Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Произведения Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова, которые внесли большой вклад в развитие татарской литературы Тюменского региона, не могли не интересовать исследователей. Среди них учебное пособие для вузов Ф. С. Сайфулиной «Темэн елкэсе татар эдэбияте» («Татарская литература Тюменской области», 2004), которое посвящено изучению творчества писателей и поэтов Тюменской области. В последние годы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Художественная реализация концепции личности и ее особенности в произведениях Я.К. Занкиева
    • 1. 1. Становление идейно-творческого кредо писателя
    • 1. 2. Концепция личности и гуманистический пафос Я. К. Занкиева. Типы личности в романе Я. К. Занкиева «Любовь, объятая пламенем»
    • 1. 3. Авторское видение личности учителя в романах Я.К. Занкиева
    • 1. 4. Категория «войны» и «нравственности» в произведениях Я.К.Занкиева
  • Глава II. Проблемы культурно-национальных ценностей как идейно-художественный принцип изображения личности в рассказах Б.В.Сулейманова
    • 2. 1. Эволюция личности в фабуле малой прозы Б.В. Сулейманова
    • 2. 2. Анализ художественной концепции личности охотника-сибиряка в рассказе Б. В. Сулейманова «Абу баба» («Дед Абу»)

Художественная концепция личности в прозе сибирско-татарских писателей XX века: Занкиев Я.К., Сулейманов Б.В (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человек в своих многосторонних связях с окружающим его миром не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. История мировой социальной мысли отразила главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за I свои поступки и действия.

Естественно, главными факторами развития личности человека являются воздействующие на него философские, социальные, эстетические взгляды, имеющие важное общественное значение. Не вызывает спора тот факт, что человек, как личность, воспитывается в определенных общественных условиях, в специфической национальной и культурной среде.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой — в грядущее.

Человек — это с одной стороны, с другой стороны — энергетическое существо, с третьей стороны — существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим 3 человеком — с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять стержень многообразия человеческой деятельности, ориентированный на самого человека, то исчезнут и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература. До сих пор еще ни в науке, ни в искусстве не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения или объяснения этого понятия. Эта проблема настолько необъятная, значимая и сложная, что охватывает огромное литературное поле.

Личность, ее предназначение всегда интересовали писателей, уделявших этому вопросу большое внимание. «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме пущенного в оборот алтына», — замечал М. Щедрин [Витражи мудрости 1991: 32]. «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший — который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей, вся музыка характеров», — писал JI. Толстой [Витражи мудрости 1991: 32].

Н. Чернышевский отмечал следующее: «Во всем чувственном мире человек — самое высшее существо, потому что человеческая личность есть высшая красота в мире, доступном нашим чувствам, и все другие степени существующего в нем имеют значение прекрасного только в той степени, в какой намекают на человека и напоминают о человеке» [Разум сердца: Мир 4 нравственности в высказываниях и афоризмах 1990: 394].

Человек только тогда оправдывает свое высокое и славное наименование, когда он занят трудом, полезным для общества, когда он прокладывает пути во имя благосостояния народов. Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства. Надо много пережить, чтобы стать человеком.

Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности- 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с др. людьми и общающийся с ними, становится личностью — субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя" [Педагогика: Большая современная энциклопедия 2005: 281].

Таким образом, личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т. д.

В последнее время в литературных исследованиях все чаще появляется понятие «концепт». У него богатая биография. Она заставляет вспомнить и полемику средневековых схоластов, и сложность барочной поэзии XVII века, а также и новейшие теории в области живописи и поэзии. С.А. Аскольдов-Алексеев, русский философ, культуролог и литературовед русского зарубежья, концепт считал, что «есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [Лихачев 1997: 34]. В отличие от трактовки С.А. Аскольдова-Алексеева, Д. С. Лихачев предполагает, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» [Лихачев 1997: 35]. «Концепт в литературе — причудливая метафора, эксцентричный образ, построенный на неожиданном сочетании разнородных явлений. Считается, что первым теорию концепта изложил Дж. Бруно в адресованном Ф. Сидни посвящении к трактату „О героическом энтузиазме“ (1585). Согласно пантеистическому учению Дж. Бруно, вселенная — „единственное многовидное существо“, где все различается i в конечном счете — свойства единого Божественного начала и существует глубокая изначальная связь между противоположностямипоэт улавливает единство в многообразии феноменов Вселенной и выражает его в своем творчестве. Идеи Дж. Бруно были развиты в трудах Б. Грасиана („Остромыслие, или Искусство изощренного ума“, 1642) в Испании и Э. Тезауро („Подзорная труба Аристотеля“, 1655) в Италии» [Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001: 396].

Следовательно, термин концепт в современном употреблении не чуждается этого исторического родства, нередко прямо его подразумевает. В сегодняшнем значении концепт появляется там, где литературоведческое исследование смещается в область культуры и языка.

Таким образом, концепция — эта определяющий направленность действия, при осуществлении человеком заданных целей или основная точка зрения.

Исследование личности составляет весьма существенный пласт в татарской литературе. «Многовековая татарская литература утверждала человека как носителя определенных этических норм, которые выражались в доброте и правде, любви и мужестве, справедливости и уважении и т. д. опирались на принципы гуманизма.

Прекрасное литературное произведение запечатлевается в памяти благодаря неповторимым, самобытным образцам человеческого характера, которые несут в себе представление автора об идеалах. Через художественный образ проявляется концепция познания мира самого литератора, а его 6 эстетическое воззрение и принципы принимают устойчивый характер. Через повествуемые события и явления, через систему образов автор размышляет о времени и о себе, ведет поиск духовных ориентиров, отображает поучительные, забавные и трагические грани бытия" [Закирзянов 2005: 165−166]. Художественная концепция авторов, присутствующая в произведениях писателей, включает в себя и направленную интерпретацию, и оценку авторами определенных жизненных явлений, и воплощение философского взгляда на мир в его целостности.

Художественная концепция личности реализует в себе множественную типологию характеров. Она не только художественно воплощается в разнообразии характеров произведения, но и выражается в авторской позиции, и в стиле произведения.

Наша современность — это звенья памяти или памяти души, бесчисленных поколений. «Ее источниками являются традиция, предания, культура, которое усваивается непроизвольно, помимо воли и желания индивида, усваивается с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр. Память души обогащает и собственный опыт, в т. ч. то, что называется откровением, озарением. В каждом новом поколении людей память души возрождается, ибо в каждом из них находятся хранители очага.» [Педагогика: Большая современная энциклопедия 2005: 373]. Именно она выступает мерой человеческой совести, той нравственной координатой, без которой рассыпаются в прах усилия, не сцементированные высокой гуманистической целью.

К сибирско-татарским писателям относятся такие литераторы, как Г. Махмут («Земляки», 1994 г., «На кончиках пера», 2007 г.), Н. Шамсутдинов («Прощание с юностью», 1982 г., «Сургутский характер», 1999 г., «Параллельный мир», 2001 г.), С. Сагитов («Халкым хэле.», 1998 г.), Р. Ибрагимов («Сак бул, халкым!», 2000 г.), З. Акбуляков («Тормыш бизэклэре», 2002 г.), Ш. Гаделыиа («Аучы жыры», 2004 г.), Г. Абдрахманова («Себер язым», 2003 г.) и многих других. Каждый из этих писателей неповторим и уникален. 7.

Через призму личности в их творчестве можно выявить особенности общественной жизни сибирско-татарского народа, получить ценные сведения об их политической, социальной, исторической, культурной жизни.

Сибирско-татарские писатели отразили в своих произведениях тенденции в социально-экономической и политической жизни татарского народа Сибири, духовные поиски современников, существенно обогатили арсенал художественной образности татарской литературы, ее жанрово-стилистическую структуру.

Первый романист Я. К. Занкиев и поэт Б. В. Сулейманов сыграли исключительно важную роль в духовном возрождении сибирско-татарского народа, в том, что в обществе зародилось стремление к лучшей жизни и сознание человеческого достоинства. Их гуманистические мысли и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире.

Отметим, что до сих пор художественная концепция личности в творчестве современных сибирско-татарских писателей не была предметом специального изучения. На наш взгляд, только разностороннее рассмотрение концепции личности в их произведениях как центрального, важнейшего вопроса исследования даст возможность полностью раскрыть своеобразие художественного мира, понять специфику литературно-эстетических взглядов, выразить основную суть эстетического идеала писателя. Они с наибольшей реалистической правдивостью и силой показывают жизнь своего народа, представляя новый этап в понимании народной жизни, в ее художественном отображении, новые принципы отношения к нему. Все это ставит их в положение участника народной жизни, разделяющего вместе со своими героями их радости и печали.

Актуальность диссертации определяется назревшей необходимостью исследования художественной концепции личности в творчестве сибирско-татарских писателей. Я. К. Занкиев, Б. В. Сулейманов — писатели, которые 8 сыграли исключительно важную роль в духовном возрождении сибирско-татарского народа, в том, что в обществе зародилось стремление к лучшей жизни. Их гуманистические мысли и ценности с точки зрения духовно-нравственного обогащения человека приобретают новое содержание в нашем изменяющемся мире. В литературном наследии Я. К. Занкиева, Б. В. Сулейманова отразился неоднозначный процесс философско-этических, религиозно-нравственных, культурно-самобытных исканий писателей. Изучение концепции личности в произведениях этих писателей позволит выявить сущностные черты героев и соотнести их с традиционными идеалами видения духовно-нравственной сущности человека.

Степень изученности темы. Категория художественная концепция личности выделяется своей масштабностью. В современном литературоведении этот вопрос не перестает интересовать исследователей и продолжает разрабатываться. В процессе разграничения личности по типам в нашей работе мы ориентировались на предложенную типологию литературоведом Ю. М. Павловым. Автор в диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук «Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века» (2004) выделяет три типа личности такие, как православная, амбивалентная и эгоцентрическая. Мы считаем, что данная классификация личности удобна при анализе прозаических произведений. По этой тематике были разработаны труды, например, таких литературоведов как В. Н. Евсеева («Творчество Василия Белова как художественная система», 1989), JI.A. Колобаевой («Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв.», 1990), Н. И. Крижановский («Художественная реализация категории соборности в „малой“ прозе В. Белова 60 — 90х годов XX века», 2004.), С. С. Жуматовой («Концепция личности в творчестве П. У. Льюиса: От художника к человеку», 2005), Н. В. Бобровой («Концепция идеальной личности в творчестве Д. Беньяна», 2005), Ж. Т. Баккуевой, («Художественная концепция личности женщины в творчестве К. Кулиева», 2007), В. Г. Шустер 9.

Художественная концепция личности в творчестве В. Ф. Тендрякова 19 701 980;х гг.", 2008).

Исследование творчества современных сибирско-татарских писателей нашли наибольший отклик в трудах JI. Хабибуллиной «Туган як эдэбияты» («Литература родного края», 2002), в трехтомной хрестоматии «Литература Тюменского края» (1996).

Произведения Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова, которые внесли большой вклад в развитие татарской литературы Тюменского региона, не могли не интересовать исследователей. Среди них учебное пособие для вузов Ф. С. Сайфулиной «Темэн елкэсе татар эдэбияте» («Татарская литература Тюменской области», 2004), которое посвящено изучению творчества писателей и поэтов Тюменской области. В последние годы увидела свет монография Ф. С. Сайфулиной «Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона», где автор дает первый системный анализ истории формирования и развития татарской литературы изучаемого региона. Кроме этого творчеству писателей Тюменского региона посвящены диссертационные исследования Л. Х. Фаизовой, Г. Х. Муллачановой, Г. С. Галямовой, Г. М. Талиповой.

По творчеству Я. К. Занкиева были отражены в статьях В. Рогачева «В ожидании рассвета» (1998), Р. К. Бакиевой «Роль произведений Я. К. Занкиева в воспитании личности, учащихся» (1998), Ю. П. Прибыльского «Уроки гуманизма» (1998), К. С. Садыкова «Жизнь и творчество Я.К. Заникева» (1998), Ф. Хатипова «» Иртыш тацнары" турында" («О романе «Зори Иртыша», 2002), Ф. С. Сайфулиной «Художественная проблема и основная идея романа Якуба Занкиева «Зори Иртыша»» (2007), М. С. Хасановой «Я. К. Занкиевныц «Ялкында отелгэн мэхэббэт» романында эпитет, чагыштыру, метафораларныц кулланылышы» («Использование эпитетов, сравнений и метафор в романе Я. К. Занкиева «Любовь, объятая пламенем»», 2007) и в др.

Творчество поэта Б. В. Сулейманова нашел отклик в статьях М.

Абдуллина «Селэйманов хакыйкате» («Правда Сулейманова», 1997), Р. Мингалимова и Э. Ягудина «Ак метеор» («Белый метеор», 1998), Ф. Баязитова «Звезда Булата» (1994), и др.

Действительно, на наш взгляд, художественная концепция личностиосновная мировоззренческая позиция писателя относительно смысла человеческого бытия, его представление об идеальной личности. В ранее изложенных материалах и исследованиях прозы сибирско-татарских писателей не было уделено внимание художественной концепции личности.

Целью исследования является анализ художественной концепции личности в прозе Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова. Направление исследования обусловлено рядом задач, поставленных в работе:

— выявить принципы создания характеров героев в их объективной обусловленности и многообразии связей с действительностью;

— показать особенности художественного воплощения концепции личности на примере романов «Иртыш тацнары» («Зори Иртыша»), «Ялкында отелгэн мэхэббэт» («Любовь, объятая пламенем») Я. К. Занкиева и рассказов «Абу баба» («Дед Абу»), «Нэби, яки кетелмэгэн очрашу» («Наби или неожиданная встреча»), «Эйлэндецме, улым?» (Ты женился, сын?), «Берепче мэхэббэт» («Первая любовь»), «Эни» («Мама»), «Булэк» («Подарок») Б. В. Сулейманова;

— рассмотреть образ автора в системе решения проблемы концепции личности;

— определить осмысление в романах роли личности в истории в связи с авторской концепцией истории самой личности;

— проанализировать исследование авторами проблемы взаимовлияния категорий «война» и «нравственность» в становлении личности и их взаимосуществования в процессе исторического развития.

Объектом исследования послужили романы Я. К. Занкиева «Иртыш тацнары» («Зори Иртыша»), «Ялкында отелгэн мэхэббэт» («Любовь, объятая.

11 пламенем") и рассказы Б. В. Сулейманова «Абу баба» («Дед Абу»), «Нэби, яки кетелмэгэн очрашу» («Наби, или неожиданная встреча»), «©-йлэндецме, улым?» (Ты женился, сын?), «Беренче мэхэббэт» («Первая любовь»), «Эни» («Мама»), «Булэк» («Подарок»).

Предметом исследования стали воплощенные в прозе художественно-философские воззрения и художественная концепция личности в произведениях сибирско-татарских писателей XX века. I I.

Методы исследования. Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования: в диссертации используется системный подход, позволяющий характеризовать художественную концепцию личности в творчестве сибирско-татарских писателей в контексте философских, религиозно-этических, культурно-исторических, социальных проблем современности, который сочетает в себе элементы историко-литературного, сравнительно-типологического изучения литературных произведений.

Теоретическая основа исследования. В решении конкретных вопросов в рамках поставленной проблемы мы опирались на концепцию героя, 1 разработанной в трудах М. Бахтина, Б. Томашевского, Л. Гинзбург, М. Храпченко, А. Колобаевой и мн.др., на основные положения современной теории литературы, философии и эстетики о развитии общества, о роли искусства, художественной литературы в жизни человека, правдивого изображения действительности в историческом плане.

Также значительными для диссертационного исследования явились труды Т. Лессинга, Г. Гегеля, В. Белинского, Н. Чернышевского, Е. Бертельса, Г. Ломидзе, В. Щербины, Ю. Борева, С. Лармина и др.

Естественно, научные труды видных татарских ученых были объектом I пристального внимания. Теоретические размышления таких известных ученых как Г. Ибрагимов, Дж. Валиди, М. Гайнуллин, Г. Халит, Н. Нуруллин, Ф. Хатипов и многих других послужили толчком при исследовании художественной концепции личности в творчестве Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуется специфика концепции личности в произведениях сибирско-татарских писателей, выявляются ее духовно-нравственные ориентиры, основные традиционные качества сибирского человека, его культурно-историческое своеобразие.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по региональной литературе XX века, при составлении трудов по истории татарской литературы, при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах, а также при написании учебников для вузов. Материал диссертации представляет интерес и для учителей литературы в средних общеобразовательных учреждениях.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах на межрегиональных, Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: «Всероссийская научно-практическая конференция «Сулеймановские чтения» (г.Тобольск, 2008 г.) — «Всероссийская научно-практическая конференция «Тумашевские чтения» (г.Тюмень, 2007 г.) — «Всероссийская научно-практическая конференция «Занкиевские чтения» (г.Тобольск, 2009 г.) — Международная научно-практическая конференция «Роль иностранных языков в подготовке.

