Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация дидактических функций химического эксперимента на начальном этапе обучения студентов в педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в последнее время в педагогических вузах в связи с усилением связей методики преподавания с другими дисциплинами психолого-педагогического блока наблюдается тревожная тенденция к сокращению общего количества часов на отработку химического эксперимента, а в преподавании специальных предметов по-прежнему недостаточно учитывается специфика деятельности учителя. Огромный потенциал химических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты реализации дидактических функций химического эксперимента в профессиональной подготов-Ф ке учителя химии
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки студентов младших курсов педвузов. ф
    • 1. 2. Химический эксперимент, его функции и значение при подготовке учителя химии
    • 1. 3. Роль и особенности химического эксперимента как метода учебного познания в свете новой парадигмы образования
    • 1. 4. Реализация дидактических функций химического экспе-jt римента через организацию лабораторных практикумов на на! чальном этапе профессионально-педагогической подготовки студентов педвузов
    • I. + Выводы
  • V Глава. II. Методическая система реализации дидактических функций химического эксперимента в профессиональной подготовке учителя на начальном этапе обучения
    • 2. 1. Основные компоненты методической системы реализации
    • 4. системообразующей роли химического эксперимента в подготовке учителя
      • 2. 2. Использование методической системы реализации дидак
    • I. тических функций химического эксперимента на лабораторном i практикуме курса «Введение в химию»
      • 2. 3. Реализация дидактический функций химического эксперимента в подготовке учителя при изучении курса «Неорганическая химия»
  • Выводы
  • Глава III. Исследование эффективности предложенной методической системы реализации дидактических функций химического эксперимента в подготовке учителя химии на младших курсах
    • 3. 1. Результаты изучения состояния исследуемой проблемы в практике средней и высшей педагогической школ на поисково-констатирующем этапе педагогического эксперимента
    • 3. 2. Оценка результатов внедрения методической системы на формирующем этапе педагогического эксперимента
  • Выводы

Реализация дидактических функций химического эксперимента на начальном этапе обучения студентов в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная личностно-ориентированная концепция образования призвана всемерно способствовать развитию обучаемых, раскрытию их способностей, склонностей, формированию интересов. Вклад химии в достижение этой цели связан прежде всего с усилением ее прикладной, практической и экологической направленности, предупреждением абстрактного восприятия материала, оживлением химического эксперимента [198, с. З]. Сегодня, когда в центр обучения поставлена личность, ее потребности в самореализации, химия готова предоставить мощное средство, соответствующее самому характеру науки, способное обеспечить действенное познание и преобразование мира — химический эксперимент. Как свидетельствует история, поиск новых методов обучение или новых подходов к их использованию всегда был сопряжен с изменением ориентиров образования, пересмотром его содержания. Специфика нынешней ситуации — введение разноуровневости, профильности в изучении предмета, появление большого числа авторских программ и спецпрактикумов, что обуславливает расширение как дидактических функций химического эксперимента, так и количества опытов, предлагаемых для школ.

Внимание к химическому эксперименту как эффективному методу обучения не угасает с момента зарождения химии как учебного предмета. Важность его для развития личности, воспитания необходимых качеств отмечается в трудах основоположников химии (А.Лавуазье, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.), преподавателей-гуманистов (К.Д.Ушинский и др.), ученых-методистов (В.Н.Верховский, П. И. Воскресенский, В. П. Гаркунов, Д. М. Кирюшкин, Т. С. Назарова, К. Я. Парменов, В. С. Полосин, А. Д. Смирнов, С. И. Созонов, Л. А. Цветков, И. Н. Чертков, С. Г. Шаповаленко, Г. И. Шелинский и многих др.). Выполнено большое число диссертационных исследований, посвященных использованию дидактических функций химического эксперимента в практике преподавания (А.А.Бобров [И], В. Н. Давыдов [46], Л. А. Казанцева [76], О. М. Плужник [145], М. В. Федякин [195], Е. А. Шишкин [211] и др.).

Вопрос сегодня стоит о том, как наиболее эффективно реализовать накопленный в данной области опыт при подготовке учителя, который в современных условиях был бы способен не только ставить эксперимент по инструкциям, но и самостоятельно разрабатывать его, адаптировать к новым условиям, находить адекватные задачам приемы и методики его использования. Необходимые профессиональные качества не возникают стихийно, это результат длительной, целенаправленной работы, важным условием которой, как показывают исследования психологов (А.А.Вербицкий [21−27] и др.), является соответствие учебной и профессиональной деятельности. Поэтому становление разрозненных экспериментальных умений, осуществляемое на лабораторно-практических занятиях по химии, еще не свидетельствует о подготовленности студентов к предстоящей педагогической деятельности. Требуется формирование интегративных экспериментально-педагогических умений, посредством установления связей между предметной и педагогической подготовкой.

Однако в последнее время в педагогических вузах в связи с усилением связей методики преподавания с другими дисциплинами психолого-педагогического блока наблюдается тревожная тенденция к сокращению общего количества часов на отработку химического эксперимента, а в преподавании специальных предметов по-прежнему недостаточно учитывается специфика деятельности учителя. Огромный потенциал химических дисциплин, определяемый длительностью их изучения, возможностью предоставления деятельностного поля для отработки педагогических умений оказался не востребованным. Но если раньше педагоги лишь отмечали необходимость пропедевтики методической подготовки в цикле химических дисциплин (В.И.Сластенин [155], Н. И. Лукашова [101], Л. Г. Федотова [194], М. В. Федякин [195] и др.), то сегодня предпринимаются активные усилия по исправлению сложившегося положения. И в этом отношении следует особо выделить работы, проводимые в МПГУ под руководством Г. М. Чернобельской [15, 208].

Таким образом, налицо явное противоречие между требованиями, предъявляемыми современной концепцией образования к учителю химии и недостаточной реализованностью потенциала химических дисциплин в формировании экспериментально-педагогических умений студентов. Выявленное противоречие и определило актуальность нашего исследования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка учителя химии на начальном этапе обучения в педагогическом вузе на основе использования системообразующей роли химического эксперимента.

Предметом исследования является реализация дидактических функций химического эксперимента при подготовке учителя на младших курсах на лабораторных и практических занятиях по химии.

Цель исследования состоит в выявлении и реализации посредством создания методической системы дидактических функций химического эксперимента в профессиональной подготовке учителя химии на начальном этапе обучения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: реализация в рамках разработанной методической системы дидактических функций химического эксперимента в профессиональной подготовке учителя на начальном этапе обучения является фактором повышения качества химической подготовки, мотивированности учения студентов, уровня сформированности экспериментально-педагогических умений.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в диссертации решались следующие задачи-.

• на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности и условия профессионального обучения студентов младших курсов;

• определить значение химического эксперимента для профессиональной подготовки учителя химии на современном этапе, установив при этом роль и специфику химического эксперимента как метода учебного познания;

• выявить дидактические функции химического эксперимента в профессиональной подготовке учителя химии на младших курсах, предложить способы их реализации;

• разработать адекватную задачам лабораторного химического практикума методическую систему реализации дидактических функций химического эксперимента в профессионально-педагогической подготовке учителя на младших курсах;

• оценить эффективность разработанной методической системы в практике преподавания в курсах «Введение в химию» и «Неорганическая химия» .

Методологической основой исследования явились: современная концепция образования, теории познания, деятельности, поэтапного формирования умственных действий, формирования обобщенных умений, контекстный подход.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: историко-логический анализ, моделирование, сравнение, обобщение, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, сбор массового материала, эмпирические, интерпретационные, а также методы обработки и сведения данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации:

• предложена и внедрена концепция профессиональной подготовки учителя химии на младших курсах педвузов на основе реализации дидактических функций химического эксперимента через организацию лабораторных практикумов в курсах «Введение в химию», «Неорганическая химия» ;

• разработана методическая система, направленная на педагогизацию предметной подготовки при системообразующей роли химического эксперимента и выделении его как самостоятельного предмета изучения;

• обоснована необходимость включения на первом этапе курса «Введение в химию» и лабораторных химических практикумов нового содержания и структуры, обеспечивающих педагогизацию предметной подготовки;

• предложены методические рекомендации к использованию химического эксперимента в курсе «Введение в химию» и «Неорганическая химия» в целях профессиональной подготовки учителя химии на начальном этапе обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана и внедрена в практику образовательного учреждения методическая система реализации дидактических функций химического эксперимента, направленная на повышение эффективности профессиональной подготовки учителя. Предложены программы курсов и методические рекомендации лабораторных практикумов «Введение в химию», «Неорганическая химия» .

Основные положения выносимые на защиту.

1. Концепция профессиональной подготовки учителя химии на младших курсах педвузов при системообразующей роли химического эксперимента и выделении его как самостоятельного предмета изучения.

2. Методическая система реализации дидактических функций химического эксперимента в подготовке учителя химии на начальном этапе обучения через лабораторные практикумы курсов «Введение в химию» и «Неорганическая химия» как средство формирования экспериментально-педагогических умений.

Апробация работы проводилась через практическое внедрение и проверку предложенной методической системы в Омском, Красноярском, Томском государственных педагогических университетах, Курганском, Тобольском государственных педагогических институтах. Педагогический эксперимент осуществлялся с 1992 по 1997 год. Основные положения, ход, итоги научного исследования обсуждались на научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях» (Омск, 1994 г.) — на V координационном совещании «Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах» (Санкт-Петербург, 1995 г.) — на научно-практической конференции «Химическое образование на пороге XXI века» (Красноярск, 1996 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании» (Йошкар-Ола, 1996 г.) — на НМС по химии УМО «Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе» (Киров, 1996 г.) — на научно-практической конференции «Экспериментально-инновационная деятельность в современном образовательном пространстве» (Тобольск, 1997 г.) — на 44-ой Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе» (Орел, 1997 г.) — на заседаниях ученого совета химического факультета ОмГПУ, 1995;1997 гг.- на лекциях для студентов I и V курсов химического факультета ОмГПУ и ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1995;1997 гг.

По проблеме исследования студентами Омского государственного педагогического университета выполнено пять курсовых работ (1994;1995 гг.), три выпускных квалификационных работы (1997 г.).

По теме исследования опубликовано 9 работ, в которых изложены основные идеи диссертации, даны практические рекомендации в соответствии с темой исследования.

3. Результаты исследования эффективности предложенной методической системы показали: а) применяемая в практике обучения методическая система, направленная на реализацию дидактических функций химического эксперимента, способствует повышению качеств знаний студентов по предмету и формированию научных представлений о методах исследования. Об этом свидетельствуют значения Куз и результаты анкетирования студентовб) разработанная и внедренная в образовательный процесс методическая система, позволяет на лабораторно-практических занятиях по химии успешно формировать экспериментальные, экспериментально-педагогические умения, способствует развитию умений самообразования. Данный вывод подтверждается полученными значениями индекса выраженности умений (7), коэффициента полноты выполнения операций (Кпо), коэффициента успешности (у) и результатами статобработки (ст, cv, Mo) — в) использование данной методической системы позволяет поддержать положительное отношение студентов к избранной профессии, что подтверждается результатами сравнения динамики общего индекса удовлетворенности студентов профессией в различные периоды, в различных педвузах.

Значительный рост показателей качества знаний студентов по предмету и методам химического исследования, уровня сформированности экспериментальных и экспериментально-педагогических умений, отношения студентов к профессии, полученные в ходе осуществления педагогического эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной нами методической системы реализации дидактических функций химического эксперимента в подготовке учителя на начальном этапе обучения. Таким образом, получила подтверждение рабочая гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования.

Заключение

.

Ведущими принципами организации педагогического образования выступают гуманизация, фундаментализация, непрерывность, двойное опережение. Для их достижения каждый из предметов, преподаваемых в вузе, должен быть вписан в единую систему общей и профессиональной подготовки, нацеленную на развитие студента, формирование качеств личности педагога, на становление его как учителя — предметника.

Большими потенциальными возможностями в подготовке учителя химии как специалиста, способного сочетать в своей деятельности предметные, методические, педагогические знания и умения, обладают химические дисциплины, последовательно и длительно изучаемые в вузе. Дидактические возможности химии позволяют обеспечить становление положительного отношения к профессии, формирование общеучебных умений как средств самообразования, предоставление знаний потребных в будущей деятельности (специальных, межпредметных, мировоззренческих и др.), развитие умений (экспериментальных, методических и др.), раскрытие творческих способностей, педагогических задатков. Однако для этого требуется перестраивать процесс преподавания, использовать эффективные способы педагогизации химического обучения.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Предложенная концепция профессиональной подготовки учителя химии на начальном этапе обучения, в основу которой положена идея о системообразующей роли химического эксперимента, обеспечивает единство специальной, методической, педагогической подготовки студентов при изучении дисциплин предметного блока.

2. Разработанная методическая система профессиональной подготовки учителя направлена на осуществление педагогизации предметной подготовки в курсах «Введение в химию» и «Неорганическая химия» посредством реализации дидактических функций химического эксперимента.

3. Предложенные с учетом специфики обучения студентов младших курсов программа и методические рекомендации лабораторных практикумов позволяют сделать курс «Введение в химию» связующим среднюю и высшую педагогическую школу, обеспечивающим вхождение в экспериментальную деятельность, а также исходной «клеточкой» в формировании профессиональной подготовки учителя химии на последующих этапах учебы в педвузе.

4. В результате проверки эффективности методической системы установлено повышение мотивированности учения студентов, уровня сформированности экспериментально-педагогических умений, качества химической подготовки. Таким образом, получила подтверждение рабочая гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования.

Положительные результаты, полученные в ходе исследования, направленного на педагогизацию химической подготовки, позволяют обозначить перспективные направления дальнейшей работы по избранной проблеме: 1) поиск путей реализации дидактических функций химического эксперимента в профессиональной подготовке студентов на последующих этапах обучения- 2) развитие идеи о систематизирующей роли химического эксперимента в профессиональной подготовке учителя химии, то есть исследование тех его функций, которые реально обеспечивают условия для эффективного применения психолого-педагогических знаний и умений студентов и способствуют содержательной интеграции дисциплин всех блоков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1990. Т. 1. /Сост. В. П. Лисенкова. — 230 е.- Т.2./ Сост. Н. В. Кузьмина. — 287 с.
  2. Г. Эвристический метод обучения, или искусство представлять детям самим доходить до познания предметов (глава их истории английской школы). Извлечение и перевод проф. А. П. Павлова. М., 1900. ~23с.
  3. И.А. Психологические особенности формирования у студентов умений учиться самостоятельно: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. — 155 л.
  4. Н.С., Азизова М. К., Бадыгина Л. И. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. М.: Высш.шк., 1979. — 255 с.
  5. А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1984. 254 л.
  6. Г. В., Жильцов С. Ф. Изучение курса «Основы техники химического эксперимента и его безопасность» в педагогическом вузе //Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. Орел, 1997. 4.1. С.60−61.
  7. В.П. Основные теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977. — 304 с.
  8. В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Л., 1986.- 15 с.
  9. В.Г. О путях улучшения качества обучения слушателей подготовительного отделения //Психолого-педагогические проблемы обучения первокурсников. Калининград, 1975.
  10. Е.А., Лейкам С. Н. О непрерывной методической подготовке будущих учителей химии //Совершенствование содержания и методов непрерывной профессиональной подготовки учителей химии. СПб.: Образование, 1993.-С.61−68.
  11. А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1981. — 203 л.
  12. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования //Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1993. — С. 3−8.
  13. Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации //Непрерывное образование: методология и практика /Под ред. А. А. Вербицкого М.: Знание, 1990. — С. 31−70.
  14. Т.А. Методическая подготовка будущих учителей //Первое сентября, «Химия». 1995. — № 48. — С.8−9.
  15. В.К. Теория и практика самостоятельной работы школьников: Авто-реф. дис.. докт. психол. наук. Тбилиси, 1986. — 35 с.
  16. В.В. Научный эксперимент. -М.: Наука, 1989. 174 с.
  17. Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1977. -Т.1. -254 е., Т.2. -288 с.
  18. З.Г., Грановская А. А., Таперова А. А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. Л.: Химия, 1986. — 288 с.
  19. Введение в философию: Учебник для вузов. Авторский коллектив: И. Т. Фролов и др. М.: Полит.лит., 1989. Ч 2. — 639 с.
  20. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высш.шк., 1991. -204 с.
  21. А.А. Контекстное обучение: теория и технологии. //Педагогические технологии контекстного обучения. /Под ред. А. А. Вербицкого. М.: Знание, 1994. — С.3−58.
  22. А.А. Методологические проблемы непрерывного образования //Непрерывное образование: методология и практика /Под ред. А. А. Вербицкого М.: Знание, 1990. — С.3−30.
  23. А.А. О контекстном обучении //Вестник высш.шк. 1985. -№ 8. — С.27−30.
  24. А.А. Познавательная активность личности в обучении. //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект) М.: Изд-во НИИВШ, 1986. — С. 5−21.
  25. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. (Обзорн. информ. НИИВШ. Сер. Содер., формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. М.: Изд-во НИИВШ, 1986. -40 с.
  26. А.А., Филиппов А. В., Красовский Ю. Д. Психолого-педагогические вопросы проведения деловых игр. (Обзор, информ. НИИ проблем высш.школы. Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высшей и сред. спец. школе», вып. 10.) М.: НИИВШ, 1983. — 44 с.
  27. В.Н., Смирнов А. Д. Техника химического эксперимента. Т.1. -М.: Просвещение, 1973. 364 с.
  28. В .Я. О дифференцированном подходе к формированию экспериментальных умений //Химия в школе. 1984. — № 2. — С.52−55.
  29. Е.Р. Атомный вес. История разработки экспериментальных методов. М.: Наука, 1984. — 94 с.
  30. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Дис.. докт. пед. наук в форме научн. доклада. М., 1965. -52 с.
  31. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т.1. — С.441−469.
  32. П.Я., Пантина Н. С. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в резании //Ориентировочный рефлекс и ориентировочно исследовательская деятельность. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — С.322−328.
  33. Н.Н. Программы и учебники по химии: реальность и перспектива //Химия в школе. 1996. — № 4. — С.2−11.
  34. В.П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе: Метод, пособие. JL, 1974. — 136 с.
  35. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993. — 237с.
  36. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП МИО, 1993. — 160 с.
  37. М., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Пер. с англ. М.: Знание, 1984. -255 с.
  38. З.Е. Практикум по неорганической химии: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш.шк., 1986. -349 с.
  39. А.А., Назарова Т. С. Кабинет химии. М.: Просвещение, 1983. -176 с.
  40. Гришманов J1.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов //Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: Изд-во Кишеневского гос. ун-та, 1990. — С.3−17.
  41. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  42. В.Н. Методика обучения учащихся решению экспериментальных творческих задач по химии: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 171 с.
  43. Е.П. Деловые педагогические игры в системе подготовки студентов к решению педагогических задач //Совершенствование содержания и методов подготовки учителей и организаторов народного образования. -Тверь: ТГУ, 1990. С. 89−98.
  44. В.Н. Учебная самоорганизация студентов как фактор успеваемости. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1977. 22 с.
  45. И.Л. Профессиограмма преподавателя химии (диалектико-методический аспект). СПб., 1992. — 72 с.
  46. И.Л. Профессиональная подготовка учителя химии в педагогическом институте //Совершенствование содержания и методов профессиональной подготовки учителей химии. Межвуз. сборник научных трудов. -С.-Петербург: Образование, 1993. С.3−14.
  47. М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов. М.: Высш. шк., 1978. 177с.
  48. И.М., Комшилова О. Н. Практикум по химии. Минск, Высш.шк., 1986. — 140 с.
  49. В.И. Дидактика высшей школы. Текст лекций. Челябинск: ЧПИ, 1990.-98 с.
  50. О.С. Системно-структурный подход к обучению общей химии. -М.: Изд-во МГУ, 1983.- 170 с.
  51. О.С. Задачи и вопросы по химии. М.: Химия, 1985. — 300 с.
  52. О.С. Исследовательский практикум по общей химии: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 480 с.
  53. О.С. Принципы построения методической системы обучения общей химии. Дис. докт. пед. наук в форме научн. доклада. М., 1985. 32с.
  54. О.С. Системно-структурный подход к обучению общей химии. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 170 с.
  55. О.С. Содержание и структура курса общей химии. М.: Хим. ф-т МГУ, 1981.- 35 с.
  56. О.С. Что такое общая химия и причем здесь блондины и заика //Первое сентября «Химия». №№ 7−8. — 1994. — С.2.
  57. Закон РФ «Об образовании» /Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного и профессионального образования. М., 1996.-С.3−63.
  58. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -430 с.
  59. Э.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к проведению химического эксперимента в школе //Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. Киров, 1996. — С. 14−16.
  60. Э.Г., Гаркунов В. П. Функции школьного химического эксперимента в условиях развивающего обучения //ВХО им. Д. И. Менделеева, том 28. 1983. — № 5. — С.40−43.
  61. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников (на материале предметов естественнонаучного цикла): Дис. докт. пед. наук. М., 1979. — 362 с.
  62. Л.Я. Отражение науки в содержании образования //Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. -С. 104−118.
  63. М.И. Дидактические игры в педагогических классах //Первое сентября, «Химия». 1993. — № 21−22. — С.4.
  64. М.И. Пропедевтика методической подготовки учащихся педагогических и химико-педагогических классов: 13.00.02. Дис. канд. пед. наук. -М., 1994.- 170 с.
  65. Л.Ф., Александрова Н. А. Приемы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лабораторно-практических занятий //Психолого-педагогические вопросы методики обучения химии в высшей школе. Саранск, 1987. — С.35−44.
  66. В.В. «Методические игры» как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогического вуза //Ученые записки. Совершенствование подготовки учителя, вып. 199.- Казань: КГПИ, 1980, С.69−77.
  67. Ивановский В. Н, Шергин Н. П. Практикум по общей и неорганической химии. Росвузиздат, 1963. 175 с.
  68. В.А., Эсаулов А. К., Ланина И. Я. Деловые игры в системе УИР ЛГПИ им. А. М. Герцена //Вестник высш.шк. 1981. — № 11. — С.43−45.
  69. Использование учебного оборудования на уроках химии: Пособие для учителей /А.А.Грабецкий, Л. С. Зазнобина, И. Я. Маурина, Т. С. Назарова. М.: Просвещение, 1979. — 141 с.
  70. Ишкова J1.B. Межпредметные связи профилирующих дисциплин как средство академической адаптации в вузе //Вопросы формирования личности учителя. Рязань: РГПИ, 1978. — С. 185−195.
  71. JI.A. Методика организации химического эксперимента исследовательского характера в средних ПТУ. Автореф.. канд. пед. наук Казань, 1983. -18 с.
  72. JI.A. Методика организации химического эксперимента исследовательского характера в средних профессионально-технических училищах: Дис. канд.пед.наук. Казань, 1983. — 150 с.
  73. И.П., Кевлишвили М. П. Организация продуктивной учебно-профессиональной деятельности студентов при проведении лабораторного практикума // Совр. высш. шк. 1978. — № 1 (21). — С.65−75.
  74. П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1987. — 490 с.
  75. Квалификационная характеристика специалистов с высшим образованием по специальности педагогических институтов. М.: Мин. проев. СССР, 1985. -94 с.
  76. .М. Проблема научного метода.-М.: 1994.-12 с.
  77. М.К. Использование теории поэтапного формирования умственных действий при обучении экспериментальным навыкам по химии // Психолого-педагогические вопросы методики обучения химии в высшей школе. Саранск, 1987. — С.26−44.
  78. Г. С. Итоги международного исследования по оценке подготовки школьников по естествознанию//Химия в школе. 1993. — № 1.- С.58−63.
  79. И.Ф. Знаково-контекстное обучение в курсе педагогики как средство развития профессионального мышления //Совершенствование содержания и методов подготовки учителей и организаторов народного образования. Тверь: ТГУ, 1990. — С. 22−28.
  80. Л.Л., Лазутина Г. В., Пронин Е. И. Учебная модель профессиональной деятельности как условие активного освоения теории и практики //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект) М.: Изд-во НИИВШ, 1986. — С. 80−100.
  81. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.-172 с.
  82. М.Н. Развитие содержания высшего педагогического образования в России //Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 15. Омск: Изд-во Омского госпедуниверситета, 1996. — С.5−17.
  83. М.Н., Одинцов П. К. Обновление высшего педагогического образования в условиях реализации многоуровневой системы педобразования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 6. Омск: Изд-во ОмПГУ, 1994. — С.8−11.
  84. ., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. М.: Химия, 1995.-314 с.
  85. В.И. Общая химия: Тенденции развития. М.: Высш.шк., 1989.- 288 с.
  86. В.И., Рахимбекова Х. М. Общая химия как наука и учебный предмет //Химия в школе. 1995. — № 1. — С.69−73.
  87. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  88. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  89. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  90. Лабораторный практикум по общей химии: Учеб. пособие для нехимических специальностей вузов /Под ред. А. А. Таперовой, -М.: Высш.шк., 1976. -319 с.
  91. В.П. Влияет ли методология науки (в частности химии) на метод ее элементарного преподавания? // Сб.2. Проблемы научной педагогики. -М., 1929.
  92. М.И., Исаева Б. И., Анкудимова И. А., Володина Н. А. Практикум по химии /Под ред. М. И. Лебедевой. -Воронеж, Изд-во Воронеж, у-та, 1990. -150 с.
  93. Г. Е., Райцин Г. А. Практикум по общей химии. М.: Высш.шк., 1971.- 336 с.
  94. Х.И., Неузведский Б. А. Некоторые меры, способствующие адаптации студентов первого курса в вузе. Тарту: Изд-во Тарт., ун-та, 1970. -/4с.
  95. М.В. Полное собрание сочинений. Т.9. 1955:?Шс.
  96. Н.И. Развитие профессиональных интересов студентов педагогического института при подготовке учителя химии. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1982. 199 л.
  97. А.А. Концепция педагогического образования и проблемы ее реализации при подготовке учителя химии //История, современное состояниеи перспективы развития методики преподавания химии. Тюмень, 1990. -С.3−8.
  98. А. А. Мациевский А.Э. Основные направления совершенствования методологической подготовки учителя химии //Институт школе. — Житомир, 1990. — С.247−249.
  99. А.А., Обухов B.JI. Методология химии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -160 с.
  100. А.А. О взаимодействии циклов учебных дисциплин, обеспечивающих единство профессиональной подготовки учителя в системе непрерывного образования //Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1992. — С.56−57.
  101. А.А., Суртаева Н. Н. Индивидуальная работа студентов педагогического вуза как средство профессиональной подготовки учителя (На примере химической подготовки) //Химия. М., 1991. — Вып. 13. — С.112−119.
  102. В.Т., Мамигонова Т. А. Педагогические игры: Содержание и возможности //Сов. педагогика. 1981. — № 2. — С. 96−104.
  103. Материалы по многоуровневой подготовке учителя биологии, химии, географии, физики. Калуга, 1992. — 318 с.
  104. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М.: Знание, 1977. -44 с.
  105. Д.И. О преподавании на первом курсе. В физико-математическом факультете. Соч. Т.ХХШ. Л.-М.: Изд-во АПН СССР, 1952. -С.343−356.
  106. Д.И. Основы химии. Т.П. 13-е изд. М.-Л.: ГНТ изд-во хим.лит., 1947. 70S с.
  107. Д.И. Соч. Т. XV. Л.-М.: Изд-во АПН СССР, 1949. 646 с.
  108. Методика обучения студентов педвузов химическим дисциплинам: Метод, рекомендации /Под ред. Г. М. Чернобельской. М., 1984. — 90 с.
  109. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы /Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. 4.1. М.: Просвещ., 1980. — 319 с.
  110. Методика преподавания химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. М.: Просвещение, 1984. — 415 с.
  111. Методические указания для студентов химиков педагогических институтов /Под ред. Г. М. Чернобельской. — М., 1986. — 50 с.
  112. Методическое письмо «О совершенствовании школьного химического эксперимента в средней школе» //Химия в школе. 1983. — № 4. — С.49−56.
  113. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости /Под ред. В. А. Якунина. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991.-84 с.
  114. А.Ф., Сенаторова Н. И. Роль практической подготовки в вузе в развитии профессиональной активности будущих специалистов. //Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект) М.: Изд-во НИИВШ, 1986. — С. 112−126.
  115. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Т. С. Сухобской. М., 1981. — 120 с.
  116. Навыки и умения необходимые для подготовки учителя химии. Метод, рекомендации /Под ред. С. А. Балезина. М., 1982. — 21 с.
  117. Т.С., Грабецкий А. А., Алексинский В. Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. -М.: Просвещение, 1984. -159 с.
  118. Т.С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  119. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, Изд-во АН Армянской ССР, 1988. — 262 с.
  120. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. -418с.
  121. Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности их профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1984.-289 л.
  122. Е.П. Объяснение функция науки. — М.: Наука, 1970. — 280 с.
  123. Общая и неорганическая химия (с элементами проблемного обучения). Лаб. практикум /Ю.В.Бюриков, В. И. Булавин, В. И. Шагайденко, Л. С. Свитенок. Киев: Высш. шк., 1990. — 383 с.
  124. О преподавании химии в 1984/85 учебном году //Химия в школе. 1984. -№ 4. — С.24−26.
  125. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещ., 1986. — 464 с.
  126. Определение стандартов содержания химико-педагогического образования: Методические рекомендации. СПб.: Образование, 1993. — 45 с.
  127. В. История электрохимии. Пер. с нем. Г. А. Котляра. СП б., Образование, 1911. — 251 с.
  128. Пак М.С., Злотников Э. Г., Ласточкин А. Н. Химико-педагогическое образование: методология, теория, практика //Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. -Орел, 1997. 4.1. С.4−5.
  129. К.Я. Химический эксперимент в средней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 360 с.
  130. К.Я. Химия как учебный предмет в дореволюционной и советской школе. М.: Изд-во АПН, 1963. -357 с.
  131. К.Я. Эвристический метод в его историческом развитии //Вопросы обучения химии в средней школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- С.264−283.
  132. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  133. Педагогические технологии контекстного обучения /Под ред. А. А. Вербицкого /Новые методы и средства обучения, № 2 (16). М.: Знание, 1994. — 111 с.
  134. П.И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как средство активизации учебного процесса //Сов. педагогика. -1985. № 3. — С.22−25.
  135. Д.И. Сочинения. T.V. 3-е изд. З. Ф. Павленкова. — СПб., 1901.~608с
  136. Д.И. Сочинения. Т.III. М., Изд. Ф. Павленкова, 1904.-572с.
  137. К.К. О знаниях, навыках и умениях // Советская педагогика. -1968.-№ И.-С. 98−103.
  138. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 260с.
  139. О.М. Взаимосвязь техники и методики школьного химического эксперимента. Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. — 180 с.
  140. B.C. Экспериментальные методы обучения химии в средней общеобразовательной школе. Дис.. докт. пед. наук. М., 1967. — 667 с.
  141. Практикум по неорганической химии /Под ред. А. Ф. Воробьева, С. И. Дракина. М.: Химия, 1984. — 246 с.
  142. Практикум по неорганической химии /Под ред. В. И. Спицина. М.: Изд-во МГУ, 1984.-295 с.
  143. Практикум по неорганической химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Л.В.Бабич, С. А. Балезин, Ф. Б. Гликина и др. М.: Просвещение, 1991.- 320 с.
  144. Практикум по общей химии / Под ред. Е. М. Соколовской, О. С. Зайцева. -М.: Изд-во МГУ, 198 400 с.
  145. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994. — 131 с.
  146. Программа общеобразовательных учреждений. Химия. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования РФ. М.: Просвещение, 1994. — 62 с.
  147. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Химия. М.: Просвещение, 1993. -296 с.
  148. Программы педагогических институтов. Сборник № 27. -М.: Просвещение, 1979. 125 с.
  149. Проект квалификационной характеристики учителя химии / Под ред. В. А. Сластенина. М.: 1973. — 10 с.
  150. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб.ст. /Ред. В. А. Гаврилов и др. Кишинев: Штиинца, 1990. -113с.
  151. А.И., Вергелис Г. И. Показатели готовности к профессионально-педагогической деятельности //Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1994. — С. 16−31.
  152. Разработка стандартов естественнонаучного образования в США. /Дональд Б. Янг и другие. Международная конференция «Гуманитаризация естественнонаучного образования: проблемы и перспективы». СПб., 1996. -28 с.
  153. Т.П., Салмина Н. Г. Пути повышения активности обучения //Научные основы преподавания химии в высшей школе /Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. М., 1978. С.89−103.
  154. Х.М. «История химии и эволюция содержания учебников общей химии: XVIII XX вв.» — Алма-Ата, 1992. — 91 с.
  155. Решетова 3.А. Психологические основы профессионального обучения.-М.: Изд-во МГУ, 1985. 206 с.
  156. З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке//Вопр. психологии. 1956. -№ 1. — С.53−63.
  157. З.А., Петкова И. Н. Организация познавательной деятельности студентов при выполнении заданий лабораторного практикума //Научные основы преподавания химии в высшей школе /Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. М., 1978. С.105−127.
  158. З.А., Телегина Л. И. Опыт применения программированных учебных заданий в лабораторном практикуме по общей химии //Научные основы преподавания химии в высшей школе /Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. М., 1978. С. 128−162.
  159. В.И., Чекалева Н.В. Концептуальные подходы к реализации многоуровневого образования в Омском педагогическом университете
  160. Многоуровневое высшее педагогическое образование. Вып. 15. Омск: Изд-во Омского госпедуниверситета, 1996. — С. 21−30.
  161. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста //Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1994. — С.8−16.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
  163. Руководство к лабораторным работам по общей и неорганической химии /Под ред. Ф. Я. Кульба. -Л.: Химия, 1976. 279 с.
  164. Руководство к лабораторным работам по общей химии /Под ред. А. Ф. Богоявленского. М.: Высш.шк., 1972. — 190 с.
  165. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие /Отв. ред. П. Е. Рыженков. Новосиб.: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 118 с.
  166. В.И. Практикум по общей химии. М.-Л., 1964. — 383 с.
  167. Т.А., Агеева Н. В. Влияние методологических знаний на формирование у студентов навыков описания учебного эксперимента по химии //Психолого-педагогические вопросы методики обучения химии в высшей школе. Саранск, 1987. — С.50−59.
  168. Серия: «Учебный процесс в вузе: проблемы и решения». Вып.II. Активные методы обучения /Сост. А. А. Вербицкий и др. М.: Моск. ин-т газа, 1986. — 33 с.
  169. A.M. «Два блондина и заика» или что такое общая химия //Первое сентября, «Химия». 1993. — №№ 19−20. — СЛ.
  170. С.И. О педагогическом значении опытных наук в курсе средней школы. «Образование», 1901, № 1.
  171. С.И. Судьба нашей средней школы. М., 1907. 79с.
  172. Е.М. Основные направления разработки научных основ преподавания химии в вузах //Научные основы преподавания химии в высшей школе/Под ред. Н. Ф. Талызиной, Е. М. Соколовской. М.: Изд-во МГУ, 1978. — С.3−21.
  173. В.В. Методика обучения химии на основе деятельностной теории учения: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1992. 223 с.
  174. В.В. Фундаментализация обучения химии в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1991.-91с.
  175. .А. Как и зачем человек учится // Химия в школе. № 1. -1995. — С. 19−23.
  176. Стандарт среднего химического образования //Химия в школе. 1993. — № 3. — С.3−4.
  177. Стандарт среднего химического образования (проект) // Химия в школе. -1993.-№ 4-С. 5−20.
  178. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин). Дисс. докт. пед.наук. 13.00.01. -М., 1995. 341 с.
  179. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 168 с.
  180. Г. В. Структурно алгоритмический анализ и синтез деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 120 с.
  181. Н.Ф. Методика составления обучающих программ: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 47 с.
  182. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  183. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста /Под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 174 с.
  184. Л.Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания. Дис.канд. пед. наук. М., 1990. — 227 л.
  185. Теория познания. Познание как исторический процесс /Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1993. Т.З. — 397 с.
  186. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
  187. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. — 111 с.
  188. К.Д. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.Я. Стру-минский. М.: Учпедгиз, 1945. — 565 с.
  189. Л.Г. Педагогическая эффективность методов и средств профессиональной подготовки студентов /На материале преподавания химии в пединститутах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  190. М.В. Профессиональная подготовка студентов на лабораторно-практических занятиях по методике обучения химии в педагогическом институте. Омск, 1968. — 336 с.
  191. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -239 с.
  192. Химический эксперимент на уроке. Экспериментальные материалы в помощь начинающему учителю. Л.: Изд-во АПН СССР, 1986. — 67 с.
  193. Химия в школе: ближайшие перспективы // Химия в школе. 1993. — № 11. — С.2−4.
  194. Химия и общество: Пер с англ. М.: Мир, 1995. — 560 с.
  195. Химия. Лабораторный практикум для средней школы /Под ред. Е. М. Дяткиной. М.: Мир, 1973. -431 с.
  196. Г. П. Практикум по общей и неорганической химии с применением полумикрометода: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш.шк., 1980. — 333 с.
  197. С. И. Аранская О.С. Психолого-педагогический компонент профессиограммы учителя химии //Совершенствование содержания и методов непрерывной профессиональной подготовки учителей химии. СПб.: Образование, 1993. — С. 14−24.
  198. Хрестоматия по истории педагогики /Сост. И. Ф. Свидковский. T.l. М., Учпедгиз, 1935. 633с.
  199. Н.В. Единство образовательной и профессиональной психолого-педагогической подготовки студентов в системе многоуровневого высшего образования // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 6. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. — С. 11−15.
  200. Н.В. Педагогические знания в структуре образовательно-профессиональной программы бакалавра образования //Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 14. Омск: Изд-во Омского госпедуниверситета, 1996. — С. 10−13.
  201. Г. М. Система методической подготовки учителя химии в педвузе. Автореф. дис. док. пед. наук: 13.00.02. М., 1989. — 37 с.
  202. Г. М. Учебно-научный школьный комплекс в профессионально-педагогической подготовке учителя химии //Химия в школе. 1991, -№ 3. — С.27−31.
  203. Г. М., Боровских Т. А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии //Химия в школе. 1997. — № 3. — С.55−58.
  204. С.Г., Глориозов П. А. Методика преподавания химии в семилетней школе. М.-Л.: Изд-во АПН, 1948. -295 с.
  205. Т. Ф. Василевская Л.В., Цехнович A.M. Для активиации самостоятельной работы //Вестник выш. шк. 1985. — № 1. — С.72−73.
  206. Е.А. Ознакомление учащихся с методами исследования веществ в школьном курсе химии. Дис. .канд.пед.наук. -Л., 1979. 204 с.
  207. Е.А. Пропедевтика методической подготовки студентов на первых курсах педвуза //Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. -Киров, ВГПУ, 1996. С.9−10.
  208. Е.М. Дидактические условия формирования профессионального мышления у студентов педагогического вуза с учетом специфики факультета. Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 20 с.
  209. В.Е., Взятышев В. Ф., Романова Л. И. Взгляды в XXI век //Высшее образование в России. 1993. -№ 4. — С.55−68.
  210. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Научно-метод. пособ. М.: Высш. шк., 1982. — 223 с.
  211. В.А. Психология учебной деятельности студентов. Учеб. пособие. -М-СПб.: Изд-во корпорации «Логос», 1994. -154с.
  212. Boden A Chemtext. Australia: Science Press, 1986. 512 p.
  213. Lavoisier A.L. Traite elementaire de chimie. Vol. 1. Paris, 1789. Цит. no А. Л. Лавуазье. Из начального учебника химии //Успехи химии, 1943. Т. 12, вып.5.
  214. Novak Е. Auf der spur der elemente. Leipzig: VEB Deutscher Verlag fur Grundstofflndustrie. 1971. — 308s.
  215. В основу программы заложены принципы непрерывности образования, фундаментализации, профессиональной ориентации.
  216. Определяя образовательную деятельность как особую форму самореализации личности, программа согласует интересы развивающейся личности и задачи предмета изучения. Данное положение соответствует целям современной субъектной парадигмы образования.
  217. Тема 1. Химический эксперимент как метод познания.
  218. Историческое значение химического эксперимента в становлении химии как науки.
  219. Основные химические понятия и законы химии, их формулирование и уточнение на основании постановки химического эксперимента.
  220. Тема 2. Средства химического эксперимента.
  221. Цель изучить материальные и нематериальные средства химического эксперимента как условий его осуществления.
  222. Химическая лаборатория, ее устройство. Основные правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Общие правила работы в химической лаборатории. Меры предосторожности.
  223. Тема 3. Компоненты химического эксперимента.
  224. Цель освоить на практике методы исследования химических объектов наблюдения, измерения, описания, эксперимент. Научить студентов объяснять результаты химического эксперимента.
  225. Измерение. Необходимые элементы измерения: числовое значение измеряемой величины, средства измерения, совокупность действий, система единиц измерения.
  226. Тема 4. Методы разделения и очистки веществ.
  227. Цель изучить основные приемы работы в лаборатории, освоить частные методики разделения и очистки веществ.
  228. Классификация веществ по содержанию примесей. Чистота вещества, степень чистоты вещества, основной компонент, примесь, микропримесь, особо чистое вещество, абсолютно чистое вещество.
  229. Фильтрование. Виды фильтрования. Фильтры. Осадок, фильтрат. Фильтрование на гладком и складчатом фильтре. Фильтрование под уменьшенным давлением.
  230. Использование метода фильтрование для разделения смеси при определении количественного соотношения веществ, участвующих в химической реакции.
  231. Очистка и осушка газов. Получение и очистка углекислого газа. Назначение, устройство и работа аппарата Киппа и промывных склянок.
  232. Очистка жидкостей. Дистилляция. Прибор для перегонки жидкостей под нормальным давлением: сборка, описание, работа.
  233. Экстрагирование. Экстрагирование водного раствора брома бензолом.
  234. Очистка твердых веществ. Возгонка йода (или бензойной кислоты). Перекристаллизация.
  235. Общие указания к работе. Очистка нитрата калия, нитрата натрия, хлорида калия, дихромата калия, медного купороса.1. Тема 5. Стехиометрия.
  236. Определение относительной молекулярной массы газов. Определение относительной молекулярной массы кислорода. Определение относительной молекулярной массы углекислого газа.
  237. Определение эквивалентной массы простого вещества. Прямое определение эквивалентной массы магния. Определение эквивалентной массы магния методом вытеснения.
  238. Установление формул химических соединений. Установление формулы сульфида меди. Установление формулы кристаллогидрата: хлорида кобальта, сульфата меди, сульфата никеля, карбоната натрия, сульфата кальция.
  239. Тема 6. Учебно-исследовательское задание по теме «Стехиометрия».
  240. Цель предоставить возможность самостоятельной отработки приобретенных экспериментальных умений при осуществлении лабораторного химического эксперимента на практике- обобщение и систематизация знаний- проведение итогового контроля.
  241. Тема 7. Строение атома. Периодический закон. Химическая связь.
  242. Цель сформировать общие представления о строении вещества: строение атома, химическая связь, агрегатное состояние. Практически подтвердить фундаментальное положение химии «свойства веществ есть функция их строения».
  243. Периодичность изменения свойств химических элементов и их соединений.
  244. Химическая связь и свойства химических соединений.
  245. S. Введение в теорию химических процессов.
  246. Тепловые эффекты химических реакций.1. Закон Гесса.
  247. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Катализ.
  248. Электролитическая диссоциация.
  249. Электропроводность растворов кислот, оснований и солей. Диссоциация солей в воде. Сравнение химической активности сильных и слабых электролитов. Химическое равновесие в растворах электролитов.
  250. Реакции в растворах электролитов. Произведение растворимости.
  251. Обменные реакции, идущие с образованием слабых электролитов. Реакциянейтрализации (продукты, изменение температуры). Условие взаимодействия соли слабой кислоты с сильной кислотой. Амфотерность.
  252. Обменные реакции, идущие с образованием труднорастворимых веществ. Опыты на выявление условий образования и растворения осадков.
  253. Обменные реакции, идущие с образованием летучих соединений.
  254. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей.
  255. Определение рН раствора и константы диссоциации с помощью универсальной индикаторной бумаги. Гидролиз, условия его протекания. Влияниетемпературы и разбавления на степень гидролиза. Продукты гидролиза, рН среды. Обратимый и необратимый гидролиз.
  256. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
  257. Электролиз растворов солей.
  258. Тема 9. Учебно-исследовательское задание по теме «Вода. Химия растворов».
  259. Демонстрационный химический эксперимент, его значение в обучении, условия и правила демонстрации.
  260. Вода удивляющая и удивительная. 2. Процесс растворения, свойства растворов. 3. Насыщенные растворы, рост кристаллов. 4. Реакции в растворах.
  261. Экспериментальная деятельность студентов при выполнении лабораторных работ
  262. Методологический аппарат исследования химических объектов.
  263. Основные понятия методологического аппарата исследования.
  264. Цель идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
  265. Объект (от лат. objectum предмет) — философская категория, выражающая то, что противоречит субъекту (исследователю) в его предметно — практической и познавательной деятельности.
  266. Метод (от греч. methodos путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели.
  267. Операция (от лат. operatio действие) — законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи.
  268. Вывод связывает результат с поставленной целью.
  269. Оформление лабораторных работ соответствует методологическому аппарату исследования химических объектов и включает следующие разделы.
  270. Цель. 2. Объект исследования. 3. Теоретические посылки. 4. Метод изучения. 5. Техника безопасности. 6. Приборы и реактивы. 7. Ход работы. 8. Полученные результаты. 9. Обработка результатов. 10. Вывод.
  271. Классификация экспериментальных умений, формируемых на лабораторных занятиях по химии.
  272. Операционно-познавательные (интеллектуальные).
  273. Организационные (планирование эксперимента, подготовка рабочего места, рациональное использование реактивов и материалов и т. д.).
  274. Коммуникативные (обсуждение содержания и результатов эксперимента) —
  275. Оценочные (самоконтроль, взаимоконтроль).
  276. В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе. Том 1. -М.: Изд.-во Мин. проев. РСФСР. 1959.
  277. JI.B., Винокурова Г. В., Зайцев О. С. Организация деятельности учащихся при изготовлении самодельных приборов // X имия в школе, -1991. -N 6. -С.65−68.
  278. Н.А. Универсальный прибор // Химия в школе, 1994.- N 5. -С.56−57.
  279. Педагогико-эргономические требования к учебным приборам, установкам, инструментам, лабораторным принадлежностям. М.: АПН, 1990. — 39 с.
  280. Практикум по неорганической химии /Под ред. Л. В. Бабич, С. А. Балезин и др. М.: Просвещение, 1983. — 320 с.
  281. С.Г., Глориозов П. А. Методика преподавания химии в семилетней школе. М-Л.: АПН. 1948. -295с.
  282. По назначению химические стеклянные приборы могут служить получению вещества, изучению свойств вещества или выполнять обе функции одновременно.
  283. При сборке приборов осуществляется один из подходов: узловой, универсальный, модульный.
  284. Узловой подход. Это наиболее распространенная форма, при которой приборы собираются на основе узлов-деталей (различно изогнутые стеклянные трубки, широкие стеклянные и металлические трубки, пробки с трубками и др.)
  285. Универсальный подход. Он заключается в том, что в одном и том же приборе демонстрируют различные опыты (прибор Кирюшкина для получения различных газов).
  286. Учителю химии или лаборанту часто приходиться собирать приборы самостоятельно в условиях школьной лаборатории. При этом в основном используется узловой и универсальный подходы сборки.
  287. Общая карта алгоритм создания прибора 2.1. Алгоритм Пояснения
  288. Выясни назначение прибора а) для получения вещества б) для изучения свойств в) одновременно а) и б)
  289. Нарисуй эскиз или чертеж прибора а) внеси изменения в готовый прибор б) используй готовый прибор для новых процессов в) по данным условиям реакции спроектируй прибор
  290. Составь план изготовления прибора а) узловой подход б) универсальный подход в) модульный подход
  291. Подбери конструкционные материалы используй наиболее доступные и надежные средства
  292. Собери прибор а) выясни точнее вопросы техники безопасности б) подготовь реагирующие вещества в) проверь прибор на герметичность
  293. Если прибор не действует, вернись к п. 2
  294. Окончательно смоделируй прибор
  295. Составь описание прибора а) рисунок и поясняющие надписи б) основные реакции в) принципы действия г) количественные характеристики
  296. Перед использованием прибора необходимо проверить его на герметичность и выяснить точнее вопросы Т.Б.
  297. Испытание собранного прибора на герметичность.
  298. Для соответствия своему назначению прибор должен быть герметичен.
  299. Неисправное место в приборе можно так же обнаружить, создав в нем более высокое давление, чем обычно, при помощи резиновой груши. В этом случае воздух будет с шипением выходить в месте неисправности.
  300. Если есть подозрение, что не держит каучуковая трубка, то это иногда можно обнаружить, смочив ее водой (лучше мыльной), по пузырькам, проходящим через воду. Этим же способом можно открыть и утечку через пробку.
  301. Всякие исправления прибора, который не держит, нужно делать до того, как прибор пущен в действие.1. Описание приборов
  302. Описание приборов рекомендуется проводить по следующему плану.
  303. Изготовление прибора для получения газа.
  304. Цель: собрать прибор для получения газов.
  305. Выполнить все практические действия по сборке прибора.
  306. Проверить прибор на герметичность.
  307. Оформить л/р по следующему плану: название, цель, Т.Е., оборудование, ход работы (план сборки), описание прибора, проверка прибора не герметичность.
  308. В конце л/р отметить операции, которые вызвали наибольшие затруднения при их выполнении и возможные недостатки собранного Вами прибора.
  309. Описание прибора предполагает его зарисовку.1. Требования к рисункам.
  310. Зарисовка должна быть правильной с химической точки зрения. Прибор должен соответствовать своему целевому назначению и по рисунку можно было бы смонтировать работающий прибор.
  311. Рис. 1. Рисунок прибора в геометрической проекции
  312. Рис. 2. Рисунок прибора в ауксонометрической проекции1 7 3у/. Стадии зорисобки пробкиw и Оf
Заполнить форму текущей работой