Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате кардинальных перемен, произошедших в России во всех сферах жизни за последнее десятилетие, определились новые тенденции в отечественной системе образования, являющиеся прямым следствием этих перемен и во многом отражающие процессы в сфере образования в цивилизованной части мирового сообщества. К таким тенденциям прежде всего следует отнести гуманистическую направленность развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 1.1 .Дидактические свойства компьютерных телекоммуникаций в системе дистанционного обучения.

1.2. Психолого-дидактические особенности обучения иноязычному чтению.

1.3.Психологические особенности обучения иноязычному чтению в компьютерных телекоммуникационных сетях.

1.4.Дидактические функции компьютерных телекоммуникаций для целей дистанционного обучения чтению.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2.

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 2.1.Отбор содержания для курсов дистанционного обучения чтению на немецком языке.

2.2. Методика дистанционного обучения чтению на немецком языке:

2.2.1.просмотровому чтению,

2.2.2. ознакомительному чтению,.

2.2.3. изучающему чтению.

2.3. Особенности методики организации и проведения курса дистанционного обучения чтению на немецком языке (средняя ступень обучения)

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 3.

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

4.1. Планирование эксперимента

4.2. Описание проведения эксперимента.

4.3. Анализ результатов и

выводы

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате кардинальных перемен, произошедших в России во всех сферах жизни за последнее десятилетие, определились новые тенденции в отечественной системе образования, являющиеся прямым следствием этих перемен и во многом отражающие процессы в сфере образования в цивилизованной части мирового сообщества. К таким тенденциям прежде всего следует отнести гуманистическую направленность развития системы образования и широкое распространение идеи непрерывного образования. Гуманистическая направленность всех видов образовательно-воспитательной деятельности предоставляет не только право получать обязательное среднее образование, но и право самому выбирать форму и содержание своего образования, его профессиональную ориентацию, а также программу обучения. Идея непрерывного образования предполагает возможность и необходимость постоянно, систематически пополнять свое образование как в смежных, по отношению к ранее полученному образованию областях знания, так и в совершенно новых. Новые тенденции в системе образования неизбежно приводят к возникновению большого спроса на образование, к появлению большого разнообразия учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, частных школ и т. п.).

Применительно к средней общеобразовательной школе основными факторами, влияющими на выбор целей обучения ИЯ, является прежде всего социальный заказ общества к воспитанности и обученности учащегося, потребности общества применительно к ИЯ, уровень развития методики, педагогики, психологии, лингвистики и условия обучения, изменения которых непременно требуют и изменения целей. Потребностью общества сегодня является практическое владение ИЯ, подкрепляемое общеобразовательными знаниями, культурой и интеллектом учащихся. Однако, при существующих условиях в качестве целевой доминанты при обучении ИЯ, не исключая при этом других способов общения (говорения, аудирования, письма), выделено чтение, как опосредованная форма общения. Причиной этому явились следующие обстоятельства:

• «чтение предоставляет большие возможности для своего реального практического использования, так как печатные издания остаются основным средством хранения и передачи информации;

• чтение при существующих условиях обучения может дать более реальный результат, поскольку это коммуникативное умение формируется легче по сравнению с другими, его можно совершенствовать самостоятельно и легче восстановить после длительного перерыва;

• чтение обладает большой образовательной и социокультурной значимостью, поскольку при условии соответствующего отбора текстового материала создаются предпосылки для значительного расширения лингвострановедческих знаний и общеобразовательного кругозора."[39].

Социальный заказ к обучению ИЯ зафиксирован в специальных документах.

1. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1 — XI классы. — М., Просвещение, 1993;

2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. Министерство образования РФ и лаборатория обучения иностранным языкам Российской академии образования. -М., 1993;

3. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. Проект. Министерство образования РФ и Лаборатория обучения иностранным языкам Российской академии образования. — М., 1993.

Однако для достижения практических результатов в свете новых тенденций необходимо обеспечить свободный доступ к источникам образования практически каждому человеку в стране. Это требует больших материальных затрат для любого государства и, тем более для тех государств, огромные территории которых крайне неоднородны по своим возможностям обеспечивать образовательные потребности проживающему на них населению. К таким странам можно отнести и современную Россию. В нынешней ситуации конституционное право на получение полноценного образования в небольших городах, сельских районах, географически удаленных от образовательных центров и учреждений, обладающих новыми и прогрессивными педагогическими технологиями, может оказаться ущемленным.

Решение данной проблемы специалисты все чаще связывают с внедрением в систему образования средств и методов новых информационных и педагогических технологий, в том числе основанных на использовании компьютерных телекоммуникационных средств, которые могут обеспечить доступ обучаемых к удаленным источникам знаний. Впечатляющие технические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей, таких как Internet, не могут не привлекать к себе внимания педагогической науки как потенциально эффективное средство для осуществления педагогической деятельности, устраняющее барьеры пространственной удаленности обучаемых от преподавателя [7,33,34,42,46,147,148,149].

Однако, как показывает опыт, ожидания, возлагаемые на привлечение в сферу образования новых технических средств обучения, к каковым можно отнести и компьютерные телекоммуникации, далеко не всегда оправдываются. Во многом это объясняется тем, что внедрение этих технических средств происходит без достаточной методической и психологопедагогической поддержки, скорее на основе интуитивных представлений о дидактических возможностях внедряемых технических средств, чем на научно — обоснованном анализе. В связи с этим разработка методических основ создания специальных образовательных курсов на базе компьютерных телекоммуникаций и разработка методики проведения занятий в сетях представляется весьма актуальной задачей.

Особенно привлекательны дидактические возможности современных глобальных компьютерных сетей (если учесть возможности мультимедийных компьютерных технологий — передавать текст, графику, звук и видеосообщения) для обучения иностранным языкам. Конечной целью обучения ИЯ является практическое владение различными видами речевой деятельности, т. е. формирование деятельностных умений и навыков. Специфика процесса формирования речевых умений и навыков связана с потребностью в интенсивных коммуникативных взаимодействиях обучаемого и включенности изучаемого языка в предметно-коммуникативную деятельность. Компьютерные телекоммуникационные сети (Internet) в значительной степени способны удовлетворить эти потребности, чем достаточно давно привлекают к себе внимание специалистов в области обучения ИЯ. Однако, лишь в последнее время опубликованы первые теоретические работы, целью которых является разработка методических подходов к организации дистанционного обучения ИЯ на базе компьютерных телекоммуникаций. В них определены дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникаций, разработаны дидактические основы использования телекоммуникационных проектов, их типология и основные требования к их разработке.(Е.С. Полат). Разработаны методические основы использования телекоммуникаций в преподавании ИЯ на основе метода проектов (М.Ю. Бу-харкина). Исследованы возможности организации дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в системе повышения квалификации педагогических кадров. (М.В. Моисеева). Разработана концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций (Е.С. Полат, А. Е. Петров, Ю.В.Аксенов), а также и концепция дистанционного обучения иностранным языкам.(Е.С. Полат.). Отдельные вопросы использования телекоммуникаций в системе школьного образования отражены в работах А. Ю. Уварова, Д. А. Богдановой, А. В. Беляевой, А. А. Федосеева, Ю. А. Ваграменко и зарубежных ученых M. Eliot, D. Knapzik, D. Young, G.Sampson. Значительно шире проблематика дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций представлена для системы высшего образования в работах как отечественных, так и зарубежных специалистов (А.О.Кривошеев, В. Н. Кашицин, А. Д. Иванников А.Д., Грюнцев А. Н., Домрачев В. Г, R. Thomas, M. Muchnic, P. Knight, T. Utzumi, A. Chute).

В настоящее время в научно-педагогической литературе практически отсутствуют публикации, посвященные методическим основам организации дистанционного обучения различным видам речевой иноязычной деятельности. В том числе это касается и такого вида речевой деятельности как чтение, пожалуй, наиболее востребованного в нашем обществе сегодня.

Таким образом, выбранная нами тема диссертационного исследования представляется весьма актуальной.

Проблемой данного исследования является определение возможности преодоления противоречия между высокой востребованностью обучения иноязычному чтению и отсутствием возможностей удовлетворить эту потребность для жителей регионов, отдаленных от научных и культурных центров, и отдельных категорий населения способами традиционного обучения.

Объект исследования: процесс дистанционного обучения чтению на немецком языке (средняя ступень) на базе Internet.

Предмет исследования: методические и организационные особенности построения процесса ДО чтению на немецком языке на базе компьютерных телекоммуникаций.

Цель исследования: разработка методических основ создания курса ДО чтению на немецком языке на базе компьютерных телекоммуникаций и определение методики организации и проведения процесса обучения в сетях.

Гипотеза исследования: дидактические возможности современных компьютерных телекоммуникационных сетей в России позволяют осуществлять ДО чтению на иностранном языке с качеством приобретенных знаний, умений и навыков не ниже базового уровня школьной программы, если:

1) содержание обучения, требования к умениям и навыкам будут соответствовать базовому уровнюсодержание обучения будет методически структурировано в соответствии со спецификой ДО на базе компьютерных телекоммуникаций;

2) используемые в процессе обучения методы будут, с одной стороны, коммуникативно направлены, с другой стороны, адекватны специфике ДО в сетях и обеспечат вовлечение каждого ученика в активную самостоятельную познавательную деятельность;

3) в ходе учебного процесса будет обеспечено эффективное управление учебным процессом, что предполагает наличие оперативной обратной связи в структуре учебного материала, интерактивное взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой;

4) на протяжении всего учебного процесса будет обеспечено формирование высокого уровня устойчивой мотивации деятельности обучаемых .

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи.

1. Определить дидактические функции телекоммуникаций для целей дистанционного обучения чтению на немецком языке.

2. Определить особенности организации и проведения ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций.

3. Разработать структуру и методику организации и проведения курса ДО, отвечающие специфике ДО обучения на базе компьютерных телекоммуникаций.

4. Создать курс ДО чтению на немецком языке для средней ступени.

5. Провести педагогический эксперимент по ДО на основе созданного курса и проанализировать его результаты.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по методике преподавания ИЯ, педагогике, психологии, новым информационным технологиям (НИТ), анализ практики преподавания ИЯ с использованием новых педагогических технологий в школах и учебных центрах России и Германии, анкетирование и беседы с учащимися и учителями, экспериментальное обучение и тестирование.

Методологическими основаниями исследования явились фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Гершунский Б.С., Бабанский Ю. К., Беспалько В. П., Давыдов В. В., Зимняя И. А., Краевский В. В., Леонтьев А. А., Леонтьев А. Н., Лернер И. Я., Скаткин М.Н.), создания и использования средств обучения (Шаповаленко С.Г., ЗазнобинаЛ.С., Зельманова Л. С., Назарова Т. С., Полат Е. С., Прессман Л. П., Полторак Д. И., Пугал Н. А., Тихомирова К. М., и др.), методики преподавания иностранных языков (Бим И.Л., Бухбиндер В. А., Миролюбов А. А., Миньяр-Белоручев Р.К., Вайсбурд М. Л., Вейзе А. А., ПассовЕ.И., Полат Е. С., Рахманов И. В., Рогова Г. В., Фоломкина.К.С., H. Piepho, G. Neuner, H. Edelhoff, S. Ehlers) и по проблемам использования СНИТ (Полат Е.С., Роберт И. В., Уваров А.Ю.).

Научная новизна. Впервые представлено теоретическое обоснование практической возможности и педагогической целесообразности организации ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций, разработаны методические и организационные основы построения курсов ДО.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методических основ создания курсов ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций, что включает:

— определение дидактических функций телекоммуникаций для целей ДО иноязычному чтению.

— определение психолого-педагогических особенностей ДО на базе компьютерных телекоммуникаций;

— организацию и структурирование языкового, учебного материала в форме гипертекстового электронного учебника:

— разработку методики организации ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конструктивных методических и организационных подходов к созданию курсов ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций, которые могут быть использованы при создании других курсов обучения иноязычному чтению, кроме этого такой курс может быть использован в любом регионе России, а также российскими эмигрантами в Германии.

Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории средств и педагогических технологий дистанционного обучения ИОСО РАО (1995;1998), основные положения диссертации были изложены автором в виде доклада на XI Международной конференции преподавателей немецкого языка (Амстердам, Нидерланды, 1997) и на заседании секции преподавателей немецкого языка Гете-института (г. Прин, ФРГ, 1997). Разработанная методика была апробирована в ходе экспериментального ДО в 1996;1997 ив 1997;1998 гг.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Определено, что структура и организация учебного материала должны строиться на модульной основе с использованием гипертекстовых технологий.

2. Курс ДО иноязычному чтению должен включать в качестве модулей:

• электронный учебник для обучения чтению;

• электронный справочник;

• глоссарий.

3. Методика организации и проведения ДО иноязычному чтению должна отражать принципы:

— коммуникативной направленности обучения;

— познавательной самостоятельной активности;

— интерактивности всего учебного процесса;

— формирования устойчивой мотивации учебно-познавательной деятельности, сотрудничества и совместного творчества при выполнении заданий. 4. Результаты проведенного исследования реализованы в виде практического курса ДО чтению на немецком языке.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

1. Учитывая новаторский характер идеи ДО чтению на немецком языке на базе компьютерных телекоммуникаций, экспериментальная часть работы была спланирована состоящей из разведывательного и основного экспериментов. При этом разведывательный эксперимент проводился для уточнения правомерности и обоснованности выдвинутой гипотезы и уяснения достаточности исходных условий для ее объективной проверки. Основной эксперимент был спланирован как диагностирующий. Достижение целей в нем фиксировалось через сравнительный анализ уровней знаний, умений и навыков одних и тех же испытуемых в начале и конце эксперимента, а также от занятия к занятию на определенных промежуточных этапах.

2. По степени приближенности к реальным условиям, эксперимент был естественным, поскольку проходил в тех условиях, в которых предполагается обучение по данному курсу. Для проведения эксперимента не проводился специальный отбор испытуемых, не проводилось и специального коррективного курса, подготавливающего обучаемых к участию в эксперименте. Эксперимент проводился на фоне обычной повседневной жизни и деятельности обучаемых. Количественно уровень умений и навыков обучаемых оценивался с помощью специально разработанного средневзвешенного балльного показателя.

3. В ходе выполнения эксперимента не наблюдалось ситуаций, требующих внесения корректив в организацию и последовательность его проведения. Это свидетельствует о правильном планировании и организации проведения эксперимента.

4. Подведение итогов эксперимента проводилось по результатам итогового тестирования и анкетирования. В результате эксперимента зафиксировано, что для всех обучаемых работа с курсом сопровождалась заметным приростом знаний, умений, навыков по всем трем видам чтения. Относительный прирост показателя качества варьировался от 1,02 до 1,85. При этом наибольший прирост показателя качества наблюдался у обучаемых с более низкой исходной подготовленностью.

5. В курсе удалось достичь достаточно высокой степени мотивационной устойчивости обучаемых. Подавляющее большинство обучаемых не испытывало трудностей в понимании целей и задач предлагаемых им заданий и упражнений.

6. В целом в результате проведения эксперимента и анализа его результатов удалось решить все поставленные перед экспериментом задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исходя из известных общих дидактических свойств компьютерных телекоммуникаций, определены дидактические функции телекоммуникаций для целей ДО чтению на немецком языке. По нашему мнению они заключаются в возможности:

• формирования навыков техники чтения;

• формирования устойчивых навыков и умений по всем видам чтения (просмотрового, ознакомительного и изучающего) на основе аутентичных текстов разных жанров;

• расширения словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного), активизации языкового и речевого материала;

• формировании коммуникативных навыков и культуры общения;

• индивидуализации процесса обучения иноязычному чтению;

• формировании навыков самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и совершенствования знаний по ИЯ в том числе и в сетях Internet.

2. Определены особенности организации и проведения ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций, которые условно можно разбить на три этапа:

• формирование учебной группы (набор учебной группы обучаемых по заранее сформулированным критериям отбора);

• подготовка учебной группы к ДО (знакомство учащихся друг с другом, установление между ними телекоммуникационного взаимодействия, распределение на группы и пары для работы в сотрудничестве, предварительное ознакомление учащихся с общей организацией и содержанием курса, формирование начальных навыков дистанционного доступа к электронным учебным материалам, доведение до каждого участника обучения плана-графика выполнения обучаемым программы курса с указанием порядка и периодичности телекоммуникационного обмена сообщениями с учителем и партнерами);

• организующие действия учителя в ходе обучения.

3. Разработаны структура и методика проведения курса дистанционного обучения, отвечающая специфике ДО на базе компьютерных телекоммуникаций. Суть методики состоит в том, что 1) при разработке организационных и методических основ процесса ДО следует учитывать технологическую специфику процедуры межличностного телекоммуникационного общения- 2) при разработке методики организации и проведения курсов ДО иноязычному чтению необходимо учитывать неизбежную отсроченность межличностного телекоммуникационного общения, по возможности не допускать непродуктивных потерь времени, связанных с необходимостью ожидания ответных сообщений- 3) разработка курсов ДО иноязычному чтению ориентирована на использование аутентичных текстов как в самом курсе, так и расположенных на серверах стран изучаемого языка.

Методика ДО, содержание курса должны обеспечивать учащимся самостоятельную работу без лишнего напряжения. В курсе должны быть описание целей обучения, доступный язык текстов, система средств обучениязадания для самоконтроля с ключами, задания для взаимоконтроля с партнером, задания и тесты для контроля кураторомоперативное и систематическое взаимодействие с учителем-куратором, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом по телекоммуникационным сетям.

4. В соответствии с разработанными требованиями к структуре, организации и методике проведения был создан курс ДО чтению на немецком языке для средней ступени «Deutsch mit SpaB» n дважды использован в системе экспериментального обучения.

5. Проведен педагогический эксперимент по ДО на основе созданного курса, результаты анализа которого подтверждают эффективность ДО иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания в школе и вузе. Сборник научных трудов. Тверь 1994
  2. А. Психологическое тестирование. T. l, М., Педагогика, 1982
  3. А. Психологическое тестирование. Т.2, М., Педагогика, 1982
  4. А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». //Дистанционное образование № 4, 1997
  5. Антипов Д.В. INTERNET как среда глобального общения. // Сети, № 7,1994
  6. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994
  7. Ю.К. Изучение и распространение передового педагогическогоопыта. // ИЯШ, № 1, 1986
  8. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы.
  9. Г. Н. и др. Дистанционное образование по оценкам экспертов. // Дистанционное образование, № 4,1997
  10. Ю.Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 196 511. Беляева А. и др. Телекоммуникационные и компьютерные среды. // Информатика и образование, № 4, 1991
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977
  13. В.П. Теория учебника. М., Педагогика, 1988
  14. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М., Просвещение, 1988
  15. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса обучения.// ИЯШ, № 5, 199 517.'Бим И. Л. Концепция. Немецкий язык. Базовый курс. Программа. М., 1995
  16. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977.
  17. Бим И. Л. Некоторые особенности обучения немецкому языку как второму иностранному на базе английского. //ИЯШ, № 4, 1997
  18. В.И. Введение в педагогическую технологию. Пятигорск, 1994.
  19. В.И. Методика оценивания уровня технологичности учебного процесса. Пятигорск, 1993.
  20. В.И. О тенденциях в развитии педагогической технологии. // ИЯШ, № 4, 1994
  21. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. //Советская педагогика, № 9, 1991
  22. В.И. Средства обучения: технология подготовки студентов педагогического института. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1993.
  23. Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  24. Г. А. и др. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики. //Дидактические основы компьютерного обучения: Межвуз. Сб. Научн. Тр./ Отв. ред. В. А. Извозчиков: изд. ЛГПИ, 1989.
  25. Г. А. и др. Электронно-коммуникативные средства, системы и технология обучения. СПб, Образование, 1995.
  26. М.К. Некоторые вопросы обучения чтению в средней школе. //ИЯШ, 1965, 4.
  27. Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977
  28. М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе. Канд. дисс. М., — 1994.31 .Вайсбурд М. Л. Реферирование как форма работы над публицистическими и научно-популярными текстами. //ИЯШ, № 5,1975.
  29. Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  30. ЗЗ'.Вереникина И. М. Идеи Л.С. Выготского и проблемы компьютерно-опосредованной коммуникации. //Психологический журнал, т. 16, № 2, 1995.
  31. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М., Прогресс, 1988.
  32. Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся. //Сб. НИИ ШОТСО АПН СССР. 1980
  33. Вопросы обучения устной речи и чтению на иностранном языке в восьмилетней школе. /Под ред. Миролюбова. М.,-1965.
  34. Вопросы обучения устной речи и чтению. /Под ред. А. А. Миролюбова. М., 1965.
  35. Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка. //ШИН, № 6, 1995.
  36. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. // Вопросы психологии, № 3,1963
  37. Н.Д. Практические и образовательные аспекты обучения иностранным языкам. //ИЯШ, № 5, 1995.42^.Гальскова Н. Д. Условия изучения иностранных языков и их влияние на цели обучения. //ИЯШ, № 4, 1994
  38. Гаффин A. INTERNET. Путеводитель по глобальной компьютерной сети. М., 1995
  39. .С., Пруха Я. Дидактическая прогностика. Киев, Вища школа, 1979
  40. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., Педагогика, 19 874б! Глобальные телекоммуникации в образовании. //Доклады. М., 1996
  41. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСКО, 1986
  42. Г. А. Объекты контроля лексических и грамматических навыков чтения. //Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. М., 1985
  43. В.В. Опыт применения интегральной технологии обучения. М., 1994
  44. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996
  45. П.Б. Памяти Бориса Ароновича Лапидуса. //ИЯШ, № 1, 1996
  46. П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. Владимир, 1980.
  47. П.Б., Шрамова А. П. Домашнее чтение в старших классах. //ИЯШ, № 1, 1965
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения, М., Педагогика, 1986
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  50. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии.// Вопросы философии. № 12, 1980
  51. В.А. Новые информационные технологии в обучении геометрии. //сб.№ 1 Новые исследования в педагогических науках. М., Педагогика, 1991
  52. М.Я. и др. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев. 1976
  53. Л.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. М., Просвещение, 1993.
  54. Дидактические основы компьютерного обучения. Л, 1989
  55. В.П. Коллективно-распределенная компьютерная среда основа новой технологии обучения. // сб.№ 1,Новые исследования в педагогических науках, М., 1991.
  56. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы. // Высшее образование в России, № 3, 1994
  57. В. и др. Дистанционное обучение на базе электронной почты. //Высшее образование в России. № 2, 1995
  58. Т.Г. Психология овладения навыками чтения. М, 1953
  59. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991.72.3имняя И. А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992 .
  60. А. и др. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации.// Высшее образование в России. № 2, 1995
  61. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза. Волгоград, Перемена. 1993.
  62. Информационные технологии в образовании. Вып. 11.- Новосибирск, 1994.
  63. Информационные технологии в образовании. Вып. 12, Новосибирск, 1995.
  64. О.Я., Леонтьев Б. Б. Деятельностная теория основа создания новых технологий. М., 1991
  65. М.Б., Регущ Л. А. Психологические аспекты компьютеризации обучения. //Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989
  66. М.М. Анкета как вид опроса. //Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. М., 1985.
  67. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. МГУ, М., 1986
  68. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., Знание.-1986.
  69. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973.
  70. Е. С. и др. К вопросу о дистанционном обучении на базе компьютерных телекоммуникационных сетей. //Информатика и образование, № 1, 1997.
  71. М.К. Организация самостоятельной работы учащихся с текстом, предназначенным для чтения с общим охватом содержания./Юбучение устной речи и чтению в средней школе. Л., 1984.
  72. Компьютерные телекоммуникации школе./ Под ред. Е. С. Полат -М., 1995.
  73. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. /Под ред. Е. И. Пассова и В. Б. Царьковой, М., 1993.
  74. О.Л., Н.В. Пыстина Использование тестирования в старших классах. //Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. М., 1986.
  75. B.C. Коммуникативность и псевдокоммуникативность. ИЯШ, № 5, 1991
  76. А.И. Проблема средств обучения в американской «педагогической технологии». М., 1973.
  77. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., Просвещение, 1976.
  78. Е.В. Формирование навыка структурной антиципации в процессе обучения чтению.//Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в школе. ч.1, вып.2, М., 1980.
  79. О.Д., Рогова Г. В. Учебное чтение, его содержание и формы. //ИЯШ, № 5, 1970
  80. С.А. Определение уровня умения читать иноязычные тексты.// Практические вопросы контроля при обучении иностранным языкам в средней школе. М., 1985.
  81. Е.А., Розанова Е. Д. Чтение как средство обучения иностранному языку в школе. ИЯШ, № 2,1981
  82. А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
  83. А. А. Психология общения- М., 1997
  84. А.Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке.//Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. Сб. ст./Под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. М., 1974.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Политиздат, 1975.
  86. А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время. ИЯШ, № 5,1991
  87. ЮО.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., Педагогика. -1981.
  88. А.А. Основы психолингвистики. М., 1997
  89. М.И., Измайлов М. А. Языковая догадка как средство обучения беспереводному чтению на занятиях по французскому языку. //Обучение устной речи и чтению в средней школе. Л., 1984.
  90. ЮЗ.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., Просвещение, 1977
  91. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1988.
  92. Международная конференция социалистических стран по проблемам школьного оборудования. 1977, /Под ред. С. Г. Шаповаленко. М. НИИ ШОТ-СО.
  93. Методические указания по определению уровня педагогической эффективности использования средств обучения и их комплексов. М., 1987.
  94. Методологические основания организации международных исследовательских проектов. //Сборник научных статей. М., 1995.
  95. Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам. //ИЯШ, № 5,1995
  96. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иостранным языкам или лин-гводидактика? //ИЯШ, № 1,1996
  97. Ю.Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. М., 1990.111 .Миролюбов А. А. Проблемы методики обучения иностранным языкам во второй половине 50-х годов. //ИЯШ, № 4, 1994
  98. А.А. Разработка теоретических вопросов системы упражнений в советской методике обучения иностранным языкам. //В сб.: Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1973.
  99. А.А. Споры по основным вопросам российской методики в первой половине 50-х годов.// ИЯШ, № 3,1993
  100. А.А., Бим И.Л. и др. К проблеме аттестации учителей иностранного языка. //ИЯШ № 6, 1995.
  101. А.А., Садомова Л. В. Примерные нормы оценок успешности овладения иностранным языком. //ИЯШ № 4,1997.
  102. М.В. Канд. дисс. М&bdquo- 1997 МОИСЕЕВА ДИССЕРТАЦИЯ
  103. В.И., Снегов А. Д. Основы дистанционного обучения: определения, цели, проблемы. М., 1997
  104. Т.М., Плоткин В. Б. Автоматизированный контроль знаний (психолого-педагогические аспекты). //Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989
  105. Нойберт Ю, Томчик Р. Обмен информацией о задаче в малых группах и индивидуальное обучение. //Психологические исследования общения. М., Наука, 1985.
  106. Общая методика обучения иностранным языкам. М., Русский язык, 1991. 123.0конь В. Введение в общую дидактику. М.1990.124,Основы методики преподавания иностранных языков. /Под ред. В.А. Бух-биндера и В. Штрауса., Киев, 1986.
  107. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М., 1972.
  108. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991.
  109. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977.
  110. Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М., 1993.
  111. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., 1988
  112. Е.И. Урок иностранного языка в школе. Минск, 1982
  113. Перспективы развития системы непрерывного образования. /Под ред. Б. С. Гершунского М., Педагогика, 1990
  114. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980
  115. По пути оптимизации обучения иностранному языку. Киев 1987
  116. Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе. //Информатика и образование, № 3 1991
  117. Е.С. Теоретические основы составления и использования дидактического материала для работы в парах в условиях языковой лаборатории. Канд. Дисс. 1975.
  118. Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы (на примере английского языка). Докт. Дисс. М., 1988
  119. Л.П. Методика применения технических средств обучения. Просвещение, 1988
  120. Проблемы использования современных технических средств в СССР и за рубежом. МГПИ, М., 1990
  121. Проблемы школьного учебника. //Сб. статей, вып.20, М. -1991
  122. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1
  123. XI классы. М., Просвещение, 1993-
  124. Психо-лингвистические проблемы массовой коммуникации. М., Наука, 1974
  125. Психологические исследования общения. М. «Наука» 1985.
  126. Психология. Словарь. /Под общей ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990.
  127. Л. А. Проблема общения в работах Л.С.Выготского. //Психологические исследования общения. М., Наука, 1985.
  128. Развитие личности школьника в условиях новых информационных технологий. М.: АПН, 1991
  129. Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Сб. науч. тр. /Под ред. А. Д. Климентенко и др.-М., 1983.
  130. Рапопорт И, Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. //Пособие для учителей. Таллин, 1987.
  131. И.А. Анкетирование при обучении иностранным языкам: вопросы методологии и практического использования. //ИЯШ, № 3,1993
  132. И.А. К методологии тестового контроля.// Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. М., 1986.
  133. И.А., Макаренко Методологические основания организации международных исследовательских проектов. Сборник научных статей. М., 1995.
  134. И.В. Методика обучения немецкому языку. М.1956.
  135. И. Современные информационные технологии в образовании. М.1994
  136. И. НИТ в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования.// Информатика и образование. N4, 1991.
  137. И.В. Современные информационные технологии М.1995.
  138. Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.1991.
  139. Г. В.Рогова Содержание обучения иностранным языкам. //ИЯШ, 2,74.
  140. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения. //Информатика и образование, N1, 1991
  141. B.JI. Основы обучения устной иноязычной речи. М.1981.
  142. М.Н. Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса./в c6. N2 Новые исследования в педагогических науках. М. 1991.
  143. Современная дидактика: теория -практике. М.1994.
  144. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе./Под ред. А. Д. Климентенко М., Педагогика, 1984.
  145. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., МГУ, 1992.
  146. Средства обучения как категория дидактики. //Материалы к заседанию Ученого совета НИИ ШОТСО АПН СССР 1988, М.1988.
  147. JI.X., Трусов В. П. Опосредованное общение: социально-психологические аспекты. //Психологические исследования общения. М., Наука, 1985.
  148. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. -1975.
  149. Телекоммуникации в образовании //Материалы 2-й Международной конференции «Телекоммуникации в системе образования». М.1995.
  150. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе. //Под ред. Е. С. Полат М. 1993.
  151. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе./Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М., Педагогика, 1981.
  152. O.K. Информационный век и теория JI.B. Выготского //Психологический журнал, том 14, № 1, 1993, Наука, М.
  153. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России. //Высшее образование в России, № 3, 1994
  154. B.C. Тест в функции упражнения при обучении лексике иностранного языка. ИЯШ, № 1, 1996.
  155. А. Компьютерные телекоммуникации.//Информатика и образование № 1, 1991.
  156. А.Ю. НИТ и реформа образования. //Информатика и образование. -№ 3, 1994.
  157. Н. Телекоммуникационная сеть для системы образования. //Информатика и образование, № 2, 1992.
  158. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. Педагогика, 1990.
  159. В.А., Приступа Г. Н. Как проводить педагогический эксперимент. Рязань, 1993.
  160. Философский энциклопедический словарь. М., Сов. Энциклопедия, 1983.
  161. С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. Автореферат докт. дис. М., 1974.
  162. С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе./Юбщая методика обучения иностранным языкам. М.1991.
  163. JI.M. Психологический опыт глазами психолога. М.1987
  164. И.С. Трудности текстов для чтения. //ИЯШ, № 3, 1994
  165. С.Г. Методологические вопросы научных исследований и разработок в области школьного оборудования. //Советская педагогика, N6, 1982.
  166. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.
  167. , Д., Попова Т. И. Компьютерная техника в обучении иностранному языку. //ИЯШ, № 3, 1993
  168. В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург 1994.
  169. Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1971.
  170. Л.В. Как надо изучать иностранные языки. М., Л., 1929.
  171. Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе: Общие вопросы методики. М., 1974.
  172. В.А. Обучение как процесс управления. (Психологические аспекты). Л, 1988.
  173. Л.З. Методика построения урока иностранного языка в средней школе. М.1974.
  174. NIENIE EIINOBAIfIE EEOABAOOBU
  175. Autonomes und partnerschaftliches Lernen. Berlin-Miinchen 1989
  176. Benda N. Exploiting Recorded Radio Programs for Teaching Conversitional English in English Teaching Forum, April, 1982
  177. Bimmel P. u.a. Arbeit mit Lehrwerklektionen. Miinchen 1994
  178. Brandi, M-L., Strauss, D. Training des Leseverstehens mit Hilfe von Sachtexten. Goethe-Institut, 1985
  179. Bubenheimer, Felix. 1997. E-Mail-Projekte im Deutsch-als-Fremdsprache-Unterricht. Seminararbeit, WS 1996/97, Universitat Bielefeld.
  180. Chen Zhongmei Teaching English by Television in English Teaching. Forum, July, 1991.
  181. Donath, Reinhard. 1997. Nutzung von CD-ROM und den Web-Services im Fremdsprachenunterricht. http://dbs.schule.de/nis/donaref.htm
  182. Doye, P. Typologie der Testaufgaben fur den Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Langenscheidt, Berlin und Miinchen, 1988.
  183. E.WiBner-Kurzawa Materialien zum Selbstlernen im Handbuch Fremdsprachen Tubingen 1991
  184. Eck, Andreas, Legenhausen, Lienhard, & Wolff, Dieter. 1995. Telekommunikation und Fremdsprachenunterricht: Informationen, Projekte, Ergebnisse. Bochum: AKS-Verlag.1 l. Edelhoff Ch. Authentische Texte im Deutschunterricht. Hueber Miinchen 1985
  185. Ehlers, S. Literarische Texte
  186. Empfehlenswerte Listservs (Goethe-Institut). http://www.goethe.de/z/listserv/deindex.htm
  187. Enzensberger, H.M. u.a. Die Suche. Langenscheidt, 1994
  188. Fernstudium weltweit. 1990 Inter Nationes Bonn
  189. Fremdsprachen lernen mit Medien. Miinchen 1986
  190. Gobel R. Mikrocomputer und Fremdsprachenlehrer /im CF Berlin und Miinchen 1985
  191. Gorczytza, Hubert. 1997. Spracherwerb in MUDs und MOOs: Neue Moglichkeiten fur den DaF-Unterricht? Seminararbeit, WS 1996/97, Universitat Bielefeld. http://www. uni-bielefeld.de/~hgorczyt/MUDs.htm
  192. Griiner, M., Hassert, T. Computer im Unterricht. Munchen, 1991
  193. G61z, Peter. 1997. German for Beginners, http://web.uvic.ca/german/149
  194. Hasenkamp, G. Leselandschaft 1 und 2. Verlag fUr Deutsch, 1996
  195. Hope G.R. u.a. Der Eisatz von Computern im Fremdsprachunterricht/ im Computergesttitzter Unterricht. Berlin und Munchen 1985
  196. Hubatsch I. Telekommunikation mit deutschen Schulen. PV-aktuell 1994,1 24. International E-Mail Tandem Network. http://www.slf.ruhr-uni-bochum.de/email/infde.html 25. Internet Klassenpartnerschaften. http://www.goethe.de/z/ekp/deindex.htm
  197. Joao Batista Oliveira (Economic Development Institute The World Bank) «Distance Education in Russia: A way to the future
  198. Kormann, H. Kritisch betrachtet. Max Hueber Verlag, 1977
  199. Krumm, Hans-Jiirgen. 1995. Interkulturelles Lernen und interkulturelle Kommuni-kation. In Bausch, Karl-Richard, Christ, Herbert, & Krumm, Hans-Jiirgen, Hand-buch Fremdsprachenunterricht, 3. Aufl. (S. 156−161), Tubingen: Francke.
  200. Hasenkamf, Gunter Leselandschaft. Verlag fur Deutsch. 1996
  201. Lixl-Purcell, Andreas. 1997. Deutsche Internet Chronik. http://www.uncg.edu/~lixlpurc/GIP/ germanunits/exercover.html
  202. Neuner, G. U.a. Deutsch konkret. Langenscheidt, 1992
  203. Neuner G. u.a. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts Kassel, 1992
  204. Neuner G., Krilger M., Grewer U. Ubungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht Berlin, i 985
  205. Neuner, G. u.a. Deutsch aktiv. Neu. Langenscheidt, 1993
  206. Picht, Robert. 1995. Kultur- und Landeswissenschaften. In Bausch, Karl-Richard, Christ, Herbert, & Krumm, Hans-Jiirgen, Handbuch Fremdsprachenunterricht, 3. Aufl. (S. 66−73), Tubingen: Francke.
  207. Piepho, H.E. Didaktische Anmerkungen und Empfehlungen zum Lesen im Fremdsprachenunterricht.
  208. Piesche-Blumtritt F. Abschied von der Passivitaet. Bildung und Wissenschaft, 1995,2
  209. Robert E. Slavin Research on Cooperative Learning: an international perspective, Scandinavian Journal of Educational Research, Vol.33, No.4, 1989:
  210. Rosier H-Ch. Der Lernstoff kommt durch das Weltall. Bildung und Wissenschaft, 1995,2
  211. Ruschoff, B. Computergestuetzte Lernprogramme und autonomes Lernen: Widerspruch oder realistische Chance? in AKS-Rundbrief, 2,88−97
  212. Ruschoff, B. Elektronische Medien im Handbuch Fremdsprachen. Tubingen 1991. 42. Sperlich T. Die Multimedia-Schule.Bildung und Wissenschaft, 1995,2
  213. Webchat.de. http://www.webchat.de/inhalt.phtml
  214. Westhoff G. Fertigkeit Lesen. Munchen 1994
  215. Wirbelauer H. Lesekurs Deutsch. Lehrbuch. Langenscheidt, 1994.
  216. Wirbelauer H. Lesekurs Deutsch. Arbeitsbuch. Langenscheidt, 1994
  217. Wolff, Dieter. 1994. Der Konstruktivismus: Ein neues Paradigma in der Fremdsprachendidaktik? Die Neueren Sprachen, 93, 407−29.
  218. Zur Analyse, Begutachtung und Entwicklung von Lehrwerken. Berlin-Munchen 1994
  219. Deutsch in Europa und in der Welt. Chancen und Iniativen. Amsterdam, 1997
Заполнить форму текущей работой