Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Постоянный нейтралитет Австрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Zeitgeschichte-Informations-System (ZIS) des Instituts fur Zeitgeschichte der Leopold-Franzens-Universitat Innsbruck // http://zis.uibk.ac.atInterne Information zur Sicherheitspolitik. Militarwissenschaftliches Buro. Bundesministerium fur Landesverteidigung der Republik OsterreichBulletin zur schweizerischen Sicherheitspolitik. Forschungsstelle fur Sicherheitspolitik und Konfliktanalyse der ETH… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО НЕЙТРАЛИТЕТА АВСТРИИ
    • 1. 1. Зарождение идеи нейтралитета Австрии (1918−1945 гг.)
    • 1. 2. Тема нейтралитета в ходе послевоенного урегулирования австрийского вопроса (1945 — 1953 гг.)
    • 1. 3. Курс на улучшение советско-австрийских отношений. Берлинское совещание (1953 -1954 гг.)
    • 1. 4. Оформление постоянного нейтралитета Австрии
    • 1. 5. Политические и правовые параметры постоянного нейтралитета Австрии. Проблема интерпретации
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АВСТРИЙСКОГО НЕЙТРАЛИТЕТА И ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К НЕМУ
    • 2. 1. Начальная фаза политики нейтралитета Австрии (1955 — 1960-е гг.)
    • 2. 2. Австрия и западноевропейская экономическая интеграция (конец 1950-х -начало 1970-х гг.)
    • 2. 3. Фаза активного нейтралитета «эры Крайского» (1970 — 1983 гг.)
    • 2. 4. Фаза внешнеполитического прагматизма и начало ревизии нейтралитета Австрии (1983 — 1991 гг.)
    • 2. 5. Активное вовлечение Австрии в евроатлантические структуры
  • 1992−1999 гг.)
    • 2. 6. Кризис австрийского нейтралитета (2000 — 2004 гг.)
    • 2. 7. Новые подходы к нейтралитету (2004 -2008 гг.)
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ НЕЙТРАЛИТЕТА НА ПРИМЕРЕ АВСТРИИ
    • 3. 1. Будущее нейтралитета Австрии в контексте ее членства в ЕС
    • 3. 2. Нейтралитет в условиях глобализации
    • 3. 3. Проблема использования силы в международных отношениях и нейтралитет
    • 3. 4. Многополярность и нейтралитет
    • 3. 5. Нейтралитет и Движение неприсоединения

Постоянный нейтралитет Австрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Постоянный нейтралитет Австрии, получивший политико-юридическое оформление в 1955 г., на протяжении более полувека является заметным и своеобразным элементом системы международной безопасности в Европе и мире, а также достаточно эффективной внешнеполитической моделью для развития малого европейского государства.

Нейтральная Австрия активно проявила себя в качестве «связующего моста» между Востоком и Западом, посредника в налаживании и поддержании диалога между противостоящими сторонами, в том числе в региональных конфликтах, в сфере содействия разоруженческому процессу, миротворчеству, в «добрых услугах», а также как место для организации штаб-квартир целого ряда важнейших международных организаций и структур. Важную роль статус постоянного нейтралитета Австрии сыграл и в поддержании этой страной особых взаимовыгодных торгово-экономических отношений со странами Восточной Европы и третьего мира. Международный авторитет, социально-экономическое благополучие и безопасность австрийского государства во многом являются результатом проводимой им политики нейтралитета.

Оформление австрийского нейтралитета в 1955 г. носило многоступенчатый характер, как на межгосударственном, так и на австрийском национальном уровнях. Сложность этого процесса предопределила наличие в научных, политических и дипломатических кругах Австрии и за ее пределами различных точек зрения относительно юридической природы австрийского нейтралитета, разные подходы к его интерпретации, хотя он изначально замышлялся как аналог швейцарского.

Западные державы и их структуры, пытаясь вовлечь Австрию в свою орбиту, предпринимали попытки девальвировать постоянный нейтралитет Австрии и повлиять на ее прагматичный внешнеполитический курс.

Самостоятельные подходы австрийцев к тем или иным международным вопросам нередко критиковались на Западе, объявлялись «оппортунистическими» или «эгоистическими». Угроза внешнеполитической изоляции и давление со стороны атлантистских кругов побуждали внешнеполитическое руководство Австрии к необходимости оглядки на интересы ведущих стран Запада и их максимального учета.

В противовес этому Советский Союз, а затем и Россия внимательно следили за соблюдением Австрией постоянного нейтралитета и подчеркивали свою заинтересованность в сохранении этого международно-правового статуса.

Внешнеполитическое руководство Австрии, в зависимости от международной и внутриполитической конъюнктуры в те или иные исторические периоды, демонстрировало разные подходы к выполнению обязательств по нейтралитету.

В период после распада социалистической системы и СССР, интенсификации процесса евроатлантической интеграции, в том числе в сфере* внешней политики и безопасности, нейтралитет Австрии и других европейских стран с аналогичным статусом вступил в полосу кризиса, обусловленного, существенным нарушением баланса сил в Европе и мире. Нейтралитет пережил этап выхолащивания его традиционной субстанции, и современная австрийская официальная концепция получила новые специфические очертания — с учетом участия страны в общей внешней политике, политике безопасности и обороны Европейского союза.

Тем не менее, участвуя в процессе европейской интеграции, Австрия, как и другие нейтральные страны, стала в последние годы под воздействием новых международных факторов осторожнее подходить к возможности радикального пересмотра своего традиционного внешнеполитического курса. На официальном уровне предпринимались попытки обозначить и закрепить международно-правовое своеобразие в актах Евросоюза.

В условиях формирующейся многополярности постоянный нейтралитет сохраняет свое значение и может приобрести новые полезные для международного сообщества функции.

Изучение политики современных нейтральных стран, включая Австрию, позволяет выявить военно-политический, морально-политический, дипломатический, экономический потенциал нейтралитета как уникального международного инструмента, обеспечивающего военную и экономическую безопасность, стабильное развитие внешних связей не силовыми, мирными средствами.

Исследование процесса нейтрализации Австрии, параметров и практики австрийского нейтралитета, прогноз его перспектив представляют интерес, во-первых, в плане определения существующих и потенциальных возможностей нейтральных государств в деле укрепления международного мира и развития разнопланового сотрудничества, а также параметров взаимодействия с ними. Во-вторых, — с точки зрения наличия разумной альтернативы процессам расширения НАТО и милитаризации Европы. Прежде всего это касается международной полемики вокруг внешнеполитических перспектив Грузии и Украины. В-третьих, — для выявления совместимости нейтрального статуса, с участием его обладателя в тех или иных интеграционных процессах, в том числе в рамках Европейского союза. Опыт австрийского нейтралитета может оказаться полезным не только для потенциальных, но для уже существующих нейтральных государств, например, на постсоветском пространстве — как возможный прецедент для их участия в углублении разностороннего взаимодействия по линии ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и других многосторонних и двусторонних форматов партнерства.

Объектом исследования является постоянный нейтралитет Австрии и соответствующая внешняя политика этой страны. В качестве предмета исследования избраны австрийские внутриполитические и международные аспекты установления и практики постоянного нейтралитета Австрии, его место в международных отношениях. Главной целью настоящей работы является комплексный и детальный анализ процесса становления австрийского нейтралитета и трансформации подходов к нему в Австрии и за рубежом, а также оценка потенциала института постоянного нейтралитета в меняющихся международных условиях. В этой связи были поставлены следующие задачи исследования:

— установить внутриполитические и внешнеполитические предпосылки для выхода Австрии на статус постоянного нейтралитета, изучить процесс его оформленияпроследить трансформацию подходов внешнеполитического руководства Австрии и ведущих мировых игроков к нейтралитету в разные исторические периоды;

— определить параметры австрийского нейтралитета в условиях нового расклада сил в Европе и мире;

— выявить потенциал политики нейтралитета и дать оценку ее перспектив на примере Австрии, в том числе под углом зрения российских внешнеполитических задач;

— рассмотреть возможности российского влияния на позицию Австрии и других нейтральных стран в отношении их нейтралитета.

Хронологические рамки исследования охватывают 1955 — 2008 гг. Нижняя хронологическая граница — окончание первого десятилетия после второй мировой войны, когда были созданы условия для установления международно-правового статуса Австрии как постоянно нейтрального государства, который сохраняется по настоящее время.

Проблематика австрийского нейтралитета имеет явно выраженные исторические, правовые и политологические аспекты. Прежде всего современная историческая наука столкнулась с настоятельной необходимостью осмысления роли нейтральных стран в системе региональной безопасности, причин процесса трансформации постоянного нейтралитета, а также места нейтралитета в будущей эффективной системе международного взаимодействия. При этом правовые и политические моменты находятся в определенной зависимости от анализа исторических условий установления и применения австрийского нейтралитета, а также отношения к нему различных политических сил внутри Австрии и за рубежом. Основные отечественные исследования по тематике австрийского нейтралитета были сделаны еще в 5080-х гг. XX в. Разумеется, они имели свойственный тому времени сильный идеологический отпечаток и не учитывали в достаточной степени работы западных авторов. Кроме того, в советской науке австрийский нейтралитет изучался, прежде всего, с юридических позиций. Историческим аспектам отводилось определенное место, но * исследования по объективным причинам не могли носить достаточно углубленного характера, прежде всего из-за отсутствия необходимых источников> и исторического материала, который-давал бы почву для обоснованных заключений. Речь, идет о таких работах советских юристов-международников и правоведов, как Б. В. Ганюшкин, О. И. Тиунов, Ю.М.ПрусаковО.Н.Хлестов1. Среди историографических работ, в которых значительное место отводится* нейтралитету Австрии, особо.* выделяются основательные труды В. Н. Белецкого, С. И. Ворошилова, А. Е. Ефремова и И: Г. Жирякова2.

Начиная с середины 80-х гг. тема австрийского нейтралитета освещается, с более взвешенных позиций, но. авторы, как правило, ограничиваются анализом отдельных сторон этого* институталибо узкими хронологическими рамками. К числу значимых работ стоит отнести публикации А. А. Ахтамзяна, Л. М. Воробьевой, Ю. М. Колосова, А. В1Кондакова, И. Ф. Максимычева, Е. Р. Троекурова, Е.Т.Усенко3. Заметный. вклад в изучение советской политики в.

1 Ганюшкин Б. В. Современный нейтралитет. — M.: Изд-во ИМО, 1958. — 164 е.- Ганюшкин Б. В. Нейтралитет и неприсоединение. — М., 1965. — 232 е.- Тиунов О. И. Нейтралитет в международном праве. — Пермь: Изд-во Перм Ун-та, 1968. — 157 е.- Прусаков Ю. М. Нейтралитет в современном международном праве. М.: Знание, 1972.-64 с.

2 Белецкий В. Н. Советский Союз и Австрия. Борьба Советского Союза за возрождение независимой демократической Австрии и установление с ней дружественных отношений (1938;1960). — М.: Изд-во ИМО, 1962. — 342 е.- Ворошилов С. И. Внутриполитическая борьба в Австрии в период становления Второй республики (1945;1955). — Л., 1968; Ефремов А. Е. Советско-австрийские отношения после второй мировой войны. — M., 1958; Жиряков И. Г. СССР и Австрия: итоги и перспективы сотрудничества. К 30-летию подписания Государственного договора. — М.: Межд. отнош-я, 1985. — 176 с.

3 Achtamsjan A.A. Die Sowjetunion und Osterreich in der Zeit der Vorbereitung und des Abschlusses des Staatsvertrages (1945;1955) / Osterreich und Sowjetunion. Wien, 1984, S. 131−144- Воробьева Л. М. Проблема австрийского нейтралитета на современном этапе // Проблемы внешней и оборонной политики России. Российский институт стратегических исследований. Сборник статей № 9. — М. 2002. Колосов Ю. М. Место отношении Австрии и прояснение процесса установления ее нейтралитета в последние ¦ годы внесли российские историки В. Н. Вартанов, О. И. Величко, В. В. Ищенко, О. В. Павленко, А. М. Филитов, А. О. Чубарьян.

Важную роль в разработке этой проблематики сыграл круглый стол в редакции журнала «Международная жизнь», приуроченный к 50-летию австрийского нейтралитета с участием А. А. Ахтамзяна, А. И. Степанова, В. В. Соколова, В. Я. Швейцера и других историков и дипломатов.4.

Предпринимались попытки исследования проблематики австрийского нейтралитета и в диссертационных работах Н. Ж. Агубаева, а также с международно-правовой и политологической фокусировкой — А. В. Кондакова, и П. В. Щербинина.5.

В зарубежной литературе, прежде всего австрийской, проблематика нейтралитета Австрии получила более широкое и детальное освещение. Но она, как и советская, на первом этапе страдала в целом заидеологизированным: — антисоветским подходом, который проявлялся особенно в работах британских и американских исследователей6. Из-за скудности доступных, советских первоисточников многие вопросы освещались на основании преимущественно британских и американских источников. Последние же исходили из ложной установки — якобы существовавшего у СССР намерения «экспортировать революцию», навязать Австрии нейтралитет и насильственно «советизировать» эту страну. Соответственно подписание Государственного договора по Австрии преподносилось как торпедирование Западом советских «экспансионистских целей». постоянного нейтралитета в международных отношениях и в современной Европе (к 50-летию постоянного нейтралитета Австрии) // Московский журнал международного права. — 2005. — № 4. — С. 56−61- Кондаков A.B. Постоянный нейтралитет — анализ прошлого и перспективы на будущее, — М.: Анкил, 2002. — 56 е.- Максимычев И. Ф. Австрия: опыт нейтралитета // Современная Европа. — 2006. — № 3. — С. 56−68- Троекуров Е. Р. Нейтралитет как институт международного права (зарождение, развитие, современные доктрины) // Право и политика. -2008. -№ 1.-С. 91−102- Усенко E.T. Подкоп под нейтралитет//Красная звезда, 25.04.2001.

4 Круглый стол в редакции журнала «Международная жизнь» на тему «15 мая 1955 года. Государственный договор: Австрия независима и нейтральна» // Международная жизнь. — 2005. — № 6. — С. 127−155.

5 Агубаев Н. Ж. Проблема нейтралитета Австрии в период подготовки Государственного договора. Дисс. к.и.н., Л., 1985; Кондаков A.B. Постоянный нейтралитет в международном праве. Дисс. к.ю.н., М., 2002; Щербинин П. В. Роль нейтральных государств в формировании системы европейской безопасности. Дисс. к.п.н., М., 2003.

6 Allard S. Russia and the Austrian State Treaty: A Case Study of Soviet Policy in Europe. London, 1970; Bader W. Austria between East und West. 1945;1955. Stanford, 1966.

Начиная с 80−90-х гг. XX в. появляется целый ряд разработок по истории нейтралитета Австрии с иной трактовкой и более объективным взглядом на планы СССР. Среди них стоит особо отметить монографию австрийского историка Г. Штурца «За единство и свободу. Государственный договор, нейтралитет и конец оккупации Австрии Востоком и Западом. 1945 — 1955"7. Наибольший вклад в изучение истории австрийского нейтралитета внесли такие австрийские историки и юристы как Т. Ангерер, Э. Бадер, Г. Бишоф, Э. Брукмюллер, Ш. Вероста, Н. Вонут, М. Гайстлингер, М. Гелер, К. Земанек, К. Йенни, Э. Ланц, В. Мантль, В. Мюллер, Ю. Нидербергер, О. Раткольб, М. Раухенштайнер, Т. Ройтнер, А. Суппан, Х. Хаутман, Ф. Шаусбергер, Р. Штайнингер, А. Фердрос и др.

Недостатком зарубежной литературы по нейтралитету является слабое внимание к работам российских исследователей, а также первоисточникам.

Источниковая база диссертационной работы. Первую группу источников составляют документы из российских и австрийских архивовранее не известные или бывшие доступными лишь для узкого круга, пользователей. Речь идет о Фонде 06 («Секретариат Молотова»), Фондах 66 и 066 («Референтура по Австрии») Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ).

Автор вводит в научный оборот неизвестные ранее в России документы из «Архива Бруно Крайского» (Австрия, г. Вена): запись совещания руководства Австрии с послами Австрии в Москве, Лондоне, Париже и Вашингтоне перед поездкой австрийской правительственной делегации на переговоры в Москву от 28.03.1955 г.- воспоминания вице-канцлера Австрии А. Шерфа о переговорах в Москве 11−15 апреля 1955 г.- доклад министра иностранных дел Австрии Совету министров Австрии о постоянном нейтралитете Австрии и ее участии в европейском «общем рынке» от.

7 Stourzh G., Um Einheit und Freiheit: Staatsvertrag, Neutralitat und das Ende der Ost-West-Besetzung Osterreichs 1945;1955. Wien, 1998.

24.02.1962 г. 8, а также положения ряда других австрийских и зарубежных официальных документов.

Вторая группа источников включает в себя документы, касающиеся урегулирования австрийского вопроса, которые были опубликованы в сборниках документов по Австрии МИД СССР.9 В работе также активно использовались сборники документов «Красная Армия в Австрии. Советская оккупация 1945;1955» и «Советская политика в Австрии. 1945;1955 гг.», выпуск которых в России и Австрии был приурочен к 50-летию Государственного договора 1955 г. 10.

