Промышленная политика Республики Корея в условиях экономического роста
Мероприятия в области промышленной политики должны проводиться в строгом соответствии с общей стратегией экономического развития страны. Каждое изменение стратегического направления развития национальной экономики требует решения новых задач, определения новых направлений промышленной политики правительства, переосмысления традиционных подходов к управлению промышленностью. Это предполагает… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Основные факторы промышленного развития развивающихся стран
- 1. 1. Факторы экономического развития национальной экономики — как основа выбора промышленной политики государства
- 1. 2. Государственное регулирование при реализации промышленной политики в развивающихся странах
- 1. 3. Роль внешнеэкономических факторов в реализации промышленной политики развивающихся стран
- ГЛАВА 2. Особенности промышленной политики Республики Корея
- 2. 1. Особенности реализации промышленной политики Республики Корея в период 1945 — 1961 гг
- 2. 2. Промышленная политика Республики Корея в период экономического роста 1962 — 1995 гг
- 2. 3. Роль развития науки и техники в промышленной политике Республики Корея
- ГЛАВА 3. Новые экономические условия и рекомендации в области промышленной политики Республики Корея и развивающихся стран
- 3. 1. Изменение стратегических направлений экономического развития Республики Корея
- 3. 2. Рекомендации по корректировке промышленной политики Республики Корея
- 3. 3. Рекомендации по реализации промышленной политики в развивающихся странах
Промышленная политика Республики Корея в условиях экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главной целью, стоящей сегодня перед развивающимися странами, является достижение передового уровня экономического развития, вхождение в круг высокоразвитых стран. Для осуществления этой цели необходимо определить национальную стратегию экономического развития, реализация которой позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста страны на длительный период.
В мировой экономике последних лет заметно выделяется группа наиболее успешно развивающихся государств Юго-восточной Азии, называемых новыми индустриальными странами (НИС) «первой волны»: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Практика этих стран убедительно доказывает, что стратегия экономического развития должна строиться с учетом ключевых факторов повышения конкурентоспосбности национальной экономики. Эти факторы в дальнейшем, на этапе реализации стратегических планов, являются основой для разработки механизма и системы конкретных мер воздействия государства, и, прежде всего, промышленной политики. Под промышленной политикой понимается экономическая политика государства, оказывающая активное влияние на определенную отрасль или группу отраслей национальной промышленности через поддержку или ограничение их деятельности в целях повышения международной конкурентоспособности страны.
Мероприятия в области промышленной политики должны проводиться в строгом соответствии с общей стратегией экономического развития страны. Каждое изменение стратегического направления развития национальной экономики требует решения новых задач, определения новых направлений промышленной политики правительства, переосмысления традиционных подходов к управлению промышленностью. Это предполагает гибкость использования инструментов государственного регулирования, требует умелого сочетания мер как экономического, так и внеэкономического характера, с учетом национальных особенностей каждой развивающейся страны. Как показывает опыт НИС, на начальных этапах экономического развития правительство должно жестко ограничивать сферы приложения частного капитала, определяя приоритеты и направления его участия в экономических процессах. Однако в настоящее время главной проблемой обеспечения дальнейшего устойчивого роста является обеспечение перехода от методов прямого вмешательства внеэкономического свойства (преимущественно командных, или запретительно-разрешительных и административно-бюрократических) к косвенному воздействию на хозяйственных субъектов за счет инструментов рыночного характера. Это должно быть достигнуто в основном за счет расширения сфер влияния на экономику частного предпринимательства, ограничения деятельности крупных монополий и развития конкуренции, укрепления структуры мелкого и среднего бизнеса и достижения его эффективного взаимодействия с крупным бизнесом.
Правительство Республики Корея, благодаря принятию в начале 1960;х гг. стратегического курса на индустриализацию, ориентированную на экспорт, и проведению активной промышленной политики в течении трех десятилетий обеспечило высокие темпы экономического роста. Развитие промышленности осуществлялось поэтапно. В 60-е годы государство создало национальную легкую промышленность. В 70-е годы приоритетным стало образование крупных производств и отраслей тяжелой и химической промышленности. С 80-х годов усилия правительства были направлены на развитии наукоемких отраслеймашиностроения, электроники, автомобилестроения и др.
Главными факторами, обеспечившими ускоренное экономическое развитие Республики Корея, явились решающая роль государства во всех сферах национальной экономики и умелое использование иностранного капитала. За короткий срок страна подошла к рубежу, позволяющему ей развиваться в дальнейшем уже в качестве индустриально развитой страны. Именно поэтому многие развивающиеся страны сегодня проявляют огромный интерес к опыту экономического развития Республики Корея.
Однако в 1990;е годы в экономическом развитии Республики Корея и других НИС начались серьезные трудности. Сравнительные преимущества, основанные на факторах производства (местное сырье, дешевая рабочая сила, иностранный капитал и др.) и обеспечивающие более низкие цены на их продукцию, чем в развитых странах, все больше утрачивают свое значение. Для достижения международной конкурентоспособности уже требуется создание преимуществ не ценового, а инновационного характера. Кроме этого, к занимаемой этими странами нише на мировом рынке все явственнее приближаются НИС «второй волны» (Малайзия и Таиланд). Как уже отмечалось выше, общей тенденцией и основным препятствием на пути дальнейшего устойчивого экономического роста стало также и чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь.
Анализ причин снижения экономических результатов последних лет и опыта реализации мероприятий в области промышленной политики позволяет сделать вывод, что жесткие формы и меры государственного регулирования эффективны лишь на начальных этапах развития национальной промышленности развивающихся стран. При приближении к высшим стадиям, отвечающим уровню высокоразвитых государств, для повышения международной конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического развития Республики Корея и других НИС необходимо изменение стратегических приоритетов и роли государства в развитии национальной экономики этих стран. Это, в свою очередь, требует принятия срочных мер и внесения серьезных корректировок в области промышленной политики.
Цель настоящего исследования состоит в научном обосновании направлений и разработке рекомендаций в области промышленной политики Республики Корея и развивающихся стран, которые обеспечат их устойчивый рост в новых экономических условиях.
Реализация намеченной цели потребовала решения следующих задач:
— дать характеристику основных факторов экономического развития национальной экономики как основы выбора промышленной политики государства;
— определить сущность, функции и методы государственного регулирования и роль внешнеэкономических факторов в реализации промышленной политики развивающихся стран;
— исследовать процесс индустриализации Республики Корея с ориентацией на экспорт и раскрыть механизм поэтапной реализации промышленной политики правительства, обеспечившей ускоренный экономический рост;
— показать роль и значение развития науки и техники в реализации промышленной политики Республики Корея;
— обосновать необходимость изменения стратегических направлений развития экономики и корректировки промышленной политики Республики Корея;
— определить дальнейшие направления и разработать рекомендации в области промышленной политики Республики Корея и развивающихся стран в новых экономических условиях.
Предметом исследования являются процессы формирования промышленной политики страны, направленной на обеспечение ее устойчивого экономического роста.
Объектом исследования являются элементы и факторы экономического развития Республики Корея в период роста.
Теоретическая и методическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили труды корейских и зарубежных авторов по проблемам обеспечения устойчивого экономического развития национальной экономики и международной конкуренции. Основным методом исследования выступает анализ реальных результатов выполнения решений правительства в области промышленной политики в процессе реализации планов экономического развития Республики Корея. В качестве эмпирической базы использовались правительственные информационные источники, справочная литература, статистические сборники и материалы периодической печати.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
— определены и обоснованы общие тенденции развития экономик НИС до уровня индустриальных государств на основе исследования основных факторов и процесса экономического развития НИС, функций и методов государственного регулирования и роли промышленной политики в обеспечении устойчивого экономического роста;
— определены основные этапы процесса экономического развития и стадии конкуренции Республики Корея и применительно к ним, в зависимости от сочетания факторов, выявлены преимущества и недостатки использования инструментов государственного регулирования, основные задачи и направления, содержание и механизм реализации промышленной политики правительства;
— обосновано изменение стратегических направлений экономического развития Республики Корея и определено необходимое условие для перехода к новой стадии конкуренции — способность к инновационным переменам на основе анализа расширенной модели конкурентных преимуществ страны М. Портера, дополненной составляющими интеллектуального потенциала,;
— сформулированы новые направления промышленной политики Республики Корея, которые дают возможность обеспечить ее дальнейший устойчивый экономический рост.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации по созданию условий для выработки и реализации национальной промышленной политики, направленные на достижение ускоренного экономического развития и вхождение в круг высокоразвитых государств, следует учитывать при определении пути экономического развития Республики Корея и использовать при составлении и выполнении экономических планов в развивающихся странах, что будет служить основой для укрепления их взаимовыгодного сотрудничества.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации докладывались и одобрены на научно-теоретической конференции молодых ученых в Государственной академии управления имени С.Орджоникидзе.
Методические положения и рекомендации, разработанные в диссертационном исследовании, использованы в учебном процессе на кафедре «Инновационный менеджмент» ГАУ по курсу «Инновационный менеджмент» и «Стратегический менеджмент» .
Публикации. По теме диссертации опубликованы три научные работы общим объемом 0,9 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержащего 117 наименований. Диссертация содержит 157 страниц текста, 16 рисунков и 20 таблиц.
ВЫВОДЫ.
Несмотря на высокие темпы экономического роста Республики Корея в течении 1960;80 гг., в 90-х гг. страна испытывает серьезные трудности, связанные с определением дальнейших ориентиров в социально-экономическом развитии. С одной стороны, это вызвано быстрыми изменения ситуации на мировом рынке, когда относительное выравнивание уровней производительности и оплаты труда в национальных промышленностях развитых стран и НИС диктуют новые требования в выборе и формировании сравнительных конкурентных преимуществ промышленности этих стран, характерные для инновационной стадии развития экономики. Кроме этого, в международном разделении труда все явственнее ощущается приближение НИС «второй волны» .
С другой стороны, нарастают и внутренние проблемы развития национальной экономики, обусловленные неадекватностью высоких темпов экономического роста и изменений качественного характера, невозможных в сравнительно короткий исторический период. Дальнейшее развитие национальной промышленности сдерживается несбалансированностью между отраслями, ориентированными на экспорт и отраслями, обслуживающими потребности внутреннего рынка.
В реализации экономической стратегии индустриализации с ориентацией на экспорт южнокорейские отрасли были сориентированы в международной конкуренции на преимущества низкого порядка, связанные с ценой — на основе уровня издержек. В новых экономических условиях Республике Корее необходимо создать преимущества высокого порядка, обусловленные такими характеристиками, как характер спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегии фирм, их структура и соперничество, необходимыми для ведения конкуренции на основе внедрения новшеств и дифференциации для перехода на стадию инноваций.
Согласно теории конкурентных преимуществ М. Портера, каждая страна добивается успеха в своем экономическом развитии благодаря наличию национального «ромба» или 4-х детерминант конкурентных преимуществ (параметры факторов, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли, а также стратегия фирмы, ее структура и конкуренты). Важное значение при этом имеет также роль правительства и случайные события, которые вместе с детерминантами образуют модель экономического развития страны. Однако применительно к Республике Корея эта модель требует определенного уточнения и дополнения в сторону усиления приоритета субъективных составляющих: помимо решающей роли правительства, важное значение здесь придается рабочему, предпринимателю, руководителю и техническому специалисту.
Расширенная модель экономического развития Республики Корея позволила автору выявить трудности в реализации стратегии экономического развития и в результате обосновать необходимость изменения стратегических приоритетов по каждой из составляющих ее конкурентного преимущества. Основные проблемы, стоящие перед фирмами и правительством Республики Кореи (необходимость радикального повышения уровня подготовки кадров и развития собственных технологий, рост заработной платы и курса национальной валюты, высокие реальные процентные ставки и узкая сфера размещения капитала, неразвитость внутреннего спроса, неупорядоченность промышленной структуры, чрезмерная монополизация и неразвитость внутренней конкуренции) требуют корректировки промышленной политики правительства в целях сохранения устойчивого экономического роста в будущем.
В ближайшем будущем ведущая роль правительства должна быть сведена от прямого вмешательства к обеспечению ресурсами для развития и созданию наиболее благоприятной среды для конкуренции. Необходимо стимулирование инвестиций в подъем наиболее передовых и высокоспециализированных производств, развитие внутреннего спроса, антимонопольная политика, поддержка конкуренции и развитие малого и среднего бизнеса, введение мировых стандартов качества продукции и окружающей среды, развитие университетов и исследовательских институтов, имеющих тесные связи с промышленностью.
Немаловажное значение также имеет курс на расширение влияния Республики Корея на новых рынках и укрепление взаимовыгодного экономического сотрудничества с другими странами. Это прежде всего такие страны, как США, Япония, Китай и Россия. При этом автор считает, что для установления прочных экономических отношений с Россией в настоящее время существуют серьезные основания и реальные предпосылки.
В качестве основных рекомендаций в области реализации промышленной политики развивающихся стран прежде всего необходимо отметить те общие закономерности, которые присущи слаборазвитым индустриальным странам в достижении устойчивых темпов экономического роста. Это прежде всего, необходимость разработки экономической стратегии, на основании которой будет реализована промышленная политика. Затем поэтапная структурная перестройка промышленности: от первоочередного развития трудоемких отраслей легкой промышленности, к последовательному переходу к созданию капиталоемких и в дальнейшем строительство наукоемких секторов.
Переход от инвестиционной стадии экономического развития к инновационной развивающиеся страны невозможен без формирования собственного научно-технического потенциала. В этой связи промышленная политика развивающихся стран на последнем этапе должна тесно увязываться с техническим развитием отраслей на базе углубления и расширения научно-технического сотрудничества с развитыми индустриальными государствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследования современной теории и практического опыта Республики Корея и других азиатских НИС «первой волны» в области экономического развития и реализации промышленной политики в период роста позволили сделать следующие основные выводы:
1. Быстрое экономическое развитие и высокие темпы роста НИС «первой волны» является результатом их выбора и успешной реализации стратегии индустриализации с ориентацией на экспорт. Эта стратегия была разработана на основе совокупности внутренних и внешних факторов. Внутренними факторами экономического развития являются факторы производства (земля, рабочая сила, природные ресурсы и капитал), государственное регулирование, техника и технология, образование крупных национальных монополий и развитая научно-исследовательская база. Внешние факторы — это внешняя торговля, иностранный капитал, образование крупных транснациональных корпораций и научно-техническое сотрудничество. Важнейшими факторами явились государственное регулирование в форме гибкой промышленной политики правительства и рациональное использование иностранного капитала.
Ретроспективный анализ основных положений экономической теории и практического опыта НИС в области определения роли и места государства в экономическом развитии страны позволил сделать вывод, что именно государство создает необходимые условия для развития национальной промышленности с помощью промышленной политики правительства. Под промышленной политикой понимается экономическая политика государства, оказывающая активное влияние на определенную отрасль или группу отраслей национальной промышленности через поддержку или ограничение их деятельности в целях повышения международной конкурентоспособности страны.
В современном рыночном хозяйстве государство является основным «мозговым центром», который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста. Это означает, что наряду с основными функциями: антимонопольная политика, меры по сокращению ущерба экологии, обеспечение национальной безопасности, поддержка фундаментальной науки, здравоохранения и культуры, государство в лице правительства обеспечивает главную функцию — макроэкономический рост и стабильность развития экономики.
Опыт Республики Корея и других НИС показывает, что с помощью промышленной политики правительство создает необходимые условия развития отраслей (предприятий) и благоприятный климат в промышленности страны, формирует новое экономическое пространство (область, среду), определяет приоритетные сферы вложения частного капитала и государственных средств, стыкует интересы бизнеса и государства. Все это в конечном итоге и обеспечивает реализацию выбранной стратегии и достижение высшей цели экономического развития страны.
2. Рациональное использование иностранного капитала явилось вторым важнейшим фактором ускоренного роста НИС. Поскольку на начальном этапе экономического развития уровень доходов этих стран абсолютно низок и степень внутреннего накопления также низка, они не могут самостоятельно обеспечить необходимое накопление капитала. Поэтому не остается другого пути, как прибегнуть к привлечению иностранного капитала с целью компенсации дефицита внутренних накоплений. Иностранный капитал обеспечивает две основные функции: «суммирующую», или связанную с экономическим ростом, пополняя за счет внешних ресурсов дефицит внутренних ресурсов, и «дополнительную» — в отношении внутренних ресурсов (производственного оборудования, техники и т. п.) в условиях низкого отечественного технического уровня, когда привлечение иностранного капитала становится неизбежным для достижения экономического роста за счет расширения зарубежных инвестиций в оборудование.
Признавая относительную предпочтительность привлечения иностранного капитала в предпринимательской и ссудной формах, необходимо подчеркнуть, что преимущества имеют прямые инвестиции. Прежде всего, благодаря их использованию: активизируется деятельность частного секторарасширяется выход на внешние рынкиоблегчается доступ к новым технологиям и методам управлениявозрастает вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, а не вывоза капитала. Кроме этого, приток предпринимательского капитала не увеличивает внешнюю задолженность страны.
При всей важности такого внешнеэкономического фактора, как иностранный капитал, следует в то же время заметить, что эффективному его функционированию на территориях НИС способствовала хорошо продуманная промышленная политика этих стран, направленная на привлечение передового зарубежного опыта, капитала и технологий, активизацию национального предпринимательства, создание валютно-финансового механизма, обеспечившего подъем деловой активности и стимулирующего деятельность местного капитала этих стран. При этом прослеживаются определенные закономерности. Сначала — государственная помощь развитию НИС, затем — кредиты на осуществление крупных инвестиционных проектов, экспортные кредиты и, наконец, займы на обслуживание внешней задолженности.
3. В соответствии с современными научными представлениями, восхождение национальной экономики развивающейся страны к уровню высокоразвитых государств обычно проходит через четыре основные стадии: стадию факторов, стадию инвестиций, стадию инноваций и стадию богатства. Такая направленность экономического развития обусловливает и другую важную закономерность в продвижении развивающейся страны по пути индустриализации — последовательное изменение ее промышленной структуры. На начальных этапах это создание в основном трудоемких отраслей национальной промышленности на базе имеющихся сырьевых и трудовых ресурсов, затем переход к образованию собственных капиталоемких производств и, наконец, в дальнейшем — приоритетное развитие наукоемких высокотехнологичных отраслей.
Представляется наиболее важным, что достижение каждой из названных выше стадий требует от руководства и правительства развивающейся страны переосмысления взятых за основу национальных сравнительных преимуществ, пересмотра степени влияния внутренних и внешних факторов на процесс экономического развития, внесения качественных изменений в принятые ранее стратегические ориентиры, а также соответствующей корректировки основных направлений и нового содержания промышленной политики правительства, использования различных инструментов государственного регулирования экономических процессов в стране. В современных условиях эту необходимость еще более усиливает и растущая с 1990;х гг. динамичность и труднопредска-зуемость ситуации на мировом рынке.
4. Результаты теоретической части диссертационной работы позволили на втором этапе, при исследовании особенностей выработки и реализации промышленной политики правительства Республики Корея (в период после освобождения страны в 1945 году от японского колониального господства), выделить основные стадии конкуренции и этапы ее экономического развития, применительно к ним определить цели экономического развития, а затем сформулировать задачи и направления промышленной политики, а также выявить преимущества и недостатки использования различных инструментов государственного регулирования.
Основным содержанием промышленной политики правительства Республики Корея в период экономического роста явилось гибкое использование инструментов государственного регулирования на различных этапах индустриализации экономики (девальвация, изменение банковских процентных ставок, льготное налогообложение предприятий приоритетных отраслей, введение «запретительных» и «разрешительных» списков, стимулирование иностранных инвестиций и др.) в соответствии с общей направленностью процесса индустриализации развивающихся стран.
Вначале эти инструменты работали на развитие отраслей легкой промышленности на базе имеющихся факторов производства (швейная, текстильная и пищевая), затем — на импортозамещение инвестиционных товаров и строительство национальной тяжелой (производство стройматериалов, общее и транспортное машиностроение, электротехническая) и химической промышленности, а в последние годы — на создание мощного конкурентоспособного наукоемкого сектора (электронная, приборостроение, фармацевтическая).
В отличие от многих развивающихся стран, главной особенностью промышленной политики Республики Корея явилась не только ее правильная разработка, но и эффективная реализация. С одной стороны, это стало возможным благодаря тому, что механизм поэтапной реализации промышленной политики страны основывался на гибком использовании уже выработанного в мировой хозяйственной практике инструментария государственного регулирования экономических процессов в рыночных условиях. На каждом этапе экономического развития в соответствии со строго установленными приоритетами соответственно менялись роль, удельный вес и характеристики каждого конкретного инструмента.
С другой стороны, правительству удалось создать систему административного или внеэкономического давления на производителей, когда частные предприниматели были вынуждены следовать в русле установок разработанных правительством пятилетних экономических планов.
Важное значение в реализации промышленной политики сыграло также и своевременное принятие курса на развитие науки и техники. В 80-х гг. произошло кардинальное изменение в характере промышленной политики, когда во главу угла была поставлена оптимизация промышленной структуры, повышение ее гибкости и восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Основная ставка была сделана на обучение и подготовку высококлассных специалистов, создание региональных научно-исследовательских центров, реализацию крупных научных проектов и программ, научно-техническое сотрудничество с индустриально развитыми странами. Таким образом, сохранение темпов устойчивого роста страны потребовало от правительства усиления роли инновационной составляющей в совокупности основных факторов экономического развития.
5. Благодаря успешной реализации промышленной политики, направленной на обеспечение стратегического курса на индустриализацию экономики с ориентацией на экспорт, Республика Корея достигла выдающихся успехов. Ей удалось то, что не удалось ни одной другой развивающейся стране в послевоенный период — она подошла к порогу инновационной стадии развития экономики. Оставив позади факторные конкурентные преимущества (50−70 гг.), Республика Корея с 80-х гг. начала широко использовать преимущества инвестиционного характера. Корейские фирмы активно инвестируют средства в разработку современных технологических процессов и широкомасштабное производство, создают собственные фабричные марки и устанавливают международные торговые каналы, разворачивают производство на иностранных предприятиях.
Однако для последних лет стали характерными резкие колебания темпов экономического роста Республики Корея. Этот факт потребовал анализа параметров конкурентного преимущества страны и выявления трудностей, сдерживающих дальнейшую реализацию стратегии ее экономического развития. Поэлементный анализ модели конкурентного преимущества М. Портера, дополненной составляющими «субъективного фактора» или интеллектуального потенциала (с учетом корейских национальных особенностей) позволил сделать вывод о необходимости принятия новой стратегии повышения конкурентоспособности страны с ориентацией на внешние связи.
6. Изменение экономической стратегии развития Республики Корея, обеспечивающей устойчивые темпы экономического роста в будущем, требует внесения соответствующей корректировки в области промышленной политики. Учитывая стремительно возрастающую роль факторов инновационного характера в исследованной ранее совокупности основных факторов экономического развития страны (капитал, техника и технология, научно-исследовательская база, транснациональные корпорации и научно-техническое сотрудничество), новыми направлениями промышленной политики правительства должны стать:
— упорядочение промышленной структуры в сторону преобладания конкурентоспособных наукоемких и высокотехнологичных отраслей и стимулирование научно-технического развития;
— сокращение степени государственного вмешательства в экономику, преодоление негативных тенденций монополизации и решение проблемы занятости населения страны за счет усиление конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса;
— расширение влияния Кореи на новых рынках за счет повышения ее международной конкурентоспособности и усиление ее статуса, а также укрепление взаимовыгодного сотрудничества с Россией и с другими странами.
7. Опыт экономического развития и поэтапной реализации промышленной политики Республики Корея может быть успешно использован для других развивающихся стран. На основе анализа общих закономерностей экономического развития азиатских НИС «первой волны» и имеющегося опыта Республики Корея, автором были предложены рекомендации развивающимся странам, направленные на достижение их устойчивого экономического роста и вхождение в круг высокоразвитых государств. В качестве основных из них были выделены:
— необходимость формирования стратегии экономического развития на основе совокупности внутренних и внешних факторов и сравнительных преимуществ национальной экономики;
— для разработки экономической стратегии и промышленной политики должен быть образован специальный правительственный орган. В Республике Корея, например, эти функции выполняет министерство экономического планирования;
— роль государственного регулирования на начальных этапах индустриализации страны должна быть значительной. По мере создания и укрепления базы промышленной структуры сфера прямого государственного вмешательства в экономическую жизнь должна сокращаться за счет перераспределения функций между государством и бизнесом;
— при приближении к уровню высокоразвитых государств конкурентоспособность национальной экономики определяется способностью к инновационным переменам и поэтому главную роль в экономическом развитии приобретают факторы инновационного характера.
Автор искренне надеется, что предложенные рекомендации будут способствовать успешной разработке и реализации экономических планов развивающихся стран, а также укреплению на этой основе их взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Список литературы
- Алмазова О.Л., Дубоносов Л. А. Рынок против рынка. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Ан Б. Ю. Корейская проблема и безопасность в АТР // Проблемы Дальнего Востока, 1991, № 5.
- Андианов В.Д. Как государство богатеет // Азия и Африка, 1995, № 6.
- Андрианов В.Д. Новые индустриальные страны в мировом капиталистическом хозяйстве. М.: Международные отношения, 1989.
- Андрианов В.Д. Республика Корея в мировом хозяйстве. М.: Восток, 1991.
- Аносова Л.А. Южная Корея в преддверии экономических реформ // Проблемы Дальнего Востока, 1993, № 6.
- Аносова Л.А., Матвеева Г. С. Южная Корея. Взгляд из России. М.: Физ-матлит, 1994.
- Ассоциация экономических вузов. Рыночная экономика: макроэкономика. -М.: Соминтек, 1992.
- Ассоциация экономических вузов. Рыночная экономика: микроэкономика. -М.: Соминтек, 1992.
- Бачурин А. Экономика России будет расти трудом и умением хозяйствовать // Экономист, 1996, № 1.
- Канг Ян Вон. Проблемы и перспективы торговых отношений между Республикой Корея и Россией. Тематический сборник научных трудов. М.: ГАУ, 1995.
- Канг Ян Вон. Возможности и перспективы Российско-Корейского экономического сотрудничества. Тематический сборник научных трудов. М.: ГАУ, 1996.
- Михеев В.В. В поисках альтернативы. Азиатские модели развития: социалистические и «новые индустриальные страны». М.: Международные отношения, 1990.
- Оикен В. Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал, 1993, № 4.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
- Правительство Кореи. Корея. Справочник. Сеул.: Корейская служба информации, 1993.
- Правительство Кореи. Корея. Цифры и факты. Сеул.: Корейская служба информации, 1993.
- Россия на пути к 2000 году: стратегия и тактика реформ // Вопросы экономики, 1996, № 2.
- Сабуров Е. и др. Траектория Российской реформы: исследования // Экономист, 1996, № 2.
- Фрейнкман Е.Ю. Экономика и Бизнес. М.: Наука, 1993.
- Ходов Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал, 1995, № 1.
- Хруцкий В.Е. Южнокорейский парадокс. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Чувилин Е. Д, Дмитриева В. Г. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Чунанильво. Корейский полуостров в эпоху тихоокеанского региона в XXI веке. Международный симпозиум в Москве, 1995.5
- Белая книга о внешних долгах. Сеул: Управление экономического планирования, 1970−93 гг.
- Бен Хен Ун. Корейская экономика. Сеул: Лупун чхулпанса, 1993.
- Ким Кван Сок. Валютная политика и торговля Кореи. Сеул: Ханкуккэбал-вон, 1976, с. 241−242.
- Ким Кван Сок. Достижение и задача стратегии экспортной ориентации индустриализации. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1981, с. 123−137.
- Ким Кван Сок. Модель индустриализации Кореи и ее факторы. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1980, с. 24−28.
- Ким Кван Сок. Рост и превращение структуры. Сеул: Ханкуккэбалвон, 1979, с. 57.
- Ким Ун Хан. Экономическая политика. Сеул: Пакйонса, 1993.
- Ким Чжен Ель. Особенности роли государства в процессе экономического развития Кореи. Сеул, 1989.
- Корейский институт общественных наук. Корейская экономика. Сеул: Иямса, май 1993.
- Ку Бон Хо. Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста. Сеул: 1991.
- Ли Де Ен. Малые и средние предприятия в экономике Кореи. Сеул, 1992.
- Общие тенденции внешней торговли Республики Корея. Сеул: Министерство торговли и индустрии, 1992.
- Пак Хун Же. Экономика Кореи 100 лет. Сеул: Ханкуксангсансенпонву, 1971, с. 68−71.
- Правительство Кореи. Налакенже, 1994.1 -1996.2
- Правительство Кореи. 5-й пятилетний план экономико-социального развития 1982−1986. Сеул: 1981, с. 10−16.
- Правительство Кореи. Пятилетний план Новой экономики 1993−1997. Сеул: 1992.
- Са Гонг Иль. Корейская экономика в мире. Сеул: Кимюнгса, март 1993.
- Са Гонг Иль. Роль государственных предприятий в национальном хозяйстве. Сеул: Корейский институт развития, 1979.
- Са Гонг Иль. Экономическое развитие и роль правительства. Сеул: Корейский институт развития, 1981.
- Се Чхон Сек. Корейская торговля. Сеул: Бирпкенса, 1994.
- Син Хуон Хвак. Основы политики в процессе экономического развития в Корее. Сеул: 1990.
- Сонг Бунг Нак. Рост корейской экономики. Сеул: 1991.
- Тайхансанконхвеысо. Торговля и промышленность Кореи. Сеул, 1984, с. 34−37.
- Ханкуккэбалвон. Комитет экономико-социальной политики для составления 5-го пятилетнего плана. Сеул, 198, с. 225.
- Ханкуккэбалвон. Основная задача промышленной политики и проект перестройки на политику поддержки. Сеул, 1982, с. 18.
- Чо Дон Сын и др. Исследование промышленной политики Кореи и Японии. Сборник статей. Сеул, 1993, с. 5.52,53.54,55.