Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговый механизм оценки удовлетворенности качеством жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более четко маркетинг как фактор изменения качества жизни обозначен в работах как зарубежных (Б. Берман, Ф. Котлер, Е. Маккарти, Р. Моррис, К. Фокс, Дж.Р. Эванс и др.), так и отечественных (Г.Г. Абрамишвили, С. Н. Андреев, Б. М. Голодец, В. Э. Гордин, М. К. Губышева, Г. Е. Емельянов, A.A. Лобанов, Е. Г. Морозова, В. М. Мелиховский, А. Г1. Панкрухин, A.B. Решетников, Е. В. Смирнова, E.JI. Шекова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКЕТИНГА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Структурное определение качества жизни
    • 1. 2. Социально-этичный маркетинг как предпосылка возникновения маркетинга качества жизни
    • 1. 3. Современная концепция маркетинга качества жизни
  • Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Теория «полноты удовлетворенности» жизныо
    • 2. 2. Методология исследования и инструментарий анализа
    • 2. 3. Факторы удовлетворенности жизнью: измерение и оценка
  • Глава 3. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ Г. ТАМБОВА
    • 3. 1. Механизм оценки удовлетворённости качеством жизни на примере населения г. Тамбова
    • 3. 2. Анализ динамики удовлетворённости качеством жизни на примере населения г. Тамбова
    • 3. 3. Факторы удовлетворенности качеством жизни как перспективные отрасли развития социально-ответственного бизнеса

Маркетинговый механизм оценки удовлетворенности качеством жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перед мировым сообществом все чаще встает вопрос о необходимости упрочения международного сотрудничества в деле обеспечения устойчивого развития. Постепенно человечество приходит к осознанию того, что именно качество жизни в наибольшей степени выражает его целевые устремления. Ориентация на качество товаров и услуг продемонстрировала значимость качества для всех аспектов жизни общества, стала показателем их жизнеспособности и конкурентоспособности.

Качество жизни имеет огромный теоретический и методологический потенциал, позволяющий по-новому, с позиций целостности подойти к осмыслению проблем жизни и деятельности человека. Аналогично тому, как всеобщее управление качеством (TQM — Total Quality Management) признано ведущим стимулом развития промышленности, категория «управление качеством жизни» является основой развития и совершенствования социальной сферы, инструментом эффективной социально-экономической политики, что подтверждается опытом промышленно развитых стран в решении проблем экономического развития.

Маркетинг в России постепенно занимает место одного из ведущих факторов изменения качества жизни населения. Такое положение маркетинга в условиях модернизации российского социума объясняется его особыми социальными функциями: значительным потенциалом формирования нового качества жизни россиян за счет рационализации и гуманизации производства, обеспечения индивидоориентированного сбыта продукции, реально удовлетворяющего потребности людей.

Тем не менее, социальные аспекты маркетинга исследованы пока недостаточно. В литературе отсутствуют систематические исследования проблемы влияния маркетинга на повышение качества жизни населения. Но именно сегодня становится актуальным адекватное понимание социальных ролей и функций маркетинга в условиях развивающейся рыночной экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Категория «качество жизни» является сложным понятием, содержание которого изменяется в соответствии с новыми условиями жизни. Проблематика качества жизни в той или иной степени затрагивались различными учеными. Исходные представления об уровне благосостояния как определенных стандартах жизни формировались уже в работах Аристотеля, И. Канта, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, П. Самуэльсона. Теоретико-методологические предпосылки изучения категории «качество жизни» разработаны классиками социальной философии: М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем.

Исследованием проблем качества жизни занимаются многие отечественные ученые, в частности: Б. В. Бойцов, A.B. Гличев, Б. И. Герасимов, Л. Г. Дубицкий, В. В. Дробышева, Ю. В. Крянев, М. Б. Плущевский, А. И. Субетто и многие другие.

Так, проблемам становления и развития процесса оценки и управления качеством жизни населения, его научному обеспечению, посвящены работы таких ученых, как С. А. Айвазян, И. М. Алиев, Р. Арон, И.В. Бестужев-Лада, В. Н. Бобков, H.A. Волгин, O.A. Грунин, C.B. Кузнецов, П. С. Мстиславский, В. В. Окрепилов, П. М. Римашевская, В. Ростоу, А. И. Субетто и др.

