Основные тенденции развития и состояние печатных СМИ ФРГ в конце XX — начале XXI в
Вороченков М. Ю. Средства массовой информации Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. Ав-тореф. диссерт. док. филол. наук: 10.01.10 / МГУ.-М., 2004.-24 с. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ГЕРМАНСКАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- 1. Исторические традиции немецкой журналистики
- 2. Печатные СМИ в ГДР
- 3. Становление системы печатного рынка экс-ГДР по образцу ФРГ в переходный период 1989- 1991 гг
- 4. Правовые основы свободы печати единой Германии
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЕЧАТНЫХ СМИ ФРГ
- 1. Рекламный кризис 2001—2003 гг. как следствие диверсификации и медиаконверген-ции органов германской прессы
- 2. Тенденция к увеличению концентрации печатных СМИ ФРГ
- 1. История становления и выживания крупнейшего германского концерна «Аксель Шпрингер Ферлаг»
- 2. Стратегия экспансии газетно-издательской группы «ВАЦ»
- 3. Выход из газетного бизнеса медиахолдинга «Бертельсманн АГ»
- 4. Позиции концерна «Георг фон Хольтцбринк» на газетном рынке Германии
- 5. Стратегия развития лидера журнальных издательств «Бауэр Ферлаг»
- 6. Эффективный менеджмент концерна «Хуберт Бурда Медиа»
- 3. Политизированность печатных изданий ФРГ
- Глава III. РЕДАКЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТИРАЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРЕССЫ ГЕРМАНИИ
- 1. Общественная роль газеты и журнала
- 2. Динамика развития газетной прессы Германии
1) Редакционная деятельность качественных ежедневных газет ФРГ. a) Преемственность и традиции «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг». b) История «Ди Вельт» — качественного издания концерна «Шпрингера». c) «Зюдцойче Цайтунг»: преодоление кризисных тенденций. d) Растущее значение столичной печати на примере «Дер Тагесшпигель» концерна
Хольтцбринк". е) Рост влияния экономической прессы на примере газеты «Хандельсблатт».
0 Социалистические традиции крупнейшей газеты Восточной Германии «Нойес Дойчланд».
2) Причины издательского успеха бульварной «Бильд».
3) Флагманы еженедельной прессы ФРГ:. a) Имидж авторитетного еженедельника «Ди Цайт». b) Последствия газетного кризиса для еженедельника «Ди Вохе».
3. Тенденции журнального сегмента на рынке прессы ФРГ.
1) «Дер Шпигель»: исторический путь качественного еженедельника.
2) Качественно-массовый «Фокус» — молодой конкурент «Дер Шпигеля».
3) Специфика иллюстрированного журнала «Штерн».
4. Образ России в прессе ФРГ.
Основные тенденции развития и состояние печатных СМИ ФРГ в конце XX — начале XXI в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Глобализация экономического и информационного пространства, вступившая в новую стадию в 90-х гг. ХХ в. под воздействием глубоких структурных перемен, оказала заметное воздействие на развитие средств массовой информации всех европейских государств и, в том числе, постсоциалистических стран. Преобразования 19 891 990 гг. в единой Германии проходили на фоне сложных социально-экономических процессов. В результате объединения Германии, в основу которого был положен принцип полной унификации всех сфер жизни ГДР с ФРГ, тотальным образом были перестроены все прежние государственно-административные структуры пяти восточногерманских земель, включая структуру рынка средств массовой информации, без сохранения приемлемых и полезных достижений ГДР для объединенной Германии.
Германский опыт наглядно продемонстрировал, что поглощение одной части расколотой нации другой, да еще и в короткие сроки, чревато крупными издержками. Подъем экономики Восточной Германии потребовал колоссальных финансовых инвестиций, так как объединение повлекло сокращение производства, небывалый рост безработицы и проблемы с интегрированием восточногерманского населения во все сферы жизни ФРГ. К тому же, как оказалось, падение Берлинской стены, и объединение Германии не избавили общество от психологических проблем, возникших между гражданами Востока и Запада. Даже по прошествии почти двух десятилетий немецкому народу, разделенному на «осси» и «весси», до сих пор недостает чувства единения.
С исчезновением ГДР с политической карты мира, после смены ее социально-экономического строя в ходе присоединения к ФРГ и отмены партийной печати, пресса, радио и телевидение Германской Демократической Республики оказались собственностью западногерманских медиаконцернов. Рынку восточногерманской прессы пришлось адаптироваться к условиям рыночного функционирования прессы Западной Германии. Вся восточногерманская печать с конца 1989 г. была поставлена в условия конкуренции, что, в итоге, мгновенно сказалось на сбыте подписных изданий и тиражах.
Помимо объединения Германии, повлиявшего на структуру рынка печатных СМИ в конце XX в., в новом тысячелетии прессу единой Германии, равно как и все печатные СМИ стран Европы, охватил глубокий «рекламный» кризис, проявившийся в сокращении рекламных публикаций в прессе. По мнению ведущих издателей ФРГ, он стал крупнейшим со времен Второй мировой войны.
Рекламный кризис прокатился по всем странам мира. Так как Германия является страной с самым большим числом газетных наименований в Европе, и именно газеты считаются в этой стране главным носителем рекламы, то рекламный кризис, проявившийся в начале 2001 г., затронул Германию сильнее всех европейских стран. Кризис явился следствием структурных перемен мировой медиасистемы. Причины следует искать в процессах дифференциации общества на фоне изменения общих социальных условий и в стремительном развитии сетевых и спутниковых форм коммуникаций, значительно умноживших предложения средств массовой информации. Если до начала XX в. пресса была единственным источником массовой информации, то в современном обществе XXI в. традиционные печатные СМИ вынуждены конкурировать на рынке не только с изданиями своей типологической группы, но и с электронными СМИ, а также новейшими мультимедийными средствами информации. В условиях такой жесткой конкуренции, быстрого изменения конъюнктуры рынка, информационных потребностей аудитории и привычек в использовании информации традиционные печатные СМИ, в первую очередь, газетные издания, постепенно теряют свои позиции и вынуждены искать новые пути и средства выживания1.
Сотрудники Интернет-СМИ считают, что газетный век уходит в прошлое, т.к. то, что сегодня напечатали в газете, вчера уже можно было прочесть в Интернете. Несмотря на то, что в условиях активного роста Интернет-СМИ и снижения рекламных доходов в XXI в. газете выжить непросто, многие люди по-прежнему остаются приверженцами печатной продукции, а не сверхсовременных сетевых версий прессы. Однако, отчасти, осовременивание печатных изданий путем создания онлайн-версий в Интернете привело к тому, что читать новости в сети или размещать в сетевых изданиях рекламу по многим параметрам стало удобнее и выгоднее, нежели в традиционных газетах.
В связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке рекламы традиционных печатных изданий, в самом начале 2001 г. в ФРГ стали сокращаться тиражи ежедневной прессы. Около 400 издательств из 1927 издательских домов ФРГ после сокращения.
1 Фатымина В. Д. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ/ В. Д. Фатымина // Релга. -2005. 2 июля. доходов от рекламы не сумели преодолеть последствия этого кризиса и прекратили свое существование. Оставшиеся издательства потеряли от 2 до 15 локальных и региональных изданий, был урезан бюджет редакций, а состав сотрудников федеральных изданий, в первую очередь, газет, сокращен на треть2.
В XXI в. медиасфера находится под воздействием рыночных факторов. На первый план в деятельности СМИ и в журналистской практике выходят такие понятия, как рентабельность издания, его эффективность на рынке и увеличение прибыли. Продукция концернов и издательских домов является товаром, а условия существования на медиарынке обусловлены законами спроса и предложения. Несомненно, самофинансируемые ежедневные и еженедельные печатные издания ФРГ и в начале 90-х гг. вынуждены были учитывать как условия рыночной конкуренции, так и действия конкурентов на германском медиарынке. Однако, с началом нового тысячелетия, обеспечение рентабельности и прибыльности печатных СМИ приобрело настолько всеобъемлющий характер и так основательно захватило сферы, традиционно считавшиеся в журналистике недосягаемыми для экономических проблем, что процесс «экономиза-ции» затрагивает уже не только деятельность медийных предприятий, но и сказывается на работе редакций, мышлении журналистов, на требованиях к работникам прессы. Редакция, как журналистское подразделение газетного или журнального издательства, ранее дистанцированная от непосредственного участия в решении проблем газетного бизнеса, становится ареной использования маркетинговых технологий. Активность потребителей (читателей) рассматривается как индикатор соответствия печатных изданий требованиям медиарынка или же их несостоятельности .
