Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, представлен ход и результаты опытно-экспериментальной работы, нацеленной на формирование коммуникативной мобильности у студентов экономического вуза. Описаны группы испытуемых, доказано нормальное распределение исследуемых величин, создана методика диагностики уровней сформированное&tradeкоммуникативной мобильности (качественная диагностика) и подсчета количественных данных — случаев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Коммуникативная мобильность как компонент коммуникативной компетенции студентов экономического вуза
    • 1. 1. Коммуникативная компетенция в структуре современного целеполагания в экономическом образовании
    • 1. 2. Сущность и особенности коммуникативной компетенции экономиста-международника
    • 1. 3. Содержание и структура коммуникативной мобильности как компонента коммуникативной компетенции
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Организация процесса формирования коммуникативной мобильности студентов экономического вуза
    • 2. 1. Содержание обучения, нацеленного на формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной мобильности студентов экономического вуза
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности формирования коммуникативной мобильности студентов экономического вуза
  • Выводы по 2 главе

Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования связана с происходящими в России социально-экономическими, политическими и общекультурными изменениями, которые приводят к необходимости коррекции структуры и содержания всех форм и видов профессиональной социализации выпускников вузов в целях поддержания их конкурентоспособности. В связи с этим в настоящее время внимание ученых направлено на поиск эффективных способов обучения, нацеленных на формирование и развитие у студентов способности постоянного самосовершенствования в будущей профессиональной деятельности. Выпускник высшего учебного заведения должен быть востребован на рынке труда, для чего ему необходимо не только получить профессиональные знания и умения, но и научиться быстро, гибко и эффективно адаптироваться к изменениям в процессе профессиональной коммуни- • кации.

В квалификационных характеристиках выпускника экономического вуза акцентируется необходимость формирования навыков ведения дискуссии в процессе делового общения на иностранном языке, способности оперативно реагировать на изменение коммуникативной ситуации, на возникновение непредвиденных факторов ее актуализации. Иными словами, подготовка будущих экономистов нацелена на развитие у студентов особых компонентов коммуникативной компетенции.

Исследованию сущности, особенностей, структуры данной компетенции посвящено немало работ (И.А. Зимняя 2004, Г. А. Ларионова 2004, В. И. Байденко 2Q04, О. Ю. Искандарова 1999, Т. А. Грабой 2002, A.B. Мариничева 2003, И.В. Ста-сюкевич 2005, Л. С. Зникина 2005, A.C. Андриенко 2007 и др.). В них дан общий анализ профессиональной коммуникативной компетенции (И.А. Зимняя, В. И. Байденко, Ю. Г. Татур и др.), вскрыто ее специфическое содержание (A.B. Мариничева, A.C. Андриенко, Т. А Грабой, О. В. Федорова, Г. К. Борозенец, О. Ю. Искандарова, JI.C. Зникина и др.), определены условия эффективности формирования данной компетенции в разных условиях высшего профессионального образования (Т.А Грабой, О. В. Федорова, JI.C. Зникина, В. Ф. Тенищева и др.).

Несмотря на достигнутые результаты в области изучения коммуникативной компетенции, остается открытым ряд вопросов, связанных с научно обоснованным представлением особенностей коммуникативной компетенции экономистов-международников1, чья коммуникативная деятельность связана с участием в межкультурном диалоге, параметры которого зачастую заранее не определенны и поэтому характеризуются непредсказуемостью. В таких условиях активизируется особое качество — коммуникативная мобильность, нацеленная на установление и снятие фактора неопределенности в сложных условиях межкультурного общения.

Мобильность, как новая научная реалия, начала исследоваться сравнительно недавно, но при этом данное понятие активно используется в достаточно большом количестве научных областей. Имеются работы, посвященные трактовке понятия «мобильность» с позиции психологии (A.B. Брушлинский, 1983; И. В. Василенко, 1989; P.C. Немов, 2003 и др.), философии образования (В.В. Новиков, 2001), экономики (И.Л. Смирнова, 1998; Л. А. Сорокина, 2002). Кроме того, существуют научные работы, в которых термин «мобильность» экстраполируется в сферу педагогики.

Всплеск интереса к мобильности как педагогическому понятию отмечен в последние годы. При этом мобильность исследуется в двух возможных ракурсах как академическая (образовательная) мобильность (E.H. Землянская, Э. Л. Емельянова 2012, Е. И. Артамонова, М. А. Ставрук 2010, A.A. Коропченко 2005, А. Н. Шеремет 2009) и как профессиональная мобильность (Л.А. Амирова 2009, Э. Ф. Зеер В рамках настоящего исследования под термином «экономист-международник» будет пониматься профессионал (бакалавр), получивший подготовку по направлению «Экономика» (профиль «Мировая экономика») с расширенной сеткой часов на предмет «Иностранный язык», чья деятельность связана с интенсивными контактами в сфере межкультурной и межъязыковой коммуникации (работники зарубежных банков, консалтинговых агентств, аудиторских компаний, государственных структур финансово-экономического сектора, экспортно-импортных частных предприятий и т. п.).

2011, Б. М. Игошев 2008, Н. Чебышев 2000, В. Каган 2000, B.C. Стоянов 1992, С. Л. Новолодская 2005, J1.B. Горюнова 2006). Особое внимание к данному феномену обусловлено необходимостью исследования особенностей состояния личности, готовой к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в окружающей действительности, готовой к успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Полученные учеными результаты не могут не быть перенесены в сферу обучения студентов коммуникативной деятельности. В частности, особый интерес может представить рассмотрение мобильности как характеристики способности человека к коммуникации, реализуемой на межкультурном уровне.

Как показал анализ литературы, коммуникативная мобильность как свойство личности, проявляющееся в контексте общения экономистов-международников, до сих пор не подлежала исследованию. Между тем, как показывает практика, анализ требований работодателей, изучение в исторической ретроспективе требований нормативных документов в сфере высшего профессионального образования (ГОС ВПО, 2000, проекты ГОС ВПО, 2006, ФГОС ВПО, 2010, концепция обучения языкам в НИУ ВШЭ, 2010 и др.), на сегодня востребованы такие профессионалы, которые в рамках делового общения способны к оперативному и эффективному коммуникативному реагированию, к смене речевых стратегий и тактик, к принятию решений в быстро меняющихся и нестандартных условиях профессионального общения. Таким образом, актуальным становится вопрос о включении коммуникативной мобильности в состав коммуникативной компетенции экономистов-международников.

Наши многолетние наблюдения и проведенные эмпирические исследования позволяют утверждать, что студенты экономических вузов в целом демонстрируют психическую, мотивационную и когнитивную готовность к приобретению способности быстрого коммуникативного реагирования в ситуациях делового общения, характеризующихся элементами неопределенности. В то же время мы установили, что коммуникативная мобильность как составляющая профессиональной коммуникативной компетенции не проявляется в структуре личности студента сама по себе, ее необходимо формировать и развивать целенаправленно. К сожалению, данный процесс до сих пор находился вне сферы внимания исследователей.

Обозначенные факты являются основанием для констатации целого ряда противоречий:

— между все повышающимися требованиями к качеству коммуникативных способностей выпускников экономических вузов и объективно низким уровнем готовности таких выпускников к принятию решений в ситуации коммуникативной неопределенности;

— между социальной обусловленностью и актуальностью формирования качества личности, которое обеспечивает гибкость, подвижность, адаптивность коммуникативных способностей экономиста, реализуемых в ситуациях межкультурных деловых контактов, и отсутствием в педагогической науке подходов к исследованию особенностей данного качества;

— между имеющимися концепциями изучения и формирования / развития коммуникативной компетенции выпускника экономического вуза и отсутствием направления исследований, связанного с изучением коммуникативной мобильности как неотъемлемого качества последней;

— между наличием психической, мотивационной и когнитивной готовности студентов вузов к приобретению способности быстрого коммуникативного реагирования в сложных ситуациях профессионального общения и отсутствием целенаправленного формирования данной способности при подготовке экономистов-международников.

Поиск путей разрешения данных противоречий обусловливает актуальность исследования на тему «Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы содержательные составляющие коммуникативной мобильности, обусловленные деятельностью экономиста-международника, и какова совокупность организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования данного качества у студентов экономических вузов?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — коммуникативная мобильность как компонент коммуникативной компетенции экономиста-международника.

Предмет исследования — содержательные особенности коммуникативной мобильности экономистов-международников и организационно-педагогическая специфика ее формирования в условиях экономического вуза.

В качестве гипотезы служит предположение о том, что формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза будет эффективным, если:

— реализована совокупность организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза;

— компоненты содержания обучения, ориентированного на формирование коммуникативной мобильности экономиста-международника, взаимно интегрируя, образуют единый комплекс дидактических единиц, овладение которым обеспечивает качество межкультурного диалога в ситуациях коммуникативной неопределенности;

— создана дидактически целесообразно структурированная совокупность проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации, а также проблемных профессионально-коммуникативных задач, определяющих последовательность действий по обнаружению и преодолению различных типов коммуникативной неопределенности в ходе овладения предметным содержанием дисциплины «иностранный язык».

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние исследуемой проблемы и определить закономерности коммуникативно ориентированного направления подготовки студентов экономического вуза.

2. Выявить особенности коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного общения и на этой основе выявить параметры и статус коммуникативной компетенции экономиста-международника.

3. Определить содержательные характеристики коммуникативной мобильности как качества экономиста-международника.

4. Установить компоненты содержания обучения, нацеленного на формирование коммуникативной мобильности студентов экономических вузов.

5. Теоретически определить и обосновать опытно-экспериментальным путем совокупность организационно-педагогических условий формирования коммуникативной мобильности студентов экономического вуза.

Методологической основой исследования являются следующие подходы:

— личностно-деятельностный (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, И.С. Якиманская), позволяющий исследовать коммуникативную мобильность как качество личности, готовой к самореализации и самоактуализации в коммуникативной деятельности;

— системный, дающий возможность рассмотреть коммуникативную мобильность в парадигме моделирования выпускника экономического вуза как сложно организованной системы (В.И. Байденко, Я. И. Кузьминов, Д. Б. Пузанков, Ю. Г. Татур, И. Б. Федоров, В. Д. Шадриков, и др.);

— культурологический (Е.И. Артамонова, B.C. Библер, М. М. Бахтин, И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин) и межкультурный (Н.И. Алмазова, Е. И. Артамонова, Н. Д. Гальскова, Г. В. Елизарова, Л. С. Зникина, И. И. Халеева, С.Г. Тер-Минасова), обеспечивающие возможность изучения коммуникативной мобильности в приложении к межкультурным условиям реализации процесса общения. Теоретической основой исследования являются:

— современные работы в области компетентностного подхода (В.И. Бай-денко, В. А. Болотов, A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, H.H. Нечаев, В. В. Сериков, A.B. Хуторской);

— теория проблемного обучения, нацеленного на стимулирование поисковой творческой деятельности обучающихся (A.B. Брушлинский, М. М. Левина, А. Н. Крутский, В. Т. Кудрявцев, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн и др-);

— концепция контекстного обучения (Г.М. Андреева, В. П. Беспалько, A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова, Ю. Г. Татур и др.);

— теоретические исследования, нацеленные на изучение мобильности: социальной (В.А. Бондаренко, П. А. Сорокин, П. М. Блау, И. Блумен, М. Вебер, Дж. Голдторп, Л. Гудман, Д. Трейман, Р. Эриксон, Д. Л. Фезерман, P.M. Хаузер), трудовой (Г.В. Дворецкая, A.A. Иванков, С. Э. Крапивенский, В. П. Махнорылов, И. О. Мальцева, A.B. Менжерес, Т. В. Новикова, Д.В. Нестерова), академической (В.И Байденко, В. А. Садовничий, В. М. Филиппов, Ф. Альтбах, П. Блюменталь, Н. Варгхис, Р. Роадс, П. Скотт, А. Смит, Н. Стромквист, Б. Уотчер, М. Эппл), профессиональной (Л.А. Амирова, Э. Ф. Зеер, Б. М. Игошев, Л.В. Горюнова).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по теме исследованиядирективных и нормативных документов (ГОС ВПО, ФГОС ВПО, учебные программы, учебные планы и др.) — синтез теоретического и эмпирического материала, а также комплекс эмпирических методов: наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытноэкспериментальное обучение и статистические методы обработки результатов экспериментального исследования.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2005;2006 гг.) было выявлено состояние проблемы, разработан научный и терминологический аппарат исследования, определен объект и предмет исследования, сформирована теоретико-методологическая основа работы.

На втором этапе (2007;2010 гг.) изучена специфика исследуемого объектаопределены теоретические основы формирования коммуникативной мобильности, спроектированы и описаны организационно-педагогические условия формирования искомого качестваразработана серия проблемных профессионально-коммуникативных задачсоздано (в соавторстве) учебное пособие для студентов 1 курса факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ с использованием проблемных профессионально-коммуникативных задач, определено содержание опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2011;2012 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности разработанных организационно-педагогических условий формирования коммуникативной мобильности экономистов-международников. Осуществлен анализ полученных результатов, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.

Наиболее существенные результаты исследования и их научная новизна:

— конкретизированы особенности коммуникативной компетенции экономиста-международника, обусловленные спецификой экономического дискурса и особенностями межкультурного делового общения;

— на основе анализа имеющихся подходов охарактеризованы этапы, модели и концепции исследования мобильности как педагогического феномена, уточнена её специфика как интегративного и полифункционального явления;

— определены сущность и содержание коммуникативной мобильности студентов экономического вуза, включающей в себя компоненты, совокупность которых обеспечивает преодоление коммуникативной неопределенности в процессе межкультурного диалога;

— выделен комплекс организационно-педагогических условий формирования коммуникативной мобильности студентов экономического вуза: внутренних (осознанность, мотивированность, интерес, рефлексия студентов) и внешних (образовательный контекст предмета «иностранный язык», использование совокупности проблемных профессионально-коммуникативных задач, обусловливающих применение стратегий и тактик преодоления коммуникативной неопределенности).

Теоретическая значимость исследования:

— на основе диахронического и синхронического анализа определены закономерности коммуникативно ориентированного направления подготовки студентов экономического вуза, что позволяет расширить представление об эволюционном развитии высшего профессионального (экономического) образования;

— в тезаурус педагогики включено понятие «коммуникативная мобильность студентов», что расширяет область представлений о мобильности как научном понятии, увеличивает диапазон его функционирования;

— исследование структуры коммуникативной мобильности может рассматриваться как модель, способная к переносу при изучении других качеств личности, требуемых обществом;

— на основе учета факторов коммуникативного свойства выделены и классифицированы стратегии и тактики выявления и преодоления неопределенности в процессе коммуникации, что конкретизирует содержание коммуникативно ориентированного обучения студентов.

