Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика развития свойств личности врача акушера-гинеколога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди разнообразных процессов развития нашего общества особого внимания заслуживают явления социально-психологического порядка. В первую очередь, это изменения, возникающие в самом человеке, его жизнедеятельности, поведении, психическом состоянии, взаимоотношениях с людьми и окружающей средой. Изменения в обществе влияют на психику человека, но и психическая активность человека воздействует… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Роль личности в профессиональном становлении врача акушера-гинеколога
    • 1. 1. Психологические особенности в структуре профессионально 18 значимых личностных свойств врача акушера-гинеколога
    • 1. 2. Психодиагностический аспект поддержки становления 30 личности врача акушера-гинеколога
      • 1. 2. 1. Обзор методов изучения личности и диагностики ее 30 способностей
      • 1. 2. 2. Системный подход в психологической диагностике и 39 под держке развития личности
    • 1. 3. Проблема, гипотезы и задачи исследования
  • ГЛАВА II. Исследования личности врача акушера-гинеколога
    • 2. 1. Модификация системно-стилевого метода для определения 48 структуры личностных свойств врача акушера-гинеколога. Надежность исследования
    • 2. 2. Структура личности врача акушера-гинеколога
    • 2. 3. Личностная модель «идеального» врача акушера-гинеколога
  • ГЛАВА 1. П. Исследование личности студентов медицинского факультета, обучающихся по специализации «акушерство-гинекология»
    • 3. 1. Организация и методы исследования
    • 3. 2. Динамика психологической структуры личности студентов в 81 зависимости от продолжительности обучения
    • 3. 3. Психологические условия существования динамического 89 изменения структуры личности студентов
    • 3. 4. Возможности развития личностных свойств у будущих врачей 92 акушеров-гинекологов в рамках создания психологической службы вуза

Динамика развития свойств личности врача акушера-гинеколога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди разнообразных процессов развития нашего общества особого внимания заслуживают явления социально-психологического порядка. В первую очередь, это изменения, возникающие в самом человеке, его жизнедеятельности, поведении, психическом состоянии, взаимоотношениях с людьми и окружающей средой. Изменения в обществе влияют на психику человека, но и психическая активность человека воздействует на эффективность социально-экономической деятельности, и, в целом, на развитие и оздоровление общества. В становлении и развитии человека противоречиво взаимодействуют природные, социальные и культурные закономерности. Человек является субъектом их осуществления и объектом воздействия [37, стр. 23]. Важное значение для развития и самовоспитания личности имеет выработка адекватной самооценки.

Наиболее ярко саморегулирование личности проявляется в том, что на определённом этапе своего развития человек начинает как бы сам себя строить. Пьер Жане образно назвал этот процесс «отделением себя от несебя», т. е. человек вырабатывает в себе те черты, которые считает нужными, и освобождается от тех черт, которые ему кажутся ненужными.

Нельзя раскрыть особенности личности, не учитывая те социальные роли, в которых она проявляется при взаимодействии людей друг с другом. В зависимости от того, какую роль играет человек в обществе, окружающие ждут от него вполне определённых проявлений.

Социальная роль — это определённый, одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего определённое общественное положение или социальную позицию. Если человек длительное время выполняет одну и ту же роль, она накладывает заметный отпечаток на его личностные качества. Представителей некоторых профессий можно легко узнать по манере поведения и стилю мышления.

Сложным и неоднозначным процессом является профессиональное становление специалиста. В нем не удается выделить отдельные этапы, которые можно изучать в отрыве друг от друга. Указанная особенность определила выбор системы методов исследования при изучении процесса становления личности будущего профессионала. Профиль личности не является валидным критерием профессиональной эффективности, динамика выраженности отдельных личностных черт не может быть значимым показателем для суждения об эффективности этого процесса. Личность — это многомерная и многоуровневая, но целостная система. Рассмотрение личности в динамике добавляет к многомерной структуре личности еще и измерения, связанные с различными ситуациями проявления ее активности. Это увеличивает сложность исследовательской задачи и повышает уровень системности применяемых методов.

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек — человек», огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия. Медицина как человековедческая наука не может существовать без определенных нравственно-эстетических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения — это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. В профессиональной деятельности врача особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от врачей и ученых требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Эти ситуации требуют от врача быстрого принятия нестандартных решений, проявления инициативы, взятия на себя ответственности [1, стр. 48].

