Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление экологического сознания как фактор изменения этических отношений младших подростков к действительности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построенные на принципах совместной продуктивной деятельности, образовательные ситуации, которые изначально содержат полноту специфических для эколого-гуманитарной деятельности взаимодействий (человек-природа-человек) и актуализируют этические позиции участников реальных экологически проблем современности, являются оптимальными для зарождения и становления у младших подростков такого уровня… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Направления исследований специфики, динамики и условий формирования экологического сознания
    • 1. 1. Основные направления исследований экологического созна
      • 1. 1. 1. Характеристика подходов к трактовке феномена экологического сознания
      • 1. 1. 2. Подходы к рассмотрению экологического сознания как системы экологических понятий и представлений
      • 1. 1. 3. Подходы к исследованию специфики отношений к природной действительности
      • 1. 1. 4. Психологические основы описания этического развития личности и проблема их воплощения в исследованиях экологического сознания как отношения к природе и людям

      1.1.5. Проблема становления экологического сознания в единстве с этическими отношениями в ее соотношении с проблемой зарождения, развития и достижения высоких уровней эколого-гумани-тарной деятельности в подростничестве.

      1.2. Анализ подходов к трактовке и принципам организации экологического образования.

      1.2.1. Этапы становления экологического образования.

      1.2.2. Подходы к трактовке и принципам организации экологического образования.

      1.2.3. Основные направления разработки и реализации учебных экологических курсов.

      1.3. Гипотеза о формах и содержании обучающего эксперимента, построенного на основе принципов совместной продуктивной и и творческой деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом, направленного на исследование механизмов становления эколого-гуманитарной деятельности младщих подростков.

      Глава 2. Предварительные исследования экологического сознания школьников.

      2.1. Апробационное исследование условий формирования экологического сознания младших подростков в единстве этическими отношениями.

      2.2. Пилотажное исследование экологического сознания школьников.

      Глава 3. Экспериментальное исследование становления экологического сознания младших подростков в единстве с этическими отношениями к действительности.

      3.1. Методика исследования.

      3.1.1. Схема экспериментального исследования.

      3.1.2. Методы исследования.

      3.2. Содержание инновационного курса «Человек и Природа» и принципы его организации в форме обучающего эксперимента.

      3.3. Характеристика курса «Экология», преподаваемого в контрольной группе (К-1).

      3.4. Характеристика процесса становления экологического сознания младших подростков в единстве с этическими отношениями к действительности.

      Глава 4. Анализ и обсуждение результатов экспериентального исследования динамики экологического сознания младших подростков в единстве с этическими отношениями к действительности.

      4.1. Результаты экспериментального исследования.

      4.1.1. Особенности участия младших подростков в процессе решения экологических проблем в условиях совместной продуктивной деятельности педагога с учениками и учеников друг с другом.

      4.1.2. Сравнительная характеристика особенностей участия младших подростков в процессе создания и осуществления программ ЭГД.

      4.1.3. Характеристика общего отношения младших подростков к экологическим проблемам и эколого-гуманитарной деятельности.

      4.1.4. Сравнительная оценка этических отношений подростков к природе, рассматриваемой в контексте экологических проблем.

      4.1.5. Сравнительная оценка этических отношений подростков к людям-субъектам экологических проблем.

      4.1.6. Сравнительна оценка уровня этических отношений младших подростков друг к другу как партнерам по совместной эколого-гуманитарной деятельности.

      4.2. Соотношение позиций младших подростков — участников творческой эколого-гуманитарной деятельности с особенностями этических отношений к природе и людям. Общее обсуждение результатов.

      Выводы.

Становление экологического сознания как фактор изменения этических отношений младших подростков к действительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема взаимоотношений человека и природы на современном этапе приобретает новые оттенки социальных смыслов. Решение ее становится важным в настоящем и определяющим будущее.

Особое значение приобретает анализ условий оптимизации психического развития человека в процессе обучения и воспитания для изучения закономерностей становления новых элементов сознания как основания развития в будущем ноосферного сознания.

Ведущую роль в становлении экологического сознания призвана играть школа. Однако, в большинстве случаев учебные предметы не соответствуют в полной мере психолого-педагогическим основаниям формирования полноценного экологического сознания и деятельности школьников. Возникает необходимость изменения содержания экологического образования и способов организации его усвоения. Феномены экологичности предопределены не только содержанием познаваемой действительности, но и способами его постижения, самоорганизацией субъекта познания как представителя социоприродной реальности. Этот способ организации познавательной деятельности обозначается понятием «гуманитарная ориентировка» и предполагает ориентацию не только в предметном материале, но и восприятие изучаемого предмета в целом, в его отношении к человеческому бытию в масштабах ноосферы (Г.С. БатищевC. J1. Рубинштейн).

Проблема «экологизации» образования тесно связана с вопросами личностного подхода к организации образовательного процесса, согласно которому, экологическими, в собственном смысле слова, являются новообразования, актуализирующие активную позицию человека в отношении экологических проблем, предопределяемую личностным выбором ценностей, актуализацией и изменением смыслов, осознанием ответственности.

До сих пор не определен вклад в становление экологического сознания такого важнейшего компонента учебной ситуации, как сотрудничество, совместная деятельность учащихся с педагогом и друг с другом. Этот ракурс открывает широкие возможности для анализа условий становления экологического сознания у подростков, рассмотренного во взаимосвязи с нравственными отношениями, проявляемыми к людям и природе.

Актуальность исследования проблемы становления экологического сознания как фактора изменения этических отношений младших подростков определяется не только ее недостаточной теоретической и экспериментальной разработанностью в психолого-педагогических исследованиях, но и требованием к системе образования обеспечивать условия развитие личности. Можно выделить еще ряд обстоятельств, определяющих актуальность проблемы исследования: кризисная ситуация, сложившаяся в системе «человекприрода», находящая прямое выражение в снижении уровня этических отношений в детском и взрослом сообщественезначительная изученность специфики становления и развития экологического сознания в младшем подростковом возрасте, рассмотренных в их взаимосвязи с развитием этических отношений, проявляемых к людям и природеотсутствие психологически обоснованных учебных программ по экологии для младших подростков, способных стать основой формирования у них взаимосвязи развитого экологического сознания и этических отношений к действительности.

Методологической основой исследования служат: культурно-историческая теория психического развития Л. С. Выготскоготеория деятельности А. Н. Леонтьеватеоретические положения о природе личности, развитые в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Б.С. Бра-туся, в которых развитие личности предстает как становление ее ценностно-смысловой сферыконцепции развития сознания в филои онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) — концептуальная модель развития личности в процессе обучения В. Я. Ляудис.

Теоретической основой исследования выступила концепция учения как совместной продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса, разработанная теоретически и экспериментально в работах В. Я. Ляудис и ее сотрудников (И.П.Негурэ, О. Л. Берак, И. В. Туторская, О. Е. Ляпунова, В. П. Панюшкин, С. В. Титова и др.) и реализующий эту концепцию метод психологического проектирования ситуаций инновационного образования.

Цель исследования: выявление условий становления развитого экологического сознания младших подростков в единстве с развитием этических отношений к действительности, находящих свое воплощение в эколого-гуманитарной деятельности.

Объект исследования: процесс обучения младших подростков в специально организованной ситуации усвоения нового учебного курса «Человек и Природа» .

Предмет исследования: психологические условия становления активной творческой позиции младших подростков по отношению к содержанию экологических проблем и программ эколого-гуманитарной деятельности и формирования этических отношений в целостных учебно-воспитательных ситуациях совместной продуктивной деятельности и в ситуациях реализации программ ЭГД.

Гипотезы:

1. Традиционный подход к организации процесса усвоения экологических представлений не ведет к изменению у школьников эколого-этических представлений и норм. Взаимосвязанное становление экологического сознания и этических отношений, определяющее перестройку обыденных способов отношения подростков к природе, людям и самим себе, происходит на двух различных уровнях:

• как результат процесса совместного решения экологических проблем, обеспечивающего освоение системы экологических представлений;

• как результат глубинной перестройки позиций личности в отношениях к природе и человеку в процессе совместной эколого-гуманитарной деятельности.

2. Построенные на принципах совместной продуктивной деятельности, образовательные ситуации, которые изначально содержат полноту специфических для эколого-гуманитарной деятельности взаимодействий (человек-природа-человек) и актуализируют этические позиции участников реальных экологически проблем современности, являются оптимальными для зарождения и становления у младших подростков такого уровня экологического сознания, который проявляется в готовности к эколого-гуманитрньш поступкам. Такого рода ситуации обеспечивают не только развитие системы экологических представлений, перестраивая позиции личности школьников в отношении к природе, но и овладение ценностно-смысловыми, когнитивными и операционно-практическими компонентами ЭГД.

Задачи исследования.

I. Задачи теоретической части исследования:

1.на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований усвоения экологических знаний и развития экологического сознания сформулировать теоретические представления о взаимообусловленности этических позиций младших подростков, отвечающих наиболее продуктивным и творческим уровням подходов к экологическим проблемам, и уровней сформи-рованности эколого-гуманитарной деятельности в полноте ее ценностно-смысловых, когнитивных и практических компонентов;

2.определить особенности образовательной модели, позволяющей осуществлять управляемое влияние на взаимосвязи между уровнями развития экологических представлений и сознания и этических отношений подростков в целостных учебно-воспитательных ситуациях.

II. Задачи экспериментальной части исследования;

1. разработать содержание программы экспериментального факультативного курса, направленного на изучение становления экологического сознания и этических отношений в их взаимосвязи у младших подростков;

2. разработать сценарии решения экологически-проблемных ситуаций и создания программ совместной эколого-гуманитарной деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом;

3. разработать критерии оценки сформированности экологического сознания и этических отношений в их взаимосвязи;

4. реализовать программу факультативного курса «Человек и Природа» в форме обучающем эксперимента;

5. произвести количественный и качественный анализ данных, полученных в экспериментальном и контрольных классах;

6. сопоставляя особенности решения экологических проблем в экспериментальном исследовании, получить и описать эмпирические данные, свидетельствующие об особенностях осознания младшими подростками глобальных экологических проблем современности и соотнести их с эмпирическими характеристиками этических отношений в условиях учения и в условиях практической эко-гуманитарной деятельности.

Методы исследования. Основным методом исследования являлся метод проектирования и реализации модели учебно-воспитательных ситуаций, отвечающих принципам совместной продуктивной деятельности педагогов с учениками и учеников друг с другом. Исследование осуществлялось в форме обучающего эксперимента, предполагающего сопоставление психических новообразований и процесса их формирования в экспериментальном и контрольных классах.

Методы контроля и оценки результатов: метод наблюдения, в том числе, включенногометод экспертных оценок групповых и индивидуальных особенностей процесса анализа и разработки экологических проблем, планирования и осуществления программ эколого-гуманитарной деятельности, опирающийся на критериальные признаки, предварительно апробированные на приемлемость педагогами-участниками экспериментального исследования.

Для выявления и анализа специфики развития экологического сознания и эколого-гуманитарной деятельности младших подростков применялся спектр диагностических методик: экспертной оценки продуктивности учащихся в ситуациях анализа и поиска решения эко-проблем и в ситуациях разработки и реализации программ ЭГДметодики по оценке и самооценке уровня включенности учащихся в ситуации по анализу и проектному решению эко-проблем и в ситуации разработки и реализации программных акцийметодика выявления типа отношения школьников к природеметодика выявления типа отношения младших подростков к людям как субъектам экологических проблем и объектам акций милосердияанкета по определению характера помощи, оказываемой подростками людяманкета по определению характера природоохранной деятельности подростковметодика по оценке социальной дистанции членов группы.

В процессе экспериментального исследования применялись качественные и количественные методы обработки данных. Статистическая обработка количественных показателей производилось с помощью определения коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) и оценки достоверности результатов на основе критерия Стъюдента (t).

Основную выборку составили младшие подростки — учащиеся школ №№ 16, 29, 37 г. Орла.

