Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости
На каждом возрастном этапе своего развития человек сталкивается с различными требованиями со стороны общества. Уже давно ушло в прошлое представление о взрослости как «периоде окаменелости». Современные исследования показывают, что на самом длинном отрезке своего жизненного пути человек не просто действует в соответствии со сложившимися к данному моменту психологическими механизмами… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Природа, формы и факторы самоосуществления
- §-1.1.Самоосуществление как специфическая активность человека
- 1. 2. Самоактуализация потенциала человека
- §-1.3.Способы самоосуществления: самовыражение, самореализация и самотрансценденция
- 1. 4. Сферы самоосуществления и подструктуры свойств человека
- 1. 4. Сферы самоосуществления и подструктуры свойств человека
- 1. 5. Детерминанты самоосуществления человека
- Глава 2. Особенности самоосуществления в разные периоды взрослости
- 2. 1. Концепции периодизации развития человека в период взрослости
- 2. 2. Особенности развития и самоосуществления человека в разные периоды взрослости
- Глава III. Организация и методы исследования
- 3. 1. Общая организация и эмпирическая база исследования
- 3. 2. Методы исследования
- 3. 3. Методы эмпирической обработки данных
- Глава IV. Особенности самоосуществления в разные периоды взрослости
- 4. 1. Различия в выраженности характеристик самоосуществления, мотивационно-смысловой сферы и личностных особенностей взрослых в разных возрастных группах
- 4. 2. Структурная организация показателей самоосуществления взрослых и их личностно-смысловой сферы (по данным корреляционного анализа)
- 4. 3. Индивидуально-типологические варианты самоосуществления взрослых (по данным кластерного анализа)
Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данное исследование раскрывает проблему особенностей самоосуществления человека в разные периоды взрослости, являющуюся особенно актуальной в настоящее время в связи с особенностями социальной ситуации. С одной стороны, общество предлагает неограниченные возможности для творчества человека в различных областях деятельности. В век информации и тотальной конкуренции в первую очередь становится жизненно необходимым постоянное развитие и совершенствование себя, поиск все новых и новых способов приложения своих сил, реализации своего потенциала и своих способностей для достижения значимых результатов в практической деятельности, а, следовательно, и успеха. С другой стороны, человек, пытаясь всегда быть «на гребне», в какой-то момент теряет самого себя, растворяется в бесконечно меняющихся жизненных поворотах, утрачивает, как пишет В. Франкл [1990], смысл своего существования, что приводит к фрустрации и неудовлетворенности жизнью.
На каждом возрастном этапе своего развития человек сталкивается с различными требованиями со стороны общества. Уже давно ушло в прошлое представление о взрослости как «периоде окаменелости». Современные исследования показывают, что на самом длинном отрезке своего жизненного пути человек не просто действует в соответствии со сложившимися к данному моменту психологическими механизмами, но и постоянно изменяется, развивается. Возрастные психологи и акмеологи отмечают наличие как критических, так и относительно стабильных периодов на протяжении этапа взрослости, каждый из которых имеет свою специфику. Естественно, что и процесс самоосуществления в каждом из таких периодов должен иметь свои особенности. До настоящего момента в психологии рассматривалась проблема самоосуществления в аспекте изучения ее содержания, механизмов, уровней и т. п., но дифференциальный подход к исследованию человека предполагает анализ данных составляющих проблемы в контексте его индивидуальности, в том числе и на разных этапах возрастного развития. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью на данный момент как самой темы самоосуществления, так и ее возрастных аспектов. Ее экспериментальное изучение дает возможность выйти на решение многих психологических проблем, таких как взаимосвязь способов самоосуществления с возрастными и личностными особенностями человекароль мотивационно-смысловых, личностных, биографических факторов самоосуществления в контексте возрастного развитияособенности индивидуально-типологических вариантов самоосуществления.
Различные аспекты проблемы самоосуществления рассматривались в связи с изучением: самоактуализации (А.Маслоу, 1999; K. Goldstain, 1940; H. Heylighen, 1992 — М. Deniel, 1988; В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, 2000: Н. П. Паттурина, 2000; Е. Е. Вахромов, 2001) — личностного роста (A.Agyal, 1941; К. Роджерс, 1998) личностного мастерства (M.Horener, P. Senge, 1995) — выразительности (Г.Олпорт, 2002; W.D. Spangler & R. Palrecha, 2004) — самореализации (К.А. Абульханова-Славская, 2001; И. Б. Дерманова, 2004; JI.A. Коростылева, 2000; Б. Д. Парыгин, 1982; Ф. Перлз, 1992; Э. Фромм, 1992) — самотрансценденции (В.Франкл, 1990; A.A. Реан, 1997) — самоутверждения (P.A. Зобов, В. Н. Келасьев, 2001) — личностного самоосуществления (JI.A. Анцыферова, 1980; Б. С. Братусь, 1988; Ш. БюлерЕ.П. Варламова, 1997) — самосознания (В.В. Столин, 1984; С. Р. Пантилеев, 1990; Н. И. Сарджвеладзе, 2000) — развития потенциала (Б.Г. Ананьев, 2000; A.A. Бодалев, 1998; Б. Ф. Ломов, 1984; В. Н. Мясищев, 1954 и др.) — достижения акме (A.A. Деркач, М.И. ДьяченкоН.В. Кузьмина, 2003 и др.) психологии жизненного пути личности (К.А.
