Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические коммуникации в условиях трансформации современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См., например: Прилуцкий Е. А. Сознание и глобальные коммуникации: опасности и надежды // Новое русское эхо. — 2007. — № 3. — URL: http://www.abc-globe.com/oposavt.htm (дата обращения 01.10.2011) — Павлова Е. К. Политический дискурс в глобальном коммуникативном пространстве (на материале английских и русских текстов): Автореф. дис. д-ра филол. наук. — М., 2010. -45 с. J См., например: Кин Дж… Читать ещё >

Содержание

  • характеристики, влияющие на восприятие, результативность по отношению к итогам голосования, полученный эффект и др

Техника проведения контент-анализа состоит из нескольких этапов. После того, как мы определили основную цель исследования, совокупность изучаемых материалов, временной промежуток сбора материала, единицы анализа и перечень подлежащих оценке критериев, мы можем приступать к самому анализу. Завершает процедуру этап анализа полученных данных и интерпретации результатов. В результате проведения контент-анализа стало возможным выделить факторы искажения восприятия материалов печатной рекламно-агитационной продукции и количественно оценить частоту их появления и степень влияние (см. нижеприведенную таблицу). Основные

выводы представлены в тексте второй главы диссертации.

Наимено- Подкатего- Крат кое Ьди- Частота Крши- Меюлм вание рии описание ницы совмещения с фактором (на каждые 100 не ческая борьбы фактора анали- идентичных материалов) потеря за в % частота на

100 не иден- техни- психоло- технопо- общим тич- ческим гическим 1ическим лингвисных тическим мате

I ехниче- простые плохая пе- 28 5 2 3 40 След) ет скин технические визуальные факторы чать фотографии в 1 азете листовке и др «отслеживать на эгапе версии и вывода на сложно- опечатки печа! ь технические визуапьные ошибочно помешенные № # факторы фотографии и рисунки меняющие смысл сообщения !» 'Ф

Пеихото- индиви- чаще все- 21 5 2 0 25 Необходимо

1 ическии дуальные го зависят от психо- проведение предварисоциальнопсихологические фильтры психологические фильтры, связанные с социальной средой логического состояния человека, декодирующего сообщение, в данный момент времени значимость того или иного понятия для данной группы стереотипы, свойственные человеку как представителю той или иной социокультурной среды телыюю анализ С0ЦИ0Л01 и-ческих исследований

1 схноло-1 ичсский каждый образец печатной агитации, будь то листовка, плакат или буклет, преследует основную цель -внедрить в сознание и подсознание получателя определенную информацию о политическом деятеле, партии Если главная идея от-сутсвует, то мы делаем вывод, что фактор имеет свое

Технологические требования, соблюдение которых поможет внедрить в сознание и подсознание аудитории необходимое сообщение приведены в тексте второй главы диссертации влияние % *

Общий 11ростои наруше- 6 3 0 0 ' * V* *? 35−40 Редакшро пингвис-1ическнй лингвистический ние лексических и грамматических норм и правил русского языка < ^ |г ё у? ЙГ' г 1 г" 4* г Щф ванис учи 1срри юри альныч язы коиых норм и особенно и ей Письменный стиль должен

Сложный Сложный * ш быть пролингвист ческии для понимания язык, стиль изложения #4 г, # *) стым, легко понимаемым Содержание рекламных носителей должно разрабатываться с учетом

Г, ^ 1? У И" ,*51 лингвис тических особенностей региона и домини

1 / рующего уровня образова р? ^ * ния

Таблица 1 Результаты контент-анализа материалов печатной рекламно-агитационной продукции

Политические коммуникации в условиях трансформации современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

России. — М., 2002. — С. 195−231 — Политическая имиджелогия / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. — М.: Аспект Пресс, 2006. -400 с. — Гришина М. В., Головин А. Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. — М.: Центризбирком, 2007. — 80 с.

См., например: Прилуцкий Е. А. Сознание и глобальные коммуникации: опасности и надежды [Электронный ресурс] // Новое русское эхо. — 2007. — № 3. — URL: http://www.abc-globe.com/oposavt.htm (дата обращения 01.10.2011) — Павлова Е. К. Политический дискурс в глобальном коммуникативном пространстве (на материале английских и русских текстов): Автореф.. дис. д-ра филол. наук. — М., 2010. -45 с. J См., например: Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. — М.: Памятники исторической мысли, 1994. — 170 е.- Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. — М.: Изд-во МГУ, 1995. -104 с. — Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. — М.: Росспэн, 1997. — 200 с. — Анохин М. Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 1999. -№ 1. — С. 40−52 — Анохин М. Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2000. — № 2. — С. 101−104 — Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ.- послесл. М. А. Абрамова. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400 с. — Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. — 2002. — № 3. — С. 5−18 — Политология: Лексикон / Под ред. А. И. Соловьева. — М.: РОССПЭН, 2007. — 800 с. — Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование: монография. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 220 с. — Мамонов М. В. Информационная политика и изменение общественного мнения // Полис — 2011. — № 5. — С. 26−32 — Бондаренко С. В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии» // Полис — 2011. — № 5. — С. 164−178.

4 См., например: Дридзе T. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М.: Наука, 1984. — 268 с. — Каменская О. Л. Текст и коммуникация. — М.: Высшая школа, 1990. — 150 с. — Hahn D. F. Political Communication: Rhetoric, Government and Citizens. — State College (Pennsylvania): Strata.

— Ж. Шварценберг, М. М. Назаров, К. А. Антонов, Е. В. Артюхина и др.1), психологического (А. М. Цуладзе, Р. Харрис, В. Г. Зазыкин, С. Г. Кара-Мурза, Ю. Щербатых, А. В. Коноваленко и др.).

При этом долгое время усилия российского научного сообщества были направлены на освоение зарубежной научной теории (П. Лазарс-фельд, Б. Берельсон, X. Годэ, Э. Кац, М. Дефлёр, М. Маклюэн, К. Фиор, Г. Лассуэлл, Ж. — М. Коттрэ, П. Кларк, Ф. Дж. Клайн, Е. Фредин, В. Гэймсон, о.

Э. М. Роджерс, Э. Тоффлер и др.). В настоящее время намечается поворот в развитии российской политической мысли: все больше внимания уделяется отечественному опыту, выходят в свет все новые и новые российские.

Publishing Inc., 1998. — 290 p. — Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — 248 с. — Fairclough N. Analysing Discourse. Textual Analysis for Social Research. — L.: Routledge, 2003. — 270 p. — Chilton P. Analysing Political Discourse: Theory and Practice. — New York: Routledge, 2004. — 226 p. — Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая лингвистика: Учебное пособие. — М.: Флинта, 2008. — 352 с. — Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / Отв. ред. А. П. Чудинов / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009. — 292 с.

1 См., например: Шварценберг Р. — Ж. Политическая социология: в 3-х ч. Ч. 1−111 / Пер. с фр. — М.: Просвещение, 1992 — Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество.

Введение

в теорию и исследования / М. М. Назаров. — М.: Аванти плюс, 2003. — 428 с. — Гусева Е. В. Театрализация пространства политики как социальная тенденция // Социокультурные исследования: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н. В. Ду-линаВолгГТУ. — Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2004. — Вып. 8. — С. 311−314 — Антонов К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования: Монография / К. А. Антонов. — Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2006. -282 с. — Артюхина Е. В. Информационные технологии конструирования имиджа и их влияние на региональную политическую сферу // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9, Исследования молодых ученых. — Вып. 6. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 22−26 — Артюхина Е. В. Тенденции развития политической Интернет-коммуникации в России // Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И. А. Алешковский, П. Н. Костылев. — М.: Изд-во МГУ: СП «Мысль», 2008. — С. 7−9 — Антонов К. А. Социологическая экспертиза взаимодействия органов региональной власти и СМК / К. А. Антонов // Философия образования. — 2009. — N 2 (27). — С. 83−90.

См., например: Цуладзе А. М. Большая манипулятивная игра. — М.: Алгоритм, 2000. — 420 с. — Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. -4-е международное издание. — М.: «Олма-пресс», 2002. -448 с. — Зазыкин В. Г. Психологические аспекты избирательного процесса. — М.: РЦОИТ, 2002. -128 с. — Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. — М.: Эксмо, 2003. — 444 с. — Щербатых Ю. Психология выборов. — М.: ЭКСМО, 2004. — 400 с. — Коноваленко А. В. Психология политической рекламы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 96 с.

См., например: Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet Н. The People’s Choice. — New York: Free Press, 1944. -187 p. — Katz E., Lazarsfeld P. F. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. — Glencoe: Free Press, 1955. — 400 p. — DeFleur M. Theories of Mass Communication. — New York: D. McKay, 1966. -171 p. — McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: an Inventory of Effects. — New York: Random House, 1967. — 159 p. — Lasswell H. D. Propaganda Technique in the World War. — Cambridge, Mass: The M.I.T. Press, 1971. — 268 p. — Cotteret J. — M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique. — Paris: Presses universitaires de France, 1973. — 178 p. — Clarke P., Kline F. G. Media effects reconsidered // Communication Research. — 1974. -№ 1. — Pp. 224−240- Clarke P., Fredin E. Newspapers, Television and Political Reasoning// Public Opinion Quarterly. — 1978. -№ 42(2). — Pp. 143−160 — Gamson W. A. The 1987 distinguished lecture: a constructionist approach to mass media and public opinion // Symbolic interaction. — 1988. -№ 2. — Pp. 161−174 — Rogers E. M. A history of communication study: A biographical approach. — New York: The Free Press, 1994. — 576 p. — Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557 с. труды в области политических коммуникаций (Т. Н. Громова, М. С. Вершинин, С. А. Шомова и др.1), в том числе посвященные политической рекламе (И. И. Скрипюк, Е. В. Егорова-Гантман, К. В. Плешаков, Л. Д. Под.

2 ^ горная и др.), технологиям (Ф. Н. Ильясов, Е. Малкин, Е. Сучков и др."), общественному мнению и СМИ (И. М. Дзялошинский, М. Н. Володина, В. А. Анникова и др.4) и др. Одними из первых и фундаментальных в отечественной практике теоретического анализа политических коммуникаций стали работы М. Н. Грачева5.

При всем внимании, уделяемом изучению отдельных проявлений, сторон, форм политических коммуникаций (прежде всего политической рекламе, технологиям), многие их грани все еще нуждаются в детальном.

1 См., например: Громова Т. Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика // Сборник научных трудов «Теория коммуникации & прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1 / Под общ. ред. И. Н. Розиной. — Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. — С. 43−52 — Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 98−107 — Шомова С. А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы. — М.: Издательство ИНИОН, 2004. — 246 с.

2 См., например: Скрипюк И. И. Политическая реклама и политический РЯ в России // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций // Под ред. В. Ю. Большакова. — СПб., 2000. — С. 192−244 — Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. — М.: Никколо-Медиа, 2002. -изд. 2-е. — 240 с. — Подгорная Л. Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2006. — № 8. — С. 95−101.

См., например: Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. -М.: Издательство ИМА-пресс, 2000. — 200 с. — Малкин Е., Сучков Е. Политические технологии. — М.: «Русская панорама», 2006. — 680 с.

4 См., например: Дзялошинский И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. — М.: Студия Викон, 1996. -230 с. — Володина М. Н. Язык СМИ — основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования под ред. Володиной М. Н. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 320 с. — Анникова В. А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2007. — № 4. — С. 53−65 — Анникова В. А. Средства массовой информации в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 2008. — № 4. — С. 122−129.

5 См., например: Грачев М. Н. Политическая коммуникация: от вещания к диалогу // Права человека в диалоге культур: Материалы международной научной конференции, 26−28 ноября 1998 г. — М.: РГГУ, 1998. — С. 141−143 — Грачев М. Н. Политические коммуникации и коммуникационное измерение политики // «Новая» Россия: политическое знание и политологическое образование: Материалы межвузовской научной конференции, 1−2 декабря 2000 г. — М.: РГГУ, 2000. — С. 36−41 — Грачев М. Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2001. — № 3. — С. 88−103 — Грачев М. Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» // Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. — 2003. — № 4 — С. 34−42 — Грачев М. Н. «Электронная демократия»: возможности и угрозы // Интернет и современное общество: Труды XII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 27−29 октября 2009 г. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — С. 76−80. изучении1. В существующих исследованиях и литературе не сложилась еще современная концепция изучения политико-коммуникативного пространства применительно к российской специфике, учитывающая опыт, накопленный ранее во всем том множестве исследовательских практик, к которым обращается любая коммуникативная проблематика. Разработка этой задачи в условиях становления такой новой ветви научного знания как «политическая коммуникативистика» для современной политической теории представляется одной из значимых и требует дальнейшего внимания научного сообщества. Всем вышеизложенным определяется объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — коммуникации в сфере современной российской политики.

Предметом исследования являются сущностные характеристики, особенности и тенденции развертывания политических коммуникаций в условиях современных трансформаций российского общества.

В соответствии с обозначенными объектом и предметом целью исследования является изучение и выявление сущности, особенностей и основных тенденций развертывания политических коммуникаций в современной России на примере Республики Коми.

Главная цель достигается посредством постановки и решения следующих исследовательских задач:

1. определения истоков и этапов развития научных взглядов на коммуникативную сферу властных отношений, выявления специфики научных исследований в области «политической коммуникативистики», уточнения ее проблематики в современных условиях, новых научных направлений и их перспектив;

2. освещения содержания ведущих методологических и концептуальных подходов к исследованию политических коммуникаций в усло.

1 См.: Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. -2002. -№ 3. — С. 5−18. виях трансформаций современного российского общества;

3. использования метода моделирования применительно к современным информационно-коммуникативным процессам в политической сфере России;

4. апробирования авторского концептуального подхода в рамках изучения эмпирических данных о социодинамике политико-коммуникативных взаимодействий в современной России и выявления на этой основе ключевых детерминант, специфических свойств и тенденций их развертывания;

5. проведения углубленного прикладного исследования электоральной составляющей политических коммуникаций России, определения основных факторов, оказывающих существенное влияние на поведение избирателей в Республике Коми;

6. разработки принципов построения эффективных политических коммуникаций и обеспечения результативности коммуникативных взаимодействий в электоральной сфере, включая изложение основных технологических рекомендаций по использованию выявленных закономерностей для повышения эффективности политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для разработки инструментария анализа современных политических коммуникаций использована интегративная теоретико-методологическая база. Научной основой изучения политических коммуникаций на современном этапе стала совокупность теоретико-прикладных методов изучения и анализа политических коммуникаций, базирующаяся на фундаментальных понятиях и положениях риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной, критической концепций. При поиске основы для определения ключевых этапов в истории изучения политических коммуникаций и выделении соответствующих критериев отграничения способов организации научного поиска автор опирается на oeil новные положения теории информационного общества и критерии информационно-технологических революций. При выявлении факторов искажения восприятия сообщений политических коммуникаций и оценке их влияния были использованы математические методы анализа размеров информационных потерь. Также авторский анализ базировался на принципах системного подхода, сравнительного анализа и моделирования политико-коммуникативных процессов.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты исследований, полученных в ходе комплексного политологического мониторинга, включавшего наблюдение, социологический опрос, экспертные интервью, анализ документов, в том числе контент-анализ рекламно-агитационных материалов и др. Все «полевые исследования» были проведены в отдельном субъекте Российской Федерации — Республике Коми.

Использование названных методологических принципов и эмпирических методов анализа является необходимым условием политологического исследования политических коммуникаций в современной России и получения более полного и целостного представления об изучаемом объекте. Основные понятия и принципы использованных концепций и подходов способствуют формированию исследовательской программы.

Раскрытие темы реализуется посредством применения следующей исследовательской схемы: от рассмотрения сущности теоретико-методологических оснований изучения коммуникаций в политике к определению на этой основе концептуального базиса изучения политических коммуникаций в современном российском обществе в условиях информатизации и трансформаций с последующей декомпозицией теоретических положений на эмпирический уровень познания и получения на этой основе научно обоснованных прикладных данных. В процессе осуществления приведенного исследовательского алгоритма были выделены сущностные и специфические характеристики политических коммуникаций современной России, тенденции их развертывания в условиях трансформаций современного российского общества.

Научная новизна диссертации обусловлена теоретическими и практическими потребностями в определении современного уровня развития системы политических коммуникаций в России. Личный вклад автора в получение научных результатов, изложенных в диссертации, заключается в обосновании выводов, вытекающих из научно-методологической проработки темы, использования обширного зарубежного и отечественного научного материала, проведения апробации разработанной и предложенной в диссертации концепции анализа, корректностью в оперировании научной информацией и данными, полученными в ходе собственных эмпирических исследований. Диссертационное исследование опирается на эмпирическую базу, включающую как результаты общероссийских соцоп-росов, так и результаты, полученные лично автором в ходе комплексного прикладного исследования, проведенного на территории Республики Коми.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальным базисом изучения политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества служит междисциплинарная интеграция, включающая в себя совокупность таких теоретико-прикладных подходов к изучению политических коммуникаций, как риторический, семиотический, феноменологический, критический, кибернетический, социопсихологический, социокультурный. В рамках каждого из выделенных теоретико-методологических аспектов в диссертации разработана сводная проблематика, представленная в виде диаграммы.

2. К основной тенденции развертывания политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества, подтвержденных материалами эмпирических исследований в Республике Коми, относится возрастание роли общественного мнения в политике и превращение СМИ в главный инструмент его формирования. Заметную роль в этом процессе играет открытый доступ населения к информационным ресурсам. Лидирующие позиции в этом отношении занимают телевидение и периодическая печать. Растущее воздействие на процесс выстраивания коммуникативного взаимодействия, в первую очередь, оказывает всеохватывающая компьютеризация и внедрение сети Интернет. Увеличилась роль государственной информационной политики как главного инструмента поддержания взаимодействия правительства с удаляющимися от него сегментами общества. Наконец, набирает силу рекламизация политических коммуникаций, выражающаяся в их следовании законам рекламного бизнеса, в соответствие с которыми негативная или невыгодная информация отсеивается или умалчивается и одновременно навязывается заготовленное, как правило, предвзятое мнение, в связи с чем происходит неконтролируемый рост «черных» политических технологий.

3. В рамках изменения моделей политических коммуникаций за счет привлечения Интернет-пространства стали применятся две новые модели коммуникативного взаимодействия. В первой модели источник и получатель меняются местами, коммуникативная инициатива переходит в руки получателя. Пользователь в сети Интернет все чаще сам выступает в роли стороны, формирующей и отправляющей запрос на коммуникацию, требует информацию о политическом событии и др. Тем самым сначала появляется запрос на политическую информацию, потом рождается потребность в политической коммуникации, целью которой становится передача источником затребованной информации в доступной форме. Понятие «запрос» — это уже не обратная связь, а другой и не менее ценный элемент современной политической коммуникации, ибо свидетельствует о том, что последующая коммуникация не будет безрезультатной. Вторая модель не предусматривает первоначального запроса со стороны получателя, а предполагает взаимодействие со случайным получателем либо вообще без последнего. Первая модель предпочтительнее, поскольку ее эффективность выше даже по сравнению с реализуемыми сегодня вне Интернета популярными моделями политических коммуникаций.

4. Современные российские политические коммуникации вступили ныне в переходно-адаптационный период, обусловленный процессом перехода на цифровое вещание. Обеспечение равноправного доступа всего населения страны к информационным политическим ресурсам, повышение политической активности жителей российской глубинки, качественное изменение характера политических коммуникативных взаимодействий становится возможным по причине того, что цифровизация в перспективе охватит все компоненты современной национальной телекоммуникационной инфраструктуры. Этот процесс непосредственно способствует обеспечению прямой демократии в условиях трансформаций современного российского общества.

5. В современной политико-коммуникативной системе России особую значимость приобрели избирательные коммуникации, характер которых определяет происходящая рационализация формирования политических ориентаций и электорального выбора в целом. Для увеличения интереса граждан к голосованию изобретаются и используются все новые средства и ресурсы. В частности, следует отметить рост количества услуг, предлагаемых различными специалистами и компаниями, специализированными агентствами в сфере электоральных коммуникаций (политический консалтинг, разработка рекомендаций по ведению избирательных кампаний). Также получают распространение социально-политическое прогнозирование, выполнение разовых политических мероприятий и заданий, психологический анализ всех видов политической рекламы, политический спичрайтинг, психологический анализ и коррекция имиджа политика (кандидата, партии), сравнительный анализ имиджей конкурентов, разработка методов противодействия пропагандистским кампаниям соперников, нейтрализация деструктивных политических технологий и др. Электоральные политические коммуникации, выстраиваемые для достижения победы на выборах, все чаще приобретают агрессивный характер.

Также прослеживается учет влияния выборочного восприятия информации. Формируется новый подход к адресности коммуникаций, состоящий в рассылке материалов по квартирам избирателей, предполагающий обращение напрямую к ним по фамилии, имени и отчеству.

6. В совокупности ключевых детерминант искажения восприятия сообщений политической рекламы все большую роль начинают играть технологический и общий лингвистический факторы. Для учета последних эффективные политические коммуникации должны: 1. быть адресованы конкретному избирателю или группе избирателей- 2. иметь цель (должны убеждать, информировать и др.) — 3. быть конкретными и учитывать выбо-рочность восприятия получателя сообщения- 4. соответствовать своему времени (должны нести новую информацию в новом исполнении, привлекая современные коммуникативные каналы, средства и технологии) — 5. соответствовать аудитории, учитывать индивидуализацию восприятия политики и быть выполнены в понятной для своих получателей форме (использовать нужный и грамотный язык, учитывать психологические особенности, применять новые технические и технологические приемы) — 6. обеспечивать получение обратной связи- 7. стимулировать электоральную активность и в случае необходимости возрождать в людях интерес к голосованию.

Научная новизна диссертации, отражающая личный вклад автора в получение основных результатов исследования, заключается в следующем:

1. в диссертации предпринята одна из первых попыток комплексного изучения и выявления сущности, особенностей и основных тенденций со-циодинамики политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества на материалах Республики Коми;

2. разработана авторская периодизации этапов становления научных взглядов о политических коммуникациях и выделены новые направления их изучения;

3. выявлена специфика моделирования информационно-коммуникативных процессов в политической сфере, изучен процесс эволюционирования базовой модели, обусловленный общественным прогрессом и развитием технологий, а также разработаны две прикладные модели современной «Интернет-опосредованной» политической коммуникации;

4. показана возросшая роль и освещена динамика электоральных коммуникаций в системе политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества на материалах Республики Коми, а также выявлена зависимость этой роли от уровня грамотности выстраиваемых коммуникаций;

5. сформулированы принципы построения эффективной коммуникации в политике и предложены основные рекомендации по их использованию.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углублении научных представлений о малоизученных в современной науке аспектах политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества и связана с возможностью применения представленных материалов и выводов в дальнейшей разработке данной проблематики.

Практическую значимость имеют предложенные в диссертации рекомендации по оптимизации и совершенствованию политических коммуникаций на примерах конкретных современных практик, включая электоральные коммуникации, коммуникации политических партий, государственных органов, практику политического консультирования в избирательных кампаниях и др.

Таким образом, научный материал, представленный в диссертации, позволяет оптимизировать не только теоретико-прикладное изучение проблематики политической коммуникативистики, но и осуществлять проектирование политических коммуникаций в условиях трансформаций современного российского общества.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения исследования апробированы автором в виде докладов на 7-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения», 8−10 апреля 2009 г.- IX Межрегиональной молодежной гуманитарной научной конференции «Коммуникации. Общество. Духовность — 2009», 10−11 апреля 2009 г.- Всероссийской научной конференции «Политические институты в современном мире», 10−11 декабря 2010 г.- II Международной молодежной научно-практической конференции «Научно-практические исследования и проблемы современной молодежи», 23−24 декабря 2010 г.- XI Межрегиональной молодежной гуманитарной научной конференции «Коммуникации. Общество. Духовность — 2011», 7−8 апреля 2011 г.- XII Межрегиональной молодежной гуманитарной научной конференции «Коммуникации. Общество. Духовность — 2012», 5−6 апреля 2012 г. По теме диссертации опубликован ряд научных статей, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, в первой (теоретической) и во второй (практической) — по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и 15 приложений. В тексте диссертации содержатся 4 рисунка и 1 таблица. Объём работы, без учета приложений, составляет 180 страниц.

Выводы.

Можно обобщить результаты второй главы и сделать некоторые выводы.

Во-первых, применение обозначенного в первой главе подхода по.

171 зволяет нам вычленить специфические черты и тенденции в развитии современных российских политических коммуникаций в условиях демократизации и информатизации, которые можно свести к основным:

— отмечается влияние всеохватывающей компьютеризации на процесс выстраивания коммуникативного взаимодействия;

— всё чаще отмечается привлечение для построения коммуникаций сети Интернет, появляются новые формы Интернет-опосредованных политических коммуникаций;

— новые средства позволяют преодолеть привычное доминирование отправителя информации над получателем, складывающиеся в политике процессы общения, базирующиеся на новых возможностях, обусловленных внедрением сети Интернет, принципиально не поддаются тотальному информационному контролю и позволяют пользователям самостоятельно создавать информационные политические продукты;

— по-прежнему лидируют в качестве наиболее эффективных и массовых коммуникативных каналов для передачи политической информации такие виды СМИ, как телевидение и периодическая печать, также расширились их современные возможности влияния на общественное мнение;

— актуализировались проблемы контроля над политической информацией, циркулирующей в СМИ, и применения для этого «административного ресурса»;

— в один ряд с проблемой обеспечения обратной связи встает проблема «кризиса доверия», когда доверие к официальным источникам информации оказывается под вопросом;

— увеличилась роль государственной информационной политики, процесс правильной организации политической коммуникации становится главным инструментом для поддержания взаимодействия правительства с удаляющимися от него сегментами общества;

— новые технические возможности позволяют применять новые формы организации информационного взаимодействия со слабо заинтересованными в политическом диалоге с властью социальными группами;

— резко возросла роль общественного мнения, всевозможные СМИ выступают главным инструментом его формирования, заметную роль в этом процессе играет открытый доступ населения к информационным ресурсам;

— отмечается новый подход к проблеме адресности, четко прослеживается учет влияния выборочного восприятия;

— весьма распространенным ресурсом в сфере современной российской политики в условиях демократизации является коммуникация, выстраиваемая на пути достижения электорального успеха;

— в связи с выдвижением на передовые позиции электоральной сферы политических взаимодействий отмечается рост количества услуг, предлагаемых различными специалистами и компаниями, специализированными агентствами в сфере политических выборных коммуникаций (среди актуальных: политический консалтинг (в том числе разработка рекомендаций по ведению избирательных кампаний), социально-политическое прогнозирование, выполнение разовых политических мероприятий и заданий, психологический анализ всех видов политической рекламы, политический спичрайтинг, психологический анализ и коррекция имиджа политика (кандидата, партии), сравнительный анализ имиджей конкурентов, разработка методов противодействия пропагандистским кампаниям соперников, нейтрализация деструктивных политических технологий и др.);

— присутствуют как рыночные, так и нерыночные способы информационного обеспечения конкурентной борьбы за власть;

— происходит процесс рекламизации политических коммуникаций, под которым следует понимать следование политики внутренним законам рекламного бизнеса, т. е. процесс освещения исключительно положительных сторон политической деятельности, в рамках которого негативная информация просто отсеивается или умалчивается, происходит явное навязывание аудитории мнений и представлений;

— электоральные политические коммуникации, выстраиваемые для достижения победы на выборах, все чаще носят агрессивный характер;

— появляются проблемы неконтролируемого роста числа «черных» политических технологийпроисходит рационализация формирования политических ориентаций (преобладает индивидуальный рациональный расчет), электорального выбора в целом;

— за последние двадцать лет сильно выросла активность политической системы, направленная на получение поддержки населения и повышение уровня политического участия, встает задача увеличения интереса граждан к голосованию, изобретаются и используются новые средства для ее решения.

Во-вторых, набирает рост повсеместная цифровизация СМИ. Этот факт означает приближение следующего значимого, своего рода, поворотного момента в процессе информатизации, который призван повлечь соответствующее обновление политических коммуникаций. Возможно, что именно происходящий процесс цифровизации ставит нас еще ближе к решению проблемы обеспечения прямой демократии.

В-третьих, происходит изменение моделей политических коммуникаций за счет привлечения Интернет-пространства. Появляются две новые схемы коммуникативного взаимодействия. В первой адресат и адресант меняются местами, коммуникативная инициатива переходит в руки привычного получателя. Пользователь в сети Интернет все чаще сам выступает в роли того, кто формирует и отправляет запрос на коммуникацию, требует информации о каком-то политическом событии и др., т. е. сначала появляется запрос на политическую информацию, потом рождается потребность в политической коммуникации, целью которой становится передача в доступной форме этой затребованной информации. Понятие «запрос» -это уже не обратная связь, а иной и не менее ценный коммуникативный элемент, т. к. свидетельствует о том, что последующая коммуникация будет не безрезультатной. В роли инициаторов коммуникации теперь уже могут выступать не только госорганы, политические партии, инициативные группы граждан, но и отдельные граждане в результате своих запросов и др.

Вторая модель происходит без первоначального запроса со стороны получателя, а предполагает взаимодействие со случайным получателем либо вообще без последнего. Первая модель предпочтительнее, эффективность ее очень высока даже по сравнению с существующими сегодня не в сети Интернет популярными политическими коммуникациями. В целом расширения числа средств политических коммуникаций положительно влияет на развитие демократии в стране и способствует рождению и развитию новых форм политического участия.

В-четвертых, сопоставление актуальных технологических приемов, которыми пользуются политики и партии на пути достижения электорального успеха, с результатами выборов позволяет выдвинуть положение о том, что наибольшую эффективность имеют агитационные политические материалы, выполненные с учетом выявленных и обоснованных в диссертации принципов построения политических коммуникаций и факторов искажения восприятия сообщения. Речь идет о том, что политические коммуникации должны: 1. быть адресованы конкретному избирателю или группе избирателей- 2. иметь цель (должны убеждать, информировать и др.) — 3. быть конкретными и учитывать выборочность восприятия получателя сообщения (это связано с тем, что в памяти у слушающих/читающих остается очень мало информации, однако конкретные предложения имеют больше шансов закрепиться) — 4. соответствовать своему времени (должны нести новую информацию в новом исполнении, привлекая современные коммуникативные каналы, средства и технологии) — 5. соответствовать аудитории, учитывать индивидуализацию восприятия политики (необходима опора на индивидуальные предпочтения избирателя, знание факторов возраста, профессии, образования, религии, интересов, отношений, принадлежности к общественным организациям, уровня доходов и других социальных характеристик) и быть выполнены в понятной для своих получателей форме (использовать нужный и грамотный язык, учитывать психологические особенности, применять новые технические и технологические приемы) — 6. обеспечивать получение обратной связи (необходимы новая информация, определенные эмоции от ее получения и доступная форма исполнения) — 7. стимулировать электоральную активность, а в случае необходимости и возрождать в людях интерес к голосованию.

В-пятых, из вышеизложенного можно заключить, что предложенный подход представляет собой форму приложения теории познания к исследованию процессов, происходящих в обществе, в соответствие с которой политические коммуникации рассматриваются как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. Иначе говоря, без внимания не остаются как отдельные коммуникативные компоненты (сообщения, источник, получатель, канал, эффект), так и коммуникативные акты, выступающие компонентами системы политических коммуникаций, которая в свою очередь является элементом политической системы общества. Применение предложенного подхода позволяет получить наиболее полное и целостное представление о коммуникациях в политике, в частности в современных российских условиях. Таким образом, принципы аспектного рассмотрения позволяют дать современное представление об основаниях анализа политических коммуникаций, их общественно-политических предпосылках, выявить специфику и тенденции развития системы политических коммуникаций в стране.

Заключение

.

В связи со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий практически во всех сферах жизнедеятельности общества происходят процессы глубинных преобразований, ведущие к смене технологий обработки информации, средств коммуникации и изменениям в общественной жизни. Влияние на сферу властных отношений продолжающейся и по сей день информационной революции проявляется в новом понимании и переоценке коммуникативной составляющей политики и ее роли в преобразовании политических отношений. Политические коммуникации проходят интенсивный путь развития, и этот процесс еще не до конца осмыслен и представляет собой во многом неизведанное исследовательское поле. В России процесс информатизации сопряжен с трансформациями современного российского общества.

Научный поиск, легший в основу диссертации, преследует цель изучения и выявления сущности, особенностей и основных тенденций развертывания политических коммуникаций в современной России на примере Республики Коми. На пути достижения цели диссертационного исследования было пройдено три основных этапа. Во-первых, рассмотрена сущность теоретико-методологических оснований изучения коммуникаций в политике. В ходе реализации этапа: был выработан подход к периодизации этапов становления научных взглядов на политические коммуникации, критерии отграничения способов организации научного поискаопределены новые направления научного поиска с учетом российской специфики и охарактеризованы их основные перспективыопределены критерии отграничения политико-коммуникативного информационного пространства от просто социального. Во-вторых, на этой основе определен концептуальный базис изучения политических коммуникаций в современном российском обществе в условиях информатизации и демократизации и предложен подход к анализу политических коммуникаций России. В-третьих, была проведена апробация или проверка рациональности и обоснованности предложенной концепции с помощью переложения теоретических положений на эмпирический уровень познания. Проверка была пройдена успешно, и в результате последнего этапа был истолкован феномен политических коммуникаций современной России, определились его основные специфические характеристики и тенденции развития в условиях информатизации и демократизации. Таким путём был получен значимый эмпирический материал и необходимые рекомендации по совершенствованию политико-коммуникативных практик современной России. Также на заключительном этапе были разработаны: элементы понятийного аппарата нового для отечественной практики научного направления — политической коммуникативистики, в частности «Интернет-опосредованная политическая коммуникация» и «рекламизация» политических коммуникацийдве прикладные модели современной «Интернет-опосредованной» политической коммуникацииобоснованы и предложены принципы построения эффективной политической коммуникации.

Исследование, проведенное в работе, состоит в том, что была сделана попытка предложить концептуальный путь осмысления функционирующих в российской политической действительности коммуникаций и создать такую целостную картину процесса, которая описывала бы и объясняла исследуемое явление в целом. Значимость полученных результатов исследования обусловлена не только теоретическими, но и практическими потребностями: посредством изучения концептуальных основ теоретического анализа коммуникаций в сфере российской политики и разработки применимых на практике методик анализа и последующего переложения этих принципов на эмпирический уровень познания, стало возможным способствовать выработке необходимых рекомендаций и тем самым повысить эффективность реальной политико-коммуникативной практики и достичь качественно иного ее уровня в российском обществе.

Рассмотрение коммуникативной составляющей политики в современных российских условиях детерминируется учетом происходящих процессов информатизации и демократизации и, как было установлено, должно опираться на междисциплинарную методологическую основу. Для разработки инструментария анализа современных политических коммуникаций была использована интегративная теоретико-методологическая база, в результате чего концептуальной основой изучения политических коммуникаций на современном этапе российской политической трансформации стала совокупность теоретико-прикладных методов изучения и анализа политических коммуникаций, базирующаяся на фундаментальных понятиях и положениях риторической, семиотической, феноменологической, кибернетической, социопсихологической, социокультурной, критической традициях анализа, выделенных в соответствии с позицией Р. Крейга. Эмпирическая база исследования состояла из результатов, полученных в ходе комплексного политологического мониторинга, включавшего наблюдение, социологический опрос, экспертные интервью, анализ документов, в том числе контент-анализ рекламно-агитационных материалов и др. Все «полевые исследования» были проведены в Республике Коми.

Обращение к эмпирическим материалам показало, что в целом современная российская политика стала все более зависеть от уровня грамотности выстраиваемых коммуникаций. Учет выявленных и обозначенных в диссертации особенностей политических коммуникативных взаимодействий необходим при построении политических коммуникаций, ориентированных на успех. В современных условиях важно обеспечить продолжение процесса преломления неравных отношений в политических коммуникациях государства и общества, преодоление отчуждения между ними, разрешение «кризиса доверия», в том числе и посредством «освобождения» средств массовой информации, придания их деятельности поистине характера «четвертой власти». В этой связи для увеличения доверия населения СМИ как основному институту политических коммуникаций и демократического контроля при подаче той или иной информации следует руководствоваться не конъюнктурными соображениями, а критериями полноты и объективности, а также способностью учитывать общественное мнение. Необходимо возрождать политический интерес, увеличивать электоральную активность. Необходима законодательная работа в избирательной сфере. Результативность отмены «порога явки», графы «против всех» остается под вопросом. Можно говорить как о том, что все это является пережитками советской эпохи, которые опирались на пассивных избирателей, так и о том, что сегодня российская гражданская сознательность не высока и обязательность голосования на выборах еще не стала само собой разумеющимся принципом. В любом случае проведенные властью изменения избирательной системы не стимулируют электоральную активность россиян. Работа с населением должна строиться на учете обратной связи, предполагающей хорошее знание социальных потребностей всех слоев общества. Представительным и исполнительным органам власти в процессе выстраивания коммуникаций с общественностью важно действовать максимально открыто, что обеспечит более активное участие граждан в политической жизни.

На этом список основных рекомендаций не исчерпывается, но позволяет говорить о том, что результаты нашего исследования современных политических коммуникаций, приведенные в работе, представляют собой практически полезный комплексный материал, учет которого необходим не только при дальнейшей концептуализации такой новой ветви научного знания как политическая коммуникативистика, но и при проектировании политических коммуникаций в современной России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , L. В. The development of political cognitions Text. / L. B. Becker, M. E. McCombs, J. M. McLeod // Political communication- S. H. Chaffee (Ed.). Newbury Park, CA: Sage Publications, 1975. — Pp. 21−63-
  2. Bernays, E. Are We Victims of Propaganda? A Debate Text. / E. Ber-nays, E. Martin. «The Forum». — 1929. -N 81. — Pp. 142−148-
  3. Bitzer, L. F. The rhetorical situation Text. // Philosophy and Rhetoric. -1968.-Vol. l.-Pp. 1−14-
  4. Braddock, R. An extension of the «Lasswell Formula» Text. / R. Brad-dock // Journal of Communication. Vol. 8. — 1958. — Pp. 88−93-
  5. Burgoon, J. K. Interpersonal deception theory: Reflections on the nature of theory building and the theoretical status of interpersonal deception theory Text. / J. K. Burgoon, D. B. Buller // Communication Theory. 1996. — № 6. -Pp. 310−328-
  6. Chaffee, S. H. Mass media effects / S. H. Chaffee // Communication research- D. Lerner, L. Nelson (Eds.). Honolulu: University of Hawaii Press, 1977.-Pp. 210−241-
  7. Chilton, P. Analysing Political Discourse: Theory and Practice Text. / P. Chilton. New York: Routledge, 2004. — 226 p.-
  8. Clarke, P. Media effects reconsidered Text. / P. Clarke, F. G. Kline // Communication Research. 1974. -№ 1. — Pp. 224−240-
  9. Clarke, P. Newspapers, Television and Political Reasoning Text. / P. Clarke, E. Fredin // Public Opinion Quarterly. 1978. — № 42(2). — Pp. 143 160-
  10. Cotteret, J. M. Gouvernants et gouvernes: La communication politique Text. / J. — M. Cotteret. — Paris: Presses universitaires de France, 1973. — 178 p.-
  11. Craig, R. T. Communication Theory as a Field Text. / R. T. Craig // Communication Theory. 1999. -№ 9(2). -Pp. 119−161-
  12. DeFleur, M. Theories of Mass Communication Text. / M. DeFleur. -New York: D. McKay, 1966. 171 p.-
  13. Doob, L. W. Propaganda Text. / Leonard W. Doob // International Encyclopedia of Communications- ed. Erik Barnouw et al. Vol. 4. — New York: Oxford UP, 1989. — Pp. 374−378-
  14. Ellul, J. An Aspect of the Role of Persuasion in a Technical Society Text. / Jacques Ellul // Etc. 1979. — № 36.2. — Pp. 147−52-
  15. Ellul, J. Information and Propaganda Text. / Jacques Ellul // Diogenes. 1957.-№ 18-Pp. 61−77-
  16. Fairclough N. Analysing Discourse. Textual Analysis for Social Research Text. / N. Fairclough. London: Routledge, 2003. — 270 p.-
  17. Gamson, W. A. The 1987 distinguished lecture: a constructionist approach to mass media and public opinion Text. / W. A. Gamson // Symbolic interaction.- 1988. № 2. — Pp. 161−174-
  18. Hahn, D. F. Political Communication: Rhetoric, Government and Citizens Text. / D. F. Hahn. State College (Pennsylvania): Strata Publishing Inc., 1998. -290 p. -
  19. Heritage, J. Garfinkel and ethnomethodology Text. / J. Heritage. -Cambridge, UK: Polity Press, 1984. 344 p.-
  20. Johannesen, R. L. The Emerging Concept of Communication as Dialogue Text. / Richard L. Johannesen // Quarterly Journal of Speech. 1971. — № 57.-Pp. 373−382-
  21. Katz, E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications Text. / E. Katz, P. F. Lazarsfeld. Glencoe: Free Press, 1955.-400 p.-
  22. Klapper, J. T. The Effects of Mass Communication Text. / J. T. Klapper. New York: The free press of Glencoe, 1960. — 302 p.-
  23. Lasswell, Harold D. Propaganda Technique in the World War Text. / Harold D. Lasswell. Cambridge, Mass: The M.I.T. Press, 1971. — 268 p.-
  24. Lazarsfeld P., The People’s Choice Text. / P. Lazarsfeld, B. Berelson,
  25. H. Gaudet. New York: Free Press, 1944. — 187 p.-
  26. McLuhan, M. The Medium is the Massage: an Inventory of Effects Text. / M. McLuhan, Q. Fiore. New York: Random House, 1967. — 159 p.-
  27. Meyrowitz, J. Images of media: Hidden ferment and harmony — in the field Text. / J. Meyrowitz // Journal of Communication. — 1993. — № 43(3). -Pp. 55−66-
  28. Robinson, J. P. World Affairs Information and Mass Media Exposure Text. / J. P. Robinson // Journalism Quarterly. 1967. — № 44 (1). — Pp. 23−31-
  29. Rogers, E. M. A history of communication study: A biographical approach Text. / Everett M. Rogers. New York: The Free Press, 1994. — 576 p.-
  30. Schoening, G. T. Social action media studies: Foundational arguments and common premises Text. / G. T. Schoening, J. A. Anderson // Communication Theory. 1995.-№ 5.-Pp. 93−116-
  31. Shannon, K. The Mathematical Theory of Communication Text. / K. Shannon, W. Weaver. Urbana: University of Illinois Press, 1949. — 125 p.-
  32. Sniderman, P. Information and Electoral Choice Text. / P. Sniderman, J. Glazer, R. Griffin // Information and Democratic Process- edited by
  33. Ferejohn, I. Kuklinski Urbana: University of Illinois Press, 1990. — Pp. 117 136-
  34. Sproule, J. Michael. Propaganda Studies in American Social Science: The Rise and Fall of the Critical Paradigm Text. / J. Michael Sproule // Quarterly Journal of Speech. 1987. -№ 73. — Pp. 60−78-
  35. Wade, S. The Mass Media as Sources of Public Affairs, Science, and Health Knowledge Text. / S. Wade, W. Schramm // Public Opinion Quarterly. 1969. — № 33 (1). — Pp. 197−209-
  36. , P. Ф. Философия информационной цивилизации Текст. / Р. Ф. Абдеев- редакторы: Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 е.-
  37. , В. А. Общественное мнение как фактор формирования массового политического сознания Текст. / В. А. Анникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2007. — № 4. — С. 53−65-
  38. , В. А. Средства массовой информации в современной России Текст. / В. А. Анникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2008. — № 4. — С. 122−129-
  39. , М. Г. Информационно-коммуникативные технологии в политике Текст. / М. Г. Анохин, М. Ю. Павлютенкова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 1999. — № 1. -С. 40−52-
  40. , М. Г. Политические технологии Текст. / М. Г. Анохин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2000.-№ 2. — С. 101−104-
  41. , К. А. Социологическая экспертиза взаимодействия органов региональной власти и СМК Текст. / К. А. Антонов // Философия образования. 2009. — N 2 (27). — С. 83−90-
  42. , К. А. Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования Текст.: Монография / К. А. Антонов. Кемерово: ООО «Фирма Полиграф», 2006. — 282 е.-
  43. , Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования Текст. Пер. с англ. / Д. Белл- В. JI. Иноземцев (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999. — 956 е.-
  44. , А. Б. От пропаганды до связей с общественностью Текст.: к выходу в свет русского издания книги Эдварда Бернейса / А. Б. Белоусов // Свободная мысль. 2010. — N 8 (1615). — С. 199−211-
  45. , П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: «Медиум», 1995. -323 е.-
  46. , Э. Пропаганда Текст. / Эдвард Бернейс- Пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010.- 176 е.-
  47. , С. Введение в паблик рилейшнз Текст. / С. Блэк. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 239 е.-
  48. , JI. Е. Российский политический дискурс и концептуализация становящегося политического пространства Текст. / Л. Е. Бляхер // Полис. 2002. -№ 3, — С. 31−40-
  49. , С. В. Особенности создания и функционирования площадок «электронной демократии» Текст. / С. В. Бондаренко // Полис -2011. № 5. — С. 164−178-
  50. , Д. Основы воздействия СМИ Текст. / Д. Брайант, С. Томпсон- пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 е.-
  51. , Л. Имидж путь к успеху Текст. / Л. Браун. — СПб.: Питер, 2000.-192 е.-
  52. , Э. В. Зарубежная политическая лингвистика Текст.: Учебное пособие / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. -М.: Флинта, 2008. 352 е.-
  53. , Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты Текст. / Л. Е. Варакин. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. 43 е.-
  54. , В. В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) Текст. / В.
  55. B. Василькова // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред.
  56. C. И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. -С. 69−88-
  57. , М. Избранные произведения Текст.: пер. с нем. / М. Вебер- сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.-808 е.-
  58. , М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований Текст. / М. С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 98−107-
  59. , Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине Текст. / Н. Винер — пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н. Поварова — под ред. Г. Н. Поварова. 2-е издание. — М.: Наука- Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. — 344 е.-
  60. , Н. Человек управляющий Текст. / Н. Винер. СПб: Питер, 2001.-288 е.-
  61. , В. Проект НЛП: исходный код Текст. / Вольфганг Волкер. -М.- «Маркетинг», 2002. 220 е.-
  62. , M. H. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание Текст. / M. Н. Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования под ред. M. Н. Володиной. — М.: Изд-во МГУ, 2003.-320 е.-
  63. , Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы Текст. / Т. П. Воронина. М.: ЦАГИ, 1995. — 111 е.-
  64. Выборы 2012 Электронный ресурс. / Российский негосударственный аналитический центр «Левада-центр». — URL: http://old.levada.ru/press/2 011 091 601.html (дата обращения: 06.01.2012) —
  65. Выборы в органы местного самоуправления в Республике Коми 12 октября 2008 года Текст. / Под общей редакцией Председателя Избирательной комиссии Республики Коми Е. В. Шабаршиной. Сыктывкар: Избирательная комиссия Республики Коми, 2009. — 204 е.-
  66. , К. С. Политическая культура: концептуальный аспект Текст. / К. С. Гаджиев // Полис. 1991. — № 6. — С. 69−83-
  67. , Б. Бизнес со скоростью мысли Текст./ Б. Гейтс. Изд. 2-е, исправленное. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. — С. 8.-
  68. , В. Э. Современное политическое консультирование Текст.: монография / В. Э. Гончаров. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. -220 е.-
  69. , М. Ю. Риторика политической коммуникации Текст. / М. Ю. Гончаров // Массовая коммуникация в современном мире: Сборник научных трудов / Под ред. д.ф.н., проф. Ю. П. Буданцева и др. М., 1991-
  70. , M. Н. Актуальные проблемы политической науки Текст.: коллективная монография / M. Н. Грачев, Ю. В. Ирхин. М.: Экономическая демократия, 1996. — 188 е.-
  71. , M. Н. К вопросу об определении понятий «политическая коммуникация» и «политическая информация» Текст. / M. Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. -2003.-№ 4-С. 34−42-
  72. , M. Н. Политическая коммуникация Текст. / M. Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 1999. — № 1. — С. 24−39-
  73. , M. Н. Политическая коммуникация: от вещания к диалогу Текст. / M. Н. Грачев // Права человека в диалоге культур: Материалы международной научной конференции, 26−28 ноября 1998 г. М.: РГГУ, 1998.-С. 141−143-
  74. , M. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития Текст.: монография / M. Н. Грачев. М.: Прометей, 2004. — 328 е.-
  75. , M. Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ Текст.: Автореф.. дис. д-ра полит, наук. М., 2005.-52 е.-
  76. , M. Н. Средства коммуникации как инструмент преобразования социально-политической действительности Текст. / M. Н. Грачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. — 2001. -№ 3. — С. 88−103-
  77. , Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера Текст. / Т. Э. Гринберг. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 104 е.-
  78. , М. В., Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы Текст. / М. В. Гришина, А. Г. Головин. М.: Центризбирком, 2007. — 80 е.-
  79. , Б. Политика возвращается Электронный ресурс. / Б. Грозовский // Forbes. 2 декабря 2011. — URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-column/vlast/77 117-politika-vozvrashchaetsya (дата обращения: 07.01.2012) —
  80. , Ю. В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика / Ю. В. Гудина // Полис. 2003. — N 1 (72). — С. 112−123-
  81. , Е. В. Театрализация пространства политики как социальная тенденция Текст. / Е. В. Гусева // Социокультурные исследования: меж-вуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.В. Дулина- ВолгГТУ. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2004.-Вып. 8. — С. 311−314-
  82. , Н. В. Роль административного ресурса в контексте российских выборов Текст. / Н. В. Гусев // Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии СП-РАПН «Демократия и управление». 2008. — № 1 (5). — С. 37−40-
  83. , В. А. Бессилие или ложь Электронный ресурс.? / В. А. Гуторов // Санкт-Петербургский университет. 2004. — № 21. — URL: http://www.spbumag.nw.ru/2004/21/! 1. shtml (дата обращения: 12.01.2011).
  84. , В. 3. Политический дискурс как предмет политологической филологии Текст. / В. 3. Демьянков // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. М.: ИНИОН РАН. — 2002. -№ 3. — С. 32−43-
  85. , И. М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности Текст. / И. М. Дзялошинский. М.: Студия Викон, 1996.-230 е.-
  86. , И. М. Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации Текст. / И. М. Дзялошинский // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. 2003. — № 5. — С. 12−16-
  87. , А. В. Неформальная политическая коммуникация Текст. / В. В. Латынов, А. Т. Хлопьев. М.: Росспэн, 1997. — 200 е.-
  88. , Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. /Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 268 е.-
  89. , Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов Текст. / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 130 е.-
  90. Егорова-Гантман, Е. В. Политическая реклама Текст. / Е. В. Егоро-ва-Гантман, К. В. Плешаков. М.: Никколо-Медиа, 2002. — изд. 2-е. — 240 е.-
  91. , В. П. Элитистская теория демократии и современный российский политический процесс Текст. // Полис. 1999. — № 1. — С. 7278-
  92. , В. Г. Психологические аспекты избирательного процесса Текст. / В. Г. Зазыкин. М.: РЦОИТ, 2002. -128 с. -
  93. , Я. Н. Журналистика и общество: балансируя между государством, бизнесом и общественной сферой Текст. / Я. Н. Засурский // Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. — С. 195−231-
  94. А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997. — 288 е.-
  95. , Е. Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология Текст. / Е. Н. Иванова. СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2003. — 238 е.-
  96. , Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах Текст. / Ф. Н. Ильясов. М.: Издательство ИМА-пресс, 2000.-200 е.-
  97. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков Текст. /
  98. Под редакцией Е. В. Егоровой-Гантман. М.: Об-во «Знание» России, 1994.-265 с-
  99. , Ю. В. Взаимосвязь политики, морали и права Текст. / Ю. В. Ирхин // Вестник Российского университета дружбы народов. -Серия: Политология. 1999. -№ 1. — С. 7−15-
  100. , Ю. В. Политология Текст.: Учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, JI. В. Зотова. М: Юристъ, 2002. — 511 е.-
  101. История Электронный ресурс. / Приди на выборы. Попади в десяточку. URL: Ьйр://^ш.десяточка.рф/ЫБ1-огу/ (дата обращения: 20.09.2011) —
  102. История политических и правовых учений Электронный ресурс.: электронная хрестоматия. Составитель: М. Н. Грачев. URL: http://grachev62.narod.ru/hrest/content.html (дата обращения: 12.07.2011) —
  103. , О. JT. Текст и коммуникация Текст. / О. J1. Каменская. -М.: Высшая школа, 1990. 150 е.-
  104. Кара-Мурза, С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием Текст. / С. Г. Кара-Мурза М.: Эксмо, 2003. — 444 е.-
  105. Категории политической науки Текст. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 656 е.-
  106. Кин Дж. Демократия и гражданское общество Текст. / Дж. Кин- пер. с англ.- Послесл. М. А. Абрамова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. -400 е.-
  107. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия Текст. / Дж. Кин. М.: Памятники исторической мысли, 1994. — 170 е.-
  108. , В. С. Государственная служба и средства массовой информации Текст.: курс лекций / В. С. Комаровский. Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. — 114 е.-
  109. , Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума Текст. / Ж. А. Кондорсэ- пер. И. Шапиро. М.: Соцэкгиз, 1936.-265 е.-
  110. , А. В. Психология политической рекламы Текст. / А. В. Коноваленко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 96 е.-
  111. , А. В. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества Текст. / А. В. Коротков, Б. В. Кристальный, И. Н. Курносов- под научн. ред. А. В. Короткова. М.: Трейн, 2007. — 472 е.-
  112. , А. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ Электронный ресурс. // Журналистика и медиары-нок. 2006. — № 12. — URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid =746&cid= 10 183 (дата обращения: 01.11.2011) —
  113. , Р. Т. Теория коммуникации как область знания Текст. / Р. Т. Крейг // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитар-ных исследований / Под ред. JI. А. Вербицкой, В. В. Васильковой, В. В.
  114. , Н. Г. Скворцова. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003. — С. 72−126-
  115. , Б. Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества Текст. / Б. Е. Кретов // Социально-гуманитарные знания. -2000. -№ 1.-С. 101−115-
  116. , Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции Текст. / Н. А. Купина. Пермь: ЗУУНЦ, 1995.- 143 е.-
  117. , У. Общественное мнение Текст. / У. Липпман- пер. с англ. Т. В. Барчунова- под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 е.-
  118. , С. Ф. Политическая реклама Электронный ресурс. // С. Ф. Лисовский. Электронная статья. URL: http://www.advesti.ru/publish/osn/20 0405polit (дата обращения: 10.05.2011) —
  119. , Ю. М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. — 704 е.-
  120. , М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего Текст. / М. Маклюэн- перевод И. О. Тюриной. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 476 е.-
  121. Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека Текст. / пер. с англ. В. Николаева- закл. ст. М. Вавилова. М.- Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 е.-
  122. , Е. Политические технологии Текст. / Е. Малкин, Е. Сучков. М.: «Русская панорама», 2006. — 680 е.-
  123. , М. В. Информационная политика и изменение общественного мнения Текст. / М. В. Мамонов // Полис 2011. — № 5. — С. 26−32-
  124. Масс-медиа главный источник информации для россиян Электронный ресурс. / ВЦИОМ. — Пресс-выпуск № 1673. — 25.01.2011. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 11 297 (дата обращения: 01.10.2011) —
  125. , А. Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам Текст. / А. Ю. Мельвиль // Полис. 1998. — № 2. — С. 6−38-
  126. , А. Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты Текст.: Монография // Россия политическая / Под ред. Л. Ф. Шевцовой. — М.: Московский центр Карнеги, 1998. 379 е.-
  127. , А. П. Кибернетика и интеграция наук. Об интегративных перспективах системно-кибернетического стиля мышления Текст. / А. П. Назаретян. Ереван: Айастан, 1986. — 218 е.-
  128. , М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования Текст. / М. М. Назаров. М.: Аванти плюс, 2003. -428 е.-
  129. , Т. В. «Четвертая власть» как социологическая категория
  130. Электронный ресурс. // Журнал «ИНТЕЛРОС Интеллектуальная Россия». — 2007. — № 2. — URL: http://www.intelros.ru/2007/07/06/ tvnaumenko chetvertajavlast kaksociologicheskajakategorija. html (дата обращения: 01.03.2011).
  131. , Ю. А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра Текст. / Ю. А. Нисневич // Информационное общество. 1999. — Вып. 2.-С. 4−9-
  132. Основы политологии Текст.: Краткий словарь терминов и понятий / Под ред. д.ф.н., проф. Белова Г. А. и д.ф.н., проф. Пугачева В. П. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, О-во «Знание» России, 1993. — 168 е.-
  133. , С. А. Особенности партийного строительства в современной России Текст. / С. А. Оськин // Управленческое консультирование. -2006.-№ 3.-201−210-
  134. , Е. К. Политический дискурс в глобальном коммуникативном пространстве (на материале английских и русских текстов): Автореф.. дис. д-ра филол. наук. -М., 2010. -45 е.-
  135. , Л. Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества Текст. / Л. Д. Подгорная // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. — 2006. — № 8. — С. 95 101-
  136. Политическая имиджелогия Текст. / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. М.: Аспект Пресс, 2006. — 400 е.-
  137. Политическая коммуникативистика: проблемы предметного позиционирования Текст.: Материалы методологического семинара. Москва, 17 июня 2008 года / Отв. ред. Л. Н. Тимофеева. М.: Изд-во РАГС, 2008. -63 е.-
  138. Политическая энциклопедия Текст.: В 2 т. Т. 1. / Национальныйобщественно-научный фонд- рук. проекта Г. Ю. Семигин- науч. ред. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин. — М.: Мысль, 1999. — С. 18−19-
  139. Политические коммуникации Текст.: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 332 е.-
  140. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа Текст.: Сб. учеб. материалов / Е. Ю. Мелешкина [и др.] - под ред. Е. Ю. Мелешкиной. М.: ИНФРА-М- Весь Мир, 2001. — 304 е.-
  141. Политическое обеспечение бизнеса Текст.: Учебное пособие / Под ред. Ю. С. Коноплина. М.: Изд-во МАИ, 1995. — С. 53-
  142. Политология Текст.: курс лекций / Под ред. M. Н. Марченко 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 683 е.-
  143. Политология: Лексикон Текст. / Под ред. А. И. Соловьева. М.: РОССПЭН, 2007.-800 е.-151) Политология Текст.: учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб.: Питер, 2005. — 560 е.-
  144. Политология Текст.: хрестоматия / сост. проф. М. А. Василик, доц. М. С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. — 843 е.-
  145. , Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика Текст. / Р. К. Потапова. 2-е изд., доп. — М.: «Либроком», 2001. — 600 е.-
  146. , Г. Г. Коммуникативные технологии XX века Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: Ваклер, 1999. — 349 е.-
  147. , Г. Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением Текст. / Г. Г. Почепцов. -М.: Центр, 1998. 352 е.-
  148. , Г. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: «Рефл-бук», 2001. — 656 е.-
  149. Президентские выборы 2012 года Текст. // Социологический бюллетень ФОМ «Доминанты. Поле мнений». 15.12.2011. -№ 50. — С. 27−32-
  150. Е. А. Сознание и глобальные коммуникации: опасности и надежды Электронный ресурс. // Новое русское эхо. 2007. — № 3. -URL: http://www.abc-globe.com/oposavt.htm (дата обращения 01.10.2011) —
  151. , П. В. Путин провёл совещание по реализации задач, поставленных в его предвыборной статье Электронный ресурс. / П. Пчел-кин// Первый канал. 18.04.2012. — URL: http://www.ltv.ru/news/polit/204 778 (дата обращения: 18.04.2012) —
  152. , А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях Текст. / А. И. Ракитов. М.: ИНИОН РАН, 1998. -104 е.-
  153. , Д. А. Переходы к демократии: попытка динамической модели Текст. / Д. А. Растоу // Полис. 1996. — № 5. — С. 5−15-
  154. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации Текст. Официальное издание. М.: Юрид. лит., 2009. -64 е.-
  155. , Р. Режимная система и гражданское общество в России Текст. / Р. Саква // Полис. 1997. -№ 1. — С. 61−82-
  156. , И. И. Политическая реклама и политический PR в России Текст. / И. И. Скрипюк // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб.: 2000. — С. 192 244-
  157. СМИ и доверие россиян. Опрос Электронный ресурс. URL: http://www.bal-con.ru/news/2008−12−16/smiidoverierossiyanopros/com-ments/(flaTa обращения: 01.02.2011) —
  158. В. Ю. Современный зарубежный социально-правовой и политический дискурс о гражданском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2004. -Т. 4, — № 7.- С. 243−258-
  159. Современная политическая коммуникация Текст.: учебное пособие / Отв. ред. А. П. Чудинов / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. — 292 е.-
  160. , А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации Текст. / А. И. Соловьев // Полис. 2002. — № 3. -С. 5−18-
  161. , А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии Текст.: Учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. М.: Аспект Пресс, 2003. — С. 559-
  162. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года Электронный ресурс. / Республика Коми: официальный портал. URL: http://rkomi.ru/services/strategia/ (дата обращения: 03.09.2011) —
  163. Телевидение в нашей жизни Электронный ресурс. / ВЦИОМ. -Пресс-выпуск № 1499. 21.05.2010. URL: http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=13 518 (дата обращения: 01.02.2011) —
  164. Теория политики Текст.: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Исаева. -СПб.: Питер, 2008. 464 е.-
  165. , Л. Н. Политическая коммуникативистика: проблемы становления / Л. Н. Тимофеева// Полис. 2009. — № 5. — С. 41−54-
  166. , Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике Текст. / Н. И. Толстой. Издание 2-е, исправленное. -М.: «Индрик», 1995. — 512 е.-
  167. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999 — 784 е.-
  168. , Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557 с.
  169. , И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса Текст. / И. П. Фарман- Рос. акад. наук. Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1999.-244 е.-
  170. Феллоуз Эрвин У. «Пропаганда»: история слова / Э. У. Феллоуз- перевод И. П. Зыряновой // Политическая лингвистика. 2009. — № 3. — С. 155−159.-
  171. С. Политический порядок в меняющихся обществах Текст. / С. Хантингтон. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 е.-
  172. , Р. Психология массовых коммуникаций Текст. / Р. Харрис. 4-е международное издание. — М.: «Олма-пресс», 2002. — 448 е.-
  173. , М. А. Массовое общество в XX веке Текст. / М. А. Хеве-ши // Социологические исследования. -2001. -N 7. С. 3−12-
  174. , А. М. Большая манипулятивная игра Текст. / А. М. Цу-ладзе. М.: Алгоритм, 2000. — 420 е.-
  175. , А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации Текст.: монография / А. П. Чудинов- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. — 248 е.-
  176. , А. Н. Актуальные задачи и технологии прикладного применения Текст. // Полис. 2009. — № 5. — С. 55−67-
  177. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология Текст.: в 3-х ч. Ч. I-III / Р.-Ж. Шварценберг- пер. с фр. М.: Просвещение, 1992. — 180 е.-
  178. , Л. Ф. Политические зигзаги посткоммунистической России Текст.: Научные доклады / Л. Ф. Шевцова. Выпуск 13. — М.: Московский центр Карнеги, 1997. — 74 е.-
  179. , Л. Ф. Посткоммунистическая Россия: логика развития и перспективы Текст.: Научные доклады / Л. Ф. Шевцова. Выпуск 6. -М.: Московский центр Карнеги, 1995. — 84 е.-
  180. , Е. И. Семиотика политического дискурса Текст. / Е. И. Шейгал. М.: Гнозис, 2004. — 324 е.-
  181. , С. А. Политическая коммуникация: социокультурные тенденции и механизмы Текст. / С. А. Шомова. М.: Издательство ИНИОН, 2004.-246 е.-
  182. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. М. — Л.: Наука, 1966. — С. 36-
  183. , Ю. Психология выборов Текст. / Ю. Щербатых. М.: ЭКСМО, 2004.-400 е.-
  184. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста: пер. с англ. и итал. / У. Эко- перев. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. СПб.: «Симпозиум», 2005. — 502 с-
  185. Язык и моделирование социального взаимодействия Текст.: Переводы / Сост. В. М. Сергеева и П. Б. Паршина- общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — 464 е.-
  186. , Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей / Пер. с англ., франц. нем., чешского, польского и болгарского языков- под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. -М.: Прогресс, 1975. 469 с.
Заполнить форму текущей работой