Практическое значение исследования:

—. теоретические положения и выводы позволяют существенно повысить эффективность учебного процесса, нацеленного на формирование коммуникативной компетенции студентов экономического вуза;

— созданная серия проблемных профессиональных ситуаций межкультурного общения, а также комплекс проблемных профессионально-коммуникативных задач, нацеленных на формирование коммуникативной мобильности, могут быть использованы при написании учебных пособий, учебников для подготовки экономистов-международников (направления 80 100 «Экономика, профиль «Мировая экономика» и направления 31 900 «Международные отношения»);

— созданное учебное пособие по английскому языку для работы студентов 1 курса (приложение к учебнику «Upstream Intermediate» by Virginia Evans and Jenny Dooley) позволяет пополнить банк средств обучения для подготовки студентов экономического вуза;

— результаты исследования могут использоваться в курсе подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, анализом теории и практики обучения и воспитания в высшей школе (экономические вузы) — опорой на анализ фундаментальных исследований ученых, раскрывающих особенности коммуникативной подготовки студентов, исследующих компетентностный вектор развития целеустанавливающих и результирующих компонентов системы обучения и воспитания в высшей школеадекватностью методов задачам и логике исследованиярепрезентативной базой оригинальных отечественных и зарубежных источников, в том числе законов, правительственных постановлений, решений, опорой при их анализе на объективные законы педагогики и принципы организации научно-педагогических исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности коммуникативной мобильности экономиста-международника обусловлены главным дифференцирующим признаком делового экономического дискурса — наличием в ситуации коммуникации разных типов неопределенности: информационной, субъектной, формальной, содержательной. Коммуникативная мобильность представляет собой способность специалиста осуществлять качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях, требующих проявления чувствительности и терпимости к фактору коммуникативной неопределенности и предполагающих проявление активности, о оперативности и рефлексивности личности. Коммуникативная мобильность входит в состав коммуникативной компетенции экономиста-международника как интегральная составляющая.

2. Компонентами коммуникативной мобильности как качества личности экономиста-международника являются гибкость коммуникативного реагирования, толерантность к неопределенности, способность устанавливать типы неопределенности в ситуации коммуникации, активная позиция, способность к оперативному поиску выхода из затруднительного положения и способность определять негативные / позитивные эффекты межкультурного общения.

3. С точки зрения содержания процесс формирования коммуникативной мобильности основан на использовании серии проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации, в учебных целях задающих параметры (типы, степень) неопределенности и являющихся моделями тех естественных (аутентичных) ситуаций делового общения, которые характеризуются признаками неопределенности. Для организации речевого поведения студентам требуется комплекс стратегий и тактик, обеспечивающих диагностику неопределенности, ее преодоление благодаря активизации имеющегося опыта, поиску и применению эффективных способов и приемов, а также контроль эффективности решения проблемы. Все компоненты содержания обучения находятся в отношениях тесной зависимости, и образуют единый комплекс дидактических единиц.

4. Организационно-педагогические условия диктуют необходимость использования проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации в рамках предмета «иностранный язык», который способен обеспечить систематичность и последовательность формирования стратегий и тактик преодоления разных типов коммуникативной неопределенности в ходе решения проблемных профессионально-коммуникативных задач: познавательно-поисковых, вариативных и игровых. В этом процессе обеспечивается высокая мотивация, устойчивый интерес студентов к деятельности, их способность к самодиагностике.

Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов научного поиска на заседаниях кафедры теории и методики преподавания иностранных языков Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ (2010 г.), кафедры французского языка и лин-гводидактики Института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ (2011;2012 гг.) — на заседаниях научного объединения аспирантов института иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ (2010;2012 гг.), в ходе работы научно-методического семинара кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ (2007;2012 гг.), на заседаниях методологического семинара «Актуальные вопросы лингводидактики и методики обучения иностранным языкам» в Институте иностранных языков ГБОУ ВПО МГПУ (2011;2012 гг.) — в ходе проведения научных сессий ГБОУ ВПО МГПУ (2011;2012 гг.) — на международной научно-практической конференции МГУ им. М. В. Ломоносова, посвященной 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова «Учитель, ученик, учебник» (Москва, 2010), межфакультетской научно-методической конференции НИУ ВШЭ «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах» (Москва, 2010 г.), на VI международной научно-практической конференции «Профессиональное лингвообразование» (Нижний Новгород, 2012 г.), VIII Международной научно-практической конференции «Дни науки — 2012» (Прага, 2012 г.), IX международной конференции по образованию и развитию ICED 2012 «Across the Globe Higher Education Learning and Teaching» (Бангкок, 2012 г.).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (г. Москва). Автором лично, в качестве старшего преподавателя кафедры иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики, проводились занятия по аспекту Business English (1 курс), в ходе которых были внедрены теоретические и практические материалы исследования.

Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение, список литературы, состоящий из 221 источника, 4 приложения. Текст работы иллюстрирован 12 таблицами, 1 диаграммой, 6 графиками и 7 схемами.

Выводы по 2 главе.

В данной главе исследования удалось прийти к важным выводам и заключениям.

Во-первых, установлено содержание образования, нацеленного на формирование коммуникативной мобильности у студентов экономического вуза, с концентрацией внимания на опыте личности, связанном с творчеством. С этих позиций определены параметры содержания профессиональных проблемных ситуаций межкультурной коммуникации, обладающих различными типами неопределенности. Данные ситуации отличаются учебно-коммуникативным, проблемным, профессиональным и межкультурным характером, в каждом из которых реализуются типы неопределенности в различной степени ее концентрации. Именно в этом выражается связь профессиональной проблемной ситуации межкультурной коммуникации, применяемой в учебных условиях, с реальной (аутентичной) ситуацией коммуникативной неопределенности.

Во-вторых, в качестве содержания обучения выявлены, дифференцированы и описаны стратегии и тактики как «актуализаторы» интенции преодоления коммуникативной неопределенности. Выделены следующие группы стратегий и тактик: а) диагностирующие, обеспечивающие выявление факта неопределенности в коммуникативной ситуацииб) потенциальные, актуализирующие имеющийся у студентов опыт преодоления трудностей в процессе общенияв) активно-наблюдательные, активно-поисковые и интерактивно-поисковые, обеспечивающие поиск выхода из ситуации неопределенности благодаря применению различных по характеру тактикг) вербальные, нацеленные на применение на практике (путем вербализации) выбранных стратегий и тактик преодоления коммуникативной неопределенностид) контролирующие, поддерживающие рефлексию, самооценку и самоконтроль студента.

В-третьих, установлена совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования коммуникативной мобильности. В ходе исследования первого условия в результате сравнительного анализа выявлена предметная область, в рамках которой целесообразно формировать коммуникативную мобильность — иностранный язык (аспект Business English). Следующие три условия нацелены на а) использование проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации, б) осознание студентами особенностей ситуации коммуникативной неопределенности, в) формирование стратегий и тактик, необходимых для их преодоления. Данные три условия реализуются в ходе использования проблемных профессионально-коммуникативных задач — вербализованных моделей проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации, побуждающих студентов применять в практике общения стратегии и тактики преодоления разных типов коммуникативной неопределенности (информационной, субъектной, содержательной, формальной), т. е. актуализирующих коммуникативную мобильность. Описана структура таких задач, в состав которой включен творческий компонент, а также предложена их типология — познавательно-поисковые, вариативные и игровые.

В-четвертых, представлен ход и результаты опытно-экспериментальной работы, нацеленной на формирование коммуникативной мобильности у студентов экономического вуза. Описаны группы испытуемых, доказано нормальное распределение исследуемых величин, создана методика диагностики уровней сформированное&tradeкоммуникативной мобильности (качественная диагностика) и подсчета количественных данных — случаев использования стратегий преодоления неопределенности, обобщенно представляющих актуализируемые тактики (количественная диагностика). В ходе проведения двух срезов — диагностирующего и итогового — установлены статистически достоверные данные, подтверждающие значимость организационно-педагогических условий формирования коммуникативной мобильности. Итоговые результаты продемонстрировали больший показатель позитивных сдвигов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Анализ итогов диагностики качественных показателей (матрица самоконтроля и анкета) показал а) повышение уровня сформированности коммуникативной компетенции, б) устойчивый интерес студентов к деятельности, связанной с обнаружением и преодолением коммуникативной неопределенности. Все это позволило констатировать, что комплекс выявленных в исследовании организационно-педагогических условий полностью обеспечивает формирование коммуникативной мобильности как качества, присущего экономисту-международнику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные требования к высшему профессиональному образованию диктуют необходимость изменений в характере образования для поддержания конкурентоспособности выпускников вузов. Сегодня эффективность деятельности экономиста определяется его способностью и готовностью не только использовать полученные знания при решении профессиональных задач, часто имеющих проблемный характер, но и умением осуществлять эффективную коммуникацию, быстро адаптируясь к постоянно меняющимся условиям, особенно связанным с общением на межкультурном уровне. Именно поэтому возникает необходимость формирования у современных выпускников экономических вузов коммуникативной мобильности как компонента коммуникативной компетенции. В диссертационном исследовании, объектно-предметная область которого обусловлена данной проблемой, поставлены и решены задачи, связанные с теоретическим обоснованием основ и созданием практически ориентированных условий для формирования коммуникативной мобильности студентов экономических вузов.

В процессе установления понятийного поля исследования удалось конкретизировать понятие «коммуникативная компетенция экономиста-международника». Для этого произведен диахронический анализ нормативной документации в области высшего профессионального (экономического) образования (ГОС, ФГОС), и на этой основе сделаны выводы, касающиеся постоянного усиления коммуникативно направленных целевых ориентиров при подготовке экономистов. Данные ориентиры, помещенные в контекст антропоцентрированной образовательной парадигмы, предусматривают необходимость формирования коммуникативной компетенции, содержание которой обусловлено спецификой предметной деятельности экономиста-международника. Конкретизация параметров коммуникативной компетенции, осуществленная с позиций анализа экономического дискурса, особенностей межкультурного общения экономистов-международников, позволила установить а) жесткую ритуальность такой коммуникации, б) наличие частотных реализаций элементов непредсказуемости, выражающихся в разных типах коммуникативной неопределенности. Речь идет о неопределенности, связанной с недостатком / отсутствием информации об условиях общения (информационная), о субъектах взаимодействия (субъектная), о языке коммуникации (формальная), а также о предмете разговора (содержательная).

Коммуникативная компетенция экономиста-международника, отмеченная данными особенностями, характеризуется как способность к осуществлению коммуникативной деятельности, реализуемой в разнообразных (как в стандартных, так и в нестандартных) ситуациях взаимодействия с представителями экономической сферы деятельности, принадлежащими к разным культурам.

Участвуя в коммуникации, отличающейся тем или иным типом неопределенности, экономист должен проявлять особые качества личности. На основании анализа подходов к рассмотрению таких качеств личности, как контактность, адаптивность, гибкость (переключаемость, подвижность, динамичность), коммуникабельность, был сделан вывод о необходимости выявления специфического свойства личности, необходимого экономисту-международнику в ситуациях коммуникативной неопределенности — коммуникативной мобильности.

Анализ подходов к рассмотрению мобильности как явления, исследуемого в различных научных областях (социологии, экономике, философии образования, психологии, педагогике), были выявлены основные дифференцирующие признаки данного понятия как качества субъекта инновационной деятельности, способного к самореализации, к преобразованию себя и среды, характеризующегося открытостью всему новому, адаптивностью, креативностью.

Применительно к коммуникативной деятельности мобильность приобретает особый ракурс рассмотрения. В ее состав включаются следующие компоненты: гибкость коммуникативного реагирования (гибкость), толерантность к неопределенности (толерантность), способность устанавливать фактор неопределенности чувствительность), активная позиция в ситуации неопределенности (активность), способность к оперативному поиску выхода из ситуации (оперативность) и способность определять негативные / позитивные эффекты коммуникации (рефлексивность). Обладая такими параметрами, коммуникативная мобильность экономиста-международника проявляет себя как способность специалиста осуществлять качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях, требующих проявления чувствительности и терпимости к фактору коммуникативной неопределенности и предполагающих проявление активности, оперативности и рефлексивности личности.

Принятие практических решений на уровне определения условий, обеспечивающих эффективное формирование коммуникативной мобильности у студентов экономического вуза, потребовало выявления комплекса соответствующих компонентов содержания обучения с концентрацией внимания на опыте личности, связанном с творчеством. В состав компонентов содержания обучения вошли профессиональные проблемные ситуации межкультурной коммуникации, характеризующиеся признаком неопределенности. Такие ситуации отличаются учебно-коммуникативным, проблемным и межкультурным характером, задающим в контексте учебной среды четыре модуса выражения проблемности: языковой, содержательный, информационный и модус «участники общения», полностью соотносимые с типами коммуникативной неопределенности. В учебных целях произведена типология ситуаций с точки зрения концентрации признаков неопределенности (ситуации с малой, средней и максимальной степенью неопределенности).

Следующий компонент содержания обучения включает в себя комплекс стратегий и тактик, необходимых для выявления и преодоления коммуникативной неопределенности: а) диагностирующих, связанных с идентификацией коммуникативной неопределенности, б) потенциальных, активизирующих имеющийся коммуникативный опыт студентов, в) активно-наблюдательных, активно-поисковых и интерактивно-поисковых, обеспечивающих поиск путей преодоления неопределенностиг) вербальных, позволяющих преодолеть неопределенность вербальными средствамид) контролирующих, нацеленных на оценку и контроль эффективности принятия решения.

В исследовании разработан и обоснован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативной мобильности у студентов экономического вуза. Первое условие предопределило необходимость установления предметной области в рамках сферы «экономическое образование, подготовка экономистов-международников». В результате сравнительного анализа потенциала различных учебных предметов, опроса экспертов, исследования учебно-методической документации определено, что коммуникативная мобильность успешнее всего формируется в рамках дисциплины «иностранный язык» (в нашем случае — Business English) благодаря потенциальной возможности внедрения всех необходимых организационно-педагогических условий.

Следующие три условия связаны с необходимостью а) включения в процесс обучения проблемных профессиональных ситуаций межкультурной коммуникации, б) обеспечения осознанности студентами специфики коммуникативной неопределенности, в) формирования у студентов стратегий и тактик, необходимых для ее преодоления. Взятые в комплексе, данные условия реализуются посредством применения особых дидактических единиц — проблемных профессионально-коммуникативных задач. Это знаковые (вербализованные) модели проблемной профессиональной ситуации межкультурной коммуникации, побуждающей студентов применять в практике общения стратегии и тактики преодоления разных типов коммуникативной неопределенности (информационной, субъектной, содержательной, формальной), т. е. актуализирующей коммуникативную мобильность. Такие задачи отличатся сложной структурой и включают исходную (формулировка известного), перспективную (предъявление опор для преодоления неопределенности) и творческую (задания на импровизацию) стороны.

В исследовании представлены три типа проблемных профессионально-коммуникативных задач, использование которых на занятиях по английскому языку является целесообразным с точки зрения формирования коммуникативной мобильности: познавательно-поисковые, вариативные, игровые.

Эффективность формирования коммуникативной мобильности контролируется в ходе специальных диагностирующих мероприятий, характеризующихся систематичностью и последовательностью. К таким мероприятиям отнесены: творческий отчет студента, самодиагностика студентов посредством матрицы самоконтроля уровня сформированности коммуникативной мобильности, а также текущие контролирующие приемы, используемые преподавателем.

Опытно-экспериментальная работа была организована в НИУ ВШЭ (факультет мировой экономики и мировой политики) среди студентов 1 курса обучения (30 человек). После проведения подготовительной работы был организован диагностирующий срез, нацеленный на выявление исходного уровня сформированности коммуникативной мобильности (качественный критерий) и на определение количества стратегий и тактик, используемых студентами в процессе решения проблемной профессионально-коммуникативной задачи вариативного типа (количественный критерий). По всем анализируемым показателям (укрупненным по видам стратегий) студенты продемонстрировали либо нулевой (53,3% в ЭГ и 46,7% в КГ), либо низкий (46,7% в ЭГ и 53,3% в КГ) уровень сформированности коммуникативной мобильности.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы (с февраля по май 2012 г.) в ЭГ были внедрены все организационно-педагогические условия формирования коммуникативной мобильности, в КГ студенты решали профессиональные проблемно-коммуникативные задачи в традиционном режиме проведения занятий. После этого был повторно проведен диагностирующий срез, результаты которого показали существенные сдвиги показателей в ЭГ, которые признаны достоверными: уровень сформированности коммуникативной мобильности в этой группе у большинства студентов признан средним (46,7) и высоким (20%). Результаты студентов КГ существенно не изменились: у большинства студентов (60%) выявлен низкий уровень сформированности коммуникативной мобильности.

На основании достоверных фактов, множественной статистически валидной диагностики был сделан вывод о том, что формирование коммуникативной мобильности обеспечивается в ходе внедрения в процесс обучения организационно-педагогических условий, спроектированных в ходе исследования.

Итак, в работе доказано, что при условии целенаправленной и специальным образом организованной работы обеспечивается формирование особого качества личности современного экономиста-международника — коммуникативной мобильности, обеспечивающей эффективность межкультурного диалога в сфере экономических отношений, характеризующихся признаками коммуникативной неопределенности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , C.B. Способность к деловому общению необходимый элемент профессиональной компетенции специалистов внешней торговли Текст. / C.B. Аверьянова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2008. — № 5. — С. 72−76.
  2. , C.B. Деловой английский как неотъемлемая составляющая коммуникативной компетенции специалистов-международников Текст. / C.B. Аверьянова // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. — № 9. — С. 68−73.
  3. , К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / К. А. Аветисян.-М., 2001.- 176 с.
  4. , И.Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Д. Агафонова. Екатеринбург, 2009. — 204 с.
  5. , А.Н. Коммуникативная мобильность в структуре профессиограммы педагога-психолога Текст. / А. Н. Алгаев // Современные проблемы науки и образования. 2012. — № 6. — 375−382.
  6. , Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Н. И. Алмазова: Санкт-Петербург, 2003. 446 с.
  7. Амирова, J1.A. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: автореферат дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Амирова. Уфа, 2009. — 42 с.
  8. , O.B. Подготовка студентов университета к воспитательной работе в современных условиях Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Амосова. Иркутск, 1999. — 197 с.
  9. , Б.Г. О проблемах современного человека Текст. / Б. Г. Ананьев. -М: Наука, 1977.-380 с.
  10. , В.Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.19 / В. Ю. Андреева. Курск, 2009. — 197 с.
  11. , Г. М. Психология формирования и развития личности Текст. / Г. М. Андреева. -М: Наука, 1981. 318 с.
  12. Е.И. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования Текст. / Е. И. Артамонова, М. А. Ставрук // Педагогическое образование и наука. 2010. — № 1. -С. 11−20.
  13. , Н.И. Управление в чрезвычайных ситуациях Текст.: учебное издание / Н. И. Архипова, В. В. Кульба. Изд-во РГГУ, 1998. — 316 с.
  14. , A.C. Понятие внешнеэкономической сделки Текст. / A.C. Базарова,
  15. O.B. Яценко // Бухгалтер и закон. 2006. — № 4. — С. 9−15.
  16. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 5−11.
  17. , У. Коммуникативные стратегии и тактики и языковые средства их реализации в русскоязычной неформальной межличностной дискуссии (на материале Интернет-дневников): автореферат, дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / У. Баоянь. Москва, 2008. — 24 с.
  18. , Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация Текст. / Н. В. Барышников. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. — с. 264 с.
  19. H.A. Траектории развития профессиональной межкультурно-коммуникативной компетенции учителей в системе педагогической подготовки Текст. / H.A. Белова, Е. А. Кашкарева // Гуманитарные науки и образование. 2012. — № 2. — С. 64−66.
  20. Беляева, Л. А Социальная модернизация в России в конце XX века Текст. / Л. А. Беляева. М.: ИФРАН, 1997. — 173 с.
  21. , Н.И. Проблемы проектирования языка как идеального средства познания Текст. / Н. И. Береснева, СЛ. Мишланова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. — № 5. — С. 23−30.
  22. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 186 с.
  23. , A.A. Коммуникативные стратегии разрешения конфликта (на материале английского языка) Текст. / A.A. Бодрова, Н. В. Коробова // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. — № 1. — С. 86−93.
  24. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
  25. Большой психологический словарь Текст. / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: ACT, СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  26. Большая Советская Энциклопедия Текст. / Под ред. академика A.M. Прохорова в 30 томах. 3-е изд. — Т.12 — М.: СЭ, 1973. — 624 с.
  27. Большой толковый социологический словарь в 2 томах. Текст. / Джери Д., Джери Дж., пер. с англ. H.H. Марчук- т. 1 (А-О). М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
  28. , Т.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: автореферат дис. доктора пед. наук: 13.00.08 / Т. К. Борозенец. Самара, 2005.-40 с.
  29. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  30. , В.Е. Динамическая рациональность в контексте современной культуры и науки Текст. / В. Е. Буденкова // Известия Томского политехнического университета. 2005. — Т. 308. — № 2. — С. 171−176.
  31. , Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. Б. Буртовая. Томск, 2004. — 176 с.
  32. И.Ю. Система организационно-педагогических условий сопровождения студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе Текст. / И. Ю. Бурханова // Вестник Университета Российской академии образования. -2008.-№ 5.-С. 111−113.
  33. , И.В. Взаимодействие школы и социальной среды микрорайона в воспитательной работе с учащимися: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Василенко- НИИ педагогики УССР. Киев, 1989. — 22 с.
  34. , A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст.: монография / A.A. Вербицкий. М.: ИЦПКПС, 1999. — 75 с.
  35. , A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции Текст. / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. Москва: Логос, 2010−336 с.
  36. , A.A. Проблемные точки реализации компетентностного подхода Текст. / A.A. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А, Шолохова. Педагогика и писхология. 2012. -№ 2.-С. 52−60.
  37. , Л.В. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов пединститута: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Вершинина. -Л., 1987.- 178 с.
  38. , Л.Г., Основы теории коммуникации. Ппрактикум Текст. / Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. М: ACT МОСКВА- изд-во «Восток — Запад», 2008.-318 с.
  39. , О.С. О тактиках толерантного речевого поведения в коммуникативной ситуации «конфликт» Текст. / О. С. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2008. — № 2. — С. 137−141.
  40. , O.A. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / O.A. Гаврилюк. Иркутск, 2006. — 226 с.
  41. , Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя Текст. / Н. Д. Гальскова. 2-е издание, М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
  42. , О.В. Иноязычная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры студентов: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Герасименко. -Оренбург, 2001. 155 с.
  43. , О.А. Профессиональная мобильность как ведущая характеристика современного учителя Текст. / О. А. Гладкая // Вопросы педагогического образования: Межвуз. Сб. статей. Иркутск: ИПКРО, 2002. — Вып. 13. — С. 4555.
  44. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. Турин: European Training Foundation, 1997. -160 с.
  45. , З.Т. Социальная структура общества и социальная стратификация Текст. / З. Т. Голенкова // Философские науки. М: Гуманитарий. — 2011. — 47 с.
  46. , JI.B. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / JT.B. Горюнова. Ростов — на Дону, 2006. — 427 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 60 600 Мировая экономика электронный ресурс.- http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=&gr=0&st=all (дата обращения — 12.12.2009).
  48. , Т.А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции на материале языка специальности в неязыковом вузе: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: / Т. А. Грабой. Москва, 2002. -23 с.
  49. , Е.Г. Метапрофессиональные личностные качества как условие формирования универсальности специалиста-лингвиста Текст. / Е. Г. Гришенкова // Современные проблемы науки и образования. 2012. — № 1. — С. 112−117.
  50. , Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов Текст. / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А.П. Садохин- под ред. А.П. Садо-хина. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
  51. , Ю.А. Оценка фактора неопределенности при исследовании качества образования Текст. / Ю. А. Гударенко // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. — Т.2. — № 7. — С. 16−19.
  52. , И.Г. Особенности формирования инновационной мобильности будущего педагога в образовательном процессе вуза Текст. / И. Г. Гузенко, Е.
  53. A. Подвигина // Вопросы современной науки и практики. Университет им.
  54. B.И. Вернадского.-2010.-№ 4−6.-С. 165−172.
  55. , И.И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения: автореферат дис.. канд. филол. наук: 10.02.01- 10. 02.19 / И. И. Гулакова. Орел, 2004. -19 с.
  56. , О.Г. Современный словарь по общественным наукам Текст. / О. Г. Данильян. М: Эксмо, 2005. — 528 с.
  57. H.A. Проектирование комплекса организационно-педагогических условий управления развитием системы среднего педагогического образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / H.A. Долгова. Тамбов, 2007.-23 с.
  58. , A.B. Экономическая социология Текст. / A.B. Дорин. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. — 254 с.
  59. , B.C. Риск и неопределенность: философско-методологический дискурс Текст. / B.C. Диев // Вестник Новосибирского университета. Серия Философия и право. 2004. — Т. 2, Вып. 1. — С. 79−89.
  60. Дункан, Д.-У. Основополагающие идеи в менеджменте Текст. / Д.-У. Дункан. М.: Дело, 1996. — 272 с.
  61. , М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, англ.яз.): автореферат дис.. доктора пед. наук:13.00.02 / М. Г. Евдокимова. Москва, 2007. — 49 с.
  62. , Г. В. Культура и обучение иностранным языкам Текст. / Г. В. Елизарова. СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
  63. , В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлёв. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
  64. , Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации Текст.: учебное пособие / Т. И. Заславская. М: Дело, 2004. -397 с.
  65. , Э.Ф. Профессиональная мобильность интегральное качество субъекта инновационной деятельности Текст. / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э.Э. Сыма-нюк // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 90−97.
  66. , E.H. Значение межкультурной коммуникации в контексте академической мобильности Текст. / E.H. Землянская, Э. Л. Емельянова // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный жкрнал. 2012. — Т. 1. — № 26.-С. 61−68.
  67. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  68. , И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. 2012. -№ 6.-С. 2−10.
  69. , JI.C. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Л. С. Зникина. Кемерово, 2005. — 406 с.
  70. , В.И. Формирование практический умений на уроках геометрии Текст. / В. И. Зыкова / Под ред.чл.-кор. АПН РСФСР H.A. Менчинской. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР. — 200 с.
  71. , Н.Ю. Методы математической обработки данных психолого-педагогического исследования Текст. / Н. Ю. Зыкова, О. С. Лапкова, Ю. Г. Хлоповских. Воронеж: Изд.-полиграф. Центр ВГУ, 2008. — 84 с.
  72. , A.A. Трудовая мобильность в переходной экономике как объект социологического анализа: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.03 / A.A. Иванков. Москва, 2005. — 163 с.
  73. , Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореферат дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Б.М. Игошев- Уральский гос. пед. ун-т. Москва, 2008. — 49 с.
  74. , A.M. Обучение профессионально ориентированному общению студентов-международников на основе лингвокультурологического подхода (немецкий язык, начальный этап бакалавриата): дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / A.M. Ионова. М., 2011. — 202 с.
  75. , О.Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста: дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Искандарова. Оренбург, 1999. — 376 с.
  76. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: автореферат дис.. доктора филол. наук: 10.02.01 / О. С. Иссерс. Екатеринбург, 1999.-29 с.
  77. , М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М: Политиздат, 1988. — 315 с.
  78. , Т.В. Формирование умений профессионального общения как условие успешности профессиональной деятельности юриста: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. В. Казанина. Владивосток, 2001. — 21 с.
  79. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. -М: Педагогика, 1981. -200 с.
  80. , В.А. Условия о форс-мажоре во внешнеэкономических контактах Текст. / В. А. Канашевский // Журнал российского права. 2009. — № 2. -С. 91−99.
  81. , Э.А. Социология XX века Текст. / Э. А. Капитонов. Рн/Д.: Феникс, 1996.-512 с.
  82. , И.Л. Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности Текст. / И. Л. Клименко, И. М. Елкина // Молодой ученый. 2012. — № 3. — С. 358−360.
  83. , О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: дис. канд.. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Климова. Челябинск, 2009. — 166 с.
  84. , O.A. Стратегия неопределенности в творчестве Ф.М. Достоевского Текст. / O.A. Ковалев // Филология и человек. 2011. — № 2. — С. 7−17
  85. , Д.Б. Формирование профессиональных умений иноязычного говорения при подготовке к дискуссии студентов неязыкового вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Д. Б. Ковалева. Екатеринбург, 2006. — 197 с.
  86. , O.A. Методика обучения иноязычному научному выступлению будущих экономистов-международников: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / O.A. Колмакова- БГУ. Иркутск, 2008. — 24 с.
  87. , Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. С. Колмогорова. Барнаул, 2004. — 228 с.
  88. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года электронный ресурс. http://sinncom.ru/content/reforma/indexl.htm (дата обращения 01.11.2008).
  89. , H.A. Фиксированные формы поведения в человеческом познании Текст.: H.A. Корнетов, Г. В. Залевский // Сибирский психологический журнал,-1997. Вып. 5−6. -С. 11−19.
  90. , Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей Текст. / Н. Ф. Коряковцева. М.: АРКТИ, 2002. — 176 с.
  91. , О.Ю. Формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Котельникова. Краснодар, 2009.- 198 с.
  92. , H.H. Диалогическое взаимодействие межкультурного характера с агрессивным потенциалом в рамках конфликтного дискурса Текст. / H.H. Кошкарова // Гуманитарный вектор. 2009. — № 4. — С. 40−43.
  93. Краткий политический словарь Текст. / В. П. Абаренков Т.Е. Абова, А. Г. Аверкин. 6-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1989. — 623 с.
  94. Краткий психологический словарь Электронный ресурс.: 2-е изд., расширенное, испр. и доп. / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского.
  95. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. режим доступа: http://shp.by.ru/psy/lit/psy епс/
  96. , А.Н. Психодидактика: Учеб. пособие Текст. / В 5 ч., ч.1 / А.Н.
  97. Крутский. Барнаул, Новосибирск: Изд-во БГПУ, 1994. — 70 с.
  98. , Л.П. Толковый словарь иноязычных слов Текст.: / Л. П. Крысин. -2-е изд. доп. М: Рус. яз. — 2000. — 856 с.
  99. , В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы Текст. / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  100. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. школа, 1990. -118 с.
  101. , Я.И. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография Текст. / Я. И. Кузьминов, В. Д. Шадриков, Д. Б. Пузанков, И. Б. Федоров. М: Логос, 2004.-325 с.
  102. , В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов Текст. / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  103. , Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: монография Текст. /Г.А. Ларионова. Челябинск: ЧГАУ, 2004. — 171 с.
  104. , М.М. Проблемное обучение в педагогическом вузе Текст. / М. М. Левина. М.: МГПИ, 1986. — 77 с.
  105. , B.C. Содержание образования Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989.-359 с.
  106. , O.A. Введение в межкультурную коммуникацию Текст. / O.A. Леонтович. М.: Гнозис, 2007. — 368 с.
  107. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А Леонтьев. -М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2003.-216 с.
  108. , A.A. Педагогическое общение Текст. / A.A. Леонтьев. Психол. инст. РАО, центр соц. психол. помощи им. Ж. Казаноко, 2-е изд. переработ, и доп.- М.-Нальчик: Изд. центр «Эльфа», 1996. — 93 с.
  109. Ш. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.- 343 с.
  110. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Директ-Медиа, 2008. — 444 с.
  111. , И.О. Трудовая мобильность в России: тендерный аспект: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / И.О. Мальцева- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2004. — 26 с.
  112. , A.B. Межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность как фактор подготовки квалифицированных специалистов: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / A.B. Мариничева. Н. Новгород, 2003. -207с.
  113. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Междун. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308с.
  114. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 206с.
  115. , М.И. Теория и практика проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. Казань: Таткнигоиздат, 1972. — 150 с.
  116. , А.И. Основные типы бифуркационных коммуникативных ситуаций при переводе Текст. / А. И. Милостивая // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. — № 3. — С. 72−78.
  117. , C.B. Аномальные коммуникативные ситуации, обусловленные нарушением принципа кооперации: В сфере вопросо-ответного дискурса Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / C.B. Минина. Орел, 2006. — 167 с.
  118. Митина, JIM. Психология профессионального развития учителя Текст. / JIM. Митина. М.: Флинта, 1998.- 179 с.
  119. В.А. Профессиональная мобильность как одно из основных психолого-педагогических качеств будущего специалиста Текст. / В. А. Мищенко // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. — № 3(60). — С. 35−42
  120. , A.B. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов Текст. / A.B. Мудрик. 3-е издание, исправленное и дополненное / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  121. , В.К. Англо-русский словарь Текст. / В. К. Мюллер. М.: Русский язык, 1981.- 888 с.
  122. , P.C. Психология: учеб. пособие Текст. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии / P.C. Немов. М.: ТУП Смол, полигр. комб., 2003. — 686 с.
  123. , H.H. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста Текст. / H.H. Нечаев, Г. И. Резницкая // Вестник УРАО. 2001. — № 1(11). — С. 78−96.
  124. , В.В. Профессиональная мобильность выпускников технических вузов в России на рубеже XX XXI вв.: дис.. канд. философ, наук: 09.00.11 / В. В. Новиков. — М., 2001. — 183 с.
  125. , A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. М.: Издательство ЭГВЕС, 2006. — 488 с.
  126. , Т.В. Трудовая мобильность молодежи на промышленных предприятиях в условиях нестабильной экономики: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. В. Новикова. Омск, 2009. — 235 с.
  127. , С.JI. Формирование у студентов неязыкового вуза профессиональной мобильности средствами учебного пособия по иностранному языку: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С. Л. Новолодская. Иркутск, 2005. -204 с.
  128. , В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды Текст. / В. П. Овечкин // Педагогика. 2005. — № 10. -С. 18−26.
  129. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1990.-916 с.
  130. , В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: автореферат дис.. доктора психол. наук. Л, 1983. — 42 с.
  131. , A.B. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности Текст. / A.B. Панфилова. СПб: Знание, 2001. — 493 с.
  132. , Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие. Текст. / Б. Д. Парыгин. СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.
  133. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528 с.
  134. , Л.А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989.-216 с.
  135. , В.А. Введение в психологию Текст. / В. А. Петровский. М.: Академия, 1996. — 270 с.
  136. , И.В. Особенности реализации коммуникативных стратегий в кон-фронтационных ситуациях общения Текст. / И. В. Пивнева // Вестник Томского государственного университета. 2009. — № 321. — С. 30−31.
  137. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К. К. Платонов. -М: Высш. школа, 1987. 175 с.
  138. , Е.Р. Подготовка профессиональных переводчиков в свете нового государственного стандарта Текст. / Е. Р. Поршнева, И. Ю. Зиновьева // Высш. образование в России. -2011. -№ 3. С. 63−69.
  139. , А.Е. Инновационное образование: основания принципа неопределенности Текст. /А.Е. Причинин // Образование и наука. 2011. — № 5. — С. 29−39.
  140. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия Текст. / под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. — 512 с.
  141. , Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен- перевод с англ. под общей ред. В. И. Бело-польского. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
  142. , Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: ИН-ФРА-М, 2006. — 495 с.
  143. , С.Н. Организационно-педагогические условия автономизации учебной деятельности обучаемых. На примере обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Н. Репина. -М., 2001.-23 с.
  144. Реформы образования: Аналитический обзор Текст. / Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. — 303 с.
  145. , С.Л. Основы общей психологии Текст.: в 2 т. Т.2 / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  146. , В.А. Структурная перестройка высшей школы как локомотив общенационального прогресса страны Текст. / В. А. Садовничий // Ректор вуза. 2010. — № 2. — С. 8−20.
  147. , Н.Г. Проектирование системы коммуникативно-деловых ситуаций для подготовки менеджера к профессиональному общению: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Г. Семенова. Воронеж, 2000. — 19 с.
  148. Симонова, J1.M. Кросскультурные взаимодействия в международном предпринимательстве Текст. / JI.M. Симонова, JI.E. Стровский. М.: ЮНИ-ТИДАНА, 2003. — 189 с.
  149. , В.Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа Текст. / В. Ю. Скобликова // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2009. -№ 5.-С. 68−73.
  150. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И. Н. Жукова и др. / под ред. М. Г. Лебедько и З. Г. Прошиной. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.-632 с.
  151. , Е.Э. Оценка качества образования: подходы и практика // Оценка качества образования в Российских вузах. Опыт и проблемы: сборник статей. СПб: СПбГУ, 2004. — С. 7−15.
  152. , И.Л. Профессиональная мобильность и образование: политико-экономическое исследование Текст.: дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 / И. Л. Смирнова. Кострома, 1998. — 134 с.
  153. Советский Энциклопедический словарь Текст. / ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. — М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1980. — 1600 с.
  154. , Э.В. Культура и личность Текст. / Э. В. Соколов. Л: Знание, 1972.- 112 с.
  155. , JI.A. Профессиональная мобильность рабочих предприятия как объект управления Текст.: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / JI.A. Сорокина. Новосибирск, 2002. — 174 с.
  156. , П.А. Социальная мобильность Текст. / П.А. Сорокин- пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005. — 588 с.
  157. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Издательство Ин-та социологии РАН, 1998. — 650 с.
  158. , В.А. Современные бизнес-коммуникации Текст. / В. А. Спивак. -СПб: Изд-во Питер, 2002. 448 с.
  159. , Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Спинова- МГЛУ. М., 2007. — 24 с.
  160. , М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М.А. Став-рук- МГПУ. М., 2011. — 24 с.
  161. , И.В. Формирование коммуникативных компетенций у студентов неязыкового вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Стасюкевич.- Ставрополь, 2005. 171 с.
  162. , Т.А. Педагогика: Наука и искусство Текст. / Т.А. Стефанов-ская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  163. , B.C. Политехническая подготовка старшеклассников как основа их профессиональной мобильности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / B.C. Стоянов. М., 1992. — 178 с.
  164. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., ООО «Мир книги», 2001.- 104 с.
  165. Е.Г. Динамика ценностных смыслов лингводидактики Текст. / Е. Г. Тарева // Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография / отв. редактор Л. Г. Викулова. М.: ТЕЗАУРУС, 2011.-С. 231−245.
  166. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. № 3. — 2004. -С. 20−26.
  167. , В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции Текст.: дис.. доктора пед. наук:13.00.01 / В. Ф. Тенищева. Москва, 2008. — 404 с.
  168. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2004. — 261 с.
  169. Тер-Минасова, С. Г. Война и мир языков и культур Текст.: учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово / Slovo, 2008. — 344 с.
  170. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов Текст. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: ИЦ «Азбуковник», 2007. — 1175 с.
  171. , A.B. Корейская проблема: новый взгляд Текст. / A.B. Торкунов, Е. П. Уфимцев. М.: Изд. Центр «Анкил», 1995. — 255 с.
  172. , B.C. Конфликт в лингвистических категориях Текст. / B.C. Третьякова//Юрислингвистика. 2010. — № 10.-С. 154−165.
  173. , Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых Текст.: дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Г. С. Трофимова. С-Пб, 2000. — 397с.
  174. , Е.В. Ценностный конфликт в коммуникативных ситуациях различного типа: влияние ценностных ментальных репрезентаций на стратегии общения Текст. / Е. В. Трощенкова // Вестник Пермского университета.
  175. , Н.Д. Формирование профессионально ориентированной иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей вузов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Д. Усвят. -Барнаул, 2008. 211 с.
  176. , О.В. Условия формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов (на материале ин.яз.) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Федорова. Саратов, 2003. — 228с.
  177. , Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся: учебное пособие Текст. / Е. Л. Федотова. Иркутск: ИГПУ, 2003. — 80 с.
  178. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1975. -496 с.
  179. , И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) Текст.: монография / И. И. Халеева. — М.: Высшая школа, 1989.-238 с.
  180. , Г. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей Текст. / Г. Хофстеде, P.P. МакКрэй // Социологический журнал. 2010. — № 4. — С. 9−41.
  181. , Н. Язык и мышление Текст. / Н. Хомский. М.: Изд-во Моск. унта, 1972.- 122 с.
  182. , Н.П. Контекстная модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза: французский язык: дис.. доктора пед. наук: 13.00.02 / Н. П. Хомякова. Москва, 2011. — 480 с.
  183. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  184. , Н. Высшая школа XXI века: проблема качества Текст. / Н. Чебы-шев, В. Каган // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 19−26.
  185. , Н.К. Коммуникация культур и неопределенность культуры Текст. Н. К. Чхиквадзе // Социальная политика и социология. 2007. — Т. 3. — С. 214 218.
  186. , В.И. Семантика и семиотика оскорбления в конфликтной коммуникативной ситуации Текст. / В. И. Шаховский // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2012. — т. 1. — № 26. — С. 1−23.
  187. , А.П. Историческое образование в поликультурном обществе Текст. / А. П. Шевырев // Вопросы образования. 2005. — № 2. — С. 167−172.
  188. , И.М. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции как фактор развития академической мобильности Текст. / И. М. Шеина // Педагогическое образование и наука. 2009. — № 9. — С. 44−47.
  189. , А.Н. Формирование академической мобильности будущих учителей информатики средствами информационных и коммуникационных технологий: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / А.Н. Шеремет- Куз-бас.гос.пед.акад. Новокузнецк, 2009. — 21 с.
  190. , В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы Текст. / В. Д. Ширшов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. — 127 с.
  191. , Т.В. Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия Текст. / Эксакусто Т. В. // Известия
  192. Южного федерального университета. Технические науки. 2004. — Т. 41. — № 6. — С. 265−270.
  193. , Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач Текст.: дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1992. — 403 с.
  194. Apple, М., Globalizing public education: policies, pedagogies and politics Text. / M. Apple, J. Kenway, M. Singh. New York: Peter Lang, 2005. — 311 p.
  195. Bendix, R. Embatted reason. Essays on social knowledge Text. / R. Bendix. New York Oxford university press, 1970. — XI. — 395 p.
  196. Blau, P.M. The American occupational structure Text. / P.M. Blau, Duncan, O.D. N.Y.: John Wiley and Sons, 1967. — 520 pp.
  197. Blumen, I. The Industrial Mobility of Labor as a Probability Process Text. / I. Blumen, M. Kogan, P.J. McCarthy. Cornell Studies of Industrial and Labor Relations, vol. 6. — Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1955. — pp. 25- 45
  198. Blumenthal, P. Academic Mobility in a Changing World: Regional and Global Trends Text. / Peggy Blumenthal, Craufurd Goodwin, Alan Smith, Ulrich Teichler. London and Bristol, PA: Jessica Kingsley Publishers, 1996. — P. 338−358.
  199. Byram, M. Students, Staff, and Academic Mobility in Higher Education Text. / M. Byram, F. Dervin. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2008. — 320 P
  200. Coleman, J. A new framework for study abroad research Text. / J. Coleman // Enhancing the Erasmus Experience: Papers on student mobility / ed. By C.Way. -Granada: Atrio, 2006. pp. 37- 46.
  201. Erikson, R. The Constant Flux: A Study of Class Mobility in Industrial Societies Text. / R. Erikson, J. H. Goldthorpe. Prentice Hall PTR, 1993. — 110 pp.
  202. Featherman, D.L., Jones F.L., Hauser, R.M. Assumptions of Social Mobility Research in the US: The Case of Occupational Status Text. / D.L. Featherman, F.L. Jones, R.M. Hauser // Social Science Research. 1975. — Vol. 4. — P. 329−360.
  203. Goodman, L. On the Statistical Analysis of Mobility Tables Text. / L. Goodman // American Journal of Sociology. 1965. — № 70. — P. 564−585.
  204. Hutmacher, W. Key competencies for Europe Text. / W. Hutmacher // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. — Strasburg, 1997. — 23 p.
  205. Hymes D.H. On Communicative Competence Text. // Sociolinguistics / Ed. by J.B. Pride and J. Holmes. Harmondsworth, England: Penguin Books, 1972. — p. 269−293.
  206. Lipset, S.M. Revolution and contrevolution. Change a persistence in social structures Text. / S.M. Lipset. New Brunswick- Oxford: Translation books, 1988. -XXIII.-416 p.
  207. Longman Dictionary of Contemporary English. Third edition with New Words supplement, 2001. -1668 p.
  208. Naidoo, V. International education. A tertiary-level industry update Text. / V. Naidoo // Journal of Research in International Education. 2006. — Vol. 5. — № 3. -p. 323−345.
  209. Scott, P. Massification, internationalization and globalization Text. / P. Scott // The Globalization of Higher Education- Peter Scott (ed.). The Society for Research into Higher Education. — Buckingham: Open University Press, 1998. -P.108−129.
  210. Strauss, A. The contexts of social mobility. Ideology and theory Text. / A. L. Strauss Chicago. Aldine, 1971. -263 p.
  211. Stromquist, N.P. Education in a Globalized World: The Connectivity of Economic Power, Technology, and Knowledge Text. / N.P. Stromquist. Lanham, Md: Roman & Littlefield, 2002. -221 p.
  212. Svalastoga, K. Prestige, class and mobility Text. / K. Svalastoga. Copenhagen: Gyldenal, 1959.-466 p.
  213. Treiman, D.J. A standard occupational prestige scale of use with historical data Text. / D.J. Treiman // Journal of Interdisciplinary History. № 7. — 1976. — P. 283−304.
  214. White, R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence Text. / R.W. White // Psychological review, 1959. № 66. — P. 297
Заполнить форму текущей работой