Исследование отдельных аспектов управления качеством жизни населения (социальных, экономических, экологических) нашло свое отражение в работах С. С. Бразевича, В. А. Гневко, H.H. Голубецкой, М. Ф. Замятиной, О. И. Иванова, Е. С. Ивлевой, Б. Б. Коваленко, Н. Е. Колесникова, А. Маслоу, Я. А. Маргуляна, Е. Г. Слуцкого и др.

Работы вышеуказанных авторов посвящены разработке системы показателей качества жизни, исследованию качества жизни и его оценке.

Вместе с тем вопросам исследования факторов, оказывающих существенное влияние на качество жизни, ими уделено недостаточное внимание.

Маркетинг как фактор изменения качества жизни исследован пока недостаточно. В частности, в литературе отсутствуют систематические исследования влияния маркетинга на повышение качества жизни населения. Между тем сегодня требуется кардинальная переориентация во взглядах на маркетинг и, прежде всего, адекватное понимание его социальных ролей и функций в условиях становления рыночной экономики.

Более четко маркетинг как фактор изменения качества жизни обозначен в работах как зарубежных (Б. Берман, Ф. Котлер, Е. Маккарти, Р. Моррис, К. Фокс, Дж.Р. Эванс и др.), так и отечественных (Г.Г. Абрамишвили, С. Н. Андреев, Б. М. Голодец, В. Э. Гордин, М. К. Губышева, Г. Е. Емельянов, A.A. Лобанов, Е. Г. Морозова, В. М. Мелиховский, А. Г1. Панкрухин, A.B. Решетников, Е. В. Смирнова, E.JI. Шекова и др.) исследователей. Основополагающей работой по исследуемой проблематике служат работы Д. Ли и Д. Серджи, которые, собственно, и являются пионерами среди зарубежных ученых в этом направлении.

Вместе с тем, маркетинговые аспекты управления удовлетворенностью качеством жизни остаются недостаточно изученными.

Актуальность проблемы и недостаточная научная разработанность отдельных ее аспектов определили выбор темы, целей и задач данного диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целыо диссертационного исследования является теоретическое обоснование, а также разработка методических и практических рекомендаций по формированию механизма оценки удовлетворенности качеством жизни на основе маркетингового подхода.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач: теоретически обосновать содержание категории «качество жизни» с позиций концепции маркетингапредложить методический подход к оценке удовлетворенности населения качеством жизни;

— сформировать маркетинговый механизм оценки удовлетворенности качеством жизни;

— предложить практические рекомендации по реализации маркетингового механизма оценки удовлетворенности качеством жизни.

Объектом исследования является удовлетворенность населения качеством жизни.

Предметом исследования являются управленческие и организационные отношения, возникающие в процессе формирования маркетингового механизма оценки удовлетворенности качеством жизни.

Теоретическая, методологическая и информационная основы исследования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные и прикладные научные разработки отечественных и зарубежных ученых экономистов и маркетологов, посвященные проблемам исследования потребительской удовлетворенности качеством жизни.

В процессе исследования были применены такие научные методы, как структурно-функциональный анализ, экономико-статистические методы, традиционные методы сравнения и обобщения.

В качестве информационной базы при рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые процессы, материалы авторских опросных исследований и материалы, опубликованные в периодических источниках информации, научно-практических конференциях, сети Internet, а также научные разработки отечественных и зарубежных ученых.

Содержание диссертационной работы соответствует пунктам 13.3 «Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни» и 13.33 «Маркетинговые аспекты оценки, восприятия и управления качеством» Паспорта ВАК РФ специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация и управление качеством продукции.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке методических и практических рекомендаций по формированию механизма оценки качества жизни на основе маркетингового подхода.

К наиболее существенным результатам, содержащим научную новизну, относятся следующие положения диссертации: уточнено понятие «маркетинг качества жизни», которое предполагается рассматривать как деятельность, направленную на выявление и удовлетворение запросов населения в области обеспечения и повышения качества жизни населения посредством маркетинговых инструментов при соблюдении интересов всех участников экономического процессапредложена технология субъективной оценки удовлетворенности качеством жизни населения, представленная следующими этапами: определение перечня анализируемых показателей, разработка опросного листа и проведение полевого этапа исследования, обработка и анализ полученных данных, составление матрицы удовлетворенности/неудовлетворенности качеством жизни, разработка корректирующих действий;

— систематизированы показатели оценки качества жизни населения на основе маркетингового подхода, базируясь на использовании когнитивного компонента, измеряемого через удовлетворенность населения жизнью в целом и ее отдельными сферами, а также индекса удовлетворенности потребителей;

— разработан маркетинговый механизм оценки удовлетворенности качеством жизни населения, включающий в себя следующие мероприятия: определение планируемого значения удовлетворенности качеством жизнипроведение экономико-статистического анализа составляющих качества жизнирасчет интегрального показателя удовлетворенности качеством жизнипроведение сравнительного анализа удовлетворенности качеством жизни и выявление показателей с положительной и отрицательной динамикойпривлечение и поддержка бизнеса для развития «отстающих» отраслейосуществление контроля за реализацией программ развития «отстающих» отраслейоценка эффективности проведенных программ;

— предложены практические рекомендации по реализации маркетингового механизма оценки удовлетворенности качеством жизни: проведение регулярных циклических исследований по выявлению субъективной оценки удовлетворенности населения качеством жизни, сопоставление полученных результатов с объективными данными, разработка мероприятий, позволяющих выполнить коррекционные действия, направленные на обеспечение удовлетворения запросов населения в области качества жизни.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическое значение заключается в расширении теоретической базы данного направления исследования, углубляют знания об организационно-экономических аспектах совершенствования механизма оценки удовлетворенности качеством жизни.

Практическую значимость имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: определение взаимосвязи маркетинга и качества жизни, оценка потребительской удовлетворенности качеством жизни, выявлены перспективные направления развития социально-ответственного бизнеса в условиях маркетинга качества жизни.

Результаты исследования, теоретические положения, прикладные разработки и научно-обоснованные выводы автора могут быть использованы в практической деятельности бизнеса, а также органов регионального управления в целях обеспечения удовлетворенности качеством жизни.

Самостоятельное практическое значение имеют:

— система показателей удовлетворенности качеством жизни;

— алгоритм формирования механизма оценки удовлетворенности качеством жизни.

Апробация результатов исследования. Предложенный механизм оценки удовлетворенности качеством жизни апробирован и принят к использованию в научно-исследовательском маркетинговом центре ФГБОУ ВПО «ТГТУ», что подтверждено соответствующей справкой.

Материалы работы доложены и обсуждены на следующих международных конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблема рынка труда и занятости: пути их решения» (г. Тамбов, 2006) — 59-й научно-практической студенческой конференции Мичуринского государственного аграрного университета (г. Мичуринск,.

2007) — Международной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского» (г. Тамбов, 2007) — 60-й научно-практической студенческой конференции Мичуринского государственного аграрного университета (г. Мичуринск,.

2008) — Международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» (г. Тамбов, 2008) — Международной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В. И. Вернадского» (г. Тамбов, 2008) — научно-практической конференции «Качество науки — качество жизни» (г. Тамбов, 2009) — Международной научно-инновационной молодежной конференции «Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент» г. Тамбов, 2011) — Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития» (г. Тамбов, 2011).

Результаты исследования использованы в учебном процессе экономического факультета ФГБОУ В1ТО «ТГТУ» для подготовки экономистов и маркетологов по специальностям: 80 105.65 «Финансы и кредит», 80 111.65 «Маркетинг», а также бакалавров по направлениям подготовки 80 101.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит и по направлению подготовки 100 100.62 «Сервис» профиль «Маркетинг», что под тверждено соответствующими справками.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных работах авторским объемом 7,36 печ. л., из них 4 работы авторским объемом 1,53 печ. л. в изданиях, рекомендованных ВАК.

РФ.

Структура диссертации. Структура определена поставленной целью и последовательностью решений сформулированных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (включающего 175 наименований) и приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой