процесс самоосуществления в каждом из таких периодов должен иметь свои особенности. До настоящего момента в психологии рассматривалась проблема самоосуществления в аспекте изучения ее содержания, механизмов, уровней и т. п., но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ данных составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в том числе и на разных этапах возрастного развития. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью на данный момент как самой темы самоосуществления, так и ее возрастных аспектов. Ее экспериментальное изучение дает возможность выйти на решение многих психологических проблем, таких как взаимосвязь способов самоосуществления с возрастными и личностными особенностями человекароль мотивационно-смысловых, личностных, биографических факторов самоосуществления в контексте возрастного развитияособенности индивидуально-типологических вариантов самоосуществления.

Различные аспекты проблемы самоосуществления рассматривались в связи с изучением: самоактуализации (А.Маслоу, 1999; K. Goldstain, 1940; H. Heylighen, 1992 — М. Deniel, 1988; В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, 2000: Н. П. Паттурина, 2000; Е. Е. Вахромов, 2001) — личностного роста (A.Agyal, 1941; К. Роджерс, 1998) личностного мастерства (M.Horener, P. Senge, 1995) — выразительности (Г.Олпорт, 2002; W.D. Spangler & R. Palrecha, 2004) — самореализации (К.А. Абульханова-Славская, 2001; И. Б. Дерманова, 2004; JI.A. Коростылева, 2000; Б. Д. Парыгин, 1982; Ф. Перлз, 1992; Э. Фромм, 1992) — самотрансценденции (В.Франкл, 1990; A.A. Реан, 1997) — самоутверждения (P.A. Зобов, В. Н. Келасьев, 2001) — личностного самоосуществления (JI.A. Анцыферова, 1980; Б. С. Братусь, 1988; Ш. БюлерЕ.П. Варламова, 1997) — самосознания (В.В. Столин, 1984; С. Р. Пантилеев, 1990; Н. И. Сарджвеладзе, 2000) — развития потенциала (Б.Г. Ананьев, 2000; A.A. Бодалев, 1998; Б. Ф. Ломов, 1984; В. Н. Мясищев, 1954 и др.) — достижения акме (A.A. Деркач, М.И. ДьяченкоН.В. Кузьмина, 2003 и др.) психологии жизненного пути личности (К.А.

Абульханова-Славская, 2003; Е. И. Головаха, 1984; ЕЛО. Коржова, 2004) — жизненных сценариев (Э. Берн, 1999; В. Н. Дружинин, 2000) — субъектной активности (В.Н. Панферов,) — жизненных отношений и смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, 1997) — жизненных ориентаций (A.A. Грачев, 1999) — стиля и смысла жизни (Л.Н. Коган, 1983) — жизненного мира (В.Шутс, 1993).

Философский аспект проблемы самоосуществления как поиска и реализации смысла жизни и предназначения человека рассматривался практически всеми философами через анализ онтологических вопросов бытия. В русской философии этой теме большое внимание уделяли: H.A. БердяевС.Н. БулгаковА.И. ВведенскийВ.И. НесмеловВ.В. Розанов, B.C. СоловьевЕ.И. ТрубецкойС.Л. ФранкП.А. Флоренский и др.

Таким образом, проблема самоосуществления получила достаточно широкое освещение, как в специальной, так и философской литературе. Но такое многообразие подходов обнаруживает много противоречий. До настоящего времени не сложилось единого определения термина «самоосуществление». Часто, под данным термином понимают совершенно различные феномены, либо одни и те же феномены обозначают разными терминами (к примеру, термины «самоактуализация» и «самореализация» одни используют как синонимы, другие говорят об их принципиальном отличии). Еще одной особенностью изучения процесса самоосуществления стало его выделение как самостоятельной, «сверхнормативной» активности человека в противовес адаптации, но не было проведено разграничение различных форм ее (активности) проявления (т.е. способов самоосуществления). И, наконец, практически не представлено исследований, посвященных дифференциальному анализу процесса самоосуществления. Хотя и существуют отдельные попытки выделить отдельные стороны самоосуществления (самореализации, самоактуализации, самовыражения и т. п.) в связи с успешностью в различных сферах жизни человека, но совершенно не представлено работ, посвященных возрастному анализу данного явления.

Учитывая все вышеуказанные особенности изучения процесса самоосуществления, мы и построили наше исследование: выделили возможные формы или способы самоосуществления, соотнесли с личностными характеристиками, рассмотрели их особенности на различных этапах развития взрослого человека.

Целью данного исследования является определение основных форм и уровневых характеристик самоосуществления человека на разных этапах его развития в период взрослости.

Объект исследования — самоосуществление человека в разные периоды его жизни.

Предмет — особенности самоосуществления человека в период взрослости.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературных источников выделить основные формы самоосуществления, его внутренние и внешние факторы, и соотнести их с возрастными особенностями.

2. Проанализировать различия в формах самоосуществления в контексте возрастного развития.

3. Выявить взаимосвязи особенностей самоосуществления с мотивационно-личностными характеристиками и установками личности на себя в разные периоды взрослости.

4. Изучить взаимосвязи пола и социальных факторов (образование, социальное положение и др.) с характеристиками самоосуществления в разные периоды взрослости.

5. Рассмотреть индивидуально-типологические варианты самоосуществления в исследуемой выборке и их детерминанты.

Гипотеза: Самоосуществление в разные периоды взрослости имеет различные тенденции проявления: для ранних периодов более свойственна эго-ориентация в осуществлении себя, для позднихориентация на других (на служение). Индивидуально-типологические варианты самоосуществления в большей степени связаны с личностными особенностями человека и установками личности на себя, и в меньшей степени возрастно-половыми характеристиками.

Для реализации целей и задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод (метод поперечных срезов), биографический метод, метод оценки, психодиагностический метод, метод опроса.

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто понятие самоосуществления и дана характеристика: его форм (самовыражения, самореализации, самотрансценденции), индивидуально-типологических вариантов (успешных, неблагополучных, фрустрированных и адаптирующихся) и факторов самоосуществления (мотивационно-смысловых и личностных). Предлагается модель самоосуществления, на основе которой могут быть уточнены и осмыслены пути исследования особенностей конструктивного и неконструктивного самоосуществления, факторы, причины и способы преодоления последнего. Определены основные особенности самоосуществления в контексте возрастного развития в период взрослости. В частности, выявлено, что период ранней взрослости является сенситивным для личностного роста и саморазвития (самоактуализации), а приоритетной формой самоосуществления является самовыражение. Первый период средней взрослости характеризуется наличием фрустрированности стремления к самореализации. Второй период средней взрослости отличается значимостью всех форм самоосуществления. Для первого периода поздней взрослости характерно наличие мотивационно-целевого кризиса самоосуществления. Во второй период поздней взрослости данный кризис отчасти преодолевается, а самотрансценденция становится более значимой.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала исследований в области самоосуществления, на основе которого построена теоретическая модель самоосуществления человека как личности и субъекта деятельности. Теоретическая модель самоосуществления включает самовыражение, самореализацию, самотрансценденцию в их соотношение с направленностью на личностный рост и саморазвитие (самоактуализацию). Расширено представление о содержании возрастных периодов развития взрослого человека и уточнены некоторые особенности протекания кризисов 30 и 40 лет в аспекте самоосуществления. Показано, что возрастная тенденция в смене форм самоосуществления заключается в переходе от самовыражения к самотрансценденции, что существенно дополняет теорию психического развития взрослого.

Практическая значимость работы:

Анализ возрастных особенностей самоосуществления позволяет выявить новые аспекты профессионально-личностного консультирования, как в помогающей, так и в превентивной формах работы в данной области. Осуществленный в исследовании дифференциальный подход позволяет прогнозировать возможные затруднения самоосуществления в разные периоды взрослости, и наметить способы их разрешения. Описанная теоретическая модель может найти свою реализацию в разработке диагностических методов исследования особенностей самоосуществления человека. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении спецкурсов, чтении лекций и проведении семинарских занятий по психологии развития и акмеологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существуют различные формы самоосуществления: самовыражение, самореализация, самотрансценденция, — значимой характеристикой которых является вектор направленности (Я-Другой). С возрастом проявляется тенденция смещения актуальности от самовыражения к самотрансценденции, или от Я к Другому.

2. С возрастом усиливается роль смысложизненных ориентаций и установок личности на себя в оценке самоосуществления (значимости, удовлетворенности и актуальности) при этом роль личностных характеристик снижается.

3. Существуют периоды спада и подъема в самооценке самоосуществления, сопровождающиеся изменениями в мотивационно-потребностной сфере, личностных свойствах и установках личности на себя. Наибольший спад данных показателей наблюдается в периоды кризисов 30 и 40 лет, т.к. именно в эти периоды происходит оценка и переосмысление пройденного этапа и целей жизни, периодами же относительных подъемов являются возрастные группы 33−40 и 56−65 лет, что связано с относительной стабильностью данных периодов.

