Влияние финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие регионов
Дополнены теоретические аспекты влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие в современных условиях: обоснованы определения категорий «финансы экономики, основанной на знаниях», определяемое как совокупность экономико-финансовых отношений, возникаю7 щих в процессе формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств, характерной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВОЙ' ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Экономическое содержание и роль. финансовой политики
- 1. 2. Мировой опыт влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие
- 1. 3. Значение финансовой политики в сфере высшего образования для социально-экономического развития России
- ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РОСТ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
- 2. 1. Исследование воздействия финансовой политики в-сфере высшего образования на среднемесячную номинальную начисленную заработную* плату занятых в экономике России
- 2. 2. Влияние финансовой политики в сфере высшего образования^ на рост пенсий в России
- 2. 3. Воздействие финансовой>политики в сфере высшего образования на среднедушевые доходы занятых в экономике России
- 2. 4. Воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на рост ВРП
- ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
- 3. 1. Оценка, эффективности финансовой политики в сфере высшего образования
- 3. 2. Методика оценки эффективности влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие России и регионов
- 3. 3. Направления, совершенствования механизма финансовой политики в сфере высшего образования
Влияние финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В мировой практике за последние годы накоплены данные о позитивном воздействии сферы высшего образования, на уровень социально-экономического развития нации. В современных условиях уровень значимости образования-в системе приоритетов, определяемых экономически развитыми странами, существенно увеличивается. Нации развиваются и прогрессируют лишь за счет весомых и опережающих вложений в-сферу образования-, а наиболее эффективным фактором производственных процессов становится человеческий капитал, выражаемый в уровне образованности населения, знаниях и, умениях квалифицированных специалистов, занятых в экономике.
Проблемы, связанные со стабильным и достаточным, финансированием высшей, школы соответственно ее масштабам и потребностям, являются актуальными для всех стран. На современном этапе эти проблемы стали актуальны и для России.
В связи с* этим на первый план выходят вопросы, изучения взаимосвязей, между уровнем, высшего' образования занятых в экономике граждан и, темпами роста основных социально-экономических показателейот которых зависит благосостояние населения страны. Без — экономического' анализа .этих взаимосвязей на региональном уровне невозможно определить степень воздействия высшей школы на результаты социально-экономического развития регионов, а несоответствие*финансовых вложений в сферу высшего образования’уровню мировых стандартов может не позволить России достичь качественного уровня жизни населения страны, сравнимого с уровнем жизни экономически развитых стран-.
По всем основным социально-экономическим показателям (ВВП, средней начисленной, заработной: плате, среднему размеру ежемесячных назначенных пенсий, среднедушевым доходам) Россия5 отстаёт от развитых стран мирового сообщества. Это отставание обусловлено рядом причин, в том числе, и недооценкой Правительством России роли уровня высшего образования в достижении устойчиво высоких темпов экономического развития.
Изучение возможностей увеличения темпов роста основных социально-экономических показателей на основе повышения уровня образованности занятого в экономике населенияРоссии с учетом передового отечественного и зарубежного опыта позволит внести корректировки в механизм финансовой политики в сфере высшего образования, которые положительно. повлияют на результаты социально-экономического развития России. В этих условиях разработка новых инструментов финансовой политики в целом в сфере образования, исследование воздействия высшего образования на прирост основных социально-экономических показателей, а также изучение и решение финансовых проблем, препятствующих дальнейшему развитию высшей школы, имеют первостепенное значение.
Степень разработанности проблемы. Вопросы сущности финансов, роли финансовых методов для обеспечения быстрого роста производительности труда, влияния, государственных финансов на развитие экономики нашли отражение в работах отечественных ученых, таких как А. И. Архипов, С.С. АртемьеваЭ.А. Вознесенский, А. П. Гокиели, А. Г. Грязнова, JI.A. Дро-бозина, В. П. Дьяченко, В. В. Ковалев, B.C. Левин, Е. В. Маркина, Д. С. Моляков, И. П. Озеров, Г. Б. Поляк, В. М. Родионова, М. В. Романовский, Р. Р. Яруллин, а также зарубежных ученых-экономистов А. Вагнера, Э. Денисона, Дж. Кейнса, К. Маркса, А. Роббинса, Р! Солоу, Ф. Энгельса и других. Исследованиями влияния сферы образования на социально-экономическое развитие занимались известные зарубежные ученые Г. Беккер, JI. Вальрас, Дж. Кенд-рик, Дж. Минсер, П. Самуэльсон, А. Смит, Н. Тимм, Э. Тофлер, Л. Турроу, С. ФишерТ. Шульц^и другие. В отечественной литературе проблемы-взаимосвязи высшей школы и экономики представлены в* работах Г. Балы-хина, А. Б. Вифлеемского, С. Г. Глазьева, И. А. Крутий, М. А. Лукашенко,.