К третьей группе источников относятся личные беседы автора с участниками советско-австрийских переговоров по урегулированию австрийского вопроса 1955 г.: с российским и австрийским послами в отставке Р. А. Сергеевым и Л. Штайнером, состоявшиеся в Вене в 2005 г., а также соответствующая отечественная и зарубежная мемуарная литература. Эти свидетельства способствовали восстановлению исторической картины в Австрии и вокруг нее в середине 50-х гг.11 В этот же ряд следует поставить 4-х-серийный документальный фильм «Вторая республика — невероятная история», показанный по австрийскому телевидению в ходе юбилейных торжеств 2005 г. 12.

Четвертая группа источников — международные научные мероприятия, приуроченные к 50-летию Государственного договора о восстановлении.

8 Amtsvermerk uber die Konferenz mit den osterreichischen Botschaftern in London, Moskau, Paris und Washington, 28.03.1955. Kreisky-Archiv, Bestand: VII, Bundesministerium fur Auswartige Angelegenheiten, STV 1- Adolf Scharf. Erinnerung an die Moskau-Fahrt vom 11. bis 15. April 1955. Kreisky-Archiv, Bestand: VII, Bundesministerium fur Auswartige Angelegenheiten, STV 1- Bericht an den Ministerrat. Die immerwahrende Neutralitat Osterreichs und die Teilnahme Osterreichs an einem umfassenderen europaischen Markt vom 24.02.1962. Kreisky-Archiv, Bestand: VII.3 Integration EFTA-EWG, Box 1.

9 Сборник основных документов СССР, США, Англии и Франции об Австрии. Выпуск 1. МИД СССР. — М., 1953; Сборник основных документов СССР, США Англии и Франции об Австрии. Выпуск 2. МИД СССР. — М., 1955; Сборник основных документов по Австрии. Выпуск 3.3-й Европейский отдел МИД СССР. — М., 1958.

10 Красная Армия в Австрии. Советская оккупация 1945;1955. Документы. Ред. Ш. Карнер, Б. Штельцль-Маркс, А.Чубарьян. Грац-Вена-Мюнхен, 2005. — 979 е.- Советская политика в Австрии 1945;1955. Сборник документов. Ред. Г. Бордюгов, В. Мюллер, Н. М. Неймарк, А.Суппан. — M.: АИРО XXI — Спб: Дмитрий Буланин, 2006. — 656 с.

11 Сергеев P.A. В МИД СССР. На Кузнецком мосту и Смоленской площади. 1948;1991. — М.: РОССПЭН, 2007. — 320 е.- Вальдхайм К. Австрийский путь. M.: Прогресс, 1976. — 231 е.- Karner S., Stelzl-Marx (Hg.). Die Rote Armee in Osterreich. Sowjetische Besatzung 1945;1955. Beitrage. Graz-Wien-Munchen. 2005. — 888 S.

12 Die Zweite Republik — eine unglaubliche Geschichte. Eine TV-Dokumentation. Herausgeber: ORFOsterreichischer RundfunkModeration: Hugo Portisch. In vier Folgen. DVD, Wien, 2005 независимой и демократической Австрии и провозглашения ею нейтралитета13 — имела важное значение для углубленного и комплексного исследования сложной проблематики австрийского нейтралитета.

Пятую группу составили австрийские национальные законодательные, а также международно-правовые акты, так или иначе относящиеся к проблематике нейтралитета и его применения.14 Вдиссертации нашли отражение официальные документы президента, правительства и парламента Австрии, ЕЭС/Европейского союза, ОБСЕ, а также австрийских политических.

— 15 партии.

В' ходе исследования привлекались материалы исторических научно-исследовательских учреждений и неправительственных политических организаций Австрии, Швейцарии, и Германии, общественно-политическая и научно-историческая периодика России и Австрии.16 Учтены документы и.

13 Имеются ввиду международный симпозиум «Московский меморандум» 1955 года — сигнал для мира в Европе" (Венская дипломатическая академия, 15.04.2005) и международная конференция «Австрийский государственный договор: между международной стратегией и национальным самосознанием» (Австрийская* академия наук. Вена, 8−11 мая 2005).

14 Австрийская республика. Конституция и законодательные акты. Под ред. Ильинского И. П. — М., 1980; Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года. СССР-Австрия, 1938;1979 гг. Документы и материалы. — М., 1980; Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года. Действующее международное право. Документы в 3-х т. — Т. 1. Сост. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М. 1996; Документы Европейского союза, т. V — Амстердамский договор. М. «Интердиалект+», 1999; Хартия европейской безопасности ОБСЕ. Стамбул, ноябрь 1999 года // http://www.0sce.0rg/d0cs/russian/l990−1999/summits/istachart99.htm и др.

15 Schussel fur «europaische Neutralitat». Pressemitteilung vom 17.08.2000. Bundeskanzleramt. Bundespressedienst// http://www.austria.gv.at/aktuell/database/topnewsVerfassungsreform: Besonderer Ausschuss diskutiert Sicherheitsfragen, alle vier Fraktionen fur Beibehaltung des Neutralitatsgesetzes. Parlamentskorrespondenz vom 19.04.2006, Nr. 336- Programm der osterreichischen Bundesregierung vom 09.01.2007 // http://wvvw.spoe.ab'bilder/d255/regierungsprogramm09012007.pd<) — Vertrag von Lissabon 2007. Konsolodierte Fassung der Unionsvertrage // http://www.mwalther.net/europa/unionsrecht-lissabon-mwalther.pdfRechtsgutachten zum EU-Reformvertrag, Dezember 2007 // http://www.hofburg.at/showcontent2.php?s2id=990- Die osterreichische neutralitat und die europaische Einigung. Resolution des 19. Bundeskongresses der Grunen vom 22.01.2000 // http://vvww.gruene.a (/gruene.at/topics/frieden/2000/neutrbuko.htmFPO und OVP wollen in die NATO. SPO-Pressemitteilung, 23.08.2000 // http://www.spoe.at/newsEG-Anschlu? — Nein. KPO fur Osterreich. Denkschrift. Wien: KPO, 1989 и др.