4. Различные формы самоосуществления сопровождаются разным уровнем выраженности стремления к личностному росту и развитию, образуя индивидуально-типологические варианты самоосуществления, которые различаются в большей степени личностными свойствами, характеристиками мотивационно-потребностной сферы и установками личности на себя, чем возрастно-половыми особенностями.

Апробация работы и ее внедрение:

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2004, 2005 г.), «Психология XXI века».

Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2005 г.). По тематике работы в течение 2005 г. проводились лекции и обучающие методические семинары со студентами колледжа «Александровский Лицей», курсантами кафедры морально-психологического обеспечения сил флота ВВМИРЭ им. Попова. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (197 наименований, из них 32 на иностранных языках) и приложения. Материал диссертации изложен на 258 страницах машинописного текста. Работа иллюстрирована 15 рисунками и 23 таблицами.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Самоосуществление личности является многогранным процессом, который может протекать в различных формах — как самовыражение, самореализация или самотрансценденция, сопровождаясь или не сопровождаясь стремлением к личностному росту и саморазвитию (самоактуализацией).

2. Возрастные различия характеристик самоосуществления проявляются в том, что общая направленность вектора активности с возрастом переходит от ценностей Эго за границы собственного существования, к признанию ценностей, лежащих вне собственного Я. Актуальность стремления к самовыражению и к самотрансценедеции изменяются: самовыражение более характерно для периода ранней взрослости, самотрансценденция — в возрасте 3440 лет и 56−65 лет. Вместе с тем, наиболее актуальным способом самоосуществления во всех возрастных группах нашей выборки является самореализация. Субъективная напряженность и неудовлетворенность процессом самоосуществления в целом остается достаточно высокой на протяжении всего периода взрослости.

3. Все характеристики самоосуществления тесно связаны с осмысленностью жизни и самоотношением. С возрастом связь данных факторов с самоосуществлением усиливается, а роль личностных характеристик при этом ослабевает.

4. Во всех возрастных группах ориентация на самоосуществление сочетается с такими личностными особенностями, как эмоциональная устойчивость (С+), легкость в восприятии нового ((^1+), склонность к риску (Н+). Успешности самоосуществления способствует адекватная ориентация во времени, препятствует же высокий уровень фрустрации (С)4+).

5. С возрастом наблюдаются изменения характеристик самоосуществления, которые имеют колебательный характер: периоды снижения совпадают с переживаемыми человеком нормативными кризисами 30 и 40 лет, а периоды относительного подъема — со стабильными периодами (20−26 лет, 34−40 лет и отчасти 56−65 лет). Колебания характеристик самоосуществления сопровождаются изменениями в мотивационно-смысловой сфере, структуре личности и в установках личности на себя.

6. Период ранней взрослости характеризуется высокими показателями самоосуществления, осмысленности жизни и позитивным самоотношением, что позволяет определить его как сенситивный по отношению к личностному росту и саморазвитию.

7. Первый период средней взрослости (27−33 года) характеризуется снижением показателей самоосуществления и значительной фрустрированностью стремления к самореализации, что сопровождается снижением показателей осмысленности жизни, удовлетворенности ею и собственной активностью. Одним из вариантов снижения фрустрации стремления к самореализации является актуализации внутренних ресурсов личности и осмысление целей жизни.

8. В возрасте 34−40 лет значимы все способы самоосуществления, а уровневые характеристики самоактуализации несколько снижаются. В мотивационно-смысловой сфере происходит поворот от эго ориентации к ценностям внешнего мира (ориентация на генеративность).

9. Первый период поздней взрослости (41−55 лет) можно охарактеризовать как мотивационно-целевой (или ценностный) кризис, что сопровождается существенным снижением параметров осмысленности жизни и самоотношения. Для выхода из кризиса требуется выход за пределы известного стереотипа мотивации и перестройка модели самоосуществления.

10. Во второй период поздней взрослости (56−65 лет) наблюдается более глубокое осмысление целей жизни и возрастание ценности альтруизма, что, возможно, позволяет отчасти преодолеть кризисные явления предыдущей фазы.

11. Анализ характеристик самоосуществления позволил выделить его индивидуально-типологические варианты: «успешные», «неблагополучные», «фрустрированные» и «адаптирующиеся». Направленность на самоосуществление оказалось в значительной степени связана с параметрами мотивационно-потребностной сферы, установками личности на себя и свойствами личности.