Абульханова-Славская, 2003; Е. И. Головаха, 1984; ЕЛО. Коржова, 2004) — жизненных сценариев (Э. Берн, 1999; В. Н. Дружинин, 2000) — субъектной активности (В.Н. Панферов,) — жизненных отношений и смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, 1997) — жизненных ориентаций (A.A. Грачев, 1999) — стиля и смысла жизни (Л.Н. Коган, 1983) — жизненного мира (В.Шутс, 1993).
Философский аспект проблемы самоосуществления как поиска и реализации смысла жизни и предназначения человека рассматривался практически всеми философами через анализ онтологических вопросов бытия. В русской философии этой теме большое внимание уделяли: H.A. БердяевС.Н. БулгаковА.И. ВведенскийВ.И. НесмеловВ.В. Розанов, B.C. СоловьевЕ.И. ТрубецкойС.Л. ФранкП.А. Флоренский и др.
Таким образом, проблема самоосуществления получила достаточно широкое освещение, как в специальной, так и философской литературе. Но такое многообразие подходов обнаруживает много противоречий. До настоящего времени не сложилось единого определения термина «самоосуществление». Часто, под данным термином понимают совершенно различные феномены, либо одни и те же феномены обозначают разными терминами (к примеру, термины «самоактуализация» и «самореализация» одни используют как синонимы, другие говорят об их принципиальном отличии). Еще одной особенностью изучения процесса самоосуществления стало его выделение как самостоятельной, «сверхнормативной» активности человека в противовес адаптации, но не было проведено разграничение различных форм ее (активности) проявления (т.е. способов самоосуществления). И, наконец, практически не представлено исследований, посвященных дифференциальному анализу процесса самоосуществления. Хотя и существуют отдельные попытки выделить отдельные стороны самоосуществления (самореализации, самоактуализации, самовыражения и т. п.) в связи с успешностью в различных сферах жизни человека, но совершенно не представлено работ, посвященных возрастному анализу данного явления.
Учитывая все вышеуказанные особенности изучения процесса самоосуществления, мы и построили наше исследование: выделили возможные формы или способы самоосуществления, соотнесли с личностными характеристиками, рассмотрели их особенности на различных этапах развития взрослого человека.
Целью данного исследования является определение основных форм и уровневых характеристик самоосуществления человека на разных этапах его развития в период взрослости.
Объект исследования — самоосуществление человека в разные периоды его жизни.
Предмет — особенности самоосуществления человека в период взрослости.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников выделить основные формы самоосуществления, его внутренние и внешние факторы, и соотнести их с возрастными особенностями.
2. Проанализировать различия в формах самоосуществления в контексте возрастного развития.
3. Выявить взаимосвязи особенностей самоосуществления с мотивационно-личностными характеристиками и установками личности на себя в разные периоды взрослости.
4. Изучить взаимосвязи пола и социальных факторов (образование, социальное положение и др.) с характеристиками самоосуществления в разные периоды взрослости.
5. Рассмотреть индивидуально-типологические варианты самоосуществления в исследуемой выборке и их детерминанты.
Гипотеза: Самоосуществление в разные периоды взрослости имеет различные тенденции проявления: для ранних периодов более свойственна эго-ориентация в осуществлении себя, для позднихориентация на других (на служение). Индивидуально-типологические варианты самоосуществления в большей степени связаны с личностными особенностями человека и установками личности на себя, и в меньшей степени возрастно-половыми характеристиками.
Для реализации целей и задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод (метод поперечных срезов), биографический метод, метод оценки, психодиагностический метод, метод опроса.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто понятие самоосуществления и дана характеристика: его форм (самовыражения, самореализации, самотрансценденции), индивидуально-типологических вариантов (успешных, неблагополучных, фрустрированных и адаптирующихся) и факторов самоосуществления (мотивационно-смысловых и личностных). Предлагается модель самоосуществления, на основе которой могут быть уточнены и осмыслены пути исследования особенностей конструктивного и неконструктивного самоосуществления, факторы, причины и способы преодоления последнего. Определены основные особенности самоосуществления в контексте возрастного развития в период взрослости. В частности, выявлено, что период ранней взрослости является сенситивным для личностного роста и саморазвития (самоактуализации), а приоритетной формой самоосуществления является самовыражение. Первый период средней взрослости характеризуется наличием фрустрированности стремления к самореализации. Второй период средней взрослости отличается значимостью всех форм самоосуществления. Для первого периода поздней взрослости характерно наличие мотивационно-целевого кризиса самоосуществления. Во второй период поздней взрослости данный кризис отчасти преодолевается, а самотрансценденция становится более значимой.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала исследований в области самоосуществления, на основе которого построена теоретическая модель самоосуществления человека как личности и субъекта деятельности. Теоретическая модель самоосуществления включает самовыражение, самореализацию, самотрансценденцию в их соотношение с направленностью на личностный рост и саморазвитие (самоактуализацию). Расширено представление о содержании возрастных периодов развития взрослого человека и уточнены некоторые особенности протекания кризисов 30 и 40 лет в аспекте самоосуществления. Показано, что возрастная тенденция в смене форм самоосуществления заключается в переходе от самовыражения к самотрансценденции, что существенно дополняет теорию психического развития взрослого.
