Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Свободное время как условие развития личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бутеико И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7- Гордон JI.A., Клопов З. В., Опиков JI.A. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977; Ботов В. И. Бюджет времени при социализме. (Теория и методы исследования). М., 1973; Люблинский В. В. О продолжительности труда в промышленно-развитых странах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Свободное время в социально-философском измерении
    • 1. Методологические предпосылки анализа свободного времени военнослужащего ВС РФ
    • 2. Свободное время военнослужащего: сущность, структура и функции
  • Глава II. Свободное время и развитие личности военнослужащего
    • 1. Развитие личности военнослужащего в свободное время
    • 2. Оптимизация свободного времени военнослужащих ВС РФ: основные направления и тенденции

Свободное время как условие развития личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальные перемены в российском обществе отразились на материальных и духовных условиях жизни людей. Кардинально изменились социальные параметры общества, внесены существенные коррективы в социальное время, которое в условиях перемен отличается своей неустойчивостью, в нем происходит рассогласование, несовпадение социальных процессов. Временные векторы культуры, политики, духовных ориентиров деформируются. Нарушается устойчивая цикличность необходимого и свободного времени. Время в последнее десятилетие приобретает одну ценностную составляющую, условно обозначенную как «время — деньги». Действительно, свободное время каждого отдельного индивида как один из модусов социального времени подверглось воздействию экономического фактора, и более того, у большей части населения оно стало независимым от персональных свойств отдельной личности. Эти обстоятельства требуют переосмысления роли и значения свободного времени как неотъемлемого и важного условия развития личности в общем, и личности военнослужащего в частности.

По-прежнему бесспорным считается то, что свободное время играет значительную роль в обеспечении эффективной деятельности военнослужащих, что влияет на укрепление боевой мощи Вооруженных Сил и тем самым достигается обороноспособность российского государства. Свободное время содержит в себе огромный потенциал, позволяющий личному составу восстановить затраченные в рабочее (служебное) время физические и духовные силы, удовлетворить свои потребности в культурном отдыхе. Оно является неотъемлемым условием развития личности военнослужащих, совершенствования ими своих профессиональных навыков, повышения образовательного уровня, приобщения к мировым культурным и историческим ценностям. Другими словами, свободное время в настоящем оказывает значительное влияние на военнослужащего завтрашнего дня. Более полное знание о свободном времени, понимание его роли в общественных процессах и разработка эффективных методов воздействия на него позволит нам иметь на страже Отечества военнослужащих более развитых не только в физическом, но и в профессиональном и духовном плане.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, потребностями современной военной практики Российского государства, которые актуализировали потенциальные и реальные боевые слагаемые армии и привели к непосредственному участию российских войск в ведении боевых действий и проведении миротворческих операций, что ведет к активизации социальных и профессионально важных качеств, творческое развитие которых происходит в свободное время военнослужащих.

Во-вторых, объективной потребностью формировать у командиров и начальников научные знания в качественной организации не только служебной деятельности военнослужащих, но и использования ресурсов свободного времени подчиненных, практического разрешения противоречия между значением свободного времени для развития личности военнослужащего и возможностью его организации и проведения в частях и подразделениях Вооруженных Сил России.

В-третьих, потребностями органов воспитательной работы, военных учреждений культуры, воинских частей в научно обоснованном материале по оптимизации проведения свободного времени военнослужащих в целях развития у них профессионально важных качеств. Асоциальные явления культуры (пьянство, наркомания, преступность и др.), возросшие за последнее время, есть отражение того, что эффективно использовать свое свободное время молодое поколение не обучено.

В-четвертых, несоответствие денежного довольствия профессионального военнослужащего нормам и требованиям сегодняшнего дня, что вынуждает его к поиску дополнительных источников дохода, а это, в свою очередь, сокращает долю свободного времени в общем бюджете времени военнослужащего.

В-пятых, возрастающей интенсивностью и напряженностью служебной деятельности военнослужащих, которая требует использования потенциала свободного времени для восстановления их духовных и физических сил.

В-шестых, потребностью образовательного процесса вузов, ведущих подготовку специалистов социально-культурной деятельности по организации деятельности военнослужащих в сфере свободного времени. Отсутствие теоретически осмысленных положений о свободном времени военнослужащих, его особенностях, резервах и научной разработки основ эффективного управления им существенно усложняет этот процесс.

Таким образом, проблема изучения свободного времени, сущности, структуры, функций и способов управления, его роли в формировании личности военнослужащего ВС РФ, поддержания высокого морального духа военнослужащих, их духовных и физических сил в настоящее время приобретает важное значение.

Степень научной разработанности проблемы. Определенное представление об уровне разработанности поставленной проблемы можно составить путем анализа существующей литературы и научных трудов, в которых представлен анализ свободного времени.

Следует отметить, что внимание мыслителей к данному вопросу отмечается на всех этапах развития теоретического знания — от древнего мира до наших дней. Более пристальный научный интерес можно проследить с конца XIX — начала XX века. Именно с этого времени в работах выделяются две группы, методологически не совместимые, содержательно различные, а порою и противоречивые, но, тем не менее, взаимодополняющие друг друга, и таким образом формирующие структурное, содержательное, ценностное представление о свободном времени более полно и объективно. В первой группе выделим труды, созданные в рамках отечественной философской традиции. Во второйработы, в которых представлено понимание данного феномена в рамках западной социальной философии. В отдельной группе представлены работы общегуманитарного характера, контент-анализ которых показывает, что свободное время выступает в них неотъемлемым условием исследования других аспектов бытия.

Обращаясь к отечественной научной мысли, необходимо отметить, что началом исследования категории «свободное время» принято считать труды академика С. Г. Струмилина, в которых представлен марксистско-содержательный анализ этой категории применительно к советскому обществу1. Его исследования, проведенные в 20−30 гг. XX века, имели важное значение для развития отечественной научной мысли по проблеме свободного времени.

Всплеск научной мысли по вопросу досуга и свободного времени приходится на 60−70 гг. XX века. Инициатором данных исследований стал Г. А. Пруденский, который в своих работах продолжал исследовать свободное время как значительный фактор развития и совершенствования социалистического 1 способа производства. Но, к сожалению, интерес ученых к свободному времени постепенно шел на спад и к концу 90-х. годов практически минимизировался.

Тем не менее, за такое незначительное по меркам науки время в рамках отечественной парадигмы сложилось множество направлений исследования свободного времени. Допуская определенную условность, в первой группе выделяются определенные направления исследования феномена свободного времени.

В первом направлении представлены труды отечественных ученых, рассматривающих методологические основы изучения свободного времени, определяющие его место в темпоральной структуре времени личности и общества3.

1 Струмшин С. Г. Проблемы экономики труда. М., 1982.

2 Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени // Избранные произведения. М., 1972.

3 Аскин Я. Ф. Соотношение модусов социального времени // Философия культуры, философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов, 1999; Беляев А. Б. Свободное время в структуре времени общества. В кн.: Развитие экономических отношений и механизма социалистического хозяйствования на современном этапе. Выпуск 3. Межвуз. науч. сборник. Саратов, 1975; Давыдов А. А. Модель социального времени // Социологические исследования. 1998. № 4- Пимено-ва В. Н. Свободное время в социалистическом обществе. (Теоретический анализ соотношения.

Дальнейший анализ этого направления позволяет обозначить труды, в которых свободное время рассматривается как фактор формирования личности1. Наряду с этими работами необходимо отметить авторов В. В. Водзинскую,.

A.В. Грибакина, Б. А. Грушина, В. В. Зорину, Э. В. Соколова, чьи труды посвящены проблеме управления свободным временем, поиску путей оптимального воздействия на это время в интересах общества и государства. Проблеме исследования свободного времени как сферы бытия различных общественных явлений и процессов уделено внимание в работах Ю. Г. Дерябина, В. В. Егорова,.

B.Н. Минина и др3.

Второе направление составляют работы, посвященные изучению свободного времени в рамках общественного производства и рассматривающие его как особый экономический фактор.

