Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм формирования и функционирования муниципального имущественного комплекса крупнейшего города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены следующие общие черты динамики и структуры муниципальных предприятий крупнейших городов РФ: а) динамика количества муниципальных предприятий в рассматриваемой совокупности городов имеет сходный характер: быстрый рост числа муниципальных предприятий, наблюдавшийся в начале 90-х годов, т. е. в период коммерциализации торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других социально… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Концептуальные основы исследования отношений 13 собственности
    • 1. 1. Эволюция взглядов на экономическое содержание 13 собственности
    • 1. 2. Многообразие экономических форм собственности
    • 1. 3. Экономическое содержание муниципальной собственности в контексте изменения основных форм собственности
  • 2. Имущественный комплекс как вещественная основа муниципальной собственности
    • 2. 1. Понятие, сущность и экономическое содержание муниципального имущества
    • 2. 2. Классификация муниципального имущества
    • 2. 3. Экономическое содержание и структура муниципальной недвижимости
  • 3. Теоретико-методологические основы формирования имущественного комплекса крупнейшего города
    • 3. 1. Развитие современного города в условиях трансформации экономических отношений
    • 3. 2. Основные тенденции формирования экономики крупнейшего города
    • 3. 3. Понятие и сущность имущественного комплекса города
    • 3. 4. Нормативно-правовое обеспечение организационного механизма управления имущественным комплексом крупнейшего города
  • 4. Институциональные изменения в муниципальном имущественном комплексе крупнейшего города в условиях формирования рыночных отношений
    • 4. 1. Особенности формирования муниципального недвижимого имущества
    • 4. 2. Механизм регулирования социально-экономических процессов посредством пользования муниципальным имуществом
    • 4. 3. Земля как фактор становления рыночных отношений
    • 4. 4. Структурные и качественные изменения в муниципальном имущественном комплексе города
    • 4. 5. Современные механизмы распоряжения и использования муниципального имущества
  • 5. Социально-экономические основы функционирования муниципальных предприятий крупнейшего города
    • 5. 1. Правовая основа функционирования муниципальных предприятий
    • 5. 2. Управление муниципальными предприятиями
    • 5. 3. Анализ социально-экономической деятельности муниципальных предприятий
  • 6. Пути повышения эффективности использования имущественного комплекса крупнейшего города
    • 6. 1. Критерии повышения эффективности функционирования имущественного комплекса
    • 6. 2. Основные пути повышения эффективности развития имущественного комплекса

Организационно-экономический механизм формирования и функционирования муниципального имущественного комплекса крупнейшего города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Работа посвящена разработке организационно-экономического механизма формирования и развития муниципального имущественного комплекса крупнейшего города в системе рыночных отношений. Постановка вопроса обусловлена необходимостью решения теоретических и прикладных задач, порожденных возросшей ролью муниципального имущественного комплекса в функционировании территориальных социально-экономических систем России.

Во-первых, изучение имущественных отношений занимает видное место в научном исследовании всех аспектов национальной экономики, поскольку процессы в имущественном комплексе оказывают серьезное воздействие на экономическое, социальное и политическое развитие страны и ее регионов. В современной экономической литературе неоднократно подчеркивалось, что развитие и модернизация имущественного комплекса территориальных экономических систем относится к числу наиболее актуальных научных проблем.

Во-вторых, отношение к муниципальному имущественному комплексу определяется общественно-политической ситуаций, в которой находится современное российское общество, выбранными им путями решения назревших проблем. Исследование имущественных отношений с позиций современной экономической науки подошло к новому рубежу, когда происходит переосмысление многих процессов, оказывающих серьезное воздействие на социально-экономическое и политическое развитие государства и его регионов и городов и недостаточно изученных до сих пор, либо освещенных тенденциозно и неполно.

В-третьих, из многих проблем имущественных отношений, требующих углубленной разработки, автор особо выделяет одну, связанную с изучением городского имущественного комплекса. Имущество, и в первую очередь недвижимость, но «советской» традиции не считалось сколько-нибудь важной частью экономики города. Считалось, что недвижимость нужна лишь для поддержания определенных хозяйствующих субъектов или иных индивидуальных интересов. С первой половины 90-х годов, т. е. со времени правового закрепления существования различных форм собственности, начался и активно набирает силу процесс формирования и развития рынка городской недвижимости.

В-четвертых, изменение роли имущественного комплекса в социально-экономическом развитии общества и перемена места городского хозяйства в имущественном поле, растущие проблемы развития городского имущественного комплекса требуют глубокого изучения социально-экономических процессов, сопоставления определенных сдвигов и перемен, происходящих в конкретных городах. Представляет особый интерес исследование указанной проблемы на материалах крупнейших российских городов, в которых на протяжении длительного времени происходят интенсивные изменения в имущественном комплексе, вызванные идущими в стране изменениями.

В-пятых, потребность в решении возникающих социально-экономических проблем городов требует разработки системных нормативных документов федерального и муниципального значения, обеспечивающих жизнедеятельность муниципальных образований. С углублением реформирования экономики создаются предпосылки для комплексного развития городов на основе формирующихся организационно-экономических рычагов и стимулов, объединяющих имущественный комплекс муниципальных образований в социально-экономическую категорию. Более того, развитие имущественного комплекса сегодня упрочняет социально-экономическую самостоятельность городов, повышая эффективность ее функционирования и социальную отдачу. Вместе с тем, отсутствие системных законов по вопросам развития имущественных отношений на уровне Российской Федерации, субъекта федерации вносит определенную дезорганизацию в вопросы управления, снижает инвестиционного активность и, как следствие, снижает уровень и качество жизни населения.

Следовательно, сама дискуссионность проблематики имущественных отношений, отсутствие целостной концепции развития имущественного комплекса на различных территориальных уровнях, фрагментарность понятийно-категорийного аппарата, высокая практическая значимость проблем управления имущественным комплексом в системе факторов экономического роста городов определили объект и предмет исследования, обусловили выбор темы, цели и задач диссертационной работы.

Объектом исследования являются крупнейшие города Российской Федерации в системе отношений собственности. Отличительными особенностями данной группы городов являются: 1) экономическая целостность, проявляющаяся в разнообразии структуры хозяйствующих субъектов и форм собственностив относительной автономности воспроизводственных процессов, протекающих в экономическом пространстве городов- 2) органическая взаимосвязь с социально-экономическим и иным развитием территории, административным центром которой является крупнейший город- 3) высокая степень самоуправляемости.

Предметом исследования является совокупность экономико-правовых закономерностей отношений, воздействующих на условия формирования и развития городского имущественного комплекса.

Целью диссертации является разработка теоретико-методологических основ развития имущественного комплекса крупнейшего города в единстве формирования и развития муниципальной собственности города и механизма его эффективного использования, адекватного трансформируемой экономике и отвечающего современной практике территориального планирования и управления.

Достижение цели, поставленной в диссертации, возможно при решении ряда конкретных исследовательских задач:

Во-первых, рассмотрения развития представлений о сущности и содержании понятий «собственность», «имущество», «недвижимость» в отечественной и зарубежной экономической и юридической литературевыработки новых методологических подходов к дефиниции понятий «имущественный комплекс» и «имущественный комплекс города».

Во-вторых, выявлении объективных закономерностей развития (трансформации) экономики крупнейшего города в условиях формирования рыночных отношений.

В-третьих, уточнении и расширении методологических подходов к анализу механизмов формирования, функционирования и развития муниципальных предприятий, объектов недвижимости в структуре муниципального имущественного комплекса.

В-четвертых, разработки методологии исследования совокупности условий организационно-экономического механизма управления муниципальным имущественным комплексом на уровне крупнейшего города, отвечающего современным научным подходам институциональной экономики, менеджмента и практике хозяйствования.

В-пятых, определения методологических принципов совершенствования организационно-экономического механизма формирования, функционирования и оценки основных направлений повышения эффективности использования городского муниципального имущества.

Научно-методологической основой исследования послужили теоретические и практические положения отечественных и зарубежных ученых по проблемам региональной экономики (A.A. Адамеску, Э. Б. Алаева, М. К. Бандмана, Х. Н. Гизатуллина, А. Г. Гранберга, У. Изарда, Г. А. Ковалевой, H.H. Колосовского, В. Н. Лаженцева, В. Н. Лексина, H.H. Некрасова, Н. М. Ратнер, А. И. Татаркина, А. Н. Швецова и др.) — городского развития (Е.Г.

Анимицы, М. Вебера, Л. А. Велихова, В. Я. Любовного, М. В. Глазырица, И. А. Ильина, Г. М. Лаппо, Дж. Форрестера и др.) — собственности (Л.И. Абалкина, А. В. Бузгалина, А. Г. Воронина, Н. И. Дорогова, Б. З. Мильнера, А. Д. Радыгина, А. Н. Силина, А. Е. Сухарева, В. Н. Черновца и др.) — имущественных отношений (И.Т. Балабанова, Н. С. Бондаря, В. А. Горемыкина, В. И. Кошкина, Р. Коуза, В. М. Шупыро и др.).

Для подобного исследования важным и необходимым представляется использование таких методологических принципов, как научная объективность, многоконцептуальность, историзм.

Основной методологический прием исследования — системный подход, позволивший с наибольшей объективностью подойти к вопросам формирования, развития и использования имущественного комплекса.

Были применены также общенаучные методы структурного, факторного, комплексного, функционального и сравнительного анализа, экспериментальных оценок, а также программно-целевой подход для выработки стратегии и решения прикладных задач. В работе используется статистический, балансовый, типологический методы исследования и др.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, Свердловского областного комитета госстатистики, данные администраций городов, Союза Российских городов, Конгресса муниципальных образований, Мингосимущества, материалы Управления Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, аналитические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов.

Фактологическую основу работы составили результаты собственных исследований автора, осуществленных в Институте экономике УрО РАН по планам научно-исследовательских работ, заданиям городских органов местного самоуправления.

Поскольку в официальной статистике отсутствует информация о формировании и использовании имущества в разрезе городов, то фактические данные как о современной социально-экономической ситуации в российских городах, так и об использовании и управлении имущественным комплексом страны автором собраны самостоятельно при содействии соответствующих органов местного самоуправления, и в первую очередь комитетов по управлению городским имуществом.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем представлено новое научное направление экономических исследований в области развития экономического федерализма, представление разработкой теоретико-методологических основ формирования и использования имущественного комплекса крупнейшего города Российской Федерации как муниципального образования. В исследовании раскрыта приоритетная роль рыночных методов управления муниципальным имущественным комплексом в системе факторов и движущих сил городского развития.

Конкретно диссертантом получены следующие теоретико-методологические и практические результаты, определяющие новизну и являющиеся предметом защиты:

1) Углублено представление о содержании понятий «собственность», «имущество», «недвижимость», раскрыто понятие о сущности муниципального имущественного комплекса как нового экономического образования в системе рыночных отношений современной России, его роли и месте в экономике города, региона, страны.

2) Выявлены основные закономерности трансформации экономики крупнейшего города в Российской Федерации в системе федеративного устройства страны.

3) Предложена методология исследования формирования, функционирования и развития муниципального имущественного комплекса крупнейшего города, позволяющая: а) раскрыть воспроизводственный механизм развития имущественного комплекса крупнейшего городаб) выявить социально-экономические особенности формирования и функционирования муниципальных предприятийв) разработать нормативно-правовое обеспечение организационно-экономического механизма управления имущественным комплексом.

4) Разработаны методические инструменты изучения изменений организационно-экономического механизма. управления имущественным комплексом крупнейшего города, дающие возможность: а) раскрыть особенности, тенденции формирования и функционирования муниципального имущественного комплексаб) выявить и оценить структурные изменения, происходящие в имущественном комплексе города.

5) Предложены новые подходы к совершенствованию организационно-экономического механизма формирования и регулирования развития муниципального имущественного комплекса крупнейшего города, определению критериев его эффективности в условиях трансформируемой экономики.

6) Раскрыты экономические, правовые и институциональные аспекты развития муниципального имущественного комплекса крупнейшего города, основанные на городской политике, стратегическом планировании, региональном и локальном программировании, методах косвенного экономического регулирования.

Конкретный научный вклад автора в разработку проблем, вынесенных на защиту, заключается в следующем:

1. С системных позиций уточнено и расширено экономическое содержание понятий «имущество», «недвижимость», что позволило автору выявить новые аспекты полиструктурности городов России, рассмотреть воспроизводственный механизм функционирования.

2. Разработана методология изучения имущественного комплекса города и его муниципальной составляющей, дающей возможность выявить закономерности трансформации экономики крупнейшего города в условиях формирования рыночных отношений.

3. Предложены методы социально-экономического и статистического анализа функционирования объектов недвижимости, муниципальных предприятий и организаций.

4. Раскрыты новые концептуальные подходы к исследованию организационно-экономического механизма формирования, функционирования и управления муниципальным имущественным комплексом.

5. Предложены новые принципиальные направления совершенствования организационно-экономического механизма повышения эффективности формирования и функционирования муниципального имущественного комплекса крупнейшего города.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в обосновании путей и методов совершенствования организационно-экономического механизма регулирования муниципального имущественного комплекса как приоритетного фактора социально-экономического развития города в условиях трансформируемой экономики. Предложенная концепция рационального использования имущественного комплекса представляет весомое значение для решения задач прикладного характера: формирования структурной и инвестиционной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, при принятии законов и нормативных актов, регулирующих социально-экономическое развитие муниципальных образований, при разработке городской политики развития имущественного комплекса.

Материалы исследования могут способствовать подготовке квалифицированных кадров экономистов и менеджеров для органов регионального и муниципального управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы были использованы при: а) разработке федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28.08. 1995 г.), «О конституционном праве муниципальных образований на землю», «О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность" — б) разработке и внедрении около 50 нормативных актов в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Перми и др., регулирующих процесс управления и воспроизводства муниципального имуществав) выполнении работ в рамках НИР Института экономики УрО РАН по направлению 6.3.6. «Региональная социально-экономическая политика России, экономический федерализм, устойчивость территориальных систем. Формирование стратегических планов социально-экономического развития городов и районов" — г) совершенствовании приемов и методов управления муниципальным имуществом в городах России, формировании организационных структур управления имущественным комплексом Администрации Екатеринбурга (Комитет по управлению городским имуществом, Комитет муниципального (казенного) имущества), муниципальных центров (юридического, рекламы, оценки, тендерного, безопасности) — д) формировании и реализации двух программ приватизации в Екатеринбурге.

Основные положения, методологические, теоретические и практические фрагменты работы докладывались автором на международных, общероссийских и региональных конференциях в городах Москве, Ростове-на-Дону, Перми, Челябинске, Свердловске (Екатеринбурге) в период 1988 -1999 гг.

По теме диссертации опубликовано 23 работы с общим объемом авторского текста 56,8 печатных листа.

Структура диссертации обусловлена основной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования позволили автору предложить свой вариант развития экономики города посредством разработанной и внедренной Концепции механизмов управления муниципальной экономикой, методов управления, основанных на принципах «побуждения и принуждения», «поощрения и стимулирования», «наказания и ограничения».

Обосновано, что в современной экономической теории наряду с экономикой предприятий, национальной и региональной экономикой, следует выделять и экономику города (в качестве ветви региональной экономики), которая характеризует специфические реалии экономической жизни в пространстве городского поселения.

Обособление воспроизводственных процессов в пределах экономического пространства крупнейшего города, формирование горизонтальных социально-экономических связей и отношений, развитие рыночного механизма способствуют формированию локального рынка. Этоотносительно самостоятельное структурное образование, в котором товарообменные процессы между покупателями и продавцами развиваются не только согласно федеральным и региональным законам, но и по муниципальным нормам и правилам, распространяющим свое действие на экономику города. Формирующиеся локальные рынки товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, недвижимости, информации соединяют, интегрируют обособленно функционирующих хозяйствующих субъектов в целостную городскую экономическую систему.

6. Раскрыто понятие и сущность имущественного комплекса города с учетом новой роли городов в экономическом пространстве России.

Имущественный комплекс города — это совокупность взаимосвязанного в системе отношений субъектов управления разнородного имущества в вещественно-стоимостной форме, необходимого для функционирования и стимулирования воспроизводства, обеспечения жизнедеятельности города и его населения.

Имущественный комплекс города рассмотрен как многополюсная, многомерная, целостная реальность, определяемая взаимодействиями природных, социально-экономических и технических объектов и содержащая различные осваиваемые пространства: хозяйства, социума, культуры, собственности, власти, права, предпринимательства и т. п.

В крупных и крупнейших городах сложился и развивается достаточно мощный имущественный комплекс, составляющий материальную базу производственных объектов, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, социальной и других сфер. Рыночный характер экономики существенно * изменил роль и место имущественного комплекса города в системе экономических отношений, причем особую функцию стал выполнять муниципальный имущественный комплекс.

Под муниципальным имущественным комплексом подразумевается расположенная на территории муниципального образования совокупность однородного имущества в вещественно-стоимостной форме в системе отношений субъектов управления на территории муниципального образования, функционирующего с целью обеспечения самостоятельности муниципальных образований в удовлетворении совокупных потребностей местного сообщества.

7. Показано несовершенство федерального законодательства в вопросах формирования и функционирования муниципального имущественного комплекса.

Для усиления экономической основы местного самоуправления автором предложено дополнительно принять два федеральных закона «О конституционных основах муниципальных сообществ на землю» и «О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную" — изменить федеральное законодательство, обязывающее приватизировать весь муниципальный имущественный комплекс за исключением отдельных отраслей хозяйства путем расширения функций и правомочий местного сообщества в области использования муниципального имущества: сдача в аренду нежилых помещений целевым способомсдача в аренду нежилых помещений по конкурсу, в том числе с выполнением определенных инвестиционных условийпродажа на конкурсной основе права аренды (права сдачи в аренду), нежилых помещенийвступление правом пользования нежилым помещением (капитализированной арендной платой) в предприятия и организации долевой формы собственностиперевод ряда объектов недвижимости на баланс единому балансодержателю независимо от форм собственности для «доведения» качества помещений до мирового уровня с последующей сдачей его в аренду по повышенным ставкаморганизация фирм «по управлению имуществом» (содержание нежилых помещений, сдача в аренду) работающих на условиях траста с фиксированным отчислением арендных платежей собственнику, и содействие их становлениюпродажа нежилых помещений по договору аренды с правом выкупасодержание жилого фонда (находящегося на балансе созданных в процессе приватизации ОАО, ЗАО и т. п. по договору имущественного найма) за счёт части арендных платежейпередача муниципального имущества по договору мены и т. п.

8. Раскрыты механизмы регулирования социально-экономических процессов в городе посредством использования муниципального имущества в виде органов, осуществляющих процесс управления, посредством рычагов и методов формирования и функционирования муниципального имущественного комплекса. Предложены различные механизмы использования муниципального имущества.

В ходе исследования земельных отношений предложено провести в Екатеринбурге разграничение земель на федеральный, субъекта федерации, муниципальный и частный уровень собственности.

Исследование приватизации в Российской Федерации в целом, в разрезе ее крупнейших городов, а также за рубежом позволили предложить механизмы приватизации муниципальной собственности на примере Екатеринбурга, имеющего свою специфику, укрепляющую экономическую основу города.

9. Обоснована необходимость внедрения на уровне крупнейших городов современных механизмов распоряжения и использования муниципального имущества посредством создания предприятий смешанной формы собственности и использования рекламного пространства городов. Механизм создания предприятий смешанной формы собственности позволяет местному сообществу решать следующие задачи: а) поддержание жизнеспособности объектов, имеющих социальную направленностьб) осуществление функций санации предприятий городского хозяйства и предотвращение банкротствав) восстановление (реставрация) разрушенных и заброшенных зданий, снос которых нецелесообразенг) осуществление контроля со стороны администрации за деятельностью предприятий, направленной на удовлетворение жизненно важных потребностей населения городад) пополнение (в перспективе) городского бюджета.

Обоснована необходимость применения механизма «защиты» интересов местного сообщества в данных предприятиях посредством применения обязательных норм в учредительных документах.

В качестве нетрадиционного способа влияния на экономическую среду города сегодня выступает деятельность органов местного самоуправления в. сфере рекламного рынка, в частности, наружной рекламы. Раскрыта специфика и механизмы развития и размещения наружной рекламы в пространстве крупнейшего города. Так, объем заказов на рынке наружной рекламы Екатеринбурга оценивается в 1,5−2 млн долл. в год. Сего дня в Екатеринбурге наружная реклама оформилась в отраслевой сектор экономики, создано Управление рекламы при Комитете управления городским имуществом.

10. Предложены механизмы формирования и функционирования муниципальных предприятий и учреждений. Раскрыта структура, особенности, основная социально-экономическая роль хозяйствующих муниципальных субъектов как источника социальных гарантий местного сообщества, источника пополнения доходной части бюджета, средства занятости, жизнеобеспечения города и местного сообщества, удовлетворение социально-бытовых потребностей населения. Исследована эффективность хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, обоснованы методы управления ими.

В условиях реформирования экономики, становления новых имущественных отношений в крупнейших российских городах предприятия муниципального уровня одни из главных системообразующих компонентов имущественного комплекса. Развитие структурно-функционального подхода к муниципальным предприятиям позволило исследовать их: а) как относительно автономные образованияб) с точки зрения их взаимосвязи с развитием всего имущественного комплекса города.

Анализ механизма функционирования муниципальных имущественных комплексов крупнейших городов показывает, что: а) отсутствует единая утвержденная схема управления достаточно многочисленными и разнообразными по составу муниципальными предприятиями и учреждениямиб) формирование и управление имущественным комплексом регламентируется утвержденным главой города Положением о порядке создания, управления и прекращения деятельности муниципальных предприятийв) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий находится в ведении городского Комитета по управлению имуществомг) закрепление имущества за муниципальными предприятиями происходит на праве хозяйственного ведения, за муниципальными учреждениями — на праве оперативного управленияд) типичной является платная основа пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, причем в большинстве случаев для расчета платежей используются дифференцированные нормативы отчислений от чистой прибыли (например, в Екатеринбурге, Уфе и др.).

11. Выделены следующие общие черты динамики и структуры муниципальных предприятий крупнейших городов РФ: а) динамика количества муниципальных предприятий в рассматриваемой совокупности городов имеет сходный характер: быстрый рост числа муниципальных предприятий, наблюдавшийся в начале 90-х годов, т. е. в период коммерциализации торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других социально значимых отраслей, к середине 90-х годов сменился стабилизацией, а с конца 90-х — их снижениемб) муниципальные предприятия, несмотря на значительное расширение сети, особенно на начальном этапе своего развития, не смогли оказать заметного влияния на экономические процессы. Удельный вес муниципальных предприятий в общем количестве предприятий и учреждений, находящихся на территории городов, остается незначительным и колеблется по группе крупнейших городов от 2,4% (Екатеринбург), 2,2% (Ростов-на-Дону) до 0,6% (Омск, Пермь) — в) хотя экономическая деятельность местных органов власти охватывает практически все основные сферы городского хозяйства, структура муниципального комплекса в каждом городе имеет свои особенности. Например, в Екатеринбурге, Перми удельный вес предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания превышает 40% от общего числа муниципальных предприятий этих городовг) доля муниципальных предприятий, обеспечивающих население услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в общем числе предприятий соответствующих отраслей заметно варьирует. Так, удельный вес предприятий розничной торговли составляет от 0,03 (Воронеж) до 2,6% (Екатеринбург), общественного питания — от 0,2 (Краснодар) до 26,1% (Екатеринбург). Это — во многом результат проводимой местными властями городской политики, отражающей степень понимания или необходимости развёртывания системы мер по поддержке муниципальных предприятий.

Проведен углубленный анализ механизма хозяйственной деятельности муниципальных предприятий Екатеринбурга за 1996;1999 гг., который подтверждает правильность применения методических принципов, выработанных автором для формирования общей концепции развития имущественного комплекса города.

12. Эффективность механизма функционирования городского имущественного комплекса рассматривается с социально-экономических позиций, с охватом важнейших аспектов его воспроизводства. Объективные социально-экономические критерии ориентируют воспроизводство имущественного комплекса города на позитивное развитие. В противном случае ухудшение его потенциала приводит к снижению уровня жизни населения местного сообщества. Социально-экономические критерии эффективности имущественного комплекса рассматриваются с учётом: а) конкретно-исторических условийб) взаимосвязи с уровнями, видами и интересами общественного производствав) единства с социально-экономической результативностью деятельности общества, коллектива, городского сообщества, направленностью (ориентированностью) общественного развития.

Критерий эффективности как инструмент управления, по мысли автора, может быть тактический и стратегический для каждого уровня хозяйствования (на уровне отдельного предприятия, отрасли). Суть заключается в определении рубежей, которые должны быть достигнуты в ближайшее время или в отдаленной перспективе.

Тактическая и стратегическая эффективность отражаются в критериях и показателях социально-экономического использования имущественного комплекса города, причем критерии эффективности характеризуют долговременные тенденции, а показатели конкретизируют критерии. Диссертантом предлагаются следующие важнейшие критерии социально-экономической эффективности использования и развития имущественного комплекса: а) непрерывный рост общественной производительности труда в экономике городаб) рост благосостояния и социально-культурного уровня жизни населения всего городского сообществав) улучшение условий труда, отдыха и среды обитания в городег) оказание поддержки хозяйствующим субъектамд) повышение социально-психологической и экономической комфортности проживания населения в городее) обеспечение социально-экономической и личной безопасности, а также занятия полезной и иной общественно полезной деятельностьюж) соблюдение равной подконтрольности, подотчётности, «прозрачности» участников имущественных отношений, городской администрации, должностных лиц перед городским сообществом.

Названные критерии отражают все основные стороны социально-экономической эффективности развития городского имущественного комплекса, носят конкретный характер, определяются уровнем и направленностью процесса развития (в том числе и городского сообщества) на каждом этапе.

Данные критерии нашли свое отражение в разработанных и внедренных автором количественных и качественных показателях, ориентированных на решение задач функционирования муниципального образования в условиях социально-экономического «выживания» общества и подготовки управления муниципальным имущественным комплексом к условиям стабильности социально-экономического развития.

13. Качественно новые требования к развитию имущественного комплекса крупнейших городов объективно предполагают использование новых форм и методов целенаправленного его регулирования на основе разработанной городской политики.

Выполненное диссертационное исследование позволяет высказать основные предложения по научному обеспечению и методическому обоснованию совершенствования регулирования развития городского имущественного комплекса.

Во-первых, методология тензорного анализа и синтеза отвечает современным требованиям научных исследований и переводит процесс Познани я и управления из состояния неопределенности и трансформации в состояние определенности, а также дает возможность выработать, наряду с традиционными, и нетрадиционные пути эффективного преобразования имущественного комплекса в целом и его отдельных звеньев. При этом выделяются нижняя и верхняя границы преобразований. Нижняя граница обусловливается объективными требованиями необходимости обеспечения физического, экономического и социального воспроизводства городского сообщества (и всех его членов) не менее, чем в прежних количественных и качественных параметрах. Верхняя граница обусловливается ресурсными возможностями имущественного комплекса, в том числе структурными и научно-техническими предпосылками к количественному и качественному позитивному росту. Наряду с названными границами имеют место и пределы социальной, экономической, экологической и иной безопасности развития городского имущественного комплекса.

Во-вторых, анализ состояния и тенденций развития городского имущественного комплекса позволяет предложить, по крайней мере, восемь состояний (вариантов) его развития. Для перевода городского имущественного комплекса из неблагоприятного состояния развития в позитивное следует осуществить следующие основные преобразования: а) оптимизировать его структуру по формам собственности, отраслям и сферам хозяйствованияб) реструктурировать и разграничить полномочия и функциями между федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления, привести их в соответствие с воспроизводственными социально-экономическим функции городского сообщества и имущественного комплекса в частности.

В-третьих, особое внимание следует уделять целевым программам преобразования городского имущественного комплекса. При обобщении опыта составления и реализации программ на разных территориальных уровнях, отмечено что по своей сути целевая программа — это мощный организационно-экономический рычаг решения самых острых проблем, в том числе и на уровне городского сообщества.

Автор подчеркивает, что результативность целевых программ развития имущественного комплекса тем выше, чем более целеустремленна структурная перестройка в рамках активной городской политики.

В-четвертых, разработанные автором методические приемы оценки социально-экономической эффективности (в т.ч. синергического эффекта, интегрального эффекта, сопутствующих социальных и экономических эффектов) функционирования городского имущественного комплекса позволяют определить прогнозные организационно-экономические ориентиры и варианты его развития. В предлагаемой методике доказывается необходимость постоянного отслеживания эффективности на всех этапах (стадиях) целевого программирования: определение и формирование проблем, оценка приоритетности отдельных проблем, определение совокупности заданий и этапов программ, определение эффективности программной организации работ, выбор эффективного разработчика и исполнителя. Оценка внутренней экономической эффективности программ (синергический эффект) является итоговым моментом, который возникает из слияния (интеграции) совокупности сил в одну общую.

По определению автора, эмерджентный внепрограммный эффект является результатом (эффектом), возникающим вследствие взаимодействия программ различного ранга и профиля (социальных, экономических, научно-технических и др.), в том числе и с программами развития городского имущественного комплекса.

В-пятых, для усиления воздействия органов местного самоуправления на процессы, происходящие в городском имущественном комплексе, в системе управления рекомендуется выделять целый ряд звеньев, среди которых: а) текущее и перспективное планирование развития комплексаб) информационное программно-методическое обеспечение, оказание консультационной и организационной помощи субъектам имущественного комплексав) организация работ по стандартизации и метрологии деятельности объектов имущественного комплекса по формам собственности, отраслям и сферам хозяйствованияг) формирование портфеля заказов на развитие имущественного комплексад) мониторинг развития имущественного комплекса и др.

Эти и иные преобразования могут сдержать негативные тенденции и инициировать позитивные, в том числе работающие на повышение эффективности развития имущественного комплекса и городского сообщества в целом.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-методические и статистические материалы
  2. Конституция РФ от 12.12.93 № б/н (с изменениями от 10 февраля 1996 года).
  3. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РФ от 24 июня 1992 г. № 3119−1 / в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г.-№ 2288.
  4. Об основах градостроительства в Российской Федерации. Закон РФ от 14 июля 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС. — 1992. № 32.-Ст. 1877.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. 1995. — № 35. — Ст. 3506- 1996. — № 17. — Ст. 1917.
  6. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Закон РФ от 10 декабря 1995 г. // Собр. Законодательства РФ.-1995.-№ 50.-Ст. 4872.
  7. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Закон РФ от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ // Российская газета.-1995.-20 июня.
  8. О финансово-промышленных группах. Закон РФ от 30 ноября 1995 г.№ 190-ФЗ // Российская газета. 1995. — 6 декабря.
  9. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации. Закон РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета. 1997. — 30 сентября.
  10. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Закон РФ от 20 июля 1998 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 1995.-26 июля.
  11. Об учреждении Положения «О порядке продажи долей (паев) акций муниципалитета в ПСФС и АООТ. Решение Городской Думы от 6 июня 1996 г. № 37/3.
  12. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 560 с.
  13. Отечественное законодательство Х1-ХХ веков: Пособие для семинаров. Часть I и II / Под ред. проф. О. И. Чистякова. М.: Юрист, 1999.
  14. Новые законы СССР. Вып. 1. М.: Юрид. лит, 1990. — 176 с.
  15. Новые законы СССР. Вып. 2. М.: Юрид. лит, 1990.-224 с.
  16. Кооперация и аренда: Сборник документов и материалов. Кн. 1. М.: Политиздат, 1989. — 382 с.
  17. Кооперация и аренда: Сборник документов и материалов. Кн. 2. М:1. Политиздат, 1989. 288 с.
  18. Об акционерных обществах. Закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. — Екатеринбург: Уральское юридическое издательство, 1996. 77 с.
  19. Местное самоуправление. Сборник нормативно-правовых документов. -Екатеринбург, 1998.-221 с.
  20. Программа социальных реформ в РФ на период 1996—2000 гг. // Собр. Законодательства РФ. 1997. — № 10. — Ст. 1173.
  21. Областные целевые программы. Екатеринбург, 1999. — 147 с.
  22. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Стат. Ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. — 752 с.
  23. Народное хозяйство Российской Федерации. 1992. Стат. Ежегодник. М., 1993.-634 с.
  24. Российский статистический ежегодникб Стат. сб. / Госкомстат России. -М.: Лотос, 1996.- 1202 с.
  25. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. М., 1997.-749 с.
  26. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. М., 1998. — 813 с.
  27. Промышленность России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1996. — 395 с.
  28. Свердловская область в 1992—1996 годах. Стат.сб. / Свердлоблкомгосстат. -Екатеринбург, 1997. 192 с.
  29. Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации (материалы заседаний и официальные документы) в трех томах. — М.: Московский общественных научный фонд- Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, 1999.
  30. Строительные нормы и правила: СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. — М.: Госстрой, 1989.-57 с.
  31. Сборник документов органов самоуправления города Чебоксары, устанавливающие порядок управления муниципальной собственностью. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1999. — 784 с.
  32. Большие города РСФСР (научно-информационный сборник). М.: ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, 1977. — 335 с. 1. Книги
  33. А.Г. Программно-целевой подход в планировании развития отраслевых комплексов. — Новосибирск, 1979. — 113 с.
  34. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., проф. Сидоровича A.B. М: Дело и сервис, 1998. — 320 с.
  35. Анализ основных тенденций развития крупнейших городов РСФСР. М.: ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, 1982. — 212 с.
  36. Е.Г., Ратнер Н. М., Сурнина Н. М. Региональный аспект приватизации. Екатеринбург: Ин-т Э УрО РАН, 1993. — 65 с.
  37. Е. Г. Власова Н.Ю. Градоведение. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 1998. — 309 с.
  38. Е.Г., Тертышный А. Т. Экономическая реформа в России: общенациональные и региональные аспекты. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 1995. — 223 с.
  39. Е.Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998. 519 с.
  40. И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт.предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  41. O.A. Россия на обочине мира: публицистика. М.: Линор, 1999. -292 с.
  42. Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. -М.: Аспект Пресс, 1995. 832 с.
  43. Байе М-Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. A.M. Никитина. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 1999.-743 с.
  44. Г. В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996. — 352 с.
  45. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело — ЛТД, 1994. — 720 с.
  46. Д.Н. Управление научно-техническими программами. М.: Экономика, 1986. — 336 с.
  47. И.А. Философия управления: очерки профессионального управленца. — СПб.: Наука, 1999. 229 с.
  48. О.Т. Моя летопись переходного времени. М.: ОАО «НПО «Издательство» Экономика», 2000. — 367 с.
  49. А. Всеобщая организационная наука (технология). Л.-М.: Книга, 1929.-221 с.
  50. Р., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. — 816 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  51. Большие города РСФСР (научно-информационный сборник). М.: ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, 1977.
  52. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д: РТУ, 1998. — 382 с.
  53. Э., Стоун Р. Рабочая собственность (мондрагонская модель): ловушка или путь в будущее? М., 1994.
  54. Э., Стоун Р. На пути к экономической демократии. Международный опыт. Кн. 1. и II. М., 1994. — с.
  55. A.B. Переходная экономика: Курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, Просперус, 1994. — 472 с.
  56. П.Г. Новые ценности. М.: Наука, 1989. — 256 с.
  57. А.Х. Философия собственности. Самара, 1996. — 149 с.
  58. С. Городское самоуправление и хозяйство. СПб.: Тип. С. М. Проперра, 1906. — 63 с.
  59. А. Рост городов в 19-м столетии. СПб.: Изд. Е. Д. Кусковой, 1903. -463 с.
  60. JI.A. Основы городского хозяйства. М. Л.: Госиздат, 1928. — 467 с.
  61. Л.А. Основы городского хозяйства: Общ. учение о городе, его упр., финансах и методах хоз-ва. М.: Наука, 1996. — 466 с.
  62. A.B. Государственная социалистическая собственность. М.-Л.: АН СССР, 1948.-839 с.
  63. A.M. Швеция: социально-экономическая модель: Справочник. -М.: Мысль, 1991. 188 с.
  64. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело. 1998. 127 с.
  65. Всемирный банк. Рабочий обзор № 89. Техника приватизации и государственных предприятий. В 2-х частях. Часть I Ч. Вюйлстен. Методы и практика приватизации. Пер. с англ. М.: А/О Изд. группа Прогресс, Универс, 1994.-192 с.
  66. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. М.: Изд. группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
  67. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1998. — 1072 с. — (классическая философская мысль).
  68. В.Г. Экономическая реформа в КНР. Очерки, наблюдения, размышления. М.: Международные отношения, 1990. — 312 с.
  69. Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961. — 166 с.
  70. В.И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  71. В.И. Управление устойчивым развитием района в городе. М.: Наука, 1996. — 223 с.
  72. В.А., Бугулов Э. Р. Экономика недвижимости. М.: Филингъ, 1999.-592 с.
  73. Городовое положение 1870 г. // Полн. Собр. Законов Российской Империи. Собр. П. T.XLV. Отд.1, 1870. № 48 498.
  74. B.JI. Социально-экономическая интерпретация городской среды. -М., 1974.- 196 с.
  75. И. Теория города. М.: Стройиздат, 1972. — 102 с.
  76. Р., Жоффре-Спинози К. основные правовые системы современности, 1999. 400 с.
  77. А. Задачи городского хозяйства: Пер. с нем. М.: Тип. Горшкова, 1904.-324 с.
  78. Ф.А. Муниципализация промышленных предприятий, земельных площадей, изготовления и доставки главнейших предметов потребления и пр. М: Тип. Ф.Я. БурГе, 1906. — 80 с.
  79. Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 с.
  80. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 96 с.
  81. И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. — М.: Наука, 1982.-207 с.
  82. В.Л. За пределами экономического общества: Научное издание. М.: Academia — Наука, 1998. — 640 с.
  83. Н., Георгиева Т., Станиславов Д. Управление и распоряжение муниципальной собственностью: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во Марка, 1999. — 144 с.
  84. И.Г., Рябцев А. Н. Выполнение всесоюзных и отраслевых научно-технических программ в Тюменской области в годы XI-XII пятилеток: Обзорно-аналитический материал. Тюмень: ЦНТИ, 1987. — 22с.
  85. И.Г., Рябцев А. Н. Программно-целевой метод планирования НТП: Учебное пособие. Свердловск: Свердл. ин-т. нар. хоз-ва, 1998. — 86 с.
  86. В.Н. Национальное богатство СССР. М.: Экономика, 1964. -215 с.
  87. А.Г. Муниципальная собственность. Формирование, функции, управление. Ростов-на-Дону, 1996.- 123 с.
  88. А.Е., Литовка О. П., Рохгин В. Е., Румянцев A.A. Экономика крупного города: проблемы структурной перестройки. СПб.: ИСЭП РАН, 1994.- 186 с.
  89. А. Коллективная собственность и коллективное предпринимательство. М., 1993. — 211 с.
  90. Коммуны и регионы Европы, Н 57, Доклад Координационного Комитета. ISPN 92−871−287−5,1995. — 67 с.
  91. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года. М., 1996. Декабрь.
  92. Я. Дефицит. М.: Наука, 1990. — 607 с.
  93. Я. Путь к свободной экономике: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. -149 с.
  94. Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизенс», 1999. -576 е.: ил. (Серия «Мастерство»),
  95. Р. Фирма, рынок и право. Нью-Йорк: Теквис, 1991. — 191 с. (на русском языке).
  96. Крупнейший социалистический город структурный аспект развития. -Л.: Наука, 1987. 142 с.
  97. Крупнейший город: проблемы и тенденции развития. Л.: Наука, 1988. — 169 с.
  98. М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. МД992. -с.
  99. Курс переходной экономики: Под ред. А. И. Абалкина. М.: Финснатинформ, 1997. — 640 с.
  100. Курс экономической теории: учебное пособие. М., 1997.
  101. М.А. Муниципальный социализм (Задачи городского хозяйства). Петроград: Социалист, 1917. — 43 с.
  102. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. — 428 с.
  103. В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. — СПб.: Наука, 1996. 109 с.
  104. Г. М. Город на пути в будущее. М.: Мысль, 1987. — 236 с.
  105. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-372 с.
  106. В., Швецов А. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. М., 1999. — 254 с.
  107. В.В. Межотраслевая экономика: Пер, с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А. Г. Гранберг. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997 -479 с.
  108. А .Я. Миражи капиталистического регулирования. М.: Мысль, 1985, — 173 с.
  109. А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. М.: Культура, 1994. — 207 с.
  110. Р. Формы предприятий. Кооперация и социализм. Берлин: Обелиск, 1929.-263 с.
  111. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ. 11-е изд. М.: Республика, 1992. Т. 1. — 399 с.
  112. Р.Г., Рябов В. М. Актуальные проблемы развития муниципального управления. Самара: Дом печати, 1997. — 167 с.
  113. А. Принципы экономической науки. Т. III. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 352 с. («Экономическая мысль Запада». Для научных библиотек).
  114. Менеджмент: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 1999. — 704 с. ил. (Серия «Мастерство).
  115. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 800 с.
  116. Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор). М.: Юрид. Лит-ра, 1994. — 80 с.
  117. Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ. / Общ. ред. и выступ, ст. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
  118. Э.Б. Теория организаций: Учебник. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.-480 с.
  119. В.Д. Методология систем: вербальный подход. / Отд-я экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.— 251 с. — (Системные проблемы России).
  120. P.C. Проблемы качества жизни крупного города (опыт социологического исследования). Л.: ЛГУ, 1987. — 143 с.
  121. Муниципальная собственность: проблемы управления. Н. Новгород: Волго-Вятская академия госслужбы, 1996.-239 с.
  122. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития. Ростов-н/Д: РГУ, 1994. — 52 с.
  123. Н.Г. Принципы экономике. СПб.: Питер-Ком, 1999. — 784 с.
  124. Н.Г. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994. -736 с.
  125. К.Б. Рыночная экономика большого города: путем ошибок и процветания. М.: Ирис-Пресс, 1996. — 254 с.
  126. В. основные принципы экономической политики: Пер. с нем. / Общ. ред. Л. И. Цедилина и К. Херманн-Пиллата, вступ. сл. О. Р. Лациса. -М.: Прогресс, 1995. 496 с.
  127. Организация управления: проблемы перестройки / Под ред. Мильнера Б. З. -М.: Экономик, 1987, 280 с.
  128. Оценка рыночной стоимости недвижимости. М.: Дело, 1998. — 384 с.
  129. Е.В. Моделирование социально-экономического развития города: Сб. науч. тр. Управление муниципальным хозяйством в условиях становлений рыночных отношений / СПбГИЭА. СПб., 1994. — 127 с.
  130. С.И. Управление в регионе: Актуализация мотивов хозяйственной и трудовой деятельности. СПб.: Изд-во ун-та экономики и финансов, 1994. — 154 с.
  131. Платон Филеб. Государство, Тимей, Критий: Пер. с древнегреческого. -М.: Мысль, 1999.-656 с.
  132. Платон. Законы: Пер. с древнегреческого. М.: Мысль, 1999. — 832 с.
  133. И.А. Основные проблемы гражданского права М.: Статус (в серии «Классика российской цивилистики»), 1998. 353 с.
  134. Г. Х. Пути перестройки: мнение экономиста. М.: Экономика, 1989.-382 с.
  135. М.А., Соловьев М. Ф. Городское хозяйство крупная отрасль экономики. — М., 1984. — 248 с.
  136. В.А. Основы экономической оценки городских земель. М.: Дело, 1998.-336 с.
  137. М.М., Воронин А. Г., Глазырин М. В. Новгородский опыт реформ экономики региона и муниципальных образований. М — Великий Новгород, 1988.-404 с.
  138. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российскойэкономики / Рук. авт. кол. Д. С. Львов. Отд. экон. РАН. Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 793 с. — (Системные проблемы России).
  139. .М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. М.: Филинъ, 1997. — 224 с.
  140. Н.М., Нестеренко О. Н., Юрпалов С. Ю., Ятнов В. А. Целевые программы развития региона. Екатеринбург: УрГЭУ, 1997. — 133 с.
  141. Региональные последствия социально-экономических реформ: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1996. — 213 с.
  142. Региональный рынок: предпосылки формирования и функционирования. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. — 315 с.
  143. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1988. — 637 с.
  144. В.И. Управление развитием крупного города. Опыт системного подхода. М.: Голос, 1996. — 328 с.
  145. А. Основы муниципального хозяйства. Рига: Наука и жизнь, 1914.-132 с.
  146. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). СПб.: Ганза, 1993. -512 с.
  147. А.Н. Научно-технические программы и ускорение НТП (на примере Свердловской области): Обзорно-аналитический материал. -Свердловск: ЦНТИ, 1987. 14 с.
  148. А.Н. Экономико-организационные вопросы совершенствования разработки и реализации ГНТПр. Обзорно-аналитический материал. -Свердловск: ЦНТИ, 1988. 46 с.
  149. Сакс Дис. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1999. — 848 с.
  150. Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / ВВСМРМ. М.: Экономика, 1994.-331 с.
  151. Собственность в экономической системе России / Под. ред. В. Н. Герковца и В. М. Кулькова. М.: МГУ, ТЕИС, 1998. — 556 с.
  152. .М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. -СПб.: Изд-во Лики России, 1977. 350 с.
  153. Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПБ.: Экономическая школа, 1999. — 368 с.
  154. Стратегическое планирование, осуществляемое местными органами власти: Проект муниципальные финансы и управление. Серия рефератов. -М., 1996. № 5.-112 с.
  155. Структура правовой системы: государственное право и частное право. -М.: Дюно, 1994.-64 с.
  156. В.В. Право муниципального управления. М.: Элис, 1997. — 96 с.
  157. А.И., Романова O.A., Данилов H.H. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе. Екатеринбург: Наука, 1997. — 207 с.
  158. А.И., Куклин A.A., Романова О.А и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. экон. ин-та, 1997. — 240 с.
  159. Территориальный хозрасчет. М.: Строиздат, 1990. — 164 с.
  160. В.Ф. Муниципализация промышленных предприятий. Очерки городского хозяйства в Западной Европе. М.: Книжное дело, 1902.- 174 с.
  161. Туган-Барановский М. И. Экономические очерки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 527 с.
  162. Управленческий учет: Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997. — 480 с.
  163. Управление государственной собственностью. М.: ИНФРА-М, 1997. -496 с.
  164. Уральский регион: последствия экономического реформирования. -Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 364 с.
  165. С.В., Мхеидзе А. Ш. Проблемы управлениятерриториальным комплексом (регионом) в т. ч. городом.: Теория и практика территориальной организации общества / Сб. науч. ст. по результатам рос.-пол. Семинара. СПб., 1995. — 150 с.
  166. В.А. Муниципальное право России. — М.: Юрист, 1994. 168 с.
  167. В.В. Экономика города: теория, практика, перспективы. -Киев: Наукова думка, 1983. 162 с.
  168. Финансовые ресурсы местных органов власти во Франции. Копирайт: Изд-во Економика, 1990. — 122 с.
  169. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. М.: Дело-ЛТД, 1995. — 864 с.
  170. Дж. Динамика развития города : Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.-287 с.
  171. Дж., Ордуэй Ник. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер. с англ. М.: Дело, 1995. — 480 с.
  172. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Пер. с англ. / Издание второе стереоскопическое. М.: Дело, 1992. — 704 с.
  173. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес) / Отд. экон. РАН, науч. ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 414 с. — (Системные проблемы России).
  174. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.) М.: Спарк, 1995. — 556 с.
  175. Н.П., Попов В. В. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920−1990 годов: Под ред. А. Н. Марковой. М., 1994.
  176. Р.И., Воевода И. Н., Гаузер С. С. Региональная программа и принципы ее разработки . Новосибирск: Наука. 1986. — 292 е.
  177. Г. И. Наше городское общественное управление. СПб.: Восток, 1902.-337 с.
  178. К. Новая философия бизнеса: Реформы, революции, трансформации. Размышление делового человека, в 3-х т. Т. 1.- М., -Берлин. Российское психологическое общество, 1998.-403 с.
  179. В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: ВШПП, 1997. — 248 с.
  180. Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М.: БЕК, 1996.-200 с.
  181. Эрхард J1. Полвека размышлений: речи и статьи. М.: Руссико: Ордынка, 1993. — 606 с.
  182. Эффективность государственного управления: Пер, с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Изд-во АО «Консалтбанкир», 1998. — 848 с.
  183. Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. 1993. — № 1. — С.4−14.
  184. В. Арена государственной и муниципальной собственности в Москве // РЭЖ. 1999. — № 7. — С. 28−34.
  185. Т. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопросы экономики. -1994. № 11. — С. 133−141.
  186. Е.Г., Власова Н. Ю. Понятие «экономика города» / Региональная экономика и региональная политика: Сб. науч. тр. — Екатеринбург, 1994. С. 133−134.
  187. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. — № 10.
  188. Н. Государство должно обозначить границы своей ответственности. // Экономист. 1999. — № 6. — С. 49−55.
  189. С. О совершенствовании формирования рациональных бюджетов крупных городов // Фин. бизнес. 1994. — № 8. — С. 6−9.
  190. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // РЭЖ. 1995. — № 2. — С.
  191. .Н., Демидов Ф. Д. и др. Мировоззренческие проблемы теории самоорганизации // Самоорганизация, организация, управление. М., 1995.
  192. П. Централизованное и децентрализованное управление на уровне города Москвы // Вопр.экономики. 1995. — № 10. — 149−153.
  193. Ю. Промышленный спад и структура производства // Экономист. 1999. — № 10. — С. 35−39.
  194. О., Козлов М. Финансово-промышленная группа «Уральские заводы» // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 147−157.
  195. М. Отношения собственности: эволюция, а не смена // Экономист. 1996. — № 4. — С.90−91.
  196. Е. Институты публичной собственности и экономический механизм федеративных отношений // Федерализм, 1996. № 3. — С. 38−39.
  197. Э. Приватизация и создание рынка недвижимости // РЭЖ. 1996. — № 5−6.-С. 39−99.
  198. М. Город // Избранное. Образ. Общества. М.: Прогресс, 1999. -468 с.
  199. Е. Московский рынок нежилых помещений // Хозяйство и право. 1999. — № 9. — С. 23−27.
  200. А. Вопросы безопасности экономики России // 1995. — № 10.-С. 44−50.
  201. С. Процесс трансформации: германская модель // Экономист. -1999. -№ 5.-С. 75−87.
  202. С. Эволюция отношений собственности: форма-содержание // Экономист. 1997. -№ 2. С. 74−84.
  203. А. Теория и практика собственности в современной экономике // Экономист. 1994. — № 10. — С.42−51.
  204. Ю. О собственности в современной экономике // Экономист. 1996. — № 7.-С.84−91.
  205. В.Б., Пивоварова Е. В. Развитие национальной экономики и реформирование менеджмента Н Актуальные проблемы управления — 96: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. М., 1996. — С. 101−104.
  206. Р. Формы собственности и подъем экономики России. // Экономист.- 1995. № 7. С.72−78.
  207. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 35−58.
  208. И.А. Единая информационная система по земле и недвижимости: Всерос .науч.-практ. конф. «Экон. реформы и упр. собственностью». М., 1997. — С. 203.
  209. В. Система территориального регулирования // Экономист. -1999.-№ 2.-С. 52−57.
  210. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. — № 4. — С. 81−95.
  211. Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России // Экономист. 1999. — № 7. — С. 37−45.
  212. Я. Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С. 5−16.
  213. Л. Типовая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — С. 59−80.
  214. В. Новая модель отношений собственности (анализ современного опыта) // Экономист 1994. — № 3. — С.72−85.
  215. В. К реализации государственных интересов в смешанных акционерных обществах // РЭЖ 1996. — № 4. — С. 10−17.
  216. АЛ., Максимов И. А. Приватизация в России: тенденции и перспективы // Проблемы прогнозирования. 1994. — № 4. — С. 64−71.
  217. Г., Михайлов А. Социально-экономическое развитие страны в 1999 году // Экономист. 1999. — № 4. — С. 23−37.
  218. В. Мировые технологические тенденции и экономическоепереустройство России // Экономист. 1998. — № 3 — С. 3−12.
  219. А. Особенности приватизации в России // ЭКО. 1995. — № 5. -С. 132−137.
  220. В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения управления в условиях федерализма // Вопросы экономики. 1994. — № 9. С. — 17−29.
  221. В., Швецов А. Незаметная реформа: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность // РЭЖ. 1998. -№ 1−2.
  222. А. Принципы управления крупнейшим городом // Проблемы теории и практики управления. — 1997. № 2. — С.73−80.
  223. Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России И Экономист. 1996. — № 19. — С. 10−16.
  224. В., Татаркин А., Трутнев И. Экономические воззрения М.В. Ломоносова // Вопросы экономики. 1999. — № 7. — С. 123−128.
  225. В.Я. Комплексное развитие городов в отраслевых и региональных системах // Вопросы географии. М., 1986. — Сб. 129. — С. 101−111.
  226. В.Я., Лисовская H.A. и др. Плановое регулирование развития городов в условиях перехода к рыночной экономике // Проблемы регионального управления в условиях становления РФ. М., 1991. — С. 1020.
  227. А. Реализация программы стабилизации не способна преодолеть кризис // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — С. 4−25.
  228. Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономист. 1999. — № 8. — С. 29−35.
  229. М.Н., Сигов И. И. К вопросу о концепции современного крупного города // Социол. исслед. 1984. — № 1. — С. 11−25.
  230. . Фактор доверия при проведении экономических реформ // Вопросы экономики. 1998. — № 4. — С. 27−39
  231. Е.Д. Экономика крупного города в условиях рынка // США:1. Э.П.И. 1996.-№ 2.-С. 3−13.
  232. Д., Биншток Ф. О формах собственности на средства производства // Вопросы экономики. 1995. — № 12. — С. 68−75.
  233. А. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России: PRO ET CONTRA // Вопросы экономики. 1998. — № 1. — С. 59−73
  234. А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки истории // Вопросы экономики. 1998. -№ 8. — С.71−84
  235. А. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — С. 19−29.
  236. Н., Перламутров В. Россия зона экономической катастрофы // Вопросы экономики. — 1996. — № 3. — С. 74−73.
  237. А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист. 1994. — № 12.
  238. Процесс трансформации: германская модель // Экономист. 1999. — № 5. — С. 78−79.
  239. О.С., Ронкин Г. С. Город и рынок: от конфликта к консенсусу // Экономика и математические методы: Вып. 3. М., 1991. — Т. 27.-С. 421−433.
  240. А. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. — № 12. — С. 54−67.
  241. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. 1999. — № 6. — С. 54−75.
  242. ., Шишкин С., Якобсон JI. Приватизация в социально-культурной сфере: проблемы и возможные реформы // Вопросы экономики. 1996. — № 4.- С. 18−19.
  243. А.Н. Аренда помещений рыночный регулятор городского развития // Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности: Материалы Российской Научно-практической Конференции 4−5 декабря 1996 г. — Екатеринбург, 1997. — С. 18−30.
  244. О.И. К вопросу о местной казне // Вестник Перм. ун-та. Экономика. Вып. 1. 1999. — С. 111−120.
  245. А. Государственная собственность и налогооблагаемая база // Экономист. 1999. — № 10. — С. 23−27.
  246. В. Управление большим городом. Методологический аспект // Проблемы теории и практики управления. 1990. — № 4. — С. 111−115.
  247. А., Мишнев Ю., Скоробогатов Ю. Территориальный кадастр Москвы стратегия постоянного обновления // Прект. — 1995. — № 1. — С. 69.
  248. С. Приватизационный опыт стран Восточной Европы и Москвы: оправдание необходимого и возможного // РЭЖ. 1995. — № 12. -С. 107.
  249. A.B., Чепаченко И. В. Проблемы приватизации и воспроизводства старого жилищного фонда крупного города // Экономическая политика в области жилищного строительства в условияхрыночных отношений. СПб., 1994. — С. 36−47.
  250. М. О стратегии посткризисного развития экономики на рубеже веков // Вопросы экономики. 1999. — № 9. — С. 33−44.
  251. Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. 1999. — № 1. — С. 25−34.
  252. Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности // Вопросы экономики. 1998. — № 1. — С. 4−15.
  253. Экономика крупных городов: проблемы структурной перестройки: Под ред. А. Е. Когута, О. П. Литовко, В. Е. Рохчика, А. А. Румянцевой. СПб., 1994.-№ 5.-С. 24−25.
  254. Ю. Тенденции структурных сдвигов в экономике // Экономист. -1996.-№ 12.-С. 10−20.
  255. В.А. Концепция совершенствования системы управления мегаполисом // Гуманитарные науки. 1999. — № 4. — С. 1−13.
  256. Albert М. Capitalisme contre capitalisme. Paris: Editions du Seuil, 1991.
  257. Currie D.P. The Constitution of the Federal Republic of Germany: Chicago- London: The University of Chicago Press, 1994.
  258. David J.T. Privatization in America//The Municipal Yearbook. ICMA: Washington, D.C., 1988
  259. Economic Intervention by Local and Regional Authorites. ISBN 92−8 712 871−5.- 1995.- 63p.
  260. Florestano P. S., Gordon S.B., Private Provision of Public Services: Contracting by Local Govemements//Tnternational Journal of Public Administration.-1979.-N 1.
  261. Gould W. T. S/ Urban development and the world bank // Third World Plan. Rev. 1992. Vol. 14,№ 2.-P. 3−6.
  262. Local finance in Europe. Local and regional authorities in Europe. No. 61. -1977. — 158p.
  263. Morly E. Patterns in the Use of Alternative Service Delivery Approaches//The Municipal Yearbook. International City Management Association: Washington, 1989.
  264. Privatization International. OECD- EIU. The Economist. June 19. -1993. -p. 108
  265. Richard Hemming and Ali Mansoor, Privatization and Public Enterprises. IMF Occasional Paper, N 56 (Wahington, DC.: International Monetary Fund, 1987S and Sharpe Privatization, Regulation and Competition. Fiscal Studies, 5: February 1987.
  266. Stevens B J. Comparing Public and Private-sector Productive Efficiency: An Analsis of Eight Activites//National Productivity Review.-1984.-N3- Customers Rate Refuse Services/AVaste Age.-1981.-N12
  267. Wholey J. Federal Evaluation Policy/ Washington, 1977, p.37- Patton M.Q. Qualitative Evaluation Methods. Sage: Beverli Hills, California, 1980.
  268. Word Bank Technical Paper Namber 89. Technigues of Privatization of State-Owned Enterprises. Volume 1. Charles Vuylsteke. Methodes and implementation. Washington, D.S. 1988.
  269. Worly E. Patterns in the Use of Alternative Service Delivery Approaches//The Municipal Year Book. International City Management Association. Washington, 1989.
  270. Yarrow G. Privatization in Theory and Practice. Economic Policy. Cambridge University Press, 1986, April. 324 p.
Заполнить форму текущей работой