Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Криминологическое исследование вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные нашего исследования показывают, что почти каждый несовершеннолетний преступник имел не связанную с трудом ориентацию. Среди них 18% однозначно никогда не стали бы работать, даже если испытывали материальные трудности, 9% могли бы работать при определенных условиях, 63% — не определились в своем выборе и только 10% хотят учиться, работать, получить профессию. Ориентация на преступные деньги… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Преступления несовершеннолетних и рецидивистов: криминологический анализ, особенности и взаимозависимость
    • 1. Особенности преступлений несовершеннолетних и рецидивистов, их взаимозависимость
  • §-2.Криминологический анализ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами и условия, способствующие этому вовлечению
    • 3. Особенности групповых преступлений 100 несовершеннолетних, вовлекаемых в криминальную деятельность рецидивистами
  • §-4.Виктимное поведение несовершеннолетних и их вовлечение рецидивистами в преступную деятельность
  • §-5.Причинность вовлечения несовершеннолетних в 133 преступную деятельность рецидивистами как взаимодействие криминальной среды и личности преступника
  • Глава вторая. Профилактика вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами и защита подростков от их криминального влияния
  • §-1.Основные направления, формы и методы 148 профилактики вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами
  • §-2.3ащита несовершеннолетних от криминального 163 влияния рецидивистов и вовлечения в преступную деятельность

Криминологическое исследование вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема преступности несовершеннолетних представляет собой целостный комплекс вопросов, обусловленных социальными изменениями, происшедшими в России за последние 10−15 лет, ходом экономических реформ повлекших необходимость преодоления кризиса, связанного с безопасностью личности и общества, особенно подрастающего поколения. В России эта проблема объективно имеет глубокие корни и все больше приобретает феноменологическую окраску. Для понимания того, почему преступность несовершеннолетних можно рассматривать как социальный феномен, необходимо учитывать ее внутренние и внешние «механизмы» развития.

Данная проблема приобрела сегодня особую остроту, потому что количество беспризорных и безнадзорных в России определяется цифрой почти 2 млн. Острой эта пробле*ма является еще и потому, что все еще не удается остановить «вал» преступности несовершеннолетних. Особую тревогу вызывает то, что среди несовершеннолетних преступников постоянно из года в год увеличивается число лиц, вовлекаемых в криминальную деятельность, главным образом, рецидивистами. И это в восьми-девяти случаев (84%) групповые деяния. По инициативе рецидивистов и в результате вовлечения ими несовершеннолетних в криминал создается 70% преступных групп. Как правило, это устойчивые группы, которыми в большинстве случаев совершается тяжкие и особо тяжкие преступления.

Преступность несовершеннолетних — будущая преступность. Преступность несовершеннолетних — «резерв» рецидивной преступности. Такая взаимосвязь указанных видов преступности проявляется давно и всегда, ее опасные последствия заявляют о себе весьма серьезно.

Исследователи, изучающие данные проблемы, обращают внимание на следующее1.

Каждый второй — третий несовершеннолетний преступник уже имел до вступления в возраст уголовной ответственности «опыт» совершения действий, объективная сторона которых содержала признаки, предусмотренные нормами Уголовного кодекса. В течение последних десяти лет ежегодно выявляется совершение лицами в возрасте до 14 лет в среднем 110−120 тысяч таких действий. Также в среднем 80% из числа таких лиц вовлекаются в криминал как несовершеннолетними в возрасте 14−17 лет, так и взрослыми, и почти во всех случаях лицами, ранее судимыми. Примерно 60% взрослых рецидивистов начали преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте (14−17 лет). Каждый второй из числа таких рецидивистов свое первое преступление совершил в результате вовлечения его в криминал именно рецидивистом. Рецидивисты вовлекают в преступную деятельность несовершеннолетних, а в последующем эти несовершеннолетние, сами, став рецидивистами, вовлекают в совершение преступлений следующее поколение несовершеннолетних. И эта тенденция сохраняется десятилетиями, а в последние десять лет усиливается.

Задачи, возникающие в связи с предупреждением вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность, их защитой от криминального влияния рецидивистов, не могут решаться быстро и без учета реальных возможностей, без создания соответствующей научной базы. Здесь необходимы специальные уголовно-правовые и криминологические исследования. Именно в этом плане мы и изучаем проблемы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность рецидивистами. Мы ориентируемся на соответствующие запросы практики и разработку теоретических проблем. Нами решаются такие.

1 Криминология. М., 1994. С.200- Ермаков В., Крюкова Н. Несовершеннолетние преступники в России, 1999. С. 103−105- Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Л. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 347, 371. задачи, как формирование научных выводов, предложений, направленных на дальнейшее совершенствование уголовного законодательства, приемлемых для практического внедрения.

Всем этим и определяется актуальность темы диссертации. Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в теоретическом изучении «механизма» вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в совершение преступления, особенностей криминальной взаимосвязи рецидивистов и несовершеннолетних, соответственно отношений «рецидивист — несовершеннолетний» и личности преступника, преступного и виктимного поведения несовершеннолетних, проблем детерминации и причинности указанного вовлечения, а также в прикладном анализе и научном обосновании мер предупреждения изучаемых деяний и обеспечения безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств. Эта цель, предусматривающая решение комплексных проблем, предопределила задачи исследования, основными из которых являются: изучение особенностей и взаимосвязей преступного поведения рецидивистов и несовершеннолетнихкриминологический анализ «механизма» вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельность и условий, способствующих этому вовлечениюкриминологическая характеристика и особенности групповых преступлений несовершеннолетних, вовлекаемых рецидивистами в преступную деятельностьизучение виктимного поведения несовершеннолетних, вовлекаемых рецидивистами в совершение преступленийисследование проблем причинности вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность как взаимодействия криминальной среды и личности преступникаопределение основных направлений, форм и методов профилактики вовлечений рецидивистами несовершеннолетних в преступную деятельностьзащита несовершеннолетних от криминального влияния рецидивистов и вовлечения в совершение преступлений.