И.А. Майбурова, В. Майера, В.A. May, Ю. В. Новиковой, P.M. Нуреева, 4.
JI.А. Савицкой, С. Г. Струмилина, Е. В. Сумароковой и других. Исследования в области совершенствования направлений развития социальной сферы, в том числе и сферы образования, проводили российские учёные, А. В. Дайновский, Г. М. Залозная, JLA. Исмагилова, В. К. Поспелов, ВТ. Роик, А. И. Рубинштейн, Г. В. Семеко, В. В. Чекмарев и другие. Данные исследователи рассматривают финансовые аспекты развития образования с позиций качественных характеристик рабочей силы человека, его умений, знаний и навыков, которые могут использоваться в течение определенного периода времени, для развития материальной сферы при производстве товаров и услуг.
Вто же время, анализ научных работ показал, что в настоящее время вопросы воздействия финансовой политики в. сфере высшего образования на социально-экономическое развитие, связанные с ролью уровня образованности населения России, остаются малоизученными в региональном аспекте, и практически не учитываются финансовой политикой нашего государствав сфере образования. Кроме того, наблюдается недостаток теоретических и методологических исследований в области применения методов финансового прогнозирования для изучения взаимосвязей^ высшей школы и экономики. Данные обстоятельства обусловили актуальность выбранного направления исследования.'.
Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является разработка теоретических положений и методики оценки влияния финансовой политики в сфере-высшего образования на результаты социально-экономического развития регионов.
Для* достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: выявить экономическое содержание финансовойполитики в системе сопряженных с ней категорий и понятий, обосновать ее роль и влияние в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие Россииисследовать влияние финансовой политики в сфере высшего образования на среднемесячную номинальную начисленную заработную плату занятых в экономике на уровне регионов Россииопределить влияние финансовой политики в сфере высшего образования на уровень и рост пенсионного обеспечения в масштабах регионов Россиивыявить степень воздействия финансовой политики в сфере высшего образования населения регионов России на среднедушевые доходы занятых в экономикеопределить влияние финансовой политики в сфере высшего образования занятых в экономике России на рост валового регионального продукта на уровне регионов Россииразработать методику оценки эффективности влияния, финансовой политики в сфере высшего образования^на социально-экономическое развитие России и регионовобосновать и. разработать рекомендации по формированию финансовой политики в сфере высшего образования России на современном этапеопределить. основные направления совершенствования оплаты труда преподавателей вузов как инструмента реализации финансовой политики государства в сфере высшего образования.
Объектом исследования является механизм влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие государства и регионов.
Предметом исследования является совокупность экономико-финансовых отношений, возникающих в процессе формирования" и реализации финансовой политики в сфере высшего образования.
Методологической и теоретической основой исследования послужили, теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области финансов, экономической теории и экономики образования. В диссертации за основу принята общая методология научного исследования, 6 включающая экономико-математические методы исследования, метод финансового прогнозирования, содержащий корреляционный и регрессионный анализ исследования линейной зависимости между исследуемыми показателями (уровнем высшего образования занятого в экономике населения регионов России и основными социально-экономическими показателями), финансового программирования. В процессе исследования, были использованы также такие методы научного познания, как метод сравнений и аналогий, метод наименьших квадратов (МНК), дисперсионный анализ и моделирование экономических процессов.
Информационной базой исследования послужили научные работы, монографии, материалы официальных статистических данных Росстата,.аналитические и нормативные материалы органов1 государственной власти, обсуждения поставленных в-диссертационной работе задач на научных конфе-. ренциях и семинарах, законодательные и нормативно-правовые акты.
Области исследования. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК и соответствует п. 1.7 — Теоретические основы исследования влияния финансовой политики на. результаты социально-экономического развития.
Научная новизна* проведенного исследования, заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию финансовой политики в сфере высшего образования в целях ее эффективного влияния на социально-экономическое развитие государства и регионов.
Основные результаты, исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем:
1. Дополнены теоретические аспекты влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие в современных условиях: обоснованы определения категорий «финансы экономики, основанной на знаниях», определяемое как совокупность экономико-финансовых отношений, возникаю7 щих в процессе формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств, характерной особенностью которых является приоритетное и достаточное финансирование сферы образования с учетом значимости образованности населения для эффективной реализации экономических и социальных задач общества, и категории «финансовая политика в сфере высшего образования» как система целенаправленных мер органов государственной власти и местного самоуправления в области управления' финансами с правом приоритетного и достаточного финансирования-сферы, высшего образования, способного обеспечить ее инновационное развитие с целью достижения высоких качественных показателей в. сфере высшего образования, позитивно воздействующих на результаты социально-экономического развития общества.
2. Выявлено и обосновано, воздействие финансовой политики в сфере высшего образования на прирост основных социально-экономических показателей (среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, среднемесячного размера назначенных пенсий, среднедушевых доходов занятых в экономикевалового регионального' продукта), а также установлена устойчивая1 зависимость этих социально-экономических показателей от уровня образованности занятых в экономике регионов.
3. Разработана методика оценки эффективности влияния, финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие Россини регионов.
4. Предложены обоснованные рекомендации по формированию финансовой политики российского государства в сфере высшего образования.
5. Обоснованы предложения по совершенствованию механизма финансирования высшего учебного заведения на основе авторской методики расчета стимулирующих выплат преподавателям высшей школы.
Теоретическая и, практическая-значимость исследования. Результаты исследования, выводы и предложения дополняют теорию финансов и могут быть использованы в качестве теоретических основ для дальнейших научных ис8 следований финансовых отношений в сфере высшего профессионального образования. Отдельные параграфы диссертационной работы могут быть использованы в высших учебных заведениях в процессе преподавания таких дисциплин как «Финансовый менеджмент», «Финансы бюджетных учреждений», «Экономика образования» и др.,. позволят дополнить учебные программы при разработке научно-методических пособий по курсу финансов социальной сферы на основе моделирования и прогнозирования экономических процессов.
Практическая значимость исследования состоит в, том-,.что обоснованные автором новые финансовые инструменты могут быть использованы при формировании современных направлений финансовой политики, государства в, сфере высшего образования., Методика расчета величины стимулирующих выплат преподавателям высшей-школы может быть использована руководителями вузов при определении заработной платы работников в подведомственных им учреждениях. Кроме того, предложенные автором рекомендации, по совершенствованию некоторых законодательных актов могут быть использованы соответствующими министерствами в качестве основы, для внесения дополнений и изменений.
По материалам исследования издано 11 статей общим объемом авторского текста 2,98 п.л. Из них две статьи — в издании, рекомендованном ВАК.
Структура’и объем диссертационной работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список источников, из 150 наименованийизложено на 196 страницах, содержит 54 таблицы, 29 рисунковприложений.
Выводы. В главе 2 «Влияние финансовой политики в сфере высшего образования на рост основных социально-экономических показателей» на основе методов финансового прогнозирования, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов и входящих в состав финансового механизма, с помощью которого происходит реализация целей и задач финансовой политики в достижении высоких показателей социально-экономического развития и которые в совокупности определяют содержание «финансового механизма», нами исследовано воздействие уровня высшего образования на результаты социально-экономического развития. Исследования показали, что с увеличением занятых в экономике с высшим образованием всего на один процент происходит рост основных социально-экономических показателей: среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, среднемесячного размера назначенных пенсий, среднедушевых доходов занятых в экономике, валового регионального продукта — главного показателя развития экономики. И, следовательно, человеческий капитал образования, как показатель образованности населения, является активным фактором социально-экономического развития регионов России и способствует повышению благосостояния граждан.
1 Клинов В. Мировая экономика: прогноз до 2050 года // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 69.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ.
3.1. Оценка эффективности финансовой политики в сфере высшего образования.
Современные ученые отмечают, что человеческий капитал образования становится источником развития лишь тогда, когда он может производительно использоваться, и созданы предпосылки для его практической реализации в национальном хозяйстве, то есть, если будут совершенствоваться как вся сфера образования в целом, так и навыки применения полученных знаний на практике1. В этой связи, проведем анализ эффективности финансовой политики в сфере общего образования, так как, на наш взгляд, именно в общеобразовательных учреждениях закладывается основная база компетенций, необходимых для продуктивного обучения на следующей образовательной ступени — высшей школе. И от того, каковы будут финансовый механизм и стимулы повышения качества и доступности общего образования в России, будет зависеть развитие высшего профессионального образования, а, следовательно, и социально-экономическое развитие.
Мы уже отмечали снижение качества образования в высшей школе, но это снижение, по нашему мнению, есть следствие ухудшения! качества общего образования в нашей стране. Снижение уровня общего образования подтверждают результаты исследований, проводимых авторитетной международной организацией PISA (Programme for International Student Assessment). Раз в три года она проводит международное исследование образовательных достижений учащихся. Результаты последнего (2004 г.) показали, что финские школьники сегодня самые умные в мире. За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии. Наши школьники показали результаты ниже средних: по математике заняли 29-е место, по ес.
1 Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 156. тественным наукам — 24-е, по грамотности чтения — 32-е.1 Более того, по сравнению с прошлым исследованием, проводимым в 2000 году, показатели российских школьников снизились: 27−29 места по грамотности чтения, 21—25 место по состоянию математической грамотности, и 26−29 место — по уровню естественно-научной грамотности. Тогда в числе лидеров также были учащиеся из Южной Кореи, Японии, Финляндии, Канады и Австралии.
Исходя из приведенных выше фактов, выясним, какие инструменты финансового механизма для повышения качества образования предпринимает наше государство в целом в сфере образования, и являются ли они эффективными?
В октябре 2000 года Правительством России была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации. В Доктрине устанавливался приоритет образования в государственной политике, стратегия и основные направления его развития в период до 2025 года. В этом документе предусматривалось, что в ходе реализации государственной политики будет обеспечено качество российского образования, соответствующее лучшим отечественным и международным образцам. Считалось также, что качественный уровень — это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в качественном развитии прямо скажется на конкурентоспособности государства, на национальных интересах.
На заседании Госсовета в марте 2006 года Президент РФ В. Путин назвал качество образования «проблемой номер один», тем самым признавая, что нужны принципиально новые финансовые механизмы повышения качества образования с опорой на критерии, предъявляемые обществом .
Доступность и бесплатность общего образования в России, в соответствии со статьей 43 Конституции РФ, государство гарантирует нашим гражданам в пределах федеральных образовательных стандартов. Но, как показывают исследования, в реальной жизни существует повсеместная практика.
1 Савицкая Е. Российское общее образование: мониторинговый взгляд на реализацию конституционных гарантий // Российский экономический журнал. 2005. № 9−10, С. бб.
Из вступительного слова Президента РФ В. Путина на заседании Госсовета «О развитии образования в РФ 24 марта 2006 года». неформальных платежей на содержание практически всех видов образовательных учреждений, и в особенности дошкольных и школьных учебных заведений. Это и официальные взносы родителей при поступлении ребенка в ДОУ и школу, постоянные инвестиции на ремонт, в школьный библиотечный фонд, услуги репетиторам и другие насущные нужды российских образовательных учреждений. И если в школах «родительские взносы» в основном осуществляются на ремонтные нужды, то в ДОУ, кроме них, родители еще практически полностью обеспечивают своих детей канцелярскими принадлежностями (краски, карандаши, цветная бумага), а также предметами личной санитарной гигиены ребенка. Следовательно, при формальной доступности общего образования в России существует неравенство возможностей в получении качественного образования, обусловленное социально-экономическим расслоением общества. Бесплатное школьное образование сопряжено со значительными реальными финансовыми расходами населения. Причем, необходимо учесть, что многие исследователи отмечают взаимосвязь между доходами родителей и качеством получаемого образования: дети богатых родителей приобретают больший человеческий капитал, чем дети из малообеспеченных семей 1.
Таким образом, финансовый механизм в сфере общего образования не способен удовлетворять потребностям и запросам всех граждан, а только тех, кто имеет возможность безболезненно для бюджета семьи оплачивать финансовые расходы на обучение своих детей.
В этой связи отметим специфику возможности получения качественного образования в высшей школе в сравнении с общеобразовательными школами. Во-первых, в сфере высшего образования возможность оплачивать обучение закреплена законодательно. Во-вторых, студенты, как правило, могут сами зарабатывать, и тем самым дополнительно оплачивать образова.
1 Бурдон Ж. Расходы семей на образование: тратить мало, чтобы получить много // Экономика образования. 2007. № 4. С. 64. тельные услуги. Школьники в основной своей массе таких возможностей не имеют.
Анализ изложенного позволяет сделать вывод: современное состояние российской образовательной сферы характеризуется снижением качества обучения на всех ее уровнях, и, по всей видимости, сохранение и развитие сферы образования невозможно без определения приоритетных направлений деятельности государства и гарантий их финансового обеспечения.
В этой связи закономерным является вопрос: как в России рассчитывается стоимость образовательных услуг в рамках государственных гарантий?
Обратимся вновь к документам. В статье 41 Закона РФ «Об образовании» указывается, что «финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации. Данные нормативы 4 определяются в расчете на одного обучающегося».
До настоящего времени в России практически во всех регионах расходы на содержание государственных образовательных учреждений (ОУ) определялись на основе сметного планирования, по которому денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения. Нам не совсем понятно, как и кем рассчитывался этот денежный расход по норме, если для того, чтобы не только активно развиваться, а всего лишь более или менее функционировать, практически все государственные ОУ вынуждены взимать «платежи» за обучение.
Как мы уже отмечали, в России расходы на социальные нужды осуществляются по установленным нормам расходов, которые представляют собой «выраженную в определенной сумме денежных средств меру удовлетворения О конкретной потребности». Для сферы образования эта мера должна прояв.
1 Закон РФ «Об образовании». 8-е изд. М., 2004. С. 45.
2 Дробозина Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ. 2001. С. 224−226. ляться, прежде всего, в получении гражданами России бесплатного и доступного общего образования.
Но, как показывают исследования, на современном этапе бесплатность и доступность образования российским гражданам государством пока не гарантируется, и, следовательно, существующие до настоящего времени нормативы на одного обучающегося рассчитывались случайно и формально. Подтверждением тому служат необоснованно низкие размеры заработной платы работников образовательной сферы.
Многие российские ученые поддерживают нашу точку зрения по поводу незначительного государственного финансирования расходов на воспроизводство человеческого капитала образования.
В этой связи приведем исследования доктора экономических наук, члена-корреспондента РАН С. Ю. Глазьева о том, может ли состояться переход российской экономики на инновационный путь развития в условиях «хронического» недофинансирования сферы образования1.
По расчетам ученого, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития», разработанного Министерством экономического развития РФ после февральского заседания Госсовета, в 2020 году государство будет тратить на образование всего лишь 4,5% ВВП. Таким образом, в планах нашего государства финансирование сферы образования в 2020 году останется даже ниже того уровня, который достигнут многими развитыми странами уже сегодня (6% и выше).
Между тем, отмечает С. Ю. Глазьев, выход на этот уровень с учетом накопленных средств резервного фонда возможен и к 2010 году. Ученый обеспокоен также тем, что в течение ближайших трех лет намечено сохранить двукратное недофинансирование образования в сравнении с мировыми стандартами, и в связи с этим указывает на «пожарную» необходимость кратного повышения зарплаты «бюджетников» (табл. 50).
1 Глазьев С. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь развития? О правительственных долгосрочных и концептуально-прогнозных проектировках // Российский экономический журнал. 2008. № 1−2. С. 5−6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Исследование влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие позволило раскрыть сущность экономических категорий «финансы экономики, основанной на знаниях» и «финансовая политика в сфере высшего образования», что дополняет теорию финансов.
В современных условиях финансовая политика в сфере высшего образования должна является неотъемлемой и приоритетной частью государственной политики в целом. Влияние финансовой политики на позитивные результаты социально-экономического развития может осуществляться по двум основным направлениям: социальному, которое состоит в выравнивании условий для получения высшего образования всеми социальными слоями общества, и экономическому, выражаемому в приоритетном и достаточном финансировании сферы образования для полноценного формирования и развития человеческого капитала общества.
2. В ходе исследования влияния финансовой политики в сфере высшего образования на среднемесячную заработную плату, средний размер ежемесячных пенсий, среднедушевые доходы занятых в экономике России, рост валового регионального продукта (ВРП) были сделаны выводы, что с увеличением уровня высшего образования на один процент происходит прирост всех вышеперечисленных социально-экономических показателей. Следовательно, уровень высшего образования является одним из инструментов влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие регионов, а повышение уровня высшего образования может сопровождаться расширением возможностей для развития региональной экономики.
3. В работе предложена авторская методика оценки эффективности влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие, позволяющая определять степень воздействия финансовой политики в сфере высшего образования на рост экономики в зависимости от уровня высшего образования населения как в целом по России, так и на уровне регионов. Расчеты показали, что в исследуемом периоде 2002—2007 гг. увеличение процентного соотношения численности населения с высшим образованием к общему числу занятых на 0,9 п.п. приводит к росту эффективности влияния финансовой политики в сфере высшего образования на социально-экономическое развитие на 9,2 п.п.
4. При формировании финансовой политики в сфере высшего образования первоочередным направлением должно быть получение позитивных результатов в социально-экономическом развитии России. В России расходы на высшее образование из средств консолидированного бюджета составляют не более 0,71% ВВП, тогда как по подсчетам зарубежных специалистов, оптимальным в определении бюджетных средств на финансирование высшей школы является 1,5% ВВП. Только приоритетное и достаточное финансирование высшей школы из бюджетных средств не менее 1,5% ВВП позволит обеспечить доступность высшего образования и повышение его качества с целью полноценного развития человеческого капитала общества — основного ресурса влияния финансовой политики на социально-экономическое развитие. Обеспечение гарантий доступности и бесплатности высшего профессионального образования должно быть закреплено на законодательном уровне. Мы полагаем, что необходимо вновь включить в Закон «Об образовании» РФ статью 40. Государственные гарантии приоритетности образования, которая будет гарантировать ежегодные финансовые расходы на высшую школу. Она позволит на законодательном уровне установить бюджетный норматив подготовки специалистов высшего звена, исходя из реальной потребности экономики страны в объеме и структуре кадров. Государственный заказ позволит гарантировать объемы средств для подготовки специалистов за счет бюджета на всех его уровнях.
5. Проведенный анализ НСОТ в сфере образования показал, что-заработная плата преподавателя высшей школы не будет выглядеть достойной с учетом специфики и уникальности его труда. В рамках работы определены наиболее значимые направления совершенствования оплаты труда в сфере высшего образования в виде авторской методики расчета стимулирующих выплат преподавателям высшей школы как одной из составляющих финансовой политики в этой сфере. При разработке стимулирующих выплат необходимо учитывать два основных критерия: качественное выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта и зависимость величины стимулирующей выплаты от качества труда. Основным условием реализации системы стимулирующих выплат является доступность для преподавателя вуза информации о методах и критериях определения величины стимулирующих выплат. Разработанная автором методика расчета величины стимулирующих выплат преподавателям высшей школыпозволит оценить вклад каждого педагогического работника в достижение качественных результатов образовательного учреждения за счет фонда оплаты труда, направляемого учреждениям на выплаты стимулирующего характера.
Список литературы
- Аганбегян А. Экономика России на перепутье // Экономика и управление. 2008. № 1.
- Артемьева С.С., Сатянов Н. А. Управление банковскими рисками в условиях финансового кризиса // Известия ОГАУ. № 1 (21). 2009. С. 118.
- Архипов А.И. Экономический словарь. 2006.
- Афанасьев А.И. Краткий экономический словарь. Уфа, 1993.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 192.
- Бизнес. Оксфордский словарь. М.: Издательство РГТУ, 1995. С. 18.
- Бобко И.М., Гринь A.M. Система ресурсов в вузе как фактор его эффективного функционирования' и развития // Экономика образования. 2007. № 1 (38). С. 25.
- Боди 3., Миртон Р. Финансы: уч. пос. / перевод с англ. М.: ИД «Вильяме», 2000. С. 38.
- Большая советская энциклопедия под редакцией A.M. Прохорова. Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1974. С. 641−642.
- Большой экономический словарь под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004. С. 673.
- Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. С. 1251.
- Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. СПб- Питер, 2006. С. 25- О. Ю. Свиридов. Финансы, денежное обращение и кредит, 2003. С. 128.
- Бочков Д.В. Механизм финансирования общеобразовательных учреждений: дис. .канд. экон. наук. Оренбург, 2005. С. 125−126.
- Бронштейн С.В. Негосударственное образование как фактор формирования человеческого капитала в России: дисс. к.э.н. 08.00.01. Институт экономики РАН. М., 2005.
- Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике 21 в Л Вопросы экономики, 2006. № 3. С. 129.
- Бурдон Ж. Расходы семей на образование: тратить мало, чтобы получить много // Экономика образования, 2007. № 4. С. 58.
- Вифлеемский А.Б. Нормативно-подушевое, или формульное, финансирование образовательных учреждений // Экономика образования. 2008. № 2. С. 24.
- Вифлеемский А.Б. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. № 3. С. 64−68.
- Вифлеемский А.Б. Формирование новых систем оплаты труда учителей в условиях реализации региональных комплексных проектов модернизации образования // Экономика образования. 2007. № 6.
- Вифлеемский А.Б. Образовательный комплекс как основа экономического роста в России // Экономика образования. 2005. № 3. С. 8.
- Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М.: Финансы и статистика, 1985. С. 33.
- Галицкий Е.Б., Левин М. И. Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых//Вопросы образования. 2005. № 2.
- Глазьев С. Очередной установочный документ прежнего реформа-ционного курса // Российский экономический журнал. 2002. № 4. С. 3
- Глазьев С. Состоится ли переход российской экономики на инновационный путь развития? (О правительственных долгосрочныхконцептуально-прогнозных проектировках) // Российский экономический журнал. 2008. № 1−2. С. 3−11.
- Гокиели А.П. Проблемы советских финансов. М.: Госфиниздат, 1969. С. 77.
- Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 65.30- Грани глобализации. М., 2003.
- ЗГ. Гринберг Р: О двух императивах предложенного реформационного курса. (К программе социально-экономического развития на 2008−2016 годы) // Российский экономический журнал. 2007. № 11—12.
- Данные выборочного обследования, по проблемам занятости- Центра мониторинга и статистики образования ФГНУ «Госинформ» за. 2002- 2003, 2004,2005, 2006,2007 гг.33- Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка, 2003.
- Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006−2007 гг. / под общей редакцией проф. С. Н. Бобылева и A.JI. Александровой: М.4: Весь-мир, — 2007.
- Дьяченко В.П. Вопросы теории финансов. М., 1957. С. 68−69.36: Животовская- И. И- Высшее образование в Мексике: четверть века реформ // Экономика образования. 2006. № 6. С. 65.
- Зайцев H.JI. Краткий словарь экономиста: С. 111.
- Закон Российской, Федерации «Об образовании». — 8-е. изд. М.: Издательство «Ось-89», 2004. С. 45.
- Залозная Г. М. Национально-государственные экономические- системы: сущность и, источники развития (методологический аспект): монография. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004. С. 208.
- Залозная Г. М: Развитие национально-государственных систем в условиях глобализации: общие закономерности и российская специфика: монография. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2004. С. 241.
- Захаров Ю.А., Курбатов М. В., Дояганов B.C., Морозова Е. А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании // Университетское управление. 2004. № 1 (30).
- Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / В.Г. Золо-тогоров. — 2-е изд., стереотип. Мн.: Книжный дом, 2004.
- Из вступительного слова Президента РФ В. Путина на заседании Госсовета «О развитии образования в РФ 24 марта 2006 года».
- Иванов! Ю. О глобальном международном сопоставлении ВВП по 146 странам мира // Вопросы экономики, 2008. № 5. С. 23—25.
- Индикаторы образования: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 118.46- Исмагилова JI.A., Павлова Е. С. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы образования// Экономика образования. 2006. № 5. С. 16−17.
- Казанцев С. Неравномерное развитие регионов // Экономика и управление. 2008. № 2. С. 51.
- Карпенко О.М., Бершадская М. Д. Доступность высшего образования и финансовые возможности его получения // Экономика образования. 2008. № 1. С. 36.
- Карпенко О.М., Бершадская М. Д. Рейтинг стран по доступности высшего образования // Экономика образования. 2008. № 2. С. 4.
- Клинов В. Мировая экономика: прогноз до 2050 года // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 69.
- Ковалев В.В. Финансы. М.: ТК Велби, изд. ПРОСПЕКТ, 2006.
- Корнейчук Б.В. Отраслевой аспект оплаты труда в высшей школе // Университетское управление. 2001. № 2. С. 55—59.
- Крутий И., Новикова Ю: Производительность труда работников с разным уровнем образования в РФ // Экономика образования. 2006. № 3. С. 24.
- Кудрин A.JI. О проекте Федерального бюджета на 2007 год // Финансы. 2006. № 11. С. 5.
- Кузнецова А.К. Образование и занятость в КНР // Экономика образования. 2006. № 1. С. 67.
- Куликова С.Н., Семеко Г. В. Экономическое образование и потребности экономики России // Экономика образования. 2008. № 1. С. 71−73.
- Кучерова Н.В., Набатчикова С. Б., Маяковская О. В. Финансы: учебное пособие. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004. С. 24.
- Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4.
- Майбуров И.А. Парадигма согласованного развития высшей* школы и промышленности в регионе. Екатеринбург, 2003.
- May В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития // Вопросы экономики. 2007. № 10.- С. 77—78.
- Медведева С.И. Человеческий капитал и его роль в социально-экономическом развитии. Актуальные проблемы проектирования образовательных систем. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Кумертау, 2007. С. 100.
- Медведева С.И. Влияние уровня образованности на качество жизни населения России // «Известия» Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. № 4 (16). С. 183.
- Медведева С.И. Проблема финансовой стабильности российского образования // Современное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов. Том 1. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 244 249. 0,3 п.л.
- Медведева С.И. Высшее образование как фактор конкурентоспособности России и ее регионов // Материалы Пятой Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 17−18 апреля 2008 г.). Екатеринбург: Издательство УрГУ, 2008. С. 124−127. 0,2 п. л.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. С. 23.
- Минга А., Сюшко Б. Зарплата преподавателей во Франции // Экономика образования, 2008. № 3. С. 98.
- Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1999.
- На пути к обществу, основанному на знаниях // Общество и экономика. 2004. № 11−12.
- Набиуллина Э. Приоритеты деятельности на 2008 год и среднесрочную перспективу // Экономист. 2008. № 4. С. 16. ^
- Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. С. 517.
- Норекян М. Все ли так плохо в системе образования? О системе «дуального» образования в ФРГ // Журнал «Высшее образование в России». 2006, С. 149.
- Носова С.С. Основы экономики: учебник / С. С. Носова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006.
- Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. № 9. С. 156.
- Озерова К.А. Уровень и дифференциация доходов населения в субъектах Российской Федерации // Экономика образования. 2008. № 3. С. 137.
- Осадчая И. Экономический рост, распределение доходов и политика государства // Наука и жизнь. 2005. № 2. С. 25.
- Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2007 года//РГ. № 207, 19 сентября.
- По данным каталога российской прессы ПОЧТА РОССИИ 2009 первое полугодие.
- По материалам журнала «Мировая экономика международные отношения», 2008. № 1. С. 15−23.89i По материалам журнала «Экономист», 2008. № 4.
- По материалам Российской газеты от 13 августа 2008 года. С. 21.
- Положение об установлении систем оплаты труда, п. 3.
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 г. Москва. Пункт 66).
- Права человека и модернизация российского образования: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
- Практикум по эконометрике: учеб. пособие / И.И. Елисеева- С.В. Ку-рышева, Н. М. Гордеенко и др.- под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 5−9.