Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы труда в контексте современной социально-философской мысли дает возможность расширить границы познания потенциала человека как субъекта трудовой деятельности, рассмотреть труд не только как главное условие жизнедеятельности личности, но и как способ самореализации, являющейся для личности приоритетным. Практическое значение работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Самопознание как философская проблема
    • 1. 1. Основные подходы к рассмотрению самопознания в современной социально-философской мысли
    • 1. 2. Осмысление личностью специфики своего «Я» как основы самопознания и самореализации
    • 1. 3. Роль взаимоотношений «Я-Другой» в процессе самопознания личности
  • Глава II. Самореализация как основа социального самоосуществления личности
    • 2. 1. Самореализация личности в современном обществе и ее структурные компоненты
    • 2. 2. Роль идеала в процессе самореализации личности
    • 2. 3. Свобода и творчество как необходимые условия самопознания и самореализации личности
  • Глава III. Философское осмысление категории труд" как поля самореализации личности
    • 3. 1. Методологический анализ содержания понятия «труд»
    • 3. 2. Труд — как поле самореализации личности
    • 3. 3. Социальные условия и барьеры на пути самореализации личности в труде и их преодоление

Самопознание и самореализация личности в труде: социально-философский подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что проблема самопознания и самореализации, их философская рефлексия и адекватное оптимальное понимание выходит на первый план социальной философии. Проблема самореализации личности в труде является насущной проблемой в силу ее экзистенциального характера, динамично меняющегося в контексте социальных процессов и преобразований, что приводит к необходимости ее переосмысления.

Определяемое с помощью различных предикатов как глобализирующееся, информационное, постиндустриальное современное общество распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на его самореализацию в труде. Претерпевающие значительные метаморфозы, объективные социальные изменения трансформируют не только общество, но и оказывают влияние на менталитет человека, формируя в его мировоззрении новый облик современных реалий.

В период интенсивных социальных изменений человек — как сложный биосоциокультурный субъект в пространстве мира трудовой деятельности оказывается в ситуации, когда труд, лишенный четких перспектив и гарантий, не способен в полной мере стать полем его самопознания и самореализации, условием рационального осуществления человеком своих возможностей, раскрытия творческого потенциала.

Несмотря на то, что исследование проблемы самопознания и самореализации в социально-философской мысли имеет давнюю традициюих анализ в аспекте трудовой деятельности личности формируется под воздействием многих модификаций политической, экономической, социальной сфер жизнедеятельности общества, что указывает на необходимость переосмысления проблемы на каждом историческом этапе развития общества. Поэтому в свете глобализирующегося и непредсказуемо изменяющегося мира проблема самопознания и самореализации личности в труде приобретает все большую актуальность.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется как необходимостью разработки интегративного представления о самопознании и самореализации личности в труде, так и потребностью в определении и осмыслении особенности этих процессов в социально-политической трансформации современного общества.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в области социальнофилософской мысли накоплен значительный материал по исследованию феноменов «самопознание», «самореализация», «труд». Теоретическое исследование самопознания личности рассматривается с позиций философского, социологического, психологического подходов к проблеме.

Глубокий анализ самопознания личности мы находим в трудах русских философов Н. А. Бердяева, В. Н. Карпова, С. JI. Франка, а также в работах зарубежных мыслителей Ж. Батая, Э. Кассирера, Д. Месона. В отечественной социально-философской мысли самопознание как познание человеком своего внутреннего мира рассматривается Н. К. Гаврюшиным, Ф. И. Ильяшенко, М. Мамардашвили, В. Г. Мараловым, А. Г. Спиркиным, А. А. Шевцовым и др.

Исследованию психосоциального ядра «Я» и его места в самопознании и самореализации личности посвящены работы зарубежных исследователей Р. Ассаджиоли, Р. В. Бернса, Дж. Мида,.

Ч. Кули, Ж.-П. Сартра и др. В русской философской мысли проблема «Я» личности широко исследовалась Н. А. Бердяевым, А. Лосевым, C.JI. Франком и др. Современные отечественные исследования «Я» личности представлены в работах В. В. Бушуева, А. С. Корчака, Ф. Т. Михайлова, А. Г. Никитиной, Ю. А. Разинова, М. Ш. Шведова и др.

Рассмотрение взаимосвязи «Я — Другой» и обоснование ее значимости для самопознания и самореализации личности находит свое отражение в работах М. Бубера, И. Гофмана, Ж. Делеза, Ж. Маритена, Г. Марселя, К. Маркса, Э. Мунье, X. Ортега-и-Гассета, Р. Парка, Ж.-П. Сартра, А. А. Ухтомского, И. Фихте, C. J1. Франка, М. Штирнера и др.

Несмотря на значительные исследования проблемы самопознания, во многих работах прослеживается отсутствие связи самопознания с другими личностными феноменами, что позволяет говорить о необходимости рассмотрение самопознания как основы многих личностных процессов (самоопределение, социализация, самореализация и т. д.).

Основы исследования проблемы самореализации (самоактуализации) личности берут свое начало в работах представителей «гуманистической психологии» — К. Гольдштейна, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта.

Самореализация как одна из фундаментальных потребностей человека находит свое отражение у представителей экзистенциальной философии (С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр) и экзистенциальной психологии (JI. Бинсвангер, Р. Мэй, В. Франкл). В социально-философской мысли проблема самореализации в ее различных аспектах рассматривается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева, JI.A. Коростылевой, Ю.Н.

Кулюткина, Ю. М. Резника и др. Однако в представленных работах исследуются отдельные компоненты данной проблемы, что указывает на необходимость комплексного анализа процесса самореализации, учитывающего личностные характеристики индивида, в совокупности с широким аспектом социокультурных факторов его жизнедеятельности.

Исследование проблемы идеала личности как высшей цели самореализации нашло широкое отражение в работах Н. А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, П. И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Н. А. Сетницкого, а также современных отечественных исследователей В. Е. Давидовича, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, Н. С. Мудрагей, B.C. Швырева и др.

Взаимосвязь самореализации с категориями «свобода» и «творчество» занимает определенное место в трудах Г. Гегеля, И. Канта, И Фихте, Ф. Шеллинга. В философских исследованиях XIX—XX вв. можно выделить труды А. Бергсона, Н. Гартмана, А. Камю, Э. Мунье, Ж.-ГТ. Сартра, О. Шпенглера, К. Ясперса. Тема свободы и творчества находит свое отражение в русской философской мыслиу Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина и др. В современных социально-философских исследованиях проблема свободы и творчества рассматривается И. Бекером, И. Н. Дубиной, Р. А. Зобовым, В. Н. Келасьевым, В. А. Коваленко, М. Б. Круговым, Г. Д. Левиным, С. В. Максимовой, Е. В. Руденко, В. Ф. Шепетько и др.

Изучение проблемы труда основывается на осмыслении понимания категории «труд» и его содержания, влияния труда на процессы, происходящие в обществе. В рамках анализа проблемы диссертант опирается на классические концепции, представляющие собой фундаментальную основу изучения проблемы труда.

В диссертационном исследовании особое место отводилось работам М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, К. Маркса, рассматривающих труд как самосозидающую детерминанту, в основе, которой лежит идея активности субъекта, совершенствующего окружающий мир и реализующего в этом процессе свой творческий потенциал.

В зарубежной социально-философской мысли труд как материальная деятельность человека зачастую противопоставляется его духовной деятельности. Такое противопоставление находит свое отражение в работах Э. Мунье, Л. Мэмфорда и др. В работах Г. Аммельбурга, Л. фон Мизеса можно найти четкое разграничение понятия «труд», представляющего собой тягость и повинность и «деятельность», приносящую удовлетворение личности. Отечественные исследования теоретических и методологических проблем труда представлены в работах В. Я. Ельмеева, А. Г. Здравомыслова, Т. М. Михайловой, В. В. Радаева, С. С. Товмасяна, Ж. Т. Тощенко И.И. Чангли, В. А. Ядова и др.

Проблемы ценностного отношения к труду в сложный период реформирования общества нашли свое отражение в работах зарубежных (Дж.М. Келли, Д. Стиглиц и др.) и отечественных (P.P. Винькова, Л. Четыровой, A.M. Шкуркина и др.) исследователей проблемы труда.

Однако необходимо отметить, что недостаточная исследовательность целого ряда проблем, связанных с процессом самопознания и самореализации личности в труде как основы активности субъекта по реализации своих потенций, развитию социальных и индивидуальных потенциалов личности и определяет актуальность темы диссертационной работы.

Объект исследования — феномен самопознания и самореализации в его онтологическом и экзистенциальном основании. Предметом исследования является социально-философский анализ процессов самопознания и самореализации личности в труде в современных условиях.

Цель работы состоит в исследовании категорий самопознания и самореализации человека в труде, его применения как объяснительного принципа в социально-философской теории личности.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

— раскрыть особенности категорий самопознания и самореализации личности в труде в современном обществе;

— рассмотреть категории «деятельность» и «труд», выявить их взаимосвязь, а также сходства и различия;

— определить особенности процессов самопознания и самореализации в трудовой деятельности человека в современном социальном контексте;

— проанализировать категории «свобода» и «творчество» и определить их роль в развитии индивидуальных особенностей личности в процессе самореализации;

— обобщить и уточнить существующие в социальнофилософской литературе современные определения категории «труд», выделить характерные признаки, присущие категории труда, и установить их роль в процессе жизнедеятельности человека;

— выявить и исследовать социальные факторы и причины, способствующие самореализации личности в труде.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой диссертационного исследования послужил междисциплинарный анализ методов и принципов исследования классиков социально-философской мысли, современных отечественных и зарубежных ученых, философов, экономистов, социологов и психологов. В качестве базовых методологических идей при выявлении взаимосвязи категорий «самопознание», «самореализация» и «труд» использованы диалектические принципы единства исторического и логического, объективности, рациональной обоснованности и достоверности, а также идеи современной эпистемологии и психологии в понимании субъекта и объекта познания и деятельности. Привлечен методологический потенциал философии диалога, соотношения «ЯДругой», психологической «Я — концепции», учений о диалектике свободы и творчества в истории философии и современных исследованиях. Для обоснования общефилософских идей и предпосылок в исследовании в целом применены философско-антропологический, психологический, а также системный, деятельностный и институциональный подходы. Научная новизна исследования:

— показаны взаимосвязь и взаимообусловленность самопознания и самореализации в труде, способствующих раскрытию творческого потенциала личности и ее социальной зрелости;

— выделены и представлены в единстве системные особенности категорий «самопознание», «самореализация», «труд» как важные условия социализации в обществе, имеющие многоаспектный характер;

— разработана концепция анализа труда, как важнейшего интенционального способа самореализации личности на фоне системных общественных изменений;

— проанализирована и теоретически обоснована взаимосвязь категорий «самопознание», «самореализация» в труде с учетом ориентированных на рыночные отношения реальностей современного общества;

— установлена роль коммуникативной деятельности, детерминирующей процессы самореализации человека в труде, наполняющей их жизненным содержанием и нравственным смыслом;

— сформулированы социальные и личностные основания становления трудовой мотивации в новых социально-экономических условиях, способствующие привлекательности и содержательности труда, его креативности;

— осуществлен философский анализ труда как социально-ориентированного способа самопознания и самореализации личности в условиях реструктуризации современного общества.

Теоретическая значимость работы. Теоретический анализ проблемы труда в контексте современной социально-философской мысли дает возможность расширить границы познания потенциала человека как субъекта трудовой деятельности, рассмотреть труд не только как главное условие жизнедеятельности личности, но и как способ самореализации, являющейся для личности приоритетным. Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для раскрытия «механизмов» процессов самопознания и самореализации личностив качестве рекомендаций по формированию личностно-ориентированныех стратегий в управленческой деятельности организациикак базовые положения в дисциплинах обществоведческого циклав разработке спецкурсов для студентов высших учебных заведений.

Заключение

.

Труд представляет собой ту фундаментальную основу — человеческой жизни,—которая-выполняет множествофункций в жизнеобеспечении социумов. Феноменологическое описание и теоретический анализ труда невозможен без исследования таких процессов как самопознание и самореализация человека как субъекта труда.

В свете современных экономических реалий в обществе наблюдаются противоречия между существующей действительностью, в которой характер труда во многом определяется удовлетворением материальных запросов, и потребностью общества в самостоятельных активных работниках, обладающих сформировавшимся ценностно-смысловым сознанием, целью которых является самореализация в труде как раскрытие своих личностных потенций.

Социально-философский анализ проблемы самопознания и самореализации личности в труде является одной из важных мировоззренческих проблем, имеющих методологическое и практическое значение для теоретического анализа трудовых отношений в современном обществе.

В ходе диссертационного исследования проблемы самопознания и самореализации личности в труде осуществлен социальнофилософский анализ теоретических подходов и практических исследований феноменов самопознания и самореализации.

Проблемы самопознания и самореализации личности в диссертации исследованы одновременно как самостоятельные феномены, так и как важные составляющие трудовой деятельности личности. Выявлены условия и механизмы этих процессов, расширены представления о месте труда в жизнедеятельности человека, определено отношение к труду как к ценности и способу самореализации—личности —в—современных—экономических условиях.

Несмотря на проведенные исследования и существующие подходы к феноменам самопознания и самореализации и их месте в трудовой деятельности человека, целостный подход к анализу этих проблем еще не выработан. Многие, существующие на сегодняшний день теории, по-прежнему, рассматривают труд как предметно-практическую деятельность, оставляя за скобками изучение человека как субъекта труда в аспекте его личностных составляющих. Не учтены во многом и социально-экономические процессы, проходящие в обществе, не определено их влияние на трудовую деятельность человека и его самореализацию в труде.

Существующие концепции, отмечая серьезные и важные моменты трудовой деятельности личности, все-таки, назвать полными и исчерпывающими, поскольку много до конца не изученных проблем, связанных с жизнедеятельностью человека, местом труда в общественных отношениях и отношением к труду как способу самореализации.

В исследовании делается попытка раскрыть процессы и механизмы самореализации личности, основанные на его самопознании и определить роль этих процессов в трудовой деятельности человека.

Автором обосновывается утверждение, что процессы самопознания и самореализации в жизнедеятельности человека не являются единичными событиями, а сопровождают личность на протяжении всей ее жизни. В основе этих процессов лежат построенные личностью в соответствии с присущей ей картиной мира события, в которых репрезентируется ее сущность.

В ходе продолжающихся в обществе экономических реформ происходит смещение акцентов в отношении личности к труду от стремления к самореализации к стремлению удовлетворения материальных запросов. Это позволяет говорить современным исследователям о «конце труда», характеризовать современного человека как «человека экономического».

Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена насущной необходимостью и осознанием всей сложности положения, в котором на сегодняшний день находится труд.

