Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические проблемы развития городов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия развития города и ее этапы Рыночная экономика изменила функции муниципалитетов в народном хозяйстве страны и региона. Власти каждого населенного пункта, в дополнение к решению текущих проблем, должны иметь представление о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать… Читать ещё >

Экономические проблемы развития городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Города играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны. В них находится значительная часть промышленных предприятий, научных и проектных организаций, высших и средних учебных заведений, медицинских учреждений, объектов инженерной инфраструктуры .

Современные города, особенно крупные, являются лидерами научно-технического прогресса, инициаторами изменений во всех сферах жизни: социальной, экономической, культурной, научной, политической и т. д. Таким образом, развитие городов во многом определяет эффективность реформ, нововведений, осуществляемых в стране, и влияет на развитие страны в целом, что определяет актуальность данного исследования .

Исходя из того, что экономика является основой городской жизни, всё внимание местных органов власти было сосредоточено на создании рыночного управления. Жесткие рыночные условия не позволяют сосредоточиться на социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, общественном транспорте и т. д.

Анализ состояния современных российских городов показывает, что значительная часть социальных, экономических, экологических и других проблем в городах России сохраняется и даже ухудшилось. В результате этих новых реформ возникли негативные экономические явления, такие как инфляция, бартер, а также социальные явления — безработица, беспризорность, наркомания и т. д. Рост городских проблем и стал причиной резкого снижения рождаемости и роста смертности и привел к депопуляции всего городского населения.

Целью работы является выявление проблем экономического развития городов.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи, которые необходимо решить в данной курсовой работе:

— выявить проблемы экономического развития городов;

— провести анализ проблем развития городов;

— найти основные пути решения проблем;

— провести анализ стратегии развития на примере отдельного города.

1. ПОНЯТИЕ «ГОРОД» КАК АГЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Город — это большой населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр страны. Большая советская энциклопедия Это скопление производственных, обслуживающих, социальных и других объектов, относительно обособленных, с многоэлементной структурой и сложными экономическими связями. Эксплуатация такой системы требует сочетания разнородных, ведомственных и экономически разрозненных предприятий и структур в единый хозяйственный комплекс, способный обеспечить хорошие условия для жителей. Размещение на ограниченной территории дает предпосылки для такого объединения.

На городское развитие, формирование структуры производства и социальной сферы оказывают влияние множество факторов: расположение, климатические условия, уровень развития транспортной инфраструктуры, национальные и этнические, культурных особенности местного населения. Размеры города объясняют специфику управления, состав и структуру системы жизнеобеспечения города.

В современных условиях большую роль в социальноэкономическом развитии стран играют крупные города. Крупные города собирают самые важные и высокие достижения людей и представляют собой накопление передовой промышленности, науки, культуры и образования.

Одновременно мегаполис всегда выступает в качестве экономического центра притяжения, крупного образования. Таким образом, долгосрочные перспективы большого города не могут рассматриваться только как часть его саморазвития. Развитие крупного города происходит в тесной взаимосвязи с обществом в целом. Во время долгосрочного развития российских регионов между ними сложилось определенное общественное разделение труда и отраслевой специализации. Следовательно, развитие крупного города во многом определяется отраслевой специализации региона, в котором он находится. В то же время город является важным условием и средством экономического развития в регионе и стране в целом.

Система жизнеобеспечения города всецело определена комплексом проблем города и городского хозяйства. К современным проблемам комплексного развития города и городского хозяйства относятся следующие:

1) Высокая занятость жителей города. Для решения этой проблемы власти должны обеспечить развитие экономики города и стараться привлечь сюда предприятия с большим числом рабочих мест.

2) Более высокий доход жителей. Для этого власти должны способствовать притоку в город таких рабочих мест, с которыми связана высокая зарплата.

3) Устойчивость экономики города и городского хозяйства.

Таким образом, современный город — сложное многогранное явление, чтобы изучать механизмы его жизни, нужен комплексный подход, а именно изучение городской жизни в совокупности правовых, экономических, социологических, географических и других проблем.

Устойчивое городское развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

Устойчивое развитие базируется на трех принципах:

1. Принцип равенства между поколениями, или футуристический принцип. Любая деятельность должна рассматриваться с точки зрения последствий для будущих поколений.

2. Принцип социальной справедливости. Бедность рассматривается как деградация. Устойчивость подразумевает более равномерное распределение ресурсов.

3. Принцип межграничной ответственности. Предполагает управления окружающей средой в глобальном смысле.

Устойчивый город — город, в котором люди, органы власти на различных уровнях, общественные и коммерческие организации постоянно прилагают усилия для улучшения естественной, искусственной и культурной среды и действуют в направлении, которое поддерживает цели глобального устойчивого развития.

Основной целью развития города является качество жизни городского населения, которое достигается за счет:

* производства продуктов и услуг, необходимых для местного населения;

* занятости и дохода местного населения;

* благоустройства города.

Для обеспечения устойчивого развития города необходима разработка стратегических ресурсов:

* физический капитал;

* «человеческий капитал»;

* социальный капитал;

* рынки;

* финансовые ресурсы;

* управление.

Специальная функция контроля в современном обществе состоит из трех аспектов:

* Прогнозирование — описание в ожидаемом направлении и показателей развития города как системы, основанной на анализе движущих сил, структуры, и других факторов возможного поведения за определенный период, а также возможные последствия такого развития;

* Программирование — установление долгосрочных приоритетов для развития города, выявление промежуточной цели, направления, методов и сроков для достижения этой цели, оценки инструментов и ресурсов, а также обеспечения порядка и механизма реализации;

* Планирование — определение целей и задач развития города как социальноэкономической системы в течение определенного периода, расчет ресурсов и процедур на период плана, определение исполнителей и источников финансирования.

1.1. Понятие комплексного развития города Понятие «развитие» в отношении городского поселения вызывает много точек зрения. Различия по этому вопросу в основном сводятся к выражению их отношений к трем принципиальным вопросам.

Первый вопрос связан с фундаментальным отношением к проблеме. Вопрос о развитии города как целостного социально-экономического образования специально ставить не надо, муниципальное образование и так само найдет свой путь — ему не надо мешать. Надо только развивать инфраструктуру, решать возникающие проблемы, а остальное само собой разовьется и разовьется как раз то, что наиболее органично для данного города и региона, Противники этой точки зрения развития муниципалитета утверждают, что без развития целеполагания не будет, а будет застой на месте. Сторонники этого подхода утверждают, что только целенаправленное движение также позволяет распоряжаться ресурсами и достижения самой низкой стоимости с максимально положительного эффекта.

Второй вопрос связан с пониманием концепции комплексного социально-экономического развития. Например, в рамках комплексного социально-экономического развития представителей одной из позиций понимают развитие инфраструктуры муниципального образования. Другая точка зрения состоит в том, что сложное социально-экономическое развитие муниципальных образований является «генеральным планом». Другая интерпретация, что термин «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» следует отнести не к отдельным сферам деятельности муниципалитета, а ко всему муниципалитету, в том числе, наряду с традиционными муниципальными сферами жизни (например, коммунальные услуги) и другими областями, включая взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, экономическими структурами различных форм собственности, становления и развития системы подготовки жителей в осуществлении местного самоуправления, развитием духовной жизни муниципалитета и других.

Третий вопрос является определение предмета, который должен инициировать комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Дергачев, В. А. Регионоведение. Второе издание/ В. А. Дергачев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Любая устоявшаяся интерпретация термина «комплексного социально-экономического развития муниципалитета «пока еще не определена.

Под комплексным социально-экономическим развитием поселения мы будем понимать управляемый процесс изменения в различных сферах жизни поселения, которые направлены на достижение определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории города, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и высоким уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселка.

1.2 Тенденции развития городов Рассмотрим некоторые основные теоретические концепции, лежащие в основе разъяснение основных тенденций экономического развития регионов и городов.

Первая из них — теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Они заставляют определенные виды промышленности располагаться в четко определенных регионах. Таким образом, алюминиевая промышленность имеет тенденцию к источникам дешевой электроэнергии, металлургические заводы — к местам добычи железной руды и кокса, любое производство в значительной степени зависят от сырья и предприятия, как правило, расположены близко к источникам сырья. Эта теория во многом объясняет сложившееся размещение производительных сил.

Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития основаны на законах агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуется в связи с тем, что вокруг успешных действующих производств и сформированного их окружения благодаря комбинированному использованию общих ресурсов (труда, энергии, инфраструктуры) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию, возникающую в связи с агломерационным эффектом (общая стоимость производства в большой агломерации меньше суммы затрат на производство продукции каждого в случае одноместного размещения за пределами агломерации).

Очень плодотворной концепцией, которая эффективно анализирует проблемы экономического развития региона, является концепция первичного и вторичного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, чья продукция в основном экспортируется из региона, а также вспомогательные отрасли, чья продукция в основном потребляется внутри региона.

Общие закономерности развития мировой экономики позволяют дать качественную оценку фона с точки зрения экономического развития города или региона. Согласно доминирующей отрасли можно определить заранее — промышленный город, индустриальный или постиндустриальный. В городах и районах, которые находятся на разных стадиях развития, существуют различные процессы, и управление ими также различно.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, «локомотивов индустрии», которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона. Ведущие отрасли создают больше рабочих мест, остальные инфраструктура города обслуживает основное производство. В этих условиях часто образуются города с моноотраслевой структурой, где одно или несколько предприятий определяют состояния экономики и социальной сферы всего города.

В постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, который определяет его богатство, является уровень развития городской инфраструктуры. Насколько велико развитие автомобильных дорог, коммуникаций, жилья, услуг и развлечений, как низок уровень преступности и при условии, что город с квалифицированным персоналом — все это определяет потенциал развития постиндустриального города.