12.Отсутствие значимых расхождений между представителями разных кластерных групп по половым и биографическим параметрам (образование, семейное положение, количество друзей и т. д.), свидетельствует о том, что индивидуально-типиологические варианты самоосуществления практически ими не детерминированы. Но их роль меняется в возрастных группах: так пол более значим в 20−26 лет и 56−65 лет (у женщин в данные периоды более выражены характеристики самоосуществления). Уровень образования наиболее значим в период 27−33 лет как фактор, способствующий снижению фрустрации стремления к самореализации. В других возрастных группах данные факторы оказались вообще не значимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного нами исследования подтвердилась гипотеза о том, что имеются определенные особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: для ранних периодов более свойственна эго-ориентация в осуществлении себя, для поздних — ориентация на других (на служение). При этом индивидуально-типологические варианты самоосуществления в большей степени связаны с мотивационно-личностными особенностями человека и практически не связаны с возрастно-половыми.

В соответствии с первой задачей были выделены основные формы самоосуществления (самовыражение, самореализация, самотрансценденция) и создана его теоретическая модель, в которой данные формы соотносятся с направленностью человека на личностный рост и саморазвитие (самоактуализацией). В результате решения второй и третьей задач данные формы были соотнесены с контекстом развития взрослого и выявлены взаимосвязи с индивидуально-личностными характеристиками, что позволяет расширить понимание возрастных особенностей развития человека: отдельные периоды взрослости характеризуются своеобразием не только доминирующих форм самоосуществления, но и связанных с ними мотивационно-смысловых и личностных факторов. В рамках четвертой задачи было показано, что характеристики самоосуществления в разные периоды взрослости слабо связаны с полом и социальными факторами человека (образованием, социальным положением и др.) — данные факторы приобретают значимость в связи со спецификой отдельных возрастных периодов. В процессе реализации пятой задачи были выделены индивидуально-типологические варианты самоосуществления человека (успешные, неблагополучные, фрустрированные и адаптирующиеся), которые практически не соотносятся с возрастно-половыми особенностями человека.

Несмотря на то, что и формы самоосуществления, и его индивидуально-типологические варианты взаимосвязаны с мотивационно-смысловой сферой человека и его личностными характеристиками, первые в большей степени определяются возрастными особенностями по сравнению со вторыми. Это можно объяснить тем, что индивидуально-типологические варианты выделились не столько по ориентации на формы самоосуществления, сколько в целом по направленности на данный вид активности (не зависимо от того, будет ли это самовыражение, самореализация или самотрансценденция).

Данное исследование поставило и ряд проблем для более детального изучения в дальнейшем. В частности, в последующих работах могут быть уточнены и осмыслены особенности конструктивного и неконструктивного путей самоосуществления, факторы, причины и способы преодоления последнего. Описанная теоретическая модель может найти свою реализацию в разработке диагностических методов исследования особенностей самоосуществления человека. Представляется также интересным вопрос о соотношении индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик в аспекте самоосуществления индивидуальности человека. Обозначенные выше аспекты позволяют говорить о том, что результаты данного исследования открывают новые перспективы для профессионально-личностного и возрастного консультирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений -4-е изд., стереотип. -М.: Academia, 1999.-672 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина- Рос. Академия наук, институт Психологии. — Научное издательство. СПб.: Алетейя, 2001. -2991. с. [1]
  3. Абульханова-Славская Жизненная стратегия: как ее строить? /Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы. — Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М, 2003. 768 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида), — М.: «Мысль», 1997. 224 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 2. с. [2]
  6. Е. С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте / Е. С. Авербух, М. Э. Телешевская. JL: Медицина, 1976.159 с.
  7. А. Понять природу человека./ пер. Е. А. Цыпин. Ред. М. В. Козин. — СПб: «Академический проект», 2000. 256с.
  8. Акмеология: Учебник Абульханова К. А., Анисимов О. С., Асеев В. Г. и др. / под общ. ред. А. К. Деркача, В. Г. Зазыкина. СПб, М., Харьков: «Питер», 2003. — 253 с.
  9. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.-JT: Изд-во Ленинградского университета, 1974. С. 3339.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001а.-272 с.
  11. И.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е издание. — СПб и др.: Питер, 2001b. — 282 с. 13.
  12. А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО — пресс, 2001.-742 5. с. [10]
  13. А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер-бук, 2001. — 686 с.
  14. Н.Аникеенок O.A. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений. Автореферат. Казань, 1999 -23 с.
  15. Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический Журнал, 2004, том 25, № 3, с 17−24
  16. Л.И. Психологические закономерности развития личности человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980. Т.1. № 2. С. 52−60.
  17. В.Г. Возрастная психология : Учеб. пособие / Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск: ИГПИ, 1989 (1990). — 193, 2. с
  18. Э.В. Самореализация личности как психо-историческая проблема // психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 4. СПб.: изд-во СПбГУ, 2000. с. 87−100.
  19. П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни. // Психол. Журнал. 1994. № 1. с. 19
  20. Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. / Т.А. Барышева- Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2002.-205 с.
  21. Белоус В. В, Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. / М-во Образования Рос. Федерации, Пятигорский гос. лингвистический университет. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1995. — 160 с. 19.
  22. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  23. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995 — 205 с.
  24. A.A. Акме — эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека // Мир психологии. 1998. № 1 (13). С. 59−65.
  25. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-наука, 1998. 167 с. 15.
  26. В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001 -192 с.
  27. .С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3−13.
  28. .С. Нравственное сознание личности: (психологические исследования). — М.: Знание, 1985. 64 с.
  29. . С. Аномалии личности: монография М.: Мысль, 1988.301 с.
  30. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A.
  31. , JI. А. Коростылевой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. с. 38−46
  32. А.И. Самореализация личности в условиях политического общества. / http// www.platonist.narod.ru
  33. В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурные аспект. // Психол. журнал, 2002 г. № 1, с. 101−112.
  34. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998, № 5. С. 3−14.
  35. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие / Е. Е. Вахромов- Моск. пед. ун-т, Каф. психологии. М.: Междунар. пед. акад., 2001. -156,1. с.
  36. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов./ под ред. Б. А. Вяткина. — Пермь, 1992. С.36−55.
  37. Е. В., Мирошник И. М. Индивид. Личность. Постуиндустриальное общество. // Свободная мысль, 1996. № 7, с. 102−116.
  38. В.К. Психическая индивидуальность // Вестник СПбГУ 1993 № 2, с. 66−75.
  39. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 43 с.
  40. Е. И. Психологическое время личности : монография/ Е. И. Головаха- Под ред. Л. В. Соболя- Институт философии АН УССР. -Киев: Наукова думка, 1984.-207 с.
  41. Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального определения // Психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. с. 76−84.
  42. A.A. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. с.26−37.
  43. Н. Б. Исследование параметров субъект-субъектной коммуникации на материале анализа текстов. Автореф. канд. дис. СПб., 2002. 23 с.
  44. И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации.// Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. Вып.1с. 20−40
  45. И. Б. Самореализация и уровни нравственного развития // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, JL А. Коростылевой. СПб., 1998. с. 46−55.
  46. И. Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2004. с.89−101.
  47. .И. Эмоция как ценность : монография/ Б. И. Додонов. -М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  48. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  49. В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М: «Пер Сэ» Спб.: «Иматон-М», 2000 — 79с.
  50. М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости/ Психология старости: хрестоматия/ редактор-составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2004.-735 с
  51. Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. / В. И. Шинкарук, J1.B. Сохань, H.A. Шульга и др. отв. ред. JI.B. Сохань, В. А. Пехонович. Киев: Наукова думка, 1985. — 302с.
  52. P.A. Самореализация человека: введение в человекознание: учебное пособие / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев СПб: изд-во СпбГУ, 2001.-280с.
  53. Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  54. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов./ под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1992. — 123 с.
  55. И.Н. Смысло-жизненные ориентации в возрасте ранней зрелости. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000.-с. 75−80.
  56. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира. Автореф. дис. канд. психол. наук, по специальности 19.00.05 Социальная Психология. J1, 1978. — 21 с.
  57. И. Легко ли стареть?: Пер. с нем. М.: Прогресс: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996. — 206, 1. с.
  58. М. JI. Ключ к самосозиданию : монография/ М. Л. Князева. -М.: Молодая гвардия, 1990.-255 с.
  59. Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. С. 3−33.
  60. Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 292 с.
  61. Г. Психология развития, пер. с англ./ Г. Крайг- Под ред. А. А. Алексеева. -7-е международное изд. -СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  62. О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. — 1997. — № 1. С 68−84
  63. У. Теории развития. Секреты формирования личности: Пер. с англ./ У. Крэйн- Пер. О. Голубева, Пер. Н. Миронов, Пер. Л. Ордановская, Пер. М. Парсаданова, Пер. С. Рысев, Пер. С. Чилингарова. -5-е международное изд. -СПб.: прайм-Еврознак, 2002.509 с
  64. Кун М., Макпартленд Т. «Кто Я?» / психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во Дом «Бахрам-М», 2000. с. 460−469.
  65. А.Ф. Классификация личностей : С статьей проф. М. Я. Басова «Новые идеи в учении о личности"/ А. Ф. Лазурский- Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. -3-е изд., перераб. -Л.: Госиздат, 1925.-290 с.
  66. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. // Психол. журнал, 2001 г. № 3, с. 26−36.
  67. А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология"/ А. Н. Леонтьев. Ред. Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: «Смысл», 2001 -511с.
  68. Д.А. Очерк психологии личности. — М., 1997. 64 с.
  69. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. Псих., 1987 г. № 7 с. 150−158.
  70. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М., 1992.- 16с.
  71. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейской, российской и американской традиций. — 2-е издание. -М.: Смысл, 2000. 549 с. 18.
  72. . Кризисы жизни шансы жизни : Развитие человека между детством и старостью: Пер. с нем. — Калуга: Духов, познание, 1994. — 217, [4]
  73. А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании. Психология зрелости и старения -2000-№ 2. С. 6−11
  74. Личность. Внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды/ Институт образования взрослых РАО- Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская. -СПб.: Тускарора, 1996.-175 с.
  75. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156−172.
  76. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: монография / Б. Ф. Ломов- Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова — Институт психологии АН СССР. -М.: Наука, 1984.- 444 с.
  77. В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003−22 с.
  78. Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте//Психология зрелости и старения. -1999. № 3. С. 13- 17.
  79. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.- 425 с.
  80. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология зрелости. Самара: «Бахрах-М», 2003-с. 238−243.
  81. В. М. Введение в экспериментальную психологию личности : Учебное пособие/ В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. -М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  82. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. 254 с. 3.
  83. Е.П. Психические новообразования возраста средней зрелости. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000. — с.87−94.
  84. С. Психология развития: методы исследования: Пер. с англ./ С. Миллер- Пер. В. Белоусов. -2-е международное изд. -СПб.-М.-Харьков: Питер, 2002.-464 с.
  85. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997 № 2. С. 28−38.
  86. H.H. Потребность в самореализации в структуре потребностей личности. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. С.34−45.
  87. В.Ф., Ткачева НЛО. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., Изд-во МНУ, 1981.-81 с.
  88. И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Практическая психология, № 2, 2000. с. 34
  89. B.C. Проблемы генезиса личности. — М., 1985 187с.
  90. В. С. Возрастная психология : Учебник для студентов вузов- Институт Открытое общество (Фонд Сороса) (М.). -5-ое изд., стереотип. -М.: Академия, 2000.- 456 с.
  91. Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал, 1993. т. 14 № 4. с.24−31.
  92. Е.П., Харламова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения СПб.: Алетейя, 2000 г. — 224 с.
  93. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учебное пособие/ А. А. Бодалев, В. В. Столин. В. С. Аванесов и др.- Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
  94. П.К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000.-С.95−100
  95. Г. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002. 462с.
  96. Онтопсихология: Учеб. пособие / под ред. A.A. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 280 с.
  97. Осипова JL В., Тутушкина М. К. Уровни и диапозоны самоактулизации женщин/ Психологические проблемы самореализации личности: сборник научных трудов, Выпуск 5/ СПбГУ- Ред. JT. А. Коростылева, Ред. Г. С. Никифоров. -СПб.: Изд-во1. СПбГУ, 2001.-232 с.
  98. С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. -110 с.
  99. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочная система./ Автореферат дис. на соиск. Уч. Ст. канд. Псих. Наук. Москва, 1988. 18с.
  100. Н.П. Модель личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -С.114−120.
  101. Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт: Пер. с англ., нем. / Послесл. В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1993.-331 с.
  102. Пек М. С. Нехоженые тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста = The Road Less Traveled: A New Psychology of Love, Traditional Values and Spiritual Growth: Пер. с англ/ M. С.Пек. -М.: Авиценна- М.: ЮНИТИ, 1996.-301 с.
  103. Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: Пер. с англ./ Ф. Перлз. -М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-224 с
  104. М.Д. Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых // Автореферат к. пс. н. СПб, 2004. — 24 с.
  105. Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация. // Психол. журнал, 2003 г. № 3, с. 116−120.
  106. A.B. К психологии активности личности // Вопросы психологии. № 3, 1975. С. 26−38.
  107. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. с. 3−10.
  108. К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2000. 180 1. с.
  109. Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой- Институт психологии АН СССР. -М.: Наука, 1978.-367 с.
  110. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / В. В. Белоус, И. В, Боязитова, В. В. Жуков и др.- Пятигорский гос. Университет. —
  111. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. Лингвистического университета, 1998.- 185 с. 4.
  112. Психология зрелости: хрестоматия/ редактор-составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2003.-768 с
  113. Психология личности: Тексты: Хрестоматия. / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.
  114. Психология развития: Хрестоматия: Сост. и общ. ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ/ Авт. предисл. Л. А. Головей. СПб.- М.- Харьков: Питер, 2001.-504 с.
  115. Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности/ Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2000.- 672 с
  116. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997.-334 с.
  117. Психология старости и старения: Хрестоматия: Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений/ Сост. О. В. Краснова, Сост. А. Г. Лидере. -М.: Academia, 2003.- 416 с.
  118. Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферова- Институт психологии АН СССР. -М.:Наука, 1981.-365 с
  119. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм-Евразия- Нево, 2001. — 652 с.
  120. А. А. Акмеология личности // Психологический журнал/ Б. Ф. Ломов. -М.: Наука.-2000. -Том21. -N3. С. 88
  121. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1998. 480 с. 11.
  122. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. // Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М., 1998.- 198с.
  123. С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса. // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие: учебное пособие/ Ред. А. В. Петровский- Сост. В. В. Мироненко. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987, — с. 5
  124. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с. 5.
  125. Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт (М.) — сост. Л. М. Семенюк. -2-е изд., испр. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2003.-400 с.
  126. Л.В. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 23 с.
  127. Н.И. Самоотношение личности. / психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Изд-во Дом «Бахрам-М», 2000.-с. 174−207.
  128. Е.В. Самоосуществление в системе акмеологической культуры личности. // Доклад на заседании кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС 4 марта 2004 года / http://www.rags.ru/kaf/akmpl06.shtm 2002.
  129. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития : Пер. с англ. / М.: Когито-Центр, 2000. — 349 с.
  130. А.П. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А.П. Ситников- Фирма «Имидж-контакт». М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. — 2., 429 с.
  131. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учеб. пособие для вузов. / Под общ. ред. В. Н. Щур. М.: Школьная Пресса, 2000.—416 с.
  132. Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: сборник научных трудов/ Уральский научный центр АН СССР- Ред. Л. Н. Коган. -Свердловск, 1983.-172 с
  133. Способности и склонности: Комплексное исследование / Э. А. Голубева, В. В. Печенокв, Е.П., Гусева и др.: Под. ред. Э. А. Голубевой. -М.: Педагогика, 1989. 199 с. 8.
  134. Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. / отв. ред. Крылов A.A. СПб.: Алетейя, 2000. — 287 с.
  135. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
  136. Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.-231с.
  137. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ./ Я. Стюарт-Гамильтон- Пер. А. Дмитриева. -3-е международ, изд. -СПб.- М.- Харьков: Питер, 2002.-256 с
  138. Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2., Часть 2. / под ред. A.A. Крылова- СПбГУ Программа «Народы России: возрождение и развитие». Спб, 1996. -172 с.
  139. A.B. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия. 1988. 223 с.
  140. Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978. с. 19
  141. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост /Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 1999.-816 с
  142. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.-285 1. с.
  143. В. Человек в поисках смысла. / под. общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 1. с.
  144. Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Перевод с английского Л. А. Чернышевой.- Минск «Коллегиум», 1992. 253 с.
  145. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.-304 с.
  146. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  147. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995 г. т. 16, N 2. с. 15−27.
  148. Н.Ф. Психическое старение : Псих, старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. — 302, 1. с
  149. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ/ Г. Шихи. -СПб.: Ювента, 1999.- 436 с
  150. В. Дифференциальная психология и ее методические основы. -М.: Наука, 1998.-335 1. с.
  151. В. Глубокая простота : Основы социальной философии: пер. с англ/ В.Шутс. -СПб.: Роза мира, 1993.-216 с
  152. Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / пер. с англ.- под ред. Д. А. Леонтьева. М., Смысл, 2004.-416 с.
  153. Э. Идентичность : юность и кризис: Пер. с англ./ Э. Эриксон- aut. Е. Erikson. -M.: Изд. группа «Прогресс», 1996.-344 е.
  154. С. Г., Прусс И. В. Последняя победа Буратино. М., 1983. -119 с.
  155. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.- 204 с.
  156. Baltes P.B. Life-span developmental psychology: observation on history and theory revisited // Developmental psychology: historical and philosophical perspectives. New Jersey, London, 1983. P. 79 — 111.
  157. Boom J. The consept «Developmental srage». Proefscript Nijmegen, 1992.-215 p.
  158. Buhler Ch. Basic tendencies of human life: Theoretical and clinical considerations // Wisser R. (Hg.). Sinn und Sein. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1960. S. 475—494.
  159. Buhler Ch. http://www.webster.edu/~woolflm/charlottebuhler.html, http://hpsy.ru/authors/x 143 .htm
  160. Caspi A. Personality in the life course // Journal of personality and Social psychology. 1987. V. 53. P. 1203 1213.
  161. Clauser J.A. The life course: a sociological perspectives. Englewood Cliffs, N.J., 1986.-342 p.
  162. Daniels Michael The Myth of Self-Actualization Journal of Humanistic Psychology, 1988, 28(1), p. 7−38.
  163. , M. (1982). The development of the concept of self-actualization in the writings of Abraham Maslow. Current Psychological Reviews, 2, p. 61−76.
  164. Doob L.W. Patterning of time. New Haven, Yale university press, 1971.-472 p.
  165. Ellen L. Betz Need fulfillment in the career development of women Journal of Vocational Behavior, Volume 20, Issue 1, February 1982, Pages 53−66
  166. , W.B. (1982). Conceptual foundations of self-actualization: A contribution to motivation theory. Journal of Humanistic Psychology, 22(4), p. 33−52.
  167. , M. (1976). Aiming at the self: The paradox of encounter and the human potential movement. Journal of Humanistic Psychology, 16(2), p.5−34.
  168. , L. (1982). The failure of self-actualization theory: A critique of Carl Rogers and Abraham Maslow. Journal of Humanistic Psychology, 22(2), p. 56−73.
  169. , L. (1984). Another look at self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 24(2), p.93−106.
  170. Gerard J. Fogarty Using the personal orientation inventory to measure change in student self-actualization Personality and Individual Differences, Volume 17, Issue 3, September 1994, Pages 435−439
  171. Gould R.L. Transformation, growth and change in adult life. New York: Simon and Schaster., 1978. 338 p.
  172. Havighursty R.J. Human development and education. N.Y.: Longman, 1953.-452 p.
  173. Heylighen F. A cognitive-systemic reconstruction of Maslow’s theory of self-actualization. Behavioral Science, 1992. 37, p.39−58.
  174. Heejung S. Kim and Aimee Drolet Choice and Self-Expression: A Cultural Analysis of Variety-Seeking. Journal of Personality and Social Psychology, Volume 85, Issue 2, August 2003, Pages 373−382
  175. Horener M. Creating our personal best: the power of mastering our future.// CSWT Papers, 1995. p. 7−15
  176. Kathryn WeldsRichard Dukes Dimensions of personal change, coping styles, and self-actualization in a Shipboard University Annals of Tourism Research, Volume 12, Issue 1, 1985, Pages 113−119
  177. Lawrence A. Crosby and Mary Jo BitnerJames D. Gill Organizational structure of values Journal of Business Research, Volume 20, Issue 2, March 1990, Pages 123−134
  178. Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. 1986. — № 41. — p. 3 -13.
  179. Phillips, W.M., Watkins, J.T., & Noll, G. (1974). Self-actualization, self-transcendence, and personal philosophy. Journal of Humanistic Psychology, 14(3), p. 53−73.
  180. Ryan, R.M. and Deci, E.L., Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist 2000. 55, pp. 68−78.
  181. , M.B. (1973). On self-actualization: A transambivalent examination of a focal theme in Maslow’s psychology. Journal of Humanistic Psychology, 13(2), p. 17−33
  182. W.D. & Palrecha R. The relative contributions of extraversion, neuroticism, and personal strivings to happiness // Personality and Individual Differences Volume 37, Issue 6, October 2004, Pages 1193−1203
  183. Troll L.E. Early and middle adulthood: The best is yet to come may be. Monterey, CA< 1985. — 314 p.
  184. William D. Spangler and Rita Palrecha The relative contributions of extraversion, neuroticism, and personal strivings to happiness Personalityand Individual Differences Volume 37, Issue 6, October 2004, Pages 1193−1203
  185. Локус контроля жизнь (Л-Ж)
  186. Инд — индивид С’т субъект Л-ть — личность Инд-ть — индивидуальность Самотношение
  187. СО 1 — Общее самоотношение СО 2 Самоинтерес СО 3 — Аутосимпатия СО 4 — Самоуважение
  188. СО 5 — Ожидание положительного отношения со стороны других
  189. Прямая корреляция (р<0.01) Обратная корреляция (р<0.01)
Заполнить форму текущей работой