Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка бизнеса фирмы в условиях российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты работы, включившей соответствующие аналитические процедуры, факторный анализ, оценочные расчеты, применение экономико-математических методов, показывают, что новому руководству ОАО «Орелпищепродукт» при нашей методологической поддержке удалось переломить негативные тенденции последних лет в деятельности фирмы, выражающиеся в конфликте интересов основных акционеров и руководителей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ФИРМА КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И НОСИТЕЛЬ СТОИМОСТИ
    • 1. 1. Современные концепции изучения фирмы. Роль фирмы в экономической системе
    • 1. 2. Стоимость фирмы — главная целевая функция ее деятельности
    • 1. 3. Виды стоимости фирмы
    • 1. 4. Механизм управления созданием стоимости фирмы. Концепция стоимостной системы управления фирмой
    • 1. 5. Принципы оценки бизнеса фирмы
  • 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА ФИ? МЫ#> ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СЦЕНКИ
    • 2. 1. Анализ существующих подходов к оценке бизнеса фирмы
    • 2. 2. Компонентный подход к оценке бизнеса фирмы
    • 2. 3. Результативный подход к оценке бизнеса фирмы
      • 2. 3. 1. Потоковая модель результативного подхода
      • 2. 3. 2. Модель капитализации (коэффициентная модель) результативного подхода
    • 2. 4. Алгоритм расчета единого показателя стоимости фирмы
  • 3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА ФИРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОРЕЛПИЩЕПРОДУКТ»)
    • 3. 1. Анализ внешней среды и исследование внутренней ситуации фирмы в процессе установления ее стоимости
    • 3. 2. Применение методологии оценки бизнеса для формирования целей и разработки стратегии эффективного развития фирмы

Оценка бизнеса фирмы в условиях российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в России реформы приведи к перестройке всей экономической системы страны, продолжающемуся движению по рыночному пути развития. Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. Интересы большинства участников рынка группируются вокруг фирм — экономических единиц, самостоятельно привлекающих факторы производства, использующих их и распределяющих полученную продукцию. Смещение центров управления экономическими явлениями с макрона микроуровень требует разработки определенных механизмов принятия внутрифирменных решений. Ключевым этапом процесса принятия того или иного решения является анализ альтернативных вариантов и выбор того, который наиболее полно отвечает поставленным целям. Конкретные процедуры анализа зависят от вида решения, желаемых целей, объекта и субъекта воздействия, внутренней и внешней среды. Обычно предметом изучения являются отдельные компоненты фирмы, те или иные области ее деятельности. Однако с каждым годом возникает все больше ситуаций, когда невозможно по характеристикам отдельных составляющих фирму элементов выработать верную позицию. Данная проблема может быть разрешена при проведении оценки бизнеса фирмы с целью установления значения стоимости фирмы.

Стоимость фирмы интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннюю ситуацию фирмы и ее внешнее окружение, и, тем самым, позволяет сопоставлять результаты деятельности различных экономических субъектов. Из значимости показателя стоимости вытекает необходимость его определения и использования полученных результатов в предпринимательской деятельности.

Несмотря на большое количество разработок по оценке бизнеса фирмы, существует множество невыясненных вопросов, что приводит к ошибкам и неадекватным результатам процедур оценки и, как следствие, к потере государством права на получение доходов (ошибки в финансовом механизме приватизации, заниженные суммы налогов при совершении сделок, цена которых зависит от установленной стоимости фирмы), затруднениям в получении инвестиций (различия в цене инвестора и получателя инвестиций), сбоям в функционировании механизмов внутрии межотраслевого перетекания капитала, неравномерности развития экономики, противоречиям между собственниками и управленческим персоналом фирм, кризисному состоянию многих фирм, трудностям самостоятельной деятельности в рыночной среде.

Вышесказанное и определяет объективное существование актуальной проблемы — необходимости разработки методологии оценки бизнеса фирмы, позволяющей применить теорию оценки для повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Состояние изученности проблемы. Различные аспекты макроэкономических отношений, причины создания и деятельности фирм (объекта изучения в данном исследовании) описаны в работах Маркса К., Коуза Р. Г., Сэйерта Е., Хедрика К., Макконелла К. Р., Брю С. Л., Самуэльсона П. А., Нордхауса В. Д. и других зарубежных экономистов. Обзор, критический анализ накопленных знаний и изложение собственного видения природы фирмы содержатся в трудах современных отечественных экономистов: Качалова P.M., Кпенера Г. Б, Тамбовцева В. Л., Шаститко А.Е.

Основные теоретические наработки по оценке бизнеса фирмы изложены в трудах американских специалистов в области оценочной деятельности Пратта Ш. П., Линка Р., Десмонда Г. М., Келли Р. Э., Рииса Р. П. Вопросы оценки имущественного комплекса фирмы, недвижимости, как составляющего его элемента, рассмотрены Фридманом Д., Ордуэйем Н., Харрисоном Г. С., Эккертом Д. К.

Большой вклад в развитие составляющей оценочной науки — определение стоимости обыкновенных акций, в создание моделей ценообразования на финансовые активы внесли Росс С., Марковиц Х. М., Шарп У. Ф., Линтнер Д., Александер Г. Д., Бэйли Д. В., Гитман Л. Д., Джонк М.Д.

Заслуживают внимания результаты научных исследований в области оценочной деятельности Американского института по оценке недвижимости, Института экономического развития Всемирного банка, Агентства международного развития США, Международного комитета по стандартам оценки имущества, Европейской группы ассоциаций оценщиков, Российского общества оценщиков, а также ряд практических разработок, осуществленных аудиторскими фирмами «большой пятерки» и иными крупными консалтинговыми организациями.

К числу отечественных исследователей по проблемам оценки бизнеса фирмы относятся Григорьев В. В., Островкин И. М., Федотова М. А, Тарасевич Е. И., Черняк В. З., Рутгайзер В. М. Наработки по практическому использованию методов оценки в процессе реструктурирования и антикризисного управления фирмами содержатся в работах Беляева С. Г., Булычевой Г. В., Демина А.С.

Работы указанных авторов, несомненно, вносят большой вклад в теорию оценки бизнеса фирмы. Однако остается неразрешенной проблема, так называемой, «конкретной оценки». В российской оценочной науке наблюдается противоречие в толковании понятий «фирма» и «предприятие». Существует необходимость научного обоснования применения общепринятых методов оценки, адаптации опыта зарубежных стран к российским условиям для расчета ключевых показателей процесса оценки, учета факторов риска, связанных с недостоверностью, ограниченностью и несвоевременностью рыночной информации, используемой в оценке.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка теоретических и практических аспектов оценки бизнеса фирмы в условиях современной российской экономики, позволяющих использовать теорию оценки на практике для повышения эффективности предпринимательской деятельности.

В соответствии с целью диссертационной работы поставлены и решены следующие задачи:

• исследована фирма как субъект экономических отношений, выявлена главная цель деятельности фирмы — увеличение ценности собственного капитала (создание стоимости), рассмотрены различные оценочные виды стоимости фирмы;

• изучен механизм управления созданием стоимости фирмы и предложена концепция стоимостной системы управления фирмой;

• сформулированы принципы оценки бизнеса фирмы, базирующиеся на основных микроэкономических законах;

• выявлены недостатки в существующих подходах к оценке бизнеса фирмы и, как следствие, противоречия в классификации и порядке использования методов оценки;

• предложены и обоснованы подходы к оценке бизнеса фирмы, использование которых возможно в процессе управленческой деятельности;

• разработан универсальный алгоритм расчета единого показателя стоимости фирмы, применимый к использованию в условиях российской экономики;

• подтверждена практическая значимость, обоснованность и достоверность предложенных теоретико-методологических разработок по оценке бизнеса в процессе осуществления реструктурирования группы конкретных фирм.

Объект исследования. Объектом исследования в диссертации является фирма как экономическая единица.

Предмет исследованияПредмет исследования — стоимость фирмы как целевая функция ее развития, механизм управления созданием стоимости фирмы и процедура оценки бизнеса для установления стоимости фирмы.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования служат макрои микроэкономические теории, теории стоимости, теории фирмы, теоретические разработки в области оценочной деятельности, управленческие теории, наработки по управлению финансами коммерческих организаций, методики по определению эффективности реальных инвестиций и инвестиций в ценные бумаги, законодательство РФ, регулирующее гражданские правоотношения.

В ходе исследования использовались следующие общие методы научного познания: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение), абстрагирование, анализ, синтез, индукция и дедукция, моделирование, методы теоретического исследования. Ряд выводов и заключений в диссертации базируется на специальных методах познания: методе экспертных оценок, методе статистических группировок, индексов, экономико-математических методах.

Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в том, что с позиции системного подхода изучена главная целевая функция деятельности фирмы — создание стоимости и процесс оценки бизнеса для установления стоимости фирмы, что привело к решению важной прикладной экономической задачи — разработке методологии оценки бизнеса фирмы, позволяющей вырабатывать и реализовывать стратегии ее эффективного развития.

В процессы исследования получены следующие научные результаты, выносимые на защиту:

• обосновано создание стоимости фирмы в качестве главной целевой функции ее деятельности и вытекающая из нее концепция стоимостной системы управления фирмой;

• разработана методология оценки бизнеса фирмы, основанная на. принципах оценки, сформулированных в соответствии с основными микроэкономическими законами, и методах оценки, систематизированных исходя из двух предложенных подходов (компонентного и результативного);

• обоснован универсальный алгоритм расчета единого показателя стоимости фирмы, повышающий степень объективности полученного результата;

• предложена система исследования внешней и внутренней среды фирмы, формирования ее целей и разработки стратегии эффективного развития фирмы, основанная на оценке бизнеса фирмы.

Практическое значение исследования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что основные теоретические выводы, составляющие новизну диссертации, доведены до практических рекомендаций по достоверной оценке бизнеса фирмы, что обеспечивает принятие эффективных решений всеми участниками экономических отношений, заинтересованными в функционировании фирмы.

Основные результаты исследования опубликованы в монографии «Определение стоимости фирмы» .

Выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в образовательном процессе, при разработке программ развития промышленности регионов с учетом состояния и перспектив деятельности основных экономических субъектов, при создании внутрифирменных управленческих систем.

Апробация и реализация результатов работы. Апробация результатов работы осуществлялась путем научных публикаций, выступлений на научно-практических конференциях, составления отчетов по предоставленным грандам, использования материалов диссертации в учебном процессе.

Разработанная методология оценки бизнеса фирмы нашла применение в работе Центрального межрегионального территориального органа Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению при проведении его сотрудниками анализа неплатежеспособных фирм, разработке планов внешнего управления.

АООТ «Орелтекмаш», ОАО «Орловский сталепрокатный завод», ОАО «Липецкнефтепродукт», ОАО «Курскгаз» внедряют в практику работы своих финансовых служб модель оценки, положенную в основу результативного подхода, с целью формирования единого критерия при принятии стратегических решений. ОАО «Орелпищепродукт», начиная с июля 1999 г., реализует комплексную программу построения стоимостной системы управления. Теоретической базой внедрения инноваций являются положения настоящей работы.

В Бюро финансово-правовой экспертизы и Межрегиональном объединении профессиональных оценщиков и экспертов на основе предложенной модели оценки бизнеса фирмы при участии автора составлены внутренние стандарты проведения экспертиз и написания экспертных заключений для арбитражных судов и судов общей юрисдикции по вопросам определения рыночной стоимости акций при обязательном выкупе их обществом.

Материалы проведенного исследования использованы в процессе ведения преподавательской деятельности в Экономической школе Института профессиональных бухгалтеров Центрального региона России и Учебно-методическом центре Курского территориального Института профессиональных бухгалтеров. По теме диссертации был разработан и прочитан курс в объеме 24 часов.

Результаты диссертационного исследования докладывались автором в 1996;1999 годах на ежегодных научно-практических конференциях в г. Харькове, на двух научных конференциях, проводимых в 1996;1997 годах в Орловском государственном техническом университете, в 1998 году на научно-практической конференции в г. Санкт-Петербурге, в 1999 г. на конференции в Московском государственном университете им. Ломоносова.

Публикации. По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом 10,65 п.л.

Объем и структура диссертации. По своей структуре диссертация состоит из основного текста и приложений. Основной текст диссертации объемом 199 страниц включает введение, три главы, заключение, список литературы. В основном тексте диссертации содержится 16 рисунков и 36 таблиц. Список использованной литературы состоит из 135 наименований. Объем двух приложений составляет 59 страниц.

Результаты работы, включившей соответствующие аналитические процедуры, факторный анализ, оценочные расчеты, применение экономико-математических методов, показывают, что новому руководству ОАО «Орелпищепродукт» при нашей методологической поддержке удалось переломить негативные тенденции последних лет в деятельности фирмы, выражающиеся в конфликте интересов основных акционеров и руководителей по поводу снижения показателя стоимости. Из содержания таблицы 3.30, информация которой аккумулирует в себе текущие обобщенные результаты спланированных и осуществляемых мероприятий, видно, что разработанный стратегический план обеспечивает согласованность выработанной главной стратегической цели с интересами как собственников, так и руководителей. Инвестиционная стоимость ОАО «Орелпищепродукт», отражающая содержание процесса реструктурирования, на дату оценки — 01.09.99 г. составила 34 091,346 тысяч рублей, что значительно превышает как внутреннюю стоимость фирмы, определенную на начальном этапе ее исследования, так и рыночную стоимость по расчетам акционеров. Обзор основных факторов стоимости позволяет сказать, что фирма и ее отдельные элементы вышли на путь самостоятельного непротиворечивого развития.

Реальные и действенные планы руководства ОАО «Орелпищепродукт» получили достаточно быстрый и благоприятный отклик в рядах собственников и кредиторов фирмы.

Осуществленный процесс планирования деятельности.

ОАО «Орелпищепродукт», воплощение первых плановых этапов и их итоги аргументируют значимость показателя стоимости фирмы, демонстрируют его интегральный характер и подтверждают необходимость детального и постоянного изучения полученных значений для выяснения возможностей и путей воздействия на фирму с целью достижения наилучших результатов предпринимательской.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе изложены обоснованные выводы, обеспечивающие достижение цели исследования — разработки теоретических и практических аспектов оценки бизнеса фирмы в условиях современной российской экономики, позволяющих использовать теорию оценки на практике для повышения эффективности предпринимательской деятельности:

1 Исследована фирма как субъект экономических отношений, рассмотрены понятия и теории фирмы, сформулированы правовые, экономические и организационные признаки, которым должен удовлетворять рассматриваемый субъект, чтобы можно было считать его фирмой. Предложено определение фирмы. Фирма — это организация, созданная и функционирующая в соответствии с требованиями законодательства, имеющая установленную систему целей и являющаяся субъектом экономических отношений. Система целей фирмы представляет четкую иерархическую совокупность целей и подцелей, достижение которых позволяет достичь высшую цель фирмы, стоящую во главе иерархии.

2 Выявлена главная цель деятельности фирмы. Идеальной высшей целью фирмы считается увеличение ценности собственного капитала — создание стоимости фирмы. А главной целевой функцией фирмы является функция ее стоимости, которая должна стремится к максимуму. Подвергнуты анализу теоретические основы стоимости фирмы, особенности фирмы как вида товара.

3 Рассмотрены различные оценочные виды стоимости фирмы (рыночная, инвестиционная, внутренняя и ликвидационная) и сделан вывод, что в независимости от заинтересованности лиц, окружающих фирму в том или ином показателе стоимости, фирма постоянно должна ориентироваться на максимальное удовлетворение потребностей лиц, составляющих ее и взаимодействующих с ней, — на создание стоимости.

4 Описан механизм управления создания стоимости фирмы, функционирование которого осуществляется по следующим этапам: анализ деятельности фирмы, создание адекватной модели оценки, определение факторов «движущих стоимость», выработка системы целей развития фирмы, разработка и реализация стратегии.

5 Предложена концепция стоимостной системы управления фирмой. Наличие стоимостной системы управления становится неотъемлемым условием повышения эффективности фирмы, потому что данная система обеспечивает недвусмысленный и точный критерий оценки результатов деятельности, — а именно, стоимость, — на основе которого можно и необходимо строить деятельность организации. Отличительные признаки стоимостной системы управления кроются не в структуре системы, а во внутреннем содержании ее элементов, прежде всего тех, которые связаны с информационным обеспечением управления и формируют поведение участников управленческого процесса.

6 Сформулированы принципы оценки бизнеса фирмы исходя их основных микроэкономических законов, осуществлено их исследование.

7 Выявлены недостатки в существующих подходах к оценке бизнеса фирмы и как следствия противоречия в классификации и порядке использования методов оценки:

• во-первых, выделенные рядом исследователей подходы нельзя считать таковыми, поскольку они не имеют под собой четких экономических моделей (Вейе Г. и Деринг У.) или границы между предложенными подходами «размыты» (Вальдайцев С.В.);

• во-вторых, в отдельных классификациях их авторы взаимозаменяют устоявшиеся и закрепленные методологией понятия — метод и методика (Григорьев В.В. и Островкин И.М.);

• в-третьих, в разряд оценочных методов включены методы, базирующиеся на балансовых данных без корректировок, что не соответствует принципам оценки бизнеса фирмы (Десмонд Г. М. и Келли Р.Э.);

• в-четвертых, наиболее распространенный вариант классификации опирается на теорию оценки недвижимости, и поэтому не полностью удовлетворяет специалистов в области оценки бизнеса фирмы, что является причиной множества противоречий;

• в-пятых, существующие подходы к оценке бизнеса фирмы и построенные на них методы не позволяют наглядно представить процесс расчета показателя стоимости фирмы, что делает затруднительным или даже невозможным использование оценочной методологии в управленческой деятельности.

8 Для устранения обнаруженных недостатков предложены и обоснованы два подхода к оценке бизнеса фирмы. Подход к оценке — это разработанная на основе определенной экономической модели совокупность методов и методик оценки с конкретными способами расчетов. Первый подход обосновывает стоимость фирмы на основании стоимости составляющих ее компонентов. Он называется компонентным подходом. Второй подход обосновывает стоимость фирмы результатами ее деятельности и называется результативным. В основе компонентного подхода к оценке бизнеса фирмы лежит следующая концепция: фирма представляет собой набор компонентов, сумма стоимостей которых равна стоимости фирмы. Оценка бизнеса фирмы с использованием компонентного подхода основана на выявлении всех компонентов фирмы как системы, их классификации, разбиении на группы, применении к каждой группе определенных методов оценки и впоследствии суммировании полученных значений стоимости для определения итогового показателя стоимости фирмы. Основная посылка результативного подхода заключается в том, что стоимость фирмы зависит только от показателей, отражающих результат ее функционирования — деловой активности. Стоимость фирмы основана не на стоимости ее активов, а результатах деятельности. Фирмы, имеющие одинаковую стоимость активов, но разные итоговые показатели деятельности, будут иметь различную стоимость.

9 Исследованы существующие методы оценки бизнеса фирмы в контексте обоснованных подходов к оценке.

10 Разработан и рекомендован к применению алгоритм расчета единого показателя стоимости фирмы, применимый к использованию в условиях российской экономики, показаны его этапы, описана методика взвешивания, основанная на сегментации рынка потенциальных покупателей оцениваемого объекта, предложен способ учета в расчетах фактора ликвидности, сконструирована общая формула нахождения единого показателя стоимости фирмы.

11 Подтверждена обоснованность и достоверность предложенных разработок в процессе реструктурирования ОАО «Орелпищепродукт»: исследования внешней и внутренней среды фирмы, формировании ее целей и разработки стратегии эффективного развития. Изучение принципов, подходов и методов оценки бизнеса фирмы, использование которых позволяет не только получить итоговое значение стоимости внешними по отношению к фирме группами лиц, но и, что более важно, являющихся исследовательским инструментом при принятии всего спектра решений руководством фирмы, предоставляет возможность на основе теоретических положений, изложенных в работе, сформировать в фирме систему постоянного наращивания стоимости. л 192. '.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Назревшие перемены. II Вопросы экономики. 1998. -№ 4. С. 4−10.
  2. С. Бартер в российской промышленности. II Вопросы экономики. -1998. -№ 2. С. 51−61.
  3. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 288 с.
  4. И.Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997. -253 с.
  5. Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. — 624 с.
  6. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. М.: Банки и баржи, ЮНИТИ, 1997. — 631 с.
  7. А., Саулин А. Интегральная оценка результатов работы предприятий. II Вопросы экономики. 1998. — № 6. С. 108−122.
  8. Р., Майерс. С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
  9. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т.: Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997. — Т. 1. -497 с.
  10. Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т.: Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997. — Т. 2. -669 с.
  11. Г. В., Демшин В. В. Практические аспекты расчета ставки дисконта (модель оценки капитальных активов) в процессе оценки бизнеса. II Вопросы оценки. 1999. — № 1, С. 2−7.
  12. А.В. Предпринимательство. М.: Интерпракс, 1994. — 324 с.
  13. С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.
  14. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996. — 800 с.
  15. Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. В 2 частях: Пер. с нем. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1997. — Часть 1. — 497 с.
  16. Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства. В 2 частях: Пер. с нем. Красноярск: Красноярский17
Заполнить форму текущей работой