Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуре социального интеллекта студенческой молодежи имеются тендерные различия, заключающиеся в разном «удельном весе» отдельных компонентов структуры, в зависимости от тендерной идентичности личности: а) в структуре социального интеллекта фемининных студентов наибольший «удельный вес» имеет эмоциональный компонент. Помимо положительных сторон в эмоциональности (свободное выражение… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. Теоретико-методологические подходы к проблеме изучения феномена социального интеллекта
    • 1. 1. Анализ представлений о природе социального интеллекта и его взаимосвязи с общим интеллектом в психологических исследованиях зарубежных и отечественных специалистов
    • 1. 2. Структура социального интеллекта
  • Гл. II. Методологические основы исследования тендерных отличий в социальном интеллекте у студенческой молодежи
    • 2. 1. Тендерная теория и методология
    • 2. 2. Гендерные различия в структуре социального интеллекта
  • Гл. III. Эмпирическое исследование тендерных различий в структуре социального интеллекта
    • 3. 1. Методическая организация исследования
    • 3. 2. Результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация
    • 3. 3. Корреляционный анализ результатов исследования

Гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема социального интеллекта является одной из центральных в современной психологии. Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект (СИ) обеспечивает правильную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности.

В современном российском обществе особенно актуальными являются проблемы, связанные с адаптацией молодежи к требованиям общественных институтов, к правилам поведения, которые задаются нормами морали и нравственности, существующими в обществе. Человек большую часть своей жизни проводит в общении и во взаимодействии с другими людьми. Верное понимание ситуаций, возникающих при этом взаимодействии, обеспечивает стабильность в отношениях, уменьшает вероятность конфликтов. Социальный интеллект обеспечивает правильную оценку текущей ситуации в общении, и, как следствие, адекватное и успешное социальное взаимодействие личности. Студенческой молодежи, стоящей на пороге вхождения в трудовую жизнь, полезно не только владеть определенными знаниями в профессиональной области и в области психологии, но и включать эти знания в повседневную практику своей жизни. По утверждению Б. Г. Ананьева, студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. В процессе получения высшего образования происходит развитие всех уровней психики студента, от формирования склада мышления, характеризующего профессиональную направленность личности, и до высшей ступени развития психики — социального интеллекта. Студенчество — один из самых значительных периодов в жизни человека, когда он уже частично освобождается от родительской опеки и стоит на границе самостоятельной жизни. Те умения и навыки социального взаимодействия, которые приобретает человек в студенчестве, обеспечивают работу адаптационных механизмов на протяжении всей жизни.

Исследование социального интеллекта привлекало внимание как зарубежных (Г. Айзенк, С. Бери, X. Гарднер, О. Джон, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, С. Космитский, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р. Стернберг и др.), так и отечественных психологов (H.A. Аминов, М. И. Бобнева, A.A. Бодалев, В. Н. Дружинин, Ю. Н. Емельянов, A.B. Карпов, М. М. Кашапов, M. J1. Кубышкина, H.A. Кудрявцева, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Е. С. Михайлова, М. В. Молоканов, С. А. Рахманкулова, Д. В. Ушаков, A.JI. Южанинова и др.). Однако вопросы тендерных различий в структуре социального интеллекта остаются недостаточно изученными.

Изучение структуры и функций социального интеллекта с позиции тендерного подхода позволяет рассматривать особенности социальных взаимодействий мужчин и женщин с учетом социокультурного понимания тендерных ролей. Тендер трактуется с точки зрения пола, как продукта культуры и понимается как психологический пол человека. Тендерная идентичность формируется в процессе социализации личности, поэтому важно знать те факторы социализации, которые оказывают влияние на становление тендера человека.

Тендерная психология базируется на теоретических разработках о межполовых взаимоотношениях, представленных в трудах классиков психологической науки: А. Адлера, К. Хорни, 3. Фрейда, К. Юнгана исследованиях в области межполовых различий: В. В. Абраменковой, И. В. Трошева, К. Жаклин, Е. П. Ильина, В. Е. Кагана, И. С. Кона, Т. И. Репиной, Г. В. Турецкой, Дж. Хайд, Т. И. Юферевойна работах социальных психологов, посвященных проблемам межличностного общения, межгруппового взаимодействия, психологии больших групп: B.C. Агеева, Г. М. Андреевой, A.A. Бодалева, Г. Г. Дилигенского, A.B. Карпова, Н. В. Клюевой, С. Московиси, В. В. Новикова, А. Тэшфелл. Большой вклад в изучение тендерной психологии за рубежом внесли ученые: Р. Ангер, С. Бэм,.

Ш. Берн, К. Гиллиган, Э. Маккоби, М. Хорнер и др.- в России — Т. В. Бендас, Л. А. Головей, М. Д. Дворяшина, М. М. Кашапов, И. С. Клецина, В. В. Козлов, И. С. Кон, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Н. П. Фетискин и др.

Все привычные поведенческие реакции человека, его эмоциональные и когнитивные характеристики тесно связаны с тендерной идентичностью. Развитие социального интеллекта позволяет мужчинам и женщинам преодолеть рамки традиционной тендерной роли, способствует более эффективному взаимодействию с окружением и достижению самореализации.

Важность проблемы тендерных различий в психологических характеристиках структуры социального интеллекта и недостаточная ее изученность определили выбор темы данного исследования — тендерные различия в структуре социального интеллекта. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики. Изучение тендерных различий в структуре социального интеллекта — важная теоретическая и практическая задача, требующая прикладных исследований и научной разработки.

Объект исследования — студенты Чувашского Государственного университета.

Предмет исследования — психологические характеристики тендерных различий в структуре социального интеллекта студентов.

Цель исследования: выявить тендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи.

Задачи исследования:

1. На основании теоретического анализа работ отечественных и зарубежных психологов, изучить и описать основные теоретико-методологические подходы к изучению социального интеллекта. Резюмируя результаты научных разработок, описать структуру социального интеллекта.

2. Изучить и описать теоретико-методологические подходы к изучению тендера, представленные в работах российских и зарубежных ученых.

3. Сформировать и обосновать выбор методов и методик исследования тендерных различий в структуре социального интеллекта.

