Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов как национально-государственных образований, 1937-1995 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикации статьи «Изменения правового статуса бурятских автономных округов» (Вестник БГУ, серия 4, выпуск 2, Улан-Удэ, 1998 г.), а также докладывались на конференциях и были опубликованы тезисы: «Некоторые вопросы образования бурятских автономных округов» // Конференция Бурятского государственного университета «Историческая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образование Бурят-Монгольских национальных округов в составе РСФСР. Национально-государственное строительство в период 1937—1989 гг.
    • 1. Становление национальной государственности и предпосылки территориального раздела Бурят-Монгольской АССР в 20−30-е годы
  • Создание Агинского и Усть-Ордынского Бурят-Монгольских национальных округов. Национально-государственное строительство в этих округах (1937−1976 гг.)
  • §-Ъ. Изменения в правовом положении бурятских автономных округов в 70−80-е гг
  • Глава 2. Бурятские автономные округа Российской Федерации в условиях конституционной реформы (1990−1995 гг.)
  • Л. Национально-государственное строительство в бурятских автономных округах в начале 90-х гг. й. Конституция Российской Федерации 1993 г. и правовое положение бурятских автономных округов
    • 3. Принятие Уставов бурятских автономных округов и дальнейшее развитие договорных отношений с Читинской и Иркутской областями
  • 1994−1995 гг.).,

Становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов как национально-государственных образований, 1937-1995 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие федерализма в современной России сталкивается с многочисленными проблемами прежде всего в силу несовершенства федерального и регионального законодательств. Для решения этих и других проблем, с начала 90-х годов Российская Федерация вступила в период кардинальной реформы собственного государственного и общественного устройства.

Одной из основных задач, которую предстоит решить в ходе этой реформы, является задача пространственно-территориальной организации Российского государства, соответствующей принципам подлинного федерализма.

Как невозможно построить демократическое общество посредством диктатуры, так невозможно и создать федеративное государство, не предоставив его субъектам всю полноту прав и полномочий, которые обеспечили бы их полное, реальное равноправие и самостоятельность.

Строительство по существу нового федеративного государства, основанного на принципах демократии, трудно осуществить без всестороннего анализа исторического опыта национально-государственного строительства. Изучить этот опыт означает вооружиться знаниями, которые позволили бы избежать ошибок при осуществлении практического перехода Российского государства от формально организованной к реально существующей федерации, извлечь все положительное и прогрессивное.

В данном диссертационном исследовании рассматривается становление и развитие одного из видов субъектов федерации, а именно — автономного округа, как национально-государственного образования.

Актуальность исследования определяется научно-теоретическим значением темы, ее новизной и неразработанностью в отечественной историографии. Фактический материал и выводы по проблеме национально-государственного строительства бурятских автономных округов в составе.

Российской Федерации в период с 1937 по 1995 гг. могут найти применение при разработке таких масштабных тем, как история государственного строительства страны в целом и, в частности, в Восточной Сибири, история Сибири и Бурятии, история народов России, история бурятского народа и т. д. Без углубленного изучения темы нашего диссертационного исследования практически невозможно полное и исчерпывающее изучение истории России и населяющих ее народов в рассматриваемый период.

Актуальность исследования истории становления бурятских автономных округов, как национально-государственных образований, особенно возрастает на современном этапе развития отечественной исторической науки, в связи с переосмыслением некоторых аспектов истории нашего государства советского периода, а также необходимостью дополнения имеющихся исторических концепций государственного и национально-государственного строительства России.

Практическое значение данного диссертационного исследования определяется тем, что оно позволяет глубже раскрыть и оценить уровень развития национально-государственного устройства бурятских автономных округов (1937;1995 гг.). Это, в свою очередь, позволит помочь в дальнейшем развитии данных округов, как равноправных субъектов Российской Федерации.

Историография проблемы. Проблема государственного (национально-государственного) устройства Российской Федерации, в основном, является предметом исследований ученых — историков, юристов, политологов. Политическая востребованность обусловила всестороннее исследование этой темы на современном этапе развития нашего государства. Однако вопросы, связанные с исследованием становления и развития автономных образований, недостаточно изучены. В частности, рассматриваемая в данной диссертации, тема о становлении и развитии бурятских автономных округов, как национально-государственных образований является, практически, неизученной. Подавляющее большинство работ, посвященных этой проблеме, имеет характер теоретических исследований общих проблем федерализма. Исследователи этого направления (в основном, юристы — теоретики): Абдулатипов Р. Г., Авакьян С. А., Болтенкова Л. Ф., Вдовин А. И., Дурденевский В. Н., Златопольский Д. Д., Ильинский И. П., Крылов Б. С., Кряжков В. А., Михалева H.A., Румянцев О. Г., Топорнин Б. Н., Умнова А. И., Халилов A.M., Шишкова А. С., Яров Ю. Ф. и др.(1).

В монографии Абдулатипова Р. Г., Болтенковой Л. Ф., Ярова Ю. Ф. «Федерализм в истории России» рассматриваются общие тенденции в развитии российской государственности, проблемы национальной политики и национально-государственного устройства России.

Монография «Проблемы суверенитета в Российской Федерации», авторов Крылова Б. С., Ильинского И. П., Михалевой H.A., рассматривает важнейшие вопросы создания сбалансированной системы взаимоотношений между федеральным Центром и субъектами федерации.

В исследовании Кряжкова В. А. «Статус автономных округов: эволюция и проблемы» дается развернутый анализ правового статуса автономных округов на различных этапах их истории. Существенным недостатком этой работы, по нашему мнению, является отсутствие анализа правовой базы автономных округов, в период их образования.

Другое направление отечественной историографии, по данной теме, представляют научные труды, в которых содержится изучение исторических фактов, относящиеся к истории автономных округов. Но это направление, к сожалению, не рассматривает во взаимосвязи историю автономных округов и развитие их правового положения, т.к. цели и задачи исследований этого направления несколько иные, чем в рассматриваемой диссертации. Данное направление представлено такими авторами как Бартанова A.A., Бажеев Д. Г., Басаев Г. Д., Бураев И. Д., Ербанова С. Я., Егунов Н. П., Кузнецкий Н. С., Михайлов Т. М., Рандалов Ю. Б., Санжиев Г. Л., Тармаханов Е. Е., Тумунов Ж. Т., Урбанаева И. С., Шулунов Н. Д. и др.(2).

В работах Санжиева Г. Л. «В. И. Ленин и национально-государственное строительство в Сибири (1917;1937 гг.)» и «Переход народов Сибири к социализму, минуя капитализм» рассмотрены общие тенденции процесса автономизации народов Сибири. Особая ценность данных работ заключается в том, что автор классифицировал три формы автономии:

1. автономная республика;

2. автономная область;

3. национальный округ.

Выбор той или иной формы национальной автономии, по мнению автора, зависит от степени экономического, политического и культурного развития наций и народностей. Санжиев Г. Л. дал характеристику указанных форм автономии, по которой автономная республика является политической автономией, национальным государством, автономные же области и национальные округа определены как национально-государственные образования. По анализу Конституции РСФСР были определены статус автономных республик и компетенции местных органов власти.

Основные факты образования Бурят-Монгольских автономных областей в составе РСФСР и ДВР и объединение их в единую Бурят-Монгольскую АССР были рассмотрены в работе Егунова Н. П., Тармаханова Е. Е. «Советская Бурятия в братской семье народов», а также в исследованиях: Бажеева Д. Г. «Коммунисты Бурятии в борьбе за Советскую автономию», Бартановой A.A. «Образование Бурят-Монгольской АССР», Кузнецкого Н. С. «Борьба коммунистов Бурят-Монголии за проведение ленинской национальной политики в восстановительный период (1921;1925 гг.) В этих работах рассмотрена деятельность бурятских коммунистов и представителей Советов народных депутатов в создании бурят-монгольских автономных областей, Бурят-Монгольской АССР.

Наиболее детально вопросы образования Бурят-Монгольских автономных областей в составе РСФСР и ДВР, движения к созданию единой Бурят.

Монгольской АССР были рассмотрены в монографии Шулунова Н. Д. «Становление Советской национальной государственности в Бурятии (19 191 923 гг.)». В данном исследовании изучены предпосылки создания автономных областей, сам процесс автономизации, вопросы административно территориального устройства, формирования системы органов власти и управления. Рассмотрена деятельность органов государственной власти в конкретных сферах: народное хозяйство, социально-культурное строительство, народное образование, здравоохранение, органы юстиции, рабоче-крестьянская инспекция.

В работе Урбанаевой И. С., Михайлова Т. М., Рандалова Ю. Б., Бураева И. Д. «Национальный вопрос в Бурятии» дан этноисторический очерк развития бурятского народа. Авторы критически подошли к проблеме истории раздела Бурят-Монгольской АССР, а также рассмотрели его негативные последствия. Кроме того, были обоснованы требования политического и экономического суверенитета республики.

В 1971 г. Андреевой A.B. была написана кандидатская диссертация по теме «Проблемы законодательного регулирования правового положения национальных округов РСФСР (на материалах Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского национальных округов)(3). В этой работе впервые, на наш взгляд, была предпринята попытка рассмотреть вопросы истории возникновения, развития бурятских округов и вопросы и вопросы их национально-государственного строительства, как единое целое. Это научное исследование было написано с привлечением большого количества фактического материала, однако анализ его и выводы, соответствовали требованиям идеологии того времени.

В настоящее время появились работы, нацеленные на объективный подход, в раскрытии исторических фактов, событий, касающихся регионов нашей страны, в том числе Бурятии, а также Агинского и Усть-Ордынского автономных округов. Так, например, в монографии «История Усть-Ордынского.

Бурятского автономного округа" под редакцией Дамешека JI.M.(4) дан объективный анализ истории образования и развития Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Работа написана на основе широкой материаловедческой базе, с привлечением новых источников.

Хотелось бы отметить монографию Елаева A.A. «Бурятия: путь к автономии и государственности"^), где наряду с современным видением проблем исторического развития бурятского народа, подробно рассматриваются вопросы эволюции автономизации бурят.

Вопросам развития конституционно-правового статуса субъектов федерации были посвящены диссертационные исследования Добрынина Н. М. «Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами"(6) и Хышиктуева О. В. «Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Бурятия)(7).

В 1996 г. была опубликована монография Хышиктуева О. В. «Конституционно-правовой статус Республики Бурятия"(8). В работе рассматриваются кардинальные вопросы российского федерализма и национальногосударственного устройства в целом и проблемы правовой самостоятельности, равноправия субъектов федерации. Основное внимание в данном исследовании уделено анализу конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации, на примере Республики Бурятия. Характерной чертой монографии является то, что проблемы развития российского федерализма рассматриваются в неразрывной связи с основными событиями в истории страны.

Во второй половине 1990;х гг. в региональных периодических изданиях появился ряд статей, в которых рассматривались различные аспекты истории возникновения и становления бурятских автономных округов, их национально-государственного развития (9).

Что же касается непосредственно темы: становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, как национально-государственных образований, то можно констатировать, что данная тема, на сегодняшний день, практически не изучена в историческом плане. Историография конкретных аспектов данной темы, остается крайне недостаточной.

Цель и задачи диссертации. Учитывая недостаточную изученность поставленной проблемы, ее актуальность, научно-теоретическое и практическое значение, целью данного диссертационного исследования является освещение истории становления и развития Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, как национально-государственных образований, в составе Российской Федерации в период 1937;1995 гг.

Исходя из указанной цели, нами поставлены следующие задачи:

• рассмотреть основные этапы становления национальной государственности бурят, а также изучить предпосылки территориального раздела Бурят-Монгольской АССР 1937 г., исследовать особенности создания бурят-монгольских национальных округов в период 1937;1976 гг.;

• изучить изменения, произошедшие в ходе национально-государственного строительства бурятских автономных округов в связи с принятием Конституций СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. (1977;1989 гг.);

• проследить национально-государственное строительство бурятских автономных округов в период с 1990;1992 гг.;

• исследовать изменения, которые произошли в ходе национально-государственного строительства бурятских автономных округов с принятием Конституции 1993 г.;

• проанализировать Уставы бурятских автономных округов и развитие договорных отношений с Читинской и Иркутской областями в период с 1994;1995 гг.

Объектом исследования является, национально-государственное устройство Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования является становление и развитие Агинского и Усть-Ордынского бурятских автономных округов, как национально-государственных образований.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 20-х годов XX века, т. е. со времени образования Бурят-Монгольских автономных областей в составе РСФСР и ДВР и последующего их слияния в единую Бурят-Монгольскую АССР — первоначальные формы автономизации бурятского народа, на территории которых, впоследствии, были созданы Агинский и Усть-Ордынский Бурятские автономные округа. Основное внимание обращено на период с 1937 г. — юридическое оформление правового положения и до середины 90-х гг., когда исследуемые округа, обрели правовой статус равноправных субъектов Российской Федерации. В пределах рассматриваемых хронологических рамок, произошли глубокие, качественные перемены в политической, экономической, культурной и социальной сферах жизни Российского государства в целом и бурятских автономных округов, в частности. Правовой статус, указанных округов, прошел путь от статуса административно-территориальных единиц в составе областей к статусу равноправных субъектов федерации.

Территориальные рамки определены границами современных территорий Агинского Бурятского автономного округа и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также границами территории Бурят-Монгольской АССР до ее раздела в 1937 г.

Методология и методика исследования. Методологической основой данного исследования являются принципы историзма и объективности.

Принцип историзма дает нам возможность изучать вопросы формирования и расширения национально-государственного строительства автономных округов на фоне развития исторических явлений, которые происходили в государстве и обществе.

Принцип объективности предполагает непредвзятое, объективное отношение к историческому прошлому. При его использовании, события, связанные с историей бурятских автономных округов и развитием их как национально-государственных образований, проявляется стремление к наиболее достоверному освещению исторического процесса.

Кроме того, в данной диссертации используется совокупность методов исторического исследования. Наиболее важными из них являются синхронистический, сравнительноисторический и системноисторический методы.

При помощи синхронистического метода рассматриваются вопросы национально-государственного строительства Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов в единстве с развитием российского федерализма в целом.

Сравнительно-исторический метод позволяет находить общие и отличительные черты изменений в процессе национально-государственного строительства бурятских автономных округов в период их создания, в период консервации их конституционно-правового положения и проведения конституционной реформы.

Системно-исторический метод необходим для воссоздания целостной картины создания и развития бурятских автономных округов.

Кроме того, для выявления причинно-следственных связей между теми или иными событиями, а также их анализа, применялся ретроспективный метод исторического исследования.

Источниковую базу исследования составили архивные документы, отдельно изданные сборники Указов, Постановлений, нормативно-правовых актов, а также опубликованные в периодической печати Законы и нормативно-правовые акты, стенографические отчеты съездов, справочная литература, материалы научно-практических конференций. По своему происхождению и содержанию названные источники, можно условно разделить на два вида:

1. Материалы архивных учреждений;

2. Источники, опубликованные в периодической печати и отдельными изданиями.

Для исследования данной темы были использованы архивные материалы:

1. Фонда 2 Национального Архива Республики Бурятия (НАРБ);

2. Фонда 54 Государственного Архива Агинского Округа (Г, А АО);

3. Фонда 2 Государственного Архива Усть-Ордынского Округа (ГАУОО);

4. Фонда 27 Государственного Архива Читинской Области (ГАЧО);

5. Фонда 1933 Государственного Архива Иркутской Области (ГАИО);

6. Фондов 127, 447 Центра Документации Новейшей Истории Иркутской Области (ЦДНИИО);

7. Фондов 1318, 5677 Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ);

8. Фонда 17 Российского Центра Хранения и Изучения Документов Новейшей Истории (РЦХИДНИ)(10).

Таким образом, в архивных учреждениях Бурятии, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, Читинской и Иркутской областей, г. Москвы имеется достаточное количество документов, которое, на наш взгляд, могут дать некоторое представление о становлении и развитии автономных округов в целом, бурятских округов, в частности.

Законы, Постановления и другие нормативно-правовые акты, касающиеся темы данного исследования, были изданы отдельными изданиями (Конституции СССР, РСФСР, РФ, Уставы автономных округов, Федеративный Договор, Стенографические отчеты Съездов народных депутатов РФ и др.), в различных сборниках (Сборники Указов РСФСР, СССР, РФ, Сборники Постановлений Совета Министров СССР, РСФСР, Правительства РФ, Ведомости Верховного Совета РСФСР, и др.). К этому же виду источников относится различная справочная литература (Краткий политический словарь, Всемирная история, Местные органы власти и др.), а также материалы, опубликованные в периодической печати (газеты и журналы: Известия, Советская Россия, Забайкальский рабочий, Агинская правда, Знамя Ленина, Окружная панорама, Обозреватель, Конституционный вестник и др.).

Рассмотренные в данном диссертационном исследовании документы, классифицируются на:

1. общегосударственные Законы;

2. региональные законодательные акты;

3. общегосударственные нормативно-правовые акты;

4. региональные нормативно-правовые акты;

5. протоколы;

6. докладные записки.

1. Общегосударственные Законы, рассмотренные в данной работе, представляют собой, один из основных видов организационной документации, правовую основу развития государства в целом и автономных округов, в частности. Так, например, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет правовой статус автономных округов, как равноправных субъектов федерации, разграничивает предметы ведения и полномочий между федеральными и окружными органами государственной власти (11).

2. Региональные законодательные акты, рассмотренные в диссертации, принимаются на основе общегосударственного законодательства, представительными (законодательными) органами государственной власти автономных округов и направлены на создание правовой базы деятельности окружных органов государственной власти во всех сферах жизнедеятельности. К примеру, в Законе Агинского Бурятского автономного округа «О выборах главы администрации Агинского Бурятского автономного округа», принятого 9 февраля 1995 г. окружной Думой-Парламентом (12), определены основные положения о порядке проведения выборов главы окружной администрации, общие требования к кандидатам на этот пост и другие вопросы.

3. Общегосударственные нормативно-правовые акты принимаются центральными органами государственной власти, на основе существующего законодательства и призваны решать вопросы государственного управления. Так, например, «Положение об окружных съездах Советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов северных окраин РСФСР» от 20 апреля 1932 г.(13) регламентирует функционирования автономных округов.

4. Региональные нормативно-правовые акты представлены в данной работе, в основном, различными Постановлениями и Решениями исполнительных органов государственной власти Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов. Например, Постановление главы администрации Агинского Бурятского автономного округа «О предельных оптовых снабженческо-бытовых торговых надбавках» от 1 марта 1995 г.(14) ограничивает торговые надбавки, для каждого вида товара, в определенных рамках.

5. Протоколы, использованные в данной диссертации, в основном, представлены в виде выдержек из стенографических отчетов. К примеру, в выдержке из Стенографического отчета I съезда народных депутатов РСФСР, изданного в 1992 г., Т. 1, С. 153, приводится цитата депутата съезда РСФСР Б. Н. Ельцина, в которой говорится, что «субъектами федерации могут быть не только национально-автономные, но территориально-автономные образования"(15).

6. В докладных записках содержатся конкретные проблемы, связанные с темой нашего исследования, а также меры, которые предлагались для их решения. Например, в докладной записке в областной исполнительный комитет Иркутской области от 22 января 1939 г., руководитель отдела коммунального хозяйства Усть-Ордынского окружного исполкома разработал основные правила планирования и контроля за состоянием коммунального хозяйства округа, обосновывая при этом необходимость самостоятельности в решении данных вопросов на местах (16).

В целом, можно констатировать, что по проблеме изучения становления и развития бурятских автономных округов, как национально-государственных образований имеется обширная источниковая база, которая нуждается в изучении в историческом плане.

Научная новизна и практическая ценность диссертации состоит в том, что впервые в историографии республики предпринимается попытка рассмотреть предпосылки создания Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, проанализировать основные этапы их национально-государственного строительства в контексте развития российского федерализма, исследовать исторический аспект изменения правового положения автономных округов, а также раскрыть конкретный конституционно-правовой механизм этого изменения.

Практическая значимость данной темы состоит в оценке последствий различных подходов к государственному федеративному устройству страны и выработке некоторых практических выводов и предложений по вопросам взаимоотношений между федерацией и ее субъектами.

Полученные в этом исследовании результаты, можно использовать при подготовке научных и научно-популярных работ по истории Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов и по исследованию их национально-государственного строительства.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое отражение в публикации статьи «Изменения правового статуса бурятских автономных округов» (Вестник БГУ, серия 4, выпуск 2, Улан-Удэ, 1998 г.), а также докладывались на конференциях и были опубликованы тезисы: «Некоторые вопросы образования бурятских автономных округов» // Конференция Бурятского государственного университета «Историческая наука и историческое образование на пороге XXI века» (Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н. П. Егунова, 22 июня 1999, Улан-Удэ, 1999, СС. 88−90) — «К вопросу образования бурятских национальных округов» // Международная научно-практическая конференция «Взаимоотношения народов России и Дальнего Востока: История и современность. Национальное, социальное и экономическое развитие в Байкальской Азии» (Улан-Удэ, 2000, СС. 135−137).

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Абдулатипов Р. Г, Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. — М. 1992;1993; Авакьян С. А. О статусе субъектов Российской Федерации и проблемах «российского федерализма» // Конституционный вестник. 1994, № 17- Вдовин А. И. Идеи добровольного союза суверенных народов в истории и на современном этапе // Вестник МГУ. Серия «История». 1992, № 1- Дурденевский В. Н. Автономные республики и области в системе советской федерации // Советский федерализм. М. -Л., 1930; Златопольский Д. Л. Государственное единство Российской Федерации // Вестник МГУ. Серия «Право». 1994, № 3- Его же. СССР — федеративное государство. МГУ, 1967; Ильинский И. П., Крылов Б. С., Михалева H.A. Новое федеративное устройство России // Советское государство и право. 1992, № 11- Их же. Федеративный Договор и правовая система Российской Федерации // Конституционный вестник. 1992, № 14- Ильинский И. П. Российский федерализм: проблемы и решения // Народный депутат. 1991, № 8- Кряжков В. А. Статус автономных округов: эволюция и проблемы // Российская Федерация. 1996, № 2- Румянцев О. Г. Новый федерализм в новой России // Конституционный вестник. 1992, № 12- Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под ред. Топорнина Б. Н. и др. -М., 1994; Умнова А. И. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1994, № 8−9- Халилов A.M. РСФСРсоциалистическое федеративное государство. Казань, 1967; Шишков A.C. Разграничение полномочий и предметов ведения федеральных органов власти РФ и органов власти в краях, областях в вопросах внешнеэкономической деятельности // Конституционный вестник. 1992, 12.

2. Бартанова A.A. Образование Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики. — Улан-Удэ, 1964; Бажеев Д. Г. Борьба за установление Советской власти в Бурят-Монголии. — Улан-Удэ, 1957; Басаев Г. Д., Ербанова С .Я. М. Н. Е. Ербанов. — Улан-Удэ, 1989; Егунов Н. П., Тармаханов Е. Е. Советская Бурятия в братской семье народов СССР. — Улан-Удэ, 1973; Кузнецкий Н. С. Борьба коммунистов Бурят-Монголии за проведение ленинской национальной политики в восстановительный период. (1921;1925 гг.). — Улан-Удэ, 1958; Тумунов Ж. Т. Ara и агинцы. — Улан-Удэ, 1993; Санжиев Г. Л. Переход народов Сибири к социализму, минуя капитализм. — Новосибирск, 1980; Его же. В. И. Ленин и национально-государственное строительство в Сибири (1917;1937 гг.). — Улан-Удэ, 1971; Урбанаева И. С., Михайлов Т. М., Рандалов И. Д., Бураев И. Д. Национальный вопрос в Бурятии. — Улан-Удэ, 1989; Шулунов Н. Д. Становление советской национальной государственности в Бурятии (1919;1923 годы). — Улан-Удэ, 1972.

3. Андреева A.B. «Проблемы законодательного регулирования правового положения национальных округов РСФСР (на материалах Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского национальных округов): Дис.. канд. юр. наук. — Иркутск, 1971.

4. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Под ред. Дамешека Л. М. — М., 1995.

5. Елаев A.A. Бурятия: путь к автономии и государственности. — М., 1994.

6. Добрынин Н. М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами: Дис.. канд. юр. наук. — Тюмень, 1998.

7. Хышиктуев О. В. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Бурятия): Дис.. канд. юр. наук.-М., 1996.

8. Хышиктуев О. В. Конституционно-правовой статус Республики Бурятия. -Улан-Удэ, 1996.

9. Алексеев О. Учреждено Агинское окружное отделение Конгресса бурятского народа // Бурятия. — 1997. 16 июляВасилевский В. Непростой путь к первой бурятской автономии // Забайкальский рабочий. — 1992. 15, 22 июняВосстановить историческую справедливость. Письмо группы ветеранов Верховному Совету СССР об отмене решения 1937 г. о разделении Бурят-Монгольской АССР // Правда Бурятии. — 1990. 24 августаГубов П. Из истории нашего края. К 50-летию Агинского Бурятского автономного округа // Агинская правда. -1987. 5 мартаДугаров Д. Окружной парламент состоялся! // Забайкальский рабочий. — 1998. 22 апреляДоржиев Ж. Для культуры нужен дом: к 60-летию Агинского Бурятского автономного округа // Бурятия. — 1997. 29 июляЖамсуев Б. Автономен ли автономный округ? // Агинская правда. — 1995. 20 маяМатханов М. Интервью // Панорама округа. — 2000. 29 августаНайдаков В., Чимитдоржиев Ш, Шагдаров Л. Восстановить прежнее название республики // Правда Бурятии. — 1990. 29 сентябряТумунов Ж. Страницы нашей истории. К 160-летию образования Агинской главной инородческой управы и 60-летию со дня образования Агинского Бурят-Монгольского автономного округа и Читинской области // Агинская правда. — 1997. 22 маяЧимитдоржиев Ш. О чем говорят факты? // Правда Бурятии. — 1991. 20 апреляЭрдынеев Д. По поводу требования о присоединении округов // Правда Бурятии. — 1990. 16 сентября;

10.ГАРФ, фф. 1318, 5677- РЦХИИДНИ, ф. 17- НАРБ, ф. 2- ГАИО, ф. 1933; ЦДНИИО, фф. 127, 447- ГАЧО, ф. 27- ГААО, ф. 54- ГАУОО, ф. 2.

11. Конституция Российской Федерации. — М., 1995.

12. Закон Агинского Бурятского автономного округа «О выборах главы администрации Агинского Бурятского автономного округа» от 9 февраля 1995 г. // Агинская правда. 25 февраля 1995 г.

13. «Положение об окружных съездах Советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов скверных окраин РСФСР» от 20 апреля 1932 г. «Местные органы власти». — М., 1933.

14. Постановление главы администрации Агинского Бурятского автономного округа «О предельных оптовых снабженческо-бытовых торговых надбавках» от 1 марта 1995 г. // Агинская правда, 7 марта 1995 г.

15. Стенографический отчет I съезда народных депутатов РСФСР. — М., 1992, Т. 1,-С. 153.

16. ЦДНИИО, ф. 447, оп. 1, д. 132, л. 3.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой