Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология положений дел в философии Д. Армстронга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор определенной системы обусловлен тем, что каждый факт может быть разложен на составляющие части. Строго говоря, если считать фактом набор вещей, которые входят в состав некоторого события, то дело ограничивается выбором тех вещей, которые важны для анализа события. Но если рассматривать более сложные случаи, то фактом может быть набор нематериальных вещей. В таком случае, отбор этих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философия Д. Армстронга в рамках аналитической традиции
    • 1. 1. Основания постановки вопроса о методологии положений дел в аналитической философии
    • 1. 2. Эволюция философских взглядов Д. Армстронга
  • Глава II. Методология положений дел
    • 2. 1. Положения дел как факторы истинности
    • 2. 2. Познавательные возможности и перспективы методологии положений дел

Методология положений дел в философии Д. Армстронга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследованияВ современном, многополярном мире все более актуальнымстановится изучение проблем коммуникации, — связанных с созданием* условий дляуспешной? социальной и научнойдеятельности. Всовременной России, находящейся в ситуацииотставания в научно-техническом измерении^ нарастает потребностьв осмыслении сложившихся проблем и в решении вопроса о выходе из-кризиса.Различные аспекты научного знания, которые необходимы для развития общества, требуют обращения к решению вопросов управления рисками, что особенно актуализирует тему моделирования проблемных ситуаций^ В этой связи становятся актуальными исследования в различных научных областях, определяющих значимые достижения в тех сферах научного процесса, которые шфают существенную роль в настоящее время.

Связь науки и философии всегда была одной из наиболее важных тем, которые затрагивают основныевопросы методологии: Научно-технические революции XX века, изобретения, принесшие принципиально новые способы производства, и. новые материалы стали основанием для развития новых отношений и разработки понятий не только в естественных науках, но также и в гуманитарных дисциплинах. Классическая новоевропейская наука выдвинула на первый план проблему метода исследования.' Выбор метода становится важным и в отношении философии, поскольку именно философия в структуре знания занимает место научной методологической теории. На протяжении истории развития науки проблема поиска правильного метода в философии и науке проявлялась в новых темах исследований, которые выделялись среди всех остальных классических вопросов философии.

Философия науки как методологическая дисциплина уделяет особое внимание языку исследованийкоторый неразрывно связан с основой научной проблематики. Анализ языка науки становится приоритетной задачей в условиях необходимости ответа вызовам современности.

Тема данного историко-философского исследования предполагает изучение вопросов онтологии, гносеологии и философии сознания в философии Дэвида Армстронга, австралийского мыслителя XX века, который занимает особое место в англо-саксонском мире аналитической философии. Он является представителем материализма в философии сознания и аналитическим философом. Проблемы, которые затрагивает Армстронг в своих работах, мало отражены в современных трудах отечественной истории философии, поскольку его идеи удалены от читателя не столько тематически, сколько географически. Однако сегодня наблюдается всеохватывающее исследовательское движение, которое включает в себя научные школы вне зависимости от географических или каких-либо других границ.

Рассмотрение идей мыслителя становится важным для более глубокого понимания связей и отношений между понятиями, системами, классами вещей. В этой связи необходимо не только выявить особенности и характерные черты философии мыслителя, но и обозначить методологическую основу, выдвигаемую Армстронгом, и используемую для изучения различного рода явлений, фактов, которые сопоставимы между собой, уникальны, как события истории, или являются повторяющимися, как природные законы.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку для нашего исследования необходимо изучить вопрос об истоках аналитической философии XX века, нельзя не отметить ряд работ, которые посвящены данному направлению анализа в отечественной истории философии советского периода. Важный вклад в исследование специфики философских взглядов и идей аналитической философии в отечественной историко-философской науке внесли такие исследователи, как В. У. Бабушкин, С. Д. Балмаева, А. Ф. Грязнов, Г. А. Заиченко, М. С. Козлова, В. А. Ладов,.

М'. В. Лебедев, Б. В. МарковН. В. Медведев, В. П. Руднев, В. А. Суровцев, В. В. Целищев1 и другие.

Для понимания сущности исследуемой темы важно отметить труды, посвященные творчеству основоположников аналитической философии: Б. В. Бирюкова, О. А. Борисовой, А. С. Колесникова, Ю. А. Крысовой, А. П. Огурцов а, В. С. Швырева, Е. Н. Шульга2, а также других исследователей.

Важный исследовательский результат в изучении истоков аналитической философии и логического позитивизма был получен в работах, посвященных идеям Л. Витгенштейна таких авторов, как Е. А. Баллаева, Я. Я. Вейш, Г. П. Григорян, А. Ф. Грязнов, М. С. Козлова, Н. В. Медведев, И. С. Нарский, 3. А. Сокулер, Е. Ж. Татиевская, Н. А. Цыркун, Е. И. Чубукова3.

В зарубежных историко-философских публикациях и обширных трудах, анализирующих истоки происхожденияразвитие, современное состояние аналитической философии, а также актуальные вопросы истины, языка, языкового поведения, важно отметить таких исследователей, как А. Дж. Айер, Г. Бейкер, К. Вригт, П. Гич, П. Грайс, М. Даммит, Ф. Дретске,.

1 Бабушкин В. У. О природе философского знания: Критика современных буржуазных концепций. — М.&bdquo- 1978; Балмаева С. Д. Аналитическая «философия сознания»: Взгляд сквозь призму интеллектуальной биографии Герберта Фейгла // Историко-философский ежегодник. М., 1991; Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. — М., 2006; Заиченко Г. А. К вопросу о критике современного английского позитивизма. -Харьков. 1971; Козлова М. С. Вера и знание. Проблема границы // Вопр. философии. 1991. № 2. Аналитическая философия. — М., 2004; Медведев Н. В. Л. Витгенштейн и философская герменевтика. М., 1994; Руднев В. П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. — М., 2007; Суровцев В. А. Автономия логики: Источники, генезис и система философии раннего Витгенштейна — Томск, 2001; Целищев В. В. Философские проблемы семантики возможных миров. Новосибирск., 1977.

2 Бирюков Б. В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики: Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. — М., 1985; Борисова О. А. К вопросу об онтологии Г. Фреге. СПб., 2000, Колесников А. С. Философия Бертрана Расссла. — Л., 1991; Крысова Ю А. Становление либеральных идей в философии Бертрана Рассела. — СПб., 2008; Огурцов А. П Философия науки в XX веке // Философия науки Вып.6. М., 2001; Швырев В. С. Научное познание как деятельность. — М., 1984; Шульга Е. Н. Понимание и интерпретация. — М., 2008.

3 Баллаева Е. А. Анализ философского мировоззрения Людвига Витгенштейна. М., 1980; Вейш Я, Я. Аналитическая философия и религиозная апологетика. Рига, 1989; Григорян Г. П. Витгенштейн и проблема солипсизма. — М., 1986; Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. Критический анализ. М., 1985; Грязнов А. Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991; Козлова М. С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Витгенштейна // Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989; Нарский И. С. Очерки по истории позитивизма. — М., 1960; Нарский И. С. Критика концепций науки в буржуазной философии (философия и наука). — М., 1969; Сокулер 3. А. Проблема «следования правилу» в творчестве Л. Витгенштейна и её интерпретации. — М., 1988; Татиевская Е. Ж Л. Витгенштейн и расселовская теория значения. — М., 1990; Цыркун Н. А. Эстетические аспекты философии Л. Витгенштейна//Вопросы философии. 1981. № 10.

Д. Дэвидсон, Р. Карнап, У. Куайн, Г. Мур, Г. Райл, Р. Рорти, У. Селларс, Дж. Сёрл, Г. Слуга, Ч. Трэвис, П. М. Хакер, Г. Энском4 и других.

Среди работ, изучающих философию Л. Витгенштейна, в контексте нашего исследования интересно упомянуть работы таких мыслителей, как Г. Бейкер, М. Блэк, К. Венцель, Л. Голдштейн, М. Друри, Дж. Канфилд, С. Крипке, Дж. Кук, Э. Ланге, В. МайерР: Монк, Б. Макгинес, X. Патнем, Г. Питчер, Р. Рис, Э. Томпкинс5.

Из зарубежных трудов по истории философии и философии науки следует отметить публикации, посвященные философии сознания и онтологии Армстронга. Это работы Дж. Бэкона, К. Кэмпбелла, Л. Рейнхардта, С. Мамфорда, Дж. Франклина, Ф. Джексона, М. Смита, Г. Оппи, Н. Тракакис, П. Форреста, С. Хейдерингтона, Ф. Келлера6 и других.

4 Айер А. Язык, истина и логика. — М., 2010; Бейкер Г. П., Хакер П. М. С. Скептицизм, правила и язык. — М., 2008; Вригг Г. X. Логико-философские исследования: избранные труды. — М., 1986 Geech P. Truth and Hope: The Furst Franz Josef Und Furstin Gina Lectures Delivered at the International Academy of Philosophy in the Principality of Liechtenstein, 1998, Грайс Г. П. Значение говорящего, значение предложения и значение слова. — М., 2004; Даммит М. Истина // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). — М., 1998; Dretske F. Perception, Knowledge and Belief. Cambridge., 2000; Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. -М., 2003; Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. М., 1959; Куайн У. В. О. Слово и объект. — М., 2000; Мур Дж. Э. Природа моральной философии. — М., 1999; Райл Г. Понятие сознания. — М., 1999; Рорти Р. Американская философия сегодня // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). — М., 1998; Селларс У. Грамматика и существование: Предисловие к онтологии // Язык, истина, существование. — Томск, 2002; Серл Дж. Рациональность в действии — М., 2004; Sluga Н. Gottlob Frege. 1980; Travis Ch. Objectivity and the Parochial. Oxford, 2011; AnscombeG. E. M, An Introduction to Wittgenstein’s Tractatus (Themes in the philosophy of Wittgenstein), 2001.

5 Baker G. P., Hacker P. M. S. Wittgenstein: Understanding And Meaning: Volume 1 of an Analytical Commentary on the Philosophical Investigations, Part II: Exegesis §§ 1−184. 2009; Black M. Caveats and critiques, 1975; Black M. Wittgenstein’s Language-games // Dialectica Vol. 33: 3−4, 1979; Wenzel Ch. H. On Wittgenstein’s Notion of Meaning-Blindness: Its Subjective, Objective and Aesthetic Aspects // Dialectica Vol. 33: 3−4, 2010; Goldstein, Lawrence. Clear and Queer Thinking. Wittgenstein’s Development and his Relevance to Modern Thought. Duckworth, 1999; Drury M. O’C. «Conveisations with Wittgenstein,» in Recollections of Wittgenstein, New York, 1984; Canfield, John V. «Private Language.» In Wittgenstein’s Philosophical Investigations: Text and Context. London, 1991; Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. — M., 2010; CookJ. W. Wittgenstein, empiricism, and language. Oxford, 2000; Lange E. M. Ludwig Wittgenstein — Logisch-philosophische Abhandlung. Ein einfuhrender Kommentar in den «Tractatus». F. Schoningh, 1996; Mayer V. Wittgensteins Tractatus lesen, Information Philosophie, 2000; MonkR. Ludwig Wittgenstein: The Duty of Genius, 1991; Mcguinness B. Approaches To Wittgenstein, 2006; Putnam H. Wittgenstein and Realism. // International Journal of Philosophical Studies 2008, 16 (1): 3 — 16- Pitcher G (Ed.) Wittgenstein: The Philosophical Investigations, Notre Dame, 1968; Rhees R. 'Wittgenstein's Builders' in Discussions of. Wittgenstein, 1970; Thompkins E. F. Sachverhalt and Gegenstand are Dead // Philosophy (1991), 66.

6 Armstrong D. M., Bacon J., Campbell K. & Reinhardt L. Ontology, Causality, and Mind: Essays in Honor of D. M. Armstrong. Cambridge. 1993; Mumford S. D. David Armstrong. Stocksfield, 2007. Jackson, F., Oppy G. & Smith M. «Minimalism and Truth Aptness» // Mind (1994) 103- Franklin J. Corrupting the Youth: A History of Philosophy in Australia, chs. 9, 11, 12. 2003; Oppy G., Trakakis N. N. (eds.) A Companion to Philosophy in Australia & New Zealand. 2010; Jackson, F. Perception: A Representative TheoryCambridge: Cambridge, 1977; Smith, A.D. The Problem of Perception Cambridge: Harvard, 2002; Forrest P. 'Is Space-Time Discrete oi Continuous? — An Emprical Question'// Synthese (1995) 103- Hetherington S. (ed.) Aspects of Knowing: представителей австралийской истории философии. Вопросы гносеологии, философии языка, анализа универсалий исследовали такие ученые, как Ф. Макбрайд, Д. Розенталь, Г. Уэтштейн, П. Френч7.

Из отечественных работ, которые следует особенно выделить, поскольку в них более исследуются идеи Армстронга, необходимо указать о монографии А. Ф. Грязнова и М. В. Лебедева. В них рассматриваются основные идеи раннего этапа философии мыслителя, в период исследования им физикалистской модели психики.

Несмотря на обширный исследовательский контекст, тема, актуализированная в диссертации, специально не рассматривалась в качестве самостоятельного предмета исследования в отечественной истории философии. В этом отношении становится актуальным анализ проблемы методологии положений дел в работе Д. Армстронга для более глубокого понимания историко-философского процесса и преемственности идей мыслителя, а также понимания взаимосвязи философии науки и аналитической философии.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является аналитическая философия Д. М. Армстронга.

Предметом исследования является методология положений дел при анализе фактов, которая направлена на исследование онтологических оснований истины и факторов истинности в философии и естествознании.

Целью диссертационного исследования является анализ методологии положений дел, применяемой в качестве способа моделирования фактов действительного мира в научной теории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Epistemological Essays. 2006; Keller P. 'A World of Truthmakers' in J.-M. Monnoyer (ed.) Metaphysics and Truthmakers Frankfurt, 2007.

7 MaCbride F. 'Universals: The Contemporary Debate' in R. Le Poidevin et al (eds.) The Routledge Companion to Metaphysics. London, 2009. Rosenthal D. M. Consciousness and Mind, Oxford, 2005; French P. A. Wettstein H. K. (Eds.) Midwest Studies in Philosophy: Truth and its Deformities Volume XXXII., 2008.

Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. — M., 2006; Лебедев М. В., Ладов В. А. Аналитическая философия. — М., 2004.

Во-первых, в рамках аналитической философии определить основания проблематизации понятия положений дел в поздней философии Д. Армстронга, в связи с чем сопоставить принципы научного исследования в философии науки и аналитической философии.

Во-вторых, проследить эволюцию философских взглядов Д. МАрмстронга.

В-третьих, проанализировать основные понятия в методологии положений дел в философии Д. Армстронга.

В-четвертых, рассмотреть эвристическую силу и познавательные возможности методологии положений дел как способа моделирования и решения теоретических проблем научных дисциплин.

Теоретико-методологические основания диссертационного исследования.

Диссертационное исследование является историко-философским анализом проблем онтологии и гносеологии, представленных в работах Д. Армстронга. Теоретической базой для данного рассмотрения является традиционный компаративистский метод, а также метод аналогии, который связан с привлечением примеров из естественнонаучных дисциплин в связи с тем, что предмет исследования Армстронга находится в сфере пограничной между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Рассмотрение явлений при помощи данного способа и целостность в исследовании работ мыслителя при сопоставлении его методологии с традиционной постановкой вопросов в философии составляют основание для подробного изучения его идей.

Гипотеза исследования заключается в том, что методология положений дел, заявленная в качестве главного инструмента анализа в философии Армстронга, является способом создания теоретико-познавательных моделей, представленных в виде структурированных мереологических частей фактов для анализа научных проблем отношений между различными типами вещей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Изучение австралийской философской мысли в контексте истории философии XX века в отечественной истории философии отдельно не предпринималось. В этом отношенииновизна!, диссертационного исследования заключается в проблематике, которая является^новой по своему охвату. ¦¦" •¦'.'•.'.¦•¦¦¦ - •/ '.

2. Впервые в отечественной истории философии представлен комплексныйподход к рассмотрению понятий: в работах Д. Армстронга.

У. Способ анализа положений дел. как структуры фактов, впервые становится отдельнойтемойисследования, а анализ их соотношения с точки зрения науки является новым, поскольку само понятие до сих пор не рассматривалось в отечественной истории философии.

4. Новизна представленного исследования: определяется тем, что впервые в научный оборот введен комплекс поздних работ Д. Армстронга, до сих пор не переведенных на русский язык.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость диссертационногоисследования заключается в том, что полученные в ходе работы выводы представляют собой основу для дальнейшего изучения наследия австралийского философа, не исследованного в отечественной историко-философской науке.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать комплекс идей ДАрмстронга в курсе зарубежной истории философии. Кроме тогоего идеи: могут послужить основой для соответствующего специального курса. Его материалистическая философия сознания,. а также психолингвистические идеи составляют предмет нескольких трудов, и данное исследование, закладывает основаниядля дальнейшего анализа.

Положения, выносимые на защиту:. 1. Как представитель австралийскойаналитической философии, Д. М. Армстронг разрабатывает методы^ исследования научных проблем в рамках теории фактов, структура которых, представлена: в виде исследовательской модели мира, описывающая различные области реальности в качестве мереологических частей.

2. Д. М. Армстронг сформировался как мыслитель в рамках британской аналитической философии: влияние идей его учителя Дж. Андерсона в отношении мышления привело-к созданию им самостоятельного учения в философии сознания, а усвоенная позиция Л. Витгенштейна в отношении онтологии фактов и пропозициональной структуры реальности оказала решающее влияние на становление интереса к аналитической проблематике.

3. Методология положений дел является руководством для научного исследования в естественных и гуманитарных дисциплинах, поскольку она основана на описании структуры реальности через теоретическую модель фактов и представляет собой описание онтологии мира, основанием которого являются положения дел как факторы истинности реальности.

4. Созданная Д. М. Армстронгом методология положений дел является эвристическим способом научного исследования, при помощи которого осуществляется проверка научных теорий через сравнение модели возможных и реализованных фактов, что позволяет прояснить структуру отношений материальных и нематериальных объектов в онтологическом смысле, формируя универсальный метод исследования в науке и философии.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования стали основой для докладов на международной научно-практической студенческой конференции «Актуальные проблемы историко-философской науки» (Екатеринбург, 2007), на международном научном симпозиуме «Австрия как культурный центр Европы» (Екатеринбург, 2008), на XXXII Международном симпозиуме имени Витгенштейна (Австрия, 2009), на межвузовской конференции «Национальное своеобразие в философии» (Москва, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Практические задачи философии: ретроспектива и перспектива» (Екатеринбург, 2011).

Структура диссертационного исследования соответствует поставленной цели и ряду указанных взаимосвязанных задач. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.

Результаты исследования могут быть представлены в виде выводов, которые резюмируют основные положения работы:

1. Аналитическая философия как одно из направлений философии языка является одним из ведущих течений англоязычной философской мысли и касается не только собственно философии, но также и гуманитарных дисциплин, которые так или иначе связаны с анализом дискурса, речи, языка.

В работе было показано, что аналитическая философия-, которая характеризует англоязычную философию вообще, оказала влияние на традицию континентальной" философии, американскую философскую мысль. Это движение практически не затронуло австралийскую философию, которая представлена в исследовании работами Армстронга. Несмотря на это, мыслитель, получивший образование в Оксфорде, где сильна лингвистическая философия благодаряидеям Дж. Остина, воспринял некоторые1 положения, способы, которые используются в аналитическом движении. Они выявлены в виде следования одному из главных основоположников самой традиции, Л. Витгенштейна, как в заглавии, так и в содержании работы. «Положение дел» как понятие философии «Логико-философского трактата» было подробно разобрано и проанализировано. Оно было основанием для теории методологии положений дел, представленной Армстронгом в заявленной работе.

2. Языковой поворот как явление начала XX века оказал влияние на многие сферы философии, которые изменили направления исследования, уделяя внимание языковому выражению проблем, вопросов, теорий. Движение против метафизики, как отказ от традиционнойфилософии и сциентизм в эпистемологии стали основанием для нового этапа развития мысли. Эта стадия ознаменовалась активным использованием логического инструментария и стремлением к достоверности, заявленнойв качестве основы любого научного исследования. Для научногоисследования, особенно гуманитарного, важны основания, благодаря которым оно приобретает достоверность. Таким основанием Армстронг представляет методы естественных наук вообще, а в философии — использование методологии анализа универсальных понятий, таких как физические законы. Их рассмотрение может определить, в свою очередь, какие универсалии соответствуют действительным объектам в мире. Таким образом, реализуется анализ модели мира, которая сформирована для исследования действительного физического мира.

3. Философия Дэвида Малета Армстронга в своих истоках является материалистической теорией, согласно которой мир состоит из фактов, событий, которые структурируют мир согласно определенным правилам и схемам, является аналитической философской теорией, использующей методы анализа и разбора основополагающих элементов. Этот анализ позволяет наиболее адекватно определить роль и значение самих фактов, на которые подразделяется мир. Положения, дел образуют такую структуру, которая изоморфна реальности и анализируема в онтологических и гносеологических терминах. Формирование подобной модели пригодной для анализа может быть реализовано в рамках методологии, которую разрабатывает Армстронг, выявляя основные понятия, необходимые для существования положений дел. Основное понятие, которое он использует в работе описывает пространство и время, сведенные в один термин. Пространственно-временная система определяет то, какие координаты имеет объект или набор объектов, входящих в положение дел. Это описание фактических событий зависит от различных факторов, опосредующих восприятие. При этом каждое положение дел, состоящее из частей, воспринимается по-разному в зависимости от способа и методологии исследования.

4. Описание фактического мира положений дел, которые выступают в качестве факторов истинности, является наиболее адекватным анализом действительности, поскольку оно согласуется со способом и методом описания выделенных элементов. Методология положений дел является таким набором правил и руководств, при которых производится отбор, анализ и составление схем описания и выявления элементов, частей реальности, на которые подразделяется мир. Этот способ выявления компонентов реальности.

Таким образом, в методологии положений дел реализуется аналитическая составляющая, позволяющая полно и достаточно описать реальность для того, чтобы картина мира положений дел соответствовала основному содержанию и деталям, выявляемым как основополагающие компоненты реальности.

Диссертационное исследование предполагало решение ряда задач, заявленных во введении, которые решены в ходе работы. Во-первых, определено значение понятия, «положения дел» в логическом атомизме «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна для философии Д. Армстронга, которое является направляющим' и основным с точки зрения-анализа фактов и онто-гносеологического подхода к решению проблем Армстронгом. Это понятие было взято из работы Витгенштейна для того, чтобы развить собственную теорию, представленную в работе «Мир положений дел». Во-вторых, анализ понятия «положение дел» в данной работе дает представление о специфике и сложности данного явления, которое является основополагающим при разборе структуры и онтологии сферы фактических данных. В-третьих, методологию положений дел как способ анализа онтологических и гносеологических проблем в работе мыслителя можно обозначить как выявление составляющих элементов мира, которые структурируют картину мира. Достоверное описание мира возможно на гносеологическом уровне с использованием методов логического анализа. В-четвертых, была выявлена специфика использования метода классификации и универсализации понятия «положение дел» в философии Д. Армстронга. Особенность проявляется в том, что понятие «положение дел» анализируется и подразделяется по степени абстрактности. Он выделяет положения первого и второго порядка, которые соотносятся с универсалиями и с классами вещей. Каждое положение дел означает схематизацию и упорядочивание объектов и, таким образом, оно формирует модель реальности.

Описание модели мира из положений дел позволяет анализировать необходимые элементы, составляющие части реальности, которые выступают в теории мыслителя как универсалии и их примеры. Факторы истинности суть положения дел, которые сформированы системой представлений и пропозициональных установок, и являются требованием достоверности этого описания. Мыслитель приходит к выводу о том, что достоверное описание мира возможно при условии наличия иллюстрации, приведения примера для универсалии, которая имеет некоторое воплощение в реальности. Без подобного примера универсалия не будет иметь отражения в действительном мире и, таким образом, существует только в языке. Несмотря на то, что существует вещный мир, с которым имеет дело наблюдатель, существует возможность анализировать универсальные понятия на примере объектов действительности.

Поскольку исследовательская модель является условием достоверного знания реальности и способом открытия принципиально новых видов взаимодействия, необходимость применения методологии положений дел в науке растет вместе с изучением вещества на все более малом уровне. В целях прояснения структуры реальности и сохранения достоверности экспериментов, проводимых в различных условиях, необходима методология, которая способствует управлению результатов в рамках технологий исследования XXI века.

Таким образом, эвристическая сила методологии положений дел как создания теоретико-познавательных моделей составляет способ изучения проблем достоверности результатов в науке.

Заключение

.

В диссертационном исследовании, которое посвященометодологий положенийдел в философии ДэвидаМалета Армстронга, былпроведен, историко-философскийанализистоков, эволюции? и результатов работ австралийского* мыслителя, в которых основноевнимание1 направленона онтологию фактов и язык, описывающий их. Методология положений" дел выступает в качестве инструмента анализа картины мира, представленной языком научного исследования. Язык науки отличается от языка философии, в связи с чем особую роль приобретает анализ научных понятий.

Гипотеза данного диссертационного исследования состояла в предположении о том, что методология положений дел представляет собой способ структурирования фактов, элементов ситуаций, представленных в виде мереологических частей для анализа проблем научных проблем. Части положений дел рассматриваются как основообразующие компоненты фактов действительного мира:. Такой1 способ структурирования и организации фактов, который является инструментом анализа сложных явлений, моделирует возможные события. В научной теории этот инструмент анализа фактов, является необходимым условием для изучения явлений действительности.

В начале диссертационного исследования была поставлена цель: проанализировать методологию положений дел, применяемую в качестве способа моделирования фактов действительного мира в научной теории. Эта цель предполагала решение ряда задач, которые были сформулированы следующим образом: во-первых, в рамках аналитической философии определить основания проблематизации понятия положений дел в поздней философии Д: Армстронга, в связи с чем сопоставить принципы научного исследования в философии науки и аналитической философии. Во-вторых, проследить эволюцию философских взглядовД. М. Армстронга. В-третьих, проанализировать основные понятия в методологии положений дел в философии Д. Армстронга. В-четвертых, рассмотреть эвристическую силу и познавательные возможности методологии положений дел как способа моделирования и решения теоретических проблем научных дисциплин.

Данные задачи ¦ соответствуют структуре исследования? и последовательно решаются в ходе работы.

1. В: философии науки становится актуальным вопрос о научном языке, который требуетсядля’описания реальности, представленной в=виде научной картины мира в определенных естественнонаучных дисциплинах, в первую очередь: в физике, и, в меньшей степени в междисциплинарных исследованиях, таких как психология. Для анализа различных свойств и отношений в результате научного исследования необходимы принципы, на которых основан язык науки. Такимипринципами могут быть только законы правильного мышления, то есть логики. Логика призвана сделать, язык исследований более строгим, четко определяя значения терминов, входящих в понятийный аппарат. Таким образом, формирование научного языкав своем-, основании должно вестик построениюлогически истинного набора высказываний, которые необходимы для полного описания научного исследования.

Вопрос о научном исследовании тесно связан с методологией изучения проблем, которая избирается в качестве руководящего и направляющего принципа. Методология положений дел Д. Армстронга,. становящаяся предметом нашего исследования, имеет определенные исторические предпосылки в аналитической философии. Для того чтобы выявить истоки постановки вопроса о методологии положений дел как способе моделирования, необходимо проанализировать' основные идеи аналитической философии, в рамках которой сформулирована проблема.

Аналитическая философия: избирает в качестве своего объекта исследования язык, но в то же время использует язык как инструмент исследования. Этот языктребуется не только для самоанализа, поскольку метаязык является примером для создания языка философии науки. Язык, который является строгим, выверенным, основанным на логике, очищенным от не имеющих значения понятий, призван описывать мир достоверно. Вопрос о достоверности острее всего стоит именно в философии, поскольку в ней наиболее всего1 проявляются неточности в связи со сложностью ее приведения к систематической форме.

В' контексте аналитической философии идеиАрмстронганаиболее всего прослеживаются в таких работах, как «Мир положений дел», «Истина и факторы истинности», в которых рассматриваются вопросы истины, проблема универсалий, онтологический статус языка и проблемы научного исследования. В задачи мыслителя входит анализ онтологических и логических понятий, свойств и отношений, модальности и классов, проблемы причинности и следования, а также вопрос о достоверности знания. Решение этих вопросов входит в исследовательскую программу аналитической философии. Таким образом, вопрос о методологии исследования в рамках аналитической философии формирует важные предпосылки теории фактов Армстронга. Этот контекст, в рамках которого реализовался генезис вопроса о методологии положений дел, позволяет сделать вывод о важной преемственности, которая содержится в работах британских мыслителей (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), а также в исследованиях Армстронга, эволюция взглядов которого рассматривается для лучшего понимания поставленного вопроса.

2. Д. М. Армстронг, получивший философское образование в университете Оксфорда, воспринял идеи своего учителя, Дж. Андерсона, создав самостоятельное учение в рамках философии сознания. Наряду с этим он испытал влияние ранних представителей аналитической философии вместе с традицией континентальной философии. Его интересы сформировались под влиянием учения его учителя о пропозициональной структуре реальности, а также ранней позиции Витгенштейна по поводу онтологии фактов.

Армстронга можно назвать систематическим метафизиком^ который основывается* в своих работах на трех основных тезисах. Первым является уважение к здравому смыслу, «фактам Мура», как он называет их. Они суть верования^ которые укоренены в человеческомопыте .так, чтолюбое: философское возражение, служит только, для того, — чтобы подорвать рассматриваемуюфилософиюЭтот: взгляд конфликтует с его научным натурализмом, то есть тезисом о том, что полная? наука будет полнымописанием всего, что существует (второй тезис). Третий принцип — актуализм, отклонение: всего, что является просто возможным или логически возможным, включая универсалии, для которых не найдено примеров в действительности. Второй и третий тезисы могут сами по себе основываться, на идее, на которую опирается вся метафизика-, а именно идее, что есть систематическое описание всего.

Опираясь на основные понятия логического атомизма Л. Витгенштейна и теорию пропозициональнойструктуры реальности Дж. Андерсона, ДАрмстронг выстраивает собственную онтологическую систему, в-которой действуют логические модели существования возможного мира. Построение теоретико-познавательной модели этого мира имеет своей целью: анализ познавательных возможностей действительного мира, действующего по физическим: законам, которые изоморфны законам моделируемых фактов реальности. Познавательная модель является,. образцом действительных положений дел, то есть фактов анализируемой реальности.

В работах Армстронга, посвященных анализу универсалий, с помощью которых дается описание мира, просматривается не только классический: метод философствования, но и современный междисциплинарный подход к решению вопросов, связанных с описанием реальности и объяснением причинно-следственных связей. Причины, которые заставляют материальные объекты находиться в: пространстве и времени, основанные на какой-либо физической теории, формируют наборы следствий, вместе с которыми они являются событиями в мире. События, или факты, существуют в зависимости от составляющих их элементов. Каждый возможный компонент факта, входящий в. него, управляет событием в той мере, в какой причина его существованиям может быть ясно описана и представлена в виде перечня* необходимых факторов-его наличия;

Эволюция философских-, взглядов. Армстронга", в поздний период его работы. В" начале своей’философской деятельности Армстронга интересовали вопросы восприятия, соотношения1 материального и духовного, а также описания законов природы, мышления. От классических для философии-вопросов исследователь обратился' к языковой проблематике в связи с интересом к вопросам об универсалиях. В своих поздних работах Армстронг изучает гносеологические вопросы научного исследования, предлагая методологию положений дел как способ анализа событий, основанный на универсалиях. Таким образом, он выдвигает теорию положений дел, которая становится предметом рассмотрения во второй главе нашего исследования.

3. Д. М. Армстронг разрабатывает методологию положений дел, которая становится руководством для научного исследования, проводимого в любой' области, и основана на описании структуры* реальности через модель мира. Моделирование возможного мира верифицирует факты реальности, онтология которых базируется' на положениях дел, факторах истинности мира событий.

Положения дел как факторы истинности рассматриваются в качестве принципов познания в науке и философии в рамках теории фактов. Армстронг интересуется не столько ситуациями, которые формируют события, сколько онтологическим основанием фактов. Его отношение к фактам является анализом условий положений дел, которые являются связанными наборами объектов и входят в состав положений дел в качестве их частей. Части связаны между собой причинно-следственными отношениями, которые, образуют логическую цепочку следования. Эта связь подразумевает нестрогое следование, поскольку причинно-следственная траектория событий может иметь несколько возможных вариантов развития.

Проблема установления причины дополняется тем, что обратное движение от следствия к причине также может приобрести различные пути.

Наличие определенного набора условий, которые определяют положения дел, не зависит от того, насколько эти положения дел будут представлены в теоретико-познавательной- -модели. Поскольку ситуации зависят от того, в какой системе координат ведется описание положений дел, необходимо отметить, что каждое положение дел можно рассматривать с разных позиций. В зависимости от того, какая теория истины выбрана в качестве направляющей исследование, осуществляется выбор критерия отбора условий. Если это корреспондентная теория, то, необходима только физическая теория. Для описания положения вещей необходима система координат, в которой будет действовать тот или иной набор условий истинности, при которых положение дел имеет место.

Выбор определенной системы обусловлен тем, что каждый факт может быть разложен на составляющие части. Строго говоря, если считать фактом набор вещей, которые входят в состав некоторого события, то дело ограничивается выбором тех вещей, которые важны для анализа события. Но если рассматривать более сложные случаи, то фактом может быть набор нематериальных вещей. В таком случае, отбор этих нематериальных объектов также можно произвести. Очевидно, что любое физическое явление можно рассматривать с «точки зрения» независимого наблюдателя или с позиции ученого, вовлеченного в процесс, который протекает во времени. Иными словами, опыт, который проводит экспериментатор в лаборатории, будет являться иллюстрацией физического закона. Каждый раз он будет воспроизводиться в общих чертах, различаясь в деталях, возможно, незаметных для наблюдателя. Об этом же говорит Армстронг, когда речь идет об иллюстрации универсалии на примере единичной вещи.

Объекты материального мира представляют собой вещи, которые зависят от того, в каких ситуациях они встречаются. Связанными являются действия, в которых эти объекты появляются. Объективность связей между повторяющимися действиями основана на том, что каждое явление постулирует закон, установленный для класса случаев, в которых имеет место упорядоченность ряда событий. В этой связи закономерность — составная часть пространственно-временной системы координат, которая включает в себя возможность появления того или иного положения дел. Эта возможность определяется факторами истинности, которые выступают в роли связующего звена между наборами материальных вещей и их проекциями в теоретических моделях. Каждый набор вещей составляет отдельную систему, но не более чем в рамках данной физики или иной теории, описывающей положения дел.

Иными словами, зависимость от теории описания мира означает необходимость в более подробном исследовании самих положений дел, которые представляют собой примеры индивидуальных объектов, расположенных в пространстве и времени. Каждая ситуация требует разъяснения через описание положения дел, или фактов, которые сохраняют структуру этих событий, являются их прототипами. Армстронг подробно анализирует зависимость между положениями дел, универсалиями и единичными вещами, которые являются их примерами.

4. Познавательные возможности и перспективы методологии положений дел. Нами была рассмотрена эвристическая сила и ценность представленной методологии положений дел для познания в науке и философии.

Как структурные элементы, которые упорядочивают положения дел, универсалии являются основой для создания модели из самих положений дел. Важной составляющей в процессе этого конструирования является истинностное значение составляющих частей. Армстронг утверждает, что эти части положений дел являются вещами. Речь идет об описании мира в терминах когерентной теории истины. Созданная на основе положений дел модель реальности имеет своими элементами универсалии, в то время как реализованные факты состоят из материальных объектов. Мир представлен в виде фактовкоторые существуют в пространственно-временной системег (//ге spacetime system, по выражению Армстронга).

Положения дел являются- ¦ составными частями исследовательской-модели мира, котораяпредставляет собой-: набор универсалий, отражающих-общую структуру объектов" реальности-, Универсалиинаходят свое: воплощение в единичных вещахобладающихфизическими" свойствами:. Объектамприписываются определенныесвойства, которые выражены в высказываниях о мире, а о тношения между ними также описываются в виде положений дел. Для описания положений дел в исследовательской: модели-используются пропозиции, то есть выраженные на, языке закономерности отношений материальных и нематериальных объектовИсследовательская модель, основанная наположениях дел как факторах истинности отношений между различного рода объектами, является? способом' проясненияи постановки вопросов в науке, философии, а также смежных дисциплинах.

Создаваемая теоретико-познавательная: модель, мира представляет собой универсальный способ проверкинаучного исследованияоснованного' на конвенциональных принципах. Достоверность полученных результатовтребует верификации всилу того, что реальность, представленная в, экспериментах, сама является искусственно созданноймоделью. Современные методы^ изучения новых видов частиц вфизике требуют создания такой модели, которая должна1 обладать высокой предсказательной способностью и эвристической силой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка" / Н. Автономова- РАН, Ин-т философии. -М.: РОССПЭН, 2008.
  2. Аналитическая философия. Учебное пособие для вузов (под ред. Лебедева М. В., Черняка А. 3.). М.: изд-во РУДН, 2004.
  3. В. В. Слово и событие / В. В. Бибихин. — М.: УРСС, 2001.
  4. В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. — Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Языки славянской культуры, 2002.
  5. К. Теория языка. Репрезентативная функция языка: Пер. с нем. / К. Бюлер- Общ. ред., коммент. Т. В. Булыгиной- В ступ. ст. Т. В. Булыгиной, А. А. Леонтьева. 2-е изд. — М.: Прогресс, 2000.
  6. А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. / А. Вежбицкая- Отв. ред. М. А. Кронгауз- Вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1997.
  7. В. Н. Философия и социология гуманитарных наук / В. Н. Волошинов- Вступ. ст. Н. Л. Васильева. СПб.: Аста-Пресс ltd, 1995.
  8. В. Введение в философию: Пер. с нем. / В. Вундт- Ред. Л. А. Субботин. М.: ЧеРо: Добросвет, 1998.
  9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер- Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.
  10. Ю.Грязнов А. Ф. Аналитическая философия / А. Ф. Грязнов. -М.: Высшая школа, 2006.
  11. А. Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991.
  12. А. Н. Основания семиотики: Знаки, знаковые системы, коммуникация. Ч. 1, Базовые понятия. Эволюционная теорияпроисхождения языка / А. Н. Барулин- Науч. ред. С. Н. Кузнецов. М.: Спорт и культура, 2002.
  13. Н. И. Язык и реальность: автореферат дис.. д-ра филос. наук / Береснева Наталья Ириковна. Пермь, 2006.
  14. Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. Сост., общ. ред. и вступит, статья И. С. Нарского. М., «Мысль», 1978.
  15. А. Л. Общение. Звуки. Смысл: об одной проблеме аналитической философии языка / Аркадий Блинов. М.: Рус. феноменологическое о-во, 1996.
  16. М. М. Предисловие к статье Д. Армстронга «Дэвид Льюис и теория тождества» // Вестник московского университета. Серия 7. Общественные науки. Издательство МГУ, 2005.
  17. А. Л. Античные учения о возникновении языка /
  18. A. Л. Берлинский. СПб.: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.
  19. Л. Дневники 1914−1916 (Под общей редакцией
  20. B.А.Суровцева) / Людвиг Витгенштейн. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — 400 с.
  21. Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, примеч. М. С. Козловой. Перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. М.: Издательство «Гнозис», 1994.
  22. М. Основания аналитической философии, Лондон, 1993.
  23. Д. Истина и интерпретация / Д. Дэвидсон- Пер. с англ. А. А. Веретенникова, Т. А. Дмитриева, М. А. Дмитровской. М.: Праксис, 2003.
  24. Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Пер. с нем.
  25. A. JI. Никифорова. Под ред. О. А. Назаровой. М.: Издательский дом «Территория будущего», Идея-Пресс, 2006.
  26. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2002.
  27. А. С., Бернацкий Г. Г. Лекции по философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 336 с.
  28. Э. Философия символических форм. Т. 1, Язык / Э. Кассирер- Отв. ред. Д. М. Носов- Пер. С. А. Ромашко- Худож. П. П. Ефремов. М.- СПб.: Университетская книга, 2002.
  29. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский- отв. ред. А. М. Шахнарович- предисл. С. И. Мельник, А. М. Шахнаровича. Изд. 3-е, стер. — М.: КомКнига, 2006.
  30. С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / Пер.
  31. B. А. Ладова, В. А. Суровцева- Под общ. ред. В. А. Суровцева. Томск: Изд-во Томского университета, 2005.
  32. У. О. ван. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Грязнова. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.
  33. У. О. ван. Две догмы эмпиризма // Куайн У. О. ван. Слово и объект / Перевод с англ. М.: Логос, Праксис, 2000.
  34. У. О. ван. О том, что есть // Куайн У. О. ван. Слово и объект / Перевод с англ. -М.: Логос, Праксис, 2000.
  35. У. О. ван. Слово и объект / У. О. ван Куайн- Пер. с англ. А. 3. Черняк, Т. А. Дмитриева. М.: Логос: Праксис, 2000.
  36. КюнгГ. Онтология и логический анализ языка / Пер. с нем. и англ. А. Л. Никифорова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
  37. В. А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008.
  38. М. В. Онтологические проблемы референции / М. В. Лебедев,
  39. A. 3. Черняк. М.: Праксис, 2001.
  40. М. В. Языковое значение в представлении Дональда Дэвидсона // Д. Дэвидсон- Пер. с англ. А. А. Веретенникова, Т. А. Дмитриева, М. А. Дмитровской. — М.: Праксис, 2003.
  41. Е. Е. Онтологическая проблематика в свете аналитической философии // Логос. 2009. — № 2. — с. 37−43.
  42. Логика, онтология, язык / Составление, перевод и предисловие
  43. B. А. Суровцева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006.
  44. К. Н. История западноевропейской философии: учеб. пособие для вузов / К. Н. Любутин, Ю. К. Саранчин. М.: Академический Проект, 2005.
  45. Н. В. Субъектность и исчислительность в языке: монография / Н. В. Мальчукова- Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Иркутский гос. ун-т" — науч. ред. О. В. Бондаренко. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.
  46. . В. Знаки бытия / Б. В. Марков. СПб.: Наука, 2001.
  47. Л. А. Философия познания. Полемические главы / Л. А. Микешина. -М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  48. А. Н. Сущностное восприятие слова. Кн. 2 / А. Н. Миронов. -СПб.: Алетейя, 2004.
  49. В. В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков / В. В. Налимов. — 3-е изд. -Томск- М.: Водолей Publishers, 2003.
  50. НарскийИ. С. Очерки по истории позитивизма / И. С. Нарский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960.
  51. И. С. Критика концепций науки в буржуазной философии (философия и наука) / И. С. Нарский. М.: Знание, 1969.
  52. С. С. Пути к универсалиям / Светлана Неретина, Александр Огурцов- Ин-т философии РАН. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, академии, 2006.
  53. Дж. Избранное. Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.
  54. Дж. Современные философы. Перевод с англ. Л. Б. Макеевой. -М.: Идея-Пресс, 2002.
  55. Дж. Сто лет философии: Пер. с англ. — М.: „Прогресс-Традиция“, 1998.
  56. А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв. / А. Н. Портнов- Науч. ред. А. А. Брудный- Гос. ком. РФ по высш. образованию, Иван. гос. ун-т. -Иваново: Б. и., 1994.
  57. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От Романтизма до наших дней. СПб: „Петрополис“. -1997.
  58. В. Философия языка и семиотика безумия: избранные работы. -М.: Территория будущего, 2007.
  59. В. Ф. Слово и объект. (Критический анализ теории референции У. Куайна): лекция / В. Ф. Самсонов- М-во просвещения
  60. РСФСР, Челяб. гос. пед. ин-т- отв. ред. Л. Б. Гарифулин. Челябинск: [Челяб. гос. пед. ин-т], 1976.
  61. Дж. Р. Философия языка / Пер. с англ. И. М: Кобозевой, Г. Е. Крейдлина, Т. А. Майсака, И. F. Сабуровой. М.: УРСС, 2004. .
  62. Философия языка и семиотика / Под общ. ред. А. Н. Портнова. -Иваново: Иванов, гос. ун-т, 1995.
  63. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького — Урал, межрегион, ин-т обществ, наук- Отв. ред. Н. А. Купина, М. Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. ,
  64. Д. Аналитическая философия: что это. такое и почему этим стоит заниматься? // Язык, истина, существование / Сост. В. А. Суровцев. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.
  65. Е. С. Австрийская философия как самосознание культурного региона. Екатеринбург: УрО РАН, 2000.
  66. ШрамкоЯ. Очерк истории возникновения и развития аналитической философии // Логос: философский журнал. 2005. № 2.
  67. Г. П. Знак и деятельность = Sign and activity : 34 лекции 1971−1979 годов. Кн. 2, Понимание и мышление. Смысл и содержание: 7 лекций 1972 года / Г. П. Щедровицкий — ред.-сост. Г. А. Давыдова. -М.: Вост. лит. РАН, 2006.
  68. Г. П. О методе исследования мышления» On the method, for the study of thinking / Г. П. Щедровицкий — сост.-и отв. ред. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. — М.: Фонд «Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006.
  69. Юнгер Ф.-Г. Язык и мышление = Sprache und Denken / Фридрих Георг Юнгер- пер. с нем К. В. Лощевского. — СПб.: Наука, 2005.
  70. В. С. Очерк по философии грамматики: Пособие к спецкурсу / В. С. Юрченко. — Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1995.
  71. В. С. Очерки по философии языка и философии языкознания / В. С. Юрченко- Отв. ред. Э. П. Кадькалова. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2000.
  72. Язык, истина, существование / Сост. В. А. Суровцев. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2002.
  73. Язык науки XXI века: материалы науч. конф., посвященной 200-летию со дня рождения О. Конта / М-во общ. и проф. образования РФ, Башкир, гос. ун-т, Каф. философии. Уфа: Изд-во Башк. ун-та., 19 981
  74. D. М. A materialist theory of the mind. Routledge & Kegan Paul. London. New York: Humanities Press. 1968.
  75. Armstrong D. M. A world of states of affairs. Cambridge University Press. 1997.
  76. Armstrong D. M. Truth and truthmakers. Cambridge University Press. 2004.
  77. Analytic philosophy: an anthology / edited by A. P. Martinich and David Sosa. Blackwell Publishers Ltd. 2001.
  78. A Companion to the philosophy of language / edited by Bob Hale and Crispin Wright. Blackwell Publishers Inc. 1998.
  79. J., Campbell K., Reinhardt L. (eds.), Ontology, Causality, and Mind: Essays in Honour of D. M. Armstrong. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
  80. Campbell J. K., O’Rourke M., and Shier D. (eds.). Meaning and Truth: Investigations in Philosophical Semantics. New York: Seven Bridges Press. 2002.
  81. Carston R. Thoughts and Utterances: The Pragmatics of Explicit Communication. Oxford: Basil Blackwell. 2002.
  82. Chapman S. Language and empiricism after the Vienna circle. Palgrave Macmillan. 2008.
  83. Concise encyclopedia of philosophy of language / edited by Peter V. Lamarque- consulting editor, R. E. Asher. Elsevier Science Ltd. 1997.
  84. Davidson D. Inquiries into Truth and Interpretation / D. Davidson. -Oxford- New York: Oxford, 2001.
  85. Davis W. A. Meaning, exprassion, and thought / W. A. Davis. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  86. Demonstratives / ed. by P. Yourgrau. — Oxford: Oxford University Press, 2003.
  87. Devitt M. Coming to Our Senses. Cambridge: Cambridge University Press. 1996.
  88. Dummett M. The Origins of Analytical Philosophy. Harvard University Press. 1993.
  89. P. Armstrong D. M. // Oppy G., Trakakis N. N. (eds.) A Companion to Philosophy in Australia & New Zealand. Monash University Publishing. 2010.
  90. Franklin J. Corrupting the Youth: A History of Philosophy in Australia. Macleay Press. 2003.
  91. Goodman N. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols / N. Goodman. Indianapolis- Cambridge: Hackett Publishing Company, INC, 1984.
  92. Hacker P. M. S. Wittgenstien’s Place in the Twentieth-Century Analytical Philosophy. Oxford: Basil Blackwell. 1996.
  93. Heal J. Mind- reason and imagination: Selected essays in philisophy of mind and' language / J. Heal. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  94. Heil J. The Philosophy of Mind: A Contemporary Introduction, London: Routledge. 1998.
  95. Hetherington S. Australasian Analytic Philosophy (1960s Onwards). // Oppy G., Trakakis N. N. (eds.) A Companion to Philosophy in Australia & New Zealand. Monash University Publishing. 2010.
  96. Hill Ch. Thought and world: An austere portrayal of truth, reference, and semantic correspondence / Ch. Hill. New York: Cambridge University Press, 2002.
  97. Hintikka J. Lingua Universalis VS. Calculus Ratiocinator. An Ultimate Presupposition of Twentieth-Century Philosophy / J. Hintikka. Dordrecht- Boston- London: Kluwer Academic Publishers, 1997.
  98. Hintikka J. Ludwig Wittgenstein. Half-Truths and One-and-a-Half-Truths / J. Hintikka. Dordrecht- Boston- London: Kluwer Academic Publishers, 1996.
  99. Hintikka J. Paradigms for Language Theory and Other Essays / J. Hintikka. Dordrecht- Boston- London: Kluwer Academic Publishers, 1998.
  100. HornsbyJ. Reading Philosophy of Language: Selected Texts with Interactive Commentary / J. Hornsby, G. Longwoth. Oxford: Blackwell publishing, 2006.
  101. Horwich P. Meaning. Oxford: Oxford University Press. 1998.
  102. GriceP. Studies in the Way of Words / P. Grice. Cambridge- London: Harvard University Press, 1991.
  103. Keller P. Universals. I I Oppy G., TrakakisN. N. (eds.) A Companion to Philosophy in- Australia & New Zealand. Monash University Publishing. 2010.
  104. Kenny A. Wittgenstein / A. Kenny. Revised ed. — Oxford: Blackwell publishing, 2006.
  105. Language and World. Papers of the 32nd International Wittgenstein Symposium. August 9−15, 2009. Kirchberg am Wechsel. Volume XVII. Editors Volker A. Munz, Klaus Puhl, Joseph Wang. Kirchberg am Wechsel, Austrian Ludwig Wittgenstein Society, 2009.
  106. McGinn C. The Character of Mind: an Introduction to the Philosophy of Mind / C. McGinn. 2nd ed. — Oxford: Oxford University Press, 2004.
  107. Meaning and representation / Ed. E. Borg. Oxford: Blackwell publishing, 2002.
  108. New dictionary of the history of ideas / edited by Maryanne Cline Horowitz. University of California, Los Angeles, 2005.
  109. Mumford S. David Armstrong. Acumen, 2007.
  110. New waves in philosophy of language / edited by Sarah Sawyer. University of Sussex, UK. Palgrave Macmillan. 2010.
  111. G., Trakakis N. N. (eds.) A Companion to Philosophy in Australia & New Zealand. Monash University Publishing. 2010.
  112. Philosophy of language: a contemporary introduction / William G. Lycan. 2nd ed. Routledge. 2008.
  113. RisslerJ. D. 'Does Armstrong need states of affairs?', Australasian Journal of Philosophy, 2006 84:2,193 — 209.
  114. Robert Stainton J. Philosophical perspectives on language. Broadview Press Ltd. 1996.
  115. Searle J. R. Consciousness and language I J. R. Searle. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002.
  116. Stroll A. Twentieth-Century Analytic Philosophy. Columbia University Press. New York. 2000.
  117. The Blackwell Guide to the Philosophy of Language / Ed. M. Devitt, Ed. R. Hanley. — Oxford: Blackwell publishing, 2006.
  118. Travis Ch. The Uses of Sense. Wittgenstein’s Philosophy of Language. Oxford: Oxford University Press. 2001.
Заполнить форму текущей работой