Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические закономерности развития информационной работоспособности и сенсомоторная обучаемость

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, создание образовательных учреждений нового типа (гимназий, частных школ), широкое внедрение педагогических инноваций приводит к возрастанию объемов и темпов обработки информации учениками. Для успешного обучения в таких условиях целесообразно раннее выявление психологических и психофизиологических возможностей человека, связанных с переработкой информации на том уровне, который… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращений
  • Глава 1. Информационная работоспособность в структуре сенсомоторного интеллекта
    • 1. 1. Представления о структуре сенсомоторного интеллекта в психологии
    • 1. 2. Понятие информационной работоспособности
    • 1. 3. Сенсомоторная обучаемость и особенности ее изучения
  • Глава 2. Диагностика и развитие информационной работоспособности
    • 2. 1. Методика диагностики информационной работоспособности
    • 2. 2. Качественная характеристика показателей информационной работоспособности (проверка надежности методики определения информационной работоспособности)
    • 2. 3. Динамика показателей информационной работоспособности
  • Глава 3. Развитие сенсомоторного интеллекта и обучаемость
    • 3. 1. Становление информационной работоспособности
    • 3. 2. Сенсомоторная обучаемость как проявление интеллекта на сенсомоторном уровне
    • 3. 3. Взаимосвязь психофизиологических показателей интеллекта и успешности школьного обучения

Психологические закономерности развития информационной работоспособности и сенсомоторная обучаемость (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современных условиях интеллектуальный потенциал общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития.

Проблема интеллекта и интеллектуального развития человека всегда была одной из приоритетных в психологии [24,27,65, 80, 82,100,112, 124, 152, 161, 164, 167, 196]. Сегодня актуальность этой проблемы возрастает в связи с социально-культурными и экономическими преобразованиями, сопровождающими переход общества в постиндустриальную фазу развития, которая прогнозируется как фаза информационного, интеллектуально обусловленного развития общества [187,246].

Системный подход в психологии приводит к раскрытию целостной природы психологических феноменов, выявлению иерархии их уровневого строения, взаимодействия и взаимообусловленности внутри целостной системы интеллекта. А. Н. Леонтьев [78] писал о том, что нижележащие уровни (организменный, физиологический) составляют базальное основание для вышестоящих (индивидуально-психологического и личностного) и хотя зависят от них, но продолжают оказывать на них свое влияние.

Легко заметить, что высшие уровни интеллекта исследованы гораздо в большей степени [29, 80, 83, 91] при том, что их зависимость от базального уровня не вызывает сомнения. Это обусловлено тем, что системный подход, позволяющий устанавливать иерархию и соподчиненность уровневой дифференциации, только в последние годы стал проникать в психологию интеллекта.

Кроме того, создание образовательных учреждений нового типа (гимназий, частных школ), широкое внедрение педагогических инноваций приводит к возрастанию объемов и темпов обработки информации учениками. Для успешного обучения в таких условиях целесообразно раннее выявление психологических и психофизиологических возможностей человека [12, 60], связанных с переработкой информации на том уровне, который Г. Айзенк [2] называет биологическим уровнем интеллекта или «биоинтеллектом». Между тем, не разработана диагностика развития этих биоинтеллектуальных механизмов, что существенно затрудняет выбор педагогических систем, адекватных психофизиологическим особенностям ребенка и организацию мер по профилактике утомления учеников. В связи с этим актуальной, с нашей точки зрения, является проблема исследования становления сенсомоторного интеллекта и его информационно-энергетических механизмов у детей в возрасте от 6 до 15 лет.

Ж.Пиаже [ 100, 101 ] полагал, что стадия сенсомоторного интеллекта является первой в онтогенезе. Если согласиться с Я. А. Пономаревым [102, 104] в том, что стадии развития интеллекта трансформируются в его структурные уровни, то сенсомоторный уровень интеллекта надо признать базовым, на котором и основываются интеллектуальные процессы более высокого уровня. Степень развития сенсомоторного уровня определяет успешность информационной деятельности в ситуациях дефицита времени, а также качество творческих процессов, которые иногда «проваливаются» [103] на нижние уровни.

Противоречие между потребностью в знании индивидуальных особенностей психофизиологического интеллекта учащихся и отсутствием объективных и доступных методов его диагностики свидетельствует об актуальности проблемы исследования психофизиологических механизмов, обеспечивающих информационный аспект обучения и обучаемости.

Цель исследования — разработка методов диагностики развития информационной работоспособности и характеристик сенсомоторной обучаемости как важнейших показателей потенциала сенсомоторного интеллекта, а также исследование особенностей становления информационной работоспособности в ее связи с сенсомоторной обучаемостью и успешностью обучения.

Объект исследования — становление интеллекта в его детерминированности базальным уровнем в начальный период школьного обучения.

Предмет исследования — развитие информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости в процессе становления интеллекта.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что основными показателями сенсомоторного интеллекта могут быть информационная работоспособность и сенсомоторная обучаемость, что, в свою очередь, должно проявляться в:

— максимальной скорости переработки информации (при заданном уровне качества), свойственной биологическому возрасту испытуемых;

— устойчивости информационной работоспособности как проявлению психофизиологических характеристик сенсомоторного интеллекта;

— различной успешности обучения детей, имеющих разные показатели информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости.

Задачи исследования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ и обобщение теоретических представлений о сущности сенсомоторного интеллекта, его месте и значении в общей структуре интеллекта.

2. Разработать методы экспресс-диагностики сенсомоторного интеллекта и провести их апробацию.

3. В конкретном исследовании:

— изучить изменения скорости переработки информации на сенсомотор-ном уровне интеллекта в возрастном аспекте;

— объективировать уровни информационной работоспособности и их устойчивость в процессе становления интеллекта;

— выявить уровни и типологические характеристики сенсомоторной обучаемости детей;

— установить связь между успешностью обучения детей и показателями их информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости.

Методологическую основу исследования составили идеи системного подхода в их реализации разработчиками психологии интеллекта (Г.Айзенк, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и другие), психологии мышления (Д.Б.Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Е. Клочко, О.К.Тихомиров), общей психологии (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Методы исследования.

Методы исследования определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных предположений в работе использован специально разработанный компьютерный диагностический комплекс, позволяющий проводить определение средней и интервальных скоростей информационной работоспособности, ее качества и устойчивости. Последовательное усовершенствование комплекса (последняя модификация — УПР-4) позволило выявить уровни и параметры сенсомоторной обучаемости. Кроме того, осуществлялась диагностика успешности школьного обучения в связи с особенностями информационной работоспособности и сенсомоторного интеллекта. Исследование проводилось в лонгитюдном режиме.

Организация и основные этапы исследования.

Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась с 1993 года по 1998 год в три основных этапа:

1 этап (1993 — 1994 гг.) — проверка надежности метода диагностики сенсомоторного интеллекта в пилотажных исследованиях, а также определение средних показателей информационной работоспособности у детей от 6 до 15 лет.

2 этап (1993 — 1998 гг.) — лонгитюдное исследование особенностей развития информационной работоспособности у детей различных групп, выделенных на первом этапе исследования.

3 этап (1998 г.) — исследование сенсомоторной обучаемости у детей выделенных групп.

Второй этап по времени частично перекрывался с первым и третьим этапами.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали учащиеся 1−7 классов средних школ №№ 40, 42, 46, 49, 59, 79, 85, 112, прогимназии при 42-й школе, а также воспитанники старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений №№ 156, 160 города Барнаула. Всего обследовано около четырех тысяч человек, в лонгитюде прослежено девяносто (три группы по тридцать человек в каждой).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Проведена теоретическая разработка проблемы информационных параметров функционирования интеллекта на базальном уровне, определено место информационной работоспособности в структуре системы интеллектуальных процессов. Впервые введено понятие сенсомоторной обучаемости.

Определены статистически достоверные показатели развития информационной работоспособности в процессе развития интеллекта у детей от 6 до 15 лет. Проведена первичная типологизация сенсомоторной обучаемости.

Выявлена взаимосвязь информационной работоспособности ученика с сенсомоторной обучаемостью и успешностью школьного обучения.

Впервые доказана возможность прогнозирования успешности обучения и обучаемости на основе исследования степени развития сенсомоторных процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана, апробирована и внедрена оригинальная методика экспресс-диагностики и мониторинга параметров информационной работоспособности учащихся начальной школы, позволяющая прогнозировать успешность обучения в разных педагогических системах, что имеет особое значение для индивидуализации обучения и дозирования информационных нагрузок в учебном процессе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью его основных положений, а также надежностью используемых подходов и методик:

— системным подходом к информационным процессам;

— использованием наряду с системным информационного, генетического и структурно-уровневого подходов в проблематике интеллекта;

— первичностью сенсомоторных процессов в развитии когнитивной сферы в онтогенезе;

— трансформацией стадий развития интеллекта в уровни его функционирования;

— использованием объективных методов исследования;

— анализом и статистической обработкой результатов исследования.

Апробация основных положений и внедрение результатов.

Результаты исследований изложены в 10 научных публикациях, доложены на международном конгрессе по гуманизации образования (Бийск, 1995), на региональных и международных конференциях: «Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России» (Барнаул, 1995), «Валеологические аспекты образования» (Барнаул, 1996, 1998), «Актуальные проблемы управления качеством образования в регионе» (Барнаул, 1996).

Разработанная нами методика используется при наборе детей в первые классы в средних школах №№ 42, 79, 112, ДОУ №№ 156, 160, 174, а также в ходе комплексного психолого-валеологического мониторинга в начальном и среднем звеньях школ №№ 42, 79 города Барнаула.

Методика диагностики информационной работоспособности, а также данные, полученные в ходе исследования, используются в учебном процессе в Барнаульском государственном педагогическом университете, Барнаульском высшем педагогическом колледже.

Положения, выносимые на защиту:

На защиту выносятся следующие положения: ю.

1. Сенсомоторный уровень интеллекта является базальным по отношению к более высоким уровням его и проявляется в таких показателях как информационная работоспособность и сенсомоторная обучаемость.

2. С возрастом средняя скорость обработки информации увеличивается, достигая максимума к двенадцати годам. Последующая стабилизация на этом уровне указывает на подсоединение регуляционного воздействия, идущего с вышестоящих уровней интеллекта, надстраивающимися над базальным.

3. Характерные изменения скоростного режима информационной деятельности, являются индивидуальным показателями сенсомоторного интеллекта, устойчивыми на протяжении достаточно больших промежутков времени (недели, месяца, иногда — года).

4. Показатели информационной работоспособности могут служить в качестве надежного прогностического средства успешности обучения в начальной школе. Школьная обучаемость и успешность обучения связаны со скоростью и устойчивостью информационной работы положительной корреляционной связью, особенно сильной в возрасте до двенадцати лет.

5. Существует положительная корреляционная связь между показателями школьной и сенсомоторной обучаемости. Развитие сенсомоторного интеллекта возможно в специально организованной деятельности и может являться одним из условий повышения эффективности школьного обучения.

6. Высокий уровень развития сенсомоторного интеллекта не всегда гарантирует успешность обучения в школе, но низкий уровень развития сенсомоторного интеллекта, как правило, препятствует успешности обучения, лимитируя развитие интеллекта.

Выводы.

1. Сенсомотораый уровень интеллекта является базальным по отношению к более высоким уровням его и проявляется в таких показателях как информационная работоспособность и сенсомоторная обучаемость.

2. С возрастом средняя скорость обработки информации увеличивается, достигая максимума к двенадцати годам. Последующая стабилизация на этом уровне указывает на подсоединение регуляционного воздействия, идущего с вышестоящих уровней интеллекта, надстраивающимися над базальным.

3. Характерные изменения скоростного режима информационной деятельности, являются индивидуальным показателями сенсомоторного интеллекта, устойчивыми на протяжении достаточно больших промежутков времени (недели, месяца, иногда — года).

4. Показатели информационной работоспособности могут служить в качестве надежного прогностического средства успешности обучения в начальной школе. Школьная обучаемость и успешность обучения связаны со скоростью и устойчивостью информационной работы положительной корреляционной связью, особенно сильной в возрасте до двенадцати лет.

5. Существует положительная корреляционная связь между показателями школьной и сенсомоторной обучаемости. Развитие сенсомоторного интеллекта возможно в специально организованной деятельности и может являться одним из условий повышения эффективности школьного обучения.

6. Высокий уровень развития сенсомоторного интеллекта не всегда гарантирует успешность обучения в школе, но низкий уровень развития сенсомоторного интеллекта, как правило, препятствует успешности обучения, лимитируя развитие интеллекта.

Заключение

.

Результаты исследований информационной работоспособности и феномена сенсомоторной обучаемости согласуются с методологическими положениями Л. С. Выготского (идеи интериоризации и формирования высших психологических функций). Сенсомоторная деятельность, связанная с длительной переработкой информации в результате интериоризации «включается» во внутренние структуры интеллекта. Влияние скоростных, процессорных, механизмов базального уровня интеллекта на развитие высших психологических функций доказывается динамикой корреляционных связей между параметрами информационной работоспособности, сенсомоторной обучаемости и успешностью обучения в школе. Успешность обучения является интегральным человеческим качеством, на которое «работают» высшие психологические функции иерархической структуры интеллектуальной системы на соответствующем этапе онтогенеза.

Таким образом, информационная работоспособность и сенсомоторная обучаемость являются проявлениями сенсомоторного уровня функционирования интеллекта. Это означает, что вышеописанные методики определения параметров информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости можно использовать для оценки уровня развития психофизиологических механизмов интеллекта. Скорость информационной работы (ССИР) является интегральным показателем информационной работоспособности и степени развития психофизиологических систем, обеспечивающих «процессорные» свойства сенсомоторного уровня интеллекта. Величина ССИР, а также показатели сенсомоторной обучаемости могут служить в качестве надежных прогностических средств успешности обучения в начальной школе.

На основании выявленных закономерностей можно предположить, что информационная работоспособность является своеобразным лимитирующим фактором на стадии формирования соответствующей психофизиологической системы, ответственной за информационные механизмы интеллекта на сенсо-моторном уровне. В условиях дефицита времени при информационной работе скорость переработки информации является тем «узким звеном» сенсомоторного интеллекта, от которого зависит выполнение учебных задач. Успешность обучения в начальной школе во многом определяется степенью развитости соответствующих информационных механизмов. В возрасте до 12 лет уровень информационной работоспособности является лимитирующим фактором интеллектуального развития. При прочих равных условиях ученику с низким уровнем информационной работоспособности приходится затрачивать больше времени на успешное усвоение школьной программы. Особое значение уровень информационной работоспособности имеет в ситуациях дефицита времени (во всех случаях, когда информационная нагрузка превышает «пропускную способность» сенсомоторного интеллекта человека). У детей с низкими показателями скорости, качества и устойчивости информационной работы чаще всего наблюдается низкая успеваемость в школе. Наибольшее значение развитие сенсомоторного уровня интеллекта имеет в возрасте от 6 до 10 лет, то есть в старшем дошкольном л младшем школьном возрасте. Этот период совпадает с началом интенсивного обучения, когда мозг ребенка вынужден «справляться» с информационными потоками различной модальности, объема, темпа, мощности.

В дальнейшем, по мере развития интеллектуальных процессов на уровнях выше сенсомоторног) это влияние становится менее значительным и определяющим. Высокий уровень развития сенсомоторного интеллекта не всегда гарантирует успешность обучения в школе. Низкий уровень развития сенеомоторного интеллекта делает невозможным успешное обучение в школе и, следовательно, является лимитирующим фактором развития интеллекта. По мере формирования оптимальных механизмов переработки информации успешность обучения в школе в большей степени начинает зависеть от «неинформационных» факторов.

Используя компьютерную метафору, можно предположить, что биологический интеллект представляет из себя «аппаратные средства» мышления, а формирующиеся механизмы регуляции интеллектуальной деятельности, когнитивные схемы, вербальная деятельность и прочие высшие функции интеллекта -" программное обеспечение" мышления.

На наш взгляд, повышение уровня информационной работоспособности в возрасте до 12 лет свидетельствуют об оптимизации информационных механизмов мозга, а значит, и о формировании соответствующих психофизиологических систем на сенсомоторном уровне интеллекта человека.

Вместе с тем, следует отметить нелинейность влияния уровня развития сенсомоторного интеллекта на успешность обучения в разные периоды онтогенеза.

Установленная связь между параметрами информационной работоспособности и сенсомоторной обучаемости с одной стороны, и успеваемостью и успешностью обучения детей в начальной школе с другой стороны, подтверждает значимость «процессорных» свойств интеллекта для эффективности мышления.

Проведенное исследование не исчерпывает всей проблематики сенсомоторного интеллекта.

Считаем, что в настоящее время, когда в обществе в геометрической прогрессии возрастают информационные потоки (в связи с всеобщей компьютеризацией, визуальной v. аудиальной насыщенностью жизни — телевидение, видеофильмы, компьютерные игры), а «биологическая база», обеспечивающая переработку разнообразной по модальности, объему и интенсивности информации, остается прежней (а значит, повышается вероятность информационных перегрузок и их негативного влияния на личность и здоровье), актуальным является изучение интеллектуальной деятельности человека в рамках «информационного направления». На наш взгляд, определенным «выходом» из современного информационного кризиса является формирование психологических систем нового типа, которые позволят «обойти» узкие места биологических качеств мозга. В связи с этим повышается роль изучения механизмов обучаемости на сенсомоторном уровне как проявления становления соответствующих систем интеллекта. Кроме того, на основании выполненной работы считаем, что применяемая методика может служить не только в качестве диагностического средства, но и в качестве своеобразного «сенсомоторного тренажера» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C., Точилов К. С. К вопросу о динамике работоспособности человека II Нервная система. 1969. — № 10, — С. 113 -122.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — № 1.-С. 111 -131.
  3. М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту // Вопросы психологии. 1977. № 2. — С. 10 -15.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.338 с.
  5. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. М.: Педагогика, 1972. — С. 7 — 32.
  6. Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. 4.2. Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та, 1973. — С. 8 — 98.
  7. К.В., Похилько В. И. Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1988. — С. 103 — 148.
  8. А.С., Соколова JI.B. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 81 — 92.
  9. А.С., Таиров О. П. Мозг и организация движений. Л.: Наука, 1978. — 140 с.
  10. М.С., Гордеева Н. Д., Капран В. И., Седакова Л. Б. Характер сенсомоторного взаимодействия при решении задач прослеживания // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1982. — Вып. 22. — С. 48 — 54.
  11. М.С., Гордеева Н. Д., Седакова Л. Б. Исследование временных, скоростных и точностных характеристик прослеживающих движений в условиях нормальной и нарушенной обратной связи // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. М., 1980. — Вып. 19. — С. 50 — 58.
  12. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 272 с.
  13. Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. — 384 с.
  14. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Изд-во МГУ, 1966. — 336 с.
  15. В.М., Шелепин Ю. Л. К вопросу о восприятии целостности зрительных объектов // Сенсорные системы. 1996. — Т. 10. — № 1. — С. 25 -30.
  16. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. — 480 с.
  17. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272 с.
  18. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. № 1. — С. 61 — 72.
  19. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983. — 64 с.
  20. Е.И. Время реакции человека. М.: Медицина, 1964. — 176 с.
  21. Р. Рефрактерный период и последовательные реакции выбора // Инженерная психология за рубежом. М.: Прогресс, 1967. — С. 232 — 267.
  22. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981. 336 с.
  23. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 416 с.
  24. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. — 232 с.
  25. А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязи процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) факторов мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. С. 18−26.
  26. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологи-чечкой диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  27. JI.M. Психические процессы. Мышление и интеллект. Т.2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 160 с.
  28. Л.М. Психические процессы. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Т.З. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. — 176 с.
  29. .М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 336 с.
  30. .М., Зинченко В. П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 7. — С. 52 — 67.
  31. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование / ред. Е. П. Велихов, А.ВЯернавский. М.: Наука, 1987. — С. 120−141.
  32. Волков В-Г, Иванов Е. А. Экспресс-контроль работоспособности оператора с помощью имитатора слежения // Новые методы и аппаратура для научных исследований в области высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 1971! — С. 129 -135.
  33. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. — 500 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.480 с.
  35. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 15 — 25.
  36. ВА. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 288 с.
  37. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 194 — 228.
  38. В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 240 с.
  39. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев: Наукова думка, 1984 208 с.
  40. Э.А. Некоторые проблемы экспериментального исследования природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. -1980.-№ 4.- С. 23−37.
  41. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. — 324 с.
  42. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 240 с.
  43. Н.Д., Ребрик С. Б. Сенсомоторные регуляции исполнительного действия // Эргономика. Труды ВНИИИТЭ. М., 1981.- Вып. 21.- С. 69−83.
  44. Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М.: Прогресс, 1986. — С. 120- 132.
  45. К.М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. 1980.-№ 2. — С. 53−64.
  46. В.И., Изнак А. Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах. М.: Наука, 1983. — 208 с.
  47. Ю.М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  48. Ю.М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. Особенности решения сенсорных задач человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 128 с.
  49. Д.Н. Системный анализ мышления // Психологический журнал. 1983. — № 3. — С. 18 — 29.
  50. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985. — 224 с.
  51. А.В. Избранные психологические труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  52. Зинченко В П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного мира в психологии // Вопросы философии. 1977. — № 7. — С. 24 — 38.
  53. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973. — № 2. — С. 27.
  54. В.П. От классической к органической психологии. // Вопросы психологии. 1996. — № 6. С. 10 — 22.
  55. А .Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-бо Моск. ун-та, 1976. — 240 с.
  56. A.M. Мозговые механизмы оценки сигнала. М.: Наука, 1976. — 224 с.
  57. A.M., Стрелец В. Б., Корсаков Т. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. — 272 с.
  58. Р.Ю. Исследование значимости информации в механизмах регуляции памяти // Методологические проблемы медицины и биологии. -Новосибирск: Наука, 1985. С. 71 — 80.
  59. М. С. Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 62−71.
  60. Казин Э. М, Панина Т. С., Казначеев В. П., Кураев Г. А. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997. — 128 с.
  61. З.И. Вопросы диагностики умственного развития школьников // Диагностика психического развития личности. Таллин, 1974. — С. 32.
  62. И.А. Некоторые особенности сенсомоторики летчиков // Вопросы психологии. 1975. — № 6. — С. 56 — 60.
  63. Ю.З. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1990. -№ 2. — С. 3−16.
  64. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1992. — 208 с.
  65. В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. — 216 с.
  66. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. М., 1982. — С. 74 — 78.
  67. В.Е. Самоорганизация мышления и ее формирование. Караганда, 1987. — 80 с.
  68. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Вып. 8−9. Томск, 1998. — С. 7−15.
  69. А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Проблемы передачи информации. Т.1. Вып. 1. — М.: Наука, 1965. С. 102- 123.
  70. Э.А., Рещикова И. Н., Шостакович Г. Т. Время принятия решения у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1970. — Т. 24. -№ 6.-С. 1115−1121.
  71. В.И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука, 1977. — 288 с.
  72. Д., Крачфилд Р., Ливсон Г. Факторы, определяющие решение задач II Психология мышления. М.: Мир, 1981. — С. 289 — 297.
  73. Е.П., Елисеева И. А., Монченко В. В. Локализация эффекта неопределенности в структуре сенсомоторной реакции слежения II Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 1985. — № 1. — С. 65 — 70.
  74. И.А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск: Беларусь, 1968. — 272 с.
  75. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  76. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  78. А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность. М.: Педагогика, 1976. — С. 3 — 28.
  79. А.Н. Философия психологии. М. Изд-во МГУ, 1994. 288 с.
  80. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. — 224 с.
  81. Ломов Б, Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  82. .Ф., Иваницкий A.M. О взаимосвязи психологии и физиологии в исследовании восприятия // Физиология человека. 1977. — Т. 3. — № 6. -С. 951 -960.
  83. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов.-М.: Наука, 1974.- 172 с.
  84. М.К. Стрела познания. Набросок естественноистори-ческой гносеологии М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 304 с.
  85. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990, — 192 с.
  86. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структуры поведения. -М.: Мир, 1965.-288 с.
  87. Н.И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы. Л.: Наука, 1981. — 208 с.
  88. А.И. Изучение сенсомоторных реакций и двигательных навыков // Инженерная психология / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1964. — С. 80 — 93.
  89. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 232 е.
  90. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.-404 с.
  91. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика, 1978.- 160 с.
  92. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 192 с.
  93. Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». М.: Наука, 1978. — 256 с.
  94. Л.П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988. — 216 с.
  95. Л.П., Клюквина Л. В. К вопросу о путях формирования у человека сложных двигательных стереотипов при различных способах обучения // Л., 1964.-№ 5.-с. 34−48.
  96. А.Х., Швырков В. В. О сокращении времени реакции при обучении // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М.: Наука, 1978. — С. 347 — 357.
  97. С.А. Экспериментальные исследования сенсорной и моторной структуры в дозировочных реакциях // Проблемы общей и инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — С. 84 — 91.
  98. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 208 с.
  99. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969. — 660 с.
  100. . Речь и мышление ребенка. Спб.: Союз, 1997. — 256 с.
  101. Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: Наука, 1967. — 288 с.
  102. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  103. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. — 208 с.
  104. Ю.М., Королев С. Б., Лисицына К. А., Соловьев А. Б. Психофизиологический анализ переделки сенсомоторного навыка // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1978. — Вып. 15.- С. 72 — 80.
  105. Психологический словарь / Под редакцией В. П. Зинченко,
  106. Б.Г.Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  107. В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Наука, 1971.-240 с.
  108. У.Р. Познание и мышление // Моделирование на уровне информационных процессов. М.: Наука, 1968. — С. 122 — 137.
  109. Розе-Гришенко Н.А., Головей JI.A. Психомоторная организация человека // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 148 — 154.
  110. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.- 192 с.
  111. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. — 240 с.
  112. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.- 148 с.
  113. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  114. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 256 с.
  115. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.280 с.
  116. Н.Р., Сироткина Е. Б., Федорова И. В. Исследование сенсомоторной деятельности оператора в ситуации преследующего движения // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1987. — Вып. 33. — С. 55 — 63.
  117. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. 272 с.
  118. В.М., Резникова Т. М., Губачев Ю. М. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1989.- 144 с.
  119. Д. Когнитивная психология. М., 1997. 640 с.
  120. В.Л. Хронометрия процессов переработки информации человеком // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Физиология человека и животных. -1989. Т. 35. — № 3. — С. 3 -144.
  121. .М. Избранные труды. Т. 2. М.: Педагогика, 1985. — 360 с.
  122. O.K. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 256 с.
  123. O.K. Проблемы системного подхода в психологической науке // Методологические проблемы общественных и гуманитарных наук. -М.: Мысль, 1982. С. 160 — 193.
  124. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.272 с.
  125. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992.-416 с.
  126. К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы // Человеческий фактор / под ред. Г. Салвенди. Том 1. — М.: Мир, 1991.-С. 206−267.
  127. А.Г. Измерение сенсомоторики (обзор и оценка достижений за 12 лет) // Инженерная психология / Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1964. — С. 35 — 67.
  128. П.М., Петтерсон Дж. Пропускная способность дискретных двигательных реакций // Инженерная психология за рубежом / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1967. — С. 144 — 150.
  129. М.В., Андреев И. В., Свиридов Е. П. Динамика эффективности преследующего слежения в процессе обучения и при эмоциональном напряжении II Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. М.: Наука, 1990. — С. 91 — 100.
  130. М.В., Андреев И. В., Милованова Г. Б. Сверхмедленные ЭЭГ-колебания при монотонии // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. М.: Наука, 1990. — С. 101 -108.
  131. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта: Учебное пособие. Киев: УМК ВО, 1990. — 80 с.
  132. МЛ. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва Томск: Изд-во Том. ун-та — Изд-во «Барс», 1997. — 448 с.
  133. И.Е. Время, затрачиваемое человеком на выполнение быстрых и точных движений // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. — № 4. — С. 62 — 68.
  134. А.П. К вопросу об информационной значимости ошибки оператора для сенсомоторной регуляции // Нормативные и дескриптивные модели принятия решения. М.: Наука, 1981. — С. 123 — 134.
  135. Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Педагогика, 1985. — 288 с.
  136. Н.И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. 1995. — № 4. -С. 65−81.
  137. Н.И., Ратанова Т. А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 104 -114.
  138. Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: Педагогика, 1995.-304 с.
  139. С.И. Мышление человека и переработка информации. М.: Наука, 1980. — 232 с.
  140. Ю.Т. Временная структура ритмических движений в условиях сенсорных ограничений (К вопросу о роли афферентных систем в регуляции динамической работы // Управление движениями. Л.: Наука, 1970.- С. 230−244.
  141. В.Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания // Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 1. — С. 132−48.
  142. Г. С. Различение порядка и одновременности двух стимулов // Психофизиологические исследования. М.: Наука, 1977. — С. 227 — 246.
  143. Ю.Г., Даниловцев В. В. Связь показателей деятельности с электрофизиологическими показателями обработки информации // Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М., 1985. — С. 81 -106.
  144. Ю.А., Шаров А. А. Системы и модели. М., 1982. — 152 с.
  145. Э.Г. Системный принцип и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. — 304 с.
  146. Adams J.A. Human tracking behavior // Psychol. Bull. 1961. — V. 58. -P. 55 — 79.
  147. Adams J.A. Issues for a Closed-loop theory of motor learning // Motor control: Issues and Trends / Ed. G.E.Stelmach. New York — San-Francisco -London: Academic Press. — 1976. — P. 87 — 107.
  148. Adler J.D., Sifft J. Alpha EEG and simple reaction time // Percept. and Mot. Skills. 1987. — V. 52. — № 1. — P. 306.
  149. AdolphE.F. Physiological integration in action // Physiologist. 1982.-V. 25. — № 2. — P. 1−67.
  150. Allport G.W. Pattern and growth in personality. N. Y., 1964. — 288 p.
  151. Alluisi E., Muiler P.I., Fitts P.M. An information analysis of verbal and motor response in a force-paced serial task // Journal of Experimental Psychology. -1957.-№ 53.-P. 153 158.
  152. Anderson J.R. Cognitive psychology and its implications. San Francisco, 1980. — 336 p.
  153. Annet J., Golby C.W., Kay H. The measurement of elements in an assembly task the information output of the human motor system // Quart. J. Exp. Psychol. — 1958.- V. 10. -P. 1 — 11.
  154. Anzai Y., Simon H.A. The theory of learning by doing // Psychological Review. 1979. — V. 86. — P. 124 — 140.
  155. Arnheim R. Visual Thinking. London, 1970. — 208 p.
  156. Arnheim R. Visual dynamics // American Scientists. 1988. — V.76. — P. 34 — 48.
  157. Aslin R.N., Alberts J.R., Peterson M.R. Development of perception // Psychobiological perspectives. New York, 1981. — P. 63 — 78.
  158. Bahric H.P., Noble M.E. Motor Behavior // Experimental methods and instrumentation in psychology. New York, 1966. — P. 645 — 675.
  159. Bales R.F. Interaction process analysis. Cambridge, 1951. — 320 p.
  160. Barlow H.G. Visual experience and cortical development // Nature. -1975. № 258. — P. 199 — 204.
  161. Bartlett F. Thinking. London, 1958. — 360 p.
  162. Binet A., Simon Th. Methodes nouvelles pour le diagnosis du niveau intellectuel des anormaux // Annee Psychologique. 1905. — № 11. — P. 191 — 244.
  163. Botwinick G., Thompson G. Premotor and motor components of reaction time // J. Exp. Psychol. 1966. — V. 71. — № 1. — P. 72 — 89.
  164. Brody E.B., Brody N. Intelligence: Nature, Determinants and Consequences. N.Y.: Acad, press, 1976. — 320 p.
  165. Bruner J. The course of cognitive growth. Amer.Psychologist. 1964. -V.19 (1). — P. 1 -15.
  166. Burns M.M., Moskovits L.M. Response time to a first signal as a function of time relationship to a second signal and mode of presentation II Perceptual and Motor Skills. -1971. V. 32. — P. 811 — 816.
  167. Butcher H. Human Intelligence. London, 1968. — 368 p.
  168. Carlton L.G. Processing visual feedback information for movement control //J. Exp. Psychol. 1981. — V. 5. — P. 1019 — 1030.
  169. Carlton L.G. Visual processing time and the control of movement // Vision and motor control / Eds. L. Proteau, D.Elliott. Horth-Holland: Elsevier Science Publisher B.V., 1992. — P. 3 — 31.
  170. Cattell J. Mental tests and measurements // Mind. 1890. — № 15. — P. 373 — 380.
  171. Conrad R. Speed and load stress in sensory-motor skill // British Journal of Industrisl Medicine. -1951. N 8. — P. 1 — 7.
  172. Craik K.Y., Vince M.A., Psychological and physiological aspects of control mechanisms I I Ergonomics. 1963. — V. 6. — P. 419 — 440.
  173. Creamer L.R. Event uncertainty, psychological refrectory period and human data processing // J. Exp. Psychol. 1963. — V. 66. — P. 187 — 194.
  174. Crossman E.R. The information capacity of human motor system in pursuit tracking // Quart. J. Exp. Psychol. 1960. — V. 12. — P. 1 -16.
  175. Debecker J., Desmedt R. Maximum capacity for sequential one-bit auditory decisions // Journal of Experimental Psychology.- 1970.- № 83. P. 366−373.
  176. Diewert G.L., Stelmach G.E. Intra-modal and intermodal transfer of movement information // Acta Psychologica. 1977. — У. 41. — P. 119 -128.
  177. Dixon N.F. Attention and interference in the perception of brief visual displays // J. Exp. Rsychol. 1 Hum. Percept. And Perform. 1986. — V. 12. — № 2. — P. 133 — 148.
  178. Doob L.W. Patterning of time. London, 1971.-224 p.
  179. Elliot D., Allard F. The utilization of visual feedback information during rapid pointing movements // Quart. J. Exp. Psychol. 1985. — V. 37. — P. 407 — 425.
  180. Eysenk H.J. A Model for Intelligence. Berlin: Springer, 1982. — 384 p.
  181. Fisher В., Rogal L. Eye-hand-coordination in man: a reaction time study // Biol. Cybern. 1985. — V. 55. — № 4. — P. 253 — 261.
  182. Fitts P. The information capacity of the human motor system in controlling the amplitude of movement // Journal of Experimental Psychology. -1954.-№ 47.-P. 381 -391.
  183. Fitts P., Peterson J.R., Wolpe G. Cognitive aspects of information processing // Journal of Experimental Psychology. 1963. — N 65. — P. 423 — 432.
  184. Fitts P. Perceptual-motor skill learning // Categories of human learning. N.Y., 1964. — P. 243 — 285.
  185. Fitts P., Peterson J.R. Information capacity of discrete motor responses II Journal of Experimental Psychology. 1964. — № 67. — P. 103 -112.
  186. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. N.Y., 1908.
  187. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983. — 240 p.
  188. Garner W.R., Fefoldy G.L. Integrity of stimulus dimensions in various types of information processing // Cognitive Psychology. 1970. — V. 1. — P. 225 — 241.
  189. Glencross D.J. The effects of changes in task condition on the temporal organization of a repetitive speed skill // Ergonomics. 1975. — V. 18. — P. 17−28.
  190. Glencross D.J. Levels and strategies of response organization // Tutorials in Motor Control / Eds. G. Stelmach, J.Requin. Amsterdam, 1980. — P. 551 — 556.
  191. Gottsdanker R. A psychological refractory period or an unprepared period // J. Exp. Psychol.: Human Pecept. And Perform. 1979. — V.5. — P. 208 — 215.
  192. Guilford Y.E. Three faces of intellect // The discovery of talented. -Massachusetts, 1962. P. 118 -142.
  193. Henry F.M., Rogers D.E. Increased response latency for complicated movements and a «memory drum» theory of neuromotor reaction // Res. Quart. J. Amer. Assoc. Health Phys. Educ. And Recreat. 1960. — У. 31. — P. 448 — 458.
  194. Hick W.E. Discontinuous functioning of the human operator in pursuit tasts // Qart. J. Exp. Psychol. 1948. — № 1. — P. 36 — 50.
  195. Hick W.E. On the rate of gaine of information // Qarterly Journal of Experimental Psychology. 1984. — № 4. — P. 11 — 26.
  196. Humphrey G. Thinking. London, 1951. — 232 p.
  197. Hunt E. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psychology. 1980. — V.71. — P. 449−474.
  198. Hyman R. Stimulus information as a determinant of reaction time // Journal of Experimental Psychology. 1953. — №.45. — P. 423 — 432.
  199. Jeannerod M. Mechanisms of visuomotor coordination: A study in normal and brain-damaged subjects II Neuropsychologia. 1986. — V. 24. — P. 41 — 78.
  200. Jex H.R., Clement W.F. Defining and measuring perceptual-motor workload in manual control task // Mental workload, its theory and measurement. -N.Y: Plenum, 1979. P. 171 -183.
  201. Kalsbeek J.W., Sykes R.W. Objective measurement of mental load II Acta Psychologica. 1967. — № 27. — P. 253 — 261.
  202. Kay H., Weiss A.D. Relation between single and serial reaction time // Nature. 1961. — V. 191. — P. 790 — 791.
  203. Keele C.R., Posner M.I. Processing of visual feedback in rapid movements // Journal of Experimental Psychology. 1968. — № 77. — P. 155 — 158.
  204. Kihlstrom J.F. The cognitive unconscious II Science. 1987. — V. 237. — P. 78 — 93.
  205. Kitterle F.L. Psychophysics of lateral tachistoscopic presentation // Brain and Cogn. 1986. — V. 5. — № 2. — P. 131 -162.
  206. Klapp S.T. Feedback versus motor programming in the control of aimed movements II J. Exp. Psychol.: Human Percept, and Perform. 1975. — V. 104. — P. 147- 153.
  207. Knowles W.B., Garvey W.D., Newlin E.P. The effect of speed and load on display-control relatonship // J. Exp. Psychol. 1953. — V. 46. — P. 65 — 75.
  208. Laming D. Some principles of sensory analysis И Psychol.Rev. 1985. -V. 92. — № 4. — P. 462 — 480.
  209. Lappin J.S. Attention in the identification of stimuli in complex visual display // Journal of Experimental Psychology. 1967. — № 75. — P. 321 — 328.
  210. Laszlo J.I., Livesey J.P. Task complexity, accuracy and reaction time // J. Mot. Behav. 1977. — V. 9. — № 2. — P. 171 -177.
  211. Marill T. The psychological refractory phase // Brit. J. Psychol. 1957. -V. 48. — P. 93 — 97.
  212. Marteniuk R.G. Information processing in motor skills. New York, 1976.-256 p.
  213. McClelland J.L. On the time-relations of mental processes: An examenation of processes in cascade // Psychological Review. 1979. — V. 86. — P. 287 — 330.
  214. Moray N. Mental workload: Its theory and measurement. N.Y., 1979.208 p.
  215. Navon D., Gopher D. On the economy of the human processing system // Psychological Review. 1979. — V. 86. — P. 254 — 255.
  216. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y., 1967. — 336 p.
  217. Newell K.M., McGinnis P.M. Kinematic information feedback for skilled performance // Hum.Learning. 1985. — V. 4. — P. 39 — 56.
  218. Norman D., Bobrow D. On data-limited and resourse-limited processing // Journal of Cognitive Psychology. 1975. — № 7. — P. 44 — 60.
  219. Oatley K. Perceptions and representations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1978.-320 p.
  220. Pachella R. The use of reaction time measures in information processing research // Human information processing. N.Y., 1974. — P. 216 — 233.
  221. Paine J.W. Information processing theory: Some concepts and methods applied to decision research II Cognitive processes in choice and decision behavior. -N.Y., 1980.-P. 160- 193.
  222. Pascual-Leon J. A matematical model for the transition rule in Piaget’s developmental stages II Acta Psychologica. 1970. — V. 32. — P. 301 — 345.
  223. Pascual-Leon J. Organismic processes for neo-Piagetian theories: A dialectical causal account of cognitive development // International J. Of Psychology. 1987. — V.22. — P. 531 — 570.
  224. Pew R.W. Human perceptual-motor organization // Human information Processing: Tutorials in Performance and Cognition I Ed. B.J.Kantowitz. New York: Erlbaum Associates, 1974. — P. 1 r- 41.
  225. Piaget J., Inhelder B. La psychology de l’enfant. Paris, 1966. — 360 p.
  226. Posner M.I. Chronometric explorations of the mind.- N.Y., 1978.- 224 p.
  227. Poulton E.C. The basis of perceptual anticipation in tracking // British Journal of Psychology. 1952. — № 43. — P. 295 — 302.
  228. Poulton E.C. Tracking skill and manual control. New York, 1974.160 p.
  229. Reynolds C.R., Torrance E.R. Perceived changes in styles of indirect training // J. Creative Behav. 1978. — V. 12. — № 4. — P. 56−71.
  230. Rosh E. Natural categories // Cognitive Psychology. 1973. — V.4. — P. 326 — 350.
  231. Rummelhart D. Human information processing. N.Y., 1977. — 288 p.
  232. Schmidt R.A. A shema theory of discrete motor skill learning // Psychological Review. 1975. — V. 82. — P. 225 — 260.
  233. Smith M.S. Theories of psychological refractory period // Psychol. Bull.- 1967.-V. 67.-P. 202−213.
  234. Smith E. Choice reaction time: Analysis of the major theoretical positions // Psychological Bulletin. 1968. — № 69. — P. 77 -110.
  235. Spearman C. General Intelligence, objectively determined and measured // Amer. J. of Psychology. 1904. — № 15. — P. 201−293.
  236. Stelmach G.E. Information processing in motor learning and control. -New York, 1978.-304 p.
  237. Stelmach G.E., Requin J. Tutorials in motor behavior. Amsterdam, 1980. -240 p.
  238. Swanson J.M., Briggs G.E. Information processing as a function of speed versus accuracy // Journal of Experimental Psychology. 1969. — Y. 81. — № 2.- P. 223 229.
  239. Thomson G.H. The factorial analysis of human ability. London: University of London Press, 1939. — 248 p.
  240. Thorndike E.L. Animal intelligence. N.Y., 1911. — 352 p.
  241. Thurstone L.L. Primary mental abilites. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1938. — 320 p.
  242. Tolman E.C. Purposive behavior in animals and man.- N.Y. 1932.- 416 p.
  243. Treisman A.M. The psychological reality of levels of processing // Levels of processing in human memory / Eds. L.S.Germek, J.M.Craik. Hillsdale, 1979. — P. 203 — 229.
  244. Underwood G. Attention and memory. Oxford, 1976. — 400 p.
  245. Vernon P.E. The Structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965.- 360 p.
  246. Vinacke W. The Psychology of Thinking. N.Y., 1974. — 320 p.
  247. Vince M.A. Rapid response sequences and the psychological refractory period // Brit. J. Psychol. 1949. — V. 40. — P. 23 — 40.
  248. Wallsten T.S. Cognitive processes in choise and decision behavior. -N.Y., 1980.-240 p.
  249. Wechsler D. The Measurement and Apraisal of Adult Intelligence. -Baltimor, 1958. 448 p.
  250. Welford A.T. The psychological refractory period and the timing of high speed performance a review and a theory // Brit. J. Psychol. — 1952. — V. 43.- P. 2−19.
  251. Welford A.T. Single channel operation in the brain II Acta Psychologica. 1967. — № 27. — P. 5 — 21.
  252. Whitalcer L.A., Stacey S. Responce times to left and right directional signals II Human Factors. 1981. — № 23. — P. 447 — 452.
  253. Wickelgren W.A. Speed accuracy tradeoff and information processing dynamics // Acta Psychologica. 1977. — № 41. — P. 67 — 85.
  254. Wickens C.D. Engineering psychology and human performance. -Columbus, 1984. 416 p.
  255. Zelaznik H.N., Shapiro D.C., McColsky D. Effects of a secondary task on the accuracy of single aiming movements II J. Exp. Psychol.: Human percept. And perform. 1981.-V. 7. — P. 1007- 1018.
Заполнить форму текущей работой