Э.В. Клопов, Б. И. Курылев, А. В. Ноценко, В. Д. Патрушев, С. Г. Петросян свободное время рассматривали как экономический фактор повышения произсвободного времени и личности). М., 1974; Листвина Н. И. К постановке проблемы социального времени // Методологические вопросы науки. Саратов, 1974. Вып. 2 и др.

1 Бажова В. Г., Дучал А. С., Земцов А. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: 1965; Колобков В. В. Формирование личности в развитом социалистическом обществе как научно управляемый процесс (социально-политический аспект): Автореф. дисс.. д-р&. филос. наук. М., 1978; Лукъянчук Е. А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1977; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1962; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974; Пименова В. Н. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1976; Погрешаева Т. А. Свободное время и личность. Социально-философский аспект. Автореф. дис.. д-ра. филос. наук. Саратов, 2000; Славин Л. М. Свободное время и всестороннее развитие личности. Алма-Ата, 1978; Трегубое Б. А. Свободное время как фактор формирования личности студента. Автореф. дис. канд. филос. наук. JL, 1983; Удовенко Н. И Рабочее и свободное время в процессе всестороннего развития личности. 1981. и др.

2 Водзинская В. В. Многоуровневая регуляция социального поведения личности в сфере досуга. // Социальные проблемы свободного времени трудящихся. Вильнюс, 1974; Гриба-кин А. В. Проблемы общественного регулирования свободного времени. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск. 1972; Грушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967; Зорина В. В. Исследование влияния объективных и субъективных факторов на использование свободного времени. Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1983; Минц Г. Свободное время: желаемое и действительность. М., 1978; Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. и др.

Дерябин Ю. Г. Свободное время как сфера творчества. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1979; Егоров В. В. Свободное время как сфера идеологической борьбы (альтернатива потребительства и творчества). Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск. 1986; Минин В. Н. Социологические проблемы антиобщественного использования свободного времени: Автореф. дис. канд.филос. наук. Свердловск, 1975. и др. водительности труда и улучшения его качества1. Вместе с тем огромное значение придавалось взаимовлиянию свободного времени и рабочего, изменению качественных характеристик одного под воздействием другого (времени). Именно этой проблеме посвящены работы таких ученых, как И. Д. Змушко,.

А.Н. Миянова, Г. А. Пруденского, которые внесли значительный вклад не толь2 ко в науку, но и в процесс социалистического производства .

Третье направление объединяет источники, в которых проводится исследование свободного времени с позиции социологической науки и рассматривается его роль в обществе и влияние на различные общественные процессы.

Основное внимание представителей этого направления сосредотачивалось на изучении бюджета времени различных категорий граждан и его зависимости от их принадлежности к той или иной профессии3. Вместе с тем про.

1 Клопов Э. В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности // Социологические исследования. 1997. № 4- Курылев Б. И. Рациональное использование бюджета времени студентов как фактор совершенствования воспроизводства специалистов для народного хозяйства: Автореф. дис.. канд. эконом, наук. Киев, 1969; Ноценко А. В. Социально-экономические проблемы свободного времени при социализме. Л., 1975; Патрушев В. Д. Время как экономическая категория. М., 1966; Патрушев В. Д. Использование совокупного времени общества. М., 1978; Петросян Г. С. Внерабочее время трудящихся в СССР. М., 1965. и др.

2 Змушко И. Д. Рабочий день и рациональное использование свободного времени в СССР. Автореф. дис.. канд. эконом, наук М., 1967; Миянов А. Н. Вопросы взаимовлияния рабочего и свободного времени при социализме. Автореф. дис.. канд.экон.наук. Свердловск, 1972; Пруденский Г. А. Время и труд. М., 1964; Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972. и др.

3 Бутеико И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7- Гордон JI.A., Клопов З. В., Опиков JI.A. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977; Ботов В. И. Бюджет времени при социализме. (Теория и методы исследования). М., 1973; Люблинский В. В. О продолжительности труда в промышленно-развитых странах // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 4- Патрушев В. Д. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социологические исследования. 1997. № 7- Патрушев В. Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965;1986) // Социологические исследования. 1991. № 3- Победа Н. А. Свободное время. Как мы его используем? Кишинев, 1978; Рада-евВ.В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. 1997. № 4- Стеб-бинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7- Туров И. С. Городской образ жизни: теоретический аспект// Социологические исследования. 1995. № .1 и др. водилось исследование проявления свободного времени в обществе, взаимосвязи с различными общественными явлениями и т. д.1.

Четвертое направление составляют публикации авторов, которые акцентировали свое внимание на свободном времени и функционировании психики человека, закономерностях и особенностях осознания и освоения времени человеком, в том числе и свободного.

Особенности личностной регуляция свободного времени и развитие и формирования личности в процессе освоения времени рассматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова и др. Роль свободного времени в воспитании и образовании обусловила интерес ученых к этой проблеме .

Отдельным направлением выделяются труды К. И. Вайсеро, А. И. Горячева, JI.H. Дороговой, В. Н. Осташкина, А. В. Шляхова, А. А. Яковлева, которые занимались изучением некоторых граней свободного времени, особенностей его организации в Вооруженных Силах и месте в структуре времени военно.

1 Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Человек, свободное время и профсоюзы. / Под ред. Н. П. Пищулина. М., 1980; Бовкун В. В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М., 1988; Зборовский Г. Е. Проблемы социологической теории свободного времени. М., 1970; Мурзин А. Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования. 1993. № 11- Орлов Г. П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск, 1973; Орлов А. С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. 1990. № 9- Тощенко Ж. Т. Воспитательная работа как объект социального планирования. // Социологические исследования. 1981. № 2. и др.

2 Абульханова-Славская К. А. Личная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000; Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981; Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1981; Асмо-лов А. Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. и др.

3 Анохина Т. Опекун, контролер, организатор досуга или ?. // Народное образование. 1998. № 4- Евтеева Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Автореф. дис.. д-ра.пед.наук. JI., 1980; Каптерев П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999. № 7- Клибик B.C. Свободное время и вопросы воспитания. М., 1977; Кон И. О. Социология личности. М., 1967; Павлова Л. Н. Эстетический аспект самообразования // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути, решения. Красноярск, 1999. и др. служащих1. Разрабатываемые ими различные аспекты проявления и особенности функционирования свободного времени в армейской действительности позволяют составить определенное представление о его роли и влиянии на служебную деятельность военнослужащих и повышении ее эффективности через умелую организацию свободного времени и культурно-досуговой работы.

Следует отметить особый интерес к проблеме свободного времени со стороны западной философский мысли, где представлен анализ свободного времени в рамках другой методологической парадигмы. Данные работы могут быть выделены во вторую группу. В первую очередь среди исследователей свободного времени необходимо отметить представителей Франкфуртской школы, образовавшейся вокруг Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Представители этой школы М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фомм, Ю. Хабермас, Г. Маркузе, считавшиеся в научном мире «неомарксистами», пытались решить проблему свободного времени с позиции л взаимоотношения личности и общества. Считая свободнее время ценностью личности, представители этого направления пришли к выводу, что свобода в свободное время — не что иное, как мистификация.

Развивающаяся после второй мировой войны в странах Европы, и особенно в Америке, индустрия досуга и шоу-бизнес стали одними из тех сил, в результате воздействия которых в научном мире появилось целое направление — социология досуга. Развитие этой науки проходило в трех руслах, которые.

1 См.: Вайсеро К. И. Психология социально-культурной деятельности в вооруженных силах Российской Федерации. Автореф. дис.. д-ра. психолог, наук. М., 2003; Горячев А. И. Объективное и субъективное в социальной активности советского воина. Автореф. дис.. канд. философ, наук. М., 1982; Дорогова JI.H. Художественная культура и формирование личности воина. Автореф. дис.. д-ра. филос. наук. М., 1990; Осташкин В. Н. Культурно-досуговая работа в русской армии II половины XIX века. Автореф.дис.. д-ра. ист. наук. М., 1998; Шляхов А. В. Совершенствование воспитательной деятельности военных учреждений культуры. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002; Яковлев А. А. Свободное время военнослужащих Советской армии как социальная проблема. Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1979. и др.

2 Adorno Т. end Horkheimer М. Dialectic of Enlightenment. London, 1979; Marcuse H. Eros end Civilization. London, 1955. обозначили собой три школы: американскую, французскую и западногерманскую.

Представители американской школы Н. Андерсон, Г. Гурин, Р. Маейрсон, Е. Мюллер, Р. Хавиерест определяют ценность свободного времени материальным отношением к нему, утверждая, что любое время, в том числе и свободное, измеряется деньгами1.

Яркий представитель французской школы Ж. Дюмазедье предлагал вести изучение свободного времени с позиции: во-первых, динамики отношений различных частей времени индивида и коллектива, а во-вторых, изучение конкретного общества в конкретный период, на основании чего фиксировать конкретное свободное время .

И, наконец, в отдельную группу необходимо выделить источники, контент-анализ которых показывает, что проблема свободного времени не является в них центральной, но, тем не менее, ей уделено значительное внимание и она выступает неотъемлемым условием исследования других аспектов бытия. К данной группе следует отнести труды таких ученых, как: В. И. Андреев, Б. Н. Бессонов, М. Вебер, Т. Веблен, М. Я. Виленский, В. Е. Горбунов, Э. Дюрк-гейм, О. Н. Ежов, В. Я. Ельмеев, Г. И. Железовский, Е.В. Золотухина-Аболина, В. П. Казначеев, В. А. Канке, С. М. Ковалев, Н. П. Коноплева, Е. Ю. Коржова, В. Г. Кряжев, К. Маркс, Т. Мор, Морелли и др3.

1 Anderson N. Work end Leisure. London 1961.

Dumazedier J. The Sociology of Leisure. Amsterdam, 1974; Dumazedier J. Vers une civilization du doisir. Paris, 1962; Dumazedier J. Une sociologie previsionell it differetille du lassie. Paris, 1967.

3 См.: Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988; Бессонов Б. Н Человек: пути формирования новой личности. М., 1988; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; Виленский М. Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда. М., 1987; Горбунов В. Е. Время: социальные свойства и функции. Саратов, 1999; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991; Ежов О. Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000; Ельмеев В. Я. Воспроизводство общества и человека. М., 1988; Железовская Г. И, Кондратенко О. В. Педагогическая поддержка социализации личности подростка. Саратов, 1999; Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы. Ростов-на/Д., 1994; Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1997; Канке В. А. Формы времени. Томск, 1984; Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986; Коноплева Н. П. Как относиться к себе и быту или Практическая.

Однако вопрос о влиянии свободного времени на процесс развития личности военнослужащего ВС РФ является еще не вполне изученным. До сих пор между специалистами нет общей точки зрения о границах свободного времени и его структуре. Открытым остается вопрос о роли свободного времени в развитии и формировании личности военнослужащего с учетом условий современной реальности. Отсутствуют теоретически обоснованные методы и пути его эффективного использования и управления.

Изучение этих проблем позволяет реализовать объяснительную и прогностическую функцию свободного времени и на этой основе выработать более обоснованные практические рекомендации. Следует заметить, что свободное время военнослужащего ВС РФ, как сложное и многоплановое явление, изучается специалистами различных частных дисциплин и направлений. Каждое из этих направлений имеет свое значение для анализа и диагностики проблем свободного времени военнослужащих. Однако, несмотря на обилие материалов, относящихся к проблемам свободного времени вообще и военнослужащих в частности, целостный, системный его характер не был выявлен. Очевидно, что степень разработанности исследуемой проблемы явно не соответствует ее теоретической и практической значимости.

Таким образом, выбор указанной темы в качестве предмета исследования обусловлен ее актуальностью, определяемой совокупностью факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью ее научной разработанности. психология хозяйки дома. М., 1996; Коржова Е. Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. СПб., 1994; Кряжев В. Г. Внерабочее время и сфера обслуживания. М., 1989; Максимов Н. А. За жизнь свою спроси себя. М., 1988; Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. ч. II.- Мерлин В. Н. Личность и общество. — Пермь, 1990; Мор Т. Утопия. М., 1978; Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М., 1968; Мяло К. Т. Время выбора: молодежь в поисках альтернативы. М., 1991; Сергеев В. Н. Умете ли вы отдыхать? М., 1989; Ханова С. В. Культура и деятельность. Саратов, 1978; ЦарикА.В. О культуре физической и духовной. М., 1989.

Объектом диссертационного исследования является свободное время военнослужащего ВС РФ.

Предмет исследования — сущность, содержание и функции свободного времени как условия развития личности военнослужащего ВС РФ.

Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы используя методологию социально-философского анализа, исследовать сущность, содержание, структуру и функции свободного времени как условия развития личности военнослужащего ВС РФ на современном этапе формирования Вооруженных Сил.

Цель исследования. Общая цель диссертационной работы состоит в том, чтобы с позиции социально-философского анализа, используя современные данные науки, исследовать свободное время в качестве важнейшего условия формирования и развития личности военнослужащего.

Для конкретизации данной цели потребовалось решить следующие взаимосвязанные задачи:

Во-первых, уточнить сущность свободного времени военнослужащего Вооруженных Сил РФ с учетом произошедших социальных, экономических и политических изменений, оказавших существенное влияние на содержание данного феномена.

Во-вторых, проанализировать содержание и структуру свободного времени военнослужащего ВС РФ, а также выявить его основные особенности.

В-третьих, изучить и выделить основные функции свободного времени, влияющие на развитие личности военнослужащего ВС РФ.

В-четвертых, исследовать проблему регулирования свободного времени военнослужащих ВС РФ, показать возможные модели и способы управления и предложить некоторые практические рекомендации по созданию благоприятных условий для развития личности военнослужащего ВС РФ, используя потенциал свободного времени.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам свободного времени, его проявлениях в социальной жизнивзаимосвязи свободного времени общества и личностивыводы ученых, исследовавших специфику свободного времени и досуга применительно к Вооруженным Силамидеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблеме категории «время».

В работе широко используются материалы и документы государственных органов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, материалы конференций и периодической печати по проблемам свободного времени военнослужащих и его регулирования в системе Министерства обороны РФ.

Методологической основой работы явились идеи и положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблеме свободного времени, в которых раскрываются характер и возможность его использования в развитии общества и формировании личности.

Цель и задачи исследования

определили основные методы исследования, среди которых центральное место занимают методы социально-философского анализа, социального детерминизма, функционально-деятельностный, историзмаобщенаучные методы: анализ и синтез, обобщение и сравнение, аналогия и классификация. В работе также активно применялись методы психологического и социологического анализа, изучения документальных источников и результатов деятельности, наблюдение и др.

Эмпирическую базу исследования составляют социологические данные, полученные и используемые другими авторами по изучаемой проблемеданные ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих ВС РФ, проводимого Социологическим центром ВСдокументы, регламентирующие деятельность военнослужащих за рамками рабочего времениматериалы периодической печатистатистическая информация, опубликованная в открытой печатиданные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) — данные института социально-политических исследований РАН и единого научно-методического центра Комитета по культуре г. Москвыинформационные ресурсы, расположенные на форумах и сайтах сети Интернетличный опыт и наблюдения.

Научная новизна отражена в самой постановке и осуществлении социально-философского анализа свободного времени как условия развития личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, в решении актуальной научной задачи, имеющей важное теоретическое и практическое значение, которая до последнего времени оставалась недостаточно исследованной. Более конкретно научная новизна исследования выражается в следующем: уточнена сущность свободного времени военнослужащего Вооруженных Сил РФ, с учетом произошедших социальных, экономических и политических изменений, оказавших существенное влияние на его содержаниепредставлены содержание и структура свободного времени военнослужащего ВС РФ, выявлены и указаны его основные особенностивыделены основные функции свободного времени, влияющие на развитие личности военнослужащего ВС РФисследована проблема регулирования свободного времени военнослужащих ВС РФ, раскрыта сущность и цели этого процесса, показаны возможные модели и способы управления свободным временем для создания благоприятных условий для развития личности военнослужащего ВС РФ.

Положения, выносимые на защиту. К числу основных положений, выносимых на защиту, необходимо отнести:

1. Свободное время военнослужащего Вооруженных Сил РФ — это часть социального и психологического времени личности, социально-исторически и онтологически связанная с нерабочим временем, количественно и качественно представляющая собой ту временную часть, которая остается у военнослужащего за вычетом разнообразных обязательных временных затрат и может использоваться им по своему усмотрению в целях развития личности.

2. Структура, объем и содержание свободного времени военнослужащего Вооруженных Сил России определяется объективными факторами и субъективно-личностными особенностями военнослужащего: внутренней культурой, духовными потребностями и творческими способностями.

3. Функциями свободного времени военнослужащего ВС РФ являются: развивающая, восстанавливающая, социальная, культурно-воспитательная, «умиротворяющая», которые могут становиться доминирующими в зависимости от субъективно-объективных условий.

4. Регуляция свободного времени военнослужащих ВС РФ представляет собой комплекс совместных действий, осуществляемых военными кадрами, органами воспитательной работы, учреждениями культуры и иными общественными организациями, объединениями и коллективами по наполнению и упорядочиванию внерабочего времени в целях создания благоприятных условий для развития личности военнослужащих и членов их семей. Данный комплекс включает в себя мероприятия по изучению интересов и потребностей военнослужащих и членов их семей в области свободного времени, организации досуга и культурного потребления, а также собственно сами мероприятия, направленные на организацию свободного времени военнослужащих с учетом их потребностей и интересов.

Обоснованные в рамках социально-философского исследования научной задачи свободного времени как условия развития личности военнослужащего ВС РФ результаты позволяют предложить ряд рекомендаций, имеющих теоретическое и практическое значение, совокупность которых может быть представлена двумя группами: предложениями, касающимися дальнейшей разработки данной темы и рекомендациями организационно-практического характера.

К первой группе следует отнести рекомендации, отражающие необходимость решения следующих задач теоретического характера: исследование свободного времени исходя из особенностей, проистекающих из принадлежности военнослужащего к определенному виду или роду Вооруженных Сил, занимаемой должности и т. д.- изучение общей типологии освоения свободного времени военнослужащими ВС РФисследование бюджета времени военнослужащих с учетом их территориального расположения и удаленности от культурных и административных центров;

— анализ взаимосвязи и взаимозависимости свободного времени и качества выполнения военнослужащими своих обязанностей военной службы.

Вместе с тем повседневная армейская практика убедительно показывает важность привлечения результатов и выводов исследований влияния свободного времени на развития личности военнослужащих для решения целого ряда задач во всех сферах жизнедеятельности людей в погонах. Существенную помощь в решении данных задач могут оказать рекомендации практического характера:

Материал диссертации предлагается использовать военным обществоведам, ученым и педагогам в вузах Министерства обороны Российской Федерации в следующих целях: для проведения занятий по философии, социологии, социально-культурной деятельности, морально-психологическому обеспечению и т. д.;

— для дальнейшей разработки частных методик управления свободным временем военнослужащих различных родов и видов ВС.

Выводы, достигнутые в рамках данного исследования, могут оказать помощь представителям воспитательных структур и учреждений культуры МО для внесения изменений:

— в организацию воспитательной и культурно-досуговой работы с личным составом в войсках, сконцентрировав основное внимание на интересах и потребностях самих военнослужащих и членов их семей, и дальнейшей ее организацией на основании этих запросов в интересах патриотического и нравственного развития и воспитания;

— в планы общественно-государственной подготовки офицеров по изучению проблем, связанных с укреплением морально-психологического состояния военнослужащих, сплачивания коллективов, повышения эффективности воинского труда с использованием и задействованием потенциала свободного времени;

— в систему командирской подготовки офицеров, для чего предлагается включить темы: «Эффективное использование служебного времени: пути и способы достижения», «Свободное время военнослужащих: особенности и методы управления» и др.

Материал диссертации можно использовать представителям и специалистам социологической и воспитательной работы для разработки частных методик исследования бюджета времени военнослужащих, их запросов и потребностей в сфере свободного времени.

Для совершенствования образовательного процесса по подготовке специалистов социально-культурной деятельности и воспитательных служб рекомендуется предусмотреть дисциплину «Управление свободным временем военнослужащих».

Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными. Но их учет в деятельности командиров и начальников, органов воспитательной работы и учреждений культуры может повысить эффективность воспитательной и культурно-досуговой работы и использования свободного времени военнослужащих ВС РФ.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедр философии и религиоведения и культурно-досуговой работы Военного университета, излагались автором в научных сообщениях на научно-теоретических конференциях, круглых столах, в выступлениях перед личным составом факультета культуры и журналистики Военного университета.

Основные идеи диссертации изложены в публикациях:

1. Свободное время как фактор формирования личности военнослужащего (социально-философский анализ) // Сборник научных статей адъюнктов. М.: ВУ, 2004. — 1 п. л.

2. Культурно-досуговая работа с военнослужащими Вооруженных Сил России, проходящими военную службу по контракту: сущность и перспективы развития // Военно-социологические исследования. Сб. статей. М.: СЦ ВС РФ. 2004. № 4 (8). — 0,5 п. л.

3. Феномен «свободного времени» // Культура и досуг. М.: Культурный центр ВС РФ, 2005. № 1 — 0,5 п. л.

4. Свободное время и эффективное управление им // Вестник Московского городского университета. М.: ФЕРТ, 2005. № 1. — 1 п. л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования — 3 п. л.

Выводы, достигнутые в рамках данного исследования, могут оказать помощь представителям воспитательных структур и учреждений культуры МО внести изменения:

— в организацию воспитательной и культурно-досуговой работы с личным составом в войсках, сконцентрировав основное внимание на интересах и потребностях самих военнослужащих и членов их семей и дальнейшей ее организацией на основании этих запросов в интересах патриотического и нравственного развития и воспитания;

— в планы общественно-государственной подготовки офицеров по изучению проблем, связанных с укреплением морально-психологического состояния военнослужащих, сплачивания коллективов, повышения эффективности воинского труда с использованием и задействованием потенциала свободного времени;

— в систему командирской подготовки офицеров включить темы: «Эффективное использование служебного времени: пути и способы достижения», «Свободное время военнослужащих: особенности и методы управления» и др.

Материал диссертации можно использовать представителям и специалистам социологической и воспитательной работы для разработки частных методик исследования бюджета времени военнослужащих, их запросов и потребностей в сфере свободного времени.

Для совершенствования образовательного процесса по подготовке специалистов социально-культурной деятельности и воспитательных служб рекомендуется предусмотреть дисциплину «Управление свободным временем военнослужащих».

Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными. Но их учет в деятельности командиров и начальников, органов воспитательной работы и учреждений культуры может повысить эффективность воспитательной и культурно-досуговой работы и использования свободного времени военнослужащих ВС РФ.

Заключение

.

Свободное время играет значительную роль не только в формировании и развитии личности, но и во всех общественных процессах. Являясь по своей сути определенным зеркалом общества, оно по своему содержанию и наполнению отражает все общественные процессы, происходящие в социуме.

Умелое руководство и использование резервов свободного времени позволяет регулировать деятельность личности за пределами общественного производства и тем самым обеспечивает стабильность и управляемость социальных процессов. Контроль в сфере свободного времени позволяет уберечь общество и личность от антисоциальных поступков и девиантного, отклоняющегося поведения.

Наиболее эффективное управление свободным временем слагается не только из определенных методов и технологий регулирования этой сферы деятельности, но и из глубокого осознания и знания его сущности, структуры и основных функций.

Вооруженные силы России, являясь по своей сути частью общества, следовательно, также заинтересованы в использовании резервов и потенциальных возможностей свободного времени. Рациональное использование резервов свободного времени позволяет не только предоставить возможность отдыха и восстановления духовных и творческих сил военнослужащим, но и создать благоприятные условия для их целостного, гармоничного развития личности.

В качестве основных выводов необходимо отметить следующие:

1. Свободное время военнослужащего Вооруженных Сил РФ — это часть социального и психологического времени личности, социально-исторически и онтологически связанная с нерабочим временем, количественно и качественно представляющая собой ту временную часть, которая остается у военнослужащего за вычетом разнообразных обязательных временных затрат и может использоваться им по своему усмотрению в целях развития личности.

Все объекты материального мира, в том числе и человек, существуют в пространстве и времени, где время рассматривается как форма бытия человека. Время, общее для всех объектов материального мира, принято называть объективным физическим. Исследования проявлений объективного физического времени на различных уровнях материи позволили вывести определенные типы времени. В научной практике выделяют следующие типы времени: физическое, геологическое, историческое, социальное, психологическое, художественное, культурное и т. д.

В данной работе исследование свободного времени происходит на уровне человека, на основании чего выводится обобщенное понятие «время человека». По своему составу данное время состоит из: объективного физического времени — как времени, присущего всем объектам материального мира, времени психологического — как своеобразного личностного восприятия переживания своего времени, времени социального, в котором существует и развивается общество и индивид.

Социальное время, как время бытия человеческого индивида в обществе, в зависимости от форм жизнедеятельности имеет свои свойства и структуру. Исходя из задач исследования, выделим несколько элементов. Первый элемент — рабочее время как временное отношение человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребности в обеспечении своего существования. Второй элемент — внерабочее время как, время лежащее за пределами рабочего времени. Феномен «внерабочее время» по своему содержанию и наполнению сложен и разнообразен, в его структуре выделяется два элемента: обязательное время как время разнообразных действий, не входящих в рабочее время, но, тем не менее, обязательных для исполнения (уход за собой, уборка, стирка, сон т.д.) и собственно свободное время как время, которое остается у военнослужащего ВС РФ за вычетом разнообразных обязательных временных затрат.

Свободное время военнослужащего ВС РФ — это то время, которым военнослужащий может распоряжаться по своему усмотрению и может заполнить его той деятельностью, которую считает необходимой и первостепенной для развития личности.

2. Структура, объем и содержание свободного времени военнослужащего Вооруженных Сил России определяется объективными факторами и субъективно-личностными особенностями военнослужащего: внутренней культурой, духовными потребностями и творческими способностями.

Свободное время военнослужащего ВС РФ явление динамичное, социально-исторически обусловленное и зависящее от множества факторов. Все факторы, определяющие содержание, объем и структуру свободного времени людей в погонах, делятся на две группы: объективные, внешние факторы и субъективные личностные особенности военнослужащего.

К внешним, объективным факторам относятся: социально-политические условия как условия, определяющие объем рабочего и, соответственно, свободного времени военнослужащего в данном конкретном обществеэкономические — как факторы, влияющие на уровень развития производственных отношений и, следовательно, на уровень оплаты труда военнослужащегоправовые, которые закрепляют особую ответственность и воинский долг как основную обязанность военнослужащегогеографические факторы выделяются ввиду несвободы военнослужащего в выборе места прохождения службы и места проживанияклиматические факторы рассматриваются как совокупность природных и климатических условий, определяющих свободную деятельность военнослужащих в конкретное время.

Внутренние, субъективные факторы представлены: внутренней культурой как своеобразным отражением и освоением объективной общественной и мировой культуры, приобщения к их ценностям и нормамдуховные потребности как одни из ведущих потребностей индивида и их место в общей системе потребностей военнослужащеготворческие способности как способность и желание организовывать самостоятельно и оригинально свое свободное время.

Под воздействием этих факторов формируются содержание, объём и структура свободного времени военнослужащего ВС РФ, где объем рассматривается как количество объективного физического времени, которое военнослужащий может использовать по своему усмотрению без давления институциональных форм овеществления времени.

Структура свободного времени военнослужащего представляет собой совокупность видов свободной деятельности военнослужащего ВС РФ, которых может быть множество. Анализ деятельности воина в свободном времени позволил выделить две группы: досуговая и творческая деятельность. Данные понятия близки по своей сути, и развести их в практической деятельности очень сложно, но это необходимо сделать в теоретическом плане.

Под досуговой деятельностью понимается такое наполнение свободного времени, которое носит пассивный характер и направлено на восстановление затраченных духовных и физических сил.

Творческая деятельность, в свою очередь, носит активный характер и направлена на создание объектов материальной и духовной культуры, где личность сама участвует в процессе производства объектов общественного бытия.

Воздействие внешних, объективных и внутренних, личностных факторов в своем многообразии рождают то неповторимое содержание свободного времени военнослужащего Вооруженных Сил РФ, которое характеризуется огромным разнообразием и индивидуальным наполнением у каждого отдельного военнослужащего.

3. Функциями свободного времени военнослужащего ВС РФ являются: развивающая, восстанавливающая, социальная, культурно-воспитательная, «умиротворяющая», которые могут становиться доминирующими в зависимости от субъективно-объективных условий.

Развивающая функция является основной и обусловлена содержанием свободной деятельности. Это обусловлено тем, что развитие личности происходит в процессе разнообразной деятельности. Свободная деятельность наименее регламентирована и подвержена воздействию внешних факторов, что в свою очередь позволяет открыться и развиваться тем способностям и задаткам, которые заложены в человеке и не могут проявиться в рабочее или обязательное время.

Восстанавливающая, или функция регенерации сил человека, поглощенных трудом и иными несвободными видами деятельности, является следствием: во-первых, досуговой деятельности как пассивной деятельности, направленной на восстановление, а во-вторых, творческой деятельности, где восстановление и регенерация происходит из-за смены видов деятельности.

По мере удовлетворения элементарных нужд начинают осознаваться более сложные потребности, связанные с развитием творческой активности, желанием социального познания, потребностью в общении. Эти потребности и оформляются в социальную функцию, связанную с дальнейшей социализацией личности, превращением общественного жизнеутверждения личности в осознанную жизненную потребность. Для нормального развития этой функции необходима социальная организация использования свободного времени, т.к. только на такой основе возникает возможность для человека удовлетворять определенные, социально сформированные потребности.

Повышению общей культуры, расширению кругозора, формированию нравственных и эстетических начал способствует культурно-воспитательная функция свободного времени. Она развертывается в двух планах: с одной стороны, носит индивидуальный характер, а с другой стороны, — культурное потребление имеет характер публичных зрелищ.

Под «умиротворением» следует понимать такое воздействие со стороны общества на свободное время социальной группы или личности, когда происходит снятие стресса. Свободное время на личностном уровне снимает стресс, тем самым снижает, компенсирует и «умиротворяет» («pacification») уровень напряженности, агрессии в обществе.

Доминирование данных функций в зависимости от условий внешней среды, субъективно-личностных состояний может меняться, и рассматривать их влияние на развитие личности необходимо во взаимосвязи.

4. Регуляция свободного времени военнослужащих ВС РФ представляет собой комплекс совместных действий, осуществляемых военными кадрами, органами воспитательной работы, учреждениями культуры и иными общественными организациями, объединениями и коллективами по наполнению и упорядочиванию внерабочего времени в целях создания благоприятных условий для развития личности военнослужащих и членов их семей. Данный комплекс включает в себя мероприятия по изучению интересов и потребностей военнослужащих и членов их семей в области свободного времени, организации досуга и культурного потребления, а также собственно сами мероприятия, направленные на организацию свободного времени военнослужащих с учетом их потребностей и интересов.

Необходимость определенного руководства и управления свободным временем военнослужащих диктуется значением этого модуса времени для личности, общества и государства. Свободное время может быть наполнено различной деятельностью личности, в том числе и разнообразными антисоциальными и противозаконными деяниями, нарушающими нормативные акты, законы и нормы общественной морали. Вместе с тем свободное время выступает значимым фактором для самого военнослужащего, обеспечивая его отдых, развитие и самосовершенствование, что в свою очередь влияет на общую ситуацию, общественные процессы и государство в целом.

Управление свободным временем военнослужащих ВС РФ может проходить на двух уровнях: социальном и личностном. На личностном уровне регулирования свободного времени выступают такие факторы управления, как здоровье человека, пол, возраст, эмоционально-психологическое состояние, уровень личностного и культурного развития и др. Особенно необходимо отметить два центральных: ответственность личности за деятельное наполнение своего времени и активность личности как желание что-либо делать.

Социальный уровень охватывает качественные особенности общественного различия, интегрируемые в конкретных образах жизни, присущих данному обществу моделей, традиционных и модернистских культур, в него включены материально-технические и другие ресурсы социокультурной базы досуга. Социальный уровень тесно связан с демографическими особенностями страны, коллективистскими и индивидуалистскими особенностями социального пространства, ролью и значением семьи в культурной ориентации и др.

Социальное регулирование свободного времени военнослужащих — это также взаимосвязь факторов стихийного и сознательного характера. К факторам стихийного характера целесообразно отнести: законы общественного развития, законы-тенденции, проявляющиеся в человеческой деятельности. Факторы сознательного характера: органы власти, учреждения культуры, должностные лица и т. д.

Сознательное регулирование свободного времени военнослужащих подразумевает под собой вмешательство в сферу свободной деятельности индивида и его индивидуальной свободы. Такое вмешательство может послужить источником недовольства и вызвать возмущение индивида. В данном случае очень остро встает вопрос о границах вмешательства, о поиске такой грани, которая бы обеспечила индивидуальную свободу и удовлетворила интересы общества и государства. Ответ на этот вопрос кроется в соотношении индивидуальной свободы и общественной необходимости. Оптимальное их соотношение возможно, когда общество в лице государства предложит личности такое количество организованных, с учетом общественной необходимости, способов проведения свободного времени, из которых личность может добровольно выбрать наиболее подходящий.

Следовательно, основной целью системы управления свободным временем военнослужащих ВС РФ является создание максимально возможных организованных способов проведения свободного времени с учетом интересов и запросов самих военнослужащих.

Решение данной непростой задачи может быть проведено следующими методами:

Во-первых, путем изучения интересов и потребностей военнослужащих членов их семей в области культуры и досуга. Свободное время — явление динамичное и изменчивое, зависящая от многих факторов: эмоционального состояния, здоровья возраста, положения и роли в обществе, уровня доходов и даже погоды и времени года. Для наилучшего и объективного изучения свободного времени военнослужащих данные исследования целесообразно проводить два раза в год, в начале летнего и зимнего периодов обучения.

Во-вторых, путем сокращения нерациональных затрат рабочего (служебного) времени. Воинская деятельность интенсивна и многопланова, и зачастую служебная деятельность отнимает у военнослужащих времени намного больше, чем положенные восемь часов. Эффективно построив служебную деятельность военнослужащего, можно существенно увеличить свободное время.

В-третьих, путем сокращения нерациональных затрат внерабочего времени. Значительная оставшаяся часть времени военнослужащего от рабочего (служебного) времени поглощается разнообразной обязательной деятельностью. Развитие сети медицинского и бытового обслуживания, транспортной системы и т. д. может высвободить время для свободной деятельности военнослужащих и членов их семей.

Для эффективной работы системы необходимо задействовать средства социального и экономического регулирования свободного времени военнослужащих. К числу таких средств целесообразно отнести:

— Материальные. Сеть различных учреждений, призванных организовывать свободное время военнослужащих, к числу которых относят: дома офицеров, клубы, библиотеки, спортивные учреждения, музеи, кинотеатры, театры, концертные залы, комнаты досуга и др. Доходы военнослужащих и непосредственное финансирование организации свободного времени.

— Организационные. Деятельность специалистов в области организации свободного времени.

Обоснованные в рамках социально-философского исследования научной задачи свободного времени как условия развития личности военнослужащего ВС РФ результаты позволяют предложить ряд рекомендаций, имеющих теоретическое и практическое значение, совокупность которых может быть представлена двумя группами: предложениями, касающимися дальнейшей разработки данной темы и рекомендациями организационно-практического характера.

К первой группе следует отнести рекомендации, отражающие необходимость решения следующих задач теоретического характера:

— исследование свободного времени исходя из особенностей, проистекающих из принадлежности военнослужащего к определенному виду или роду Вооруженных Сил, занимаемой должности и т. д.- изучение общей типологии освоения свободного времени военнослужащими ВС РФ;

— исследование бюджета времени военнослужащих с учетом их территориального расположения и удаленности от культурных и административных центров;

— анализ взаимосвязи и взаимозависимости свободного времени и качества выполнения военнослужащими своих обязанностей военной службы.

Вместе с тем повседневная армейская практика убедительно показывает важность привлечения результатов и выводов исследований влияния свободного времени на развития личности военнослужащих для решения целого ряда задач во всех сферах жизнедеятельности людей в погонах. Существенную помощь в решении данных задач могут оказать рекомендации практического характера:

Материал диссертации предлагается использовать военным обществоведам, ученым и педагогам в вузах Министерства обороны Российской Федерации в следующих целях: для проведения занятий по философии, социологии, социально-культурной деятельности, морально-психологическому обеспечению и т. д.;

— для дальнейшей разработки частных методик управления свободным временем военнослужащих различных родов и видов ВС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Adorno Т. and Horkheimer М. Dialectic of enlightenment. London. 1979.
  2. Anderson N. Work and Leisure. L., Rootledge and Paul, 1961. 216 p.
  3. Chorherr T. Der Freizeits chock: Leben in der Urlaubsgeseltschafit. Wien ets.: V. Fritz Molden, 1980.
  4. Dumazedier J. Vers une civilization du doisir. Edition du Senie. 1962.
  5. Durkheim E. The elementary forms of religious life. New York: free Press. 1965.
  6. Elias N. The civilizing process vol. 1: The history of manners. Oxford: Basil Blackwell. 1978.
  7. Foucault M. Discipline end Punish. Harmondsworth: Penguin. 1977.
  8. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. New York. 1971.
  9. Parker St. Sociology of leisure. L., Allen and Unwin, 1976.
  10. Rapaport R. Leisure and the Family Life Cycle. London: Routledge & Kegan Paul. 1975.
  11. Voblen T. The theory of the leisure class. London: Allen & Unwin. 1925.
  12. Weber M. Economy and Society. 3 vols. New York: Bedminster Press. 1968.
  13. Абульханова-Славская K.A. Личная регуляция времени // Психология личности втрудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 279−297.
  14. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //
  15. Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 243−256.
  16. Августин. Творения. СПб., 1998.
  17. А.Н., Камаев Р. Б., Рыжевская Д. С. Экологическое сознание: состояние ипричины пассивности //Социологические исследования. 1997. № 8. С. 88−92.
  18. А.Б. Физическая культура и спорт в структуре свободного времени шахтеров.
  19. Дис. канд.пед.наук. JL, 1974.
  20. Г. И. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1.
  21. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 229 с.
  22. Т. Опекун, контролер, организатор досуга или ?. // Народное образование.1998. № 4. С. 127−132.
  23. Л.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 364 с.
  24. Аристотель. Физика // Соч. в 4 т. М., 1979. — Т. 3. — С. 148−149.
  25. В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использования. Новосибирск, 1987. 237 с.
  26. Я.Ф. Категория творчества и проблема детерминизма // Социальное знание: логико-методологический анализ. Саратов, 1987. С. 21−32.
  27. Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966. 200 с.
  28. Я.Ф. Соотношение модусов социального времени // Философия культурыфилософия науки проблемы и гипотезы. Саратов, 1999.
  29. А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности втрудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 222−230.
  30. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологическогого анализа. М., 2001.410 с.
  31. В.Г. НТР, управление, образование. М., 1972.
  32. М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.222 с.
  33. В.Г. и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965. 271 с.
  34. В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М., 1986. 111с.
  35. В.Т. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. V.
  36. А.Б. Свободное время в структуре времени общества. В кн.: Развитиеэкономических отношений и механизма социалистического хозяйствования на современном этапе. Выпуск 3. Межвуз.науч.сборник, Саратов, 1975.
  37. Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.1. М., 1989.
  38. .Н. Человек: пути формирования новой личности. М., 1988. 274 с.
  39. В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1988. 144 с.
  40. В.И. Бюджет времени при социализме. (Теория и методы исследования). М., 1973.
  41. JI.H. Рациональное использование свободного времени как факторвсестороннего развития личности. Дис. канд. филос. наук. М.: 1974.
  42. Дж. Изгнание торжествующего зверя. История этики. Т 1, М., 1962.
  43. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. 392 с.
  44. Л.И. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 267 с.
  45. И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологическиеисследования. 1998. № 7. С. 82−89.
  46. Ф. Соч. В 2 т. М., 1972. Т. 2.
  47. Вайсеро К. И. Психология социально-культурной деятельности в вооруженных силах
  48. Российской Федерации. Автореф. дис.. док.психолог.наук. М., 2003. -47с.
  49. М. Избранные произведения. М., 1990.
  50. Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
  51. В.И. О жизненном (биологическом) времени // Философские мыслинатуралиста. М., 1988. С. 324−346.
  52. М.Я., Ильинич В. И. Физическая культура работников умственного труда.1. М., 1987. 96 с.
  53. В. История философии. СПБ, 1898.
  54. Внерабочее время трудящихся. Сборник докладов и научных сообщений /Под общ. ред.
  55. Г. А. Пруденского. Новосибирск, 1961.
  56. В.В. Многоуровневая регуляция социального поведения личности в сфередосуга. В кн.: Социальные проблемы свободного времени трудящихся. Вильнюс, 1974.
  57. Г. Н. Эра роботов или эра человека? М., 1965.
  58. Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. Ростов-н/Д., 1985.
  59. Д.Д. Образование // Русская школа. 1905. № 9−10.
  60. Г. Работы разных лет в 2 т. Т. 1. М., 1933. 581 с.
  61. А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1964. Т. 2.
  62. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 495 с.
  63. С.И., Соколов Э. В. Досуг и культура молодого рабочего. JL, 1977.
  64. В.Е. Время: социальные свойства и функции. Саратов, 1999. 25 с.
  65. Гордон J1.A., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта ивнерабочего времени. М., 1972. 268 с.
  66. А.И. Объективное и субъективное в социальной активности советского воина.
  67. Дис. канд.философ.наук. М., 1982.
  68. А.В. Проблемы общественного регулирования свободного времени: Автореф.дисс.. канд. филос. наук. Свердловск, 1972.
  69. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.175 с.
  70. А.А. Модель социального времени // Социологические исследования. 1998.4. С. 98−101.
  71. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1980.
  72. Н. А., Зайцев Т. С. Ресурсное обеспечение отраслей социально-культурногокомплекса // Общество и экономика. 1997. № 3−4. С. 105−111.
  73. Ю.И. Свободное время как сфера творчества. Автореф. дисс. .канд.филос.наук. Свердловск, 1979. 21 с.
  74. Н.А. Избр. фил. произведения: В 2 т. М., 1946. Т. 2.
  75. Н.А. Собр. соч.: В 3-х т. М., 1974. Т. 2.
  76. JI.H. Художественная культура и формирование личности воина. Автореф.дис. док.филос.наук. М., 1990.
  77. Дубровина И. В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, саморегуляция
  78. А.В. Физическая культура и спорт в свободное время работниковпромыслового флота. Дис. канд.пед.наук. «П., 1978.
  79. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  80. Л.П., Евстигнеев Р. Н. Экономическая глобализация и постмодерн //
  81. Общественные науки и современность. 2000. № 1.
  82. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени:
  83. Автореф.дисс. докт.пед.наук. JL, 1980.-32 с.
  84. ЕгоровВ.В. Свободное время как сфера идеологической борьбы (альтернативапотребительства и творчества). Дис.. канд. филос. наук. Свердловск. 1986.
  85. О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000. 480 с.
  86. Э.В. Время общества (философский и социально-экономический аспект).1. Новосибирск, 1969. 192 с.
  87. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М., 1988. 253 с.
  88. В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли // Вопросы философии. М., 1999. № 3.
  89. Г. И., Кодатенко О. В. Педагогическая поддержка социализации личностиподростка. Саратов, 1999. 178 с.
  90. Г. Е. Образ жизни и деятельность в свободное время при социализме. М., 1981.64 с.
  91. Г. Е. Образ жизни и деятельность в свободное время при социализме:
  92. Автореф. дисс. докт. филос. наук. -М.: 1981.- 29 с.
  93. Г. Е. Проблемы социологической теории свободного времени. М., 1970.
  94. Г. Е. Пространство и время как форма социального бытия. Свердловск, 1974. 223 с.
  95. Г. Е., Шуклина Е. А. Самообразование как социологическая проблема//
  96. Социологические исследования. 1997. № 10. С. 78−87.
  97. Ю.Г. Роль самовоспитания в духовном развитии личности // Духовноепроизводство и личность. JL, 1981.
  98. И.Д. Рабочий день и рациональное использование свободного времени в СССР:
  99. Автореф.дисс. канд.эконом.наук. -М., 1967. 20 с.
  100. Золотухина-Аболина Е. В. Философия обыденной жизни. Экзистенциальные проблемы.1. Ростов/н Д., 1994.140 с.
  101. В.В. Исследование влияния объективных и субъективных факторов наиспользование свободного времени. Дис.. канд. филос. наук. М., 1983.
  102. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.
  103. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1986. 328 с.
  104. В.П. Понятие времени в структуре научного знания. М., 1980. 178 с.
  105. В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1997.
  106. В.А. Проблемы реальности социального времени // Философские науки. 1979.2. С. 65−78.
  107. В.А. Формы времени. Томск, 1984. 225 с.
  108. И. Всеобщая естественная история и теория неба // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1963. Т.1.
  109. И. Соч. в 6-ти томах. М., 1963. Т. 5.
  110. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. 1999. № 7. С. 73−84.
  111. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.
  112. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурнойидентификации // Социологические исследования. 1998. № 12. С.89−94.
  113. B.C. Свободное время и вопросы воспитания. М., 1977.
  114. Э.В. Вторичная занятость как форма социально-трудовой мобильности //
  115. Социологические исследования. 1997. № 4. С. 29−45.
  116. M.JI. Ключ к самосозиданию. М., 1990.255 с.
  117. СМ. Воспитание и самовоспитание. М., 1986.287 с.
  118. Коган J1.H. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981. 69 с.
  119. Коган J1.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
  120. В.В. Формирование личности в развитом социалистическом обществе какнаучно управляемый процесс (социально-политический аспект): Автореф.дисс. докт.филос.наук. -М., 1978. 48 с.
  121. Кон И. О. Социология личности. М., 1967.
  122. Н.П. Как относиться к себе и быту или практическая психология хозяйкидома. М., 1996.
  123. Е.Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. СПб., 1994.348 с.
  124. Д., Кречфилд Р., Ливенсон Н. Восприятие движения и времени // Хрестоматия поощущению и восприятию. М., 1976.
  125. Кризис культуры // Советская культура. 1989. 16 декабря.
  126. В.Г. Внерабочее время и сфера обслуживания. М., 1989. 192 с.
  127. .И. Рациональное использование бюджета времени студентов как факторсовершенствования воспроизводства специалистов для народного хозяйства: Автореф.дисс. канд.экон. наук. Киев, 1969. — 21 с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 287 с.
  129. Н.И. К постановке проблемы социального времени // Методологическиевопросы науки. Саратов, 1974. Вып. 2. С. 112−118.
  130. Н.И. О единстве видов и функций социального времени // Принцип единства.
  131. Саратов, 1980. С. 212−224.
  132. Д.С. Память истории священна. М., 1986.
  133. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство».1. Киев, 1978. 135 с.
  134. Е.А. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1977.
  135. В.В. О продолжительности труда в промышленно-раз витых странах //
  136. Рабочий класс и современный мир. 1990. № 4. С. 118−121.
  137. Н.А. За жизнь свою спроси с себя. М., 1988. 256 с.
  138. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 12−36.
  139. К. Капитал Т. VI // Маркс К., Энгельс Ф. соч., Т. 26 ч. III.
  140. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.1. Т. 46. ч. II.
  141. Материалисты Древней Греции. М, 1955.
  142. В.П. Духовность человека как результат его самосозидания // Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. Саратов.
  143. С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М., 1966.
  144. B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. 92 с.
  145. В.Н. Социологические проблемы антиобщественного использования свободноговремени: Автореф.дисс. канд.филос. наук. Свердловск, 1975. — 21 с.
  146. Г. Свободное время: желаемое и действительность. М., 1978.
  147. А.Б., Андреев Э. М. Социально-гуманитарное знание и образование в новомизмерении//Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.
  148. Л.Д. Пространственные и временные аспекты единства и многообразияисторического процесса. Автореф.дис.. канд.филос.наук. М., 1978.
  149. Л.И. Народное художественное творчество и его место в российскойкультуре // Социологические исследования. 1998. № 4. С. 3−16.
  150. А.Н. Вопросы взаимовлияния рабочего и свободного времени при социализме:
  151. Автореф.дисс. канд.экон.наук. -Свердловск, 1972. 21 с.
  152. Мор Т. Утопия. М., 1951.296 с.
  153. Морелли. Кодекс природы или истинный дух ее законов. М., 1947. 260 с.
  154. Морфология культуры. Структура и динамика / Под ред. Г. А. Аванесова и др. М., 1994.368 с.
  155. A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства ивремени. М., 1969. 229 с.
  156. A.M. О соотношении уровней материи и пространственно-временныхформ. Философские науки, 1969, № 3
  157. А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социологические исследования.1993. № 11. С. 95−99.
  158. А. В. Способности и потребности личности. М., 1983.
  159. А.В. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1982.
  160. К.Т. Время выбора: молодежь в поисках альтернативы. М., 1991. 178 с.
  161. А.В. Социально-экономические проблемы свободного времени присоциализме. JL, 1975.
  162. НечаевВ.В. Социально-философский анализ понятия свободного времени (по работам
  163. К. Маркса). Дисканд. филос. наук. Свердловск, 1986.
  164. А.С. Эмоции в нашей жизни. М., 1978.
  165. А.В. Социально-экономические проблемы свободного времени присоциализме. JL, 1975.
  166. А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. 1990.9. С. 102−105.
  167. В.Н. Культура и досуг. М., 1981.
  168. Г. П. Культура свободного времени. Свердловск, 1969.
  169. Г. П. Свободное время и воспитание личности. В кн.: Социализм и личность.1. М., 1979.
  170. Г. П. Свободное время и гармоничное развитие личности. М., 1974. 64 с.
  171. Г. П. Свободное время и личность. Свердловск, 1983. 174 с.
  172. Г. П. Свободное время как социологическая категория. Свердловск, 1973. 157 с.
  173. Г. П. Свободное время: условие развития человека и мера общественногобогатства. Свердловск, 1989. 176 с.
  174. В.Н. Культурно-досуговая работа в русской армии II половины IXX века.
  175. Автореф.дис. док.ист.наук. М., 1998.
  176. Р. Избранные сочинения. М., 1950.
  177. JI.H. Эстетический аспект самообразования // Воспитание молодогороссийского интеллигента: проблемы, тенденции, пути, решения. Красноярск, 1999. С. 69−71.
  178. В.Д. Интенсивность труда при социализме. М., 1963.
  179. В.П. Время как экономическая категория. М., 1966. 237 с.
  180. В.П. Использование совокупного времени общества. М., 1978. 216 с.
  181. В.П. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. М., 1989. 176 с.
  182. В.В. Всестороннее развитие личности как объект социального планированияметодологический аспект): Автореф. дисс.. канд.филос.наук. Свердловск, 1978. -23 с.
  183. Г. С. Внерабочее время трудящихся в период развернутого строительствакоммунизма// Вопросы философии, 1965, № 2.
  184. Г. С. Внерабочее время трудящихся в СССР. М., 1965. 194 с.
  185. В.Н. Производственный коллектив и свободное время. М., 1972. 54 с.
  186. В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. (Теоретический анализсоотношения свободного времени и личности). М., 1974. 311с.
  187. Н.П. Производственный коллектив, человек и свободное время. М., 1976.
  188. Платон. Тимей. Соч., М., 1971. Т. 3. Ч. 1.
  189. Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971.
  190. Г. В. Избр. фил. произведения: В 5-ти т. М., 1958. — Т.5.
  191. Плотин Энеады. III, 7, 10. Киев, 1995, С. 87.
  192. Н.А. Свободное время. Как мы его используем? Кишинев, 1978.
  193. Т.А. Свободное время и личность. Социально-философский аспект. Дис. .д-ра. филос. наук. Саратов, 2000.
  194. М.М. Собр. соч. В 6-ти т. М., 1957. Т. 6.
  195. Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001−2005гг. Патриотическоевоспитание учащихся.
  196. Г. А. Время и труд. М., 1965. 343 с.
  197. Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972. 335 с.
  198. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.320 с.
  199. В.В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 64−72.
  200. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ иконсультирование // Социологические исследования. 1996. № 7. С. 110−119.
  201. И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен. Автореф.дис. кинд.филос.наук.1. Екатеринбург, 1995.
  202. Рощина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни
  203. Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 114−127.
  204. СЛ. Бытие и сознание. М., 1957. 312 с.
  205. СЛ. Принцип детерминации и психологическая теория мышления //
  206. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1.
  207. Ф. Культура и рыночные отношения // Российский экономический журнал.1992. № 12. С. 68−74.
  208. И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи (На материалах
  209. Туркменистана). Дис.. канд.социолог.наук. Ашхабад, 1992.
  210. И.А. Проблема зависимости временных отношений от форм взаимодействияв материальных системах: Автореф. дис. кинд.филос.наук, JL, 1972.
  211. Г. А. Внеучебная деятельность студента и формирование его каквсесторонне развитой личности. В сб.: Социология и высшая школа. Горький, 1975, вып.IV.
  212. Г. А. Обшее и специфическое в бюджетах времени рабочей и студенческоймолодежи (На материалах г. Горького): Автореф.дисс.. канд.филос.наук. -М., 1974. -24 с.
  213. В.Н. Умеете ли вы отдыхать? М., 1989. 99 с.
  214. Славин J1.M. Свободное время и всестороннее развитие личности. Алма-Ата, 1978.
  215. В.И. Всеобщность и смысл закона возрастания роли культуры // Законвозрастания роли культуры. Саратов, 1998. С. 27−39.
  216. З.В. Свободное время и культура досуга: Автореф.дисс.. докт.филос.наук.1. Л., 1981.-39 с.
  217. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. 207 с.
  218. Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) //
  219. Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64−72.
  220. С.Г. Проблемы экономии труда. М., 1957. 471 с.
  221. В.А. О воспитании. М., 1973. 272 с.
  222. В.И. Рациональное использование свободного времени как фактор развитияи совершенствования социалистического образа жизни: Автореф.дисс. канд.филос.наук. -Киев, 1979.- 25 с.
  223. JI. Н. Поли. собр. соч. М, 1934. Т. 46.
  224. .Т. Воспитательная работа как объект социального планирования. //
  225. Социологические исследования, 1981, № 2.
  226. .А. Свободное время как фактор формирования личности студента. Дис .канд. филос. наук. Л., 1983.
  227. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социологическиеисследования. 1995. № 1. С. 131−134.
  228. Л. Исторические корни нашего экологического кризиса И Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 1990.
  229. Н.И. Рабочее и свободное время в процессе всестороннего развитияличности. 1981.
  230. К.Д. Собрание сочинений: в 9 т. М., 1948. Т. 8.
  231. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении // Собр. соч.: В9 т. М.- Л., 1948. Т. 2. С. 333−361.
  232. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 9 т. М.-Л., 1950. Т. 2.627 с.
  233. Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Т. 2.
  234. М. Бытие и время. М., 1997. 451 с.
  235. СВ. Культура и деятельность. Саратов, 1978. 76 с.
  236. А.В. О культуре физической и духовной. М., 1989. 96 с.
  237. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.
  238. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 143 с.
  239. В.А. Современные советские рабочие. Передовые черты и социальнаяактивность. М., 1980.
  240. А.В. Совершенствование воспитательной деятельности военных учрежденийкультуры. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2002.
  241. В. Психология раннего детства. Петроград, 1915.
  242. Ф. Развитие социализма от утопии к науке. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
  243. А.А. Свободное время военнослужащих советской армии как социальнаяпроблема. Автореф. дис. канд.филос.наук. М., 1979.
  244. В.П. Социальное время. Ростов н/Д., 1980. 158 с.
  245. В.П. Социальное время. Структура и динамика / Под ред. Г. А. Аванесова и др.-М, 1994.
  246. В.Н. Время в эволюции культуры. Философские очерки. Саратов, 1989. 151 с.
Заполнить форму текущей работой