Практическая значимость работы:
Анализ возрастных особенностей самоосуществления позволяет выявить новые аспекты профессионально-личностного консультирования, как в помогающей, так и в превентивной формах работы в данной области. Осуществленный в исследовании дифференциальный подход позволяет прогнозировать возможные затруднения самоосуществления в разные периоды взрослости, и наметить способы их разрешения. Описанная теоретическая модель может найти свою реализацию в разработке диагностических методов исследования особенностей самоосуществления человека. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при составлении спецкурсов, чтении лекций и проведении семинарских занятий по психологии развития и акмеологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют различные формы самоосуществления: самовыражение, самореализация, самотрансценденция, — значимой характеристикой которых является вектор направленности (Я-Другой). С возрастом проявляется тенденция смещения актуальности от самовыражения к самотрансценденции, или от Я к Другому.
2. С возрастом усиливается роль смысложизненных ориентаций и установок личности на себя в оценке самоосуществления (значимости, удовлетворенности и актуальности) при этом роль личностных характеристик снижается.
3. Существуют периоды спада и подъема в самооценке самоосуществления, сопровождающиеся изменениями в мотивационно-потребностной сфере, личностных свойствах и установках личности на себя. Наибольший спад данных показателей наблюдается в периоды кризисов 30 и 40 лет, т.к. именно в эти периоды происходит оценка и переосмысление пройденного этапа и целей жизни, периодами же относительных подъемов являются возрастные группы 33−40 и 56−65 лет, что связано с относительной стабильностью данных периодов.
4. Различные формы самоосуществления сопровождаются разным уровнем выраженности стремления к личностному росту и развитию, образуя индивидуально-типологические варианты самоосуществления, которые различаются в большей степени личностными свойствами, характеристиками мотивационно-потребностной сферы и установками личности на себя, чем возрастно-половыми особенностями.
Апробация работы и ее внедрение:
Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2004, 2005 г.), «Психология XXI века».
Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2005 г.). По тематике работы в течение 2005 г. проводились лекции и обучающие методические семинары со студентами колледжа «Александровский Лицей», курсантами кафедры морально-психологического обеспечения сил флота ВВМИРЭ им. Попова. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. По теме диссертационного исследования опубликовано шесть работ.
Структура и объем диссертации
: Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (197 наименований, из них 32 на иностранных языках) и приложения. Материал диссертации изложен на 258 страницах машинописного текста. Работа иллюстрирована 15 рисунками и 23 таблицами.
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
1. Самоосуществление личности является многогранным процессом, который может протекать в различных формах — как самовыражение, самореализация или самотрансценденция, сопровождаясь или не сопровождаясь стремлением к личностному росту и саморазвитию (самоактуализацией).
2. Возрастные различия характеристик самоосуществления проявляются в том, что общая направленность вектора активности с возрастом переходит от ценностей Эго за границы собственного существования, к признанию ценностей, лежащих вне собственного Я. Актуальность стремления к самовыражению и к самотрансценедеции изменяются: самовыражение более характерно для периода ранней взрослости, самотрансценденция — в возрасте 3440 лет и 56−65 лет. Вместе с тем, наиболее актуальным способом самоосуществления во всех возрастных группах нашей выборки является самореализация. Субъективная напряженность и неудовлетворенность процессом самоосуществления в целом остается достаточно высокой на протяжении всего периода взрослости.
3. Все характеристики самоосуществления тесно связаны с осмысленностью жизни и самоотношением. С возрастом связь данных факторов с самоосуществлением усиливается, а роль личностных характеристик при этом ослабевает.
4. Во всех возрастных группах ориентация на самоосуществление сочетается с такими личностными особенностями, как эмоциональная устойчивость (С+), легкость в восприятии нового ((^1+), склонность к риску (Н+). Успешности самоосуществления способствует адекватная ориентация во времени, препятствует же высокий уровень фрустрации (С)4+).
5. С возрастом наблюдаются изменения характеристик самоосуществления, которые имеют колебательный характер: периоды снижения совпадают с переживаемыми человеком нормативными кризисами 30 и 40 лет, а периоды относительного подъема — со стабильными периодами (20−26 лет, 34−40 лет и отчасти 56−65 лет). Колебания характеристик самоосуществления сопровождаются изменениями в мотивационно-смысловой сфере, структуре личности и в установках личности на себя.
6. Период ранней взрослости характеризуется высокими показателями самоосуществления, осмысленности жизни и позитивным самоотношением, что позволяет определить его как сенситивный по отношению к личностному росту и саморазвитию.
7. Первый период средней взрослости (27−33 года) характеризуется снижением показателей самоосуществления и значительной фрустрированностью стремления к самореализации, что сопровождается снижением показателей осмысленности жизни, удовлетворенности ею и собственной активностью. Одним из вариантов снижения фрустрации стремления к самореализации является актуализации внутренних ресурсов личности и осмысление целей жизни.
8. В возрасте 34−40 лет значимы все способы самоосуществления, а уровневые характеристики самоактуализации несколько снижаются. В мотивационно-смысловой сфере происходит поворот от эго ориентации к ценностям внешнего мира (ориентация на генеративность).
9. Первый период поздней взрослости (41−55 лет) можно охарактеризовать как мотивационно-целевой (или ценностный) кризис, что сопровождается существенным снижением параметров осмысленности жизни и самоотношения. Для выхода из кризиса требуется выход за пределы известного стереотипа мотивации и перестройка модели самоосуществления.
10. Во второй период поздней взрослости (56−65 лет) наблюдается более глубокое осмысление целей жизни и возрастание ценности альтруизма, что, возможно, позволяет отчасти преодолеть кризисные явления предыдущей фазы.
11. Анализ характеристик самоосуществления позволил выделить его индивидуально-типологические варианты: «успешные», «неблагополучные», «фрустрированные» и «адаптирующиеся». Направленность на самоосуществление оказалось в значительной степени связана с параметрами мотивационно-потребностной сферы, установками личности на себя и свойствами личности.
12.Отсутствие значимых расхождений между представителями разных кластерных групп по половым и биографическим параметрам (образование, семейное положение, количество друзей и т. д.), свидетельствует о том, что индивидуально-типиологические варианты самоосуществления практически ими не детерминированы. Но их роль меняется в возрастных группах: так пол более значим в 20−26 лет и 56−65 лет (у женщин в данные периоды более выражены характеристики самоосуществления). Уровень образования наиболее значим в период 27−33 лет как фактор, способствующий снижению фрустрации стремления к самореализации. В других возрастных группах данные факторы оказались вообще не значимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного нами исследования подтвердилась гипотеза о том, что имеются определенные особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости: для ранних периодов более свойственна эго-ориентация в осуществлении себя, для поздних — ориентация на других (на служение). При этом индивидуально-типологические варианты самоосуществления в большей степени связаны с мотивационно-личностными особенностями человека и практически не связаны с возрастно-половыми.
В соответствии с первой задачей были выделены основные формы самоосуществления (самовыражение, самореализация, самотрансценденция) и создана его теоретическая модель, в которой данные формы соотносятся с направленностью человека на личностный рост и саморазвитие (самоактуализацией). В результате решения второй и третьей задач данные формы были соотнесены с контекстом развития взрослого и выявлены взаимосвязи с индивидуально-личностными характеристиками, что позволяет расширить понимание возрастных особенностей развития человека: отдельные периоды взрослости характеризуются своеобразием не только доминирующих форм самоосуществления, но и связанных с ними мотивационно-смысловых и личностных факторов. В рамках четвертой задачи было показано, что характеристики самоосуществления в разные периоды взрослости слабо связаны с полом и социальными факторами человека (образованием, социальным положением и др.) — данные факторы приобретают значимость в связи со спецификой отдельных возрастных периодов. В процессе реализации пятой задачи были выделены индивидуально-типологические варианты самоосуществления человека (успешные, неблагополучные, фрустрированные и адаптирующиеся), которые практически не соотносятся с возрастно-половыми особенностями человека.
Несмотря на то, что и формы самоосуществления, и его индивидуально-типологические варианты взаимосвязаны с мотивационно-смысловой сферой человека и его личностными характеристиками, первые в большей степени определяются возрастными особенностями по сравнению со вторыми. Это можно объяснить тем, что индивидуально-типологические варианты выделились не столько по ориентации на формы самоосуществления, сколько в целом по направленности на данный вид активности (не зависимо от того, будет ли это самовыражение, самореализация или самотрансценденция).
Данное исследование поставило и ряд проблем для более детального изучения в дальнейшем. В частности, в последующих работах могут быть уточнены и осмыслены особенности конструктивного и неконструктивного путей самоосуществления, факторы, причины и способы преодоления последнего. Описанная теоретическая модель может найти свою реализацию в разработке диагностических методов исследования особенностей самоосуществления человека. Представляется также интересным вопрос о соотношении индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик в аспекте самоосуществления индивидуальности человека. Обозначенные выше аспекты позволяют говорить о том, что результаты данного исследования открывают новые перспективы для профессионально-личностного и возрастного консультирования.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений -4-е изд., стереотип. -М.: Academia, 1999.-672 с.
- Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина- Рос. Академия наук, институт Психологии. — Научное издательство. СПб.: Алетейя, 2001. -2991. с. [1]
- Абульханова-Славская Жизненная стратегия: как ее строить? /Учебное пособие по возрастной психологии. Для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы. — Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М, 2003. 768 с.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида), — М.: «Мысль», 1997. 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 2. с. [2]
- Авербух Е. С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте / Е. С. Авербух, М. Э. Телешевская. JL: Медицина, 1976.159 с.
- Адлер А. Понять природу человека./ пер. Е. А. Цыпин. Ред. М. В. Козин. — СПб: «Академический проект», 2000. 256с.
- Акмеология: Учебник Абульханова К. А., Анисимов О. С., Асеев В. Г. и др. / под общ. ред. А. К. Деркача, В. Г. Зазыкина. СПб, М., Харьков: «Питер», 2003. — 253 с.
- Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.-JT: Изд-во Ленинградского университета, 1974. С. 3339.
- Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001а.-272 с.
- И.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е издание. — СПб и др.: Питер, 2001b. — 282 с. 13.
- Анастази А. Дифференциальная психология: индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель-пресс, ЭКСМО — пресс, 2001.-742 5. с. [10]
- Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер-бук, 2001. — 686 с.
- Н.Аникеенок O.A. Ценностные ориентации студентов средних профессиональных учебных заведений. Автореферат. Казань, 1999 -23 с.
- Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический Журнал, 2004, том 25, № 3, с 17−24
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности человека и проблема непрерывного образования. // Психологический журнал. 1980. Т.1. № 2. С. 52−60.
- Асеев В.Г. Возрастная психология : Учеб. пособие / Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск: ИГПИ, 1989 (1990). — 193, 2. с
- Галажинский Э.В. Самореализация личности как психо-историческая проблема // психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 4. СПб.: изд-во СПбГУ, 2000. с. 87−100.
- Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни. // Психол. Журнал. 1994. № 1. с. 19
- Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. / Т.А. Барышева- Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2002.-205 с.
- Белоус В. В, Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. / М-во Образования Рос. Федерации, Пятигорский гос. лингвистический университет. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1995. — 160 с. 19.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
- Битянов Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995 — 205 с.
- Бодалев A.A. Акме — эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека // Мир психологии. 1998. № 1 (13). С. 59−65.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-наука, 1998. 167 с. 15.
- Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001 -192 с.
- Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3−13.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: (психологические исследования). — М.: Знание, 1985. 64 с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности: монография М.: Мысль, 1988.301 с.
- Братченко С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A.
- Крылова, JI. А. Коростылевой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. с. 38−46
- Бреннер А.И. Самореализация личности в условиях политического общества. / http// www.platonist.narod.ru
- Вызова В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурные аспект. // Психол. журнал, 2002 г. № 1, с. 101−112.
- Вайзер Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998, № 5. С. 3−14.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации: Учеб. пособие / Е. Е. Вахромов- Моск. пед. ун-т, Каф. психологии. М.: Междунар. пед. акад., 2001. -156,1. с.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов./ под ред. Б. А. Вяткина. — Пермь, 1992. С.36−55.
- Гаврилин Е. В., Мирошник И. М. Индивид. Личность. Постуиндустриальное общество. // Свободная мысль, 1996. № 7, с. 102−116.
- Гербачевский В.К. Психическая индивидуальность // Вестник СПбГУ 1993 № 2, с. 66−75.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 43 с.
- Головаха Е. И. Психологическое время личности : монография/ Е. И. Головаха- Под ред. Л. В. Соболя- Институт философии АН УССР. -Киев: Наукова думка, 1984.-207 с.
- Головей Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального определения // Психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. с. 76−84.
- Грачев A.A. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности // психологические проблемы самореализации личности, выпуск № 3. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. с.26−37.
- Григорьев Н. Б. Исследование параметров субъект-субъектной коммуникации на материале анализа текстов. Автореф. канд. дис. СПб., 2002. 23 с.
- Дерманова И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации.// Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. A.A. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. Вып.1с. 20−40
- Дерманова И. Б. Самореализация и уровни нравственного развития // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, JL А. Коростылевой. СПб., 1998. с. 46−55.
- Дерманова И. Б. К вопросу о самоактуализации и самореализации в юношеском возрасте // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб., 2004. с.89−101.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность : монография/ Б. И. Додонов. -М.: Политиздат, 1978.-272 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М: «Пер Сэ» Спб.: «Иматон-М», 2000 — 79с.
- Ермолаева М. В. Структура эмоциональных переживаний в старости/ Психология старости: хрестоматия/ редактор-составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2004.-735 с
- Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. / В. И. Шинкарук, J1.B. Сохань, H.A. Шульга и др. отв. ред. JI.B. Сохань, В. А. Пехонович. Киев: Наукова думка, 1985. — 302с.
- Зобов P.A. Самореализация человека: введение в человекознание: учебное пособие / P.A. Зобов, В. Н. Келасьев СПб: изд-во СпбГУ, 2001.-280с.
- Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
- Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов./ под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1992. — 123 с.
- Калашникова И.Н. Смысло-жизненные ориентации в возрасте ранней зрелости. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000.-с. 75−80.
- Кабрин В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира. Автореф. дис. канд. психол. наук, по специальности 19.00.05 Социальная Психология. J1, 1978. — 21 с.
- Кемпер И. Легко ли стареть?: Пер. с нем. М.: Прогресс: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996. — 206, 1. с.
- Князева М. JI. Ключ к самосозиданию : монография/ М. Л. Князева. -М.: Молодая гвардия, 1990.-255 с.
- Коган Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. С. 3−33.
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 292 с.
- Крайг Г. Психология развития, пер. с англ./ Г. Крайг- Под ред. А. А. Алексеева. -7-е международное изд. -СПб.: Питер, 2000.-992 с.
- Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М Куна «Кто Я?» // Психология зрелости и старения. — 1997. — № 1. С 68−84
- Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности: Пер. с англ./ У. Крэйн- Пер. О. Голубева, Пер. Н. Миронов, Пер. Л. Ордановская, Пер. М. Парсаданова, Пер. С. Рысев, Пер. С. Чилингарова. -5-е международное изд. -СПб.: прайм-Еврознак, 2002.509 с
- Кун М., Макпартленд Т. «Кто Я?» / психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд-во Дом «Бахрам-М», 2000. с. 460−469.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей : С статьей проф. М. Я. Басова «Новые идеи в учении о личности"/ А. Ф. Лазурский- Под ред. М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. -3-е изд., перераб. -Л.: Госиздат, 1925.-290 с.
- Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре. // Психол. журнал, 2001 г. № 3, с. 26−36.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология"/ А. Н. Леонтьев. Ред. Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: «Смысл», 2001 -511с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М., 1997. 64 с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. Псих., 1987 г. № 7 с. 150−158.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М., 1992.- 16с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейской, российской и американской традиций. — 2-е издание. -М.: Смысл, 2000. 549 с. 18.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни : Развитие человека между детством и старостью: Пер. с нем. — Калуга: Духов, познание, 1994. — 217, [4]
- Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании. Психология зрелости и старения -2000-№ 2. С. 6−11
- Личность. Внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды/ Институт образования взрослых РАО- Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская. -СПб.: Тускарора, 1996.-175 с.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156−172.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: монография / Б. Ф. Ломов- Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова — Институт психологии АН СССР. -М.: Наука, 1984.- 444 с.
- Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2003−22 с.
- Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте//Психология зрелости и старения. -1999. № 3. С. 13- 17.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.- 425 с.
- Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология зрелости. Самара: «Бахрах-М», 2003-с. 238−243.
- Мельников В. М. Введение в экспериментальную психологию личности : Учебное пособие/ В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. -М.: Просвещение, 1985.-319 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986. 254 с. 3.
- Милашевич Е.П. Психические новообразования возраста средней зрелости. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000. — с.87−94.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования: Пер. с англ./ С. Миллер- Пер. В. Белоусов. -2-е международное изд. -СПб.-М.-Харьков: Питер, 2002.-464 с.
- Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997 № 2. С. 28−38.
- Михайлов H.H. Потребность в самореализации в структуре потребностей личности. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: Сб. статей. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. С.34−45.
- Моргун В.Ф., Ткачева НЛО. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., Изд-во МНУ, 1981.-81 с.
- Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Практическая психология, № 2, 2000. с. 34
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. — М., 1985 187с.
- Мухина В. С. Возрастная психология : Учебник для студентов вузов- Институт Открытое общество (Фонд Сороса) (М.). -5-ое изд., стереотип. -М.: Академия, 2000.- 456 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал, 1993. т. 14 № 4. с.24−31.
- Никитин Е.П., Харламова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения СПб.: Алетейя, 2000 г. — 224 с.
- Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования: Учебное пособие/ А. А. Бодалев, В. В. Столин. В. С. Аванесов и др.- Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
- Олеш П.К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин. // возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. Минск: Карандашев Ю. Н., 2000.-С.95−100
- Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002. 462с.
- Онтопсихология: Учеб. пособие / под ред. A.A. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 280 с.
- Осипова JL В., Тутушкина М. К. Уровни и диапозоны самоактулизации женщин/ Психологические проблемы самореализации личности: сборник научных трудов, Выпуск 5/ СПбГУ- Ред. JT. А. Коростылева, Ред. Г. С. Никифоров. -СПб.: Изд-во1. СПбГУ, 2001.-232 с.
- Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. -110 с.
- Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочная система./ Автореферат дис. на соиск. Уч. Ст. канд. Псих. Наук. Москва, 1988. 18с.
- Паттурина Н.П. Модель личностного и духовного роста // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -С.114−120.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт: Пер. с англ., нем. / Послесл. В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1993.-331 с.
- Пек М. С. Нехоженые тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста = The Road Less Traveled: A New Psychology of Love, Traditional Values and Spiritual Growth: Пер. с англ/ M. С.Пек. -М.: Авиценна- М.: ЮНИТИ, 1996.-301 с.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость: Пер. с англ./ Ф. Перлз. -М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-224 с
- Петраш М.Д. Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых // Автореферат к. пс. н. СПб, 2004. — 24 с.
- Петрова Н.И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация. // Психол. журнал, 2003 г. № 3, с. 116−120.
- Петровский A.B. К психологии активности личности // Вопросы психологии. № 3, 1975. С. 26−38.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. № 2. с. 3−10.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Академия, 2000. 180 1. с.
- Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой- Институт психологии АН СССР. -М.: Наука, 1978.-367 с.
- Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании / В. В. Белоус, И. В, Боязитова, В. В. Жуков и др.- Пятигорский гос. Университет. —
- Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. Лингвистического университета, 1998.- 185 с. 4.
- Психология зрелости: хрестоматия/ редактор-составитель Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2003.-768 с
- Психология личности: Тексты: Хрестоматия. / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-288 с.
- Психология развития: Хрестоматия: Сост. и общ. ред.: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ/ Авт. предисл. Л. А. Головей. СПб.- М.- Харьков: Питер, 2001.-504 с.
- Психология самосознания: Хрестоматия по социальной психологии личности/ Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Бахрах-М, 2000.- 672 с
- Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997.-334 с.
- Психология старости и старения: Хрестоматия: Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений/ Сост. О. В. Краснова, Сост. А. Г. Лидере. -М.: Academia, 2003.- 416 с.
- Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферова- Институт психологии АН СССР. -М.:Наука, 1981.-365 с
- Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. A.A. Реана. СПб.: Прайм-Евразия- Нево, 2001. — 652 с.
- Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал/ Б. Ф. Ломов. -М.: Наука.-2000. -Том21. -N3. С. 88
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1998. 480 с. 11.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. // Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М., 1998.- 198с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии в трудах К. Маркса. // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие: учебное пособие/ Ред. А. В. Петровский- Сост. В. В. Мироненко. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987, — с. 5
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с. 5.
- Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт (М.) — сост. Л. М. Семенюк. -2-е изд., испр. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2003.-400 с.
- Рыкман Л.В. Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. 23 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности. / психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Изд-во Дом «Бахрам-М», 2000.-с. 174−207.
- Селезнева Е.В. Самоосуществление в системе акмеологической культуры личности. // Доклад на заседании кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС 4 марта 2004 года / http://www.rags.ru/kaf/akmpl06.shtm 2002.
- Баттерврот Дж., Харрис М. Принципы психологии развития : Пер. с англ. / М.: Когито-Центр, 2000. — 349 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг : Теория, методика, психотехнологии / А.П. Ситников- Фирма «Имидж-контакт». М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. — 2., 429 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учеб. пособие для вузов. / Под общ. ред. В. Н. Щур. М.: Школьная Пресса, 2000.—416 с.
- Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: сборник научных трудов/ Уральский научный центр АН СССР- Ред. Л. Н. Коган. -Свердловск, 1983.-172 с
- Способности и склонности: Комплексное исследование / Э. А. Голубева, В. В. Печенокв, Е.П., Гусева и др.: Под. ред. Э. А. Голубевой. -М.: Педагогика, 1989. 199 с. 8.
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. / отв. ред. Крылов A.A. СПб.: Алетейя, 2000. — 287 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.-231с.
- Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: Пер. с англ./ Я. Стюарт-Гамильтон- Пер. А. Дмитриева. -3-е международ, изд. -СПб.- М.- Харьков: Питер, 2002.-256 с
- Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2., Часть 2. / под ред. A.A. Крылова- СПбГУ Программа «Народы России: возрождение и развитие». Спб, 1996. -172 с.
- Толстых A.B. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия. 1988. 223 с.
- Томе Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М., 1978. с. 19
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост /Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок. -Минск: Харвест, 1999.-816 с
- Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000.-285 1. с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. / под. общ. Ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 1. с.
- Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Перевод с английского Л. А. Чернышевой.- Минск «Коллегиум», 1992. 253 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.-304 с.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995 г. т. 16, N 2. с. 15−27.
- Шахматов Н.Ф. Психическое старение : Псих, старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина, 1996. — 302, 1. с
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ/ Г. Шихи. -СПб.: Ювента, 1999.- 436 с
- Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. -М.: Наука, 1998.-335 1. с.
- Шуте В. Глубокая простота : Основы социальной философии: пер. с англ/ В.Шутс. -СПб.: Роза мира, 1993.-216 с
- Эмманс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / пер. с англ.- под ред. Д. А. Леонтьева. М., Смысл, 2004.-416 с.
- Эриксок Э. Идентичность : юность и кризис: Пер. с англ./ Э. Эриксон- aut. Е. Erikson. -M.: Изд. группа «Прогресс», 1996.-344 е.
- Якобсон С. Г., Прусс И. В. Последняя победа Буратино. М., 1983. -119 с.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000.- 204 с.
- Baltes P.B. Life-span developmental psychology: observation on history and theory revisited // Developmental psychology: historical and philosophical perspectives. New Jersey, London, 1983. P. 79 — 111.
- Boom J. The consept «Developmental srage». Proefscript Nijmegen, 1992.-215 p.
- Buhler Ch. Basic tendencies of human life: Theoretical and clinical considerations // Wisser R. (Hg.). Sinn und Sein. Tubingen: Max Niemeyer Verlag, 1960. S. 475—494.
- Buhler Ch. http://www.webster.edu/~woolflm/charlottebuhler.html, http://hpsy.ru/authors/x 143 .htm
- Caspi A. Personality in the life course // Journal of personality and Social psychology. 1987. V. 53. P. 1203 1213.
- Clauser J.A. The life course: a sociological perspectives. Englewood Cliffs, N.J., 1986.-342 p.
- Daniels Michael The Myth of Self-Actualization Journal of Humanistic Psychology, 1988, 28(1), p. 7−38.
- Daniels, M. (1982). The development of the concept of self-actualization in the writings of Abraham Maslow. Current Psychological Reviews, 2, p. 61−76.
- Doob L.W. Patterning of time. New Haven, Yale university press, 1971.-472 p.
- Ellen L. Betz Need fulfillment in the career development of women Journal of Vocational Behavior, Volume 20, Issue 1, February 1982, Pages 53−66
- Frick, W.B. (1982). Conceptual foundations of self-actualization: A contribution to motivation theory. Journal of Humanistic Psychology, 22(4), p. 33−52.
- Friedman, M. (1976). Aiming at the self: The paradox of encounter and the human potential movement. Journal of Humanistic Psychology, 16(2), p.5−34.
- Geller, L. (1982). The failure of self-actualization theory: A critique of Carl Rogers and Abraham Maslow. Journal of Humanistic Psychology, 22(2), p. 56−73.
- Geller, L. (1984). Another look at self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 24(2), p.93−106.
- Gerard J. Fogarty Using the personal orientation inventory to measure change in student self-actualization Personality and Individual Differences, Volume 17, Issue 3, September 1994, Pages 435−439
- Gould R.L. Transformation, growth and change in adult life. New York: Simon and Schaster., 1978. 338 p.
- Havighursty R.J. Human development and education. N.Y.: Longman, 1953.-452 p.
- Heylighen F. A cognitive-systemic reconstruction of Maslow’s theory of self-actualization. Behavioral Science, 1992. 37, p.39−58.
- Heejung S. Kim and Aimee Drolet Choice and Self-Expression: A Cultural Analysis of Variety-Seeking. Journal of Personality and Social Psychology, Volume 85, Issue 2, August 2003, Pages 373−382
- Horener M. Creating our personal best: the power of mastering our future.// CSWT Papers, 1995. p. 7−15
- Kathryn WeldsRichard Dukes Dimensions of personal change, coping styles, and self-actualization in a Shipboard University Annals of Tourism Research, Volume 12, Issue 1, 1985, Pages 113−119
- Lawrence A. Crosby and Mary Jo BitnerJames D. Gill Organizational structure of values Journal of Business Research, Volume 20, Issue 2, March 1990, Pages 123−134
- Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. 1986. — № 41. — p. 3 -13.
- Phillips, W.M., Watkins, J.T., & Noll, G. (1974). Self-actualization, self-transcendence, and personal philosophy. Journal of Humanistic Psychology, 14(3), p. 53−73.
- Ryan, R.M. and Deci, E.L., Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist 2000. 55, pp. 68−78.
- Smith, M.B. (1973). On self-actualization: A transambivalent examination of a focal theme in Maslow’s psychology. Journal of Humanistic Psychology, 13(2), p. 17−33
- Spangler W.D. & Palrecha R. The relative contributions of extraversion, neuroticism, and personal strivings to happiness // Personality and Individual Differences Volume 37, Issue 6, October 2004, Pages 1193−1203
- Troll L.E. Early and middle adulthood: The best is yet to come may be. Monterey, CA< 1985. — 314 p.
- William D. Spangler and Rita Palrecha The relative contributions of extraversion, neuroticism, and personal strivings to happiness Personalityand Individual Differences Volume 37, Issue 6, October 2004, Pages 1193−1203
- Локус контроля жизнь (Л-Ж)
- Инд — индивид С’т субъект Л-ть — личность Инд-ть — индивидуальность Самотношение
- СО 1 — Общее самоотношение СО 2 Самоинтерес СО 3 — Аутосимпатия СО 4 — Самоуважение
- СО 5 — Ожидание положительного отношения со стороны других
- Прямая корреляция (р<0.01) Обратная корреляция (р<0.01)