I I специалистов нефтегазового комплекса: проблема и перспективы изучения в современных условиях" (г.Тюмень, 2009 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Некоторые наиболее крупные татарские писатели с неповторимой отчетливостью запечатлели облик XX века, суровый и тревожный, интеллектуальный и судьбоносный. Среди них следует выделить и сибирско-татарских писателей — Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова.

Они создали оригинальный художественный мир, который с неубывающей силой воздействует на современный литературный процесс. Копировать этот художественный мир невозможно, но не ощутить энергии мысли и стиля сибирско-татарских писателей — значит, в некоторой степени, обеднить себя в познании мира, искусства и традиций.

Спектр творчества Я. К. Занкиева очень широк, ярок, многоцветен по своему составу. Страсть и вера в свою правоту естественно и гармонично уживаются в характерах его героев с предельной требовательностью к себе.

Художественная концепция личности в творчестве Я. К. Занкиева является узловой проблемой, позволяющей глубоко вникнуть в суть и всесторонне раскрыть творческую индивидуальность художника. Анализ его произведений показывает, что направляющей осью позитивных социальных воззрений в нем является формирование концепции личности и условиях ее свободного развития.

В процессе анализа творческого наследия Я. К. Занкиева необходимо подчеркнуть их бесспорную заслугу в воспевании своего народа, в утверждении полноценности и перспективности народного характера, безграничных возможностей сибирско-татарского народа.

Можно констатировать, что проблемы истории, образовании, религии и культуры находят свое отображение в его произведениях. Историческо-культурные проблемы Я. К. Занкиев рассматривает в идейно-содержательном отношении — с позиции развития и самосовершенствования своей нации, в структурно-художественном отношении они организуют единое пространство произведений, где современность, прошлое и будущее постоянно находятся в поле зрения автора. Писатель, опираясь на факты жизни своего народа, утверждает, что жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен.

Основной идеал писателя как творческой личности — приобщение людей к передовой культуре мира, распространение науки и просвещения. Первым шагом к становлению сибирско-татарского народа на прогрессивный путь развития по мнению Я. К. Занкиева являются грамотность и образование.

По своим взглядам на социальную природу и по преследуемым целям Я. К. Занкиева можно смело причислить к просветителям. Просветительский идеал определял структуру личности учителя в творчестве Я. К. Занкиева, несколько идеализированных героев, на его воплощение была нацелена система художественно-выразительных средств, но он является также важной составляющей личности полноценных реалистических художественных характеров.

Женские образы в творчестве Я. К. Занкиева не являются исключительными персонажами. Их тип женщин — всенароден, его можно встретить везде, главная составляющая его — духовная красота. Замечательной, гуманистической особенностью романов Я. К. Занкиева является то, что большинство их героинь — татарских женщин Сибири — умеет хранить лучшие порывы души, благородство чувств, веру в идеал и цельность натуры.

Зная достижения мировой и русской литературы, используя их, они нашли свои национально-своеобразные способы реалистического изображения человеческой души и человеческого характера.

Проведенное нами исследование обнаруживает наличие в романах Я. К. Занкиева двух уровней — поверхностного, отражающего события и национальную культурную специфику, и глубинного, связанного с задачей воплощения авторской концепции личности. Умело прорисованные детали, наполненные философским смыслом, вкупе с мастерством художественного.

130 слова сибирско-татарского прозаика, их поиском новых идей, представляют Я. К Занкиева истинным знатоком человеческой души.

Обновляя средства литературной выразительности за счет более активного самовыражения, близкого автору, Б. В. Сулейманов, как поэт-лирик, переносил опыт лирического повествования в прозу. То же отчасти касается философско-метафорической наполненности образов Б. В. Сулейманова. Философский подтекст его рассказов дал возможность писателю внести огромный вклад в решение вечных проблем: человек и история, личность и общество, человек и природа.

Для творчества Б. В. Сулейманова характерно обобщение собственного жизненного опыта, а также традиций своих предшественников и современников. На основании всего этого он выработал собственную социальную концепцию (образ простого, рядового человека с его житейскими проблемами), собственную концепцию личности, собственный художественный метод, собственный язык (использование в разговоре героев диалектных слов), собственную манеру письма (его рассказы по форме сведены к минимуму, по типу являются незаконченными).

Через все произведения этих писателей настойчиво проходит мысль о необходимости и безусловной ценности духовности человека и общества.

Одним из призывов сибирско-татарских писателей является призыв к укоренению «морального начала» бытия личности и общества. И это повышает нравственную ценность их произведений для наших современников. Моральное воспитание и самовоспитание, стремление к нравственному идеалу и совершенствованию, совесть, душевная чистота, чувство справедливости — вот какие духовно-нравственные ценности свойственны личности Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова. ;

Вопросы духа и духовности, поставленные и рассмотренные писателями, делают их труды особенно актуальными в настоящее время, когда на первый план выходит проблема воссоздания духовности, нравственности общества и.

131 отдельного человека, творческое отражение раздумий татарского народа.

Внутренняя связь с современностью проявляется у татарских писателей по-разному, но ни у одного из них обращение к прошлому не означает ухода от современности, а, напротив, диктуется стремлением из глубины жизни подойти к текущему дню. В своем исследовании мы рассмотрели творчество художников слова, тонко ощущающих неразрывную связь времен, воспринимающих время в единстве прошлого, настоящего и будущего.

В заключении еще раз подчеркнем, что работы Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова, профессиональных сибирско-татарских писателей, стали воплощением их мыслей относительно судьбы их народа.

Они своим творчеством как бы говорят о том, что на писателе лежит особая ответственность за мир на земле, за судьбу своего народа и человечества в целом, поэтому литература должна выходить на мировую арену и решать общечеловеческие проблемы — сохранение мира, сохранение народов с их культурой и самобытностью.

Время открыло и, главное, вновь создало множество прочных взаимосвязей между сильной мыслью художника слова и сложными жизнеощущениями, надеждами и нравственными исканиями читателей.

Я.К. Занкиев и Б. В. Сулейманов в своих произведениях показали мощную силу нравственного примера в отношении к своему делу. Лишь частицу этой мелодии, звучавшей в их душе, они успели претворить в образы, в художественную ткань удивительной духовной насыщенности. Но в искусстве важно не количество созданного. Их желание лучшего для народа удивительным образом совпало с главными рубежами современной борьбы за национальную идею.

Вполне закономерно, что творчество Я. К. Занкиева и Б. В. Сулейманова оказало значительное воздействие на развитие современной сибирско-татарской литературы, на формирование личности татарского человека из Сибири.

По мнению татарских писателей, залогом прогрессивного развития татарского общества является провозглашение, а затем и практическое претворение в жизнь принципов духовной концепции личности. Я. К. Занкиев и Б. В. Сулейманов также выдвигали идею о высокой роли социальной среды в воспитании личности, утверждая, что каково общество в духовном отношении, таково и его влияние на данную личность.

Я.К. Занкиев и Б. В. Сулейманов вложили в слово свои размышления. Их произведения стали неотъемлемой частью духовной жизни народа. Их творчество учит глубокому проникновению в сознание великой роли литературы в воспитании настоящих людей, истинных патриотов. Их произведения — пример служения своему народу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Селэйманов хакыйкате / М. Абдулин // Яцарыш. — 1997. -13 май.
  2. , Я. Г. Татарская просветительская мысль / Я. Г. Абдуллин. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. 320 с.
  3. , Р. Д. Нравственный мир личности / Р. Д. Азимова. М.: Знание, 1978.-66 с.
  4. Акбуляков, 3. Булатка / 3. Акбуляков // Яцарыш. — 1991. — 25 май.
  5. , X. Безнец горурлыгыбыз / X. Алишина // Яцарыш. 1997. — 7 февр.
  6. , X. Язучы керэшче ул / X. Алишина // Яцарыш. — 1995. — 7 апр.
  7. , Х.Ч. Благодарная памяти Булата поэта редкого, истинного. / Х. Ч. Алишина // Тюменская Область Сегодня. — 2004. -27 апр. !
  8. , X. Ч. Халкыбызныц беек шэхесе / X. Ч. Алишина // Яцарыш. 1998.-7 апр.
  9. , Н. Горурлык хисе таратучылар / Н. Аппасова // Яцарыш. -2002.- 16 апр. !
  10. П.Архангельский, Л. М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. -М.: «Мысль», 1974. 221 с.
  11. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь. Новая серия. Вып. 2. — Л., 1928.
  12. Ахунж-анов, И. А. Художник Ьэм аныц сузе: эдэби портретлар, мэкалэлэр / И. А. Ахунжднов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1978. — 144 б.
  13. , Г. Бугенге татар романы / Г. Ахунов // Казан утлары. — 1989. —1341.
Заполнить форму текущей работой