16 Zeitgeschichte-Informations-System (ZIS) des Instituts fur Zeitgeschichte der Leopold-Franzens-Universitat Innsbruck // http://zis.uibk.ac.atInterne Information zur Sicherheitspolitik. Militarwissenschaftliches Buro. Bundesministerium fur Landesverteidigung der Republik OsterreichBulletin zur schweizerischen Sicherheitspolitik. Forschungsstelle fur Sicherheitspolitik und Konfliktanalyse der ETH Zurich (http://www.css.ethz.ch/research/publications/bulletin) — International Institute for Peace (http://www.iip.at) — Osterreichische Nationalbibliothek// http://www.onb.ac.atD ie historische Dokumentenund Quellensammlung zur deutschen Geschichte ab 1800 — documentArchiv. de // http://www.documentarchiv.de/index.litmlАхтамзян A.A. Аннексия Австрии Рейхом // Вопросы истории. — 1988. — № 9- Наумов А. О. Аншлюс Австрии в 1938 году как кризис Версальской системы // Новая и новейшая история. — 2006. — № 6- Hummer W, Schweitzer M. Das Problem der Neutralitat — Osterreich und die EG-Beitrittsfrage // Europa-Archiv, 1988, № 43 // Rotter M. Von integralen zur differentiellen Neutralitat. Eine diskrete Metamorphose im Schatten des zweiten Golfkrieges. // Europaische Rundschau 1991, Heft 3- Kock H.F. Osterreichs «immerwahrende» Neutralitat: Ein Mythos geht zu Ende // Journal fur Rechtspolitik, 1993, № IWinfried R. Garscha: Staatsvertrag, Neutralitat und das «Muster der Schweiz» материалы российских министерств и ведомств, участвующих в формировании российской внешнеполитической линии на австрийском направлении.17 Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

— дан анализ совокупности документов и свидетельств по исследуемой проблеме и сделаны выводы об исторических предпосылках для введения в практику идеи нейтралитета;

— рассмотрены обстоятельства зарождения идеи нейтралитета Австрии в контексте процессов, предшествовавших принятию Австрией статуса постоянного нейтралитетапроведен анализ внутриполитических и внешнеполитических предпосылок для выхода Австрии на нейтралитет в свете ранее неизвестных архивных документов и малоизвестных материалов;

— введены в научный оборот новые документы и материалы различных архивов России и Австрии, соглашения, ноты и политические заявления, мемуары и высказывания, оценки государственных и политических деятелей, непосредственных участников или свидетелей процесса нейтрализации Австрии, современных австрийских историков, юристов и политологоврассмотрены политико-дипломатические аспекты установления нейтралитета Австрии с позиций различных австрийских политических сил и западных держав;

— детально исследованы практика австрийского нейтралитета с 1955 г. по настоящее время, его влияние на австрийскую внешнюю политику и Mitteilungen der Alfred Klahr Gesellschaft, 1995, № 3- Zanger J. Trinitat: Moskauer Memorandum — StaatsvertragNeutralitatsgesetz // Mitteilungen der Alfred Klahr Gesellschaft, 1998, № 1. Среди публикаций в периодических общественно-политических изданиях можно выделить: Петров Е. Новый аншлюс Австрии? Страну активно агитируют за интеграцию в НАТО и военные структуры ЕС // Независимая газета, 26.05.2001; Лучиков И. И., Степанян Ф. А. 45 лет австрийскому нейтралитету. Хорошенького понемножку? // Независимая газета, 12.10.2000; «Альфред Гузенбауэр: Вступление в НАТО исключено» // Российская газета, 26.10.2000; Haider fur NATO-Beitritt. FPO ruckt einer EG-Ablehnung naher // Die Presse, 21.08.1992; US-Raketenabwehr ist eine Provokation. Interview mit Verteidigungsminister Norbert Darabos // Die Presse, 22.08.2007.

17 Ответ Министра иностранных дел России И. С. Иванова на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС от 30 января 2001 года об отношении России к институту нейтралитета. Сайт МИД России II www.mid.ruОтвет официального представителя МИД России А. В. Яковенко на вопрос РИА «Новости» в связи с принятием новой доктрины безопасности и обороны Австрии от 21.12.2001. Сайт МИД России // www.mid.ruПоздравительное послание В. В. Путина президенту Австрии Х. Фишеру и канцлеру В. Шюсселю от 26.10.2005 по случаю национального праздника — принятия Конституционного закона о постоянном нейтралитете. Официальный сайт Президента России // http://vvww.kremIin.rU/text/psmes/2005/I0/96 205.shtml#- Ответы официального представителя МИД России А. В. Яковенко на вопросы СМИ в связи с 50-летием подписания Государственного государственность, подходы к нейтралитету различных австрийских политических сил, ведущих государств, включая СССР и Россию, с научных позиций, а также уточнены некоторые известные факты;

— дан анализ параметров австрийского нейтралитета в динамике австрийского участия в процессе европейской интеграции, рассмотрены международно-правовые и конституционные аспекты австрийского нейтралитета в контексте попыток его «модернизации»;

— обоснована необходимость сохранения постоянного нейтралитета Австрии и других нейтральных государств Европы с современных позиций и его соответствия внешнеполитическим интересам России и других стран;

— дана оценка перспектив нейтралитета в системе международной безопасности на примере Австрии.

Общей методологической и теоретической основой исследованиябыли принципы историзма, научной объективности и системности. Автор1, использовал в работе сравнительно-исторический метод. В диссертации применяется междисциплинарный подход, выраженный в использовании.' методологии, понятий и терминов права и политологии. Исследование построено по проблемно-хронологическому принципу.

Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практической деятельности МИД России, а также других министерств, ведомств и структур, включая неправительственные, участвующих во внешнеполитической деятельности. Они также могут найти применение в учебном процессе в высшей школе и при подготовке научных работ по новейшей истории Австрии, Европы и международных отношений. договора 1955 года в Австрии от 13 мая 2005 г. Сайт МИД России // www.mid.ru и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В годы существования первой Австрийской республики (1918;1938 гг.) идея нейтралитета как гарантия суверенитета и независимости государства не смогла получить необходимой поддержки как в австрийском обществе, так и за рубежом. В результате Австрия оказалась втянутой в политическую орбиту фашистской Германии, приняла на ее стороне участие во второй мировой войне и разделила ответственность за развязывание и последствия этой войны.

В процессе послевоенного урегулирования австрийского вопроса в 40−50-х годах XX века западные державы стремились вовлечь оккупированную ими совместно с Советским Союзом Австрию в свою военно-политическую орбиту. Советский Союз, внесший решающий вклад в освобождение Австрии от германского нацизма и возрождение ее государственности, не хотел, чтобы эта страна вновь стала на сторону недружественных сил. Австрийцы же, опасаясь «советизации» Альпийской республики, видели в западных оккупационных державах гарантию своего суверенитета. Но, когда пришло понимание, что Австрия — лишь «разменная карта» в большой геополитической игре, австрийская дипломатия стала самостоятельной стороной в треугольнике интересов «Запад — Австрия — СССР». В результате интенсивных внутриполитических дебатов и непростых переговоров с заинтересованными сторонами австрийцы сделали выбор в пользу постоянного нейтралитета.

Австрийский нейтралитет — специфический случай среди других нейтральных государств. Во-первых, он примечателен с точки зрения политико-юридического оформления, которое носило непростой характер. Среди юристов и политиков по-прежнему нет единства относительно международно-правового закрепления и гарантий австрийского нейтралитета, и вопрос о его интерпретации остается открытым. Во-вторых, хотя австрийский нейтралитет задумывался по образцу швейцарского, на практике получил собственное своеобразное развитие.

С одной стороны, в период «эры Крайского» он был «активным» и даже превосходил по качеству швейцарский стандарт. С другой стороны, под сильным воздействием западноевропейской и евроатлантической интеграции после окончания «холодной войны» его интерпретация отошла от классической модели и начала дрейф в сторону проведения Австрией «политики неприсоединения к военным блокам».

В практическом применении политика нейтралитета Австрии прошла ряд определенных исторических фаз: начальную (1955;1960;е гг.), активную «эры Крайского» (1970;1983 гг.), прагматизма (1983;1991 гг.), выхолащивания посредством активного вовлечения Австрии в евроатлантические структуры (1992;1999 гг.), кризиса (2000;2004 гг.) и возвращения интереса к нейтралитету или «ренессанса в рамках ЕС» (начиная с 2004 г.).

Атлантистские круги на Западе традиционно скептически относились к нейтралитету Австрии и других стран, так как он разрушает политическое и экономическое единство западного сообщества. Но на дипломатическом уровне лидеры западных стран были вынуждены считаться с суверенным выбором Австрии в пользу нейтралитета. В противовес такому подходу СССР, его союзники, страны третьего мира в период «холодной войны» последовательно приветствовали политику нейтралитета. Россия как государство-продолжатель СССР выражает заинтересованность в продолжении Австрией своих обязательств по постоянному нейтралитету, несмотря на членство этой страны в Евросоюзе.

Нейтралитет по-прежнему остается конституционной основой внешней политики Австрии и важным элементом национального самосознания ее народа. Австрия не участвует в военных блоках и военных операциях, не санкционированных Советом Безопасности ООН.

Высокая степень интеграции стран Евросоюза и соответствующие международно-правовые обязательства Австрии наложили сильный негативный отпечаток на политику нейтралитета в плане его размывания и утраты убедительности. Тем не менее, Австрия имеет собственный взгляд по целому ряду международных проблем и в целом способствует выработке сбалансированных подходов в рамках общей внешней политики ЕС.

Австрийский опыт интеграции в ЕС, в частности, может быть использован для вовлечения нейтральных стран в интеграционные процессы на постсоветском пространстве, например, в рамках таких развивающихся организаций как ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС.

Политика нейтралитета Австрии и других стран Европы в принципе имеет потенциал для преодоления фазы деградации. Складывающиеся в мире новые условия благоприятствуют активизации политики нейтралитета. Анализ перспектив нейтралитета вообще и австрийского в частности приводит к следующему основному выводу: пока в Европе и мире не возникнет эффективная система всеобъемлющей безопасности, спрос на этот институт будет сохраняться.

Вместе с тем, сторонники однополярного мира и европейского централизма прилагают усилия к унификации политического пространства Запада и в мире в целом, в том числе за счет попыток дискредитации института нейтралитета. Соответственно внутриполитическая дискуссия в Австрии о целесообразности и параметрах нейтралитета — не без влияния извне — будет продолжаться.

Ввиду целенаправленной работы атлантистских кругов по дискредитации института нейтралитета в системе международных отношений требуется проведение соответствующих контрмероприятий по поддержке сторонников нейтралитета, в том числе в Австрии, на систематической основе. Борьба за сохранение института нейтралитета в Европе одновременно является и борьбой против блоковой и силовой политики. В свете нарождающегося миропорядка и необходимости создания новой системы безопасности в Европе сохранение института нейтралитета вообще и постоянного нейтралитета Австрии, в частности, отвечает российским внешнеполитическим интересам.

Россия как государство-продолжатель СССР переняла на себя необходимые политические и правовые обязательства в отношении новой австрийской государственности, дающие основания оказывать влияние на ход австрийской внутриполитической дискуссии о нейтралитете, так как австрийский постоянный нейтралитет не является исключительно внутренним делом Австрии, а имеет важные политико-правовые международные аспекты, которые нельзя игнорировать.

Разноплановые внешнеполитические возможности и интересы нейтральной Австрии и других государств с аналогичным статусом открывают для российской дипломатии широкое поле для активизации взаимодействия, направленного на обеспечение международного мира, стабильности и безопасности, создание максимально благоприятных внешних условий для форсированного развития экономики. «Нейтралы» могут быть партнерами и даже союзниками по целому ряду международных проблем, в том числе при голосовании в международных структурах. В этой связи представляется необходимым следующее:

— Стимулировать самостоятельность внешнеполитических подходов Австрии и других «нейтралов». Это потребует дальнейшей интенсификации двусторонних политических контактов с нейтральными странами в доверительной атмосфере, «сверки часов» на регулярной основе.

— России и ее партнерам, заинтересованным в сохранении нейтралитета в европейском политическом поле, целесообразно способствовать повышению авторитета и политического веса нейтральных государств на международной арене (например, посредством их избрания в качестве места для осуществления международных контактов, привлечения в качестве посредников, консультантов, наблюдателей, предоставления им определенных преференций в экономической сфере, других областях и т. д.).

— Учитывая неприятие нейтралитета атлантистскими кругами и их соответствующую систематическую пропаганду, необходимо принимать контрмеры. В противном случае нельзя исключать дальнейших мутаций и деградации института нейтралитета Австрии, а также других стран Европы и, в конечном счете, его отмены. Целесообразно, в том числе в официальных публичных заявлениях, подчеркивать востребованность нейтралитета международным сообществом — как в ходе различных официальных двусторонних контактов, так и в рамках многосторонних форумов. Внимательно отслеживать внешнеполитическую деятельность «нейтралов» в ракурсе обязательств по нейтралитету, а также активность противников и сторонников этого международно-правового статуса внутри нейтральных стран и за рубежом. В рамках межпарламентских и межпартийных связей, а также повседневной работы дипломатических представителей России необходимо на регулярной основе информировать австрийских партнеров о российских подходах к нейтралитету и неприсоединению, обозначать заинтересованность в укреплении института нейтралитета и уважение этого статуса. Это касается как австрийских политических сил, находящихся у власти, так и оппозиционных.

— При необходимости сторонникам нейтралитета, в частности их партиям и НПО, а также экспертному сообществу, оказывать необходимую политическую и информационную поддержку, осуществлять совместные мероприятия, направленные на утверждение нейтралитета, решение общих задач по укреплению мира и развитию взаимовыгодного международного сотрудничества.

— В российских и зарубежных СМИ, включая Интернет, имеет смысл способствовать поддержанию позитивного имиджа нейтралитета в общественном мнении, в том числе с привлечением экспертов в области истории и международных отношений. Конкретно речь идет о продвижении на регулярной основе статей, интервью, оценок и других материалов, а также создании специальных антивоенных, пацифистских порталов, форумов и сайтов в Интернете на различных языках, «сетей» соответствующих ресурсов.

Разумеется, эти мероприятия по поддержке института нейтралитета не должны исключать в случае необходимости и критики внешнеполитических шагов руководства нейтральных стран, идущих вразрез с их международно-правовым статусом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ)
  2. АВП РФ, ф. 06 («Секретариат В.М.Молотова»), оп. 13, п. 121, д. 122
  3. АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 119
  4. АВП РФ, ф. 06, оп. 14а, п. 40, д. 121
  5. АВП РФ, ф. 066 («Референтура по Австрии», секретно), оп. 33, п. 171, д. 48
  6. АВП РФ, ф. 066, оп. 35, п. 187, д. 28
  7. АВП РФ, ф. 066, оп. 35, п. 187, д. 28
  8. АВП РФ, ф. 066, оп. 38, п. 212, д. 21
  9. АВП РФ, ф. 66 («Референтура по Австрии»), оп. 34, п. 61, д. 12
  10. АВП РФ, ф. 66, оп. 34, п. 62, д. 33
  11. АВП РФ, ф. 66, оп. 34, п. 63, д. 35
  12. АВП РФ, ф. 66, оп. 35, п. 66, д. 241. Архив Бруно Крайского"
  13. Amtsvermerk uber die Konferenz mit den osterreichischen Botschaftern in London, Moskau, Paris und Washington, 28.03.1955. Kreisky-Archiv, Bestand: VII, Bundesministerium fiir Auswartige Angelegenheiten, STV 1
  14. Adolf Scharf. Erinnerung an die Moskau-Fahrt vom 11. bis 15. April 1955. Kreisky-Archiv, Bestand: VII, Bundesministerium fiir Auswartige Angelegenheiten, STV 1
  15. Die immerwahrende Neutralitat Osterreichs und die Teilnahme Osterreichs an einem umfassenderen europaischen Markt vom 24.02.1962. Bericht an den Ministerrat. Kreisky-Archiv, Bestand: VII.3 Integration EFTA-EWG, Box 1
  16. Сборники документов, опубликованные документы
  17. Сборник основных документов СССР, США, Англии и Франции об Австрии. Выпуск 1. М.: МИД СССР, 1953.
  18. Сборник основных документов СССР, США Англии и Франции об Австрии. Выпуск 2. М.: МИД СССР, 1955
  19. Сборник основных документов по Австрии. Выпуск 3. М.: 3-й Европейский отдел МИД СССР, 1958
  20. Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав СССР, Великобритании, США и Франции 1954 года. Документы и протоколы. М.: МИД СССР, 1954
  21. СССР Австрия. 193 8−1979. Документы и материалы. М., 1980
  22. Красная Армия в Австрии. Советская оккупация 1945−1955. Документы. Под ред.: Ш. Карнер, Б. Штельцль-Маркс, А.Чубарьян. Грац-Вена-Мюнхен, 2005.
  23. Советская политика в Австрии 1945−1955. Сборник документов. Ред. Г. Бордюгов, В. Мюллер, Н. М. Неймарк, А.Суппан. М.: Аиро XXI — Спб: Дмитрий Буланин, 2006
  24. Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года. СССР-Австрия, 1938−1979 гг. Документы и материалы. М., 1980
  25. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года. Действующее международное право. Документы в 3-х т. Т. 1. Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М. 1996
  26. Документы Европейского союза, т. V Амстердамский договор. М.1. Интерд и ал ект+", 1999
  27. Хартия европейской безопасности ОБСЕ. Стамбул, ноябрь 1999 года (http://vvvv.osce.org/docs/russian/l990−1999/summits/istachart99.htm)
  28. Конституция Австрии 1920 г. (Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г.). Конституции государств Европы. М., 2001
  29. Staatsvertrag von Saint-Germain-en-Laye vom 10. September 1919. Staatsgesetzblatt fiir die Republik Osterreich, Nr. 303/1920
  30. Friedensvertrag von Versailles «Versailler Vertrag». vom 28. Juni 1919. Reichsgesetzblatt 1919 S. 689ff.
  31. Vertrag von Lissabon 2007. Konsolodierte Fassung der Unionsvertrage. (http://www.mwalther.net/europa/Unionsrecht-Lissabon-MWalther.pdf)
  32. Rechtsgutachten zum EU-Reformvertrag von Lissabon, Dezember 2007 (http://www.hofb urg. at/showcontent2.php?s2id=990)
  33. Die neue Bundesverfassung. Bundesbeschluss uber eine neue Bundesverfassung vom. 18. Dezember 1998
  34. Leitsatze des Eidgenossischen Politischen Departements zur Neutralitat, 1954, Verwaltungsentscheide der Bundesbehorden, Heft 24 (1954)
  35. Von den Freihandelsabkommen zum EU-Beitritt 1972−1995. Dokumente. http://zis.uibk.ac.at/quellen/oe-eu/
  36. Programm der osterreichischen Bundesregierung, Februar 2000. (http://www.bmaa.gv.at/download/programm.pdf)
  37. Programm der osterreichischen Bundesregierung vom 09.01.2007 (http://www.spoe.at/bildcr/d255/regierungsprogramm09012007.pdf)
  38. Die osterreichische Neutralitat und die europaische Einigung. Resolution des 19. Bundeskongresses der Grunen vom 22. Janner 2000 (http://wwvv.gruenc.at/gmene.at/lopics/frieden/2000/ncutrbuko.htm)
  39. Tagebuch EU-Militarisierung. Werkstatt Frieden & Solidaritat. http://wwvv.friwe.at/guernica/TagebuchEUMilitarisierung.htm
  40. Auf dem Weg zur EU-Militarprovinz. Die Militarisierung Osterreichs. Hg.: Werkstatt Freiden & Solidaritat. Linz, 2005, S. 41
  41. Weitblick im Kampf um den Staatsvertrag. // Aktiv neutral! Eine Dokumentation der KPO-Oberosterreich. Linz, 200
  42. EG-Anschlu? nein. KPO fur Osterreich. Denkschrift. Wien: KPO, 1989
  43. Helmer O. Ausgewahlte Reden und Schriften. Wien, 1963
  44. Kreisky B. Neutralitat und Koexistenz. Aufsatze und Reden. Munchen, 1975
  45. Siegler H. Osterreich. Chronik 1945 1972. Wien, 1973
  46. Интервью канцлера Австрии А. Гузенбауэра: Вступление в НАТО исключено // Российская газета, 26.10.2000
  47. Интервью президента Австрии Х. Фишера: Демократия превосходит все другие политические системы // Парламентская газета, 4.10.20 051. Мемуары и публицистика
  48. Беседы автора с участниками советско-австрийских переговоров по урегулированию австрийского вопроса 1955 г. послами в отставке Р. А. Сергеевым и Л. Штайнером (апрель-май 2005 г., г. Вена, Австрия)
  49. К. Австрийский путь. М., 1976
  50. P.A. В МИД СССР. На Кузнецком мосту и Смоленской площади (19 481 991). М., 2007
  51. Gruber К. Ein politisches Leben. Wien-Munchen-Zurich, 1977
  52. Die Zweite Republik eine unglaubliche Geschichte. Eine TV-Dokumentation. Herausgeber: ORF Osterreichischer Rundfunk- Moderation: Hugo Portisch. In vier Folgen. DVD, Wien, 2005
  53. Материалы научных обсуждений
  54. Международный симпозиум «Московский меморандум» 1955 года сигнал для мира в Европе". Венская дипломатическая академия (Австрия, г. Вена), 15.04.2005
  55. Международная конференция «Австрийский государственный договор: между международной стратегией и национальным самосознанием». Австрийская академия наук (Австрия, г. Вена), 8−11.05.20 051. Периодические издания
  56. И.И., Степанян Ф. А. 45 лет австрийскому нейтралитету. Хорошенького понемножку? //Независимая газета, 12.10.2000
  57. А. Австрийскому канцлеру надоел нейтралитет // Независимая газета, 22.01.2001
  58. И.Ф. 50 лет испытания нейтралитетом. В Австрии не прекращаются дискуссии о статусе страны// Дипкурьер, 14.11.2005
  59. Е. Новый аншлюс Австрии? Страну активно агитируют за интеграцию в НАТО и военные структуры ЕС // Независимая газета, 26.05.2001
  60. Е.Т. Подкоп под нейтралитет // Красная звезда, 25.04.2001
Заполнить форму текущей работой