1.3 Понятие стратегии развития крупных городов В условиях, когда наблюдалась стабилизация социальноэкономической ситуации в российском обществе, резко повышается ответственность местных органов власти за перспективы развития городов и регионов, рост междугородней и межрегиональной конкуренции, увеличивается важность социальных, экологических и демографических факторов в развитии территорий, значительно обновлена необходимость выбора оптимального долгосрочного развития стратегии муниципалитета.

Стратегия — это научно обоснованная программа действий по реализации принципов комплексного социально-экономического развития.

Стратегия раскрывает свою сущность в процессе стратегического планирования. Если на бытовом уровне планирование понимается как устройство, расположение в соответствии с определенным планом, то специалисты по планированию и управлению вкладывают сюда более глубокий и специфический смысл. Львов Д. С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие Д. С. Львов, А. Г .Гранберг. — М.: Экономика, 2009.

Стратегическое планирование города — это процесс определения того, как город будет обозрим в будущем. Виханский О. С. Стратегическое управление. Учебник. — М.: Экономистъ, 2010. Это непрерывный процесс: его этапы разработки и реализации соединены в непрерывном цикле посредством мониторинга системы и механизма регулировки на основе стратегического партнерства. Процесс стратегического планирования является результатом стратегического плана. В самом общем смысле «стратегический план» — документ, содержащий цель организации, ее тенденции развития, долгосрочные и краткосрочные цели и стратегии. Другое определение дает В. Н. Виноградова и О. В. Эрлих: «Стратегический план города — легитимный документ регулирующий на долговременную перспективу деятельность человека, общества и власти с целью достижения желаемого образа их продуктивного взаимодействия». Стратегический план включает в себя элементы долгосрочного прогноза, среднесрочного плана и плана приоритетных мероприятий в рамках выбранной стратегии развития. При постановке целей и выбора мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия глубины прогноза 10−15 лет. Срок реализации стратегического плана различных мер от 1 года до 10 лет. Стратегический план определяет общую ориентацию (стратегию) развития города. Она сосредоточена на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных в ходе анализа потенциальных сильных и слабых сторон геополитической ситуации в городе, возможных сценариев развития внешнего мира. Симионов Ю. Ю. Экономика города Учебное пособие для вузов. (Серия: «Экономика и управление»). — М.: Март, 2012.

Города — лидеры осуществляют стратегическое планирование с некоторыми вариациями по общей схеме: оценка исходной ситуации > определение проблем > формулирование целей и задач > разработка и утверждение стратегического плана > реализация и мониторинг. Перцик Е. Н. Крупные городские агломерации: развитие, проблемы проектирования // Проблемы развития агломераций России. М.: Крассанд, 2011. 192 с.

Ключевые элементы стратегического плана :

1) концепция развития городов;

2) анализ ситуации;

3) основные составляющие стратегического развития (прямой стратегический план);

4) механизм реализации стратегического плана.

Разработка концепции стратегического развития крупнейшего города, рассматриваемого как целостная, многофункциональная система, способная к саморазвитию включает:

1. Установление миссии или стратегической перспективы будущего развития города, учитывая его место в региональном, национальном и глобальном развитии инновационной и инвестиционной привлекательности ;

2. Формулировка основной цели и подцели из разработок, связанных, прежде всего, с ликвидацией (нейтрализацией) негативных явлений, процессов, факторов и одновременно повышением благоприятных факторов, конкретных конкурентных преимуществ и возможностей города;

3. Определение основных задач, решение которых представляется целесообразным и неотъемлемым за определенный период времени;

4. Определение ключевых (стратегических) направлений;

5. Рассмотрение возможных сценариев, преимущественно связанных с поиском «каналов» прорыва в будущем.

Наличие стратегического плана — требование, которое выдвигается при реализации крупных инвестиционных проектов с участием как иностранных, так и российских инвесторов.

2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ Методы оценки уровня социально-экономического развития городов отражают основные принципы, систему показателей и алгоритм расчета интегрального показателя уровня социально — экономического развития городов. Г. Ю. Ветров Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе / Г. Ю. Ветров // Фонд «Институт экономики города» [Электронный ресурс]. Основная цель заключается в определении методов социально-экономического развития региона и эффективности мер, принимаемых региональными и местными органами власти по реализации региональной политики. Определение уровня социально-экономического развития региона позволяет выявлять положительный опыт в решении территориальных проблем и негативных тенденций в конкретных областях.

Источниками информации для определения уровня социально-экономического развития города являются:

— Статистическая отчетность территориального органа Федеральной службы государственной статистики, предоставленной в соответствии с Федеральной программой статистических работ и региональным заказам статистической информации;

— Оперативная информация из органов исполнительной власти города.

Для расчета интегрального показателя оценки социально — экономического развития территорий используется 21 индикаторов, разделенных на 3 секции: экономическую, финансовую и социальную.

2.1 Показатели для оценки городов Как цель социально-экономического развития региона выступает увеличение доходов, улучшение образования, питания и здоровья, сокращение бедности, улучшение состояния окружающей среды, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в некоторых случаях они могут иметь существенные различия. Таким образом, ограниченные ресурсы могут быть направлены на развитие общественного здравоохранения или окружающей среды. В. А. Федоров Экономическое развитие городов России / В. А. Федоров // Фонд «Российского университета дружбы народов» [Электронный ресурс]. Существуют противоречия между целями развития. В то же время ясно, что чем более чиста окружающая среда, тем здоровее население и конечная цель — здоровье. Таким образом, в данном случае, конфликт между целями носит вполне разрешимый характер. Тем не менее, в других случаях, цель развития конфликта требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно, цели регионального развития — построить систему критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Дергачев, В. А. Регионоведение. Второе издание/ В. А. Дергачев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и развития, международные организации оценить степень развития стран и регионов в некоторых универсальных интегральных показателях. Одним из таких показателей является индекс развития человеческого потенциала, разработанный в рамках Программы развития ООН. Этот индекс ранжирует страны ростом от 0 до 1.

Во взаимном сопоставлении, таким же образом, как в международном анализе, можно использовать индекс человеческого развития и другие подобные показатели.

Наряду с интегральными показателями могут быть использованы и некоторые частные показатели развития в регионе. Среди них:

* национальный доход на душу населения;

* уровень потребления индивидуального богатства;

* степень неравенства доходов;

* ожидаемая продолжительность жизни;

* уровень физического здоровья;

* уровень образования;

* степень счастья населения.

Разумно различать долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие критерии для экономического развития. Среди долгосрочных целей: создание и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан, в том числе с помощью повышения уровня здравоохранения, образования и культуры. Как краткосрочные цели можно считать преодоление кризиса и достижение конкретных количеств роста валового внутреннего продукта в следующем году, квартале, месяце и т. д. Косов, Ю.Регионалистика. Краткий курс/Ю. Косов. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с.

Особое место в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления товаров и увеличение этого уровня дохода на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВВП на душу роста этих показателей).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели такие оценки экономического роста в регионе как: темпы роста доходов на душу населения, производительность и темпы структурных преобразований производства и общества. Влияние на экономический рост — жизненно важный вопрос для экономической политики страны в целом, а также отдельного региона.

На региональном уровне можно считать следующие критерии и соответствующие показатели социально-экономического развития:

* ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

* средний уровень доходов населения и степени их дифференциации;

* ожидаемая продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья;

* уровень образования;

* уровень потребления товаров и услуг (продукты питания, жилье, услуги телефонной связи), предоставление бытовых товаров длительного пользования;

* уровень здоровья;

* окружающая среда;

* равенство возможностей для людей, развитие малого бизнеса;

* обогащение культурной жизни народа. Косов, Ю.Регионалистика. Краткий курс/Ю. Косов. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с.

Стандартный способ оценки экономического развития региона это оценка уровня производства. Такая оценка является односторонней и неадекватной сегодня. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только производство, но и такие аспекты, например, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, равные возможности в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человеческого потенциала, разработанный и используемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.

Наличие и качество школ, детских садов и других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и навыков людей — наиболее важные параметры уровня развития любого региона. Губанов, С. С. Путь развития России: назревшее уточнение / Экономист. — 2010. — № 4 Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья, продолжительности жизни, развития системы здравоохранения и ее доступности, охраны окружающей среды — также являются важными критериями оценки социально-экономического развития региона.

Концепция социально-экономического развития региона включает в себя такую сложную субстанцию, как культура жизни. Положительная динамика экономического развития региона возможна только тогда, когда есть культура обогащения жизни в регионе. Социально-экономическое развитие региона имеет только положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширения личной свободы каждого, в том числе в экономической сфере, возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонополии, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы движения, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

2.2 Цель экономического развития города Понимание целей и результатов развития — неотъемлемая предпосылка выбора ресурсов развития, на основе этого определяются пути и методы реализации развития политики. Кроме того, следует отметить взаимосвязь между целями и результатами развития. Академическое определение цели рассматривает ее как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризующийся предварительным результатом операций и способов реализации ее с соответствующими фондами. Цель выступает в качестве идеального описания результатов деятельности, а сама деятельность, как процесс достижения цели. В самых общих чертах целью и результатом развития местного сообщества является благосостояние его населения. Благосостояние — главный «продукт» местного сообщества, который реализуется в конкретных видах продукции и услуг, выражающих потребности местного населения. Таким образом, цели развития связаны с целью выявления потребностей местного сообщества на товары и услуги и разработки стратегических проектов для их реализации. Большинство из характеристик относятся к экономическому развитию. Во-первых, экономическое развитие соответствует прохождению определенных этапов работ для достижения частных и групповых интересов путем эффективного управления имеющимися ресурсами. Во-вторых, как и другие виды коллективных действий, экономическое развитие предполагает:

* определение целей;

* определение участников, характера и порядка их взаимодействия;

* оценка ситуации и возможных последствий принимаемых решений;

* поиск новых комбинаций имеющихся ресурсов, а также возможность привлечения новых ресурсов.

В-третьих, раз в качестве участников экономического развития выступают конкретные люди, то и достижение целей и методы, и организационные формы развития зависят от поведения людей. Сами «правила поведения» и конкретные действия участников ограничены ресурсами, которыми располагает местное сообщество для реализации проектов развития. Муниципальное планирование: Учебное пособие./ Под ред. В. Е. Рохчина, СПб.: СПбГИЭА, 2010. Часто термин «экономическое развитие» используется как синоним экономического роста. Хотя между этими понятиями есть определенное сходство, как мы уже говорили, экономический рост может происходить без развития, и развитие без роста. Рост означает увеличение экономической эффективности, в то время как развитие может быть достигнуто за счет снижения экономической активности.

2.3 Стратегия развития города и ее этапы Рыночная экономика изменила функции муниципалитетов в народном хозяйстве страны и региона. Власти каждого населенного пункта, в дополнение к решению текущих проблем, должны иметь представление о том, что же должна представлять их территория в новой социально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоит преимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическую базу. Задача состоит в том, что местная социальнокультурная среда не только хорошо сформировалась, но и оказывала все более сильное влияние на принятия решений на административном уровне, а также на функционирование бизнес — структур. Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправления в России является слабость ее экономической базы. И хотя никто не может отрицать необходимость урегулирования межгосударственных отношений истинное решение этой проблемы — усиление своей собственной экономической базы муниципального образования развития местного бизнеса и привлечения иностранных инвестиций.

Активная и последовательная политика социально — экономического и культурного развития муниципальных образований способствует формированию стабильных саморазвивающихся систем.

Конечный результат:

— Преобразование муниципальных образований в местной социокультурной ячейке открытого гражданского общества;

— Консолидация местных общин путем принятия единой системы интересов и целей различных групп;

— Интенсификация бизнес — структур, выход местных предприятий из изоляции и забвения на межрегиональном и международном рынке.

Выработка стратегии муниципального развития, исходя из интересов местного сообщества, будет способствовать:

1. Активации потенциала, заложенного в местном сообществе, чтобы решить свои насущные проблемы .

2. Найти место на территории разделения труда, находя его «нишу на рынке»

3. Формированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроля программы действий местной власти.

4. Приоритетность экономического развития и гарантий для поддержки инвестиций (внутренних и внешних) для местных предприятий, работающих в этих областях.

В заключении, по результатам формирования стратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение ряда российских экономистов, заключающееся в том, что суверенитет регионов, рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит в том, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свой потенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программ развития. Виханский О. С. Стратегическое управление. Учебник. — М.: Экономистъ, 2010.

Разработка программ и планов социально — экономического развития муниципальных образований можно разделить на три этапа.

1. Первый этап — организация — подготовка.

Основа для инициирования программ и планов социально развития — экономического развития муниципального образования является решение представительного правительства, которое формулирует многозадачность, устанавливает сроки запланированных периодов, сроки отдельных этапов и работы по программе в целом, а также бюджет муниципалитета определяет размер и источники финансирования работ.

Инициатором такого решения, как правило, является муниципалитет, что оправдывает необходимость программы и представляет в представительные органы проект решения по этому вопросу.

Правовой основой для подготовки документов для местного самоуправления территориального планирования являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

После решения, принятого органом представительной власти, главой муниципального образования издается постановление, в котором определяется:

— состав коллектива разработчиков программа (план) социально-экономического развития территории;

— подразделение муниципального образования, ответственное за формирование сводного итогового документа и представление его главе муниципального образования;

— сроки вынесения плана на рассмотрение органа представительной власти;

— статьи бюджета, из которых будут финансироваться плановые работы;

— размеры и порядок финансирования работ.

2. Второй этап — прогнозно-аналитический Второй этап работ по формированию комплексных программ социально — экономического развития муниципальных образований предполагает следующую последовательность работ:

А) Формирование и анализ информационной базы муниципальных образований.

Б) Разработку Концепции развития муниципальных образований.

Формирование и анализ информационной базы.

Накопление и систематизация информации о фактическом состоянии социально — экономического развития муниципального образования должна вестись в трех направлениях:

Во-первых, на основе данных государственной статистики, других ведомств, располагающих необходимой информацией, а также данных, представленных на договорной основе предприятиями реального сектора экономики.

Во-вторых, систематизируется информация по ресурсному и природному потенциалу муниципального образования и поступившая по запросам из министерств и ведомств субъекта Российской Федерации.

В-третьих, для определения оптимального направления развития муниципальных образований, выбора стратегических приоритетов его развития целесообразно провести репрезентативный опрос представителей всех слоев муниципального гражданского сообщества:

— муниципального управления — в лице руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования;

— крупного, среднего и малого бизнеса в лице владельцев, руководителей и главных специалистов предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования;

— жителей муниципального образования — в лице всех возрастных и имущественных категорий граждан.

Алгоритм формирования Концепции социально-экономического развития муниципального образования.

1. Доведение до населения результатов текущего состояния экономики и социальной сферы МО

2. Изучение мнения основных групп населения о путях и долговременных целях развития МО

3. Анализ устойчивых конкурентных преимуществ МО в контексте долговременных трендов развития региональных, федерального и мирового рынков

4. Формирование альтернативных вариантов-сценариев устойчивого развития МО в контексте сохранения конкурентоспособности на рынках финансов, товаров и услуг

5. Выбор концепции развития МО на основе консенсуса интересов населения, бизнес — структур и органов власти и утверждение его в органах представительной вл.

6. Формирование пакета основных первоочередных, среднесрочных и долговременных целей и задач в рамках выбранной концепции.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ГОРОДАХ Основными проблемами социально-экономического развития города являются:

1. Макроэкономические: слабая диверсификация экономики, законодательная база в стадии становления (налоговая, административные реформы, не рабочие законы), территориальная удаленность городов на территории России, концентрация финансовых потоков в 2 городах, переходный период экономики, кризисы и спады, бюджетный федерализм, отсутствие четкой стратегии страны, областей, республик, городов на среднесрочный период и долгосрочный период. Макроэкономика: учеб. пособие / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Мн.: ИНФРА-М, 2011,-190 с.

2. Микроэкономические: проблема занятости, слабая развитость инфраструктуры городов, административный барьер, процессы дезурбанизации (смещение центров деловой активности в пригороды), отсутствие квалифицированного руководящего персонала, гетто (трущобы), слабо развитая транспортная система, социальная безответственность администрации городов. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер, 2010. 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).

В современной экономической жизни возрастает роль крупнейших городов, но одновременно, как правило, в них наблюдается обострение социально-экономических проблем, которые проявляются в наиболее наглядной форме. Для большинства крупнейших городов важнейшей является проблема занятости. Технологический прогресс и усиление международной конкуренции приводят к нестабильности существующей системы рабочих мест. Даже в развитых странах становится весьма проблематичным обеспечение высокого уровни занятости трудоспособного населения.

Для смягчения социальных конфликтов на общенациональном и муниципальном уровнях осуществляются различные программы помощи безработным. В экономических условиях развитых стран подобные программы позволяют обеспечить относительно приемлемый уровень потребления для подобных семей, однако это создает существенные финансовые трудности для городских властей, резко ограничивая возможности дальнейшего развития инфраструктуры города.

В то же время многие жители мегаполисов оказываются в ситуации хронической безработицы. Образовался особый слой людей активного трудоспособного возраста, которые никогда не имели работы. Это создает существенное социальное напряжение, связанное, в частности, с болезненной реакцией малообеспеченных слоев на ситуацию социального неравенства, и резко усиливает криминогенную обстановку в соответствующих кварталах города. Таким образом, местные власти вынуждены бороться с социальными последствиями общеэкономических проблем. По свидетельству многих исследователей, этот кризис мегаполисов в развитых странах резко углубился именно в последние десятилетия.

3.1 Анализ социально-экономических проблем развития городов Определение проблемы только на первый взгляд представляется простой задачей. Под проблемой будем понимать любой фактор в области территориального развития (как внешний, так и внутренний, связанный с процессами административного управления), препятствующий достижению предварительно обоснованных целей, по которому необходимо принять решение, но это решение неизвестно, либо не очевидно и требует специального исследования, либо известно несколько вариантов решения, но все они равнозначны по важности, и правила выбора оптимального решения не определены.

Прежде чем решать задачи выявления проблем, препятствующих развитию (достижению обоснованных целей) любого административно-территориального образования, целесообразно представить в самом укрупненном виде концепцию анализа проблем, в которой представлены следующие положения и определения: Трутнев, Э.К., Якубов, М. О. Планирование городского развития: необходимое и достаточное // Городской альманах, Фонд «Институт экономики города». — М. — 2011.

1) Любая проблема имеет как минимум один источник ее возникновения и одно следствие, которое проявилось в виде проблемной ситуации или достигнутого конечного результата.

2) В системе управления все проблемы являются сложными и соответственно имеют сложные причинно-следственные связи.

3) Конфигурация причинно-следственных связей между отдельными проблемами может быть линейной (в виде цепочки проблем) или циклической (проявляясь в виде «порочного круга»). В последнем случае необходимо найти то «слабое звено», которое постоянно «подпитывает» это круговращение

4) Причинно-следственные связи между проблемами могут иметь открытый, явный характер, а могут быть скрытыми (латентными), требующими для своего выявления применения специальных методических подходов.

5) Проблемы на любых объектах, территориях и в органах управления ими существуют всегда, даже если руководство искренне убеждено в их отсутствии. Поэтому задача по выявлению, систематизации и анализу проблем должна выполняться уже на самых первых этапах работ по реорганизации и совершенствованию механизма управления в исполнительных органах власти административно-территориальной единицы (АТЕ).