С учетом вышеизложенного на фоне преодоления последствий рекламного кризиса в начале нового тысячелетия тема диссертации приобрела особую актуальность.
В данной работе внимание сосредоточено на исследовании исторических традиций ведущих издательских домов и печатных СМИ ФРГ, рассмотрении основных тенденций развития германской прессы (с акцентом на федеральную периодику), усилении роли экономических факторов в деятельности прессы ФРГ, включая анализ, интер
2 «Auflagenentwicklung derdeutschen Presse. Pressemitteilung IVW-Quartal 2/2002» — www.ivw.de.
3 Фатымина В. Д. Усиление экономических аспектов функционирования ежедневных газет ФРГ как дискуссионная проблема германской журналистской науки и медиакритики: 1990;2005 гг.: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / ВГУ. -Воронеж, 2005.-193 с. претацию и оценку сущности, проявлений и социальных последствий этого процесса и выявлении последствий влияния мультимедийных технологий на будущее традиционной журналистики.
В этой связи главной целью работы является изучение основных закономерностей на рынке печатных СМИ единой Германии с 1990 по 2006 гг. через призму ведущих федеральных ежедневных и еженедельных газет, а также общественно-политических еженедельников и отслеживание воздействия сложившихся традиций на развитие прессы ФРГ на фоне исторических, политических и экономических влияний.
В рамках поставленной цели были определены конкретные задачи исследования:
— рассмотрение истории создания основных издательских домов и ведущих органов печати Германии;
— анализ партийно-политической направленности ведущих печатных изданий ФРГ;
— выделение основных тенденций развития рынка печатных СМИ ФРГ с 1990 по 2006 гг.;
— определение степени воздействия рыночных факторов на медиасферу;
— проведение анализа изменений ландшафта печатных СМИ ФРГ с 2001 г. в результате газетно-рекламного кризиса на примере ведущих федеральных ежедневных и еженедельных газет, а также общественно-политических еженедельников;
— исследование редакционной концепции газетно-журнальной периодики в кризисных условиях;
— выявление особенностей в освещении образа России на страницах печатных СМИ ФРГ различной политической направленности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 г. по 2006 г. Нижняя временная граница определяется началом интеграции систем печатных СМИ западных и восточных земель после объединения Германии, когда в ФРГ сложился второй в мире по величине медийный рынок, уступающий только медиарынку США. Верхняя временная граница завершает шестнадцатилетний период существования единого германского государства и преодоление рекламного кризиса, поразившего прессу ФРГ в 2001;2003 гг.
Методологическая и теоретическая основа. Специфика исследовательских задач, составляющих предмет диссертации, потребовала использования комплекса общенаучных и специальных методов, применение которых помогает решить поставленные цели и задачи. Наряду с системным подходом, обеспечивающим целостное представление о функциональном единстве отдельных структурных частей печатных СМИ Германии, применены классические принципы методологии познания общего и особенного, главного и второстепенного, политического и исторического, системного анализа сложных явлений. Применение сравнительно-исторического метода позволило проанализировать специфические особенности печатной периодики Германии в процессе их становления и развития. Полезными оказались и методы социологического анализа при исследовании статистических данных читательского рынка ФРГ. Автором использованы методы когнитивного анализа документов, научных работ отечественных и зарубежных ученых в области современной истории, политики, экономики и журналистики, а также методика компаративного, т. е. сравнительного анализа. Автор учитывает диалектико-материалистические принципы объективности, историзма, системности, конкретности.
При изучении данной темы за основу взят проблемно-хронологический метод изложения, что позволило выявить основные вопросы изучаемой темы и осветить происходившие с течением времени качественные изменения, стремясь к всестороннему и адекватному отражению явлений и фактов действительности. Указанные принципы подразумевают отход от сугубо идеологической и иной пристрастности при интерпретации и оценках исторических фактов и явлений и рассматривают явления в развитии, включая этапы последующих трансформаций.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предметом анализа стали новые явления и события общественно-политической жизни Германии после объединения двух германских государств в единое в условиях глобализации.
Диссертант оставила перед собой задачи:
— представить развитие ведущих газет и журналов ФРГ с учетом их партийно-политической направленности;
— рассмотреть редакционную структуру, концепции и тематику публикаций газет-но-журнальных органов общенационального значения;
— провести сравнительный анализ конкурирующих общественно-политических изданий;
— провести системный анализ причин возникновения рекламного кризиса 20 012 003 гг. и его последствий для газетно-журнальных изданий ФРГ;
— изучить финансово-экономические факторы в деятельности печатных СМИ ФРГ;
— рассмотреть характер публикаций в ведущей германской прессе об истории, политике, экономике и культуре России.
— ввести в научный оборот новый систематизированный фактический и статистический материал периода 1990 — 2006 гг., касающийся ситуации на германском рынке прессы.
Практическая значимость исследования.
Данный в работе анализ ситуации на рынке печатных СМИ единой Германии за последние годы позволяет лучше понять процессы, происходящие на рекламном и медиарынках современной Германии, выявить закономерности, приводящие в условиях кризисных тенденций к уменьшению роли газетных и журнальных изданий, проанализировать стратегии выживания печатных изданий в условиях структурных перемен медиасистемы и общества.
Результаты данной диссертации могут быть использованы в деятельности не только специалистов, занимающихся анализом ситуации на рынке печатных СМИ ФРГ, но и исследователей общественно-политической и культурной жизни современной Германии. Материалы диссертации могут быть полезны при подготовке спецкурсов для журналистов-международников. Фактические данные могут быть включены в базовый учебный курс по зарубежной журналистике.
Источники и литература. Источниковедческую основу диссертации составили:
1. Официальные документы правительства России и ФРГ, Ведомства федерального канцлера ФРГ, Ведомства по делам печати и информации федерального правительства, Федерального ведомства политического образования, документы Европейского Архива4.
4 Основной Закон Федеративной Республики Германия. — Берлин: Кёльблин-Фортуна-Друк, 2003; Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. — Бонн: Ведомство по делам печати и информации, 1990; Доклад правительства ФРГ о состоянии СМИ в ФРГ 1998 года. Документы ведомства по делам печати и информации. — Бонн, 1998; Сборник документов ведомства по делам печати и информации. — Бонн, 1990; Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Сер. &bdquo-Журнал и право". — М., 1996; Journalisten und ihre Rechte. — Bonn: Deutscher Journalisten-Verband, 1993; Pressegesetze. Materialien fUrdie Fragen der Politik und Gesellschaft in der BRD. — Bonn: Goethe Institut Inter Nationen, 2001; Publizistische GrundsStze (Pres.
2. Материалы ведущих печатных СМИ ФРГ и России и иных средств массовой информации.
3. Мемуары известных немецких и российских дипломатов, политиков.
При разработке темы диссертации был введен в научный оборот новый систематизированный фактический и статистический материал периода 1990 — 2006 гг., касающийся ситуации на германском рынке прессы, в том числе на базе исследований российских дипломатов и политиков: И. Н. Кузьмина, И. Ф. Максимычева, В. П. Терехова, Ю. А. Квицинского, В. М. Фалина5- историков А. А. Ахтамзяна, М. Наринского, Б. С. Орлова, Н. В. Павлова, А. М. Филитова, К. П. Щепетова 6- публицистов JT. Ф. Стржижовского, И. С. Мелюхина, E.JI. Вартановой, А. В. Соколова, В. В. Прозорова, С. Г. Корконосенко, Я. JI. Скворцова и др. (см. список источников и литературы) sekodex). Richtlinicn fUr die publizistische Arbeit nach den Empfehlungen des Deutschen Presserats. Bonn: J.F.Carthaus GmbH Co., 2006.
5 Квицинский Ю. А. Время и случай. Заметки профессионала / Ю. А. Квицинский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.576 с. Кузьмин И. Н. Германия едина? События. Факты. Комментарии / И. Н. Кузьмин. — М.: Мысль, 1993. — 128 е.- Крушение ГДР. История. Последствия. — М.: Научная книга, 1996. — 230 е.- Поражение. Крушение ГДР и объединение Германии. — М.: Научная книга, 2002. — 340 с. Максимычев И. Ф. Крушение. Реквием по ГДР. Взлёт и падение. Пер. с нем. / И. Ф. Максимычев, X. Модров.- М.: Международные отношения, 1993.-288 е.- Российско-германские отношения: формирование, состояние, перспективы // Международная жизнь. -1996. — № 11 — 12. -С. 21- Народ нам не простит. Последние месяцы ГДР. Дневник советника-посланника посольства СССР в Берлине. — М.: Экслибрис-Пресс, 2002. — 185 с. Терехов В. П. Как «закрывался» германский вопрос / В. П. Терехов // Международная жизнь. -1998. — № 8. — С. 62 — 94. Фалин В. М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания / В. М. Фалин. — М.: Современник, 1999. — 464 с.
6 Ахтамзян А. А. Объединение Германии, или аншлюс ГДР к ФРГ. — М.: МГИМО, 1994; Германия и Россия в конце XX столетия. Очерки. — М.: МГИМО, 2000. Наринский ММ. Михаил Горбачев и объединение Германии / М. М. Наринский // История. — 2003. — 24 июня. Орлов Б. С. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа: Науч. -анапит. Обзор / Б. С. Орлов. — М.: ИНИОН, 1995; Политический портрет Герхар-да Шрёдсра. — М.: ИНИОН, 1999; Германия с дальнего и ближнего расстояния. Статьи, доклады, дневники.
1963;2005). — М.: Памятники исторической мысли, 2005. Павлов Н. В. Объединение, или рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями / Н. В. Павлов. — М.: НПО «Полигран», 1992. Филитов A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение / A.M. Филитов. — М.: Международные отношения, 1993. Щепетов К. П. Идеология и политика западногерманской социапдемократии / К. П. Щспетов. -М.: Мысль, 1984.
7 Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. Стржижовский Л. Ф. Стреляет. пресса Шпрингера. М: Политиздат, 1978. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999. Прозоров В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов: издательство Саратовского уииверсите.
Принципиальное значение для разработки темы диссертации имело значение изучение работ германских политиков и дипломатов: Ф.-Й. Штрауса, Г. Шмидта, Г. Коо и ля, Г.-Д. Геншера, X. Модрова, Г. Шрёдера — историков: Э. Топича, И. Хоффмана, J1. Махтана, О. Нидермайера, А. Кутча, Б. Физелер, Й. Фридриха, А. Рара 9, а также пубта, 2004. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб: Издательство Михайлова, 2001. Скворцов Я. J1. Сигара, пиво und der Spiegel.// Компания. -2001.-1 ноября.
8 Штраус Ф.-Й. Воспоминания / Ф.-Й. Штраус. М.: Международные отношения, 1991. Kohl Н. Erinnerungen. 1982;1990 / H.Kohl. — Munchen: DrOmer Knaur, 2005; Mein Tagebuch 1998;2000. — MUnchen: Dr5mer Knaur, 2000; Ich wollte Deutschlands Einheit. — Berlin: Ullstein, 1998. Genscher H.-D. Erinnerungen / H.-D.Genscher. — Berlin: Siedler-Verlag, 1995. МодровХ. Взлёт и падение. Пер. с нем. / И. Ф. Максимычев, X. Модров. — М.: Международные отношения, 1993. -288 с. Schroder G. Entscheidungen. Mein Leben in der Politik / G. Schroder. — Hamburg: Hoffmann und Campe, 2006. Шмидт Г. На благо Германии / Г. Шмидт. — М., 1995.
9 Hoffman J. Hitler or Stalin. Journal of the Royal United Services Institute for Defence3 Studies / J.Hoffman. — London, 1985. Kutsch A. Publizistischer und journalistischer Wandel in der DDR. Vom Ende der Ara Honecker bis zu den Volkskammerwahlen im Marz 1990 / A.Kutsch. — Berlin: VISTAS, 1992. Machtan L. Hitler’s secret: The Double Life of a Dictator / L. Machtan. — London, 1999. Niedermayer O. Politische Kultur in Ostund Westdeutschland / O. Neder-mayer. — Konstanz, 2001. Topitsch E. Stalin’s war: a radikal new theory of the origins of the Second World War / E. Topitsch. — N.Y., 1987.
10Д' Инка В. Учиться читать. Как побудить немецкую молодежь читать газеты? / В. Д’Инка // Молодежь и журналистика начала 21 века: проблемы и взаимодействия. — Ростов-на-Дону, 2004. Diisseldorp М. Zeitungen und Internet / М. Diisseldorp // Das Bulletin. — 1996. — № 3. Kohter O. Rudolf Augstein. Ein Leben fur Deutschland / O. K6hler. — Munchen: Dromer, 2002. WallraffG. Der Aufmacher. Der Mann, der bei B1LD Hans Esser war / G. Wall-raff. — Koln: Kiepenheuer & Witsch, 2002. Книппинг Ф. Авантюры дома Шпрингера / Ф. Книппинг. — М: Мысль, 1964. Hachmeister L. Wer beherrscht Medien? Die 50 groCten Medienkonzerne der Welt. Jahrbuch 2003 / L. Hach-meister, G. RagerMUnchen: Verlag C.H. Beck oHG. — 2002. Hellak H. Presse, Rundfunk und Fernsehen in der Bun-desrepublik Deutschland / H. Hellak. — Berlin: Inter Nationes, 1992;2004. Rager G. Redaktionelles Marketing: Wie Zeitungen die Zukunft meistern/ G. Rager, S. Schafer-Dieterle, B. Weber. — Bonn: ZV ZeitungsVerlag Service GmbH, 1994; Leselust start Pflichtlektuere: Die unterhaltsame Tageszeitung (Dortmunder Dialoge). — Dortmund: List Verlag, 1993. Haller M. Das freie Wort und seine Feinde: zur Pressefreiheit in den Zeiten der Globalisierung / M. Haller. -Konstanz: UVK-Verl-Ges., 2003; Lesekultur und Presse — Gibt es einen Weg aus der Zeitungskrise? Vortrag am Forum Stiftung Presse-Grosso. Frankfiirt-Gravenbruch. — 2006. — 22. Februar. Schroder D. Augstein / D.Schoder. — Munchen: Siedler, 2004. Purer H. Medien in Deutschland. (Bd.I: Presse) / H. Purer, J. Raabe. — Munchen: Olschlager, 1994. Wei-chenbergS. Die Zukunft des Journalismus. Technologische, Okonomische und Redaktionelle Trends / S. Weichenberg. — Opfaden: Westdeutscher Verlag, 1994; Journalismus und Kompetenz: Qualifizierung und Rekrutierung filr Medienbe-rufe. — Opladen, 1990. P.Werner. Die tSgliche Neuerscheinung: Untersuchungen zur Zukunft der Zeitung. / P. Werner, G.Rager. — Munster, 1992. лицистов: Ф. Книппинга, J1. Хахмайстера, Г. Рагера, Г. Вальрафа, О. Кёллера, Д. Шрёдера М. Халлера, П. Вернера, Г. Хеллака, М. фон Дюссельдорпа, В. Д' Инки., 0.
В указанных работах российских и немецких исследователей содержится обширный материал, позволяющий более полно понять характер и основные цели политических партий и правительств ФРГ и ГДР, состояние германского общества и рынка печатных СМИ, а также природу власти, политической культуры и социальной функции современных СМИ, особенности информационной культуры и тенденции развития информационной индустрии.
Большое значение для исследования истории и динамики развития СМИ ФРГ и ГДР имеют труды российских ученых Г. Вороненковой и М. Вороненкова", где собран и обработан беспрецедентный по объему документальный и архивный материал, касающийся исторических предпосылок, особенностей становления и эволюции, типологических характеристик, структуры и основных тенденций развития прессы Германии.
Не менее важной по значению является книга немецкого профессора Г. Майна, в которой раскрываются основные функции и показана роль с 1949 по 2004 гг. как печатных СМИ ФРГ в целом, так и каждого печатного органа в отдельности.
Принципиальное значение для понимания и анализа процессов на рынке печатных СМИ ФРГ имели медиакритические публикации в ведущих изданиях ФРГ по журна.
11 Вороченков М. Ю. Средства массовой информации Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. Ав-тореф. диссерт. док. филол. наук: 10.01.10 / МГУ.-М., 2004.-24 с. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий) / Г. Ф. Вороненкова. — М.: Языки русской культуры, 1999; О ситуации в СМИ Восточной Германии // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика.- 1993. — № 6- Свидетельство журналиста // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика.- 1993. № 5- Средства массовой информации ГДР: последний год // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика, — 1993. — № 3- Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998; Средства массовой информации и «Октябрьская революция» 1989 года на Востоке Германии. // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика.- 1993. № 2- Этапы зарождения периодической печати в Германии//Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика.- 1998.-№ 1- О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии (Некоторые аспекты практического опыта) // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика.-1992. № 6.
12 Майн Г. Средства массовой информации в Федеративной Республике / Г. Майн. — Берлин: Коллоквиум, 2004 листике и в журналах по проблемам массовых коммуникаций германского исследователя X. Репера13, раскрывающие технологические, экономические и редакционные тенденции рынка печатных СМИ ФРГ.
