Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лидеры-ведущие. Всех детей вместе с освобожденными воспитатели на своих уроках, а родители в домашних условиях (предварительно), учат читать графическую символику по таблицам, планам, схемам. Подготовленным ведущим по аналогичному опорному материалу предлагается по очереди (желательно на одном занятии девочки, а на втором — мальчики) вести занятия самостоятельно, при этом ведущие входят в образ… Читать ещё >

Содержание

  • Состояние проблемы в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Понятие развития физической культуры дошкольников
    • 1. 2. Проблемы физического, психического и личностного развития дошкольников 5−6 лет
    • 1. 3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии физической культуры дошкольников
    • 1. 4. Особенности методики проведения сюжетно-ролевых игр на занятиях по физической культуре с детьми 5−6 лет
    • 1. 5. Сюжетно-ролевые игры в деятельности руководителей физической культуры в дошкольных учреждениях
  • Цель, задачи, методы и организация исследования
  • Развитие физической культуры дошкольников 56 лет. средствами сюэюетно-ролевых игр
    • 3. 1. Теоретические предпосылки экспериментальной работы
    • 3. 2. Задачи, методика и результаты развития физической культуры дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр. I этап эксперимента 1995−97 уч. г. г. — задачи, содержание, результаты
      • 3. 2. 1. Задачи и содержание экспериментальной работы
      • 3. 2. 2. Методика подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры
      • 3. 2. 3. Этапы взаимодействия руководителя физвоспитания и вспомогательных структур и координация их действий в процессе проведения сюжетно-ролевых игр
    • 3. 3. Анализ результатов I этапа поискового эксперимента
      • 3. 3. 1. Результаты педагогических наблюдений за дошкольниками 5−6 лет на уроках физической культуры, интервьюирования детей и их родителей
  • Выводы
  • Практические рекомендации!
  • Практические рекомендаций
  • Библиографиче с кий указатель

Развитие физической культуры дошкольников 5-6 лет средствами сюжетно-ролевых игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества «К 2000 году — здоровье каждому человеку планеты». При этом понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Такая трактовка понятия «здоровья» поднимает роль физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет (Аршавский И.А., 1967; Гришин В. Г., Осипов Н. Ф., 1978; Янкаускас Н. М., Логвинов Э. М., Шишкина В. А., 1992 и др.). В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности (Крестовников H.A., 1951; Рузская А. Г., 1974; Набатникова М. Я., 1982; Таллер Л. А., 1989; Кравчук А. И., 1990, Каданцева Г. Л., 1993; Leach P.Ph. D., 1990).

В то же время, сложившаяся практика работы по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях, является, по мнению большинства специалистов, недостаточно эффективной (Пимонова Е.А., 1990; Губа В. П., 1991;.Шорин Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А., 1994 др.). Общая оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время исследователями Кармановой Л. В., Шебеко В. Н., 1992; Богиной Т. Л., Усовой А. П., 1994 и др. оценивается как неудовлетворительное. По статистике у 70% всех зарегистрированных детей случаев острых респираторных заболеваний и гриппа приходится на дошкольный возраст. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения (от 50 до 80% в разных возрастных группах), имеет различные отклонения в состоянии здоровья (Богина Т.Л., Усова А. П., 1994).

По данным наблюдений Глейзеровой В. И., Болдиной H.A., Микевич Л. А. (1981), Коваленко Е. И., Глуховского Н.Н.(1987), Лебедевой Н. Т. (1993) и др. у большинства детей детских дошкольных учреждений двигательная активность ниже рекомендуемого уровня.

Результаты исследований Шорина Г. А., Мутовкиной Т. Г., Тарасовой Т.А.(1994) указывают на тот факт,, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26−38%.

Около 30% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень физического развития (Соломник З.Е., 1988, Губа В. П., 1991).

Типовая «Программа по физической культуре в дошкольном учреждении» (1987) недостаточно способствует эффективному воспитанию основных двигательных качеств ребенка (Гуляйкин В.А., 1988, Салямин Ю. Н., 1989, Пиманова Е. А., 1990).

Преодоление трудностей, связанных с недостаточной материальной базой и недостаточным методическим обеспечением занятий физической культурой дошкольников требует от педагогов поиска новых методик проведения занятий по физической культуре, используя новые теоретические и методические разработки, отражающие достижения в психологии, педагогике, теории и методике физического воспитания, ориентируясь на использование физических упражнений не только как средства физического, но и психического и личностного развития детей, а также развития и повышения их физической культуры. Это определяет актуальность исследования.

Объект, исследования — процесс развития физической культуры дошкольников 5−6 лет.

Предмет исследования — комплексная методика проведения сюжетно-ролевых игр как средство развития физической культуры дошкольников 5−6 лет.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения сюжетно-ролевых игр как средство развития физической культуры дошкольников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые проблема развития физической культуры дошкольников трактуется как их физическое, психическое и личностное развитие средствами физической культуры, что позволило теоретически обосновать с позиций комплексного, деятельностного и личностного подходов содержание и методику проведения практических занятий, используя сюжетно-ролевые игры и экспериментально ее проверить.

Впервые выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности сюжетно-ролевых игр, их влияние на развитие познавательных способностей и двигательных умений во взаимосвязи и взаимовлиянии.

Обоснован объем познавательных и двигательных заданий игрового характера с учетом особенностей физического и психического развития дошкольников 5−6 лет. Установлено, что методическое руководство процессом занятий физической культурой успешно осуществляется при использовании детьми ролевых обязанностей и поочередно выполняемых поручений по оказанию помощи и подстраховки сверстникам в микрогруппах с последующим обсуждением их действий всей группой, что обеспечивает оперативную прямую и обратную связь педагога с детьми.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные содержания и методика проведения сюжетно-ролевых игр на занятиях физической культурой с дошкольниками 5−6 лет будут способствовать более эффективному развитию их двигательных, умственных и личностных способностей, формированию жизненно важных личностных качеств, укреплению здоровья, а также формированию у детей интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, что характеризует развитие их физической культуры.

Обоснованность и достоверность результатов исследования методики проведения тематических занятий на основе сюжетно-ролевых игр подтверждаются использованием достаточно объективных и современных методов исследования, корректной математической обработкой полученных данных, организацией педагогических экспериментов — поискового и сравнительного, в которых принимали участие 60 детей в возрасте 5−6 лет, 60 родителей, 12 воспитателей и 30 студентов-экспериментаторов факультета дошкольной педагогики и психологии Псковского пединститута.

Результаты исследований внедрены в практику работы детских садов г. Пскова, а также были использованы при разработке курса избранного вида специализации для студентов факультета дошкольного обучения Псковского государственного педагогического института им. С. М. Кирова.

О результатах работы докладывалось на научно-методических конференциях Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербурга (1995;1999 г. г.), на итоговых конференциях Псковского государственного педагогического института им. С. М. Кирова (1995;99 г. г.), межвузовской научно-методической конференции «Диагностика здоровья» (Йошкар-Ола, 1997 г. и 1998 г.), на семинарах повышения квалификации методистов и руководителей физического воспитания детских дошкольных учреждений г. Пскова (1996;1999г.г.) Основные положения, выносимые на защиту: 1. Мотивация, стимулирование познавательно-двигательной активности, овладение знаниями и соответствующими умениями в сфере физической культуры, самореализация своих познавательных и двигательных способностей через средства сюжетно-ролевых игр способствуют физическому, психическому и личностному развитию детей 5−6 лет.

2. Наиболее эффективно физическое, психическое и личностное развитие детей достигается применением разработанной и апробированной нами методики проведения сюжетно-ролевых игр с разноплановым (двигательно-познавательным) содержанием.

3. Повышение эффективности сюжетно-ролевых игр как средства развития физической культуры дошкольников обеспечено созданием следующих педагогических условий: а) многоступенчатой подготовкой детей к сюжетно-ролевым играмб) воспитанием водящих лидеровв) поэтапным разучиванием двигательно-познавательных комплексовг) совместным подведением итогов текущей работы детей и педагогад) координированием воспитательного процесса, организуемого руководителем физической культуры, воспитателями и родителями.

Работа выполнена в соответствии с координационным планом научных разработок для ИФК РФ, начиная с{^96. Направление {, Раздел (Н, 01. Тема.

Выводы.

1. Физическая культура дошкольников подразумевает овладение знаниями о физической культуре, умениями их использовать в ведущей для данного возраста игровой деятельности, что позволяет рассматривать игры (в частности сюжетно-ролевые) как средство их физического, психического и личностного развития и приобщения к общественной культуре. В педагогической теории и практике сюжетно-ролевые игры как средство развития физической культуры дошкольников не рассматриваются. В сфере досуга рассматривается возможность использования сюжетно-ролевых игр как средства освоения старшими дошкольниками жизненного и трудового опыта старших поколений в доступной для них игровой форме.

2. Выявлено, что сюжетно-ролевые игры на занятиях физической культурой с дошкольниками 5−6 лет можно эффективно использовать как средство познания окружающего мира, самого себя и как способ самореализации своих физических, психических и личностных возможностей в игровых ситуациях.

На эффективность сюжетно-ролевых игр как средства физического развития дошкольников влияет своеобразие методики их проведения и соблюдения при этом ряда педагогических условий. Проведенное исследование позволило выявить, что самореализации духовных и физических способностей дошкольников и развитию их личности способствуют: а) циклы взаимосвязанных занятий разнотематической направленностиб) использование воспитательных структур, работающих по единой программе с руководителем физической культурыв) контролируемое включение детей в выполнение ролевых функций с опорой на графическую символику (планы, схемы, таблицы и др.).

3. Результаты педагогического эксперимента позволили нам выявить и обосновать сущность: а) комплексного подхода к использованию сюжетно-ролевых игр на уроке физической культуры, проявляющимся в использовании сюжетно-ролевых игр на уроке физической культуры, проявляющимся во взаимодействии всех воспитательных структур, где данные структуры были нацелены на совместную и целенаправленную работу с детьми, где ставились перед ними общие задачи: вызвать интерес и желание заниматься физической культурой, повысить двигательные и интеллектуальные способности детей. б) личностного подхода — данный подход подразумевает создание условий для самовыражения каждого ребенка где бы максимально проявлялась его человекотворческая функция физической культуры., связанная с развитием культуры мышления, воображения чувств, художественного творчества занимающегося при освоении двигательных действий. в) деятельностного подхода где организованная деятельность дошкольников соответствует их потребности познанию мира взрослых. Задачей педагога в этой ситуации является способствование тому, чтобы внешняя предметная деятельность дошкольников в форме восприятия и опробования различных действий и движений переходила во внутреннюю, направленную на выявление связей и зависимостей между действиями и движениями, их личной и социальной ценности, на поиск наиболее значимых и эффективных тех или иных игровых ситуаций.

4. Содержание сюжетно-ролевых игр мы определяли пятью разнотематическими комплексами, которые предполагали решение своих специфических задач по месяцам, связанных с тематической направленностью, а также с решением задач оздоровительного, интеллектуального и личностного развития детей.

Качественное освоение комплексов достигалось благодаря активной, разноплановой, целенаправленной работе всех вспомогательных структур. 5. В ходе педагогического эксперимента нами выявлены и обоснованы следующие особенности методики проведения сюжетно-ролевых игр: а) особенности организации урока физической культуры:

Трехчастная сюжетная структура урока;

Ведение микрочастей урока лидерами-водящими;

Использование освобожденных от уроков физической культуры детей. б) Методические приемы, способствующие эффективному обучению игровым действиям в сюжетно-ролевой игре: тематические физкультпаузы, сюрпризные моменты урока, графическая символики, сказочные персонажи, двигательно-познавательная направленность, игровая состязательность, индивидуальная и групповая оценка, награждение, домашнее задание, тематическая информация, элементы психогимнастики, трехэтапность в разучивании урока и закреплении заданий. в) Педагогические условия, которые обеспечивали эффективность проведения сюжетно-ролевых игр:

Комплексная подготовка к урокам.

Воспитание лидеров-ведущих.

Поэтапное разучивание двигательно-познавательных комплексов.

Координирование воспитательного процесса.

Совместное обсуждение и подведение итогов уроков, текущей работы.

Введение

в комплексы занятий нетрадиционных методов, приемов и педагогических условий, направленных на объединение общим сюжетом в логическом взаимодействии, позволяли нам оказывать всестороннее воздействие на психическое, физическое и личностное развитие детей.

6. Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной методике с включением сюжетно-ролевых игр как средства двигательной и познавательной направленности способствуют формированию у детей устойчивого интереса к процессу выполнения разнообразных физических и познавательных заданий.

Есть основания полагать, что применение сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры дошкольников 5−6 лет повышает эффективность процесса развития двигательных и психических качеств: выявлены статистически достоверные различия (р<0,05) в пользу экспериментальных групп по всем протестированным показателям физической подготовки детей-дошкольников (скоростным, скоростно-силовым, гибкости). Психологической: внимание, воображение, память, мышление, речь.

7. Анализ развития черт личности в процессе эксперимента показал, что экспериментальная методика сюжетно-ролевых игр способствовала переориентации практически всех детей с эгоистических позиций в проведении игровых действий на коллективистские, т. е. дети стали отдавать предпочтение в выборе партнеров по игре детям, которым присущи: ум, взаимопомощь, надежность, а такие привлекательные (по I этапу) критерии в выборе партнеров по игре как: «Он не жадный», «не обижает», «он сильный» к концу эксперимента респондентов экспериментальной группы уже не привлекали.

8. Анализ полученных результатов позволяет сделать положительное заключение об эффективности и перспективности использования сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и воспитания в сфере физической культуры дошкольников 5−6 лет.

I Практические рекомендации по подготовке и проведению тематических комплексов-композиций с включением сюжетноролевых игр.

На I этапе разучивания тематических комплексов с сюжетно-ролевыми играми руководитель физвоспитания должен согласовать с методистом, воспитателями и родителями вопрос изучения данной темы (про пожарных, про пограничников, про цирк и т. д.) по книгам (рассказам, стихам, сказкам) по диафильмам и проведением тематических экскурсий с изучением детьми особенностей той или иной профессии, в которую, впоследствии, они же и будут играть на уроках физической культуры.

Для этого методисты планируют изучение тематической литературы с воспитателями на учебных занятиях, с родителями в домашних условиях, просят шефов провести экскурсии для дошкольников, а студентам-практикантам предлагается провести конкурс на лучший сюжет, композицию урока и подготовить наградной материал отражающий жизнь и деятельность данных героев.

1.При разучивании тематических комплексов сюжетно-ролевых игр руководителю физической культуры целесообразно в течение 2−4 занятий (7 этап) использовать целостный метод в разучивании комплекса. На 3−4 занятиии вводят роль, опробывают роли лидеров-ведущих. На начальном этапе обучения необходимо сочетать наглядный и словесный методы. При этом показ упражнения опережает или сопровождает объяснение. Время от времени рекомендуется предварять показ словесным описанием движений с целью активизации мыслительных способностей детей.

2. На втором этапе (4−8 занятие) необходимо тематический комплекс насыщать основными тематическими упражнениями и заданиями как двигательного так и познавательного характера — вводится игровой состязательно-соревновательный метод ведения урока. Во всех сюжетных частях урока руководителю физвоспитания необходимо делать акцент на осмысленное выполнение каждого упражнения, задания. Для этого этапа характерен поиск наиболее желанных заданий, к которым дошкольники тяготеют, выполняют их более удачно и с большим желанием. Данные задания усложняют или упрощают через приемы пошагового планирования по Коротковой Н. Я., вводятся проблемные ситуации по Дж.Родари.

3. На третьем этапе (8−16 занятие) регулярно на каждом уроке вводятся 2−3 упражнения и задания двигательного и познавательного характера, насыщая и обогащая этим сюжеты основного содержания урока. Вместе с тем, лидерам-ведущим даются более усложненные варианты ведения своих микрочастей урока, дается возможность ведущим опробывать свои силы в ведении других частей урока (физкультпауз, подвижных игр, эстафет и т. д.). на данном этапе необходимо детей настраивать на особую внимательность и усердие в связи с тем, что в конце каждого месяца проводится открытый урок, где им (дошкольникам) придется демонстрировать свое интеллектуальное и двигательное мастерство. Открытому уроку можно придумать интригующее название типа: «Праздник физкультурника», «Праздник циркачей-силачей», «Праздник пограничников» и т. д. На данном этапе отшлифовываются слабые звенья комплекса ОРУ, сюжетов, двигательных и познавательных заданий и, при необходимости, заменяются данные «неотработанные» упражнения на более удачные. Все сюжеты и комплекс-композиция в целом должны к третьему этапу иметь ярко выраженное логическое начало, оправданный замысел, отражающий тематическое содержание и удачную завершенность, раскрывающую и завершающую изучаемую тематическую композицию. На открытые занятия желательно приглашать работников дошкольного учреждения (заведующую, методиста и воспитателей данной группы), а также родителей дошкольников, шефов (по тематике данных комплексов), студентов-практикантов, принимавших прямое или косвенное участие в разработке и подготовке тематических комплексов с сюжетно-ролевыми играми. Рекомендуем для разучивания и проведения тематических комплексов-композиций отводить не более 1,5−2 месяцев, так как для образования двигательных и психических навыков и закрепления их как условных рефлексов требуется высокая степень повторяемости упражнений. При этом необходимо от этапа к этапу постепенно усложнять двигательные и психические задания, увеличивать темп и количество повторений в соответствии со степенью подготовленности и усваиваемости их дошкольниками. Это позволило увеличить эффект занятий и улучшить результаты физической, психической и личностной подготовленности детей.

II Рекомендации по проведению уроков физической культуры с дошкольниками 5=6 лет с включением сюжетно-ролевых игр Руководителю физвоспитания рекомендуется выполнять следующие педагогические приемы при проведении уроков физической культуры с включением сюжетно-ролевых игр, которые будут способствовать популяризации среди дошкольников сюжетно-ролевых игр, а самим детям с помощью педагога входить в образ данных героев и осваивать их. Началу каждого урока физической культуры должно предшествовать:

1. Торжественное построение детей и мажорное обращение-приветствие к детям педагога.

2. «Предвосхищение» положительного результата (руководителю необходимо заранее поблагодарить детей за то, что они хорошо выглядят, хорошо двигаются, очень внимательны и т. д.).

3. «Состязательность» — с первых минут педагог должен похвалить всех детей и выделить 3−4 лучших спортсменовчемпионов по строевой ходьбе, по отмашке руками, на лучшую осанку, а также высказать свое в чем-то убеждение, что в течение урока все ребята (абсолютно все) станут чемпионами.

4. Этюды на концентрацию внимания и восприятия. Детям предлагают за педагогом, стоя в шеренге, повторить или сварьировать голосом, показать-отразить простейшие двигательные задания из этюдов психогимнастики Чистяковой М. И., Худика В. А., Кольцова М. М. и др.

5. Приветствие — исключительно доброе, жизнерадостное.

6. После приветствия — интрига урока (сюрпризный момент). Педагог показывает тематический атрибут, отражающий тематику урока: огнетушитель, рацию, плакат и др., завораживающим голосом предлагает ребятам пойти на воображаемую экскурсию по заданной теме.

7. Вхождение в образ. Дошкольникам предлагается превратиться в тематического героя (пограничника, пожарного, фокусника и т. д.) и вслед за педагогом симмитировать голосом, в движении, в мимике, пантомиме характерные действия — движения для представителя данной профессии.

8. Лидеры-ведущие. Всех детей вместе с освобожденными воспитатели на своих уроках, а родители в домашних условиях (предварительно), учат читать графическую символику по таблицам, планам, схемам. Подготовленным ведущим по аналогичному опорному материалу предлагается по очереди (желательно на одном занятии девочки, а на втором — мальчики) вести занятия самостоятельно, при этом ведущие входят в образ руководителя физвоспитания или в образ тематического героя. Целесообразно в начале урока педагогу начинать каждое задание самому, а ребенку (в первую очередь — более способным) предлагается заканчивать его. Руководителю физвоспитания необходимо все части урока (подготовительную, основную и заключительную) обыграть, ввести в рамки сюжета. Каждому упражнению, заданию необходимо давать ласковое или сказочно-интригующее название. Например, для тематической композиции «Экскурсия в цирк»: подготовительная часть — сюжет «Разминка клоунов», основная часть — сюжет «Эстафета для зверей" — заключительная часть — сюжет подвижная игра «Циркачи-силачи». Комплекс ОРУ каждое упражнение должно носить интригующее название, например: 1. Обезьяны на лианах, 2 Слоники на столике, 3. Зайки-Зазнайки и т. д.

9. Совместный счет. Желательно через 2−3 занятия предлагать детям самим вести общий счет при выполнении упражнений, или поочередно: девочки для мальчиков и наоборот.

10. Элементы народного фольклора. Чтобы повысить и привить интерес к упражнению, заданию необходимо вводить во все части урока разучивание потешек, скороговорок, загадок, стихов с одновременным их выполнением. Например: при разучивании упражнения «имитация боксера».

Тили-бом! Тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку.

Носит зайка шишку Данный прием помогает изучить простейшую технику бокса, увеличить количество повторений, концентрировать и развивать внимание, память, а также речевой аппарат ребенка и т. д.

11.В ОСНОВНОЙ части урока.