6) Выявление проблем проводится с целью определения факторов, которые имеют признаки проблем или сами являются источниками проблем. При этом необходимо учитывать требования полноты информации (ни одна, даже «слабая» проблема не должна быть упущена), конкретности и объективности. Важность проблемы определяется не количеством источников информации, которые на нее указали, а ее местом в общей конфигурации причинно-следственных связей проблем.

7) При выявлении проблем следует руководствоваться правилом: наиболее приоритетными следует считать внутренние проблемы, которые могут быть решены собственными силами и ресурсами. Проблемы внешнего происхождения должны рассматриваться как ограничения. При этом следует учитывать (прогнозировать) динамику их изменения в перспективе (например, в налоговой политике государства, в сфере действия фактора инфляции, в сфере законодательных инициатив и пр.), а также при наличии возможностей искать пути воздействия (лоббирование и т. п.) на эти факторы.

8) Систематизация необходима для установления причинно-следственных связей между выявленными проблемами. По каждой проблеме определяется то, источником и (или) следствием каких других проблем она является.

9) Анализ проблем, два варианта представления результатов которого рассмотрено ниже, необходим для оценки важности проблем-источников и проблем-следствий; выявления первоисточников проблем: наиболее напряженных проблем (источников, имеющих несколько следствий) и в конечном счете для подготовки информации, которая позволит уточнить содержание цели и сформулировать ее в соответствии с требованиями конкретности, полноты, корректности и измеримости.

10) Достоверность сведений о проблемах, получаемых от источников информации (руководителей и специалистов исполнительного органа власти, внешних экспертов и пр.) определяется не тем, какое место эти источники занимают в иерархии управления и какими правами обладают, а тем, насколько системно они видят и могут обоснованно указать проблемы объекта (территории).

Выявление проблем следует начинать с оценки общей возможности исполнения каждой задачи и определения наличия либо отсутствия проблем, препятствующих ее решению, либо ограничивающих эту возможность (согласно определению проблемы).

3.2 Основные пути решения социально-экономических проблем развития городов Решение социально-экономических проблем города начинается с раскрытия возможностей для максимальной реализации установки горожан, каждого в отдельности, на свою и своей семьи экономическую самостоятельность.

Главной (генеральной) целью управления муниципальным образованием (МО) является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .

Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

— создание финансово-экономической основы муниципального образования;

— жизнеобеспечение городского округа.

К первой группе вопросов местного значения относятся:

— принятие и изменение устава;

— владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

— формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

— установление местных налогов и сборов;

— комплексное социально-экономическое развитие МО;

— регулирование планировки и застройки территорий, контроль над использованием земель и др.

Вопросы второй группы в свою очередь можно разбить также на две группы.

Первая группа предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за решение и полное или частичное финансирование:

— содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

— содержания муниципальных учреждений социальной сферы;

— содержания муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения;

— содержания дорог, благоустройство, вывоз мусора и озеленение;

— утилизации и переработки бытовых отходов;

— организации транспортного обслуживания;

— обеспечения противопожарной безопасности.

Вторая группа предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы МСУ лишь части ответственности за решение следующих вопросов:

— жилищное и социально-культурное строительство;

— обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

— деятельность средств массовой информации;

— содействие занятости населения. Стратегия развития Российской Федерации. (подготовлен центром стратегических разработок) журнал «Коммерсант»

3.3 Анализ стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года Необходимость разработки стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочный период до 2030 года обусловлена важностью определения целей и приоритетов долгосрочного устойчивого развития этого города.

Стратегия должна опираться на основные базовые принципы: сбалансированность, обеспеченность ресурсами, объективность, открытость и публичность, эффективность, законность, простота и доступность.

При разработке cтратегии должны быть пройдены в той или иной последовательности следующие этапы:

1. Анализ социально-экономического положения Санкт-Петербурга.

2. Выявление условий (факторов) социально-экономического развития Санкт-Петербурга и источников роста экономики города.

3. Определение сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

4. Прогнозирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

5. Определение целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

6. Приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

7. Формирование механизмов (инструментов) достижения целей.

8. Контроль реализации cтратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.

К проблемам экономического развития Санкт-Петербурга относятся: устаревшая экономическая структура, неустойчивый характер экономического роста, административные барьеры, низкая производительность труда, нехватка квалифицированных кадров, экологическая обстановка, энергоемкость, износ ОФ, несбалансированность социально-экономического и территориального развития и др.

Цели и определение приоритетов дальнейшего социально-экономического развития Санкт-Петербурга будет важнейшей задачей. К генеральной цели отнесем повышение качества жизни населения. Для этого нужно достичь повышения благосостояния населения, повышения качества городской среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности, развития экономики, совершенствования системы государственного управления и др.

Каждая из целей будет содержать в себе подцели, из чего будет выделен ряд приоритетов, достижение которых будет результатом реализации всей стратегии.

Возможными приоритетами для благосостояния населении будут являться строительство жилья, развитие общественного транспорта, создание парковочного пространства, обеспечение местами в детских садах, повышение надежности систем теплоснабжения, обеспечение безопасности на дорогах и так далее.

Инструментом достижения поставленных целей и приоритетов станет вся система государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Вся стратегия определит вектор экономической политики города, как в целом, так и по направлениям (образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство и пр.). Администрация г. Санкт-Петербург.

Заключение

Целью выполненного курсового проекта было рассмотрение экономических и социальных проблем развития городов. В результате проведенного исследования можно сделать соответствующие выводы и предложения.

Для успешного развития городов необходима четкая стратегия развития, прогнозирование своего будущего с учетом его реальных возможностей и ограничений. При формировании долгосрочной стратегии необходимо руководствоваться следующими принципами развития города:

1.Публичное, ответственное и эффективное управление городом. Органы местного самоуправления проводят открытую политику, широко информируя жителей о планах развития города.

2. Обеспечение баланса интересов всех слоев общества и общественного согласия.

3. Опора на собственные силы.

4. Последовательность в проведении политики социально-экономического развития города

5. Сохранение стабильных направлений развития города на среднеили долгосрочный период вне зависимости от общественно-политической и хозяйственной ситуации в городе. Формирование на их основе текущих задач городского управления.

6. Формирование благоприятного образа города в российском информационном пространстве с учетом стратегических ресурсов и конкурентных преимуществ города. Активная информационная политика города.

7. Развитие городского сообщества — информированного, экономически и политически самостоятельного, социально активного, патриотичного по отношению к городу.

Характер и динамика экономического развития городов России являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в региональной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

Многое в решении местных социально-экономических проблем зависит непосредственно от самих городов, которые при условии отказа от иждивенческих настроений, развитии собственной инициативы и предпринимательства в состоянии добиться улучшения ситуации Оценка социально-экономической ситуации в городах показывает, насколько существенны ресурсы развития городов, насколько они разнообразны и в какой степени задействованы на благо городов.

Для решения проблем социально-экономического развития городов необходимо в полной мере изучать критерии, определяющие структуру социально-экономических систем городов и выработать стратегию развития. Так как различные города существенно различаются между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам, то при изучении проблем социально-экономического развития городов и разработке их социально-экономической политики необходимо учитывать классификацию городов по признаку структуры их экономики.

Список литературы

город экономика социальный

1. Большая советская энциклопедия

2. Дергачев, В. А. Регионоведение. Второе издание/ В. А. Дергачев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Виханский О. С. Стратегическое управление. Учебник. — М.: Экономистъ, 2010.

4. Львов Д. С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Д. С. Львов, А. Г. Гранберг. — М.: Экономика, 2009.

5. Симионов Ю. Ю. Экономика города Учебное пособие для вузов. (Серия: «Экономика и управление»). — М.: Март, 2012.

6. В. А. Федоров Экономическое развитие городов России / В. А. Федоров // Фонд «Российского университета дружбы народов» [Электронный ресурс].

7. Г. Ю. Ветров Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе / Г. Ю. Ветров // Фонд «Институт экономики города» [Электронный ресурс].

8. Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования // Менеджмент в России и за рубежом. — 2010.

9. Жигалова Н. Е. Прогнозно-аналитическая деятельность в системе стратегического управления регионом. /Жигалова Н.Е. — Н. Новгород: Изд — во ВВАГС, 2011.

1. Косов, Ю. Регионалистика. Краткий курс/Ю. Косов. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с.

2. Губанов, С. С. Путь развития России: назревшее уточнение / Экономист. — 2010. — № 4

3. Распоряжение администрации Иркутской области от 28 февраля 2009 года № 68/1-ра «О разработке проекта программы социально-экономического развития Иркутской области на 2009;2010 годы».

4. Перцик Е. Н. Крупные городские агломерации: развитие, проблемы проектирования // Проблемы развития агломераций России. М.: Крассанд, 2011. 192 с.

5. Матрохина С. И. Обеспечение реализации стратегии развития муниципальных образований. Спб: СПбАУ иЭ, 2010

6. Муниципальное планирование: Учебное пособие./ Под ред. В. Е. Рохчина, СПб.: СПбГИЭА, 2010

7. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Н. Адрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2012.

8. Микроэкономика. 2-е изд./А.С. Селищев.- СПб.:Питер, 2010. 448 с.:ил.-(Серия «Учебное пособие»).

9. Интернет источник: Сайт администрации г. Санкт-Петербург

10. Стратегия развития Российской Федерации. (подготовлен центром стратегических разработок) журнал «Коммерсант»

11. Трутнев, Э.К., Якубов, М. О. Планирование городского развития: необходимое и достаточное // Городской альманах, Фонд «Институт экономики города». — М. — 2011.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой