Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: На материале обучения в 10 и 11 классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я", и с отсутствием способов его изменения. Анализ полученных результатов показал, что у значительной части учащихся старших классов нет ориентации на внутренний мир себя и другого, что они не могут занять надситуативную позицию по отношению к себе и своей деятельности, что они часто оказываются малоинициативными в вопросах самоизменения и не умеют осмыслять собственные достижения и проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Психологическое содержание личностно — стр. 12−59 ориентированного обучения в юношеском периоде развития
    • 1. 1. Психологические характеристики юношеского возраста. стр
    • 1. 2. Особенности личностно — ориентированного обучения стр
  • Глава 2. Психологические и личностные особенности развития в стр. 60−104 раннем юношеском возрасте
    • 2. 1. Психологическое содержание понятия воли. стр
    • 2. 2. Особенности внутреннего образа себя в раннем юношеском стр. 80−89 возрасте
    • 2. 3. Особенности личностной рефлексии в раннем юношеском стр. 90—99 возрасте
    • 2. 4. Особенности личностного развития в раннем юношеском стр. 99—104 возрасте
  • Глава 3. Психологические условия развития личности в раннем стр. 105—163 юношеском возрасте
    • 3. 1. Психологические особенности «игры в себя». стр
    • 3. 2. Формирование волевой сферы личности на уроках практической стр. 109−143 психологии в 10−11 классах
    • 3. 3. Результаты формирующего эксперимента. стр
    • 3. 4. Особенности развития личности учащихся старших классов в стр. 154−163 процессе обучения

Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: На материале обучения в 10 и 11 классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение личностно-ориентированной педагогики является одной из актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни исследователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда человек достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал личностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна сознательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А. Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивова второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интенсивное развитие самосознанияА.В. Запорожец — с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начинает осознавать себяД.И. Фельдштейн — с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятельность и т. п.

Другой подход к пониманию личности исходит из того, что любой человек, поскольку он человек, является личностью. С этих позиций новорожденный ребенок также является личностью. В контексте этого подхода на каждом этапе онтогенеза личность имеет свои возрастные особенности, и на каждом возрастном этапе необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.

Центральным при построении личностно-ориентированного обучения является вопрос о психологическом содержании понятия личности. На сегодняшний день, как отмечается рядом авторов (И.С. Кон, Г. Г. Кравцов, Дж. Блок, Г. Олпорт и др.), существует более сотни определений этого важнейшего психологического понятия.

Возраст 15−17 лет является одним из наименее изученных в психологии возрастных периодов. До сих пор ведутся споры о том, относится ли он к старшему подростковому или к юношескому возрасту. Пока не выявлены ни его ведущая деятельность, ни возрастные психологические новообразования. В психологическом плане этот возраст исключительно сложен и противоречив. Не случайно он привлекал к себе внимание исследователей уже в начале XX века. Обычно этот возраст характеризуют как переломный, переходный, критический. Многие авторы подчеркивают, что этот возраст является переходным периодом от детства к зрелости. В этом возрастном периоде перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к формированию той жизненной позиции, с которой бывший школьник начинает свою самостоятельную взрослую жизнь (Д.И. Фельдштейн, B.C. Собкин, Г. А. Цукерман и др.).

Существует множество исследований, посвященных особенностям этого возраста. Так, Ст. Холл считал, что «подростковая стадия» в развитии личности — это «бунтующее» отрочество, насыщенное стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, смятение, царствует закон контрастов. Он назвал этот возраст периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода развития Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» .

Возникновению специфической формы самопознания способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни ребенка этого возраста от образа жизни младшего школьника. Прежде всего, это повышенные требования как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, его взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс чести», принятый среди сверстников. Всё это порождает мотивы и тенденции, побуждающие обратиться к анализу самого себя, к сравнению себя с другими. Так, постепенно формируются жизненно значимые ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки начинают предъявлять к окружающим их людям и к самим себе.

Другой крупный исследователь этого возраста, Э. Шпрангер, разработал ^ культурно-психологическую концепцию этого периода развития личности. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Главным в этом возрасте, по Э. Шпрангеру, является открытие «я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, врастание в культуру. Исходя из этого представления, основой психического развития в этом возрасте является становление ценностных ориентаций и мировоззрения.

Несмотря на различия в выделении основного, ведущего момента, выступающего стержнем развития личности, многими авторами подчеркивается роль взаимодействия подростка с окружающим миром, в первую очередь, с миром людей. Часто это взаимодействие носит парадоксальный и противоречивый характер. В этом возрасте, как # подчеркивается в психологической литературе, чрезмерная активность может привести к изнурению, безудержная весёлость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию.

Вместе с тем, в психолого-педагогической литературе отмечается, что наибольшее количество проблем у детей этого возраста связано со школьным обучением.

Особенности и специфика обучения в старших классах являются одной из наиболее сложных и запутанных как в теоретическом, так и в практическом плане проблем современного образования. С одной стороны, обучение старшеклассников несет в себе все характерные признаки, отличающие типичную модель организации современного образования — классно-урочную систему, отношения учитель-ученик, домашние задания, фронтальные формы классной работы и многое другое. С другой стороны, обучение в старших классах приобретает новые черты и формы, которые вообще не применялись на предыдущих ступенях, либо использовались там крайне редко. Так, например, значительная часть старшеклассников начинает заниматься с репетиторами или на подготовительных курсах в вузы, другие пробуют сделать первые шаги в трудовой деятельности, третьи пытаются начать профессиональное обучение в разного рода специальных учебных заведениях. Однако подобное разнообразие в формах и видах обучения, как показывают данные различных исследований, не приводит к существенной разнице в конечных результатах. Вчерашние школьники, в своем большинстве, оказываются недостаточно приспособленными к требованиям реальной жизни, они не умеют брать на себя ответственность за последствия собственных действий, не пользуются полученными в школе знаниями и умениями в собственной деятельности (Л.М. Фридман, B.C. Собкин, Д. И. Фельдштейн и др.).

Анализ поведения и психологических особенностей студентов первых курсов показывает, что многие из них, несмотря на хорошую предметную подготовку, испытывают значительные трудности при обучении в вузе. Они часто пытаются менять факультеты и институты, так как не имеют стойких личностных интересов, не могут их для себя определить. В этой связи построение личностно-ориентированной системы обучения в старших классах является крайне важной и актуальной психологической проблемой.

Первым шагом при решении этой проблемы является определение существенных характеристик понятия личности и установление психологических особенностей развития личности в подростково-юношеском возрасте. С нашей точки зрения, наиболее перспективной для решения данной проблемы является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. На первый взгляд, в данной концепции понятию личности уделяется сравнительно мало места. С другой стороны, есть основания утверждать, что проблема личности является центральной исследовательской проблемой культурно-исторического подхода в целом. Кроме того, в работах Л. С. Выготского есть очень важные для понимания особенностей личностного развития общетеоретические положения. Так, Л. С. Выготский в «Педологии подростка» отмечает, что «Там, где мы чувствуем себя источником движения, мы приписываем личный характер своим поступкам.». Для решения интересующей нас проблемы это положение означает, что личностно-ориентированное обучение старшеклассников предполагает такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся чувствовали бы себя источником своей учебной деятельности.

Другой тезис Л. С. Выготского, дающий важную характеристику личностного развития, связан с идеей единства аффекта и интеллекта. Применительно к обучению учащихся старших классов реализация данного тезиса означает, что обучение должно затрагивать не только познавательные процессы, но и эмоции, чувства и переживания учеников.

Исследования, предметом которых являлось построение обучения, ориентированного на развитие личности, показали, что оно должно строиться с учетом психологических особенностей на том или ином возрастном этапе (Г.Г. Кравцов, И. С. Якиманская, E. JL Горлова, Т. П. Фомичева и др.). Построение личностно — ориентированного обучения в старших классах затруднено тем, что применительно к этому возрасту нет общепринятого понимания его психологического содержания. Так, JI.C. Выготский указывал в качестве центрального новообразования данного возраста развитие рефлексии и, на её основе, самосознания, однако, по мнению, В. В. Давыдова, рефлексия является новообразованием младшего школьного возраста.

Экспериментальное изучение центрального психологического новообразования юношеского возраста показало, что у ребенка после периода подростничества появляется надситуативное отношение к разного рода системам, отражающим действительность (литература, искусство, наука и т. п.) Другой особенностью детей, выходящих из подросткового периода развития, является то, что у них возникает новое отношение к себе, появляется свой имидж, который позволяет им выбирать и сообщества, и занятия по своим интересам (И.В. Шабельников).

В концепции Д. Б. Эльконина в этот период развития происходит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Л. И. Божович отмечала, что в этот возрастной период в общем развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Однако, как показывает анализ поведения и деятельности учащихся старших классов, их личностные интересы и запросы или вообще не получают реализации в школьном обучении, или реализуются в области не имеющей никакого отношения к школе.

С учетом закономерностей и общей логики психического и личностного развития в онтогенезе есть основания полагать, что в основе развития личности в юношеском возрасте лежит становление и развитие волевой сферы. Выделение воли в качестве новообразования юношеского возраста вовсе не означает, что ребенку до этого возраста не свойственны волевые проявления.

Однако только в юношеском возрасте воля становится самостоятельной психической функцией. Центральная линия развития волевой сферы в юношеском возрасте, по нашему предположению, связана с возникновением субъекта волевого действия. Вслед за JI.A. Кожариной (1992), мы выделяем четыре критерия волевого поведения: осмысленность, инициативность, надситуативность и проблемность.

В рассматриваемом возрастном периоде развития молодые люди впервые приобретают способность сознательного управления собственной волей. Управление собственными волевыми процессами непосредственно связано со способностью субъекта видеть и понимать свой внутренний мир. Соответственно, основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на создание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого действия.

Цель исследования: выявить условия целенаправленного развития волевой сферы личности в процессе обучения в раннем юношеском возрасте.

Гипотеза исследования состоит в том, что психологической основой построения личностно ориентированного обучения в старших классах является деятельность, в процессе которой молодые люди учатся познавать и понимать самих себя. Есть основания полагать, что организацию такой деятельности целесообразно осуществлять в курсе практической психологии, который сделает личностно осмысленным и эмоционально окрашенным все остальное школьное обучение.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующе задачи:

1. Установить особенности психического и личностного развития учащихся 10−11 классов.

2. Определить критерии психологической готовности к личностно-ориентированному обучению в 10−11 классах.

3. Выявить содержание и принципы построения курса «Практической психологии», необходимого для организации личностно-ориентированного обучения в старших классах.

4. Определить особенности организации школьного обучения в контексте реализации курса «Практической психологии».

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, понимание волевой сферы как ядра личности (Г.Г. Кравцов), периодизации психического и личностного развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

Методы исследования: в работе использовались методика выявления психологической готовности к овладению профессиональными психологическими знаниями (М.В. Новикова), авторская методика «На кого похож?», наблюдения за поведением и деятельностью учащихся 10 — 11 классов общеобразовательной средней школы, специальный курс «Практической психологии», в котором создавались условия для развития волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте.

Предмет исследования: особенности и закономерности развития волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте.

Ш Объект исследования: процессы психического развития у учащихся 10.

11 классов общеобразовательной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены и конкретизированы особенности психического и личностного развития учащихся 15−17 лет. В работе показано, что основным средством формирования воли в раннем юношеском возрасте является особый вид игровой деятельности — «игра в самого себя». В исследовании выявлены и представлены принципы построения личностно-ориентированного обучения учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем разработаны психологические принципы построения новой образовательной программы для старших классов общеобразовательной школы, направленной на развитие личности учащихся (программа «Открытие»). Представленная в исследовании программа курса «Практическая психология» может быть использована в обучении старшеклассников. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при разработке критериев психологической готовности к обучению в вузе.

Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые установлены.

— соотношение особенностей психического и личностного развития учащихся старших классов;

— принципы организации личностно-ориентированного обучения в старших классахЦ

— принципы построения курса «Практической психологии»;

Достоверность полученных результатов обеспечена использованием разных взаимопроверяющих методик, адекватных задачам исследования, количественным и качественным анализом полученных результатов, сопоставлением данных исследования с результатами исследований других авторов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическим новообразованием юношеского возраста является воля, которая в этом периоде развития выделяется в самостоятельный психический процесс. Волевое развитие в этом возрасте связано со способностью субъекта сознательно управлять своей волей.