Объектом и предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с вовлечением несовершеннолетних в криминальную деятельность, в том числе отношения «рецидивистнесовершеннолетний», влиянием на подростков преступной среды, предупреждением указанного вовлечения и соответственно обеспечением безопасности несовершеннолетних. Предметом исследования определяется круг изучаемых в диссертации проблем, связанных с обозначенными выше задачами.

Методологической базой исследования являются основы философского знания, фундаментальные положения отечественной криминологии, научные положения социологии, психологии, юридических наук, в том числе уголовно-правовых. Использованы диалектический метод, другие апробированные наукой методы. Диссертация основывается на разработке и применении обществоведческих методов исследования к преступлениям, преступникам и потерпевшим. При этом используются и собственно криминологические методы. Автор творчески использовал в своем исследовании методические разработки представителей общественных наук, главным образом криминологии.

Проводимые конкретные социологические исследования, сбор эмпирического материала. Использовалась статистика преступности, в том числе преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности. Автор столкнулся с трудностями, в связи с отсутствием в официальной статистике интересующих его сведений о вовлечениях несовершеннолетних в преступную деятельность, здесь полностью отсутствуют данные о таких вовлечениях, совершаемых рецидивистами.

Были проведены конкретные социологические исследования для получения необходимого эмпирического материала, который соответственно целям и задачам исследования систематизировался, обрабатывался и обобщался. Автором проанализировано 172 рецидивистов, виновных в вовлечении несовершеннолетних в криминал, и 240 несовершеннолетних, совершивших преступления в результате такого вовлечения. Устно опрошено и зафиксировано в материалах конкретного социологического исследования еще 250 несовершеннолетних, совершивших групповые преступления совместно с рецидивистами. Экспертные оценки по интересующим нас проблемам получены от 82 работников органов внутренних дел. Наряду с этим нами изучались учетно-отчетные хматериалы, справки, докладные записки и обзоры, находящиеся в распоряжении территориальных подразделений милиции. Проанализировано 75 уголовных дел и 58 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Сбор эмпирического материала по Москве и Московской области накапливался в течение 2002;2004 годов, а статистика изучалась за период последних десяти лет. Кроме того, использовались данные, опубликованные в литературе, в частности, в работах Алексеева А. И., Герасимова С. И., Дмитриевского Р. С., Долговой А. И., Ермакова В. Д., Крюковой Н. И., Михайловой Н. В., Петрова Ф. Ю., Финько Е. О., ряда других авторов. Использовался и опыт работы автора в практических подразделениях органов внутренних дел.

Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс России, Семейный и Трудовой кодексы России, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Федеральный закон «Об оружии», Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также другие законы, ведомственные нормативные акты, различные документы юридического характера из практики правоохранительных органов. Использовались литературные источники, в которых комментируются правовые вопросы, связанные с темой диссертации.

Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в диссертации обеспечены применением апробированных наукой и практикой методов и методик, соблюдением теоретических и методологических принципов криминологии и других правовых наук, проведением репрезентативной выборки, тщательным отбором эмпирического материала, изучением и обобщением практического опыта. Все публикации автора, в которых изложены положения диссертационного исследования, прошли необходимую экспертизу при их изданиях.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что данная диссертация содержит информацию о специфических преступлениях рецидивистов, совершающих вовлечение несовершеннолетних в криминальную деятельность. Эта информация имеет теоретическое и прикладное значение. Ее ценность заключается главным образом в том, что она дает возможность иметь полное представление об объекте профилактического воздействия, обладающим весьма яркими особенностями, и дифференцировать меры предупреждения как преступного, так и виктимного поведения. Автором разработаны и обоснованы положения, связанные со специфическим видом преступности как особого и самостоятельного направления криминологического исследования. При этом отдельно выделяются такие ранее недостаточно исследованные проблемы, как отношения «рецидивистнесовершеннолетний», криминальное окружение несовершеннолетних в связи с их вовлечением в преступную деятельность и криминальное влияние на них рецидивистов. Соответствующая практически значимая информация предлагается для решения проблем ранней профилактики вовлечения рецидивистами несовершеннолетних в криминал, профилактики виктимного поведения последних. По результатам исследования разработаны и обоснованы положения, представляющие теоретический и практический интерес для решения задач защиты несовершеннолетних от криминального влияния и преступных посягательств. В известном смысле диссертация может стать основой для дальнейшего изучения отношений «рецидивист — несовершеннолетний».

Положения, выносимые на защиту.

1. На основе анализа криминальной ситуации в стране автор формулирует общее положение о том, что при вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность срабатывают компенсаторные механизмы социального свойства: невостребованность потенциальных возможностей подрастающего поколения государством и обществом компенсируется их востребованностью преступной средой. Суть этих механизмов заключается в вынужденном «вхождении» несовершеннолетнего в криминал. Угроза быть вовлеченным в совершение преступления, исходит главным образом со стороны лиц, ранее судимых (рецидивистов), обладающих соответствующими знаниями, умениями и опытом. Н езащищенность от такого вовлечения и преступного влияния приводит несовершеннолетнего к «состоянию готовности» оказаться участником криминальной деятельности.

2. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления представляет повышенную общественную опасность, но степень этой опасности еще более усиливается, когда данное вовлечение совершается рецидивистами. Последние вовлекают в криминал не только несовершеннолетних, но и молодежь. Автор полагает, что было бы целесообразным ввести в Уголовный кодекс России новую норму, которая предусматривала бы ответственность рецидивистов за вовлечение ими в преступную деятельность лиц, ранее не судимых. По мнению автора, должна быть предусмотрена особая ответственность рецидивистов за совершение преступления в соучастии с несовершеннолетним. Это, на взгляд автора, послужит более надежной уголовно-правовой защите лиц от криминального влияния рецидивистов на ранее не судимых лиц, особенно несовершеннолетних и молодежь, от вовлечения их в преступную деятельность.

Автор разделяет мнение о том, что необходима новая норма Уголовного кодекса России, которая предусматривала бы ответственность ранее судимого несовершеннолетнего за вовлечения им в совершение преступления ранее не судимого подростка.

3. Особенностью рецидивистов является то, что для большинства из них характерен криминальный профессионализм. Их повышенная общественная опасность состоит в том, что вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность свидетельствует о соответствующей ориентации личности рецидивиста, упорном стремлении к образованию особо устойчивых форм соучастия, стабильных преступных групп и преступных сообществ. Такое вовлечение есть по существу «вербовка» несовершеннолетних профессионалами из числа рецидивистов, втягивание их в преступную среду, подчинение их своей воле, покорение. При этом используются любые средства, вплоть до насилия.

4. Для данной категории рецидивистов характерно неоднократное вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления. Повышенная общественная опасность таких действий состоит в том, что систематическое вовлечение несовершеннолетних в криминал есть «преступный стиль поведения», отличающийся стойкой криминальной ориентацией личности рецидивиста, ее открытым противостоянием нормам уголовного права и правопорядку в целом, упорном стремлении продолжить преступную деятельность за счет вовлечения несовершеннолетних в криминал. По мнению автора, указанное неоднократное вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления рецидивистом также должно быть соответствующим образом отражено в Уголовном кодексе России.

Одно и тоже деяние (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), независимо от того, совершено оно рецидивистом или лицом, ранее не судимым, создает равную степень общественной опасности, общественная опасность одна и та же. Но общественная опасность личности разная, а потому вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, осуществленное рецидивистом, представляет повышенную общественную опасность. Акцент здесь должен смещаться к личности рецидивиста, ибо именно за счет такой личности усиливается криминальная суть совершаемого деяния. Должна быть и соответствующая ответственность рецидивиста.

5. Для несовершеннолетних, вовлекаемых в совершение преступления рецидивистами, характерны групповые формы криминального поведения. Но это приобретает совершенно иную окраску, когда несовершеннолетние действуют не самостоятельно, а совместно с рецидивистами. Последние часто вовлекают в совершение преступления не одного, а одновременно двух и более несовершеннолетних (в 12% случаев) — это — «вовлечение группы лиц», что не тождественно понятию «вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу», хотя цель одна — создать и укрепить преступную группу. По мнению автора, вовлечение рецидивистом в совершение преступлений одновременно двух и более несовершеннолетних в целях создания преступной группы с уголовно-правовой точки зрения также должно быть рассмотрено особо. Здесь автор обращает внимание на два обстоятельства: во-первых, степень общественной опасности такого деяния весьма высокая, во-вторых, заявляет о себе тенденция увеличения доли таких деяний в структуре всех видов и форм, вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Автор формулирует такое заключение: распространенность преступлений, совершаемых несовершеннолетними, во многом зависит от интенсивности их вовлечения в преступную деятельность.

6. Криминальное влияние рецидивистов на несовершеннолетних, освоение последними преступных традиций и обычаев, приобретение соответствующих знаний и умений способствует их вовлечению в преступные группы. Автором выявлена устойчивая тенденция активного вовлечения несовершеннолетних в совершение групповых преступлений. Цель такого вовлечения — объединение усилий рецидивистов с несовершеннолетними, когда оно достигается именно за счет указанного вовлечения. При этом обращает на себя внимание усиливающаяся тенденция целевых вовлечений несовершеннолетних в преступные группы, ориентация последних на совершение конкретных посягательств, как правило, против собственности. Чаще всего рецидивисты формируют устойчивые преступные группы несовершеннолетних, определяют направленность деятельности этих групп, даже вооружают их. Практике уже известны случаи совершения преступлений наемными рецидивистами группам несовершеннолетних.

7. Виктимное поведение несовершеннолетних автор рассматривает как условие, способствующее их вовлечению в преступную деятельность. При этом из системы отношений «преступник — жертва» следует выделять отношения «рецидивист — несовершеннолетний». Несовершеннолетний, вовлеченный рецидивистом в криминальную деятельность, по существу, является жертвой преступления. Проблема социальных последствий таких вовлечений тесно увязывается автором с социальной защитой подрастающего поколения, обеспечением безопасности несовершеннолетних от криминального влияния и преступных посягательств. В данном случае в орбиту криминологического исследования попадают две оценки: криминолого-правовая и социолого-виктимологическая. При этом во главу угла ставится вопрос об отношениях (или связях) «преступник — жертва», а отсюда — профилактика виктимного поведения несовершеннолетних.

8. При вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления особую роль играет преступный опыт рецидивиста, который имеет место в системе отношений «рецидивист — несовершеннолетний». Этот опыт автор рассматривает в связи с проблемами криминологической детерминации и причинности указанного вовлечения как взаимодействие преступной среды (среди обитания рецидивиста) и личности несовершеннолетнего преступника. Криминальная суть отношений «рецидивистнесовершеннолетний» усугубляется по инициативе именно рецидивиста. Основной вопрос здесь — это личность и социальная среда. Но особую роль играет и криминальная ситуация. Она влияет не только на преступное, но и виктимное поведение, связь которых при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления проявляется особенно ярко.

9. Положения, касающиеся предупреждения преступлений, автор «выводит» на следующую позицию: чтобы с успехом воздействовать на какой-либо специфический объект, надо изучить сам этот объект. Именно в этом смысле автор ведет речь о предупреждении вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность, имея в виду специфический объект профилактического воздействия. Однако, здесь выделяются: преступные действия рецидивиста, вовлекающего несовершеннолетнего в криминальную деятельность, и поведение несовершеннолетнего, вовлекаемого в эту деятельность. Острие же профилактики направлено: на выявление ранее судимых лиц, проявляющих нездоровый интерес к несовершеннолетним и, оказывающих на них криминальное влияние, приобщающих, подстрекающих их к преступной деятельностина выявление несовершеннолетних, которые в силу их поведения и образа жизни, могут быть вовлечены в криминал. Особое значение имеет выявление лиц на стадии появления у них соответствующего замысла. В таком случае важную роль играет оперативно-розыскная профилактика.

Автор определяет следующие направления рассматриваемой профилактики: социальный контроль, административный надзор, оперативно-розыскная профилактика, раскрытие преступлений, виктимологическая профилактика, неотвратимость наказания. Особо выделяются проблемы правового регулирования и проблемы информационного обеспечения профилактики вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность.

10. Деятельность правоохранительных органов по предупреждению вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений всегда направлена на их защиту от криминального влияния, на обеспечение их безопасности. Такая защита имеет особую социальную значимость, но здесь ярко проявляется и правовой аспект, особенно, когда проблемы связаны с преступными действиями рецидивистов. Гарантом защиты несовершеннолетних от их вовлечения в криминал рецидивистами является закон. В данном случае указанная защита ориентирована именно на несовершеннолетних, которые могут быть подвергнуты криминальному влиянию со стороны рецидивистов и ими же вовлечены в преступную деятельность. Такую защиту нельзя отрывать от предупреждения преступлений, совершаемых рецидивистами, от обеспечения общественной безопасности и укрепления правопорядка. Именно поэтому в деятельность правоохранительных органов воплощена сущность защиты подрастающего поколения от криминальных угроз. При этом используются присущие этим органам средства регулирования, соответствующие особенностям борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Апробация результатов исследования обусловлена анализом теоретических и прикладных проблем такого специфического преступления, как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, сформулированных в диссертации научных выводов и предложений практического характера. Автор выделяет такое важное направление социальной практики, как предупреждение вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность, совершаемых рецидивистами. Полученные в ходе исследования данные об отношениях «рецидивист — несовершеннолетний» использовались при подготовке материалов, направленных в практические подразделения органов внутренних дел. В опубликованных автором работах представлены практически значимые предложения, определяющие условия повышения эффективности предупреждения вовлечений рецидивистами несовершеннолетних в криминал. Некоторые результаты исследования, сформулированные в виде выводов, предложений и практических заключений, представлены для внедрения в практику.

Апробация результатов исследования. Основные авторские разработки, выносимые на защиту положения, выводы и предложения, имеющие теоретическое и прикладное значение, докладывались на заседаниях кафедры криминологии Московского университета МВД России, на научно-практических конференции в г. Москве, представлены в опубликованных работах, которые прошли необходимую научную экспертизу. Используются они в учебном процессе при преподавании курса «Криминология» в указанном Московском университете.

Структура диссертации определена характером исследуемых в ней проблем. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения и списка литературы, на которую имеются сноски в диссертации. Диссертация выполнена в объеме, соответствующем предъявляемым требованиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При анализе преступности несовершеннолетних необходимо прежде всего сосредотачивать внимание на учете и изучении реальных объективных возможностей, имеющихся в обществе на каждом этапе его развития. Важно отслеживать социальные, экономические, демографические и многие другие процессы, связанные с преступностью несовершеннолетних, правильно оценивать соответствующие тенденции и закономерности. Нельзя не согласиться с мнением о том, что степень содержательности анализа причин преступности несовершеннолетних, адекватности получаемого при этом нового знания в огромной мере зависит от того, насколько полно и верно понятна социальная действительность, закономерности ее развития. Едва ли не главная специфика и острота всего комплекса социальных проблем современного поколения несовершеннолетних заключается в том, что формирование этого поколения происходило и происходит на этапе кардинального и весьма быстрого с точки зрения исторических масштабов перехода от одного общественного уклада к другому. Ситуация осложняется еще и тем, что время рождения и детство несовершеннолетних преступников, являющихся объектом исследования в современный период, относятся к концу 80-х — началу 90-х годов прошедшего столетия. Именно в детстве формирование личности протекает особенно активно, а социальное влияние на подростка (как позитивное, так и негативное) осуществляется интенсивно и усваивается, «схватывается» быстро, прочно и надолго, рождая достаточно устойчивую систему интересов и ценностей. В таком возрасте у людей весьма сильная реакция на развивающиеся новые социальные процессы. Соответственно этому вырабатываются стереотипы поведения. Обо всем этом необходимо помнить, чтобы подчеркнуть следующее: условия, определяющие обстоятельства жизни современного поколения несовершеннолетних, надо связывать не только с нынешним этапом развития общества, но и с тем временем, когда получали развитие процессы, формирующие их личность.

Реформы в нашей стране начались 10−12 лет назад. Несовершеннолетним (лицам в возрасте 14−17 лет), которых мы исследовали в настоящей работе, в то время было 4−7 лет (некоторые только родились), а тем преступникам, кому тогда было 14−17 лет, сегодня 24−27 лет и среди последних уже сейчас 12% рецидивистов. Экстраполируя показатели, можно сказать, что среди тех, кому сегодня 14−17 лет, непременно будут рецидивистами, причем в среднем плюс — минус 12%. Современное поколение несовершеннолетних заметно отличается от таких же несовершеннолетних конца 80-х — начала 90-х годов прошедшего столетия, а через 10 лет это уже молодежь, которая отличается от всех других лиц присущими только им особенностями. И это будет уже другой этап общественного развития, обнаружатся другие проблемы, касающиеся несовершеннолетних, появятся соответствующие новые знания.

Переломный период, характерный для нынешнего времени, может оказаться и, скорее всего, окажется болезненным, чреватым тяжкими последствиями в судьбе как отдельных групп несовершеннолетних, так и молодежи в целом. Уже сейчас видно, что многие социальные, политические, экономические, демографические, психологические, правовые и другие проблемы переходного периода становятся источником качественно новых изменений в системе формирования подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения у несовершеннолетних, их моральных установок, то есть всего того, что должно стать предпосылкой нормального, законопослушного поведения. Рассматривая эти проблемы с точки зрения детерминации преступного поведения молодежи, М. С. Крутер пишет: «Уже несколько поколений молодых людей имеют в своем составе тех, кто практически оказался выключенным из нормальной системы семейного и внесемейного воспитания, образования, профессиональной подготовки. Определенная.

часть таких людей — это типичные социальные аутсайдеры, представляющие собой потенциальный резерв для криминального мира"1. Есть еще один фактор, продолжает свою мысль М. С. Крутер, который является источником многих проблем, возникающих у молодежи, особенно у младшего возрастного контингента, и на который пока обращено недостаточное вниманиеэто — вопрос о правовой стороне границе, которая отдаляет статус несовершеннолетнего от статуса взрослого лица. Эта формальная граница (достижение 18-летия), как верно пишет М. С. Крутер, означает принципиальное изменение положения молодого человека в обществе, к тому же переход от несовершеннолетнего во взрослого в правовом смысле происходит мгновенно, а в результате вчерашний подросток оказывается совершенно не готов правильно пользоваться новыми правами и обязанностями. Можно сказать, что правовой статус взрослого возникает, как правило, намного раньше фактического превращения несовершеннолетнего во взрослого мужчину. Например, в соответствии с законом (ст. 13 Семейного кодекса России) разрешается заключение брака в возрасте 16 лет, то есть стать мужем, женой, отцом, матерью. Можно привести много подобных примеров. И если, в период превращения несовершеннолетнего во взрослого человек не получает необходимой помощи и защиты, — возникновение тех или иных осложнений, в том числе и криминально значимых, становится потенциально возможным. Если складывается неблагоприятная жизненная ситуация, заключает М. С. Крутер, «несовершеннолетний — взрослый» оказывается фактически (или же ощущает себя) безнадежным социальным изгоем. Защиту своих интересов и своего выбора таким лицам приходится искать в самих себе. У «несовершеннолетних — взрослых» возникает такая проблема, как самозащита своих прав и свобод. А это в нашей стране сейчас связано с довольно большим риском.

1 Крутер М. С. Особенности детерминации преступного поведения молодежи. М., 2002. С. 24.

В развитии этих и некоторых других идей М. С. Крутера, в их пределах рассмотрим некоторые вопросы несовершеннолетних, касающиеся их формирования. При этом наша позиция следующая: современное поколение несовершеннолетних — поколение переходного периода. Здесь надо учесть еще и то, что несовершеннолетние живут в обществе переходного периода.

Что здесь важно видеть?

Надо видеть, что в условиях происходящих перемен оказались демонтированными или ослабленными те институты и социальные нормы, которые в большинстве случаев обеспечивали относительно плавный переход от одного поколения в другое, а также надежное продвижение от школы к работе и дальнейшей учебе. Ушел в прошлое и социальный контроль за несовершеннолетними.

Во всяком случае, что касается несовершеннолетних девушек, то с утратой социального контроля за ними исчезли многие механизмы сдерживания негативных проявлений с их стороны (было иное отношение девушек к проституции, сексуальным увлечениям, порнографии, пьянству и, безусловно, к наркомании). В условиях новых рыночных отношений смыслом активности несовершеннолетних женского пола становится их участие в переменах на основе свободного выбора занятия (деятельности). Понятно, насколько при этом на их пути появляются различного рода опасности (быть вовлеченными в проституцию, наркоманию, преступную деятельность и т. д.). Они рискуют, выбирая вариант поведения, а окружающая «рыночная среда» диктует им, что игра стоит свеч, что рисковать в современных условиях уместно.

Таких опасностей и рисков не знали (или почти не знали) матери нынешних несовершеннолетних девушек, это не было в их опыте, и потому они в большинстве случаев просто не способны оказывать помощь своим детям. На «переходном этапе» нашей жизни стал прерываться процесс передачи «женской нравственности» бабушками и матерями своим внучкам и дочерям, поскольку социальные ценности (стремление к учебе и знаниям, добросовестно выполняемая работа, обязанности в семье и достоинство женщины и т. д.), которыми они жили и гордились, в новой ситуации не имеют интереса и практического значения для подрастающего поколения, часто вовсе непригодны.

Не переходят от поколения к поколению и многие специальности, они становятся просто не нужными, а новые — совершенно не известны родителям. В этом плане в целом социальное наследие теряет смысл. Все эти обстоятельства углубляют «вечный» конфликт «отцов и детей». Отчуждение одних от других зачастую переходит в открытое противостояние, в котором проигравшими оказываются обе стороны. Такое отчуждение пагубно сказывается на детях.

Опрошенные нами несовершеннолетние хорошо понимают, что такое мораль и совесть, честь и достоинство, культура. Однако 72% из их числа, знают «как должно быть», но предпочитают руководствоваться принципом «все средства хороши для достижения цели». То, что этот принцип таит в себе опасности и угрозы, знают 80% из числа тех, кто готов им руководствоваться. «Нынешний этап развития нашей страны, — пишет Р, Г. Яновский, — называют переходным. Этому соответствует и определенный уровень угроз и опасностей для общества и его членов"1. В чем суть этих угроз и опасностей? Конечно, не только в том, что несовершеннолетние готовы руководствоваться принципом «все средства хороши для достижения цели». Появляются именно «переходно-новые» и обостряются «допереходно-старые» проблемы, которые не просто осложняют жизнь молодого поколения, но и разрушают соответствующие отношения.

Все такие проблемы несут в себе заряд социального взрыва, криминального кризиса.

1 Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России. // Социологические исследования, 1999, № 5. С. 40.

На первое место в ряду криминогенных факторов социального кризиса, видимо, следует поставить комплекс проблем экономического характера. Имеются в виду прежде всего противоречия и конфликты, в основе которых лежит социальное неравенство в экономической сфере. Главное здесь — это противоречия между элементарными жизненными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Эти противоречия особенно обостряются, перерастают в неразрешимые конфликты тогда, когда касаются несовершеннолетних, молодежь. Такое социальное первенство в экономической сфере в молодом возрасте, когда формируется личность, воспринимается как социальная несправедливость, повышенной силы протест. Последний нередко принимает форму «криминального настроения». При этом на фоне недостаточной социальной зрелости несовершеннолетних «изгоев» дают себя знать повышенный энергетический потенциал несовершеннолетних, бурное развитие их физических и эмоциональных сил, желание самоутвердиться, проявить себя, заявить о себе. Здесь можно говорить и о многих нравственных дефектах, присущих определенной части несовершеннолетних, об ощущении вседозволенности и безнаказанности и о других подобных компонентах механизма преступного поведения.

Таким образом, проводимая в нашей стране новая экономическая реформа все еще имеет изъяны, многие из которых так или иначе оказывают негативное влияние на поведение несовершеннолетних. В целом эта реформа имеет позитивные социальные, политические, экономические, духовные, моральные ориентиры, однако несовершеннолетние сейчас пока еще живут в деструктивной нравственной атмосфере, когда главная концепция успеха для многих из них — деньги. При этом труд и учеба для них не главное. Некоторые категории несовершеннолетних руководствуются принципом: «главное деньги, независимо от путей их приобретения». Многие из них не отрицают преступный путь.

Данные нашего исследования показывают, что почти каждый несовершеннолетний преступник имел не связанную с трудом ориентацию. Среди них 18% однозначно никогда не стали бы работать, даже если испытывали материальные трудности, 9% могли бы работать при определенных условиях, 63% - не определились в своем выборе и только 10% хотят учиться, работать, получить профессию. Ориентация на преступные деньги не смущает почти никого из них, а оправдание этому — «все воруют». Труд не является способом жизненного самоопределения — в 1990 году на это указывали 11% несовершеннолетних преступников, в 1997 году — 68%, в 2003 году по расчетным данным — 92% Такая же тенденция характерна и для такой ценности, как образование. Здесь много взаимосвязанных проблем: воспитание, желание улучшить быт и досуг, стремление к созданию семьи и т. д. Из числа несовершеннолетних преступников не видят ничего плохого: в пьянстве — 28%, в наркомании — 14%, в проституции — 9%. Весьма удручающе то, что 58% осужденных к лишению свободы несовершеннолетних не знают, что они будут делать после освобождения от наказания. У многих из них уже нет дома, с родителями порваны все отношения. Если жизнь доведет до самоубийства, заявили 6% отбывающих наказание в местах лишения свободы, то этого не миновать. «Для обыденного человека, — пишет Г. М. Андреева, -нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как абсолютная неопределенность ситуации и, следовательно, невозможность даже Л ближайшего прогнозирования своей судьбы». Но это для обыденного человека. А что касается будущей судьбы несовершеннолетнего преступника, предсказать в принципе не трудно — неопределенность, а, скорее всего, — новая преступная жизнь. Исключение можно сделать только для того, кто случайно оступился, попал под влияние, желает порвать с преступным прошлым. По нашим данным, таких лиц немного. В условиях,.

1 Кисляков А. С. Паразитический образ жизни несовершеннолетних. Саратов, 2002. С.17−18.

2 Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. С. 260. См. также: Чупров В. И., 3>бок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001. С.74−75. в которых несовершеннолетнему уготовлена не нормальная жизнь, а борьба за самого себя без надежды на победу, существенно повышается риск продолжить преступную жизнь.

Сегодня не может не привлекать внимание проблема так называемой компьютерной зависимости подростка (в средствах массовой информации ее часто сравнивают с наркотической зависимостью). Среди несовершеннолетних довольно широкое и угрожающее развитие получают компьютерные игры. Специалисты обращают внимание на то, что, во-первых, сам компьютер, когда его слишком «много», отрицательно влияет на здоровье подростка, вызывая различные нервно-психические расстройства, во-вторых, чрезмерное увлечение компьютерными играми ведет от виртуального насилия к насилию в реальной жизни. Около 10% несовершеннолетних (независимо от пола), совершивших насильственные преступления против личности, уже были хорошо знакомы с виртуальным насилием и, с их же слов, весьма активно увлекались соответствующими компьютерными играми. Специалисты предостерегают от злоупотребления такими играми, подчеркивая их опасность для несовершеннолетних, когда виртуальная жизнь выступает в роли психического фактора, препятствующего вхождению в реальную жизнь. Имеется здесь связь вообще с компьютерной преступностью. В перспективе эта проблема будет еще более усугубляться.

Особую актуальность приобретают проблемы исправления осужденных несовершеннолетних, обеспечение их безопасности от криминальных угроз и преступного влияния. Большую значимость приобретают вопросы защиты несовершеннолетних от вовлечения их в преступную деятельность.

Завершая диссертацию, надо сказать еще о теоретическом и прикладном значении информации, полученной в результате исследования.

Практика обращает внимание на ключевые проблемы, с одной стороны, вызывающие к жизни преступления несовершеннолетних, с другой — определяющие приоритетные направления борьбы с этими преступлениями. Именно новая информация открывает путь к принятию необходимого комплекса организационно-управленческих решений на всех уровнях указанной борьбы, без которых невозможно построение системы, ориентированной на предупреждение преступлений, совершаемых именно несовершеннолетними, системы, направленной на обеспечение криминологической безопасности лиц, страдающих от этих преступлений, на защиту потерпевших от преступных посягательств. Невнимание же к указанным проблемам, задержка с их решением, игнорирование новой информации способны привести практику и часто приводят к негативным последствиям. Столь же неизбежно замечаются и соответствующие теоретические исследования, критерием оценки эффективности которых, как известно, является практика. Имеется достаточно широкое поле деятельности для научных разработок проблем, связанных с преступным поведением несовершеннолетних и их вовлечением в криминальную деятельность. Весьма значителен и социальный заказ на такие разработки. Запросы практики на этот счет также достаточно велики. Дальнейшие исследования должны быть направлены на преодоление криминальных явлений среди несовершеннолетних.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: «Проспект», 2001.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: «Торговый дом СТОГЛАВЪ», 1995.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: «Инфра-М-Норма», 1996.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
  6. Кодекс Российской Федерации. «Об административных правонарушениях». М.: «Проспект», 2002.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2004.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Проспект», 2002.
  9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Общая часть. М.: «Инфра-М-Норма», 1996. С. 440.
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: «Инфра-М-Норма», 1996. С. 580.1. КНИГИ
  11. С.Н. Характер насилия и корыстные мотивы преступлений против личности. М.: Юридический институт МВД России, 1997 (38 е.).
  12. С.Н., Дерябин С. Д., Солодовников С. А. Побои и истязания. Проблемы криминологии. М.: «ЮНИТИ- Закон и право», 1999 (127 е.).
  13. С.Н., Пучнин В. М. Похищение человека (криминологический анализ). Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 1999 (29 е.).
  14. С.Н., Сасиков А. И., Тищенко М. Д. Наркомания и проблемы криминального насилия. М.: Юридический институт МВД России, 1999 (32 е.).
  15. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980 (525с.).
  16. Г. А., Вицин С. Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М.: «Знание», 1972 (58с.).
  17. А.И., Солопанов Ю. В. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. М.: Московская высшая школа милиции МВД СССР, 1979 (54 с).
  18. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: Издательство «НОРМА», 2001 (481 е.).
  19. Г. А., Сафиуллин Н. Х. Умышленные убийства: их особенности, классификация и предупреждение. М.: Юридический институт МВД России, 1996 (286с.).
  20. Г. М. Психология социального познания. М.: Издательство «ИНТЕР», 2000 (312 е.).
  21. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973 (54 е.).
  22. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД СССР, 1975 (112 е.).
  23. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983 (82 е.).
  24. М.М. Социальные последствия преступности. М.: Академия МВД СССР, 1982 (64 е.).
  25. Бафия Ежи. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации (перевод с польского). М.: «Прогресс», 1983 (154с.).
  26. Ю.В., Конев А. А. Латентная преступность и правосознание. Омск: Омская Высшая школа милиции МВД СССР, 1986 • (72 е.).
  27. А.В., Сафиуллин Н. Х. Преступное насилие над личностью и виктимное поведение лиц, потерпевших от изнасилования. М.: Юридический институт МВД России, 1996 (28 е.).
  28. В. А. Криминологическое исследование убийств и обеспечение безопасности жизни граждан. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2001 (24 е.).
  29. С.Е. Моделирование в криминологии. М.: Высшая школа МВД СССР, 1974 (102 е.).
  30. Т. Женщина в «зеркале» криминала. М.: «Полиграфтек», 1998(199 е.).
  31. И.В., Зулкарнеев P.M. Тяжкие преступления в семье. М.: ВНИИ МВД России, 1997 (72 е.).
  32. А.И. Криминология.: М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРА-М, 1999 (267 е.).
  33. В.Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999 (255 е.).
  34. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. (Вопросы теории). Львов: Издательское объединение «Вища школа». Издательство при Львовском государственном университете, 1976(185 е.).
  35. А.Э., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов: Издательство при
  36. Львовском государственном университете издательского объединения «Вища школа», 1980 (210 е.).
  37. Н.Г. Психические аномалии и проблемы уголовной ответственности. М.: ВНИИ МВД России, 1995 (68 е.).
  38. В.И. Общественная психология и новые формы отклоняющегося поведения. М.: Издательство «Ассоциация человек и общество», 1995 (156 е.).
  39. В.Е. Основы виктимологии. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений. М.: «NOTA BENE», 1999 (278 е.).
  40. Ким Е. П. Быт и преступность. Хабаровск: Хабаровский юридический институт МВД России, 2000 (96 е.).
  41. С.И. Несовершеннолетние преступники: повторные грабежи и разбои. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 1998 (95 е.).
  42. С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Курск: Региональный открытый социальный институт, 1998 (94 е.).
  43. С.И. Общеуголовная корыстно-насильственная преступность: теория и практика. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 1999 (229 е.).
  44. А.С. Паразитический образ жизни несовершеннолетних. Саратов: Саратовский юридический институт, 2002 (116 е.).
  45. Д.А., Кириллов С. И. Вооруженные разбойные нападения. М.: Юридический институт, 1998 (52 е.).
  46. Д.А., Землянухина Л. М. Личность вооруженного преступника и предупреждение вооруженных преступлений. Ростов-на-Дону: Ростовский юридический институт МВД России, 2001 (65 е.).
  47. Н.А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним. М.: «Криминологическая ассоциация», 1999 (216 е.).
  48. Криминология. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997 (779 е.).
  49. М.С. Особенности детерминации преступного поведения молодежи. М.: ВНИИ МВД России, 2002 (87 е.).
  50. В.Н. Причины правонарушений. М.: «Наука», 1976 (285с.).
  51. В.Н. Правонарушения: их причины и предупреждение. М.: «Знание», 1977 (46 е.).
  52. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: «Наука», 1982 (287 е.).
  53. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: «Наука», 1986 (448 е.).
  54. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.: Издательство Московского госуниверситета, 1984 (203 е.).
  55. С .Я. Традиции, обычаи, и преступность. Теория, методология, опыт криминологического анализа. М.: Межрегиональный центр коммерческой безопасности, 1995 (165 е.).
  56. Ли Д. А. Преступление как социальное явление. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997 (174 е.).
  57. Насильственная преступность. М.: «Спартак», 1997 (112 с.).
  58. С.Г. Общественные болезни. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 1996 (330 е.).
  59. Организованная преступность 2. Проблемы, дискуссии, предложения. М.: Криминологическая ассоциация, 1993 (326 е.).
  60. Ф.Ю. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (проблемы криминологии). М.: Юридический институт МВД России, 2002 (28 е.).
  61. В.Ф. Законы преступного мира и молодежь (криминальная субкультура). Тверь: Издательство Тверского госуниверситета, 1994 (48 е.).
  62. В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимодействия организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М.: Академия управления МВД России, 1998 (226с.).
  63. Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М.: Академия МВД СССР, 1990 (65 е.).
  64. В.И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980 (52 е.).
  65. Преступления против личности и результаты работы по их раскрытию. Статистический сборник. К оперативному совещанию МВД Российской Федерации. М.: Главный информационный центр МВД России, 2003 (20 е.).
  66. .П. Несовершеннолетние наркоманы. М.: Юридический институт МВД России, 2000 (32с.).
  67. А.В., Дидатов Ю. А. Понятие и признаки соучастия в преступлении. М.: Юридический институт МВД России, 1998 (94 е.).
  68. Н.Х., Данилевская М. В., Куликов Н. И. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. Казань: Юридический институт МВД России, 1995 (85 е.).
  69. Н.Х. Криминологический анализ виктимного поведения несовершеннолетних. Казань: Юридический институт МВД России, 1996 (109 с.).
  70. С.А. Криминальная экономика и насильственные преступления против собственности граждан. М.: ЮНИТИ- Закон и право, 2003 (317 с.).
  71. JI.B. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе: Издательство Душамбинского госуниверситета, 1980(172 е.).
  72. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М.: «Спартак», 2001 (96 е.).
  73. Г. И. Криминология (перевод с немецкого). М.: «Прогресс», 1994 (501 е.).
  74. Эффективность борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Омск: Омская высшая школа милиции, 1985 (56 е.).
  75. A.M. Индивидуальная профилактика преступного поведения. Горький: Горьковская Высшая школа МВД СССР, 1977 (112с.).
  76. A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: «Наука», 1985 (243 е.).
  77. A.M. Социология экономической преступности. М.: «Наука», 1988 (252 е.).
  78. Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России.// Социологические исследования, 1999, № 5 (с. 38−43).
  79. С.В. Закон и борьба с преступностью несовершеннолетних. // Закон и право, 2001, № 6 (с.43−45).
  80. Н.Ю. Социально-демографическая ситуация в России.// Политика и власть, 2000, № 2 (с.6−9).
  81. Ю.Д. Понятие личности преступника.//Советское государство и право, 1979, № 8 (с.72−76).
  82. А.В., Филиппов Н. А. Преступность и наркомания: взаимосвязь явлений и их социологический анализ.//Криминологический журнал, 2003, № 2 (с. 53−56).
  83. К.Е. Несовершеннолетние и их участие в преступных группировках. // Профилактика правонарушений. Вып.8. М.: Академия МВД СССР, 1982 (с. 34−36).
  84. Н.Н. Особенности корыстного поведения лиц, ведущих преступный образ жизни. В кн.: Корыстно-насильственные преступления и их предупреждение. Киев: Киевские высшие курсы МВД Украины, 1994 (с. 60−65).
  85. С.Я. Традиции в криминологии.//Криминологический журнал, 2002, № 2 (с. 14−17).
  86. Н.В. Проблемы вовлечения несовершеннолетних женского пола в преступную деятельность.//Криминологический журнал, 2002, № 2 (с. 22−24).
  87. Н.В. Семья: родители и дети (криминологические проблемы). // Вестник Московского университета МВД России, 2003, № 2 (с.38−42).
  88. Ю.П. Роль социального контроля в предупреждении преступлений, совершаемых безнадзорными несовершеннолетними. // Криминологический журнал, 2002, № 2 (с. 29−32).
  89. С.З. Новая политика безопасности государства и проблемы нейтрализации преступности. В кн.: Преступность: стратегия борьбы. М.: «Криминологическая ассоциация», 1997 (с.70−76).
  90. А.Б. Науковедческие вопросы советской криминологии.// Правоведение, 1984, № 4 (с. 68−72).
  91. А.В. Общественный порядок и образ жизни. Советское государство и право, 1978, № 4 (с.71−75).
  92. А.А., Рыжкин А. Н. Рецидивист и преступная профессия. -В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1998 (с. 46−49).
  93. И.Н. Вовлечение несовершеннолетних в пьянство. В кн.: Преступность и пьянство. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский госуниверситет, 2002 (с.46−52).
  94. И.Ю. Криминальные компоненты современной социальной динамики России.//Бизнес и политика, 1995, № 9 (с.3−7).
  95. А.С., Забрянский Г. И. Выявление латентной преступности.//Советское государство и право, 1971, № 5 (с.70−76).
  96. A.M. Социальные функции процесса криминализации. // Советское государство и право, 1980, № 2 (с. 63−70).1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  97. Н.А. Криминологическое изучение и предупреждение органами внутренних дел проституции. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М: Юридический институт МВД России, 1999 (25с.).
  98. В.А. Криминологическое исследование убийств и обеспечение безопасности жизни граждан. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2001 (24 е.).
  99. В.М. Криминальная наркомания женщин: анализ и предупреждение. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2002 (22 е.).
  100. H.JI. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2002 (26с.).
  101. С.Д. Криминологический анализ и проблемы предупреждения побоев и истязаний как преступлений против личности. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 1999 (23 е.).
  102. Р.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 1995 (24 е.).
  103. O.JI. Принятие решения в механизме преступного поведения: Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд.юрид. наук. М.: Институт государства и права Академии наук СССР, 1984 (24 е.).
  104. Ю.В. Криминологическая характеристика и предупреждение уличной преступности в условиях города. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 1999 (23с.).
  105. С.Я. Традиции и обычаи в системе криминологической детерминации. Автореф. диссертации на соискание ученой степени д-ра юрид.наук. М.: Юридический институт МВД России, 1995 (45с.).
  106. С.К. Насильственные преступления, совершаемые против предпринимателей. Автореф. Диссертации на соискание ученой степени канд.юрид.наук. М.: Юридический институт МВД России, 1996 (24 е.).
  107. Н.В. Криминологическое исследование ипредупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2003 (24 е.).
  108. Н.Н. Насильственные преступления, совершаемые несовершеннолетними женского пола: криминологический аспект. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2002 (23 е.).
  109. А.С. Безопасность личности и обеспечение ее безопасности органами внутренних дел. Автореф. диссертации насоискание ученой степени д-ра юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 1999 (49 е.).
  110. О.Б. Современные кризисные явления в демографическом развитии России и ее регионов. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. М.: Московский государственный университет, 2000 (23 е.).
Заполнить форму текущей работой