Таким образом, проведенный в диссертации анализ указывает на то, что проблема труда как способа самореализации личности относится к ряду фундаментальных проблем, решение которых равнозначно постижению тайн человеческого бытия, не может быть раскрыта в рамках одного исследования. Поэтому и за рамками диссертационной работы осталось много нерешенных проблем, которые предполагают дальнейшее исследование проблемы самопознания и самореализации личности в труде, как в рамках социальной философии, так и в совокупности со смежными социальными дисциплинами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии «ценность».// Вопросы философии — 2002, № 3, с.139−146.
  2. Абульханова Славская К. А. Время личности и время жизни. -СПб.:Алетейя, 2001. — 299 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М.: Мысль, 1977. — 244 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. — 228 с.
  6. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-299 с.
  7. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни.- СПб.: Алетейя, 2001. 299 с.
  8. Абульханова Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989.- 245 с.
  9. Аврелий Августин. Исповедь. -М.: Канон, 2000. 463 с.
  10. Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.-238 с.
  11. Аристотель. Никомахова этика.// Аристотель. Соч. в 4-х т., т.4. — М.: Мысль. с.53−294
  12. П. Психология самопознания, или как найти формулу жизни. М.: ACT — Пресс, 2002. — 303 с.
  13. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REF-book, 1994.-314.
  14. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  15. B.C. Великое открытие Карла Маркса: методологическая роль учения о двойственном характере^ труда. — М.: Мысль, 1980.-267 с.
  16. . Внутренний опыт. СПб.: АХЮМА/МИФРИЛ, 1997. -333 с.
  17. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. -255 с.
  18. A.M. Свобода человека в социальном пространстве. -Н.-Новгород, 1992. 253 с.
  19. И. Бытие человека между зависимостью и свободой. М.: Весть, 2003.-251 с.
  20. В.Г. Полн. собр. соч., т. VII- М, 1955. 740 с.
  21. Н.А. О человеке, его свободе и духовности. — М.: Флинта, 1995.-310 с.
  22. Н.А. Самопознание.- М.: Книга, 1991. — 446 с.
  23. Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. -М.: Искусство, 1994.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986.21 с.
  25. В.М. Этьенн Бонно де Кондильяк. М.: Мысль, 1984.- 190 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Наука, 1968. -464 с.
  27. Л.Г. Самореализация личности. СПБ.: ИОВ, 2002. — 187 с.
  28. Д. Философия деятельности. // Вопросы философии 1996, № 5, с.72−79.
  29. М. Проблема человека. Киев, 1998. -56 с.
  30. П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. -288 с.
  31. В.В. Я-МЫ-ОНИ. М.: Папирус Про, 1999. — 623 с.
  32. И.В. Социально — экономические основы труда при социализме. — Киев: Наукова думка, 1973. 191 с.
  33. Ф. Соч. в 2 т. М.:Мысль, 1977.
  34. В.П. В поисках другого: опыт философской автобиографии.// Вопросы философии 2006, № 9, с. 156- 164.
  35. С. Теория отражения художественного творчества. — М.: Прогресс, 1970. 496 с.
  36. И.А. Самоактуализация личности: этико психологический аспект. — Саранск: Из-во мордовского ун-та, 2001.-107 с.
  37. P.P. Трудовая деятельность в условиях модернизации общества: социологический подход. — Саратов: Из-во саратовского ун-та. -85 с.
  38. В.К. Труд на пороге третьего тысячелетия. — Киев, 1980.-450 с.
  39. Н.К. Самопознание как таинство.// Вопросы философии 1996, № 5, с. 140 162.
  40. Э.В. самореализация личности: взгляд с позиции психоистории.// Сиб. Психологич. Журнал. -1999, № 11, с.58−63.
  41. Гегель Г. В. Ф. Иенская реальная философия.// Работы разных лет: В 2 т.- М.: Мысль, 1971. Т. 1. -с.285−387
  42. .М. Экономика и социология труда. М., 2000. — 400с.
  43. А.А. Труд и всестороннее развитие личности. М.: Мысль, 1968.-118 с.
  44. А.К., Сетницкий Н.А./ Сетницкий Н.А. О конечном идеале.// Сочинения. — М., Раритет, 1995, с. 287−358.
  45. И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М.: Канон-Пресс-ц, 2000. 304 с.
  46. В.А. Азбука свободы для всех. М.: Тематик, 2000. -40 с.
  47. В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -451 с.
  48. В.Е. Теория идеала. Ростов: Из-во Ростовского университета, 1983. -125 с.
  49. В.В. О понятии человека в современной философии и психологии.//Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989, с.21−30.
  50. В.В. Теория деятельности и социальная практика.// Вопросы философии 1996, № 5, с. 52 62.
  51. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. -288 с.
  52. И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций: монография. — Новосибирск: Из-во СО РАН, 2000. 193 с.
  53. М.В. Природа деятельности. -М., 1984. — 157 с.
  54. И.Б., Коростылева JI.A. Некоторые аспекты феномена самореализации// Психологич. Проблемы самореализации личности. СПб., 1997. — с.20−37
  55. Н.В. Свобода: от мечты к реальности. -Ульяновск: УлГУ, 2000.-228 с.
  56. Ф.М. Полн.собр.соч. в 30 т., т.27. Л-д, 1984 — 464 с.
  57. У. Личность.// Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2000. с. 7- 44
  58. Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.-575 с.
  59. И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции.// Вопросы философии 2000, № 3, с.3−21.
  60. Е.Е. Философский аспект мотивации труда.// Шахов В. А., Шапиро С. А. Мотивация трудовой деятельности. М.: Альфа — Пресс, 2000. -320 с.
  61. С. Психология мотивации. — Киев: Эльга — Н- Ника — Центр, 2001.-351 с.
  62. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  63. А.Г., Ядов В. А. Человек и его работа, а СССР и после/ А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. 2-е изд. -М.: Аспект пресс, 2003.-485 с.
  64. Г. Философия труда// Зиммель Г. Избранное в 2 т. -М.: Юрист, 1996. -с.466−485.
  65. Г. Индивид и свобода.// Зиммель Г. Избр. в 2-х т. -М.: Юрист, 1996. -т.2, с. 193−201.
  66. В.П. Психологическая теория деятельности.// Вопросы философии 2001, № 2, с.66−88.
  67. В.Е. Противоречия труда. — Ростов н/Д: Из-во Ростовского университета, 1988.— 125 с.
  68. Р.А. Самореализация и творчество// Философия о предмете и субъекте научного познания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.- с.61−78.
  69. Е.М. Психология изучения человека в трудовой деятельности.- М., 1992. —180 с.
  70. Э.В. Об идолах и идеалах. —М.: Политиздат, 1968. —319 с.
  71. Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  72. И.А. О грядущей России. -Джорданвилл Н.Й., США, 1991.-367 с.
  73. Ф.И. Формирование коммунистического самосознания трудящихся. Свердловск, 1976.
  74. В.Л. За пределами экономического общества: научное издание. М.: Academia-HayKa, 1998. -640 с.
  75. В.Л. За десять лет. К Концепции постэкономического общества. — М.: Academia, 1998. -528 с.
  76. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  77. Д.П. Законы и перемены труда и всестороннее развитие человека. М.: Мысль, 1968. — 319 с.
  78. А. Изнанка и лицо. М.: Эксмо — Пресс, Харьков: Фолио, 1998.-862 с.
  79. А. Творчество и свобода. —М.: Радуга, 1990. -415с.
  80. И. Сочинения в 6 т./И.Кант. М.: Мысль, 1963−1964. -т.З. -510 с.
  81. И. Сочинения в 6 т./И.Кант. М.: Мысль, 1963−1964. -т.6. -510 с.
  82. В.Н. Избранное: введение в философию, вступительная лекция в психологию, о самопознании. М.: Тропа Троянова, 2004.-281 с.
  83. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры// Избранное. Опыты о человеке. — М.: Гардарика, 1998. -779 с.
  84. Дж.М. Занятость и концепции труда в глобальной экономике.// Международный обзор труда, 2001, т.139, № 1−2, с. З-10.
  85. В.Ф., Шаркова А. В. Место и роль труда в системе социально-экономических отношений современного общества.-М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. -656 с.
  86. В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова.// Вопросы философии, 1999, № 10, с.90−98.
  87. JI.H. Труд и красота.- М.: Соцэкгиз, 1963.
  88. Л.Н. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988. -283с.
  89. JI.H. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  90. Т.И. Мир человеческих проблем. М.: Владос-пресс, 2003.-204 с.
  91. Э.Б. Соч. в 3-х т. -М., 1980−1983.
  92. И.Т. Качество труда. Воронеж: Из-во Воронежского университета, 1980.-173 с.
  93. JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. — 258 с.
  94. А.С. Философия Другого Я.- М.: ЛЕНАНД, 2006. -152 с.
  95. Т. Трактат о хорошей работе. — М.: Экономика, 1975.-271 с.
  96. В. Нигилизм и идеалы/ Краус. М.: радуга, 1994. -253 с.
  97. Кризис и труд в современном обществе./ Под научной редакцией Н. А. Горелова. СПб., 2000.
  98. М.Б. Философия свободы и справедливости. -М.: Galapublishers, 2003. -237 с.
  99. Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. М.: Красный пролетарий, 1993.-173 с.
  100. Ч. Социальная самость.// Американская социологическая мысль. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1994, с. 314−327.
  101. С.А. Мир как труд и рефлексия. -Новосибирск:Сгет.ЬаЬ.ЖЮ, 2001. -260 с.
  102. Ф. Человек. Труд. Техника. — М.: Прогресс, 1970. —278 с.
  103. С. Наслаждение и долг. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. -414 с.
  104. B.C. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления.// Вопросы философии 2001, № 3, с.33−47.
  105. . Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я .// Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2000. .// Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2000. — с. 7- 44
  106. Ф. Максимы и моральное размышления. — М., Л., 1959.-96 с.
  107. Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд. // Вопросы философии 2000, № 6, с.71−86.
  108. В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии, 2000, № 2, с.56−65.
  109. В.И. Философские тетради. М: Политиздат, 1990 639 с.
  110. Ш. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1. Политиздат, 1975. —303 с.
  111. Личность: Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды./ сост. Ю. Н. Кулюткин. -СПб.: Союз, 1996. -175 с.
  112. Личность.Ценности.Изменяющийся мир./ Под ред. Ю. Н. Кулюткина. -СПб.: ИОВ РАО, 1988−75 с.
  113. Н. К вопросу о «внутреннем мире».// Разум и Экзистенция. -М., СПб.: РХГИ, 1999, с.343−347.
  114. А. Самое само. М.: Эксмо-Пресс, 1999. -1021 с.
  115. Н.А. За жизнь свою спроси с себя. — М.: Советская Россия, 1988.-248 с.
  116. С.В. Творчество: созидание или деструкция? -М.: Академический проект, 2006. -222 с.
  117. М.К. Проблема человека в философии// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — с.8−22.
  118. М.К. Необходимость себя. — М.: Лабиринт, 1996. -430 с.
  119. К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.-219 с.
  120. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2002. -250 с.
  121. Л.М. Труд в контексте российской цивилизации. Социально-философский аспект: монография. -Омск, Из-во Омского гос. университета путей сообщения, 2002. —311 с.
  122. В.А. Важнейшая проблема социализма. О формировании коммунистического отношения к труду. М., 1987.-172 с.
  123. К. Человек и общество в век преобразования. М.: ИНИОН АН СССР, 1991. -220 с.
  124. А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. — М.: МГУ, 1982.-479 с.
  125. А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. -479 с. 127. 1. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании исуществующем.// Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.
  126. А. Новые рубежи чсловеческойприроды.- М.: Смысл, — 1999.-423 с.
  127. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М., 1956, с. 566.
  128. К. Письмо в редакцию «Отечественных записок». //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.19, с. 116−121.
  129. Ф. Анти-Дюринг.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20, с.5−338.
  130. К. Капитал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 23. -907 с.
  131. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41−178.
  132. Д. Самопознание. — М.: Университетская типография, 1871.-236 с.
  133. Мид Д. Интернализованные другие и самость.// Американская социологическая мысль. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996, с. 222−224.
  134. JI. фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catallaxy, 1994. -416 с.
  135. JI. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. М.: ОАО НПО Экономика, 2000. —878 с.
  136. Н.Н. О потребности личности в саморализации. // Философия науки, 1982, № 4.
  137. Ф.Т. Загадка человеческого «Я». — М.: Политиздат, 1976.-288 с.
  138. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Наука, 1990. —220 с.
  139. Монтескье Ш.-JI. О духе законов. М.: Мысль, 1999. — 672 с.
  140. Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму.// Вопросы философии, 1995, № 9, с. 43- 54.
  141. Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. -558 с.
  142. МЗ.Мялкин А. В. Способности и потребности личности. М.: Мысль, 1983.-260 с.
  143. Н.Г. Нравственный аспект труда в условиях НТР. — Баку, 1977. 129 с.
  144. И.С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса. -М.: Мысль, 1983. 144 с.
  145. Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. — М., 1970. — 17 с.
  146. А.Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива». // Вопросы философии, 1999 г., № 12, с.22−31.
  147. Н.Н. Концепции гармонии в социально трудовой сфере. — Ижевск: Из-во института экономики и управления, 1998. — 152 с.
  148. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  149. Ортега и — Гассет X. Человек и люди// Ортега — и — Гассет X. Избранные труды. — М.: ИНРА-М- Весь мир, 2000, с.480−698.
  150. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 586 с.
  151. Е. Мировоззрение и общественный идеал. М.: ИСПИ, 2002.-61 с.
  152. И.П. Рефлекс свободы. СПб.: Питер, 2001. — 424 с.
  153. Е.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности// Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. с.73−82.
  154. Д.И. Соч. М., 1955.
  155. Э.А. Философия свободы. М.: Б.И., 2004. -590 с.
  156. И.М. Сознание и трудовая деятельность. Киев, Одесса:1. Вища школа, 1985. -187 с.
  157. Н.В. Философия образования о проблеме свободы. — Ставрополь: СевкавГТУ, 2003. —128 с.
  158. В.И. Самопонимание и кризис личности. — Владивосток. МГУ, 2003. -322 с.
  159. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности. -М.: Институт человека РАН- Независимый институт гражданского общества, 2002. -259 с.
  160. А.В. В поисках идеала учителя: Проблемы профессионального воспитания будущего учителя. — Курск: КГПИ, 2000.-271 с.
  161. К.Р. Становление личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. -414с.
  162. В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии.// Вопросы философии, 2001, № 2, с.96−105.
  163. О.В. Социология труда. М.: Гардарики, 2001. —320 с.
  164. Россия: рынки и опасности «переходного» общества// Ин-т социологии РАН. — М.: Из-во института социологии РАН, 2000. — 283 с.
  165. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. —М.: Республика, 2000. -638 с.
  166. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм.// Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989, с. 319−344.
  167. Н.А. О конечном идеале.// Горский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. М.: Раритет, 1995, с. 287−558.
  168. А.Г. Труд в России XX века. М.: МГСУ Союз, 1997. -229 с.
  169. А.В. Общественный идеал в русской философии.-СПб.: РГПУ, 2003. —204с
  170. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978, с.62−67.
  171. B.C. Идея сверхчеловека.// Смысл любви. М.: Современник, 1991. —525 с.
  172. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Наука, 1972. — 217 с.
  173. О.Я. Цель и целеустремленность. — М.: Политиздат, 1981.
  174. Д. Глобализация: тревожные тенденции. — М.: Мысль, 2003.-300 с.
  175. Е.Е. Труд и собственность: Диалектика развития. — СПб.: Из-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003. -216 с.
  176. Д.И. Мотивация труда в современной России. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2006. -22 с.
  177. JI.H. Собр. художественных произведений в 12 т. — М.: Правда, 1948, т.6.
  178. JI.A. Труд как основополагающий феномен жизни в философии хозяйства//Вестник московского ун-та. Серия 7. Философия. 2005, № 2, с. 38−55.
  179. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.-716 с.
  180. А.К. Перестройка и сознание. М.: Мысль, 1988 106 с.
  181. А.А. Двойник или собеседник? // Психологический журнал, 1994, Т.15, № 3, с. 161.
  182. К.Д. Соч. в 6 т., М.: Педагогика.
  183. К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. СПб., 1905.
  184. С.Л. Соч. М.: Правда, 1990. — 607 с.
  185. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. — 510с.
  186. С.Л. Предмет знания. Душа человека. М., Мн.: ACT, 2000. -992 с.
  187. С.Л. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997. — 478 с.
  188. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. -366 с.
  189. М., Хайек Ф. О свободе. -Челябинск: Социум, М.: Три квадрата, 2003. -179 с.
  190. Э. Бегство от свободы. -М.: ACT, 2004. -398 с.
  191. Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. -509 с.
  192. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. — М.: Изограф, 2000. -256 с.
  193. К. Невротическая личность нашего времени- самоанализ. М.: ИГ Прогресс- Ювента, 2000. -478 с.
  194. И.И. Труд. М.: Центр социологического прогнозирования, 2002.-588 с.
  195. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. Под ред. Келасьева В. Н. СПб.: СГУ, 1998.
  196. Е.Е. Специфика утопического сознания и проблема идеала/ Е.Л. Черткова// Идеал, утопия и практическая рефлексия: сб. ст. -М.: РОССПЭН, 1996, с. 156−187.
  197. Л. Социальное конструирование труда. — Самара: Самарский ун-т, 2002. —192 с.
  198. В.А., Шапиро С. А. Сколько стоит труд? М.: Альфа-Пресс, 2007.
  199. М.Ш. Человек как незавершенная завершенность.// Вопросы философии, 2004, № 2, с. 177−180.
  200. А.А. Введение в самопознание. СПб.: Тропа Троянова- Издательское товарищество «Роща Академии», 2003. -603 с.
  201. Д. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. -С.-Пб.: Питер, 2001. -352 с.
  202. М. Избранные произведения. — М.: Гнозис, 1994. -413 с.
  203. Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М.: Мысль, 1988.-203 с.
  204. В.Г. Человек труда: вчера, сегодня, завтра. Проблемы социального воспроизводства. Саранск, 1982. -112 с.
  205. Л.А. Социально — философские проблемы оптимизации научно — технического творчества. — Свердловск: Из-во Уральского университета, 1990. — 178 с.
  206. A.M. Концепция труда в истории философской мысли. Хабаровск: ДВГУПС, 2003. — 406 с.
  207. А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992. -448 с.
  208. Е.В. Социально-психологическое понимание личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  209. О. Закат Европы в 2 т. -М.: Мысль, 1993.
  210. Г. Очерки развития русской философии. Петроград: Колос, 1922.
  211. М. Единственный и его собственность. — СПб., АЗБУКА-КЛАССИКА, 2001.-448 с.
  212. Шюц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования, 1988, № 2, с. 129−137.
  213. JI.А. Взаимосвязь научного мировоззрения и творческого характера человеческой деятельности. — Киев: Ун-т им. Шевченко, 1984. -24 с.
  214. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.
Заполнить форму текущей работой