Введение

сказочных персонаэ/сей. Подготовленные заранее освобожденные от уроков физвоспитания дети, воспитатели или дети из старших групп приглашаются на урок в качестве сказочных героев: Бармалея, Незнайки, инопланетян и др.- для того, чтобы вводить проблемные ситуации по Дж. Родари, «расшатывать» сюжет. Данные сказочные герои, введенные в образ подвергают сомнению успехи детей — критикуют, не понимают и т. д. Данный прием помогает детям выходить за пределы стандартных решений проблемы, упрощать или усложнять задания и в итоге до конца осмысливать и закреплять данное задание.

12. Элементы психогимнастики. Чтобы удержать и развить интерес детей к выполнению упражнений в высоком темпе с максимальной моторной плотностью необходимо в начальную часть урока включать задания двигательного и познавательного направления с элементами психогимнастики по В. Цвынторному, В, Худику, Т. Чистяковой («Пальчиковые игры», «Забавные этюды», «Все наоборот» и др.). В основную часть урока после 3−4 интенсивных упражнений желательно вводить элементы релаксации, серьезной и шутливой состязательности: «Кто быстрее?, Кто медленнее?, Кто красивее?, Кто безобразнее?, Кто умнее?, Кто глупее? и др., вводить задания на воображение, например: представим, что данное упражнение выполняем «по телевизору», «по радио», с закрытыми глазами). В этой части урока необходимы задания двигательной и познавательной направленности в усложненном варианте с уделением внимания на техническую, эстетическую, количественную и качественную стороны выполнения заданий. Для этого необходимо вводить приемы самоконтроля и самооценок, например: а) одну часть урока дети выполняют в шеренгах перед зеркаламиб) вторую часть урока (или ту же первую) в шеренгах: мальчики напротив девочек, лицом к лицу — одни выполняют, а другие контролируют и оценивают выполнение и наоборот) — в) третью часть урока, например — «умную физкультпаузу" — просят выполнить очень хорошо или очень-очень плохо, и необходимо предложить детям поставить себе очень-очень правильную оценку и эту оценку, по возможности, защитить, оправдать. 13.

Введение

тематических физкультпауз должно служить: а) закреплению разучиваемого тематического материала — «Умная физкультпауз а», «Знайка и Незнайка». «Так и не так» и др.- б) переключению с одного вида деятельности на противоположный -«Силачи-циркачи», «Кто самый красивый, сильный, умный» и др.- в) для выяснения педагогу какие упражнения детям больше нравятся: «Шаляй-Валяйка», «О-о-очень серьезная гимнастика» и др.

На физкультпауз ах в заключительной части урока, в подвижных играх необходимо вводить игровые действия и двигательные задания с приемами на развитие: воображения, мышления, памяти, внимания, речи и др. для этого уместно будет лидерам-ведущим, введенным на урок сказочным персонажем, и группам детей — мальчикам экзаменовать девочек и наоборот.

В конце заключительной части урока руководителю необходимо подвести итог урока и отдельных его частей. Для этого необходимо спровоцировать детей на высказывание самого яркого впечатления от урока, и это впечатление они могут:

1. высказать, девочки мальчикам и наоборот;

2. изобразить в пантомиме;

3. то же, но показать свое понравившееся задание. а затем выяснить у детей какое задание на их взгляд было: а) самым симпатичным, б) самым сложным, в) самым приятным для выполнения.

3. выяснить у детей какое из упражнений они хотели бы показать дома и научить данным упражнениям своих мам, пап, сестренок, братишек и т. д.

После прощания дети проходят еще 2−3 круга по спортзалу и в ходьбе, по усмотрению педагога, декламируют тематическое: а) стихотворение, б) скороговорку, в) разгадывают загадки и т. д. Элементы соревновательности и состязательности в этой части урока исключаются.

С целью повышения интереса детей к занятиям и предупреждения монотонности необходимо применять различные методические приемы. Например, такие как использование различных вариантов одного и того же упражнения (игры), выполнение двигательных упражнений комплекса в сочетании с различными познавательными заданиями (например, с заданиями на внимание, на быстроту реагирования и т. п.).

Для повышения психоэмоциональной устойчивости детей, снятия психической напряженности следует использовать упражнения на овладение навыкам произвольного расслабления (релаксации). Для обучения навыку произвольного расслабления, рекомендуется применять специальные организационно-методические приемы (образные сравнения, сочетание контрастных упражнений на напряжение и расслабление мышц и др.).

С целью совершенствования навыков основных движения для развития двигательных качеств, познавательных способностей целесообразно включать в тематические сюжетно-ролевые игры роли ведущих-лидеров, сказочных персонажей, физкультпаузы (умные, сильные и т. д.), элементы психогимнастики, народный фольклор и др.

Заключение

.

Результаты анкетирования показали, что ни в одном дошкольном учреждении систематически не проводятся тематические занятия с сюжетно-ролевыми играми как средствами развития физической культуры.

Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования.

Цель нашего исследования, разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения сюжетно-ролевых игр как средство развития физической культуры дошкольников.

Гипотеза: предполагалось, что развитию физической культуры дошкольников 5−6 лет, включающей комплекс знаний, доступный детям данного возраста о физической культуре, умений их реализовать в ведущей для данного возраста игровой деятельности, максимально проявляя свои духовные и физические возможности, будет способствовать специально разработанная оптимально действенная методика проведения сюжетно-ролевых игр, которая содержит: а) особенности организации игры, вовлекающие в игровую деятельность всех детей, от лидеров до освобожденных от уроков физической культуры с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенкаб) методы и методические приемы, активизирующие двигательную и познавательную деятельность детей, проявление общественно ценных личностных качествв) создание педагогических условий, обеспечивающих взаимодействие всех вспомогательных структур, постоянно или временно принимающих участие в воспитании детей, в обучении их игровым действиям, активизируя при этом их духовные и физические силы.

Задачи:

1. Изучить эффективность (традиционной) методики проведения сюжетно-ролевых игр, разработанной в теории и используемой в практике проведения занятий по физической культуре в детских садах с детьми 5−6 лет.

2. Выявить сущность понятия развития физической культуры и роль сюжетно-ролевых игр в развитии физической культуры дошкольников.

3. Разработать, теоретически обосновать методику проведения сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие физической культуры дошкольников 5−6 лет в дошкольных учреждениях.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики проведения сюжетно-ролевых игр как средства развития физической культуры дошкольников 5−6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования, теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы, педагогические наблюдения, физическое и психологическое тестирование с целью изучения уровней физической и психической подготовленности детей, опрос в форме анкетирования и интервьюирования детей 5−6 летнего возраста, их родителей, воспитателей, естественный педагогический эксперимент.

Материалы исследования обработаны методом вариационной статистики (Зациорский В.М. с соавт., 1982; Карлышев В. М., Карлышева Н. Е., 1994). Всего было проанализировано 265 литературных источников, из них на иностранных языках -10.

Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы по проблеме развития физической культуры дошкольников 5−6 лет с учетом особенностей их биологического, психического и физического развития, изучение проблемы подготовки ребенка к школе, роль воспитателей, семьи, тренера в этом процессе, особенностей методики умственного и физического воспитания детей этого возраста проводились с целью выявления состояния вопроса в научно-методической литературе, в общих и специальных психолого-педагогических исследованиях отечественных и иностранных авторов, в практике работы детских садов.

Изучение данных научно-методической литературы дало возможность определить сущность понятия «физическая культура дошкольников», ее содержание, закономерности развития физической культуры дошкольников, механизмы физического и психического развития детей 5−6 лет. Это позволило теоретически обосновать особенности методики развития физической культуры дошкольников, выделить факторы, способствующие ее развитию, условия, обеспечивающие ее эффективность, определить содержание сюжетно-ролевых игр, особенности методики их проведения, руководствуясь комплексным и деятельностным подходами, системность и цикличность этой работы с учетом возможностей их применения в практике руководителей физической культуры в детских садах.

Изучены модели ознакомления с трудом и профессиями взрослых, раскрывающие взаимосвязь и взаимозависимость составных компонентов трудовой деятельности (Полтавцева Н.В., 1997). Они использованы при определении содержания и методики проведения сюжетно-ролевых игр как средства развития физической культуры.

Педагогические наблюдения проводились в нескольких направлениях:

1. — на занятиях по физическому воспитанию, спортивных праздниках, досугах и т. д. в течение 4 лет в детских садах г. Пскова: д/с № 33 «Огонек» и № 18 «Солнышко». Их задачей являлось изучение: 1) степени усвоения детьми учебного материала- 2) эмоций занимающихся- 3) умений детей согласовывать между собой разнообразные задания, уважительно общаться друг с другом- 4) действий руководителей физической культуры в детских садах, оперативно вносивших коррективы в содержание работы детей и методических приемов, используемых на уроках.

Форма протокола педагогических наблюдений имела следующий вид.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. М.: Просвещение. 1977. -176 с.
  2. Э.М. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М: Просвещение, 1992. — 159 с.
  3. H.A. Воспитание детей раннего возраста. // Учебник для отделений медицинских сестер детских учреждений. / М.: Медицина, 1969. -256 с.
  4. В.Г. Как воспитать здорового ребенка. // Дошкольное воспитание. 1993. — № 11. — с.4−18.
  5. Ш. А. В школу с шести лет. М.: Педагогика, 1986, — 176 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! М,: Просвещение, 1983, — 208 с.
  7. Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981. — 198 с,
  8. .Г. О проблемах воыременного человекознания. М.: Наука, 1997. -380 с.
  9. Ю.Аркин Е. А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости. Изд. 2-е. М.: Учпедгиз, 1957. -347 с.
  10. П.Арнольдов А. И. Социалистический образ жизни и новый человек. М., 1984.-207 с.
  11. А.Г. Речь и речевое общение детей 3−7 лет. // Кн. для воспитателей детского сада. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. М.: Мозаика-Синтез, 1999. -270 с.
  12. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Медицина, 1967.-475 с.
  13. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы неэнтропийной теории онтогенеза. -М.: Наука, 1982.-270 с.
  14. А.К., Мерлян A.B., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в семье.- Киев: Здоровье, 1986, 286 с.
  15. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  16. Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  17. Т.М. Влияние системы дидактических игр на воспитание умственной активности детей дошкольного возраста. // Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников. -Ульяновск. 1986. — с. 108−119.
  18. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты). // Теория и практика физической культуры.- 1990. -№ 1.-с.22−26.
  19. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровья, 1987. 223 с.
  20. В.К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4−6 лет. // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — с. 21−25.
  21. H.A. Взаимосвязь умственного и физического воспитания дошкольников на занятиях в семейном клубе. Диссертация на соискание канд пед. наук. С.-Пб., 1993. — 207 с.
  22. Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу.: Психологическое сопровождение естественного развития детей. С-Пб.: 1990. 96 с.
  23. А., Солодков С. С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток. // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — с. 18−21.
  24. Р.Д., Шухлина Е. В. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к математическим знаниям. // Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. Л.: ЛОМУУ. — 1990. — с. 3−12.
  25. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах, (сост. М. Г. Данильченко, A.A. Никольская) — под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. -399 с.
  26. П.П. О Марии Монтессори. // Дошкольное воспитание. 1994 -№ 10. -с.56−64.
  27. М.М. Обучение двигательным действиям. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -193 с.
  28. Т.Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987. — 96 с.
  29. Т.Л., Усова A.A. Укрепляйте здоровье ослабленных и часто болеющих детей. // Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. — с.9−12.
  30. З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика. 1966. -215 с.
  31. З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 196 с.
  32. Л.П. Дошкольник. Развитие. Культура: методические рекомендации по организации и содержанию образовательногопроцесса в дошкольных учреждениях в 1998−99 уч. году. -Ульяновск, 1998. с.
  33. P.C. Готовим детей к школе. М.: Просвещение. — 1987. — 96 с.
  34. Л.В., Коротков И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982.-224 с.
  35. E.H. Тестирование у дошкольников. Развивайте: силу, ловкость, выносливость детей дошкольников. М.: Просвещение. -1981.-96 с.
  36. E.H. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1986. 128 с.
  37. Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 80 с.
  38. JI.A. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы. // Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — с. 31−42.
  39. Л.А. психическое развитие в игре и подготовка детей к школе. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение. 1986. с. 13−16.
  40. Л.А. Старший дошкольник: познавательная деятельность в играх. // Дошкольное воспитание. 1994. — № 1. — с. 37−41.
  41. Л.А., Венгер Н. В., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. — 1988. — 144 с.
  42. Л.А., Дьяченко О. М. Угадай как нас зовут? // Умственные способности и их развитие в дошкольном детстве. М.: Просвещение. -1994.-236 с.
  43. Л.А., Дьяченко О. М., Говорова Р. И., Цеханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. —М.: Просвещение. 1989. — 127 с.
  44. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение. — 1988. — 366 с.
  45. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. М., — 1979. — 448 с,
  46. H.A. Типовые методические рекомендации к программе для подготовительной группе детского сада. // Руководство самостоятельной деятельностью детей 6−7 лет. / НИИ дошкольного воспитания АПН, Алма-Ата, 1983. -31 с,
  47. С. А. Комплексный подход в планировании задач и программного содержания форм физической культуры в детском саду. //Въпроси на физическата култура. 1986. — № 2. — с.51−55.
  48. Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. -Киев: Здоровья, ?979. 220 с.
  49. И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых и детей 6−7 лет. Автореф. дисс.. канд. пед. Наук. М, 1969, -25 с.
  50. Выгод екая Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей. // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966, -215 с.
  51. Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей. // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966. -215 с.
  52. Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. Развитие высших психологических функций. М.: Педагогика, 1960, — 420 с.
  53. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 1967, — 97 с.
  54. Л.С. Собрание сочинений в четырех томах. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — с. 263−266.
  55. В.М. основы теории и методики физической культуры (учебник для техникумов физической культуры) В. М. Выдрин, A.A. Гужаловский, В. Н. Кряж и др. / под общ. ред. A.A. Гужаловского. М.: ФИС, 1986. -35 с.
  56. Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Минск, 1992. -41 с.
  57. В.И. Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-М., 1981, — 23 с.
  58. Р.И., Дьяченко О. М., Цеханская Л. И. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. // Дошкольное воспитание. 1988, — № 1, — с. 23−31- № 2, — с. 13−20.
  59. О.М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Автореферат дис.. канд. пед. наук. С-Пб, 1998. — 16 с.
  60. В.Г., Осипов Н. Ф. Малыши открывают спорт. М.: Педагогика, 1978. — 98 с.
  61. С. Примерные конспекты сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики: для детей старшей группы. // Дошкольное воспитание. 1996, — № 5, — с. 29−39- № 6, — с. 29−39- № 8, — с. 34−46.
  62. С.Е. Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан.: Дыхательная гимнастика детям. // Дошкольное воспитание, 1966, № 10, — с.31−32.Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. -М.: Просвещение, 1965. -243 с.
  63. Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-ого года жизни основным движениям в детском саду. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л. — 1991. — 18 с.
  64. В.П. Что может ваш ребенок. М.: Советский спорт, 1991. — 32 с.
  65. В.А. Методика физической подготовки детей 4−6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Омск, 1986. — 19 с.
  66. B.B. Проблемы возрастной и педагогической психологии. // Вопросы психологии. 1976, -№ 4, — с. 3−6.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, -1986,-с.55−78.
  68. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6-летнего возраста разных типов конституции. // Теория и практика физической культуры. 1995, -№ 11, — с. 39−43.
  69. A.A. и др. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. / A.A. Демчишинг, В. Н. Мухин, P.C. Мозолс. Киев: Здоровье, 1989. -165 с.
  70. Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореферат дис.. канд. пед. Наук. -М., 1987, -26 с.
  71. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991, -157 с.
  72. Г. Гармоничное развитие ребенка: как развить умственные и физические способности ребенка? -М. 1996, 336 с.
  73. Т., Якобсон С. Использование игровых методов при обучении дошкольников. // дошкольное воспитание. 1988, — № 2, с. 38−46.
  74. И.П. Сюжетно-игровые формы занятий на уроках физической культуры. // Начальная школа. 1989, — № 2, — с. 38−40.
  75. С.А. Педагогические условия формирования самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. кандидата пед. наук. М., 1994, -16 с.
  76. О.М. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. // Дошкольное воспитание. 1993, № 8, — с.46−51. -№ 11, — с.43−47.
  77. О.М., Веренцова H.H. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей подготовительной г: рекомендации поразвитию игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 1994, -№ 10,-с.38−46.
  78. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам. Воен. Институт физической культуры. JI-д, 1985,-133с.
  79. Жуковская Р. И, Воспитание ребенка в игре. М.:АПН РСФСР, -1968, -319 с.
  80. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, -1975, — 112 с.
  81. A.B. Игра и развитие ребенка. // Дошкольное воспитание. -1964, -№ 4.
  82. A.B. Избранные психологические труды. -Т.1. Психическое развитие ребенка. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.:Педагогика, 1986. -320 с.
  83. P.A. Нравственное воспитание дошкольников в игре. // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб научн. тр. М., АПН СССР, 1983, -132 с.
  84. Г. П. Избранные лекции по возрастной физиологии: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов. Новосибирск, 1976, -92 с.
  85. Н.О. О строении сюжета детских игр. // Дошкольное воспитание. -1965, -№ 5, с.32−38.
  86. М.Н. Подготовка к школе.: Развивающие упражнения и тесты. -С-Пб, -1998, -222 с.
  87. Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.: Методическая разработка. / Е. А. Земсков, А. Б. Лагутин, Е. Ю. Лагутина. -М.: ГЦОЛИФК, 1991, -44 с.
  88. М.С. Системный поход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, — 383 с.
  89. Г. Л. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет. // Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 10. -с.40−41.
  90. П.Ф. 1) О детских играх и развлечениях СПб.: тип. Е. Евдокимова, 1898., -58 е.- 2) Детская и педагогическая психология. М. Воронеж: изд-во НПЩ «МОДЭК», 1999. -331 с.
  91. Г. И., Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: Штиинца, 1987, -133 с.
  92. В.Н. Учебное пособие для студентов санитарно-гигиенического факультета по комплексному гигиеническому обследованию дошкольного учреждения. // ред. Вапламова Л. П., Вишневецкая Т. Ю. М.: ММТ, 1983. -27 с.
  93. В.М., Карлышева Н. Е. Методика психолого-педагогической диагностики развития и состояния дошкольника. //В сб. Оптимизация спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительной работы. Челябинск: ЧГИФК, 1994. -ч, 2. -с. 12−24.
  94. Л.В., Шебеко В. Н., Логвина Т. Ю. Диагностика физического развития дошкольников: методические рекомендации. -Минск.: БГИФК. -1992. -33с.
  95. В.Ж. Наука и культура. М.: Наука, 1984, 336 с.
  96. A.B., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1978. -272 с.
  97. М.Е. Учет анатомо-физиологических особенностей при проведении физических упражнений с младшими школьниками. Рига. -1981.-97с.
  98. Е.И. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. / Под ред. Е. И. Коваленко. Киев: Рад. шк., 1987, -141 с.
  99. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М.: Просвещение. -1988. -190 с.
  100. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. -М.: Педагогика, -1973. -143 с.
  101. Л.Г. Оздоровительное плавание: проблемы и пути их решения. // Теория и практика физ культуры. 1994. -№ 11. -с.34−36.
  102. Л.В. Игра как средство развития детского творчества в рисовании. // Воспитание детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Межвуз. сб. научн. трудов. Ульяновск, 1991. -122 с.
  103. H.A. Формирование способов совместного построения сюжета игры у старших дошкольников. Авторефер. на соиск. дис.. канд. пед. наук. -М. -1982.
  104. H.A., Михайленко Н. Я. Формирование замысла совместной сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. -1981. -№ 11.
  105. Г. С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988, -301 с.
  106. А.И. основы гармоничного базового воспитания детей раннего и дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 11. -с. 15−18.
  107. H.A. Очерки по физиологии физических упражнений. -М.: Физкультура и спорт, 1951. -260 с,
  108. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. -М.: Просвещение, -1986. -336 с.
  109. В.И. Инновационное дошкольное образование: Опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. -1997. -№ 10. -сЛ 14−121.
  110. А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении. // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 7. -с.8−11.
  111. Н.Т. Чтобы дети были здоровыми. // Дошкольное воспитание. -1993. -№ 2.
  112. Н.Т., Глейзеров С. Н., Болдина H.A., Микевич Л. А., Широканова Л. Н. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков. // теория и практика физической культуры. -1986. -№ 1. -с.28−30.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. -584 с.
  114. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Просвещение. -1959.-c.31.
  115. А.Н., Запорожец A.B. Проблемы медицинской психологии: Сб. статей. М.: изд-во МГУ, 1980, -135 с.
  116. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Ред. коллегия: проф. Г. Г. Шахвердов и др. / Т.1. Руководство по физкультурному образованию детей школьного возраста. -М.: ФИС. -1951, 382 с.
  117. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Ред. коллегия: проф. Г. Г. Шахвердов и др. / -Т.2. Руководство по физкультурному образованию детей школьного возраста. 4.2, М., Физкультура и спорт. 1952,-384 с.
  118. Г. П. Роль умственной деятельности в освоении детьми физических упражнений. // Педагог. Практика студентов по курсу: теория и методика физвоспитания детей дошкольников. / Под ред. А. В. Кенеман, Т.И.Осокиной/ -М., -1984. -с.8−23.
  119. Г. П., Ноткина H.A. Развитие физических качеств дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1989, -№ 10. -с.37−43.
  120. В.И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. Часть 1. -М.: Просвещение. -1988. -280 с.
  121. В.И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. Часть 2. -М.: Просвещение. -1988. -272 с.
  122. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992. -119 с.
  123. Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов. Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М., 1992, -98 с.
  124. В.М. Соотношение материальной и духовной сторон культуры при переходе к коммунизму. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1970.- 16 с.
  125. Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение. -1991.
  126. Э. Основные проблемы педагогики и спорта. / перевод с немецкого М. Я. Виленского. -М. -1995. -360 с.
  127. Ю.В., Попов Н. М. Свет и тени Олимпийского огня. Лениздат, 1987, -125 с.
  128. А. К. Лидере А.Г. Диагностика психического развития школьников и дошкольников. Обнинск. -1992. -180 с.
  129. Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научн. тр. / ред. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. М., 1978. -155с.
  130. Л.П. Очерки по теории физической культуры: Тр. Ученых соц. Стран. М.: Физкультура и спорт, 1984, -248 с.
  131. А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. -19 с.
  132. Д.В. Воспитание детей в игре. / Под ред. Д. В. Менджерицкой. -М.: Просвещение. -1979.
  133. Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение. -1982.-128 с.
  134. B.C. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. -304 с.
  135. Н.Я. Новые программы для детских садов. // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 8. -с.4−8.
  136. Н.Я. особенности формирования игровых умений у детей раннего возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. -М.: Просвещение. -1986. -с. 16−19.
  137. Н.Я., Короткова H.A. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. // Дошкольное воспитание. -1993. -№ 3. -с. 6−15.
  138. Н.Я., Пантина Н. С. Вопросы построения и развития сюжета игры. // Дошкольное воспитание. -1988. -№ 12. -с.38−40.
  139. Н.Я., Пантина Н. С. Сюжетно-ролевые игры и управление детьми, а процессе их организации. // Совершенствование воспитательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. ст., Ташкент, 1981,-57 с.
  140. Михайлова 3. J1. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М.: Просвещение. -1985. -96 с.
  141. М. Дом ребенка. ~М.: Задруга. -1913. -341 с.
  142. В.И. К вопросу о физическом воспитании детей. // Дошкольное воспитание. -1993. -№ 2. -с.3−6.
  143. И. Моя система для детей. С-Пб.-Интерграф-Сервис. -1991.-80 с.
  144. М.А. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1982. -280 с.
  145. М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт. -1982. -280 с.
  146. Ш. К. Влияние подвижных игр на некоторые психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста. // Теория и практика физической культуры, 1996, №№. С.54−55.
  147. В.Г. Строительные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1966.-140 с.
  148. .А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 7. -с.5−7.
  149. Ю.М. Развитие знания о физической культуре основа понимания ее социальной сущности. // Совр. проблемы теории и практики физич. культуры: взгляды, идеи, концепции. Сборник научн. трудов. -С-Пб., 1997. -с.61−62.
  150. Ю.М. Теоретико-методологические основы физич. культуры. Автореферат дис.. докт. педаг. наук. -СПб, 1998. -66 с.
  151. Ю.М. Функционально-ценностное содержание физич. культуры в аспекте воспитания человека. // Совр. проблемы теории и практики физич. культуры: взгляды, идеи, концепции. Сборник научн. трудов. -С-Пб., 1997. -с.59−60.
  152. Ю.М., Никитюк Б. Л. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 7. -с.5−7.
  153. С.Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей: классификация игр. // Дошкольное воспитание. -1983. -№ 10. -с.38−46.
  154. В.Н. Диагностика физического состояния основа эффективности педагогического руководства двигательным развитием детей 5−7 лет. Авторефер. дис.. канд. пед. наук. -Киев. -1984. -24 с.
  155. В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников. // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 11. -с.36−37.
  156. Нормативы и методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста: методич. рекомендации. / Под ред. Г. А. Шорина. Челябинск. -1985. -17 с.
  157. H.A. Влияние физических упражнений разной направленности на формирование двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторефер. дис.. канд. пед. наук. —Л. -1980. -с.40.
  158. Т.Н. Физическая культура в детском саду. -М: Просвещение, 1986. -304 с.
  159. Т.И., Тимофеева Е. А. Физическая культура. // Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. JI.A. Парамоновой, О. С. Ушаковой. -М.: Просвещение. -1987. -с.41−57.
  160. Т.И. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей. // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 10. -с.23−26.
  161. Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 11. -с.13−15.
  162. Е.И., Москаленко Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. // Теория и практика физической культуры., 1990, № 11. -с.13−15.
  163. Пантина Н. С, Вопросы психологии: Значение сюжетно-ситуативных форм деятельности развития дошкольников. -1994. -№ 4. -с.67−73,
  164. Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. -М.: РОССПЭН. -1996.
  165. Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1988, 190с.
  166. Jl.С., Михайленко Н. Я., Фузолина Н. Я., Комиссарова Л. А. Игра. // Воспитание и обучение детей пятого года жизни: книга для воспитателя
  167. Педагогические позиции в физическом воспитании дошкольников. // Учебно-методическое пособие, составители: Е. В. Конеева, В. Г. Хромин, A.M. Захарычева и Е. В. Хромин. Под ред. М. В. Прохоровой. -Калининград, 1999. -144 с.
  168. Л.И. Анатомо-физиологические особенности. // Воспитание детей в старшей группе дет. сада. Сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 1984, -с.4−10.
  169. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет: Пособие для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1988. -143 с.
  170. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.-659 с.
  171. Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5−7 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М. 1990. -23 с.
  172. А. Игра путь к уму и сердцу ребенка: ст. дошк. Возраст. // Дошкольное воспитание., 1993, № 2. -с.21−23.
  173. H.H. Игровая позиция важнейшее качество личности дошкольника. // Дошкольное воспитание. -1997. -№ 2. -с.66−70.
  174. H.H., Михайленко Н. Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. -М.: Просвещение. -1987.
  175. В.М. Динамика физического развития, физической подготовленности и некоторые показатели функционального состояния организма дошкольников в связи с занятиями физич. упражнениями. Автореф. дис.. канд. пед. Наук. Донецк. -1975. -21 с.
  176. Н.В. О программе знаний физической культуры дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1997. -№ 5. -с. 14−20.
  177. Н.В. О программе знаний физической культуры у дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1997, № 5. с. 14−20.
  178. Н.И. Игровое и утилитарное в физическом воспитании. // Теория и практика физической культуры., 1967, №-. -9 с.
  179. С.А. Для самых саленьких. М.:3нание. // Физкультура и спорт., 1988, № 12. -95 с.
  180. Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей. // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 2. -с.42−46.
  181. Ю.И. Особенности комплексного контроля в спортивных играх: Сб. научн. тр. Л.: ГДОИФК, 1985, 70 с.
  182. Ю.И. Спортивные и подвижные игры. // Учебник для техникумов физической культуры. Изд. 3-е перераб. дополнено под общ. ред. проф. Портных Ю. И. М.: Физкультура и спорт, 1984. -344 с.
  183. Т.Б. Педагогические условия формирования коллективистической направленности личности старшего дошкольника. Автореф. дис.. канд пед. наук. М., 1992. -16 с.
  184. Н.В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования. // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе: (из опыта работы). М.: Просвещение, 1980. 142 с.
  185. И.В. Уроки с сюжетными играми. // Физическая культура в школе. -1990. -№ 3. -с.9−12- -№ 4. -с.24−27.
  186. Программа воспитания и обучения в детских садах. М.: Просвещение, 1987. -192 с.
  187. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1996.~№ 5. -с.21−27.
  188. М.В., Решетень И. Н., Посохова Т. В. Воспитательная работа в системе детских спортивных организаций. // Актуальные проблемы массовой физической культуры и спорта: метод, рекомендации. Великие Луки: МОГИФК, 1986.
  189. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Учебное пособие/ М.: ВЛАДОС. -1996. -72 с.
  190. Дж. Грамматика фантазии. М.: Педагогика. -1978.
  191. A.B. Взаимосвязь психического и физического развития детей в семье: в помощь лектору. Л., Знание, 1983. -16 с.
  192. С.Л. 1) Бытие и сознание. О месте психического вовсеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., Изд-во АН СССР, 1957. -328 с. 2) Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976.-416 с.
  193. С.Л. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1976.-416 с.
  194. А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми. // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Педагогика, 1974. с.
  195. А.Г. Особенности общения детей 2−7 лет с посторонними и близкими взрослыми. // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Педагогика. -1974.
  196. А.Д. Педагогические условия развития познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., -1986. -23 с.
  197. Ю.Н. Методика управления двигательной активностью на основе комплексной оценки физической подготовленности детей 6-летнего возраста. Автореф. дис.. канд пед. наук. Киев, 1989. с.21−26.
  198. П.Г. Игры детей. (Учебное пособие). Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. -90 с.
  199. Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя. Минск: Нарасвета, 1985. -137 с.
  200. Л.М. Ритмическая гимнастика в детских садах. // Теория и практика физической культуры., 1990, -№ 11. -с.28−31.
  201. A.A., Прохорова М. В., Б.Д.Синюхин. Педагогика. / Учебник по дисциплине физическая культура. С-Пб. -1996. -273 с.
  202. А.Э. Развитие творческого мышления. / Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль. -1997. -182 с.
  203. В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. // Дошкольное воспитание. -1998. -№ 10. -с.69−73.
  204. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира. // Вопросы психологии. -1986. -№ 6.
  205. Э.В. Культура и личность. Д., Наука, Ленинград. Отд-е, 1972.-228 с.
  206. З.Е. Методика разделения 6-летних детей на группы в зависимости от их физического развития. // Теория и практика физической культуры., 1988., № 1. с.26−28.
  207. А.И. Дидактические игры в детских садах. М.: Просвещение, 1982. -96 с.
  208. Э.Я. Пространственная ориентировка детей в подвижных играх. // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. / Под ред. A.B. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной. -М.: Просвещение. -1980. -с.48−65.
  209. В.И. Место культуры и спорта в системе явлений культуры: Метод, разраб. для аспирантов и слушателей высш. шк. тренеров ГЦОЛФКа. М.Б. и, 1988. -27 с.
  210. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. -М., 1994. -360 с.
  211. В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. -М.: Медицина. -1987. -240 с.
  212. А. Методы активизации творческого мышления. // Дошкольное воспитание. -1997. -№ 1. -с.8−17- -№ 2. -с.8−17- -№ 3. -с.46−55.
  213. Л. А. Фундамент здоровья с детства. Минск: Полымя, 1989 -173 с.
  214. Т. Анализ развития ролевой игры. // Дошкольное воспитание. -1993. -№ 2. -с.50−53.
  215. Танкова, Ямпольская Г. В. Ради здоровья детей. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  216. Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. -1989. -№ 9. -с.63−66.
  217. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. / пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педколледжей, училищ, воспитателей детского сада. / Под ред. Г. А. Урунтаевой. -М.: Просвещение. -1995. -292 с.
  218. А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1981. -176 с.
  219. А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение. -1976. -96 с.
  220. К.Д. Собрание сочинений. ~М.: Просвещение. -1948. -Т.2. -655 с.
  221. Физическое воспитание дошкольников: Сб. научных трудов областного научно-практического семинара по физическому воспитанию детей дошкольных учреждений. / Под ред. В. Ю. Давыдова. Волгогоград. 1993. -49 с.
  222. Г. Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
  223. H.A., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.: Физкультура и спорт. 1991. -224 с.
  224. С.И. Формирование самоорганизации у детей дошкольного возраста в подвижных играх. Автореф. Дис.. канд. Пед. Наук. М&bdquo- 1969, 18с.
  225. Д.Б. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1984. -208 с.
  226. Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. -М.: просвещение, 1984. -208 с.
  227. Д.В., Кенеман A.B. Теория и методика физического воспитания детей дошкольников. -М.: Просвещение, 1985.
  228. O.A. Эмоции и их значение в спортивной деятельности. Автореф. дис.. доктора психол. наук. Т. 1. -М., 1970. -29 с.
  229. Т. Обращение одна из форм педагогического воздействия. // Дошкольное воспитание, 1988, № 12. — с.48−51.
  230. Т. Обращение: одна из форм педагогических воздействий. // Дошкольное воспитание. -1988. -«12. -с.48−51.
  231. М.И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова, 2-ое издание. -М.: Просвещение, 1995. -160 с.
  232. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание. канд. пед. наук. -С-Пб., 1995. -210 с.
  233. Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях. Челябинск: ЧГИФК. -1994. -с.85−87.
  234. Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1978. -240 с.
  235. Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1957.
  236. Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Хворова З. С. Физическое воспитание раннего и дошкольного возраста. М.: Медицина, 1978. -248 с.
  237. Е.Ю. Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур. Лвтореф. дис.. канд. психол, наук М., 1983.
  238. И.М., Логвинов Э. М. Моторика растущего женского организма. Вильнюс: Мокслас, 1984. -152 с.
  239. Anderson Н.Н. Creativity fnd its Cultivation. H.Y., 1979. -187 p.
  240. Astrand P.O., Rodalil K. Textbook of work physiology: Physiological basis of exercise. New York, 1977. -691 p.
  241. Clayre K.P. Dr. Blazer S.L. Headlth related physical fitness: concepts and activities for elemetary schoolchildren. — Edina, Minn: Bellwether press., 1987.-320 p.
  242. Coffa H. Kranhengymnastik. Stuttgard, 1986.-286 p.
  243. Haller J. Das Spielende kind. Stuttgart: Freies Yeisesleben., 1988. — 731. P
  244. Leach P. Ph. D. Your baby and childe from birth to age five. New York: Alfred F. Knoph, 1990. -250 p.
  245. Malina R.M. Tracking of physical fitness and performance during growth. // Children and Exercise. 1990. — p. 1−10.
  246. Meinberg E. Hauptrobleme der sportpedagogik, Yvissenschaltleiche Buchgesellschaft. Darmstadt, 1995. — 317 p.
  247. Yaffke F. Spielenlernen. // Plan und Praxisdes Waldorf Kindergarten / hisd. von. H.Kugelgen. Stuttgard: Freies Yeitesleben., 1987. — s.70−72.
  248. Yaworek K. Biology of Sport. 1988. — p.47−45.
Заполнить форму текущей работой