4. Определить тендерную идентичность (маскулинность, фемининность, андрогинность) студентов.

5. Установить влияние факторов социализации личности на формирование тендерной идентичности студентов.

6. Выявить тендерные различия в уровне развития, в профиле (парциальных способностях) и в психологических характеристиках структурных компонентов социального интеллекта студенческой молодежи.

7. Установить особенности взаимосвязей между компонентами структуры социального интеллекта у тендерных групп (маскулинной, фемининной, андрогинной).

Гипотезы исследования:

1. Тендерная идентичность студента находится во взаимосвязи с уровнем развития и профилем (парциальными способностями) социального интеллекта: студенты с наиболее адаптивным к требованиям социальной реальности андрогинным тендером демонстрируют более высокий уровень развития социального интеллекта и его парциальных способностей.

2. В характеристиках структурных компонентов социального интеллекта: эмоциональных, мотивационных, когнитивных, социально-психологических, коммуникативных, энергетических — имеются тендерные различия.

3. В зависимости от тендерной идентичности личности, компоненты, образующие структуру социального интеллекта, могут иметь различный «удельный вес»: у лиц с маскулинной тендерной идентичностью более выражены энергетические и мотивационные компоненты в структуре социального интеллектау представителей фемининного тендера эмоциональные компонентыу андрогинных студентов структура социального интеллекта наиболее гармонична, что проявляется в высоких энергетических характеристиках, во владении навыками эмоциональной саморегуляции, в выраженной мотивации к достижению успеха, общительности, в высоких социально-психологических характеристиках (самооценке, уровне притязаний, уровне социальной зрелости).

Теоретической и методологической основой исследования являются фундаментальные разработки отечественных и зарубежных психологов. При разработке проблемы исследования в разной степени использовались следующие концептуальные подходы, теоретические положения или отдельные результаты исследований:

• труды отечественных и зарубежных ученых в области общей и социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, A.A. Бодал ев, A.B. Брушлинский, Ж. Годфруа, В. Н. Дружинин, В. В. Знаков, A.B. Карпов, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, В. В. Козлов, А. Н. Леонтьев, Д. Майерс, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, С. Л. Рубинштейн и др.);

• концепции и принципы психосоциального и интеллектуального развития (К.А. Абульханова-Славская, Г. Айзенк, А. Бине, Л. С. Выготский, Ф. Гальтон, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, П. Симон, М. А. Холодная и др.);

• труды ученых, отражающие теоретические и экспериментальные разработки в области исследования социального интеллекта (М.И. Бобнева, Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, М. М. Кашапов, В. Н. Куницына, Н. Кэнтор, Р. Стернберг, Э. Торндайк, Д. В. Ушаков, А. Л. Южанинова и др.);

• социально-психологический подход к тендерной проблематике (Т.В. Бендас, A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, С. Бэм, Э. Гидденс, К. Гиллиган, Л. А. Головей, И. С. Клецина, И. С. Кон, В. Н. Куницына, Э. Маккоби, Н. П. Фетискин, Н. Ходоров и др.).

В ходе комплексного изучения данной проблемы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературыметоды сбора данных: наблюдение, тестирование, опрос, беседа, анкетированиеметоды математико-статистической обработки данных. В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами была составлена комплексная батарея психодиагностических методик, включающая в себя:

1. Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, в адаптации Е. С. Михайловой (Алешиной).

2. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова.

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

4. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

5. Личностный опросник БР1 (модифицированная форма В), адаптированная и модифицированная на факультете психологии ЛГУ при участии Ф. Короди.

6. Модифицированная методика С. А. Будасси для исследования самооценки.

7. Методика измерения уровня притязаний К. Шварцландера.

8. Методика «Уровни социализации личности» Р. И. Мокшанцева.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился экономический и факультет и факультет экономики и менеджмента Чувашского Государственного Университета.

Научная новизна исследования. До настоящего времени практически полностью отсутствовали работы, посвященные исследованию тендерных различий в структуре социального интеллекта. Полученные результаты исследования раскрывают специфику психологических характеристик тендерных различий в когнитивных, социально-психологических, коммуникативных, эмоциональных, мотивационных и энергетических компонентах структуры СИ.

Установлено влияние условий социализации личности на формирование ее тендерной идентичности. Нашло свое подтверждение предположение, что тендерная идентичность личности и структура социального интеллекта находятся во взаимосвязи, вследствие чего отдельные структурные компоненты СИ могут приобретать больший «удельный вес» по сравнению с другими структурообразующими компонентами:

1) в структуре социального интеллекта фемининных студентов наибольший «удельный вес» имеет эмоциональный компонент, что проявляется в низком уровне эмоциональной саморегуляции, ведущим к трудностям в межличностном общении;

2) в структуре социального интеллекта маскулинных студентов особое место занимают энергетический и мотивационный компоненты, что определяет направленность социального интеллекта на профессиональную самореализацию;

3) андрогинные студенты имеют наиболее гармоничную структуру социального интеллекта, все компоненты, ее образующие, развиты в достаточной степени;

В работе показана взаимозависимость тендерной идентичности личности с уровнем развития и профилем (парциальными способностями) социального интеллекта:

1) самый высокий уровень развития социального интеллекта и его парциальных способностей показали студенты с андрогинной тендерной идентичностью, как наиболее адекватной требованиям социальной реальности за счет сочетания маскулинных и фемининных черт;

2) фемининный (проявляющийся в пассивности, неуверенности, иждивенческой позиции и др.) и маскулинный (выражающийся в жесткости, прямолинейности, независимости и т. д.) типы тендерной идентичности накладывают ограничения на развитие СИ, что отрицательно влияет на самовыражение и самореализацию личности.

В исследовании установлены тендерные особенности корреляционных взаимосвязей между характеристиками структурных компонентов социального интеллекта.

Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование тендерных различий в структуре социального интеллекта вносит определенный вклад в тендерную теорию и в теорию интеллекта, помогая объяснить тендерные особенности функционирования социального интеллекта. Полученные результаты исследования позволяют дополнить концепцию интеллекта человека, расширить ее понимание не только как академической способности, но как более глобального образования, включающего в себя социальный интеллект.

В работе систематизированы разрозненные научные данные, касающиеся взаимосвязи характеристик социального интеллекта и тендерной идентичности личности.

Полученные в результате исследования данные позволяют расширить представление о структуре социального интеллекта с учетом тендерных характеристик личности (маскулинности, андрогинности, фемининности), влияющих на вектор направленности социального интеллекта: у фемининных студентов социальный интеллект выполняет компенсаторную функцию, заключающуюся в том, что они, имея достаточно высокие интеллектуальные способности к познанию поведения, используют их в основном для манипулятивного поведения, заключающегося в стремлении «достичь своих целей чужими руками" — социальный интеллект маскулинных студентов имеет вектор направленности на деловые отношения, на достижение социальной значимости и применяется как средство профессиональной самореализациисоциальный интеллект андрогинных студентов развит наиболее гармонично, что способствует лучшей социальной адаптации как в деловом, так и в личном взаимодействии. Таким образом, рассмотрение социального интеллекта с точки зрения тендерного подхода дает возможность более полно понять и описать особенности межличностного взаимодействия людей с разной тендерной идентичностью.

Практическая значимость исследования. Совокупность результатов эмпирической части работы доказывает практическую значимость тендерных различий в социальном интеллекте в ситуациях межличностного взаимодействия. Полученные данные следует использовать в повседневной практике преподавателей ВУЗовв работе психологических служб на предприятиях и в организациях, способствуя наилучшей адаптации выпускников высшей школы к трудовой жизни. В работе выявлено, какое влияние оказывают условия семейного воспитания на формирование тендерной идентичности личности, что следует применять в семейном консультировании, при консультационной и корректировочной работе психологов с детьми и подростками в системе воспитания и образования. Показанные тендерные особенности функционирования социального интеллекта позволяют учитывать их в межличностном взаимодействии для организации психологической поддержки личности с учетом ее тендерной идентичности. Полученные данные использовались в педагогическом процессепри подготовке программ преподавания дисциплин: «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология личности», «Психология и педагогика». Автором диссертационного исследования разработаны и читаются спецкурсы «Гендерная психология» и «Психология интеллекта». Результаты диссертационной работы используются для дальнейшего расширения исследований психологических характеристик тендерных различий в социальном интеллекте.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийприменением комплекса надежных и апробированных методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данныхсодержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень развития социального интеллекта студенческой молодежи имеет тендерные различия. Сочетание маскулинных и фемининных качеств личности (андрогиния) положительно коррелирует с уровнем развития социального интеллекта. Фемининность/маскулинность личности вносят в функционирование социального интеллекта специфические тендерные особенности, препятствующие достижению высокого уровня его развития.

2. Профиль (парциальные способности) социального интеллекта студенческой молодежи имеет тендерные различия, проявляющиеся в познании результатов поведения, познании классов поведения, познании преобразований поведения, познании систем поведения.

3. Социальный интеллект, как системное образование личности, имеет тендерные особенности (маскулинные, фемининные, андрогинные), проявляющиеся в его структурных компонентах, характеризующихся когнитивными, социально-психологическими (включая коммуникативные), моти-вационными, энергетическими, эмоциональными аспектами. Отдельные структурные компоненты (эмоциональные, мотивационные) социального интеллекта могут приобретать больший «удельный вес» по сравнению с другими компонентами у фемининных и маскулинных личностей. У личности с андрогинной тендерной идентичностью структура социального интеллекта наиболее гармонична.

4. Выборка студентов является кросс-полотипичной, о чем свидетельствует наличие студентов мужского пола с фемининной тендерной идентичностью и студенток женского пола с маскулинной тендерной идентичностью.

Апробация результатов исследования. Основные теоретико-методологические положения и практические разработки диссертационного исследования изложены в учебных пособиях и статьях. По проблеме исследования опубликовано 17 работ общим объемом более 12 п.л., в том числе 1 учебное пособие, 16 научных и научно-методических статей и тезисов докладов.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (Кострома, 2004) — международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2006, 2007 г. г.) — всероссийской научно-практической конференции «Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире» (Курск, 2006) — международном симпозиуме, посвященном 85-летию Л. И. Уманского «Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями» (Кострома, 2006) — Ш-м съезде психологов Чувашии (Чебоксары, 2006) — всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России» (Москва, 2006) — 1У-м съезде РПО (Ростов н/Д, 2007), всероссийской межвузовской конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» (Москва, ИПРАН, 2007), международной конференции «Социальная психология в образовании» (Саратов, 2007) — заседаниях кафедры социальной психологии Института Гуманитарного образования (г.Москва).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, которые объединяют 7 параграфов, заключения, списка литературы (включающего 226 наименования, в том числе 29 на иностранном языке), приложений. В диссертационной работе 195 страниц основного текста. Текст диссертации иллюстрирован 28 таблицами и 15 рисунками.

Выводы по третьей главе. В данной главе был проведен анализ эмпирического материала, полученного в результате использования психодиагностических средств, который был подвержен двухуровневой математико-ста-тистической обработке: на первом этапе были подсчитаны значения отдельных шкал и сделаны общие выводы по каждой методикена втором этапе данные подверглись стандартной статистической обработке для выявления межшкальных зависимостей и тендерных различийна итоговом этапе работы был проведен анализ полученных в результате статистической обработки данных. По результатам шкалы «Маскулизм-феминизм» опросника FPI, в выборке студентов выделено три тендерных группы: маскулинная (в ее состав вошло 55 человек, из них: 40 и 15 девушек) — фемининная (в ее состав вошло 198 студентов, из них: 98 юношей и 100 девушек) — андрогинная (217 человек, из них 115 девушек и 102 юноши). Таким образом, выборка является кросс-полотипичной: тендерная идентичность респондента не всегда совпадает с его биологическим полом. С целью установления того влияния, которое оказывают факторы социализации на тендерную идентичность личности, нами был проведен анкетный опрос, выявивший следующие закономерности: условия социализации в детстве и юности оказывают непосредственное влияние на формирование тендера человека. Тендерная идентичность, не со-' ответствующая биологическому полу, может сформироваться в том случае, если ребенок растет в условиях, которые не специфичны для развития ген-дера, адекватного полу. Андрогинный тендер, как наиболее адаптивный к социальной реальности, формируется в том случае, если ребенок растет в доб-^ рожелательной, атмосфере, при этом со стороны взрослых нет гиперопеки, ребенок имеет достаточную степень свободы, чувствует себя нужным, и имеет широкий круг общения.

Результаты проведенного исследования показали, что тендерные различия в уровне и парциальных способностях социального интеллекта (когнитивный компонент структуры социального интеллекта) выражены сильнее, чем межполовые (выводы сделаны на основании расчетов t-критерия Стьюдента).

Во всех компонентах структуры социального интеллекта обнаружены тендерные различия. В зависимости от тендерной идентичности личности, эти компоненты имеют различный «удельный вес». У лиц с маскулинной тендерной идентичности более выражены энергетические и мотивационные компоненты в структуре социального интеллекта.

У представителей фемининного тендера наибольший «удельный вес» в структуре социального интеллекта имеют эмоциональные компоненты, эмоциональная саморегуляция у этих студентов развита слабо.

У студентов с андрогинной тендерной идентичностью структура социального интеллекта наиболее гармонична. Эти студенты показали высокие энергетические характеристики, они владеют навыками эмоциональной саморегуляции, обладают высокой мотивацией к достижению успеха, развитой коммуникативной компетентностью и высокими социально-психологическими характеристиками (самооценкой, уровнем притязаний, уровнем социальной зрелости). Эти студенты показали высокий уровень социальной зрелости, стремление к лидерству, высокую социальную активность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературы и результатов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В современной социальной психологии понятие «социальный интеллект» находится на стадии уточнения и развития. Отечественные и зарубежные ученые считают, что социальный интеллект следует рассматривать как самостоятельный психологический феномен, определяющий уровень успешности и адекватности социального взаимодействия личности, а не проявление академического интеллекта в ситуациях социального взаимодействия.

2. Социальный интеллект имеет сложную структуру, которую можно описать, выделив в ней когнитивный, социально-психологический (включающий в себя коммуникативный), мотивационный, эмоциональный и энергетический компоненты. Все компоненты структуры социального интеллекта находятся во взаимосвязи, и их взаимодействие позволяет личности быстро и эффективно адаптироваться к изменяющимся социальным реалиям, понимать суть этих изменений и на основании этоговыстраивать эффективную тактику и стратегию поведения, сохранять эмоциональное равновесие, использовать коммуникативные программы, адекватные ситуации.

3. Анализ литературы, посвященной тендерной проблематике, показал, что понятие «гендер» в современной социальной психологии интерпретируется, как социально-психологический конструкт, влияющий на эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты личности. В тендерной психологии содержательные составляющие психологического пола раскрываются через понятия маскулинность, фемининность и андрогинность. Наиболее адаптивной к требованиям современного общества является личность с андрогинной тендерной идентичностью, сочетающая в себе как мужские, так и женские психологические черты, и гибко применяющая их в соответствующих социальных ситуациях.

4. В выборке респондентов выявлено три тендерные группы: маскулинная (55 человек, среди них 15 девушек и 40 юношей), фемининная (198 человек, из них 98 юношей и 100 девушек), андрогинная (217 человек, в составе которых 115 девушек и 102 юноши). Выборка респондентов является кросс-полотипичной, о чем свидетельствует наличие девушек с маскулинной (15 человек) и юношей с фемининной (98 человек) тендерной идентичностью.

5. Условия социализации в детстве и юности оказывают непосредственное влияние на формирование тендерной идентичности. Кросс-по-лотипичная тендерная идентичность формируется в том случае, если ребенок растет в условиях, не специфичных для становления тендера, адекватного биологическому полу. Так, маскулинный тендер сформировался у тех девушек, которые воспитывались в условиях, приближенных к «спартанским», в прохладной эмоциональной атмосфере, царящей в семье, при этом к ним предъявлялись повышенные требования в учебе и поведении. Формирование фемининного тендера у юношей обусловлено взрослением в атмосфере гиперопеки, при этом воспитателями преимущественно являлись мать или бабушка, влияние мужского воспитания было сведено к минимуму. На формирование тендерной идентичности оказывает также влияние: а) пол старших детей — на формирование тендера разнополого младшего ребенка, если разница в возрасте со старшим сиблингом не слишком большая (до четырех лет) — б) развод родителей: мальчик, взрослеющий в женской среде, с мамой и бабушкой, более склонен к формированию фемининного тендерав) андрогинный тендер, как наиболее адаптивный к социальной реальности, формируется в том случае, если ребенок растет в доброжелательной, атмосфере, при этом со стороны взрослых нет гиперопеки, ребенок имеет достаточную, но не чрезмерную, степень свободы, чувствует себя полезным и нужным, имеет широкий круг общения.

6. Уровень развития социального интеллекта студенческой молодежи имеет тендерные различия: а) самый высокий уровень развития социального интеллекта отмечен у студентов с андрогинной тендерной идентичностью, как наиболее адаптивной к требованиям современного социума. За счет сочетания как фемининных, так и маскулинных черт эти студенты проявляют большую адаптивность, гибкость в поведении, что проявляется в более высоких показателях социального интеллектаб) студенты с маскулинной тендерной идентичностью имеют самый низкий уровень развития социального интеллекта в выборке. Маскулинная модель социального поведения, характеризующаяся такими чертами, как жесткость, уверенность, прямолинейность, независимость и др., приводит к некоторому торможению развития социального интеллекта, следовательно, может приводить к затруднениям в социальной адаптации студентов с маскулинным тендеромв) черты личности с фемининной тендерной идентичностью (пассивность, зависимость, эмоциональность, чувствительность и т. д.) не способствуют наиболее полному раскрытию потенций социального интеллекта, что может отрицательно сказываться на социальной адаптации, самовыражении, самореализации, саморазвитии личности.

7. Профиль (парциальные способности когнитивного компонента) социального интеллекта студенческой молодежи имеет тендерные различия: а) у студентов с андрогинной тендерной идентичностью наиболее развитыми в профиле социального интеллекта являются способности к познанию результатов и систем поведения, что проявляется в умении предвидеть дальнейшие поступки людей на основании анализа реальных ситуаций взаимодействия, на основании чего они умеют выстраивать эффективную тактику поведения. В совокупности с высоким уровнем развития социального интеллекта это свидетельствует об ориентации студентов данной группы на духовные ценностиб) у представителей маскулинной тендерной группы наиболее развита способность к познанию преобразований поведения, следовательно, студенты с маскулинной тендерной идентичностью обладают достаточно высокой сензитивностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, проявляющихся на вербальном уровне, способны находить тон общения, адекватный соответствующим ситуациям и проявлять ролевую пластичностьони быстро и правильно понимают речевую экспрессию. Все это свидетельствует о хорошем понимании представителями данной группы нормативов различных социальных ролей, а также об ориентации на профессиональную самореализациюв) в профиле студентов с фемининной тендерной идентичностью отмечается, как наиболее развития, способность к познанию классов поведения, следовательно, для этих студентов характерен высокий уровень понимания эмоционального состояния собеседника по внешней экспрессии, они обладают развитыми способностями к прогнозированию последствий поведения и пониманию невербального языка общения. Сочетание хорошо развитых способностей познания классов поведения и познания результатов поведения у фемининных студентов свидетельствует о преобладании интровертированности личности над экстравертированностью. Из этого следует, что не только для контактных экстравертированных личностей характерен высокий социальный интеллект, но и интроверты могут обладать развитыми способностями к прогнозированию последствий поведения и пониманию невербального языка общения.

8. В структуре социального интеллекта студенческой молодежи имеются тендерные различия, заключающиеся в разном «удельном весе» отдельных компонентов структуры, в зависимости от тендерной идентичности личности: а) в структуре социального интеллекта фемининных студентов наибольший «удельный вес» имеет эмоциональный компонент. Помимо положительных сторон в эмоциональности (свободное выражение эмоциональной экспрессии, способность к эмпатии и др.) необходимо отметить, что студентам с фемининной тендерной идентичностью достаточно сложно владеть собой в ситуациях социального взаимодействия, уровень эмоциональной саморегуляции развит слабо. Наряду с достаточно высоким уровнем развития социального интеллекта, высокой самооценкой, фемининные студенты демонстрируют невысокие показатели уровня притязаний и мотива к достижению успеха. Следовательно, социальный интеллект фемининных студентов выполняет компенсаторную функцию, заключающуюся в том, что они, имея достаточно высокие интеллектуальные способности к познанию поведения, используют их в основном для манипулятивного поведения, заключающегося в стремлении «достичь своих целей чужими руками" — б) в структуре социального интеллекта маскулинных студентов особое место занимают энергетический и мотивационный компоненты. Социальный интеллект маскулинных студентов имеет вектор направленности на деловые отношения, на достижение социальной значимости, социального успеха, и применяется как средство профессиональной самореализации. Сочетание недостаточно высокого уровня развития социального интеллекта с высокой мотивацией к достижению успеха может приводить к стремлению «достичь поставленной цели любыми средствами», что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающимив) андрогинные студенты имеют наиболее гармоничную структуру социального интеллекта. Все компоненты, входящие в структуру социального интеллекта этих студентов, развиты в достаточной степени. Андрогинные студенты обладают достаточным уровнем саморегуляции в эмоциональной сфере, обладают хорошо развитой коммуникативной компетентностью, достаточно высоким уровнем мотивации на достижение успеха, хорошими энергетическими показателями, адекватной самооценкой и уровнем притязаний. Во взаимоотношениях с окружающими такие личности будут учитывать интересы партнеров по общениюспособны проявлять лояльность и гибкость как в деловой сфере, так и в дружеских и семейных взаимоотношениях.

Подводя итоги представленному диссертационному исследованию, следует отметить, что в процессе его осуществления решены поставленные задачи и подтверждены выдвинутые гипотезы. Результаты теоретического и эмпирического исследования позволили представить новый подход к изучению структуры социального интеллекта и рассмотреть тендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи.

Данная работа позволяет получить представление о социальном интеллекте, как самостоятельном феномене, имеющем свою сложную структуру, и о характеристиках тендерных различий в структуре социального интеллекта студенческой молодежи. Однако проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы тендерных различий в структуре социального интеллекта, перспективы дальнейшего изучения проблемы заключаются в рассмотрении и изучении структуры социального интеллекта в разные возрастные периоды, выяснения механизмов формирования социального интеллекта в онтогенезе, развития социального интеллекта. Перспективным также видится разработка инструментария для диагностики тендерной идентичности и структуры социального интеллекта личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность в психологии личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1986. 333с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал., 1994, № 4, С. 39−55.
  3. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / B.C. Агеев // Вопросы психологии. 1987. — № 2. -С. 152- 158.
  4. А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Академический проект, 1997.
  5. Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 111−131.
  6. Г., Кэмин J1. Природа интеллекта битва за разум / Г. Айзенк, Л. Кэмин. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  7. М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей / М. К. Акимова // Автореферат дис. доктора психол. наук.-М.: МГУ, 1999.
  8. М.К., Козлова В. Т., Френсис H.A. Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, H.A. Френсис //Вопросы психологии .- 1999.-№ 1.-С. 21−31.
  9. Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю. Е. Алешина, A.C. Волович // Вопросы психологии. 1991.-№ 4.-С. 74−82.
  10. H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / H.A. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал 1992. — № 5. — С. 104.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Наука, 1977.
  12. .Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. / Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т.1. М.: Педагогика, 1980.
  13. А. Психологическое тестирование / А. Анастази. СПб.: Питер, 2002.
  14. Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2000.
  15. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004.
  16. В.Ф. Интеллект и социум / В. Ф. Анурин // Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1997.
  17. В.Ф. Социальный интеллект как продукт цивилизации / В. Ф. Анурин // Культура и цивилизация: вопросы теории и истории. Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1998. — С. 47 — 66.
  18. Л.И. Психология повседенвности: жизненный мир личности и техники ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. 1993. -Т. 14.-№ 2.-С. 3 — 16.
  19. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. 1980. — № 2. — С. 52−60.
  20. Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие / Детство идеальное и настоящее: Пер. с англ. / Под. ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 199 — 211.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Просвещение, 1984.
  22. A.B. Диагностика способности к общению / A.B. Батаршев. СПб.: Питер, 2006.
  23. С.С. Вербализированный и невербализированный компонент социального интеллекта / С. С. Белова // Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2004.
  24. E.B. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: на примере предприятий нефтегазовой отрасли / Е. В. Беляева // Дисс. канд. психол. наук. Самара.: СГПУ, 2005. С.59−78.
  25. Т.В. Тендерная психология / Т. В. Бендас. СПб.: Питер, 2005.
  26. Т.В. Тендерная психология лидерства: Монография / Т. В. Бендас. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
  27. Н. Метафизика пола и любви // Русский эрос или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  28. Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  29. Ш. Тендерная психология. Секреты психологии мужчины и женщины / Ш. Берн. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  30. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения / М. И. Бобнева. М.: Педагогика, 1978.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  32. A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.
  33. Л.В., Видинская Л. К. Притязания и самооценка / Л. В. Бороздина, Л. К. Видинская // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, № 3, 1986.
  34. Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2004.
  35. A.B. О природных предпосылках психического развития человека / A.B. Брушлинский. М.: Политиздат, 1977.
  36. С.Н. Свет невечерний // Русский эрос или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
  37. Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2006.
  38. Т. Могущество социального интеллекта / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. Мн.: ООО «Попурри», 2004.
  39. Р., Бирн Д., Джонсон. Б. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бирон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб.: Питер, 2003.
  40. Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под. ред. И. В. Костиковой. М.: МГУ, 2000.
  41. О. Пол и характер / О. Вейнингер. Ростов н/ Д.: Феникс, 1998.
  42. В. Психология эмоций / В Вилюнас. СПб.: Питер, 2004.
  43. И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе / И. М. Владимирова // Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2001.
  44. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопросы детской психологии. 1972, № 2. С. 5658.
  45. Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента / Г. П. Геранюшкина // Дисс. канд психол. наук. Иркутск.: ИрГУ, 2001.
  46. Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психологическое мышление. М.: Прогресс, 1969.
  47. И.В. Психология половых различий: Монография / И. В. Грошев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  48. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. Г. Десфонтейнес. СПб.: СПбГУ, 1994.
  49. .И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.
  50. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2002.
  51. В.Н., Ушаков Д. В. Когнитивная психология / В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
  52. О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2005.
  53. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. JL: изд-во ЛГУ, 1985.
  54. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю. Н. Емельянов // Автореф. дис. докт. психол. наук. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.
  55. Л.К. Влияние семьи на воспитание подростка / Л. К. Емельянова // Воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе. М&bdquo- 1973.4.2. С. 57−63.
  56. С. И. Корнеева Е.Е. Социально-психологические особенности мотивации женщины-ученого / С. И. Ерина, Е. Е. Корнеева // Социальная психология XXI века. Ярославль: МАПН, 1999. — Т. 1. — С. 191−193.
  57. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  58. A.A., Захарова Т. Г. Как написать и защитить диссертацию / A.A. Захаров, Т. Г. Захарова. СПб.: Питер, 2004.
  59. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория / Е. Здравомыслова, А. Темкина // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. — с. 46−65.
  60. В.В. Половые, тендерные и личностные различия, в понимании моральной дилеммы / В. В. Знаков // Психологический журнал. -2004.-Т. 25.- № 1.-С. 41−51.
  61. К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард / Перев. с англ. -СПб.: Питер, 2000.
  62. Ч.А., Черноризов A.M. Психофизиологические основы эмоций / Ч. А. Измайлов, A.M. Черноризов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
  63. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
  64. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004.
  65. Е.П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004.
  66. Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2001.
  67. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. Л., 1988.
  68. К.Е. Воспитателю о сексологии / К. Е. Каган. М.: Педагогика, 1991.
  69. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 2000. — № 2. С. 65−69.
  70. И.Н. Игры, в которые играет. Я / И. Н. Калинаускас. СПб.: ИК «Невский проспект», 2003.
  71. Д. Эволюция тендерных исследований: Обзор / Д. Кандиоти // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М., 1992.-С. 93−176.
  72. И.Н. Методология практической психологии // Труды Ярославского методологического семинара / Под ред. В. В. Новикова, И. Н. Карицкого, В. В. Козлова, В. А. Мазилова. Ярославль: МАПН, 2003. Т. 1. — С. 135- 158.
  73. М.М. Психология педагогического мышления: Монография / М. М. Кашапов. СПб.: Алетейя, 2000.
  74. Д. Половые различия в организации мозга / Д. Кимура // В мире науки. 1992. — № 11−12. С. 73−80.
  75. A.B. Тендер: лингвистические аспекты / A.B. Кирилина. М.: Институт социологии РАН, 1999.
  76. A.A. Предисловие редактора / A.A. Клецин // Тендерные тетради. СПб., 1997. — Вып. 1. — С. 5 — 11.
  77. И.С. Тендерные отношения / И. С. Клецина // Дисс.. докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995.
  78. И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие / И. С. Клецина. СПб.: РГПУ, 1998.
  79. И.С. Тендерная проблематика в работах российских психологов // Тендерные проблемы в общественных науках / Отв. ред. М. И. Семашко. М., 2001С. 72 — 87.
  80. И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика / И. С. Клецина. СПб.: Алетейя, 2004.
  81. И.С. Теоретические проблемы тендерной психологии / И. С. Клецина // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 162 — 179.
  82. В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения / В. Н. Князев // Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1981.
  83. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности / Е. В. Коблянская // Дисс.. канд. психол наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  84. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И. С. Кон // Соотношение биологического и социального. М.: Просвещение, 1975.
  85. Кон И. С. Психология половых различий / И. С. Кон // Вопросы психологии. 1981 .-№ 2. — С. 47 — 57.
  86. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.:Просвещение, 1980.
  87. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.
  88. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М., 1988.
  89. М.А. Психология безопасности / М. А. Котик. Таллин, 1981.
  90. Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: «Питер», 2000.
  91. В.Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  92. У. Теории развития. Секреты формирования личности. 5-е международное издание / Крэйн У. СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002.
  93. Ю.С., Третьяков Т. П. Грамматика общения / Ю. С Крижанская, Т. П. Третьяков. Л.: ЛГУ, 1990.
  94. M.JI. Мотив социального успеха / M.JI. Кубышкина // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). -СПб.: СПбГУ, 1996, вып. 2, ч.2.
  95. M.JI. Психологические особенности мотивации социального успеха / M.JI. Кубышкина // Дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.
  96. H.A. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993−1994) / H.A. Кудрявцева. СПб.: СПбГУ, 1995.
  97. В.Н. Трудности межличностного общения / В.Н. Куницына// Дисс. докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1991.
  98. В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение. Учебник для ВУЗов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2002.
  99. Г. М. Психология внутреннего диалога / Г. М. Кучинский. Минск.: БГУ, 1988.
  100. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии / Под. ред. В. П. Фоминых. Чебоксары.: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.
  101. В.А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. Ростов н/Д.: РГУ, 1986.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.
  103. А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2.
  104. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / A.B. Либин. М.: Смысл, 1999.
  105. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984.
  107. О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности / О. Г. Лопухова // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 73 — 79.
  108. H.A. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / H.A. Лужбина // Дисс. канд. психол. наук. Барнаул.: БГУ, 2002.
  109. З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми / З. Н. Лукьянова // Вопросы психологии. 1989. -№ 3.
  110. Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2006.
  111. О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей / О.П. Макушина// Дис. канд. психол. наук, М.: МГУ, 2001.
  112. А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.
  113. А. Женщина третьего тысячелетия / Пер. с итал. -Изд. 2-е. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2004.
  114. Л.М. Тендерные проблемы взрослости: ценности, способы понимания себя и мира, модели общения / Л. М. Минигалиева // Психология зрелости и старения. 2001. — № 2. — С. 42 — 61.
  115. Михайлова (Алешина) Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта / Е. С. Михайлова // Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 1999.
  116. Р.И., Мокшанцева A.B. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Р. И. Мокшанцев, A.B. Мокшанцева. Новосибирск: Сибирское соглашение- М.: ИНФРА -М, 2001.
  117. О.М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями / О. М. Мороз // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976.
  118. . A.B. Креативность преподавателя высшей школы: Монография / A.B. Морозов. М.: Изд-во МГСУ, 2002.
  119. A.B. История психологии: учебное пособие для ВУЗов / A.B. Морозов. М.: Академический Проект- Фонд «Мир», 2003.
  120. A.B. Деловая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е доп. и переработ. / A.B. Морозов. М.: Академический проект, 2005.
  121. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во МГУ, 1949:
  122. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие /.ч
  123. А.Д. Наследов. СПб.: Речь, 2004.
  124. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. Ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  125. И.Н. Руководство по психодиагностике / И. Н. Носс. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
  126. Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2002.
  127. H.H. Мужчина + женщина =? / H.H. Обозов. СПб.: Речь, 1995.
  128. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993.
  129. Омарова М. К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте / М.К. Омарова//Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2002.
  130. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н Громовой. СПб.: Питер, 2007.
  131. М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей / М. В. Осорина // Этнические стереотипы поведения. М.: Наука, 1985.
  132. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
  133. С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте / С. М. Петрова // Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995.
  134. Л.А. К вопросу о своеобразии сЬциализации ¦ взрослого / Л. А. Петровская // Мир психологии. 1999. № 2.
  135. C.B. Секреты открытого общения. 2-е изд., перераб. и доп. / C.B. Петрушин. Казань.: Новое Знание, 2001.
  136. . Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  137. Пиз А, Пиз Б. Как заставить мужчину слушать, а женщину молчать / А. Пиз, Б. Пиз. М.: Эксмо, 2003.
  138. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз. М.: Эксмо, 2004.
  139. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.
  140. Л.В. Психологические исследования и тендерный подход / Л. В. Попова // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. — С. 121.
  141. В.А. Тендерные различия: мифы и реальность // Психология и духовно-нравственное здоровье российского общества:
  142. Материалы региональной науч-практ. конф. / Под общ. ред. Фоминых В. П. -Чебоксары.: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004. С. 162−177.
  143. В.А. Тендерная психология: Учебное издание / В. А. Порядина. Чебоксары.: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.
  144. В.А. Исследование особенностей социального интеллекта в контексте тендерных различий студенческой молодежи // молодежи // Психология XXI столетия. Т. 3. / Под ред. Козлова В. В. -Ярославль, МАПН, 2006. С. 90−92.
  145. В.А. Тендерные особенности в социальном интеллекте студенческой молодежи // Психология XXI столетия. Т. 2. / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, МАПН, 2007. С. 187−191.
  146. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
  147. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Балин В. Д., Гайда В. К., Гербачевский В. К. и др. под общей ред. Крылова A.A., Маничева С. А. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2006.
  148. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005.
  149. Практический интеллект / Под общей ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002.
  150. Психология: Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  151. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, K.M. Гуревича. СПб.: Питер, 2006.
  152. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B.'Петровского. М.: Педагогика, 1987.
  153. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
  154. H.K. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях / Н. К. Радина // Вопромы психологии. -1999.-№ 2.-С. 22−27.
  155. С.А. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов / С. А. Рахманкулова // Дисс.. канд. психол. наук. -Ярославль.: ЯрГУ, 2005.
  156. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / A.A. Рен, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 2000.
  157. Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2005.
  158. С.Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.
  159. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998.
  160. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Питер, 2001.
  161. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.АДдова. Л.: Наука, 1978.
  162. Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006.
  163. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003.
  164. В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса / В. Л. Ситников // Автореф. дисс.. докт. пед. Наук.-СПб.: СПбГУ, 2001.
  165. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1988.
  166. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. М.: Институт прикладной психологии, 1998.
  167. Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е. А. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2006.
  168. В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983.
  169. Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  170. .М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.-сост. Н. С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1985.
  171. О.Г. Тендерные особенности коммуникации / О. Г. Троицкая // Проблемы межкультурной коммуникации. Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 374−380.
  172. М.К. Практическая психология для менеджеров / М. К. Тутушкина. М.: Филин, 1996.
  173. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980.
  174. К., Зиммерман Д. Создание тендера (doing gender) / К. Уэст, ДЗиммерман // Тендерные тетради. Вып. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. филиала Ин-та социологии РАН, 1997. С. 94−124. ¦,. .
  175. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
  176. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  177. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.
  178. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М.: Изд-во Ренессанс, 1992.
  179. Фрейд 3. Психология сексуальности / 3. Фрейд. Вильнюс, 1992.
  180. Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм. М.: Наука, 1998.
  181. Р., Виттманн С. Социальная компетенция / Р. Хинш, С. Виттманн / Пер. с нем. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2005.
  182. Н.В. Понятие «гендер» в психологии / Н. В. Ходырева // Ананьевские чтения 97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: СПбГУ, 1997. Гл. 5.
  183. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., доп. и перераб. / М. А. Холодная — СПб.: Питер, 2002.
  184. Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. / Л. Хьелл, Д Зиглер. СПб.: Питер, 2003.
  185. A.A. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола у старших дошкольников / A.A. Чекалина // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГПУ, 1991.
  186. A.A. Тендерная психология: Учебное пособие / A.A. Чекалина. М.: «Ось-89», 2006.
  187. A.A. О формировании Я мальчика и Я девочки -мужчины и женщины / A.A. Чекалина // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 110−117.
  188. Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995.
  189. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, JT.JT. Царук / под ред. А. Д. Наследова. СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.
  190. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JT.C. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994.
  191. A.JT. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / A.JI. Южанинова // сб. Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984.
  192. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. / М. Г. Ярошевский. М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  193. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation /
  194. G.W. Allport. NY.: Henry Holt & Co, 1937.
  195. Argyle M. The psychology of Interpersonal Behavior / M. Argyle. NY.: Penguin Books, 1974.
  196. Baltes P. B & Staudinger U.M. The search for a psychology of wisdom / P. B Baltes, U.M. Staudinger // Current Directions in Psychological Science. NY: Plenum, 1993. № 2. P. 75−80.
  197. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society / S.L. Bern // Signs: Journal of Woman in Culture and Society. 1983. -№ 70 (2). -P. 196−206.
  198. Birney R., Burdick H., Teevan R. Fear of failure / R. Birney,
  199. H. Burdick, R. Teevan. N.Y.: Springer, 1969.
  200. N. & Kihlstrom J. Personality and social intelligence. Englewood Cliffs /N. Cantor, J. Kihlstrom. NY: Prentice Hall, 1987.
  201. Chodorow N. Feminism and difference: gender, relation and difference in psychoanalytic perspective / N. Chodorow // The psychology of woman: Ongoing debates. New Haven: L., 1987. P. 249−264.
  202. Dixon J., Street J. The distinction between self and nonself in children and adolescents / J. Dixon, J. Street // J. Of Genetic Psychology, 1975. V.127.
  203. Eisenck H.J., Eisenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach / H.J. Eisenck, M.W. Eisenck. N.Y., London: Plenum Pr., 1985.
  204. Erikson E.N. The life cycle completed / E.N. Erikson. N. Y.: Norton, 1982.
  205. Ericsson K.A., Smith J.A. Empirical study of expertise: Prospects and limits / K.A. Ericsson, J.A. Smith. N.Y.: Cambridge University Press, 1991.
  206. Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifiability / R. Feuerstein // In: Presseisen B.Z. (Ed.). Learning and thinking styles: Classroom interaction. Washington.: Nat. Educat. Association, 1990.
  207. Ford M.E., Tisak M.S. A further search for social intelligence / M.E. Ford, M.S. Tisak // Journal of Educational Psychology, 1983. № 75.
  208. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences / H. Gardner. Heinemann.: L., 1983.
  209. Gilligan C. In a different voice / C. Gilligan. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.
  210. Gilligan C. In a differences voice: woman’s conceptions of self and of morality / C. Gilligan // The psychology of woman: Ongoing debates. New Haven.: L., 1987. № 4. P. 278−320.
  211. Guilford J.P. The nature of human intelligence / J.P. Guilford. NY: MC Grow-Hill, 1967.
  212. Hagen R., Kahn A. Discrimination against competent women / R. Hagen, A. Kahn // J. Of application social psychology, 1975. № 5.
  213. Heckhausen H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau / H. Heckhausen. Setzung.: Psychologische Forschung, 1930.
  214. K.S. & Brenner H.G. Wisdom and reflective judgment: Knowing in the face of uncertainty / In R.J. Sternberg (Ed.). N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1990.
  215. Labouvier-Vief G. Logic and self-regulation from young to maturity: A model. Beyond formal operations: Late adolescent and adult cognitive development / G. Labouvier-Vief. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1984.
  216. Maccoby E., Jacklin C. The psychology of sex differences / E. Maccoby, C. Jacklin. Stanford Univ. Press, 1978.
  217. Meacham J. The loss of wisdom / In R.J. Sternberg (Ed.). N.Y.- Cambridge Univ. Press, 1990.
  218. Murray H.A. Exploration in Personality / H.A. Murray. N.Y.: MacMilan, 1930.
  219. Selman R.L. The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses / R.L. Selman. N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1980.
  220. Spearman C. The abilities of man / C. Spearman. N.Y.: MacMilan.1927.
  221. Sternberg R.J. The triarchic mind: A new theory of human intelligence / R.J. Sternberg. N.Y.: Viking, 1988.
  222. Thorndike E.L. Intelligence and its uses / E.L. Thorndike // Harper’s Magazine. № 7,1920. P. 227 — 235
  223. Turnstone L.L. Primary mental abilities / L.L. Turnstone. Chicago: The Univ. of Chicago Press. 1938.
  224. Ответный лист для методики т1. Ответный лист
  225. Ваш «ник» или фамилия.Пол.1. Дата. Возраст
  226. Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка1.1.
Заполнить форму текущей работой