Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамические характеристики ментального пространства человека и их проявление в процессах вхождения в инокультурную среду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературных источников по теме диссертационного исследованияквазиэксперимент с использованием пилотажной и формирующей схемами исследованияметоды сбора эмпирических данных: специально разработанные программы наблюдения, приемы реконструкции жизненных ситуаций по материалам протокольных записей консультативных сеансов, интервью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ментальное пространство человека как предмет психологии и проблемы перестройки ментальных пространств в период иммиграции
    • 1. 1. Иммиграция и эмиграция как психологические феномены
    • 1. 2. Ментальное пространство человека: становление понятия
    • 1. 3. Динамические характеристики ментального пространства человека как предмет общепсихологического исследования
  • Глава 2. Психологические особенности динамических характеристик ментального пространства иммигрантов
    • 2. 1. Описание выборки и программы исследования
    • 2. 2. Особенности построения образа жизни иммигрантами при вхождении в инокультуру
    • 2. 3. Характеристика ценностно-смысловых составляющих иммигрантов, отличающихся особенностями построения образа жизни в процессе переживания «культурного шока»
    • 2. 4. Системные конструкты, обусловливающие открытость человека как основание эффективности жизнеосуществления
  • Глава 3. Проявление перестройки ментального пространства личности в процессах вхождения в инокультурную среду
    • 3. 1. Соотношение «образ жизни — образ мира» как динамический фактор, отражающий трансформацию ментального пространства иммигранта
    • 3. 2. Возможности трансформации ментального пространства иммигрантов в условиях специальной организованной психологической помощи
  • Выводы

Динамические характеристики ментального пространства человека и их проявление в процессах вхождения в инокультурную среду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Понятие «процесс вхождения человека в инокультурную среду» становится все более употребляемым, что само по себе понятно: растет степень открытости человеческого сообщества, снимающая внешние (политические, географические, экономические и т. д.) преграды для перемещения людей и свободного выбора ими временной или постоянной среды обитания. Более открытыми в мир становятся и сами люди, при этом все более разнообразными становятся их способы вхождения в инокультуру, в силу чего само искомое понятие оказывается предельно широким, включающим в себя большое количество разнообразных по своей природе феноменов. Человек, изучающий иностранный язык, осуществляет вхождение в инокультурную среду виртуально. Туристы, путешественники, бизнесмены, политики, мигранты (эмигранты, иммигранты), беженцы, вынужденные переселенцы — все это различные категории людей, которым приходится реально сталкиваться с процессами вхождения в инокультурную среду, пусть и разной глубины погружения в нее. Можно полагать, что именно для различения этой глубины вхождения в инокультуру в социологии и психологии миграции используется столь широкий список понятий, таких как «ассимиляция», «ассоциация», «интеграция», «адаптация», «денационализация», «натурализация» и т. д.

Проблема вхождения человека в инокультурную среду является проблемой полидисциплинарной, но для всех наук, которые, так или иначе, сталкиваются с ней, значимым остается понимание тех психологических механизмов, которые обеспечивают процесс вхождения человека в инокультурную среду. Социология, культурология, теория управления (в том числе и миграционными процессами) рассматривают свои вопросы о «социальной интеграции», «культурной совместимости», «сосуществовании культур» и «совмещении ценностей». Однако решение всех этих вопросов во многом зависит от того образа человека, который складывается в современной («постнеклассической») психологии. Не случайно именно сегодня Л. С. Выготского стали оценивать как «классика постнеклассической психологии» (В.П. Зинченко, 2006; В. Е. Клочко, 2006). Л. С. Выготский первым понял, что культура не усваивается человеком, а человек не адаптируется к культурной среде. Культурно-историческая психология — это дисциплина, предметом которой является «понимание механизмов преобразования культуры в мир личности» (А.Г. Асмолов, 1993), в «смысловое поле», о котором в свое время писал Л. С. Выготский, в «ментальное пространство» человека — «многомерное пространство жизни», а не «пространство для жизни» (В.Е. Клочко, 2002).

Поэтому актуальной представляется задача осмыслить процесс вхождения иммигранта в инокультурную среду в призме постнеклассической науки — не с точки зрения на иммиграцию как процесс адаптации человека к «новой действительности», а с точки зрения того, как рождается новая для человека действительность.

Таким образом, целью работы является получение знаний о том, каким образом мир человека, его ментальное пространство, в которое преобразовалась родная для иммигранта культура, начинает трансформироваться под воздействием инокультуры, порождая новое видение мира (образ мира) и характерные признаки нового образа жизни.

Объект исследования — процесс вхождения иммигрантов в инокультурную среду.

Предмет исследования — особенности динамических характеристик ментального пространства иммигрантов и их проявление в процессах вхождения в инокультурную среду.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологическую базу исследования.

2. Показать процесс становления понятия «ментальное пространство человека» в динамике сменяющих друг друга идеалов рациональности (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм).

3. Определить методический аппарат и провести исследование психологических особенностей динамических характеристик ментального пространства иммигрантов.

4. Выявить типологические особенности готовности человека к изменению образа жизни и образа мира как проявлениях динамических характеристик его ментального пространства и сопоставить их с особенностями психологических проблем, возникающих при вхождении в инокультуру.

5. Зафиксировать особенности перестройки ментального пространства эмигрантов в условиях специально организованной психологической помощи.

Теоретико-методологические основания исследования составили труды ученых, в которых были заложены методологические предпосылки, выводящие к проблеме изменения образа жизни человека как психологического феномена (А.Г.Асмолов, К.А.Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Франкл, Н. С. Хрусталева, Д. Н. Узнадзе, и др.) — идеи культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, ее конкретизация в трансспективном подходе (В.Е. Клочко), а также положения о транскоммуникативном мире личности как жизненном пространстве ее самореализации и саморазвития, разрабатываемые В. И. Кабриным.

Гипотеза исследования представлена рядом допущений:

1. Ментальное пространство человека является общесистемным динамическим образованием, функциональная роль которого заключается в том, что оно, опосредствуя связь человека с объективной реальностью, определяет тем самым особенности многомерного бытия человека в создаваемом им самим многомерном жизненном пространстве.

2. Существуют динамические характеристики ментального пространства, которые отражают степень открытости человека в мир и заявляют о себе в виде большей или меньшей готовности человека к трансформации образа жизни и образа мира.

3. К числу таких характеристик можно отнести континуумы «ригидность-флексибильность», «интернальность-экстернальность», непосредственно указывающие на степень открытости человека, и связанные с ними такие системные конструкты, как готовность человека к самореализации определенного уровня, мотивация достижения успеха и избегания неудачи.

Научная новизна исследования:

— эмпирически выявлено, что иммигранты, пребывающие на разных этапах переживания «культурного шока» в новых социально-культурных условиях, существенно отличаются стратегиями построения образа жизни, обусловленными особенностях восприятия наличной жизненной ситуации, спецификой ее субъективной оценки, доминирующими модальностями переживания ситуации иммиграции;

— проявление динамических характеристик ментального пространства иммигрантов зафиксированы в типологических особенностях готовности человека к изменению образа жизни и образа мира, в фактах различающейся легкости (трудности) перестройки многомерного мира человека, в уровнях осознания самого себя как субъекта своего образа жизни, в динамике ценностно-смысловых содержаний ментального пространства;

— доказано, что степень легкости (трудности) перестройки многомерного мира человека в значительной степени обусловлена личностным ресурсом, включающим в себя рефлексивный компонентуровень осознания человеком самого себячем менее открыта система в плане устойчивости поведенческих стереотипов и трудности их перестройки, жесткости их привязки к сложившейся системе ценностно-смысловых содержаний ментального пространства, тем большие психологические коллизии будут сопровождать иммигрантов на стадии их ассимиляции;

— показано, что соотношение готовности к изменению образа жизни и готовности к изменению образа мира, является той характеристикой, которую необходимо учитывать, как при прогнозировании психологических последствий иммиграции, так и при оказании конкретной психологической помощи иммигрантам, обращающимся к психоконсультанту.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— в опоре на трансспективный анализ выделен процесс становления понятия «ментальное пространство человека» и выявлено закономерное усложнение этого понятия по мере смены идеалов рациональности в психологии (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм);

— в рамках постнеклассической парадигмы определено психологическое содержание феномена индивидуального ментального пространства человека как системного (чувственно-сверхчувственного) образования, заявляющего о себе особенностями образа жизни человека (тем, что он делает в мире), особенностями образа мира (как он понимает и интерпретирует для себя мир) и особенностями рефлексии ценностно-смыслового устройства собственного жизненного мира;

— обосновано, что индивидуальное ментальное пространство человека, становясь предметом психологического исследования, позволяет рассматривать его (человека) в качестве пространственно-временной организации, которая по-разному формируется в разных культурах, а в условиях иммиграции (т.е. вхождения в инокультурную среду), обусловливает качество перестройки жизненного мира, само при этом неизбежно трансформируясь.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ментальное пространство человека исходно (онтогенез) формируется в процессах трансформации культуры в многомерный мир человека, обусловливая его (мира) осмысленность и ценностную наполненность. Динамика же его (актуалгенез) обеспечивается процессами разрешения перманентно возникающих противоречий между образом жизни и образом мира, что особенно выражено выступает в периоды вхождения человека в инокультуру (миграция, эмиграция, иммиграция и т. д.).

2. Психологическими проявлениями динамических характеристик ментального пространства являются легкость (трудность) перестройки ценностно-смысловых измерений жизненного мира человека, готовность к реализации в деятельности системы ценностей, качество отражения в сознании многомерного пространства собственного бытия (образ мира, образ жизни, образ мысли), самого себя как субъекта активности (локус контроля) и своей возможности расширения жизненного пространства как пространства самореализации, устойчивость связанных с ценностями и смыслами поведенческих стереотипов (ригидность).

3. Организация психологической помощи людям, входящим в инокультуру, должна учитывать динамические характеристики ментального пространства клиента — его открытость, способность к изменению и готовность к нему. Выделенная на этой основе типология ментальных пространств и диагностический инструментарий, облегчающий типологизацию, являются условиями, повышающим эффективность психотерапевтической (транс)коммуникации.

Практическая значимость исследования заключается в использовании его результатов и выводов, психолого-консультативной программы, для практической деятельности в таких сферах социальной работы, как психолого-консультативная и психотерапевтическая работа с иммигрантами, миграционная служба, служба занятости, и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2002), на Всероссийской конференции «1 Сибирский психологический форум» (Томск, 2004), на Всероссийской конференции «Психолог в образовании» (Томск, 2005), на Всероссийской конференции «Интеграция науки и практики как концептуальная и организационная основа развития психологии в Сибири (Сибирская психологическая ярмарка)» (Томск, 2006), на региональной конфренции «Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе» (г. Барнаул, 2002). Практические результаты исследования и психолого-консультативная программа используются в практике консультирования имиигрантов г. Торонто (Канада).

Методы исследования.

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературных источников по теме диссертационного исследованияквазиэксперимент с использованием пилотажной и формирующей схемами исследованияметоды сбора эмпирических данных: специально разработанные программы наблюдения, приемы реконструкции жизненных ситуаций по материалам протокольных записей консультативных сеансов, интервью с клиентамиметодика определения локализации контроля (методика Е.Г. Ксенофонтовой), «Методика предельных смыслов» Д.А. Леонтьева- «Методика смысло-жизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Самоактуализационный тест (CAT) — Методика незаконченных предложений Ж. НюттенаТест-опросник измерения мотивации достижения, разработанный М.Ш. Магомед-Эминовым на основе модифнцнкации теста-опросника А. Мехрабиана- «Томский опросник ригидности Г. В.Залевского» (ТОРЗ) — психолого-консультативные методы. Методы обработки и интерпретации данных: качественный анализ полученных результатов, математические методы статистической обработки данных.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2000;2002 гг.) — анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследованияотработка понятийного аппаратаопределение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (2003;2004 гг.) — составление программы пилотажного исследования, подбор методик для решения его задачпроведение пилотажного исследованиякачественная и количественная обработка полученных результатов.

Третий этап (2005;2006 гг.) — составление программы формирующего этапа исследования, подбор методик для решения его задачпроведение формирующего исследованиякачественная и количественная обработка полученных результатов с последующей интерпретациейподведение итогов и литературное оформление диссертации.

В исследовании принимали участие 126 иммигрантов, покинувших страны СНГ в последние 4−8 лет и выбравших в качестве страны проживания Канаду, обратившихся за психологической помощью.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, комплексом апробированных и валидизированных методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская.-М., 1991.-299 с.

2. Агафонов, А. Ю. Основы смысловой теории сознания / А. Ю. Агафонов. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.

3. Агеева, Ж. Г. Экстремальные ситуации внутренней миграции в России / Ж. Г. Агеева // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. Москва, 2002. — С.335.

4. Актон, Л. Принцип нациолнального самоопределения / Л. Актон // Нации и национализм / Под ред. Б. Андерсен, О. Бауэер, М. Хрох. -М., 2002. С. 26−51.

5. Алексеева, Т. А. Перспективы интегративной идеологии (тезисы) / Т. А. Алексеева, Б. Г. Капустин, И. К. Пантин // Политические исследования. 1997. -№ 3. — С. 16−22.

6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.

7. Асмолов, А. Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существоания / А. Г. Асмолов // психологи о мигрантах и миграции в России: информационно-аналитический бюллетень. -М.: Смысл, 2001. -№ 2. С. 13−20.

8. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Ин-т практ.психол.- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 768 с.

9. Асмолов, А.Г. XXI век: психология личности в век психологии / А. Г. Асмолов // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность. Томск: Томск. ун-т, 2002. — С. 10−20.

10. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002.

11. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыдкин, А. М. Эткинд // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 3. — С. 152−162.

12. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 1999. -663 с.

13. Березина, Т. Н. Жизненный путь личности: осознанаваемые и неосознаваемые аспекты / Т. Н. Березина // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова. М., 1997. — С.313−322.

14. Братимов, О. В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / О. В. Братимов, Ю. М. Горский, М. Г. Делягин. М.: ИНФРА-М, 2000. 334 с.

15. Бокова, O.A. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: Автореферат диссертации.канд. психол. наук / Бокова Ольга Александровна. Барнаул, 2002. — 21 с.

16. Бондырева, С.К., Миграция (сущность и явление) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М: МПСИВоронеж: НПО «Модэкс», 2004. — 294 с.

17. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 3−19.

18. Братусь, Б. С. Психология личности: Хрестоматия / Б. С. Братусь // Психология личности. Самара, 2000. — т.2. — С. 385−456.

19. Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности и психическое здоровье / Б. С. Братусь // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М.: Смысл, 2002. — № 4.-С.46−58.

20. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. Диалоги между пациентами в гуманистической психотерапии / Дж. Бьюдженталь. М.: НФ «Класс», 1998.

21. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. -СПб: Питер, 2001.

22. Варламова, Е. П. Жизненный путь как творческий акт / Е. П. Варламова, Ю. Н. Михайлова // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. -Вып. 3.-С. 37−50.

23. Ваулина, Т. А. Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты: автореф. дис.. канд.психол.наук / Ваулина Татьяна Анатольевна. Барнаул, 2005. -22 с.

24. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. М.: Международная педагогическая академия, 2001. — 164 с.

25. Воробьева, Л. И. Гуманитарная психология: предмет и задачи / Л. И. Воробьева // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.

26. Выготский, Л. С. Конкретная психология человека / Л. С. Выготский // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1986. — № 1. — С 24−36.

27. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.

28. Вынужденная миграция и права человека / Под ред. М. АрутюноваМ., 1998.

29. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности: дис. д-ра. психол. наук. Барнаул, 2002. — 260 с.

30. Галажинский, Э. В. Самореализация личности возможные направления исследования / Э. В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. — 1998. — Выпуск 8−9. — С. 92−94.

31. Галажинский, Э. В. Психология свободы: системный ракурс / Э. В. Галажинский // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2006. — С. 16−18.

32. Гершунский, Б. С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. -М., 1996. 143 С.

33. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М.: Изд-во «Весь мир», 2004. — 28 с.

34. Голд, Дж. Психология и география: основы поведенческой географии / Дж. Голд. -М., 1990.

35. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов. М.: Издательский Дом «Бахрах-М». — 245 с.

36. Григоричева, И. В. Мотивация дотижения у людей с разной субъективной оценкой успешности самореализации: автореф. дис. .канд. психол. наук / Григоричева Ирина Викторовна. Барнаул, 2003.-22 с.

37. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А. Я. Гуревич.-М., 1993.

38. Гуревич, A.M. Мотивация миграции / A.M. Гуревич. СПб.: Речь, 2005.-272 с.

39. Даненова, Д. Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема: автореф. дис. .канд. психол. наук / Даненова Дарина Б. Барнаул, 2001. — 189 с.

40. Дерманова, И. Б. Некоторые аспекты феномена самореализации / И. Б. Дерманова, Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. — 240 с.

41. Дилигенский, Г. Глобализация в человеческом измерении / Г. Дилигенский // Мировая экономика и международные отношения. -2002.-№ 7.

42. Дорман, А. П. Эмиграционные настроения диаспоральных этносов (на примере российских евреев): автореф. дис.. канд. соц. наук. / Дорман А. П. Екатеринбург, 1998.

43. Дюби, Ж. Развитие исторических исследований во Франции / Ж. Дюби // Одиссей. Человек в истории. М., 1991.

44. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов // Вопр. психол. 1995. — № 5. — С. 20−29.

45. Еременко, Л.Г. русская эмиграция как социально-культурный феномен: автореф. дис.. канд.соц.наук / Еременко Л. Г. -М., 1993. -22с.

46. Ефанова, М. И. Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ефанова Марина Ивановна. Барнаул, 2005. -18 с.

47. Задорожный, Г. В. Социальный экономист в эпоху ментальной эволюции / Задорожный Г. В. // Социальная экономика. 2002. — № 1−2.

48. Задорожный, Г. В. Социальная экономика как научная область постнеклассического экономического знания / Г. В. Задорожный, Я. Ю. Радченко // Социальная экономика. 2003. — № 4.

49. Залевский, Г. В. Фиксированные формы поведения как коммуникативные барьеры в кросскультуральном контексте / Г. В. Залевский, В. Г. Залевский // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Томск. ун-т, 2004. — С.153−168.

50. Знаков, В. В. Половые и тендерные различия в психологии субъектов российской ментальности / В. В. Знаков // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Томск. ун-т, 2004.-С. 123−140.

51. Знаков, В. В. Психология понимания / В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН, 2005. — 448 с.

52. Ильин, П. Еврейская эмиграция из бывшего СССР в США / П. Ильин, М. Каган // Миграционная ситуация в России: социально-политический аспект.-М., 1994.

53. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб., 2000. — 512 с.

54. Ионцев, В. А. Международная миграция населения: Теория и история изучения / В. А. Ионцев. М., 1999.

55. Ишмухаметов P.P. Депривация потребности в самореализации как фактор миграционной готовности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2004. — 23 с.

56. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования / В. И. Кабрин. М.: Смысл., 2005. — 248 с.

57. Кабрин, В. И. Ноэтическое измерение в психологии человека: новое и вечное / В. И. Кабрин // Сиб.психол.журн. 2000. — Вып. 12. -С.23−28.

58. Кабрин В. И. Личность как встреча / В. И. Кабрин // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность. Томск: Томск. ун-т, 2002. С.73−103.

59. Кабрин, В.И. принципы методы исследования и актуализации ментальной динамики личности и группы / В. И. Кабрин. -Томск:Томск. ун-т, 2002.

60. Каган, М. Еврейская эмиграция из бывшего СССР в США: Обзор изменений за 70−90-е гг. / М. Каган. М.: 1996.

61. Касаткина, Н. от маргинализации до интеграции: стратегия аккультурации в различных группах национальных меньшинств Литвы / Н. Касаткина // Этническая психология и общество. М.: 1997. -С.289−305.

62. Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999.-С. 303.

63. Карнаухов, Д. А. Коммуникативные аспекты ментальных карт участников образовательного процесса: автореф. дис.. канд. психол. наук / Карнаухов Д. А. Томск, 2004. — 21 с.

64. Клочко В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.

65. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности.

Введение

в трансспективный анализ / В. Е. Клочко. Томск: изд-во ТГУ, 2005. — 173 с.

66. Клочко, В. Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии / В. Е. Клочко // Труды ярославского методологического семинара. Том 4: Объяснение в психологии. Ярославль: МАПН. -2006.

67. Клочко, В. Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления / В. Е. Клочко // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. — С.30−44.

68. Клочко, В. Е. Коммуникативная среда как фактор становления ментального пространства человека / В. Е. Клочко // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Томск. ун-т, 2004. — С. 30−44.

69. Клочко, Ю. В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни: автореф. дис.. канд. психол. наук / Клочко Юлия Витальевна. Барнаул, 2002. — 24 с.

70. Князева, E.H. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Приложинным / E.H. Князева, С. П. Курдюмов // Философский журнал,-1992.-№ 12.-С. 3−20.

71. Коваль, H.A. Психологическая сущность личностного потенциала / H.A. Коваль.

72. Кондаков, И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. -С. 43−51.

73. Коржова, Е. Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: СпбГУ., 2000. Вып.4 — С. 155−160.

74. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения / Л. А. Коростылева СПб., 2000. — 292 с.

75. Коростылева, Л. А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности / Л. А. Коростылева / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. -СПб.: СпбГУ, 2000. Вып. 4. — С. 21−46.

76. Ксенофонтова, Е. Г. Исследование локализации контроля личностиновая версия методики «уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. 1999. — т. 20, — № 2 -с.103−114.

77. Краснорядцева О. М. Психодиагностический прием реконструкции профессиональных ценностей / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. № 19. — 2004. — С. 94−97.

78. Куницына, В. Н. Структура мотивации человека в поворотные периоды его жизни / В. Н. Куницына, Е. И. Кирюхина // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии / Сост. Н. С. Хрусталева. СПб., 2001. — С.262−270.

79. Лебедева, Н. М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности / Н. М. Лебедева // Психол.журн. 1996. -№ 4. — С.32−42.

80. Лебедева, Н. М. Эмиграция и репатриация в России / Н. М. Лебедева // Попечительство о нуждах российских репатриантов / Сост. А. А. Бондарев. М.: 2001. — 485 с.

81. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб.: «Сенсор», 2000. — 368 с.

82. Лемешко, О. Иммигрант-авантюрист или прагматик? Облик современного иммигранта Электронный ресурс. / О. Лемешко. -Режим доступа: http://club.fom.ru/community.htmlid=П&expand=1гехг=1& 1.

83. Леонтьев, А. Н. Психология образа / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ: Серия 14: Психология. 1979. -№ 2. — С 3−13.

84. Леонтьев, А. Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира / А. Н. Леонтьев // Познавательные процессы: Ощущения, восприятия.-М.: 1982.

85. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 18 с.

86. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999.-35с.

87. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1996. — № 4. -С. 35−47.

88. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом (гуманистическая перспектива в постсоветской психологии) / Д. А. Леонтьев / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур М.: Смысл, 1997. — 336 с.

89. Лефевр А. Производство пространства / А. Лефевр // Социологическое обозрение. Том 2. — 2002. — № 3.

90. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. -252 с.

91. Линч К. Образ города / К. Линч. М., 1982.

92. Логинова H.A. Жизненный путь и социальное мышление личности в контексте исторического времени / H.A. Логинова // Вестник КазГУ им. Аль-Фараби. Серия философия, политология, психология, социология. Алматы, 1999. — № 8−9. — С. 5−11.

93. Магомед-Эминов, М. Ш. Психопатология смысла / М.Ш. Магомед-Эминов // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М.: Смысл, 2001. — № 2.-С. 45−63.

94. Малкина-Пых, И. Г. Техники позитивной терапии и НЛП / И.Г. Малкина-Пых / Справочник практического психолога. -Москва: изд-во Эксмо, 2004.

95. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1992.-415 с.

96. Мануэль, Дж. Смит Тренинг уверенности в себе / Дж. Смит Мануэль.- Санкт-Перебург: Изд-во «Речь», 2000.

97. Маслоу, А. Г. Психология бытия / А. Г. Маслоу. М: «Рефл-бук» — «Ваклер», 1997.-300 с.

98. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу.- СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

99. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу / Под ред. Г. А. Балла и др.- Пер. с англ. Г. А. Балл. М.: «Смысл», 1999.-424 с.

100. Матис, Д. В. Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа: автореф. дис.. канд. психол. наук / Матис Денес Владимирович. Барнаул, 2004. — 22 с.

101. Медведкова, O. J1. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: автореф. дис. .канд. психол. наук / Медведкова O.JI. Барнаул, 1999. — 26 с.

102. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / Под ред. В. И. Кабрина и О. И. Муравьевой. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. — 280с.

103. Морис, Мерло-Понти. Феноменология восприятия / Мерло-Понти, Морис / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, C.JI. Фокина. Санкт-Петербург: «Ювента» — «Наука», 1999.-605с.

104. Муравьева, О. И. Особенности ментальности в базовых психологических пространствах существования человека / О. И. Муравьева // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Томск. ун-т, 2004. — С.56−76.

105. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. -М.: НФ «Класс», 1994.

106. Мясникова, JI. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода / J1. Мясникова // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 11.

107. Найссер У. Познание и реальность / У. Найссер. М., 1981.

108. Некрасова, Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: автореф. дис.. докт. психол. наук / Некрасова Евгения Владимировна Барнаул, 2005. — 47 с.

109. Никифорова, О. В. Ценностная детерминация творческого педагогического труда в условия перехода к новой образовательной парадигме: автореф. дис.. канд. психол. наук / Никифорова Ольга Владимировна. Томск, 1997. — 22 с.

110. Нитобург, Э. У истоков русской диаспоры в США: III волна / Э. Нитобург.-М.: 1999.

111. Новохатько E.H. Психологическая помощь мигрантам в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира (на примере вынужденных переселенцев): автореф. дис.. канд. психол. наук / Новохатько E.H. Барнаул, 2005. — 20 с.

112. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. -Москва.: 1961. 900 с.

113. Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт. М.: Ювента, 1998;345 с.

114. Панферов В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. СПб.: 2002. -252 с.

115. Пантилеев, С. Р. Методы измерения локуса контроля / С. Р. Пантилеев, В. В. Столин // Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, М. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 278−285.

116. Павленко, В. Н. Аккультурационные стратегии и модели трансформации идентичности у мигрантов / В. Н. Павленко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев / Под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001.-с.25−39.

117. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -512с.

118. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005. — 480 с.

119. Петренко В. Ф. Психосемантическая трансформация ментальности в условиях массовой коммуникации / В. Ф. Петренко // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Томск. ун-т, 2004.-С. 77−95.

120. Психологическая помощь мигрантам / Под ред. Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2002.-479 с.

121. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. J1.A. Головей, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. — Вып. 3. — 248 с.

122. Психология бенежцев и вынужденных переселенцев опыт исследовательской и практической работы / Под ред Г. У. Солдатовой. -М.: Смысл, 2001. 279 с.

123. Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2006. — 486 с.

124. Раевский, A.M. Тест самоактуализации личности / A.M. Раевский // Психолог в школе. 1999.-№ 2.-С. 10−23.

125. Реан, A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля / A.A. Реан // Психологический журнал. 1998. — Т. 16. -№ 4.-С. 3−12.

126. Реан, A.A. Самоактуализация и самотрансценденция личности / A.A. Реан // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 305−307.

127. Реан, A.A. Акмеология личности / A.A. Реан // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 4. — С. 3−12.

128. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. М.: 1994. — 480 с.

129. Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс / Пер. с англ. О. Кондрашовой и др. М.: Апрель ПрессЭКСМО, 2002.-976 с.

130. Рудкевич, J1.A. Возрастная динамика самореализации личности / JI.A. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2000. — С. 297−305.

131. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-712 с.

132. Рыбалко, Е. Ф. Ценностные ориентации и временные перспективы самореализации личности / Е. Ф. Рыбалко, Н. Г. Крогиус // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб, 1998. — С. 154−162.

133. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1997. — 264 с.

134. Свияш, А. Решаем проблемы / А. Свияш. Санкт-Перебург: Изд-во «Питер», 2001.

135. Савоскул, С. С. Русские переселенцы и Россия: взгляд из нового зарубежья //вынужденные мигранты и государство / С. С. Савоскул. -М.: 1998. С.289−312.

136. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии.- 1983.-№ 2.-С. 14−21.

137. Семенова, З. Ф. Мотивационный потенциал как фактор совладающего поведения // Психологические проблемы самореализации личности / З. Ф. Семенова, М. Ф. Дмитриева / Под ред. Л. А. Коростылевой. СпбГУ., 1999. — Вып. 3. — С. 123−132.

138. Скребцова, Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Т. Г. Скребцова. СПб., 2000.

139. Слободчиков, В. И. Психология человека: Введение в психологию субьективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М., 1995. 180 с.

140. Слободчиков, В. И. Антропологический принцип в психологии развития / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. -1998.-№ 6.-С. 3−17.

141. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии /В.И. Слободчиков // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникация, толерантность. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 20−29.

142. Смирнов, A.C. Изучение жизненных планов потенциальных эмигрантов Электронный ресурс. / A.C. Смирнов. Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/social/smirnov.

143. Солдатова, Г. У. Общество и вынужденные мигрантов: трудный путь к взаимопониманию / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М.:Смысл, 2001. — № 3. — С. 49−60.

144. Скребцова, Т. Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Т. Г. Скребцова. СПб., 2000.

145. Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность Электронный ресурс. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0026l.shtml.

146. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект-Пресс, 2003. — 368 с.

147. Стеценко, Л. П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности / Л. П. Стеценко // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 2004. — № 1. — С.23−40.

148. Субъект, личность и психология человеческого бытия // Под ред. В. В. Знаковой, Э. И. Рябинкиной. М.: Институт психологии РАН. -2005.-384 с.

149. Тепленева, И. А. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образ мира человека: автореф. дис. канд. психол. наук / Тепленева И. А. Барнаул, 2002. — 18 с.

150. Титов, В.Н. О формировании образа этнического иммигранта (анализ публикаций прессы) Электронный ресурс. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004/0179/analit03.php.

151. Томский опросник ригидности Г. В. Залевского // Сибирский психологический журнал. -2000. Вып. 12. — С. 129−137.

152. Третьякова, Е. И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме (на примере профессионально-личностного развития в условиях вуза) / Е. И. Третьякова // Мир психологии. 2001. — № 2 — С. 79−82.

153. Трофимова, Ю. В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук / Трофимова Юлия Владимировна. Барнаул, 2002. — 23 с.

154. Тутушкина, М. К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М. К. Тутушкина. Санкт-Перебург: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.

155. Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.

156. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1985.-344 с.

157. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. -414 с.

158. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 512 с.

159. Феннел, М. Когнитивная психология-методы борьбы с приступами паники / М. Феннел. Москва: Изд-во «Астрель», 2004.

160. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.

161. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. СПб.:Речь, 2000.

162. Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1995.-239 с.

163. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. -М., 1995.-240 с.

164. Фрейнкман-Хрусталева, Н. С. Эмиграция и эмигранты: история и психология / Н.С.Фрейнкман-Хрусталева, А. И. Новиков. СПб., 1995.

165. Хандохина Т. В. Фазы реабилитационного процесса вынужденных мигрантов в новой социокультурной среде / Т. В. Хандохина // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. -М.:Смысл, 2001. -№ 3. С.147−151.

166. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. -СПб.: Речь, 2001.-240 с.

167. Хрусталева Н. С. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога / Н. С. Хрусталева // «ДИАСПОРЫ». 1999. — № 2−3.

168. Хрусталева Н. С. Психология эмиграции (социально-психологические и личностные проблемы): автореф. дис.. д-ра. психол. наук / Хрусталева Н. С. СПб, 1996. — 46 с.

169. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире / Н. Ю. Хрящева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. JI.A. Коростылевой. СПб., 1998.-С. 17−25.

170. Цырева JI.A. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис.. канд. психол. наук / Цырева Л. А. -М.: 1992.-25 с.

171. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: автореф. дис.. д-ра. философ, наук/ Чернявская Г. К. СПб., 1994. — 46 с.

172. Шайгерова Л. А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции / Л. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. М.:Смысл, 2001.-№ 2.-С. 75−86.

173. Шлягина, Е. И. Возможности этнопсихологии личности в решении проблем вынужденной миграции / Е. И. Шлягина, И. В. Бардина, JI.А. Шайгерова // Этническая психология и общество. М., 1997. С. 340−346.

174. Шемякин Ф. Н. О психологии пространственных представлений / Ф. Н. Шемякин // Уч. зап. Гос. ин-та психологии. -М., 1940.

175. Шкуратов В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. -М, 1997.

176. Эриксон Э. Идентичность // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2003. — С.517−534.

177. Юдина Т. Н. Социология миграции / Т. Н. Юдина. М.: Академический проект, 2006. — 270 с.

178. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. Кемерово: КемГУ, 2000. — 203 с.

179. Abu-Laban, Yasmeen, Gabriel, Christina. Selling Diversity: Immigration, Multiculturalism, Employment Equity, and Globalization. Peterborough (Canada): Broadview Press, 2002.

180. Alexander Ch. The pattern language. Oxford, 1981.

181. Alperson, Philip. Diversity and Community: an Interdisciplinary Reader. Maiden, MA: Blackwell Pub., 2002.

182. Aydemir, Abdurrahman Bekir. Effects Of Selection Criteria And Economic Opportunties On The Characteristics Of Immigrants. Family and Labour Studies Division Statistics Canada Ottawa, 2002.

183. Barry, Brian M. Culture and Equality: an Egalitarian Critique of Multiculturalism. Maiden, MA — Cambridge, UK: Polity Press in association with Blackwell Publishers, 2002.

184. Bauer Т., Klaus F., Zimmerman B. Network Migration of Ethnic Germans//International migration revew, 1997.V.3.№ 1.

185. Berry J.W. Psychology of acculturation: Understanding Individuals Moving Between Cultures // Applied Cross-Cultural Psychology /R.W.Brislin (Ed.), London, 1990.P.232−253.

186. Berry J.W. Immigrationand Adaptation/Applied Psychology: An International Review. 1997.Vol.46 (1) /.

187. Brunswik E. Organismic achievement and environmental probability, Psychol. Rev., 1943, 50, 255−272.

188. Castells Manuel, The Institutions of the New Economy. Lecture at 'Delivering the Virtual Promise' Conference, Queen Elizabeth Hall, London, 19 June 2000. At http:// www. brunel. ac. uk/research-/virtsoc/lext/events/castells.htm.

189. Chryssochoou, Xenia. Cultural Diversity: Its Social Psychology. Oxford, UK — Maiden, MA: Blackwell, 2004.

190. Danilov, Dan P. Immigrating To The U.S.A 8th ed. Bellingham, WANorth. Vancouver, BC: Self-Counsel Press, 2002.

191. Drucker, Peter F. Post-Capitalist Society. New York: Harper Collins, 1993.

192. Fauconnier, G. Mental spaces. Cambridge, 1985.

193. Francis, Diane. Immigration: The Economic Case. Toronto: Key Porter, 2002.

194. Gardiner, Harry W., Corinne Kosmitzki. Lives Across Cultures: Cross-Cultural Human Development. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2002.

195. Gibson, Katherine. Unclutter Your Llife: Transforming Your Physical, Mental, and Emotional Space. Hillsboro, OR: Beyond Words Pub., 2004.

196. Kozulin A, Venger A. Immigration without adaptation: the psychological world of Russian immigrants in Israel//Mind?Culture and Activity. 1994 № 4.P.230−238/.

197. Lefebvre Henri. La production de l’espace. P.:Anthropos, 2000. pp. 35−40.

198. Levete, Sarah. Being an Immigrant. Mankato, Minn.: Stargazer Books, 2007.

199. Liebkind K. Vietnamese Refugees in Finland Changing Cultural Identity// Changing European identities: Socialpsychological analyseas of social change / G.V.Breakwell, E/Lyons (Eds).Oxford.l996. P.227−240.

200. Longitudinal Survey of Immigrants to Canada: a portrait of early settlement experiences / Ottawa: Statistics Canada, 2005.

201. Macey, David. Can We Live Together?: Equality and Difference. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 2000.

202. Morris, Lydia. Managing Migration: Civic Stratification And Migrants' Rights. London: Routledge, 2002.

203. Park R. Race and Culture. N.Y. The Free Press, L.: Collier-Macmillan Limited, 1950. P. 256.

204. Reich Robert B. The Work of Nations: Preparing Ourselves for 21st Century Capitalism, New York: Vintage,.

205. Reprint: Image and environment. Chicago, 1973.

206. Quell, Carsten. Official Languages And Immigration: Obstacles And Opportunities For Immigrants And Communities. Ottawa, Office of the Commissioner of Official Languages. 2002.

207. Rifaat, Cherif. Immigrants Adapt, Countries Adopt~Or Not: Fitting Into The Cultural Mosaic. Montreal: New Canadians Press 2004.

208. Shweder, Richard A. Why Do Men Barbecue?: Recipes For Cultural Psychology. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, c2003.

209. Silverthorne, Colin P. (Colin Patric). Organizational Psychology in Cross-Cultural Perspective. New York, N.Y.: New York University Press, c2005.

210. The Canadian Immigrant Experience web site: «Moving here, staying here» http://www.collectionscanada.gc.ca/index-e.html.: / Library and Archives Canada, 2006.

211. Toft, Monica Duffy. The Geography of Ethnic Violence: Identity, Interests, and the Indivisibility of Territory. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003.

212. Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men // Psychological Review, 55,1948.

213. Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and 'Imaginary maps' // Science, vol. 88,1913.

214. Ward, Colleen A., Stephen Bochner, Adrian Furnham. The Psychology of Culture Shock. New York: Routledge, 2001.

215. Williams, John E. The Importance of Psychological Traits: a Cross-Cultural Study. New York: Plenum Press, cl998.

216. Wsevolod W. Isajiw. Multiculturalism in North America and Europe: comparative perspectives on interethnic relations and social incorporation. Toronto: Canadian Scholars' Press, 1997.

217. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — Ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5−6 субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

218. Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие Ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

219. Беседа о том, как влияют мысли на эмоции и наоборот, проводится параллель между качеством мыслей и качеством жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой