Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
В трехлетнем периоде 2014 — 2016 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики17 18 остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы. Основные меры налогового стимулирования сохраняются: поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна… Читать ещё >
Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
- Введение
- Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
- 1. Теории возникновения налоговой системы и принципы налогообложения
- 2. Принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
- 3. Макроэкономические условия развития налоговой системы РФ
- 4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
- 5. Перспективы развития налоговой политики России до 2020 года
- Заключение
- Список использованной литературы
Налоговая политика является важнейшей частью экономической политики страны. Также это действенный рычаг, с помощью которого общественная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. Вполне является ясным, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях преобразовывается налоговая система, насколько налоговая и бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.
Совершенствование существующей налоговой системы, посредством качественного применения всех методов налоговой политики, проведения налоговых реформ, разработки мероприятий по улучшению налогового администрирования может стать плодотворным средством по стимулированию накопления и рациональному использованию богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс. Совокупность приведенных факторов значимости модернизации налоговой политики, ориентированной на формирование эффективной налоговой системы, которая позволит существенно повысить качество жизни общества.
Цель данной работы — дать оценку целесообразности изменений налоговой политики и выявить влияние этих изменений на страну.
Цель работы определяет следующие задачи:
определить направления изменения налоговой политики;
оценить влияние проведения, совершенствующих мероприятий;
дать общую оценку предпринятых действий для улучшения политики налогообложения.
налоговая политика россия
Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
1. Теории возникновения налоговой системы и принципы налогообложения
В течение длительного времени налогообложение развивалось как практическая отрасль. Постепенно работы философов и экономистов о налогах, их природе, возможностях использования, взаимосвязи со стадиями производства, обращения, распределения и потребления стали приобретать стройный, систематизированный вид.
Одним из первых систематизированные начала учения о налогах изложил английский экономист Уильям Петти (1623−1687).1 Главный его труд — «Трактат о налогах и сборах» (1662), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и рассмотрел причины их роста. Интересны, на наш взгляд, его рассуждения о том, как ослабить недовольство налогоплательщиков. Он писал, что «как бы ни был велик налог, но, если он ложится пропорционально на всех, никто не теряет из-за него какого-либо богатства» .2
До сегодняшнего дня не потеряли актуальности высказывания У. Петти об акцизах, заключающиеся в следующем:
налог чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости;
налог располагает к бережливости, что является естественным способом обогащения народа;
никто не уплачивает дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза;
при таком способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промысле и силе страны.
Большой вклад в развитие теории налогов внес шотландский экономист Адам Смит (1723−1790), основоположник классической политической экономии. Он разработал фундаментальные принципы налогообложения: равенства и справедливости, удобства, определенности и экономичности; утверждал, что налоги признак не рабства, а свободы. Названные принципы актуальны и в настоящее время. Государство на каждом этапе своего развития с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий.
Весомый вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Давид Рикардо (1772−1823), видный представитель классической политической экономии. Рикардо попытался учесть взаимосвязь налогов с ценами и доходами. Так, он считал, что налог на товар имеет тенденцию понижать норму прибыли при производстве товара. Рикардо показал взаимосвязь прямых и косвенных налогов, придерживался дифференцированного подхода к установлению налогов на разные товарные группы, полагал, что облагаться налогом должны в первую очередь предметы роскоши, а не предметы первой необходимости.
Серьезный вклад в развитие налоговой теории сделал немецкий экономист Адольф Вагнер (1835−1917). Он проповедовал прогрессивное налогообложение. А. Вагнер развил учение о переложении налогов. Он различал переложение налогов от предложения к спросу, а также переложение от спроса к предложению. Им предложена следующая система налогов: налог на приобретение, налог на владение, налог на потребление — незаметность для плательщиков, легкость изъятия, возможность регулирования потребностей.
Выдающийся вклад в развитие теории налогов внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883−1946). Он подчеркивал, что налоговая политика может оказывать мощное воздействие на экономический рост, повышение занятости населения, стимулирование склонности к потреблению и т. д. Дж. Кейнс считал, что относительно низкие налоги уменьшают доходы бюджета и сопровождают экономическую неустойчивость государства.
Пол Самуэльсон (р. 1915) рассматривал налоги, налоговую политику как важные инструменты в регулировании экономики, стимулировании макроэкономического роста и стабильности, снижения уровень безработицы и инфляции, экономического роста. Он обратил внимание на противоречивое влияние налогов на налогово-бюджетную политику. Во второй половине XX в. большую популярность приобрела «теория предложения», в которой серьезное внимание уделялось формированию методов воздействия налогов на уровень инвестиций, предложения труда и сбережений посредством снижения налоговых ставок.
Наиболее известным представителем этой научной школы стал американский экономист Артур Лаффер (р. 1940). Изучая вопросы налогообложения, он пришел к выводу, что существует зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой.
Рис. 1. Кривая Лаффера
По данным США он сделал вывод о том, что налоги нельзя дальше повышать, это тормозит экономический рост. Были проведены налоговые реформы. Ставки налогов были резко снижены в надежде на возросшую деловую активность.4 Однако федеральные налоговые доходы сократились, вследствие чего федеральный бюджет в 1979 г., характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл.
Таким образом, предсказания сторонников теории экономики предложения о том, что интенсивность труда и уровень сбережений резко возрастают после снижения предельной налоговой ставки, оказались не вполне корректными. Тем не менее очевидно, что установление налогов выше максимально допустимой ставки нанесло бы еще больший ущерб экономике.
Американский экономист Милтон Фридмен (1912;2006) стал одним из противников кейнсианства. По его мнению, уменьшение налоговой ставки способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и, в конечном счете, экономическому росту и сглаживанию социальных противоречий.
Джозеф Стиглиц (р. 1943) назвал пять принципов налоговой системы: экономическая эффективность (налоговая система не должна входит в противоречие с эффективным распределением ресурсов); административная простота (административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении); политическая ответственность (налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги, дабы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения); справедливость (налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидам); гибкость (налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия). Дж. Стиглиц подчеркивал, что оптимальная структура налогов — та, которая максимизирует общественное благосостояние.
В России серьезная полемика по вопросам теории налогов велась до Октябрьской революции 1917 г. и в основном касалась сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Известны труды Н. Тургенева, И. Озерова, А. Исаева, А. Соколова, В. Твердохлебова. Они имеют большое значение в теории налогов.
Современные налоговые теории строятся на исследовании конкретных действующих налоговых систем.
Сущность и характеристика налогов. Налоги — обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Рис. 2. Виды и классификации налогов
По способу изъятия:
Прямые — это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги наибольшее распространение получили в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги.
Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, имущественный, подушный.
Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от характера ставок различают твердые (фиксированные), регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода, уровня производства, продажи и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (налог на имущество, пользование природными, трудовыми ресурсами, фиксированные налоги на отдельные виды деятельности). Это условно постоянные налоги. Вторая группа — условно переменные или перераспределительные налоги (подоходные налоги, акцизы, НДС). Эти налоги активно контролируют экономическую деятельность. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки, при прогрессивных налогах процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные. Среди федеральных налогов — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы на отдельные группы и виды товаров, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог с физических лиц. Налоги субъектов федерации — налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, сборы за регистрацию предприятий и на нужды образовательных учреждений. Местные — земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на содержание жилищного фонда и субъектов социально-культурной сферы, различные долевые сборы.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные: Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
2. Принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:
1) собственная налоговая доктрина и налоговая
2) законодательная база для строительства
3) механизм установления и ввода в действие
4) виды
5) порядокраспределения налогов по уровням
6) система налоговых
7) формы и методы налогового контроля
Выделяют следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:
1) Экономическая эффективность. Налоговая система должна способствовать развитию предпринимательства и эффективному использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых);
2) Определенность налогообложения. Принцип практически смыкается с принципом стабильности налоговой системы;
3) Справедливость налогообложения. Этот принцип является основным при построении налоговой системы и предполагает справедливый подход к различным налогоплательщикам;
4) Простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов.
Воздействие налоговой системы на налогоплательщиков и на экономические процессы проявляется в нескольких плоскостях:
1) С экономической точки зрения. Поскольку налог представляет собой форму изъятия части доходов налогоплательщиков в бюджет для последующего перераспределения в интересах всего общества;
2) С правовой точки зрения. Поскольку налоговая система устанавливается законами, а все конфликты между налогоплательщиками и государством в конечном итоге призваны разрешать суды;
3) С социологической и психологической точки зрения. Поскольку воздействие налогов на экономическую жизнь страны — это воздействие на субъекты рыночных отношений (как производителей, так и потребителей) с целью побудить их на определенные действия (или воздержаться от каких-либо действий).10
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах:
1) Всеобщность и равенство налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги и сборы;
2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, исключены дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
3) Налоги не могут быть произвольными;
4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
5) Федеральные налоги и сборы регулируются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы, соответственно, законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
6) При установлении налогов должны быть названы все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора. Структура действующей налоговой системы России. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать
3. Макроэкономические условия развития налоговой системы РФ
Внешнеэкономические условия для России остаются неблагоприятными, продолжая оказывать сдерживающее влияние на российскую экономику как за счет сокращения экспортных доходов, так и за счет сужения возможностей привлечения внешнего финансирования. Ожидается, что рост агрегированного ВВП стран — торговых партнеров ускорится в 2015 г. по сравнению с 2014 г., однако темпы роста будут ниже прогнозировавшихся кварталом ранее.
Тем не менее, дальнейшего ухудшения внешнеэкономических условий не ожидается. Доходности российских еврооблигаций уже существенно превышают уровень доходностей бумаг стран с аналогичными рейтингами, их дальнейшее повышение маловероятно. Кроме того, появились признаки стабилизации цен на нефть, и большинство участников рынка не ожидает возобновления их падения. Неравномерность экономического роста в мире привела к рассинхронизации циклов денежно-кредитной политики в различных странах: в то время как большинство центральных банков продолжает смягчать монетарную политику, Федеральная резервная система (ФРС) США и Банк Англии готовятся к ее ужесточению. Ожидания повышения ключевой ставки в США способствовали укреплению доллара США относительно большинства валют с III квартала 2014 г., что, наряду с увеличением избытка предложения и слабым спросом, стало фактором снижения цен на сырьевые товары на мировом рынке. Сокращение мировых цен на энергоносители и продовольствие, в свою очередь, привело к ослаблению инфляционного давления в значительной части стран — торговых партнеров. Однако возможное положительное влияние на российскую экономику повышения темпов экономического роста и снижения инфляции в странах — торговых партнерах будет ограничено действием специфических для страны факторов, таких как продовольственное эмбарго и финансовые санкции в отношении российских компаний и банков.
Замедление инфляции и низкие темпы роста экономики, наблюдаемые в ряде регионов мира, вынуждают ключевые центральные банки сохранять мягкую денежно-кредитную политику. Главным событием в сфере денежно-кредитной политики за рассматриваемый период стало объявление Европейского центрального банка (ЕЦБ) о запуске программы количественного смягчения. С марта европейский регулятор начнет осуществлять покупки суверенных облигаций стран еврозоны и ряда европейских организаций. Общий объем программы (с учетом начавшихся ранее покупок покрытых облигаций и ценных бумаг, обеспеченных активами) составит 60 млрд евро в месяц, покупка активов продлится как минимум до сентября 2016 года. Меры ЕЦБ направлены на достижение темпа инфляции, близкого к целевому уровню в 2%. Как ожидается, данные действия будут способствовать снижению курса евро относительно доллара США и ускорению экономического роста в еврозоне.
Рис. 1 Динамика мировых продовольственных цен (%)
Большинство центральных банков в декабре 2014 — январе 2015 г. продолжали применять меры стимулирующей денежно-кредитной политики. Основные причины для подобных действий — снижение инфляции в развитых странах, обусловленное, в частности, невысокими ценами на энергоносители, и замедление роста экономики в странах с формирующимися рынками.
Рис. 2 Взвешенная средняя ставка денежно-кредитной политики развивающихся стран (%)
С начала декабря многие центральные банки приняли решение о снижении ставок, в частности данная мера была осуществлена в Австралии, Индии, Индонезии, Канаде, Китае, Турции и Швеции. Народный Банк Китая, помимо второго за последние четыре месяца снижения ставок, впервые с середины 2012 г. снизил норматив обязательного резервирования.
Изменились и ожидания участников рынка относительно политики ФРС США. В условиях ослабления роста мировой экономики и противоречивых статистических данных по США регулятор, возможно, сделает цикл повышения ставки более плавным или отложит решение о ее повышении на III квартал 2015 года.
Рис. 3. Мировые фондовые индексы 1№С1 (1.01.2013 = 100%)
Сверхмягкая политика ключевых центральных банков способствовала сохранению процентных ставок на мировом финансовом рынке на низком уровне. Тем не менее, расширение спредов между доходностями суверенных облигаций развивающихся стран и доходностями безрисковых активов свидетельствует о продолжающемся ужесточении финансовых условий для стран с формирующимися рынками — в условиях высокой неопределенности инвесторы предпочитают более надежные активы.
Мировые фондовые индексы преимущественно снижались в декабре 2014 г. и первой половине января 2015 г. на фоне слабой статистики по еврозоне и некоторым азиатским странам, однако решение ЕЦБ о начале программы количественного смягчения стимулировало рост рынков. В результате за рассматриваемый период глобальный индекс MSCI World увеличился на 0,5%, при этом индекс MSCI по развитым странам возрос на 0,7%, а по развивающимся, наоборот, снизился на 1,4%. Индикаторы восприятия риска глобальными инвесторами за тот же период изменились незначительно, волатильность на мировых рынках остается высокой.
Рис. 4 Изменение премии за риск в России и в странах с формирующимися рынками с 1.01.2013 (базисные пункты)
Рис. 5 Эффективная доходность и объем размещения еврооблигаций российских корпоративных заемщиков
Финансовые условия для России значительно ухудшились, внешние рынки капитала оставались практически недоступными для российских заемщиков. Главными факторами снижения спроса инвесторов на российские активы в рассматриваемый период стали низкие нефтяные цены, ожидания снижения суверенного рейтинга России международными рейтинговыми агентствами, избыточная волатильность на валютном рынке и сложная внешнеполитическая ситуация. При этом непосредственное снижение суверенного рейтинга не оказало значительного влияния на ситуацию, поскольку к моменту пересмотра оно уже было заложено участниками рынка в цены российских активов.
Рис. 6 Индексы курсов валют к доллару США (1.01.2013 = 100%)
В результате за декабрь 2014 — февраль 2015 г. спреды по 5-летним CDS на российские государственные облигации увеличились с 345 до 480 б. п., курс рубля относительно доллара США снизился на 20%, а доходности по еврооблигациям российских эмитентов выросли при незначительных объемах размещения.
При этом в феврале произошло некоторое улучшение рыночной конъюнктуры: CDS-спред и доходности еврооблигаций снижались, а российский рубль стал валютой, наиболее значительно (на 12%) укрепившейся к доллару США. В стабилизации ситуации главную роль сыграло повышение цен на нефть, а также ослабление напряженности на востоке России после заключения минских соглашений.
Тем не менее, в условиях низких цен на нефть, действия санкций и внешнеполитической неопределенности, внешние финансовые условия для России останутся неблагоприятными по меньшей мере в ближайшие несколько кварталов.
4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.
Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций
В трехлетнем периоде 2014 — 2016 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики17 18 остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы. Основные меры налогового стимулирования сохраняются: поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
2. Сближение налогового учета с бухгалтерским учетом.
Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета.
3. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.
4. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.
В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.
6. Налогообложение добычи природных ресурсов.
7. Применение до 2016 г. тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 г. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.
Важным направлением совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2018 г. является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. 19
При выполнении данных задач возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной и, главное, удобной налоговой системы.
5. Перспективы развития налоговой политики России до 2020 года
В долгосрочной перспективе важнейшим направлением налоговой политики является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который и не создаст препятствий для стабильного экономического развития и будет отвечать потребностям бюджета для выполнения важнейших государственных функций. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, разработанный Минэкономразвития и одобрен Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Один из основных стратегических направлением данной концепции является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики, с одновременным выполнением фискальной функции 20
Из редакции документа, опубликованного Минфином «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», не предусматривается изменения налогового курса в целом. Неизменно ставится основной упор на создании более комфортных условий для налогового администрирования.
В 2013 году государством предпринимались действия, направленные на уменьшение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на рентные доходы при добыче природных ресурсов, а также осуществлялся переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Определяя задачи на 2014 и плановый период 2015;2016 годов, Минфин констатирует, что коренных структурных перемен в налоговой системе, а также введения новых налогов не требуется. Преобразование налоговой системы в дальнейшем, главным образом, будет выполняться за счет мобилизации дополнительных доходов, повышения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности, а также изъятия сверхдоходов в бюджет при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.
Поэтому для обеспечении стимулирующего влияния на развитие экономики Минфин предлагает направления, по которым следует изменить законодательство о налогах и сборах.
Одним из таких направлений является выравнивание налоговой нагрузки от инвестирования физических лиц в различные виды финансовых активов. В рамках реализации данного направления уже применяются такие действия, как отсутствие налогообложения по НДФЛ дохода от продажи жилой недвижимости, полученный физическим лицом, со сроком эксплуатации более трех лет. Также налог не взимается с процентов по депозитам в пределах, установленной ЦБ РФ ставки рефинансирования, увеличенной на 5 процентных пунктов. Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестирование в ценные бумаги являются менее привлекательным, чем в другие инструменты. С одной стороны, реализовать задачу выравнивания налоговых условий можно было бы путем освобождения от налогообложения реализованного прироста капитальной стоимости ценных бумаг, но предоставление налоговой преференции на полную сумму получаемого дохода от реализации ценных бумаг приведет к снижению прогрессивности налогообложения, так как у лиц более обеспеченных вероятность получения таких доходов выше, чем для тех кто не имеет достаточно средств для вложения в ценные бумаги. Данный факт приводит к уменьшению предельной налоговой ставки для лиц с высокими доходами. Таким образом, стимулирование долгосрочных инвестиций следует осуществлять путем создания единых налоговых условий, в одних случаях вводя новые льготы, а в других создавая более жесткие ограничения.
На современном этапе в России предусмотрено освобождение от налогообложения доходов от реализации необращающихся и обращающихся акций, торгуемых ММВБ, со сроком владения более 5 лет. Эта льгота вводилась специально для стимулирования инвестиций в венчурные компании. В случае введения освобождения со сроком владения более 3 лет, ценность льготы для венчурных инвестиций нивелируется.
Следующим направлением совершенствования налогообложения является меры по сближению бухгалтерского и налогового учета. Данное изменение является необходимым, поскольку существующие различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, полученным финансовым результатом, обусловлены, такими особенностями механизма, как налоговые льготы и ограничения в отношении признания отдельных видов расходов, которые могут минимизировать налоговые платежи.
В рамках действий по упрощения налогового учета и сближении его с бухгалтерским, Минфин подготовит законопроект предусматривающий:
1 методы списания на расходы стоимости МПЗ для целей налогообложения прибыли, обеспечивая возможность вести единый учет запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
2 возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества, в зависимости от учетной политики, применяемой налогоплательщиком;
3 исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) заменяя их на курсовые разницы, так же как и в бухгалтерском учете;
4 принятие к налоговому учету, по рыночной стоимости, безвозмездно полученного имущества, определенного на дату получения.
Для создания налоговых условий, которые будут благоприятны при осуществлении инвестиционной деятельности на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области, Правительство РФ предлагает для участников инвестиционного проекта, которые соответствуют требованиям, предоставить на период 10 лет ставку налога на прибыль в размере 0%. При этом начало отсчета срока предлагается производить с того периода, когда были получены первые доходы от реализации товаров, но не позднее 5 лет с момента включения соответствующего проекта в реестр.
Для организаций розничной торговли, работающих в формате самообслуживания, появится возможность списывать на расходы потери (недостачи) от воровства.
Введение
является целесообразным, поскольку доля потерь у данных фирм составляет в среднем 1,5% от выручки, что также является эффективным управлением по снижению товарных потерь. Минфин предлагает для налогообложения прибыли учитывать недостачи в размере, не превышающем 0,75% выручки от реализации. Учет товарных потерь для целей налогообложения прибыли, широко применяется за рубежом (в Германии, Великобритании, США и др.). Мировой опыт, предоставляет возможность оценить положительные последствия данного нововведения. Это позволит снизить расходы торговых организаций, и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления.
В отношении страховых взносов во внебюджетные фонды стоит отметить, что с 2010 года они не имеют статуса налога, но поскольку в основных направлениях налоговой политики они рассматриваются, именно, с налоговой точки зрения, то целесообразность рассмотрения данного направления, имеет место. Обсуждаются вопросы, касающихся проблем по передачи налоговой службе функции администрирования, сохранения 20% ставки страховых платежей для малого бизнеса на 2014 год и решения об основной ставки страховых платежей, т. е сохранить ее на прежнем уровне или вернуть с 2016 года на уровень 34%. Также решается вопрос о порядке уплаты взносов ИП за себя. Ранее, когда взносы были фиксированные и имели незначительную величину, это не отпугивало предпринимателей. Однако в 2013 году их размер был увеличен, что привело к отказам многих граждан от предпринимательской деятельности. По этой причине от Минфина поступило предложение установить дифференцированный тарифный взнос, в зависимости от величины годового дохода.
Для повышения доходной части бюджета РФ, Минфин планирует внести изменения по следующим направлениям:
С 2014 года включить в налоговую систему налог на недвижимое имущество. Налогоплательщиками первоначально станут физические лица, имеющие в собственности здания, строения, жилые и нежилые помещения, а юридические лица присоединяться в период до 2018 года. Базой по данному налогу будет являться кадастровая стоимость объекта недвижимости, при этом предполагается, что данное налоговое введение будет отнесено к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в муниципальные бюджеты. Для осуществления цели необходимо, прежде всего, определить состав объекта налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.
В направлении совершенствования налогового администрирования, предлагается усилить контроль за исполнением банками обязанностей по налогам и сборам, поскольку их правильность и своевременность имеет весьма важное значение для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, а также повышения гласности финансовой деятельности хозяйственных субъектов, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью оффшорных компаний и «фирм-однодневок». Для решения этой проблемы предлагается предоставлять сведения налоговым органам от банков о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на счетах физических лиц. Проведение мероприятий налогового контроля, позволит установить факты участия физических лиц, не являющихся ИП, в уклоняющихся схемах от налогообложения, в том числе бенефициариев. Наличие доступа налоговых органов к такой информации необходимо для целей налогового контроля и неотвратимости наказания лиц, занимающихся противоправной деятельностью.
Также для совершенствования процедуры камеральной проверки по декларациям НДС, налога на прибыль Минфин предлагает изменить ее формат таким образом, что для налогоплательщика она станет практически как выездная проверка.
По НДС предлагаются изменения, предусматривающие упрощение порядка документального подтверждения освобождения, посредством использования электронного документооборота. Для этого у налогоплательщиков появится право вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов на бумажных носителях представлять в налоговые органы сведения документов в электронной форме, что существенно облегчает процедуру.
Минфин оценивает целесообразность установления единого порядка вычетов по НДС для экспортеров, которые имеют на это право только после документального подтверждения экспорта, данный фактор усугубляется тем, что это отвлекает их оборотные средства на период сбора документов. В отличие от них налогоплательщики, реализующие товары на территории РФ, имеют право на вычет по мере поставки на учет приобретенных товаров.
В целях приведения, в соответствие с международной практикой, порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам планируется признать местом реализации услуг место осуществления деятельности их покупателя, а не продавца, как выполняется в настоящее время.
Направления, по которым предусмотрены изменения, безусловно, нацелены на совершенствование налоговой системы и стимулирование роста доходной части бюджета. Что в целом должно найти благоприятное отражение на социально-экономическом положении страны. Также не мало важный является вопрос об уровне налоговой нагрузки в экономике России, поскольку рассматриваемый показатель зависим от направления проводимой налоговой политики. По мнению экспертов, средний уровень налоговой нагрузки в РФ, по разным мнениям, варьируется от 36 до 40 процентов, что относится к типу выше умеренного. Необходимо учитывать, что существенная доля доходов бюджета составляют налоги и пошлины от добычи, реализации и экспорта нефти и газа. В целом, в общем рейтинге стран по уровню налоговой нагрузки, Россия опережает страны БРИКС, «Большой двадцатки», уступая странам ОЭСР.
Заключение
Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций
Важным направлением совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2018 г. является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
При выполнении данных задач возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной и, главное, удобной налоговой системы.
1. Данченко М. А. Налогообложение: Электронный учеб. — http://tic. tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
2. Петти У. Трактат о налогах и сборах. — цитата по: Данченко М. А. Налогообложение: Электронный учеб. — http://tic. tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
3. Евстигнеев Е. И. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2013.
4. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика.9-е изд. — М.: Маркет ДС. 2015.
5. Самуэльсон П. Макроэкономика — М.: Диалектика, 2009.
6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: ИНФРА-М, 1999. Т.1. Гл. 14.
7. Самуэльсон П. Макроэкономика — М., Диалектика. 2009.
8. Алиев Б. Х. Налоговая система: понятие, структура и параметр. М., 2014.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации.
10. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2012.
11. Григорьева К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе — http://cyberleninka.ru/artide/n/effektivnost-nalogovoy-sistemy-rf-na-sovremennom-etape.
12. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Дашков и Ко», 2011.
13. Бюджетная система РФ: Учеб. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2015.
14. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2012.
15. Сайт Федеральной налоговой службы — http://www.r30. nalog.ru.
16. Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций.2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.
17. Афонина А. А. Современная налоговая система РФ — http://sibac. info/10 891.
18. Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 г. «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г., на плановый период 2015 и 2016 годов» .
19. Сайт Министерства финансов Российской Федерации — http://www.minfin.ru/ru/. УДК 336.02 ''2020
20. Сайт Правительства России [Электронный ресурс], 2008 —. — Режим доступа: http://govemment.ru/info/6217, свободный. — Загл. с экрана.
21. Сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс], 2013 —. — Режим доступа: http://www.minfin.ru/. свободный. — Загл. с экрана.