Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской и зарубежной экономике и труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, государственного… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з а
  • глава 1. современный этап развития предпринимательской деятельности в сфере агропродовольственного сектора россии
    • 1. 1. Теоретические особенности агропродовольственных рынков.'
    • 1. 2. Современное состояние предпринимательской деятельности на агропродовольственных рынках
    • 1. 3. Функции, цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности агропродовольственных рынках
  • Выводы по главе 1
  • глава 2. определение направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности на агропродовольственных рынках. ф
    • 2. 1. Анализ функционирования и регулирования предпринимательской деятельности на агропродовольственных рынках в других странах и мирового рынка продовольствия
    • 2. 2. Нормативная база государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере АПК
    • 2. 3. Тенденции развития предпринимательской деятельности на агропродовольственных рынках
  • выводы по главе 2
  • глава 3. современный механизм регулирования предпринимательской деятельности на агропродовольственных рынках
    • 3. 1. Система критериев селективной поддержки участников агропродовольственных рынков
    • 3. 2. Механизм ценообразования на продукцию предпринимательских структур в агропродовольственном секторе
    • 3. 3. Аналитическое определение иерархии целей государственного ® регулирования предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке
  • Выводы по главе 3

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночным условиям хозяйствования привел к изменению методов государственного регулирования и требует переосмысления их возможностей. Если в советские годы государство играло ведущую роль в плановой экономике, то в условиях перехода к рыночной экономике роль государства принципиально меняется. Его значение во многом определяется выбором модели государственного регулирования, ее теоретическими предпосылками и используется как базис для государственного регулирования. В мировой практике развитых стран накоплен обширный опыт регулирования рыночных отношений в аграрном секторе. Однако, не все формы и виды государственного регулирования, успешно применяемые в развитых странах и, в том числе, в агробизнесе, можно напрямую наложить на ситуацию, сложившуюся в России. В этой связи необходимо, на наш взгляд, учитывать экономические, политические, национальные, природные и иные особенности, динамику институциональных преобразований.

Знание потенциала и пределов использования государственного регулирования имеет большое значение для развития предпринимательской деятельности на агропродовольственном рынке, поскольку от него зависит состояние ее внешней и внутренней среды. По существу это означает новое направление научного поиска, требующего обобщения положений и выводов ряда гуманитарных наук, отечественного и зарубежного опыта аграрных реформ. Это обстоятельство и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

В экономической литературе проблемы государственного регулирования экономики и аграрного реформирования нашли широкое отражение. Период повышенного внимания теоретиков и практиков к исследованию этих проблем совпал с началом экономических преобразований в России, государствах Восточной Европы и СНГ.

Научные разработки осуществляются главным образом по следующим направлениям:

— эволюция форм и методов государственного регулирования агробизнеса рассматривалась в работах российских, экономистов — М. Н. Андреевой,.

A.А.Коныгина, О. К. Ястребовой и в работах зарубежных экономистов.

B.L.Flinchbaugh, R.D.Knutson, D. Paarlberg, D. Pasour, J.B.Penn, K.L.Robinson, M. Tracy, J.N.Uhl, D. Yerex;

— сравнительный анализ экономических реформ и государственного регулирования в аграрной сфере стран с переходной экономикой рассматривался в работах К. Беме, А. Вось, Г. Колодко, J. Kundera, Z. Lerman, М. Нути, Csaba Csaku, Д. Шпаар, Г. И. Шмелёва, и др.

За последние годы активизировались исследования особенностей и проблем развития российского АПК в условиях перехода к рыночной экономике. По этой проблематике изданы содержательные труды российских экономистов И. Д. Афанасенко, И. Н. Буздалова, В. В. Иванова, Н. Д. Колесова, Э. Крылатых, А. А. Маркина, В. А. Пешехонова, Н. Радугина, Е. Серовой, В. Узуна, Н. Харитонова, Г. И. Шмелёва. В них анализируется широкий круг вопросов реформирования современной российской аграрной сферы, проблем вывода её из кризиса, а также — обеспечения продовольственной безопасности в аграрной сфере.

Имеются работы, посвященные выяснению влияния национальной макроэкономической политики на динамику развития аграрной сферы. Появились научные труды, освещающие различные аспекты современного государственного регулирования отдельных подотраслей сельскохозяйственного производства. Многие исследования отличаются прикладной направленностью, носят отраслевой характер.

В то же время государственному регулированию (дерегулированию) рыночных отношений в аграрной сфере уделяется явно недостаточно внимания.

Между тем и хозяйственная практика, и потребности развития предпринимательства подсказывают иное отношение к этой проблематике. Государственное регулирование рыночных отношений в аграрной сфере способно существенно влиять на организацию и эффективность предпринимательской деятельности, условия реализации продовольственной продукции, на воспроизводственные процессы в АПК России.

Все это указывает на необходимость углубленного исследования методов государственного регулирования предпринимательской деятельности на агро-продовольственных рынках на научной основе, с учетом особенностей современного этапа развития рыночных отношений и социально-экономических целей.

Актуальность и недостаточная исследованность проблемы развития предпринимательства в рыночной среде аграрной сферы, а также ее практическая значимость, объективно требуют продолжения теоретических исследований и методического обоснования подходов к изучению факторов, определяющих выбор методов государственного регулирования и оценку их воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов агропродовольственных рынков.

Целью диссертационной работы является комплексный социально-экономический анализ методов государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере и их воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов агропродовольственных рынков, разработка и обоснование теоретических и практических положений, направленных на развитие предпринимательства.

В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие основные задачи:

— рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве, определить цели и задачи и соответствующие им методы государственного вмешательства в экономику аграрной сферы с учетом ее специфических особенностей;

— раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность предпринимательских структур в аграрной сфере в процессе их адаптации к рыночным отношениям;

— рассмотреть, охарактеризовать и обобщить различные подходы к государственному регулированию рыночных отношений в аграрной сфере, используемые в практике других государств;

— охарактеризовать этапы развития рыночных отношений в аграрной сфере России, проанализировать тенденции развития институциональной среды для деловой активности на агропродоволь-ственных рынках;

— обосновать состав системы показателей оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов агропродовольст-венных рынков для целей селективной государственной поддержки;

— предложить метод обоснования выбора предпринимательской структуры в качестве объекта государственного регулирования на агропродовольственном рынке.

Предметом исследования выступают экономические отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности на агропро-довольственных рынках.

Объектом исследования являются рыночные отношения в аграрной сфере.

России, с включением в анализ мирового опыта государственного регулирова.

— - > ния рыночных отношений на агропродовольственных рынках.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской и зарубежной экономике и труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, государственного регулирования аграрной сферы. В работе используются положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных документах, а также данные государственной статистики, результаты макроэкономических исследований академических институтов, а так же данные, полученные с помощью Internet.

В ходе исследования применялись различные методы и приемы экономического анализа, в том числе системный и уровневый подходы, восхождение от абстрактного к конкретному, статистические группировки, экономико-математические расчеты, сравнения и сопоставления. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач применялись методы сравнительного анализа статистической отчетности.

Научная новизна исследования. В результате выполненного исследования получены следующие результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

1. На основе методологически — теоретического анализа выявлена сущность категории «государственное регулирование» применительно к аграрному сектору, уточнены политико-экономические определения и их соотношения: «цели государственного регулирования», «предмет государственного регулирования», «инструменты государственного регулирования», уточнена отечественная специфика регулирования предпринимательской деятельности на агропро-довольственных рынках.

2. Обобщены различные подходы к государственному регулированию рыночных отношений в аграрной сфере и определены цели, функции и инструменты государственного вмешательства в экономику аграрной сферы с учетом ее специфических особенностей.

3. Обоснован состав системы показателей оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов агропродовольственных рынков для целей селективной государственной поддержки.

4. Построена модель рыночного взаимодействия на агропродовольствен-ном рынке и определен диапазон государственного регулирования цен.

5. Предложен метод обоснования выбора предпринимательской структуры в качестве объекта государственного регулирования на агропродовольствен-ном рынке.

Практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут послужить дальнейшему развертыванию исследований, посвященных проблемам государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере, использования институционального подхода к анализу экономических преобразований и развитию предпринимательства. Некоторые обобщения и выводы и методические положения имеют прикладное значение. Предложенная автором система критериев для селективной поддержки участников агропродовольственных рынков может быть использована работниками государственных органов, а так же руководителями и специалистами сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.

Апробация исследования. Основные результаты работы докладывались на научных семинарах и научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного аграрного университета и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Предложенная система показателей оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов агропродовольственных рынков прошла апробацию в ряде организаций Северо-Западного и Центрального регионов России.

Публикации. Итоги исследования отражены в трех статьях, включая тезисы на научных конференциях общим объемом 0,65 п.л.

Структура и объем диссертации

обусловлены характером рас$матривае-мых вопросов, задачами и методами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Диссертация изложена на 195 страницах машинописного текста, содержит 39 таблицы, 26 рисунков, графики, диаграммы.

Выводы по главе 3 *.

Переход к рынку сопровождался отменой прямого регулирования ценовых пропорций. Децентрализация политики по регулированию рынков привела к перемещению контроля над ценами из центра в регионы. Набор продуктов, по которым устанавливались твердые цены, резко сократился, а покрытие разницы в ценах легло на самих производителей, а в конечном итоге, на потребителей продовольствия. Тем не менее существует достаточно много аргументов в защиту государственного регулирования рыночных цен на сельхозпродукцию и продовольствие:

— необходимость поддержки отечественного производителя;

— повышение покупательной способности малообеспеченных граждан;

— требования рационального питания;

— разная социальная значимость по группам продуктом;

— интересы государственной продовольственной безопасности и т. д.

В соответствии с данной системой аргументов государство осуществляет воздействие на цены с помощью трансфертных издержек: лицензионных, таможенных, акцизных сборов, налогов, транспортных тарифов, тарифов на энергоносители и т. д. Таким образом, возникает задача определения диапазона ценового воздействия государства (региона) на субъектов рынка, в пределах которого в зависимости от целей государство (регион) или стимулирует их к заключению сделки или противодействует ей.

Для решения этой задачи нами построена модель сделки на региональном агропродовольственном рынке между двумя агентами: продавцом сельхозпродукции, А и оптовым покупателем В.

Величина выгоды получаемой от заключения сделки на внутреннем рынке, являющаяся объектом торга, находится под воздействием внешних факторов и в значительной степени под воздействием государства (региона.) Рассмотренная модель на наш взгляд выявляет влияние регионального рынка на механизм ценообразования и свидетельствует о том, что государство через уровень трансфертных издержек (транспортные тарифы, лицензии, сборы, налог с продаж и т. п.) может влиять на цены региональных агропродовольственных рынков. Для устранения региональных барьеров необходимо выравнивание региональных цен, которое может быть достигнуто с помощью регулирования объемов рынка за счет государственных закупок, целевой (селективной поддержки), трансфертные цены.

Разработка планов и прогнозов в области государственного регулирования агропродовольственных рынков представляет собой задачу принятия решения в условиях многих критериев. Решение такой задачи должно предусматривать декомпозицию проблемы на отдельные ее части, обеспечивая ее структурирование и упрощение с выделением иерархии, содержащей различные главные цели, подцели, критерии или уровни мероприятий (альтернативы и инвестиционные объекты), подлежащие оценке.

Для структурирования и анализа сложных ситуаций, а также подготовки решений проблем с несколькими целевыми функциями Т. Л. Саати предложен Analytic Hierarchy Process (АНР)-метод. Использование метода позволяет для для частичных целевых функций типа альтернативы определить общий показатель, отражающий относительную значимость или выгодность альтернатив в отношении совокупной иерархии и тем самым главной цели.

Заключение

.

Переход к рыночным принципам хозяйствования существенным образом продвинул агропродовольственный сектор на пути к рынку, привел к значительным структурным и организационным изменениям в продуктовых цепочках.

Одним из важнейших результатов эволюции агропродовольственных рынков является резкое сокращение присутствия государства на рынке как агента и распорядителя. За прошедшие годы резко сократилась доля рынка, непосредственно контролируемая государством. Произошла децентрализация функций регулирования продовольственного обеспечения и регулирования рынков, многие из которых были переданы на региональный уровень.

Рыночные субъекты, работая на несовершенном и мало регулируемом рынке, проявляют крайне высокую способность к адаптации. Сохранение высокого уровня бартеризации продовольственного рынка, демонетизация расчетов, уход в теневой оборот являются примерами адаптивной практики. Развитие процессов вертикальной интеграции на всех уровнях продуктовой вертикали практически с первых же лет движения к рынку также представляет собой способ приспособления к условиям несовершенного рынка.

Простейший ценовой анализ продовольственных рынков и рыночной маржи показывает, что несмотря на сохраняющуюся высокую степень несовершенства рынка происходит постепенное поканальное выравнивание цен внутри регионов, и хотя и слабое межрегиональное выравнивание цен, выравнивание ценовых пропорций. Финансовый кризис 1998 г. создал благоприятные условия для роста сельскохозяйственного производства, улучшения финансового положения производителей, для импортозамещения. Благоприятными условиями для переориентации на внутреннее производство в первую очередь воспользовались крупные несельскохозяйственные компании, для которых сельское хозяйство стало привлекательной сферой для инвестирования.

Цроцессы вертикальной интеграции в продовольственном секторе представляют собой непростое явление, которое требует дальнейшей разработки, количественной и качественной оценки. Очевидно, что создание достаточно крупных структур (зачастую закрытых от внешнего присутствия) может привести к монополизации отдельных сегментов рынка или отдельных региональных рынков.

Прекращение деятельности государства на рынка в качестве рыночного агента (покупателя и продавца) не тождественно полному отказу от регулирования рынков. Наоборот, роль государства для оказания поддержки развитию рынков велика, и никто другой не сможет выполнить это роль, кроме самого государства. Существуют сферы регулирования, находящиеся в исключительной компетенции государства. Это во-первых, создание национальной информационной рыночной системы, системы ценовой информации, доступной и открытой для всех агентов продовольственного рынка. Именно решение этого вопроса поможет существенно сократить транзакционные издержки и повысить привлекательность рыночных транзакций в продуктовой вертикали. Во-вторых, разработка механизмов государственных правовых гарантий исполнения рыночных контрактов.

В-третьих, регулирующая роль государства также необходима в связи с формированием крупных вертикальноинтегрированных холдингов в АПК, особенно на региональном уровне, что может иметь своим следствием ограничение конкуренции на рынках.

В четвертых, регулирующие усилия государства должны быть направлены на совершенствование системы статистического учета. Существующая в настоящее время система статистического учета в целом основана на старых представлениях о рынках, и тех процессах, которые на нем происходят, она не учитывает высокой динамики формирующихся рынков. Это относится и к ценам, и к рыночной марже, и к новым структурам, работающим на продовольственном рынке.

Характерными чертами успешной реализации мер государственного регулирования способными создать общий экономический эффект и целенаправленно воздействовать на товаропроизводителя, должны стать системность, комплексность, преемственность и непрерывность процесса совершенствования системы нормативно-правового обеспечения аграрной политики и организаций обеспечивающих ее реализациюпродуманность совершенствования, отсутствие экономически необоснованных решений, а также полное финансовое обеспечение принятых программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон № 125-ФЗ «О сельскохозяйственном развитии и об агропродовольственной политике в Российской Федерации» от 12.04.95 г.
  2. Агропродовольственный рынок России: опыт исследования. М.: ИЭПП, 2000.-152 с.
  3. В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 1997. — № 2. — с. 19−21.
  4. В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйство и право. — 1993. № 4. — с. 59−67.
  5. И.А. Управление торговым предприятием. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — 98 с.
  6. И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты (1992−1998) / РАН. М.: Внешторгиздат, 1999. — 290 с.
  7. Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы / Российская академия предпринимательства. — М.: Экономика, 1997.-351с.
  8. П.Т., Саетгалиев Р. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. М.: Инфра-М, 2001.
  9. В. Роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения, 1992. -№ 10−11.
  10. В.В., Издержки обмена в переходной экономике. Экономика России на пути к рынку. Ростов-на-Дону, 1996.
  11. Госкомстат. Статистический бюллетень N8(37). О состоянии рынка птицы в России в 1997 году, с. 37−45.
  12. Госкомстат. Статистический бюллетень N5 (44). О развитии индивидуального сектора сельского хозяйства, с. 19−52.
  13. Госкомстат. Статистический бюллетень N1 (40). Состояние инфраструктуры отдельных секторов товарных рынков в 1997 году (о рынке мяса свинины), с. 21−29.
  14. Госкомстат (19 986). Статистический бюллетень N3 (42). О состоянии рынка зерна, с. 5−27.
  15. Н.С., Зенякин В. Е., Крючков В. В. Экономическая безопасность регионов России. М.: Алгоритм, 2002. — 287 с.
  16. Д. Экономическая теория и цели общества. М.: Изд-во «Москва-Пресс», 1979 — 353 е.
  17. В.А. Экономическая безопасность: теория и реальность угроз М.: Российская академия естественных наук, 2000. — 222 с.
  18. Н. и др. Вертикальная интеграция в птицеводстве в рамках АО // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 1999. -№ 1.-с.13−15.
  19. , В., Менхос Д. и Якунина А. Экспериментальное исследование форвардного и спот рынков: невыполнение контракта как фактор вертикальной интеграции // Научные доклады РПЭИД999. № 99/02.
  20. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юристъ: Гор-дарика, 1997.-240 с.
  21. А.А. Товарная биржа. М.: Статистика, 1991.
  22. В.В. Институциональные условия формирования сельскохозяйственных рынков // www.apknews.nn.ru 30.10.1999.
  23. А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе // Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 4. — с.60—62.
  24. .Я. Поиск оптимальных решений средствами EXCEL 7.0. -СПб: BHV, 1997.
  25. В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. — 260 с.
  26. А., Бабичева Т. Теоретические основы анализа продуктивности и эффективности сельскохозяйственных предприятий. Halle, IAMO, Discusion Paper No 49, 2003.
  27. К., Брю С. Экономикс. Таллинн: Изд-во «Таллинн», 1993.
  28. В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник. М.: СОМИН-ТЕК, 1992.
  29. Материалы Государственной Думы РФ к проекту Федерального закона РФ «О продовольственной безопасности»
  30. К. Экономика организаций. М.: инфра-М, 2002. — 167 с.
  31. И. Вертикальная кооперация в молочном подкомплексе Брянской области // Проблемы формирования аграрных рынков России. Труды независимого Аграрно-экономического общества России. М.: Финансы и статистика, 1997.-447 с.
  32. А. Проектирование финансово-промышленной группы зернового направления на основе новых информационных технологий. // Труды независимого Аграрно-экономического общества России. М., 1997. С.447−451.
  33. , Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики, 1997-№ 3 с 10.
  34. В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. B.C. Автономова, В. П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика, 1996. — с. 209—210, 230, 248—249.
  35. М., Логика коллективных действий. М.: Парус, 1995. — с. 12−14.
  36. Дрирода фирмы, к 50-летию выхода в свет работы Р. Коуза «Природа фирмы», под. редакцией О. Уильямсона и С. Уинтера. М. «Дело», 2001.
  37. Р. Джиоварелли Р., США как модель частного землевладения //ЭКО, 1996-№ 1.
  38. A.JI. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М.: ГУП «Агропресс», 2002. — 620 с.
  39. Р.К. Формирование и регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию в западных странах. // Вестник Башкирского университета. 2000. -№ 1. с.85−94.
  40. Регионы России. Социально-экономические показатели. — М.: Госкомстат России, 2002.
  41. Рейтинги наиболее крупных и эффективных производителей сельскохозяйственной продукции в России за 1999 2001 гг. М., 2003, 68 с.
  42. Н. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.: МГУ, 1998.
  43. Российская экономика в 1999 г., тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, выпуск 21, 2000
  44. Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. Госкомстат России. -М., 2002. 690 с.
  45. Д. Новые сельскохозяйственные операторы в аграрной системе России // мировая экономика и международные отношения, 2001. -№ 1 с.57−64
  46. Д.Н. Сельскохозяйственные фирмы операторы новый переходный уклад в аграрном секторе России и стран СНГ, Дискуссионный доклад, октябрь 1999 г.
  47. Рынок продовольствия современной России. Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. Май-июнь 1996 г. -М.: CNFA.1996. -№ 1.
  48. Рынок сахара: эволюция государственного регулирования. В кн. Агро-продовольственная политика и международная торговля: российский аспект. -М.: ИЭПП, Центра АПЭ, 2001. 89 с.
  49. Сельское хозяйство России, официальное издание, Госкомстат России, 2000 г.
  50. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России, М.: Госкомстат, 1999.
  51. Серова Е, Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики, 2000. № 7.
  52. Е. В. Аграрные реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. // Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. — М.: РАСХН, 2000. — с. 13−19.
  53. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России. // Вопросы экономики, 2000. -. № 7. с.45−66
  54. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику /Перевод с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995. — 152 с.
  55. В.Я., В.А. Сарайкин. Влияние форм собственности на эффективность использования земли. В кн.: Никоновские чтения 2002 г. Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2002−140 с.
  56. В .Я. Формы организации сельскохозяйственного производства в России. В кн.: Рынки факторов производства в АПК России: перспективы анализа. Материалы научной конференции 6−7 июля 2001 г. Голицино-Н. М., АПЭ, 2002. 43 с.
  57. И.Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2002. — N5. — С.7−11.
  58. Хей Д и Дерик М. Вертикальные связи рынков, Т.1, Глава 6.1- с. 216−227- и Рост посредством вертикальной интеграции, Т.2, Глава 10.4, с.101−110, в книге: Теория организации промышленности, СПб, 1999.
  59. Ф.А. Хайек, 4 глава «Дорога к рабству». М. 1992, с. 39 48.
  60. И. Эффективность продовольственных рынков в переходной экономике: некоторые выводы из ценового анализа, в книге Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы, Никоновские чтения 2000 — М.: ВИАПИ, РАСН, 2000.
  61. И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики // Вопросы экономики, 1997. -№ 8-с. 112−124.
  62. Центральный банк Российской Федерации. Годовой отчет, 2004
  63. Чаба Чаки, Цви Лерман, Сотников С. Реформирование сельскохозяйственного сектора Республики Беларусь: достижения и нерешенные проблемы. Технический документ Всемирного Банка № 475R, 2000 г., с. 102.
  64. В.К., Пустуев А. Л. Мониторинг в системе продовольственной безопасности. М.: ГУП «Агропресс», 2004. — 440 с.
  65. Е., Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. — М.: Финансы и статистика, 1991.
  66. И.С. Курс экономической теории. 41: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — с. 17,19.
  67. Й., Капитализм, социализм и демократия, М. 1995. — 97 с.
  68. Экономика переходного периода. Учебное пособие / Под ред. В.В. Радае-ва и др. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 335 с.
  69. Экономическая активность населения России. М.: Госкомстат России, 2002.
  70. Экономическая безопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова-М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. — 222 с.
  71. Экономический журнал ВШЭ Т.4,№ 4, 2000
  72. А. Ценообразование и вертикальная координация продовольственного рынка. СПб.: Питер, 1998.
  73. A.M., Е. Pagoulatos (1999), Vertical Relationships: Economic Theory and Empirical Evidence, in Vertical Relationships and Coordination in the Food System, ed. by G. Galizzi b L. Venturini, Physica-Verlag, Germany, pp. 9−20.
  74. Davis, John H. and R. Goldberg, A Concept of Agribusiness, The Alpine Press, Boston, 1957
  75. Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188.
  76. Greer D. Industrial organization and Public Policy. 2nd edition, London, 1984
  77. Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P. 422.
  78. MA. V. James Rhodes, The Agricultural Marketing System, GRID series in Agricultural Economics, 1970.
  79. McFetridge, D.G. The Economics of vertical integration, in Agricultural Economics. Department of Economics< Carleton University, Ottawa, Canada, N.4 1994, p .525−531.
  80. Melyukhina O., Khramova I. New Players in Russia’s Food Marketing Chain, in Russia’a Agro-food Sector: Towards Truly. Functioning Markets, Bonn, Kluwer, 2000 C. 383−404.
  81. Perry, M. Vertical Integration: Determinants and Effects. In Handbook of Industrial Organization, ed. By R. Schmalensee, V. l, Chapter 2,1989, pp. 185−254.
  82. Rhodes, V. James, The Agricultural Marketing Systenj, GRID series in Agricultural Economics, 1970, pp. 194−203.
  83. Sanderson F. Agricultural Protectionism in the Industrialized World/ Washington D.C.: Re-sources for the Future, 1990.
  84. Saaty T.L. The Analytic Hierarchy Process. N.-Y., 1980
  85. Vertical Relationships and Coordination in the Food System (1999), ed. by G. Galizzi b L. Venturini, Physica-Verlag, Germany.
Заполнить форму текущей работой