Основные этапы экспериментальной работы. Разработка предварительной модели инновационного образовательного курса, ее апробация (1996; 1997 гг.) — пилотажное исследование (IV четверть 1996;1997 уч. года и I четверть 19 971 998 уч. года) — разработка окончательного варианта специализированного факультативного курса «Человек и Природа», проведение обучающего эксперимента, описание его результатов (1997;1998 гг).

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретическим обоснованием гипотез, сопоставительным анализом результатов обучающих экспериментов, разнообразием диагностических процедур и их взаимодополняемостью, а также методами обработки и анализа данных.

Надежность результатов исследования обеспечивалась опорой на фундаментальные психологические исследования, экспериментальной проверкой основных теоретических выводов и апробацией полученных данных.

Положения, выносимые на защиту: 1. Включение младших подростков в ситуации продуктивного сотрудничества друг с другом и со взрослыми, предметом которого являются, во-первых, анализ и решение экологических проблем, актуальных для современной общественной жизниво-вторых, практическое взаимодействие с природой и людьми, образует адекватное основание для становления этических отношений к природе и людям, являющихся воплощением сформированной эколого-гуманитарной деятельности в единстве ее ценностно-смысловых и действенно преобразующих компонентов.

2. Интегративным выражением взаимосвязи экологического сознания и этических отношений подростков к природе и людям является доминирующая позиция, характеризующая их как участников совместной творческой ЭГД, начинающейся на учебных занятиях и завершающейся в ситуациях реальной жизнедеятельности. Выделенный нами диапазон позиций младших подростков по отношению к содержательным и ценностно-смысловым аспектам эко-проблем и эко-программ мы интерпретировали в качестве уровней, предшествующих становлению экологического сознания, и далее — уровней собственного развития экологического сознания и ЭГД в их единстве с этическими отношениями.

3. Процесс становления экологического сознания в единстве с этическими отношениями участников совместной творческой ЭГД характеризуется следующей шкалой позиций:

Формальная позиция — отличается подходом к экологическим проблемам со стороны формальных знаний о существующих природных особенностяхрепродуктивным, вопросно-ответным стилем обсуждения проблемного материала, приобретающего для учащихся значение типичного учебного материала.

Когнитивно-творческая позиция — подходом к экологическим проблемам как таким, в рамках которых осваиваются и проявляются сложные мыслительные способы работы с текстовым материалом.

Субъективно-заинтересованная позиция — определяется освоением позиции субъективно заинтересованного участника решения экологической проблемы в условных учебно-воспитательных ситуациях.

Личностно-значимая позиция — экологические проблемы приобретают статус личностно-значимых как в условиях учебной ситуации, так и в разнообразных ситуациях жизнедеятельности.

Личностно-деятельностная позиция характеризуется инициативностью, свидетельствующей о готовности к разработке и практическому осуществлению программ ЭГД.

Если первые две позиции характеризуют предельные личностные новообразования, возникающие в ситуациях традиционного обучения, то 3, 4, и 5-я позиции, формируются в условиях специально организованного экспериментального обучения.

Теоретическое значение и новизна работы:

1. Впервые для исследования специфики и динамики экологического сознания подростков использован метод проектирования ситуаций совместной продуктивной и творческой деятельности учащихся друг с другом и с педагогом. Содержанием этих ситуаций является анализ глобальных экологических проблем современности, наряду с практической реализацией совместной эколого-гуманитарной деятельности в форме эколого-гуманитарных программ, что и обеспечивает становление нравственных отношений к природе и людям у подростков;

2. Существует зависимость между освоением младшими подростками наиболее высокой — личностно-деятельностной — позиции в отношении экологических проблем и программ ЭГД и развитием форм совместной деятельности по проектированию школьниками практически разрешаемых эколого-гуманитарных ситуаций;

3. Выявлена и описана взаимосвязь уровней развития экологического сознания младших подростков с уровнями этических отношений, выражающаяся в особенностях принятия, совместного анализа и решения экологических проблем в ситуациях учения и реализации совместной эколого-гуманитарной деятельности в реальной жизненной практике, а также в особенностях отношений между участниками эко-проблем и эко-программ;

4. Показано, что в тех случаях, когда содержание экологических курсов ограничивается задачей усвоения экологических понятий вне контекста анализа, проектирования и совместного решения жизненно значимых проблемных ситуаций, получаемые экологические знания не влияют на этическое развитие школьников.

Практическое значение работы:

1. Разработана и апробирована программа учебных сценариев курса «Человек и природа», которая может быть рекомендована в качестве факультатива для учащихся 5 и 6 классов, а также для изменения системы подготовки и переподготовки учителей и подготовки студентов педвузов;

2. Выделены принципы эффективной организации инновационной стратегии при проектировании и осуществлении целостного образовательного курса по формированию эколого-гуманитарной деятельности младших подростков, условием и результатом которой является продуктивные и творческие уровни включения в экологические проблемы современности;

3. Разработан набор методов, позволяющих формировать особенности позиций младших подростков относительно содержания экологических проблем и выявлять особенности их проявления при планировании и осуществлении программ ЭГД, а также позволяющих исследовать общую готовность младших подростков к ЭГД. Модель разработанной образовательной ситуации может быть использована как при обучении студентов педвузов, так и в практической работе педагогов и школьных психологов;

4. Выделены психологические основания для экспертной оценки учебно-образовательных курсов, ориентированных на экологическое обучение и воспитание школьников для оценки глубины их развивающего влияния на становление готовности к эколого-гуманитарной деятельности в ее разнообразных формах выражения по отношению к природе и людям;

5. Разработан спектр методических приемов для эмпирической характеристики особенностей развития экологического сознания и эколого-гуманитарной деятельности младших подростков в условиях учения и практики.

Результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в сфере образования, а также учителями, ставящими перед собой задачи оказания дополнительной поддержки для формирования в образовательном процессе новообразований в личностной сфере младших подростков и оформления специальных и общеучебных навыков разработки и решения продуктивных заданий с глубоким социальным и культурным смыслом.

Апробация результатов исследования. Представленные результаты апробировались в процессе экспериментально-педагогической работы автора в общеобразовательной школе № 29 и в муниципальной гимназии № 16 г. Орла.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии ОГУбыли представлены в докладах: на межвузовской областной конференции молодых ученых (г.Орел, 1996 г.), на научно-практической конференции «Школа и ВУЗ. Проблемы интеграции в образовании» (г.Орел, 1996 г.), на межвузовской научной конференции «Духовные ценности современной российской молодежи» (г.Орел, 1997 г.) — на 1-ой Всероссийской научно-методической конференции (г. Москва, 1998).

Материалы исследования отражены в опубликованных работах: в статьях и тезисах докладов.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и 10-ти приложений. Библиографический список содержит 249 наименований. В работе представлена 21 таблица, 1 диаграмма. Объем диссертации 179 машинописных страниц.

1. Продуктивным для развития личности младших подростков, начинаю щих осознавать себя через активное отношение к миру, к другим людям и друг к другу, является ориентация на становление экологического сознания, которое рассматривается со стороны новообразований в их этических отно шениях при овладении творческими уровнями эколого-гуманитарной дея тельности.2. Продуктивным для развития экологического сознания младших подро стков является практически-действенная позиция в отношении к природе, людям и друг к другу. Возможность овладения этой позицией открывается на творческом уровне ЭГД, являющемся воплощением высшей интеграции гуманитарной практики с этическими и экологическими компонентами соз нания. Наиболее развитые творческие уровни ЭГД находят свое выражение в поступках младших подростков, воплощаясь в программы оказания помощи природе и людям — субъектам экологических проблем. Одновременно они находят свое выражение в изменении степени продуктивности совместной деятельности младших подростков при анализе проблем, разработке и реа лизации программ, т. е. в уровне этических отношений между участниками проблемных ситуаций.3. Уровни принятия, практически-действенного разрешения экологических проблем и степень готовности подростков к переходу от обнаружения про блем к разработке и осуществлению акций практической эколого гуманитарной помощи к природе и людям правомерно интерпретировать как уровни развития экологического сознания.

4. В условиях традиционного обучения, даже в классах с углубленным изу чением экологии, преобладает когнитивистский подход к становлению спо собов решения эко-проблем (формальная и когнитивно-творческая позиции).Глубину освоенности экологических понятий и представлений при становле нии высших уровней экологического сознания у школьников целесообразно оценивать не по характеру вербальных определений отдельных понятий и явлений, а по их возможности актуализировать личностное отношение к эко16? проблеме, ценностно-смысловой позиции личности не только в учебных ситуациях, но и в реальных условиях сегодняшнего дня.5. Важнейшими моментами, предопределяющими переход подростков от формального и когнитивно-творческого уровней к уровням личностно значимого, а затем личностно-деятельностного типа включенности в по сильное решение реальных эко-проблем, является введение в систему акту альных экологических проблеморганизация разнопозиционного рассмот рения факторов, порождающих экологическое неблагополучиеособенно стей общественной, производственной и природоохранной деятельности че ловека в качестве такого фактораосвоение школьниками социальных и культурных позиций участников и жертв экологически сложных ситуаций. Становление этических позиций, соответствующих деструктивному, ли бо конструктивному отношению к экологическим проблемам современно сти, предопределяет тот спектр новообразований, который свидетельствуют об изменении уровней экологического сознания подростков и их готовности Психологически оправданной для развития личности подростка явля ется такая модель становления экологического сознания, которая обеспечи вает движение не на уровне вербально-логического владения системой эко логического знания, а на уровне духовно-практического отношения к эколо гическим проблемам.6. Существует взаимосвязь уровней развития экологического сознания с уровнями этических отношений, выражающаяся в особенностях принятия, совместного анализа и решения экологических проблем в ситуациях учения, планирования и осуществления младшими подростками совместной эколо го-гуманитарной деятельности, в особенностях отношения к природе, людям и самим себе.7. Не существует прямого воздействия традиционно построенных эколо гических курсов на этическое развитие подростков. При традиционном по строении этих курсов, экологическое сознание и этическое сознание не фор мируются и не вступают во взаимосвязь. Экологическое содержание воздей ствует на этическое развитие младших подростков и опосредует его лишь в ситуациях совместной деятельности и сотрудничества при совместном реше1S0 НИИ реальных экологических проблем, становящихся доступными опыту и сознанию ребенка.8. Становление единства этического и экологического сознания достигает ся в результате опосредованного характера постановки и разрешения эко проблем, т. е. опорой в ходе этого решения на актуализируемые личностные ценности и смыслы, а не на понятия и их определения, в ходе межличностно го взаимодействия участников ЦУВС. Т.о., экологическое сознание — резуль тат выработки коллективного сознания и совместного опыта поиска путей преодоления общей угрозы, основанного на этических ценностях человече ского существования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. -М.: Изд-во МГУ, 1986.- 124с.
  2. Активные методы обучения в природоохранительном образовании (дискуссии, ролевая и имитационная игра)./ Под ред. Д. Н. Кавтарадзе. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  3. Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983.- 133−154
  4. Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучен: творчества в современной психологии. — М, 1971.- 151−203
  5. Алексеев С В. Экология: Учебн. пособ. для уч-ся 9 кл. — СПб: СНИО Пресс, 1997.-320 с.
  6. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. — В кн.: Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
  7. .Г. Становление системы человекознания. Избр. психол. труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 336 с.
  9. Е.Ю. Сборник задач по теории вероятностей и математической статистике для психологов. — М.: Изд-во МГУ, 1969. -92 .
  10. А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во МГУ, 1979.- 144с.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104с.
  12. А.Г., Братусь Б.С, Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности.// Вопросы психологии. -1979. — № 4.
  13. А. Философия ориентированного образования.//Кентавр.Е Методологический и игротехнический альманах. — 1996. — № 1. — 43−48
  14. Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений. — В сб.: Человек и общество./Под ред. Ананьева.- Д., 1970. — 98−103
  15. В.Г. Избр. пед. соч. / Под ред Кондакова. М.И., Бабанского Ю. К. и др. — М.: Педагогика, 1983.
  16. О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе.Автореф. дис. канд.пед. наук.-М., 1985, — 24с.
  17. В.И. Становление ранних форм памяти ребенка. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1976. — 16 с.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещ-ение, 1968. — 464 с.
  19. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Избр. психол. труды: Проблемы формирования личности. /Под ред, Фельдштейна Д. И. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 52−53
  20. Л.И. Развитие воли в онтогенезе. Избр. психол. произв. -М.: Междунар, пед. академ, 1995, — 209с.
  21. Л.И. Формирование личности в коллективе //Вопросы психологии. — 1967, — № 3. — 144−151
  22. Божович Л. И, Неймарк М, С. Особенности развития мотивационной сферы подростка //Материалы к XIX Междунар, психол, конгресу, — М, 1969,-С.15−16
  23. Боровик Г, Отношение человека к природе как объект морально- эстетического познания, — М., 1985
  24. Л.В. Исследование уровня притязаний (уч. пособ.),-М.: Институт психологии РАН, 1993
  25. .С. К изучению смысловой сферы личности //Вестник Московского университета. Сер. 14.- Психология, — 1981.- № 2. — 46−56
  26. Братусь Б. С, К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии, — 1993, — № 1, — С, 6−13
  27. .С. Психология. Нравственность. Культура. — М., 1994
  28. Братусь Б. С, Сидоров П. И. Психология, клиника и профилакти раннего алкоголизма. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 144с.
  29. Д. Процесс обучения, — М., 1962
  30. A.M. Ноосферная личность: Философски-психологический взгляд // Мир психологии и психология в мире.- 1995. — № 4−5. — 135−147
  31. В.А., Богданова Л. В., Купер Л. З. Введение в антропоэкологию. Практич. пособ. для уч-ся 9 кл. — Рига, 1993. — 164 с.
  32. Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики. //Вопросы философии. — 1986. — № 2
  33. В. Живая жизнь (о Достоевском и Льве Толстом). Собр. соч. в 5-ти томах. Т.З. — М.: Правда, 1961.- 269−491
  34. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на мат-ле эксперим. учебн. программы по основам экологии для детей 6-ти лет). Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1991.- 16 с.
  35. В.И. Проблемы биохимии // Тр. Биохимической лаборатории. Вып. XVI. — М., 1980
  36. М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  37. Р., Крайтс Л., Моран Р., Крейцман Н., Бен Б. Мир начинается с меня. Уч. программа для формирования ненасильственных ценностей для учеников 6-х классов. Пер с англ. — М., 1993.
  38. Л.С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6-ти томах, Т.1. — М.: Педагогика, 1984. — 156−167
  39. Л.С. Психика, сознание, бессознательное. Собр. соч. в 6- ти т.- Т.1. — М.: Педагогика, 1984. — 132−148
  40. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 500 с.
  41. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч в 6-ти т., Т.1. — М.: Педагогика, 1984. — 132−148
  42. Я.И. Теоретические основы природоохранного обучения. — Кишинев, 1981
  43. Т.Г. Моральная ответственность как качество личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1984. — 18 с.
  44. A.M. Экологическое воспитание и образование: Проблемы и решения.- В сб.: Город, природа, человек (Проблемы экологического образования).-М.: Мысль, 1982
  45. Ганди Мохандус К. Моя вера в ненасилие //Вопросы философии. — 1991 -№ 3. -С. 65−66
  46. Гачев Г, Д. Книга удивления, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке.- М., 1991
  47. Н. Постулаты экологического образования.- В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии. /Под ред Глазачева Н. — Волгоград: Перемена, 1996.- 3−6.
  48. Н.В., Морозова Г.Н. Думаем, играем, творим, познавая окружающий мир. Методич.рекоменд. — СПб.: 1994. — 72 с.
  49. Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач Вопросы психологии. — 1980. — № 3
  50. А.А. Отношение к природе как нравственная проблема // Философские науки. — 1975. — № 5. — 27
  51. А.А. Природа как ценность культуры. — В сб.: Экология, культура, образование./ Под. ред. Гирусова Э. В. — М., 1989.- 5−11
  52. О.М. Экологическая психология // Психологический информационный бюллетень РАН, — 1996. — март-апр.- 9−10
  53. Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. — М., 1995. — 148 с.
  54. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов- на- Дону, 1996. — 480 с.
  55. Т. В. Подросток. — М.: Знание, 1976.
  56. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы.- М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
  57. СВ., Бурков В. Н. и др. Метод деловых игр. — М., 1976
  58. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. — М.: Изд-во МГУ, 1982.- 119 с.
  59. А.Н. Школа и проблемы охраны природы. — М.: Педагогика, 1981.- 184с.
  60. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.- М.: Просвеш-ение, 1977. — 207 с.
  61. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Пособ. для учителей. — М.: Просвеп1-ение, 1984. — 159 с.
  62. И.Д. Природоохранительное просвеш-ение в школе //Народное образование.- 1974. — № 3. — 35−40
  63. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. — В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии./ Под ред. Глазачева Н. — Волгоград: Перемена, 1996. — 72−84
  64. И.Д. Экология в школьном обучении. — М.: Знание, 1980. -96 с.
  65. И.Д., Захлебный А. Н. Теоретические основы природоохранительного просвеш-ения в школе //Советская педагогика,-1973.- № 12.-С.31−39
  66. Зверев И.Д.и др. Экологическое образование в школе: Концепция. (Московский департамент образования). — М.: Московский центр межнацион. и сравнит, образов., 1994. — 30 с.
  67. .В., Братусь Б. С. Очерк по психологии аномального развития личности.- М.: Изд-во МГУ, 1980. — 160 с.
  68. И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: Изд-во Российского открыт, ун-та, 1992. — 140 с.
  69. Д.Н. и Брудный А.А. Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Вестник образования. — 1993. — № 7.- 2−40
  70. М.С. Мир обш-ения: Проблема межсубъектных отношений. — М., 1988
  71. Ф. Воспитание к свободе.- М., 1995
  72. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.- 167с.
  73. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — 69−73
  74. Карпинская Р. С, Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. — М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
  75. Н. Экология души и тела человека. Уч.-методич. пособ. — Орел, 1997. — 36 с.
  76. Квиридо Рене М. Творчество в образовании. Вальдорфский подход. — М., 1995
  77. М.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. — 1992. — № 3. — 66−72
  78. В.А. Ценностный подход к современным проблемам природопользования.- В сб.: Научн. Тр.: НТР, человек, его природная и социальная Среда. — Л., 1977
  79. Н.Н. Экологическое воспитание трудяш-ихся. — Киев: Наукова думка, 1988.-56с.
  80. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. — 222с.
  81. В.М. Использование дидактических игр в школах США.- М, 1982 (Педагогика и народное образование за рубежом. Экспресс-инф. Вып. 3 (51)/ НИИ ОП АПН СССР)
  82. В.Ф. Методические указания по подготовке и проведению имитационной игры «У озера». — Новосибирск, 1986
  83. Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  84. Конрад И. Д. Запад и Восток. — М., 1972
  85. Кочергин А. Н, Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологические знания сознание: Особенности формирования. — Новосибирск: Наука, 1987. — 221 с.
  86. Е.А., Пасечник В. В., Сидорин А.П., 1997
  87. Е.М. О некоторых психологических принципах и услови. экологического образования, — М.: Просвещение, 1983
  88. А.Ф. Классификация личностей. 2-ое издание. — Л.: Госиздг 1924
  89. А.Ф. Очерк науки о характерах. — Пг., 1917.-386 с.
  90. А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. — Пг., 1912
  91. М.М. Уроки общения в 5−6 классе. Методич. пособ. к курсу «Мир общения». — Брянск: Изд-во БГПУ, 1997. — 196 с.
  92. К.Ф. Стадии морального развития личности, стиль поведения и художественный вкус" - В сб.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Наука, 1979. — 204−218
  93. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздг 1977.- 304 с.
  94. А.Н. Начало личности- поступок. Избр. психол. произв. В 2 томах, Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 381−385
  95. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личност Тексты.- - М., 1982.- 187−188
  96. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопрос психологии.- 1989. — № 3. — 11−21
  97. Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. — 44 с.
  98. Леонтьев Д. А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) — В сб.: Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып. 1. — М., 1988. — 73−100
  99. О. Календарь песчаного графства. — М., 1983
  100. .Т. Экология личности // Педагогика.- 1993. — № 2.- 19−23
  101. .Т. Философия воспитания. Уч. пособ. — М.: Прометей, 1995. -282 с.
  102. Д. Экология — проблема нравственная // Наше наследие. — 1991.-№ 1
  103. Д. Своеобразие эстетического.- М., 1987.
  104. Е.Н. Взаимосвязь развития памяти и становления новообразований личности дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1997.-20 с.
  105. О.Е. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента. Дисс. канд. психол. н. — М., 1990
  106. В. Я. Методика преподавания психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1989. -77с.
  107. В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования. // Вестник Московского ун-та. Серия 14. -Психология, 1998.- № 2. — 88−98
  108. Ляудис В. Я. Память в процессе развития.- М., 1976
  109. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности.- В сб.: Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация,/ Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева.- М., 1983. — 64−73
  110. В.Я. Психологические предпосылки пректирования моделей инновационного обучения в школе. — В сб.: Инновационное обучение: стратегия и практика. -М., 1994.- 13−32
  111. Ляудис В. Я, Васильева М. М. К проблеме развития памяти в процессе усвоения иностранного языка //Вестник Московского ун-та.-Сер. 14. — Психология, 1980. — № 4
  112. В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М.: Международн. Пед. академ., 1994. — 150 с
  113. А.Ф. Мир человека. Уч. пособ. для 10−11 кл.- М.: Интерпракс, 1995.- 416 с.
  114. Н.М. Культура, экология, образование.- М.: Изд-во РЭФИА, 1996. — 52 с.
  115. P.M., Глазачев СИ. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития. — вСб.: Экологическое образование: концепции и технологии./ Под ред. Глазачева СП. — Волгоград: Перемена, 1996.- 16−26
  116. Н.М., Суравегина И. Т. Технология определения уровня подготовки учащихся по экологии (поиски оснований). — В сб.: Экологическое образование: концепции и технологии. /Под ред. Глазачева Н. — Волгоград: Перемена, 1996. — 127−138
  117. Т.А. Изучение психических новообразований совместно учебной деятельности школьника. — В сб.: Формирование учебно деятельности школьников. — М., 1982
  118. Т.А. Психологические условия формирования совместно учебной деятельности школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М 1980.-17с.
  119. И.С. Школа и охрана природы.- М., Знание, 1976. — 64 с.
  120. Мерлин. Психология отношений и педагогика. — В сб.: Вопросы психологии воспитания. Вып .3. — Тамбов, 1973. — 3−10
  121. .М., Наумова Л. Г. Экология России. Уч. пособ. для 9−11 кл.- М.: АО МДС, Юнисам, 1995
  122. А.В. Природоохранительное образование и воспитание в педагогических ВУЗах. — В сб.: Проблемы природоохранительного образования и воспитания. — М., 1982. — 54−80
  123. Н.Н. Система «Учитель» и будущ-ность человечества // Зеленый мир, 1995.- № 24
  124. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. //Вопросы философии.-1995. — № 1
  125. Моисеев Н. Н, У роковой черты // Октябрь. -1988. — № 5
  126. Н.Н. Универсальный эволюционизм (позиция и следствие) //Вопросы философии. — 1991. — № 3
  127. Н.Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 351 с.
  128. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии.- 1990. — № 6. — 32−46
  129. Н.Н. Экология, нравственность и политика //Вопросы философии. — 1989. — № 5
  130. Т.В. Формирование внутренней ответственности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. — 20 с.
  131. Л.Д. Концепция нравственного развития личности сквозь призму естественнонаучных дисциплин.- В сб.: Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы.- Орел.: Госпедунив-ерситет, 1995. — 223−225
  132. И.П. Формирование письменной речи у младших школьников, автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1977
  133. М.С. О психологии воспитания // Советская педагогика. — 1972.-№ 7.-С.94−103
  134. Новые взгляды на географическое образование /Под ред. В. П. Максаковского, Л. М. Панчешниковой. — М.: Прогресс, 1986
  135. В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. — М., 1990
  136. Н.А. Единство обучения и воспитания в процессе формирования письменной речи у младших подростков. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1982.- 159 с.
  137. Н.А., Ляудис В. Я. Формирование контрольно- корректировочных действий у студентов при обучении с помоп.-ью ЭВМ. -Воронеж, 1982. — 119 с.
  138. Организация экологического образования в школе. Пособ. для работников ср. шк. / Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. — Пермь, 1990.- 150 с.
  139. В.И. Актуальные проблемы экологической психологии. Ill Всероссийская конференция по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». — М., 1996. -С. 102−103.
  140. В.И. Экология и психология. Вступит, статья.- М., 1995.-С. 3−10
  141. В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности. — В сб.: Инновационное обучение: стратегия и практика. — М., 1994. — 76−95
  142. В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1984
  143. Л.А., Фурманов И. А., Аладьин А. А, Отчик СВ. Психодиагностика и психокоррекция в учебно-воспитательном процессе. -Минск, 1993.- 154 с.
  144. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. — 235 с.
  145. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1991
  146. А. Человеческие качества.- М., 1980-
  147. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. Учебник .- М.: НПО Профиздат, 1991. -192с.
  148. В.Я., Подиновский В. В., Вельский А. А. Деловые игры по охране труда в строительстве. — М., 1987
  149. А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для начальных классов. — М.: Просвешение, 1995. -46 с.
  150. В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. — М., 1981
  151. В.В., Платов В. Я., Вельский А. А. и др. Деловая игра «Инструктаж по технике безопасности».- М., 1988
  152. Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.- 303с.
  153. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода. — В кн.: Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — 79−91
  154. Я.А., Гажжиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе. — В кн.: Психология творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. — М.: Наука, 1990.- 92−102
  155. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии. Автореф. дисс. д-ра пед.наук. — Л., 1981. — 35 с.
  156. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии.- Л.: ЛГПИ, 1979. — 87 с.
  157. Е.Л. «Основы культуры общения» для старшеклассников.- В сб.: Инновационные процессы в образовании: проблемы и перспективы.- Орел.: Орловский госпедуниверситет, 1995. -С. 197−199
  158. Проблемы экологического образования в педвузе и школе. — В сб. Науч. тр. /Под ред. Иноземцева А. А. — М.: Изд-во МГУ, 1992
  159. Проблемы экологического образования. Сб. тезисов докл. науч.- практич. конф. «Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения». /Под ред. Вержицкого Г. А. — Новокузнецк: НГИУУ, 1994. — 76 с.
  160. Проблемы экологического образования в школе и педвузе. Мат-лы тезисов межвузовских конференций. /Под ред. Пономаревой И. Н. — СПб: Образование, 1993.
  161. Л.Д. Роль рефлексии в условиях группового решения учебных задач. — В сб.: Психология учебной деятельности школьников. -М., 1982.- 323
  162. Психология рефлексивных процессов .- Мат-лы науч.- практич. симпозиума «Интеллектуальная поддержка деятельности в сложных проблемных областях», Вып. 2. — Новосибирск., 1992
  163. П.Ф. Биологическая статистика. — Минск: Вышейшая школа, 1967. — 328с.
  164. X. Суп.-ествует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М., 1990
  165. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.- М.: АПН СССР, 1957. — 328 с.
  166. Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. — М., 1989
  167. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976
  168. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  169. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджеров. — М., 1997.
  170. A.M., Сергеев Н. К., Система непрерывного экологического образования учащихся: инновационный поиск. — В сб.: Экологическое образование…- Волгоград, 1996. — 145−154.
  171. Свирежев Ю. М. Коэволюция человека и биосферы. Современная глобалистика и концепции русской классической школы. Онтогенез, эволюция, биосфера.- М., 1989
  172. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. — М., 1990
  173. И.Н., Степанов СЮ. Проблема предмета и методика психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983. — 154−181
  174. В.И., Сухова Т.С, Козлова Т. А. Экология России. — М.: АО МДС, 1995
  175. А.П. Психологические основы отношений школьников к природе. Уч. пособ. — Ставрополь: Ставропольск. пед. институт, 1987. — 87 с,
  176. А.П. Характеристика отношения школьников к природе в общественно-полезной деятельности. — В' кн.: Изучение природы школьниками и обш-ественно-полезная деятельность по ее охране. — М.: АПН СССР, НИИ СиМО, 1978. — 6−13
  177. А.П. Человек и природа. Формирование отношений. — Ставрополь.: Ставропольский гос. пед. институт, 1975. — 224 с.
  178. А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М.: Педагогика, 1975. -352 с.
  179. А.В., Семенов И. Н., Ссорин СЮ. пакет программ расчета характеристик дискурсивного мышления в индивидуальном решении проектно-творческих задач. — М., 1986
  180. Соколов Б. …Плюс экологическое сознание.// Знание-сила. — 1988. — № 4-
  181. B.C. Собр. соч. Т.1. — М., 1988. — 628с.
  182. Г. Г., Сувойчик Л. В. Дети-философы (по мат-лам книги Х. Л. Фрезе «Дети-философы»)// Мир психологии и психология в мире. -1996. — № 1.-0.33−43.
  183. Е.В. Изучение смысловых образований у ребенка.//Вестник Моск. Ун-та. — Серия 14, Психология. — 1977. — № 1-
  184. И.Т., В.М. Сенкевич. Как учить экологии.- М.: Просвеп1-ение, 1995. — 96 с.
  185. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. — М: Новая школа, 1994. — 128с.
  186. В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969
  187. В.А. Школа и природа // Сов. педагогика. — 1970, — № 5. — 45
  188. Л.В. Новая модель школы. Экология и диалектика, — М.: Авангард, 1992, — 224 с,
  189. Теоретические основы (концепция) и программы деятельности школы по экологическому образованию./ Под ред., Зверева И, Д. — М., 1991
  190. Ушинский К. Д, Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1.-Спб:Тип. A.M. Котомина, 1871,-437с,
  191. Д.И. Проблемы возастной и педагогической психологии. М. Междунар. пед. академ., 1995, — 368с.
  192. Фельдштейн Д .И. Психологические основы обш-ественно полезной деятельности, — М, 1982
  193. Фельдштейн Д. И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Автореф, дисс. д-ра психол, наук, — Душанбе, 1969. — 49с.
  194. М.Н. Нравственное содержание экологической культуры личности (Этико-философский аспект). Автореф. Дисс. Канд. Философск. наук. М., 1987-
  195. Формирование учебной деятельности студентов. /Под ред Ляудис В. Я. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 240 с.
  196. П.П. Альберт Швейцер. Картина жизни. Пер. с нем./ Под ред. Петрицкого В. А. — М.: Наука, 1982. — 227с.
  197. В. Человек в поисках смысла. Перев. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990
  198. Э. Душа человека. Пер. с нем .и англ. — М.: Республика, 1992
  199. Э. Искусство любить. Исследование природы любви. — М.: Педагогика, 1990
  200. Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики. Мы.: Коллегиум, 1992
  201. Хесле В. Философия и экология. — М., 1994
  202. Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе. — В сб.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990
  203. В.В. Перенос умственного действия планирования из учебной деятельности в нравственное поведение младших школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Л., 1984. — 20 с.
  204. А.В. Программа курса естествознания в 10 классе. — В кн.: Школа самоопределения. Шаг второй. /Под ред. Тубельский А. В. — М.: НПО, «Школа самоопределения», 1994. — 249−260
  205. В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студента в процессе обучения. Дисс. канд. пед. н. — М., 1982. — 216 с
  206. Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993-
  207. Г. А. Зачем детям учиться вместе? // Педагогика и психология. — 1985. — № 11-
  208. Чернова Н, М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. Учебн. пособ. для 9 кл. — М., 1997.- 240 с.
  209. В.Э. Нравственная устойчивость личности. — М.: Педагогика, 1981.-207 с.
  210. Г., Павлова В. И., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. -1994.-Т.15.-№ 1.-С.41−49-
  211. А.В., Ремизов В.Б.,. Трофимова Н. А,. Ежов И. В. Мир «азбуки Льва Толстого». Кн. для учителя. /Под ред. В. Б. Ремизова. -Тула, 1995. — 200 с.
  212. А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем. / Под ред. Гусейнова А. А.,. Селезнева М. Г. — М.: Прогресс, 1992. — 572 с —
  213. А. Культура и этика. — М., 1973
  214. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1993. — 24 с.
  215. Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше. //Вопросы философии. — 1990. — № 7. — 59−133
  216. Шибаева Л. В, Действенный фактор в развитии инновационной стратегии школы (деятельность практического психолога: проблемы, принципы, тенденции) //Мир психологии.-1996. — № 1. -С.79−94
  217. К.И., Живое знание. — В кн.: Живое знание. /Под ред. Гиренок Ф. И. -М.: Центр. Совет филос. (метод.) семинаров при Президиуме АН СССР, 1989. — 3−93
  218. Л.М., Воронова А. Н., Защиринская О. В., Нилова Г. А. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — СПб.: Образование, 1995
  219. Е.В. Психологический аспект проблемы личности. Теоретические проблемы психологической личности. — М., 1974.
  220. Ш^уркова Н.Е. «Философия жизни» в школе: Методич. Мат-лы к учебному курсу человековедения. — М.: Новая школа, 1994. — 48 с.
  221. Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Под ред. Мамедова Н. М. — М.: «Агенство» Технотрон", 1996. — 136 с.
  222. Экологическое образование: концепции и технологии. Всеросс. науч. -практич. конф. — Сб. научн. тр./Под ред. Глазачева Н. — Волгоград: Перемена, 1996. — 283 с.
  223. Экология, культура, образование. Мат. к конф. /Под ред. Гирусова. Э.В.: М.: Философское общество СССР, МГПИ, 1989. — 204 с.
  224. Экологическое образование в СССР (науч.-аналитич. обзор): специализированная информация по проблемам экологии. АПН СССР. / Под ред. Лось В. В. — М., 1990. — 59 с.
  225. Экологическое образование в средней и высшей школе. В 3-х частях. -М., 1988:
  226. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития. //Вопросы психологии. — 1971. — № 4.
  227. Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. — 1993. — № 9.-С.151−158
  228. Якобсон Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. — 142 с.
  229. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения. — В сб.: Психология формирования и развития личности. — М., 1981. — 320−337
  230. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. — Т. 16. — 1995.- № 3. -С.70−73-
  231. В.А., Дерябо Д. Экологическая психодиагностика: Тесты по изучению экологичности личности. — М., 1994. -187 с.
  232. А. А., Sund R. В. Teaching science through discovery. 3-rd ed. — Columbus (Ohio), 1975
  233. Clark L. H., Starr I. S. Secondary and middle school teaching. — N. Y., Toronto, 1991
  234. Driver R., Bell B. Student s thinking and the learning of science: A con- structivist view // Science in science education. -1986. — Vol. 13.- P. 443−445
  235. Ellington H. J, Addinal E., Percival F. Gamas and simulations in science education. — L.-N.Y., 1981
  236. Gordon W. J. J. Synectics. — N. Y., 1961
  237. Lewy A. Planning the school curriculum. — Paris, 1977
  238. Megarry J. Simulation and gaming. // The international encyclopedia of education. Research and studies. / Ed. Dy T. Husen. — Oxford, 1985. — Vol. 3. -P.4575.
  239. Osborn A. F. Applied imagination. — N. Y., 1963
Заполнить форму текущей работой