Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления производственной инфраструктурой АПК региона: На материалах Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты научного исследования позволяют обосновать систему мер по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в регионе за счет оптимизации производственной инфраструктуры. Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд его результатов может быть использован в структурах, отделах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования процесса формирования производственной инфраструктуры АПК
    • 1. 1. Характеристика интеграционных тенденций в АПК в период рыночных преобразований
    • 1. 2. Особенности структурообразования производственной системы локального АПК и его инфраструктуры
    • 1. 3. Зарубежный опыт использования интеграционного потенциала предприятий производственной инфраструктуры при формировании агропромышленных структур
  • Глава 2. Анализ эффективности функционирования производственной инфраструктуры АПК Республики Адыгея
    • 2. 1. Организационно — экономические аспекты посткризисного развития АПК Республики Адыгея
    • 2. 2. Региональные особенности формирования и функционирования производственной инфраструктуры АПК
    • 2. 3. Специфика управления функционированием производственной инфраструктуры АПК Республики Адыгея
  • Глава 3. Методическое обеспечение совершенствования системы управления производственной инфраструктурой регионального АПК
    • 3. 1. Стратегические направления оптимизации производственной инфраструктуры регионального АПК
    • 3. 2. Кредитная кооперация как перспективная форма финансового обеспечения процессов развития производственной инфраструктуры АПК
    • 3. 3. Методика конкурсного отбора участников реализации проектов развития производственной инфраструктуры АПК региона
    • 3. 4. Концепция совершенствования региональной производственной инфраструктуры АПК Республики Адыгея

Совершенствование системы управления производственной инфраструктурой АПК региона: На материалах Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Агропромышленное производство в России, являясь важной составной частью народного хозяйства, в значительной степени зависит от уровня развития обслуживающих его отраслей. Рыночные преобразования требуют совершенствования систем управления во всех звеньях АПК. Особого внимания заслуживает его производственная инфраструктура, которая выступает связующим звеном между отдельными сферами комплекса, обеспечивает устойчивость межотраслевых связей, придает им комплексный характер.

В современных условиях развитие сельскохозяйственного производства в значительной степени сдерживается неразвитостью производственной инфраструктуры, дезинтеграцией интересов предприятий разных сфер АПК. Применение адекватного подхода к управлению производственной инфраструктурой позволит минимизировать расходы на осуществление посткризисного реформирования АПК. В то же время в региональных системах агропромышленного производства организационно — экономические вопросы формирования производственной инфраструктуры изложены в общем виде, без адекватных подходов к той или иной конкретной проблеме на региональном уровне.

Решение большинства из этих проблем можно найти через организацию производственной инфраструктуры с использованием элементов кооперации и интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Как мировой, так и отечественный опыт интеграции свидетельствуют о высокой эффективности консолидации усилий всех участников цепи от производства до реализации продуктов потребителю. Однако широкое использование этой формы совместной деятельности в российской практике сдерживается рядом нерешенных проблем организационно-экономического, социального и правового характера. Их всестороннее исследование, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся препятствий являются весьма актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане.

Оценка текущего состояния и перспектив формирования региональной инфраструктуры свидетельствует о необходимости глубокого научного исследования процесса формирования производственной инфраструктуры, выявление резервов и методов увеличения эффективности ее деятельности на основе мобилизации потенциала экономики региона. При наличии разработанной стратегии совершенствования методического обеспечения процесса управления производственной инфраструктурой в агропромышленном комплексе, регион сможет адаптироваться к реальным рыночным отношениям.

Степень разработанности проблемы. Научная литература по проблемам совершенствования и управления АПК включает в свой перечень значительное число источников, авторы которых внесли большой вклад в разработку теории и методологии анализа функционирования АПК в условиях рынка. Эти исследования отражены в трудах С. Андрющенко,.

A. Апишева, Т. Зинченко, А. Куева, В. Милосердова, В. Назаренко,.

B. Овчинникова, А. Семенова, В. Тихонова, Г. Шмелева и др.

В последние годы в нашей стране появились работы, рассматривающие проблемы и механизмы управления инфраструктурой сельского хозяйства. Среди них можно выделить работы Г. Абрамова, В. Власова, А. Славуцкого, Е. Гарманова, А. Каца, Р. Самусева, С. Калашникова и многих других. Основные теоретические вопросы, связанные с экономическим содержанием сельскохозяйственной кооперации и интеграции в России и определением их развития были освещены в работах видных экономистов-аграрников: М. Туган-Барановского, А. Чаянова, С. Маслова, А. Челинцева, Е. Серовой, А. Макаренко, И. Буздалова, В. Дворкина, И. Глебова, С. Пахомчика, А. Ефременко, Е. Закшевской и др. Однако, фундаментальные исследования, посвященные концептуальным разработкам производственной инфраструктуры в регионах отсутствуют. До настоящего времени не раскрыты механизмы применения этих исследований, в связи с чем возникла необходимость в изучении более эффективных форм интеграции сельхозтоваропроизводителей и предприятий производственной инфраструктуры для комплексного развития агропромышленного комплекса региона, в частности, Республики Адыгея.

Отсутствие в рассмотренных работах региональной специфики, а также сложившиеся проблемы в теории и методологии функционирования производственной инфраструктуры регионального АПК выявили необходимость уточнения ее роли и места в реструктуризации сельского хозяйства республики, как на уровне всего региона, так и на микро уровне.

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать о недостаточности научных исследований в теории управления производственной инфраструктурой АПК в условиях рыночной экономики, что требует анализа и переосмысления научного наследия и разработки новых нетрадиционных подходов. Актуальность и недостаточная освещенность этих проблем послужили основанием для выбора темы диссертационной работы, цели и задач исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка научно-обоснованных рекомендаций по повышению эффективности управления производственной инфраструктурой АПК региона в посткризисный период.

Указанная цель определила необходимость решения следующих задач:

• проанализировать и систематизировать понятия, характеризующие интеграционные процессы в АПК в условиях различных экономических систем;

• выявить особенности формирования производственной структуры АПК;

• обосновать систему мер по повышению эффективности деятельности производственной инфраструктуры АПК;

• разработать методику конкурсного отбора участников реализации проектов развития производственной инфраструктуры АПК региона, которая позволит повысить рациональность использования финансовых ресурсов на микроуровне;

• разработать алгоритм формирования кредитного кооператива и предложить экономический механизм его реализации;

• определить перспективы развития регионального АПК, приняв за основу концепцию совершенствования системы управления производственной инфраструктурой региона, на основе имеющегося ресурсного потенциала.

Объектом исследования является производственная инфраструктура, как составляющая агропромышленного комплекса региона, а также его хозяйствующие субъекты.

Предмет исследования — система управления производственной инфраструктурой регионального АПК в условиях его рыночной трансформации.

Концепция диссертационного исследования заключается в предположении, что развитие АПК региона в значительной степени зависит от освоения системы управления производственной инфраструктурой, в основе которого лежит разработка направлений и методов совершенствования деятельности региональной производственной инфраструктуры АПК. При этом формирование оптимальной экономической политики регионов предполагает осуществление комплекса согласованных преобразований результатом которого является интенсификация развития региона.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют научные разработки ученых-экономистов по исследуемой проблеме, а также законы и нормативные документы Российской Федерации и Республики Адыгея. Изучен и проанализирован опыт становления и функционирования системы производственной инфраструктуры в различных экономических районах.

Инструментарно — методический аппарат работы. В качестве общих методов исследования использованы системный подход и основы научного абстрагирования, основными принципами которых являются динамичность, взаимодействие всех элементов интегрированной системы, комплексность и целостность. В работе применялся комплекс общенаучных и экономических методов исследования: аналитический, монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графических интерпретаций.

Информационно-эмпирическая база исследования основана на материалах официальных статистических сборников Госкомстата Российской Федерации и Республики Адыгея, данных первичной отчетности Министерства сельского хозяйства Адыгеи и отдельных предприятий, а также на фактах, опубликованных в научной литературе, периодики и сети Интернет.

Нормативно-правовую базу работы составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Республики Адыгея, указы президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и Республики Адыгея.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Анализ состояния региональной экономики и предприятий производственной инфраструктуры, свидетельствует о том, что качественные изменения в отраслях АПК могут дать наибольший эффект лишь при наличии развитой производственной инфраструктуры на основе интеграционных процессов, являющихся важнейшим условием повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов как на макро-, так и на мезоуровнях.

2. Исследование зарубежного опыта использования интеграционного потенциала предприятий производственной инфраструктуры АПК, показало, что наиболее перспективным способом межотраслевого кооперирования является система кооперативных и корпоративных структур в сочетании с государственными методами регулирования рынка продовольствия.

3. Важнейшим фактором выхода из экономического кризиса является стимулирование деятельности предприятий производственной инфраструктуры АПК посредством совершенствования управления последним на основе процессов интеграции и кооперации.

4. Использование единой интеграционной модели объединений хозяйствующих субъектов АПК и его производственной инфраструктуры, позволит мобилизовать внутренние ресурсы и обеспечить устойчивое развитие самого АПК.

5. Формирование оптимальной системы управления производственной инфраструктуры АПК невозможно без активного участия государства, так как необходимо создание четкой аграрной политики, которая должна быть ориентирована на модернизацию структуры АПК, что является основным условием повышения уровня конкурентоспособности сельского хозяйства.

Научная новизна исследования состоит в определении концептуальных основ аграрной политики и обосновании направлений ее проведения в целях повышения эффективности деятельности составляющих производственной инфраструктуры АПК региона. К элементам научной новизны, составляющим реальное приращение новационного знания, можно отнести следующие положения:

• с помощью обобщенной системы экономических показателей осуществлен анализ деятельности предприятий производственной инфраструктуры, сформулированы рекомендации по наиболее эффективному использованию ограниченных финансовых ресурсов;

• дано теоретическое обоснование агропромышленного формирования в виде кредитного кооператива, использование которого позволит решить проблемы сельхозтоваропроизводителей, связанные с кредитованием АПК;

• сформулированы стратегические направления оптимизации производственной инфраструктуры регионального АПК (интеграция и кооперация), позволяющие увязать в единое целое экономические интересы звеньев АПК;

• предложена схема влияния интеграции на экономическое и социальное развитие республики, которая позволяет выбрать оптимальный тип агрокорпорации;

• разработана методика конкурсного отбора участников реализации проектов развития производственной инфраструктуры АПК региона.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Результаты научного исследования позволяют обосновать систему мер по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в регионе за счет оптимизации производственной инфраструктуры. Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд его результатов может быть использован в структурах, отделах и службах региональных органов власти, формирующих экономическую политику региона. Научные рекомендации по методике формирования кредитных кооперативов могут быть приняты к внедрению руководством республики для реализации через программу по развитию отраслей агропромышленного комплекса. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования содержания курсов «Экономика сельского хозяйства», «Региональная экономика» и «Экономическая теория «.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретико-методологическом семинаре кафедры политической экономии и экономической политики Майкопского государственного технологического института, на четвертой научно-практической конференции МГТИ (1999), региональной научно-практической конференции «Агропромышленный комплекс юга России — сегодня» (2001), Международной научно-практической конференции, проведенной МГТИ (2002), а также на четвертой всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука XXI веку» (г. Майкоп 2003 г).

Публикации. Основные итоги научной разработки проблемы отражены в 7 публикациях общим объемом 1,15 печатных листа.

Структура диссертации отражает логику исследования, порядок решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выход Т t.

Вход.

Рис. 16. Схема оптимизации проектных решений строительства автомобильных дорог1.

Схема оптимизации проектных решений строительства автомобильных дорог направлена на оптимальность всех решений по минимуму денежных средств и максимальной эффективности вложений, минимуму аварийности.

Оптимизация решений возможна лишь при учете всех факторов, а также выявления их влияния на выходные параметры системы. Эти задачи потребовали разработки усовершенствованной системы проведения отбора дорожных организаций, претендующих на получение заказа на осуществление дорожного строительства. Этот метод позволит эффективнее использовать ограниченные финансовые ресурсы дорожных организаций и направлен на получение максимального эффекта при минимальных затратах.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, услуг.

Все дорожные работы по которым осуществляются торги делятся на:

• Ремонт дорог общего пользования;

• Ремонт внутрихозяйственных дорог;

• Горизонтальная разметка дорог;

• Поставка нерудных материалов подрядным организациям управления;

При проведении конкурса организаторы должны четко определить, какие именно проблемы он призван решать: развитие производства сельскохозяйственной продукции, строительство объектов сельхозназначения, развитие инфраструктуры, обеспечение занятости населения, улучшение экологической ситуации и т. д. Все это необходимо учесть при формулировке целей конкурса. Если речь идет об инвестициях и стремлении наиболее эффективно вложить средства, то это, прежде всего, должны быть проекты обеспечивающие высокий уровень рентабельности, быструю окупаемость вкладываемых средств, гарантии своевременного возврата инвестиций.

Для эффективности конкурсов необходима серьезная работа по их организации. Конкурс должен включать в себя регламент, требования к документации, процедуру конкурса, критерии выбора победителя. Нужно четко сформулировать цели и задачи конкурса, определить условия и технологию его проведения. Все вышеперечисленное должно быть отражено в пакете конкурсной документации, в него должны быть включены:

• концепция, условия и порядок проведения конкурса;

• форма заявки участника;

• процедура проведения конкурса;

• критерии предварительного отбора проектов и их окончательной оценки. [69. С.45].

Конкурс должен иметь закрытый характер, а, следовательно, о нем сообщается определенному кругу претендентов. Закрытость тендеров состоит в том, что тендерный комитет на основе анализа технико-экономических данных участников выбирает потенциальных оферентов и среди них проводит торги.

Допущенные к торгам претенденты представляют свои предложения, которые вскрываются тендерным (конкурсным) комитетом, победитель конкурса определяется открытым голосованием и получает все права на осуществление дорожных работ. В состав тендерного комитета входят представители заказчика, местной администрации, проектной организации, консультанты и специалисты по необходимым вопросам. В их власти судьба оферентов. Проведение торгов позволит заключать контракты с поставщиками, которые предложат наиболее выгодные цены и наилучшее качество продукции. Конкурс позволит сэкономить средства заказчика, а их остаток может быть направлен на реконструкцию действующей сети автодорог. Эффективность тендеров определяется в денежном и процентном выражении как разница между ориентировочной ценой заказчика и ценой победителя торгов. Так как конкурсы проводятся с предварительной квалификацией претендентов, то это заставило ряд предприятий повысить свою конкурентоспособность и навести порядок в своей хозяйственной и финансовой деятельности.

В настоящее время специалисты Федерального дорожного департамента предлагают следующий набор критериев применяемых для оценки оферентов: опыт и качество работы в дорожном хозяйственаличие технической базыустойчивость финансового положенияопыт и квалификация персоналапроектная база и наличие банка данных.

Обычно считается, что выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. Если организаторы торгов отдают приоритет только по этому критерию то это неверно, а что если несколько оферентов предложили одинаковую цену, в этом случае автором рекомендуется заполнять таблицу (табл. 3.3.1.). Таблица состоит из двух частей: в первой сравниваются сами оференты по предоставленным данным (гр.1−8). Оценка производится по 5−10 бальной системе в зависимости от числа претендентов. Кроме указанных критериев данная таблица может быть усовершенствована за счет увеличения критериев для выбора оферентов. Автором предлагается использовать критерии оценки надежности подрядной организации, опираясь на следующий набор показателей:

1. Сведения о строительной организации.

— Форма собственности;

— Уставный капитал;

— Виды и объемы осуществляемых работ;

— Квалификация персонала (средний тарифный разряд рабочих);

— Максимальный и минимальный объемы контракта, принимаемые строительной организацией для участия в переговорах;

— Финансовое положение строительной организации;

— Оснащенность организации техникой и развитие ее производственной базы (сводная мощность предприятия в стоимостном выражении);

— Репутация строительной организации;

Предварительные деловые взаимоотношения с заказчиком;

— Опыт возведения аналогичных объектов;

Заключение

.

1) В условиях перехода к рынку существенно изменилась структура и функции АПК: расширилась сфера рыночных связей, увеличилась численность обособленных субъектов хозяйствования. В изменяющихся условиях была нарушена сложившаяся ранее система взаимосвязей производителей сельскохозяйственной продукции и структурных подразделений АПК.

Сдерживающим моментом ориентации республики на сельскохозяйственное и перерабатывающее производство является дефицит квалифицированного производственного персонала и контингента специалистов, развитой производственной инфраструктуры. Для создания этих атрибутов развитого агротехнополиса в республике потребуются многие годы и большие финансовые средства. Следовательно, необходим качественно иной подход к определению стратегии экономического развития:

• создание уникальных производств, использующих специфические ресурсы региона и обеспечивающих достаточно быструю и высокую отдачу;

• интенсификация сельскохозяйственного производства с доведением его до стандартов мирового уровня;

• переориентация технологического уровня и качества производимой продукции, создание предприятий с высокими технологиями, что связано с необходимостью подготовки, переподготовки и привлечения кадрового потенциала к работе в инфраструктурных отраслях комплекса.

2) Давно известно, что осуществление отдельных мероприятий в сельском хозяйстве не дает эффекта, необходима целая система мероприятий, составной частью которых является совершенствование системы управления производственной инфраструктуры региона.

По нашему мнению, важнейшими направлениями при формировании инфраструктуры реформируемого АПК должны стать:

• реформирование базовых звеньев инфраструктуры (заготовок и хранения продукции, транспортных коммуникаций, оптовых рынков и др.);

• развитие системы информационной инфраструктуры рынка аграрной продукции;

• создание учреждений и организаций, создающих внешнюю среду реформируемого сельскохозяйственного производства, ориентированных на частные формы ведения хозяйства;

• создание экологической инфраструктуры.

3) В настоящее время на всех уровнях управления и на производственном идет интенсивный поиск эффективных мер по нормализации ситуации, устранению названных негативных факторов и проблем, оживлению экономики главных отраслей АПК— сельскохозяйственного производства и переработки. Поэтому важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК может стать развитие интеграционных процессов как важнейшего фактора стабилизации экономики. Особенно остро сейчас стоит необходимость в развитии интеграции и кооперации предприятий АПК, которая невозможна без участия предприятий производственной инфраструктуры. Отношения между товаропроизводителями и предприятиями производственной инфраструктуры строятся на основе взаимовыгодности. Интеграция и кооперация позволяют связать в одно целое экономические интересы всех звеньев АПК.

Проведенный анализ динамики АПК за 1999 — 2001 гг. позволил сделать следующие выводы:

• выявлено незначительное увеличение валовой продукции сельского хозяйства;

• на уровень производства основных сельскохозяйственных культур повлияло как сокращение посевных площадей, так и незначительный рост их урожайности;

• основная масса крупных сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности относится к зерново-свекловично-масличному типу с молочным или молочно-мясным скотоводством;

• в зависимости от конкретных условий предприятия могут рационально развивать свиноводство и овцеводство. Птицеводство сконцентрировано на узкоспециализированных предприятиях, размещенных во всех районах Республики Адыгея с развитым производством зерна.

Несмотря на некоторые позитивные изменения уровень финансового состояния хозяйств продолжает оставаться низким и характеризуется отрицательной рентабельностью, отсутствием оборотных средств и неплатежеспособностью. Достигнутые результаты не решили проблем развития АПК республики и не изменили сложившегося финансового состояния сельхозтоваропроизводителей. Поэтому основные усилия необходимо направить на преодоление кризиса неплатежей, укрепление материально-технической базы, обеспечение устойчивой и эффективной работы по насыщению рынка качественным продовольствием. Все это можно осуществить через экономически эффективное управление предприятиями производственной инфраструктуры АПК Республики Адыгея, а также через создание новых элементов производственной инфраструктуры.

4) В современных условиях экономический потенциал республики Адыгея, который формируется на основе производственного, инфраструктурного, в том числе потенциала деловой инфраструктуры, научно-технологического, квалификационного, следует объективно оценить как средний. Оценка уровня развитости основных звеньев инфраструктуры показала, что в республике отмечается недостаток нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры АПК. Существующим предприятиям производственной инфраструктуры оказывалась государственная поддержка. Следует заметить, что в республике слабо развита торговля ценными бумагами, ипотека недвижимости, страхование имущества и рисков.

5) Продолжающиеся негативные явления в строительной отрасли подчеркивают необоснованность изменения сложившихся форм и методов управления строительством автомобильных дорог. С одной стороны наблюдается снижение управляемости в центральных структурах, ослабление вертикальных связей, уменьшение роли и возможностей традиционных органов управления. С другой стороны, неготовность новых образований в полной мере владеть методами управления производственными процессами при исполнении условий договоров подряда строительными предприятиями, неумение многих руководителей адаптироваться к рыночным отношениям. Выход из сложившейся ситуации — это переход к широкому внедрению управления проектами, что позволит обеспечить сокращение продолжительности строительства и снизит стоимость проектов. Первопричиной всех дорожных проблем, по общему мнению, является недостаточное финансирование отрасли. Нехватка финансовых ресурсов вынуждает сокращать объемы выполняемых дорожных работ, тормозит техническое переоснащение отрасли, внедрение новой техники и прогрессивных технологий. По мнению автора, основными направлениями реализации дорожной политики в области финансирования должны стать:

— развитие сети автомобильных дорог в сельской местности для связи сельских населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования с последующей их приемкой в сеть дорог общего пользования;

— приоритетное финансирование работ по ремонту и содержанию дорог, формированию и развитию опорной сети автомобильных дорог;

— развитие конкуренции на рынке дорожных работ за счет внедрения конкурсной системы предоставления подряда;

— средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации выделяемые в виде субвенций и дотаций должны направляться на выравнивание плотности дорожной сети;

— переход на современные методы планирования на основе диагностики транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети;

— создание и совершенствование эффективной системы управления дорожным хозяйством.

Автором предлагается экспертный метод расчета потребной протяженности сети дорог в зоне сельскохозяйственных предприятий. Данный метод позволит рассчитать необходимую протяженность сети автомобильных дорог в сельской местности Республики Адыгея. Таким образом, в условиях недостаточного финансирования дорожных работ более эффективными оказываются обычно варианты развития дорожных сетей, предусматривающие расходование большей части денежных средств в первые годы планового периода и тем самым обеспечивающие получение максимальной экономии на транспортировке и во внетранспортной сфере.

Для оценки надежности подрядной организации автором предлагается использовать критерии оценки надежности подрядной организации, опираясь на следующий набор показателей:

1. Сведения о строительной организации.

— Форма собственности;

— Уставный капитал;

— Виды и объемы осуществляемых работ;

— Квалификация персонала (средний тарифный разряд рабочих);

— Максимальный и минимальный объемы контракта, принимаемые строительной организацией для участия в переговорах;

— Финансовое положение строительной организации (уровень платежеспособности предприятия);

— Оснащенность организации техникой и развитие ее производственной базы (сводная мощность предприятия в стоимостном выражении).

2. Репутация строительной организации.

— Предварительные деловые взаимоотношения с заказчикомОпыт возведения аналогичных объектов;

Опыт работы по выполнению аналогичных контрактов в течение 3−5 лет;

3. Условия заключения контракта.

— Минимальные сроки выполнения работ по контракту;

— Гарантийные обязательства по качеству выполняемых работ;

— Отношение строительной организации к преддоговорной работе.

Данная группа факторов является основой для разработки схемы оптимизации проектных решений строительства автомобильных дорог, которая направлена на оптимальность всех решений по минимуму денежных средств и максимальной эффективности вложений, минимуму аварийности.

6) В результате исследования проблем функционирования и управления инфраструктурой республики было выяснено, что основой реформирования сельского хозяйства должны стать интеграционные процессы, которые имеют положительное влияние на оптимизацию деятельности производственной инфраструктуры республики. В условиях спада агропромышленного производства интеграция не может развиваться быстрыми темпами, но она становится одним из мощных факторов его подъема. Создание интегрированных и кооперативных структур позволяет увязать в единое целое экономические интересы звеньев АПК (сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих предприятий, предприятий производственной инфраструктуры).

Основными учредителями интегрированных агрофирм должны стать муниципальные и республиканские органы управления, являясь держателями контрольных или блокирующих пакетов акций. Государственная доля собственности в агрофирмах должна формироваться за счет погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Государственные органы управления должны проводить реструктуризацию задолженности хронически неплатежеспособных предприятий путем вовлечения их в интегрированные формирования через систему участия в акционерном капитале. При ограниченности бюджетных средств вполне оправдано эффективное вложение их в предприятия, готовые к сотрудничеству, взамен на передачу соответствующего пакета акций государству или муниципалитету.

7) Одним из наиболее эффективных путей кредитования мелких предпринимателей в сельском хозяйстве с его сезонными колебаниями является создание системы кредитных кооперативов. В республике наблюдается отсутствие финансовых структур, способных реально кредитовать сельское хозяйство. Исследование структуры денежных доходов населения показало, что средства населения в сбережениях даже при небольшой их доле могут быть использованы кредитными кооперативами в сумме потенциала сбережений в краткосрочной перспективе при условии повышения доверия населения к кредитной кооперации и в сумме сбережений и покупки иностранной валюты в долгосрочном плане при макроэкономической стабильности.

Реализация Программы развития кредитной кооперации в Республике Адыгея позволит:

• аккумулировать средства граждан и инвестировать их в экономику региона;

• создать более 1000 дополнительных рабочих мест, сократить расходы Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Адыгея на выплату пособий по безработице, увеличить налогооблагаемую базу;

• решить и ослабить острые социальные проблемы;

• создать альтернативы банковской системе микрофинансирования граждан;

• организовать предоставление финансовых услуг в районах, оставшихся без банковского обслуживания;

• развить строительный комплекс республики через систему стройсбережений и ипотечного кредитования.

8) По мнению автора, совершенствование системы управления производственной инфраструктурой АПК возможно при нижеследующих условиях:

• корректировка аграрной политики через повышение эффективности деятельности механизма государственного и муниципального регулирования;

• разработка научно-обоснованного механизма экономических отношений, обеспечивающий развитие кооперации и интеграции агропромышленного производства в рамках республиканског о АПК;

• повышение роли индикативного планирования, а жесткая процедура планирования должна осуществляться в отношении государственного сектора и муниципальных предприятий;

• стимулирование аграрных предприятий выпускающих конкурентоспособную продукцию;

• кредитование в сельскохозяйственном производстве должно быть только целевым и контролируемым, исключая практику списания полученных ссуд;

• в условиях формирующегося кооперативного движения необходимо создание аудиторского союза, который будет осуществлять координацию деятельности входящих в него кооперативов, а также обеспечивать сельхозтоваропроизводителей комплексом консультационных услуг по бухгалтерским, правовым и другим вопросам;

• обновление машинно-технологического парка в республике, для чего необходимо наличие ремонтного специализированного предприятия, на котором можно организовать достаточно сложные процессы восстановления деталей и узлов машин с максимально приближенными к техническим условиям параметрами;

• в связи с тем, что сельское хозяйство республики в настоящее время неудовлетворительно обеспечено машинотракторным парком и сельхозинвентарем, в каждом районе Адыгеи необходимо создать машинно-технологические станции (МТС), которые на договорной основе обслуживали бы потребности вновь образованных многочисленных сельскохозяйственных предприятий республики с различными формами собственности. В основу деятельности МТС должен быть положен принцип интеграции сельскохозяйственной техники и обслуживающего ее персонала в рамках специализированных предприятий. При этом базовой основой создаваемых МТС могут стать бывшие предприятия сельхозтехники, укомплектованные в начальном периоде своей деятельности тракторами, комбайнами и сельхозинвентарем, приобретенными за счет кредита. Деятельность вновь созданных МТС должна вестись под руководством и строгим контролем соответствующих органов управления;

• необходимо создание в составе производственной инфраструктуры республики, консалтинговой фирмы и консультантов-профессионалов, которые могут взять на себя функции конкурсного управляющего с использованием эффективных практических методов.

Таким образом, концепция совершенствования производственной инфраструктуры должна основываться на целостности воспроизводственной структуры регионального АПК, а также обеспечиваться увязкой звеньев и сбалансированностью подсистем производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры АПК региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Рынок, механизм ценообразования и маркетинг // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992.- № 2,-с. 38−45.
  2. Н.М., Глущенко А. В. Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в Волгоградской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998, — № 3. — с. 18−20.
  3. Аграрно-промышленная интеграция стран СЭВ / Под ред. Ю. Ф. Кормнова,-М.: Наука, 1976, с.3−4, 125−146.
  4. Аграрные преобразования: результаты и прогнозы развития / Под ред. В. В. Кузнецова.- Ростов н/Д: ВНИИЭ, 1995.
  5. С.А. Прогноз сбалансированного развития регионального АПК,— М.: Наука, 1990, — 160с.
  6. Адамеску А, Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист.-1997 № 3.- с. 34.
  7. А.А. Приоритеты совершенствования механизма хозяйствования регионального АПК в условиях кризиса // Сб. науч. тр./ Адыг. НИИ сел. хоз-ва. Майкоп, 2001, — с. 11−18.
  8. М.Х. Перестройка управления сферой производственной инфраструктуры регионального АПК.- Нальчик, 1993.
  9. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1994. — 384 с.
  10. Ю.Баранов А. О. Прогноз развития экономики России на период 2001—2005 гг. с использованием динамической межотраслевой модели с бюджетным и монетарным блоком. Новосибирск, 2000.-36с.
  11. Г. А. Кооперативные формы агропромышленной интеграции в США. -М&bdquo- 1975.
  12. В.Ф., Березкин С. Ф., Буланов А. И. и др. Профессиональное управление инвестиционными программами развития (опыт, эффективность, перспективы) / Под ред. А. И. Буланова,-М.: Спецстрой России, 1999.-168с.
  13. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. перераб. и дополн.изд. М.: Инфра-М, 1995. -528 с.
  14. Г. Механизмы стабилизации и развития АПК // Экономика сельского хозяйства России.-1999.-№ 2.
  15. И.А. Инвестиционный менеджмент Киев, МП «ИТЕМ» ЛТД, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995 . — 448 с.
  16. Борисенко Е. Н Продовольственная безопасность России (проблемы и перспективы).-М.: Экономика, 1997.
  17. Н., Назаренко А. Ценовой паритет в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление.-1994.-№ 8.
  18. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М., 1997. — 344с.
  19. И., Афанасьев В. Возрождение сельскохозяйственной кооперации АПК // АПК: экономика, управление,-1994. № 1.
  20. В., Кетова Н. и др. Основы региональной экономики. Уч. пособие.-Ростов н/Д, 2000.
  21. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России // Эконом ист.-2001 .-№ 1.- с.76−82.
  22. В.А. Согласованная инженерная деятельность. Состояние, проблемы, перспективы // Проблемы машиностроения и надежности машин, — 1997.-№ 1, — с. 6−14.
  23. Д.В., Пунда Д. И., Скобелев П. О., Тогулев А. К. Разработка производственно-экономических моделей для управления предприятиями АПК//Наст. сб.
  24. В. Методика экономической оценки сельскохозяйственной техники. -М.: Колос, 1979.-399с.
  25. В.Н. Управление перевозками и заготовкой продуктов растениеводства / В. Н. Волков, А. А. Какушкуин, В. Ф. Тананыкин. М.: Колос, 1982.-223с., ил.
  26. В.М. Методы многокритериальной оптимизации. М.: МАДИ, 1982.-76 с.
  27. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. М., 1996 .
  28. И. Формирование рынка семян подсолнечника и растительного масла в Саратовской области // АПК: экономика, управление.-1997.-№ 11.
  29. А.В. Кредитная кооперация в Волгоградской области // АПК: экономика, управление. 1998, — № 4. — с.24−27.
  30. А. Финансово- политический аспект регулирования внутреннего рынка АПК // АПК: экономика, управление.-2000.-№ 1.
  31. Е.Н. Экономическая эффективность дорожного хозяйства. -М.: Экономика, 1984.- 176с.
  32. A.M., Харитонова Л. А., Гаврилов Г. В. Экономико-математические методы в планировании сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1976.-307 с.
  33. А.В., Голубев И. В. Экономика транспортных работ в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1979.
  34. Г. Я. Основы менеджмента.- Таганрог: ТРТУ, 1997.-150 с.
  35. В.А. Маркетинговое консультирование.- М.: Дело, 1998.
  36. С., Дозорова Т. Кооперация важнейшее направление развития фермерских хозяйств // АПК: экономика и управление.- 1999.-№ 6. -с. 54−58.
  37. В.Л. Производственная инфраструктура регионального АПК. Проблемы социально-экономического развития АПК в новых условиях хозяйствования, — Саратов, 1991.-е. 11−13.
  38. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах // Экономист,-1998.- № 5, — с. 38.
  39. А.А. Регион в едином рыночном пространстве России (на материалах Республики Адыгея). Ростов н/Д: изд-во Рост, ун-та, 1995.253 с.
  40. Деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов Волгоградской области // Крестьянские ведомости. 1998. -№ 42.-С.14.
  41. В.М. Совершенствовать организацию конкурсных торгов в строительстве // Экономика строительства. 2001.- № 6.-с. 2−20.
  42. О.Г. Региональная экономическая диагностика СПб, 1992, с.З.
  43. Э., Линдсей Д. Макроэкономика. Пер. с англ. СПб, 1994 .
  44. Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с англ. М., 1997 .
  45. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.-133 с.
  46. И., Рогов С. Воспроизводство основных фондов и его инвестиционные источники // Российский экономический журнал.-1995.-№ 7.- с. 20.
  47. Инвестиционно-финансовый портфель (Книга инвестиционного менеджера. Книга финансового менеджера. Книга финансового посредника). Отв. ред. Рубин Ю. Б., Солдаткин В. И. М.: Соминтек, 1993. — 752 с.
  48. А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Информ.- издат. дом «Филинъ», 1996.
  49. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 2000 г.: Материалы Минэкономики Республики Адыгея. Майкоп, 2001.
  50. С. А. Концепция автоматизации управления обеспечивающими инфраструктурами сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка. Науч. основы формирования рыночной инфраструктуры агропром. комплекса. Рязань, 1995.-е. 116−117.
  51. Кац А. В. Вариантное проектирование автомобильных дорог, — Ростов н/Д, 1979.-82 с.
  52. А.С., Борисова О. В. СХОАО «Белореченское» интеграционное объединение. — Иркутск: Сибирь, 2002.-70с.
  53. А. С. Проблемы интграционных процессов агропромышленного комплекса в условиях трансформируемой экономики. Иркутск: БГУЭиП, 2002.-208с.
  54. А.С. Современные интеграционные процессы в АПК // АПК: экономика, управление.-2002.-№ 10.-е. 9−15.
  55. М.Ю. Развитие форм хозяйствования в агропромышленной сфере стран Восточной Европы,— М.: ВНИИ ТЭИ Агропром, 1991.
  56. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 годы // Вопросы экономики .- 1997.- № 1.- с. 39.
  57. В.И., Пилипченко А. И. Эффективность использования транспорта в агропромышленном комплексе,— М.: Агропромиздат, 1987.-240с.
  58. П.А. Менеджмент. / П. А. Кохно, В. А. Минрюков, С. Е. Комаров. -М.: Финансы и статистика, 1993.
  59. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 224 с.
  60. А. И. Основные направления развития и размещения производительных сил Республики Адыгея на 1993−1995 гг. и на период до 2000 г./ А. И. Куев, А. Самигулин, Т. А. Оводова Майкоп: Мечта, 1994.
  61. И.В. Интеграционные процессы в АПК Сибири // Экономист.-1999.-№ 3.-с. 88−91.
  62. А. С. Эффективность сельскохозяйственного производства.- М.: Статистика, 1976. 183с.
  63. А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991 г. бВ.Липсиц И. В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. — М.: Издательство БЕК, 1996. 304 с.
  64. A.M. О создании Российской информационно- консультативной службы. Предприятия АПК: на пути к рынку // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 1996. № 3,-с. 12−16.
  65. . Побеждать должен сильнейший И Босс .- 1998.- № 1.- с. 45
  66. К.П. Прогнозирование и планирование агропромышленного комплекса.-М.: Гардарика, 1999.
  67. Ю., Дудкин В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования и регулирования // Российский экономический журнал.-1999.-№ 3.- с. 39.
  68. В. В. Совершенствование управления сельскохозяйственным производством и эффективность управления. -М.: Изд- во МСХА, 1999.-18с.
  69. А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. -М., 1992.
  70. Т. М. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и пути ее повышения. (На примере хоз-в Республики Мордовия): Автореф. дис.. канд. экон. наук, — Саранск, 1996.- 26 с.
  71. А. Государственное регулирование рынка капитала// Экономист. 1996.-№ 1.-е.27.
  72. В. Почему не оперяется кредитная кооперация // Крестьянские ведомости.-1998-№ 35.-с.22.
  73. Методические указания по сбору обработке, анализу и распространению рыночной информации. М.: Минсельхозпрод России, 1996.-15 с.
  74. В. В., Беспахотный Г. В. Рациональное планирование сельского хозяйства. -М.: Экономика, 1982.
  75. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления,— М.: Экономика, 1983.-224с.
  76. Министерство экономики Республики Адыгея. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на 2001 год.-Майкоп, 2001 .- 83 с.
  77. Ю.А., Волеов В. Н. Транспорт на уборке урожая. М.: Знание, 1979.
  78. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики. 1996.-№ 8.
  79. В. Формирование рыночных производственных структур в сельском хозяйств // Экономика с. х. и перерабатывающих предприятий.-1993.-№ 3.-с.7−10.
  80. В.Н. Рынок и проблемы хозяйствования // Международный сельскохозяйственный журнал.-1992.-№ 6.
  81. В.Н. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России. М.: СКАГС, 2002.
  82. Организация процессов управления / Под ред. Г. Х. Попова.- М.: Экономика, 1975,-279 с.
  83. В.В., Мешков В. М. Финансовая поддержка лизинга // Финансы.-1997.-№ 10. с. 11.890 состоянии сельского хозяйства в 1999 году (Статистический обзор) // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. -2000.-№ 5.-с. 20−22
  84. С.А. Модели кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001 .-jSf26.-c.39−41.
  85. Перевозки сельскохозяйственных грузов автомобильным транспортом / В. А. Зязев, М. С. Капланович, В. И. Петров. М.: Транспорт, 1979.-253 с.
  86. Е.П. Теоретико-методологические основы регулирования экономических процессов в регионе. Ростов н/Д, 2000.- 266 с.
  87. В.В., Гаврилов В. М. Оптимизация по последовательно применяемым критериям,— М.: Советское радио, 1975.-192 с.
  88. Положение об организации и проведении подрядных торгов и заключении договоров подряда на выполнение дорожных работ по заказу управления «Краснодаравтодор», — Краснодар, 1997.-20с.
  89. Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации».
  90. Л.И. Методика отбора претендентов для участия в торгах // Экономика строительства.-1995.-№ 10.-с.20−22.
  91. Проект поддержки осуществления сельскохозяйственной реформы (APHC-ARIS). Информационно-компьютерная Технический проект.-М.: ГВЦ Минсельхозпрода России, 1995.-103 с.
  92. Производственная инфраструктура села в условиях рынка // Экономика сельского хозяйства России. -1994, — № 11.- с. 10−13.
  93. Производственно-экономические показатели развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1999 году. Ч. 1., Ч. 2. -М.: МСХ и продовольствия, 2000.
  94. Развитие и совершенствование кооперативной торговли сельскохозяйственными продуктами / Н. В. Тугаевский и др.-М., 1998.
  95. Распоряжение Управляющей компании БГ «СБС-Агро» № 406 от 21 ноября 1997 года «Примерный Устав кредитного потребительского кооператива».
  96. B.C., Резник А. И. Многокритериальный отбор претендентов и оценка предложений участников подрядных торгов // Экономика стротельства.-1997.-№ 5.- с.ЗЗ.
  97. И.И. Мировой рынок электронной информации для предпринимателей, — М., 1993.
  98. О.А. Трансформация интеграционных процессов в агропродовольственной сфере России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001.-№ 9. С. 37−40.
  99. Россия в цифрах: Крат, стат.сб. /Госкомстат России.-М., 2000.- 396 с.
  100. Рекомендации по организационно-экономическому механизму обновления технической базы сельского хозяйства / В. И. Драгайцев, В. Н. Кузьмин, И. И. Лукашев. М.РАСХИ. ВНИИЭСХ, 2000.-51с.
  101. Руководство по разработке и заключению договоров подряда на федеральные дорожные проекты. М.:ФДД, 1994.-75 с.
  102. В. Совершенствование механизма управления АПК. // АПК: экономика, управление.- 1999, — № 6, — С. 20−25.
  103. Самусева Р. Ф, Архипова В. Ф. Об оценки экономической эффективности инвестиций в автомобильные дороги // Экономика строительства. -1993. -№ 8.-с. 31−45.
  104. Сборник информационных материалов по программным продуктам и информационным ресурсам ГВЦ Минсельхозпрода России. М.: ГВЦ Минсельхозпрода России, 1997.-68 с.
  105. А. Некоторые проблемы управления АПК и пути их решения // Экономист. 2000.-№ 7.-с.76−79.
  106. Сельское хозяйство России. Официальное издание. Госкомстат России.-М., 1999.
  107. А. НТП и повышение эффективности сельскохозяйственного производства. -М.: Колос, 1977, — 260с.
  108. Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства России: состояние и перспективы // Вопросы экономики.-1996.-№ 8.
  109. В. А., Попов И. Стратегия аграрных преобразований // АПК: экономика, управление.- 1999.-№ 3.-с. 28
  110. А.К. Учет ценности сельскохозяйственных земель при строительстве автомобильных дорог. М.: Агропромиздат, 1976.
  111. А.К., Носов В. П. Сельскохозяйственные дороги и площадки. Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Агропромиздат, 1986,-447с.: ил.
  112. А. Налогообложение: модели оптимизации // Экономист. -1998, — № 2. -с.68
  113. Современное управление. Энциклопедический справочник. Т. 1, Т 2. -М., 1997.
  114. Соглашение о займе (Проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве) между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. Номер займа 3757 RU, от 22.06.94 г.- М.: Минфин России, 1994.
  115. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад.-М.: Минсельхозпрод России, 1997.-106 с.
  116. Состояние и перспективы развития рыночных отношений в агропромышленном комплексе России.-М.: РАСХН, 1997.-60 с.
  117. Справочно-аналитический материал об итогах работы отрасли за 1998 год, Москва, Федеральная дорожная служба России, 1999.
  118. И. Основные направления государственной поддержки аграрного сектора // Экономист. -1999.-№ 4.-с. 11−16.
  119. Тао У. Китай: 20 лет политики реформ и открытости // Проблемы теории и практики управления.-1999.-№ 5, — с. 128
  120. Тарасов А, Маскутова JI. Крестьянская кооперация на юге России // Экономика сельского хозяйства России.-1997.-№ 1.
  121. В.А., Лезина M.J1. Агропромышленный комплекс: пропорциональность развития. М.: Знание, 1986.- 64с.
  122. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. -М.: Экономика, 1989, — 496с.
  123. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики.-1998, — № 3. с. 4.
  124. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева и др.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1998.-669 с.
  125. В. Бюджетная поддержка в системе регулирования АПК регион // АПК: экономика, управление.- 1998.-№ 7.-с.40−44.
  126. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 19 962 000 гг.- М.: Правительство России, 1996.-59 с.
  127. В. Инвестиции и производство // Экономист. 2000.-№ 10.-с. 17- 30.
  128. В.П., Федько Н. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  129. Ю. Корректировка экономических реформ объективная необходимость // Экономист.-1998 — № 3.- с. 44.
  130. А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве. Государственный Информационный бюллетень МСХП РФ. М, Информагротех, 1997.
  131. Л.И. Государственное регулирование АПК в переходный период развития.- М.:Информагробизнес, 1997.-165 с.
  132. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело Лтд, 1995. — 128 с.
  133. Ю. Проблемы продовольственной безопасности // Международный сельскохозяйственный журнал.-2001.- № 1.
  134. Ю.А. Эффективный агромаркетинг.-М.: Колос, 1994.
  135. А.В. Избранные произведения.- М.: Московский рабочий, 1989.
  136. А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации.-М., 1919, с. 74.
  137. А. О строительстве сельскохозяйственных кооперативов // АПК: экономика, управление.- 1999.- № 5.
  138. Г. А. Возможные направления структурной перестройки производственного потенциала АПК // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 1993.-№ 1.-с. 3−6.
  139. Л. Региональное регулирование инновационных процессов // Экономист.-1996.- № 9. с. 59.
  140. Л., Комарова С. Учет и анализ источников финансирования капитальных вложений на предприятиях // Российский экономический журнал.-1998.- № 3. с. 101.
  141. A.JI. Макроэкономика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1997. — 320 с.
  142. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М.: Наука, 2000, — 254 с.
  143. А.О. О необходимости корректировки экономической политики в АПК Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал.-1999.-№ 6, — с. 32.
  144. А.О. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // АПК: экономика, управление. 2000.- № 1.
  145. К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991.
  146. Экономика сельского хозяйства. В. А. Добрынин, А. В. Беляев, П. П. Дунаев и др.- /Под ред. В. А. Добрынина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1990. -с. 110−114.
  147. Экономика дорожного хозяйства: Учебник для вузов / А. А. Авсиенко, Е. Н. Гарманов, Э. В. Дингес и др. / Под ред. Е. Н. Гарманова. М.: Транспорт, 1990.-247с.
  148. Экономика предприятия: Учебник. / Под ред. Семенова В. М. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998 .-312 с.
  149. Экономические проблемы России и региона. Ростов н/Д, 2000.- 235с.
  150. Юзбеков 3. О программе экономической стабилизации на Северном Кавказе // Общество и экономика.-1999.-№ 6,-с.279−287.
Заполнить форму текущей работой