Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Качество продукции и её роль в материально-техническом снабжении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опыт показывает, что венгерские предприятия не обращают надлежащего внимания на вскрытие возможностей альтернативных закупок, на создание таких условий, в которых поставщики вынуждены были бы соревноваться друг с другом. Если рассматривать воздействие деятельности материально-технического снабжения на качество изделий в системе зависимостей, то можно установить взаимную связь между качеством… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Значение и роль качества продукции в решении задач материально-технического снабжения
    • 1. 1. Развитие системы хозяйствования и управления товарооборотом в Венгрии
    • 1. 2. Качество продукции и эффективность снабжения
    • 1. 3. Роль материально-технического снабжения в управлении качеством продукции
  • Глава 2. Методы оценки качества изделий и возможности их применения в интересах повышения уровня материально-тех-. нического снабжения
    • 2. 1. Методы определения сводной оценки качества продукции
    • 2. 2. Факторный и кластерный анализ и их применение для оценки качества продукции
    • 2. 3. Технико-экономический анализ качества плательных. и костюмных материалов шерстяного типа
  • Глава 3. Предложения по совершенствованию материально-технического снабжения с учетом качества продукции
    • 3. 1. Разработка сводных оценок качества МТС с учетом. качества поставляемой продукции
    • 3. 2. Кибернетическая системная модель управления качеством продукции. Использование советского опыта в практи-. ке Венгрии
    • 3. 3. Определение экономической эффективности снабжения с учетом качества продукции

Качество продукции и её роль в материально-техническом снабжении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договор об экономическом сотрудничестве между Венгрией и СССР был подписан немногим больше чем 40 лет назад — 27 августа 1945 года, а стоимость внешнеторгового оборота в 1983 году уже превысила 8 миллиардов рублей.

От Советского Союза мы покупаем наиважнейшие энергоносители и сырье. Советские поставки удовлетворяют 90 $ нашего импорта нефти, железной руды и пиломатериалов, 95 $ - природного газа и 40 $ - каменного угля. В качестве компенсации закупок в СССР направляется 50 $ полного венгерского машиннного экспорта и больше одной трети всего сельскохозяйственнного экспорта.

Между двумя странами заключено почти пятьдесят соглашений о специализации производства, кооперации, взаимных поставках, о научно-техническом сотрудничестве и сотрудничестве в области развития. В дальнейшем развитии взаимовыгодных экономических связей взаимно заинтересованы оба народа.

В наши дни важной задачей социалистических стран является повышение эффективности общественного производства, в интересах чего во всех странах-членах СЭВ ведутся работы по усовершенствованию системы управления хозяйством.

Венгерские специалисты в области экономической политики прилагают все усилия дня достижения сформулированных на ХП. съезде ВСРП первым секретарем Яношем Кадаром целей, согласно которым: и. основная цель экономической политики на период шестого пятилетнего плана должна состоять в том, чтобы — при более медленных темпах роста, путем развертывания качественных факторов экономического развития повышения конкурентоспособности нашей продукции на внешнем рынке, улучшить сбалансированность народного хозяйства и закрепить достигнутый жизненный уровень" /7, с.94/.

В соответствии с решениями ХП. съезда партии, как заявил заместитель председателя Государственного Планового Управления Янош Хошш: «.венгерская экономика должна перейти на новые рельсы развития, роста. На этом пути рост венгерской экономики определяется в будущем прежде всего рыночными возможностями сбыта, которые ставят более высокие требования в отношении качества (современность, мода, гибкость и соблюдение сроков, цена, затраты и доходность). Наш экономический рост все больше должен превращаться в эффективный рост, которым управляет спрос — то есть, который определяется покупателем и не продавцом.» /124, II/.

Поэтому не случайно в более сложных внешнехозяйственных предпосылках одним из ключевых слов экономической политики стало качество. В настоящее время одним из важнейших факторов возможностей реализации, завоевания экспортных рынков является качество.

В большинстве социалистических стран разработаны постановления, правительственные программы, направленные на улучшение качества изделий. В документах ХХУ1 съезда КПСС, наметивших основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года, поставлена задача: «Значительно повысить качество всех видов выпускаемой продукции, расширять и обновлять ассортимент изделий в соответствии с современными требованиями развития народного хозяйства и научно-технического прогресса, а также растущими потребностями населения. Неуклонно увеличивать удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме ее выпуска. Активно внедрять комплексные системы управления качеством продукции» /6, с.141/.

Из сказанного выше видно, что важным условием достижения целей нашего общества является эффективное использование имеющихся в нашем распоряжении ресурсов, постановка достижений научно-технической революции на службу производству. Развитие производственных отраслей и технический уровень, качество выпускаемых ими изделий взаимно влияют друг на друга. Значительная по масштабам и продолжающая усиливаться в результате научно-технической революции кооперация дает такие преимущества, которые могут реализоваться только при комплексном, управляемом и согласованном на народнохозяйственном уровне развития качества.

Качество изделий и в результате этого успешное выступление на рынке зависит от конструкции изделий и исполнения конструкции. Уровень конструкции — это проблема регулирования, качества в широком смысле слова и как таковой этот уровень повышается под воздействием уровня развитости данной страны, ее технической культуры, экономико-политических отношений.

Качество выполнения определяется отношениями в микросфересостояние имеющихся в расположении данного предприятия производственных факторов (современность машин, профессиональный уровень рабочей силы, состояние системы контроля-регулирования качества и т. д.) определяет способность предприятия к адаптации и, в конечном счете, качество его изделий.

Важность качества изделий, и вообще сама проблема качества ставятся в экономической и технической литературе в самых разных аспектах. В качестве результата технических исследований было разработано бесчисленное множество методов точного анализа качества, решено регулирование производственных процессов и т. д. В математической статистике возникла отдельная отрасль, занимающаяся контролем качества, его регулированием. Методологическому обоснованию контроля за качеством посвящены работы И. Винце /169/, А. Балога, Ф. Дукати и Л. Саллаи /94/, В. Дутшке /109/, B.C. Мхитарьяна /45/ и многих других.

Одно из основных направлений научных исследований уже долгое время — это разработка методов регулирования качества на уровне предприятия, вскрытие причин, которые препятствуют на уровне предприятий улучшению качества. С такими подходами встречаемся в занимающихся организацией и теорией управления работах таких ученых, как Ю. М. Юран /129, 130, 131/, М. К. Старр /160/, Гличев /27/, М. Е. Ломазов и В. А. Швандар /41/, Й. Ве-чени /168/ и других.

Другим характерным направлением проводящихся в социалистических странах исследований являются работы, которые обычно, исходя из товароведения, занимаются взаимозависимостью качества изделия и потребительской стоимости, проблемой количественной оценки качества изделий, предварительной оценкой поведения изделий в процессе использования. В этой области необходимо упомянуть работы Г. Г. Азгалдова /11,12/, А. В. Гличева /27,26/, Я. Б. Шора /78/, В. И. Сиськова /63/, Д. С. Львова /42/.

С последним вопросом тесно связаны те исследования, которые в интересах улучшения качества изделий стремятся использовать методы анализа стоимости. В этой области нужно указать на работы — в Венгрии М. Ленкеи, Г. Темешсентандраши, А. Ивани и Ф. Надащци, а в СССР — Л. П. Горловой и других.

Как для теории, так и для практики исключительно большое значение имеют те работы, которые занимаются опытом введения и разработки в Советском Союзе комплексной системы управления качеством продукции. Присоединяясь к этой комплексной системе управления качеством продукции, специальная литература также начинает по-новому подходить к ответственности материально-технического снабжения за качество продукции, к его роли в улучшении качества изделия.

В данной работе делается попытка внести вклад в усовершенствование системного управления, исходными при этом являются задачи, которые стоят перед подсистемой материально-технического снабжения.

Цель диссертации — разработка методологических вопросов, которые обеспечивают повышение уровня качества продукции на стадии планирования, организации и контроля деятельности предприятия, формирование информационной базы душ решений руководства в связи с ценами на продукцию, разработку системы показателей, выражающих и стимулирующих качество и эффективность материально-технического снабжения, способствуют научной обоснованности решений относительно качества продукции, поставляемой для обеспечения производства.

Для решения поставленных в диссертации целей необходимо было решить следующие задачи:

— исследовать в рамках венгерского управления экономикой развитие системы товарооборота, характеристики ее изменений;

— исследовать место и роль показателей материально-технического снабжения в системе комплексного управления качеством продукции и эффективного использования энергоресурсов;

— обосновать использование советского опыта по комплексному управлению в подсистеме материально-технического снабжения на венгерских промышленных предприятиях;

— обосновать цели материально-технического снабжения, роль и значение его в исследовании рынка с точки зрения качественного и количественного удовлетворения потребностей производства;

— дать теоретическое обоснование необходимости и возможности использования системного анализа в исследовании качества продукции, раскрыть взаимосвязь между понятиями «качество товара» и «потребительская стоимость товара», теоретически доказать возможность определения качества;

— исследовать с помощью системы классификации для сравнения, которая сама образует предпосылки группировки на основе характеристики продукции (автоматическое группирование) такие четко не определенные комплексные системы как например, качество продукции. Доказать возможность практического использования выбранного метода;

— в области системы показателей качества материально-технического снабжения исследовать и разработать предложения, направленные на дальнейшее совершенствование показателей качества поставок.

Решение всех этих задач и разработка методов обработки информации будут способствовать принятию в материально-техническом снабжении научно обоснованных решений относительно качества изделий. Дело в том, что — как показывает наш опыт-часто препятствием в принятии решения бывает не только нехватка информаций, но и масса необозримой, необработанной информации.

В первой главе работы речь идет о значении и роли в материально-техническом снабжении качества продукции.

Те изменения, которые произошли в венгерской системе управления экономикой, особенно в связи с введением нового хозяйственного механизма после 1968 года, могут быть легко прослежены на примере управления хозяйствования продукцией. Именно поэтому в первой части этой главы кратко характеризуется венгерская система товарооборота.

Во второй части этой главы исследуется влияние качества продукции на эффективность материально-технического снабжения, важность измерения качества продукции, а также дается теоретическое обоснование вопроса измеримости качества продукции.

В третьей части первой главы говорится о месте и задачах подсистемы материально-технического снабжения внутри комплексной системы управления качеством продукции, при этом за основу взят советский опыт.

Во второй главе — после выяснения некоторых понятий теории измерения — рассматриваются те методы принятия решения, которые могут быть использованы и. в материально-техническом снабжении для обработки информаций относительно качества изделий, для оказания помощи в выборе наиболее целесообразного в технико-экономическом аспекте для данной цели изделия. Представленные методы могут быть хорошо применимы и для создания информационной базы исследования рынков закупок и сбыта.

Во второй части второй главы дается обзор направлений применения математико-статистических методов факторного анализа и кластерного анализа со многими переменами для сопоставления продукции согласно качеству.

В третьей части второй главы, опираясь на эмпирические исследования, через анализ данных конкретных групп изделий показывается применение математико-статистического способа анализа со многими переменными в интересах повышения эффективности материально-технического снабжения.

В тертьей главе работы обобщены предложения по усовершенствованию материально-технического снабжения. В первой части главы сделаны предложения по расширению системы коэффициентов материально-технического снабжения, включая сюда и введение коэффициента «качественного ценового результата» .

Во второй части этой главы речь идет об усовершенствовании — при использовании советского опыта комплексной системы управления качеством продукции — разработанной в Венгрии кибернетической системной модели управления качеством продукции. Предложения здесь вносятся с точки зрения подсистемы материально-технического снабжения.

В заключительной части третьей главы, споря со встречающимися в практике материально-технического снабжения ошибочными взгладами, анализируется эффективность снабжения с учетом качества продукции.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней разработаны новые методы технико-экономического анализа качества продукции во взаимосвязи с функциями управления МТС с целью повышения эффективности снабжения производства.

А также в диссертации:

— дано доказательство — в связи с управлением качеством продукции — необходимости системного подхода, при этом особый упор сделан на задачи материально-технического снабжения;

— выяснено место и роль материально-технического снабжения внутри кибернетической системной модели регулирования качества;

— усовершенствована система коэффициентов материально-технического снабжения при введении коэффициентов «качественной совпадаемости» и «качественного ценового результата» ;

— уточнено понятие оптимального качества, определена связь между качеством продукции и потребительской стоимостью, доказали принцип измеримости качества;

— практически доказана возможность применения математико-статистических методов анализа данных со многими переменными для сопоставления изделий по их качеству. Дано определение качественных коэффициентов, используемых в сфере материально-технического снабжения.

Г Л, А В A I.

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МТС I.I. Развитие системы хозяйствования и управления товарооборотом в Венгрии Те изменения, которые в последние 30−35 лет произошли в Венгрии, в системе управления хозяйством, в основном определили развитие управления товарооборотом в послевоенный период.

В целом условия осуществления плановой экономики в Венгрии были созданы после перехода средств производства в общественную собственность в 1948 году, тогда же была создана институционная система планового управления экономикой. Оперативное управление и планирование управления товарооборотом стало задачей Государственного Планового Управления и промышленных высших инстанций. Планирование снабжения и сбыта изделий, а также управление ими осуществлялось в рамках непосредственного натурального планового распределения в соответствии с моделью управления типа централизованного планового хозяйства. При такой системе — особенно в начале пятидесятых годов — предприятия имели только лишь ограниченную самостояткльность в области закупки и сбыта продукции. Органы надзора на основе центральных планов определяли для предприятий рамки использования, закупок и сбыта, которые последние должны были в натуральных единицах выполнять в отношении друг с другом.

Установленные рамки часто не были согласованы с подлинными потребностями предприятий, но изменение их через многоступенчатую систему органов распределения практически было не осуществимым делом. Игравшие центральную роль в централизованной системе управления материальные балансы были также и определяющими средствами согласования плана и управления. Планирование потребностей осуществлялось по вертикальной системе снизу-вверх, но балансы изделий не могли охватить ведомственного распределения всех изделий, поэтому выделялись лишь отдельные из них. Понятно, что плановый и распределяющий аппарат стремились расширить круг баланса. Ежегодно изменялась система показателей выделенных изделий. Для того, чтобы устранить неполадки, высшие инстанции партийного и государственного руководства временами вынуждены были прибегать к административным мерам. Положение характеризовалось негибкостью на уровне предприятий и усилением бюрократических тенденций. В результате этого, а также под влиянием определенных проблем в управлении хозяйством в 1953;54 годах произошли некоторое сужение натурального, ведомственного управления и в определенной мере децентрализация организационных функций (например, число материальных балансов с 2436 в 1954 году сократилось до 938 в 1955 году) /112/.

В рамках развернувшейся с 1957 года экономической политики произошло дальнейшее сокращение балансов и обязательных показателей. Хотя характер системы управления не изменился, но все-таки получили большую роль финансовые интересы и заинтересованность. В 1957 году было отменено обязательное государственное утверждение норм потребления материалов, были отменены нормативы времени запасов и т. д. Большую часть материальных балансов вынуждены были вести таким образом, что утвержденные ресурсы не обеспечивали платежеспособного спроса. А это привело к тому, что даже по невыделенным в балансах изделиям возник рыночный дефицит. Широкое распространение получила дефицитная экономика. Отсутствие равновесия спроса и предложения в отношениях поставщиков и заказчиков привело к тому, что в договорах получили предпочтение условия поставщиков. И если предприятия в своей позиции поставщиков были «сильными», не пользовали преимущества такого положения, то одновременно с этим в другой позиции — в рож покупателей — они попадали в зависимое положение. К тому же договорные связи регулировались многочисленными, трудно обозримыми правовыми условиями. В целом, получала место связанная организация оборота, уменьшалось значение сбыта, определяющим становился оборот изделия, имевший тип снабжения /100/.

Поскольку подобные проблемы пронизывали не только осуществление оборота изделий, но и все народное хозяйство, возникла необходимость осуществления реформы всей системы управления народным хозяйством. Вопрос о необходимости проведения реформы был поставлен на УШ-ом съезде ВСРП, в соответствии с этим Центральный Комитет ВСРП на заседании 25−27 июня 1966 года принял решение о реформе хозяйственного механизма, которое было утверждено проведенным в 1967 году IK-ым съездом ВСРП. Теоретическую основу разработанного на этой основе правительством нового хозяйственного механизма составляло признание значения и при социализме закона стоимости, роли товарно-денежных отношений и связи между планом и рынком.

На почве признания в новом хозяйственном механизме товарного характера средств производства продукции оборот не разделяется между средствами производства (имевшим ранее место материально-технического снабжения), внутренней торговлей в узком смысле слова, закупкой сельскохозяйственной продукции и внешней торговлей, а они стали частями комплекса социалистического рынка и товарооборота. План и рыночный механизм составляют диалектическое единство.

Практический опыт показывает, что рынок нельзя заменить планом, план должен исходить из рынка, но и рынок нельзя предоставлять самому себе. План представляет возможность для сознательного предвидения. При выработке долговременных целей развития и экономических рычагов воздействия на рынок в нужном направлении возрастает роль перспективного и долгосрочного планирования.

Важной предпосылкой претворения в жизнь неподверженного деформации рыночного механизма является самостоятельность различных хозяйственных единиц, предприятий, свобода принятия решения и рыночное равновесие спроса и предложения. Рыночные отношения предполагают устранение планов материально-технического снабжения и методов «разбивки» других планов, а также применение торговых методов и в отношениях купли — продажи между предприятиями.

При введении в жизнь нового хозяйственного механизма и в прошедший с тех пор период в тех или иных областях возникала и возникает необходимость в определенных административных ограничениях, в первую очередь, в связи с имеющимся дефицитом рыночного равновесия в импортных изделиях.

При новом хозяйственном механизме сохранилась активная регулирующая роль народнохозяйственного плана. Наряду с планированием главных народнохозяйственных пропорций в пятилетних и годичных народнохозяйственных планах осуществляется также и скоординированное планирование средств регулирования. Хотя и в незначительной степени (в 1967 году — их было 110), но для чрезвычайно важных изделий — в интересах сохранения равновесия отраслевых пропорций, пропорций спроса и предложения — разрабатывались балансы изделий, которые служили основной и для планирования цен равновесия. Цель здесь состояла в осуществлении определенных в народнохозяйственном плане задач с помощью экономических методов (политика цен и кредита, заинтересованность в прибыли и т. д,).

В новом экономическом механизме товарное обращение осуществляется в многоканальном обороте, в противовес имевшему место ранее принудительному обороту, при котором производители и потребители могли вступить в связь друг с другом только через посредство государственных снабженческо-сбытовых. организаций. Эти организации имели вне ведомственные правомочия.

В Венгерской НароднойРеспублике нынешний порядок товарного обращения регулируется — в соответствии с новым хозяйственным механизмом — постановлением Совета министров за номером 33/I975/XI.29/ МТ с.

Основной принцип этого постановления — это многоканальный ненормированный оборот. Производители и поставщики могут продать изделия любой социалистической организации и могут получить изделий от любой социалистической организации. Постановление это защищает уже имеющиеся связи в области производства, сотрудничества и торговли, запрещает все такие соглашения, которые могут привести к распределению рынка или же лишить возможности приобретения изделий определенный круг потребителей. В отношениях друг с другом предприятия сами выбирают наиболее целесообразные формы договора.

Специальные правовые нормы регулируют закупку и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также оборот энергоносителей (угля, углеводородов, электроэнергии — и их использование). Эти правовые нормы содержат предписания относительно организаций обращения и условий обращения (например, санитарные и антиаварийные предписания).

Центральным органом регулирования оборота изделий является Государственное Управление материального снабжения и цен, задачи и полномочия которого регулируются постановлением Совета министров за номером Ю6/1980/ХП.28/МТ. На основе этого постановления в круг задач Председателя Государственного Управления материального снабжения и цен входит внесение предложений относительно применения основных средств обращения изделий в рамках, определенных в годовом плане народного хозяйства, а в случае необходимости, — с помощью оперативного вмешательства, — он может принять меры по установлению порядка удовлетворения запросов, по обязательному предписанию или же ограничению производства отдельных изделий, а также может принять решение о количественном предписании или ограничении оборота.

Применение основных видов средств производства планируется в рамках годового народнохозяйственного плана. Постановление о выполнении годового народнохозяйственного плана содержит перечень тех изделий, для которых имеет место отличающееся от ненормированной многоканальной системы регулирования. Основными средствами осуществляемого таким образом регулирования являются следующие:

— Центральное вмешательство, которое на основе учета ресурсов и потребностей осуществляет полное распределение изделий. В настоящее время у нас в стране имеется лишь одна группа изделий (мясопродукты), где осуществляется такого типа регулирование. В рамках этого поставщику вменяется обязанность заключения договора.

— Предписание контингентов также является хорошо оправдавшим себя методом регулирования в определенных группах изделий. Здесь для отдельных изделий определяются верхние и нижние пределы приобретения или сбыта. Например, в 1980 году контингент регулировал общий максимум закупок природного газа, дизельного топлива и топливной нефти, а кроме того, внутри этого, контингентом предписывалос, какое минимальное количество природного газа должно быть приобретено и т. д. Для регулирования оборота изделий применяют три основных типа контингентов:

— контингенты закупок для приобретения и обращения производителя, что в 1983 году затрагивало 17 важных изделий и групп изделий;

— контингенты закупок для внутренней торговли (используемое населением топливо и цемент, — всего четыре группы изделий) и.

— контингенты ввоза и вывоза, что в 1983 году относилось к 23 изделиям и группам изделий.

Б рамках контингентов поставщику также вменяется обязанность заключения договоров до пределов контингента по отношению к инициатору. Со стороны покупателя учет контингента обычно не бывает обязательным.

— Указание органа сбыта, что практически означает однока-нальный порядок оборотав рамках его изделие может вводиться в оборот только через указанный орган или же покупатель может приобрести его только от указанного органа. Эта система затрагивает группы изделий металлургической промышленности, для которых в зависимости от предельного веса определяются те крупные потребители, в обязанности которых входит обращение.

— Предписание обязанности заключения договора осуществляется в интересах бесперебойного обеспечения материальных потребностей сферы медицинского обслуживания, а также бесперебойного обеспечения потребностей в изделиях для выделенных крупных капиталовложений, образования государственных запросов, связанных с обороной страны и внешней торговлей.

— Предписание уровня запасов, В рамках предписания для обеспечения бесперебойного оборота изделий отдельным-потребительским и снабженческим хозяйственным, организациям вменяется в обязанность хранение минимальных и максимальных запасов. Обычно в централизованном порядке предписываются минимальные уровни запасов энергоносителей и хвойных пиломатериалов (для предотвращения неоправданного накопления запасов) — предписание максимального уровня запасов до сих пор еще не имело конкретного прецедента.

Если в ходе выполнения народнохозяйственного плана в тех областях товарооборота, которые не регулируются централизованно, возникает необходимость в оперативных мероприятиях (например, установление порядка удовлетворения потребностей в отдельных изделиях, предписание обязательного выпуска отдельных видов продукции и т. д.)" то они могут быть предписаны Председателем Государственного управления материального снабжения и цен в том случае, если бесперебойное снабжение материалами и изделиями не может быть обеспечено другими способами. Такие исключительные меры могут приниматься Председателем Государственного Управления материального снабжения и цен с согласия заинтересованного отраслевого министра, и в зависимости от значения мероприяти о нем или запрашивается предварительное согласие Совета министров, или последнему предоставляется информация о принятых мерах.

В случае отдельных групп изделий Председатель Государственного Управления материального снабжения и цен может предоставленные ему постановлением Совета министров полномочия переложить на министров соответствующих отраслей. В соответствии с этим одну часть деятельности по надзору за рынком, которая касается товарооборота отдельных изделий, осуществляют министр внутренней торговли (товарный фонд потребления населения), министр промышленности (энергоносители и электроэнергия), министр строительства (отдельные строительные материалы), министр сельского хозяйства и пищевой промышленности (сельскохозяйственная продукция и лесохозяйственные изделия), министр здравоохранения (лекарства и лечебные вспомогательные средства). Как показывает этот список, торговля средствами производства организационно не едина. Регулирование оборота изделий дополняется также обязательностью получения права на ведение экспортно-импортной деятельности, которое выполняется с ведомственными правомочиями Министерством внешней торговли. Изменение внешнеэкономических предпосылок со второй половины 1982 года поставило вопрос о необходимости введения строгого управления импортом. В середине 1982 года экономическая комиссия правительства (во главе ее стоит заметситель председателя Совета министров, членами ее являются министры хозяйственных отраслей и председатели органов с общегосударственными полномочиями) в интересах сохранения платежеспособности страны выдвинула вопрос о необходимости достижения более благоприятного, чем это предписывалось в народнохозяйственном плане, равновесия внешнеторгового баланса, поэтому было принято решение об оперативном выполнении мероприятий, направленных, с одной стороны, на повышение экспорта, а с другой — на снижение импорта.

Для согласования процессов образования запасов, экспорта и импорта был создан Оперативный комитет во главе с Председателем Государственного управления материального снабжения и цен, с участием государственных секретарей заинтересованных отраслевых и функциональных министерств и заместителей председателей Венгерского Национального Банка и Государственного Планового Управления (см. Схему № I). В соответствии с характером изделий было создано 14 рабочих групп. На основе их предложений Оперативный комитет, не нарушая полномочий министра торговли, вносит предложения по разрешению импорта, в соответствии с требованиями более строгого управления импортом.

В результате такого сторгого (более узкого) управления импортом сальдо внешнеторгового баланса сложилось в более благоприятных, чем заранее предусматривалось, размерах. Но при этом запасы отдельных изделий сократились намного больше, чем это было оптимальным, и все это потребовало от руководителей хозяйственных органов больших по сравнению с предыдущей практикой усилий и быстрых, оперативных решений на местах. В 1983 году система более строгого управления импортом изменилась только в таком направлении, что по имевшиеся рабочие группы организованные согласно характеру изделий, они были преобразованы в рабочие группы согласно круга потребителей. Это означало, что вместо ориентированного на изделия подхода задачей их стало обращение внимания на комплексное управление предприятием. Было выделено — с точки зрения импорта в «нерублевом» отношении — 230 — 250 считающихся крупными потребителями хозяйственных организаций, которые в общей сумме представляют 75% импорта. Импортные возможности этого круга предприятий на 1983 год были определены в соответствии с возможностями сбыта данного предприятия на внешних рынках, произошедшими с 1981 года изменениями в их структуре использования материалов и производства, ложащихся на них на основе межгосударственных договоров — обязательств по поставке и обязанностей по снабжению на внутреннем рынке в проценте к их прямому импорту, фактически осуществленному в 1981 году. К ним относятся предприятия, осуществляющие торговлю средствами производства, которые обязаны удовлетворять импортные потребности мелких потребителей из фонда определенного для них процентного ограничения.

1. Определенные в плане центральные директивы.

2. На основе принципа исключений (устранение неполадок).

Производит ель*-" Производитель* Сфера о бращения^ N внутриторговая внешнеторговая.

Схема № I.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ В ВЕНГРИИ.

Но внутри этих рамок предприятие имеет большую самостоятельность и на него ложится большая ответственность за принятие решения о том, какие и в каком количестве материалы, полуфабрикаты и т. д. оно импортирует в целях текущего производства или же для организации производства. Импорт в целях капиталовложений не включается в т.н. процентные ограничения.

Задача рабочих групп состоит, в первую очередь, в управлении ограничениями: в разработке по процентам и предприятиям предложений, в наблюдении за процессами экспорта-импорта, а также в контроле за претворением в жизнь народнохозяйственных интересов в управлении импортом на предприятиях.

Не включенные в данную систему хозяйственные органы, а также импорт в целях капиталовложений, по-прежнему, относятся к системе предоставления решения на импорт в каждом отдельном случае.

Получение разрешения на импорт некоторых изделий должно быть сопровождено согласием Председателя Экономической комиссии, а также Оперативного комитета по кругу изделийэто относится в первую очередь к таким изделиям, которые с большой вероятностью могут быть заменены продукцией отечественного производства или же импортом в расчете в рублях.

Выше был рассмотрен порядок обращения продукции и средств товарного обращения. Ниже дается краткий обзор тех эелемен-тов экономического регулирования, которые призваны направлять хозяйственное поведение предприятий в направлении зафиксированных в народнохозяйственном плане целей. Элементы системы экономического регулирования: — регулирование доходов предприятия,.

— система цен и регулирование цен,.

— регулирование личных доходов работников предприятий,.

— регулирование внешнеторговой деятельности,.

— регулирование развития, инвестиций.

В Венгерской Народной Республике регулирование доходов хозяйственных органов в общих чертах своих едино. Различие между отдельными отраслями имеются только в отношении размеров, связанных с отдельными элементами регулирования доходов.

С одной стороны, система регулирования доходов предприятий должна обеспечивать в надлежащих пропорциях от всего создаваемого чистого дохода образование доходов предприятий и государства (централизованных доходов), с другой стороны, должна способствовать тому, чтобы остающаяся на предприятиях и используемая на различные цели часть доходов образовывалась в соответствии с имеющимися различиями в эффективности. В настоящее время в пользу бюджета отвлекается приблизительно 60 процентов балансовой прибыли предприятия, то есть, распределение прибыли предприятия происходит следующим образом:

— 15% прибыли по балансу перечисляется местным советом по рубрике дотации на развитие городов и населенных пунктов;

— из сокращенной таким образом суммы выполняются обязательства по погащениям задолжностей, имеющимся в отношении к государству (например, погашаемые государственные субсидии);

— из оставшейся суммы платят общий (линейный) налог на прибыль, размеры которого равны 45 процентам;

— из уменьшенной таким образом суммы 20% обязаны выделить в резервный фонд;

— из того, что остается после перечисленного выше, предприятие согласно своему собственному решению создает фонд участия в прибыли и развития.

Фонд участия в прибыли служит для премирования трудящихся предприятия, а также для выплаты в конце года доли участия в прибыли.

Образованный из обложенной налогом прибыли фонд развития частично дополняется за счет остающейся на предприятиях части на амортизацию. Фонд развития может быть использован на финансирование капиталовложений, на покрытие взятых на инвестиции кредитов, а также на пополнение фонда оборотных средств с целью увеличения запасов. Если на каком-либо предприятии Венгерской Национальный банк определяет продолжительный рост запасов материальных ценностей, тогда обязательно пополнение фонда оборотных средств.

Ценообразование и механизм цен и в области материально-технического снабжения определяется тем, что в Венгрии имеет силу т.н. смешанный механизм цен. Наряду с ведомственными существуют и свободные ценысреди ведомственных (государственных) цен имеются фиксированные и максимальные, а также в определенных рамках — подвижные цены. В настоящее время свободные цены имеют место приблизительно для двух третих предприятий и организаций производственной сферы и для 55% в потреблении населения.

Образование цен происходит — в зависимости от формы цены — на основе придерживающихся единых принципов калькуляций цен и предписаний по применению цен, а также на основе решения Совета министров о получении избыточной прибыли таким образом, что ведомственные цены определяются ценоопределяю-щими ведомствами, а свободные цены — предприятиями в заключаемых друг с другом договорах.

В большей части промышленности I января 1980 года было осуществлено введение приспосабливающейся к внешнеторговым ценам системы т.н. «конкурентных цен». Согласно этой системе цены внутреннего рынка определяются производственными предприятиями с учетом перманентных изменений цен на мировом рынке. Внутренние цены на материалы следуют в основном за импортными ценами, а в перерабатывающей промышленности — обычно придерживаются экспортных цен.

Свободные цены на изделия образуются — при выполнении имеющих обязательную силу предписаний — на основе соглашения между продавцом и покупателем при учете предпосылок спроса и предложения. Претворение в жизнь таких цен, которые отличаются от намерений центра, ограничивается обязанностью предварительного сообщения о повышении цен, а также контролем за ценами. Заявленное намерение повысить цену комитет цен может отложить в лучшем случае на полгода для того, чтобы были устранены нежелательные воздействия повышения цен.

Торговые организации могут осуществлять — в централизованно определенных рамках — самостоятельную политику цен, могут отклоняться от установленной комитетом цен наценки, с помощью дифференцирования торговой наценки могут приспосабливаться к запросам оборота, а для тех изделий, на которые не распространяется государственная форма цены, могут самостоятельно договариваться с партнерами о цене и условиях поставок.

Политику цен торговых предприятий регулируют изданные комитетом цен директивы по ценообразованию, наметки народнохозяйственных планов цен, а также изданные Советом министров постановления об избыточной прибыли. Структура торговой наценки, подобно производственной цене, содержит:

— материальные затраты (упаковочный материал, энергия, запасные части и т. д,).

— затраты на заработную плату,.

— общие затраты сети и предприятия (транспортные, сбытовые, складские затраты, амортизация зданий, предметов оборудования и т. д.),.

— взносы в бюджет,.

— долю покрытия фонда риска от цены,.

— прибыль.

В торговую наценку не может включаться процент на остаток суммы задолжности, неустойка, плата за хранение, оплата за простой транспорта, так как все это должно погашаться и оплачиваться за счет прибли.

В торговле средствами производства наценка определяется оу дельно для каждого предприятия на принятых в данной специальности условиях (оплата, тактика, количество, транспортный паритет и т. д.) в проценте осуществимых закупочных цен. Торгующее средствами производства предприятие, если оно наряду с деятельностью по обороту и складированию, осуществляет и деятельность по производству и предоставлению услуг (например, разрезку на необходимый размеры, упаковку и т. д.), может включить плату за них отдельно, сверх надбавки.

Важным элементом системы регулирования является кредитная политика, осуществляемая через банк, основные принципы которой фиксируются в годовых народнохозяйственных планах. При разборе заявок на кредит банк рассматривает платежеспособность заявителя, цель использования и предоставляет кредит только для таких целей развития, которые служат увеличению экспортного фонда, повышению равновесия платежного баланса.

Предприятия для восполнения временного или перманентного дефицита фонда оборотных средств могут получить кратко-или среднесрочный кредит. Краткосрочный кредит предприятия обычно могут получить в следующих случаях:

— если для поддержания народнохозяйственного равновесия необходимо обеспечить производство, образование запасов и оборот;

— если он используется для таких целей, которые дают возможность использовать конъюнктурные преимущества импорта и экспорта;

— если с помощью обязательств по выплате кредита можно стимулировать уменьшение излишне накопленных запасов, можно ускорить взыскание внешних задолженостей;

— если кредит помогает вытеснить неэкономическое производство;

— если он помогает укреплению договорной дисциплины между предприятиями.

В отдельных случаях именно, отказывая в предоставлении кридита, банк стремится добиться этой цели.

Погашение краткосрочных кредитов происходит из выручки предприятий. Этот тип кредита не может использоваться на финансирование перманентного увеличения запасов. В отдельных случаях в результате развития или каких-либо других причин на предприятиях постоянно может возрастать потребность в оборотных средствах. В этом случае банк обязывает пополнить фонд оборотных средств предприятия, источником для чего служит фонд развития предприятия. Продолжительное пополнение фонда может осуществляться за счет предоставляемого банком вредне-срочного займа, который погашается из фонда развития, что сокращает при этом источники предприятия, имеющиеся в его распоряжении для целей технического развития.

Центральное управление с помощью кредитной политики и других средств экономического регулирования стимулирует предприятия также и на такое ведение хозяйства, в процессе которого экономятся материалы и энергия. Одним из важнейших условий развития народного хозяйства, равновесия платежного баланса является создание такой структуры изделий, которая приспосабливается к имеющимся потребностям, в результате чего изделия и могут быть сбыты на любом рынке. Правительство, объявляя программы по экономии материалов, стимулируя совершенствование структуры изделий, улучшение уровня качества продукции, способствует развитию экономики. С помощью вскрытия зависимости нужно выявить все те искажения в подходе, которые стоят на пути единых действий, нужно дать в руки управления экономикой средства, способствующие достижению сформулированных в плане и в партийных документах целей.

Ниже с разных сторон рассматривается воздействие подсистемы материально-технического снабжения на качество продукции или наоборот — роль качества продукции в материальнотехническом снабжении. Это делает свой вклад в формирование единого экономического подхода в связи с проблемами качества продукции.

Результаты работы были опубликованы в следующих учебниках, статьях и материалах конференций:

I., Общие вопросы качества и классификации изделий. В учебнике «Общее товароведение» Изд-во «Танкёньвкиадо», Будапешт, 1975 стр. 7−35. 2., «Оценка качества товаров» В учебнике «Введение в товароведение» Изд-во «Танкёньвкиадо», Будапешт, 1984. стр. 2−58.

3., «Общие технико-экономические особенности изделий» В учебнике: «Технические основы производства» Изд-во «Танкёньвкиадо» Будапешт, 1977. стр. 139−154.

4., «Качество изделий и возможности его замера» ж.:

Надежность и качество, КГ Информатика, 1978/4. с.650−655.

5./'Проблемы замера уровня качества" ж. Управление материально-техническим снабжением и складирование Будапешт, март 1984. стр. 7−12.

6.," Значение возникновения и использования отходов в процессе повышения эффективности материально-технического снабжения" Доклад на заседании комиссии СЭВ. Варшава, октрябрь 1979 года /14 стр. рукопись/.

7./'Качество продукции и некоторые методологические проблемы его измерения". Национална Научна Конференция по Управление Качеството. Высш. Институт за Народного Стопанство Д.Благоев. Варна, 30.X.-I.XI. 1978. Том I. стр.102−108.

8./'Экономическая полезность исследований в области товароведения". Доклад на Юбилейной научной сессии в Университете Экономических Наук имени К. Маркса по случаю 165-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти Карла Маркса. Рецензия: в ж, «Кёзгаздашаги семле» /Экономический обзор/ 1984. № I. стр. I01−102.

9.," Роль материально-технического снабжения в управлении качеством продукции" Доклад. III-ий Международный Симпозиум по Хозяйствованию Запасами. Будапешт, 27−31 августа, 1984 г. Стр. 10. рукопись.

10./'Методы анализа качественного уровня продукции" Доклад в Институте торговли в г. Лейпциг, прочитанный на «Лейпцигский торговых днях» /14 стр. рукопись/.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование теоретических проблем и мотодологических основ экономического анализа качества продукции и эффективности материально-технического снабжения, а также обобщение его передового опыта на промышленных предприятиях СССР и ВНР позволило сделать следующие выводы:

1. На первом месте среди предпосылок ускорения процесса интенсификации экономики стран-членов СЭВ необходимо назвать эффективное использование ресурсов, экономное применение материалов и энергии, улучшение качества продукции.

На нынешнем этапе развития венгерской экономики особенно остро встает вопрос дальнейшего усовершенствования хозяйственного механизма, развития системы товарооборота, особенно в связи с повышением эффективности производства и с улучшением качества продукции.

2. Одной из важнейших целей принятых в интересах усовершенствования системы управления экономикой мер в странах-членах СЭВ было улучшение качества продукции, но значительным препятствием на пути осуществления целей стало превышение в большинстве социалистических стран спроса над предложением продукции, что ставит потребителей в полную зависимость от производителей и создает неблагоприятные хозяйственные предпосылки для качественного производства.

Это положение может измениться только тогда, когда будет развит рынок предложения, когда будет ликвидирован дефицит. Дефицит приводит к плохому качеству, плохое же качество порождает дефицит. Одной из основных предпосылок рационализации использования материалов и вообще такого ведения хозяйства, в центре внимания которого стоит экономия ресурсов, заключается в том, чтобы, выйдя из этого заколдованного круга и постоянно развивая качество продукции, создавать такие изделия, которые отвечают самым строгим международным требованиям.

3. Определение оптимального с точки зрения народного хозяйства уровня качества продукции — задача оптимализации, которую целесообразно решать, по мнению школы стоимостно-функци-онального анализа таким образом, чтобы «данная функция выполнялась с наивозможно меньшими затратами». Необходимо с самых разных сторон анализировать потребности потребителей, а свойства продукции нужно приводить в соответствие с запросами. Раскрытие связи между потребительной стоимостью и качеством продукции подтвердило справедливость гипотезы, согласно которой качество продукции целесообразно определять через оценку потребительной стоимости изделий. Такая оценка будет тем точнее, чем лучше известна связь важных, полезных с точки зрения удовлетворения потребностей свойств и характеристик качества, и чем точнее можно определить эти свойства.

Установлено, что качество продукции и его изменения теоретически измеримы, и точнее могут быть охарактеризованы, чем это делается в настоящее время в статистических наблюдениях.

4. Улучшение качества продукции в наши дни уже не считается задачей исключительно производства, и нельзя считать правильным, что управление качеством поручено на предприятиях ОТК. Разработанная в Советском Союзе КС УКП, используя системный подход, раскрывает роль в управлении качеством продукции отдельных видов деятельности предприятия, а внутри этого — и материально-технического снабжения.

Опыт показывает, что венгерские предприятия не обращают надлежащего внимания на вскрытие возможностей альтернативных закупок, на создание таких условий, в которых поставщики вынуждены были бы соревноваться друг с другом. Если рассматривать воздействие деятельности материально-технического снабжения на качество изделий в системе зависимостей, то можно установить взаимную связь между качеством материально-технического снабжения и качеством продукции. Поэтому невозможно представить улучшение качества продукции без. совершенствования материально-технического снабжения, и наоборот, — уровень материально-технического снабжения невозможно повысить, не улучшая качество продукции. Для того, чтобы в этом вопросе был сделан шаг вперед, в рамках сотрудничества внутри СЭВ в венгерской промышленности нужно использовать тот богатый хозяйственный опыт, который накоплен в Советском Союзе в ходе введения комплексной системы управления качеством продукции.

5. Качество функционирования материально-технического снаб жения во многом зависит от того, насколько надежна информация, имеющаяся в распоряжении при принятии решений, от её точности и от того, какие методы применяются при принятии решений.

В будущем материально-техническое снабжение должно более эффективно обслуживать, а вернее, служить развитию качества, лучше должно помогать в усовершенствовании продукции. Этого моя, но будет добиться в том случае, если будет обеспечено более гиб кое приспособление выбора материалов к запросам, быстрое распространение новых изделий, если в обороте будут иметься такие заменяющие друг друга изделия, которые по качеству приближаются к оптимальному уровню и т. д.

Необходимо создать такую информационную систему материально-технического снабжения, такой банк данных, которые способны информировать как органы управления, так и предприятия о качест ве имеющихся в обороте изделий, об их технических параметрах, возможности их замены.

Систематически необходимо проверять формирование состава по качеству, качественный уровень в различных группах продукции. Проверка эта должна основываться на применении эвристических и математико-статистических методов современной теории решений. В тех случаях, когда необходимо провести сопоставление с учетом большого числа характеристик, обычно более целесообразно применение математико-статистических методов со многими переменными.

На основе результатов таблиц факторного анализа и кластер-анализа качество заменяющей друг друга продукции может быть соизмерено и по группам свойств, и приведено. Сопоставленные таким образом порядки качества являются важными данными для экономического анализа. Хорошо применимы они и для создания пропорциональных потребительной стоимости цен, для корректировки показателей производительности и т. д. Оценки имеют интердисциплинарный характер.

В сложных случаях ограничительные моменты применения этого метода легче могут быть выявлены, именно в силу этого целесообразным оказался в качестве предмета анализа сложной группы продукции — шерстяных тканей. Эти виды тканей являются важным сырьем для конфекционной промышленности, но поступают также в торговый оборот и в качестве потребительских товаров. Через эту группу продукции можно подтвердить применимость указанной техники анализа для продукции как группы А, так и группы Б. Выбор оправдан и в силу того, что в Венгрии текстильная промышленность является сравнительно развитой отраслью, модернизация которой завершилась в недалеком прошлом. На основе анализа можно сделать выводы об успешности этой модернизации, оценку которой можно дать при международном сопоставлении.

6. В пункте 3.1. диссертации была введена система коэффициентов, которая позволяет производить многостороннюю оценку качества материально-технического снабжения с учетом при этом качества поставленной продукции. С помощью коэффициента «качественной совпадаемости» можно оценивать совпадение — как по партиям, так и совокупно — действительного и запланированного качества поставленной продукции. Точно также может характеризоваться с помощью предлагаемых в диссертации коэффициентов и удовлетворение требований относительно качества по пучкам свойств.

Введенная для характеристики качества материально-технического снабжения новая система коэффициентов может быть использована как для оценки работы органов материально-технического снабжения внутри предприятий, так и для классификации работы органов, занимающихся только товарооборотом. Именно поэтому практическое введение системы коэффициентов целесообразно осуществлять на производственных предприятйях и в организациях снабжения, на уровне управления предприятием и отраслью, чтобы было достигнуто повышение их эффективности.

Предложенные коэффициенты «качественного ценового результата» делают сопоставимыми цены закупки и сбыта с подлинной потребительной стоимостью продукции, в результате чего открывается возможность для оценки эффективности закупок с учетом качества продукции, что, в свою очередь, может привести к повышению объективности экономических решений.

Введение

этих коэффициентов в одинаковой мере может эффективно воздействовать как на ведомственный контроль за ценами, так и на установление цен на предприятиях.

7. На основе опыта функционирования в Советском Союзе комплексной системы управления качеством продукции в диссертации предложено усовершенствование модели кибернетической системы регулирования качества, в рамках чего может быть вскрыта роль в развитии качества продукции различных видов деятельности предприятия и различных видов деятельности по управлению экономикой. Внутри самой кибернетической системы регулирования качества удалось определить место и роль в развитии качества и функций материально-технического снабжения.

8. В пункте 3.3. диссертации было установлено, что центральные предписания, стандарты, которые в своем первоначальном замысле были предназначены улучшить качество, часто функционируют прямо противоположно своему назначению. Буквальное выполнение их может привести в отдельных случаях к потерям и на народнохозяйственном уровне, не всегда служит эффективности производства. Поэтому важно бывает в отдельных случаях выступить и против таких мнений, будто бы всё, что соответствует стандарту, обязательно имеет отличное качество. В действительности же соответствие качества продукции определенной цели зависит не от стандарта, а от того, насколько продукция пригодна для цели использования, и от того, каковы приходящиеся на её применение затраты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, стр. 387.
  2. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. П, стр.185−186.
  3. К. «Капитал», т. I, Кн. I, М., Политиздат, 1949 г.
  4. В.И., Полн. собр. соч., т. 42.
  5. В.И. «Об едином хозяйственном плане» Полн.собр.соч.т.4^
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС М., Политиздат, 1981
  7. Материалы XII съезда ВСРП, Будапешт, изд. Корвина, 1980, стр.128
  8. Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года. 695, М., Политиздат, 1979.
  9. Об улучшении работы по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 июня 1981 г., М., Политиздат, 1981.
  10. О дальнейшем совершенствовании хазяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов. Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 года JS 695, М., Политиздат, 1979.
  11. Г. Г. «Потребительная стоимость и ее измерение», М., изд-во Экономика, 1971, стр. 167.
  12. Г. Г. «Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии)», М., Изд-во Экономика, 1982, стр. 256.
  13. Л.М., Яшин И. С. «Об усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение технического уровня и качество промышленной продукции», журн. Стандарты и качество, 10, М., 1982, стр. 26−29.
  14. Ю.О., Гребнев Е. Т., Новиков Л. Т. «Оценка качестваи эффективности АСУ в организациях Госснаба СССР», М., 1976, стр. 41, ВДИИТЭИМС.
  15. А. «Качество продукции и эффективность снабжения», журн. Материально-техническое снабжение, }? 5, 1980, стр.16−27.
  16. Вахрушев Н.А.-Лясковский Н.А. «Совершенствование управления предприятием на базе комплексной системы управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов», журн. Стандарты и качество, 1980, стр. 37−39.
  17. Г. А., Оанталов В. А. «Об автоматизированной технологии регулирования качества продукции и ресурсов в системе управления производством», журн. Стандарты и качество, 1983, № 9, стр. 52−54.
  18. М.Н. «Качество товаров в поставках между странами-членами СЭВ», М., 1972, стр. 27, ЩИИТЭМС.
  19. Всесоюзное совещание, посвященное опыту разработки и внедрения комплексных систем повышения эффективности производства и качества работы, Стандарты и качество, 1983, 10, стр. 32−34.
  20. Вторая Всесоюзная научно-техническая конференция «Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценка качества продукции», отв.ред. Айвазян С. А., Центральный экономико-математический институт АН СССР, 1981, стр. 399.
  21. Гамрат-Курек Л.Н., Мажденко А. С. «Коэффициенты затрат и экономическая оценка качества продукции», Рига, изд-во Зи-Натне, 1977, стр. 102.
  22. М. «Снабжение завода на уровень новых задач», журн. Материально-техническое снабжение, J& 3, 1977, стр.22−24.
  23. А.В., Иаков В. П., Азгальдов Г. Г. «Что такое качество?», М., изд-во Экономика, 1968, стр. 135.
  24. А.В. «Управление качеством продукции», М., изд-во стандартов, 1974.
  25. В.А. «Планирование и организация прямых длительных хозяйственных связей по поставкам средств производства», учебное пособие, М., 1980, стр. 80.
  26. В. «Качество снабжения проблема комплексная», журн. Материально-техническое снабжение, 8, 1978, стр.21−26.
  27. А. «По фактическому качеству4!-., журн. Материально-техническое снабжение, № 8, 1981, стр. 56−57.
  28. В. „Гадание на ремешке? Товары: спрос и качество“, М., „Правда“, I августа 1983, стр. 3.
  29. К.В. Повышения надежности и качества снабжения, Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1983, стр. 240.
  30. М.Г. „0 роли ОТК в разработке использовании и совершенствовании КС УКП на предприятиях промышленности“, журн. Стандарты и качество, 1984, J? 4, стр. 52−54.
  31. Л.И., Новиков Д. Т. „Математические методы в практике управления материально-техническим снабжением и сбытом“, М., изд-во Экономика, 1966, стр. 126.
  32. М., Ранговые корреляции. Зарубежные статистические исследования. М., Статистика, 1975, стр. 216.
  33. М.Т. „Качество продукции: механизм управления“, М., изд-во Экономика, 1980, стр. 183.
  34. М.Е., Швандар В. А. „Рост производства и повышение качества товаров народного потребления“, М., изд-во Экономика, 1981, стр. 144.
  35. Д.С. „Качество и эффективность производства“, М., изд-во Знание, 1974, стр. 64.
  36. В.Р., Ерофеев Л. Н. „Комплексное снабжение продукцией производственно-технического назначения“, М., изд-во Экономика, 1981, стр. 112.
  37. Л.Ф., Ходасевич Ю. Г. Опыт работы по повышению эффективности производства и качества продукции на Минском заводе холодильников Стандарты и качество, 1983, $ II, стр. 60−61.
  38. B.C. „Статистические методы в управлении качеством продукции“, М., изд-во Финансы и статистика, 1982, стр. 119.
  39. Г. И. „Анализ использования основных фондов в снабженческих организациях“, М., изд-во Финансы и статистика, 1983, стр. 144.
  40. И. В. Готовко Г. В. „Контроль функционирования комплексных систем управления качеством продукции Белорусским республиканским управлением Госстандарта, журн. Стандарты и качество, 1983, № 5, стр. 62−63.
  41. И. „Дело государственной важности“ журн. Материально-техническое снабжение, $ 12, 1978, стр. 8−17.
  42. Д.Т. „Повышение эффективности АСУ материально-техническим снабжением“, М., изд-во Экономика, 1979, стр. 158.
  43. В.И. „0 показателях развития и оценки деятельности снабженческо-сбытовых организаций“, журн. Материально-техническое снабжение, 1979, J6 3.
  44. Н.С. „Качество продукции и растущие потребности общества, М., изд-во Экономика, 1982, стр. 200, (Экономическая теория и хозяйственная практика).
  45. Н.Я., Хруцкий Е. А., Митрофанов В. А. „Основные направления развития 1ЩХС. Хозяйственные связи и материальные запасы“, Центральный экономико-математический институт АН СССР, М., 1978, стр. 4−13.
  46. И.А. „Эффективность общественных затрат в материально-техническом снабжении“, М., изд-во Экономика, 1977, стр. 223.
  47. Э.П., Азгольдов Г. Г. „Экспертные методы и оценка качества товаров“, М., изд-во Экономика, 1974, стр. 151.
  48. Рожнов „Потребительная стоимость и качество“, журн. Экономические науки, й 6 1978, стр. 18−25.
  49. А.И., Сандреева А. Х. „Прямые длительные хозяйственные связи“, М., изд-во Экономика, 1981, стр. 136.
  50. О.А. „Стандартизация и управление качеством продовольственных товаров“, М., изд-во Экономика, 1979, стр. 152.
  51. В.И. „Экономико-статистическое исследование качества продукции“, М., изд-во Статистика, 1971, стр.
  52. К.А. „Система оперативного маневрирования материальными ресурсами“, М., изд-во Экономика, 1972, стр. 182.
  53. К.А. „Статистика и управление запасами“, учебное пособие, издание ГЛИНХ им. Г. В. Плеханова, 1980, стр. 74.
  54. А., Философов „Повышая качество металла“, журн. Материально-техническое снабжение, J& 10, 1981, стр. 16−19.
  55. И.И. „Планирование поставок продукции производственно-технического назначения с учетом ее качества на текущий и перспективный периоды“, диссертация к.э.н.: 08.00.06., вмн. 21.05.80., М., 1979, 173 л.
  56. В.Н., Новолодский Г. К., Михайлов В. И. „Проблемы повышения качества снабжения в экономическом районе“, изд-во Ростовского Университета, 1982, стр. 128.
  57. В. „Плата за . отходы“, журн. Материально-техническое снабжение,)? I, 1978, стр. 48−52.
  58. Управление качеством продукции: Опыт, проблемы, перстпекти-вы. Гличев А. В., Круглов М. И., Крыжановский Л. Д., Лосицкий О. Г., М., изд-во Экономика, 1979, стр. 175.
  59. Н.Д., Смирнов П. В. „Организация и планирование снабжения и сбыта в народном хозяйстве“, учебник, 2-ое изд., переработанное и дополненное, М., изд-во Экономика, 1983, стр.28(
  60. Н.Д. Материально-техническое снабжение и экономика предприятия (на примере машиностроения). Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., Московский Государственный Экономический институт, М., 1952, стр. 351.
  61. Е.А. и др. „Оптимизация хозяйственных связей и материальных запасов'.' (Вопросы методологии), М., изд-во Экономика, 1977, стр. 263.
  62. Е.А., Хазанович Э. С., Семенов А. И. „Проблемы эффективности принятых решений (на примере материально-технического снабжения), М., изд-во Наука, 1983, стр. 384.
  63. А.Ф. „Контроль качества трикотажных товаров в торговле“, М., изд-во Экономика, 1978, стр. 72.
  64. В.В., Гладкова Н. Л., „Хозяйственный механизм и повышение качества продукции“, Воронеж, изд-во Воронежского института, 1982, стр. 148.
  65. Э., Шюрц 0. „Статистические методы управлениякачеством“, М., изд-во Мир, 1976, стр. 597.
  66. Дж., Саттич Дж. „Большое . через качество“, изд-во Стандартов, 1968, стр. 92.
  67. Ю. „Экономические рычаги и стимулы снижения материалоемкости продукции“, журн. Материально-техническое снабжение, $ 6, 1981, стр. 9−15.
  68. Р.А. „Вопросы управления материально-техническим снабжением“, М., изд-во Экономика, 1982, стр. ПО.
  69. A Magyar Szocialista Munkaspart XII. Kongresszusanak dokumentumai, Budapest, Korvina Konyvkiado 1980. p.128
  70. S5. Ackoff, R.L."Operaeiokutatas es vallalati-tervezes“ Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1974. 203 p.
  71. A minosegszaMlyozas es as ertekelemzes egyiittes alakl-mazasa a gyartmanyfejlesztesben./Szerkeszto:Javor Istvan, Nadasdi Ferenc. !Eemavezet6:Nadasdi Ferenc/ Budape st, 1981. 160 p. Kormyiiipari Szervezesi Intezet. Ertekelemzes 1.
  72. A termele si szerkezet fejlesztesenek raiiszaki—gazdasagi kriteriumai. Kossuth Konyvkiado, Budapest, 1978.p.211. /Szerkeszto: Varga G-yorgy, Becsky Robert/
  73. A minoeeg gazdasagi kerdesei. Minoseg es szabvanyositas. EOQG Konferencz 1978. Drezda. Szabvanykiado, Budapest, 1978. p.109. /Szerkeszto: dr Siito Kalman/.- 182 8.9. Anyagellatasi kezikonyv /Szerzok:dr Ghik? n A., dr Galambos
  74. S., Lender J., Marcell P., dr Pazmanyi Gy., Szekely S., loth I./ Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1980. p. 414.
  75. Aq.qarwal, S.С. Managing material shortages: The Russian way Columbia Journal of World Business 1980. № 5. 26−37.P.
  76. Aschner G., Pataki L., A minosegterveses helyzete a textil es textilruhazati iparhan. Textilipari Tervgazdasag30. 1983. p. 52−68.
  77. Az: ember- a minoseg- a kornyezet. EOQC Konferencia 1980. Warszawa, Szahvanykiado, Budapest, 1981.p. 208.
  78. Balassa. Akos: A magyar nepgazdasag tervezesenek alapjai. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1974. 203 p.
  79. A., Dukati P., Sallay L. :Min6segellenorzes es megbizhatosag.Muszaki Konyvkiado, Budapest, 1980. p. 536.
  80. Barna G., Boc I., 0rmai L. :Fogyasztasi cikkek minosegellenor-zese es minosegvedelme. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1966. p. 303.
  81. Baumol, W.J.: Kozgazdasagtan es operacioanalizis. Budapest, Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, 1968. p. 716. ford. Andorka R, 97 • Beck lamas: A minoseg es a vezetes kapcsolata. Ipargazdasagi Szemle 1983. 1. p. 32−38.
  82. Bode L., Szantner M.: Parameterrendszer gyartmanyok muszaki osszehasonlitasara. Statisztikai szemle, 1974. 7.sz. p.15−18.
  83. Bridgman, P.W.: Dimensional Analysis. Tale University Press, New Haven, 1963.
  84. Chikan A., Fabri E., Nagy M.: Keszletek a gazdasagban. Kozgazdasagi es Jogi KSnyvkiado, Budapest, 1−978.p.352.101. dr Chikan Attila, dr Kagy Marta: Keszletgazdalkodas. Tankonyvkiado, Budapest, 1978. p. 136.- 183
  85. Churchman C.W.-Ackoff R.L., Arnoff E.L., Introduction to Operations Research. Hew „Fork, London 1957. Ismerteti: Brody A., Kornai J., Operaciokutatas. Statisztikai Kiado, Budapest, I960, p. 95.
  86. Churchman, C.W. :Rendszerszemlelet, The systems approach. Statisztikai Kiado, Budapest, 1974. p. 229.
  87. Cotel Kornel: Vallalati folyamatok rendszerszemleletii szervezese, Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado Budapest, 1981p.441
  88. Csikos-Kagy Bela: Szocialista arelmelet es arpolitika Kossuth Konyvkiado, Budapest, 1974. p. 371.
  89. Beli-Kocsis-Lado: Rendszerszemlelfiten alapulo gazdasagossagi szamitasok. Miiszaki Kiado, Budapest, 1975“ p. 255.
  90. Ezekiel, M., Pox, K.A., Korrelacio es regreeszio analizis /Linearis es nem-linearis modszerek/. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1970. p. 594.
  91. Eeles Gyorgy: A KGST orszagok gazdasagi tevekenyseget jellemzo fontosahb ertekmutatok osszehasonlitasa. Ipari es Epitoipari Statisztikai Ertesito, Budapest, 1983. 5. p. 166−172.
  92. Eoldvary Gyorgy: Az. anyaggazdalkodas lehetosegei a gepiparban. SZVT. IV. Anyaggazdalkoaasi Akademia tanulmanykotete. Budapest, 1983. p. 398.
  93. Piistos Laszlo: Szociologiai kutatasok sokvaltozos matematiaki statisztikai modszerei I. M! EA Szociologiai Kutatointezetenek kiadvanya, Budapest, 1977“ p. 220.
  94. Fiistos L., Meszena Gy., Simonne Mosolygo ^^6ra:Bevezetёs az adatelemzes sokvalxozos modszereibe. Tankonyvkiado, Budapest, 1983. p. 172.
  95. Gazdasagi Szabalyozok 1980. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1979. p. 234.117“ Guilford, J.P. Fundamental Statistics in Psychology and education. 4 th ed. lew York etc. Mc Graw Hill Book 1965. p. 605.
  96. Harman, H.H., Modern Faktor Analysis. The University of Chicago Press, I960. 469 p.
  97. Harris, S.: New Product Profil Chart, Chemical and Enginering News 1961. 59.k. p. 110−118.
  98. Havasi Ferenc: Az otadik oteves terv teljesitesenek tapasz-talatai es a gazdasagi epitomunka feladaJbai a hatodik oteves terv idoszakaban. Kossuth Konyvkiado, Budapest, 1981. p.52.
  99. Hoch Robert: A viszonylag homogen joszaghalmazok volumenenek merese. Kozgazdasagi Szemle, 1964. 11. p. 1289.
  100. Hoch RoberttPogyasztas es ar. Kbzgazdasagi es Jogi Konyvkiado Budapest, 1972. p. 552.
  101. Hoch Robert: Heterogen joszaghalmazok volumenenek merese. Kozgazdasagi Szemle, 1964. 9.sz. p. 1083.
  102. Ho6s Janos: A nepgazdasagi tervezes es az u4 novekedesi palya Kossuth Konyvkiad6, Budapest, 1983. p. 161.- 185
  103. Hoos Janos: Gazdasag es gazdasagpolitika. Kossuth Konyvkiado, Budapest, 1980. p. 221.
  104. W., Vahle E. :A faktoranalizis es alkalmazasa. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1974“ p. 251.
  105. Javorka Edit: Muszaki fejlesztes- hatakonysag- arak. Kossuth Konyvkiado, Budapest, 1978. p. 164-.128. dr Julia sz Adam: Nemzetkozi osszehasonlitasi vizsgalatok tapasztalatai. Ipari Szemle, 1983. 2. p. 5−8.
  106. Juran, J.M.: Minoseg /tervezes, szabalyozas, ellenorzes/. Miiszaki Konyvkiado, Budapest, 1966. p. 1342.
  107. Juran JT. lC: Upper management and quality. Fourt Edition, First printing, September 1982. Copyright 1982. Juran Institute, INC. 866. United nations Plaza New York p. 324.
  108. Juran, J.M., ifj. Gryna, F.M.: A minoseg tervezese es elemzese. Muszaki konyvkiado, Budapest, 1976. p. 215.
  109. Karolyi Geza, Lovrencsics Istvan: Napirenden az anyagfel-hasznalas esszeriisitese. Iparpolitikai tajekoztato 1983/2.
  110. Kerekes Agnes, Kiss Peter: A Cluster analizis es egy lehet-seges kozgazdasagi alkalmazasa. /Diss./ Budapest, 1979.p. 177. 76. t# 1 me11. Gepiras MKKE.
  111. Kesselyak Peter: Az optimalis tartalekalkatresz keszlet meghatarozasa. Szervezes es Vezetes, 3983. aprilis p. 106−112.
  112. Keszletezesi modellek /Szerkeszto:Chikan Attila/ Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1983. p. 539.
  113. Kindler J., Papp 0.: Komplex rendszerek vizsgalata. Miiszaki Konyvkiado, Budapest, 1977. p. 262.
  114. Kornai Janos: A hiany. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1980. p. 610.
  115. Marosi Miklos: Szervezes, bsztonzes, hatekonysag. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1978. p. 505.
  116. Mason E., A termeszeti forrasok es a novekedes kornyezeti korlatpi. Challenge 1978. januar-februar.
  117. Maynard, H.B. Gazdasagi mernoki kezikonyv. Muszaki Konyvkiado Budapest, 1977. p. 938.
  118. Meszena G-yorgy, Simon Belane: A gazdasagi fejlodes tenyezo— inek vizsgalata faktoranalizis alkalmazasaval. Orszagos Tervhivatal lervgazdasagi Intezete, Budapest, 1973. februar p. 93.
  119. Miles, b.D.: Ertekelemzes. Budapest, Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado 1973. p. 461.
  120. Minoseg es tarsadalom EOQC Konferencia 1976. Koppenhaga. Szabvanykiado, Budapest, 1976. p. 225.
  121. N.adasdi P.: A minoseg! kovetelmenyek meghatarozasa es a- 187 megvalositas folyamatanak iranyitasa. Korszerii szervezesi modszerek es a szamitastechnika alkalmazasaval lв. cipo- es boripar peldajan/. Kandidatusi ertekezes. Budapest, 1980.
  122. Nemeth Tibor: Anyag- es energiatakarekossagi meggondolasok a muszaki tervezesben p. 75−82. SZVT IV. Anjcaggazdalkodasi Akademia tanulmanykotete, Budapest, 1983. p. 398.
  123. Nyari Mihaly: A gazdasagi hatekonysag novelese minosegsza-balyozassal. Iparpolitikai Tajekoztato 1983/3. p. 39−42.
  124. Nyitrai Ferencne: Ipari strukturank: valtozasok, hatekonysag. Kossuth. Konyvkiado, Budapest, 1977. p. 325.
  125. Palicz, A.: Az. inter jute chnika mint a helyzetfelmeres korszerii modszere. Szervezes es vezetes 1983. 11.sz. p. 303−307.
  126. Rauchfuss V7.A., Az anyagtakarekossag nagy politikai jelentose-gli feladat-. A Die Wirtschaft, 1975.Jan.22.-i szama alapjan ismerteti az MIX Gazdasagi cikkek a nemzetkozi sajtobol Till, evfolyam 13.sz. p. 10−15.
  127. Sittig, J.: Defining Quality Cost. E0QC Journal, Rotterdam, 1963. VII. p. 67.
  128. Starr, M.K. Rendszerszemleletu termelesvezetes, termelesszer-vezes.Kozgazdasagi es Jogi K. Budapest, 1976. p. 618.
  129. Szabo Gabor Csaba: A vallalati minosegszabalyozas strategiai es taktikai. Kandidatusi ertekezSs.Budapest, 1982. p.276.
  130. Szabo Laszlo: Mikeppen itelik meg a vezetok termekeik minoseget? Szabvanyositas, 1983» 2.sz. p. 5−9.
  131. Sziszkov V.I. A termekminoseg kozgazdasagi statisztikai merese. Kozgazdasagi es Jogi Konyvkiado, Budapest, 1975.p.303.
  132. Thurstone, L.L.: Multiple Factor Analysis. Chicago, The University of Chicago Press, 1947.165″ Tothne Figuli J., Godonyl 0.:Anyaggazdalkodas, а fcor- es cipo-Iparban.Bor- es cipotechnika, Budapest, 1983. 9. p.321−325.
  133. Vamos T.:. Hazank es a miiszaki haladas. Magyar Tudomany 1981/5. p. 333−350.
  134. Gy. :Kohaszati-gepgyartasi egyiittmiikodes, novelt folyas-hataru, jol hegesztheto, perlitszegeny aceltipus kifejleszte-se az enegetikai- es vegyipari gepgyartas szamara p.125−145. SZVT IV. Anyaggazdalkodasi Akademia tanulmanykotete, 1983.
  135. Vecsenyi Janos: Vallalati minosegszabalyozasi rendszer szervezese. Miiszaki Konyvkiado, Budapest, 1979. p. 237.
  136. Vincz-e I. :Matematikai statisztika ipari alkalmazasokkal. 2. kiadas, Miiszaki Konyvkiado, Budapest, 1975. p. 352.
  137. Zinhober F.: A tarsadalmi irnmka termelekenysege novekedesenek, valamint a tarsadalmi termeles I. osztalya gyorsabb iitemii fejjlodesenek egyes osszefiiggesei. Kandidatusi ertGkezes Pecs, I960, p. 223. Gepiras.
  138. Iparstatisztikai evkonyv 1982. Kozponti Statisztikai Hivatal, Budapest 1983. p. 444.
  139. Iparstatisztikai evkonyv 1980. KSH, Budapest, 1981. p. 396.
  140. Sfcabvanyok, miiszaki iranyelvek-MSZ 18 776−78 Minosegszabalyozasban hasznalt altalanosfogalmak meghatarozasa -MI 19 097−79 Ipari termekek minosegenek sz&mszerii ertekelese -MI 18 786−78 Idegenaru ellenorzes altalanos elvei
Заполнить форму текущей работой