2. Деятельностью, максимально способствующей развитию волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте является особый вид игровой деятельности — «игра в самого себя».

3. Построение личностно — ориентированного обучения в юношеском возрасте связано с введением в школьную практику специального курса практической психологии, благодаря чему создаются условия для целенаправленного развития волевой сферы личности в этом возрастном периоде.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедр «Проектирующей психологии» и «Психологии личности» Института психологии им. JI.C. Выготского РГТУ, на заседании лаборатории Психопедагогики образования Администрации Московской области, на.

• научных и научно-практических конференциях: Международной научной конференции «Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология» (Гомель, 2001 г.), на Международных (первых, вторых, третьих и четвертых) чтениях, посвященных памяти Л. С. Выготского (Москва, 2000, 2001, 2002, 2003 г.), на Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (Москва, 2003). Материалы исследования используются в инновационной образовательной программе «Открытие», в учебных курсах «Периодизации психического и личностного развития», «Экспериментальный психологический театр», «Проектирующая психология», читаемых студентам Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.

Исследование позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ.

1. Психологические особенности юношей и девушек раннего юношеского возраста связаны с отделением себя от образа «Я».

2. Личностные особенности юношей и девушек раннего юношеского возраста касаются наличия устойчивого внутреннего образа «Я».

3. Развитие личности в юношеском возрасте связано с овладением субъектом собственной волевой сферы. При этом он оказывается по отношению к своему внутреннему миру надситуативным, инициативным и способен осмыслять и переосмыслять свои внутренние характеристики и волевые проявления.

4. Можно выделить четыре стадии в развитии воли в раннем юношеском возрасте:

— на первой стадии субъект демонстрирует свой образ окружающим, его образ оказывается крайне противоречивым;

— осмысление разных ситуаций в позиций образа «Я»;

— на третьей стадии субъект помещает свой образ «Я» в разные ситуации общения;

— на четвертой стадии субъект активно меняет и развивает свой образ.

Я".

5. Развитие личности в раннем юношеском возрасте предполагает четыре стадии:

— на первой стадии происходит осмысление субъектом своих внутренних характеристик;

— на второй стадии субъект осознанно исследует образ «Я»;

— на третьей стадии субъект помещает свой образ «Я» в разные ситуации;

— на четвертой стадии происходит отделение себя от своего образа «Я».

6. Психологическая готовность к личностно ориентированному обучению в раннем юношеском возрасте связана с наличием устойчивого образа «Я».

7. Условия, в которых происходит развитие личности в раннем юношеском возрасте, создаются в особой игровой деятельности в себя. При этом развитие личности предполагает последовательную смену разных видов игр.

8. Игровая деятельность в раннем юношеском возрасте имеет ряд особенностей: некоторые виды игры сосуществуют и реализуются параллельно друг с другомона часто носит театрализованный характер, независимо от вида игрыналичие специально организованной рефлексии, которая все время сопровождает игровую деятельность.

9. Условия развития личности в раннем юношеском возрасте предполагают: создание разнообразных ситуации, которые требуют осмысления и переосмысленияналичие заданий, с помощью которых можно менять отношение, как к себе, так и к другим людяморганизацию обсуждений и рефлексии на всех этапах развития. Данные условия могут и должны реализоваться на разном предметном содержании.

10.

Введение

курса практической психологии в школьную программу позволит: существенно повысить уровень психического и личностного развития учащихся старших классовобеспечить переход к старшему юношескому возрастукачественно изменить отношение учащихся к самому учебному процессукачественно изменить отношение учащихся к самим себеввести новые отношения, как с учителями, так и с одноклассникамиобеспечить личностно — ориентированное обучение в старших классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование было посвящено проблемам формирования личности в раннем юношеском возрасте.

Анализ психологической литературы по проблемам особенностей развития в юношеском возрасте показал, что этот период развития является наименее изученным, что в нем однозначно не определены ни центральное психологическое новообразование, ни ведущая деятельность. Вместе с тем, многие исследователи указывают на то, что юноши и девушки направлены на свой внутренний мир, на познание самого себя.

Рассмотрение юношеского возраста в логике работ, посвященных проблемам периодизации психического и личностного развития, позволило.

• нам выделить волю как центральное новообразование и особую игровую деятельность, где предметным содержанием является внутренний мир личности.

Анализ психологической литературы по проблемам развития в юношеском возрасте, а также рассмотрение юношеского периода в общей логике развития личности в онтогенезе показало, что у старшеклассников должен сложиться образ себя, и что они способны действовать (манипулировать) с этим образом. В то же время констатирующий эксперимент показал, что значительная часть учащихся имеют проблемы и трудности, которые по нашему предположению связаны и с несформированностью образа.

Я", и с отсутствием способов его изменения. Анализ полученных результатов показал, что у значительной части учащихся старших классов нет ориентации на внутренний мир себя и другого, что они не могут занять надситуативную позицию по отношению к себе и своей деятельности, что они часто оказываются малоинициативными в вопросах самоизменения и не умеют осмыслять собственные достижения и проблемы. Другими словами, можно сказать, что у значительной части учащихся старших классов имеются проблемы с собственным волевым поведением. При этом имеется в виду, что субъект не может ни осмыслять собственные волевые проявления, ни управлять ими. Поэтому задачей нашего формирующего эксперимента было создать условия для целенаправленного развития воли в раннем юношеском возрасте.

При построении обучения (курса «Практической психологии) мы ориентировались на возрастные закономерности юношей и девушек, на проблемы, которые перед ними стоят, на особенности игровой деятельности, в которой происходит становление и развитие воли и произвольности.

Полученные в ходе исследования качественные изменения во всех группах учащихся 10 и 11 классов, которые коснулись самых разных сфер жизнедеятельности, позволяют говорить, что нам удалось построить процесс целенаправленного развития личности в раннем юношеском периоде развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.01, 13.00.01) Ин-т молодежи. -М., 1994.-22 с.
  2. Н. А. Понятие личностно-ориентированного обучения \ Завуч.-1999.-№ 3. с. 113−126.
  3. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: (13.00.01) Тюмен. гос. ун-т.- Екатеринбург, 1997.- 42 с.
  4. Х.Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — М., 1995. — 16 с.
  5. В.В. Гетерохронность развития профессионально важных личностных качеств в старшем юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.13) Обн. ин-т атом, энергетики. — Калуга, 2000. 28 с.
  6. Л. А., Беломестных В. Н. Введение в личностно-ориентированное обучение: Учеб. пособие Том. политехи. Ун-т.- Томск: Том. политехи, ун-т, 1996.- 138 с.
  7. Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — (Библиотека школьного психолога). -1996.- 317с.
  8. Т. В. Игра как средство самопознания старших школьников. Автореф. к. н.-Якутск, 1999.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.
  10. Ю.Бершедова Л. И. Психологическая готовность современных старшеклассников к жизни Карел, гос. пед. ун-т. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1996.-87 с.
  11. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности \ Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  12. Ф 13. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе \ Вопросыпсихологии. — 1978. № 4.
  13. М.Вачков И. В. Приключения во внутреннем мире. — М.: Ось-89, 2002. — 144с.
  14. И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.-М.: Ось-89, 2001.-144с.
  15. В. В. Игра дело серьезное.- СПб.: Дидактика Плюс Зенит, 1999.
  16. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:Союз, 1997.-96с.
  17. Л.С. Детская психология \Собр.соч. М., 1984. — Т.4.
  18. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. \ • Вопросы психологии. — 1966. № 6.- с.62−76.
  19. Л.С. История развития высших психических функций Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  20. Л.С. Педагогическая психология: Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536с.
  21. Л.С. Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008с.
  22. Л.С. Собр.соч.: в 6 т. Т 3. М., 1983
  23. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. Соч., Т.1.М., 1982
  24. Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии \ Вопросы психологии. — 1987 -№ 3.
  25. М. Р. Развитие самоопределения подростков:методические разработки НИИ общей и педагогической психологии.- М.: АПН СССР, 1988.
  26. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984
  27. М. В. Во что играют подростки \ Журнал практического психолога, 1999, № 2, с. 24−29.
  28. С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000. — 192 с.
  29. .И. О системе «личность» \ Вопросы психологии. — 1985. № 5.
  30. О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Спб., 1996. — 17 с.
  31. И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.• 35. Егорова И. Г. Личностно ориентированное преподавание психологии.
  32. Н. А. Проблемы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций Рос. филос. о-во, Межвуз. центр проблем непрерыв. гуманитар, образования при Урал. гос. ун-те им. А. М. Горького.- Екатеринбург: Банк культур, информ., 1998.-101 с.
  33. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М.: Рос. акад. образования, 1998.
  34. Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения \ Вопросы психологии. — 1986. № 2.
  35. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288с.
  36. Исследование личности в юношеском возрасте: Метод, указания к лаб. занятиям по психологии для студентов днев. и заоч. форм обучения Магнитог. гос. пед. ин-т- Сост. С. Н. Крыгина и др. — Магнитогорск: Магнитог. гос. пед. ин-т, 1996. — 22 с.
  37. М. С. Мир общения. М., 1988.
  38. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. д-ра психол. наук: (19.00.13) Астрах, гос. пед. ун-т. М., 1999. — 42 с.
  39. Как построить свое Я. под ред. В. П. Зинченко. — М., 1991
  40. Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1990.
  41. М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. — М.: Ось-89, 2002. 192с.
  42. М.А. Неравновесные психические состояния и новообразования подросткового возраста: По данным психол. исслед. Формирования самооценки. М. А. Колосова \ Психология психических состояний. — Казань, 2002. -Вып.4. -с.172−185.
  43. Кон И. С. Введение в сексологию, — М.: Медицина, 1988.
  44. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989.
  45. Кон И. С. Психология юношеского возраста.- М., 1979.
  46. Кон И. С. Дружба. -М., 1987.
  47. Кон И. С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.
  48. Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей \ Вопросы психологии. — 1996. № 6. — с.53−64.
  49. Г. Г. Психологические проблемы начального образовани Монография. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 142с.
  50. Г. Г. Формирование личности в процессе обучения. Автореф. дисс. на соиск. учен.степ. докт. психол. наук. — М.: ПИ РАО, 1995. — 37с.
  51. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М.: Педагогика, 1991. 152с.
  52. Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития \ Психологический журнал. — 2001 — Т.22 № 4 — с.42−50.
  53. Г. Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. 992с.
  54. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры.- М., 1992.
  55. В. Кто я? Какой я? В.Кумар при участии. Д. Сингер, Ф. Каприо, П. Карбоне- Пер. с англ. А.Кольницкая. Спб.: Питер Пресс, 1997. — 124 с.
  56. . В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей.- М.: Владос, 2001.
  57. . В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития подростковой субективности во взаимодействии. Монограф.- Кострома, 2003.
  58. Н. Индивидуальный подход к обучению как движущая сила развития личности: Сред. шк. Югославии. \ Инновации и традиция в образовании. -М.: Белград, 1996.- С.25−39.
  59. А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизмеримости со взрослостью А.Г.Лидере \ Психолог в шк. 2001. — № 1−2. -с. 3−10.
  60. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997
  61. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М., 1990
  62. Личностно ориентированная педагогика как интеграция наук человекознания и сущность педагогического образования- Педагогическая психотерапия Д. А. Белухин- Междунар. пед. акад., Ин-т практ. психологии. -М.:Б. и., 1995.-67 с.
  63. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии Рос. акад. образования. Юж. отд-ние, Рост.-на-Дону гор. упр. образования, Шк.-лаб. № 77 г. Ростова нД.- Ротов нД: Изд-во Рост, гос. пед. ун-та, 1995.- 285 с.
  64. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368с.
  65. Г. Игра это работа ребенка над самим собой \ Ребенок в детском саду.- 2002, № 6. с. 29−33.
  66. А.С. Книга для родителей.\Соч.: в 4 т. М., 1987.- т.4.
  67. Макаренко JL В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. к. н. — М., 1994.81 .Мамароашвили М. Необходимость себя.- М., 1996.
  68. Маха Салет Б. Соотношение интеллектуального потенциала и мотивационно-волевой сферы подростков: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.01) Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 1995. — 19 с.
  69. Т. В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: (Учеб. пособие).- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-143,1. с.
  70. Т. В., Ходырева Е. А. Учебная деятельность. Среда. Развитие: Учеб. пособие Вят. гос. пед. ун-т.- Киров: Изд-во ВГПУ, 1998.- 78 с.
  71. Е. Я Ты — Мы. — М., 1986
  72. Миллер Сюзанна Психология игры.- СПб., 1999.
  73. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М., 1981.
  74. А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих:
  75. А.В. Социализация в «смутное время». М., 1991
  76. С. Д. Игровые методы подготовки кадров.- М.: Высш. шк., 1995.
  77. Т. Переживая кризис, ребенок развивается: Пробл. «подросткового кризиса». \ Искусство в шк. — 1995. № 2. — с. 12−15.
  78. Г. С. Самоконтроль человека. Л., 1989
  79. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360с.94,Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991
  80. И.В. Некоторые принципы личностно-ориентированной педагогической деятельности, реализованной в процессе программы «Познай самого себя» \ Материалы 43 научной конференции. Хабаровск, 1997. -Вып.2.-с. 31−33.
  81. JI. О. Личностно-ориентированное обучение учащихся в 10−11 классах:Опыт одной из сред. шк. Л. О. Петрова, Н. А. Арбекова \ Развивающее обучение в контексте современного образования.- Великий Новгород, 2001С. 104−107.I
  82. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста \ Вопр. психологии. — 1996.- № 1.- с.20−33.
  83. Л.П., Белоусова Р. В. Основы психологии для Ф старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит. Изд. Центр
  84. ВЛАДОС, 2002. -Ч. 1: основы психологии: 10 кл. 224с.
  85. Л.П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. Ч. 2: Психология общения: 11 кл. — 192 с.
  86. О. В. Ориентация учащихся на ценность образования: Теория и практика О. В. Правдина- Самар. гос. пед. ун-т, Общеобразоват. шк. г. Самары (УВК «Эксперимент»).- Самара: Изд.-во СамГПУ, 2001. 166 с.
  87. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М. Р. Битяновой, — СПб., 2002.• 102. Профессиональные игры в педагогической интерпретации.-Саратов, 2001.
  88. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе Под ред. А. Коссаковски.- М.: Педагогика, 1981.
  89. Психология подростка: (К 100-летию со дня рождения Н.Д.Левитова): Межвуз. сб. науч. тр. Моск. пед. ун-т. М.: МПУ, 1993. — 138 с.
  90. Психология современного подросткаЛ под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1987
  91. Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сб. науч. тр. Алт. гос. ин-т искусств и культуры. Барнаул: АГИИК, 1999.- 74 с.
  92. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. фак. и слушателей курсов психол. дисциплин на гуманитар, фак. вузов РФ: Пер. с англ. 8-е междунар. изд. -СПб. и др.: Питер, 2000. — 616 с.
  93. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности Пер. с нем. Г. И. Лойдиной- Под ред. Т. А. Гудковой. -М.: Мир, 1994.-319 с.
  94. Л. Т. Философия игры.- М., 2002.
  95. В.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985.
  96. Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2002.-288 с.
  97. Н.А. роль стереотипов в познании человека человеком \ Вопросы психологии. — 1986. № 4.
  98. М.В. Построение сценария жизни как механизм личностного развития юношества: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) Психол. ин-т Рос. акад. образования. М., 1994. — 19 с.
  99. Руффлер Маргрет Игры внутри нас: психология динамической структуры личности.- М., 1998.
  100. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.11) Инт развития личности Рос. Акад. образования. М., 1996.- 20 с.
  101. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И.В.Дубровиной- Психол. ин-т Рос. акад. образования. Н. Новгород, 1995. — 139 с.
  102. В. И. Психология волевой активности.- Рязань, 1974.
  103. Н.Р. Психологические особенности развития мотивационно-потребностной сферы личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) Психол. ин-т РАО. -М., 1996.-22 с.
  104. А. Н. Психологические игры : Какие мы на работе и дома,-Минск: Высшая школа, 1995.
  105. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека \ Вопросы психологии. 1986. — № 6. — с. 14−22.
  106. Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998.
  107. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. М., 1997.
  108. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва Амстердам. — М.: Центр социологии РАО, 1994. — 151с.
  109. Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) Кубан. гос. ун-т. Краснодар, 1999.- 22 с.
  110. М.И. Психология общения: курс лекций. — М.: Московский психолого- социальный институт, 2000. 304с.
  111. В.И. Психологические проблемы выбора профессии. -М.:Б.и., 1995.-182 с.
  112. Тирская Е А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно- ориентированного обучения: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: (13.00.01) Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 1999. — 23 с.
  113. .С. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга С.-петерб. гос. акад. культуры, Рос.акад. образования, Центр соц. педагогики. -СПб.: С.-петерб. гос.акад. культуры, 1997.- 275 с.
  114. Н.В. Личность подростка: актуальные проблемы теории и диагностики: Учеб.- метод, пособие Н.В. Толстошеина- Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.-142 с.
  115. Только для юношей: Практ. Психология Пер.: А.Федосов. — М.: Внешсигма: ACT, 2000. 303 с.
  116. Т. В. Личностно-ориентированное обучение как условие развития самостоятельности личности: Т. В. Тончавина \ Гуманитарные науки в контексте современных проблем.- Комсомольск-на-Амуре, 2001.- Ч. 3.- С. 36−38.
  117. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе \ Вопросы психологии. — 1985. № 6.
  118. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте \ Вопросы психологии. 1988. — № 6.
  119. Д.И. Психология становления личности Д.И.Фельдштейн. -М.: Междунар. пед. акад., 1994. — 192 с.
  120. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержат. Характеристики процесса развития личности: Избр. тр. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. 670 с.
  121. К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. — М.: Генезис, 2001.-240 с.
  122. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Педагогика, 1987.
  123. Формирование личности старшеклассника Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 1989.
  124. JT. М. Особенности самосознания современной школьной молодежи \ Народное образование — 1993, № 5.
  125. JI.M. Психология детей и подростков. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 480 с.
  126. Хейзинга Йохан Homo ludens (Человек играющий).- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  127. JI.B., Волков JI.A. Театральная педагогика. Ташкент: Изд-во Узгосфилармонии, 1992. — 104с.
  128. Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993
  129. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. — М.: Интерпракс, 1995. — 286 с.
  130. А. Психолгические основы традиционных игр \ Развитие личности. 1999, № 4, с. 86−98.
  131. С. А. Метод игровой ситуации.-М.: Изд-во ГУДН, 2001.
  132. Г. Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. на соиск. учен.степ.д-ра пед. наук: (13.00.01) Челяб. гос. ун-т. — Челябинск, 1997. 47 с.
  133. С. А. Игры учащихся феномен культуры. М.:Новая шк., 1994.
  134. С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию.- М.: Новая шк.1995.
  135. Л.Б. Особенности и условия формирования самоорганизации времени жизни подростков (учащихся СГГГУ): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук: (19.00.07) МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. М., 1994. — 24 с.
  136. И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников посредством самоанализа: Направления деятельности педагога. \ Клас. рук. 2000. — № 3. — с. 113−177.
  137. С. В. Психолого- педагогические основы ролевой игры \ Гуманитарные исследования. Омск, 1996. вып. 1 с. 93−99.
  138. Д. Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999.
  139. Д.Б. Психологические условия развивающего обучения \ Обучение и развитие младших школьников. М., 1970.
  140. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.: Сентябрь, 1996.- 95,1. с.
  141. И. С. Методология личностно-ориентированного образованиях И. С. Якиманская\ Построение модели личностно-ориентированной школы.- М., 2001.- С. 13−18.
  142. А. А. О построении учебных занятий на основе индивидуально-ориентированного подхода: Планирование индивид.-ориентир. учеб. пл. по предмету. \ Завуч.- 2000.- № 3.- С. 76−100.
  143. , J. М. (1906). Mental development in the child and the race: Methods and processes (3-rd ed.). New York: Macmillan.
  144. Chassin, L. C., and Young, R. D. (Fall, 1981). «Salient Self-Conceptions in Normal and Deviant Adolescents.» Adolescence, 16, 613−620.
  145. , D. (1967). Egocentrism in adolescence. Child Development, 38, 10 251 034.
  146. , J. P. (1987). Research on adolescents and their families past and present. New Directions for Child Development, 37, 13−32.
  147. , R. (1993). Successful adolescent among youth in high-risk settings. American Psychologist, 48(2), 117−126.
  148. , K. (1975). Youth as a stage of life. In R. J. Havighurst and P. H. Dreyer (Eds.), Youth: The 74-th yearbook of the NSSE. Chicago: University of Chicago Press.
Заполнить форму текущей работой