Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория музыкальной фразировки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тогда круг идей, ведущих к теоржж музыкальной фразировки существенно расширяется ж по ходу изложения мы постараемся показать источники многих наших суждений, наблюдений, обобщений ж логических выводов. Например, влияние таких широкоохватных музыкальных концепций как теория ладового ритма Б. Яворского, энергетическая концепция Э.Курта. Говорить о законах и средствах музыкального) интонирования… Читать ещё >

Содержание

  • Предисловие. '
  • ГЛАВА I.
  • Музыкальная речь
  • Фразировка и цезуры
  • Фразировочная волна. Классификация типов фразировки
  • Выразительные свойства типов фразировки
  • ГЛАВА II. Приемы анализа музыкальной фразировки. ?
  • ГЛАВА III. Эмоционально-образная и драматургическая роль фразировки в музыке
  • Фразировка в вокальной музыке
  • Фразировка в хоровой музыке
  • Фразировочная драматургия Восьмого квартета
  • Д.Д.Шостаковича
  • Фразировочная драматургия в сонатах С. С. Прокофьева. 160 Фразировочная драматургия Шестой симфонии
  • Н.Я.Мясковского
  • ГЛАВА 1. У, Исполнительские средства фразировки
  • Глава V. Роль фразировки в становлении других средств музыкальной выразительности

Теория музыкальной фразировки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Систематическое изучение музыкальной фразировки не имеет стойких традиций в отечественном и зарубежном музыкознании. Поэтому провести специальный анализ литературы до этому вопросу затруднительно. Ближе всего к научному постижению проблем фразировки стоит немецкая школа исследователей. Однако, сразу нужно оговориться, что в большинстве их трудов исследуются, в основнш, метрические факторы фразировочного развития. И хотя метр — вовсе не единственный и даже далеко не главны! фактор фразир ©-вечной дифференциации — именно ш стал для немецких ученых объектом пристального вншашш.

Маттезон /251/ одним из первых вводит дифференцированный подход к метрическжм долям такта. Он выделяет акцентные и безакцентные элементы в такте. Интересно, что исследователь считает акцентируемыми долями в размере ¾ первую и последнюю:

1 j j ^ —.

Этот вывод сейчас кажется необычным, так как современные трактовки дают другой расклад долей, с акцентировкой лишь на первой из них. Однако, именно эта идея Маттезоиа позволила в дальнейшем Шайбе /255, с. 67/ ввделить целых три варианта метрической организации такта на ¾:

J I J |! J J J К J i J (.

Интересные разработки метрической джфференидащж долей велмсь Г&уптманом /см. 255/. Он обращал внимание на соединение простых метров в сложные" в результате чего метрические веса доле! могли приумножаться:

1 г ь.

1 1.

Эти идеи, наряду с мыслью © першением характере акцентов, легли затем в основу метрической модели Г. Римана /252/" которая до сих жор пользуется огромной популярностью /особенно на нижних и средних уровнях музыкального обучения/. Как известно, Риман распространи! метрическую дифференциацию доле! такта на сами такты. Причем, белее сильными он признавал четные такты периода, четные фразы и предложения. Метржческая дифференциация тактов у Римана приобретает некий кшбннжроваяный ввд: а именно.

— —. >• '—¦

Шайбе и Риман широко вводят в музыкально-теоретический обиход термины поэтических стоп. Шайбе пользуется понятиям" дактилических и трохеических акцентов. Риман особенно пристрастен к ямбическому характеру метрических явлений.

В теории Вестфаяя впервые появляется понятие мотива как наименьшей смысловой единицы в музыке, организованной метрическим акцентом./28 2/. В метрической теории Зульцера /255″ е. ЮО/ поднимаются вопросы фразировки /Рк^ал^&гид^/ш связи со знаками гршкостной ддаамшш. Так" приводится пример из сонаты Моцарта /К V, 315/, где знаки <=г и отражают воявд.^ вую природу мелодических мотивов: гт Р ¡-Г 0 гг | т и.

Мысли ученых XIX в., особенно Ржмана, развиваются в дальнейшем в учениях о метрике в XX столетии. Из наиболее известных выделим работы В. Зайделя /255/, Э. Адфеля, К. Дальхауза, Ф. Неймана /240/, Г. Купера, Ж. Майера /24?/" А. Вервея /258/, Т. Виемайера /260/.

В отечественном музыкознании метрические модели развивали Г. Катуар, Г. Конюс, Б. Яворский, В.Цуккерман. Л. Мазель в понятии мастштабно-сштаксических структур вышел за пределы мотива иа уровень взаимодействия фраз, предложений, что обогатило содержательный уровень анализа. Им же сделана понкгка прорвать «метрикоцентристекий» взгляд на сущность динамических процессов в музыке.

Наиболее последовательно выход за пределы главенства метрической организации выражен в структурно-синтаксической модели Г. Арановскаго /13/. В ее основе лежит звуковысотная организация музыкальных построений /синтагм/, несущая наиболее важные содержательные рели.

В све"* исследовании мы также сделали попытку уйти от •мвтригах^йтри^гвк"®' п&нимания музыкального движения" прждая полнокровного фразжровочнего анализа все прочие выразительные фактам. Не в этш случае подход к жзучаемш явлениям должен вестись совсем п®другой методике".

Мы пршли: к мысли, чт©лучшим путем будет путь, связывающий музыку с другими «произносит ел ьнши», пинтонщруемымж" видами искусств и родов деятельности: сценической, ораторской речью, поэтическим чтением" мелодекламацией. Здесь-то ж можно уловить тот многообразный спектр интонирования, в котором пресловутая метрика выполняет част©совсем незначительную роль.

Тогда круг идей, ведущих к теоржж музыкальной фразировки существенно расширяется ж по ходу изложения мы постараемся показать источники многих наших суждений, наблюдений, обобщений ж логических выводов. Например, влияние таких широкоохватных музыкальных концепций как теория ладового ритма Б. Яворского, энергетическая концепция Э.Курта.

Хочется сказать о глубокой внутренней связж предлагаемой теории фразировки с концепцией интонации Б.Асафьева. Сам Асафьев не успел построить абсолютно законченное научное здание. Его чуткая музыкальная интуиция необходимо вела его к мысли о тем, что сочетания звуков — не самоцель музыки. Это лишь внешние атрибуты сложных шшх (c)логических процессов, сходных в ¿-шеей сути с эмоционально окрашеммым речевым интонированием. Рискнем сказать, что в облике музыкальной жит (c)нации Асафьев подразумевал именно процесс интонирования — шж, чт®почти то же самое — процесс фразировки.

Даже®мм будем част®употреблять слово «интонировать» в значении «фразировать» /чг©восходит к общему корню «произносить» /. Хочется верить" что теория интонации Б. Асафьева, еслж бы она била завершена, обязательно вышла на вдеи фразировки, хбо все элементы для этого у исследователя были.

Во всяком случае, теория фразировкж и теория интонации нанравленн ©-дна к другой как опирающиеся на общий механизм музыкального произнесения, но идущие навстречу от разных отправных пункте* и по существенно разным дорогам.

Говорить о законах и средствах музыкального) интонирования, широкую концепцию которого мечтал создать Б. В. Асафьев, невозможно, не затронув некоторых общих проблем речевой деятельности человека" Последняя является первожст очник ем фразировеч-ных процессов как в музыке, так и в смежных родах искусства.

1. Абрамов А. О специфике музыкального содержания // Эстетические очерки, вып. 3. — М. ¡-Музыка, 1973, с. 123−141.

2. Агарков 0. Об адекватности восприятия музыкального метра /Д|уашсальное искусство и наука" вш. 1. М.:Музыка, 1970″ с. 95−135.

3. Адамов Е. А. В м&Щаащштлектора. -М.:Знание, 1988″ -79 с.

4. Адамян А. А. Статьи об искусстве. М. Шуагиз, 1961. -432 с.5* Алексеев Э"Е. О динамической природе лада. СМ, 19В9, Я 11, с. 67−75.

5. Алексеев Э. Е. Проблемы формврования лада /на материале якутской народной песни: Исследование. М. Шузнка, 1976. -288 с.

6. Амосова А. Парадоксальный мир искусства // Эстетические очерки, выв. 4.

7. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Ж. :йзд-во Ленинградского ун-та, 1961. — 156 с.9* Андреева Н. § формирующей роли кульминации в фортепианных произведениях С. В. Рахманмнова. Автореф. дисс. каид, искусствоведения. — М., 1974* - 24 с.

8. Алехин П. К. Опережающее отражение действительности // Вопросы фжяософйж, 1962, $ 7, с. 97−111.

9. Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М., 1974, с. 252−271.

10. Арановский М. Г. Мелодика С. Прокофьева: исследовательский очерк. Л.: Музыка, 1369. — 231 с.

11. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. — 320 с.

12. Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музы-га. П., 1992. — 159 с.

13. Артоболевский Г. В. Очерки ио художественному чтению: Сб. статей. М.: Учпедгиз, 1959. — 268 с".

14. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Ж.: Музыка, — 378 с.

15. Асафьев В*В" Речевая интонация. М., Ж" г Музыка, 1985. — 136 с*.

16. Бабий-Очеретовская Н.1. Содержание ж форда в музыке. -Автореф. дисс. докт. искусствоведения. Киев, 1965. — 48 с.

17. Бадура-Скода е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972* - 373 с.

18. Банин А. О некоторых акустических в музыкальных элементах хорового строя // Музыкальное искусство и наука, вш. 1. -М.: Музыка, 1970. с. 39−51.

19. Барт Р. Основы сшиологнж // Структурализм: *еап и «против». М.: Прогресс, 1975, с. 114−163.

20. Бершадская Т. О. К вопросу об устойчивости и неустойчива стЕ в шадаос русской народной песни // Проблемы лада. 1″, 1972, е. 181−199.

21. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. 1.: Музыка, 1978. — 200 с.

22. Благой Д. К пониманию пианистом авторского текста /заметки об артикуляционных, динамических и темпевюс обозначениях // Вопросы фортепианного испелнительетва" вып. 3. -1″: Музыка, 1973.

23. Бобровский В. II. К вопросу е драматургии музыкальней формы // Теоретические проблемы музыкальных: ф§?м и жанров. -М., 1971, с. 26−64.

24. Бобровский В. П. О першенноетж функций музыкальной фермы. М": Музыка, 1970. — 228 с.31* Бзброввккб В"П. Функциональные ееневн музыкальней фермы: йсследвваыив. М.: Музыка, 1978. — 332 е.

25. Бегжн®Г. Сввршеияая настбйха фзртвшаи©- // Музыкальное жскусств©и наука, вып. 1. М., 1970, е. 191−218.33″ Беифельд М. Ш. Музыка как речь ж как мышлеяже: Автореф. джсс. дект. жсжуествеведвния. Ресе. жит-т жскусетвезнанжя. М*, 1993,.

26. Борода М. О мелодической элементарной единице // МААФАТ /т. 22/. 197?, е. 112-Ш.

27. Браудо И. Артикуляцият прожзношенжи мелоджж. Л.: Музыка, 1973. — 198 с.

28. Браудо И. Об органной ж клавжрной музыке. Д.: Музыка, 1976.

29. Вудай А. К. Структура музыкального црожзведендя. М, Ж.: Музыка, 1918″.

30. Бурьянек Й. К жсторжчеекому развжтжю теоржж музыкального мышления // Проблемы музыкального мышленжя. М": Музыка, 1974* с" 29−58.

31. Ванелов В. В. Изобразительное искусство и музыка // Эстетика, а жизнь, вып. 4. М., 1975"етава и некоторыхдругих физических характеристик русской речи // Проблемы физиологической акустик", т. 3. М., Л., 1955.

32. Вент цель Е. С. Теория вероятностей. й.: Наука, 1969. -366 с.

33. Винер Н. Кибернетика, или управление и ©-вязь в животном и машине. М.: Советское радио. — 215 с.

34. Витт Н. В. Об эмоциях к их выражении. Вопросы психологии, 1984, 13, е, 140гШ.

35. Витт Н. В. Информация об эмоциональны! состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии, 1965, с. 89−102.

36. Волкова E.B. Ритм как объект эстетического анализа // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. «I., 1974» с. 73−84.

37. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство ж наука, вш. 1. -Л*, 1970, е. 11−38.

38. Выготский Ж. С* Избранные психологические исследования. -M", Ш6″ 519 е.

39. Выгетекжй Д. Психология векуветва. М", 1965. — 379 с. Выверте. Р. Эксперкментальмая пеиажогжя. — М., 1950.е.

40. Ганзен В., Кудин П. Жогжко-математичвекий анализ понятия гармонии // Точные методы в исследованиях культуры ж искусства, т. 2. М., 1971.

41. Гаяслнк Э. 0 музыкально-прекрасном. -М., 1895.

42. Гарбузов Н. Зонная природа темна и рмтма. II", 1950. -75. с,.

43. Гарбузов 1. Зонная природа звуковысотного слуха. М., JL, Ш8. — 82 с.

44. Гарбузов 1. Зонная природа динамического слуха. И.".

45. Гарбузов Н. Ванная природа тембрввего ©-лука. М*, — 71 с.56* Гаспаров Б. О некетерых принципах структурнаг©анализа музыки // Праблемы музыкального мышления. М., 1974, е. 129−152.

46. Гаспарев Б. Структуриый метая в иузыкезяаниж // Ш. 1972, a 2, с. 42−51.

47. Гвоздев А"Н. 0 феиелегжческих средствах русскаш языка. М., Л., 1919.

48. Гейем А. Везмежиестж применения математических метедов к анализу музыкальней фермы // Точные метеды ж музыкальнее искусство. Рестев-на-Дену, 1972.

49. ГелшгольцГ. Учение о слуховых ощущениях как физиолог гическая основа для теории музыки. СПБ., 1875. — 576 с.

50. Гольденвейзер А" Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства: вып. 1. М., 1965.

51. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969.

52. Горковеико А. Уменьшенный октаккорд // СМ, 1968, $ 5, с. 81−84.64. Гшовский Б. Фольклор и кибернетика.

53. Горам 1. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.

54. Дельсон В. Закономерности универсальной гармонии. -Ш., 1969, Л 12, с. 70−78.6?. Денисов 3. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Теоретические проблемы музыкальных форе ж жанров. -М.: Музыка, 1971, с. 95−133.

55. Детловс В. Еще раз о концепции Марутаева // Ш, 1970, & 8, с. 89−94.

56. Детловс В. О статистическом анализе музыки // Латвийский математический ежегодник, выи. 3. Рига, 1968*.

57. Доброгаев С. М. Речевые рефлексы. М., Ж., 1917.

58. Дубовский И. Простейшие закономерности русского марод-мо-песенмого двухтрехголосного склада. М.: Музгжз, 1964. — 93 с.

59. Дно В. Горизонталь. Автореф. джсс. канд. искусствоведения. — Киев, 1978. — 16 с. 73″ Дьячкова 1.С. Мелодика. — ШЛИ им. Гиесшшх. — М., 1985. 96 е.

60. Горюхина Н. А. Эволюция сонатной формы. Киев" 1973. -310©.

61. Думаилс Э. Об организации текстов. МААФАТ' /см. 22/. -Ереван, 1977.76″ Ержемский Г. 1. Психология датирования. М., 1988.

62. Жинкин I. Механизмы речи. М., 1958* - 370 с.

63. Журавлев А. П. Звук и смысл, i." 1981.

64. Задерацкжй В. Полифония позднего Стравинского: воцросы интервальной и ритмической плотности, стилевого анализа.// Музыка * современность, вид. 9, -М., 1975, с. 161−225.

65. Зарицкая Р., Нежинская А. Вшшие музыки на жроцесс дыхания у взрослых и детей // Вопросы нзучешя и воспитания личности. М., 1929.

66. Зак В. О закономерностях песенной мелодии. М.: Советский композитор, 1990.

67. Заржи ев Р. Х# Об алгоритмизации решения задач, но rapio-юи и анализа гармонизации // Доклады АН СССР, 166. М., 1966, i 5, с. 1069−1072.

68. Зарждов Р. Х. Кибернетика и музыка. М.:Наука, 1971. -235 с.

69. Заржпов Р. Х. Диалоговый режим в музыке на основе интервально-метрической структуры интонации // Изв. АН СССР. Техн. кибернетика, 1985, В 5, с. 115−128.

70. Захарова 0. Ржтерика и западноевропейская музыка ХУП-первой половины ХУШ в. М.- Музыка, 1983. — 80 с.86* Иванов В. Категория времен" в Искусстве в культуре XI века // Рнтм, пространство и время в литературе ж искусстве, -1., 1974, с* 39−66.

71. Мзбжцкая Н. Г. К проблемам хнтонащж современной хоревой музыки. Автореф. дксс. канд. искусствоведения. — Киев, 1987. — 18 с.

72. Иконников А. Худ шик наших дней. Н. Я. Мясковский. М.: Советский композитор, 1982.

73. Жекусств©и точные науки. -М.: Музыка, 1979. 224 с.

74. Казарян 1. 0 нршвдшах хроматической гармонии Джезуаль-до // Исторяко-теоретические вопросы западноевропейской музыки /от Возрождения до романтизма/: Труды ШШ щ. Гнесшшк, вып. 40. М., 1978, с. 100−118.

75. Каддоискяй 1*0. Текст как внтвнацж&ныая структура: Дисс. канд. искусствоведения. М., 1969.92* Каспар&ва М. Г. Восприятие временных интервалов // Вепро-сы псюсаяегии, 1963, & 3, с. 73−82.

76. Катуар Г. Музыкальная ферма, ч. 1, Метрика. М.: Муз-гвз, 1934. — 107 с.

77. Клжмевицкий А. Заметки о Шеста! сдофанвд Яайк&вского: К проблеме: Чайковский на дароге XX века // Проблемы музыкального ржажтвзма. Ж., 1987, с. 109−129.

78. Кегоутек ц. Техника кшпозжщи в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. — 367 с.

79. Кен Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке //Музмка и ©-авременаесть. ~М." 1971, с. 294−318.

80. Кмйос Г. Э. Критика традвцжашай теарад в области музыкальнее анализа* -М.: Госмузжздат, 1932. 12 е.

81. Кенюс Г. Э. Как исследует ферму музшальмнх организмов метро-тектемчеекий метед. -М.: ОГиз, 1984. 26 с.

82. Кенюс Г. Э. Научнее ебесмеванже музнкальнвго синтеза. -М.: Огжз, 1985. 32.

83. Кедтев С. О явяениях пелжяадевасти, п&лнтемаяьнести ж н пшлжт (c)никальнести ж иарвдкш творчестве // Преблемы лада. -V"" 1972″ с. 19&-207″.

84. Кершуне" A.M., Мантатеж В. В. Теория етражения и эвристическая роль знакеж. -М." 1974.

85. Костюк А"Г. Восприятие меледжи. Мелодические дараиетры восприятия музнкн. Кие", 1987.

86. Котляр Г. Исследование акустических средств выражения эмецменальиых с ©-стояний в «©-кальке! речи. Аитареф,. дисс. кавд. искусств (c)знанмя. -1., 1977.

87. Курт Э. Основа линеарного контрапункта. М.: Госмуз-издат, 1981. 304 с*.

88. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. — 551 с.

89. Лаул Р. Х. Мотив и музыкальное формообразование. Ж.: Музыка, 1987. — 76 с.

90. Леонтьев A.A. Психологические механизм" и жути воспитания умений публичной речи. М.: Знание, 1972. — 39 с. 108. ?иклаф*ер Дж., Миллер Дж. Восприятие речи // Экспериментальная психология, т. 2. ~М." 1963, е. 643−681.

91. Лифшиц С. Единица слуховой протяженности // Акустический сборник, выв. 1. M. s Музгжз, 1936, с. 29−37.

92. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. — 224 с.

93. Жотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. ~ 384 с.

94. Мазель 1. Строенже музыкальных прожзведенжй. М.: Музгжз, 1950. — 466 а.Hi. Mas ель 1. Проблемы классической гармоижж. II.: Музыка, 1972. — 616 с.

95. Мазель I.A., Цуккерма* В. А. Анализ музыкальных произведений. в. i Музыка, 1967. — 752 с.

96. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сблжженжя теоретического музыкознания к эстетжкж. м.: Советский композитор, 1978. — 352 с.

97. Малинковская A.B. Фортехшанйо^сполнжтельское жнтонж-рованже. М.: Музыка, 1990. — 191 с.

98. Мальцев С. М. Семантжка музыкального языка. Вильнюс, 1981.

99. Мартынов В*И. Вршя и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство ж время в литературе и искусстве. 1., 1974, с. 238−247.

100. Медушевскжй В. В. 0 закономерностях в средствах художественного воздействия музыкж. -М.: Музыка, 1976. 254 с.

101. Метнер Н. К. Повседневная работа пжанжета ж кшюзк-тора. М., 1953.

102. Мжлка А. Вероятностный подход к изучению ладовой структуры народвис песен. // Точные метвдн ж музикальное искусство, Ростов-на-Дону" 1972, с. 84−86.

103. Мжтжна Ж. Восприятие различных по длжтелъностж временных интервалов жри равной интенсивности звукового стмула и разном уровне активации мозговых структур. Автореф. дисс. каад. псих. наук. — М., 1977.

104. Морозов А. Минимальное окно в бесконечность. Знаниесила, 1977, $ 9, с. 8-Ю.

105. Мукаржовскжй I. Преднамеренное и непреднамереннее в искусстве // Структурализм: «за» и «протжв». М.: Прогресс, 1975, с. Ш-192.

106. Мюмш Щ. I држжер. — M., 19S5.

107. Назайкинский Е. В. О музыкальнш тшне. М.: Музыка, 1965. — 95 с.

108. Назайкинский Е. В. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки, вып. 2. М., 1967.

109. Назайкжнскжй Е. В. О константности в восприятии музыки // Музыкальнее искусства и наука* вып. 2. М." 1973, с. 5998.

110. Назайкинский Е. В. О пекходогжж музыкального воопржятжя. М.: Музыка, 1972. — 383 с.

111. Нейгауз Г. Г. ©-б искусстве фортеяжаннай игры: Записки недагога. М. — Музгнз, 1961. — 319 с.

112. Норман Д. Память и научение. И., 1985. — 159 с.

113. Носенка Э.1. Особенности речя в состоянии эмецжональ-ней напряженности. Днепропетровск, 1975.

114. Огелевец A.A. Сдав" и музыка в вокальн ©—драматург жческжх жанрах. М.: Музгнз" I960. — 521 с.

115. Орнентжр (c)в (c)чный рефлекс ж проблема рецепции: Об. статей. Я., 1964. — 3S4 е.13?. Орлов В. Альтжст Данилов // Новый мжр, 1980; $ 2″ е. 40−41.

116. Орлова Е. М. Инт®найденная теерия Б. Асафьева как учение е специфике музыкальнег©мышления: Истерия. Становление. Сущ-несть. -1.: Музша, 1984. -302 с.

117. Паже ев Ю. И. Пвлитональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XI века. М.: Советский композитор, 1977. — 392 с.

118. Папуш M.S. Проблемы учения е мелодии. Автереф. днее. канд. искусствоведения. — Киев, 1977. — 22 с.

119. Панфилов В. З. Взаимоотношение языка и мышления. М., 1971.

120. Переверзев Н. К. Испелнительская интонация. М.: Музыка, 1989. — 207 С.

121. Переверзев Н. К. Преблемн музыкального интонирования. -М.: Музыка, 1966. 221 с. 144 * Пешкевекий A.M. Русский синтаксис в научнш освещении. М, 1920. 504 с.

122. Нервеиков В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музнка, 199D.

123. Псжх (c)л (c)гическже пробяемм переработки знаковой информации: Сб. статей. М.: Наука, 1977. — 276 с.

124. Псжх ©-лингвистические проблемы семантики: Сб. статей. -М.: Наука, 1983.

125. Пумпянский А.1. Информационная роль порядка слов в научной и технической литературе. М. :Наука, 1974. — Мв с.

126. Раппеперт В. Об измерениях распределения основных частот в немецкой речи // Реф. журн. «Физика* АН СССР, 1959, & 4.

127. Раппопорт G.X. Семиотика ж язык искусства // Музыкальнее искусстве ж наука, вып. 2. М., 1973, с. 17−58.

128. Рахманинов C.B. Кшпознтор как интерпретатор // Письма, нрилеженжо. М., 1955, е. 561−570.

129. Рети P. f ональноеть в современной музыке. М.: Музыка, 1968. — 131 с.

130. Речь, артикуляция ж восприятие: Сб. статей. М., Ж., Наука, 1965. — 241.

131. РИман Г. Систематическое учение о модуляции. М.: Изд. П. Кргекесна, 1898. — 313 с.

132. Розен ев Э. 0 применении закона «золотого сечения» в музыке. ШБ.: тиж. Арнгельда, 1904. — 19 с.

133. Роговин М. Проблемы теории памяти. М., 1977.

134. Ройтерштейн М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа // Музыкальное искусство и наука, внг. 2. М., 1973, с. 175−189.

135. Ройтерштейн М. © классификации ладов и графов. // МААФАГ /см. 22/. Ереван, 1977.

136. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных несен. -1.: Музыка, 1964.—96 с.

137. Рудаков Е. 0 регистрах певческого годоса и переходах к прикрытии звукам // Музыкальное искусство и наука, вып. 1. М., 1970, с. 52−58.

138. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981.

139. Рудь Й. Д., Цуккерлан й.й. О возможности теоретико-информадаонного подхода к некоторый проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974, с. 207−229.

140. Руубер Г. О визуальном восприятии элементарямх #орй. Автореф. дисс. кавд нсихол. наук. М., 1972. — 23 с.

141. Рыжкин И., Мазель 1. Очерки, но иеторт теоретического музыкознания, вын. 1. М.: Огиз" 1934. — 180 с.

142. Сахалтуева 0., Назайкинский Е. 0 взаимосвязях выразительных средств в музыкальном нснолненщ // Музыкальное искусство и наука, вып. 1. -М., 1970, с. 59−94.

143. Селезнева И. С. Некоторые особенности восприятия ударения в словах русского языка // Вопросы психолог ли, 1957, Щ.

144. Семиотика и искусствометрия: Сб. статей. M.: Мир, 1972. — 364 с.

145. Скворцова 1. Факторы становления устоя в народной музыке. й., 1975 /рукопись/. — 140 с.

146. Скребков С. С. Художественные пржнцкпи музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973* - 448 с.

147. Словарь лингвистических терминов. -М., 1969.

148. Содружество наук и тайны творчества: Сб. статей. -М.: Искусство, 1968. 4S0 с.

149. Соколов Е. Н. Ориентировочный рефлекс как информационный регулятор // Ориентировочный рефлекс m проблема рецепции в я орле х патологвж. М.: Просвещение, 1364″ с. 3−20.

150. Соколов О. В. О прдацхпах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974, е. 153−176.Ш. е&яовьеаа А, Й. Осиовм жеихсшошн слуха, 1., 1972. -187 с.

151. Соссюр де #. Курс общей лингвистики // Трулн по языкознанию. 1977.176. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч. Т. 1. — М., 1962.

152. Станиславский К. С. Собр. соч., т. 3. М., 1962.

153. Степанов А. Эксперимент, но моделированию структуры полифонической музыки строго стжля // Эстетичесшш очерка, выи. 2. -М., 1967.

154. Стоянов-йванов С. Имтонаидя и музикален образ. -София, Бълг. акад. на наукнте, 1973. 139 с.

155. Тараканов М. Новая тональность в музыке XI века // Проблемы музыкальной науки, вып. 1. -М., 1972, с. 5−35.

156. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. -М., Ж.: Изд. АН педагог, наук РСФСР, 1917. 334 с.

157. Термен 2.С. Физика и музнкальное искусство. М.- Знание, 1966. — 32 с.

158. Тифтикидн Н. Теория однотерцовой и тональной хроматической систем // Вопроси теории музыки, вып. 2. М., 1970″ с. 22—53.

159. Тихонов А. Гармония чисел: Музыка и электроника // Муз. жизнь, 1986, И 14, с. 22.

160. ТомашевскжЙ Б. В. Стих и язык: Филологические очерки. -М., Д.: Гослитиздат, 1959. 471 с.

161. Точные методы в исследованиях культуры и искусства, т.т. 1−2. II., 1971.

162. Точные методы и музыкальное искусство: Тезисы докл. -Ростов-на-Дону, 1972.

163. Трембовельскжй 1. О метод©порождающего елхе&шш // МААФАТ /ем. 22? Ереван, 1977.

164. Трембовельскжй Е. Б. М. П. Мусоргекжй: нржнцжны ладового развития. Воронеж, 1992. — МУ с.

165. Тургенев 1* Песнь торжествующей любви: Сб. повестей. -Воронеж, 1980. жсхажденже // Теоретжческже проблемы музыки XX ваш, вид. 1. -Ш., 1967.

166. Тюлжн Ю. Ы. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фируравни. И.: Музшса, 1976. — 1 кн. — ЩБ е., 2 кн. -382 с. 193 * Фарбштейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мшления. Музыка, 1974, с. 75−89.

167. Фейнберг Кибернетика" логика, искусство. -М.: Радио и связь, 1981.

168. Фортунатов Н. М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространстве и время в литературе и искусстве. 1., 1974, с. 173−185.Теория передачи сообщений. -М., 1957, с. 221−247.

169. Харлан Н. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. М., 1978.

170. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. -М.: Музыка, 1986. 102 с.

171. Холопов Ю. Н. Современные черты гармонии Прокофьева. -М.: Музыка, 1967. 477 с.

172. Хал ©-нов Ю. Н. Очерки современной гармонш: Исследование. М.: Музыка, 1974. — 287 с.201* Хм ©-мог D.H. Об общих логических принципах гармонии // Музыка и современность, вш. 6. М." 1974.

173. Холожоза В. Н. Мелодика. М.: Музыка, 1984. — 90 с.207* Хоминьскнй Ю. История гармони и контранункта. Т. 1, 2. — Киев, 1979.203* Христов Д. Теоретические основы мелодики. М., 1980*.

174. Хубов Г. Муеоргекнй. -М.: Музыка, 1969.210″ Цеилитис 1.К., К от лапе А. Теория публичной речи. -Рига, 1981. 119 с.

175. Деплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974.

176. Цукке$ман В. Истоки экспрессии, широта дыхания // ш" 1968, U 11, с. 107−113.

177. Цахамсквй В. М., Рейн А, Г, Восприятие гармонии и музыкального метра // Вонросы шздшш, 1978″ № 6, с. 120*124*.

178. Черемжсина Н. Ритм и интонация художественной речи. -М., 1971.217. ^йш©и мысль: Сб. статей, выл. 3. М.: Знание, 1980.218. «Чурбанов В* В чьих ранцах маршальские жезлы. М., 1980.

179. Шабоук С. Искусство система — отражение. — М.: Прогресс, 1976. — 224 с.220* Шамахян М. Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация. Автореф. дисе. канд искусствоведения. -М", 1988, 23 с.

180. Шварц А. В лаборатории чтеца. М., 1971.

181. Шекспир В. Ксмеджи, хроники, трагедии. М.: Художественная литература, 1988. Т. 1.

182. Щейвехман В. Е. Восприятие звуковых н резвых сигналов в различных акустических условиях. М., 1956.

183. Шеннон К. Работы по теории информации в кибернетике. -М., 1963. 829 с.

184. Шерхен Г. Учебник джржжврования. М., 1976.

185. Шнбутамн Т. Социальная неихологня. II., 1963.

186. Шжл С. Компьютер как инструмент в музыкально-те оретж-ческжх исследованиях. В кн.: МААФАТ /ем. 22/ - Ереван, 1977.

187. Шноль С., Замятин А. Возможные бнохкмжческне и биофизические оеновы творчества ж восприятия ржтмжческжх характе-ржстжк художественных произведений // Ритм, нространство н время в литературе и искусств®-. Ж., 1974, с. 289−297.

188. Шокин В. О ладообразовашш в русских мародних нееиях // Очерки же теоретическому музыкознанию. Ж., 1959, с. 2047.

189. Шульдяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Ж, г Музыка, 1986. — 124 с.

190. Щерба 1.В. Фонетика французского языка. Щ., 1955.

191. Эткннд Е. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространств®и время в литературе и искусстве. Д., 1974, с. 209−219.

192. Эфрос 1. Записки чтеца. М.: Искусство, 1980*.

193. Юсфин А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада. М., 1972, с. 113−150.

194. Яворский Б.1. Основные элементы музыки. М., 1923. -12 е.

195. Яворский В «Л. Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. М., 1929, вып. 3.

196. Язык. Музыка. Математика: Сб. авт.: Б. Варги, Ю.1именя, ЭЛопарида. -М.: Цнр, 1981. 248 е.

197. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: изам ж «против». М.: прогресс, 1975, с. 193−230.

198. Якобсон Р. К вопросу о зрительных ж слуховых знаках // Семиотика и искуествшетрия. М., 1972.-240'. hsJii/гешД C S’eccaece^ z??/cС^са 77?9. z. ^ U — J** -ЯГ/ -5-, J.74? U Tro? a 2. ?w ^С/логе/г tui^eekti 7- 71. ~. — .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой