Взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел: по материалам Республики Таджикистан
Степень разработанности темы исследования. Проблема взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции на диссертационном уровне в Республике Таджикистан до настоящего времени не являлась предметом исследования. Указанной проблемой в Российской Федерации и Республики Таджикистан, занимались ряд советских и российских ученных, таких как: А. К. Аверченко., В. М. Атмажитов, Э. И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Правовые основы взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел Республики Таджикистан
- 1. 1. Понятие, задачи, принципы и правовые основы взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел
- 1. 2. Субъекты взаимодействия при расследовании уголовных дел
- ГЛАВА 2. Организационные и процессуальные формы взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел Республики Таджикистан
- 2. 1. Процессуальные формы взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции в досудебном производстве
- 2. 2. Следственно-оперативная группа, как основная форма взаимодействия при расследовании уголовных дел
- 2. 3. Вопросы совершенствования взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции
Взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел: по материалам Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Борьба с преступность в Республике Таджикистан требует не только максимального использования всех сил правоохранительных органов, но и четкой их организации, обеспечивающей высшую их эффективность, координацию усилий всех служб и подразделений правоохранительных органов. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность каждого государства.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны. Права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством1.
Низкая эффективность работы следственных, оперативных и криминалистических подразделений органов внутренних дел объясняется как причинами объективного порядка (неразрешенностью вопросов законодательного, кадрового, материально-технического и социально-бытового характера), так и в значительной степени упущениями и недостатками в организации работы. Многие из них стали постоянными: низкий уровень ведомственного и процессуального контроля, слабая профессиональная подготовка следователей, недостатки их взаимодействия с оперативными и другими службами, не использование имеющихся внутренних резервов и возможностей.
Необходимо выработать рекомендации по повышению эффективности работы по взаимодействию следователя органов внутренних дел и милиции, направленные на раскрытие и расследование преступлений, в основе которых лежал бы принцип, состоящий в том, что персональную ответственность за это несут сотрудники следственных, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений органов внутренних дел и их руководители.
Конституция Республики Таджикистан //Народная газета. 1994.10 ноября. Ст. 5.
Причем эти три службы в вопросах раскрытия, расследования преступлений и изобличения виновных лиц действуют как самостоятельные, совершенно равноправные субъекты, без деления на главные и вспомогательные, но несущие, и это следует подчеркнуть, равную ответственность за конечный результат — установление истины по делу1.
Особенно необходимо отметить недоверие при взаимодействии между органами предварительного следствия и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эффективность деятельности следователя органов внутренних дел, оперативного работника и эксперта-криминалиста по раскрытию и расследованию преступлений зависит не только от профессиональной подготовки, квалификации и опыта каждого из них, но и от реального воплощения данных качеств в конкретных практических действиях, организации их взаимодействия. Между тем, развитие научно-технических средств, совершенствование правовых и организационных основ взаимодействия позволяют существенно повысить эффективность такой работы.
Современное состояние преступности, ее количественные и качественные характеристики требуют реальных усилий органов внутренних дел, взаимодействия их служб и подразделений по ее предупреждению. В связи с этим в рамках взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции заметно возрастает роль новейших информационных технологий, методов сбора, обработки и анализа информации, а также практических рекомендаций, оперативного обмена информацией между службами и подразделениями органов внутренних дел при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений. Изложенные обстоятельства предопределяют актуальность настоящего диссертационного исследования.
1 «Инструкции по организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными, экспертно-криминалистическими и другими службами органов внутренних дел при предупреждении, раскрытии и расследовании при-ступленний», объявленной приказом МВД Республики Таджикистан от 28 февраля 2006 г. № 136.
Степень разработанности темы исследования. Проблема взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции на диссертационном уровне в Республике Таджикистан до настоящего времени не являлась предметом исследования. Указанной проблемой в Российской Федерации и Республики Таджикистан, занимались ряд советских и российских ученных, таких как: А. К. Аверченко., В. М. Атмажитов, Э. И. Бердиловский, В. Г. Бобров, В. П. Божьев, Р. С. Белкин, А. И. Винберг, А. Ф. Волынский, А. К. Гаврилов, Н. А. Голубева, К. Б. Гранкин, Г. Г. Д. М. Зоиров, Зуйков, П. И. Иванов, А. А. Кахоров, И. И. Колесников, А. П. Кругликов, В. А. Михайлов, А. А. Модогоев, Н. Д. Назаров, Р. Х. Рахимов, А. Ш. Розикзоды, Е. Г. Самовичев, С. В. Слинько, В. Ф. Статкус, Ф. Т. Тохиров, А. Г. Холиков и др.
В последние годы об отдельных аспектах взаимодействия писали: Д. И. Астапкин, Д. М. Зоирова, JI.C. Каплан, А. Н. Мубораккадамов, Н. Д. Назаров, Р. Х. Рахимов, М. Г. Решняк, С. В. Слинько, и другие исследователи.
Однако в этих работах в основном рассматривались общие теоретические и организационные вопросы взаимодействия указанных субъектов уголовного судопроизводства. Наше же исследование посвящено выявлению конкретных проблем, возникающих в процессе взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел в Республике Таджикистан и поиску путей их решения, в том числе и путем изменения правовых норм, регламентирующих данную деятельность.
Криминалистические рекомендации российских исследователей, используемые правоохранительными органами Республики Таджикистан, имеют огромное теоретическое и практическое значение. Вместе с тем, до сих пор целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия, не регламентированы законодательством и ведомственными нормативными актами в Республике Таджикистан, что, естественно, негативно сказывается на состоянии работы по раскрытию и расследованию преступлений в Республике.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, возникающие в ходе взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции в процессе раскрытия и расследования преступлений, уголовно-правовые, криминалистические и процессуальные аспекты теории и практики взаимодействия этих субъектов в борьбе с преступлениями.
К предмету исследования относятся правовые, процессуальные, криминалистические и организационные особенности взаимодействия следователей ОВД и милиции в ходе раскрытия и расследования уголовных дел.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное изучение и разработка на основе наук уголовно-процессуального права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности теоретической модели взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании уголовных дел, выявление существующих проблем по вопросам взаимодействия данных субъектов в сфере уголовно-процессуальных отношений при производстве предварительного следствия, разработка теоретико-правовых основ совершенствования их взаимодействия в уголовно-процессуальной деятельности по производству предварительного следствия и механизма уголовно-процессуального и ведомственного регулирования вопросов взаимодействия следователей и милиции в процессе расследования преступлений.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить исторический опыт взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании преступлений в Республике Таджикистан;
— рассмотреть понятие, принципы и правовые основы взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции;
— определить сущность и значение процессуальных и организационных аспектов взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при расследовании преступлений;
— исследовать процессуальные и организационные формы взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при расследовании уголовных дел;
— обосновать необходимость и основания создания, следственных (следственно-оперативных) групп в уголовном судопроизводстве, раскрыть их сущность и содержание их деятельности, дать их классификацию, раскрыть особенности их функционирования, выявив проблемные вопросы;
— выявить и проанализировать особенности создания и деятельности следственной (следственно-оперативной) группы на стадии возбуждения уголовного дела при реализации оперативных материалов;
— подготовить научно-обоснованные предложения по совершенствованию законов, ведомственных нормативных правовых актов, касающихся вопросов взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции, и направленные на повышение эффективности практики их взаимодействия в процессе расследования преступлений в Республике Таджикистан.
Методологическая база и методы исследования. Методологической базой исследования послужили традиционные методы материалистической диалектики: исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, статистический и социологический методы, а также наблюдение, анализ, синтез, по вопросам взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции в процессе предварительного расследования преступлений применительно к Республике Таджикистан.
Нормативная база исследования представлена Конституцией Республи.
1 2 ки Таджикистан, уголовно-процессуальным законодательством РФ, уголов.
1 Конституция Республики Таджикистан // Народная газета. 1994. 10 ноября. Ст. 5.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ. — М.: Гросс Медиа, 2008. но-процессуальным законодательством Республики Таджикистан1, Законом л.
Республики Таджикистан «О милиции», Инструкцией, объявленной приказом МВД Республики Таджикистан от 28 февраля 2006 г. № 136 «По организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными, экспертно-криминалистическими и другими службами органов внутренних дел при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений», Законом Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности"3, а также другими ведомственными нормативными актами Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что применительно к деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан одним из первых предпринята попытка исследования на диссертационном уровне норм, регламентирующих взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции в рамках расследования уголовных дел.
Научная новизна обусловливается и тем, что автором сформулировано определение понятия взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании преступлений, заключающееся в том, что «взаимодействие-это согласованная по целям и задачам деятельность следователей органов внутренних дел с милиции направленная на предупреждение, раскрытие, полное и объективное расследование преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности». Также на основании результатов исследования внесено предложение о внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальные законодательство Республики Таджикистан, в частности, о полномочиях следователя органов внутренних делвы.
1 Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2007. № 7.
2 Закон «О милиции» Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 41.
3 Закон Республики Таджикистан «Об оперативно — розыскной деятельности» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. № 127. явлены принципы, на которых основывается деятельность СОГуточнена роль руководителя следственно-оперативной группы при ее формировании и функционированиипредложения по совершенствованию ведомственных правовых актов МВД Республики Таджикистан, регулирующих вопросы организации взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании преступлений.
В обобщенном виде научная новизна отражается в результатах проведенного эмпирического исследования, а также в положениях, вынесенных на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторское определение понятия взаимодействие следователя органов внутренних дел с сотрудниками милиции при раскрытии и расследовании преступлений, заключающееся в том, что «взаимодействие — это согласованная по целям и задачам деятельность следователей органов внутренних дел с сотрудниками милиции, направленная на предупреждение, раскрытие, полное и объективное расследование преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности».
2. Вывод о том, что четкий и эффективный механизм взаимодействия следователя органов внутренних дел и сотрудников милиции может иметь место только при строгом осуществлении принципов взаимодействия: соблюдении его субъектами режима законностикомплексном использовании сил и средств этих субъектових самостоятельности в выборе средств и методов деятельностиорганизующей роли следователя в процессе расследования и его самостоятельностисогласованном планировании следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и персональной ответственности следователей и сотрудников милиции за их проведение и результатыпостоянном обмене информацией между следователем и сотрудниками милициив соблюдении правил неразглашения данных следствия и оперативно-розыскных мероприятий.
3. Сформулированные автором на основании проведенного диссертационного исследования предложения, по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства Республики Таджикистан и, в частности, его положений, касающихся вопросов взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании преступлений:
— поскольку в УПК РТ отсутствует норма, регламентирующая порядок производства предварительного следствия следственной группой, поэтому диссертант предлагает дополнить УПК РТ самостоятельный статьей 1241 в следующей редакции:
Статья 1241. Производство предварительного следствия следственной группой;
Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности и большого объема может быть поручено группе следователей (следственной группе), о чем указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители должны быть ознакомлены с постановлением о расследовании дела группой следователей, и им разъясняется право на отвод руководителя следственной группы, а также любого следователя из состава группы. К работе следственной группы, могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей.
Решения о соединении и выделении дел, прекращении уголовного дела в целом или его части, приостановлении или возобновлении производства по делу, а также о возбуждении ходатайств о продлении срока следствия, приме нении в качестве мер пресечения ареста, домашнего ареста и их продлении принимаются только руководителем следственной группы.
Обвинительное заключение или постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера составляются и подписываются руководителем следственной группы.
Руководитель следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимает решения по уголовному делу". — дополнить ст. 103 УПК РТ пунктом 7 в следующей редакции: «7) материалы оперативно-розыскной деятельности" — - дополнить ст. 45 УПК РТ положением, касающимся возможности поручения следователем органу дознания производство следственных и розыскных действий, изложив ч. 5 данной статьи в следующей редакции.
Следователь по расследуемым им делам имеет право знакомится с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимся к расследуемому делу, давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действийдавать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятийпоручать производство отдельных следственных действий: об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать следствие при их осуществлении. Такие поручения и указания следователя являются для органов дознания обязательными".
4. Сформулированные автором на основании проведенного исследования предложения по совершенствованию «Инструкции по организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными, экспертно-криминалистическими и другими службами органов внутренних дел при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений», объявленной приказом МВД Республики Таджикистан от 28 февраля 2006 г. № 136.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сформулировать основные выводы, положения, а также рекомендации о возможностях дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства Республики Таджикистан, деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями, их взаимодействия и практики расследования уголовных дел. Опираясь на существующие определения, а также результаты проведенного исследования, мы пришли к следующему заключению относительно понятия «взаимодействие» в рамках предупреждения, раскрытия и прекращений расследования уголовных дел.
Взаимодействие следователя органов внутренних дел и милиции при осуществлении предварительного следствия заключается в основанной на законах и подзаконных нормативных правовых актах согласованной по целям, задачам, месту и времени их совместной деятельности, направленной на осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с назначением уголовного судопроизводства.
Формы взаимодействия следователей органов внутренних дел и милиции при раскрытии и расследовании преступлений делятся на процессуальные и организационные. Процессуальные формы взаимодействия регламентируются уголовно-процессуальным законодательством, четко закреплены в нем и действуют на протяжении довольно длительного времени.
К процессуальным формам взаимодействия относятся:
— выполнение поручения следователя, которые обязательны для исполнения (ст. 45 УПК РТ) и касаются:
— производства органом дознания оперативно-розыскных и следственных действий;
— оказания по требованию следователя содействия при производстве отдельных следственных действий;
— выполнения поручений следователя по производству следственных и розыскных действий органом дознания (ст. 45 УПК РТ);
— производства розыска обвиняемого, скрывшегося от следствия, или в случае неизвестности его место нахождения (ст. 196 УПК РТ);
— принятия мер к установлению лица, совершившего преступление (ст. 197 УПК РТ);
— дача специалистом-криминалистом необходимых консультаций, справок, разъяснений по вопросам, требующим специальных познаний;
— совместное выполнение отдельных операций;
— согласованное по целям раздельное выполнение каждым из субъектов различных взаимосвязанных операций;
— совместная оценка полученных сведений или изучение обнаруженных материальных следов преступления;
— анализ хода расследования и т. д.
Организационные формы взаимодействия определяются ведомственными и межведомственными нормативными актами представляют собой организационные мероприятия, призванные обеспечить согласованную и целеустремленную деятельность следственных аппаратов и оперативных подразделений.
К организационным формам взаимодействия относятся:
— совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, так как качественный совместный план расследования предполагает выбор наиболее эффективного способа использования исполнителей, определение для каждого из них конкретного задания и срока его исполнения;
— согласование работы следователя и органа дознания при планировании расследования по делу;
— ознакомление следователя с материалами доследственной проверки (до возбуждения уголовного дела), совместное обсуждение плана их реализации для последующего принятия решения о возбуждении по ним уголовного дела. Взаимодействие на этом этапе является важным условием своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела;
— взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, который обеспечивает согласованность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях быстрого установления виновных лиц;
— информирование о полученных данных в одностороннем порядке;
— совместный анализ материалов оперативно-розыскных мероприятий и планирование их реализации (по возбужденному делу), при осуществлении которого вносятся коррективы в совместный план;
— оперативное обеспечение расследования уголовного дела с момента появления поводов и основания для его возбуждения и до принятия по нему окончательного решения, необходимое для установления личности преступника, его преступных связей, имеющих значение для дела, установления свидетелей, местонахождения похищенного, получения иных доказательств;
— материально-техническое обеспечение раскрытия и расследования преступления;
— криминалистическое обеспечение расследования преступлений;
— использование специальных познаний, научно-технических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений ;
— проведение совместных совещаний субъектов взаимодействия для анализа результатов и определения мер по устранению выявленных недостатков;
— проведение совместных занятий субъектов взаимодействия с приглашением специалистов иных ведомств для исключения случаев нарушения законности, повышения профессионального мастерства.
— контроль за своевременностью и качеством выполнения подчиненными поручений следователя, который возлагается на руководителя органов внутренних дел.
Сущность взаимодействия выражается, прежде всего, в соединении условий различных служб в раскрытии преступлений, в согласованности действий при соблюдении законности и самостоятельном выполнении каждым своих обязанностей, а таюке при руководящей роли следователя.
Организация взаимодействия — это одна из важнейших функций управления и ее осуществляют субъекты управления-руководители органов внутренних дел, руководители служб и подразделений на всех уровнях управления в целях эффективного решения задач по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Целью организации взаимодействия является использование преимуществ совместной деятельности сотрудников различных служб органа внутренних дел для эффективного и рационального решения стоящих перед ними общих задач.
Ответственность за организацию и состояние взаимодействия в пределах компетенции возлагается на начальника соответствующего органа внутренних дел, его заместителей, в том числе руководителя следственного подразделения, а также начальника подразделения дознания и начальника экс-пертно-криминалистического подразделения.
При этом следует иметь в виду, что правовое регулирование взаимодействия связано, прежде всего, с различием в процессуальном положении и компетенции следователя органов внутренних дел и сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Руководителям следственных аппаратов и органов внутренних дел, несущим ответственность за организацию взаимодействия между руководимыми ими аппаратами, необходимо знать действующее уголовно-процессуальное законодательство, а таюке ведомственные нормативные акты, регламентирующие эти вопросы.
Согласно ст. 115 УПК Республики Таджикистан, при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Следователь органов внутренних дел организует и направляет деятельность входящих в следственно-оперативную группу сотрудников на выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей. Не уполномоченные на то законом должностные лица не вправе вмешиваться в действия следователя при производстве им осмотра места происшествия и других следственных действий (п. 2.7 Инструкции по организации взаимодействия, объявленной приказом МВД Республики Таджикистан № 136−2006г.).
Следователь органов внутренних дел, оперативный работник с участием специалиста-криминалиста с учетом данных, полученных в результате неотложных мероприятий, составляют план совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием конкретных исполнителей и сроков. В нем предусматривается участие сотрудников всех служб, заинтересованных в раскрытии преступлений.
Обеспечение процессуальной независимости следователя является условием объективного и справедливого исследования обстоятельств совершенного преступления, результаты которого послужат основанием осуществления правосудия. И, наоборот, зависимость следователя от постороннего влияния создает условия для вынесения несправедливого приговора. Уверенность в независимости и беспристрастности следователя является условием доверия граждан и организаций к государству, к ее властным органам. Поэтому мы поддерживаем предложения о закреплении процессуальной самостоятельности и независимости следователя как одного из принципов уголовного судопроизводства.
Таким образом, наделение следователя той или иной функцией обусловлено рядом социальных факторов: уровнем развития государства и обществаформой уголовного судопроизводствауровнем развития конституционного и уголовно-процессуального законодательства.
В плане совершенствования уголовно-процессуального законодательства Республики Таджикистан и регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению расследования преступлений автором вносятся следующие предложения.
1. Авторское определение понятия и сущности взаимодействия следователя органов внутренних дел с сотрудниками милиции при раскрытии и расследовании преступлений, заключающееся в том, что: «взаимодействие это деятельность, предполагающая соблюдение всеми субъектами взаимодействия в своей деятельности требований законностиразделение компетенции следователей и оперативных работников, вытекающее из требований законодательства и специфики их деятельностиорганизация эффективного и своевременного обмена информацией между взаимодействующими субъектамивыполнение органами дознания розыскных и следственных действий в соответствии с поручениями и указаниями органов предварительного следствия или прокуроров по делам, находящимся в производстве следователейосуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствиясудебный контроль за арестами или продлением срока содержания под стражей, а также за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан».
2. Авторское предложение по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства Республики Таджикистан, дополнив УПК Республики Таджикистан статьей 1241 в следующей редакции:
Статья 1241. Производство предварительного следствия следственной группой.
Для производства предварительного следствия может быть создана следственная группа. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности и большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает начальник следственного подразделения. В постановлении должны быть указанны все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе, какой следователь назначается руководителем следственной группы.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
Руководитель следственной группы принимает решения о:
— выделении уголовных дел в отдельное производство по уголовному делу;
— прекращении уголовного дела полностью или частично;
— приостановлении или возобновлении производства по уголовным делам;
— привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
— возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия.
Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимает решения по уголовному делу. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему объявляется весь состав следственной группы".
Раскрывая преступление, следователь органа внутренних дел самостоятельно решает, к каким процессуальным средствам ему лучше прибегнуть в процессе расследования. При этом он не должен вмешиваться в оперативно-розыскную деятельность и не давать указаний, какими средствами и методами работники милиции должны выполнять его поручение. Каждый действует в пределах своей компетенции при строгой персональной ответственности и непременном соблюдении процессуальной самостоятельности следователя.
Далее полагаем, что в действующее уголовно-процессуальное законодательство Республики Таджикистан нужно внести некоторые изменения. Ст. 45 УПК Республики Таджикистан необходимо дополнить перечнем следственных действий, которые могут быть предметом поручения следователя, а именно: обыск, выемка, задержание. Кроме того, помимо перечня следственных действий, в законе необходимо также закрепить, при каких условиях такое поручение может быть дано органу дознания. В частности, такими условиями могут быть невозможность следователя провести такие действия лично, необходимость одновременного производства нескольких следственных действий, а также необходимость сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер.
Следователь органа внутренних дел по расследуемым уголовным делам вправе давать поручения и указания милиции о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя органов внутренних дел в соответствии со ст. 45 УПК Республики Таджикистан для милиции являются обязательными.
3. Уголовно-процессуальный статус следователя представляет собой установленную нормами уголовно-процессуального права совокупность таких элементов, как задачи, функции (основные направления уголовно-процессуальной деятельности), полномочия следователя, процессуальная самостоятельность, гарантии законности и обоснованности деятельности, ответственно сть.
По поручению следователя органов внутренних дел милиция обязана производить также следственные действия. Однако во всех случаях следователь органов внутренних дел не вправе поручить сотрудникам милиции назначение экспертизы и допрос обвиняемого, а также ряда действий, связанных с предъявлением обвинения.
4. Авторское предложение о праве следователя органов внутренних дел на ознакомление с оперативными материалами нельзя рассматривать как право на обязательное предоставление ему таких материалов. Только оперативный работник вправе решать этот вопрос. Информация, которая необходима следователю для принятия правильного решения по расследуемому преступлению, может быть передана оперативным работником и без его непосредственного ознакомления с документами оперативно-розыскного характера.
Право следователя на непосредственное ознакомление должно быть я распространено и на период подготовки оперативных материалов к реализации (до возбуждения уголовного дела). Это особенно необходимо, когда оперативные материалы выступают в качестве самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела (ст. 103 УПК Республики Таджикистан).
5. Предложение о регламентировании в УПК Республики Таджикистан возможности поручения следователем органу дознания производства следственных и розыскных действий, изложив ч. 5 ст. 45 УПК Республики Таджикистан следующего содержания: «Следователь вправе поручать сотрудниками милиции, проведение отдельных следственных, розыскных и иных процессуальных действий, направленных на розыск обвиняемого (в порядке, предусмотренном ст. 45 и ст. 126 УПК Республики Таджикистан):
— письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
— производство отдельных следственных действий: об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении".
При поступлении материалов доследственной проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следователю надлежит оценить их по следующим критериям:
— соответствие предъявленных материалов требованиям УПК Республики Таджикистан;
— соответствие предъявленных материалов требованиям Закона Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности»;
— изучение материалов доследственной проверки на предмет наличия в них признаков состава преступления.
6. Авторское предложение о дополнении перечня поводов к возбуждению уголовного дела, дополнив статью 103 УПК Республики Таджикистан следующим пунктом:
7) материалы оперативно-розыскной деятельности".
Дело может быть возбужденно только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Необходимо отметить, что в данной статье в п. 2. указаны комсомольские организации, которые в настоящее время в Республике Таджикистан не существуют. В связи с этим мы полагаем, что необходимо изменить перечень оснований для возбуждения уголовного дела. Также в п. 4. ст. 103 УПК Республики.
Таджикистан следует уточнить источники информации. Например, в УПК Российской Федерации сообщением о преступлении могут быть любые средства массовой информации, к которым в настоящее время относят телевидение, радио, интернет. Данная формулировка, на наш взгляд, соответствует требованиям времени и это должно быть отражено в УПК Республики Таджикистан.
7. Вопрос о месте экспертов и специалистов в системе процессуального взаимодействия следователя с милицией является одним из проблемных вопросов. Нормы, регулирующие их права и обязанности, содержатся в главе 17 УПК Республики Таджикистан.
Эксперты криминалистических подразделений, которые выступают и в качестве специалистов, в то же время относятся к сотрудникам органа дознания.
Полагаем, что эксперт и специалист должны быть изначально незаинтересованными в исходе дела, выступать в качестве лиц, обладающих специальными познаниями, в силу которых они привлекаются для проведения конкретного следственного действия. По нашему мнению, эксперт и специалист взаимодействуют со следователем в ходе производства по уголовному делу, но в основе их взаимодействия лежит наличие у специалиста и эксперта специальных познаний, которые необходимо использовать следователем для выяснения фактических обстоятельств по уголовному делу.
8. Сформулированное на основе проведенного исследования авторское предложение по совершенствованию «Инструкции по организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными, экспертно-криминалистическими и другими службами органов внутренних дел при предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений», объявленной приказом МВД Республики Таджикистан № 136 от 28 февраля 2006 г.
Раздел 1 Инструкции дополнить подпунктом 1.5 и 2 в следующей редакции:
1.5. Взаимодействие при раскрытии и расследовании преступлений осуществляется путем:
— создания следственнооперативных групп;
— совместного обсуждения материалов оперативно-розыскной деятельности, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и в процессе его расследования.
Раздел 2 Инструкции предлагается изложить в следующей редакции:
2. Порядок создания и деятельности следственно-оперативной группы.
2.1. Для раскрытия и расследования сложных, многоэпизодных уголовных дел приказом начальника органов внутренних дел создается следственно-оперативная группа. Инициатором ее создания выступают руководители следственного подразделения или других служб и подразделений.
2.2. В приказе о создании следственно-оперативной группы указывается ее состав, руководитель, график работы, вопросы ее материально-технического обеспечения.
2.3. Руководитель следственно-оперативной группы организует планирование ее работы, распределяет обязанности между членами следственно-оперативной группы, контролирует выполнение запланированных мероприятий".
Пункты 2 и 3 «Инструкции» в связи с этими дополнениями считать соответственно пунктами 3 и 4.
Действующий УПК Республики Таджикистан безусловно устарел, в связи с этим высказанные в работе предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства и иных нормативных актов, на наш взгляд, должны способствовать повышению эффективности взаимодействия следователей органов внутренних дел и сотрудников милиции при возбуждении и расследовании уголовных дел. Надеемся, что наши предложения по совершенствованию правовых основ взаимодействия следователя органов внутренних дел и милиции найдут свое подтверждение в дальнейших исследованиях и, в конечном итоге, будут учтены при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства.
Список литературы
- Нормативно-правовые акты и официальные документы1 1. Конституция Республики Таджикистан // Народная газета от 10 ноября 1994 г.
- Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Ахбори Мадж-лиси Оли Республики Таджикистан. 1998. № 9. С. 68.
- Уголовно-процессуальный кодекс Таджикской ССР. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1961. № 24. С. 19.
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: Федеральный закон от 31 декабря 1996 г. № 163-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1.С. 4.
- Гражданский кодекс Республики Таджикистан. Часть 1. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1999 г. № 6. С. 153.
- Закон «О милиции» Республики Таджикистан от 17 мая 2004 № 41. ст. 10С.7.8.9.
- Закон Республики Таджикистан. Об оперативно-розыскной деятельности (в редакции Законов РТ от 16 ноября 1999 г. № 848 от 1 августа 2003 г. № 30, от 6 декабря 2005 г. № 127).
- Закон Республики Таджикистан от 14 апреля 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан». // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. № 7. С. 453.
- Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан». // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. № 7. С. 401.
- Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности».// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1998. № 10. с. 146.
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности».// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2003. № 8. С. 453.
- Закон Республики Таджикистан «О государственной судебной экспертизе».// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. № 7. С. 4004.
- Закон от 01 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Таджикистан». Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. № 4.С.62.
- Инструкция о взаимодействии следователей, оперативных работников уголовного розыска, БХСС и дежурных частей органов внутренних дел при возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений: утв. приказом МВД СССР от 20 фев.1979 г. № 64.
- Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений. Утверждена приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334.
- Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений. Утверждена приказом МВД РФ от 26 марта 2008 г.
- Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел. Утверждена приказом МВД РФ от 5 мая 1993 г. № 213.
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: с изм. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. С. 1140.
- Александров Г. Н. Некоторые вопросы теории криминалистической версии // Вопросы криминалистики. Вып.З.- М., 1962.
- Арцишевский Г. В. Понятие версии расследования // Вопросы криминалистики. Вып.6−7.,-Ml962.
- Астанкина С.М. Тактика обыска и выемки.- М., 1989. С. 24−31.
- Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия / Ф. Багаутдинов // Российская юстиция. 2002. № 9.С. 18−20.
- Баев О .Я. Тактика следственных действий. — Воронеж: ВУ. 1992. С. 91.
- Басков В.И. Комментарии к законодательству об оперативно-розыскной деятельности и органах ФСБ / В. И. Басков // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1998. -№ 2. С. 32−39.
- Басков В. И. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие. М: Издательство БЕК, 1997. С. 40.
- Басков В.И. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под. Ред. Проф. Т. В. Аверьяновой и проф. Р. С. Белкина.- М., 1997. С. 15−16.
- Бекетов М.Ю. Следователь ОВД и милиция: взаимодействия при расследовании преступлений. Учебное пособие. / Под ред. Галустьяна О.А.- М&bdquo- 2004. С. 5−29.
- Белавин А.А. Процессуальные и организационная аспекты правового положение орг. Пред. Расслед. Автореферат.- Красноярск. 2003 г.
- Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 2. М.: ИНФРА-М, Юридическая фирма «Контакт», 1997. 354 с.
- Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. Т 3.- М., 1978.1. С. 255.
- Белкин Р.С. Предмет, система, задача и методы советской криминалистики // Криминалистическая экспертиза. Вып.1.-М.: Изд. ВШ МООП РСФСР, 1966.
- Белозеров Ю. Н., Гуткин И. М., Чувилев А. А., Чугунов В. Е. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД, их взаимодействие. Учебное пособие.- М: Юрид. Лит. 1973. С. 62.
- Бердичевский Ф.Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организационная система / Ф. Ю. Бердичевский // Советское гос-во и право. 1973.№ 12.С. 106−110.
- Божьев В.П. Предварительное расследование: традиции, новации, псевдоновации / Актуальные проблемы совершенствования организационных и правовых основ деятельности органов внутренних дел: Труды Академии управления. М., 1999. С. 160−166.
- Божьев В.П. Проблемы организации следственного аппарата в России // Информационный бюллетень СК МВД России.- М: 1993. № 2 С. 42.
- Божьев В.П. Проблемы организации следственного аппарата в России // Информационный бюллетень СК МВД России.- М.: 1993. № 2.С.39−46.
- Божьев В.П., Трусов А. И. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя: история и современность / Проблемы формирования социалистического правового государства. — М.: Академия МВД России, 1991. С. 118−124.
- Бородин С.В. Некоторые вопросы взаимодействия оперативного работника и следователя органов охраны общественного порядка/ СВ.
- Бородин // Труды ВНИИОП МООП СССР. 1967.№ 9. С. 31−35.
- Будников B.JI. О процессуальной самостоятельности следователя в современных условиях // Применение нового законодательства в области борьбы с преступностью. Домодедово, 1994. С. 26.
- Быков В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органов дознания. Омск. 1976. С. 7−8.
- Вандышев В. И др. Протокольная форма досудебной подготовки материалов о преступлениях и вопросы конкуренции признаков подследственности / В. Вандышев, Н. Метлин, А. Смирнов // Сов. Юстиция. 1993.-№ 10.С.7−8.
- Взаимодействие следователя и эксперта-криминалиста при производстве следственных действий. Учебное пособие. МВД РФ, эксперт-но-криминалистический центр.- М., 1995. С. 25.
- Викторов В.А. Общие условия предварительного расследования.-М., 1971. С. 27.
- Власов Н. А. О некоторых проблемах деятельности следственных групп. Российская Юстиция. № 1. 2006. С. 18.
- Волков Н.П., Зуев Е. И. и др. Программированные действия участников оперативной группы на месте происшествия.- М., 1972-
- Вологин С.М., Сивачев А. В. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. М.: ВНИИ МВД СССР. 1985. С. 5.
- Волынская О.В. Доказывания истины в уголовном процессе // Вестник МВД Российской Федерации. М.: Штаб МВД РФ. 1999.№ 3.4.С.130.
- Гаврилов А.К. Раскрытие преступлений на предварительном следствии (правовые и организационные вопросы). Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979. С. 189.
- Гапанович Н.Н., Мартинович И. И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений: Учебное пособие для вузов. Мн.: Изд.- во БГУ, 1983. С.25−28.
- Гаркуша E.JT. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами. Лекция. М.: МИ МВД России, 1997. С. 29.
- Гахокидзе Д.В., Меглицкий Г. Н. Организация работы следственно-оперативных групп при расследовании хищений государственного и общественного имущества: Лекция.- М.: ВЮЗШ МВД РСФСР, 1991. С. 28.
- Герасимов И.Ф. Вопросы развития и совершенствования методики расследования преступлений. Вып.50.- Свердловск, 1976.
- Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений, — Свердловск, 1975. С. 43−44.
- Глазырин Ф.В., Закатов А. А. О криминалистической характеристике преступных групп // Проблемы организаторской работы следовате-ля.-Волгоград, 1991. С. 72.
- Гранкин К.Б. Взаимодействие органов внутренних дел с милицией при возбуждении и предварительной расследовании дело о преступлениях несовершеннолетних. М: МВШМ, МВД СССР, 1983. С. 191.
- Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С. 55.
- Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / Под ред. В. А. Власихина.- М.: Юристъ, 2000. С. 41.
- Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / Под ред. В. А. Власихина.- М.: Юристъ. 2000. С. 41.
- Долгинов С.Д. К вопросу о сочетании обыска и оперативно-розыскных мероприятий // Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализыции.- М. Д997С.93.
- Дубинский А .Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел: Учебное пособие.- Киев: НИ и РИО Киевской высшей школы МВД СССР им. Ф. Э. Дзержинского, 1987.
- Дубинский А.Я., Шостак Ю. И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы: Учебное пособие.- Киев: КВШ МВД СССР, 1981.
- Ефимичев С.П. Реформирование уголовно-процессуального законодательства России // Актуальные проблемы досудебного производства по уголовным делам: Сборник научных трудов.- М.: Академия управления МВД РФ, 1999.С.7.
- Зажицкий В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство III Российская юстиция. 2001. № 3. С. 22.
- Закатов А.А., Ямольский А. Е. Обыск. Волгоград, 1983. С. 47.
- Земскова А. Документирование результатов оперативно-розыскных мероприятий / А. Земскова // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 13−14.
- Каплан JI.C. Взаимодействие следователя с органами дознания: Учебное пособие / Под общ. Ред. Д-ра юрид. Наук, проф. В.Е. Севрю-гина. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.
- Карнеева Л.М. Организационные начала расследования преступлений группой следователей / Л. М. Карнеева // Правоведение. 1965. № 3. С. 91−99.
- Карнеева Л.М. и др. Взаимодействие следователей с оперативными работниками органов внутренних дел.- М: ВНИИ МВД СССР, 1981.С.11−12.
- Карнеева Л.М. Правовые основы взаимодействия следователя с сотрудниками милиции // Социалистическая законность. 1981. № 5. С.12−19.
- Карнеева Л.М. Укрепление законности и процессуальной самостоятельности следователя // Пути совершенствования мер по предупреждению преступности. М., 1988.С. 82.
- Кокурин Г. А. Организационные основы деятельности следственно-оперативных групп. Учебное пособие. Изд. 2-е, перер. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. С. 5.
- Колесников И.И. Вступление в должность руководителя следственного аппарата: Лекция. -М.: Академия МВД РФ. 1997.
- Колесников И. И. Модогоев А.А. Организация контроля методической и практической помощи при раскрытии и расследовании преступления.- М.: Академия МВД СССР. 1991.
- Колесников И.И. Организация расследования преступлений, совершаемых преступными группами. Лекция.- М: Академия МВД СССР, 1992. С. 21−22.
- Колесников И.И., Модогоев А.А.Управление органами расследования преступлений: Курс лекций. 41/ Под ред. Проф. И. И. Колесникова.-М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 94.
- Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Отв. Ред. И рук. Авт. Кол-ва А. Ю. Шумилов. М.: Вердикт. 1997. С. 208.
- Коновалов В. Групповой метод расследования // Законность. 1995. № 7. С. 39.