В настоящее время сложилась непростая социальная ситуация вокруг профессиональной деятельности врача. Она имеет следующие четкие характеристики:

— социальные ожидания от эффективности профессии превышают возможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом обязательно поможет») — врач осуществляет гуманистическую деятельность на фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: «человек как высшая ценность и в то же время обесценивание человеческой жизни») — создается профессиональный фантом профессиональной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния).

Как правило, приступая к профессиональной деятельности, медицинский работник эмоционально становится близок своим пациентам. Большое количество людей посвятили жизнь медицине из-за сочувствия к Другому, осознания необходимости для себя заниматься именно этим делом (особенно часто это встречается в профессиональных медицинских династиях, когда с детства формируется ореол профессии, ее категории) или в качестве компенсации собственного дефекта («у меня нет здоровья, так я хотя бы другому помогу»). Некоторые молодые люди поступают в медицинский институт, потому что «больше некуда было», «врачам платят лучше» и т. п. Большинство, тем не менее, испытывает определенные иллюзии, ориентируясь на эмоциональное сопереживание Другим. Однако очень часто врач вынужден действовать так быстро, решительно и достаточно жестко, что может показаться бездушным и черствым.

Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у него или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существовавших ранее.

Психологическое становление профессионала является динамическим процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий. В течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями. Может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности. При появлении новых технологий перестраивается операционная сфера. Структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами — то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и пр. Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе.

Закономерности становления профессионала по-разному преломляются в различных профессиях. Специфичны предмет труда, его задачи, средства, условия и результаты в разных видах труда, соответственно будут различаться профессионально важные психологические качества, необходимые для представителей различных профессий.

Актуальность исследования.

Подготовка квалифицированных медицинских кадров — одна из центральных проблем образования. Решение этой проблемы оказывается более эффективным, если строится с учетом механизмов формирования личности. В психологическом исследовании врача важно определить характеристики, которые фиксируют профессионально значимые особенности личности врача, проявляющиеся в его деятельности. Личностные особенности являются одним из ведущих факторов в процессе становления профессионала.

Основные исследования, которые внесли существенный вклад в изучение психологических аспектов врачебной деятельности и способствовали развитию у врачей и у студентов профессионально важных личностных свойств, были проведены М. А. Юровской, Л. П. Урванцевым, М. С. Роговиным, А. С. Поповым, Н. Н. Нечаевым, А. П. Завьяловым, Б. Б. Коссовым, З. П. Андроновым и др.

Однако уровень системности в изучении личности чаще всего остается недостаточным, поскольку не учитываются такие важные системные особенности личности, как специфика взаимосвязи личностных свойств и динамики их развития, особенности актуализации (проявления) этих свойств как в видах деятельности, так и в сфере жизнедеятельности (поведения) в целом.

Личность является многомерной и многоуровневой и в то же время целостной системой. Рассмотрение личности в динамике добавляет к многомерной структуре личности еще и измерения, связанные с различными ситуациями проявления ее активности. Это увеличивает сложность исследовательской задачи и в значительной степени повышает уровень системности применяемых методов.

В этой связи теоретической основой нашего исследования являются системно-стилевая концепция личности и соответствующий метод ее изучения Б. Б. Коссова, в которых обозначился принципиально новый подход к преодолению указанных недостатков. Без повышения уровня системности трудно ожидать прогресса не только в исследованиях личности и выявлении закономерностей ее развития, но и в профессионально-личностном становлении специалиста.

Каждая профессия, в том числе и профессия врача акушера-гинеколога, предъявляет свои требования к личности специалиста. Каждая врачебная специальность заслуживает особого, самостоятельного изучения. Однако анализ литературы показывает, что профессионально-личностные особенности будущего врача акушера-гинеколога изучены еще недостаточно.

В связи с этим актуальным является изучение изменений, происходящих в личности студентов на разных этапах их профессиональной подготовки в вузе по специальности акушерство и гинекология, с точки зрения системно-стилевого подхода к исследованию личности.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспектах определили выбор темы настоящего исследования.