Соискатель опиралась в своей работе на материалы библиотек и фондов России и ФРГ, а также личные наблюдения и встречи со специалистами по СМИ ФРГ из Свободного университета Берлина и Академии менеджмента (г. Риза, Германия). Помимо медиакритических публикаций в диссертации использованы данные статистических и социологических исследований прессы ФРГ, германской медийной аудитории и журналистского сообщества, каталоги и статистические сборники о СМИ, изданные в ФРГ в 1990;2006 гг., а также данные, содержащиеся в каталогах СМИ и сети Интернет.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России. Основные положения и выводы исследования излагались автором на научно-практических конференциях и «круглых столах», в лекциях и в процессе проведения семинарских занятий со студентами факультетов Международной журналистики (МЖ) и Международных отношений (МО) МГИМО (У) МИД России. Основные теоретические и практические положения диссертации получили апробацию в виде публикаций по проблемам современного состояния печатных СМИ ФРГ, а также в виде изданного учебного пособия для магистрантов «Пресса Германии» (2004 г.).
13 Roper Н. Probleme und Perspektiven des Zeitungsmarktes // Media-Perspektiven. -2006. № 5- Bewegung im Zei-tungsmarkt // Media-Perspektiven. -2004, — № 6- Formationen deutscher Medienmultis // Media-Perspektiven.- 2004,-№ 2- Zeitungsmarkt 2002: Wirtschaftliche Krise und steigende Konzentration // Media-Perspektiven. -2002.-№ 10- Formationen deutscher Medienmultis 2002 // Media-Perspektiven. — 2002.-№ 9- Zeitungsmarkt 2000: Konsolidierungs-phase beendet? // Media-Perspektiven. -2000. — № 7- Formationen deutscher Medienmultis 1998/99 // Media-Perspektiven.-1999.-№ 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный анализ состояния и тенденций развития печатных СМИ ФРГ позволяет сделать выводы о том, что печатным СМИ ФРГ присущи:
1. Политизированность всех печатных органов ФРГ с явно выраженными политическими пристрастиями еженедельных и журнальных изданий, несмотря на общее снижение интереса немцев к политической проблематике, проявляющееся в снижении выборной активности, сокращении членства в партиях граждан до 40 лет, а также недовольство проводимой государством политикой.
2. Усиление концентрации общегерманского рынка прессы после воссоединения Германии с упрочением позиций крупных западногерманских газетно-журнальных групп «Аксель Шпрингер Ферлаг», «Грунер+Яр», «ВАЦ», «Ду Монд Шауберг», «Бауэр Ферлаг», «Мадзак», «ФАЦ» и «Зюдцойчер Ферлаг» на общегерманском рынке печатных СМИ, а также продолжение процесса концентрации, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях в XXI веке в результате газетно-рекламного кризиса.
3. «Кризис жанра» ежедневной германской периодики федерального и регионального значения, проявляющийся в XXI в. в ежегодном снижении тиражей из-за формирования нового стиля жизни и индивидуализации ценностей на фоне модификации мировой медиасистемытрансформации информационных интересов, потребностей и коммуникативных привычек читателейослабления связи между читательской аудиторией и ежедневной газетой, выражающейся в уменьшении «ритуальных» читателей и увеличении «эпизодических» на фоне специализации интересов и вкусов, а также развития жанра сетевой журналистики и потери традиционными СМИ объема рекламы от 25% и выше.
Рынок печатных СМИ ФРГ после объединения отличался многообразием газетно-журнальной продукции и падением тиражей продаж восточногерманских изданий. Однако граждане бывшей ГДР не отказались от своей прессы, т.к. западногерманские издания оказались чужды интересам и психологии жителей Восточной Германии. В XXI в. рынок печатных СМИ характеризуется 1) стабильным состоянием сектора еженедельной газетной прессы- 2) ростом тиражей узконаправленных газет, нацеленных на определенные группы читателей (в зависимости от социальных, экономических, политических и др. предпочтений) и органов столичной печати- 3) переходом газет всех типов на цветные выпуски и уменьшенный формат- 4) положительной динамикой развития журнального рынка на фоне его «нишевания» и выпуска изданий мини-формата.
4. .Гиперкоммерциализация газетно-журпального рынка ФРГ из-за усиления конкуренции в рекламном бизнесе между традиционными периодическими изданиями, электронными и мультимедийными СМИ.
5. Диверсификация ежедневных печатных СМИ в «новые СМИ» из-за создания онлайн-версий газет и журналов, а также медиакопвергепция, проявившаяся в сближении различных видов СМИ на базе информационно-компьютерных технологий.
6. Бульваризация печатного рынка ФРГ, проявляющаяся в увеличении тиражей и количества изданий бульварного характера, а также в появлении материалов скандального характера в качественной прессе. Заимствование германскими газетно-журнальными изданиями внешнего оформления лидера ежедневных газет ФРГбульварной «Бильд».
7. На фоне общей критической направленности статей об общественно-политической жизни США, Великобритании и Китая, подавляющему большинству ведущих органов печати ФРГ присущи следующие факторы: 1) наличие жесткой антироссийской риторики- 2) персонификации образа России из-за отождествления с конкретной личностью, управляющей страной- 3) критика социально-экономической, политической и культурной жизни России- 4) возврат газетных изданий ФРГ к старым стереотипам, когда советская империя рассматривалась в качестве угрозы всему цивилизованному миру- 5) принижение роли Советского Союза в победе над германским фашизмом во Второй мировой войне.
Относительно перспектив традиционных печатных СМИ на мировом рынке прессы можно с уверенностью констатировать, что газеты и журналы как вид печатной продукции никогда не исчезнут из нашей жизни, однако будущее общественной коммуникации за новыми СМИ. В век сетевой журналистики, как различные организации, так и рядовые граждане смогут напрямую через Интернет предоставлять редакциям газет информацию, мнения и даже вступать с ними в диалог. С учетом перемен технологического порядка газетная журналистика, со временем, обретет вид непрерывной трансляции, постоянно обновляющихся текетов и заголовков, возвещая о наступлении эры телетайпной журналистики.
Анализируя причины нарастания потока тенденциозного освещения российской действительности в прессе ФРГ, следует отметить, что за годы, прошедшие после развала Советского Союза, в результате экономических и политических преобразований и связанных с ними процессов, имидж России подвергся существенной трансформации. На смену эйфории 1990;1996 гг., вызванной началом проведения реформ, направленных на демократизацию государства, во второй половине 90-х годов наступило разочарование политикой правительства Б. Ельцина, что нашло свое отражение в политическом имидже страны. В прессе ФРГ стал преобладать образ слабой, недемократичной и коррумпированной России.
С избранием в 2000 г. В. Путина новым Президентом РФ поток критики в адрес России со стороны печатных СМИ ФРГ несколько уменьшился. Вплоть до 2001 г. германские печатные издания терпеливо ожидали, что В. Путин, долго проработавший в ГДР, знает, какие шаги необходимо предпринять для становления демократического режима западного образца в России. Но, взяв в 2001 г. курс на вывод России из кризиса, В. Путин сделал ставку на «мягкий авторитаризм» и «управляемую демократию». Эти методы были названы на Западе «антидемократическими», несмотря на то, что в стране, где политика в 90-е гг. стала полем для маневров кланов финансово-индустриальных групп, иные методы были невозможны. Президент занялся стабилизацией общества, укреплением экономики, созданием хорошей законодательной базы, налаживанием отношений с рядом стран1. Решение внутренних и внешних российских проблем сопровождалось рядом естественных в тех непростых условиях сложностей, что повлекло острую критику как внешнеполитического, так и внутриполитического курса В.Путина. Особенно тенденциозной была оценка проводимой российским президентом политики со стороны либеральных немецких изданий («Ди Цайт», «Дер Шпигель», «Хандельсблатт», «Штерн»). Чуть приглушенней был тон критики у консервативной германской прессы («Франкфуртер Альгемайне», «Ди Вельт», «Фокус», «Файненшл Тайме Дойчланд»). Из левоцентристских изданий легкий негативный настрой чувствовался в статьях журналистов газет «Дер Тагесшпи-гель» и «Зюддойче Цайтунг». Газеты социалистической направленности («Нойсс Дойчланд», «Ди Линке Цайтунг», «Ди Юнге Вельт») также регулярно обращались к.
1 Рар А. Путин останется у власти /А. Рар // Аргументы и факты, — 2006, — 6 декабря российской действительности, однако их анализ происходящего даже в вопросах прав человека, выглядел достаточно тактично.
По мнению немецкого историка, эксперта Германского совета по внешней политике Александра Papa, Россия при В. Путине и политически, и экономически сильнее России периода правления Б. Ельцина. Главная ошибка всей западной критики в адрес Москвы, по мнению германского политолога, заключается в нежелании воспринимать российскую культуру и политические традиции как самобытные, однако доJ полняющие собой общеевропейскую цивилизацию .
Не стоит драматизировать конфликт между Россией и Европой, однако, европейцам, во-первых, надо понять, что ценности, формировавшиеся более полувека в Европе, не могут стать частью сознания российского общества за неполные два десятилетия. Во-вторых, статус России меняется, и она находится уже не в том положении, как в 90-е годы. И, в-третьих, несмотря на существенное отличие российских традиций от европейских, Россия нацелена на долгосрочное стратегическое партнерство с западными странами, в том числе и в энергетической сфере, и Западу придется всерьез принимать во внимание российский фактор в мировой политике. Глубокое сожаление вызывает лишь то, что критическое отношение ряда деловых кругов ФРГ к проводимым В. Путиным преобразованиям в России с помощью «управляемой демокраJ тии» формирует у рядовых немецких граждан посредством печатных СМИ необъективное представление о России как о стране, скатывающейся к прежней советской системе. Негативный характер имиджа РФ в германских печатных СМИ препятствует развитию взаимовыгодных отношений, а также мешает успешной интеграции РФ в мировую экономику. Поэтому формирование позитивного внешнеполитического имиджа является для России в XXI в. одной из первоочередных задач.
2 Rahr A. Unser Mann in Moskau/ A. Rahr//Cicero.- 2004.-12. November.
Список литературы
- Источники1. Официальные документы
- Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Бонн: Ведомство по делам печати и информации, 1990.
- Доклад правительства ФРГ о состоянии СМИ в ФРГ 1998 года. Документы ведомства по делам печати и информации. Бонн, 1998.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 2005.
- Журналисты и их права. Бонн, Союз журналистов ФРГ, 1993.
- Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Сер. &bdquo-Журнал и право". М, 1996.
- Законы о прессе. Материалы по вопросам политики и общества в Федеративной Республике Германия. Бонн: Изд-во Интер Национес, 1993.
- Законы о прессе. Материалы по вопросам политики и общества в Федеративной Республике Германия. Бонн: Институт Гёте, 2001.
- Интервью Федерального канцлера Г. Шредера российскому информационному агентству ИТАР-ТАСС. 18 декабря 2004 г.
- Кодекс прессы. Публицистические принципы и основные направления работы в сфере печатных СМИ по рекомендациям Совета по печати ФРГ. Бонн: Дж. Ф. Картхауз ГмбХ, 2006 (ст. 8, ст.11).
- Конец раскола: перемены в Германии и Восточной Европе. Документы из Европейского Архива: Бонн, 1990.
- Конституция Российской Федерации. 2003.
- Основной Закон Федеративной Республики Германии. Бонн, 1996.(ст. 5, ст. 12, ст. 53, ст. 70, ст. 90, ст. 93, ст. 97)
- Права человека. Документы и декларации. Бонн: Федеральное ведомство политического образования, 1991.
- Сборник документов ведомства по делам печати и информации. Бонн, 1990.
- Сборник документов по объединению Германии 1990 г. Бонн, 1991.
- Сборник документов по восточной политике правительства ФРГ. Ведомство по делам печати и информации. Бонн, 1990.
- Совместное заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина и Федерального канцлера Федеративной Республики Германия Г. Шредера. Материалы германо-российской конференции по инвестициям. Штутгарт.-2004 г.-28 октября
- Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Berlin: Koelblin-Fortuna-Druck, 2003.
- Artikel 23 des Grundgesetzes. Der rasche, sichere und zuverlassige Weg des Verfas-sungsrechtes zur deutschen Einheit. Bonn: Presse- und Informationsamt der Bundesre-gierung, 1990.
- Bericht der Bundesregierung iiber die Lage der Medien in der Bundesrepublik Deutschland 1998: Medienbericht 1998. Presse- und Informationsamt der Bundesregierung (Hrsg.). Bonn, 1998.
- Das Ende Der Teilung: der Wandel in Deutschland und Osteuropa- Beitragen und Dokumenten aus dem EUROPA-ARCH1V (Hrsg. von Jochen Thies und Wolfgang Wagner). Bonn, 1990.
- Das politische System der Bundesrepublik Deutschland: Eine Einfiihrung. (Wolfgang Rudzio). 3. Uberarb. und aktualisierte Aufl. Opladen, 1991.
- Das Presse- und Informationsamt der Bundesregierung: Portrat einer nicht alltagli-chen Behorde. Bonn, 1990.
- Die Vereinigung Deutschlands im Jahr 1990: Eine Dokumentation. Bonn, 1991.
- Dokumentation zum 3. Oktober 1990: Reden zur Einheit. (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung). Bonn, 1990.
- Dokumentation zur Ostpolitik der Bundesregierung: Vertrage, Vereinbarungen und Erklarungen. (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt). Bonn, 1990.
- Frankfurter Allgemeine. Zeitung fur Deutschland. Frankfurter Allgemeine Zeitung, Frankfurt/M, № 1, 1949.
- Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. (Hrsg. vom Niedersachsischen Kultusministerium). Hannover mit der Niedersachsischen Landeszentrale fur politische Bildung. Hannover, 1992.
- Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Textausgabe.(Stand: Juni 1993). Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1993.
- Journalisten und ihre Rechte (Schriftenreihe 13). Bonn: Deutscher Journalisten Ver-bande.V. 1993.
- Menschenrechte. Dokumente und Deklarationen. Bonn: Bundeszentrale fur politischc Bildung, 1991.
- Menschenrechtsbericht der Bundesregierung. (Reihe: Berichte und Dokumentatio-nen). Bonn, 1992.
- Pressegesetze: Materialien zur Politik und Gesellsehaft in der Bundesrepublik Deutschland /Goethe Institut Inter Nationes (Hrsg.). Bonn, 2001.
- Publizistische Grundsatze (Pressekodex). Richtlinien fiir die publizistische Arbeit nach den Empfehlungen des Deutschen Presserats. Bonn, J.F.Carthaus GmbH Co., 2006.
- Rechercherecht: Rechtliche Moglichkeiten und Schranken der Journalistischen Recherche. (DJV-Schriftenreihe, Nr. 18). Bonn, 1991.
- Vertrag tiber die abschlieBende Regelung in Bezug auf Deutschland. Bonn: Presse-und Informationsamt der Bundesregierung, 1990.
- DDR und Medien: Probleme mit Glasnost und Perestroika. // BDZV-Schrifitenreihe. (Heft 24). Bonn Bad Godesberg, 1989.
- Die Presse in der deutschen Mediengesellschaft (Themenheft 6). Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1985.
- Gemeinschaftswerk Aufschwung Ost. (Hrsg. vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung). Bonn, 1991.2. Мемуары и публицистика
- Книппинг Ф. Авантюры дома Шпрингера. М.: Мысль, 1964 г.
- Многая лета. Михаилу Горбачеву. Воспоминания Р. фон Вайцзеккера, X. Вро-беля, Г.-Д. Геншера, М. Дёнхофф, О. Лафонтена, Й. Pay. М.: Изд-во Р. Валент, 2006.
- СтржижовскийЛ.Ф. Стреляет. пресса Шпрингера. М.: Политиздат, 1978.
- Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М. Международные отношения, 1991.
- ШмидтX. На благо Германии. М., 1995.
- Augstein R. Schreiben, was ist. Kommentare, Gesprache, Vortrage. Hrsg. V. Jochen Bolsche. DVA, Stuttgart / Munchen, 2003.
- Brandt L. Andenken. Frankfurt am Main: Biichergilde, 2006.
- Brandt W. Erinnerungen. Hamburg: Spiegel-Verlag, 2006.
- Brandt W. Uber Europa hinaus Dritte Welt und Sozialistische Internationale. Bonn: Dietz, 2006
- DonhoffM. Kindheit in OstpreuBen. Hamburg: Spiegel-Verl., 2006.11 .DonhoffM. Reisebilder. Hamburg: Hofmann und Campe, 2006.
- DonhoffM. Zivilisiert den Kapitalismus. Miinchen: Dt. Verl.-Anst., 2005.
- Donhoff M. Namen, die keiner mehr nennt. Rheda-Wiedenbriick: RM-Buch-und-Medien-Vertrieb, 2004.
- A.Falin W. Politische Erinnerungen. Miinchen, 1993
- Genscher H.-D. Erinnerungen. Berlin. Siedler, 1999.
- Genscher H.-D. Rebuilding a house divided. New-York, Broadway Books, 1998.
- Xl.Genscher H.-D. Die Einheit Deutschlands und Europas als historische Chance. Berlin, Liberales Netzwerk OWL, 2001.
- Gysi G. Einspruch. Berlin. 1992
- Jansen B. Imperium Springer. Macht und Manipulation. Koln, 1968.
- Jurgs M. Der Fall Axel Springer: Eine deutsche Biographic. Mimchen: Paul List Verlag, 1995.2.Knipping F. Jeder vierte zahlt an Axel Casar. Frankfurt / M.:Riitten & Loening, 1963.
- Kohl H. Ein Leben fur Deutschland und Europa. Dusseldorf, Droste, 2005.
- Kohler O. Rudolf Augstein. Ein Leben fur Deutschland. Miinchen: Dromer, 2002.2A.Kremp H. Wir brauchen unsere Geschichte. Berlin, Ullstein, 1988.
- Kwizinskij J. Vor dem Sturm. Erinnerungen eines Diplomaten. Berlin, 1993.
- Marion Grafin Donhoff. Hamburg: Hoffmann und Campe, 2006.
- Maser W. Helmut Kohl: der deutsche Kanzler: Biographic (2. Aufl.) Berlin / Frankfurt am Main: Ullstein, 1990.
- Merseburger P. Willy Brandt. Miinchen: Dt. Verlag-Anst., 2006.
- Pruys K.-H. Helmut Kohl- der Mythos vom Kanzler der Einheit. Berlin-Brandenburg, 2004.
- Rosenberger S. Der Faktor Personlichkeit in der Politik. Wiesbache: VS, Verl. Fur Sozialwiss., 2005.
- Sankt Augustin: Die Ara Kohl. Konrad-Adenauer-Stiftung, Wiss. Dienste / Archiv fur Christlich-Demokratische Politik, 2002.
- Schmidt H. Nachbar China. Berlin: Econ, 2006.
- Schmidt H. Auf dem weg zur deutschen Einheit. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verlag, 2006.
- Schmidt H. Globalisierung. Miinchen: Goldmann, 2006.
- Schmidt H. Die Machte der Zukunfit. Miinchen: Goldmann, 2006.
- Schneider Ch. Der Warschauer Kniefall. Konstanz: UVK-Verl.-Ges., 2006
- Schroder D. Augstein. Miinchen: Siedler, 2004.3Schroder G. Entscheidungen. Hamburg. Hoffmann und Campe, 2006.
- Schulze H. Helmut Kohl Bilder eines Lebens. Heidelberg: ABC. Verlag, 2005.
- AO.Schwelien M. Helmut Schmidt. Miinchen: Heyne, 200 641. Seebacher-Brandt В. Willy Brandt. Miinchen: Piper, 2006.42.vcw Plato A. Ein unglaublicher Friihling. Erfahrene Geschichte im Nachkriegs-deutschland. 1945−1948. Bonn. 1995.
- Wallraff G. Der Aufmacher. Der Mann, der bei BILD Hans Esser war. Koln: Kie-penheuer & Witsch, 2002.
- Wallraff G. Zeugen der Anklage: Die Bild-Beschreibung wird fortgesetzt. Koln, 1977.
- Wallraff G. Enthullungen. Koln, 1977.
- ZipfelA. Der Macher und die Medien. Tubingen: WF-Ed. Journalismus, 2005.3. Периодические издания
- Вопросы истории. 2000−20 062. Германия. 1997−20 063. Известия. 1990−20 064. Красная звезда. 2000−2006
- Международная политика. 1998−2006
- Независимая газета. 2000−2006
- Новая и новейшая история. 1996−20 068. Новости СМИ. 2004−20 069. Обозреватель. 2000−200 610. Правда. 2002−2006
- Российская газета. 2004−2006
- Свободная мысль. 2002−2006
- Berliner lllustrierte Zeitung. 1990−2006 (отдельные номера).
- Berliner Morgenpost. 1990−2002.
- Berliner Zeitung. 1988−2004.
- Bild. 1990−1993- 1996−2006.
- Das Volk/ Thuringer Allgemeine Zeitung. 1990−1992.18.Der Morgen. 1988−1990.
- Der Spiegel. 1989−1990 (отдельные номера) — 1990−2006.
- Die Suddeutsche Zeitung. 1990−2006
- Der Tagesspiegel. 1990−2006.22. Deutschland. 1997−200 623.Die Welt. 1989−200 624. Die Zeit. 1990−2006.
- Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1990−200 626. Focus. 1995−2006
- Informationen zur politischen Bildung. 1996−200 628. Journalist. 2003−2006
- Media Perspektiven. 2001−20 064. Электронные базы данных
- Бабасян Н. Канцлер воюет с прессой. Герхарда Шредера обвиняют в нарушении свободы слова // Известия. -2003.- 09 ноября, -http://www.izvestia.ru /world /article 28 944
- Григорьев Е. Меркель вступилась за Ходорковского // Независимая газета. -2006.-7 августа. http: //www.ng.ru/world/2006−08−07/8merkel.html
- Григорьев Е. Депутаты под колпаком спецслужб.// Независимая газета. -2006. -28 июля.- http://www.ng.ru /world/ 2006−07−28/6germany.html
- Демченко В., Перекрест В. Придется брать людей из глубинки // Известия. -2003.- 7 октября, -http://www.izvestia.ru/russia/article39477
- Дунаев В. СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Суд запретил публиковать информацию «Штази» о Гельмуте Коле // Известия. -2001. -5 июля. -http://www.izvestia.ru /world/ article2131
- Квицинский Ю. Внешняя политика СССР в годы перестройки, -www. zlev.ru /572 8 .htm
- Немецкая «Независимая газета» на один день стала «зависимой». 2004.-5 ав-густа.-www.ntv.ru
- Орлов Б. Кто спасет Россию?// Известия. Ру. -2006.- 24 мая.- www.izvestia.ru/ comment/article3093084/
- Сосновский А. Гюнтера Вальраффа записали в сотрудники «Штази» // Московские новости. -2003. -№ 32.- www.mn.ru/issue.php72003−32−4
- Сосновский А. «Парадокс» как парадокс // Московские новости. -2004.-№ 31.20 августа-www.mn.ru/issue.php72004−31−27
- Сосновский А. Гюнтер Вальрафф снова в СССР? //Московские новости. -2003.- № 9.-www.mn.ru/issue.php?2003−9-50
- Аврамов Д. Профессиональная этика журналиста. М.: МГУ, 1999.
- Альберт Ф., Шрам У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Аспект-Пресс, 1998.
- Ахтамзян А. Объединение Германии, или Аншлюс ГДР к ФРГ. М., 1994
- Ахтамзян А. Германия и Россия в конце XX столетия. М., 2000
- Вороненков М. Средства массовой информации Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М.: МГУ. 2004 г.
- Вороненкова Г. Система печати Германской демократической Республики: становление и развитие. 1945−1980. Автореферат диссертации. М.: МГУ, 1980.
- Вороненкова Г. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998.-194с.
- Гутник В. Политика хозяйственного порядка в Германии. М.: Экономика, 2002. Ю. Здравомыслов А. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. Беседы в
- Германии: 22 экспертных интервью с представителями интеллектуальной немецкой элиты о России ее настоящем, прошлым и будущем — контент-анализ и комментарии. М.: РОССПЭН, 2003 г. 11. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня / Пер. с нем. М.:
- Памятники исторической мысли, 1996. М. Квицинский Ю. Отступник. М: Олма-Пресс, 2003.
- ХЪ.Квицинский Ю. Время и случай. Заметки профессионала. М.: Олма Пресс, 1999.
- ХА.Корконосепко С. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001 г.
- Кузьмин И. Крушение ГДР. Заметки очевидца. М., 1993.
- Кузьмин И. Крушение ГДР. История. Последствия. М., 1996.
- Майн X. Средства массовой информации в Федеративной Республике. Берлин: Коллоквиум, 2004.
- Максимычев И. Народ нам не простит. Последние месяцы ГДР. Дневник советника-посланника посольства СССР в Берлине. М.: Экслибрис-Пресс, 2002.
- Максимычев И., МодровХ. Крушение. Реквием по ГДР. Взлёт и падение. Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1993.
- Мальцева Д. Германия. Страна и язык. М., 1998.
- Мелюхин И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: МГУ, 1999.
- Орлов Б.С. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа: Науч. аналит. обзор. М.: ИНИОН, 1995
- Орлов Б.С. Политический портрет Герхарда Шрёдера. М.: ИНИОН, 1999.
- Орлов Б.С. Германия с дальнего и ближнего расстояния. Статьи, доклады, дневники (1963−2005): М.: Памятники исторической мысли, 2005
- Павлов Н. Объединение, или рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. М.: НПО «Полигран», 1992 .
- Павлов Н. Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире. М.: Наука, 2005.
- Прозоров В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004 г.
- Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. Издание 2. М.: Эклибрис, 1998.
- Соколов А. Общая теория социальной коммуникации. Учебное пособие. С-Пб: Издательство Михайлова, 2001 г. 31 .Филитов А. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993.
- Щепетов К. Идеология и политика западногерманской социалистической демократии. М.: Мысль, 1984.
- Хакке К. Великая держава поневоле. Внешняя политика Федеративной Республики Германии. Ульштайн Ферлаг ГмбХ/Франкфурт-на-Майне/Берлин.
- Хеллак Г. Пресса, радиовещание и телевидение в Федеративной Республике Германии. Бонн: Интер Национес, 1992−2004.
- Bondolfi A. /Holderegger A. Ethik zur Medienkommunikation: Grundlagen. -Freiburg: i. Br.- Wien: Herder, 1992.
- Boventer H. Pressefreiheit ist nicht grenzlos: Einfiihrung in die Medienethik. Bonn, 1989.
- Bockelmann R. F.: Wem gehoren die Stober: Deutsche Pressegeschichte. Konstanz, 2000.
- Brawand L. Die Spiegel- Story. Wie alles anfing. ECON-Taschenbuch-Verlag. Dtis-seldorf, 1995.
- Claus J. 50 Jahre Axel Springer Verlag 1946 1996. Axel Springer Verlag, Berlin und Hamburg, 1996.
- Die Zukunft der Zeitung zwischen Print und Elektronik: CD-ROM. Bonn: Zeitungs-Verl. Service GmbH, 1995.41. Eberspacher J. Die Zukunft der Printmedien. Berlin: Springer, 2001.
- Floper B. Zeitung der Zukunft, Zukunft der Zeitung: Bilanz-Konzepte-Visionen. Bonn: ZV Service GmbH, 1995.
- Hachmeister L. Ein deutsches Nachrichtenmagazin. Der fruhe Spiegel und sein NS-Personal. In: Lutz Hachmeister, Friedemann Siering (Hrsg.): Die Herren Journalisten. Die Elite der deutschen Presse nach 1945. Miinchen: C.H. Beck, 2002.
- Hachmeister L., Rager G. Wer beherrscht die Medien? Die 50 groBten Medienkon-zerne der Welt. Jahrbuch 2003. Miinchen: Verlag C.H. Beck, 2002.
- Haller M. Das freie Wort und seine Feinde: zur Pressefreiheit in den Zeiten der Glo-balisierung. Konstanz: UVK-Verl.-Ges., 2003.
- Ав.НеНаск G.: Presse, Horfunk und Fernsehen in Deutschland. Hamburg, 2002.
- Hooffacker G:. Online-Journalismus. Berlin, 2002.
- Jarren O. (Hrsg.). Medien in Journalismus: 2 Bande. Lengerich, 1994.
- Keller A:. Elektronische Zeitschriften. Hamburg, 2001.
- LandfriedC. Parteifmanzen und politische Macht. Baden-Baden, 1994.
- Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. Hamburg, 1996.
- Massen L. Massenmedien: Fakten-Formen-Funktion in der Bundesrepublik Deutschland. Heidelberg: Hitig Verlag, 1996.
- Mahle W. (Hrsg.) Medien in Deutschland. Nationale und internationale Perspektiven. Miinchen: Verlag Olschlager, 1990.
- Mahle A.M. (Hrsg.) Journalisten in Deutschland. Nationale und international Ver-gleiche und Perspektiven. Munchen: Verlag Olschlager, 1990.
- Mast C. (Hrsg.). Journalismus fur die Praxis: Ein Leitfaden fur die Redaktionsarbeit. Hohenheim: Universitat Hohenheim, Fachgebiet Kommunikationswissenschaft / Journalistik, 1994.
- Merten K., Schmidt S., Weischenberg S. (Hrsg.). Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einflihrung in die Kommunikationswissenschaft. Lengerich: Westdeutscher Verlag, 1994.
- Meyn H. Massenmedien in Deutschland. Neuauflage 2004. Konstanz: UVK Verlags-gesellschaft mbH, 2004.
- Pannen S. Die Weiterleiter: Funktion und Selbstverstandnis ostdeutscher Journalisten. Koln: Edition Deutschland Archiv im Verlag Wissenschafi und Politik, 1992.61 .Purer H. Medien in Deutschland. (Bd.l: Presse). Munchen: Olschlager, 1994.
- Rager G. /Schafer-Dieterle SJ Weber B. Redaktionelles Marketing: Wie Zeitungen die Zukunft meistern. Bonn: ZV Zeitungs-Verlag Service GmbH, 1994.
- Rager G. / Miiller-Gerbes S. / Weder B. Leselust start Pflichtlektiire: Die unterhalt-same Tageszeitung (Dortmunder Dialoge). List Verlag, 1993.
- Riefler K. Zeitung Online. Neue Wege zu Lesen und Anzeigekunden. Bonn: ZV Service GmbH, 1995.
- Schulze V. Der Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger: Amter und Organisatio-nen der Bundesrepublik Deutschland. Dusseldorf: Droste-Verlag, 1995.
- Schulze V. Im Interesse der Zeitung. Frankfurt am Main: IMK, 1994.
- Theis-Berglmair A. Internet und die Zukunft der Printmedien. Munster. Lit., 2002.
- Thomas M. W. (Hrsg.) Portrats der deutschen Presse: Politik und Profit. Berlin, 1980.
- Von la Roche W., BuchholzA. (Hrsg) Radio-Journalismus: Ein Handbuch fur Ausbil-dung und Praxis im Horfimk (3. aktualisierte Auflage). MUnchen: List Verlag, 1986.
- Warnecke H.-J. Revolution der Unternehmenkultur. Das Fraktale Unternehmen. Heidelberg, 1993.
- Weirich D. Medien 2000. Kommunikationszukunft in Deutschland.-Berlin, 1997.
- Weichenberg S. Journalismus in Computergesellschafit. Minister, 1995.
- Weichenberg S. Journalistik. Theorie und Praxis aktueller Medienkommunikation. (Bd. 84: Medientechnik, Medienfunktionen, Medienakteure). Opladen: Westdeut-scher Verlag, 1995.2. Статьи:
- Ахтамзян А. Урегулирование e Германией: баланс интересов или уравнение со многими неизвестными // Обозреватель. -1993.- № 22.
- Беккер Ё. О соотношении подцензурной и коммерциализованной гласности в системе перемен в Восточной Европе// Вести. Моск. Ун-та, сер. Журн. -1993.-№ 1.- С. 80
- Вороненкова Г. Средства массовой информации и «Октябрьская революция» 1989 г. па Востоке Германии. // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1993.-№ 2.
- Вороненкова Г. Этапы зарождения периодической печати в Германии // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1998. -№ 1.
- Вороненкова Г. О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии (Некоторые аспекты практического опыта) // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1992.- № 6.
- Вороненкова Г. О ситуации в СМИ Восточной Германии // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1993. -№ 6.
- Вороненкова Г. Свидетельство журналиста // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1993. -№ 5.- С.85−88.
- Вороненкова Г. Средства массовой информации ГДР: последний год // Вести. Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1993.- № 3.
- ГинцбергЛ. Опыт взаимодействия историков СССР-ГДР в 50-е 80-е годы XX века // Новая и новейшая история. -2005.-№ 2.
- Григорьев Е. Возвращение Герхарда Шредера // Независимая газета. -2006.-25 октября.
- Григорьев Е. Испорченный праздник БНД // Независимая газета. -2006.-26 мая.
- Драбкин А. Берлин-Москва: стабильность и перспективы // Правда.-2006.- № 4.19 января.
- ХЪ.Ежов В. Людвиг Эрхард и «немецкое чудо» // Обозреватель. -2000.- № 3.
- Ерин М. Б. Петелин. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982−1990 гг. Рецензия. Вологда, 2004 // Новая и новейшая история. -2005.-№ 5.
- ЗадохипА. Объединение Германии глазами очевидца // Обозреватель. -2003.- № 2.1 в. Засурский И. Журналист должен быть настоящим блоггером // Новости СМИ. -2006.-№ 20.
- П.Зиновьев А. Моя эпоха: о Великой Отечественной войне в 1941—1945 гг.// Свободная мысль -XXI. -2005.-№ 5−6.- 19 мая.
- Иноземцев В. Новые правила глобальной конкуренции // Независимая газета. -2004.-№ 32.-17 февраля
- А" 50-летию восстановления германо-российских дипломатических отношений// Международная политика. Выпуск 4. -2005.- июль-август
- Квицинский Ю. Я видел сны на немецком. // РФ сегодня. -2004.-№ 5 б.
- Ковалева Н. «Образ современной России на страницах журнала «Der Spiegel» // Россия и русские глазами дальнего зарубежья: Сб. ст. / Под ред. Ю. В. Куперта. Томск, 2002. С. 3−9
- Кориненко А. Три года германского единства в зеркале статистики // Обозреватель.-1994.-№ 1.
- Короткое Г. Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей // Новая и новейшая история. -2005.-№ 2.
- КруминьшЯ. Опустошение души // Советская Россия. 2005.-№ 63−64.-7 мая
- Кузьмин И. Германия сегодня // Обозреватель. -1996.- № 6.
- Максимычев И. Германия и мы. // Международная жизнь. 1990. — № 9.
- Максимычев И. Час нетопыря // Обозреватель. 2006. -№ 3−4.
- Наринский М. Михаил Горбачев и объединение Германии // История. -2003.- 24 июня.
- Немцы и мир // Международная политика. -2005.-№ 5.
- Новая германская внешняя политика // Международная политика. -2003.-№ 4.
- Новое самосознание Германии // Международная политика. -2002.-№ 9.
- Нольте Х.-Х. (ФРГ). Россия и Германия в Европе: исторический опыт и перспективы // Новая и новейшая история. -2005.- № 5.
- ЪЪ.ОмеличевБ. Победный май 1945 года // Обозреватель. -2000.- № 56.
- Орлов А. Крушение «третьего рейха» // Новая и новейшая история. -2005.-№ 2.
- Панжинский С. 1418 дней // Советская Россия. -2005.-№ 40.-26 марта.
- Пономарев М. Германия в поисках нового места в мире // Обозреватель. -1993. -№ 28.
- Романов С. Отношения России и ФРГ основа безопасности в Европе. // Обозреватель. -2000.-№ 10.
- Система для «одобрямса». Зарубежные отклики на кремлевской инициативы // Советская Россия. -2004.-№ 121.- 18 сентября
- СкворцовЯ. Сигара, пиво und der Spiegel // Компания. -2001.- 1 ноября.
- Сосновский А. Извращенная победа // Московские новости. 2005.- № 17. -29 апреля
- Сосновский A. Drang nach Osten // Московские новости. -2005.-№ 26.-8 июля.
- Сосновский А. У всех 11/9, а у немцев 9/11 // Московские новости. -2004.-№ 42.- 5 ноября.
- Сосновский А. Клетка это не по-европейски (дело Ходорковского) // Московские новости. -2004.- № 38. -8 октября
- Тетекин В. Экспресс полетит в тупик // Советская Россия. -2005.-№ 51.-14 апреля
- Тетекин.В. Дипломат Юлий Квицинский: слишком велики потери России // Советская Россия.- 2003.- № 131.-22 ноября
- Тучкин В., Окунев В. Победа // Обозреватель. -2001.-№ 5.
- Условно «свободная» пресса. Круглый стол // Свободная мысль ХХ1.-2004.-№ 8.- 23 августа
- Фатымина В. Д. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ// Научный журнал «Релга». -2005.- № 10.-2 июля
- Флоря А., Липатова Е., Писаренко Л. Об аутентичности средств массовой информации // Свободная мысль XXI. 2002.-№ 9
- Фомушкин В. Германия. Национальная экономика после второй мировой войны // Обозреватель. -1996.- № 3.
- Шатров А. Российские СМИ на пути к общенациональной идее // Обозреватель. -2000. № 8
- Шредер Г. Германия и Россия: лейтмотив сотрудничества // Россия в глобальном мире. -2004.-.№ 4
- Etscheit G., Schwelien М. Grolknacht Springer// Die Zeit. -2005.- № 33. -11. August
- Freudenreich J.-O. Franziska Augstein. Scharfe Kritik an Aust und «Spiegel"// Ta-gesspiegel. 2005. -11.November
- Gehrs O. Hoch zuross. Der Chefredakteur von Deutschland // Taz. -2005. -12. Marz.
- Haller M. Lesekultur und Presse Gibt es einen Weg aus der Zeitungskrise? // Vor-trag am Forum Stiftung Presse-Grosso. Frankfiirt-Gravenbruch. -2006.-22 Februar
- Kiefer M.-L. Schwinden Chancen fur anspruchsvolle Medien? Langzeitstudie Mas-senkommunikation: Generationsspezifische Mediennutzung // Media Perspektiven. -1996.-№ 11.-S.589−597.
- Mast C. Journalismus im Internet-Zeitalter: Content-Lieferant oder mehr? // Journalist .-2003.- № 2.-S.2
- Roper H. Presse unter dem Hammer // Journalist.-1991.- JSf» 2.- S.27
- RoperH. Konzentration im Zeitschriftenmarkt gestiegen // Media Perspektiven.-1996. -№ 6.- S.342.
- Roper H. Zeitungsmarkt 2002: Wirtschaftliche Krise und steigende Konzentration// Media Perspektiven. S. 478.
- Roper H. Bewegung im Zeitungsmarkt 2004 // Media Perspektiven.- 2004.-№ 6.-S.268−283.
- Roper H. Verflechtung der Medien in Deutschland // Media Perspektiven. -2004.- № 8.-S.8.
- Schneider B. Die ostdeutsche Tagespresse eine (traurige) Bilanz // Media Perspek-tiven.-1992. — № 7.-S.45.
- Schtitz W. Zeitungsmarkt trotz Krise insgesamt stabil// Media Perspektiven. -2005.-№ 5.- S. 205−232.
- Telgheger M. Akzeptanz von Marken und Werbung sinkt // Horizont. -1995.-№ 27.7 Juli.- S.20.
- Vogel A. Media Perspektive Regionale Zentren 10/ 2002 // Media Perspektiven. Ba-sisdaten. -1996. -S.56.
- Weischenberg S. Das neue Mediensystem. Okonomische und publizistische Aspekte der aktuellen Entwicklung // Media Perspektiven. -1990. № 3.-S.26.
- Weischenberg S. Wer gewonnen hat, wer verloren hat. IVW 1/2006 // Media Perspektiven. 2006.- 20 April.- S. 85.1.I. Справочные издания
- Германия. Факты. / Под ред. Арно Капплера, Штефана Рейхарта. Франкфурт-на-Майне: Социетэтс-Ферлаг, 2004.
- ABC des Journalismus (Hg. Claudia Mast) 8 Aufl. Konstanz, 1998.
- Alles iiber die Zeitung. FAZ. Hamburg, 1992.
- Bertelsmann auf einen Blick. Geschaftsbericht 1991/92.
- Bohrmann H. Zeitungsworterbuch fur den bibliothekarischen Uingang mit Zeitungen. (Hrgs. von Hans Bohrmann und Wilbert Ubbens, im Auftr. der Zeitungskomis-sion des Deutsches Bibliothekinstitut). Berlin, 1994.
- Branchenfuhrer Medien DDR 90/91. I. Ausgabe 1990/91. (Band 1). Berlin: Vistas, 1990.
- Das Springer-Monopol: Eine Klarstellung. Hamburg: Axel-Springer-Verlag, 1967.
- Datenreport: Zahlen und Fakten iiber Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1992.
- Handbuch Medienarbeit. Medienanalyse, Medieneinordnung, Medienwirkung. (3. Aufl.). Opladen: Leske und Budruch, 1991.
- Fischer Lexikon. Publizistik. Massenkommunikation. (Hrsg. von Elisabeth Noclle-Neumann, Winfried Schulz, Jiirgen Wilke). Frankfurt-Main: Fischer Tachenbuch Verlag GmbH, 1997.
- Frankfurter Rundschau. Frankfurt am Main. 1990−2002.
- Frankfurter Rundschau 50. Frankfurt am Main, 1995.1350 Jahre Siiddeutsche Zeitung. Eine Chronik. (Von Herbert IleB). Miinchen: Siid-deutscher Verlag, 1995.
- Harenberg Lexikon der Gegenwart- Aktuell 1995. Dortmund. Harenberg Lexikon-Verlag, 1994.
- Harenberg Aktuell 2006. Das Jahrbuch № 1. Mannheim. Meyers Lexikonverlag, 2005.
- Koschnick W. J. Standart Lexicon fur Mediaplanung und Mediaforschung in Deutschland. Bd.1−2. K.G. Saur, 1995.
- Rathje K. Das kleine Helmut-Kohl-Lexikon. Berlin, Lexikon, 2002.
- Redaktion Almanach fiir Journalisten mit Tips, Themen und Terminen fur Lokale. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1997.