Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность использования материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью любой экономической системы является удовлетворение спроса конечных потребителей в товарах и услугах. Эта цель и развивающейся экономике достигается на основе эффективной организации производства с применением современных достижении научно-технического прогресса, разделения и организации труда. Доведение произведенных товаров до конечных потребителей в условиях рыночной экономики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки материально-технической базы розничной торговли в современных условиях
    • 1. 1. Особенности развития розничной торговли в современных условиях
    • 1. 2. Сущность материально-технической базы розничной торговли в новых экономических условиях
    • 1. 3. Система показателей оценки эффективности использования материально-технической базы розничной торговли
  • Глава 2. Состояние материально-технической базы розничной торговли и эффективность её использования
    • 2. 1. Тенденции развития материально-технической базы розничной торговой сети Центрально-Чернозёмного региона
    • 2. 2. Оценка использования материально-«5де"9*ческой базы розничной торговой сети
    • 2. 3. Состояние технической оснащённости розничных торговых предприятий торгово-технологическим оборудованием
  • Глава 3. Резервы повышения эффективности использования материально-технической базы кооперативной розничной торговли
    • 3. 1. Концептуальные направления развития розничной торговой сети в системе потребительской кооперации
    • 3. 2. Совершенствование материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации
    • 3. 3. Мотивационная политика в создании материально-технической базы розничной торговли и её использование

Эффективность использования материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществляемая в нашей стране радикальная экономическая реформа направлена на формирование и становление рыночных отношений в экономике совершенствование механизма хозяйствования. Формирование рынка сопровождается структурными изменениями в экономике, трансформацией отношений собственности, обеспечивая экономическую независимость и ответственность субъектов хозяйствования.

Центр тяжести экономической реформы активно перемещается в регионы, в которых предусматривается не только структурное обновление экономики, но и ускоренное развитие региональных рынков потребительских товаров и решение социальных задач.

Создание в стране новой экономической системы, основанной на многообразии форм собственности и рыночных отношениях, усиливает внимание науки и практики к необходимости оптимального формирования и повышения эффективности использования ресурсного потенциала народного хозяйства, отдельных его отраслей и звеньев. Это объясняется тем, что в условиях рыночной экономики и частичной приватизации государственного имущества основным источником формирования этого потенциала становятся средства предприятий, а также их работников. Поэтому ресурсосбережение превращается в решающее условие удовлетворения потребностей общественного производства, становится одним из наиболее эффективных направлений развития экономики. В этих условиях обобщающий показатель ресурсосбережения выступает одним из важнейших критериев экономической эффективности, позволяющим оценивать прогрессивные изменения в экономике.

Одной из ресурсоёмких отраслей народного хозяйства является торговля. Значительную часть ее потенциала составляют материальные ресурсы, объем которых постоянно возрастает.

Целью любой экономической системы является удовлетворение спроса конечных потребителей в товарах и услугах. Эта цель и развивающейся экономике достигается на основе эффективной организации производства с применением современных достижении научно-технического прогресса, разделения и организации труда. Доведение произведенных товаров до конечных потребителей в условиях рыночной экономики осуществляется системой товарного обращения. В ее отраслях также применяются современные технологии, но преимущественно на крупных и средних предприятиях. Огромное же число мелких и мельчайших предприятий не имеет достаточного количества финансовых ресурсов для внедрения современных технологий и поддержания необходимого уровня квалификации работников. Поэтому по уровню эффективности отрасли товарного обращения заметно уступают отраслям промышленноститовародвижение дорого обходится обществу совокупные издержки обращения на всех его стадиях составляют более половины конечной цены товара.

Успешное развитие потребительской кооперации, как и любой другой составной части экономики республики, находится в прямой связи с созданием и укреплением материально-технической базы. Создать материально-техническую базу потребительской кооперации — значит, прежде всего, оснастить её отрасли необходимыми мощностями и основными фондами, осуществить для этого программу капитальных вложений и строительных работ. Ни одна отрасль не может развиваться без строительства.

Несмотря на трудности перехода к рыночной экономике, организации потребительской кооперации уделяют пристальное внимание вопросам создания и укрепления материально-технической базы торговли, заготовок, производства и других отраслей деятельности потребительской кооперации.

Прирост материальных ресурсов отраслей сферы обращения в изучаемом периоде обеспечивал наибольший прирост национального дохода по сравнению с прочими изучаемыми отраслями.

Научная концепция автора состоит в том, что только комплексный подход к использованию всех видов ресурсов торговли на основе исследования форм взаимосвязи между ними и их учёта в практике хозяйствования может обеспечить повышение эффективности деятельности торговых предприятий, рост конкурентоспособности. Более того, оптимизация пропорций между этими ресурсами позволяет снизить общую потребность в них. Следовательно, совершенствование структурной политики, обеспечение пропорциональности и сбалансированности ресурсов в целом и в разрезе отдельных их элементов является самостоятельным фактором повышения эффективности деятельности торгового предприятия, потенциал которого исследован недостаточно.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России возрастает важность проведения научных исследований по состоянию развития материально-технической базы. Объясняется это, прежде всего, тем, что в этой области накопилось очень много проблем, возникли они не сразу, и их появления неразрывно связано со сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуацией в стране. В последнее время проведена определённая работа по реформированию материально-технической базы торговли и, тем не менее, проблема её развития и эффективности актуальна.

Отдельные проблемы формирования, эффективного использования материально-технической базы розничной торговли рассматривали отечественные и зарубежные учёные: Абалкин JI. И., Александрова Н. И., Алексеенко А. Д., Аракелян А. А., Арбузов Н. Ч., Брагин Л. А., Белявский И. К., Буряко А. М., Вахрин П. JL, Николаева Т. И., Пасиченко И. К., Покровский А. Б., Раицкий К. А., Рожкова И. К., Рыкова И. В., Сергеев И. В., Сероштан М. В., Теплов В. И., Фридман А. М. и другие.

Однако современные понятия, роли, эффективного использования и дальнейшего развития материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации в условиях рыночных отношений мало исследованы. Недостаточно изучена проблема оценки эффективности использования материально-технической базы розничной торговли.

Нуждаются в уточнении понятия сущности материально-технической базы розничной торговли, систематизации показателей эффективности ^ использования материально-технической базы розничной торговли.

Актуальность и важность указанных задач обусловили выбор темы и основные направления исследования.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

— исследование формирования материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации;

— обоснование системы показателей оценки эффективности использования материально-технической базы;

— анализ эффективности использования материально-технической базы розничной торговой сети потребительской кооперации;

— разработку рекомендаций по эффективности использования материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации;

— обоснование мотивационной политики для работников розничной торговли потребительской кооперации.

Предмет и объект исследования. ^ Предметом исследования является материально-техническая база розничной торговли потребительской кооперации, ее состояние, развитие и использование в условиях рыночных отношений. Объектом исследования 4 избраны потребительские общества и их союзы Центрально-Чернозёмного региона.

Теоретическую и методологическую основу работы составили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Центросоюза Российской Федерации, научные труды ученых. Информационной основой исследования послужили данные Государственного комитета РФ по статистике, Центросоюза РФ, оперативная отчётность потребсоюзов Цертрально-Чернозёмного региона, результаты выборочных обследований, выполненных автором.

В процессе анализа и обобщения полученной информации применялись методы сравнительного анализа, статистических группировок, средних величин, индексные и графические, экспертных оценок. Обработка результатов исследования проводилось с использованием ПЭВМ.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— предложено авторское определение понятия материально-технической базы розничной торговлисистематизированы показатели эффективности использования материально-технической базы розничной торговли;

— дана оценка материально-технической базы розничной торговли потребительской кооперации;

— разработаны предложения по формированию рынка торгово-технологического оборудования, в том числе бывшего в употреблении;

— предложены концептуальные направления развития розничной торговой сети в системе потребительской кооперации.

Практическая значимость. Реализация содержащихся в диссертации рекомендаций по совершенствованию использования материально-технической базы розничной торговли будет способствовать повышению эффективности торговой деятельности потребительской кооперации, расширению сферы услуг и реализации ее социальной миссии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертации рекомендации по анализу оснащённости торгово-технологическим оборудованием и расчёту потребного количества оборудования для розничной торговой сети приняты к внедрению и практическому использованию в системе Липецкого облпотребсоюза (акт внедрения от 23 мая 2000 года) и используется в Лев-Толстовском районном потребительском обществе (акт от 16 декабря 1999 года).

Основные результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском, Московском университетах потребительской кооперации, Ставропольском кооперативном институте.

Результаты исследования используются в учебном процессе Белгородского университета потребительской кооперации (акт от 10 января 2001 года).

Публикации.

По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объёмом 9,8 п.л., авторские — 7,6 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, трёх глав, заключения.

Высокая эффективность и масштабность деятельности являются важнейшими условиями, необходимыми для сохранения кооперативной самобытности, реализации социальной миссии потребительской кооперации. Основная задача любой кооперативной организации состоит в удовлетворении социально-экономических потребностей сельского населения. Решить эту сложную и многоплановую задачу в полной мере могут только эффективно функционирующие кооперативные организации. С целью повышения эффективности деятельности потребительской кооперации Центрально — Черноземного региона необходима реализация комплекса мероприятий, включающих следующие основные направления: повышение доли потребительской кооперации на внутренних региональных рынках до уровня 1990 г., максимальное использование внутренних резервов с целью повышения эффективности использования материально-технической базы, развитие интеграционных процессов и экономического сотрудни чества, диверсификация деятельности. В условиях развивающихся рыночных отношений, при нарастающей конкуренции важнейшей задачей потребительской кооперации Центрально ;

Черноземного региона следует считать увеличение объемов деятельности и завоевание большей доли рынка, восстановление утраченных позиций. Глав ная цель потребительской кооперации в ближайшие два-три года ;

довести объемы во всех отраслях деятельности до уровня 1990 года, освоить новые виды деятельности, восстановить утраченные позиции в финансово хозяйственной деятельности. Чтобы достичь уровня 1990 года, объем деятельности необходимо многократно увеличить, что является непростой задачей. Но резервы для ее решения есть. Охват денежных доходов сельского населения, направленных на покупку товаров, оборотом потребительской кооперации снизился с.

70,1% в 1990 году до 9,1% в 1999 году. Следовательно, покупательский спрос на селе есть, но необходимо в более полном объёме его удовлетворять. Су щественные резервы имеются в развитии розничной торговли, совер шенствовании ее материально-технической базы. Задача розничной торговли состоит в том, чтобы разнообразием ассортимента и высоким качеством предлагаемых товаров полностью восстановить торговое обслуживание потребительской кооперацией сельского населения и тем самым осуществлять диверсификацию розничной торговли. Необходимо увеличить число пунктов продажи, открывать лавки на дому в небольших населенных пунктах и удаленных от магазиновторговое обслуживание должно быть обеспечено в пределах пешеходной доступностиорганизовывать выездную торговлю, торговлю непродовольственными товарами по предварительным заказам населениявыставки-продажи, ярмарки. Целесообразно пересмотреть режим работы некоторых торговых предприятий, увеличить количество магазинов, работающих с продленным рабочим днем, круглосуточно, без выходных и перерыва на обед. Торговля должна больше уделять внимания кооперативной деятельности. Нужно поощрять создание при торгующих организациях производственных кооперативов и кооперативов по заготовке сельхозпродуктов. Давно пора отказаться от догматического подхода к разделению функций между розничной торговлей и общественным питанием, между торговлей продовольственными и непродовольственными товарами. В магазинах всех типов должны быть кафетерии, кулинарные отделы и другие мелкие предприятия общепита. А на предприятиях общественного питания нужно широко торговать кулинарными изделиями, полуфабрикатами и некоторыми готовыми продовольственными товарами, продавать в киосках и на лотках сопутствующие товары (галантерея, культтовары, сувениры). В продовольственных магазинах должны быть отделы по торговле непродовольственными товарами широкого потребления, а в непродовольственных такие же отделы по торговле продовольственными товарами повседневного спроса. Вместе с тем это нельзя рассматривать как отказ от узкой специализации непродовольственной и универсализации продовольственной торговли. Должна поощряться фирменная торговля промышленных предприятий, производящих товары широкого потребления, при запрете создания монопольного положения для этих торговых предприятий. Эффективность торговли в магазине сегодня приобретает все большее и большее значение. Потребитель желает делать покупки в магазине, где не просто продают, например, товары по низким ценам, а предлагают хороший сервис, куда входит все, что касается обслуживания покупателя в процессе покупки и даже после нее. Именно в этой сфере маркетинговых решений наиболее легко заметить различие между предложением отдельных товаров производителями и предложением услуг по их реализации торговыми предприятиями. Маркетинговый подход делает ставку на развитие долгосрочных отношений с покупателем, а это требует соответствующей организации обслуживания. За последние годы уменьшилось видовое разнообразие предприятий розничной торговли, поэтому составной частью концепции ее развития является использование всего спектра как магазинных, так и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по ката логам, заказов по телефону, прямой продажи на дому, торговли на рынке и др. В перспективе, вероятно, получат развитие внемагазинная торговля с использованием электронных технических средств и другие формы торго вого обслуживания населения. Актуальное значение имеет восстановление многообразия типов розничных торговых предприятий, которые сегодня классифицируются по масштабу деятельности, размеру торговой площади, товарной специализации, методу обслуживания населения. Особо следует обратить внимание на новую тенденцию становления и развития торговых предприятий, которые ориентированы на определенный сегмент рынка, во многом определяемый значительной дифференциацией доходов населения. Определенное внимание необходимо уделить созданию магазинов ;

дискаунтов (торгующих по более низким ценам при оптовых базах продукцией отечественных производителей).В связи с этим необходимо расценивать сдачу кооперативного имущества в аренду как крайнюю и предельно нежелательную форму его использования. В процессе аренды мы не только теряем возможность использования собственной материально-технической базы, но и сами создаем своим конкурентам условия для развития. В каждом потребительском обществе необходимо вести поиск помещений, которые можно относительно дещево арендовать под мелкорозничное предприятие либо магазин на дому. Все они должны находиться на пути покупательских потоков, вблизи автобусных остановок. Из-за недостатка собственных оборотных средств и низкой покупательской способности сельского населения магазины потребительской кооперации мало торгуют непродовольственными товарами. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо иметь в этих магазинах такие товары, причем не только первой необходимости. В специализированных отделах и в магазинах по торговле товарами повседневного спроса должен быть широкий ассортимент одежды, обуви и других непродовольственных товаров. В каждом потребительском обществе магазины должны разрабатьшать и осуществлять программы привлечения покупателей, используя при этом рекламу, выставки, ярмарки, культуру обслуживания, снижение цен и проведение других мероприятий. Реализация всех резервов зависит в первую очередь от кадров, от их профессиональных и моральных качеств. Важно грамотно расставить персонал на местах, реализовать творческие возможности, повысить мотива цию его труда. Необходимо делать ставку на молодых, хорошо обученных специалистов. В результате диссертационного исследования автором сформули рованы следующие выводы:

1. Сокращение объёма розничного товарооборота является следствием неэффективного использования материально-технической базы розничной торговли.2. Эффективность использования материально-технической базы находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с розничным товарооборотом.3. Конкурентоспособность розничных торговых предприятий определяется не только ростом экономических показателей, но и мотивационной политикой, проводимой в них. С целью повышения эффективности использования материально технической базы розничной торговли автор считает целесообразным рекомендовать потребсоюзам потребительской кооперации Центрально Черноземного региона: • использовать предложенные внутренние резервы для повышения эффективности использования материально-технической базы- • с учетом предложенных концептуальных направлений определять виды, типы розничных торговых предприятий- • повысить уровень специализации розничной торговой сети- • использовать результаты проведенного эксперимента в Липецком областном потребсоюзе по совершенствованию оплаты труда продавцов- • создавать отделы по проведению маркетинговых исследований рынка торгово-технологического оборудования и осуществлять организацию снабжения им магазинов. Практическая реализация предложений автора по совершенствованию эффективности использования материально-технической базы розничной торговли позволит создать необходимые условия для повышения эффективности хозяйственной деятельности розничных торговых предп риятий потребительской кооперации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб. пособие / Абрютина М. С. — М.: «Дело и Сервис», 2000. -256с.
  2. Аванесов Ю.А.ДСлочко А.И., Васькин Е. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учеб. для вузов.- М: ТОО «Люкс"-арт», 1995.-240с
  3. В.В. и др. Экономика и социология труда.- М.: ЮНИТИ, 2000.-407с.
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебн. метод.пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.- 248с.
  5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под общ.ред. В. И. Стражева. Мн.: Высш.шк., 1999. — 398 с.
  6. Арустамов Э. А. Проблемы развития МТБ кооперативной торговли в условиях научно технического прогресса, — МКИ, 1988
  7. Е.И. Посткризисное изменение характеристик потребления (на примере сыров) //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С.44−50.
  8. А.Д. Диагностика риска банкротства предприятия. Иркутск, 1997.
  9. И.А. Торговый менеджмент. К.: Украинско- Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. — 408с.
  10. А.С. Экономика фирмы: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 279с.
  11. Большой экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528с.
  12. П.И. Формирование и эффективность использования основных фондов потребительской кооперации. МУПК, 1995. -180с.
  13. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пособие. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000.- 308с.
  14. А.Н. Конъюнктура потребительского рынка России в первом и втором кварталах 1999 года / Воронов А. Н. // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.- № 3.- С.44−50
  15. ГОСТ Р51 303 99. Торговля. Термины и определения.- М.: Госстандарт России, 1999.-11с.
  16. ГОСТ 50 304 99. Услуги розничной торговли. Общие требования. — М.: Госстандарт России, 1999.-6с.
  17. В.А. Планирование на предприятии: Учеб./ Горемыкин В. А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Изд.2-е, стереотип. — М.: Информационно- издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. — 328с.
  18. В.П. Экономика предприятия / Грузинов В. П., Грибов В. Д. -М.: Финансы и статистика, 2000.- 208с.
  19. А.В. Эффективность использования заемных средств в торговле.- Новосибирск, 1996.-180с.
  20. Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.:Учеб. для студентов высш. и сред.учеб. заведений / Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000, 336с.
  21. Л. П. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.-М.: ИВЦ «Маркетинг». — 1999.-445с.
  22. Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий.: Учеб .для студентов высш. и сред.учеб.заведений / Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.- 336с.
  23. Доклад «О социально- экономическом положении потребительской кооперации РФ в 1993—1997 годах». М.: Центросоюз, 1998
  24. EUROSHOP, 99 // Торговое оборудование.- 1999.- № 5.- С. З- 6−7
  25. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах.- Учеб. пособие.-М.: Инфра М, 2000. — 496с.
  26. H.JI. Экономика промышленного предприятия: Учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА — М, 1998- 336с.
  27. Ю.Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии.- М.: ИНФРА -М, 2001.- 176с.
  28. С.Н. Микроэкономика : Учеб. / Ивашковский С. Н. М.: Дело, 1998.-416 с.
  29. Е.В. Маркетинг на предприятии. Мн.: Экоперспектива, 2000.-208 с.
  30. М.Н. Оценка экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли в период перехода к рыночной экономике.- М.: Московский коммерческий университет, 1992
  31. О.В. Планирование на предприятии в условиях рынка: Учеб. пособие.- Белгород: Изд-во БУПК, 2000.-108с.
  32. Какой холод лучше?: Оснащение // Торговое оборудование в России. -2000. № 4. — С.20
  33. В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. М.: ИНФРА — М.: Новосибирск: НТАЭ и У, «Сибирское соглашение», 2000, — 132 с.
  34. Коммерческая деятельность производственных предприятий" (фирм): Учеб./ Под.ред. О. А. Новикова, В. В. Щербакова,-СПб.: изд-во СПб ГУ ЭФ, 1999.-416с.
  35. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие / Под общ.науч.ред. проф. А. В. Зырянова.-Екатеринбург, 1995.-416с.
  36. Концепция комплексной программы развития инфраструктуры рынков РФ на 1998−2005 годы // Рос.газ. 1996.-12 окт.-С .9.
  37. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли РФ. М., 1999.- 40с.
  38. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии. Материалы Российской научно- практической конференции, ноябрь 2000. Белгород: Изд-во БУПК «Кооперативное образование», 2000.-162с
  39. О.П. Оборудование предприятий торговли. Владивосток, 1996
  40. Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб .для вузов / Кравченко Л.И.- Мн.: Высш. шк. 1995. 415с.
  41. О.А. Материально- техническое снабжение: ресурсосберегающая деятельность. М.: Экономика, 1988. -120с.
  42. Г. Д. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций / Крылова Г. Д., Соколова М. И.: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 519 с.
  43. А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев А. И., Привалов В. П. изд. 3-е, испр.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. -216с.
  44. Курс социально-экономической статистики: Учеб. для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 771 с.
  45. Курс экономики: Учеб./ Под ред. Б. А. Райзберга. М.:ИНФРА — М., 1997. -720с.
  46. Л.А. Управление товарными потоками в потребительской кооперации:Учеб.пособие.-Белгород: Кооперативное образование, 2000.-88с.
  47. М. Основы розничной торговли / Леви М., Вейтц Б.А.- Пер. с англ.- Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. -448с.
  48. О.Б., Малькевич А. Р. Склады промышленных предприятий: Справочник.-Л.: Машиностроение, 1989. -250с.
  49. В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. М.: «Экзамен», 2000.-192с.
  50. Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия: Пер. с франц.-М.: Прогресс, 1993. -189с.
  51. Маркетинг / Под ред.проф.Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем «: Издательство ЭКМОС, 2001. 320с.
  52. А.И., Шимко П. Д. Экономика: Учеб. для техн.вузов.-М.: Высш.шк., 2000.-399с.
  53. Л.А. д-р эконом, наук. От лотка до электронной торговли /Мясникова Л.А. // Современная торговля.- 2000. № 3. — С. 26−33
  54. Ю.М. Коммерческая логистика: Учеб. для вузов.- М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 271с.
  55. С.С. Экономическая теория: Учеб.-М.: ВЛАДОС, 1999.-520с.
  56. P.M. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов. 2-е изд., изм. М.: Издательство НОРМА (издательская группа Норма — ИНФРА — М), 2000. — 572с.
  57. Общая теория статистики: статистич. методология в изучении коммерч. деятельности: Учеб. / Под ред. О. Э. Башиной 5-е изд., доп. и перераб. -М.: Финансы и статистика, 2000.- 440с.
  58. Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов / Осипова Л. В., Синяева И.М.- М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.-324с.
  59. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. для вузов .- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-623с.
  60. З.В., Матузенко Е. В. Капитальное строительство в потребительской кооперации. Белгород: Издательство БУПК, 2000. -143с.
  61. З.В., Матузенко Е. В. Организация капитального строительства: Учеб.пособие.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.- 136с.
  62. В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. для студентов высш. и сред. спец. учеб.заведений.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.- 320с.
  63. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учеб. для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.-580с
  64. П.В., Соломатин А. Н. Экономика торгового обращения: Учеб. для вузов.- М.: ИНФРА -М, 2001.- 220с.- (Серия «Высшее образование»)
  65. А.Б. Организация и планирование использования материальных ресурсов на промышленных предприятиях,— СПб.: СП б: СП. УЭФ, 1992.-126с.
  66. Потребительская кооперация РФ в 1998 году. М.: Центросоюз, 1999.-220с.
  67. Правила торговли.-7-е изд./Сост.М. Н. Сафонов. М.:ИНФРА-М, 1999.-238 с.
  68. Е.П. Международные экономические отношения: Учеб.пособие.- Ростов н / Д: издательский центр «МарТ», 2001.- 352с.
  69. В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Финансовый бизнес.- 2000. -№ 2 (76)-С. 2−9
  70. К.А. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Раицкий К.А.-М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 693с.
  71. .А. и др. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА -М, 1997.-496 с.
  72. Российская торговая энциклопедия. В 5-и т. Т.З.- М.: РООН и П «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999.- 490 с.
  73. Россия в цифрах М.: Госкомстат России, 2000, — 396с
  74. О.В. Социология труда: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 1999.-320с
  75. И.В. Техническое оснащение РТ МН и пути его совершенствования в условиях перехода к рынку. М., 1991 .-160с
  76. А.Ю. Рынок чая и кофе / Самойлов А.Ю.//Маркетинг в России и за рубежом. 1999.- № 3. — С. 74−84
  77. Семь нот менеджмента. 5-е изд. доп. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», -2001.-656с.
  78. И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Сергеев И.В.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 304 с.
  79. М.В., Зайцев JI.B. Сертификация и конкурентоспособность товаров и услуг Белгород: «Кооперативное образование», 1999,-115с
  80. Система «МЕТРО» // Торговое оборудование. 2000.- № 8. — С.52
  81. П. И др. Коммуникации стратегического маркетинга / Пер. с анг. под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Ф. Никулина.-М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001.-415 с.
  82. Современная экономика: Учеб.курс./ Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов — на — Дону: «Феникс», 1997.-608с.
  83. Современная экономика. Основы экономической теории.- Ростов н/Д: Издат. центр «Март», 2000.-192с.
  84. А.А. Розничная торговля. М.: Издательство Приор, 1998. -144с.
  85. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат. России. М., 2000. — 502 с.
  86. Статистика: Курс лекций / Харченко Л. П., Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и др- / Под ред. В. Г. Ионина М.: ИНФРА — М, 1998.-3 Юс
  87. Статистика рынка товаров и услуг: Учеб. / Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1997. 432с.
  88. Статистический бюллетень № 4 за 1998 г. М.: Госкомстат РФ, 1999
  89. Статистический бюллетень № 4 за 1999 г. М.: Госкомстат РФ, 2000
  90. В.И. Социально- экономическая деятельность потребительской кооперации. Белгород: «Кооперативное образование «, 1999
  91. В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации. Белгород, 1998. -205с.
  92. В.И. Управление социально- экономическим развитием системы потребительской кооперации. Белгород: «Кооперативное образование», 1999.-295с.
  93. Торговое дело: экономика и организация: Учеб./ Под общ.ред. проф. Л. А. Брагина. М.: ИНФРА — М., 1997. — 256 с.
  94. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учеб.-2-е изд., перераб. и доп./ Под общ.ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько.- М.: ИНФРА М, 2000.- 560с.
  95. Торговое законодательство Российской Федерации. — М.: «Приор «, 1999.- 432с.
  96. Трудный поворот к рынку / Науч. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1990.-559с.
  97. С. Экономика / Фишер С./ Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 864с.
  98. X. Маркетинг: Основы профессионального успеха: Учеб .для вузов: Пер с нем .- М.: ИНФРА М, 2000. — 224 с.
  99. Р.Д., Джексон Р. В. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с анг.: Информационно- издательский дом «Филинъ», 1996.- 368с. (Серия «Экономика для практиков»)
  100. Холодильная техника и технология: Учеб. / Под ред. А. В. Руцкого. -М.: ИНФРА М, 2000 — 286с. — (Серия «Высшее образование»)
  101. Холодильные витрины // Торговое оборудование. 1998. — № 7−8. — С. З
  102. Центральное холодоснабжение для магазинов. // Торговое оборудование в России. 2000. — № 8. — С.30
  103. В.М. Современный покупатель просит сервиса / Чумарин В. М. // Торговое оборудование. 1999. — № 5. — С. 14−15
  104. Т.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учеб. пособие для студентов экономич. фак. вузов. 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н / Д: изд. центр «МарТ», 2000. — 544с.
  105. А.Д., Баканов М. И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 656с.
  106. Щур Д. Л. Основы торговли. Розничная торговля / Щур Д. Л., Труханович Л.В.- М.: «Дело и Сервис», 2000.-160с.ИЗ. Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под общ.ред. А. И. Саломатина.- М.: ИНФРА М», 2000.- 295с.
  107. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000. 288 е.: ил.
  108. Экономика предприятия: Учеб.- 2-е изд., испр / Под. ред. В. М. Семенова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.- 312с.
  109. Экономика предпрития: Учеб. / Под ред. проф. Н. А. Сафронова.- М.: «Юристъ», 1998.- 584 с.
  110. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. / Под ред. Ф. К. Беа, Э. Дихтла, М.Швайтцера.- М.: ИНФРА М, 2001 .-928 с.
  111. Экономика торгового предприятия: Учеб. для вузов / Под общ. ред. д-ра экон. наук.проф. А. И. Гребнева.- М.: Экономика, 1996.- 238с.
  112. Экономическая теория: Учебн. для вузов /Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Д. Камаева.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 640 е.: ил.
Заполнить форму текущей работой