«Образ-Я» как фактор развития личности
В соответствии о этой целью были выдвинуты задачи ис— следования^ связь «Образа-Я?' личности с ее ценностными ори-ентациями, на атой основе раскрыть роль „Образа-Я“ в самовоспитании школьников» установить значение «Образа-Я» для процесса профессионального самоопределения старшеклассников" Анализ литературы, а также данные предварительного исследования позволили выдвинуть гипотезу о том, что… Читать ещё >
Содержание
- GLrpвведение.&bdquo
- Глава i. методологические аспекты п? об1ш1ы «образам» в:. истории' w на современном ЭТАПЕ развития психологии. f Г. Исторические корни: проблемы «Образа-Я» в психологии
- ' 2. Категория «Образ-Я"' в советской психологии «
- 3. * Деятельность и общение каж основание развития внутреннего мира личности. 27/
- Глава. ГГ. ДИАЛОГИЧНОСТЬ «0ЕРАЗАЧГ' ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР* ее развития .37/
- ' Г. Диалогичность «Образа-Я'» личности как движущий ' фактор ее^ развития
- 2- Онтогенетический аспект становления «Образа-Я»
- ' 3- Рефлексия как механизм становления «Образа-Я"1 лич-^ ности.. 57/
- Глава III. «ОЕРАЗ-Я"' КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОР- ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
- I. Психологический аспект процесса- самовоспитания школьников
- 2. «Образ-Я» как фактор самовоспитания подростков к юношей .Wt
- 3. «Образ-Я1' и идеалы учащихся в процессе их самовоспитания
- Глава II. «ОЕРАЗ-Я"' И' ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
- ШКОЛЬНИКОВ
- I. Интериоризация идеалов как психологическая основа профессионального самоопределения старшеклассни*ков Сна материале ЦССШ)
- 2. «Образ-Я» как фактор профессионального самоопределения учащихся массовых школ
«Образ-Я» как фактор развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предаетом данного исследования является та роль" которую в мотивационной сфере человека играет его «Образ-Я». ХХУ1 съезд КПСС и июньский пленум ЦК КПСОЕ подчеркнули особую важность вопроса о воспитании личности советского человека. В постановлении ЩС КПСС]" О дальнейшем совершенствовании общего среднего образов вания молодежи и улучшении условий работы общеобразовательно! школы" говорится: «Особое внимание обратить на проведение исследований по таким стержневым направлениям, как: формирование у подрастающих: поколений научного, марксистско-ленинского мировоззрения — методика обучения и воспитания в условиях всеобщего среднего образования. выработка научно-психологических:рекомендаций по проблемам всестороннего развития личности на всех ступенях обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста» .
В решении задач воспитания психологии принадлежит особая роль как науке, которая призвана исследовать закономерности формирования и развития личности* Известно, что успеж воспитания школьников зависит в конечном очете от их самовоспитания-от того, насколько воспитательные воздействия станут достоянием их внутреннего мира. Одним из существенных психологических факторов, обуславливающих формирование личности и характер ее самовоспитания, является ее «Образ-ЯГ. В последние года в психологической литературе «Образу-Я» уделяется большое внимание. Однако специальных: работ, посвященных исследованию этой проблемы, по сути дела нет, в то время как психологическая категория «Образ-Я» широко используется в контексте работ по общей, возрастной и педагогической, а также социальной психологии.
Теоретическое значение работы состоит в том, что в ней были выявлены положения, раскрывающие роль «Образа-Я» как фактора развития личности* В частности раскрывается роль «Образа-Я? в становлении ценностных: ориентаций личности, показывается что идеалы, которые рассматриваются многими исследователями вне их: связи с «Образом-Я», являются важнейшим компонентом этого образа.
Целью исследования являлось раскрытие роли «Образа-Я» как важного внутреннего фактора развития личности;
В соответствии о этой целью были выдвинуты задачи ис— следования^ связь «Образа-Я?' личности с ее ценностными ори-ентациями, на атой основе раскрыть роль „Образа-Я“ в самовоспитании школьников» установить значение «Образа-Я» для процесса профессионального самоопределения старшеклассников" Анализ литературы, а также данные предварительного исследования позволили выдвинуть гипотезу о том, что «Образ-Я» личности формируется в процессе интериоризации личностью системы собственных: социальных взаимосвязей, в особенности общения ¦ «Образ-Я? диалогичен, ибо в нем концентрируются отношения личнооти к себе с разных точек зрения — он активно участвует в формировании целей деятельности личности, начиная! от простые оперативных: целей по овладению определенными навыками и кончая формированием важнейших* жизненных, планов. Наиболее отчетливо целеполагающая функция „Образа-Я“ проявляется в процессе самовоспитания личности».
Методы исследования включали: теоретический анализ литературы по проблемам развития личности, ее самосознания, по> проблеме самовоспитания — включенное наблюдение, анализ педа— гогичеокой документации, беседа, анкетирование, интервью*.
Научная новизна работы состоит в новой методологической интерпретации принципа интериоризации применительно к «Образу-Я» как фактору развития личности. Важным представляется вывод о существенном влиянии «Образа-Я? личности на процесс ее самовоспитания. Анализ функций «Образа-Я» в атом процеасе показал* что «Образ-Я» опосредствует переход воспитания в самовоспитание. Выявлена роль «Образа-ЯР в профессиональном самоопределении школьников. Раскрыт характер влияния идеалов, включаемых в «Образ-Я», на становление нравственной устойчивости личности.
Данные исследования позволяют углубить и расширить знания о характере и закономерностях: становления личности. ИЬатому материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания общей, а также возрастной и педагогической психолог ги^. Выделенные в работе психологические закономерности самовоспитания подростков и юношей могут способствовать оптимизации воспитательного процесса в школе и ЖГУ/ и лечь в основу рекомендаций для учителей и воспитателей.
Апробация. Штериал исследования обсуждался на заседаниях лаборатории теоретических: проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, на педсоветах: интерната ЦрСМШ, на заседаниях: кафедры психологии МОПИ: им. Е. К. Крупской, а также использовался при чтении курсов общей, возрастной и педагогической поихологий.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех: глав, заключения и списка использованной литературы^.
1. Маркс К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Срч.&bdquo- 2-е изд., т.23.
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс ш. Ш) ч." 2-е изд., т. З, с. 1−4.
3. Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981. — 285 с.
4. Постановление ЦК КПССи Совета Министров СССР" «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении работы общеобразовательной школы». — «Правда», 1984, 29 апреля.
5. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. КГ., Наука, 1973,. -288 с.
6. Авдеева Н. Н. Развитие представления о самом себе у ребенка от рождения до семи лет. — В кн.: Воспитание, обучение: и психическое развитие. М., 1977, с.29−31.
7. Амонашвили ИГ.А. Здравствуйте дети! — М., Просвещение, 1983, 208 с.
8. Батищев Г. С5. Деятельностная сущность человека каш философский принцип. — В: кн.: Проблема человека в современной философии. 1969, с. 73−144.
9. Бахтин Ж. Ж, Проблемы поатики Достоевского. Ж., Сов. Россия, 1979, — 318 с.
10. Бахтин W.W. Эстетика литературного творчества. -М" ., Искусство, 1979. 423 с.
11. Библер В. С* Внутренняя речь в понимании Л.&*Выгот-ского. — Вкн-: Научное творчество Л.?"Выготского и современная психология. КС., 1981, с- 14−20.
12. Биксон Г. Куда исчезли почемучки? Учит.газ., — 1982, 22 мая.
13. Бобнева М. Н. Нормы общения и внутренний мир личности. В кн.: Проблема общения в психологии. ШГ., 1981, с.241−264.
14. Богомолова Н. Н., Пётровская I.A. Социально-психологи— ческий тренинг и познание человеком самого себя. — В кн-.: Личность в системе коллективных отношений. Тёз.докл.Всес.конф. — М.,. 1980, с". 33−34.
15. Бодалев А. А. Общение и формирование личности. —В кн.: Социальная психология личности, 1974, с. 2−23.
16. Бодалев АД. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.'., ЛГУ, 1970, -135 с.
17. Бокович it. ft. Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности. — В кн.: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. BE., 1981, с. IQ-I3.
18. Бокович Д.РГ. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, — 1966. -463 с.
19. Бокович Л. И1.-, Ендовицкая Т. Н., Славина JF.C. Цель и намерение и их побудительная сила. — Вкн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 180−190.
20. Бондаревская В. В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшего школьника. Советская педагог-гика, 19Ш, Я" I, с.42−49.
21. Боришевский 1.Е. Взаимосвязь оценки другого человека и самооценки личности. —Вкн.г Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Тез.докл.Всес.лонф. — Краснодар, 1975, с. 171.
22. Боришевский М. Н. Влияние позиции подросткана саморегуляцию поведения.-Вопросы психологии, 1972,115, с.121−128.
23. Б^еслав Г. А. О формах эмоциональной регуляции в условиях нравственного конфликта. —В кн.: Актуальные проблемы формирования и воспитания активности. Тез.докл.Всес.конф. Рига, 1979, с. 88−89.
24. Буева Л.IF. социальная среда и сознание личности. -Ж.,.- МГУ, 1968,. —268 с.
25. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. MV, Мысль, 1978. -216 с.
26. Варьюн Я., Варьюн С. К вопросу о раннихпредпосылках развития творческихспособностей. — Вкн.: Социально-психоло—гические вопросы педагогического воздействия. Таллин, 1976, с. 54−56.
27. Вербова В. К. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников. Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1972. 20 е. — В надзаг. НИИ общей педагогики АПН: СССР'.
28. Вервднская Н. Н. Самовоспитание как средство преодоления недостатков младших подростков. — В кн.: Вопросы самообразования и самовоспитания. Рязань, 1975, е. 199−208.
29. Выготский Л.&-. Мышление и речь. -М.-Л., СЬцакгиз, 1934. -324 с.
30. Выготский Л. С:. Развитие высших психических функций. -М., АПН, I960. 500 с.
31. Вундт В.
Введение
в психологию. -М., Космос, 1912. —152 е.
32. Гаврилюк В. В. Самопознание как фактор нравственного самовоспитания. В кн.: Актуальные проблемы развития, личности. Томск, 1975, с. 190−192.
33. Бэлус А. И. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980, с* 15−22.
34. Гйбш Г., Форверг ВТ.
Введение
в марксистскую социальную психологию. М., Прогресс, 1972. — 296 с.
35. Еладун Г. И. Влияние учебной деятельности на формирование «Образа-Я» 'у младших школьников. В кн.: Психология учебной деятельности школьников. Тез.докл.Всес.конф. — М., 1982,. е. 16-Г7.
36. Г’орфункель П. Л. Принцип единства сознания и деятельности. Ижевск, УГУ, 1975. —21 с.
37. Гришанова З.й. Конкретизация как форма присвоения, нравственного идеала. — В: кн.: Некоторые актуальные психологические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. Тез. докл.ВЪеслсонф. М., 1976, с. 95−100.
38. Гришанова 3.U. 0' нравственных идеалах: старшекласони-ков. Кишинев, Штиинца, 1979. — ПВ с.
39. Гришин Д. М., Колдунов ff.IT. Руководство самовоспитанием: школьников. — ИГ., Просвещение, 1975. 176 с.
40. Гусев д. Допуск в сокровенное. —Учит.газ., 1980, 30 декабря.47. гуткина ff.Hi. О психологической природе рефлексивных ожиданий. — В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тез.докл.ВЬес.конф, -1., 1980, с. 130−131.
41. Гуткина Н.й. Развитие личностной рефлексии в учебной деятельности. — В кн.: Психология учебной деятельности школьников. Тез.докл.Всес.конф. -1., 1982, с. 21.
42. Давыдов В. В. Категория деятельности и психического* отражения в теории А. Н" .Леонтьева. -Вестн.МГУ, сер. Психология, 1979, 14, е. 25−41.
43. Давыдов В .В'., Радзиховский JL.A. Методологический анализ категории деятельности. —Вопросы психологии, 1980, 14, с. 167−170.
44. Давыдов В. В-, Радзиховский JL.A. Проблема идеального в творчестве Л. С. Выготского. В: кн.: Научное творчество JL.GT. Выготского и современная психология. Ж., 1981, с.50−55.
45. Джемс У. Психология. СПб., Космос, 1911. — 235 с.
46. Дильтей. В. Описательная психология. Mi., Русский книжник, 1924. — П8 е.
47. Димитров И. Т. Связь особенностей образа самого сех5я у дошкольников с типом их целостной деятельности. В кн.: Исследования по проблеме возрастной и педагогической психологии. -ВТ., 1980, с. 139—159.
48. Епифанцева А. И. Перспективы школьников и иж формирование в процессе обучения и воспитания. Автореф.дио.. канд. пед.наук. — Иркутск, 1975. —23 с. В надзаг.: Иркут.гос. ун-т им Л. А. Жданова.
49. Жучева Е. Н. Взаимодействие учителей и учащихся в учебно-воспитательном процессе. —В кн.: Психология учебной деятельности школьников. Тёз.докл.Всес.конф. — К., 1982, с. 294.
50. Запорожец A.B., Велинщский Б. М. Предисловие. В кн.:. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979, с. 3−27.
51. Золотухина-Аболина Е. В. Понятие философской рефлекс сии. Философские науки, 1979, 16, с. 59−67.
52. Зосимовский А. В. Управление конфликтными ситуациями в целях, нравственного воспитания. В кн.: Проблемы управления процессом воспитания. М'., 1971, с. 98.-I0I.
53. Иванов В.ЕС. Человеческая деятельность — познаниеискусство. Киев, Наукова думка, 1977. — 251 с.
54. Идеал. Философская энциклопедия. М, I960, т.2, с. 195−204.
55. Ильенков Э. В. Проблема идеального. — Вопросы философии, 1979, Ж 6, с.124−140 — 1& 7, с. 146−158.68.'Ионин Jt.r. Понимающая социология. Ж., Наука, 1979. 204 с.
56. Кабиров Ф. З. Влияние уровня достижений в учебно-производственной деятельности на устойчивость профессиональных намерений учащихся ПШУ. Автореф.дис.. канд.психг.наук. -If., 1984. — 19 с. В надзаг.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СШР.
57. Каганов JL.G. Гуманистическая психология. — Вопросы философии, 1974, Ж 5, с. 147−154.
58. Казакина М. Г. Феномен сосуществования идеалов у воспитанников как проявление взаимодействия с личностью воспитателя. — Вкн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Kf., 1980, cv.
59. Кемеров В. Е. Проблемы личности: методология исследования и жизненный смысл. -1., Политиздат, 1977. 246 с^.
60. Ковалев Л. Г. Самовоспитание школьников. -М., Просвещение, 1937. 159 с.
61. Ковалев Л. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самов ос питания. Л., Л1У, 1958. — 90 с.
62. Кондратьева С. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. В кн.: Психология личностного познания. М., 1981″ с. 158-Г74.
63. Конникова Т. Е. Проблема методов нравственного воспитания школьников. Советская педагогика, 1975,? I, с.26−30.
64. Конникова Т. Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников. В кн.: Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л., 1975, с. 4−20.
65. Кочетов А. И. О возможностях самов ос питания. Народное образование, 1954, JS 10, с. 49−54.
66. Кочетов A.IT. Педагогические основы самовоспитания. -М., Знание, 1974. 64 с. У85. Кузнецов О. Н., Лебедев Н. И. Личность в одиночестве. -Вопросы философии, 1971, Ж7, с. БГ4−125.
67. Куликов В. Н. Проблемы психологического самовоздействия.— Вкн.: Проблемы психологического воздействия. Иваново, 1979, с. 5−19.
68. Кухарчук А. М'., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Нйнск, Народная асвета, 1976. 128 с.
69. Кухарчук A.M. Самооценки учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения. Автореф.дис.. канд.псих.наук. Минск, 1973. — 23 с. — В надзаг. Мин.гос. пед. ин-т им .А. М. Горького.
70. Кушелевский Э. С. ЕЬгатство взаимоотношений учителейи учащихся, их зависимость от культуры труда учителя. В кн.: Учитель — ученик. Тамбов, 1969, с.
71. Лебедева В. Л. Проблема руководства жизненным самоопределением старшеклассников. Автореф.дис.. канд. пе:д.наук.- М., 1974. 22 с. В надзаг.: НИИ общей педагогики АШ СС (Ж>.
72. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М:., Политиздат, 1977. -246 с.
73. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. -КГ., Политиздат, 1975. 304 с.
74. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., МГУ, 1981. 584 с .
75. Лисина ВТ.IT. Общение детей с взрослыми и сверстника ми. Общее и разное. В кн.: Исследования по проблемамвозрастной и педагогической психологии., 1., 1980, с. 3−32.
76. Лисина Ж.IF. О механизмах смены ведущей деятельностиу детей в первые 7 лет жизни. — В кн.: Проблема периодизации психики в онтогенезе., Ж., 1976, с.5−8.
77. Лисина Ж. И., Гйлигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками. Вкн.: Исследог-вания по проблемам возрастной и педагогической психологии. Ж., 1980, с. 55−78.
78. Логинова Н. Им снятся самолеты. — Лит.газ., 1984, 26 января.
79. Лозоцева В. В. К вопросу об изучении образцов подростка. — В кн.: Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Тез.докл.Всес.конф. —Краснодар, 1975, с. 202−204.
80. Ломов Б. Ф-. К проблеме деятельности в психологии. — ПЬихологический журнал, 1981, т.2, Ж 5, с. 3−22.Ю2. Ломов В. Ф. Проблема общения в психологии. — В: кн.: Проблема общения в психологии. Ж., 1981, с.3−23.
81. Михайлов f.T. Нравственное воспитание воспитание личности. — Si кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 197.7, е. 5−29.
82. Наумова Н. Ф. 0 системном описании целенаправленного поведения человека. В кн.: Системные исследования: Методолог, пробл. Ежегодник, 1979. — М:.* 1980, с.24−32.
83. Наумова Н. Ф. Проблема человека в социологии. Вопросы философии, 1971, Ш 7, с.7−14.Пб. Непомнящая Н.№. О, методе системного изучения психического развития детей. Вопросы психологии, 1973, 6, с. 86−95.
84. Непомнящая Н. И. Роль дошкольного возраста в психическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание, 1979, .? 7, с. 42−45.
85. Николаичев Б, 0. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. -М., МЕУ, 1976. 96 с.
86. Опыт системного исследования психики ребенка. Под ред. Н. И. Непомнящей. М. Педагогика, 1975. — 231 с.
87. Психологические особенности самосознания подростка. Под ред. М. Н. Боришевского. Киев, Вища школа, 1980. — 168 с.
88. Психология межличностного познания. М., Педагогика, 1981. — 223 с.
89. Прихожан А.ВТ. Анализ содержания «Образа-Я» 'в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната. — В' кн.: Возрастные особенности психологического развития детей., Ж., 1982, с.137−158.
90. Прихожан A.M. К проблеме исследования самооценки: личности. В кн.: Личность в системе коллективных отношений. Тез.докл.Всес.конф. -М., 1980, с.138−139.
91. Прихожан A.M. Формирование самосознания и нравственное развитие личности в подростковом возрасте. — В кн.: Нормирование всесторонне развитой личности и обеспечение единства идейно-политического, нравственного и трудового воспитания. Ж., 1978, с.69−71.
92. Рейковский Я. Щюсоциальная активность и понятие собственного «Я'. — Вестник МГУ, сер. Психология, 1981, $ I, с. 14т22.
93. Родионова Б. А. Общение как условие развития личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. Ж., 1981, с. 177−197.
94. ЕОзен Г. Я. Взаимосвязь между самопознанием и позна- • нием другого человека. В, кн.: Теоретические и прикладные проблемы познания между людьми друг друга. Тез.докл.Всес.конф. -Ж.* 1979., с. 28−29.
95. Роик В. Полпред великих. Учит.газ., 1980, 3 апрелям.
96. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М., АН СССР5,. 1957., 328 с.
97. Рубинштейн С:.Л. Проблемы общей психологии. КГ., педагогика, 1981. — 423 с.
98. Еувинский Л. Й1. Воспитание и самовоспитание школьников. — 1., Просвещение, 1969. -182 а.
99. Рувинский Л. PL, Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. — М., Просвещение, 1982. 143 с.
100. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Самооценка, какфактор самовоспитания. — В кн.: Проблема управления процессом воспитания. М7., 1971, с. I21-I24.
101. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотнесения. ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. — В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. ЮГ., 1971, с. 81−111.
102. СапоЕНИкова Л. С^ 0 потребности подростков в общении и их нравственное поведение. — В кн.: Социогенные потребности. Тбилиси, 1974, с.88−94.
103. С&погкникова Л.©-. Формирование у подростков стремления к самовоспитанию-. Советская педагогика, 1967, Лг 5,. с. 108−115.
104. Славина Л. С. Роль поставленной перед: ребенком, целии образование им самим намерения как мотив деятельности школьника. — В'кн.: Изучение мотивации детей и подростков. М" ., 1972; с" 258−269.
105. Сильвестру А.ЕГ. Основные факторы развития образшсамого себя у дошкольников. В кн": Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Ж., 1980, с. ПЭ— 139″.
106. Сильвестру А. И. Воль индивидуального опыта и опыта, общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях. — Б. кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. Ж., 1976, с.85−8?.
107. Смирнова В. О. Связь самооценки с деятельность©и формами общения у дошкольников. — В-кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. Ж., 1976, с. W-QО.
108. Соковнин В. Ж. Интракоммуникативные аспекты социализации личности. — Вкн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 137−140.
109. Соколов З. В. Культура и личность. ЛЬ., Наука,. 1972. — 228 с.
110. Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание. -Советская педагогика, 1965, Ж 12, с. 34−45.
111. Тайчинов Ж. Г. Воспитание и самовоспитание школьников. — Ж.-, Просвещение, 1982. 160 с.
112. Татенко В. А. Анализ процесса социализации личности. -Киев, Знание, 1976. 17 с.
113. Титченер Э. Б. Учебник психологии. — Спб., Мйр: 1914. 154. ч".
114. Толстых Ж. Н. Изучение некоторыхмеханизмов целенаправленной деятельности в подростковом и юношеском возрастемВ кн.: Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980, с Л61−164.
115. Тонков Е. В. Перспектива как средство управленияпроцессом воспитания и самовоспитания. — В. кн.: Проблемы управления процессом воспитания. ЕГ., 1971, с.82−87.
116. Фрейд 3. ПЬихология масс и анализ человеческого «Я» .1., Современные проблемы, 1925. 98 с.
117. Фрейд 3. Я и OHO. -l.t Cicada. mi* 1924. 63 а.
118. Чечерский В. Абсолютная человечность. Учит.газ., 1980, 4 мая.
119. Честных 10.П. Право быть старшим другом. Учит., газ., 1980,. 3 января.1S3. Чудновский В'.Э. Мировоззрение как основа устойчивости личности. — В: кн. г Психология учебной деятельности школьников. Тез.докл.Всес.конф. — И., 1982,. с. 83−84.
120. Чудновский В. Э. 0 некоторых итогах изучения проблемы нравственной устойчивости личности школьника. В кн.: Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976, с. 91−95.
121. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., Педагогика, 1981. — 93 с.
122. Шадская Э. Мальчик или подросток. -Учит.газ., 1980, 15 января.
123. Щерозия А. Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Тбилиси, Мецниереба, 1973, т.2. — 479 с.
124. Шибутани Т. Социальная психология. М., Прогресс, 1969. — 535 с.
125. Шихирев П. П. Современная социальная психология США.- М., Наука, 1979. 229 с.
126. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978. — 304 с.
127. Якобсон П. М. Эмоциональный фактор в нравственном воспитании и управлении им. В кн.: Управление процессом нравственного воспитания. М., 1979, с. 63−72.
128. Ярошевский М. Г. Экзистенциальная психология и проблема личности. Вопросы психологии, 1973, № 6, с. 25−37.
129. Ярошевский Т. Проблема личности в трудах К.Маркса.- Вопросы философии, 1970, № 9, с. 38−49.
130. Allport G-.W. Personality. A psychological interpretation. New-York: Holt, 1947. — 588 p.
131. Blumer H. Sociological implications of the thought of G.H. Mead. American Journal of Sociology, 1966, vol. 71, N 5, p. 53−69.176* Brown R. Social psychology. N-l. -London: The Free Press, 1965. — 785 p.
132. Fromm E. Man for himself. London: Ronitledge, 1967. — 254 p.
133. Gergen K.Y. Personality and Social behavior.- Reading (Mass.)? 1970. 228 p.
134. Maslow Л.Н. The father reaches of human nature. -N.Y.: Viking Press, 1971. 4−28 p.
135. Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y. Harner, 1954, -411 p.
136. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago: The univ. of Chicago press, 1934. — 442 p.
137. Mead G.H. The philosophy of the act. Chicago: The univ. of Chicago press, 1950. — 696 p.
138. Mead G.H. The philosophy of the present.- Chicago, London, 1932. — 518 p.
139. Murrey H.A. The study of lives. N.Y., 1963. 442 p.
140. Schutz A. Reflections on the problem of relevance.- New-Haven-London: Yale univ. Press, 1970″ 186 p.
141. Stern W. General psychology from the perso-nalistic standpoint. N.Y.: Macmillan, 193 8. — 288 p.