Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие механизмов функционирования пенсионной системы Российской Федерации в условиях ее реформирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отказаться от верхнего предела зарплат, с которых платятся пенсионные взносы. Идея этого ограничения в том, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает больтой заработок. А также, что не совсем честно, в попытке достижения за 30 лет величины коэффициента замещения до уровня 40%, поскольку эти 40% будут считаться от соответствующего размера заработной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Основные принципы и мировой опыт построения пенсионных систем
    • 1. 2. Функции пенсии и их реализация в рыночной экономике
    • 1. 3. Эволюция развития пенсионной системы РФ и механизмов ее функционирования в условиях реформы
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ современного состояния пенсионной системы
    • 2. 2. Динамика материальной обеспеченности пенсионеров в условиях реформирования системы
    • 2. 3. Экономические и социальные предпосылки модернизации механизмов функционирования пенсионной системы РФ в современных условиях
  • Глава III. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 3. 1. Пенсионное обеспечение и проблемы пожилых людей в системе приоритетов государственной и корпоративной социальной политики
    • 3. 2. Предложения по совершенствованию действующей пенсионной системы на основе дифференцированного подхода к пенсионерам различных возрастов и льготных категорий
    • 3. 3. Определение перспектив формирования пенсионных накоплений будущих пенсионеров
    • 3. 4. Пути увеличения пенсионного капитала и повышение эффективности его использования

Развитие механизмов функционирования пенсионной системы Российской Федерации в условиях ее реформирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена тем, что современные условия и механизмы функционирования пенсионной системы все менее соответствуют ее базовым принципам, предполагающим адекватность государственных пенсионных обязательств накопленным застрахованными лицами пенсионным правам. Принимаемые в рамках пенсионной политики решения влияют как на изменение текущей ситуации в этой сфере, так и на перспективные параметры функционирования пенсионной системы.

Проводимые в Российской Федерации крупномасштабные преобразования в пенсионной системе являются ключевой частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, цель которойсоздание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной и справедливой пенсии после окончания трудовой деятельности.

Тем не менее, в настоящее время система пенсионного страхования в России все ещё находится в стадии реформирования и переживает сложный период. Пенсионный фонд Российской Федерации не в состоянии обеспечить в полной мере государственные пенсионные обязательства за счет собственных источников. Разбалансированность бюджета ПФР, покрываемого из средств федерального бюджета, достигла значительных масштабов. Остаются до конца не реализованными в пенсионной системе основные страховые принципы.

Современное состояние пенсионной системы показывает, что механизмы ее функционирования нуждаются в модернизации и развитии, направленном на достижение гарантированного социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития пенсионной системы исследовались в научных трудах Агапцова С. А., Антропова В. В., Афанасьева С. А., Бабошкина A.B., Берга A.A., Бобкова В. Н., 3.

Воронина Ю.В., Гонтмахера E. LLL, Дегтярёва Г. П., Долотова В. А., Куртина A.B., Малевой Т. М., Павлюченко В. Г., Ржаницыной Л. С., Ройка В. Д., Синявской О. В., Соловьева А. К. и других. В их работах рассмотрены концептуальные направления пенсионной реформы, факторы, влияющие на развитие пенсионной системы, необходимость и возможность прогнозирования параметров ее развития. Однако до сих пор конкретные вопросы сбалансированности пенсионной системы и повышения уровня пенсионного обеспечения не получили должного освещения в научной литературе. Тем не менее современная экономическая ситуация требует разработки новых для России подходов к стратегии управления и развития пенсионного страхования, а также к развитию негосударственных институтов пенсионного обеспечения. Это предопределило выбор темы и постановку задач данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Основная цель заключается в научном обосновании предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию механизмов функционирования пенсионной системы Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

— уточнить основные принципы построения пенсионной системы и функции пенсий в рыночной экономике, влияющие на уровень и качество жизни населения и предопределяющие формирование и развитие основных механизмов функционирования пенсионной системы;

— выявить главные проблемные зоны современного состояния пенсионной системы и обосновать необходимость модернизации механизмов ее функционирования;

— определить направления развития и совершенствования механизмов функционирования пенсионной системы в современных условиях;

— разработать предложения по совершенствованию действующей пенсионной системы на основе дифференцированного подхода к пенсионерам различных возрастов и льготных категорий;

— обосновать пути увеличения пенсионного капитала и повышения эффективности его использования.

Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе развития и совершенствования механизмов функционирования пенсионной системы.

Методы исследования.

В работе применялись методы теории вероятностей, математической статистики, экономико-статистической обработки эмпирической информации, экспертных оценок.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных ученых и специалистов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, конвенции и рекомендации Международной организации труда, методические и справочные материалы.

В качестве информационной базы исследования использовались: статистические материалы Росстата и Пенсионного фонда Российской Федерации, материалы оперативного и бухгалтерского учета, выборочные данные по застрахованным лицам и пенсионерам Москвы и Московской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании и разработке практических рекомендаций по развитию и совершенствованию механизмов функционирования действующей пенсионной системы Российской Федерации.

Конкретное приращение научного знания раскрывается следующими положениями, выносимыми на защиту:

— уточнены и раскрыты функции пенсии в рыночной экономике, влияющие на уровень и качество жизни населения и предопределяющие формирование и развитие основных механизмов функционирования пенсионной системы, систематизированных автором в три типологические группы: регулирующие механизмы обеспечивают реализацию воспроизводственной и защитной функций, стимулирующие механизмы должны способствовать выполнению сглаживающей функции, заключающейся в замещении утраченного заработка, контрольные механизмы нацелены, главным образом, на обеспечение социальной функции пенсии;

— выявлены главные проблемные зоны современного состояния пенсионной системы Российской Федерации, обуславливающие необходимость модернизации механизмов ее функционирования: разбалансированность бюджета пенсионного фонданизкий уровень доходов и заработка работников, которых не хватает не только на формирование достаточных пенсионных накоплений, но даже на текущее потребление большинства застрахованных лицдевальвация пенсионных прав застрахованных лицотсутствие системы страхования пенсионных накопленийнизкая эффективность инвестирования средств пенсионных накопленийотсутствие заинтересованности большинства граждан в формировании пенсионных накопленийнепрозрачность и неэффективность работы большинства негосударственных участников пенсионной системы;

— конкретизированы направления развития и совершенствования механизмов функционирования пенсионной системы: реформирование оплаты труда как источника финансирования пенсионной системыизменение схем уплаты страховых взносовупорядочение взаимосвязи размера пенсии, страхового стажа и пенсионного возрастасоздание надежной системы страхования пенсионных накопленийразвитие систем добровольного пенсионного страхованиямодернизация механизма софинансирования пенсий, расширение возможности инвестирования пенсионных средств управляющими компаниями при усилении государственного контроля за их деятельностью;

— разработан социально-приемлемый способ вариативной дифференциации пенсионного возраста в зависимости от страхового стажа, предполагающий существенное, но не критичное для большинства российских граждан, увеличение стажа, необходимого для назначения пенсии, благодаря чему лица, достигшие нормативного законодательно установленного пенсионного возраста, получат право выхода на пенсию только при условии выработки необходимого стажа, что послужит стимулом активного участия в трудовой деятельности на протяжении всего жизненного цикла, а также на определенный период времени даст экономию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

— определены перспективы формирования пенсионных накоплений будущих пенсионеров, включающие развитие механизмов компенсации возможных потерь пенсионных накоплений с учетом повышения эффективности их инвестирования в экономику на основе повышения доли сбережений в пенсионной системе, в частности, за счет отказа от верхнего предела зарплат, с которых платятся пенсионные взносы, а также на основе создания специального страхового фонда для частных пенсионных накоплений, выделения профильного регулятора деятельности негосударственных пенсионных фондов, целевого государственного стимулирования добровольных пенсионных накоплений и т. п.

Апробация работы и практическое внедрение результатов исследования. Основные результаты, выводы и предложения, полученные в диссертационном исследовании, обсуждались на научных конференциях: 7-ой межвузовской научно-практической конференции по актуальным вопросам социально-экономического развития. Москва, Национальный институт бизнеса, 17 апреля 2008 г.- научно-практической конференции «Формирование экономических механизмов рынка: государственная политика, корпоративное управление, социально-трудовые отношения». Москва, Московский гуманитарный университет. Апрель 2008 г.- 14-ой научной конференции аспирантов и докторантов МосГУ, Москва, Московский гуманитарный университет, 25 апреля 2009 г.- международной научно-практической конференции «Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы». Москва, ОАО «ВЦУЖ», ИСЭПН РАН. 23−24 ноября 2011 г.

Результаты проведенного исследования внедрены в ГУ «Главное управление ПФР № 5 по г. Москве и Московской области».

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 8 статей общим объемом 4,7 печатных листов, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ — 3 статьи объемом 2,1 печатных листа (в том числе 1,7 п.л. лично автора).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в последние годы мероприятия по развитию пенсионной системы, в первую очередь, валоризация дореформенных пенсионных прав, доведение минимального размера пенсий до уровня регионального прожиточного минимума, опережающая индексация базового размера пенсий — позволили существенно увеличить уровень пенсий. Средний размер трудовой пенсии вырос практически в полтора раза, а ее относительный уровень (по отношению к доходам работающего населения) достиг почти 40%.

Однако столь существенное увеличение размеров пенсий было проведено не за счет внутренних ресурсов пенсионной системы (уже разбаланси-рованной к этому моменту), а за счет масштабного привлечения внешних, бюджетных источников финансирования.

В результате опережающего повышения пенсий в последние годы уровень расходов на пенсионную систему приблизился к 10% ВВП, что превышает средние аналогичные показатели по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В то же время, средний коэффициент замещения, рекордный для российской пенсионной системы, существенно ниже аналогичного среднего показателя для развитых (53%) и развивающихся рынков (52%). Несмотря на то, что в ряде ведущих экономик мира (США, Великобритании, Австралии, Японии) средний коэффициент замещения, обеспечиваемый общенациональными пенсионными системами, сопоставим с российским, в этих странах гораздо более значим удельный вес коллективных и индивидуальных пенсионных программ.

Таким образом, больший относительный объем средств, выделяемых на пенсионные расходы в Российской Федерации (в % от ВВП), обеспечивает более низкий относительный размер пенсий (в процентном отношении к утраченному заработку), что является свидетельством недостаточной эффективности расходования средств на выплату пенсий. Таким образом, решение проблем современной пенсионной системы предполагает не только поиск дополнительных источников финансирования, но и повышение эффективности расходования средств с учетом объективных потребностей жизненного цикла людей старших возрастов.

В диссертации конкретизированы организационно-экономические условия трансформации пенсионной системы на современном этапе реформы и разработаны предложения по совершенствованию действующей пенсионной системы на основе дифференцированного подхода к пенсионерам различных возрастов и льготных категорий.

Предложен социально-приемлемый вариант повышения пенсионного возраста, основанный на дифференцированном подходе в зависимости от трудового стажа. Непопулярность идей относительно реформирования возраста выхода на пенсию во многом основывается на непонимании того, что реальная альтернатива состоит не в сохранении нынешнего возраста выхода на пенсию или его повышении, а в ухудшении уровня жизни пенсионеров по сравнению с другими группами населения при неизменном пенсионном возрасте, либо сохранении относительного уровня жизни при повышении этого возраста.

Предложенный в вариант повышения пенсионного возраста, представляется не только экономически целесообразным, но и политически реализуемым. Для 38,3% женщин и 31,1% мужчин срок выхода на пенсию не меняется — это граждане, которые активно вели трудовую деятельность, заработали немаленький стаж и могут уйти на «заслуженный» отдых. Гражданам, которым не хватило стажа для назначения пенсии от 1 дня до 5/10 лет для мужчин и женщин соответственно, могут уйти на пенсию с даты накопления необходимого стажа. И, наконец, граждане, которые значительную часть времени официально не работали, за них не было отчислений страховых взносов — не могут считаться полноценными участниками пенсионной системы, и соответственно не могут претендовать на получение пенсии на тех же условиях что и отработавшие более 35/40 лет граждане.

Это не самый эффективный в плане экономии денежных средств Пенсионного фонда вариант повышения пенсионного возраста, но это наиболее щадящий и справедливый способ, который, скорее всего, с пониманием будет принят обществом.

Предложено модернизировать механизм назначения льготных пенсий. Идея заключается в том, что при сохранении, практически в неизменном виде, круга лиц, имеющих право на пенсию с уменьшением пенсионного возраста, пенсия будет назначаться только тем из них, кто к моменту достижения льготного пенсионного возраста, утратил трудоспособность в результате профессионального заболевания. Тем самым, с одной стороны, не нарушается компенсационная функция досрочной пенсии, так как пенсия компенсирует утрату трудоспособности, с другой, существенно сокращается бремя финансовой нагрузки на работодателя за обеспечение льготных пенсий, что позволяет значительно уменьшить нагрузку на пенсионную систему и, тем самым, обеспечить сравнительно высокий уровень пенсии при незначительном увеличении ставок дополнительных взносов.

Иначе, для значительного числа отраслей полное перенесение на предприятия расходов по льготному пенсионному обеспечению, станет невозможным по финансовым причинам. Для этого потребуются значительные субсидии со стороны государства. Таким образом, предложенный механизм, оставит работодателям больше средств для модернизации производства. Сейчас же в этом нет ни у кого глубинной финансовой заинтересованности, пока не требуется платить повышенный тариф страховых взносов за устаревшие и вредные производства.

Для решения существующих недостатков современной пенсионной системы, адаптации и реформирования пенсионной системы к сложившейся в стране ситуации, целесообразно предложить следующий комплекс мер:

1. Отказаться от верхнего предела зарплат, с которых платятся пенсионные взносы. Идея этого ограничения в том, чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает больтой заработок. А также, что не совсем честно, в попытке достижения за 30 лет величины коэффициента замещения до уровня 40%, поскольку эти 40% будут считаться от соответствующего размера заработной платы. А это одна из главных целей реформы пенсионного законодательства. Таким образом, максимальная пенсия, удовлетворяющая этому коэффициенту, будет составлять около 14 ООО руб. в месяц, что значительно выше, чем нынешний уровень пенсии, но все же соотносится скорее с понятием «прожиточный минимум», чем со средствами, необходимыми для достойной старости. Вместе с тем, система пенсионного обеспечения формировалась как раз для того, чтобы каждый получал пенсию исходя из собственного уровня зарплаты, и именно эта индивидуализация обеспечивается уже закрепленными в пенсионном законодательстве механизмами. Отказ от существующего порога зарплат приведет к повышению доли сбережений в пенсионной системе и будет способствовать увеличению рынков капитала в нашей стране.

2. Создание специального страхового фонда для частных пенсионных накоплений, по аналогии с Агентством по страхованию вкладов в банковской сфере. Вопрос создания системы страхования пенсионных накоплений — самый непростой среди возможных реформ пенсионной системы. Необходимо обязать все негосударственные пенсионные фонды в обязательном порядке страховать средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Схема должна стать аналогичной системе страхования банковских вкладов, а в роли страховщика выступит государственный гарантийный фонд. В случае банкротства фонда или потери части накоплений (например, в случае убытков от инвестирования) клиенты негосударственного пенсионного фонда смогут рассчитывать на компенсацию от государства в определенном законом размере (например, до 500 тыс. рублей). С одной стороны, создание системы страхования должно привлечь в НПФ дополнительных клиентов, повысит доверие к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса. С другой стороны, введение системы страхования пенсионных резервов и накоплений означает дополнительные расходы для НПФ, так как страховые взносы необходимо формировать за счет доходов от инвестирования пенсионных накоплений и собственного имущества фондов.

3. Необходимость профильного регулятора рынка НПФ и упорядочение законодательства. Регулированием деятельности НПФ сейчас одновременно занимаются Министерство здравоохранения и социального развития (пенсионное обеспечение), Федеральная служба по финансовым рынкам (лицензирование и оперативный контроль), Министерство экономического развития и торговли (стратегия развития), Министерство финансов (инвестирование пенсионных накоплений). Фонды также должны отчитываться перед Министерством юстиции, Федеральной налоговой службой и Банком России. Длительные согласования позиций ведомств вопросов регулирования НПФ тормозят развитие отрасли. Выделение профильного регулятора для НПФ должно ускорить развитие всей отрасли пенсионного обеспечения. Государственное регулирование негосударственного пенсионного страхования должно быть направлено на повышение надёжности НПФ, защиту вложенных денежных средств от действий некомпетентных и недобросовестных управляющих, а также от возможных интересов в отношении этих средств со стороны различных государственных органов.

4. Целевое государственное стимулирование добровольных пенсионных накоплений. Программу государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии в современном варианте вряд ли можно считать эффективной. Для получения большей результативности программы софинансирования, было бы целесообразно, установить ограничения на размер предоставления государственных субсидий в диапазоне 12 000−60 000 рублей, дав реальный шанс накопить на пенсию тем гражданам, которым до пенсии осталось 5−15 лет. При этом прибавка к пенсии могла бы превысить 5 000 рублей в современных ценах.

Таким образом, программа софинансирования стала бы целевой, узконаправленной и соответственно информационная кампания по продвижению этой реформы была бы более эффективна. Иначе молодое поколение не будет участвовать в программе, так как риск обесценивания накоплений в течении 20−30 лет до пенсии слишком велик. И старшему поколению нет стимула участвовать в программе софинансирования из-за незначительной прибавки к пенсии.

Разработанные в диссертации предложения по дальнейшему развитию пенсионной системы Российской Федерации создадут условия для повышения доверия населения к проводимой реформе на основе гармонизации интересов всех ее участников, расширят возможности привлечения дополнительных государственных ресурсов на финансирование пенсий и снижения на этой основе нагрузки на фонд оплаты труда, будут способствовать обеспечению прозрачности деятельности по инвестированию пенсионных накоплений и повышению эффективности их использования в экономике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Изд-во «Экзамен», 2003 // Российская газета. 2009. № 7.
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации.
  3. Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1992 года № 210.
  4. Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни» от 27 октября 1993 года № 1766.
  5. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации» от 15 апреля 1996 года № 550.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 27. 09. 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации //Российская газета. 2000. № 189.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 // Российская газета. 2008. № 230.
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011.
  9. Бюджетное послание Президента РФ Дмитрия Медведева о бюджетной политике в 2011—2013 гг. // http://tnews.tula.net/rubric/mle/1465
  10. Закон Российской Федерации от 20. 11. 1990 № 340−1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990.
  11. Закон Российской Федерации «Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 года № 1799−1.
  12. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.
  13. Федеральный закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах».
  14. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ.
  15. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (167-ФЗ от 17.12.2001).
  16. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (173-Ф3 от 17.12.2001).
  17. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (166-ФЗ от 17.12.2001).
  18. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1998 год» от 30 мая 2001 года № 68-ФЗ.
  19. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (111-ФЗ от 24.07.2002).
  20. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ.
  21. Федеральный закон от 25.11.2008 № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // Российская газета. 2008. № 245.
  22. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»
  23. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».
  24. Постановление Правительства РФ о 20 мая 1998 г. № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
  26. Постановление Правительства РФ от 22 января 2003 г. № 34 «О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений».
  27. Постановление Правительства РФ от 25.03.2008 N204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2008 г. размера страховой части трудовой пенсии» // Российская газета. 2008. № 67.
  28. Постановление Правительства РФ от 25.01.2008 № 25 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2008 г. страховой части трудовой пенсии» // Российская газета. 2008. № 17.
  29. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.08.2005 № 107н «Об утверждении Стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений».
  30. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 18.11.2005 № 140н «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц».
  31. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122−1.
  32. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. ст. 5489.
  33. Р. Оценка изменений уровня жизни пенсионеров Азербайджанской республики за годы независимости // Уровень жизни населения регионов России, 2011. № 12.
  34. С.А., Дегтярёв Г. П. Пенсионная реформа в России: цели и результат. М.: Тиссо-Полиграф, 2007.
  35. М. Нужен национальный пенсионный проект // Пенсионные фонды и инвестиции. 2005. № 6(24).
  36. В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 271 с.
  37. И. Пенсионное страхование в ФОТ // Человек и труд, 2007. № 2.
  38. Е. Финансовая система обязательного пенсионного страхования // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 6(30).
  39. С. А. Стратегическое планирование развития пенсионной системы России / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. М., НИИ труда и социального страхования, 2007.
  40. А. В. Социально-экономические проблемы долгосрочного прогнозирования развития пенсионной системы РФ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2006. № 4.
  41. А. В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования //Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 6.
  42. А. В. Формирование государственных пенсионных обязательств в условиях пенсионной реформы: дис.докт. экон. наук-Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 2006.
  43. В. Н., Крылова Е. К., Селиванова A.B., Яненко Е. А. Уровень жизни пенсионеров // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 1 (31).
  44. В. Н., Крылова Е. К., Селиванова A.B., Яненко Е. А. Финансовые перспективы пенсионной системы России // Финансы. 2007. № 4.
  45. В. О социальной эффективности пенсионной системы России // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 1(25).
  46. В., Крылова Е., Селиванова А., Яненко Е. Пенсионная система России: региональный аспект // Пенсионные фонды и инвестиции. 2007. № 4(34).
  47. С.А. К вопросу об отношении населения к долгосрочным накоплениям. //Уровень жизни населения регионов России. 2010, № 6.
  48. Е.В. Развитие системы финансирования пенсионного обеспечения в регионе: дисс. канд. экон. наук. М., 2003.
  49. А. А. Особенности накопительного страхования трудовых пенсий // Уровень жизни населения регионов России. 2008, № 8.
  50. А. Региональные пенсионные системы // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006, № 1.
  51. A.A. Накопительное пенсионное страхование как неотъемлемая часть национальных пенсионных систем // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 6.
  52. В.Н. Высокие социальные стандарты заработной платы -основа достойных трудовых пенсий. // Уровень жизни населения регионов России-2010, № 6.
  53. , В. Н., Горлов И. С., Лукина Л. Г. Уровень жизни пенсионеров и пути его повышения // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 8.
  54. И.В. Дополнительное пенсионное обеспечение как основа реализации накопительных механизмов российской пенсионной системы: дисс. канд. экон. наук. -М., 2011.
  55. Ю. Провал пенсионной реформы. http://archive.russia-todav.ru/2005/no 24/24 opinion 2. htm
  56. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской федерации за 2010 год. http://www.pfrf.rU/advertmaterials/l7041 .html.
  57. Е.Ш. Пути совершенствования российской пенсионной системы // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 8.
  58. И.С. Новый порядок формирования трудовых пенсий. // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 6.
  59. И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды в современной России: дис. докт. экон. наук. -М., 2006.
  60. Н.П. Система государственного регулирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации: дис. докт. экон. наук. -СПб. 2005.
  61. Е.Т. Пенсионная реформа: общие принципы и необходимые меры. Доклад на заседании Правления Пенсионного фонда РФ 28 февраля 2012 г.
  62. Е.Т. Реформа 2010 г.: решены ли долгосрочные проблемы российской пенсионной системы // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 6.
  63. Г. П. Пенсионные реформы в России. М., Academia, 2003.
  64. Г. П. О дефицитности пенсионной системы // Экономист, 2006. № 5.
  65. Г. П. Концептуальные неувязки пенсионной реформы // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 8.
  66. Г. П. Реформирование пенсионной системы России: институциональный анализ: дис. докт. экон. наук. М, 2006.
  67. О., Петухова Н., Ушаков Д. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности / О. Дмитриева, //Вопросы экономики, 2010. № 4.
  68. К.В. Социально-экономическая эффективность государственной системы обязательного пенсионного страхования: дис. канд. экон. наук. -М., 2008.
  69. В.А. Корни дефицита. О некоторых проблемах в пенсионном страховании // Социальная политика и социальное партнерство, 2006. № 6.
  70. В. МРОТ и обеспечение пенсионных прав застрахованных лиц // Человек и труд, 2009. № 2.
  71. Доклад Минздравсоцразвития России «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» ноябрь 2010 г. http://vww.minzdravsoc.ru/docs/rnzsr/insurance/6
  72. A.B. Об итогах работы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год. М., 2012.
  73. A.B. Перспективы развития страховой пенсионной системы России.
  74. Ермаков Д Пенсионные системы западных стран: особенности, отличия // Человек и труд, 2011. № 10.
  75. С. Старость, обеспеченная будущими поколениями // Эксперт. 2010. № 23.
  76. И.В. Социальная инфраструктура для пожилых людей нуждается в модернизации // Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  77. С., Рахманова Г. Демографический контекст пенсионного обеспечения: история и современность // Современные проблемы пенсионной системы: комментарии экономистов и демографов / Под ред. Т. Мале-вой.-М., 1997.
  78. И.В. Программный подход к использованию средств пенсионной системы в социально-экономическом развитии региона: дисс. канд. экон. наук. М., 2011.
  79. В. В., Сердюкова Н. А. К вопросу об эффективности пенсионной системы // Финансы, 2007. № 5.
  80. С. Социальная политика и население // Экономист, 2006. № 7.
  81. Д. Российская пенсионная система: основные проблемы и возможности их преодоления // Общество и экономика, 2008. № 5.
  82. П.Л., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование: теория и практика. М., 2003. — 268 с.
  83. О.М. Противоречия пенсионной реформы // Актуальные проблемы негосударственного пенсионного обеспечения. Вып. 3. / Под общ. ред. Берга A.A. М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2003.
  84. О.М. Будущее накопительной пенсионной системы России //Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  85. H.A. Развитие корпоративных пенсионных программ на российских предприятиях // Вестник государственного социального страхования. 2007. № 9.
  86. A.B. Развитие методов государственного регулирования пенсионной системы России // Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  87. A.B. Проблемы совершенствования пенсионной системы России // Социальная политика и социальное партнерство, 2009. № 10.
  88. A.B. Экономические перспективы развития пенсионной системы в условиях институциональных преобразований в России // Вестник ПФР, 2004. № 4.
  89. A.B. О пенсионной системе России // Пенсионные деньги, 2006. № 1−2.
  90. A.B. Развитие методов государственного регулирования пенсионной системы России. // Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  91. Е.А. Обязательное пенсионное страхование в условиях реформирования пенсионной системы Российской Федерации: дис.канд. экон. наук. М., 2004.
  92. О. Неуловимая доходность // Эксперт № 47(780) 28 ноября 2011. http://expert.ru/expert/2011 /47/neulovimava-dohodnost/.
  93. В., Павлюченко В. К вопросу модернизации системы обязательного пенсионного страхования // Социальная политика и социальное партнерство, 2009. № 4.
  94. Ю.П. Российские пенсионеры в трансформирующемся обществе: социальное положение и структурные характеристики группы: дисс. канд. экон. наук. М., 2010.
  95. Ю.З. Задачи реформы пенсионной системы // Пенсия. 1997. № 1.
  96. Ю.З., Роик В. Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. 1999. № 2.
  97. Т.М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. / Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005.
  98. Т.М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма // Отечественные записки, алютина Т. Г. Экономические проблемы развития регионального пенсионного страхования в России: дис. канд. экон. наук. М, 2004.
  99. В.Ю. Пенсионная реформа и «длинные деньги» для экономики'// Финансы, 2006. № 9.
  100. В.Ю. Пенсионная система России: перспективы развития // Финансы, 2007. № 7.
  101. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. /Под ред. Т. М. Малевой. М.: НИСП, 2007. — 432 с. 109. прос фонда «Общественное мнение» 12 мая 2005 г в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, 2100 респондентов. http://www.fom.ru/
  102. О предложениях по развитию пенсионной системы в Российской Федерации. Рабочие материалы Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте РФ. М., 2011.
  103. Орлов-Карба П. А. Всё о пенсионной реформе. М.: Гардарики, 2005.
  104. А.В. Проблемы накопительного пенсионного страхования на современном этапе развития пенсионной системы. // Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  105. C.B. Реформирование пенсионных систем: направления и варианты: дис. докт. экон. Наук. Красноярск, 2007.
  106. Пенсионная система России: Прошлое, настоящее и будущее // Социальный мир, 2007. № 26.
  107. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. М. Э. Дмитриева, Д. Я. Травина. СПб.: Норма, 1998.
  108. В. Современные индикаторы материальной обеспеченности пенсионеров города Москвы // Уровень жизни населения регионов России, 2011. № 3.
  109. A.A. Пенсионные системы и пенсионные реформы в США, Чили и России. М.: Институт США и Канады РАН, 2003.
  110. Предложения по совершенствованию пенсионной системы в России. М.: Институт современного развития. http://vvv.riocenter.ru/ru/programs/materials/l 251
  111. Прожиточный минимум в Российской Федерации: нормативные документы, методические рекомендации, комментарии. М.: ВЦУЖ, 2000. -387 с.
  112. И.Н. Финансирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики: дис. канд. экон. наук. М., 2005.
  113. , К. Ю. Факторы развития пенсионного страхования в России: дис. канд. экон. наук. -М., 2005.
  114. JI. Как сегодня живут пенсионеры (опыт исследования) // Человек и труд, 2011. № 12.
  115. JI. О совершенствовании пенсионной системы РФ (заметки к докладу Минздравсоцразвития и ПФР) // Человек и труд, 2011. № 3.
  116. JI. К вопросу о пенсионном возрасте // Человек и труд, 2010. № 9.
  117. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Всемирный банк. М.: Весь мир, 2003.
  118. В. Пенсионная страховая модель: какой ей быть в России XXI века // Человек и труд, 2010. № 6.
  119. В. Пенсионная система России: без радикальных перемен не обойтись // Человек и труд, 2011. № 3.
  120. В.Д. Старение общества объективная реальность, которую государство и общество не должны игнорировать // Человек и труд, 2011. № 10.
  121. В.Д. Пенсионная система России и направления ее модернизации. //Уровень жизни населения регионов России, 2010 № 6.
  122. В.Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. 2009. № 1−2.
  123. В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионной системы и социальной поддержки пожилого населения России в условиях долгосрочной тенденции старения населения. Доклад на Ученом совете НИИ труда и социального страхования. М., 2009.
  124. В.Д. Как заработать достойную пенсию // Человек и труд. 2009. № 2.
  125. В.Д. Пенсионная система России необходимое формирование подлинно страховых механизмов // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 8.
  126. В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. -М.: МИК, 2008.
  127. В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. -М.: МИК, 2007.
  128. В.Д. Достойная заработная плата и пенсии: отечественный и зарубежный опыт // Человек и труд, 2007. № 7.
  129. В.Д. Становление системы социального страхования в России: достигнутые рубежи, ключевые проблемы и пути их решения // Российский экономический журнал, 2007. № 3.
  130. В.Д. Финансовые проблемы пенсионной системы // Пенсионные деньги, 2005. № 5−6.
  131. В.Д. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России // Пенсионные фонды и инвестиции, 2005. № 4(2).
  132. В.Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы // Пенсионные фонды и инвестиции, 2003. № 2(8).
  133. Р., Митрофанов П., Рынок НПФ за 2010 год: в ожидании регулирования // Бюллетень Эксперт РА. 2011.
  134. О.В. Оценка экономических последствий возможного изменения пенсионного возраста: дисс. канд. экон. наук. -М., 2002.
  135. О.В. Человек и государство в российской пенсионной системе // Pro et Contra. Том 6. 2001. № 3. Человек в социальном государстве. ф-'4 ' t
  136. О.В. К вопросу о патернализме: государство и человек в пенсионной реформе. // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. № 8. Весна-лето 2008.
  137. О.В. История пенсионной реформы в России. http://ww.ru-90.ru/index.php?option=:comcontent&vievv=article&id:=428:2010−05−16−23−29−05&catid=50:novosti-istoriografii
  138. О.В. О возможности изменения пенсионного возраста в России // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 6.
  139. А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  140. А.К. и др. Актуарное обоснование совершенствования пенсионной системы // SPERO: Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2006. № 4.
  141. А.К. Актуарное обоснование развития пенсионной системы // Уровень жизни населения России, 2006. № 12.
  142. А.К. Долгосрочный прогноз развития пенсионной системы России // Пенсионные фонды и инвестиции, 2008. № 6.
  143. А.К. Актуарное моделирование развития системы пенсионного страхования в России // Социальная политика и социальное партнерство, 2008. № 4−6.
  144. А.К. Актуарный прогноз влияния демографических факторов на развитие пенсионных систем Российской Федерации // Пенсия, 2007. № 1.
  145. А.К. Актуарное прогнозирование развития пенсионных систем. М.: Современная экономика и право, 2005.
  146. А.К. Актуарные расчеты в системе пенсионного страхования. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  147. А.К. Основные параметры долгосрочного развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Пенсия, 2008. № 11.
  148. А.К. Перспективы развития актуарной базы данных пенсионного фонда России // Вестник государственного социального страхования, 2006. № 9.
  149. А. К., Донцова С. А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России, 2008. № 8.
  150. А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, 2008. № 12.
  151. А.К. Экономика пенсионного страхования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  152. А.К. Развитие пенсионной системы в условиях финансового кризиса. //Уровень жизни населения регионов России, 2010. № 6.
  153. А. Система отечественного пенсионного обеспечения: развитие мотивационного потенциала // Человек и труд, 2011. № 12.
  154. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации / под ред. Т. М. Малеевой, JI.H. Овчаровой. М.: Издательство «Дело», 2010. -336 с.
  155. А. Внедрение накопительных пенсионных систем: зарубежный опыт // Человек и труд, 2010. № 8.
  156. Э.Г. Формирование системы пенсионного обеспечения в России (правовые проблемы) // Пенсионная система в России: оценка специалистов / Под. ред. В. Н. Баскакова, А. С. Орлова // Пенсия. 1999.
  157. К. Место НПФ в пенсионной системе страны сегодня и завтра // Человек и труд. 2009. № 2.
  158. К. Средства накопительного компонента пенсионной системы важная составляющая инвестиционного потенциала страны, финансовой базы модернизации ее экономики // Человек и труд, 2011. № 2.
  159. А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. Т. 38.
  160. Э.К. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. М., 2006. — 272 с.
  161. Т. Пенсионерам дополнительные пенсии, региону — дополнительные инвестиции // Человек и труд, 2010. № 7.
  162. Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России // Вопросы экономики, 2000. № 8.
  163. М.В. Перспективы развития пенсионной системы России // Уровень жизни населения регионов России, 2010. N 6.
  164. Society at a Glance // OECD (2009) — Social Security Programs Throughout the World // Social Security Administration and International Social Security Association (2009, 2010).
  165. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. -M., 2010.-813 с.
  166. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. — 581с.
  167. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011: Стат.сб. / Росстат. М., 2011. — 527 с.
  168. Труд и занятость в России. 2011: Стат.сб. / Росстат. М., 2011.637 с.
  169. Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по г. Москве и Московской области в 2011 году. Информационно-статистический сборник. М., 2012.-184 с.
Заполнить форму текущей работой