Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приказываю: радшкшрелешшому бяпгашыишу развернуть радиорелейные линии Р-414 и Р-409 главной оси от ОУСов № 101,102 в направлении: ОУС№Ю6 отм. 313 и радиорелейную линию Р-409 — дополнительной оси — от ОУС № 201,202 в направлении: ОУС 206 отм.382. Готовность ОУС № 103 (315 456) и ОУС № 203 (отм.83) — к исходу ДОУС № 104 (отм. 168) и ОУС № 204 (отм. 122) — к исходу Д2- ОУС № 105 (отм.209) и ОУС… Читать ещё >

Содержание

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительными преобразованиями вктуре, техническом и кадровом обеспечении и пр. Социальный заказ на кадровое обеспечение Вооруженных Сил России ориентирован на усиление профессионализма, рост требований к уровню подготовки военных специалистов.

Данная ситуация, сопровождаемая социально-экономической перестройкой в обществе, обостряет проблему реформирования системы военно-профессиональной подготовки. Главная цель реформы — обеспечение направленности подготовки на формирование активной жизненной позиции будущего военного специалиста, понимания необходимости и целесообразности овладения военными специальностями.

В условиях модернизации высшей военной школы Российской Федерации весьма актуальны проблемы совершенствования системы подготовки не только кадровых офицеров, но и офицеров запаса в гражданских вузах. Особую значимость приобретают вопросы повышения качества подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза. Такой подход требует, в первую очередь, пересмотра системы взаимодействия подразделений вуза, обеспечивающих подготовку специалиста по военно-учетной специальности на базе гражданской технической специальности, что предполагает разработку модели управления процессом подготовки, определение организационной структуры управления военно-профессиональной подготовкой, распределение функций структурных подразделений вуза и обеспечение согласованности их деятельности с позиций направленности на формирование у специалиста двойной компетенции.

В профессиональной педагогике вопросам организации военно-профессиональной подготовки посвящены ряд исследований (В.А. Бодров,

A.B. Барабанщиков, Г. М. Зараковский, К. А. Климов, Ю. А. Ленев, JI.E. Мерзляк, В .Я. Нечаев, В. А. Пономаренко, Г. А. Шабанов и др.). Теоретическим основам военной педагогики и психологии посвящены исследования A.B. Барабанщикова, М. А. Вознкжова, A.B. Долматова, В. П. Давыдова, И. А. Камкова, Ю. А. Науменко, С. Д. Ыиколенко, Д. П. Познанскош, М. Д. Попкова, ЭЛ. Утлик, А. Ю. Рунеева, ГОЖ, Тарскош ГО.С. Федорова, И. Н. Шкадова и др.

Однако следует подчеркнуть, что основное внимание в данных исследованиях уделяется вопросам обучения и воспитания курсантов военных вузов. В контексте названной проблемы можно отметить, что вопросы проектирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза требуют дополнительного исследования.

Исследование и опыт практической работы в высшей школе позволили выявить основные противоречия в системе военно-профессиональной подготовки студентов в условиях гражданских вузов. К ним отнесены противоречия между: объективной необходимостью системной организации процессов управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза и сложившимся в высшей школе унифицированным подходом к подготовке офицеров запаса- ® требованиями, с одной стороны, Вооруженных Сил Российской Федерации к уровню военной подготовки, с другой — потребностями личности в овладении двойной компетенцией, и существующими педагогическими средствами и условиями работы факультетов военного обучения в технических вузах. Разрешение указанных противоречий обусловило выбор темы исследования и постановку его проблемы.

Цель исследовании — определение и теоретическое обоснование методических основ проектирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза.

Объект исследование — управление военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях технического университета.

Предмет исследования — педагогические условия и средства организации системы управления военно-профессиональной подготовкой специалистов в условиях технического вуза.

Гипотеза исследовании состоит в том, что процесс управления военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях технического вуза будет эффективен, если: обеспечен системный подход к организации военно-профессиональной подготовки, базирующийся на теоретических основах формирования двойной компетенции специалиста, получающего военно-учетную специальность в гражданском вузе, и общей теории управления социально-экономическими и педагогическими системами- выявлены организационно-педагогические условия и технология внедрения системы управления военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях учебно-информационной среды технического вуза.

В соответствии с целью и гипотезой, в исследовании поставлены и решены следующие задачи:

1. Выявить и обосновать роль и место военно-профессиональной подготовки в технических вузах в условиях реформирования Вооруженных сил России

2. Провести анализ практики организации военно-профессиональной подготовки в гражданских вузах и выявить проблемы интеграции военно-профессиональной и профессиональной подготовки в России

3. Разработать механизм согласования структуры и содержания военно-профессиональной и профессиональной подготовки в техническом вузе

4. Спроектировать систему управления военно-профессиональной подготовкой с позиций направленности образовательного процесса на формирование готовности специалиста к реализации военно-профессиональных функций

5. Разработать технологию оптимизации организационной структуры системы управления военно-профессиональной подготовкой в техническом вузе

6. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности предложенного подхода

Теоретшко-методологвгаеекуш ©-шову исоведовотшш шсташшютг теории саморазвития личности в процессе ее деятельности, теория проектирования педагогических систем, теория и методика профессионального образования. В частности: теория профессиональной педагогики и проектирования педагогических систем (Ы.Е. Астафьева, С. Я Батышев, А. П. Беляева, А. Л. Денисова, З. Д. Жуковская, Н. В. Кузьмина, А. Д. Урсул, М. И. Махмутов, Н. В. Молоткова, В. А. Сластенин и др.) — идеи об освоении деятельности и необходимости формирования ее ориентировочной основы (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В.Д. Шадриков) — научные идеи и теории о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности обучаемых (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская) — теория управления социальными системами, в том числе педагогическими (А.П. Ефремов, ГО. А. Конаржевский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, В «EL Цыганко) ® теоретические исследования проблем военной педагогики и психологии (A.B. Барабанщиков, В Л. Давыдов, М. И. Дьяченко, ILA. Корчемный, В. Ф. Перевалов, Э. П. Утлик, Н.Ф. Феденко) — © методология научно обоснованного определения содержания обучения специалистов (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, B.C. Леднев, С. И. Логвинов, В. П. Рысев и т. д.) — © специальные исследования проблем организации военной подготовки (И.П. Лосев, A.C. Орлов, А. П. Лучанинов, A.A. Литаш и др.). основы компетентного подхода в обучении (В.А. Адольф, С. Я. Батышев, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. А. Кальней, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, K.M. Оганян). Теоретической основой исследования вопросов организации военно-профессиональной подготовки студентов в условиях технического вуза явились методологические подходы к разработке концептуальной модели готовности специалиста к выполнению профессиональных функций, основы компетентностнош подхода в профессиональном образовании, предложенные В. А. Сластениньш, А. Л. Денисовой.

Выбор комплекса методов текледовашшш определялся его целями и задачами.

Основными являются: теоретический анализ научно-методической литературы- праксиметрический метод (анализ результатов деятельности студентов, выпускников) — моделирование систем и процессов- изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса на военных факультетах технических вузов и высшей военной школы- педагогический эксперимент- методы наблюдения- анкетирования- тестирования- опроса.

Ошытнокжотершментальюая! база шееледошшвш,

Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете им. М. Бонч-Бруевича в период с 1999 по 2003 годы и охватывало свыше 500 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На ¡-первом этапе (1999 — 2001 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, осуществлялся анализ содержания и этапов развития военно-профессиональной подготовки офицеров запаса в условиях реформирования высшей школы, изучался опыт передовой педагогической практики по совершенствованию профессиональной подготовки в военных и гражданских вузах, определялись возможности совершенствования военно-профессиональной подготовки студентов в условиях технических вузов- сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования- обобщены результаты изучения проблемы, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) разрабатывался и апробировался комплекс методических средств проектирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза, в том числе разрабатывалась система принципов организации военно-профессиональной подготовки- анализировалось содержание военной и профессиональной подготовки с позиций согласования структуры и содержания и обеспечения возможностей формирования у будущего специалиста двойной компетенции- уточнялась модель системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза. Проведен формирующий эксперимент.

На третьем этане (2002 — 2003 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предложенной системы управления военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях технического вуза, исследовалось влияние предложенного подхода на формирование у офицера запаса конкретной военно-учетной специальности готовности к реализации военно-профессиональных функций. Проведен обобщающий эксперимент. Выполнены систематизация, обобщение и обработка экспериментальных данных. Сформулированы

выводы, завершено оформление диссертации.

Научим новизна и теоретическая значимость исследование ® уточнено содержание категории «двойная компетенция специалиста» как качественной характеристики готовности специалиста к реализации военно-профессиональных функций- © обоснован механизм согласования структуры и содержания военно-профессиональной и профессиональной подготовки в условиях технического вуза с позиций формирования у специалиста двойной компетенции- разработана модель системы управления военно-профессиональной подготовкой специалиста, синтезирующая компетентностный, системный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы с целью обоснования ее сущности, целевых установок, основных функций и педагогических средств реализации в условиях технического вуза- ® предложена технология оптимизации организационной структуры и определены педагогические условия реализации системы управления военно-профессиональной подготовкой на основе: построения иерархической системы взаимодействия технических и военных кафедр вуза- определения взаимосвязей между различными уровнями и элементами управления, как по вертикали, так и по горизонтали- разработанного учебно-методического комплекса поддержки процесса подготовки, соответствующего существующим направлениям и военно-учетным специальностям подготовки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что спроектированная система управления военно-профессиональной подготовкой внедрена в практику подготовки специалистов на факультете военного обучения Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (ГУТ) и обеспечивает: согласованность функционирования подразделений вуза с целью обеспечения требуемого качества военно-профессиональной подготовки специалиста- ® формирование готовности специалиста к реализации военнопрофессиональных функций- © активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения военно-учетной специальностью. На защиту выносятся %

1. Педагогические аспекты формирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза.

2. Методические средства проектирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза.

3. Технология оптимизации организационной структуры системы управления военно-профессиональной подготовкой.

Ашробащия и внедрение результатов исследования, Результаты исследования получили отражение в учебно-методических пособиях, программно-методических комплексах по ВУС, методических рекомендациях, научных статьях и докладах автора.

Автор имеет 50 публикаций общим объемом около 48 п.л., в том числе по теме диссертации свыше 20 работ.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях военных кафедр факультета военного обучения и ежегодных военных научно-технических конференциях Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (1994−2003 гг.), на заседаниях военных кафедр Военной краснознаменной академии связи им. С. М. Буденного (1996 — 2003 гг.), V Межрегиональной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2002 г.), Всероссийской (межведомственная) конференции по проблемам обучения военных специалистов в системе профессионального образования РФ (Балтийский Государственный Технический Университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, 2002 г.), заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (2000 — 2003 гг.).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Санкт= Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (ГУТ), Санкт-Петербургского государственного технического университета, Ивановского государственного энергетического университета, Новгородского государственного университета им. Ярослава полученных результатов исследования Достоверность решения поставленных в диссертации задач обеспечена методологической обоснованностью исходных положений методики исследования- репрезентативностью выборки участников эксперимента, применением адекватных методов опытно-экспериментального исследования- всесторонним анализом полученных данных и обоснованностью полученных выводов- верифицированностью основных теоретических положений в практике вузовской военно-профессиональной подготовки.

Проектирование системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выв оды;

1. Районы боевых действий подразделениям 6 олпс в развертывании полевой опорной сети связи затруднений не создадут.

2. Для маскировки ОУС можно использовать складки местности и лесной покров в комплексе с инженерным оборудованием средств связи.

3. С целью обхода районов завала, затоплений и пожаров при планировании боевого применения подразделений предусмотреть 1−2 резервных маршрута выдвижения для каждого подразделения с учетом выхода на оборудованные переправы при преодолении водных преград.

4. Тщательно отработать вопросы охраны и обороны ОУС, ВУС и линий связи.

5. Оценка времени.

Задача от НВС получена в 17.00 27.07 План боевого применения подразделений 6 олпс представить НВС армии на утверждение к 22.00 27.07. Следовательно, на планирование боевого применения подразделений полка имеются 5 ч. Готовность тропосферных линий связи в исходном районе от защищенного КП и полевого ЗКП армии — через 3 ч после получения сигнала «Сатурн».

Выв©дм ^.

1. На подготовку к выполнению боевой задачи имеется ограниченное время.

2. Немедленно отдать предварительные боевые распоряжения подразделениям полка о подготовке к выполнению боевых задач.

3. Имеющийся ресурс времени целесообразно распределить следующим образом: замысел объявить в 18.00- решение принять к 19.00- боевой приказ подготовить к 20.30- разработку плана закончить к 21.30 27.07.

4. Контроль и оказание помощи подразделениям по выполнению поставленных задач — с 18.00.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ КОМАНДИРА 6 флппс Для выполнения задач, поставленных НВС армии, р>(c)шшшщ°.

1. По сигналу «Сатурн» полку ротными колоннами совершить марш по маршруту: Шенебек — Ванцлебен — Зехаузен — Вефенслебен и через 3 ч сосредоточиться в районе 5 км сев. Маркеборн с задачей — с началом операции приступить к развертыванию главной оси радиорелейными станциями Р-404 и Р-409, дополнительной оси и рокад радиорелейными станциями Р-409 и линий привязки УС ПУ соединений.

В резерв выделить линейно — кабельную роту и один ОУС радиорелейного батальона, который по сигналу «Сатурн» направить в район 5 км зап. Зенхаузен. Резерв командира 6 олпс в составе Р-404 и одного ОУС сосредоточить в районе стационарного опорного узла связи № 840. В ходе операции резерв перемещать в направлении развертывания главной оси.

Каналы связи от ОУС на узлы связи пунктов управления армии и соединений передавать согласно таблице распределения каналов.

Свертывание ОУС в тыльной зоне производить после перемещения ЗКП армии в новый район и выдвигать их в районы развернутых и действующих головных ОУС. Последующие ОУС выдвигать к местам развертывания вслед за полками первого эшелона (на уровне ЗКП дивизий первого эшелона).

2. Задачи подразделениям полка: силами и средствами радиорелейной роты развернуть от стационарного ОУС № 840 в направлении Тиде, Хильдесхайм, Ринтельн радиорелейную линию и обеспечить ее эксплуатационное обслуживание;

1 роте ОУС и ВУС развернуть и обслуживать опорные узлы связи № 11 — Кенигслуттер (исход Д) — № 12 — Лессе (исход Д2) — № 21 — Лангельсгейм (исход Д) — № 22 — Фредек (исход Д2) и радиорелейные линии на осях и рокадах между этими ОУС;

2 роте ОУС и ВУС развернуть и обслуживать опорные узлы связи № 13 — Залынтед (исход ДЗ) — № 14 — Фишбек (исход Д4) и радиорелейные линии на осях и рокадах между этими ОУС;

2, 5 и 3 ротам ННС развернуть линии привязки к УС КП и ЗКП 37, 35 и 33 мед от ОУС № 11, 12, 13 и 14 соответственно- - 4 роте ННС развернуть линии привязки к УС КП и ЗКП 32 мед от ОУС № 21, 22 и 23- 1 роте ННС — к УС КП и ЗКП ОМГ (36 тд) от ОУС № 11, 12, 13 и 14- после ввода в сражение ОМГ обеспечить привязку к ПОСС УС КП и ЗКП 34 тд- 6 роте ННС — к УС КП-1 и КП-2 6 арбр от ОУС № 12 и 14- для ликвидации последствий применения противником ОМП из подразделений обслуживания сформировать отряд во главе с начальником объединенной ремонтной мастерской полка.

Уничтожение передатчиков помех разового действия, радиационную, химическую и бактериологическую разведку производить подготовленным личным составом из экипажей комплексных аппаратных П-240Торганизовать круглосуточную охрану и оборону ОУС и ВУС. План охраны и оборону ОУС (ВУС) и боевые расчеты разрабатывать лично начальникам ОУС.

3. Согласование вопросов взаимодействия подразделений полка при выполнении поставленных задач осуществлять по радиосети № 24.

Ответственность за взаимодействие подразделений на главной оси возложить на командира радиорелейного батальона, на дополнительной оси — на командира 1 роту ОУС и ВУС.

4. До 20.00 27.07 обеспечить подразделения полка продовольствием на 8 сутокбоеприпасами — 1 б/кГСМ — 1,7 заправки.

Восстановление поврежденной техники производить силами ремонтных мастерских полка. Перемещение ремонтных мастерских полка производить один раз в сутки в направлении перемещения штаба полка и размещать совместно с ним. В мастерских иметь ремонтных комплектов на 3 суток.

Техническое обслуживание в ходе операции производить: ТО № 1 — ежедневно, ТО Х°2 -к концу операции.

5. Управление подразделениями полка осуществлять с КП полка по радиосети № 24 и по каналам опорной сети связи. В ходе операции КП полка будет находиться на ОУС главной оси связи, к которому осуществляется привязка КП (ЗКП) армии. Заместители штатные и командир радиорелейного батальона.

6. Основными задачами политической работы в подразделениях полка считать: развитие у личного состава чувства высокой ответственности за состояние связи, своевременное и качественное выполнение боевых задачширокое распространение опыта бесперебойной работы средств по обеспечению связивоспитание личного состава в духе стойкости и бесстрашия в условиях применения противником ОМП, преданности КПСС и советскому правительству.

Б (c)@в (c)й ппршжаз (5 ©-лнне № (c)1 ЮТ — л@®- <�е (c)в (c)рн@© Ледюкш 26о©-4 Ю©Карта 1 s 10© ОМ изд., 1978 г".

1. Противник готовится к ведению боевых действий с применением ОМП и средств РЭБ. В полосе армии действует часть средств батальона РЭБ и роты АСБ типа «А».

2. Линейный полк связи развертывает полевую опорную сеть связи армии. Линии привязки к ОУС полевой опорной сети связи от УС КП и ЗКП армии развертывания силами и средствами 2 опс, от УС ТПУ — силами 2 обет, к УС пунктов управления соединений — начальниками направлений связи к дивизиям и ракетной бригаде. Ответственные за стык опорной сети с линиями привязки — начальники опорных узлов связи.

Полку (без линейно-кабельной роты и четырёх ОУСов из радиорелейного батальона) по сигналу «Сатурн» совершить марш своим ходом по маршрутам.

От Аренска, Дутов, Машчин, Битки, Марьин, Чернянка, Барвенково, Валуйки, Протвино, Алеховщина, Фряново, Николаевка, Дедино, Хорлово, Барвенково, Снежный, Чапаевка, Чапаевка, Мартино, Леденево, Жданов©-, Борки, Платове, Скворцовка, Рощино.

3. Подразделениям полка с началом боевых действий, по мере открытия фронта работ, развернуть опорную сеть связи армии.

4. Приказываю: радшкшрелешшому бяпгашыишу развернуть радиорелейные линии Р-414 и Р-409 главной оси от ОУСов № 101,102 в направлении: ОУС№Ю6 отм. 313 и радиорелейную линию Р-409 — дополнительной оси — от ОУС № 201,202 в направлении: ОУС 206 отм.382. Готовность ОУС № 103 (315 456) и ОУС № 203 (отм.83) — к исходу ДОУС № 104 (отм. 168) и ОУС № 204 (отм. 122) — к исходу Д2- ОУС № 105 (отм.209) и ОУС № 205 (отм.268) — к исходу ДЗОУС № 106 (отм.313) и ОУС № 206(отм.313), — к исходу Д4. ПУЛ батальона иметь к исходу Д на стационарном ОУС № 102, к исходу Д2 — на ОУС № 104, к исходу ДЗ — на ОУС № 105.

По сигналу «Сатурн» линейно — кабельную роту с одним ОУС выделить в резерв НВС армии. Район сосредоточения.

1-й р (c)т© ННС обеспечить привязку УС КП и ЗКП 1 мед от ОУС № 101,102,103,104,105,106.

2-й р (c)т© ННС обеспечить привязку УС КП и ЗКП 2 мед от ОУС № 101,102,103,104,105,106;

— 3-й р (c)т© ННС обеспечить привязку УС КП и ЗКП 3 мед от ОУС № 101,102,103,104,105,106;

— 4-й рот©ННС обеспечить привязку УС КП и ЗКП 7 тд от ОУС № 201, 202, 203,204,205,206;

— §=# роте ННС обеспечить привязку УС КП-I и КП-П Юарбр от ОУС № 201,202, 203,204,205,206- рот ЫНС к линии прямой связи от КП (ЗКП) армии.

ПУ командиров рот НЫС иметь на УС КП соединений.

КП командира олпс с утра Д до исхода Д — на ОУС № 103, с исхода Д до исхода Д2 — на ОУС № 104, с исхода Д2 до исхода ДЗ — на ОУС № 105.

КОМАНДИР 2 олишс НАЧАЛЬНИК ШТАБА ПОЛКА.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой