Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация занятий по физическому воспитанию с сельскими школьниками подросткового возраста на основе преимущественного использования вариативных видов волейбола

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение разработанной методики оптимизации занятий в ЭГ способствовало: достоверному приросту показателей функционального состояния на первом этапе исследования (в задержке дыхания на вдохе и выдохе). На втором этапе отмечалась значительная экономизация деятельности кардиораспираторной системы, что проявлялось в улучшении значений ЧСС в покое и АД, а также повышении возможностей дыхательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
    • 1. 1. Особенности полового созревания и физического развития подростков 11−13 и 14−15 лет
    • 1. 2. Значение двигательной активности и физической подготовки для детей среднего школьного возраста
    • 1. 3. Особенности формирования физического состояния и здоровья детей в сельской местности
    • 1. 4. Влияние занятий волейболом на организм подростков
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. Анализ показателей здоровья и физического состояния учащихся 5−9 классов сельских школ
    • 3. 1. Состояние здоровья и динамика пропущенных учебных дней по болезни подростков сельских школ
    • 3. 2. Анализ показателей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности
      • 3. 2. 1. Возрастная динамика показателей физического состояния
      • 3. 2. 2. Сопоставление показателей физического состояния учащихся сельских школ со стандартом
  • Глава 4. Экспериментальное обоснование методики занятий с преимущественным использованием вариативных видов волейбола на физическое состояние сельских школьников
    • 4. 1. Методика построения занятий с учащимися 5−9 классов на основе преимущественного использования вариативных видов волейбола
    • 4. 2. Влияние экспериментальной методики на динамику показателей физического развития подростков
    • 4. 3. Изменение уровня физической подготовленности школьников в ходе эксперимента
    • 4. 4. Характер изменения показателей функциональной подготовленности, количества пропущенных учебных дней по болезни и успеваемости подростков
  • Выводы

Оптимизация занятий по физическому воспитанию с сельскими школьниками подросткового возраста на основе преимущественного использования вариативных видов волейбола (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Сложная социально-экономическая ситуация в России, которая характерна для последнего десятилетия, привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения, в том числе и детей. Установлено, что наиболее уязвимой (в плане снижения здоровья) возрастной группой школьников являются подростки (учащиеся пятых и шестых классов), у которых совпадают периоды начала полового созревания и резкого повышения учебной нагрузки (А.С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2001). Научно доказано, что число здоровых школьников в средних классах не превышает 8%, тогда как в младших оно составляет — 10−12% (А.А. Баранов, 1999; А. К. Красильников, В. М. Дорофеева, 1999; С. С. Сальников, 2000; В. К. Таточенко, Е. В. Середа, 2000; Л. А. Дурнов, 2001; П. А. Рожков, 2002).

Известно и то, что уровень физического состояния и заболеваемости учащихся зависит от конкретных условий проживания. Среди них немаловажное значение имеют социально-экономические факторы. В исследованиях Н. Н. Чекулаева, Г. И. Мызана (1996), В. Е. Могилева, В. Г. Лазовского (1999), С. Ю. Щетининой, В. П. Каргаполова (2001) и др. было показано, что в сельских районах Приамурья наблюдается снижение темпов прироста показателей физического развития и двигательной подготовленности подростков, по отношению к показателям их городских сверстников. Это в первую очередь связывается с ростом безработицы, ухудшением жизненного уровня населения и качества питания. С каждым годом в сельской местности растет группа «социального риска», которую в основном образуют подростки. Этому способствуют специфические социально-экономические условия, неразвитость инфраструктуры села, недостаточная материально-техническая и кадровая оснащенность школ и другие негативные факторы.

В связи с этим, возникает необходимость разработки новых методик по физическому воспитанию, учитывающих конкретные условия проживания рассматриваемого контингента. Одной из важнейших составляющих в жизнедеятельности детей и подростков является игровая сфера. К числу наиболее популярных и эффективных средств, используемых в целях физического совершенствования, относится волейбол. По мнению А. Г. Фурманова (1983), обширный диапазон физиологического воздействия волейбола на организм занимающихся, позволяет судить о его благотворном и разностороннем влиянии на физические возможности и на психические функции. Среди игровых видов спорта волейбол отличает низкий уровень травматизма, небольшие затраты на подготовку и проведение учебно-тренировочного процесса, высокая эмоциональность игрового поединка (Ю.Д. Железняк, А. В. Ивойлов, 1991; А. В. Беляев, М. В. Савин, 2002). Существует множество вариантов проведения волейбола, в том числе обладающих большим оздоровительным эффектом. Однако в практике физического воспитания в школе они используются недостаточно. Вследствие вышеизложенного становится очевидной актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.

Предмет исследования: уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности сельских школьников подросткового возраста.

Цель исследования: совершенствование процесса физического воспитания учащихся сельских школ.

Гипотеза исследования основывалась на том, что оптимизация содержания вариативной части учебной программы по физической культуре на основе дополнительного включения вариативных видов волейбола и учета показателей физического состояния будет способствовать укреплению здоровья, и улучшению показателей физической подготовленности сельских школьников подросткового возраста.

Научно-методическую основу исследования составляют: положения ведущих специалистов в области теории физического воспитания (Л.П. Матвеев, 1983, 1991; Б. А. Ашмарин, 1990; А. П. Матвеев, 1997; Ж.К.

Холодов, B.C. Кузнецов, 2000) — исследования особенностей формирования физического состояния подростков (И. А. Аршавский, 1975; А. А. Гужаловский, 1976; В. А. Геселевич, 1981; Д. В. Колесов, 1987; А. Г. Сухарев, 1988; А. Г. Хрипкова, 1990) — работы по регионализации физического воспитания (Г.И. Семенова, 1985; Г. И. Мызан, 1997; В. А. Нестеров, 1999 и др.) — разработки по методике обучения волейболу школьников и проведению занятий оздоровительно-рекреационной направленности (А.Г. Фурманов, 1982; В. В. Костюков, В. И. Радионов, 1988; Г. П. Кореневская, В. А. Колтунов, 1989; Л. В. Булыкина, 1999 и др.).

Научная новизна состоит в разработке и апробации программы занятий по физической культуре в сельской школе на основе включения в содержание ее регионального компонента вариативных видов волейбола и методики их использования.

Теоретическая значимость заключается в дополнении теории и методики физического воспитания учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы полученными данными о динамике их физического состояния под воздействием предложенных средствнаучном обосновании целесообразности включения в учебный процесс сельских школ вариативных видов волейбола.

Практическая значимость: полученные в ходе предварительного исследования показатели физической подготовленности использовались для разработки районных нормативов и составления методических рекомендаций для учителей физической культуры по определению и развитию двигательных способностей учащихся. Экспериментально апробированная методика расширяет объем оздоровительно-рекреационных средств в учебном процессе, способствует улучшению физического состояния и здоровья подростков, а также более рациональной организации физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. По отдельным показателям физического состояния и уровня заболеваемости подростки сельских школ Приморского края уступают городским школьникам, что требует разработки методик физического воспитания, учитывающих возрастно-половые, а также местные, в том числе, социально-экономические условия.

2. Модернизация вариативной части программы по физической культуре на основе акцентированного использования средств волейбола способствует оптимизации физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, а также снижению заболеваемости учащихся 5−9 классов сельских школ.

Апробация. Основные положения работы представлены в 7 публикациях и обсуждены на трех региональных научно-практических конференциях (г. Хабаровск 2001, 2002, 2003 гг.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 5 приложений. Работа изложена на 183 страницах машинописного текста и содержит 18 таблиц и 16 рисунков.

Список литературы

включает 204 источника, из них — 5 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Исследование физического состояния учащихся сельских школ выявило достоверное отставание от общероссийских стандартов у мальчиков во всех рассматриваемых возрастных группах по показателям физического развития (длине тела, ОГК, ЖЕЛ), а у девочек — ЖЕЛ и кистевой динамометрии. В функциональной подготовленности подростков выявлены: более низкие показатели чувства статического равновесияотставание по данным, характеризующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы (задержка дыхания на вдохе и выдохе и АД). По сравнению с городскими стандартами, сельские школьники отстают по уровню развития ловкости, прыгучести и быстроты.

2. Состояние здоровья подростков, проживающих в сельской местности, находится на неудовлетворительном уровне, о чем свидетельствуют достоверно более высокие показатели распространенности отдельных видов заболеваний по сравнению с городскими данными. Наиболее часто встречаются болезни пищеварительной системы (число случаев на 1000 подростков) — 221,1, органов дыхания — 165,1 и мочеполовой системы — 147,1. В период с 1996 по 2002 гг. общий уровень заболеваемости увеличился в 1,9 раза.

3. Снижение показателей физического состояния и прирост заболеваемости во многом связаны с социально-экономическими условиями (падением жизненного уровня населения, ростом безработицы и числа неблагополучных семей, ухудшением качества питания), которые гораздо более выраженны в сельской местности, нежели в городе. Об этом свидетельствует высокая корреляционная взаимосвязь г=0,907) между уровнем заболеваемости подростков и численностью населения, с доходами ниже прожиточного уровня.

4. В процессе занятий по физической культуре была апробирована методика урочных занятий с преимущественным использованием вариативных видов волейбола, учитывающая условия сельской местности и особенности формирования физического статуса школьников. В нее вошли классический волейбол и различные варианты игры (мини-волейбол, волейбол на открытой площадке в зимнее время и др.).

5. Внедрение разработанной методики оптимизации занятий в ЭГ способствовало: достоверному приросту показателей функционального состояния на первом этапе исследования (в задержке дыхания на вдохе и выдохе). На втором этапе отмечалась значительная экономизация деятельности кардиораспираторной системы, что проявлялось в улучшении значений ЧСС в покое и АД, а также повышении возможностей дыхательной системы. Темпы физического развития ускорялись по всем рассматриваемым характеристикам на втором этапе эксперимента, за исключением длины тела. Наибольший прирост произошел по данным ЖЕЛ и массы тела. положительной динамике большинства показателей физической подготовленности в ЭГ как на первом, так и на втором этапах исследования. На втором этапе эксперимента существенно повысились (соответственно у мальчиков и девочек) результаты: ловкости — на 5,5% (р<0,05) и 8,5% (р<0,05) — прыгучести — на 8,8% и 8,1% (р<0,05) — способности удерживать статическое равновесие — на 18,4% и 15,2% (р<0,01) — увеличилась сила правой и левой кисти.

По окончании эксперимента снизилась заболеваемость подростков, что выразилось в сокращении числа пропущенных дней по болезни у школьников ЭГ (по сравнению с контрольной) на 29,4% у мальчиков и 30,7% (р<0,01) у девочек, а также существенно повысилас учебная успеваемость — на 6,2% (р<0,05) по сравнению с КГ — 2,2% (р>0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В учебном процессе с учащимися 5−9 классов необходимо дозировать физическую нагрузку с учетом биологического возраста и особенностей формирования физического состояния подростков, проживающих в сельской местности. Для объективного оценивания физической подготовленности учащихся необходимо разрабатывать региональные (районные) стандарты.

Подготовку к освоению волейбола необходимо начинать с начальной школы, где осваиваются навыки ловли и метания мяча, производится обучение пионерболу, закладывается основа разносторонней подготовки. С пятого класса необходимо начинать обучение основным техническим приемам в упрощенных условиях. Проводятся подвижные игры с элементами волейбола, пионербол с постепенным включением элементов игры. В 5−7 классах наиболее эффективен мини-волейбол с облегченным мячом и пионербол на открытой площадке. В специальной физической подготовленности основной упор делается на развитие скоростно-силовых качеств рук и ловкости (навыки метания и ловли мяча). В 8−9 классах закрепляются и совершенствуются ранее освоенные навыки игры. Формируются новые навыки в различных сочетаниях и несложных тактических комбинациях при проведении учебных игр. Доля СФП становится выше, с преобладанием упражнений на развитие прыгучести и ловкости.

Учитывая недостаточное материальное обеспечение сельских школ и необходимости использования в учебном процессе преимущественно малозатратных и в тоже время эффективных средств, перспективно углублено изучать волейбол. Расширить объем уроков в разделе «волейбол» (с учетом возможностей конкретной школы) можно за счет вариативной части программы, что позволит дополнительно внедрить в учебный процесс нетрадиционные разновидности игры.

4. Для расширения доступности волейбола для всех возрастных групп школьников, а также для детей с низким уровнем физического состояния, целесообразно применение мини-волейбола. Игра проводится более легким мячом, что исключает возможность получения травмы. Одновременно в игре может участвовать до десяти учащихся с одной стороны площадки. Количество касаний по мячу можно варьировать от двух до пяти.

5. В целях оздоровления подростков нужно проводить занятия на открытой площадке, в том числе в зимнее время. В условиях пониженной температуры воздуха необходимо: организовывать в помещении школы построение, рапорт, сообщение задач и подведение итогов урокаобеспечить высокоинтенсивную разминку основных групп мышц, подбирая упражнения с учетом их чередования (ходьба, бег, силовые, на растягивание и на расслабление) — предельно сократить время на объяснение учебного материала за счет лаконичности и точности выраженияиспользовать ранее освоенные упражнения на закрепление техники игрыучебные задания составлять так, чтобы каждый школьник постоянно находился в движении (упражнялся с мячом или передвигался на новое исходное положение) — при большой наполняемости класса формировать несколько групп, выполняющих определенное задание, которое меняется после определенного количества повторений (круговой метод).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под. ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  2. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под. ред. Д. В. Колесова. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  3. , А.Г. Волейбол. Учебник для физкультурных институтов / А.Г. Айриянц- Изд. 2-е. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 230 с.
  4. , B.C. Организация управления развитием физической культуры и спорта среди сельского населения: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Аношкин Владимир Степанович. М., 1985. — 16 с.
  5. , И.А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский // Возрастная физиология. Ленинград, 1975. — С. 5 — 67.
  6. , И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэтропийной теории онтогенеза / И. А. Аршавский. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  7. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  8. , В.К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. Киев: Здоров, я, 1987. — 1987. — 224 е.: ил.
  9. , А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Детский доктор. Вестник педиатров России. 1999. -№ 2.-С. 7−12.
  10. , А.В. Тренировочный эффект игровых упражнений волейболистов: Методические рекомендации для слушателей факультета повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКА / А. В. Беляев. М.: изд-во ГЦОЛИФКА, 1986. — 20 с.
  11. , Н.А. Экспериментальное исследование специальной выносливости волейболистов: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Беляев Николай Анатольевич. Волгоград, 2000. — 25 с.
  12. , C.H., Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников-подростков / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002.-№ 1,-С. 8−12.
  13. , В.П. Проект программы утвержден / В. П. Богословский // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 31.
  14. , Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста / Е. Я. Бондаревский // Развитие двигательных качеств школьников. М.: Просвещение, 1967. — 154 с.
  15. Бондаревский, Е. Я Влияние климатогеографических и социально-экономических факторов на физическую подготовленность населения / Е. Я. Бондаревский, Ш. Х. Ханкельдиев, О. Торсунов // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 8. — С. 32 — 35.
  16. , Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособ. для техникумов. / Э. Г. Булич. М.: Высш. шк., 1986.- 155 е.: ил.
  17. , JI.B. Волейбол на уроках в школе: Современное состояние и перспективы / JI.B. Булыкина // Управление психомоторной деятельности человека. М.: Комитет образования г. Москвы, МП ГУ, 1999.-С. 32.
  18. , JI.B. Перемещение на площадке как составная часть деятельности волейболиста / JI.B. Булыкина // Управлениепсихомоторной деятельностью человека. М.: Комитет образования г. Москвы, МГЛУ, 1999. — С. 35.
  19. , JI.B. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис.канд. пед. наук (13.00.04) / Булыкина Лариса Владимировна- РГАФК. -М., 1999.-23 с.
  20. , Е.В. Основы возрастной морфологии человека: Учебное пособие / Е. В. Бушаров, В. Л. Михалаш. М., 1983. — 39 с.
  21. , Ю.Н. Президентские состязания / Ю. Н. Вавилов // Физическая культура в школе. 1994. — № 2. — С. 63 — 65.
  22. Ю.Н. Президентские состязания / Ю. Н. Вавилов, Е. П. Какорина, К. Ю. Вавилов // Физическая культура в школе. 1997. — № 7. — С. 51 — 61.
  23. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
  24. , В.К. Пока готовятся указующие документы / В. К. Велитченко // Физическая культура в школе. 2001. — № 6. — С. 34 — 36.
  25. , В.Г. Акселерация роста и развития детей. / В. Г. Власовский. М: изд-во Московского университета. — 1976. — 279 е.: ил.
  26. Волейбол: Сб. статей/Сост. Ю. Н. Клещёв. М.: Фис, 1983. — 93 е.: ил.
  27. Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований / пер. с англ. М.: Терра-Спорт, 2001. — 132 с. (Правила соревнований)
  28. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 368 с.
  29. Высочин, .Ю. В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю. В. Высочин, В. И. Шапошникова // Физическая культура в школе. 1999. -№ 1. — С. 69−72.
  30. , О.П. Общие основы физической активности человека: Учебное пособие / О. П. Головченко. Омск, СИБГАФК, 1998. — 31 с.
  31. В.А. Волейбол в школе. Пособие для учащихся / В. А. Голомазов, В. Д. Ковалёв, А. Г. Мельников. М.: Просвещение, 1976. -111с.
  32. , А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся / А. А. Гужаловский. Минск: Нар. асвета, 1976. — 112 с.
  33. , А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф дис.. д-ра пед. наук (13. 00. 04) / Гужаловский Александр Александрович. М., 1979. — 26 с.
  34. , А.Г. Основные принципы врачебного наблюдения за физкультурниками и спортсменами разного пола и возраста: Лекция / А.Г. Дембо- Гос. ин т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Ленинград, 1983. -52 с.
  35. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности:
  36. , И.И. ГТО в школе. 2-е изд., доп / И. И. Должников. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 127 е.: ил.
  37. , JI.C. Эффективность взаимодействия школы и внешкольных учреждений в физкультурно-спортивной работе на селе: Автореф. дис.. канд. пед наук (13. 00. 04) / Дормидонтова Людмила Степановна- ВНИИФК. М., 1983. — 17 с.
  38. , Я.Г. Это живое чудо природы / Я. Г. Дубров, И. В. Богорад. М.: Сов. Россия, 1984. -72 с. — (Искусство быть здоровым).
  39. , В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. -М.: ВЛАДОС, 1998. 480 е.: ил.
  40. , С.Ф. Силовая подготовка школьников 12 15 лет с учетом их соматической зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Евтушенко Святослав Федорович. — Краснодар, 1999. — 24 с.
  41. , С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол, как система ударных движений: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Ермаков Сергей Сидорович. М., 1991. — 23 с.
  42. , Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ю. Д. Железняк, Л. Н. Слунский. М.: Просвещение, 1989. — 128 е.: ил.
  43. , Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю. Д. Железняк, А. В. Ивойлов. М.: Фис, 1991. — 236 е.: ил.
  44. , Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский // Под ред. Ю. В. Питерцева. М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998. — 336 е.: ил. — (Спорт).
  45. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264 с.
  46. , Ю.А. Особенности физического и функционального развития при различных двигательных режимах: Автореф. дис. .канд. биол. наук (03. 00. 13) / Зузик Юлия Александровна- КубАФК. Краснодар, 1999. — 21 с.
  47. , А.В. Волейбол: Учебник для педагогических институтов 3-е изд., испр. и перераб / А. В. Ивойлов. — Минск: Полымя, 1985. — 261 е., ил.
  48. , В.А. Режим школьника / В. А. Истомин // Физическая культура в школе. 1975. — № 1. — С. 30.
  49. , С.В. Физическая подготовка юных спортсменов / Каледин, С.В. М., Физ., 1986. — 54 с.
  50. , Э.М. Методические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования промышленного региона / Э. М. Казин, Н. Л. Заруба // Валеология. 1996. — № 1. — С. 28 — 34.
  51. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  52. , В.Д. Спортивные игры.: Уч. пособие для студентов пед. институтов / В. Д. Ковалёв. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  53. , О.С. Новое в системе физического воспитания и спортивной работы в образовательных учреждениях республики Башкортостан / О. С. Коган, М. Е. Погадаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 1- С. 62−63.
  54. , Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. М.: Просвещение, 1986. — 80 е.: ил. — (Психол. наука — школе).
  55. , А.З. Кислород. Физическое состояние. Работоспособность / А. З. Колчинская. Киев: Наукова думка, 1991. — 208 с.
  56. Комплексный контроль и система восстановительных мероприятий в волейболе / Иорданская Ф. А., Беляев А. А., Кузьмин В. Н., Муравьева Л. Ф. -М.: ФИС, 1991.-76 с.
  57. Концепция развития физической культуры и спорта на период до 2005 года / Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 2 — 8.
  58. , Г. П. Методика использования подвижных игр в обучении и тренировке волейболистов: Уч. пособие для студентов институтов физической культуры / Г. П. Кореневская, В. А. Колтунов -Смоленск, 1989.-34 с.
  59. , И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляция / И. А. Корниенко. М.: Наука, 1979. — 146 с.
  60. , Ю.В. Восприятие времени и пространства, как критерий адаптоспособности человека к различной двигательной активности / Ю. В. Корягина // Научные труды: Ежегодник. Омск: СибГАФК, 2001. — 168 с.
  61. , А.П. Статические и динамические упражнения локального действия, как эффективное средство силовой подготовки школьников 5 -7 классов: Автореф.. дис. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Костенко Александр Петрович. Краснодар, 1999. — 26 с.
  62. , В.В. Возможности укрепления здоровья при занятиях волейболом / В. В. Костюков, В. И. Родионов // Здоровье и массовая физическая культура: Тез. докл. Всес. науч. практ. конф. -Новосибирск, 1988, — 124 с.
  63. , А.К. Население Санкт-Петербурга в 1990-х годах. Некоторые тенденции медико-демографической ситуации и заболеваемости / А. К. Красильников, В. М. Дорофеев // Мир медицины. -1999. -№ 7−8. -С. 40−43.
  64. , В.А. Волейбол. О судьях и судействе / В. А. Кунянский М.: Спорт АкадемПресс, 2002. — 184 с.
  65. , Е.Е. Специфические двигательные реакции волейболистов и их совершенствование методом срочной информации: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Кушников Евгений Евгеньевич. Ленинград: ИФК им. Лесгафта, 1978. — 27 с.
  66. , И.С. Социально-педагогические основы развития физкультурно-массовой работы в сельских районах Казахской ССР: Автореф. дис. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Левченков Иван Самсонович- ГЦОЛИФК.-М., 1983.-21 с.
  67. , П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1 Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П. Ф. Лесгафт. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 444 с.
  68. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт// сост. И. Н. Решетень. -М.: Педагогика, 1988. -400 с.
  69. , В.Ф. Физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность школьников г. Хабаровска / В. Ф. Лигута, Е.В.
  70. Ерофеева // Физическая культура и здоровье: проблемы гармонического развития личности в Дальневосточном регионе: Мат. Дальнее, науч,-практич. конф. (8−10 апреля 1998 г.) / под. общ. ред. Ф. С. Миронова. -Благовещенск, 1998. С. 54 — 56.
  71. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -5 классов общеобразовательной школы / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. -М.: Фемида, 1992. 35 с.
  72. , Е.Н. Программа физического воспитания учащихся I XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) / Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Туркунов. — М.: Просвещение, 1996. — С. 1−64.
  73. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальныеисследования / Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. -С. 16−23.
  74. Лях В. И. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I XI классов / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. — М.: Просвещение, 1996.-С. 106−204.
  75. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
  76. , А.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: Дис. в виде научного докл.. д-ра пед. наук (13. 00. 04) / Матвеев Анатолий Павлович. М., 1997. — 70 с.
  77. , Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физическая культура и спорт, 1991. — 543 с.
  78. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Сост. В. А. Геселевич. М.: Физкультура и спорт, 1981.-271 е.: ил.
  79. , В.Г. Исследование особенностей динамики мышечной силы и ее воспитание у школьниц 7−18 лет в процессе уроков физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Мелоян Вагачан Гарегинович. М., 1974. — 24 с.
  80. , А.А. Теоретико-методические основы формирования физической культуры подростка в сельской школ: Автореф. дис. .канд. пед. наук (13. 00. 04) / Мкртчян Андраник Альбертович- ВНИИФК и спорта. -М., 1997. 18 с.
  81. , С.М. Организация уроков физической культуры с использованием средств тенниса, оздоровительных мероприятий и учетом функционального профиля детей 9−10 лет / С. М. Мнавер. Волгоград: ВГАФК, 1999. — 24 с.
  82. , Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: Автореф. дис.. д-ра пед. наук (13. 00. 04) / Мызан Геннадий Иванович- ХГПУ. Хабаровск, 1997. — 38 с.
  83. , Г. И. Двигательные способности школьников Хабаровского края: Монография / Г. И. Мызан, Н. Н. Чекулаев. Хабаровск: изд-во ХГПУ, 2002. — 86 с.
  84. Наука и спорт. Сборник обзорных статей. Под ред. В. М. Зациорского. -М., «Прогресс», 1982. 273 с.
  85. , В.А. Физический статус человека. Механизмы формирования, методы исследования: Учебное пособие / В. А. Нестеров. Хабаровск: Изд-во Хабаровского ГИФК. — 1997. — 74 с.
  86. , В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климатогеографических условиях / В. А. Нестеров. Хабаровск: изд-во ДВГАФК. — 1998. — 97 с.
  87. , В.А. Двигательная активность и физическое состояние детей и подростков / Нестеров, В. А. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК. — 2001. — 81 с.
  88. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт. сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М. -Дрофа, 2000. — 160 с.
  89. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Руссо Ж., Песталоцци И.Г.- Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1989. -416 с.
  90. , Г. И. Состояние здоровья детей дошкольного возраста в условиях муссонного климата Дальнего Востока: Автореф. дис.. канд. мед. наук / Перелыгина Галина Ивановна. М., 1981. — 22 с.
  91. , Е.Б. Влияние различных видов спорта на физическое развитие 12-летних школьников / Е. Б. Попова, Ю. А. Мусатов // Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. -Новосибирск, 1980. С. 32 — 39.
  92. , А.А. Осанка и физическое развитие детей. / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур // Программы диагностики и коррекции нарушений. Санк-Петербург. СПб.: Речь, 2001.- 166 с.
  93. Примерная программа для учащихся X XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура» / Под. ред. А. Т. Паршикова. — Просвещение, 2000. -95 с.
  94. , С.А. Динамика физической подготовленности школьников Кольского Заполярья / С. А. Пушкарев, Б. А. Петров, Е. П. Сивков // Активизация двигательной деятельности учащихся с учетом региональных особенностей. Ленинград, 1982. — С. 78 — 84.
  95. , А.А. Средства и методы физической культуры в социальном воспитании подростков 14−15 лет, проживающих в сельской местности: Автореф дис. .канд. пед. наук (13. 00. 04) / Райзих Андрей Александрович- ВНИИФК. М., 1997. — 20 с.
  96. Рамон, Феррейро Гравье. Физическое развитие школьников 6−12 лет г. Гаваны / Рамон, Феррейро Гравье // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика. — 1990. — № 1. — С. 80 — 83.
  97. , В.И. Влияние занятий волейболом на физическое развитие и работоспособность людей разного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Родионов Владимир Иванович- ОГИФК. -Омск, 1991.-19 с.
  98. , П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры, 2002. — № 1. — С. 2−8.
  99. Рыбалкина, С В. Выбор средств физической подготовки школьников на основе учета их оздоровительной эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Рыбалкина Светлана Валерьевна- МГАФК. -Малаховка, 1996. 18 с.
  100. , С.С. Проблемы ортопедической заболеваемости и профилактики инвалидности у детей / С. С. Сальников // Нижегородский медицинский журнал. 2000. — № 2. — С. 78 — 79.
  101. Сборник приказов Министерства здравоохранения РФ с приложениями. М., 1992. — 28 с.
  102. , Г. П. Двигательная активность сельских школьников / Г. П. Семенов // Физическое развитие и физическая подготовленность школьников Дальнего Востока: Межвузовский сборник научных трудов. -Хабаровск: изд-во ХГПУ, 1990. С. 67 — 71.
  103. , Г. И. Физкультурно-спортивная ориентация школьников с учетом специфики сельской местности: Автореф. дис. .канд. пед. наук (13. 00. 04) / Семенова Галина Ивановна- ОГИФК.. Омск, 1985. — 17 с.
  104. , Р.В., Теосте М. Э. Величина естественной двигательной активности у детей и подростков г. Таллина / Р. В. Силла, М. Э. Теосте // Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма, и их коррекция: Тез. Докл. Ташкент, 1983. — С. 52 — 53.
  105. , Н.П. Состояние функций организма и работоспособность человека в условиях южного Приморья: Учебное пособие / Н.П. Симоненко- УГЛИ. Уссурийск, 2003. 64 с.
  106. , Н.И. Девочки подростки: морфо-функциональное развитие и двигательная активность: Учебное пособие / Н. И. Смольякова.- Смоленск: СГИФК, 1997. 35 с.
  107. , И.И. Влияние систематических занятий спортом на некоторые показатели иммунитета у детей / И. И. Соколова // Гипокинезияи спортивная гиперкинезия растущего организма, и их коррекция: Тез. докл. Ташкент, 1983. — с. 378.
  108. Солодков, А С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: Терра — Спорт: Олимпия Пресс, 2001.-520 е.: ил.
  109. , Т.В. Возрастные особенности обмена веществ и особенности методики физического воспитания детей и подростков / Т. В. Соломина -М., 1990.-23 с.
  110. Спортивные игры. Учеб. пособие для пед. училищ (отд-ний) физ. Воспитания / Под. ред. Н. П. Воробьева. М.: Просвещение, 1975. — 271 е.: ил.
  111. Спортивные игры: техника, тактика обучения. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А.В. Лексаков- Под. ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М: Издательский центр «Академия». — 2001. — 520 с.
  112. , В.И. Спартианские игры школьников / В. И. Столяров // Физическая культура в школе, № 2, 1997. С. 57 — 63.
  113. , И.П. Рождение человека, личности / И. П. Суравегина // Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. — № 3. — С. 72 — 73 .
  114. , К.В. Анатомия и физиология (с возрастными особенностями детского организма). Учебное пособие / К. В. Сустнов, М. Л. Сапин. М.: Издательский центр «Академия», 1997.-448 с.
  115. , А.Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков / А. Г. Сухарев, В. И. Геленчи, О. А. Щелонина. М.: Медицина, 1988. — С. 31−32.
  116. , А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. -М.: Медицина, 1991. 272 е.: ил.
  117. , В.К. Педиатру на каждый день (Краткий справочник по лекарственному лечению) / В. К Таточенко. М.: Изд-во «Остоженка инвест». — 1997.-218 с.
  118. , В.И. Спартианские игры школьников / В. И. Столяров // Физическая культура в школе. 1997. — № 6. — С.57 — 63.
  119. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов / Под. ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  120. , А.В. Критерии оценки предложений, связанных с изменением стратегии физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы / А. В. Тертычный // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 3. — С. 13 — 18.
  121. , А.Ю. В разном возрасте и в разных условиях / А. Ю. Титлов // Физическая культура в школе. 2001. — № 3. — С. 35 — 37.
  122. , Н.И. Влияние физических нагрузок на взаимоотношения функций сенсорных систем человека: Автореф. дис.. канд. пед. наук (03. 00. 13 13. 00. 04) / Тригуб Наталья Ивановна- ГАФК. — М&bdquo- 1997. — 24 с.
  123. Д.А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корпиенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 64 с.
  124. , B.C. Управление движениями в спорте / B.C. Фарфель. М.: Физкультура и спорт. — 1975. — 208 с.
  125. Феоктистова, С В. Особенности энергообеспечения мышечной деятельности в процессе полового созревания девочек / С. В. Феоктистова, Л. П. Тупицына // Новые исследования по возрастной физиологии. Академия педагогических наук СССР. 1981. — № 2. — С. 35 -38.
  126. Физическое воспитание учащихся 5−7 классов: Пособие для учителя / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов и др.- Под ред. В. И. Ляха, В. И. Мейксона. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 192 е.: ил.
  127. Физическое воспитание учащихся 8−9 классов: Пособие для учителя / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. А: Копылов и др.- Под ред. В. И. Ляха. В. И. Мейксона. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 141 е.: ил.
  128. Физическая культура в режиме продленного дня школы. Под ред. С. В. Хрущева. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 112 е.: ил.
  129. , Ю.А. Условия и уровень развития физической культуры жителей различных по размеру сельских поселений: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Фомин Юрий Алексеевич- ИФК им. Лесгафта. Ленинград, 1977. — 14 с.
  130. , И.А. Физиология человека: Учебное пособие для студентов фак. физ. культуры пед. институтов. 2-е изд., перераб / И. А. Фомин. -М.: Просвещение, 1992. 351 с.
  131. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 е.: ил.
  132. А.Г. Определение скоростных возможностей у волейболистов / А. Г. Фурманов, К. А. Батурин, А. Ю. Воронцов // Материалы V научно-методической конференции республик Прибалтики и Белоруссии. Минск. — 1974. — С. 100 — 102.
  133. , А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе / А. Г. Фурманов. М., Физкультура и спорт, 1982. — 185 с.
  134. , Т.Г. Соотносительная роль наследственных и средовых факторов в развитии детей и подростков / Т. Г. Хамаганова, Е. В. Уварова // Гигиена и санитария. 1981. — № 10. — С. 25 — 28.
  135. , Л.Г. Показатели сердечно-сосудистой системы и биоэнергетики юных спортсменов 9−14 лет при выполнении физических нагрузок различной интенсивности / Л. Г. Харитонова, О. Н. Кудря // Научные труды: Ежегодник. Омск: СибГАФК, 2001. — 168 с.
  136. Хасан, Аль Гази. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Хасан Аль Гази. М., 1996. — 24 с.
  137. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Ленинград: изд-во ИФК им. Лесгафта, 2000. — 480 с.
  138. , А.Г. Возрастная Физиология: Учебное пособие для студентов небиологических спец. пед. ин тов / А. Г. Хрипкова. — М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  139. А.Г. Девочка подросток — девушка: Пособие для учителей/ А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. -М.: Просвещение, 1981. — 128 е.: ил.
  140. , А.Г. Мальчик подросток — юноша: пособие для учителей / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. — М.: Просвещение, 1982. — 107 с.
  141. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова. М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  142. , Л.Н. Учебно-тренировочные группы, как форма физкультурных занятий в 5−6 классах общеобразовательной школы (напримере волейбола): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.04) / Чащевая Л. Н.- СибГАФК. Омск, 1999. — 23 с.
  143. , Н.Н. Оценочные таблицы уровней двигательных способностей школьников Хабаровского края: Методические рекомендации / Н. Н. Чекулаев, Г. И. Мызан. Хабаровск: изд — во ХГИФК, 1995.-25 с.
  144. , Н.Н. Сенситивные периоды развития физических способностей школьников Хабаровского края / Н. Н. Чекулаев, Г. И. Мызан // Мат. межрегион, науч. конф., поев. 100-летию Олимпийских игр. Хабаровск: изд — во ХГИФК, 1996. — С. 77 — 79.
  145. , Н.Н. Двигательные способности школьников г. Хабаровска / Н. Н. Чекулаев, Г. И. Мызан. // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы научной конференции. Омск: СибГАФК, 1996. — 128 с.
  146. , С.Ш. Руководство для участкового педиатра / С. Ш. Шамсиев, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман. 2-е изд. испр. и доп. — Т.: Медицина, 1989. -350 с.
  147. , A.JI. Работоспособность учащихся с отклонениями в состоянии здоровья / А. Л. Шапиро // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Академия педагогических наук СССР. 1981. -№ 2, М.: Педагогика, С. 94 — 98.
  148. , Г. П. Особенности организации и методики подготовки школьников 11−13 лет с учетом соматической зрелости: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Шиянов Генадий Павловйч- КубГАФК. -Краснодар, 1998. 24 с.
  149. A.M. К разработке должных норм физической подготовленности учащихся 1−9 классов / A.M. Шлёмин, С. А Баранцев,
  150. B.Д. Филиппенко // Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 11.1. C. 46−48.
  151. , С.Ю. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников в северных сельских районах: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Щетинина Светлана Юрьевна- ДВГАФК. -М., 2000. 26 с.
  152. , С.Ю. Здоровье и физическое воспитание детей Северных сельских районов Хабаровского края /С.Ю. Щетинина, В.П. Каргаролов-Хабаровск, изд во ХГПУ. — 2001. — 37 с.
  153. , И.Н. Зависимость между мышечной деятельностью и соматометрическими признаками в пубертатный период (10−14 лет): Автореф. дис.. канд. пед. наук (13. 00. 04) / Юржинова И. Н- Малаховка. М., 1999. — 29 с.
  154. Ваг-ог. Medicin du sport chezl’enfant. Paris: Masson. — 1987. — 367 p.
  155. Enler, M. Wirbelsaculen veraenderugen und spart / Enler M., Haber P. // Orthop Grenzgeb. Dec. 1980. — Bd. 118, H 4. — S. 91 — 100.
  156. Helth standarts in terms of exercise fitness of school cheldren in urban and rural areas in various European countries / Rutenfranz J., Lange Andersen K., Seliger V., Masironi R. // «Ann Clin. Res.», 1982.- 14 Suppl. № 34. — P. 33 -36.
  157. Rode, Andris. Growth and fitness of Canadian inuit: Secular trends, 1970 -1990 / Rode, Andris, Shephard Roy J. // Amer. J. Hum. Bioi. 1994. — 6, № 4. -P. 525 — 541.
  158. Rougier, G. Repercussions des Exercises Phhsiques sur Sroissance Osseuse et Staturale / Rougier, G. // Med. Du Sport. 1982. — Vol. 56, № 1. — P. 26 — 33.
Заполнить форму текущей работой