Проблема исследования заключается в том, чтобы сопоставить характеристики профессионально-личностных особенностей студента с характеристиками работающих врачей (их групповой моделью), что само по себе будет являться обучающим моментом самопознания для студентоввыявить и изучить взаимосвязи системных личностных особенностей врачей акушеров-гинекологов с динамикой профессионально-личностного становления студентов — будущих врачей акушеров-гинекологов.

Цели исследования:

• изучить психологическую структуру личности врача акушера-гинеколога и студентов вуза, обучающихся по специальности акушерство и гинекология;

• экспериментально выявить системные особенности динамики личности и определить соответствующие психологические особенности подготовки врачей акушеров-гинекологов.

Объектом исследования является процесс профессионально-личностного развития студентов медицинского факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) — будущих врачей акушеров-гинекологов.

Предметом исследования являются закономерности личностного развития будущих врачей акушеров-гинекологов в процессе их профессионального становления.

Основная гипотеза исследования связана с предположением о том, что динамика изменения системы личностных свойств студента вуза направлена на приближение к реальной системе личности врача.

Данная гипотеза включает в себя ряд частных гипотез:

• динамика имеет характер возрастания тесноты взаимосвязей личностных свойств в оценивании как себя, так и других людей;

• динамика изменения личностных свойств имеет гетерохронный характер, проявляющийся в опережающей роли оценивания свойств других людей в сравнении с оцениванием собственной личности;

• сензитивный период в развитии профессионально важных свойств личности у студентов, обучающихся по специальности акушерство и гинекология, приходится на последние курсы обучения в связи с включением в образовательный процесс специализированных предметов и участием студентов в клинической деятельности (диагностике и лечении).

Цели и гипотезы определили постановку и решение следующих исследовательских задач:

• модифицировать и использовать системно-стилевой метод с целью изучения особенностей динамики развития личности студентов медицинского факультета и врачей акушеров-гинекологов;

• исследовать личностные особенности врача акушера-гинеколога и «идеального» врача акушера-гинеколога;

• изучить личностные особенности студентов медицинского факультета различных курсов — будущих врачей акушеров-гинекологов (методом срезов на различных группах);

• выявить систему личностных свойств врачей акушеров-гинекологов в структуре их жизнедеятельности;

• сравнить систему личностных свойств студентов — будущих врачей акушеров-гинекологов — с системой свойств врачей;

• выявить степень тесноты и характер взаимосвязей личностных свойств в оценивании как себя, так и других людей, установить характер динамики изменения личностных свойств;

• выявить сензитивный период в развитии профессионально важных свойств личности у студентов медицинского факультета — будущих врачей;

• проанализировать выявленную динамику системы личностных свойств студентов в аспекте возможности применения обнаруженных закономерностей для эффективной психологической подготовки студентов медицинского факультета в рамках организации психологической службы вуза.

Для решения сформулированных задач в диссертационной работе были использованы следующие методы исследования:

• наблюдение, тестирование по модифицированным системно-стилевым методикам Б. Б. Коссова (Карта самоанализа жизнедеятельности (КСЖ), Карта экспертных оценок (КЭО));

• математико-статистическая обработка экспериментальных данных (корреляционный и факторный анализ), анализ и обобщение результатов исследования.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области стилевых особенностей деятельности и жизнедеятельности (B.C. Мерлин, Е. А. Климов, Б. Б. Коссов, К.А. Абульханова-Славская и др.) — концепции личности и ее системно-стилевая теория (А.В. Петровский, А. Г. Асмолов, А. И. Крупное, Б.Б. Коссов) — исследования в психологии медицины (Г.С. Абрамова, З. П. Андронов, Б. Б. Коссов, А. П. Завьялов, Э. Чарлтон, М. А. Юровская, и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• на основе анализа особенностей личности врача акушера-гинеколога выявлена система профессионально значимых свойств врачей этой специальности. Эта система рассмотрена в широком спектре их жизнедеятельности на основе системно-стилевого метода Б. Б. Коссова;

• выявлена динамика системы когнитивных и психодинамических свойств личности студентов медицинского факультета — будущих врачей акушеров-гинекологов — благодаря использованию в образовательном процессе системно-стилевого метода психодиагностики;

• показан характер динамики изменения личностных свойств: возрастание тесноты взаимосвязей личностных свойств в оценивании как себя, так и других людейгетерохронный характер этих аспектов развития, раскрывающийся в опережающей роли оценивания свойств других людей в сравнении с оцениванием собственной личности;

