Управление политическими рисками и кризисами: модели и технологии
Политический риск является неустранимым элементом политического процесса. Он порождается неопределенностью политической среды и характеризуется особым типом взаимосвязи объективной политической ситуации и деятельности в ней субъекта. К факторам возникновения политических рисков относятся: информационные (отсутствие четкой и полной информации о текущих политических процессах, недостаточность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения политических рисков и кризисов
- 1. 1. Сравнительный анализ подходов к определению политических рисков и кризисов
- 1. 2. Типы и формы политических рисков и кризисов
- Глава 2. Модели и технологии управления политическими рисками и кризисами
- 2. 1. Мониторинг и прогнозирование политических рисков и кризисов
- 2. 2. Ресурсное обеспечение мониторинга политических рисков и кризисов
- 2. 3. Показатели политических рисков и кризисов
- 2. 4. Использование моделирования и современных технологий в управлении политическими рисками и кризисами
Управление политическими рисками и кризисами: модели и технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Социальные и политические процессы более инерционны по сравнению с экономическими. Однако они обладают огромным кумулятивным эффектом, накапливая прямые и косвенные следствия социально-экономических изменений, которые бумерангом возвращаются в хозяйственную практику через сознание и поведение социальных субъектов. Политические процессы, связанные с ними политические риски и кризисы, влияют на определение направлений развития, как отдельных регионов, так и государства в целом. При определенных условиях политические риски превращаются в политические кризисыактивные процессы, носящие деструктивный характер или способные стать бифуркационными точками в общественном развитии.
В настоящее время в России и других восточноевропейских государствах происходит активный процесс становления гражданского общества. Изменения в индивидуальной и социальной психологии, в системе ценностных ориентаций общественных групп и слоев являются частью и производной политических процессов. Происходят изменения и в политическом сознании населенияобщество развивается по демократическим законам гражданского общества. Стоит учесть, что кроме развития демократических институтов растет информатизация общества, процессы жизнедеятельности человека становятся все более сложными, взаимосвязанными и вовлеченными одновременно в разные сферы — экономическую, социальную, политическую, техногенную и природную.
Политическая реальность современного общества чрезвычайно динамична. Нарастание неопределенности политической ситуации, существование угроз и рисков неизбежно приводит к возникновению кризисов и конфликтов в политической сфере общества. Поэтому является актуальным как в научном, так и в прикладном значении создание моделей и технологий предвидения возможных осложнений и реагирования на динамично изменяющуюся политическую ситуацию. Отсутствие или отказ от использования подобных технологий может привести к тому, что в условиях современного развития цена ошибки за неправильно принятые или непринятые политические решения может быть слишком высокой — начиная от затяжного экономического кризиса и заканчивая крахом целых государств и системы мирового порядка.
Политическая история Советского Союза и России, практически всех зарубежных стран в XX веке связана с преимущественным использованием считавшегося надежным силового метода разрешения политических кризисов. Этому свидетельствуют события в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году, когда политический кризис в этих странах был решен с помощью ввода вооруженных сил других государств. Карибский кризис 1962 года был решен на основе компромисса лидеров двух сверхдержав: СССР и США только под угрозой начала ядерной войны. Однако, столкнувшись с кризисом собственной политической системы в конце 80-х — начале 90-х, советское государство уже не смогло решить его только силовым методом. Отсутствие иных технологий разрешения политических кризисов оказало влияние на распад страны. В настоящее время длительный арабо-израильский конфликт, постоянная террористическая угроза и другие проявления политических кризисов наглядно демонстрируют необходимость выработки новых способов прогнозирования и подходов к регулированию внутригосударственных и межгосударственных политических кризисов.
В то же время нельзя забывать, что одной из функций политической власти является установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эта функция, с одной стороны, нацелена на создание и поддержание общественного порядка. А, с другой стороны, ее реализация всегда связана с политическими рисками, способна привести к усилению социально-политической напряженности и возникновению политических кризисов, если регулирование осуществляется неэффективно или выявляется явный ценностный антагонизм между основными общественными структурами.
Изучение политических рисков и кризисов на научной эмпирической основе стало возможным только в условиях новой демократической России с изучением динамики собственных политических процессов и сравнения технологий, общепринятых в мировом сообществе.
Актуальность настоящего исследования диктуется также и тем обстоятельством, что в настоящее время отсутствует общепринятый алгоритм операционализации индикаторов политических кризисов и рисков как составляющей системы социального управления обществом. Система научного мониторинга политических кризисов и рисков на сегодняшний день во многом ограничивается учетной функцией и не соответствует потребностям современного информационного демократического общества.
Степень научной разработанности темы. Термин «политические кризисы и риски» привлёк активное внимание отечественных исследователей сравнительно недавно, в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, когда в отечественной политике ярко проявились кризисные явления. Зарубежные исследователи начали научно изучать политические риски и кризисы как отдельное направление после Иранской революции 1979 года.
Необходимо отметить, что изучение политических рисков и кризисов условно можно разделить на две большие группы работ: работы по практической политологии (с привлечением таких смежных отраслей знания как собственно политология, философия, социология, экономика, статистика, синергетика и антикризисное управление) и работы по конфликтологии (в том числе политической и социальной).
Политическое пространство в качестве особого социального феномена, связанного с рисками и переживающего кризисы в своих работах рассматривали П. Бурдье, Д. Норт, Дж. Мангейм, Б. Ротстайн, Р. Чилкот, а также.
К.Гаджиев, А. Соловьев, М.Ильин. Эти исследования позволяют существенно расширить фактологическую и аналитическую базу диссертации, представляя процесс политического управления как целостный и направленный на регулирование возникающих кризисных явлений.
Общетеоретические аспекты политической трансформации и кризисные явления в современной России раскрыты в трудах В. Я. Гельмана, Т. И. Заславской, Е. Ю. Мелешкиной, А. Ю. Мельвиля. Среди наиболее важных работ, касающихся системы политического управления в условиях политического кризиса, следует выделить исследования таких авторов как И. А. Афонин, М. С. Вершинин, М. В. Ильин, С.Г.Кара-Мурза, Б. В. Коваленко, А. И. Кравченко, А. В. Малько, А. Ю. Мельвиль, С. Ю. Наумов, А. С. Панарин, Г. В. Пушкарева, Н. Н. Слонов, Т. Т. Тимофеев, Е. Б. Шестопал. Факторы политического риска в современной России рассматривались в научных трудах А. А. Горшкова, В. Д. Зотова, А. П. Ситникова.
Изучением субъектов политических кризисов активно занимались К. Маркс, М. Вебер, Р.Дарендорф. Степень и характер нормативной регуляции кризисов, выделение институализированных и неинституализированных политических кризисов нашли свое отражение в работах Л.Козера. Исследованием внешнеполитических и внутриполитических кризисов занимались Д. Даллес, Р.Лебоу. Классификация кризисов с использованием качественных характеристик стала предметом научного изучения Дж. Бертона, К. Маркса, П.Шарана.
Основные понятия и инструментарий социально-политических теорий, связанных с изучением политических кризисов и рисков, которые способствовали формулировке выводов и рекомендаций, направленных на повышение эффективности политического управления, отражены в работах А. В. Акимова, Н. В. Анохиной, В. И. Арнольд, Н. И. Архиповой, А. С. Ахременко, В. А. Барсамова, И.В. Бестужев-Лада, В. А. Владимирова, Ю. Л. Воробьева, А. В. Глуховой, А. А. Дегтярева, П. В. Журавлева, А. К. Зайцев, Ю.Г.
Запрудского, А. Г. Здравомыслова, М. В. Ильина, П. А. Канделя, С.Г. Кара-Мурзы, Б. В. Коваленко, Н. Д. Кондратьева, С. П. Курдюмова, М. М. Лебедевой, Г. Г. Малинецкого, Н. А. Махутова, И. Г. Медведева, С. В. Мелихова, Н. А. Митина, Н. В. Моисеенко, С. Ю. Наумова, B.C. Овчинникова, А. С. Панарина, А. И. Пирогова, Ю. М. Плотинского, И. А. Подколзина, О. А. Рыжкова, А. П. Ситникова, Е. И. Степанова, А. И. Соловьева, А. В. Федоровой, Д. М. Фельдмана, О. Н. Фомина, А. Н. Чумикова, А. Ю. Шеховцева, В. А. Ядова.
Необходимо также отметить работы зарубежных авторов, политологов и представителей смежных научных отраслей, которые внесли серьезный вклад в изучение кризисных явлений в обществе: П. Бурдье, М. Вебер, Е. Вятр, Р. Даль, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Д. Истон, J1. Козер, С. Ленарт, Ч. Линдблом, С. Липсет, Т. Лоуи, Дж. Мангейм, К. Маркс, Э. Ноэль-Нойман, М. Олсон, Е. Остром, С. Паркинсон, Т. Парсонс, Р. Преториус, А. Рапопорт, Р. Рич, Р. Снайдер, П. Штомпка, Ф. Энгельс и другие.
Теория политических кризисов через призму изучения политических конфликтов представлена в работах А. Я. Анцупова, А. Г. Здравомыслова, Д. П. Зеркина, B.C. Комаровского, Б. И. Краснова, В. А. Кулинченко, В. П. Пугачева, С. В. Рогачева, А. И. Соловьева, В. В. Смирнова, А. И. Шипилова, теоретика системного анализа Н. А. Косолапова, в трудах этнополитологов — Г. С. Котанджяна, Э. Н. Ожиганова, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко.
Достаточно широкое отражение проблемы изучения политических рисков и кризисов находят не только в зарубежной и отечественной политологической, социологической и экономической литературе, но и в программных и операционных документах таких институциональных международных организаций как Организация объединенных наций (ООН), Североатлантический альянс НАТО, известнейшие рейтинговые и мониторинговые агентства: Standart&Poors, Fitch, Moodys, GFK и др.
Несмотря на попытки определения места и роли политических рисков и кризисов в жизни общества, которые предпринимались в отечественной и зарубежной науке и практике в целом проблема изучения и управления политическими рисками и кризисами не получила достаточно научно обоснованных разработок с учетом национальной специфики Российского государства. Кроме того, еще предстоит проделать огромную научную работу по обобщению научных разработок из смежных дисциплин науки и практики государственного и негосударственного управления политическими рисками и кризисами.
Целью диссертационного исследования является анализ моделей и технологий управления политическими рисками и кризисами в условиях демократически развивающегося информационного общества современной России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
— систематизировать методологические и теоретические подходы к пониманию политических рисков и политических кризисов;
— проанализировать нормативно-правовую и методологическую базу управления политическими рисками и кризисами;
— рассмотреть возможности использования информационных, организационных, технических (программных) ресурсов для прогнозирования возникновения политических рисков и кризисов;
— выделить наиболее значимые показатели и индикаторы политических рисков и кризисных политических процессов, выявить влияние этих показателей на развитие политических, экономических и социальных процессов в обществе;
— проанализировать эффективность современных моделей и технологий управления политическими рисками и кризисами, определить возможности использования этих моделей и технологий в системе государственного управления современной России.
Объектом исследования являются политические риски и кризисные политические процессы, рассматриваемые с учётом социально-территориальных особенностей, в условиях меняющихся социально-экономических, социально-политических и социально-культурных факторов, характеризующих состояние современного российского общества.
Предмет исследования — методы и технологии изучения и управления политическими кризисами и рисками как инструмент повышения эффективности государственного управления.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования является системный подход, в границах которого были использованы структурно-функциональный, конкретно-исторический и сравнительно-социологический методы, разработанные такими авторами как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, В. И. Ленин, Т. Парсонс и др.
Эмпирическую базу исследования составили:
Проведенный автором контент-анализ экспертных оценок политологов и политических аналитиков, среди которых Ж. И. Алферов, С. А. Белковский, С. Ю. Глазьев, А. А. Дегтярев, А. Г. Дугин, Е. В. Егорова, С. А. Караганов, С.Г. Кара-Мурза, И. Е. Минтусов, В. А. Никонов, А. С. Панарин, А. А. Проханов, А. П. Ситников, А. Н. Чумиков.
Для вторичного анализа использовались результаты социологических исследований проведённых такими исследовательскими организациями как: Всероссийский центр исследования общественного мнения, Фонд общественного мнения, «Левада-центр», ROMIR-monitoring, GFK, рейтинговые агентства «Эксперт», Standart&Poors, Fitch, Moodys, информационно-аналитический деловой портал РБК за период с середины 90-х годов 20 века по август 2006 г.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке, обосновании и решении задач политологического анализа возникновения, развития и управления политическими кризисами и рисками:
— с авторских позиций осуществлен анализ концептуальных моделей политических рисков и политических кризисов;
— определены показатели и индикаторы политических рисков и кризисовдоказана их взаимосвязь с политическими, социальными, экономическими, техногенными и природными процессами;
— изучена динамика показателей политического развития в зависимости от характеристик и степени влияния рисковых и кризисных политических явлений на региональном и общегосударственном уровнях;
— проанализирована роль и значимость социологической информации, касающейся вопросов изучения политических рисков и кризисов и методов управления ими;
— проведена оценка эффективности использования технологий изучения, прогнозирования и управления политическими рисками и кризисами в условиях динамично развивающегося российского общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Политический риск является неустранимым элементом политического процесса. Он порождается неопределенностью политической среды и характеризуется особым типом взаимосвязи объективной политической ситуации и деятельности в ней субъекта. К факторам возникновения политических рисков относятся: информационные (отсутствие четкой и полной информации о текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации, неадекватное реагирование властных структур на изменение политической ситуации, игнорирование интересов других участников политических действий), социальные (высокий уровень социальной напряженности, радикальность политического курса отдельных социальных групп и политических институтов, политические, этнические и другие виды конфликтов, безработица, наличие большого числа нерешенных социальных проблем в обществе), персональные, связанные с личностными особенностями политических деятелей, среди которых повышенная склонность к риску, автономность принятия решений и поведения без учета социальных интересов и коллективного характера политических действий, импульсивность в политических высказываниях и действиях, правовые (правовой нигилизм, нарушение законов и норм соглашений, имеющих политический характер последствий), экономические (отсутствие финансово-экономических ресурсов для реализации провозглашенных реформ, слабая и нестабильная экономическая инфраструктура, неликвидность государственных обязательств, непродуманная валютно-кредитная политика и др.).
2. К основным свойствам политических рисков относятся: универсальность как присутствие политического риска при принятии решений любого уровня (от голосования отдельного избирателя до революционных преобразований), коллективность — обусловленность групповыми интересами политических групп, иерархичность проявляется в зависимости от уровня принятия политических решений (мегариски, региональные, страновые, районные и т. д.), субъективность как зависимость от восприятия и интерпретации полученной информации субъектами политического процесса, многоплановость — способность политического риска выступать как самостоятельным фактором политики, так и быть элементом других видов рисков (социальных, инвестиционных, экологических и др.).
3. Предметом политических кризисов является дефицит специфических ресурсов: государственной власти, политических статусов и ролей социальных групп, ценностей и символов, являющихся базой и атрибутами политической власти. К факторам политических кризисов относятся: резкое снижение легитимности политической власти, паралич власти (отсутствие способности управлять политическими процессами), резкое обострение социальных конфликтов. Политический кризис может развиваться как конституционно-правовой, связанный с прекращением действия или ограничением основного закона страныкризис партийной системы, вызванный расколом в партиях, ведущих общественных силахправительственный кризис, связанный с ограничением или невозможностью государственно-административного воздействиявнешнеполитический кризис, вызванный нарастанием внешних угроз, войн, падения международного авторитета страны.
4. Для эффективного управления политическими рисками и кризисами необходимо постоянное проведение мониторинга и использование политического прогнозирования. Основной задачей информационной системы мониторинга политических рисков и кризисов является необходимость превращения информации в основу принятия политических решений. Реализация подобной задачи связана со сложностью построения причинно-следственных связей происходящих политических процессов. Повышение эффективности проведения мониторинга политических рисков и кризисов возможно при использовании таких программных продуктов, как «Астарта», «Галактика-Zoom», «Медиалогия», Semantic Explorer, «Convera Retrieval Ware», «ВААЛ».
5. К основным группам показателей политических рисков и кризисов, которые могут быть отслежены в процессе мониторинга, относятся: показатели эффективности деятельности органов государственной власти, показатели социального развития общества, показатели финансово-экономического развития, показатели социальной напряженности, показатели количества чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
6. В мировой практике управления политическими кризисами выработаны основные стратегии: инициация, рутинизация, предупреждение, урегулирование, разрешение, вытеснение. Наиболее распространенными стратегиями управления политическими кризисами являются урегулирование и разрешение. Для повышения эффективности политическими кризисами актуальным выступает построение познавательных, прагматических, инструментальных моделей, а так же использование сценариотехники для аналитического обеспечения процессов принятия политических решений. Наиболее значимые резервы предотвращения политических рисков связаны с применением гуманитарных или интеллектуальных технологий, социальных и антикризисных технологий.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется объективной необходимостью выявления и анализа факторов, показателей, этапов развития политических рисков и кризисов и состоит в разработке алгоритма и структуры сбора информации о политических рисках и кризисах в обществе, а также базовых моделей по управлению политическими рисками и кризисами.
Система оценки уровня политических рисков и кризисов даёт возможность прогнозировать эффективность управленческих решений, разрабатываемых органами государственной власти для комплексного и эффективного политического, социального и экономического развития российского общества.
Материалы диссертации также могут быть использованы в ходе работы над совершенствованием информационно-аналитической системы органов государственного управления, при разработке и внедрении систему научного мониторинга политических рисков и кризисов и системы управления ими, при подготовке учебных курсов и пособий по практической политологии и политической конфликтологии, а также стать основой по написанию учебного пособия для системы повышения квалификации работников государственной службы в части технологий мониторинга политических рисков и кризисов.
Апробация работы. Выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, были представлены на методологических семинарах, заседаниях кафедры социальных коммуникаций и истории российской государственности и права ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина» (2004 — 2006 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Российское лицо PR» (г.Санкт-Петербург, февраль 2003 г.), Всероссийской студенческой научно-практической конференции «РИорыв -2004» (г. Санкт-Петербург, апрель 2004 г.), Межрегиональной научнопрактической конференции «Антикризисный PR: решение конфликтов через дискурс» (г.Нижний Новгород, ноябрь 2005 г.), Четвертом Международном симпозиуме «Имиджелогия — 2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга» (г. Москва, май 2006 г.).
Публикации. Основные положения диссертации отражены в пяти научных публикациях общим объемом 1,4 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав в каждой главе по два и четыре параграфа соответственно), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы. Варианты решения.
Рисунок 5. Принцип действия «Галактика-Zoom» «Медиалогия» [212].
Информационно-аналитическая система «Медиалогия» одноименной компании разработана группой российских ученых, аналитиков, а также специалистов в области информационных технологий. Прототипом «Медиалогии» является система IBS-Media, более известная как модуль ситуационных центров, создаваемых и продвигаемых отделением систем имитационного моделирования компании IBS. Разработчики исповедуют смешанный подход к оценке статей и других объектов. Это значит, что часть наименее интеллектуальной черновой работы выполняет программа. Более тонкие оценки, отражающие характер упоминания объектов в статье и то, в каких отношениях они между собой находятся, берет на себя человек. На текущий момент система осуществляет мониторинг более чем 24 ООО объектов, фиксируя статистическую и аналитическую информацию из тысячи источников центральная и региональная бумажная пресса, информационные агентства, транскрипты и оригиналы теле-, радиопередач, Интернет-источники). На обработке сообщений задействовано несколько сотен квалифицированных операторов, безостановочно просматривающих до десяти тысяч сообщений в сутки. Система позволяет классифицировать публикации по значимости, определять отношение СМИ к объектам, анализировать характеристики PR-кампаний, устанавливать отраженные в СМИ связи между объектами и так далее.
Рисунок 6. Система сбора и обработки данных «Медиалогия».
TextAnalyst" [192].
Программа TextAnalyst от НПИЦ «Микросистемы» является инструментом для анализа содержания текстов, смыслового поиска информации, формирования электронных архивов. Она также способна строить семантические деревья, но не по объектам, а по отдельным статьям, в результате чего создается смысловой портрет каждого текста на основе количества упоминаний и близости встречаемости различных значащих, по мнению программы, слов. В TextAnalyst есть также модуль, генерирующий реферат текстового документа. Программа не предназначена для потоковой обработки материалов СМИ, но может брать с диска файлы в формате txt и rtf и после анализа текста сохранять результаты в отдельном файле.
Semantic Explorer" [205].
Semantic Explorer — это клиент-серверный программный комплекс компании «НейрОК». Клиентский интерфейс Semantic Explorer ориентирован на работу с семантикой документов и поиск по смысловым и тематическим ассоциациям. В отличие от TextAnalyst семантическая карта строится не по отдельным документам, а по их базе. На такой карте каждый документ имеет свое уникальное положение. Причем близкие по смыслу документы располагаются рядом. Большое внимание компания уделяет технологиям Интернет-агентов, которые призваны производить в Интернете «осмысленный» поиск. Если связать таких агентов в единую сеть, то можно создать распределенное индексное поле обработанной ими совместно информации, существенно облегчающее поиск. сигОК Scmanlic Explorer 1.0.
Neural Networks Technology.
Explore Semantics.
11) 20 30 -to 50 60 70 80 90 армения.
Карабах нагорный азербайджан карабахский ерееан баку кочарян армянский.
Степанакерт минский нкр алиев нагорно-карабахский Гейдар
IB Size 0 Category? Grid.
08 809 — Япон. ТАЙМПРЕСС — Премьермшшстр Снимали (Mart Siimann. наря. ТАЙМПРЕСС — Эстонию во гг с однодневным шглп. ТАЙМПРЕСС — Премьер-министр пш Марчук посетит 10-.
Премьер-министр Украины Евгений гонию. сообщила «Гаймпрессу» прессслужба г. ьства примет президент Эстонии Леннарт тпя с председателем парламента Тоомасом сиинстромТкитомВяхи (Tut Va" h), Как i вопросы расширения двустороннего лдкнчества, вопросы европейской, а будут подписаны двусторонние договор об llibtiliailllll ДЬбИИДО НШГ"<�№ложенвя и соглашение о правах национальных меньшинств. Б субботу премьер-министры Украины н Эстонии выступят на.
98%].
Таллин. 15 декабря. ТАЙМПРЕСС — Эстония готова подписать пограничный договор .
Пшшт- [98%].
Таллин. 24 марта. ТАЙМПРЕСС — В Эстогапо во вторннк вечером с вшитом прноывае.
Рисунок 7. Рабочее окно «Semantic Explorer».
Convera Retrieval Ware" [207].
Информационно-поисковая система Convera RetrievalWare — продукт американской компании Convera Technologies, но ее логично включить список программных средств российского рынка, так как российская компания «Весть-МетаТехнология» не только локализовала интерфейс и документацию, но и адаптировала поисковый механизм системы к работе с русскоязычными документами. Для этого была составлена семантическая сеть словаря русского языка, которая содержит около 100 тыс. слов и идиоматических выражений и более 350 тыс. связей между ними, подключена библиотека морфологического анализа, внесены изменения в ядро оригинальной системы. RetrievalWare представляет собой промышленное средство полнотекстового и атрибутивного поиска не только в текстовых архивах, но и в массивах графической и видеоинформации. Кроме того, новый модуль преобразования речи в текст позволяет в реальном времени индексировать входной аудиопоток для дальнейшего анализа и поиска.
ВААЛ" [208].
В рамках проекта ВААЛ созданы две системы контент-анализа: ВААЛ-2000 для психолингвистического исследования русскоязычных текстов и Vaal Toolbox для аналогичных исследований англоязычных источников информации. ВААЛ-2000 позволяет воспользоваться предустановленными аналитическими моделями или создать собственные. В его распоряжении, например, методика психоанализа, критерии которого оценивают наличие в тексте слов, относимых к сексуальной символике (по 3. Фрейду), архетипам (по К. Юнгу) и выражению агрессивности. А эмоционально-лексический анализ позволяет выявить эмоциональную насыщенность прямой речи по 15 наиболее значимым для российской культуры критериям.
Фоносемантическая оценка слова (проект ВААЛ) © Шалак 8.И.
Биполярные шкалы рЯонополярньйшкалы1|.
Прекрасный 35.1Н Тихий -44.2^.
Светлый 10.3 В Суровый 37.7 ЩШШ.
Нежный 25| Минорный -35.1 IBHH.
Радостный 34.8МН1 Печальныйзэ.вННВВ.
Возвышенный 54.1 шшшшявш Темный -8.3 В.
Бодрый ¦ЯШЛ Тяжелый •25|.
Яркий 2 В.8ННИ Тоскливый -1БЗЦ
Сильный 41.4 ¦¦¦¦ Угрюмый 16.1 Ц
Стремительный 4.41 Устрашающий •2.91.
Медлительный -8.8 В Зловещий -19.2B3S!
II Оценить Ш. База данных Синонимы ^ Печать.
Jjl Заменить 7 Помощь.
В Выход.
Протокол.
Жанр: Основной.
Рисунок 8. Пример фоносемантической оценки слова «ВААЛ».
2.3. Показатели политических рисков и кризисов. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ.
Важнейшими показателями уровня политических рисков и кризисов в обществе является деятельность органов власти. В современных демократических условиях для более эффективного и динамичного развития органам власти необходимо «открывать» результаты своей деятельности для всех заинтересованных лиц. Сбором и обработкой первичных данных о деятельности органов власти могут заниматься как сами органы власти, так и независимые рейтинговые структуры-агентства, использующие общепринятую международную классификацию оценки деятельности органов власти.
Стоит учесть, что под индикатором (лат. indicatorуказатель) понимают доступную наблюдению и изучению характеристику изучаемого объекта. Под индексом (лат. indexпоказатель) — комбинацию индикаторов, образованную специальным образом [163, с. 26].
При определении критериев отбора и построения системы индикаторов деятельности органов власти необходимо руководствоваться следующими факторами:
— индикаторы должны «работать» при измерении состояния социально-политических отношений от устойчивого развития до ее распада;
— следует максимально учитывать особенности структуры и характера социально-политических отношений в современном российском обществе;
— необходимо обеспечить с помощью ограниченного числа индикаторов многомерность измерения социально-политических отношений, возможность построения интегрального индекса;
— процедуры измерения социально-политических характеристик не должны быть излишне сложными;
— используемые индикаторы должны быть апробированы [166, с. 27].
ИНДИКАТОРЫ РИСКА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РАЗНЫХ СТРАН.
Служба кредитных рейтингов международного рейтингового агентства Standard & Poor’s учитывает деятельность органов власти при присвоении рейтингов разных стран мира (за исключением США) [191].
Оцениваемые органы власти сгруппированы сначала по категории рейтинга — с самой высокой до самой низкой («ААА», «АА», «ВВВ», «ВВ» и «В»), затем по странам, в которых они находятся.
ОБЩИЙ ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ КАТЕГОРИИ.
Категория «ААА». Рейтинговая категория «ААА» включает 26 региональные и местные органы власти восьми стран: Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании и Канады. Их общими характеристиками являются: как правило, большая занимаемая территория и крупный бюджетвысокие показатели ВВП на душу населения (в среднем 32 тыс. долл.) и значительный текущий профицитположительный баланс с учетом капитальных расходов и низкие уровни долговой нагрузки (средний показатель по данной группе региональных и местных органов власти за 2004 г. ниже 15% текущих доходов).
Категория «АА». В рейтинговую категорию «АА» входят 102 региональных и местных органа власти в 14 странах (в том числе в Испании, Италии, Швеции, Финляндии). Их общими характеристиками кредитоспособности являются: текущий профицит, однако дефицит с учетом капитальных расходовсредние уровни долга в 2004 г. ниже 50% текущих доходоввысокие показатели ВВП на душу населения (средняя величина по данной группе региональных и местных органов власти — 27,5 тыс. долл.).
Категория «А». В рейтинговую категорию «А» входят 50 региональных и местных органов власти в 10 странах (в том числе в Корее, Венгрии и Чехии) со следующими средними показателями по данной группе РМОВ: текущий профицит, но более высокие средние показатели дефицита с учетом капитальных расходов — 5,5% совокупных доходовуровень долга составляет около 80% текущих доходовсредний показатель ВВП на душу населения составляет 25 тыс. долл.
Категория «ВВВ». В самую низкую категорию рейтинга инвестиционного уровня — «ВВВ» — входят 15 региональных и местных органов власти, в основном города 9 европейских стран. Они характеризуются следующими средними показателями по данной группе региональных и местных органов власти: положительный текущий баланс, однако общий дефицит на уровне 5% совокупных доходовумеренный долг на уровне 50% текущих доходов в 2004 г., хотя этот показатель варьируется от 15% до почти 200%- более низкий средний показатель ВВП на душу населения — 15 тыс. долл.
Категория «ВВ». В категорию «ВВ» спекулятивного уровня входят 14 региональных и местных органов власти, которым присваивался рейтинг, из 5 стран с развивающейся рыночной экономикой — Болгарии, Колумбии, Румынии, России и Турции. Региональные и местные органы власти на этом уровне рейтинга характеризуются следующими средними показателями по данной группе: позитивный текущий баланс и позитивный баланс с учетом капитальных расходовочень низкий уровень долга.
Категория «В». Наконец, в категорию «В» входят 13 региональных и местных органа власти, которым присваивался рейтинг, из трех стран с развивающейся рыночной экономикой — Аргентины, России и Украины. Их средними показателями по данной группе являются: текущий профицит и сбалансированный бюджет с учетом капитальных расходов.
С региональными и местными органами власти, которым присвоен рейтинг на уровне «ВВ», их объединяет низкая налоговая база, растущие потребности в финансировании развития инфраструктуры и непредсказуемые системыэти факторы перевешивают абсолютные финансовые индикаторы, повышая кредитный риск.
Категория «С». Органам власти с присвоенной категорией «С» присущи: отрицательная динамика развития, наличие значительного и увеличивающегося государственного долга, открытые кризисные явления в социальной, экономической и политической сфере, военные конфликты. В категорию «С» входят такие страны как Ирак, Иран, КНДР, Афганистан и др.
Заключение
.
На встрече с руководством Российской Академии наук еще 3 декабря 2001 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил перед российским научным сообществом две задачи в качестве ключевых. Первая — поиск и научное обоснование путей перехода экономики страны от нынешней сырьевой ориентации на инновационный путь развития. Вторая — экспертиза государственных решений, прогноз и предупреждение бедствий, катастроф, нестабильностей в техногенной, социальной, природной сферах.
Постановка обеих задач представляется естественной для страны, находящейся на переломе своего исторического развития. Первая поставленная проблема связана с оценкой коридора возможностей страны и с выбором исторической перспективы.
Вторая задача связана с парированием угроз, защитой от опасностей, предупреждением катастроф на том историческом пути, который выберет общество после решения первой задачи.
Проведенное диссертационное исследование показывает, что и необходимый научный потенциал и соответствующие научные коллективы для выполнения этого социального заказа, очерченного Президентом, в настоящее время в стране есть.
Организационной основой для этой работы должна быть система научного мониторинга. Эта система должна в информационном плане обеспечить организацию и концентрацию необходимых информационных потоков. Последнее улучшит наблюдаемость многих процессов, связанных с возникновением кризисных явлений.
Это должно существенно повысить управляемость страны и её устойчивость по отношению к природным и техногенным бедствиям и катастрофам, социальным нестабильностям, политическим рискам и кризисам.
Необходимо развивать организационную структуру уже существующих и вновь создаваемых органов по изучению и управлению политическими рисками и кризисами, причем эти органы должны быть не декларативными и совещательными, а технологическими, которые с помощью всех современных доступных технологий, собирают, хранят, обрабатывают и фильтруют, готовят информацию для принятия социально значимых решений в условиях дефицита ресурсов и времени.
Главной функцией этой системы должен быть прогноз кризисных явлений и выработка мер по предупреждению развития событий по нежелательным сценариям. Это требует использования потенциала многих исследователей, экспертов и непосредственное привлечение учёных к анализу информационных потоков и проблемам прогноза. Одним из результатов этой работы должен стать выбор стратегии обеспечения безопасности страны в широком понимании этого слова, опирающейся на научную основу, объективную оценку потенциала России.
Отказ от ответа на осознанный обществом вызов или затягивание ответа обычно само по себе является фактором риска. В обсуждаемом случае ситуация именно такова.
Список литературы
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ1. ФЕДЕРАЦИИ1. Конституция РФ (1993)
- Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
- Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года N З-ФКЗ
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
- Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ
- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года N 35-Ф3
- Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124−1
- Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ
- Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ
- Постановление Правительства РФ «О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти» от 18 мая 2006 г. N 298
- Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. N 226
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики» от 30 июля 2004 г. № 399
- Концепция федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007 2011 годах»
- ГОСТ Р 22.1.01−95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях
- ГОСТ Р 22.0.02−94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
- ГОСТ Р 22.0.03−95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях.21.