Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационная политика государства и её роль в формировании политической культуры российского студенчества в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования и функционирования политической культуры современных государств осуществляется в рамках мирового информационного пространства, которое будучи социокультурной средой оказывает на этот процесс самое непосредственное воздействие. Российская Федерация, выступая в роли полноправного субъекта мирового политического процесса, в полной мере ощущает на себе воздействие процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Влияние мирового информационного пространства как социокультурной среды на информационную политику государства
  • ГЛАВА 2. Традиционные политические ценности России и их роль в формировании политической культуры общества
  • ГЛАВА. 3, Информационная политика государства и её влияние на формирование политической культуры российского студенчества
  • ГЛАВА 4. Основные направления формирования информационной полигики России на современном этапе мирового развития

Информационная политика государства и её роль в формировании политической культуры российского студенчества в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ашуальность темы исследования. Характерной чертой поступательного развития человечества является расширение и углубление связей и взаимодействия между различными странами и регионами. Само по себе это явление не относится к числу принципиально новых и оригинальных. Принципы всеобщей связи и развития по своей сути глобальны и действуют во всех сферах жизни общества, выходя далеко за рамки национальных границ, этнических, географических и других различий. По мере развития производства, торговли, транспорта, открытия новых земель и знаний технология реализации жизненно важных интересов стран и народов вынуждала их двигаться не только своим путём, но и искать своё место в общем магистральном движении человечества.

Вступление мирового сообщества в третье тысячелетие характеризуется активизацией процессов глобализации, охватывающей буквально все стороны человеческой жизнедеятельности. Отличительной чертой современного этапа глобализации является стремительное развитие науки, технический прогресс, появление глобальных инструментов воздействия на Человека и окружающий его мир (Интернет, сотовые телефоны, информационные сети, системы информационных технологий и др.). Можно говорить о завершении индустриального периода эволюции цивилизации и начале другого — информационного, специфической особенностью которого является опосредованность деятельности людей в основных сферах общественной жизни развитой информационной инфраструктурой.

Доминирующим фактором постиндустриального этапа развития выступает феномен, который в научной литературе определяется как «информационная революция».

Наиболее важным эффектом и результатом данного феномена явилось формирование мирового информационного пространства, выступающего как в роли глобального человеческого ресурса, так и социокультурной среды, в которой разворачиваются абсолютно все социально-политические и экономические процессы современного мира. В рамках мирового информационного пространства осуществляется процесс формирования, функционирования и политической культуры современных государств и обществ.

Российская Федерация, выступая в роли полноправного субъекта мирового политического процесса, в полной мере ощущает на себе воздействие процесса глобализации, в том числе и мирового информационного пространства, пронизывающего буквально все сферы современной российской действительности. Наиболее явно влияние мирового информационного пространства ощущается в сфере культуры, в том числе и ее политической компоненты. Мало того, что политическая культура российского общества является объектом целенаправленного воздействия со стороны наиболее развитых государств, потоки информации, циркулирующие в мировом информационном пространстве и, казалось бы, принадлежащие к совершенно неполитическим сферам, оказывают опосредованное воздействие на процесс формирования и функционирования политической культуры в российском обществе. Данное воздействие имеет часто негативный, а иногда и разрушительный характер. Переход на демократический путь общественного развития, уже сам по себе потрясший систему существующих ценностей российского общества, потребовал формирования такой политической культуры, которая, с одной стороны, не ассоциировалась с ценностями старого политического режима, а с другой, способствовала становлению демократии в нашей стране. И здесь возникло противоречие, суть которого состоит в том, что коллективистские ценности, государственный патернализм, значительно ближе политической культуре российских граждан, нежели передовые либеральные ценности Запада. Традиционализм российской политической культуры вступает в противоречие с модернизаторскими устремлениями реформаторов. Поскольку без модернизации Россия не имеет будущего, то для ее успешного проведения необходимо ориентироваться не на слом традиционных ценностей, а на их максимальное включение в более общий процесс возрождения российского общества.

Исходя из этого, возникает настоятельная необходимость анализа характера воздействия мирового информационного пространства на политическую культуру современной России с тем, чтобы в процессе интеграции в мировое сообщество не утратить собственной российской идентичности.

Важную роль в решении этой непростой, но очень значимой для России задачи играет хорошо продуманная, учитывающая традиционные национальные интересы и ценности российского общества, эффективная информационная политика государства.

Одним из важных направлений государственной информационной политики является формирование политической культуры российского студенчества, так как от умения и готовности этого передового политического субъекта последовательно и эффективно отстаивать национальные интересы и ценности России в условиях глобализации будет зависеть будущее российского общества.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена: необходимостью осмысления сущности, признаков и основных тенденций глобализации, в частности, появлением новой реальностимирового информационного пространства, выступающего в рож социокультурной среды формирования и функционирования политической культуры российского обществанеобходимостью определения содержания и особенностей информационной политики российского государства с позиций совместимости традиционных политических ценностей с процессами мировой социально-политической и экономической модернизациипотребностью выявления основных направлений совершенствования информационной политики России, обеспечивающей формирование политической культуры российского студенчества как одного из основных и перспективных политических субъектов общества с сохранением позитивных традиций отечественной политической культуры и их адаптацию к условиям постиндустриальной модернизации.

Актуальность проблемы усиливается и тем, что реализация хорошо продуманной, учитывающей традиционные национальные интересы и ценности российского общества государственной информационной полигики, позволит избежать распада единого социокультурного пространства и не допустить распространения идей национализма, псевдолиберализма или религиозного традиционализма, что в значительной степени расширит возможности для модернизации российского общества.

Степень научной разработанности темы. Проблемы глобализации и её влияния на различные сферы жизнедеятельности современного общества, а так же вопросы, связанные с анализом информационных процессов в мире и характера их воздействия на политическую культуру общества являются предметом повышенного внимания отечественных и зарубежных учёных. Среди подобного рода работ следует особо выделить труды авторов, в которых раскрываются и анализируются основные характеристики процесса глобализации современного мира и основные черты постиндустриального общества1.

Во вторую группу работ могут быть включены исследования, посвященные проблемам анализа основных черт и качественных параметров российской политической культуры, проблемам самоидентификации России в современном мире, ее роли и места в мировом политическом процессе.2.

В третью группу входят работы, связанные с анализом информационных процессов в мире, на постсоветском пространстве и в России и характер их воздействия на политическую культуру общества,.

1 Гаджиев К. С. ГеополитикаМединский В. Р Теоретические основы стратегии внешнеполитической деятельности России в условиях формирования глобального информационного пространстваНэсбитт Д., Эбурдин П. Мегатенденции: год 2000; Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI векеБ.Н.Бессонов, А. В. Водолагин, В. Н. Шевченко, Л. П. Ахраменко. Социальная теория и современность. (Евразийский проект модернизации России: «за» и «против») — Тоффлер Э. Третья волнаЧешков М. А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые конфигурации мирового пространства. (В поисках глобального и теоретического синтезаToffler Al. The Therd WaveХантингтон С. Столкновение цивилизацийBell D. The word and the United States in 2013 и др.

2 Бердяев H.A. Смысл историиДанилов А, Н. Переходное общество: проблемы системной трансформацииДжонсон П. Современность: мир с двадцатых по девяностые годыИльин И. А. Родина и мыКасьянова К. О русском национальном характереКарсавин Л. П. Философия историиКеннеди П. Вступая в двадцать первый векКочетков А. П. Россия на пороге XXI векаЗаславская Т.И., Арутюнова Л. А. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развитияИльин В. В. Россия: опыт национально-государственнойМаслин М. А. Русская идеяТойнби А.Дж. Постижение историиТойнби А. Цивилизация перед судом историиТроицкая Н. Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и ЮгомШпенглер О. Закат ЕвропыШтомпка П. Социология социальных измеренийЭрн В. Ф. Время славянофильствует и др. характер протекания социально-политических процессов, решение задач постиндустриальной модернизации1.

В целом изучение и анализ научной литературы показывает, что несмотря на значительное количество работ, непосредственно связанных с исследованием мирового информационного пространства, постиндустриального и информационного общества, проблем глобализации, и политической культуры, вопросы информационной политики и её влияние на формирование политической культуры российского студенчества в условиях глобализации до сих пор не выступали предметом самостоятельного исследования.

Объектом настоящего исследования является информационная политика российского государства в современных условиях.

Предметом исследования выступает влияние информационной политики государства на формирование политической культуры российского студенчества.

Рабочая гипотеза состоит в предположении, что наиболее важным эффектом и результатом процесса глобализации на современном этапе развития человечества является формирование мирового информационного пространства, выступающего как в роли глобального человеческого ресурса, так и социокультурной среды, в которой.

1 Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизацииЛисичкин В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) войнаПасхин Е. Н. Информатика и устойчивое развитие (методологические аспекты) — Toffler А1. Powershifit: knowledge, welth, and violence at the edge of 21st centuryГаджиев K.C. Размышления о политической культуре современной РоссииКрутских А. Информационный вызов безопасности на рубеже XXI векаМоисеев Н. Н. Информационное общество: возможности и реальностьСолженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX векаХантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России и др. разворачиваются абсолютно все социально-политические и экономические процессы современного мира. Наиболее развитые страны, используя мировое информационное пространство, обеспечивают внедрение в политическую культуру других стран и народов своих систем ценностей, которые, будучи неорганичными для иных культур, ведут к конфликтам, выступающим на поверхности в форме конфликтов традиционализма и модернизма, консерватизма и реформ. Россия существовала и развивалась долгие годы опираясь на собственную политическую культуру, поэтому ее разрушение в одночасье ничего кроме распада общества принести не может. В связи с этим важнейшей проблемой современной России является интеграция традиций политической культуры в общий процесс постиндустриальной модернизации. Важную роль в решении этой непростой, но очень значимой для России задачи играет хорошо продуманная, учитывающая традиционные национальные интересы и ценности, эффективная информационная политика, направленная на формирование политической культуры российского общества и прежде всего студенчества, так как от умения и готовности этого передового политического субъекта последовательно и эффективно отстаивать национальные интересы и ценности России в современных условиях будет зависеть её будущее.

Целью диссертационного исследования является выявления механизмов влияния информационной политики государства на формирование политической культуры российского студенчества в условиях глобализации и определение основных направлений информационной политики России на современном этапе мирового развития.

В соответствии с поставленной целью, диссертант ставил следующие задачи: проанализировать сущность, признаки, основные характеристики мирового информационного пространства как социокультурной среды и характер его влияния на формирование и осуществление информационной политики российского государстваопределить роль традиционных национальных ценностей в формировании политической культуры российского общества в условиях глобализацииисследовать характер влияния информационной политики государства на формирование политической культуры российского студенчествасформулировать основные направления формирования информационной политики России на современном этапе мирового развития.

Теоретическую основу диссертации составляют классические работы и идеи мыслителей прошлого — Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса, Н. Бердяева, С. Булгакова, С. Франка, И. Ильина и др.

Диссертация основывается также на современном исследовательском материале, научных монографиях, диссертационных исследования, научных статьях, имеющих отношение к рассматриваемой автором диссертации проблеме. Здесь можно выделить труды отечественных ученых: К. С. Гаджиева, В. В. Ильина, Б. И. Краснова, А. А. Миголатьева, М. А. Мунтяна, А. С. Панарина и др., а так же ведущих представителей зарубежной науки, таких как: Г. Алмонд, Д. Белл, С. Верба, Л. Пая, Д. Каванаха, У. Розенбаум, С. Липсет, Ол. Тоффлер, О. Шпенглер, С. Хантингтон и др.

Методологической основой диссертационного исследования является комплексный подход, опирающийся на системный анализ и диалектический метод. В работе использованы как общие методы диалектический, сравнения, структурно-функциональный, модрлирования), так и методы, присущие в большей степени политологии (бихевиористский, политической коммуникации, теории игр, принятия решений).

Новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проведен комплексный анализ мирового информационного пространства как социокультурной среды, оказывающего непосредственное влияние на формирование и осуществление информационной политики российского государствасистемно охарактеризованы традиционные политические ценности лежащие в основе формирования политической культуры российского обществаопределена роль информационной политики государства в формировании политической культуры российского студенчествасформулированы основные направления формирования информационной политики России, обеспечивающие процесс формирования политической культуры российского студенчества на современном этапе мирового развития.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что осуществлён анализ мирового информационного пространства как социокультурной среды, традиционных политических ценностей России и их влияние на формирование политической культуры общества, современной информационной политики и её роли в формировании политической культуры российского студенчества. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности государственных органов, политических и общественных объединений, направленной на определение основных направлений информационной политики государства в интересах формирования политической культуры российского общества и его отдельных социальных групп. Кроме этого теоретические выводы могут быть использованы в научной работе, а также при разработке отдельных тем учебных курсов «Социальная философия» и «Политология».

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ воздействия мирового информационного пространства на формирование и осуществление информационной политики современных государств.

Процессы глобализации, охватившие весь мир на исходе второго тысячелетия, проявились не только в сфере экономики, международных отношений и экологии. Наиболее важным эффектом этих процессов явилось формирование мирового информационного пространства, выступающего как в роли глобального человеческого ресурса, так и социокультурной среды, в которой разворачиваются абсолютно все социально-политические и экономические процессы современного мира.

Наиболее развитые страны, используя мировое информационное пространство, обеспечивают внедрение в политическую культуру других стран и народов своих систем ценностей, которые, будучи неорганичными для иных культур, ведут к конфликтам, выступающим на поверхности в форме конфликтов традиционализма и модернизма, консерватизма и реформ. Россия существовала и развивалась долгие годы опираясь на собственную политическую культуру, поэтому ее разрушение в одночасье ничего кроме распада общества принести не может. В связи с этим важнейшей проблемой современной России является интеграция традиций политической культуры в общий процесс постиндустриальной модернизации. Таким образом, процесс модернизации в России неотделим от глобальных процессов и, в первую очередь, от мирового информационного пространства. В этой связи политическая стратегия страны должна достаточно четко формулировать и свою информационную составляющую — информационную политику России.

Россия, стремящаяся занять полноправное место в мировом сообществе, должна разрабатывать и реализовать эффективную национальную информационную политику и рассматривать ее как фактор оптимизации и приоритетную задачу государственного управления по обеспечению перехода к постиндустриальному типу общества — информационному обществу.

2. Характеристика российских традиционных политических ценностей, лежащих в основе формирования политической культуры общества.

Процесс формирования и функционирования политической культуры современных государств осуществляется в рамках мирового информационного пространства, которое будучи социокультурной средой оказывает на этот процесс самое непосредственное воздействие. Российская Федерация, выступая в роли полноправного субъекта мирового политического процесса, в полной мере ощущает на себе воздействие процесса глобализации, в том числе и мирового информационного пространства, пронизывающего буквально все сферы современной российской действительности. Наиболее явно влияние мирового информационного пространства ощущается в сфере культуры, в том числе и ее политической компоненты. Мало того, что политическая культура российского общества является объектом целенаправленного воздействия со стороны наиболее развитых государств, потоки информации, циркулирующие в мировом информационном пространстве и, казалось бы принадлежащие к совершенно неполитическим сферам, оказывают опосредованное воздействие на процесс формирования и функционирования политической культуры в российском обществе.

Данное воздействие имеет часто негативный, а иногда и разрушительный характер. Исходя из этого возникает настоятельная необходимость опоры на традиционные политические ценности в формировании политической культуры современной России с тем, чтобы в процессе интеграции в мировое сообщество не утратить собственной российской идентичности.

Ценности евро-атлантической цивилизации, такие как права человека, либерализм, свобода и др., при их трансплантации на инородную культуру вызывают отторжение и возврат к традициям. Их культивирование очень часто приводит к обратному эффекту: права человека вырождаются во вседозволенность, свобода — в анархию, либерализм — в безответственность, что мы имели возможность наблюдать на примере российской действительности.

Российской политической культуре, выросшей на идеях коллективизма, патерналистского государства западные стандарты мало приемлемы. Россия существовала и развивалась долгие годы опираясь на собственную политическую культуру, поэтому ее разрушение в одночасье ничего кроме распада общества принести не может. В связи с этим важнейшей проблемой современной России является интеграция традиций политической культуры в общий процесс постиндустриальной модернизации. Концептуальное оформление идей модернизации и российских традиций наиболее вероятно в рамках теоретической модели развития по типу «второй Европы», что обеспечивает их максимальную взаимную корреляцию и, что самое главное, успешное решение социально-экономических и политических задач, стоящих перед российским обществом.

3. Анализ содержания процесса формирования и осуществления информационной политики российского государства.

В законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» отмечается, что информационная политика — это система современных мероприятий, направленных на развитие процессов формирования, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания, внедрения и использования средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также комплексного использования информационных систем в управленческой деятельности1.

Государственная информационная политика в этом аспекте представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений и систему мер для решения этих задач. Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Процесс формирования и осуществления информационной политики включает в себя:

— разработку и совершенствования законодательства, обеспечивающего не только свободу информации, но и защиту государственной информации от злоупотребления независимых средств массовой коммуникации, в том числе печати, телевидения и радио, принадлежащим частным лицам, политическим партиям и общественным движениям;

— широкое развитие информационной структуры (служб «паблик рилейшнз», пресс-центров, пресс-бюро, отделов информации и тому подобных);

— собственную коммуникационную деятельность государства (от учреждения государственных средств массовой информации и личной информационной работы должностных лиц до распределения идей, взглядов, убеждений, духовных ценностей посредством разнообразных.

1 Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». видов и жанров искусства — литературы, театра, живописи, музыки, книгоиздания, игрового кино и тому подобного);

— разнообразные формы, методы и приёмы влияния государственных органов на массовую коммуникацию;

— способы инфильтрации государственной информации в массовой политической коммуникации.

4. Обоснование роли информационной политики государства в формировании политической культуры российского студенчества.

Информационная политика позволит не только интегрироваться нашей стране в мировое информационное пространство и воспользоваться глобальным информационным ресурсом всего человечества в интересах постиндустриальной модернизации, в максимальной степени оградить политическую культуру российского общества и особенно молодого поколения от разрушительных потоков информации масскультуры, но и окаэрт значительное влияние на формирование политической культуры общества на основе российских традиционных национальных ценностей.

Отсюда, основными задачами информационной полигики должны быть:

— пропаганда традиций российской культуры, идеи российской государственности, патриотизма, направленная на их возрождение, закрепление в сознании молодёжи;

— объективное освещение политических, социально-экономических, внутрии внешнеполитических событий и проблем, соответствующих мер, принимаемых органами власти по их решению;

— создание передач об отечественной истории, политической культуре, традициях;

— создание собственно молодёжных передач, где в основу будут положены насущные проблемы образования, политического воспитания и т. д.

В этом плане информационная политика России должна быть нацелена на решение пропагандистских и воспитательных функций, селектирование информационных потоков, активный поиск и добывание полезной информации, наполнение информационных сетей данными о позитивном образе России, на готовность к информационному противодействию и на формирование единого информационного пространства близких по культуре и решаемым проблемам государств. Иначе говоря, информационная политика призвана обеспечить реализацию национально-государственных интересов России в своей сфере — в мировом информационном пространстве.

Продуманная и эффективная информационная политика позволит не только предстать нашей стране в более привлекательном виде перед другими народами, но и станет в ряду важнейших шагов по возрождению могущества и величия России.

Апробация работы. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедрах политологии и социальной политики Гуманитарной академии, кафедре социальной безопасности Академии охраны труда МГСУ, кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, основные положения диссертации были изложены в выступлениях автора на межвузовских семинарах, теоретических конференциях, а так же в публикациях общим объемом 10 п.л.

Структура и объем диссертации

определяются её целью, задачами и логикой системно-целостного политологического анализа исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 157 страницах, общий объем работы составил 169 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время становится все более очевидным, что последние десятилетия XX в. явились переломным рубежом в развитии мировой цивилизации. Глубокой модернизацией охвачены основные сферы жизнедеятельности общества и государства: взаимодействие с природой, общественные отношения, социальная регуляция. Можно говорить о завершении индустриального периода эволюции цивилизации и начале другого — информационного, специфической особенностью которого является опосредованность деятельности людей в основных сфгерах общественной жизни развитой информационной инфраструктурой.

Доминирующим фактором постиндустриального этапа развития выступает феномен, который в научной литературе определяется как «информационная революция».

Наиболее важным эффектом и результатом данного феномена явилось формирование мирового информационного пространства, выступающего как в роли глобального человеческого ресурса, так и социокультурной среды, в которой разворачиваются абсолютно все социально-политические и экономические процессы современного мира. Мировое информационное пространство как социокультурная среда, относительно самостоятельная сфера бытия человека и социума, обладает рядом качеств, непосредственно влияющих и на жизнедеятельность того же человека и общества. К числу наиболее устойчивых качеств мирового информационного пространства относятся его непрерывность, универсальность, космополитизм и демократичность.

Процесс формирования и функционирования политической культуры современных государств осуществляется в рамках мирового информационного пространства, которое будучи социокультурной средой оказывает на этот процесс самое непосредственное воздействие. В связи с тем, что основными субъектами мирового информационного пространства являются наиболее развитые страны, то посредством мирового информационного пространства они обеспечивают внедрение в политическую культуру других стран и народов свои системы ценностей, которые, будучи неорганичными для иных культур, ведут к конфликтам, выступающим на поверхности в форме конфликтов традиционализма и модернизма, консерватизма. и реформ.

Ценности евро-атлантической цивилизации, такие как права человека, либерализм, свобода и др., при их трансплантации на инородную культуру вызывают отторжение и возврат к традициям. Их культивирование очень часто приводит к обратному эффекту: права человека вырождаются во вседозволенность, свобода — в анархию, либерализм — в безответственность, что мы имели возможность наблюдать на примере российской действительности.

Очевидно, что российской политической культуре, выросшей на идеях коллективизма, справедливости, патерналистского государства западные стандарты мало приемлемы. Россия существовала и развивалась долгие годы опираясь на собственную политическую культуру, поэтому ее разрушение в одночасье ничего кроме распада общества принести не может. В связи с этим важнейшей проблемой современной России является интеграция традиций политической культуры в общий процесс постиндустриальной модернизации. Концептуальное оформление идей модернизации и российских традиций наиболее вероятно в рамках теоретической модели развития по типу «второй Европы», что обеспечивает их максимальную взаимную корреляцию и, что самое главное, успешное решение социально-экономических и политических задач, стоящих перед российским обществом.

Кроме этого, место российской политической культуры в общемировом цивилизационном процессе позволяет ей решать интеграционные задачи в отношении культур на постсоветском пространстве. Мало того, по уровню своего экономического развития интеграционная задача для России может быть расширена за счет включения в родственное социокультурное информационное пространство таких государств, как Индия и Иран. Все это позволяет России замкнуть геополитическое пространство трех важнейших регионов: Атлантики, Тихого и Индийского океанов. Причем эти объединительные тенденции первоначально могут быть осуществлены в мировом информационном пространстве и затем уже расширены на экономическое, геополитическое и др.

Таким образом, процесс модернизации в России неотделим от глобальных процессов и, в первую очередь, от мирового информационного пространства. В этой связи политическая стратегия страны должна достаточно четко формулировать и свою информационную составляющую — информационную политику России. Информационная политика позволит не только интегрироваться нашей стране в мировое информационное пространство и воспользоваться глобальным информационным ресурсом всего человечества в интересах постиндустриальной модернизации, в максимальной степени оградить политическую культуру российского общества и особенно молодого поколения от разрушительных потоков информации масскультуры, но и окажет значительное влияние на формирование мировоззренческой направленности общества на основе российских традиционных национальных ценностей.

Проведение подлинной модернизации российского общества возможно лишь во взаимосвязи с возрождением национальной культуры, в опоре на традицию, в том числе глубокое предпочтение и осмысливание и советского опыта социалистической индустриализации. В подобных условиях для постиндустриальной модернизации, требующей вложений в «сферу производства человека», накопления «человеческого капитала», ещё более возрастают требования к формированию соответствующего субъекта, вооружённого как современными технологиями, так и духовным и гуманистическим наследием русской, да и всей мировой культуры и способного стать движущей силой преодоления десятилетней общенациональной смуты.

Таким субъектом является студенческая молодёжь, которая выступает в качестве достаточно организованного массового отряда молодёжи, в силу возраста, владеющей ресурсом будущего, наиболее образованной её части, причём традиционно политически отзывчивой и активной, а потому потенциального источника социальных изменений и инноваций.

В силу этого не ослабевает идеологическая борьба за влияние на умы молодого поколения. От его гражданской позиции, того, каким оно видит «завтрашний день», во многом зависит будущее страны. И поскольку общественное сознание студенчества, его ценностный выбор являются, таким образом, в значительной мере влияющим на перспективы не только успешности социальных преобразований, но и самого существования России.

Особенностью политического влияния в постиндустриальном обществе является то, что оно осуществляется преимущественно методами, использование которых стало возможным благодаря техническому прогрессу — широким информационным воздействием на общество. Возрастает значение электронных средств массовой коммуникации, то есть уменьшаются непосредственные контакты интеллигенции с остальным населением, однако, одновременно возрастает возможность сепарации информации, скорость и массовость её распространения, а значит и влияние той социальной группы, которая информацией владеет.

Одним из важных условий реализации данной задачи является обеспечение доступа студенчества к информации, рассматриваемой в самом широком смысле этого слова. Доступ к источникам информации, возможность свободного информационного обмена — непременное условие реализации процессов самоорганизации и саморегуляции как отдельных сообществ, так и общества в целом.

Следовательно, сейчас для получения объективной информации необходимо, во-первых, формирование политически грамотных, сознательных граждан, во-вторых, знакомство с альтернативными вариантами, в-третьих, умение анализировать содержание и характер различной поступающей информации с тем, чтобы выделять и различать различные политические позиции органов СМИ и формировать своё собственное мнение.

Поэтому одним из важных условий повышения эффективности процесса политической социализации студенческой молодёжи является обеспечение доступа к объективной, достоверной информации, рассматриваемой в самом широком смысле этого слова, совершенствование работы СМИ, формирование и осуществление продуманной и эффективной информационной политики.

Необходимо предоставить молодому поколению возможность использования различных систем накопления, хранения, анализа и обмена информации, существующих электронных средств. Этому может способствовать компьютеризация учебных заведений и обязательное обучение работе с такой техникой.

Наряду с автоматизацией учебных заведений в процессе экономических и политических реформ особое значение приобретает работа СМИ. Они диктуют определённую программно-содержательную политику и способны оказать значительное влияние на политическую культуру молодого человека. Считается, что только государственные СМИ в настоящее время могут взять на себя функции объективного информатора, способствовать возрождению российской культуры, традиций, проводить идеи российской государственности. Отсюда, основными их задачами должны быть:

— пропаганда традиций российской культуры, идеи российской государственности, патриотизма, направленная на их возрождение, закрепление в сознании молодёжи;

— объективное освещение политических, социально-экономических, внутрии внешнеполитических событий и проблем, соответствующих мер, принимаемых органами власти по их решению;

— создание передач об отечественной истории, политической культуре, традициях;

— создание собственно молодёжных передач, где в основу будут положены насущные проблемы образования, политического воспитания и т. д.

Непременным условием успешного осуществления национальной информационной политики является соответствие методов её проведения поставленным целям, т. е. единство её формы и содержания. Любая государственная политика реализуема в определенных условиях и при использовании адекватных ей средств. При формулировании сути государственной политики актуально обозначение условий и средств, которые ей благоприятствуют и могут быть практически введены в действие. К числу таких условий относятся:

• государственно-правовые, состоящие в создании согласованного, в известной мере идентичного, структурного и правового пространства страны, позволяющего максимально использовать сложившиеся (доступные) технологии экономической, социальной и иной деятельности со своей специализацией и кооперацией;

• социально-психологические, включающие в себя осознание новых жизненных ориентиров, уход от иллюзий, маниловщины, ожиданий неизвестно откуда приходящей благодати и от всего того, что не соответствует реалиям жизни и не рождает созидательную энергию людей;

• деятельностно-практические, когда решения, действия, операции, процедуры, поступки и т. п. вершатся в целях и русле государственной политики, продвигают эту полигику и наглядно раскрывают ее ценность для общества.

Информационная политика России должна быть нацелена на селектирование информационных потоков, активный поиск и добывание полезной информации, наполнение информационных сетей данными о позитивном образе России, на готовность к информационному противодействию и на формирование единого информационного пространства близких по культуре и решаемым проблемам государств. Иначе говоря, информационная политика призвана обеспечить реализацию национально-государственных интересов России в своей сфере — в мировом информационном пространстве.

Формирование информационной политики позволит не только предстать нашей стране в более привлекательном виде перед другими народами, но станет в ряду важнейших шагов по возрождению могущества и величия России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.З. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства. СОЦИС. 2000. № 7. — С. 74−75.
  2. Альтернативность общественного развития /Отв. ред. Власова В. Б. М.: ИФАН, 1992.- 79 с.
  3. Аристотель. Афинская политика. М.: Согокгиз, 1937.- 253 с.
  4. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1983. — Т.4. — С. 375−644.
  5. Аристотель. Никомахова этика. -М.: Мысль. 1983. -Т.4. С. 53 294.
  6. В. Интернет-базар. Эксперт.-1999.- № 40. — С.7.
  7. Д. Мятеж против современности. Социологические исследования, 1989.- № 5. — С. 107−114.
  8. Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
  9. Н.А. О современном национализме. Философские науки, 1991, — № 3.- С. 99−104.
  10. П.Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 с.
  11. Н.А. Судьба России. М.: МГУ, 1990. — 256 с.
  12. Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990.- 2Ц с.
  13. Бжезинский 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.
  14. Бжезинский 36. Вне контроля. Глобальный беспорядок накануне XXI в. Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 8.- С.5−22.
  15. П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993, — 336 с.
  16. А.Б., Проскурин С. А. Социальная безопасность. Часть 1. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: ТОДЖИ, 1997. — 224 с.
  17. ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.: ПРАВДА, 1991. — 606с.
  18. В.Г. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988, — 192 с.
  19. К.С. Геополитика. М.: «Международные отношения», 1997.-384 с.
  20. Геополитика: теория и практика / Сб. статей под ред. Позднякова Э. А. М.: Ин-т МЭ и МО РАН, 1993, — 236 с.
  21. К.С. Размышления о политической культуре современной России. Мировая экономика и международные отношения, 1996.- № 2.- С.26−39.
  22. А.И. О развитии революционных идей в России. М.: Мысль, 1986. — Т. 2.-С. 118−182.
  23. А.И. Былое и думы. М.: Мысль, 1986, — Т.2. — С. 183 321.
  24. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Гос. соцэкономиздат, 1936, — 503 с.
  25. И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб.: «Ольга», 1996.- 286 с.
  26. В.Д. Русская культура и феномен насилия. Российско-германский диалог: насилие в посттоталитарных обществах. Вопросы философии, 1995.-№ 5. — С. 12−14.
  27. Н.Ю. Агенты политической модернизации: происхождение и трансформация. Вестник МГУ^- 1995, — Сер. 12. — С. 3746.
  28. А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. -310с.
  29. Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: «Мишель и К», 199}.- 336 с.
  30. А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества. США: Экономика. Политика. Идеология, 1996. — № 9. — С. 17−30.
  31. А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. Мн.: Харвест, 1998.- 432 с.
  32. П. Современность: мир с двадцатых по девяностые годы. М.: ВИЛАД, 1995. — 375 с.
  33. М., Пеласси М. Сравнительная политическая социология. М.: Ин-т соц.-полит, иссл. РАН, 1994, — 272 с.
  34. С. Система Мир. Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 6.- С.77−86.
  35. B.C. Независимость в условиях взаимозависимости.- Обществ, науки и современность, 1995.- №, 5, — С. 14−25.
  36. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». М.: Политиздат, 1995. — 26 с.
  37. Запад — не запад и Россия в мировом контексте (Круглый стол).- Мировая экономика и международные отношения, 1996.-№ 1.-С.66−70.
  38. М.И. Тенденции развития мирохозяйственных связей.- США: экономика, политика, идеология, 1996.- № 2.- С. 14−24.
  39. В.Н., Назаров М. М. Информационное потребление и политические ориентации. СОЦИС, 2000. — № 7. С. 83−90.
  40. И.А. Родина и мы. Смоленск: «Посох», 1995.- 512 с.
  41. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 431 с.
  42. В.В., Ильина Т. А., Лощатова С. М. Россия: год 1996-й -итоги и перспективы отечественных реформ. Вестн. МГУ, 1996.- Серия 12.- № 1, — С.3−9.
  43. М.В. Этапы становления внутренней геополитики России и Украины. Политические исследования, 1998.- № 3, — С. 82−94.
  44. Информация и самоорганизация (Сборник статей). М.: РАГС, 1996.-294 с.
  45. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- СПб: ЛГУ. 1991.-384 с.
  46. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.- 415 с.
  47. К. О русском национальном характере. М.: Инст. национальной модели экономики, 1994, — 367 с.
  48. Л.П. Философия истории. М.: Комплект, 1993. — 35? с.
  49. П. Вступая в двадцать первый век. М.: «Весь мир», 1997, — 480 с.
  50. В.В. Россия: тупик в конце туннеля? Обществ, науки и современность, 1995.- № 5, — С. 71−80.
  51. A.M. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах. Обществ, науки и современность, 1996.- № 1.- С. 97−114.
  52. A.M. Многомерность общественного процесса и полигика. Вестн. МГУ, 1996, — Сер. 12. — № 1.-С. 48−59.
  53. С.В., Николаев О. И. Основные направления развития внешней торговли России. Мировая экономика и международные отношения, 1995, — № 8.- С.47−55.
  54. С.С. Информационная политика государства в современной России: проблемы и перспективы. -М.: МГОПУ. 1998. С. 4849.
  55. .А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.: Гос. соц-эконом. издат, 1936.- 265 с.
  56. Концепция государственной информационной полигики /под общей редакцией О. А. Финько. М., 1999. -С.8.
  57. С.В., Вдовиченко Л. Н., Кочетов Э. Г. О необходимости национального манифеста. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности, 1999.- № 1−2.- С. 54−86.
  58. Г. С. Грани согласия-конфликта: Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии. -М.: Луч, 1992.-183с.
  59. А.П. Россия на пороге XXI века. М.: Христианское издательство, 1988, — 188 с.
  60. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.- 245 с.
  61. П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991.-496 с.
  62. П.А. Хлеб и воля, М.: Правда, 1990.-С. 13−238.
  63. А. Информационный вызов безопасности на рубеже XXI века. Международная жизнь, 1999.-№ 2.-С.82−89.
  64. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития /Общ.ред. Заславской Т. И. и Арутюнова Л. А. М.: Интерпракс, 1994.- 320с.
  65. Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (задачи синергетического моделирования). Общественные науки и современность, 1998.-№ З.-С. 149−160.
  66. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. -М.: Институт социально-политических исследований АСН, 1999, — 304 с.
  67. Дж. Два трактата о правлении. М.: Мысль, 1988.- Т. 3.- С. 135−406.
  68. Л. Евразийство и консервативная революция Вопр. Философии, 1996, — № з, — С.57−69.
  69. X. Дж. Географическая ось истории. Политические исследования, 1995.-№ 4. — С. 17−19.
  70. К. Диагноз нашего времени. М.: Мысль, 1994, с. 443,445.
  71. У.Дж. Информационное общество. М.: Политиздат, 1989.-С.8.
  72. М.А. Русская идея. М.: Республика, 1992.- 144 с.
  73. Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.: РОССПЭН, 1993.- 239 с.
  74. Мединский В. Р Теоретические основы стратегии внешнеполитической деятельности России в условиях формирования глобального информационного пространства. М.: КимКор, 1999.- 198 с.
  75. В.Р. Постиндустриальная модернизация и российская историческая традиция. М.: Союз, 1998.-№ 2, — С. 167−173.
  76. А.А. Философия человека. (Некоторые проблемы теории и методологии).- М.: РАГС, 1995, — 99 с.
  77. В.И. Русская идея в конце XX века. Вопр. Философии, 1996, — № 3, — С.46−56.
  78. Мир России и Россия в мире. Вестник МГУ, 1995.- Сер. 12. -№ 6.-?.3−15.
  79. Мировое политическое развитие: век XX: Пособие для преподавателей старших классов школ, гимназий и лицеев. М.: АО «Аспект Пресс», 1994, — 366 с.
  80. Г. От электронной торговли к электронной экономике. Эксперт, 1999.-№ 38.-С. 10.
  81. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация.(Философские очерки).- СПб.: Наука, 1994, — 145 с.
  82. Д.С. Утилитаризм. О свободе. СПб.: Питер, 1900.- 427с.
  83. Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества /Д.М.Гвишани, Е. П. Велихов, В. М. Лейбин и др. М.: Наука, 1991.-208 с.
  84. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.: Агенство информат, 1994, — 189 с.
  85. Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность. Политические исследования, 1993, — № 3, — С.6−14.
  86. М.А. Несколько суждений о российском евразийстве. -Вестн. МГУ, 1996, — Сер. 12. -№ 1.-С. 62−71.
  87. М.А. Государство в меняющемся мире (к вопросу о новой парадигме государственности). М.: В, А РВСН имени Петра Великого, 1998.-С.89−110.
  88. На пути к индустриальной цивилизации (Сб. статей). М.: Ин-т экономики РАН, 1996.- 78 с.
  89. Ф. Философия в трагическую эпоху. -М.: «REEL-book», 1994,-416 с.
  90. . Ю.А. Информационный фактор политической модернизации. Вестн. МГУ, 2001. — Сер. 12. — № 3. — С. 107−120.
  91. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. -М.: «REEL-book», 1994, — 352 с.
  92. П.И. Об общественном идеале. М.: ПРЕССА, 199}.-639 с.
  93. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М.: Республика, 1992, — 415 с.
  94. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. /Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. -М.: Союз. 2002. С. 368.
  95. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998.- 392 с.
  96. А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.366 с.
  97. А.С. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М.: «Эдиториал УРСС», 1998.- 352 с.
  98. В.И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в истории России (К обсуждению гипотезы). Политические исследования, 1998.2.-С. 39−51.
  99. Т.Г. Геополитические прогнозы и Россия. Мировая экономика и международные отношения, 1996.- № 3.- С. 32−46.
  100. Е.Н. Информатика и устойчивое развитие (методологические аспекты).- М.: РАГС, 1996.- 184 с.
  101. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М.: МГУ, 1992.- 133 с.
  102. А.И., Макаров В. В. Стратегия для будущего президента России: Русский Путь. М.: РАУ, 2000.- 168 с.
  103. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М.: Прогресс, 1994,-128.
  104. Э.А. Полигика и нравственность. М.: Прогресс, 1995.- 112 с.
  105. Политическая психология. Учебное пособие для вузов. /Под общей ред. А. А Деркача, В И Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Деловая книга, 2001.-858 с.
  106. Политическая сила телевидения: реальность мифа? (Обзор семинара). Политические исследования, 1994. — № 6.- С. 155−178.
  107. К.Р. Открытое общество и его враги. -М.: Феникс, 1992.-С. 211.
  108. С.А. Цивилизационно-культурологические аспекты международных конфликтов Социально-политический журнал, 1995. — № 6.- С.182−191.
  109. С.А. Национальные интересы и внешнеполитические приоритеты России. Власть, 1996.- № 8, — С.51−57.
  110. Ю.Н. Две тенденции мирового развития. США: Экономика. Политика. Идеология, 1996.-№ 5.-С.3−10.
  111. Россия: Опыт национально-государственной идеологии / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. В. Рябов. М.: МГУ, 1994, — 231 с.
  112. Россия на скрещении мировых и локальных закономерностей: проблемы переходности. (Материалы круглого стола). Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 12- С.5−32.
  113. Рынок ценных бумаг: шаг России в информационное общество /Н.Т. Клещев, А. А. Федулов, В. А. Симонов. М.: Экономика, 1997.- 559 с.
  114. И.М. Альтернативный мир: модели и идеалы. М.: Наука, 1990.- 208 с.
  115. И.М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.-800 с.
  116. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991, — 366 с.
  117. В.А. Политическая культура средств массовой информации. -М.: Мысль, 1994. -С.246−248.
  118. Смысл жизни в русской философии. Конец ХЕХ начало XX века/Отв. ред. Замалеев А. Ф. — СПб.: Наука, 1995.- 382 с.
  119. А.И. Русский вопрос к концу XX века. Россия и современность. — Мир, 1995.- № 2.- С.111−146.
  120. B.C. Оправдание добра.(Нравственная философия Владимира Соловьева).- М.: Москва, 1899.- 615 с.
  121. B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: Мысль, 1988. — Т.2. — С.640−703.
  122. К.Э. Геополитика России в ближнем и среднем зарубежье: праксиологические измерения. ПОЛИС, 1995.- № 3.- С.23−39.
  123. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.- 543 с.
  124. Социальное познание и управление/ Под. ред. Попова С. И., Сюсюкалова Б. И. М.: Мысль, 1983.- 288 с.
  125. Социальная теория и современность.(Евразийский проект модернизации России: «за» и «против») /Ред. коллегия: Б. Н. Бессонов, А. В. Водолагин, В. Н. Шевченко, Л. П. Ахраменко. М.: РАГС, 1995, — Вьщ. 18, — 222 с.
  126. . Политический трактат. М.: Политиздат, 1957. — Т. 2. — С. 285−382.
  127. В.И. Современная буржуазная футурология: проблемы, тенденции. Новосибирск.: Наука, 1986.- 207 с.
  128. П.Н. Ташкентец в науке. М.: Правда, 1990, — С. 104 127.
  129. А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.-736с.
  130. А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.-479 с.
  131. Э. Третья волна. -М.: ACT, 1999.-784 с.
  132. Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. (Историософические миниатюры).- М.: Прогресс, 1995.- 52 с.
  133. Л.Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990, — 447 с.
  134. Е.В. Социальная политика и интеграция общества Обществ, науки и современность, 1995.- № 3.- С.39−46.
  135. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые конфигурации мирового пространства. (В поисках глобального и теоретического синтеза).- М.: Наука, 1994.- 176 с.
  136. А.Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития. Обществ, науки и современность, 1996.- № 2.-С.134−144.
  137. А.И. Россия и Запад: мир общечеловеческих ценностей или планетарной разобщенности? США: Экономика. Политика. Идеология, 1997.-№ 3.-С.73−83.
  138. В.Г. Судьба России в зеркале методологии. Вопросы философии, 1995, — № 12.- С. 21−34.
  139. С.Л. Этика нигилизма.(К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции). -М.: Правда, 1990.-С.77−112.
  140. С.Л. Крушение кумиров. М.: Правда, 1990.-С. 113 183.
  141. Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992, — 252 с.
  142. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.-430с.
  143. Ф. Конец истории? США: экономика, политика, идеология, 1990, — № 5, — С. 39−54.
  144. В.Ф. Власть. Основы кратологии. -М.: Политиздат, 199 $. С. 220.
  145. С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации. Мировая экономика и международные отношения, 1995, — № 6, — С.87−94.
  146. С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России. Обществ, науки и современность, 1995, — № 3. -С.133−136.
  147. С. Столкновение цивилизаций? ПОЛИС, 1994.-№ 1,-С. 33−136.
  148. В.Г. Гражданское общество: общие подходы.- Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 11.- С. 49−59.
  149. A.M. Целостность мира через призму общенаучного знания. Мировая экономика и международные отношения, 1995.-№ 1.- С.55−71.
  150. М.А. Осмысление мироцелостности: новая оппозиция идей или их сближение? Мировая экономика и международные отношения, 1995, — № 2.-С. 146−153.
  151. О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политическом исследовании. Обществ. науки и современность, 1996, — № 2.- С. 100−110.
  152. А.И. Политический мир во времени и пространстве.- Политические исследования, 1994, — № 6.- С. 142−149.
  153. Н.Г. Российское сегментарное общество как основа коллективистских политико-культурных традиций. Вестн. МГУ, — 1996.-Сер. 12.-№ 1,-С. 72−86.
  154. А. Свобода воли и нравственность.- М.: Республика, 1992, — 448 с.
  155. О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993.- 303 с.
  156. П. Социология социальных измерений. М.: «Аспект Пресс», 1966, — 416 с.
  157. Эрн В. Ф. Время славянофильствует. М.: Правда. — 1991. — С. 37Ь400.
  158. П.Д. Из науки о человеческом духе. М.: Правда, 1990.- С. 104−192.
  159. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  160. Bell D. The word and the United States in 2013. Daedalus-Cambridge (Mass), 1987. — № 3.-P.1−31.
  161. Bell D. Die dritte technologische Revolution und ihre moglichen soriookonomischen Konseguezen. Stuttgart, Merkur., 1990.-P.28−47.
  162. Beck U. From Industrial Society to the Risk Society/ Berry В J.L. As 2000 Approaches: Millennial Conjuncture and Apocaliptic Prophecy. Tech. Forecusting and Social Chandge, 1994.-№ 1, — P. 115−123.
  163. Brzezinski Zb. Out of Control. Global Turmoil on the Eve of the XXI-st Century. N.Y.: 1993. P. 112.
  164. Brzezinski Zb. A Plan for Europe. New York, Forign Affairs, 1995,-№ 1.-P.26−42.
  165. Brzezinski Zb. A Premature Parthership. New York, Forign Affairs, 1994.-№ 2.- P.67−82.
  166. Kissinger H. Refliexions sur un nouvel ordre mondial. Paris, Politigue international^ 1991/1992.-№ 52, — P. 12−143.
  167. MaTBiemco В. Я. Сощолопчний анаш у полггищ, — К.: Вища шк., 199 $.-159 с.
  168. Mackinder Н. Democratic Ideals and Reality: A study in the Politics of Reconstruction. L.: 1919. P. 23.
  169. Toffler Al. Powershift: knowledge, welth, and violence at the edge of 21st century.- N.Y.- L.: Bantam books, 1990, — 551 p.
  170. Toffler Al. The Therd Wave.- N.Y. William Morrow and Co., 1980.-P. 49.
Заполнить форму текущей работой