• определен сензитивный период в развитии профессионально важных свойств личности будущих врачей акушеров-гинекологов, приходящийся на последние курсы обучения в связи с включением в образовательный процесс специализированных предметов и участием студентов в клинической (лечебно-диагностической) деятельности кафедры;

• раскрыты психологические особенности подготовки врачей акушеров-гинекологов и рассмотрена возможность реализации психологической подготовки студентов медицинского факультета в вузе в рамках организации психологической службы.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

• обобщен предшествующий научный опыт по проблематике исследования и подтверждена необходимость системного подхода в исследовании личности и ее профессиональных свойств;

• установлены закономерности и особенности динамики личностных свойств студентов медицинского факультета разных курсов обучения с учетом специфики и эффективности их подготовки как будущих врачей-профессионалов;

• определен сензитивный период в развитии профессионально важных свойств личности студентов-медиков — будущих врачей акушеров-гинекологов.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

• осуществлена модификация методик Б. Б. Коссова «Карта самоанализа жизнедеятельности», «Карта экспертных оценок» применительно к профессии акушера-гинеколога;

• на основании системно-стилевого метода психодиагностики личности разработана динамическая модель измерения психологической структуры личности будущих врачей акушеров-гинекологов;

• разработаны основы для реализации эффективной психологической подготовки студентов в рамках организации психологической службы вуза, обеспечивающей успешность и эффективность обучения будущих врачей акушеров-гинекологов.

На защиту выносятся следующие положения:

• существует динамика развития личностных свойств у студентов различных курсов медицинского факультета с увеличением курса обучения, направленная на приближение к структуре свойств реального и «идеального» врача;

• особенности и закономерности динамики изменения личностных свойств обусловлены: возрастанием тесноты связей личностных свойств в оценивании себя и других людейгетерохронным характером, проявляющимся в опережающей роли оценивания свойств других людей в сравнении с оцениванием собственной личностисензитивным периодом, приходящимся на последние курсы, в развитии профессионально важных свойств личности студента — будущего врача акушера-гинеколога — благодаря включению в образовательный процесс специализированных предметов, которые изучаются при осуществлении диагностической и лечебной деятельности на клинических базах медицинского факультета.

Достоверность полученных результатов обеспечиваются применением системно-стилевого подхода к решению поставленной в исследовании проблемы, эффективностью используемых методик и статистической обработкой результатов.

Эмпирическая база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на клинических базах медицинского факультета (кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии) Российского университета дружбы народов в 1999;2002 годах.

В эксперименте участвовало 25 врачей акушеров-гинекологов (13 женщин, 12 мужчин), которые сначала оценили свои качества личности, а затем, используя ту же методику, оценили качества идеального, с их точки зрения, врача акушера-гинеколога. Также в исследовании приняли участие:

23 студента 5 курса (14 девушек и 9 юношей);

30 ординаторов (16 девушек и 14 юношей);

25 аспирантов (10 девушек и 15 юношей).

Оценивались качества собственной личности, качества личности сокурсников и коллег.

Апробация и внедрение результатов.

Содержание диссертации обсуждалось на заседании кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов, докладывалось на научно-практической конференции (Международная научно-практическая конференция «Индивидуальные различия и проблема индивидуальности». 16−18 октября 2003 г. Российский университет дружбы народов) и семинарах, посвященных актуальным проблемам акушерства и гинекологии. Результаты работы были использованы в системе подготовки врачей акушеров-гинекологов в клинической ординатуре и аспирантуре.

Основные этапы исследования.

I этап (1999;2000 гг.) — изучение литературы по теме исследования, выявление особенностей профессионально-личностных свойств врачей, разработка программы опытно-экспериментального исследованияуточнение системно-стилевой методики исследования психологической структуры личности студентов медицинского факультета — будущих врачей акушеров-гинекологов.

II этап (2000;2001 гг.) — проведение экспериментальной работыанализ и корректировка результатов экспериментареализация системно-стилевой методики исследования психологической структуры личности врача акушера-гинеколога.

III этап (2001;2002 гг.) — завершение экспериментального исследования, обобщение и оформление результатов эксперимента, разработка динамической модели изменения психологической структуры личности студента медицинского факультета, описание материалов по мерам эффективной психологической подготовки студентов в рамках организации психологической службы вуза.

Работы, опубликованные по теме диссертации:

1. Будзяк М. О. Изучение особенностей становления профессиональных свойств личности у студентов акушеров-гинекологов // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. 16−18 октября 2003 г. — Часть I. — М.: «Уникум-центр», 2003. — С. 287−289.

2. Будзяк М. О., Крупное А. И. Особенности становления ценностных свойств личности студентов акушеров-гинекологов // Вестник РУДН. СерияМедицина: акушерство и гинекология. — 2003. — № 1. — С. 189−192.

3. Будзяк М. О. Исследование личности врача акушера-гинеколога // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. 16−18 октября 2003 г. -Часть И. — М.: «Уникум-центр», 2004. — С. 83−86.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который включает 130 источников, 14 приложений. Работа иллюстрирована схемами, диаграммами и таблицами. Общий объем диссертации составил 109 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе настоящего исследования была проведена следующая работа:

1. Произведена модификация системно-стилевой методики для врачей акушеров-гинекологов и студентов медицинского факультета — будущих врачей отдельно с учетом специфических видов активности. Достоверность исследования, проведенного по нашему варианту методики, подтвердилась высокой надежностью и валидностью.

2. Построены структурные модели личности реального врача и идеала его личности (в представлении специалиста) для изучения тенденций и динамики развития структуры личности студентов — будущих врачей. Также построены структурные модели личности студентов 5-го курса медицинского факультета, ординаторов и аспирантов.

3. Выявлена динамика развития личностных свойств студентов медицинского факультета с увеличением курса обучения.

4. Оценено приближение структур свойств личности студентов различных курсов медицинского факультета к структуре свойств реального и «идеального» врача.

5. Выявлены связи свойств личности студентов медицинского факультета и врачей. Определены стабильные и динамические свойства личности студентов.

6. Определены свойства личности, более и менее трудные в диагностическом плане.

7. Выявлены психологические условия, в которых происходит динамическое изменение и формирование личности будущего врача акушера-гинеколога. Выяснена специфика сензитивного периода студентов-медиков, установлено повышение уровня взаимосвязи свойств личности с увеличением курса обучения, гетерохронность, заключающаяся в опережающей роли оценки других по сравнению с самооценкой.

Проведенное нами исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Произведенная модификация системно-стилевой методики для врачей акушеров-гинекологов и студентов медицинского факультета — будущих врачей — с учетом специфики видов активности позволила достоверно (с подтверждением высокой надежности и валидности) исследовать динамику личности студентов и выявить психологические условия существования этой динамики.

2. Динамика развития личностных свойств студентов медицинского факультета с увеличением курса обучения направлена на приближение к реальной системе личности врача.

3. К психологическим особенностям, или закономерностям, имеющим место в процессе становления личности студента — будущего врача акушера-гинеколога — относятся:

• более поздний, в отличие от других специальностей, сензитивный период развития профессионально важных свойств личности у студентов (с 5-го курса до периода обучения в ординатуре), возникающий как следствие включения в образовательный процесс специальных предметов, изучение которых осуществляется на клинических базах кафедры под руководством врачей;

• гетерохронный характер динамики личностных свойств, проявляющийся в опережающей роли оценивания свойств других людей в сравнении с оцениванием собственной личности;

• характерное возрастание тесноты взаимосвязей личностных свойств с повышением курса обучения, проявляемое в оценивании как себя, так и других людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учебное пособие. М.: Изд-во ЛПА «Кафедра-М», 1998. 272 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991. 144 с.
  3. А.И. Системное познание мира. М.: Мысль, 1985. 263 с.
  4. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 14−22.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Д., 1968. 336 с.
  6. А. Психологическое тестирование. М., 1982. 218 с.
  7. Е.В. Описание психодиагностического тестового комплекса. М., 1991.215 с.
  8. З.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии. 1991. № 4. С 63−90.
  9. Л.И. Исследование личности в динамике: некоторые итоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12−25.
  10. Ю.Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира: Мышление и обучение: активное взаимодействие с миром. Ярославль, 1988. С. 124−130.
  11. П.Асмолов А. Г., Ягодин Г. Л. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 15−19.
  12. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. 368 с.
  13. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии: Сб. статей. М.: Наука, 1978. С.159−177.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  15. В.В. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 45−53.
  16. А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды: 2-е изд. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 324 с.
  17. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Под ред.1. B.А.Бодрова. М., 1991.
  18. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983. С. 42−45.
  19. Вопросы психологии труда и эргономики. / Под ред. В. Д. Шадрикова и др.-Ярославль, 1978. 142 с.
  20. Л.К. Об исследовании многопризнаковых биологических систем // Применение математических методов в биологии. Т. III. Л.: ЛГУ, 1964.1. C. 9−12.
  21. Е.И. Введение в психологию труда. Саратов, 1988. 315 с.
  22. . Что такое психология: В2 т. М.: Мир, 1999. Т 2. 376 с.
  23. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. 237 с.
  24. М.В. К вопросу о роли социальной сферы в развитии личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития. г. Шуя, 1999. С.52−58.
  25. P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988. 176 с.
  26. А.И. Психология коллектива. М., 1984. 365с.27.3авьялов А.П., Плотников В. О. О путях вовлечения психологии в практическую медицину//Психологический журнал. 1996. № 4. С. 17−23.
  27. В.М. Реализация гуманистических целей высшего образования в новых социально-экономических условиях. // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. М.: НИИВО, 1993. С. 11−32.
  28. Е.А. Особенности динамики личности будущих менеджеров туризма: Дис. канд. пед. наук. М.: РМАТ, 2001. 125 с.
  29. Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Пед. общ. России, 2000. 89 с.
  30. Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации: Дис.. канд. псих. наук. Л., 1981. С. 16−24.
  31. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328с.
  32. Е.И. Технологии проектирования личностных достижений: Метод, материалы. СПб: СПб ГДТЮ, 1994. 17 с.
  33. .Д. Медицинская психология. Л., 1982. 265 с.
  34. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. Обзорная информация. НИИВ. М., № 1. 1980. 56 с.
  35. Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб: Речь, 2000. 374 с.
  36. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 167 с.
  37. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. 298 с.
  38. Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 178 с.
  39. Е.А. Развивающийся человек в мире профессии, Обнинск, 1993. С 28−44.
  40. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. 315 с.
  41. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики. // Психологический журнал. 1985. № 4. С. 12−24.
  42. .Б. Гуманитарные дисциплины и становление личности. // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 60−67.
  43. .Б. Закономерности развития личности // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 5−20.
  44. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. Москва-Воронеж, 1998. 195 с.
  45. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58−68.
  46. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Акад. проект, 2000. 240 с.
  47. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академ. Проект, 2000. 240 с.
  48. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно развивающее образование). // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 9−20.
  49. .Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика. М.: НИИВО, 1991. 115 с.
  50. .Б. Построение личностных моделей по основным типам деятельности специалистов с высшим техническим образованием. Научные отчеты 1994 г. М.: НИИВО, 1994. 78 с.
  51. .Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. 234 с.
  52. .Б. Профессиональная психопрогностика и методы исследования личности руководителя. // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 43−50.
  53. .Б. Психологическая подготовка специалиста. // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 73−75.
  54. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. //Вопросы психологии. 1984. № 6. С. 16−25.
  55. .Б. Системно-стилевая концепция личности и воля. // Прикладная психология. 1998. № 2. С. 40−50.
  56. .Б. Творческое мышление, восприятие и личность. Москва-Воронеж, 1997. 137 с.
  57. .Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи. М.: НИИВО, 1995. 167 с.
  58. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности. // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 17−21.
  59. А.Н. Быть личностью, воспитывать личность. // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 26−28.
  60. Краткий психологический словарь / Ред. сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на-Дону: Феникс, 1999. 512 с.
  61. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. Студент на пороге XXI века: монография. М.: РУДН, 1990. 152 с.
  62. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25−32.
  63. КудрявцевТ.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С 27−34.
  64. В.Л. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993. 193 с.
  65. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  66. Д.А. Личность человека в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11−21.
  67. Личность и образование: психологическая поддержка развития: Межвузовский научно-методический сборник. Шуя: ШГПУ, 1999. 174 с.
  68. Личность студента 2001: Научно-методический сборник. Шуя: ШГПУ, 2001.200 с.
  69. JIomob Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений. // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. С. 97−142.
  70. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 344 с.
  71. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31−45.
  72. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 269 с.
  73. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
  74. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М., 1974. 348 с.
  75. Л.И. Методы оценки работников, занятых в сфере управления социалистическим производством. Рига: Рига, 1978. 185 с.
  76. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 254 с.
  77. B.C. Психология индивидуальности. М.: Институт практич. психол., 1996. 448 с.
  78. А. В. Критерий развития личности. М., 1997. 145 с.
  79. Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 192 с.
  80. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Просвещение, 1985. 173 с.
  81. О.Г. Вопросы психологии и психофизиологии труда в системе профессиональной классификации С.М.Богословского. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1987. № 1. 28−36.
  82. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Мысль, 1982. 118 с.
  83. А.В. Общая психология. М.: Педагогика, 1986. 498 с.
  84. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. 315 с.
  85. К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. М., 1977.216 с.
  86. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
  87. В.А., Ворона А. А. Формирование личности профессионала. //Первые международные чтения: Тез. докл. М., 1991. С. 101−107.
  88. А.С., Кондратьев В. Г. Очерки методологии клинического мышления. Л., Медицина, 1972 183 с.
  89. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1993. 215 с. 91 .Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под. ред. В. А. Бодрова. М., 1991. 234 с.
  90. Психологические проблемы индивидуальности. Тезисы конференции. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., вып. 1, 1983- вып. 2, 1984.
  91. Психологический анализ трудовой деятельности. / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1980. 284 с.
  92. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.
  93. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. 480 с.
  94. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и её социально-философский смысл. М.: Плолитиздат, 1984. 141 с.
  95. Н.И. Личность и характер: Учебное пособие. М.:РУДН, 1992. 88 с.
  96. Н.И. Психология личности. М.-.РУДН, 1987. 200 с.
  97. М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов. // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 90−96.
  98. М.С. Основные направления анализа диагностического мышления в психопатологии. Ярославль, 1989. 62 с.
  99. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
  100. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 350 с.
  101. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. // Психология труда и личности учителя. Д., 1975. С. 30−46.
  102. А.А. Психология деятельности. // Общая психология / Под ред. В. В. Богоявленского и др. М., 1998. С. 125−134.
  103. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
  104. К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). М.: Медицина, 1989. 272 с.
  105. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 535 с.
  106. .М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. М., 1962. 298 с.
  107. А. Высшее образование: системный подход. // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 42−48.
  108. Л.П., Потанина Е. В. Профессионализация и репродуктивные компоненты диагностического мышления // Мышление и общение в практической деятельности. Ярославль, 1992 С. 80−81.
  109. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 196 с.
  110. Ю. Понятие индивидуальности. // Вопросы философии. 1989. № 2. С.35−38.
  111. Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. / Пер. с нем. М., 1965, С. 12−19.
  112. X. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем. М.: Смысл, 2003. 860с.
  113. Л. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. 608 с.
  114. Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии. 1997. № 2. С 23−29.
  115. П.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1981. 114 с.
  116. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
  117. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. // Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  118. Е.В. Некоторые направления исследования образа жизни как социально-психологического феномена. // Психический образ: строение, механизмы функционирования и развития. Вторые международные Ломовские чтения. М., 1994. Т. 2. С. 115−138.
  119. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития школьника. // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 35−41.
  120. М.А. Психологический профиль врача. // Изучение профессий интеллектуального труда. Исследование интеллекта. М., 1925. 194 с.
  121. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Институт практической психологии, 1996. 384с.
  122. Adler.A Understanding of human nature. N.Y., 1927. 314 с.
  123. Allport G. Pattern and Growth in Personaliti. N.Y., 1961. 412 c.
  124. Allport G. Persjnaliti. A psychological interpretation. N.Y., 1937. 396 c.
  125. Cattell R.B. Factor Analysis: An Introd. And Manuel for the Psychologist and Social Scientist. N.Y., 1973. 298 c.
  126. Eysenck H. The Structure of Personality. N.Y., 1961. 259 c.
  127. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. 256 c.
  128. Rogers C.R. Freedom to learn for the 80 s. Columbus-Toronto-London-Sydney: Ch. Merrill Publ. Company, 1983. 178 c.
Заполнить форму текущей работой