Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модификация и трансформация культурной идентичности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность и противоречивость феномена идентичности, его безусловная значимость для изучения человека, привела тому, что попытки его теоретической артикуляции представлены в невероятно широком междисциплинарном диапазоне. Темы так или иначе связанные с идентичностью постоянно привлекают внимание многих ученых, принадлежащим самым различным наукам. И в принципе количество литературы, затрагивающие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Культура и идентичность: введение понятий и их предварительное определение
    • 1. Культура: определение понятия и его характерные особенности
    • 2. Понятие идентичности: основные научные методы интерпретации
    • 3. Понятие культурной идентичности
    • 4. Структурные компоненты культурной идентичности
    • 5. Характеристики культурной идентичности как целостного феномена
  • Глава 2. Модификация и трансформация культурной идентичности
    • 1. Идентичность в традиционном культурном пространстве
    • 2. Идентичность в инновационной культуре: от статической к модификационной модели
    • 3. Идентичность в современном культурном пространстве: симуляционная модель постмодерна
    • 4. Кибер-идентичность: трансформационная модель

Модификация и трансформация культурной идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Кто я такой?" - вот один из самых древних вопросов, который задавал себе человек. И осваивая окружающий мир, через обретение в нем и среди других людей собственного места, человек в итоге пытался понять самого себя. Уже в этом кроется двоякость: невозможно познать себя только через Я или только через Иное, через личностное или через социальное. Таким образом, понятие идентичности причастно этой двойственности, и как одновременно тождественность самому себе, и как различие в отношении другого. Эта внутренняя неоднозначность, возможно, и послужила, наравне с красотой самого слова, одной из причин того, что категория «идентичность» быстро приобрела популярность, как в научных, так и в общественно-политических кругах, постепенно приближаясь к сфере обыденного использования. И когда мы очередной раз сталкиваемся с «социальной», «этнической», «национальной», «региональной», «языковой», «гендерной», «индивидуальной» или «коллективной» идентичностью, мы зачастую склонны воспринимать смысл понятия, опираясь на контекст и здравый смысл, а не на точное его значение. Но в результате эти и многие другие термины, связанные тем или иным образом с понятием «идентичность», размываются. Поэтому вполне понятно желание не только не вводить еще очередное «новое определение», а, скорее, подобно Р. Брубейкеру и Ф. Куперу отказаться от этого понятия как избыточного, недостаточного, или слишком многозначного. Однако, несмотря на концептуальную и онтологическую проблематичность понятия идентичности отторгнуть его и в исследовательском опыте, и в различного рода социальных практиках невозможно. Напротив, в разных областях знания возникают разнообразные попытки уточнить это понятие и ввести его в аналитику уже в новом и специфицированном качестве, то есть как понятие социологическое, психологическое, этнографическое, политологическое, педагогическое, кросскультурное и т. д. Подобная эпистемическая ситуация в определенной степени оказывается теоретическим вызовом и философской антропологии, для которой феномен человека, индивида, личности, Я и сопутствующих им антропологических практик, включая, конечно, и широкий диапазон культурных практик, представляет собой тематическое поле исследования.

По сущностному своему смыслу, понятие идентичности всегда отсылает к формам и практикам, благодаря которым человек обретает отчетливую различенность в действительности и в то же время включается в многообразные связи с другим, входит в сообщества, наделяется социальной данностью. Однако следует отметить, что в сегодняшнем мире сама культура обладает двойственностью, благодаря которой она, с одной стороны, предстает как оплот традиций и стабильности, оказываясь одним из главных трансляторов ценностей, делающих возможным идентичность и как тождественность, и как отличность. Но с другой, — именно сегодняшняя культура втягивает человека в такие процессы, где разбиваются «скрижали ценностей», а сам человек лишается каких-либо устойчивых «языков» для выражения своего здесь-бытия. Поэтому собственно философско-антропологический анализ понятия культурной идентичности теоретически мотивирован стремлением определить культурную идентичность в предельности ее оснований и раскрыть те эффекты, модификации и трансформации, которые испытывает Я, вступая в поле современной культуры. Ведь именно в культуре ярче всего отражаются и фиксируются те перемены, которые происходят в мире и в буквальном смысле определяют здесь-бытие человека и способы его восприятие самого себя.

Степень разработанности проблемы.

Сложность и противоречивость феномена идентичности, его безусловная значимость для изучения человека, привела тому, что попытки его теоретической артикуляции представлены в невероятно широком междисциплинарном диапазоне. Темы так или иначе связанные с идентичностью постоянно привлекают внимание многих ученых, принадлежащим самым различным наукам. И в принципе количество литературы, затрагивающие те или иные аспекты идентичности, носит необозримый характер. Однако введение понятия «культурной идентичности» позволяет сузить сферу исследования, ограничивая ее тематически. К авторам, через исследования которых в данной работе трактуется понятие культура, можно отнести: Аристотеля, Ф. Боаса, Ф. Бэкона, М. Вебера, Г. В. Ф. Гегеля, В. Гудикунста, Демокрита, Г. Зиммеля, Э. Кассирера, Й. Ким, К. Клакхона, А. Крёбера, О. Конта, Б. Малиновского, К. Маркса, Дж. Мартина, М. Монтеня, Г. Спенсора, Н. Суссман, Э. Тайлора, А. Тойнби, Е. Тромпенаарса, С. Хантингтона, М. Хечта, Г. Х. Хофстида, JI. Чени, О. Шпенглера, М. Херсковица, Э Холла. И отечественных исследователей:

Е. В. Боголюбову, Е. А. Вавилина, П. С. Гуревича, М. С. Кагана, А. С. Кармина, JI. Е. Кертмана, А. П. Садохина, Э. В. Соколова, Ю. Н. Солонина, В. П. Фофанова.

Истоки понятия «идентичность» обнаруживаются в философских трудах Сократа, Платона, Аристотеля, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса, П. Рикера, Ж. Лакана, М. Фуко, М. Бахтина, Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, М. Мамардашвили и др. Проблема идентичности решалась в западной психологии А. Ватерманом, У. Джеймсом, Д. Марсиа, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом, Э. Эриксоном, и т. д., а в отечественной — Н. В. Антоновой, А. И. Донцовым, Е. П. Ермолаевой Т.Г. Стефаненко, Л. Б. Шнейдер, Д. Шэффер и.т.д.

Современная традиция исследования идентичности в социологии сформировалась на базе работ У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, и развивалась как зарубежными как зарубежными (П. Бергер, Э. Гоффман, Э Дюркгейм, М. Кун, Т. Лукман, С. Московичи, Т. Парсонс, X Тэджфел, Р. Тэрнер, Ю. Хабермас, Л. Цурхер, А. Штраус др), так и отечественными мыслителями (О.А. Борисова, Ю. Г. Волков, Л. С. Выготский, Е. Н. Данилова, М В. Заковоротная, Ю. А. Левада, Г. Я. Миненков, Павлова О. Н., В. А. Ядов) И, наконец, при определении понятия «культурная идентичность» использовались труды Ю. В. Арутюняна, В. Беньямина, Л. Бимер, Ж. Бодрийяра, И. Ванер, Т. И. Вендиной, Дж. Л. Грехема, М. Н. Губогло, А. Я. Гуревича, Л. М. Дробижевой, И. Р. Ишмуратовой, В. Н. Козулина, М. Коллиер,.

В. Кросса, B.C. Малахова, И. В. Малыгина, Б. В. Маркова, А. А. Пелипенко, А. Г. Смирновой, JI.A. Софроновой, Е. Э. Суровой, Н. Суссман, В. Ю. Сухачева, Ш. Тёкл, М. Томаса, Г. Триандиса, М. Хетчета, А. И. Шендрика В результате можно сделать вывод, что проблемное поле уже в значительной степени сложилось, выработался достаточно развитый концептуальный аппарат, позволяющий представить структуру и различные теоретические измерения культурной идентичности. Таким образом, несмотря на то, что культурная идентичность не выступала в отечественной науке непосредственным предметом философско-антропологичсеского анализа, для подобного исследования уже сложились все предпосылки, включая богатый концептуальный аппарат, позволяющий рассматривать эту проблему в широком тематическом диапазоне.

Задачи и цели исследования.

Рассматривая культурную идентичность с позиций философско-антропологического анализа, исследование ставит своей целью создать достаточно развернутое, концептуальное представление об этом феномене в рамках именно философской антропологии, что позволит, используя уже существующие понятия и методы, интерпретировать культурную идентичность как особый способ взаимоотношений человека и культуры, человека и Другого, человека с самим собой и с обществом, а также показать, что изменения, которым исторически подвержена культурная идентичность, существенно влияют на видение человеком своего места и на его взаимоотношения с окружающей повседневностью.

Подобная теоретическая ориентация определяет и конкретные исследовательские задачи:

• представить наличные подходы к культуре и идентичности и на основе интегративного подхода сформировать четкое представление о понятии «культурная идентичность» ;

• выявить структурные особенности культурной идентичности, рассматривая ее как устойчивый феномен, и эксплицировать те сущностные интенции, которые отсылают к изменчивости и динамичности индивида;

• представить сущностные исторические структурности и факторы, ответственные за изменения культурной идентичности;

• по возможности полно проанализировать современное состояние культурной идентичности, выделяя при этом те явления, которые оказывают на нее особо значимое влияние;

Иными словами, конкретная задача исследования состоит в раскрытии концептуального поля, на котором мог бы состояться теоретический обмен между тремя основными подходами к изучению культурной идентичности (психологическим, социологическим и философским), что и обеспечило бы наиболее эффективное развитие этой темы в рамках философской антропологии.

Методологическая основа исследования.

Исследование строится на теоретических результатах и обобщениях, полученных российскими и зарубежными учеными, специализирующимися в области исследования проблем, связанных с культурой, идентичностью и непосредственно с культурной идентичностью.

Разночтения и разногласия при определении и трактовках понятия культурной идентичности, свидетельствуют как о сложности самого феномена, так и о необходимости синтетического подхода к его изучению. Поэтому диссертационное исследование, -включая в себя ряд принципов феноменологической, структуралистской и пост-структуралистской методологии, а так же сравнительно-исторического и компаративистского анализа, концептуально и методологически основывается на принципах интегративной философской антропологии.

Научная новизна исследования.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается прежде всего в самой постановке проблемы. В стремлении описать культурную идентичность не только как имеющий место и стабильный феномен, но как развивающуюся, динамическую систему. А также в последовательном выявлении структуры, особенностей функционирования и изменения культурной идентичности, в анализе ее современного состояния, в разработке I обеспечивающего этот анализ методологического и концептуального аппарата, и сформулирована в следующих, выносимых на защиту положениях:

1. Культурная идентичность — это один из значимых способов самоаффицирования личности, возникающий из формальной или не формальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни.

2. Культурная идентичность включает себя объективные и субъективные компоненты, каждый из которых подвержен историческим изменениям, и структурная связанность которых изменяется со временем, подвергаясь как модификации, так и трансформации.

3. Современные типы культурной идентичности возникают под воздействием нарастающего взаимодействия человека и новейших технологий (СМИ, ПК, Интернета) и могут быть отнесены к «трансформационной» форме культурной идентичности, сущность которой заключается в доминировании субъективных компонентов над объективными.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные результаты помогают приблизиться к более полному пониманию вопросов, связанных с одной из значительнейших проблем человеческого существования — тем, как именно формируется самовосприятие и самоопределение человека.

Результаты исследования дают возможность конкретизации дальнейших философско-антропологических исследований, посвященных феноменам идентичности и культурной идентичности. Вместе с тем они могут быть использованы для разработки специальных исследовательских техник и опросников для выявлении широкого круга феноменов, так или иначе связанных с восприятием человеком самого себя и своего места в мире и современном обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных лекционных курсов по культурологии, философской антропологии и теории межкультурной коммуникации.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского Государственного Университета и на теоретическом семинаре кафедры социологии и философии Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Результаты исследования докладывались на различных конференциях (Санкт-Петербург 2001; 2008 гг.). Отдельные аспекты диссертации освещены в ряде публикаций научных статей и тезисов выступлений на конференциях.

Основные положения и выводы диссертации излагались автором в выступлениях на научно-практических конференциях:

Научной конференции «Научная рациональность и структуры повседневности» (С.-Петербург, 1999) — Научной конференции «Виртуальное пространство культуры» (С.-Петербург, 2000) — Международном форуме «Ритуальное пространство культуры» (С.-Петербург, 2001) — Первом Международном Конгрессе «Термины и понятия в сфере физической культуры» (С.-Петербург, 2006) — Международной научной конференции «Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов» (С.-Петербург, 2008).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 18 июня 2008 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в семи публикациях общим объемом (2 п.л.).

Структура и объем диссертации

подчинены целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав (девяти параграфов), заключения и библиографического списка из 255 источников. Объем составляет 188 страниц.

Вывод:

Иными словами, все аспекты культурной идентичности, которые для реальной жизни представляют идентичность объективную, в кибер-реальности теряют свое значение в той степени, в какой в этом заинтересован пользователь. И на основе субъективной и социальной идентичности выстраивается новая, субъективная трансформируемая культурная идентичность, которая может частично переноситься из сетевого пространства и в реальную жизнь.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что культурную идентичность можно определить как самоощущение личности, возникающее их формальной или не формальной принадлежности к группам, которые создают и передают знания, верования, ценности, нормы поведения и способы повседневной жизни. Она не может рассматриваться как нечто единожды обретаемое, неизменное и неделимое, но обладает структурой, включающей такие компоненты как биологический (к которому относятся раса, этнос, тендер, здоровье, возраст), географический, социальный, мировоззренческий и профессиональный. Другими словами культурная идентичность является сложным феноменом, состоящим из ряда компонентов, которые пребывают в постоянной динамике. Она позволяет личности удерживать подвижное, способное к самокоррекции единство, обеспечивая этим адаптацию к окружающей среде повседневности.

При рассмотрении динамики развития структуры культурной идентичности от средних веков, через новое время к двадцатому веку и вплоть до начала XXI-го обнаруживается, что культурная идентичность исторична. Ее структура и способы функционирования меняются, реагируя на изменения в социуме и культуре. Она есть один из механизмов, обеспечивающих адаптацию человека к быстро меняющейся окружающей среде.

К концу XX века массовая культура и развивающаяся техническая среда создают альтернативу классической, идеальной культурной идентичности, изменчивость которой носила модификационный характер. Современные технологии, и, прежде всего те из них, которые связаны с персональными компьютерами, порождая новые способы восприятия информационного поля, научают человека новым способам восприятия и взаимодействия с внешним миром, ориентированным на взаимодействие с масштабными информационными потоками, провоцируя естественный переход к новому типу культурной идентичности, которую можно назвать трансформационной.

Трансформационная культурная идентичность будет характеризоваться доминированием субъективных компонентов над объективными и высокой внутренней изменчивостью.

Таким образом, можно говорить о расширении за счет изменения структуры культурной идентичности тех зон в человеческой личности, которые могут быть охарактеризованы как зоны не просто приватного, но утаиваемого, скрываемого от социума, и изменении значимых пространств, где идентичность находится и создается.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативнуга социологию. СПб., 1999.
  2. В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 152−158.
  3. Т.В., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., СПб.: «Медиум"-"Ювента». 1997.
  4. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии. № 1, 1996. С. 131−143.
  5. X. «Массы и тоталитаризм»// Вопросы социологии. № 2. 1992. С. 2433.
  6. Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  7. Ф. Этика Канта. 1965. //Кант И. Сочинения в шести томах М., «Мысль», 1965. т. 4. ч. I. С. 547−548
  8. Ю.Астафьева О. Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2004. N 3, С. 42−48
  9. В.А. Этническая идентичность в условиях общественного выбора// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. № 1. 1999. С. 45−56.
  10. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998. С. 64−85.
  11. Бак-Морс С. Эстетика и анестетики. // Кабинет. 1994. С. 175−199
  12. К. Глобализация и культурная идентичность// Контексты современности-П: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., доп. и перераб. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001.
  13. Р. Мифологии. М., 1996.
  14. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире. // Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002
  15. Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. № 3. 1999. С. 40−46.
  16. Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. СПб.: Наука. 2004.
  17. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.//Беньямин В. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  18. П., Лукман Т. Социальное конституирование реальности. Трактат посоциологии знания. М.: Медиум. 1995.1
  19. П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. 22″. Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1978.
  20. . Америка. СПб., 2000.
  21. . Прозрачность зла. М.: Добросвет. 2000.
  22. . Система вещей. М., 1995.
  23. . Транссексуалыюсть//11оск fuzz., № 17. 1994.
  24. О.А. Ускользающая идентичность или анализ категории «идентичность» в рамках структурно конструктивистского подхода. // Вестник Удмуртского Университета. Социология и философия. № 3. 2006.
  25. Г. Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб., Алетея, 2006.
  26. Дж., Купер Ф. За пределами идентичности //Ab Imperio. 2002, № 3. С. 61 115
  27. В.Н. К методологии анализа понятия идентичности.// Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США. Сб. науч. тр. Калининград, 2003.
  28. Г. Ф. Пол истории // Пол, гендер, культура / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М., 1999. С. 131−155.
  29. С. Конечная тождественность. (Предисловие к книге)// Комментарии. М., 1997, № 11. С. 169−174.
  30. X. Местонахождение культуры.// Перекрестки: журнал исследований восточно-европейского пограничья. 2005, № 4−5. С. 159−176.
  31. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, Наука. 1978.
  32. М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
  33. Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 13−22.
  34. О., Клименкова Т. Тендер и культура // Феминизм и тендерные исследования. Тверь, 1999.
  35. К. Антропология. История, культура, философия. Издательство СПбГУ., 2007.
  36. В. Фантазия как основа искусства. СПб.: Издательство Вольфа. 1914.
  37. Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука. 1994.
  38. Е. И. Интернет-коммуникации в тендерном измерении // Вестник пермского университета. Выпуск 3. «Язык культура — цивилизация». — Пермь, 2006.
  39. И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
  40. JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL: Гидрометеоиздат. 1990.
  41. А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
  42. Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998.
  43. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. // Собрание сочинений. Т. 1. М.: Гнозис, 1994.
  44. Е.Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ. // Социологические исследования. № 10. 2004. С. 27−30.
  45. . Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М., Раритет. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
  46. . Критическая философия Канта: учение о способностях. М., 2000.
  47. . Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998.
  48. А.И., Стефаненко Т. Г. Язык как фактор этнической идентичности.// Вопросы психологии, 1997, № 4. С. 75−86
  49. .В. Массовые коммуникации и коллективная идентичность. // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 1 (67). 2003. С. 17−27.
  50. . Европа в Средние века. Смоленск. 1994.
  51. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность //Психологический журнал, 2001, том 22, № 4. С.51−59.
  52. B.C. Искусство как средство конструирования коллективной идентичности: Опыт большевистской социальной инженерии // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.
  53. С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал. 1999.
  54. А. Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет. // Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2, С. 75−78
  55. М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.
  56. П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, № 7−8, 1999. С. 42−44
  57. Р. Анализ конфликтного дискурса в транснациональном дистанционном семинар: a case study // «Телекоммуникации и информатизация образования», М.: Изд-во СГУ., № 3 (22), 2004.
  58. H.JI. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа. // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 1, Январь-Февраль, С. 52 -61.
  59. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
  60. Идентичность и толерантность: Сб. статей. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002.
  61. И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М: Интрада, 1998.
  62. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998.
  63. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  64. М.С. Время как философская проблема. //Вопросы философии. № 10, 1982. С. 117−124.
  65. JI. А. Природа символа в гносеологии Канта и философский символизм. // Логическое кантоведение-4: Труды международного семинара. Калининград: Калинингр. ун-т., 1998.
  66. И. Антропология с прагматической токи зрения. СПб.: «Наука». 1999.
  67. И. Критика практического разума.// Сочинения на немецком и русских языках. М.: Московский философский фонд, 1997. Т. III.
  68. И. Критика практического разума. СПб., Наука, 1995
  69. И. Критика способности суждения М., СПб., Наука, 1995
  70. И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. СПб. Наука., 1995
  71. И. Приложение к «наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». //Кант И. Сочинения. В 6 т.- М.: Мысль, 1964. Т.2.
  72. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994
  73. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107−124.
  74. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я».// Социологические исследования. № 5. 1995. С. 102−110.
  75. Ф. Рассказы о хирургах. М., 1948.
  76. А., Кук Д. Телевидение и тождество культуры. // Комментарии, № 11. М., 1997. С. 159−168
  77. Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик. 2006.
  78. И. А. Защита религиозной идентичности в эпоху глобализации //Закон и право. -2004. № 4. — С. 70 — 73
  79. И.С. Гомосексуальная ориентация в структуре тендерной идентичности мужчины // Материалы конференции «Человек. Власть. Общество». Саратов, 2001
  80. В. А. Выход на пенсию как момент пересмотра идентичности.// Мир России. № 4. 2008. С. 152.
  81. . «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж: EOLIA, 1992.
  82. Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев.// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1997, № 4.
  83. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург. 2000.
  84. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007.
  85. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992
  86. Г. В. Новые опыты о человеческом разумении.// Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. 2.-М.: Мысль, 1983.
  87. О. А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире. // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. -Волгоград: Перемена, 2000.
  88. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология под ред. Велика А. А. М.: Смысл, 2001.
  89. Д. Я абориген. М., 1977.
  90. А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре. //Студенческий меридиан. № 9−10,1983.
  91. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992
  92. Г. Историческая идентичность. //Вопросы философии. № 4. 1994. С. 94−113.
  93. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
  94. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, 1998, № 2. С. 43−53.
  95. B.C. Ностальгия по идентичности.//Логос, № 3,1999. С. 8−12.
  96. И. В. Национализм как форма-культурной идентичности иего российская специфика. // Общественные науки и современность. № 1. 2004С. 147−153.
  97. М. Кантианские вариации М. 1997.
  98. .В. После оргии.//Бодрийяр Ж. Америка СПб., 2000.
  99. .В. Проблема человека в эпоху масс-медиа. Перспективы человека в глобализирующемся мире. // СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.62−84
  100. .В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997.
  101. .В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя. 1999.
  102. Г. Одномерный человек М., 1998.
  103. ГЛ. Европейская идентичность как горизонт Белорусского воображения. // Европейская перспектива Белоруссии интеллектуальные модели. Вильнюс: ЕГУ, 2007. С. 60−105.
  104. Г. Я. Концепт идентичности: перспективы определения. Часть I. http:// www. belintellectuals. eu
  105. Г. Я. Проблема религиозно-культурной идентичности в русской мысли XIX—XX вв.еков: современное прочтение. Вильнюс: ЕГУ. 2003.
  106. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.
  107. С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  108. Мужчины и женщины в стране глухих. Анализ кинорепрезентации // Тендерные исследования. № 2, 1999. С.260−265
  109. М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах. // Социологические исследования. № 10. 2006. С. 33−40.
  110. Нанси Ж.-Л. Corpus. M.:Ad marginem. 1999.
  111. В. Сакура и дуб. М.: Дрофа. 2003.
  112. А. В., Кировская Т. А. Проблематика сетевой самоидентификации. // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. М.: Академический проект. 2005
  113. . Россия в поисках новой идентичности. М., 1995.
  114. Д. Закат идентичности и игры в другого // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.: Эйдос, 1998. Вып 6. С. 182−197
  115. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  116. О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001.
  117. Е. Трон Люцифера. М., 1991.
  118. А. А. Идентичность художественного сознания как культурно-психологический феномен. // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.
  119. Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта.// Кант. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.
  120. К. Идентичность.// Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия./ Под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Каз. Ун-та, 2000.
  121. А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX—XX вв. Иваново. 1994.
  122. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000.
  123. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичностей у детей и подростков. / Под ред. М. Барретта, Т. Рязановой, М. Воловиковой., М.: Изд-во Института психологии РАН.
  124. П. Кант и Гуссерль.// Интенциональность и текстуальность Философская мысль Франции XX в. Томск: Водолей. 1998
  125. П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.
  126. И.В., Хван А. А. К анализу понятия «профессия» // Вопросы прикладной психологии: Сборник научных трудов. Новокузнецк, 1995. — С.51−60.
  127. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. М., 2006.
  128. O.K. История как антропология. // Логос живого и герменевтика телесности. М., 2005. С. 118−173.
  129. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. Ред. А.АЛковлеваМ., 1989.
  130. Э. Статус лингвистики как науки. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.
  131. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.
  132. Смирнова А. Г Формирование национальной идентичности в России: легко ли быть русскими? // Философский век. Альманах Вып. 16 Европейская идентичность и российская ментальность. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. С. 201−214.
  133. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
  134. Э. В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.
  135. Ю.Н., Каган М. С. Культурология. СПб.: Высшее образование, 2005.
  136. Л. А. О проблемах идентичности. // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006.
  137. Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения// Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. М., 1998. Т. IV. Вып. VI. С. 93.
  138. Структура культуры и человек в современном мире. М., 1987.
  139. Е.Э. Самоидентификация человека в культуре.// Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 1. СП6.: Санкт-Петербургское философское общество. 2002. С. 98−102.
  140. В.Ю. История без субъекта.// Метафизические исследования, выпуск 3, Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Алетейа, 1997.
  141. В.Ю. Опыт сознания и действительность Другого. // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 6, вып. 3(№ 20), 1998.
  142. В.Ю. О символической природе философского мышления. // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 73−82.
  143. В.Ю. Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России. // Национальная идентичность — теория и реальность. СПб.: Гражданская инициатива, 1999. С. 30−37.
  144. В.Ю. Пределы идентичности Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (№ 21).
  145. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  146. Г. Мнение и толпа. //Психология толп. М., 1998.
  147. Е. Наполеон. М., 1992.
  148. В.А. Идентичность и культурные границы.// Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах. М., 1997, С. 15−44.
  149. А. Футурошок. СПб., 1997.
  150. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995
  151. JI.A. Энергия и эволюция культуры. // Работы JI.A. Уайта по культурологии: сборник переводов. М. Российская Академия наук. Институт научной информации по общественным наукам, 1996.
  152. А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.
  153. К., Зиммерман Д. Создание тендера.// Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН, СПб., 1997. С. 94−124.
  154. Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации.// Человек. № 6,2003.
  155. В.Я. В поисках идентичности.// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 2. № 2. 1999. С. 167−181.
  156. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Азбука-классика. 2008.
  157. Фрейд 3. Я и Оно. Т. 1., Тбилиси, 1991.
  158. М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2. Академический проект. 2004.
  159. . Европейская цивилизация и европейская идентичность: анализ проблемы // Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992. С. 3−36.
  160. В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса Минск. 2000.
  161. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2006
  162. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
  163. М. Кант и Проблема Метафизики. М., 1999.
  164. М. Вопрос о технике.// Хайдаггер М. Время и бытие. М., 1993.
  165. С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности М.: ACT. Транзиткнига. 2004.
  166. С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT. Транзиткнига. 2007.
  167. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
  168. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 113−123
  169. С. Проблема культурной идентичности и децентрация субъекта. // Контексты современности-I. Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Казань: Издательство Казанского Университета. 2000. С. 169−174.
  170. А. Ю. Проблема символичности живого тела и самоидентификация человека. // Логос живого и герменевтика телесности.
  171. Постижение культуры. М.: Академический проект. 2005
  172. А.И. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологи. // Искусство и цивилизационная идентичность. М.: Наука, 2007.
  173. ., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание.// Психологический журнал, № 1, 1993.
  174. Л. Б. Идентичность. Хрестоматия. М.: МПСИ. 2003.
  175. Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007.
  176. Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003
  177. Э. Детство и общество СПб., 1996.
  178. Э. Идентичность и неукорененность в наше время. // Философские науки. 1995. № 5−6. С. 217- 236.
  179. Э. Идентичность: юность и кризис М.: Издательская группа Прогресс, 1996.
  180. Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.
  181. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. Т. 4. № 3−4. 1995. С. 158−181.
  182. В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное. // Социологические исследования. № 3. 1985. С. 66−74.
  183. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38−45.
  184. Ashcraft К. L. Resistance through consent? Occupational identity, organizational form, and the maintenance of masculinity among commercial airline pilots. // Management Communication Quarterly, 2005, 19(1), PP. 67−90
  185. Babbitt С. E., Burbach H. J. A comparison of self-orientation among college students across the 1960s, 1970s and 1980s.// Youth and Society, 21, 1990
  186. Betancourt H., Lopez S. R. The study of culture, ethnicity, and race in American psychology//. American Psychologist, 48(6), 1993. P. 629−637.
  187. Blumenthal P. J. Kaspar Hausers Geschwister. Piper Verlag GmbH 2005
  188. Bukatman S. Terminal identity. The virtual subject in postmodern science fiction. Durham and London: Duke university press. 1993
  189. Candland D. K. Feral Children and Clever Animals: Reflections on Human Nature. Oxford: University Press, 1993.
  190. Chaney L. H., Martin, J. S. Intercultural business communication. Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice-Hall. 2007.
  191. Childs P., Storry M. British Cultural Identities. Routledge, 2002.
  192. Collier M. J. Theorizing cultural identifications: Critical updates and continuing evolution. // W. B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. P. 235−256.
  193. Cote J. E. Arrested adulthood: The changing nature of maturity and identity. New York: New York University Press. 2000
  194. Cote J. E. Levine C. G. Identity Formation, Agency, and Culture: A Social Psychological Synthesis. Lawrence Erlbaum Associates, 2002
  195. Cross W. E. Shades of black: Diversity in African-American identity. Philadelphia: Temple University Press. 1991.
  196. Edensor T. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford, New York: Berg, 2002
  197. Gadamer H.-G. Subjectivity and intersubjectivity, subject and person.// Continental Philosophy Review, 2000, № 33. P. 275−287.
  198. Graham J. L. The influence of culture on the process of business negotiations: An exploratory study. //Journal of International Business Studies, 16(1), 1985. P. 8196.
  199. Gecas V., Burke P. J. Self and identity.// K. S. Cook, G. A. Fine, J. S. House (Eds.), Sociological perspectives on social psychology Boston: Allyn & Bacon. 1995. P. 41−67
  200. Gergen K. J. The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. New York: Basic Books. 1991
  201. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1963
  202. W. В., Kim, Y. Y. Communicating with strangers: An approach to intercultural communication (2nd ed.). New York: McGraw-Hill. 1992
  203. Hall E. T. The silent language. New York: Doubleday. 1959
  204. Hall S. Cultural identity and diaspora. // Rutherford J. (Ed.), Identity: Community, culture, difference. London: Lawrence & Wisbart. 1990. P. 222−237.
  205. Hall S. New Ethnicities. // Hall S. Critical Dialogues in Cultural Studies. D. Morley en Kuan-Hsing Chen, London: Routledge, 1996.
  206. Hecht M. L. A research odyssey: Toward the development of a communication theory of identity. //Communication Monographs, 60(1). 2002 P. 7682
  207. Hecht M. L., Jackson R. L. II, Ribeau S.A. African American communication: Exploring identity and culture. Mahwah, NJ: Lawrence Erbaum. 2003
  208. Herdt G. Gay culture in America: Essays from the field. Boston: Beacon. 1992
  209. Hofstede G. H. Culture’s consequences: International differences in work-related values. Thousand Oaks, CA: Sage. 1980
  210. Hoover K. R., Marcia J., Parris K. The Power of Identity: Politics in a New Key. Chatham House Publishers, 1997
  211. Husserl E. Cartesianische Meditationen. Eine Einleitung in die Phanomenologie. // Gesammelte Schriften. Hrgs. von E.Stroker. Hamburg: Felix Meiner, 1992.
  212. Inness S. A. Dinner roles: American women and culinary culture. New York: New York University Press. 2001-
  213. Kim Y. Y. Cross-cultural adaptation: An integrative theory. //R. L. Wiseman (Ed.), Intercultural communication theory (International and Intercultural Communication Annual, Vol. 19). Newbury Park, CA: Sage. 1995. P. 170−193
  214. Kroeber A. L., Kluckhohn C. A Critical Review of Concepts and Definitions. Harward: Papers of Peabody Museum of American Arheology and Ethnology. 1952
  215. Mathews G. Global CultureUndividual Identity: Searching for Home in the Cultural Supermarket. Routledge, 2000
  216. Martin J. Motherhood and power: The production of a women’s culture of politics in a Mexican community. //American Ethnologist, 1990,17(3), PP. 470−479.
  217. Money J. Kaspar Hauser Syndrome of «Psychosocial Dwarfism»: Deficient Statural, Intellectual and Social Growth Induced by Child Abuse. Prometheus Books., UK., 1993
  218. D. К. Organizing men: Power, discourse, and the social construction of masculinity (s) in the workplace. // Communication Theory, 1998, 8(2), PP. 164 182.
  219. Naylor L.L. Culture and Change: An Introduction. Bergin & Garvey, 1996
  220. Noor Al-Deen, H. S. (Ed.). Cross-cultural communication and aging in the United States. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 1997
  221. Oliver M. The Politics of Disability. London: Macmillan, 1990
  222. Orbe M. P. Constructing co-cultural theory: An explication of culture, power, and communication. Thousand Oaks, CA: Sage. 1998
  223. Padden C., Humphries T. Inside deaf culture. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2005
  224. Philipsen G. Speaking like a man in teamsterville: Culture patterns of role enactment in an urban neighborhood. // D. Carbaugh (Ed.), Cultural communication and intercultural contact. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1990. PP. 1−26.
  225. Phinney J. S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research.// Psychological Review, 108(3), 1990, P. 499−514.
  226. Prebish C. S. Religion and Sport: The Meeting of Sacred and Profane. Greenwood Press, 1993
  227. Richards B. What is identity? // I. Gaber, J. Aldridge (Eds.), In the best interests of the child: Culture, identity, and trans-racial adoption. London: Free Association. 1994. P. 77−88
  228. Sellers R. M., Smith M. A., Shelton J. N., Rowley S. A. J., Chavous, Т. M. Multidimensional model of racial identity: A reconceptualization of African American racial identity. //Personality and Social Psychology Review, 2(1), 1998
  229. Shakespeare T. Power and Prejudice: Issues of Gender, Sexuality and Disability // Barton L. (ed.). Disability and Society: Emerging Issues and Insights. Essex: Longman, 1996. P. 191−214.
  230. Smith A, Porter D., Sport and National Identity in the Post-War World Routledge, 2004
  231. Spencer-Oatey H. Culturally speaking: Managing Rapport through talk across Cultures. London: Continuum, 2000.
  232. Spencer-Oatey H., Xing J. Managing rapport in intercultural business interactions: A comparison of two Chinese-British welcome meetings. // Journal of Intercultural Studies, 2003 24(1), P. 33−46
  233. Sussman N. M. The dynamic nature of cultural identity throughout cultural transitions: Why home is not so sweet. // Personality and Social Psychology Review, 4(4), 2000.
  234. H. (Ed.). Differentiation between social groups: Studies in the social psychology of intergroup relations. London: Academic Press. 1978
  235. Triandis H. C. The self and social behavior in differing cultural contexts.// Psychological Review, 96(3), 1989.
  236. Trompenaars E Riding the waves of culture: Understanding diversity in global business. Burr Ridge, IL: Irwin. 1994
  237. Turkle S. Life on the screen. Identity in the age of the internet. Simon & Schuster paperbacks, 1995.
  238. Turner R. H. The real self: From institution to impulse. // American Journal of Sociology, 81, 1976. PP. 989−1016.
  239. Unger P. Identity, Consciousness and Value. Oxford: University Press, 1990.
  240. Wood M. R., Zurcher L. A. J. The development of a postmodern self: A computer-assisted comparative analysis of personal documents. New York: Greenwood Press. 1988
  241. Varner I., Beamer, L. Intercultural communication in the global workplace (3rd ed.). Boston: McGraw Hill//Irwin. 2005
  242. Weigert A. J., Teitge J. S., Teitge D. W. Society and identity: Toward a sociological psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1986
  243. Woodward К Questioning Identity: Gender, Class, Ethnicity. Routledge, 2004
Заполнить форму текущей работой